Означают цифры объективе 18 55. Маркировка объективов. Особые обозначения на объективах

Zoom-Nikkor 1200-1700мм f/5.6-8P IF-ED – объектив для использования на одно-объективных зеркальных камерах был впервые использован в 1990 году в Японии на стадионе Koshien, на школьном турнире по бейсболу.

Каждая фирма производитель вводит свои обозначения и свою кодировку тех или иных параметров объективов. Эта статья поможет Вам ориентроваться в обилии букв и цифр на объективах.

Общими являются обозначения фокусного расстояния на объективах и светосилы. Например: 24-120mm f/3.5-5.6 обозначает, что это объектив с переменным фокусным расстоянием (зум), которое меняется в пределах от 24 мм. до 120 мм. А светосила данного объектива меняется от f/3.5 на 24 мм. до f/5.6 на 120 мм. А у объектива24-70mm f/2.8 фокусное расстояние меняется от 24 мм. до 70 мм. но светосила f/2.8, постоянная во всем диапазоне фокусных расстояний.

EF – полнокадровые объективы Canon, которые совмещаются с любыми фотокамерами EOS.
EF-S — обозначение объективов рассчитанных на использование с кропнутыми матрицами. НЕ ПОДХОДЯТ для полнокадровых матриц.
USM — ультразвуковой кольцевой, бесшумный, скоростной привод, осуществляющий бесшумную и быструю фокусировку.
L — фотообъективы Canon самого высокого класса. В оптической схеме могут применятся линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией или флюорита. Маркируются красным колечком, почти всегда защищены от пыли и влаги.
FT- M — означает: всегда ручная фокусировка. В ручной режим фокусировки не переключается, так как ей можно пользоваться постоянно.
I/R – фотообъективы Canon с не вращающейся, закрепленной передней линзой. У них внутренняя фокусировка или фокусировка осуществляется задней группой линз.
IS — маркировка означающая, что объектив Canon оснащен оптической стабилизацией изображения.
DO — маркируются зеленым кольцом, оборудованы они дифракционными элементами. Отличаются небольшими размерами и весом.
Float — в объективе применена система плавающих линз.
CaF2 — использование флюоритового стекла в оптической схеме объектива Canon.
S-UD — линзы изготовлены из S-UD стекла.
UD — линзы из UD стекла.
AL — оптическая схема фотообъектива Canon оснащена асферическими линзами.
CA — в фотообъективе Canon круговая диафрагма.

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ NIKON (NIKKOR)

AF – фотообъектив Nikon не имеет собственного привода автофокусировки, наведение резкости осуществляется за счет мотора встроенного в камеру («отвертка»).
AF-S – фотообъектив Nikkor имеет собственный привод автофокусировки, как правило, ультразвуковой.
DX — исключительно для цифровых зеркальных фотокамер. Легкий и компактный DX Nikkor выдает изображение меньшего размера, разработан и оптимизирован для работы с цифровыми зеркальными камерами серии Nikon D40, D50, D70, D70s, D80, D100, D200, D1 и D2. Идеально подходит для съемки пейзажей, сюжетов в стесненной обстановке. Не рекомендуется фотообъектив DX Nikkor применять к фотоаппаратам тридцати пяти миллиметрового формата или IX240.
ED — специальное оптическое стекло, имеющее сверхнизкую дисперсию, помогает сводить к минимуму хроматические аберрации. Фотообъективы Nikkor, с элементами, изготовленными из ED-стекла, гарантируют прекрасную резкость и четкую контрастность. Это осуществляется даже при самом большом значении относительного отверстия объектива Nikon.
SIC — означает: многослойное покрытие линз, уменьшающее блики и эффект побочного изображения. Это решает ряд задач, например, сведение до минимума отражения и блики в более широком диапазоне и обеспечение правильного цветового баланса. SIC особенно эффективно показывает свои способности в фотообъективах Nikkor с большим числом оптических элементов.
ASP — используются асферические элементы в объективах Nikon. Даже при наибольшем значении относительного отверстия объектива Nikkor, асферические линзы делают возможным почти полностью избавиться от разных видов аберраций. Они особенно полезны для подавления дисторсии в широкоугольных фотообъективах Nikon. А так же применение асферических линз уменьшает его габариты и вес.
CRC — система корректировки фокусирования на близкие предметы. Расширяет фокусировочный диапазон и обеспечивает прекрасное качество изображения на близком расстоянии. В корректировочной системе CRC, оптические элементы имеют «плавающую» конструкцию. В ней каждая группа линз во время наведения резкости движется независимо от других. Это дает возможность производить съемку с близкого расстояния. Система CRC применяется в объективах типа «рыбий глаз, «широкоугольных и некоторых телеобъективах Nikkor.
IF — внутренняя фокусировка. При системе внутренней фокусировки, фотообъектив Nikon не вращается, а значит и не выдвигается, двигаются оптические элементы, находящиеся внутри него. Это позволяет уменьшить вес и габариты объектива Nikon и заниматься съемкой на более маленьких расстояниях фокусировки. Для ускорения настройки резкости используется более легкая и компактная группа фокусировочных линз. Большинство телеобъективов Nikkor располагают системой IF.
RF — «задняя» фокусировка. Все элементы оптики делятся на несколько групп линз, но при наведении резкости перемещается только задняя группа линз. Такой процесс автофокусировки, очень быстрый и плавный.
DC — управление расфокусированием изображения. Контролируется степень сферической аберрации на заднем или переднем плане вращением кольца DC, установленного на объективе Nikkor. При этом появляется небольшая расфокусировка, дающая софт-эффект. Превосходно подходит для портретной съемки.
D — информация о дистанции. Фотообъективы Nikkor серии G и D посылают информацию о дистанции до снимаемого объекта в автофокусные камеры Nikon. Благодаря этому есть возможность применения дополнительных усовершенствований, например, пространственного матричного замера экспозиции и режима автоматической сбалансированной многосегментной пространственной заполняющей вспышки.
SWM — волновой бесшумный мотор, преобразующий «бегущие волны» в энергию вращения для наведения резкости. Это позволяет очень точно, почти бесшумно и быстро производить автофокусировку.
M/A — система переключения режима с ручной фокусировки на автоматическую. Переключение из режима автофокусировки в ручной режим у объектива Nikor, происходит практически мгновенно.
VR — подавление вибрации. VR-система уменьшает нечеткость изображения, появляющуюся в результате дрожания рук. Она позволяет снимать ночью, на закате и в плохо освещенных интерьерах. Эта система автоматически определяет движение фотографа, специального режима не требуется.

