Проект на тему притча о блудном сыне. Презентация к уроку "нравственные заповеди притчи о блудном сыне". ІІ. Проверка домашнего задания

  • Русская литература
  • 6 кл.
  • 29.05.2018

Легенды и мифы Нового Завета: «Притча о блудном сыне» Цель: - продолжить знакомство учащихся с Библией, легендами и мифами Нового завета; показать значение Библии для человечества и мировой культуры; - развивать духовность, образное и аналитическое мышление, речь, память; - воспитывать уважительное отношение к духовному, нравственному и культурному наследию человечества. Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности. Ход урока Эпиграф: Прощение приносит в жизнь надежду. Ханс – Йоахим Хаан Чем легче мы прощаем, тем легче мы живём. Дж. Кеннеди Шульц I. Организационный этап На доске написаны эпиграфы к нашему уроку. Прочитайте их, подумайте и скажите, о чём, по-вашему, мы будем говорить сегодня? (О прощении.) Ассоциации к слову «Прощение» (обида, гордыня, самолюбие, зависть, эгоизм, страдание, боль, слезы, огорчение, поступки, помилование, извинение, милость, пощада, извинение, отпущение). Беседа. - Наш предыдущий урок был уроком знакомства с Библией, и мы с вами уже имеем представление о Библии. Давайте вспомним, что означает слово «Библия» (Библия – «книга книг».) - Что вы знаете о Библии? Часть Библии, созданная до Рождества Христова, называется Ветхим Заветом. В В.З. рассказывается о сотворении мира, о первых людях Адаме и Еве, об изгнании их из рая, о всемирном потопе… В Новом Завете рассказывается о рождении Христа, о Его земной жизни и мученической смерти, о Его учениках-апостолах… II. Актуализация - Сегодня вы познакомитесь с притчей «Блудный сын». Запись в тетрадь: Притча – маленькая нравоучительная история, но без морали и прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из неё сам. - Ребята, а кто такой блудный сын? Ассоциации к выражению «Блудный сын» Прощение Блудный сын Грех, очищение, мудрость, понимание, наказание, изменение, обретение, спокойствие, расставание, обида, гордыня, самолюбие, зависть, эгоизм, страдание, боль, слезы, огорчение, поступки, помилование, извинение, милость, пощада, примирение. Возвращение, вседозволенность, душа, отец, семья, скитание, покаяние, раскаяние, грех, нравственность, бесстыдный, заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. бессовестный. Блудный – заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. Значит, блудный сын – молодой человек, сбившийся с истинного пути. О нём и пойдёт речь в этой притче. III. Формирование новых понятий и способов действия. 1. Чтение притчи с остановками. Выводы. Чтобы вы лучше поняли ее смысл, я хочу немного рассказать вам о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, если они уходили из семьи (женились, выходили замуж) или когда и родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях считалось смертельной обидой. IV. Применение. Формирование умений и навыков. 1. Работа с картинами. Звучит музыка (минорная, “Реквием” Моцарта) В доме холодно, пусто и сыро. Дождь и ветер стучат о порог. Возвращение блудного сына Пишет Рембрандт, кончается срок. Не слышны приглушённые звуки, На холсте и в округе темно, - Лишь отца освещённые руки Да лица световое пятно. Не вернуться. Живём по-другому. Не округла, как прежде, земля. Разрушение отчего дома – Как сожжение корабля. Запустение, тьма, паутина, Шорох капель и чаячий крик. И предсмертную пишет картину Одинокий и скорбный старик. - Картина художника XVII века Рембрандта Ван Рейна. Эта тема является общечеловеческой. Эта тема касается любого человека. Не имеет значения его национальность, место жительства, вероисповедание. Проблемы во взаимоотношениях с родителями могут возникнуть у любого. Главное, не доводить эти проблемы до ситуации блудного сына. - Сцена возвращения блудного сына (кульминационный момент) всегда привлекала живописцев. Многие из них писали её: Мурильо, Рембрандт, Батони... Но картина Рембрандта – самая выразительная из них. 2. Работа в парах. Составление тонких и толстых вопросов. - Составьте по два тонкий и толстых вопроса. Тонкие вопросы Толстые вопросы - В каких действиях отца выразилось его прощение сыну? - Что сделал сын, чтобы получить прощение и благословение отца? - Что ответил отец старшему сыну, когда он простил младшего? - Как он реагирует на возвращение брата? - К чему же привела его жизнь на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовым заповедям? - Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной возвращения? (Он осознал свой грех, раскаялся в нём, понял, что недостоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наёмником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, т.к. посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой). - Как встретил его отец? - Какой момент в притче является кульминационным? Сцена возвращения сына. - Что пережил отец, когда младший сын ушёл со своей частью наследства? - Как должны измениться образ жизни и поведение сына, после того, как отец простил его? - Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? - Понятна ли вам обида брата? Как поступили бы вы на месте старшего брата? - Достоин ли блудный сын любви отца? Любовь неразрывно связана с прощением. Простить человека – перестать винить его и гневаться на него. Когда мы прощаем других, наше счастье умножается, наши отношения с людьми обретают гармонию. V. Этап информации о домашнем задании Мини-сочинение «Какой след оставила в моей душе «Притча о блудном сыне». VI. Этап рефлексии Синквейн. Отец. Младший сын Мы говорили, что притча – поучительный рассказ. Чему научила вас эта притча? Какова же основная мысль притчи? Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение. Вывод: Конечно, родители всегда могут понять и простить своих детей, но мы должны стараться не огорчать их. Ведь это самые дорогие для нас люди.

