Большой десантный вертолетоносец типа лавина. «Катран» уйдет в «Лавину» – какие вертолетоносцы построит Россия

На выставке «Армия-2015» в Алабино специалисты Невского проектно-конструкторского бюро продемонстрировали макет корабля, который, судя по сообщениям источников в ОПК, заменит вертолетоносцы типа «Мистраль». Представленный проект оказался достаточно неожиданным. Прогнозировалось сходство с голландскими десантными кораблями типа «Роттердам». Но если российский корабль и схож с ними, то лишь своими техническими характеристиками. Архитектура совершенно другая.

Упомянутые характеристики нового вертолетоносца пока не позволяют сделать окончательные выводы относительно его возможностей и места в составе флота. Сообщалось, что проект «Прибой» предполагает постройку корабля длиной 165 метров, шириной (по полетной палубе) 25 метров, способного перевозить до 600 человек десанта и до 40-60 единиц автомобильной и бронетанковой техники.

Авиагруппа - восемь вертолетов, причем на представленном макете размещены не только боевые Ка-52 и транспортно-десантные Ка-29, но и вертолеты Ка-27 непонятной модификации (поисково-спасательной либо противолодочной). Говорит ли это о возможной дополнительной специализации «Прибоя» как корабля противолодочной обороны, неясно: требуется дополнительная информация о предполагаемых ходовых качествах и оборудовании.

Непонятны пока и перспективы «Прибоя» как корабля управления, что было одной из самых интересных флоту особенностей «Мистраля». Чтобы прояснить этот вопрос, нужно знать возможности боевой информационно-управляющей системы, которую предполагается установить на «Прибой».

Еще в период обсуждения закупки «Мистралей» сообщалось об интересе, проявленном ВМФ России к голландским десантным вертолетоносцам типа «Роттердам» и «Йохан де Витт». Об этом, в частности, в интервью радиостанции «Голос России» упоминал начальник департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации Анатолий Шлемов.

Впоследствии высказывались и представители ВМФ, прямо не называвшие прототип, однако озвучивавшие предполагаемые характеристики, удивительно схожие с голландским проектом. И все же продемонстрированный на «Армии-2015» макет оказался не слишком похож на творение верфи Damen Shelde Naval Shipbuilding.

Судя по макету, вертолетоносец проекта «Прибой», как и «Мистраль», получит классическую авианосную архитектуру со сквозной полетной палубой и сдвинутой к правому борту надстройкой-«островом». У «Роттердама» и «Йохана де Витта» кормовая полетная палуба и сдвинутая в нос надстройка с размещенным в ней ангаром для вертолетной техники.

Голландский вариант архитектуры позволяет удешевить корабль в постройке, уменьшив его водоизмещение за счет сокращения объема и веса конструкций, приходящихся на ангарную палубу в кораблях типа «Мистраль» и других схожих с ним. Кроме того, исчезает необходимость в массивных и дорогостоящих подъемниках: вертолеты просто выкатываются из ангара в надстройке на полетную палубу, расположенную на том же уровне.

Вместе с тем такое решение имеет и недостатки. В первую очередь это сокращение численности авиагруппы в силу ограниченности объема ангара в надстройке (по сравнению с подпалубным) и уменьшения площади собственно полетной палубы, не позволяющей принимать более 3-4 вертолетов одновременно.

Судя по облику «Прибоя», российские проектировщики попытались найти компромисс между стоимостью корабля и его возможностями. Они прибегли к решению, схожему с тем, что применили в Японии при создании вертолетоносцев типа «Осуми».

Расположение ворот док-камеры на «Прибое» говорит о сравнительно небольшом пространстве между полетной палубой и док-камерой, в котором, судя по всему, невозможно уместить ангар (так же, как и на «Осуми»). Однако, японский вертолетоносец оснащен подъемниками, позволяющими размещать ограниченное число вертолетов (2-3 машины) на грузовой палубе в носовой части корабля, там же, где размещается автотранспорт и бронетехника перед погрузкой на десантные катера в док-камере в корме. На УДК же классической архитектуры ангарная и грузовая палубы разделены.

Это решение, хотя и ограничивает численность авиагруппы (корабль может нести не более 6-8 вертолетов, при этом большая часть из них постоянно находится на палубе, периодически перемещаясь вниз на обслуживание и мелкий ремонт), позволяет одновременно поднять в воздух те же 6 машин, что и на более крупном «Мистрале». При этом «Прибой» должен обладать не меньшими возможностями по доставке техники и людей на берег с помощью катеров.