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ SONY (MINOLTA, CARL ZEISS)

SAL — объективы Сони.
ZA — автофокусные фотообъективы CarlZeiss для Сони.
G — фотообъективы премиум класса для Minolta фирмы Sony.
STF — технология Smooth Transfer Focus, обеспечивающая размытие объектов, не входящих в зону фокусировки и создающая идеальное бокэ.
D — система дистанции фокусировки из объектива Sony в камеру. Применяется для корректной работы вспышки.
DT – фотообъектив Sony для камер с кропом 1.5, в полнокадровом формате НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ.
SSM — ультразвуковой привод фокусировки для объектива Sony и Minolta.
APO – фотообъектив Sony с небольшими хроматическими аберрациями (апохромат).
XI — оборудован моторизованным зумом.
T — фирменное многослойное просветление на объективах Carl Zeiss.

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ PENTAX

K / M / A – фотообъективы PENTAX с ручным наведением резкости, крепятся на байонет К. В этих сериях (М и А), задействован репетитор диафрагмы.
F / FA / DFA – фотообъективы PENTAX с афтофокусировкой, и полным кадром формата 135.
FA Limited — фиксфокал, надежный, прочный, компактный и с небольшим весом.
FA — профессиональный объектив PENTAX на полный кадр.
DA — фотообъективы PENTAX с зеленым ободком, рассчитаны на кроп 1,5.
DA L — фотообъективы PENTAX с серым ободком, пластиковый байонет, облегченная версия, поставляются в ките и отдельно не продаются.
DA Limited — серия фотообъективов PENTAX с небольшой массой и малыми размерами; имеет зеленый ободок.
DA – профессиональные фотообъективы PENTAX на кроп 1,5, с золотистым ободком.
DA WR – имеет упрощенную защиту от пыли и влаги. Линзы с синим ободком, маркируются: Schneider-Kreuzbach, предназначаются для зеркальных фотокамер фирмы Samsung. Кроме DA, есть FA объективы.
IF –объективы PENTAX с внутренней фокусировкой и с наведением резкости при помощи заднего элемента.
AL — в линзе присутствует асферический элемент.
ED — в линзе присутствует низкодисперсный элемент.
SMC — фирменное просветление линз.

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ SIGMA

HSM — ультразвуковой привод. Гарантирует бесшумную и быструю фокусировку. Аналогичные фотообъективу Sigma: SWM у Nikon и USM у Canon.
DC — предназначаются для фотокамер с кроп-фактором 1.5 и больше, а именно: для цифровых фотоаппаратов с матрицей, APS-C.
DG — предназначены для DLSR. В отличие от объективов Sigma DC, они подходят к пленочным камерам и с полноформатной матрицей. Улучшенное просветление, параллельный ход лучей на выходе.
EX EXcellence – фотообъективы Sigma серии люкс. Аналогичные серии: Canon L.
IF — внутренняя фокусировка с не изменяющемся размером фотообъектива Sigma.
APO — использование апохроматических линз в объективах Sigma, исправляющих хроматические аберрации.
ASP — применение асферических линз в объективах Sigma.
OS — имеет оптический стабилизатор. Аналогичные фотообъективу Sigma: Nikon VR и Canon IS.
RF — фокусировка осуществляется задней группой линз. Передняя группа остается неподвижной.
Macro — объектив для макросъемки.

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ OLYMPUS

ZD — используется с цифровыми фотокамерами системы 4/3 в объективах Olympus.
Macro — объектив для макросъемки.
ED – линзы объектива Olympus со сверхнизкой дисперсией.
SWD ультразвуковой мотор фокусировки фотообъектива Olympus.
Top Pro – фотообъективы Olympus с постоянной светосилой. Защита от пыли и влаги. Маркировка, платиновое кольцо.
Pro – профессиональная серия фотообъективов Olympus, защищены от пыли и влаги.
Standard — любительская серия фотообъективов Olympus, имеет синее кольцо.

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ TAMRON

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ TOKINA

Очень необычную систему обозначений имеют фотообъективы Tokina. Несмотря, что в обозначении есть и светосила, и диапазон фокусных расстояний; главным остается номер и серия объектива Tokina. Например, Tokina AT-X124 PRO DX. Это означает: объектив Tokina серии AT-X PRO, модель 124. Фокусное расстояние меняется от 12 мм. до 24 мм.
AS — асферическая оптика. Эффективно подавляет сферические аберрации.
F&R Aspherical Невероятное качество гарантируют асферические элементы типа F&R при любой освещенности и по всем углам снимка. Подавляют асферическую аберрацию по всей поверхности фотографии.
SD — низкодисперсионные элементы, устраняющие хроматические аберрации и минимизирующие вторичный спектр.
HLD — низкое рассеивание, высокое преломление, повышающее качество изображения. Эти специально разработанные линзы, создают гораздо меньше вторичных хроматических аберраций.
Multi-Coating — уникальное, многослойное покрытие для всей оптики Tokina. Благодаря этому покрытию, объективы Tokina точно передают цвета, а резкость изображения просто невероятная.
Floating Element System – фотообъектив Tokina с системой плавающих элементов, которая очень результативно устраняет астигматизм.
Internal Focus System – режим внутренней фокусировки. Перемещение элементов внутри объектива Tokina. Благодаря этому, во время наведения резкости, его длина не изменяется. Это очень важно для телефото-объективов Tokina.
IRF – снабжен внутренней фокусировкой, при помощи задней группы линз.
Focus Clutch Mechanism – конструкция фиксации фокуса. Она очень удобна при переключении между режимами ручной фокусировки и автоматической. Если кольцо выдвинуто вперед, значит объектив Tokina в режиме автоматической фокусировки. В этом случае кольцо вращается свободно и не оказывает влияния на механизм фокусировки. За счет того, что механизм не вращает кольцо, фокусировка осуществляется быстро и плавно.
One Touch Focus Clutch Mechanism – конструкция переключения режима фокусировки в одно касание. В этом механизме предусмотрено переключение режимов фокусировки простым оттягиванием кольца на себя.

