Цель дидактической игры профессии в старшей группе. Игра «Угадай, кем я хочу быть?». Дидактическая игра «Что пригодится при пожаре»

Картотека дидактических игр по ознакомлению с профессиями

в старшей группе.

.









№ 13. Д/И «МАЛЕНЬКИЕ ПОМОЩНИКИ».

Цель. Игра учит детей радовать своих родных, оказывай им посильную помощь, воспитывает у детей желание помогать близким людям, общаться в процессе совместной деятельности,

Дидактический материал - различные наборы из 3-4 предметов: ведро, тряпка, швабра, совок, очки, спицы, носок, журнал «Вязание», шарф, шапка, варежки, платок, клей, кисточка, книжка, обложка от книги, молоток, гвозди, клещи, отвертка и т. п.

Ход игры. Дети расставляют стульчики и раскладывают игровой материал по всей группе: на столах, на свободных полочках, на стульях и т. п. Педагог помогает им. Закончив подготовку к игре, малыши садятся на стульчики, а педагог - напротив них и начинает рассказывать: «Я знаю, что все вы уже умеете помогать своим папам, мамам, бабушкам, дедушкам, давайте сейчас поиграем. Мы научимся помогать близким людям . Для этого вам придется выполнить разные поручения. Вы согласны? »

После ответа детей педагог подзывает к себе четверых из них . Педагог рассказывает детям о том, что бабушка связала носок. Но она совсем позабыла, куда убрала необходимый ей журнал, спицы, носок, очки. Он обращается к первой четверке детей с просьбой помочь найти эти вещи. Педагог помогает детям договориться , какой предмет будет искать каждый из них . Названия предметов дети повторяют вслух. После этого помощники разбегаются по группе и ищут предметы . Найдя их , они возвращаются на место и показывают, что нашли. Остальные участники игры вместе с педагогом проверяют правильность выполнения задания каждым помощником. Педагог от имени бабушки благодарит их за помощь.

Первые бабушкины помощники садятся отдыхать , а педагог подзывает следующую четверку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети группы не примут участия в игре.

Для продолжения игры педагог предлагает следующие ситуации:

Папа решил починить стул. Для этого ему необходимо собрать следующие инструменты: молоток, гвозди, клещи, отвертку .

Маме надо помочь подмести и вымыть пол. Помощники должны принести ей ведро, тряпку, швабру и совок.

Маленький братик собрался на прогулку. Но он растерял свою одежду и не может ее найти. Помогите ему. Где его шапка , шарф, рукавицы, платок? - Порвалась твоя любимая книжка. Попросили дедушку ее склеить , но ему надо помочь . Для этого нужен клей, кисточка , книжка и оторванная от нее обложка.

В конце игры педагог благодарит детей и говорит, что они , растут настоящими помощниками для своей семьи.

№ 14. Д/И «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ДЕЙСТВИЙ».

Цель. Игра учит детей соотносить действия людей различных профессий.

Игровые правила: называть только одно действие данной профессии. Если ребенок не может вспомнить, то он ударяет мячом о пол, ловит его и бросает назад ведущему.

Игровые действия: бросание и ловля мяча.

Ход игры. Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов, используемых в различных профессиях, действиях. Затем говорит:

Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Она врач. Это ее профессия. Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны , которая готовит нам обед? (Дети отвечают: «Повар».)

Каждый человек, имея профессию, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают.)

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии.

Педагог говорит слово «врач» и бросает мяч кому-либо из играющих. Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, делает уколы, операции, дает лекарство».

Педагог называет знакомые детям профессии: няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих Профессий.

«Закончи предложение»

(употребление сложноподчинённых предложений)

  1. Мама положила хлеб… куда? (в хлебницу)
  2. Брат насыпал сахар… куда? (в сахарницу)
  3. Бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда? (в салатницу)
  4. Папа принёс конфеты и положил их … куда? (в конфетницу)
  5. Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)
  6. Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно)
  7. Я не хочу спать, потому что… (ещё рано)
  8. Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода)
  9. Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)
  10. Кошка забралась на дерево, чтобы…(спастись то собаки)

«Кому угощение?»

(употребление трудных форм существительных)

Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

«Назови три слова»

(активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

  1. Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
  2. Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? и т. д.

«Кто кем хочет стать?»

(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

№ 15. «Кому что нужно?».