Таким образом, предложенный вариант вертолетоносца представляет собой некий синтез решений из изученных российскими специалистами проектов. Действительно, он соответствует по характеристикам голландским ДВКД, но превосходит их по возможностям ведения летных операций.

С учетом того, что, скорее всего, как и большинство современных десантных кораблей, «Прибой» будет строиться по нормам живучести коммерческого судостроения, проект можно реализовать относительно быстро и сравнительно недорого. Названные представителями ВМФ сроки (закладка в 2016 году и ввод в строй головного до 2020 года) представляются вполне реалистичными. Последний неясный вопрос - количество этих кораблей в госпрограмме вооружения.

Анатолий Шлемов озвучил шесть-восемь единиц, и если это так, то в сочетании с аналогичным числом БДК типа «Иван Грен» «Прибои» позволят, во-первых, полностью обновить десантные силы ВМФ, во-вторых, резко повысить их экспедиционные возможности и, в-третьих, расширить опыт эксплуатации палубной авиации и управления ее действиями. Последнее жизненно необходимо в том случае, если ВМФ всерьез намерен строить новый авианосец.

Проходящий в Санкт-Петербурге Международный военно-морской салон стал источником важнейших новостей в отечественной кораблестроительной отрасли. Представитель командования ВМФ России анонсировал планы по строительству двух вертолётоносцев и одного авианосца.

На замену «Мистралям»

С 2015 года в России не утихают дискуссии по поводу необходимости замены французских вертолётоносцев типа «Мистраль», которые Париж отказался отдавать Москве под предлогом «агрессивной политики Кремля». В результате два корабля-дока без вооружений и вертолётов были переданы Египту.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что сохранявшаяся два года интрига разрешилась. Заместитель командующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук подтвердил, что строительство двух УДК «Прибой» вошло в государственную программу вооружения (ГПВ) на 2018—2025 годы.

  • Макет десантного корабля «Прибой»
  • РИА Новости
  • Александр Вильф

25 мая 2017 года заместитель министра обороны Юрий Борисов рассказал журналистам, что в ГПВ до 2025 года (которая пока находится в стадии обсуждения) были включены два вертолётоносца. При этом он не уточнил, о каком проекте идёт речь.

28 июня в интервью ТАСС вице-президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Игорь Пономарёв сообщил, что корабли типа «Прибой» будут возводиться на мощностях двух петербургских предприятий — «Северная верфь» и «Балтийский завод», а также на «Севмаше» (Архангельская область).

«Прибой» впервые был представлен на международном форуме «Армия-2015». В Минобороны РФ заявили, что проект может стать альтернативой французским кораблям. «На «Прибое» всё будет отечественным: и десантно-высадочные средства, и авиакрыло, и оружейные системы», — говорилось в сообщении ведомства.

Водоизмещение УДК составит 14 тыс. тонн при осадке 5 метров. Предельная скорость корабля — 20 узлов (крейсерская — 15-16 узлов), дальность плавания — 6 тыс. морских миль (11 тыс. км), автономность похода — 60 суток. Держать противовоздушную оборону «Прибоя» будет зенитный комплекс морского базирования «Панцирь-М».

На палубе «Прибоя» будут размещены до 8 противолодочных и десантно-высадочных вертолётов Ка-27 и Ка-52K. Также универсальный корабль сможет нести на борту четыре десантных катера проекта 11770М «Серна» и два десантных катера «Мурена» проекта 12061М.

Предполагается, что «Прибой» будет вмещать около 500 десантников и до 60 единиц различной военной техники, включая 20—30 танков. Автором проекта является Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ).

Возросшая потребность

«Прибой», как и любой другой современный универсальный десантный корабль, будет выполнять самый широкий спектр задач. В условиях современной войны УДК является незаменимым морским транспортом, кораблём управления и средством патрулирования дальней морской и океанской зоны.

Появление двух «Прибоев» значительно усилит экспедиционные возможности ВМФ России. Потребность в дальних боевых походах объективно выросла в связи с началом сирийской операции и созданием новых баз на Дальнем Востоке.

Отечественные УДК должны стать полноценной альтернативой французским вертолётоносцам «Севастополь» и «Владивосток», которые Россия так и не получила от Франции. Между тем в экспертной среде бытует мнение, что двух кораблей подобно класса всё же недостаточно.

  • Корабль-вертолётоносец «Мистраль»
  • Yannick Le Bris / Wikimedia Commons

В середине июня 2015 года начальник департамента Гособоронзаказа ОСК Анатолий Шлемов заявил, что России необходимы 6—8 вертолётоносцев. Два года назад Минобороны оценило потребности ВМФ как минимум в четыре «Прибоя», правда, в ведомстве не указали сроки их строительства.