При покупке фотоаппарата нужно помнить, что какую бы сверхмодную светочувствительную матрицу не установил производитель, и в какой бы стильный корпус ее не упихал, изображение будет формироваться в первую очередь с помощью объектива. Поэтому при выборе любого фотоаппарата - будь то компакт или зеркальная камера - нужно знать, на что способна его оптическая система. А для этого необходимо понимать, какие параметры на что влияют и что означают.

Фокусное расстояние

Главное, что нужно знать, - эквивалентное фокусное расстояние определяет угол зрения объектива и степень приближения объектов. Пишется оно на корпусе объектива и представляет собой две цифры - минимальное и максимальное значение. На минимальном фокусном расстоянии угол обзора объектива будет максимальным, и в кадр попадет большее количество объектов. На максимальном - угол обзора будет меньше, объектов - тоже меньше, но зато они будут ближе. Для большинства повседневных задач хватает объективов с фокусным расстоянием от 20 до 100 мм. Объективы со значениями ЭФР больше 100 мм («телевики») нужны для съемки удаленных объектов типа птиц и зверей в зоопарках, меньше 20 мм (широкоугольники) - для съемки панорам либо архитектуры.

В большинстве компактных камер используются объективы с диапазоном фокусных расстояний от 35 мм и выше. Этого хватает практически на все цели - но иногда все же широкого угла не хватает. Если планируется снимать архитектуру или пейзажи, стоит обратить внимание на фотоаппараты Panasonic - в их линейке компактов есть модель с широкоугольными объективами - Lumix DMC-FX01. Или на Kodak - у модели V705 минимальное эквивалентное фокусное расстояние составляет всего 23 мм.

У зеркальных камер проблем почти нет - любой производитель обеспечивает покупателей большим ассортиментом сменных объективов на любой вкус: от «рыбьих глаз» с ЭФР от 10 мм до огромных «телескопов» с ЭФР до 1200 мм. Были бы деньги - подобные объективы зачастую стоят как небольшой автомобиль. В комплекте с новой камерой, скорее всего, окажется простенький универсальный объектив с ЭФР 17-80 мм, 18-55 мм или чем-то подобным.

Эквивалентное фокусное расстояние

Есть два разных понятия - эквивалентное фокусное расстояние и истинное фокусное расстояние. Первое - это стандартное значение, которое используют для сравнения различных фотоаппаратов и объективов. Истинное расстояние зависит от размера самого объектива и матрицы - а для зеркальной камеры и компакта эти значения будут разными.

Эквивалентное расстояние приводится к истинному простой математической операцией - умножением фокусного расстояния объектива на коэффициент «кропа». Для цифровых зеркалок значение кропа равно 1,6 или 1,5 - в зависимости от модели. Таким образом, объектив с цифрами 18-55 мм на корпусе превращается в объектив с фокусным расстоянием 29-88 мм.

Цифры, указанные на компактах, умножать ни на что не нужно - истинное фокусное расстояние для них чаще неизвестно и никакой полезной информации не несет.

«Фиксы» и «зумы»

Все современные фотообъективы можно разделить на две большие группы. В первую мы отнесем всю оптику с неизменяемым или фиксированным фокусным расстоянием - это так называемые фикс-объективы . Вторую группу составляют зум-объективы , у которых этот показатель может изменяться. В настоящее время «фиксы» используются либо в самых дешевых компактных фотоаппаратах, либо в крутой профессиональной фототехнике, в основном для студийной съемки. Они относительно просты в изготовлении и обеспечивают отличное качество изображения. В компактах это позволяет удешевить конструкцию, сохранив приемлемое качество изображения. В профессиональной технике, благодаря простой оптической конструкции, можно достичь потрясающего качества картинки, причем не задирая цену устройства до небес.

Подавляющее большинство камер, начиная с компактных фотоаппаратов и заканчивая профессиональной аппаратурой, оснащены оптикой с переменным фокусным расстоянием. Если вы захотите снять пейзаж, то вам, как уже говорили, потребуется небольшое фокусное расстояние, а если маленькую букашку или портрет - то наоборот, большое. Поэтому проще использовать один единственный зум-объектив, который позволит снять и то и другое сразу. Такая оптика хороша тем, что позволяет фотографировать из одной и той же точки абсолютно разные сюжеты. Это хорошо заметно при использовании так называемых ультразумов , то есть объективов с 10-12-кратным увеличением. С помощью такого объектива можно снимать как горные пейзажи, так и альпинистов, карабкающихся к соседней вершине. Дикие животные, птицы, водопады на противоположном берегу реки - это примеры объектов, к которым в реальности очень трудно приблизиться. Так что расхожее мнение, что «лучший зум - это ноги», в корне неверно. Хороший объектив с широким диапазоном фокусных расстояний способен оказать фотографу неоценимую услугу. Расплата за такую универсальность - значительная потеря качества изображения.

Оптический и цифровой зумы

Из диапазона фокусных расстояний конкретного объектива высчитывается параметр, называемый «оптическим увеличением » или «кратностью зума» . Рассчитывается он путем деления наибольшего фокусного расстояния на наименьшее. При этом получается та цифра, которую обычно гордо указывают на коробке и на самом фотоаппарате. Например, у объектива с фокусным расстоянием 35-420 мм будет 12-кратный зум. Оптический зум - вещь в жизни, безусловно, очень полезная и нужная, но со своими «подводными рифами».

Первый риф заключается в сложности изготовления такого объектива и его высокой цене. Поэтому стоит помнить - дешевых ультразумов не бывает. Если нашелся в продаже фотоаппарат с зумом от 10x и ценой до 300 условных единиц - ищите подвох. Скорее всего, найдете его в качестве картинки - отсутствии резкости и контрастности.

