Аналоговая фотография. Пленочная фотография или цифровая? Остаётся не раскрытым один вопрос, кто может использовать плёночные камеры, а для кого эти устройства совершенно не пригодны

Бразильский фотограф-портретист Нету Маседу рассказывает о плюсах аналоговой фотографии и возможностях, которые она дает.

Я снимаю на пленку вот уже почти четыре года и могу смело сказать: аналоговая фотография действительно изменила мою жизнь и мой взгляд на создание изображений.

Впервые я всерьез столкнулся с аналоговой фотографией во время учебы в колледже, но тогда и представить не мог, что буду снимать на пленку и в 2018-м. Наш старый преподаватель привел нас в проявочную, и я четко помню, как сказал себе — никогда в жизни больше и шагу не сделаю в проявочную. Запах был отвратительный, да и сама идея — заправлять пленку в камеру ради нескольких кадров, весь этот громоздкий процесс проявки, все это казалось совершенно устаревшим в 2007 году. Тогда цифра уже была стандартом для большинства фотографов. Я не был исключением.

Сегодня я снимаю портреты только на пленку

Вторая моя встреча с пленкой состоялась в 2012-м. У моего коллеги был старый Canon AE-1, на который он снимал личные проекты. Помню, тогда я сказал ему, как глупо и неправильно использовать устаревшую технологию, которая окончательно умрет через пару-тройку лет.

Но в 2014 году я обнаружил, что средний формат был идеален для моего стиля фотографии. Однако в то время цифровая среднеформатная камера стоила примерно столько же, сколько моя недавно купленная машина. Тогда я и решил купить свою первую аналоговую среднеформатную камеру — Mamiya 645 PRO TL. Взглянув на свои первые (плохие, кстати) фото, я влюбился в пленку и постепенно полностью перешел на нее.

Этой статьей я хочу ответить всем, кто спрашивал меня, почему я до сих пор занимаюсь аналоговой фотографией. Это не сравнение — “цифра” против пленки. Главная идея: показать, что пленочные камеры — вполне реальный инструмент для одних, определенных, целей и задач, равно как и цифровые — для других.

1. Или план, или пропал

Начав снимать на средний формат, я понял, что тут уже нельзя портить кадры, как на “цифре”. Я живу в Бразилии, и профессиональные пленки, цветные и черно-белые, здесь очень дорогие. И я не планировал обанкротиться, щелкая затвором. Так что пришлось понять — надо планировать кадры. Гораздо серьезнее, чем при цифровой съемке.

Это фото — отличный пример того, как все было запланировано заранее. Специально для этой фотосессии я купил и вырезал несколько бумажных фонов. Обычно я начинаю снимать, уже точно зная, что собираюсь сделать.

При съемке на пленку значительно увеличивается качество снимков. Ты дважды или трижды думаешь, прежде чем щелкнуть затвором. И быстро учишься определять, какой материал даст отличные фото.

Не могу сосчитать, сколько раз я ставил модель, смотрел в видоискатель и через несколько минут, проведенных в попытках найти верную композицию, говорил: “Нет, забудем об этом, давайте попробуем следующее фото”. Даже для тех, кто снимает на “цифру”, аналоговая фотография — отличный способ попрактиковаться в мысленной визуализации картинки, чтобы сосредоточиться только на том, что действительно сработает для поставленных целей.

Ты становишься внимательнее к тому, что происходит вокруг, потому что меньше щелкаешь затвором; и остается больше времени на то, что действительно важно: на общение с людьми, на взаимодействие с моделью и с окружением, на изучение мест и так далее. Понимаешь, что фотография — это не то, что происходит в камере, но то, что происходит вне ее. И, поскольку то, что происходит вне камеры, как раз-таки и создает хорошую фотографию, ты уделяешь этому больше внимания.

2. Съемка на пленку — взгляд в будущее

Если вы совсем не знакомы с аналоговой фотографией, то раскрою секрет: у аналоговых камер нет экрана, на котором можно просмотреть готовые снимки. Да, это правда. И это правда для всех пленочных фотоаппаратов. И это заставляет отказаться от плохой привычки постоянно просматривать сделанные кадры. Единственный экран, на который вы будете смотреть, — это видоискатель и картинка в нем. Та картинка, которую вы ищите, а не те, которые вы уже нашли.

