Информационные технологии в управлении политическими рисками петрова татьяна анатольевна. Процессная модель управления рисками. Модель управления риском

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Петрова Татьяна Анатольевна. Информационные технологии в управлении политическими рисками: Дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 Москва, 2006 150 с. РГБ ОД, 61:06-23/139

Введение

Глава 1 Теоретико-методологические основания анализа политических рисков 18

1.1 Венчурность современной политики 18

1.2 Управление политическими рисками в современных условиях 35

Глава 2 Технологии управления политическими рисками 58

2.1 Методики контроля и управления политическими рисками 58

2.2 Место и роль информационных технологий в управлении политическими рисками 74

2.3 Прогностические возможности информационных технологий управления политическими рисками 100

Заключение 119

Библиография *30

Приложения 14"

Введение к работе

І. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Постепенное становление информационного общества неразрывно связано с разнообразными трансформациями пространства политики и его основных свойств и качеств. Прежде всего, такие изменения обусловлены превращением информации в решающий ресурс организации власти и политического проектирования. Информационное сопровождение различных партийных или государственных целей является не только обязательным условием их реализации, но и фактором, способным компенсировать многие издержки предварительных замыслов и трудности продвижения проектов.

В этих условиях в современных государствах все чаще
сталкиваются два обособленных информационных процесса. С одной
стороны, это существовавшие прежде способы информирования
относительно пассивных массовых получателей политических

сведений, с другой стороны, формирующиеся интерактивные информационные потоки, свидетельствующие как о возникновении новых потребностей социальных групп в установлении политических коммуникаций, так и о формировании множественных локальных каналов для организации взаимоотношений в рамках политических институтов. Развитие новых информационно-коммуникативных систем перестраивает поле политики, качественно повышая роль новых технологий в реализации проектов власти.

В то же время адаптация общества к новым приемам формирования
политической конкуренции, взаимоотношений и институтов происходит
не столь гладко, как хотелось бы. Под влиянием технологий,
провоцирующих нарастание информационных потоков в современных
государствах, происходит ослабление роли иерархических структур,
контролирующих или ограничивающих объемы политически значимой
информации. Более того, прогресс компьютеризированных

информационных и коммуникационных технологий и связанные с этим инновации в теории организации управления, нередко обусловливают изменения в путях сбора, хранения, обработки и передачи информации, в способах планирования и организации процесса использования преимуществ возросших объемов доступной информации. Одним словом, объем общественных и технических знаний, необходимых для поддержания работоспособности политической системы в новых условиях требует совершенно новой управленческой и технической инфраструктуры, которая пока не может быть выстроена в полном соответствии с нарастающими вызовами.

Это во многом обусловлено и тем, что акторы по-разному овладевают современными приемами и методиками политической деятельности, обусловленными информационным перестроением сферы власти. Так, например, государство постоянно уступает в этом отношении различным корпоративным агентам, лучше приспосабливающимся к условиям информационного рынка. Значительная часть населения, в свою очередь, оказывается заложником «информационного разрыва» (digital divided), не имея возможностей или просто не умея оформлять свои заявки на власть в соответствующих формах. Более того, отсутствие привычек к новому информационному режиму действия властей, нередко порождает и негативные ментальные реакции, которые осложняют функционирование политической системы. Это еще более фрагментирует гражданское общество и его отношения с государством, снижает способность к объединению и совместной работе, как политического сообщества и, в свою очередь, способствует определенной дестабилизации власти, рассогласованию действий государства и его контрагентов. Как показывает опыт, в таких условиях процесс политических изменений, как правило, отстает от изменений технологических, а новые связи и принципы вступают в конфликт со старыми политическими порядками.

В конечном счете, традиционные для политических систем риски дополняются новыми угрозами незапланированных потерь, опасностями

рассогласования выработанных действий, снижением эффективности принятия политических решений. В результате в поле политики увеличивается общий уровень политических рисков, превращая венчурность в атрибутивную характеристику современной политики.

Особо ярко эти черты проявляются в переходных политических системах, по природе своей наполненных дополнительными рисками и угрозами стабильности власти. И здесь нарастание политической венчурности становится едва ли ни важнейшей характеристикой политического развития.