На данный момент известно, что до 2025 года ВМФ получит два УДК. Реализация проекта «Прибой» будет сложной задачей для российских корабелов, которые никогда не строили суда подобного класса. (В советские годы все авианесущие корабли строились на Черноморском заводе в украинском Николаеве. — RT ).

Однако российские верфи получили большой опыт, работая в кооперации с французской корпорацией Chantiers de l’Atlantique, которая строила для ВМФ «Мистрали». Отечественные предприятия выполняли часть сборочных работ, а инженеры имели возможность наблюдать за строительством кораблей на верфях Франции.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский в беседе с RT предположил, что на строительство двух «Прибоев» уйдёт не менее 5 лет. Стоимость контракта с ОСК, по его мнению, составит примерно $1 млрд (без учёта вертолетной техники и вооружений).

В целом затраты на отечественные УДК будут сопоставимы с деньгами, которые были выплачены Chantiers de l’Atlantique. Напомним, что французская корпорация получила от Минобороны РФ $1,2 млрд. Вооружение, вертолёты и часть оборудования производились на российских предприятиях — это было одним из ключевых условий контракта.

Чистый авианосец

Помимо вертолётоносцев, обеспечить прочное присутствие ВМФ в акватории Мирового океана призван многоцелевой авианосец проекта 23000 «Шторм». Впервые данный проект был продемонстрирован в закрытом режиме в июле 2013 года. Его разработчиком является Крыловский государственный научно-исследовательский центр (КГНЦ).

В настоящее время Россия обладает одним авианосцем — «Адмирал Кузнецов» (проект 1143.5), который был спущен на воду в 1987 году. Однако корабль относится к классу авианесущих крейсеров и не является чистым авианосцем.

Для сравнения: на палубе «Шторма» могут размещаться 80—90 единиц авиатехники, а на палубе «Адмирала Кузнецова» — не более 52 самолётов и вертолётов.

«Шторм» будет значительно превосходить по габаритам авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Водоизмещение корабля составит 90—100 тыс. тонн (против 50—60 тыс. тонн), длина — 330 м (против 270 м), ширина по ватерлинии — 40 м (против 33 м).

Важной особенностью «Шторма» станет атомная энергетическая установка, которая предоставляет судну практически неограниченную автономность передвижения.

На «Кузнецове» силовая установка работает на мазуте. С одной стороны, она повышает выживаемость корабля, с другой — негативно влияет на скорость и дальность хода.

На проходящем в Петербурге военно-морском салоне замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что контракт на строительство авианосца планируется подписать к концу 2025 года. При этом он не назвал верфи, которые будут участвовать в реализации проекта.

По информации зарубежных СМИ, командование ВМФ России в перспективе рассчитывает получить как минимум два «Шторма». Строительство головного крейсера обойдётся в $6,2 млрд (без учёта авиации и вооружений), второй корабль будет стоить дешевле.

Грандиозная задача

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский обратил внимание, что появление трёх авианесущих кораблей в составе ВМФ потребует строительства боевых кораблей первого и второго ранга (водоизмещением свыше 3 и 4 тыс. тонн).

Эксперт полагает, что сопровождать вертолётоносцы и авианосцы в походах, вероятно, будут эсминцы проекта 23560 «Лидер».

«Для сопровождения одного авианесущего корабля требуется 4-5 фрегатов или корветов и одна подводная лодка. «Лидер» бы эти задачи однозначно решил, но войдёт ли этот проект в ГПВ до 2025 года, пока неясно», — констатировал Мураховский.

Вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что проект эскадренных миноносцев будет разрабатываться на Северном проектно-конструкторское бюро (Петербург). Однако сроки начала производства заместитель командующего ВМФ России не сообщил.

  • Крейсер «Адмирал Кузнецов»
  • РИА Новости

В свою очередь, Виктор Мураховский надеется, что в перспективе ВМФ России обретёт порядка четырёх УДК типа «Прибой», как планировало Минобороны в 2015 году: «Вертолётоносцы важны для РФ в первую очередь для снабжения всем необходимым эксклавов и отдалённых баз. Поэтому нам понадобятся два корабля в Тихом океане и один — на Балтике. И ещё один УДК должен дежурить в Чёрном или Средиземном море».