Вторая проблема заключается в том, что на «длинном конце», то есть на максимальных значениях фокусного расстояния, даже самые мелкие и незаметные перемещения камеры приводят к смазыванию изображения. Поэтому приходится выставлять короткую выдержку (от 1/125 с при максимальном зуме в 12х). Оптический стабилизатор изображения ситуацию тут кардинально не поправит, на него можно не рассчитывать. В ситуациях, когда это невозможно - сумерки, затемненная комната, - от использования максимального приближения стоит отказаться. Вообще, как показывает практика, нормально фотографировать на «длинном конце» можно только при ярком солнечном свете.

Здесь стоит несколько отвлечься от основной темы и сказать пару слов о цифровом зуме . Многие производители, желая привлечь покупателей, оснащают этим режимом любительские фотокамеры. К сожалению, такое увеличение изображения не имеет ничего общего с изменением фокусного расстояния. Процессор камеры просто-напросто берет центральный фрагмент только что отснятого кадра и увеличивает его методом обыкновенной экстраполяции пикселей, а при этом серьезно ухудшается качество снимка. Так что при выборе фотоаппарата ни в коем случае не обращайте внимания на этот показатель, а если вы все же приобретете камеру с функцией цифрового зума, отключите ее раз и навсегда. Если же у вас появится желание увеличить какой-то фрагмент кадра, вы без особого труда сможете сделать это на компьютере с помощью любого графического редактора. Результат будет гораздо лучше - ведь алгоритмы обработки изображения, заложенные в недорогой цифровой фотоаппарат, никогда не сравнятся с мощной логикой Adobe PhotoShop или любого, даже простейшего редактора изображений.

Читаем маркировку объектива

Давайте попробуем попрактиковаться и применить полученные знания при чтении маркировки объектива. Например, на оптике написано: 18-55, 3.5-5.6 . Это расшифровывается так: зум-объектив с фокусным расстоянием, которое изменяется от 18 до 55 миллиметров, со светосилой 3,5 при минимальном значении фокусного расстояния и 5,6 - при максимальном. Делаем простые расчеты и делим 55 на 18. Получается, что кратность зума у этого объектива равна трем. Светосила при этом никак не пересчитывается, так как она есть величина относительная и не зависит от размера матрицы.

На более сложных и дорогих объективах можно встретить маркировку 16-35 mm 2,8 . Это означает, что на всем диапазоне фокусных расстояний светосила постоянна и равна 2,8.

Также встречается маркировка типа 50 mm, f/1,8. Такое обозначение соответствует объективу с постоянным фокусным расстоянием 50 мм и светосилой 1,8.

Светосила

Максимальное количество света, которое может пропустить объектив на том или ином фокусном расстоянии без потерь качества за счет аберраций, и является его светосилой . Чем меньше значение, тем больше света пропускает оптическая система и, соответственно, выше качество и класс объектива. Существуют также объективы с постоянной светосилой на всем диапазоне фокусных расстояний. Это дорогое, но качественное решение.

Значение светосилы от 2,8 до 4 позволяет снимать с рук даже в условиях недостаточного освещения. Чем выше этот показатель, тем сложнее будет избежать смазывания изображения - невысокая светосила не даст установить короткую выдержку.

Аберрации

Аберрации - это искажения изображения, возникающие из-за несовершенства объективов фотоаппаратов. Представить себе, что такое аберрации, можно на примере обычной лупы. Наведите ее на мелкий печатный текст. В центре вы увидите четкое, хорошо читаемое изображение, но по краям линзы буквы окажутся размытыми. Если сократить диаметр нашей линзы с помощью куска черной бумаги с отверстием посередине, то удастся добиться значительного уменьшения аберраций. Диафрагма фотообъектива работает почти так же, как черная бумага, но позволяет регулировать диаметр отверстия, через которое проходит свет. В результате повышается резкость изображения - за счет увеличения выдержки.

Линзы изготавливаются из разных сортов стекла, поэтому их свойства могут значительно отличаться друг от друга. Если в определенной последовательности собрать в одну систему несколько разных оптических элементов, то они будут во многом компенсировать искажения друг друга. Такая методика используется даже в объективах простых компактных фотоаппаратов. Их оптика может состоять из шести или девяти элементов, в дорогих профессиональных объективах количество линз может достигать пятнадцати, а то и двадцати штук. Для построения таких сложных систем производители применяют высокотехнологичные линзы с многослойным просветлением, а также дорогие марки стекла.

Создание сложной оптической системы для объектива с переменным фокусным расстоянием - задача трудная. Так как в таких системах линзы перемещаются относительно друг друга, то конструкторам приходится учитывать влияние множества факторов во всех положениях зума. Как правило, невозможно скомпенсировать аберрации во всем рабочем диапазоне объектива - какой-то их вид будет сильнее проявляться на одном конце фокусного расстояния, а какой-то - на другом. И чем больше коэффициент увеличения объектива, тем сильнее будут аберрации.

Руководство по выбору

  • Чем больше диапазон фокусных расстояний объектива, тем выше уровень его аберраций и меньше светосила.
  • Чем компактнее оптическая система, тем сильнее она подвержена аберрациям, поскольку требования к размерам не позволяют разместить в объективе достаточно большое количество оптических элементов. К тому же, чем меньше линза, тем меньше она похожа на свою идеальную математическую модель.
  • При прочих равных следует выбирать камеру с более светосильным объективом. Впрочем, большая светосила автоматически подразумевает и более высокую стоимость.
  • Закрытие диафрагмы положительно влияет на уровень аберраций. Поэтому, если съемочная сцена достаточно хорошо освещена, лучше не открывать диафрагму на максимум.