Цель : учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.

Игровые правила : назвать профессию в соответствии с предметом труда, объяснить назначение предмета.

Игровые действия : поиск нужных предметов.

Оборудование : на столе у педагога разложены предметы-игрушки для труда людей разных профессий: набор медицинских инструментов; набор кухонной посуды; молоток, гвозди, гаечный ключ из детского конструктора; большие картинки с изображением людей разных профессий (подбираются картинки и предметы соответствующих профессий).

Ход игры : педагог приглашает по одному участнику к своему столу. Ребенок берет какой-либо предмет и называет его. Остальные дети должны назвать, кому нужен этот инструмент, что им можно делать. Вызванный ребенок кладет инструмент к картинке с изображением человека соответствующей профессии. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы и разложены все орудия труда. Возможно проведение игры с использованием только картинок с изображением людей определенных профессий и орудий труда.

№ 16. «Оденем куклу на работу».

Цель : учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.

Игровые действия : поиск нужных предметов одежды в соответствии с названной профессией.

Оборудование игры : на столе у педагога разложены плоскостные изображения рабочей одежды для кукол, на подставках - плоскостные изображения кукол: мальчики и девочки, по 1-2 картинки с изображением различных инструментов (для разных профессий).

Ход игры : педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться, кем работает каждый, по картинке, которая лежит рядом с куклой. На этой картинке нарисован предмет, который необходим для работы. Дети по очереди подходят, рассматривают картинку, подбирают одежду и называют соответствующую профессию.

Затем взрослый просит детей закрыть глаза, путает предметы одежды, перекладывает картинки и т. п. Дети исправляют ошибки. Игра повторяется несколько раз.

Игра может проводиться с куклами, для которых специально сшиты разные рабочие костюмы.

№ 17. «Едем на работу».

Цель : учить детей ориентироваться в пространстве комнаты, находить свое место в соответствии со зрительными ориентирами - картинками с изображением профессиональных символов. Развивать внимание, память в процессе данной игры.

Игровые действия : движение по комнате (изображается поездка на машине) и нахождение стула или места с соответствующей профессиональной символикой (картинкой).

Оборудование игры : на столе у педагога разложены «рули» (круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий), в разных местах комнаты стоят стулья, на них лежат картинки, изображающие инструменты.

Ход игры : педагог приглашает детей к своему столу, каждый может выбрать себе профессию, взять руль и поехать на работу, для этого нужно внимательно смотреть на стулья и выбирать картинку с инструментом, подходящим для этой работы. Игра проводится несколько раз, педагог перекладывает картинки на стульях, дети должны снова найти свое место. Затем дети меняются рулями (профессиями), и игра повторяется.

№ 18. «Собираемся на работу».

Цель : учить детей подбирать инструменты для людей разных профессий. Уточнять, закреплять знания детей о труде взрослых, использовать эти знания в процессе сюжетно-ролевых игр.

Игровые действия : поиск нужных инструментов, складывание их в чемоданчики, стоящие рядом с куклами в рабочих костюмах.

Оборудование игры : куклы в рабочей одежде, чемоданчики (объемные или плоскостные с прорезями для картинок), наборы игрушечных инструментов или наборы картинок с изображением инструментов.

Ход игры : на столе разложены игрушечные инструменты, педагог просит собрать кукол на работу. Подбирать игрушки или картинки надо, посмотрев на рабочую одежду.

№ 19. «От слова к слову»

Цель: учить детей последовательно называть предметы труда и подбирать картинку с изображением человека соответствующей профессии.

Игровые действия : последовательное называние предметов, изображенных на картинках, ориентируясь по стрелкам-пунктирам, называние и подбор картинок с изображением людей той или иной профессии.

Оборудование игры : карты, разделенные на квадраты, в которых изображены предметы труда; квадраты последовательно соединены между собой пунктирной линией, заканчивающейся стрелкой, которая упирается в пустой квадрат; в этот квадрат необходимо положить картинку с изображением человека, которому нужны для работы данные вещи.

Ход игры : ребенок называет последовательно предметы, изображенные на картинках, в конце находит нужное изображение человека соответствующей профессии.

№ 20. “Кто чем занимается”.


Цель. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.
Ход игры . Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), ткачиха…(ткет ткани), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты), машинистка…(печатает на машинке) и т.д.