Цифровые камеры заставляют нас тратить много времени на проверку фотографий, не говоря уже о том, какое это создает напряжение между фотографом и фотографируемыми. Ведь с цифровой камерой люди могут посмотреть, как они получились на снимке (и они имеют определенные ожидания на сей счет).

Как я уже сказал выше, все самое главное происходит вне камеры, и отсутствие дисплея, на котором можно увидеть только что сделанный снимок, заставляет фокусироваться на будущем; на том, что ты будешь делать дальше. То есть аналоговая камера — это мост, который ведет вас в будущее, а не в прошлое, по крайней мере, на время съемки. А с цифровой камерой люди погружаются в экран, листая картинки, и вот они уже потеряли контакт с миром и с происходящим вокруг.

3. Разнообразие оборудование

Хотя ситуация сейчас и меняется, но в общем и целом в цифровом мире у вас нет такого выбора, как в аналоговом. И “цифра” иногда может быть очень, очень дорогой (да, я про средний формат и крупноформатные задники).

В аналоговом мире у вас есть доступные опции в любом нужном вам формате, от камер, которые используют пленку типа 110, до крупноформатных, с размером кадрового окна 8×10. И в каждом формате тоже будет богатый выбор. Вам нравятся 35-мм полнокадровые цифровые камеры? Canon EOS 30/Elan 7 можно найти на eBay всего за 149 долларов, и использовать с нею все ваши объективы Canon EF. Прежде так любимую мною Olympus OM2 можно приобрести примерно по той же цене, в комплекте с объективом.

Даже среднеформатные камеры, которые не по карману 99% цифровых фотографов, можно купить в интернете по вполне приемлемой цене. Моя Pentax 67II обошлась мне примерно в 400 долларов, в паре с объективом 135mm f/4. Не говоря уже о том, что обычно в “цифре” “настоящего” среднего формата не получить, поскольку большинство матриц — “обрезанные”, 44×33 мм. А “настоящего” среднеформатного образа можно достичь лишь при использовании матриц размера 6×6 или 6×7 (60×70 мм).

Настоящий “облик” среднего формата, снятый на камеру 6×7

А крупного формата как такового в цифровом мире нет, потому что задники исключительно дороги и применяются в очень ограниченных сферах. Большинство фотографов, которые занимаются крупным форматом, до сих пор работают с пленкой.

4. Работа с пленкой учит правильно оценивать свет

Все это делают: прикидывают свет на глаз, щелкают затвором, проверяют, как получилось и делают поправку экспозиции для следующего кадра. Из-за того, что приходится обращаться к экрану, теряется время и связь со снимаемой сценой. Иногда даже не обращают внимания на экспозицию — если все не слишком плохо, можно восстановить детали в темных/светлых местах при постобработке. Но в аналоговой фотографии от тщательного замера света никуда не деться.


Очень важно оценивать цвета и тени перед съемкой, иначе результат будет не таким, как ожидалось

Я часто слышу, как люди говорят: “О, прелесть аналоговой фотографии в том, что ты не знаешь, что получилось, пока не проявишь пленку”. Это распространенное мнение, но совершенно неверное. Снимать на пленку означает знать каждый аспект того, что ты делаешь. По крайней мере, пытаться знать — и это заставляет учиться еще и еще.Вы щелкаете затвором и точно знаете, что получится в результате. Видите картинку и снимаете ее. Конечно, вы не можете показать ее другим до того, как проявили и отсканировали пленку, но четко знаете, что сделали.

То же касается и съемки в студии. При работе со вспышкой замер экспозиции очень важен, и работа с пленкой поможет и здесь

На мой взгляд, лучшая стратегия для начинающих фотографов — освоить основы фотографии на “цифре”, где есть возможность быстро проверить результат, а затем практиковаться, тренировать полученные знания уже на пленке. Это заставит крепче затвердить все, связанное с оценкой света и настройками камеры.