«Реализация подобных проектов потребует масштабных расходов. Нельзя сбрасывать со счетов стоимость авиакрыла, оборудования, материальные и временные затраты на подготовку лётчиков и моряков. Это грандиозная задача в текущих условиях. Наверное, мы справимся, но делать далеко идущих выводов сегодня я бы не стал», — резюмировал Мураховский.

Крыловский государственный научный центр разработал проект универсального десантного корабля «Лавина» на замену вертолетоносцам типа «Мистраль». Об этом РИА Новости сообщил высокопоставленный представитель военно-промышленного комплекса. «В ЦНИИ имени Крылова разработан альтернативный “Мистралям” проект вертолетоносца “Лавина” водоизмещением 24 тысячи тонн, еще большим, чем французский корабль », — сказал собеседник агентства. Корабль по типу архитектуры будет полутримараном (??? вот названьице-то... почти что "недоперепил":)) ...

Его дальность плавания составит 5 тысяч миль на скорости 18 узлов, максимальная скорость — 22 узла, экипаж достигнет 320 человек. Корабль сможет перевозить до 500 морских пехотинцев или 50 единиц бронетехники. По словам источника, проект предусматривает базирование 16 вертолетов, в их числе противолодочные и поисково-спасательные Ка-27, транспортно-боевые Ка-29 и ударные Ка-52К. Предполагается также иметь на борту шесть десантных катеров проекта 11770 «Серна» или шесть десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор». Корабль будет вооружен артустановками АК-176М и АК-630М-2 «Дуэт» и морскими зенитными комплексами «Панцирь-М».


Ранее отмечалось, что Невское проектно-конструкторское бюро также разработало проект десантного корабля «Прибой» водоизмещением 14 тысяч тонн, который может стать альтернативой французским «Мистралям». Корабль несет восемь вертолетов на борту и может перевозить до 500 морских пехотинцев или 40-60 единиц бронетехники. В декабре 2014 года источники «Ленты.ру» в оборонной промышленности заявляли, что новый десантный корабль для ВМФ должен приблизительно соответствовать основным параметрам голландских универсальных десантных кораблей типа «Роттердам» или «Йохан де Витт», выбранных в качестве образца. Те имеют водоизмещение 14-16 тысяч тонн, перевозят до 500-600 морских пехотинцев и несут на борту шесть вертолетов и набор плавучих десантно-высадочных средств.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ-ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ «ЛАВИНА». В рамках проходящего в Подмосковье военно-технического форума «Армия-2015″ 19 июня 2015 года был презентован проект универсального десантного корабля-вертолетоносца «Лавина». Крыловский государственный научный центр создал проект универсального десантного корабля-вертолетоносца «Лавина» водоизмещением 24 тыс. тонн в качестве альтернативы французскому Mistral. Будущий корабль по своему архитектурно-конструкторскому типу будет полутримараном с дальностью плавания 5 тыс. миль при 18 узлах, максимальной скоростью 22 узла, экипажем 320 человек, десантовместимостью 500 человек или 50 бронетранспортеров, отметил он.


Проект предусматривает базирование 16 вертолетов: многоцелевых Ка-27, транспортно-боевых Ка-29 и ударных Ка-52К, а также шести десантных катеров проекта 11770 «Серна» или шести десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор». Согласно проекту, корабль будет вооружен артустановками АК-176М и типа «Пальма» и морскими зенитными комплексами «Панцирь-МЕ». Одновременно на форуме «Армия-2015″ была представлена информация по УДК «Прибой». Проект «Прибой» универсального десантного корабля разработан ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро». Универсальный десантный корабль «Прибой» будет иметь водоизмещение 14 тысяч тонн при осадке 5 метров. Кроме того известно, что для ВМФ России разрабатывается и другой проект перспективного большого десантного корабля «Кашалот». Руководство ВМФ рассчитывает, что для нужд флота будет построено не менее четырех кораблей данного класса. Эти УДК могут стать альтернативой французским вертолетоносцам. При этом, технические наработки и системы, которые уже имеются на французском корабле, применяться не будут. Решение о строительстве корабля будет принято после завершения разработки проекта.

Несмотря на последние заявления, очень сложно говорить о перспективах появления в составе ВМФ РФ новых десантных кораблей – считает сотрудник Центра анализа и технологий, капитан второго ранга в отставке Максим Шеповаленко.

Здесь имеются в виду универсальные десантные корабли «Прибой»

Дело в том, что появилась информация, что Минобороны РФ и Объединенная судостроительная корпорация приняли решение начать строительство новых российских вертолетоносцев на заводе «Северная верфь» в городе Санкт-Петербурге, причем работы над первым кораблем должны начаться в 2020 году, а в 2022 году данный проект пойдет уже в серийное производство.