№ 21. “Кто больше знает профессий”


Цель . Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т. д.).
Ход игры.
Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я учу вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, рассказы, гуляю с вами, укладываю спать... Это моя профессия - воспитывать вас. А какая профессия у Ирины Владимировны? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.) Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия. Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.) Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.) Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)
Воспитатель называет и другие профессии - строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия.

№ 22.“Произнеси правильно”.


Цель. Формирование правильного произношения звуков, закрепление названий профессий.
Ход игры. Выучить чистоговорки или скороговорки, шутки, чтобы при повторении чётко произносились свистящие и шипящие звуки;
- Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
- Водовоз вёз воду из водопровода.
- Старый сторож Том сторожит дом.
- Ткёт ткач ткани на платье Тане.
- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку
- Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу.
- Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет.

№ 23. “Профессии”


Цель. Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими.
Ход игры.
Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу), а затем так же "учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии.

№ 24. “Подскажи словечко”. (“Добавлялки”).


Цель. Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.
Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.
В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).
Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска). Попов С.А.
С огнем бороться мы должны.
Мы смелые работники.
C водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? – … (пожарники).
Я бы летчиком-пилотом
Непременно стать хотел,
Я тогда на самолете
До Москвы бы … (Долетел). Деляну Ливиу
В небо синее пилот поднимает… (самолет). Степанов В.
Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок). Демченко Г.
Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принес механический… (насос). Баруздин С.
Чтоб не мокли люди под дождем
Кровельщик железом покрывает… (дом). Баруздин С.
Летят опилки белые, летят из-под пилы:
Это плотник делает рамы и… (полы). Баруздин С.
Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон).
На глазах у детворы крышу красят... (маляры).
Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра). Шигаев Ю.
Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра). Баруздин С.
Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать).
Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос).



Дидактические игры по теме «Строительные профессии»
Составила: воспитатель МБДОУ «ДСКАВ№110»
Шаманская Н.В.
г. Братск 2015 г.

Дидактическая игра
«Чтобы было, если не было профессии…»
Цель: Расширять представления детей о строительных профессиях.
Задачи: Подвести детей к пониманию значимости и необходимости труда людей различных профессий.
Развивать связную речь.
Ход: Детям предлагаются карточки с изображением представителей строительных профессий, и задаётся вопрос: «Чтобы было, если не было этой профессии…»
Фантазирование детей на тему: «Чтоб было, если не было профессии… электрика?»
-Если бы не было профессии электрика, то в наших домах не было электричества. В квартирах по вечерам было бы темно. И мы не могли бы смотреть телевизор, готовить еду, заниматься на компьютере, рисовать.
И на улицах города тоже было бы темно, было страшно выходить из дома.
Потому, что некому было протянуть провода, вкрутить лампочки в фонари.
И даже не было бы электростанции, которая нам давала электроэнергию.

Дидактическая игра
Дидактическая игра
«Кто, чем занимается»
Цель: Уточнить представления детей о профессиях.
Задачи: Закреплять умение называть трудовые действия выполняемые людьми различных профессий.
Стимулировать развитие игрового взаимодействия.
Ход: Дети объединяются в две компании. Посыльные получают карточки с изображением представителя какой-либо профессии.
Компании обсуждают, и вспоминают трудовые действия человека данной профессии. Затем выбирают ребёнка, который будет представлять выполненное задание.
-Это сантехник. Он проводит водопроводные и канализационные трубы. Устанавливает батареи, унитазы, раковины, ванны, и ремонтирует их. Подключает отопление, чистит засоры, устраняет течь…
Дидактическая игра
«Инструменты»
Цель: Уточнять представления детей о мире профессионального труда.
Задачи: Расширять у детей представления об инструментах, оборудовании материалах, спецодежде необходимых для труда людей различных профессий.
Ход: Воспитатель называет профессию, и перечисляет различные инструменты и прочие предметы, которые используют представители разных профессий. Если дети слышат, название предмета относящегося к данной профессии подают заранее условленный сигнал (хлопнуть, топнуть, присесть, поднять руки). Сигналы меняются в течение игры.
Воспитатель:
- Профессия сантехник - хлопните, если услышите относящиеся к этой профессии предметы: краска, раковина, разводной ключ, белый халат, обжимные клещи, кисть, трубы, лампочка, труборез…