6. Пленка учит продуктивности

При съемке на пленку приходится учиться ловить нужный момент в нужное время. Если вы работаете с подвижными объектами, то просто необходимо развить чутье времени и пространства.

В Бразилии пленка очень дорогая. Одна катушка пленки типа-120, на 10 кадров, стоит 20 долларов — итого 2 доллара за каждый щелчок затвора. Можно обанкротиться, если не научишься быстро делать все правильно

Со временем начинаешь работать как швейцарские часы — очень точно и очень четко. Кроме того, в большинстве аналоговых камер есть только самые базовые функции. Ни стабилизации изображения, ни автофокуса, ни других технологических инноваций. За редкими исключениями при съемке на пленку есть только вы и металлическая коробочка с объективом у вас в руках. И — повторюсь — это помогает сконцентрироваться на том, что происходит вне камеры, а не внутри нее.

7. Великолепные цвета и фотографическая широта

Популярность пресетов, имитирующих пленку, подтвердит мои слова: цветопередача пленки, как и черно-белые тона, великолепны. Подобного в цифровом мире просто нет: таких цветов, как с пленкой, в “цифре” мне получить не удавалось.


Цвета в аналоговой фотографии — это вишенка на торте. Даже для черно-белых пленок эти переходы серебристых и серых тонов — в “цифре” такого не повторить

Как уже сказано выше, я начал заниматься аналоговой фотографией, потому что искал возможность недорого снимать в среднем формате. Я получил то, чего хотел, но сегодня продолжаю снимать на пленку, потому что нашел невероятные цвета — я и представить себе не мог, что камера способна создавать такое.

Помимо этого, с аналоговой камерой вы получаете множество разных “матриц” с разной цветопередачей — ведь можно сегодня пользоваться одной пленкой, завтра взять другую, другого бренда. Например, мои фавориты в большинстве случаев — Kodak Portra 400 и Kodak Portra 800, но если я снимаю место со множеством зелени, то люблю пользоваться Fuji PRO 400H — за ее передачу зеленых тонов.

Фотографическая широта пленки (при верном замере экспозиции и верной проявке) — еще одна особенность, которую можно получить только с самыми дорогими цифровыми камерами. Потенциальная широта таких дешевых пленок как, например, Fuji X-Tra 400 или Kodak Colorplus 200, сравнима или даже превышает ту, что могут дать профессиональные полнокадровые цифровые камеры.

Пленка хорошо сохраняет свет, и если вы пересветите ее, то не потеряете детали в светах, только насытите тени. В процессе съемки светлые области насыщаются и перестают сохранять свет также быстро, как и темные. В аналоговой фотографии при замере экспозиции речь идет скорее о контрасте. Передержите снимок — и у вас будет больше информации в тенях и меньше контраста. Недодержите — будет больше контраста и меньше деталей в тенях.

Подводя итоги

Нет, никто в наши дни не откажется от цифровой фотографии, чтобы перейти полностью на пленку, но я к этому и не призываю. Но надеюсь, что смог представить аналоговые фотокамеры как вполне реальный инструмент для:

1. доступа к целому ряду разных форматов без чрезмерных финансовых затрат,
2. практики в основах фотографии и замера экспозиции,
3. связи со внешним миром и меньшего погружения в камеру,
4. получения результатов, отличных от цифровой съемки.

Еще одна моя цель — привлечь большее внимание к аналоговой фотографии. Будет очень жаль, если она умрет, тогда как столько прекрасных и важных для истории фотографий были сделаны именно на пленку. Пленка все еще жива. Пусть так будет и в дальнейшем.

Плёночная фотография возвращается. Производители плёнки расширяют фабрики и закупают новое оборудование. Среди фотографов появляется всё больший интерес к аналоговой фотографии. Многие молодые люди даже не знают, как с плёнкой работать. Для них это совершенно необычный опыт. Давайте разберёмся чем хороша съёмка на плёнку и с какими трудностями придётся столкнуться тем, кто решил взяться за старинную технологию.