Нет точной информации, что это будет за проект, но основой вооружения кораблей должны стать ударные вертолеты Ка-52К, а в качестве двигателя на нам будет использоваться новейшая дизель-газотурбинная установка.

Все это коррелирует с заявлением главы ОСК Алексея Рахманова , что на заводе «Северная верфь» полным ходом идет подготовка к масштабному государственному заказу и строится эллинг высотой в 75 метров. Новые мощности должны позволить этому питерскому заводу производить корабли размерами в 250 на 70 метров. При этом, в ОСК уже есть настрой на то, что после строительства вертолетоносцев на этом заводе будет реализовываться проект 23560 атомных эсминцев «Лидер».

Все это позволяет сделать вывод, что речь здесь идет об универсальных десантных кораблях(УДК) «Прибой», которые были разработаны Невским проектно-конструкторским бюро на замену французских вертолетоносцев «Мистраль».

Этот военно-морской проект станет самым крупным для России

Макет УДК «Прибой» был представлен широкой публике на выставке «Армия-2015», причем тогда на официальном уровне говорилось, что Россия собирается получить не менее 4 кораблей подобного класса, а их строительство должно начаться не ранее 2018 года, что полностью совпадает с данной информацией о начале реализации проекта новых российских вертолетоносцев.

Эти корабли будут иметь водоизмещение в 24 тысяч тонн, мощную зенитную артиллерию в виде морских вариантов систем «Панцирь-М» и «Палаш», а также авиационную группу, которая будет включать в себя 16 боевых вертолетов.

Естественно, представленный макет и реальное исполнение данных судов на практике будут кардинально различаться, но, в целом, ясно, что будут представлять собой новые российские вертолетоносцы. В любом случае, это будет самый крупный отечественный военно-морской проект, начиная со времен развала Советского Союза.

Сотрудник Центра анализа и технологий, капитан второго ранга Максим Шеповаленко в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что очень сложно сейчас рассуждать о тактико-технических характеристиках данного проекта.

Новые десантные корабли необходимы России

«Сложно говорить о том, насколько такие суда станут для нас заменой «Мистралей». Тем более, «Мистрали» – это не столько десантные корабли, сколько корабли управления десантным подразделением. Десантные возможности, плавучий госпиталь и прочее в этом духе в данном проекте идут уже дополнением», - констатирует Шеповаленко.

По словам Максима Юрьевича, сложно сравнивать новые российские вертолетоносцы и французские корабли типа «Мистраль», но необходимо сделать вывод, что десантные суда в российском ВМФ на сегодня чрезвычайно сильно изношены.

«На это обстоятельство очень сильно повлиял «сирийский экспресс», т.е. поставка военных грузов из России в Сирию, из-за чего многие суда должны будут быть поставлены на капитальный ремонт», - резюмирует Шеповаленко.

По этой причине, как считает эксперт, новые десантные корабли России нужны, но сложно сказать, насколько приоритетным является данный проект в рамках государственной программы вооружений. К тому же, здесь идет речь о вертолетоносцах, которые на практике являются более глубоким и сложным проектом, чем обычные десантные корабли.

Данный проект является для нашей страны технологическим вызовом

«У нас сегодня существуют определенные бюджетные ограничения, и в контексте перспектив данного проекта необходимо оценивать его приоритетность, как для ВМФ РФ, так и вообще для российских вооруженных сил», - заключает Шеповаленко.

Очевидно, что десантные корабли в ВМФ РФ нужно менять, но, во-первых, они сами по себе очень дорого стоят, а, во-вторых, мы здесь имеем дело с расширенным проектом, который на практике обойдется в гораздо большую сумму.

«Мы сегодня не можем окончательно разобраться c фрегатами проекта 22350 в лице «Адмирала Горшкова», а здесь идет речь о совершенно новом для нас классе кораблей, что будет сделать еще сложней», - констатирует Шеповаленко.

Если брать советскую практику, то в плане десантных кораблей самое большое, что мы делали, так это проект 1174 «Носорог» с полным водоизмещением в 14 тысяч тонн. За пятнадцать лет в СССР было построено три таких корабля – «Иван Рогов», «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко», а здесь речь идет о гораздо более крупных судах, которые согласно плану нужно будет построить и поставить на вооружение в рекордно сжатые для нашей страны сроки.