Урок на тему:

Понятие притчи. «Притча о блудном сыне»

Исполнитель: Киценко О.К.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №7


Цели урока:

  • познакомиться с содержанием «Притчи о блудном
  • познакомиться с жанром притчи и выявить значение слова «притча»;
  • научиться анализировать текст, выявлять его

проблематику, аргументировать ответ, обобщать, делать выводы;

  • раскрыть мудрость, поучающий морально-

нравственный смысл притчи.


ПРИТЧА

  • Притча – лаконичный емкий жанр, в нем нет ни одного случайного слова.
  • Притча – это небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное и моральное поучение.
  • Притча – это аллегория, в которой слушатели должны узнать себя. Это не просто житейские иллюстрации нравственных истин, а обращение к совести человека:

понимаешь ли ты,

что с тобой происходит?


«Блудный»

прилагательное образовано от глагола «блудить»:

1. Распутничать.

2. Блуждать, бродить.

Блуждать – прямое значение –

скитаться, сбившись с пути.

Блуждать – переносное значение –

потерять нравственные ориентиры,

отклониться от правильного

жизненного пути, блудить,

развратничать.


Блудный сын

– молодой человек, сбившийся с пути истинного,

блуждающий в нравственных потемках.


Заповедь пятая:

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…»



Т.Г.Шевченко. В хлеву. Из серии «Притча о блудном сыне».



Барталомео Эстебан Мурильо Возвращение блудного сына



Харменс ва Рейн Рембрандт

Возвращение

блудного сына


Помпео Батони Возвращение блудного сына


  • Человек сам должен понять свою вину, раскаяться в содеянном, принять решение измениться.

А это значит, что он свободно делает свой выбор: покончить со злом или продолжить греховную жизнь.


Гюстав Доре Возвращение блудного сына


  • Путь к исцелению у всех один: прозреть, обвинить себя, иметь мужество признать ошибки, принять решение изменить себя.
  • Никогда не поздно признать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.

Тема. «Притча о блудном сыне». Утверждение в библейской притче общечеловеческих нравственных идеалов.

Цель: ознакомить учащихся с понятием «притча», отработать умение анализировать притчу, выделять основную мысль притчи; вызвать интерес к «Притче о блудном сыне», стремление к анализу и творчеству; вести работу по развитию речи учащихся; воспитывать любовь к родителям, доброту и сострадание, умение прощать, осознать вину и искренне стремиться к искуплению.
Оборудование: учебник, видеофрагменты из жизни Иисуса Христа (рождение, 12-летний Иисус в храме, крещение, чудесные исцеления больных), иллюстрации Рембрандта «Возвращение блудного сына», И. Босха «Блудный сын», Пюви де Шаванн «Блудный сын. XIX век», Олега Королёва «Блудный сын».
Тип урока: урок изучения новых знаний.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

ІІІ. Работа над темой урока.

  1. Слово учителя. Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о необычной, уникальной книге, книге всех времён и народов – о Библии.
  2. Просмотр кадров из художественного фильма.
    • Предлагаю вам восстановить в памяти основные вехи жизненного пути главного героя этой книги – Иисуса Христа.
    • Какие события из жизни Иисуса Христа отражены в этих небольших отрывках? (беседа по ходу просмотра, дополнения, разъяснения).
  3. Чтение учителем стихотворения Г.А. Галина « Мать».