Дидактическая игра
«Угадай профессию по описанию»
Цель: Уточнять представления детей о строительных профессиях.
Задачи: Упражнять в умении узнавать профессию по отличительным признакам.
Развивать логическое мышление, связную речь.
Ход: Ведущий описывает представителя какой-либо профессии, остальные называют данную профессию, или показывают соответствующую карточку.
-Человек этой профессии привозит строительные материалы на стройку (водитель).
-Этот мастер возводит стены дома из кирпича (каменщик).
-Этот человек красит стены нового дома краской (маляр).
-Этот мастер прокладывает в строящемся доме трубы, устанавливает раковины, ванны, батареи (сантехник)…

Дидактическая игра
«Кому без них не обойтись»
Цель: Уточнять представления детей о рабочих профессиях.
Задачи: Расширять у детей представления об инструментах, оборудовании и материалах необходимых для труда людей рабочих профессий.
Обогащать словарный запас по теме «Инструменты».
Ход: Воспитатель или ведущий называют различные инструменты или материалы. А дети называют профессию того человека, которому необходим данный инструмент для труда. Проговаривая трудовое действие, выполняемое с помощью данного инструмента.
-Кисть необходима маляру, чтобы красить стены.
-Раствор необходим маляру-штукатуру, чтобы штукатурить стены дома.
-Гаечный ключ необходим сантехнику, чтобы ремонтировать кран.

Дидактическая игра
«Кому, что нужно для работы»
Цель: Расширять представления детей о мире
профессионального труда.
Задачи: Упражнять детей в умении подбирать инструменты и материалы, необходимые для труда людей различных
профессий. Называть трудовые действия с данными предметами. Уточнить знания детей о строительных профессиях (каменщик, маляр, электрик, сантехник).
Способствовать развитию связной речи, внимания, логического мышления. Формировать интерес и уважение к людям
различных профессий.
Ход: По предложенной картинке ребёнок определяет профессию данного человека. И выбирает инструменты и материалы, необходимые для труда представителя этой профессии
Электрик Каменщик

Маляр Сантехник

Картинки: Инструменты и материалы к игре

Сюжетно-ролевая игра «Стройка»
Сюжетные линии игры:
1. постройка дома;
2. подключение света;
3. установка сантехники;
4. отделка дома
Игровые роли:
Прораб, строители (крановщик, шофер, каменщик, плотник, маляр, кровельщик), сантехник, электрик.
Атрибуты, игровой материал:
Игрушки – строительные машины (грузовик, подъемный кран, цементовоз). Образцы строительного материала (кирпич, арка, доска, плиты перекрытия – игровой строительный материал, предметы – заместители, образцы отделочных материалов (каталоги обоев, колеров краски). Мастерки, шпатели, кисти, валики, ведра и лотки для краски. Инструменты (игровые наборы) для электрика и сантехника. Розетки, выключатели. Спец. одежда – фартуки, каски, перчатки, косынки.
Ролевые действия:
Прораб: руководит всем строительным процессом, планирует и дает задания строительным бригадам, определяет объем и срок работы, проверяет ее качество. Следит за своевременным обновлением инструментов. Отвечает за окончание строительных работ и сдачу объектов в указанные сроки. Следит за соблюдением техники безопасности на стройке.
Шофер: привозит строительные материалы (бетон, песок, кирпич, трубы, плиты перекрытия), разгружает их.
Крановщик: поднимает и перекладывает грузы, когда готовы стены – укладывает плиты перекрытия.
Каменщик: возводит стены из кирпича.
Маляр: красит и белит стены, потолки, лестничные пролеты, клеит обои.
Сантехник: прокладывает в домах трубы, устанавливает батареи отопления, раковины, краны, унитазы, ванны.
Электрик: проводит провода, устанавливает розетки, выключатели, подключает электроэнергию.


Приложенные файлы

Перед школой ребёнок должен иметь представления о профессиях, уметь составлять предложения и строить ассоциативные связи, которые сможет обосновать. Помимо этого, у дошкольника должны уже иметься представления о буквах, он может читать по слогам и понимать прочитанное.

Задания направлены на закрепление имеющихся знаний у дошкольников, а также отработку новых понятий и подготовку к занятиям в школе.

Задание 1. Назови профессию на букву

Цель : отработать знания букв в алфавите; расширить словарный запас.