© 2018 сайт

Первые зеркальные фотоаппараты Canon, пришедшие на смену дальномерным камерам, появились в 1959 году и имели байонет Canon R. В 1964 году его сменил байонет Canon FL, который, в свою очередь, уступил место байонету Canon FD в 1971 году. Однако с наступлением эпохи автофокусных объективов Canon в 1987 году в очередной раз разработал совершенно новый стандарт – Canon EF, который актуален и по сей день. В отличие от Никона, остающегося верным байонету Nikon F с 1959 года, и обеспечивающего тем самым относительную совместимость современных камер и старинных объективов, Кэнон в 1987 году начал свою историю с чистого листа, а потому принципы совместимости у Кэнона весьма просты:

  • Все объективы Canon EF полностью совместимы со всеми фотоаппаратами системы Canon EOS, как полнокадровыми (Full-Frame) , так и кропнутыми (APS-C) .
  • Объективы Canon EF-S предназначены для камер с кроп-фактором 1,6 и несовместимы с полнокадровыми камерами.
  • Объективы, выпущенные до 1987 года, практически бесполезны на современных аппаратах.

С 2012 года Canon выпускает беззеркальные камеры формата APS-C (кроп-фактор 1,6) с байонетом Canon EF-M, а с 2018 года – полнокадровые беззеркальные аппараты с байонетом Canon RF.

  • Все объективы EF-M полностью совместимы со всеми фотоаппаратами EOS M и полностью несовместимы с зеркальными фотоаппаратами EOS, а также с беззеркальными фотоаппаратами EOS R.
  • Все объективы EF-M полностью совместимы со всеми фотоаппаратами EOS M и полностью несовместимы с зеркальными фотоаппаратами EOS, а также с беззеркальными фотоаппаратами EOS M.
  • Объективы EF и EF-S полностью совместимы с беззеркальными фотоаппаратами EOS M и EOS R при наличии соответствующих переходников.

Основные обозначения

Эти параметры универсальны и имеются у всех объективов независимо от производителя.

Фокусное расстояние объектива измеряется в миллиметрах (подробнее см. «Фокусное расстояние и перспектива »). Для объективов с фиксированным фокусным расстоянием указывается одно число, например, 35mm. Для зум-объективов указывается диапазон фокусных расстояний, например, 70-300mm.

EF (1987) Electro-Focus – Электро-фокус. Объективы, имеющие байонет Canon EF и встроенный фокусировочный мотор. Связь между объективом и камерой осуществляется исключительно через электронные контакты. В 1987 году такая схема выглядела весьма прогрессивной, особенно на фоне отвёрточного автофокуса объективов Nikon AF. Однако за это преимущество Canon заплатил полной потерей совместимости со своей старой системой FD.

DC (1987) Direct Current – Электродвигатель постоянного тока. Используется в качестве фокусировочного мотора в недорогих объективах Canon EF. По сравнению с ультразвуковым мотором, DC мотор работает медленнее, что усложняет съёмку быстродвижущихся объектов.

USM (1987) Ultrasonic Motor – Ультразвуковой мотор. По сравнению с DC мотором, USM работает быстрее и тише. Существует два типа ультразвуковых моторов: мотор кольцевого типа (ring-type) и микромотор (micromotor). USM кольцевого типа позволяет осуществлять ручную фокусировку независимо от того включен или выключен автофокус, в то время как микромотор для ручной фокусировки требует обязательного переключения в ручной режим.

FT-M – Full Time Manual. Постоянная ручная фокусировка. Объективы с ультразвуковым фокусировочным мотором кольцевого типа позволяют вручную корректировать работу автофокуса простым поворотом фокусировочного кольца без необходимости переключаться в непосредственно ручной режим.

L – Luxury. Роскошь. Дорогие профессиональные объективы с красной каёмочкой. Главное преимущество объективов серии L, заключается не столько в высококлассной оптике (которая может быть не хуже и в более дешёвых объективах), сколько в механической прочности и надёжности. Они защищены от пыли и брызг и способны выдержать падение на камни без потери работоспособности. Кроме того, L объективы очень большие и тяжёлые.

Macro – макрообъективы, позволяющие вести съёмку в масштабе 1:1 .

I/R – Internal/Rear focusing. Внутренняя/Задняя фокусировка. Для наводки объектива на резкость используется перемещение независимой группы линз внутри объектива. При этом размеры объектива не меняются, а передняя линза остаётся неподвижной, облегчая использование поляризационных и градиентных фильтров . Кроме того подобная схема позволяет уменьшить габариты объектива, а также ускорить фокусировку.

Float – Плавающий оптический элемент, меняющий своё положение в зависимости от дистанции фокусировки, позволяет объективу фокусироваться на сверхблизких расстояниях без ухудшения резкости.

CaF2 – Fluorite. Линзы, изготовленные из флюорита, обладают малым коэффициентом рассеяния, и, следовательно, снижают выраженность вторичных (пурпурно-зелёных) хроматических аберраций .

UD – Ultra-low Dispersion glass. Низкодисперсионное стекло имеет коэфициент рассеяния значительно меньше, нежели обычное оптическое стекло. Отдельные элементы объектива, изготовленные из UD стекла, призваны уменьшить вторичные хроматические аберрации . В силу меньшей кривизны поверхностей линзы из низкодисперсионного стекла меньше подвержены сферическим аберрациям , чем линзы из флюорита.

S-UD – Super Ultra-low Dispersion glass. Сверхнизкодисперсионное стекло ещё более низкодисперсионно по сравнению с обычным низкодисперсионным стеклом. На самом же деле между UD и S-UD нет практически никакой разницы.

AL – Aspherical Lens. Асферические линзы, включённые в оптическую схему объектива, используются для устранения сферических аберраций .

TS-E (1991) Tilt-Shift – Сдвиг-наклон. Тильт-шифт объективы позволяют иправлять перспективные искажения путём упрощённой имитации подвижек крупноформатной камеры. Передняя часть объектива может быть в определённых пределах сдвинута или наклонена для коррекции перспективы или для управления плоскостью фокусировки. TS-E объективы не имеют автофокуса, и потому, строго говоря, не относятся к EF объективам. Буква E в названии TS-E означает электронный привод диафрагмы.

EF-S (2003) EF-Small. Объективы с уменьшенным кругом изображения, предназначенные для цифровых камер , имеющих сенсор с кроп-фактором 1,6 (формат APS-C). С полнокадровыми камерами EF-S объективы не совместимы.