«На сегодня приоритет таких сложных кораблей не очевиден, хотя понятно, что новые десантные суда, причем в самое ближайшее время, нашему флоту точно понадобятся для замены проектов 775 и 1171», - резюмирует Шеповаленко.

Впрочем, до 2020 года нужно еще дожить и, учитывая то обстоятельство, что военная стратегия Россия сегодня в силу всех известных обстоятельств динамично развивается, за это время в эти планы могут быть внесены изменения.

Несколько лет назад развитие отечественного флота десантных кораблей было одной из главных тем для обсуждения. Впоследствии произошли известные события, в результате которых кардинальное обновление флота было отложено на неопределенный срок. В дальнейшем судостроительная промышленность предложила новые способы модернизации военно-морского флота. В случае их реализации ВМФ России получит некоторое количество новых десантных кораблей, пока известных под общим названием «Прибой».

Напомним, макет перспективного десантного корабля типа «Прибой» впервые был показан на военно-техническом форуме «Армия-2015» два года назад. Тогда же были объявлены расчетные характеристики корабля. В дальнейшем проект десантного корабля неоднократно становился темой официальных заявлений и публикаций в прессе. Недавний Международный военно-морской салон, прошедший в Санкт-Петербурге, стал новым поводом для появления сообщений о ходе и будущем проектов создания десантных кораблей.

28 июня о ходе работ в направлении создания новых десантных кораблей рассказал вице-президент Объединенной судостроительной корпорации по военному кораблестроению Игорь Пономарев. По его словам, руководство судостроительной промышленности уже имеет некоторые соображения насчет дальнейших работ. Имеется понимание всех основных технологий, а также стартовала проработка. Кроме того, был определен круг возможных строителей перспективных кораблей. Корабли типа «Прибой» могут строиться на предприятии «Северная верфь», на «Балтийском заводе» или на «Севмаше». Все эти заводы имеют большой опыт строительства надводных кораблей.

Вскоре стали известны новые подробности текущих работ. 29 июня информагентство ТАСС опубликовало интервью с генеральным директором Невского проектно-конструкторского бюро Сергеем Власовым. Темой беседы, прошедшей на салоне МВМС-2017, стал перспективный проект десантного корабля, рассматриваемый в качестве возможного дополнения или даже замены для существующих кораблей. Руководитель проектной организации раскрыл некоторые подробности ее работы в области перспективных десантных кораблей.

По словам С. Власова, перспективный десантный корабль пока находится на стадии предпроектной проработки. При этом точный облик нового корабля еще не был определен. Рассматривается множество вариантов корабля, а окончательный облик будет выбран заказчиком. Также руководитель Невского ПКБ отметил, что возможно использование разных вариантов десантного корабля. Можно создать корабль-вертолетоносец, универсальный десантный корабль или десантный вертолетоносный корабль-док. С. Власов предполагает, что наиболее вероятным вариантом выглядит универсальный десантный корабль, напоминающий французские «Мистрали», но имеющий некоторые отличия от них.

Интервьюер издания ТАСС напомнил о новых разработках Невского ПКБ, упоминавшихся в отчетной документации. Так, в годовом отчете конструкторского бюро упоминались работы по созданию новой модификации перспективного вертолетоносного корабля-дока, приспособленного для работы в условиях Арктики и способного высаживать десант прямо на лед. Водоизмещение такого корабля, как и базового образца, должно достигать 15 тыс. т. С. Власов отметил, что конструкторское бюро действительно разрабатывает подобные корабли.

Десантные корабли арктического класса создаются в инициативном порядке с учетом перспектив развития флота. Невское ПКБ не может стоять на месте, и потому занимается новыми проектами, которые предлагаются военно-морскому флоту. По словам гендиректора конструкторского бюро, в проекте десантного корабля для Арктики нет ничего сложного с точки зрения техники. Во избежание печальных последствий корабль должен отличаться усиленной конструкцией ледового класса.

В том же отчете упоминались существующие проекты десантных кораблей, построенных на основе универсального проектного модуля с водоизмещением от 10 до 35 тыс. т. Прежде всего, на базе такого изделия предлагается разрабатывать универсальный десантный корабль водоизмещением 30 тыс. т или десантный вертолетоносный корабль-док вдвое меньшего водоизмещения. Как пояснил С. Власов, подобные результаты могут быть получены путем использования имеющихся объемов разными способами. Именно это и приводит к разному водоизмещению.

С. Власов также отметил, что некоторые разработки Невского ПКБ включены в новую госпрограмму вооружений. В то же время, он не уточнил, какие именно проекты получат развитие в обозримом будущем.