    Мать
    С какою нежностью покоит на руках
    Она своё дитя в задумчивом молчанье!..
    На сомкнутых губах лежит печать страданья,
    И ласка тихая в опущенных глазах...
    С тревогою прижав дитя к груди своей,
    В его грядущее она глядит с тоскою,
    И хочет мать закрыть беспомощной рукою
    Своё дитя от слёз, печали и скорбей...
    И в сердце у неё неясная болезнь
    Лишиться дорогой, единственной святыни...
    Ведь без него весь мир останется пустыней,
    А за него она пойдёт на казнь...

  4. Беседа.
    • Откуда люди узнали обо всех этих событиях? (Из Библии).
    • Как переводится слово Библия? (Книга).
    • Зачем люди обращаются к Библии? Ответы на какие вопросы они хотят найти в этой книге? (Ответы детей).
    • Из каких частей состоит библия? (Ветхий завет, Новый завет).
    • Что такое завет? («Договор», «союз»).
    • Как по-другому называется Новый завет? (Евангелие).
    • Как переводится слово Евангелие? (Радостная весть).
    • О чём эта весть? Вспомните первые кадры фильма. (О том, что Бог людям обещает свою помощь – он посылает сына, чтобы спасти людей от зла, вывести их к свету «Столетья поплывут из тьмы..., то есть пытается научить людей, как нужно жить правильно).
  5. Жанр притчи.
    В литературе есть произведения, с помощью которых лучше всего учить людей чему-либо поучать, внушать им что-то. Они написаны в жанре притчи.
    Запись в тетради:
    Притча – это…
    Сегодня на уроке мы обратимся к «Притче о блудном сыне». Эту притчу Иисус рассказал своим ученикам, она является самой известной историей в Новом Завете.
  6. Чтение притчи. Беседа.
    • Какой дурной поступок совершает сын? (Сын обижает отца; сын грабит его; покидает его на старости, оставляет одного; сын совершает грех; сын не почитает отца, наносит ему обиду).
    • А как вы понимаете слово грех? (Плохой поступок; смертельная болезнь; ненавидеть друг друга; грех – зло в душе; злые дела, злость на товарища).
    • Как же ведёт сын себя вдали от дома? (Он ведет распутную жизнь; расточает свое богатство; заводит сомнительных друзей).
    • Какой на ваш взгляд он совершает грех? (Он грешен перед отцом, но и перед собой тоже. Он живёт не по совести, поэтому и грешен).
    • А какой была жизнь сына вдали от дома и принесла ли она ему радость?
      (Ему было трудно; он много работал и не получал ничего; был голоден; пас свиней и его мучила совесть; он вспомнил отчий дом и всей душой стремился туда, откуда ушел).
    • Подтвердите это текстом притчи (…Он прожил все, настал великий голод. Сын пристал к одному из жителей, а тот послал его на поля свои пасти свиней.. Он был рад наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему).
    • Как вы думаете, с какой мыслью возвращается сын домой? (Сын раскаивается в своем поступке; ему стыдно перед отцом; он осознал свою вину; он хочет просить прощения).
    • Приведем примеры из текста (…Придя же сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу и скажу: Отче! Я согрешил против неба и перед тобою…»).
    • Как вы думаете, сын по-настоящему глубоко осознал свою вину? (Сын раскаялся в своих поступках; он хочет искупить свою вину, намерен просить у отца прощения).
    • Итак, сын искренне раскаялся, а прощает ли отец сына? (Он прощает его).
    • Подтвердите словами текста. («… Увидел его отец и сжалился, и, побежав, пал ему на шею и поцеловал его…»; «…отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите его: станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся»).
    • Как вы думаете, чему учит притча? (Учит умению прощать обиды; учит осознавать свои ошибки и раскаиваться в них; учит любить друг друга; учит ценить и уважать родителей; учит искренности, не ложному покаянию, а истинному).
  7. Связь с искусством.
    Каждый из вас в своём воображении нарисовал образ блудного сына. А теперь я предлагаю сопоставить наше "произведение" с произведениями великих живописцев.
    «Работа в парах».
    Перед вами - репродукции картин разных художников. Всмотритесь в изображение, почувствуйте настроение художника, произведения, после чего определить основную мысль картины.
    1 группа. Пюви де Шаванн. Блудный сын. XIX век. Франция.
    (Вся фигура блудного сына выражает глубокую печаль, удручённость, раскаяние: он наг, сир и беден, голова его со стыдом опущена, руки прижаты к груди, словно в молитве. Он уже осознаёт, что вёл неправедную жизнь, что согрешил "против неба и отца" и готов покаяться)
    2 группа. Иероним Босх. Бродяга (Блудный сын).
    (За спиной героя - убогая деревенская харчевня: крыша её обветшала, оконные стёкла выбиты, в дверях солдат пристаёт к служанке, у стены справляет нужду какой-то пьяница. Видимо, здесь предавался беспутству молодой измождённый человек. Теперь, полный раскаяния, он направляется домой, решив оставить прежнюю греховную жизнь. Неуверенно, оглядываясь назад крадётся он к закрытой калитке, за которой мирный пейзаж, достойная жизнь. Босх словно задаёт себе и зрителю вопрос: вернётся ли бедный путник в родительский дом, или кривой путь вновь приведёт его в этот грязный и скучный притон? Блудный сын в пути...)
    3 группа. Харменс ван Рейн Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668-1669. Голландия.
    (Блудный сын вернулся, покаянно упав на колени перед стариком. В облике кающегося сына - само страдание, смятение и почти блаженное чувство обретённого покоя. Старик, склонившись над блудным сыном, любовно ощупывает его (глаза его уже плохо видят). Руки отца вливают в юное тело сострадание, прощение, неизмеримую заботливость и преданность)
    А как вы прокомментируете картину нашего современника Олега Королёва?
    4 группа. Олег Королёв. Блудный сын.
    (Блудный сын Олега Королёва - художника нашего времени - пытается разорвать порочный круг, выйти из тёмной, беспросветной жизни. Ему удаётся это сделать, так как руку помощи заблудшему протягивает Высшая сила. Глаза в глаза, лёгкое прикосновение...и происходит перевоплощение, рождение нового (светлого) человека).
    Сцена возвращения блудного сына в родной дом особенно привлекала живописцев. Как вы думаете, почему? (Именно в этой сцене выражена главная идея притчи - идея покаяния и прощения).