EF-M (2012) EF-Mirrorless. Объективы, предназначенные для использования вместе с беззеркальными камерами системы Canon EOS M. Несовместимы с фотоаппаратами, имеющими байонет EF.

STM (2012) Stepping Motor. Шаговый фокусировочный мотор работает быстро и почти бесшумно.

Macro Lite (2017) Встроенная вспышка для макросъёмки.

RF (2018) Объективы с байонетом Canon RF, предназначенные для использования вместе с беззеркальными фотоаппаратами Canon EOS R. Несовместимы с зеркальными фотоаппаратами.

А теперь давайте на конкретном примере разберёмся, какие сведения можно узнать, прочитав надписи на объективе. Возьмём первый попавшийся под руку объектив, а я не без основания полагаю, что многим моим читателям под руку подвернётся именно тот объектив, который они приобрели вместе с камерой, т.е. Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM , и посмотрим на него внимательно. Если у вас в руках любой другой объектив – действуйте по аналогии.

Вокруг передней линзы объектива имеется надпись:

CANON ZOOM LENS
EF-S 18-55mm 1:3.5-5.6 IS STM
Ø58mm

CANON ZOOM LENS – напоминает забывчивому владельцу о том, что у него на камере находится зум-объектив Canon, а не какой-нибудь другой посторонний предмет.

EF-S – название системы. Данный объектив предназначен для камер Canon EOS, имеющих уменьшенный сенсор (APS-C) с кроп-фактором 1,6.

18-55mm – диапазон фокусных расстояний. 18-55 мм на камере с кроп-фактором 1,6 дадут тот же угол изображения , что и 29-89 мм на полнокадровой камере. Таким образом, наш объектив охватывает диапазон от широкоугольного, до умеренно длиннофокусного, что делает его весьма универсальным.

1:3.5-5.6 – светосила. В широкоугольном положении (18 мм) минимальное значение диафрагмы – f/3,5, а в телеположении (55 мм) – f/5.6. 18-55mm не слишком светосильный объектив, к тому же светосила его падает с увеличением фокусного расстояния, но таковы все любительские зум-объективы. Большая постоянная светосила увеличила бы их габариты и стоимость многократно.

IS – оптический стабилизатор изображения. Архиполезное устройство для съёмки с рук при слабом свете. Для статичных сцен в какой-то мере компенсирует малую светосилу.

STM – шаговый фокусировочный мотор.

Ø58 – диаметр резьбы для фильтров. В данном случае диаметр составляет 58 мм.

На корпусе объектива белым по-чёрному написано:

Canon
EFS 18-55mm
IMAGE STABILIZER
MACRO 0.25m/0.8ft

Здесь же можно найти и едва заметный серийный номер.

Такие обозначения, как EF-S и 18-55mm мы уже видели на торце объектива.

IMAGE STABILIZER – это расшифровка аббревиатуры IS , с которой мы также встречались.

MACRO 0.25m/0.8ft – минимальная дистанция фокусировки составляет 0,25 метра или 0,8 фута. Не забывайте, что дистанция фокусировки считается не от передней линзы объектива, а от матрицы фотоаппарата. На некоторых объективах Canon вместо слова MACRO изображён цветочек, но означает он то же самое.

Если посмотреть на объектив со стороны байонета, то можно прочесть:

CANON INC.
MADE IN TAIWAN

Не стоит удивляться – даже Canon потихоньку выводит свои производственные мощности за пределы Японии в целях удешевления производства.

Надеюсь, что теперь для вас не составит труда разобрать маркировку любого объектива Canon.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

В этой статье мы представляем вам расшифровку всех сокращений которые использует компания Canon в маркировке своих объективов. Знание этих обозначений поможет вам принять взвешенное решение при выборе объектива .

EF (Electro-Focus) – Стандартный байонет для камер Canon, объективы с такой маркировкой подходят к любым зеркальным камерам Canon.

EF-S (Short back focus) – Объективы созданные для камер с кропнутой матрицей APS-C. Объективы Canon EF-S со стороны крепления к байонету имеют выступающую линзу и оправу, это делает невозможным использование объективов EF-S с полнокадровыми камерами.

TS-E (Tilt-Shift) — Tilt-Shift объективы позволяют корректировать перспективу изображения с помощью сдвига, либо наклона группы линз относительно оптической оси. Объективы применяются в основном в архитектурной и предметной съёмках.
В ближайшее время мы посвятим отдельную обзорную статью этим замечательным объективам и их возможностям.

MP-E (Macro Photography) – специальные варианты объективов с байонетом EF, но без электрического фокуса. Ко второму типу относиться только один специализированный макро-объектив Canon MP-E 65 мм 1-5x Macro, который способен давать пятикратное увеличение без дополнительных приспособлений.

L (Luxury) – Серия профессиональных объективов с высокой степенью защиты от влаги и пыли. Объективами данной серии являются только EF модели, как правило имеющие фиксированную светосилу на всем диапазоне фокусных расстояний. Для внешнего отличия объективы серии L имеют красное кольцо на ободе.

Fisheye – Тип объектива “рыбий глаз”. Сверхширокоугольный объектив.

Macro – приставка, обозначающая принадлежность оптики к линейке макро. В первую очередь характеризуется уменьшенной минимальной дистанцией фокусировки.

IS (Image Stabilizer) – Стабилизации изображения. Система содержит подвижный блок линз, который компенсирует движение камеры при съёмке. Это позволяет снимать при недостаточном освещении c выдержкой длиннее на четыре ступени, чем у объективов без системы стабилизации.

В новых объективах рядом с системой стабилизации можно увидеть римскую цифру два, это означает, что в объективе используется система стабилизации второго поколения.

USM (Ultrasonic Motor) – Ультразвуковой мотор для фокусировки. Такой мотор работает тихо и быстро. Объективы с данным мотором отмечены золотом кольцом.

DO (Diffractive Optics) – Использование в конструкции объектива дифракционной оптики, которая позволяет уменьшить хроматические аберрации.
Объективы с данным конструктивом отмечены зеленым кольцом.