30 июня появились новые сведения о возможных путях развития отечественных десантных кораблей. На этот раз важную тему затронул начальник отделения перспективного строительства кораблей Крыловского государственного научного центра Владимир Пепеляев. В данном случае речь шла об уже известном проекте «Прибой», который может получить развитие и даже дойти до строительства кораблей. Научно-исследовательская организация уже оценила некоторые особенности нового проекта, а также определила примерные сроки выполнения и стоимость требуемых работ.

По словам В. Пепеляева, перспективный десантный корабль обойдется заказчику примерно в 40 миллиардов рублей. В такую «смету» включены все требуемые проектные работы, строительство головного корабля и его последующие испытания.

Также специалист объявил примерные сроки выполнения работ в случае получения заказа. На эскизное проектирование, по оценкам В. Пепеляева, уйдет около года. Примерно полгода займет последующая подготовка технического проекта. На создание рабоче-конструкторской документации тоже понадобится некоторое время, после чего стартует достаточно длительное строительство. В общей сложности от старта проектирования до передачи корабля заказчику пройдет никак не меньше пяти лет.

Тем не менее, Крыловский государственный научный центр или смежные конструкторские организации пока не начинали работы по проекту десантного корабля ввиду отсутствия соответствующего заказа и технического задания. В своем интервью В. Пепеляев раскрыл возможный ход дальнейших событий. Если министерство обороны в самое ближайшее время примет принципиальное решение о старте работ, то уже к концу года Центр в сотрудничестве с Невским ПКБ сможет выполнить аванпроект. Затем Проектно-конструкторское бюро сможет приступить к разработке полноценного проекта, по которому будет вестись строительство.

Сравнительно быстрому завершению предварительных работ могут поспособствовать определенные особенности текущего проекта. В ходе МВМС-2017 генеральный директор Крыловского центра Владимир Никитин заявил, что концепция проекта «Прибой» не претерпела значительных изменений с момента ее представления на выставке «Армия-2015». Тем не менее, по желанию заказчика в проект могут быть внесены те или иные изменения. В соответствии с требованиями военных, может быть изменено положение ракетных комплексов, а также возможно использование носовой аппарели.

Пока представители предприятий судостроительной промышленности рассказывают о существующих планах и возможных путях развития флота, руководство министерства обороны сохраняет молчание. Вопрос строительства новых десантных кораблей в дополнение к имеющимся регулярно поднимается на различных уровнях, но реальные действия в этом направлении пока отсутствуют. Командование признает необходимость таких кораблей, но разработка новых проектов и строительство пока не были начаты. Более того, на данный момент неизвестно, когда должны будут стартовать подобные работы.

Как утверждают руководители судостроительных предприятий, в настоящее время прорабатывается сразу несколько предварительных проектов перспективных десантных кораблей разных классов, отличающихся техническими особенностями и возможностями. В частности, Невское ПКБ проработало ряд вариантов облика таких кораблей, а Крыловский государственный научный центр продолжает демонстрировать материалы по проектам «Прибой» и «Лавина». Какое из предложений будет одобрено и получит развитие в интересах военно-морского флота – пока неизвестно.

Наиболее проработанным и интересным на данный момент выглядит проект под условным обозначением «Прибой». Этот проект, предлагающий строительство универсального десантного корабля, был создан Невским ПКБ несколько лет назад и представлен в 2015 году. С самого начала новые корабли рассматривались в качестве возможной замены «Мистралей», так и не переданных Францией. Впоследствии высказывались предположения о возможном начале строительства новых кораблей, однако пока «Прибои» не закладывались и даже не заказывались.

Задачей кораблей типа «Прибой» является высадка десанта на оборудованном и необорудованном побережье с использованием вертолетов или десантных катеров. Для решения таких задач «Прибой» имеет характерные особенности, заметно отличающие его от других отечественных десантных кораблей. Так, для перевозки и обеспечения работы ударных и транспортных вертолетов предлагалось использовать крупную летную палубу, занимающую почти всю площадь корпуса.

Согласно публиковавшимся данным, корабль должен будет иметь водоизмещение 14 тыс. т, благодаря чему сможет перевозить достаточно большую полезную нагрузку. Во внутренних отсеках корпуса имелись площади, достаточные для перевозки нескольких десятков единиц бронетехники или сотен десантников. Размеры палубы позволяли перевозить до восьми вертолетов и обеспечивать их работу. В авиационную группу планировалось включать как транспортные вертолеты, так и машины ударного или противолодочного назначения. В кормовой части корпуса предлагалось размещение доковой камеры, пригодной для транспортировки двух или четырех десантных катеров существующих типов. Корабль предполагается оснастить газотурбинной энергетической установкой, способной обеспечить достаточно высокие ходовые характеристики.