IV. Подведение итогов урока.

  1. Составьте таблицу из трех колонок и запишите качества каждого героя.
  2. Чтение учителем проповеди.
    Старец призвал учеников и показал им лист бумаги, в середине которого стояла точка:
    - Что вы видите? – спросил он.
    - Точку, - ответил один.
    - Чёрную точку, - подтвердил второй.
    - Жирную чёрную точку, - уточнил третий.
    Тогда старец заплакал. А ученики удивились и спросили:
    - Скажи, учитель, о чём ты так плачешь?
    - Я плачу о том, что все мои ученики увидели чёрную точку, и никто не заметил чистого белого листа.
  3. Рефлексия.
    Продолжи фразу: «Сегодня я понял, что…»

Открытый урок по русской литературе в 6 классе

Значение евангельской притчи о блудном сыне в повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина




Музей «Дом станционного смотрителя»

Музей, основанный 15 октября 1972 года, стал первым музеем литературного героя, который расположился в здании почтовой станции Выра…






Эпиграф к повести «Станционный смотритель»:

Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор.

Князь Вяземский


Коллежский регистратор

самый младший гражданин, чин 14 класса .

Диктатор

- тот, кто ведет себя

по отношению к другим властно и нетерпимо.




Маленький человек” -

это человек, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами.




Притча -

краткий поучительный иносказательный рассказ



Рембрандт «Возвращение блудного сына»

Вершиной голландской живописи стала картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Тема –евангельская притча…


Работа в группах

  • Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни? Докажем это .

История Дуни


История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации.

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла , проезжая мимо.

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.



Картины великих художников

Рембрандт Харменс ван Рейн

Ванециан А.В.


Кадры из кинофильма



Нравственные уроки по священному писанию:

  • Уважай и чти своих родителей за то, что они дали тебе жизнь и воспитали тебя.
  • Словом и делом выражай свое почтение.
  • Будь послушный.
  • Не ропщи на наказание.
  • Вовремя покайся в своих ошибках.
  • В нужде и старости ухаживай и корми их.

Домашнее задание: Написать письмо Самсону Вырину от лица Дуни.