IF – Конструкция объектива, в которой при фокусировке перемещается внутренний блок линз. За счет того, что объектив не меняет своего размера, он быстрее фокусируется и более удобен для работы со светофильтрами, для которых важно их расположение, например, с поляризационными и градиентными.

RF — Схема объектива при которой для фокусировки используются только задняя группа линз. Это ускоряет процесс фокусировки.

24-70 mm – Диапазон фокусных расстояний.

f:2.8 – Максимально доступная диафрагма объектива.

f:3.5-5.6 — Диапазон максимально доступных диафрагм для зум-объективов. Диапазон связан с фокусными расстояниями, данный диапазон указан для объектива 18-200мм, для 18мм максимальная диафрагма составляет f:3.5, для 200мм соответственно f:5.6.

Soft Focus — Возможность контролировать степень смягчения изображения. Применяется в нескольких объективах Canon.

S-UD — Применение линз из сверхнизкодисперстного оптического стелка позволяют создавать объективы практически лишенные проблем с хроматическими аберрациями.
Используется во многих теле- и супертелеобъективах серии L и широкоугольных объективах.

AL — В конструкции объектива применяются асферические линзы, что устраняет сферическую аберрацию. В настоящее время асферические элементы устанавливаются практически во всех EF объективах.

CA Circular Aperture — Круговая диафрагма.

FT-M Full Time Manual (Постоянная ручная фокусировка) — Большинство EF-объективов оснащенных ультразвуковым мотором (USM) дают возможность подстроить резкость сразу после работы автофокуса без переключения в режим ручной фокусировки.

P.S.

В инструкции к камере есть список совместимых объективов, обязательно воспользуйтесь этим списком при выборе объектива.

© 2018 сайт

Байонет Nikon F, использующийся в зеркальных фотоаппаратах Nikon, был разработан в 1959 году. Несмотря на то, что само байонетное соединение практически не изменилось с момента своего появления, камеры и объективы за прошедшие десятилетия успели обрасти большим количеством конструкционных изменений и нововведений. В результате части системы, выпущенные в разные годы, далеко не всегда совместимы между собой, о чём можно прочесть в статье «Совместимость объективов Nikon ».

Байонет Nikon Z был представлен в 2018 году и используется в беззеркальных фотоаппаратах Nikon. Объективы Nikon Z абсолютно несовместимы с зеркальными фотоаппаратами, в то время как объективы Nikon F могут быть установлены на беззеркальные камеры с помощью переходника.

Здесь же я постараюсь помочь вам разобраться в обилии аббревиатур, изобретаемых Никоном последние более чем полвека для обозначения каждого технического новшества.

Основные обозначения

Эти параметры универсальны и имеются у всех объективов независимо от производителя.

Фокусное расстояние объектива измеряется в миллиметрах (подробнее см. «Фокусное расстояние и перспектива »). Для объективов с фиксированным фокусным расстоянием указывается одно число, например, 35mm. Для зум-объективов указывается диапазон фокусных расстояний, например, 70-300mm.

Nikkor (1932) Торговая марка, под которой Nikon выпускает оптику, в частности – фотографические объективы.

Micro (1956) Макрообъективы Nikon промаркированы Micro-NIKKOR. Почему «микро», а не «макро»? Да потому, что в 50-х годах под макрофотографией понималась съёмка в масштабе большем, чем 1:1, т.е. с увеличением . Объективы Micro-NIKKOR давали изображение в масштабе ровно 1:1, т.е. в натуральную величину. Поскольку они ничего не увеличивали, их нельзя было назвать «макро». Сегодня масштаб 1:1 считается макросъёмкой , но Никону лень менять номенклатуру.

A (1959) Самые первые объективы для зеркальных камер Nikon. Известны также как Pre-AI, Non-AI, NAI или просто F (по названию байонета) объективы. A означает Automatic, но это относится не к фокусировке (фокус, естественно, ручной), а к механизму прыгающей диафрагмы. Суть его в том, что наводка на резкость осуществляется при полностью открытой диафрагме, и лишь при нажатии на спуск, диафрагма автоматически прикрывается до заранее заданного значения. Для корректной работы этого механизма требовалось вручную индексировать диафрагму при каждой установке объектива на камеру. С современными камерами (за исключением ретроспективной Nikon Df) A объективы в своём исходном виде несовместимы и нуждаются в т.н. конверсии.

ASP (1968) Aspherical. Введение асферических элементов в оптическую схему объектива используется для устранения сферических аберраций .

CRC (1967) Close Range Correction. В конструкции объектива присутствует плавающий элемент (часто это предняя линза), меняющий своё положение в зависимости от дистанции фокусировки, что позволяет объективу фокусироваться на сверхблизких расстояниях, сохраняя при этом отменную резкость. Характерно для макрообъективов, а также для светосильных широкоугольных объективов.

PC (1968) Perspective Control. Объективы, позволяющие иправлять перспективные искажения путём упрощённой имитации подвижек крупноформатной камеры. Передняя часть объектива может быть в определённых пределах сдвинута или наклонена, для коррекции перспективы или для управления плоскостью фокусировки. PC объективы допускают только ручной фокус и только ручной экспозамер.

NIC (1970) Nikon Integrated Coating. Многослойное просветляющее покрытие представляет собой тончайшую плёнку, нанесённую на линзы объектива с целью повысить их светопропускающую способность и уменьшить интенсивность бликов. Все современные объективы имеют многослойное просветление.

SIC – Super Integrated Coating. Улучшенное по сравнению с NIC многослойное просветление, использующееся в зум-объективах с большим количеством элементов.

ED (1975) Extra-low Dispersion glass. Сверхнизкодисперсионное стекло имеет коэфициент рассеяния значительно меньше, нежели обычное оптическое стекло. Отдельные элементы объектива, изготовленные из сверхнизкодисперсионного стекла, призваны уменьшить вторичные (пурпурно-зелёные) хроматические аберрации .