Материалы : карточки с написанными на них буквами.

Задание желательно выполнять в группе детей. Дошкольник вытягивает карточку, называет букву и профессию, начинающую с неё. Гарантируется, что на каждую букву существует такое слово, однако если у него не получается вспомнить, можно использовать слово, в котором буква стоит второй, третьей и так далее.

Задание 2. Кого я загадал?

Цель : научить использовать словарный запас; развить образное мышление.

Задание имеет более сильный эффект при работе в группе. По очереди каждый человек загадывает про себя профессию и представляет себя в её роли. Задача остальных: по описаниям ведущего отгадать, что именно он загадал. Ведущий постоянно меняется.

Задание 3. Он, она.

Цель : познакомить с понятием рода; закрепить навыки словообразования.

Взрослый начинает фразу по типу «Он…» и называет профессию в мужском роде. Специальность должна быть подобрана таким образом, чтобы без смысловой ошибки можно было составить женский аналог. Иногда для проверки внимательности дошкольника можно включать слова, которые можно отнести к обоим родам: врач, фотограф, пекарь, композитор. Или те, которые можно употребить только в одном роде: художник, художница; медсестра, медбрат; официант, официантка; учитель, учительница.

Задание 4. Если бы не было…

Цель : воспитывать осознание важности каждого ремесла.

Разговор подводится к тому, что было бы, если бы не имелось определённом ремесле. Дошкольник должен наиболее полностью выразить собственные мысли, одновременно с этим задействовав оба полушария мозга. Предложение начинается с фразы «если бы не было строителей…».

Задание 5. Я хочу быть!..

Цель : развить представления у дошкольников о том, какие действия потребуются для получения ремесла.

Ребенок рассказывает о том, кем бы он хотел стать. Можно также выдавать карточки с нарисованными на них специальностями. Потом взрослый задаёт наводящие вопросы, на которые дошкольник должен дать развёрнутый ответ.

Задание 6. Один - много.

Цель : совершенствовать словообразовательные процессы (в частности, образование множественного числа).

Взрослый приводит название профессии в единственном числе, задача дошкольника - согласовать слово во множественном числе.

Один врач - много… (врачей).

Один доктор - много… (докторов).

Одна няня - много… (нянь).

Один водитель - много… (водителей).

Загадки по теме

Дидактические игры теме «Профессии людей». Цель изучения темы: продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться. “Кто чем занимается”. Цель. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий. Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), ткачиха…(ткет ткани), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты), машинистка…(печатает на машинке) и т.д. “Кто больше знает профессий” Цель. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т. д.). Ход игры. Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я учу вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, расска­зы, гуляю с вами, укладываю спать... Это моя профессия - воспитывать вас. А какая профессия у Ирины Владимировны? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.) Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия. Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.) Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.) Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.) Воспитатель называет и другие профессии - строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия. “Произнеси правильно”. Цель. Формирование правильного произношения звуков, закрепление названий профессий. Ход игры. Выучить чистоговорки или скороговорки, шутки, чтобы при повторении чётко произносились свистящие и шипящие звуки; - Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. - Водовоз вёз воду из водопровода. - Старый сторож Том сторожит дом. - Ткёт ткач ткани на платье Тане. - Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку - Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу. - Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет. “Профессии” Цель. Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими. Ход игры. Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу), а затем так же "учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии. “Подскажи словечко”. (“Добавлялки”). Цель. Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму. Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение. В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож). Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска). Попов С.А. С огнем бороться мы должны. Мы смелые работники. C водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? – … (пожарники). Я бы летчиком-пилотом Непременно стать хотел, Я тогда на самолете До Москвы бы … (Долетел). Деляну Ливиу В небо синее пилот поднимает… (самолет). Степанов В. Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок). Демченко Г. Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом: Вместо кисти он принес механический… (насос). Баруздин С. Чтоб не мокли люди под дождем Кровельщик железом покрывает… (дом). Баруздин С. Летят опилки белые, летят из-под пилы: Это плотник делает рамы и… (полы). Баруздин С. Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон). На глазах у детворы крышу красят... (маляры). Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра). Шигаев Ю. Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра). Баруздин С. Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать). Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос). Лото "Профессии"

Дидактические игры по теме: «Профессии людей».