Рассматривалась возможность оснащения корабля развитым комплексом вооружений различного назначения. В частности, предполагалось, что противовоздушная оборона в ближней зоне может осуществляться при помощи ракетно-пушечного комплекса «Панцирь» специальной корабельной модификации. Следует отметить, что несколько дней назад состоялась официальная презентация такого ЗРПК, что привело к новой волне обсуждений сфер его применения, в том числе и в контексте развития десантного флота. Собственное ударное вооружение, вероятно, проектом не предусматривается.

Демонстрируемый с 2015 года макет корабля «Прибой» имеет ряд важных особенностей. Так, для высадки техники могут использоваться носовая аппарель и кормовая док-камера. Первая может использоваться самоходной плавающей техникой, тогда как вторая предназначается для работы с десантными катерами. Кроме того, десант может доставляться с корабля на берег при помощи вертолетов существующих типов. Как неоднократно отмечалось ранее, необходимость применения тех или иных средств высадки десанта будет обсуждаться с заказчиком. В частности, темой такого обсуждения станет носовая аппарель, необходимая для высадки техники в непосредственной близости от берега.

В настоящее время десантный корабль «Прибой» существует только в виде рабочей документации и выставочного макета. Схожим образом дело обстоит и с проектом «Лавина». Этот проект отечественных конструкторов предусматривает строительство более крупного универсального десантного корабля с повышенными характеристиками и увеличенной вместимостью внутренних отсеков.

При длине около 200 м и максимальной ширине более 30-32 м корабль «Лавина» должен иметь водоизмещение на уровне 23-24 тыс. т. При помощи газотурбинной энергетической установки он сможет развивать скорость до 24 узлов, а дальность плавания достигнет 6000 миль при автономности до 25-30 суток. В грузовых отсеках можно будет перевозить до 50 единиц бронетехники тех или иных классов. Также предусматривается перевозка 500-900 десантников с . Авиационная группа будет включать 16 вертолетов разного назначения. Доковая камера позволит использовать катера существующих и перспективных типов. Комплекс вооружения будет включать различные системы для защиты от воздушного нападения.

Согласно последним сообщениям, проектирование и строительство новых десантных кораблей заложено в новую государственную программу вооружений. Согласно разным заявлениям и оценкам, первые корабли нового типа могут быть построены к середине следующего десятилетия. При удачном стечении обстоятельств к 2025 году в боевой состав ВМФ России поступят головной и первый серийный десантные корабли нового типа.

Из последних новостей следует, что командование военно-морского флота, после нескольких лет предварительной проработки вопроса, решило инициировать разработку перспективных десантных кораблей, способных дополнить существующую группировку и заметным образом повысить ее потенциал. При этом, однако, новая программа еще не стартовала, из-за чего масса важнейших вопросов пока не была решена. Работы в этом направлении, вероятнее всего, начнутся в следующем году, вместе со стартом новой госпрограммы, запланированной на 2018-25 годы.

К настоящему времени ведущие предприятия судостроения проработали и предложили военному ведомству целый ряд вариантов облика десантных кораблей того или иного назначения, отличающихся всеми основными параметрами, возможностями и т.д. Таким образом, командование флота имеет возможность сформировать свои требования и выбрать один из предложенных вариантов, лучше всего соответствующий техническому заданию. Кроме того, возможен старт разработки нового проекта с нуля.

По оценкам проектных организаций, при скорейшем начале полноценной разработки одного из предложенных проектов на все требуемые работы, включая строительство и испытания головного корабля, уйдет не менее пяти лет. Таким образом, в рамках новой госпрограммы вооружений удастся построить и передать флоту не более пары кораблей.

Последние о ходе разработки перспективных десантных кораблей для российского флота выглядят оптимистично, однако серьезные поводы для радости пока отсутствуют. Судостроительные и проектные организации проработали вопрос и предложили свои варианты перспективных кораблей, но министерство обороны пока не инициировало полноценные работы, итогом которых станет старт строительства. Тем не менее, последние заявления показывают, что военное ведомство понимает эту ситуацию и уже планирует запустить новый проект. Таким образом, разработка перспективного десантного корабля может начаться в самое ближайшее время.

По материалам сайтов:
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://lenta.ru/
http://interfax.ru/
https://vpk.name/
https://defendingrussia.ru/
http://bastion-opk.ru/