IF (1976) Internal Focusing – внутренняя фокусировка. Для наводки объектива на резкость используется перемещение независимой группы линз внутри объектива. При этом размеры объектива не меняются, а передняя линза остаётся неподвижной, облегчая использование поляризационных и градиентных фильтров . Кроме того подобная схема позволяет уменьшить габариты объектива, а также ускорить фокусировку.

AI (1977) Aperture Indexing. Классические объективы с ручной фокусировкой и автоматическим индексированием диафрагмы. Совместимы со всеми камерами, но на многих современных аппаратах не будет работать матричный экспозамер, а также любые режимы определения экспозиции, кроме приоритета диафрагмы. Объективы , фабричным или кустарным способом переделанные в AI, называются AI-конвертированными (AI-converted).

ADR – Aperture Direct Readout. Дополнительная шкала значений диафрагмы, видимая непосредственно через видоискатель в специальном маленьком окошке. Позволяла устанавливать желаемое значение диафрагмы не отрывая глаз от окуляра. Присутствует на всех AI объективах.

E (1977) В 60-е и 70-е годы, когда Nikon доминировал на рынке профессиональной малоформатной фототехники, под маркой Nikkor выпускались только дорогие и сверхнадёжные профессиональные объективы. В погоне за любительским рынком Nikon начал выпускать сравнительно дешёвые объективы, и, чтобы не ронять престиж бренда Nikkor, обозначил их просто как объективы серии E. Качество изготовления E объективов по тогдашним меркам оставляло желать лучшего, но оптически они не уступали объективам профессионального уровня. Сегодня все, даже самые дешёвые объективы, маркируются как Nikkor, и даже в самых дорогих объективах есть пластмассовые детали, что в 70-х годах расценивалось как преступление.

В настоящее время (начиная с 2008 года) буква в названии объектива означает электронный привод диафрагмы.

AI-s (1982) Незначительно усовершенствованный вариант AI объективов, обеспечивающий более точное управление диафрагмой.

AF (1986) Autofocus. Автофокусные объективы первого поколения имели механический привод автофокуса т.н. «отвёрточного» типа. Фокусировочный мотор располагался в камере и передавал вращение элементам объектива с помощью устройства, напоминающего отвёртку. AF объективы совместимы практически со всеми фотоаппаратами Nikon, но автофокус не будет работать на камерах без встроенного мотора.

FL (2013) Fluorite. Флюорит (CaF 2), обладает исключительно низким коэффициентом рассеяния и устраняет вторичные (пурпурно-зелёные) хроматические аберрации ещё эффективнее, чем сверхнизкодисперсионное стекло .

PF (2015) Phase Fresnel. Применение линз Френеля позволяет уменьшить вес и габариты объектива. Кроме того, линзы Френеля способствуют устранению хроматических аберраций .

HRI (2015) High Refractive Index. Оптическая схема объектива включает в себя элементы с показателем преломления выше 2.

AF-P (2016) Автофокусные объективы с шаговым фокусировочным мотором (Pulse motor). Шаговый мотор работает несколько тише, нежели ультразвуковой мотор AF-S объективов.

Z (2018) Объективы с байонетом Nikon Z для беззеркальных фотоаппаратов. Несовместимы с зеркальными фотоаппаратами.

S (2018) Объективы серии S. Относятся к Z объективам. Nikon уверяет, что буква S в данном случае означает «superior» – превосходный.

А теперь давайте на конкретном примере разберёмся, какие сведения можно узнать, прочитав надписи на объективе. Возьмём первый попавшийся под руку объектив, а я не без основания полагаю, что многим моим читателям под руку подвернётся именно тот объектив, который они приобрели вместе с камерой, т.е. Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G VR DX II , и посмотрим на него внимательно. Если у вас в руках любой другой объектив – действуйте по аналогии.

Вокруг передней линзы объектива видна надпись:

Nikon AF-S DX NIKKOR
18-55mm 1:3.5-5.6G VR II
∞-0.28m/0.92ft Ø52mm

Nikon – название компании-производителя. Расшифровка здесь, по всей видимости, не требуется.

AF-S – автофокусный объектив со встроенным фокусировочным мотором.

DX – код системы. Данный объектив предназначен для DX камер, имеющих уменьшенный сенсор с кроп-фактором 1,5.

NIKKOR торговая марка, под которой Nikon выпускает свои объективы.

18-55mm – диапазон фокусных расстояний. 18-55 мм на камере с кроп-фактором 1,5 дадут тот же угол изображения , что и 27-84 мм на полнокадровой камере. Таким образом, наш объектив охватывает диапазон от широкоугольного, до умеренно длиннофокусного, что делает его весьма универсальным.

1:3.5-5.6 – светосила. В широкоугольном положении (18 мм) минимальное значение диафрагмы – f/3,5, а в телеположении (55 мм) – f/5.6. 18-55mm не слишком светосильный объектив, к тому же светосила его падает с увеличением фокусного расстояния, но таковы все любительские зум-объективы. Большая постоянная светосила увеличила бы их габариты и стоимость многократно.

G – объектив не имеет кольца управления диафрагмой, но на современных камерах оно вам и не понадобится.

VR – оптический стабилизатор изображения. Архиполезное устройство для съёмки с рук при слабом свете. Для статичных сцен в какой-то мере компенсирует малую светосилу.

II – это вторая версия объектива AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR, которая отличается от первой его версии большей компактностью (в силу складной конструкции корпуса) и незначительно усовершенствованной оптической схемой.

∞-0.28m/0.92ft – диапазон дистанций фокусировки в метрах и футах. Максимальная дистанция – бесконечность, минимальная – 0,28 метра или 0,92 фута. Не забывайте, что дистанция фокусировки считается не от передней линзы объектива, а от матрицы фотоаппарата.

Ø52 – диаметр резьбы для фильтров. В данном случае диаметр составляет 52 мм.

Сверху на объективе золотыми буквами написано:

Большая часть производственных мощностей Никона давно перемещена в Таиланд или Китай. В Японии производятся лишь самые дорогие модели камер и объективов.

Здесь же расположен серийный номер объектива.

Надеюсь, что теперь для вас не составит труда разобрать маркировку любого объектива Nikon.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.