Однако, изменения, которые несет с собой информационное общество, не только приводят к повышению венчурности политического пространства, но и создают новые возможности для развития технологий повышения эффективности управления политическими рисками. В этом плане сама структура информационных потоков направлена на технологические инновации и их применение в процессе управления рисками. Например, пространственное распределение информационных технологий, формирование информационных сетей, связывающих различные географические пункты и сокращающих пространство и время принятия решений, создают предпосылки к появлению более адекватных новым условиям, технологий управления политическими рисками. Другими словами, прорывы в способах обработки, накопления и передачи информации открывают сегодня новые возможности управления рисками, дополняя те привычные и традиционные аналитические и социальные технологии, которые применялись в системах управления ранее.

В то же время, несмотря на растущий интерес отечественных и зарубежных политологов, а также представителей ряда иных дисциплин к проблематике политических рисков, разработка моделей и подходов применения информационных технологий для управления политическими рисками в практической сфере исследована далеко не лучшим образом. На сегодняшний день, динамика развития информационных технологий в современном обществе явно опережает

возможности теоретической рефлексии относительно их места, роли и функций в процессе управления рисками. Уточнение этих позиций требует - как с политологической, так и междисциплинарных позиций -дальнейших исследовательских усилий, обобщения и теоретической систематизации положений относительно возможностей применения информационных технологий в процессе управления рисками.

Таким образом, определение возможностей информационных технологий в деле управления политическими рисками в современных условиях является весьма актуальной и теоретически мало разработанной проблемой. Усложняющиеся коммуникативные и информационные политические практики настоятельно ставят вопрос о необходимости исследования информационных основ политического риск-менеджмента, более обстоятельного раскрытия венчурного характера современной политики.

Степень разработки проблемы. Следует отметить, что в силу интенсивной разработки проблематики политических рисков - причем на междисциплинарной основе - сама методология изучения этого круга явлений представляется разработанной достаточно полно и основательно. Политические, экономические, социологические и правовые исследования, а равно усилия, предпринимаемые в рамках дисциплин математического цикла, создали хорошую теоретическую базу для описания места и роли информационных технологий в деле управления политическими рисками.

Правда, надо отметить, что результаты гуманитарных и естественно-научных исследований, в силу преувеличения значений собственных методов изучения рисков и ограниченности предметных полей, пока не достигают необходимого теоретического синтеза, на котором было бы более удобно строить исследование информационных технологий. Так гуманитарии, изучающие технологии управления политическими рисками, в своих исследованиях преимущественно исходят из представлений об этом процессе как механизме, опирающемся исключительно на аналитические и социальные приемы

регулирования. Нерепрезентативность технической составляющей рисков хорошо заметна, и при анализе общестрановых, экономических или страховых рисков, где данный аспект не выделяется в относительно самостоятельный предмет политологической науки. Большое количество работ в рамках политической теории, посвященных данной проблематике, отдельно раскрывает различные стороны процесса управления политическими рисками, не сосредотачиваясь, однако, на исследовании собственно информационных технологий в управлении рисками в политическом пространстве современного общества.

В то же время и при такой стилистике исследования уровень разработки теоретико-методологических оснований анализа процесса управления политическими рисками представляется весьма высоким и одновременно вполне достаточным для уточнения собственных позиций. В этом плане следует особо отметить работы Бурдье П., Ганнела Д., Гантта Г. и Шелдрейка Дж., Инглхарта Р., Истона Д., Кейнса Д., Липсета С, Мангейма Дж. и Ричи Р. , Неймана фон Дж. и Моргенштерна О., Хабермаса Ю., Хантингтона С. Шумпетера Е., Бэлла Д., Бэнтли Дж., Блонделя Ж.., Кастельса М., Даля Р., Хаммера М. и Чампи Ж., Ласки X., Лассуэла X., Лефебра X., Линдблюма Ч., Лумана Н., Одегарда П., Трумэна Д., Зиглера X., Соловьева А.И., Яницкого О. Н. 1 .

" Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов // Вопросы социологии. М., 1992. T.I. Вып.1.; Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993; Ганнел Д. Политическая теория: эволюция отрасли // Вестник Московского университета. Сер. 12. Социология и политические науки. 1993. № 1. с. 66-83.; Гантт Г., Шелдрейк Дж. Теория и практика менеджмента - СП-б.: Питер, 2001. - 352 с; Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис, 1997-4; 4; Истон Д. Новая революция в политической науке // Социально-политический журнал. 1993. № 8. с. 115-128; Истон Д. Политическая наука в США: прошлое и настоящее // Современная сравнительная политология, М., 1997; Кейнс Д.М. Общая теория занятости денег. - M.: Гелиос, 1999 .-352 с; Липсет С. Политическая социология // Социология сегодня: проблемы и перспективы. M., 1965. с. 119-149; Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. - M.: Издательство "Весь Мир", 1997. - 544 с; Нейман фон Дж., Моргенштерн О Теория игр и экономическое поведение. Пер. с анг..- Л.: Теория игр, 1970. - 708 с; Соловьев А.И. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни // Основы политической науки, в 2-х чУ Под ред В.П.Пугачева, ч. 1, М., 1993; Соловьев А.И. Власть в политическом измерении / Вестник МГУ, сер. 12, политические науки, 1997-6; 7. Тоффлер О. О власти //США: идеология, политика, экономика, 1992-6.; Соловьев А.И. Теория принятия государственных решений M.: Издательство университетский гуманитарный лицей, 2004.- 376 с. Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма // Thesis. M., 1993. T.I. № 2; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. // Полис-1994. - № 1.-C.25 -46; ШубкинВ.Н. Страхи как фактор социального поведения: международное исследование // Социологический журнал. 1997, № 3; Шумпетер Е.А. История экономического анализа. - M.: Экономическая школа, 2004. - 1664 с; Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting.- N.Y.: World press, 1973. - 304 p.; Bently A. Process of Government. - N.-Y., 1908; Blondel J. Comparative Government: An Introduction. - Cambridge: 1995. - 245 p.; Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 1: "The rise of the network society". Vol. 1,2,3: "The power of identity". Vol. 3: "End of millennium" -Oxford, and Maiden, Massachussets: Blackwell Publishers, - 1996, 1997, 1998.; Dahl R. A Preface to Democratic Theory -Chicago: 1996.-349 p.; Dahl R. LindblomCh. Politics Economics and Welfare. -N.-Y.:1976- 178p.; Hammer M. Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution . - GB.: SDMA, 2004. - 576 p.; Hancock M.D. West Germany: The Politics of Corporatism. - N.-J.: Paritet, 2000. - 349 p.; Laski H. Foundations of Sovereignty and Studies in the Problem of Sovereignty. - L.: Madison, 1921; Lasswel H. On Political Sociology. - Chicago: London: Univ. of Chicago press, - 546 p.; Lasswel Harold Psuchopathology and Politics. - Chicago: Chicago Universiyt Press ; Lefebvre H. The Production of

Большим значением для нашего исследования обладают также труды, посвященные изучению различных типов и разновидностей политических рисков. В данном аспекте следовало бы отметить работы Кеннеди Ч., Канабра В., Холл Э., Уолша К., Обрадовича М., Паркера Г., Когаловского В, Виганда Р.; Перри В., Притчарда Е., Турбана Е., Кинга Д., Чанга X., Филипса С, Уильямса Е, Вайдман Р., а также материалы и разработки аналитических отделов компаний Arthur Andersen , IBM, Digital Security, Oracle. 2

Отдельно стоит подчеркнуть значение и того теоретического направления, в рамках которого политический риск определяется в качестве объективной, самостоятельно существующей формы социальности, занимающей центральное место в политической сфере информационного общества и которая одновременно является прямым результатом развития информационных технологий. Научное обоснование такого подхода, прежде всего, отражено в работах Бэка У. и Гидденса Э. 3

Достижение обобщенного теоретического осмысления места и роли информационных технологий в управлении рисками стало возможно

Space. Oxford: Basil Blackwell, 1991.; Lindblom Ch. Politics and Markets. - N.-Y.: N.-Y. - 197 p.; Luhmann Niklas Globalization Or World Society: How To Conceive Of Modern Society II International Review of Sociology . -1997, Vol. 7.-Issue If - p67, 13p; Luhmann Niklas The Modernity Of Science.- Aahn: New German Critique Issue 61, 1994 - p9, 16p; Odegard P. Pressure Politics. - Stanford, Calif.: Consulting Psychologists Press, Inc., 2004. - 56 p.; Peters Thomas Thriving on Chaos: Handbook for a Management Revolution. - New York: Knopf, 2005. - 94 p.; Tolman Boring E. G Cognitive maps in rats and men I }