(Для формирования у детей интереса к людям разных профессий)

Цель изучения темы : продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться.

“Кто чем занимается”.


Цель. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.
Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты) и т.д.

“Кто больше знает профессий”


Цель. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т. д.).
Ход игры.
Воспитатель. Я работаю в школе учителем. Это моя профессия. Я учу писать, читать, считать, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, рассказы, ... Это моя профессия - учить вас. А какая профессия у …? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.) Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия. Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.) Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.) Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)
Педагог называет и другие профессии - строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия.

Профессии”

Цель. Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими.
Ход игры. Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу), а затем так же "учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии.

“Подскажи словечко”. (“Добавлялки”).

Цель. Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.
Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.
В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).
Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска)..
С огнем бороться мы должны.
Мы смелые работники.
C водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? – … (пожарники).
Я бы летчиком-пилотом
Непременно стать хотел,
Я тогда на самолете
До Москвы бы … (Долетел).
В небо синее пилот поднимает… (самолет)..
Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок).
Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принес механический… (насос).
Чтоб не мокли люди под дождем
Кровельщик железом покрывает… (дом).
Летят опилки белые, летят из-под пилы:
Это плотник делает рамы и… (полы).
Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон).
На глазах у детворы крышу красят... (маляры).
Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра).
Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра).
Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать).
Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос).

«Кому без них не обойтись»

Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры: педагог показывает детям предмет, а дети называют профессию человека, которому он необходим. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий.

«Что сначала, что потом?»

Цель: закреплять знания детей о последовательности трудовых действий.

Ход игры: педагог просит научить куклу пылесосить. Спрашивает, что нужно сделать сначала, что потом (включить в розетку, потом нажать кнопку, пропылесосить, нажать кнопку выключателя, вытащить вилку из розетки) . Предложить детям и другие трудовые процессы.

«Что хочет делать Маша?»

Цель: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры: педагог обращается к детям от имени куклы Маши:

Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

Как вы думаете, что она будет делать? (стирать) . Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль, пшено. Что она собирается делать? (кукла хочет варить кашу) . Как называется каша? (пшенная) .

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы, для старших детей воспитатель использует картинки с изображением предметов или просто перечисляет эти предметы без показа иллюстраций.

«Кому это нужно»

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры: педагог показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью (это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот) .

«Угадай, что я делаю?»

Цель: расширить представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры: педагог и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь - не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует действия не только движениями, но передавая звуками (чистит пылесосом пол, пилит, едет на машине, стирает, варит еду) . Дети угадывают действия.

«Кому, что надо для работы?»

Цель: учить детей использовать в речи существительные ед. ч. дат. падежа (нож, доска, кастрюля, половник - нужны повару и др) .

«Назови предмет, которого не хватает»

Цель: учить детей подбирать предметы по аналогии.

Дворнику - лопата, продавцу - касса, врачу - фонендоскоп, повару – кастрюля, … .

«Кто что делает?»

Цель: учить детей подбирать как можно больше глаголов к названию профессии.

Врач что делает? Повар что делает? Дворник что делает? Парикмахер что делает?

«Угадай профессию по описанию»

Цель: учить детей находить соответствующие понятия (повар - готовит; врачу - лекарство, белый халат, градусник).

«Кто какой, какая?»

Цель: расширять словарный запас детей, учить подбирать слова определения к разным видам профессий.

Водитель какой? - внимательный, сильный, сосредоточенный.

Повар какой? - ловкий, аккуратный, внимательный.

«Исправь ошибки в предложениях»

Цель: упражнять детей в употреблении предложений со значением противопоставления.

Врач готовит для ребят вкусный обед. Повар готовит вкусный обед, а врач лечит людей.

«Я начну, а ты продолжи»

Цель: упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений.

Врач лечит людей, чтобы... .

Строитель строит дома, чтобы... .

Парикмахер подстригает людей, чтобы... .

«Маленький - большой»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Лопата - лопатка, ведро – ведерко, … .

«Что из чего получается»

Цель: упражнять детей в образовании слов по аналогии.

Сок из моркови - морковный; варенье из яблок – яблочное; … .

«Назови, что лишние»

Цель: учить группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет.

Грабли, лопата, тележка, половник - …? Половник лишний, потому что грабли, лопата и тележка нужны дворнику, а половник не нужен ему для работы.