1 Плёночные камеры долговечны и практически не устаревают

© Christina Paik

Многие компании десятилетиями выпускают одну и ту же модель плёночного фотоаппарата и не обновляют его техническую часть. Такие устройства как Nikon FM2 или Leica M2/M3 могут легко прослужить вам всю жизнь и не потребуют модернизацию. Благодаря периодическому обслуживаию даже полувековые камеры могут работать как новые.

2 Доступное использование разных форматов


© Paolo Pellegrin

Плёночная техника обходится намного дешевле, чем современные цифровые камеры. Вы можете попробовать съёмку не только на 35-миллиметровую плёнку, а также более маленькие или большие форматы. Камеры, такие как Yashica, Pentacon 6, Mamiya и Kiev88 будут стоить довольно мало, но при этом вы сможете получать замечательное боке и потрясающую детализацию на крупных форматах.

3 Тон кожи и цвета


© Jason Lee Parry

Хорошая плёнка, такая как Fuji Pro 400H и Kodak Portra производят удивительные тона кожи. Это самая живая плёнка в плане цвета. Каждый тип пленки имеет свои уникальные характеристики. Сейчас многие фотографы пытаются имитировать в Photoshop эффект плёнки, её цвет и характер.

4 Использование плёночной техники заставляет совершенствоваться


© Atisha Paulson

Цифровая фотография прощает ошибки, а автоматические режимы позволяют не думать. Работая с плёнкой вы узнаете о фотографии столько много тонкостей, которые не открылись бы вам никогда с цифровой техникой. Вы станете более аккуратным, тепреливым, научитесь предвидеть моменты, лучше строить композицию, понимать глубину резко изображаемого пространства и зоны фокусировки и, конечно, научитесь видеть свет и использовать люксметр для выбора оптимальных настроек камеры.

5 Хороший пленочный фотоаппарат не теряет свою ценность


© Sergey Varaksin

Качественная аналоговая фототехника с годами не теряет свою ценность. Цифровая техника дешевеет с каждым годом. Новые модели выпускаются очень часто и моральное устаревание, а также появление более передовых моделей обесценивает цифровые камеры прошлых лет.

6 Учитесь работать с фотографиями в темной комнате, а не в Lightroom


© Sam Agnew

Проявляя плёнку и работая с фотоувеличителем, вы можете добиваться различных эффектов, подобно тому, что вы делаете в графических редакторах с цифровой фотографией.

7 Ощущения


© Alex Coghe

Все мы знаем, как ценители музыки относятся к записям на виниловых пластинках. Они говорят, что винил звучит более органично, чем компакт-диск. Многие фотографы пытаются имитировать текстуру, зернистость и цветопередачу плёнки, но повторить её широкий динамический диапазон и передать такие же детали практически невозможно в цифровом виде.

8 Плёнка позволяет сконцентрироваться

© Charlie Abbiss

После дня съёмки на цифровую камеру мы возвращаемся с 1000 фотографий в формате RAW, которые ещё нужно обработать. Из них можно будет выбрать максимум сотню тех снимков, которые пригодны хоть для какого-то использования. Вся работа по сортировке и редактированию отнимет кучу времени. После дня съёмки на плёнку вы получите около 40 фотографий и каждая из них будет продумана, взвешена и сделана с максимальной отдачей. Плёнка практически не требует никакой обработки, независимо от того, оцифровываете вы её или распечатываете на бумаге.

Преимущества:

  • внешний вид
  • Вы станете лучшим фотографом
  • Плёнка экономит ваше время
  • Плёночная фотография доступна, если вы знаете, что вы делаете
  • Великолепное боке, цвета и динамический диапазон

Недостатки:

  • Старые камеры трудно ремонтировать из-за отсутствия запчастей
  • Вы должны усердно заниматься, чтобы получать хорошие кадры
  • Требуется больше усилий, чтобы получить фотографии

© Allen Ginsberg

Очень много профессиональных фотографов предпочитают работать с плёнкой. Недостатки не способны перекрыть все преимущества для тех, кто заинтересован в получении действительно хороших снимков. Даже кинематограф возвращается к плёнке.

Остаётся не раскрытым один вопрос, кто может использовать плёночные камеры, а для кого эти устройства совершенно не пригодны?


© Mafalda Silvia

Если вы спортивный фотограф или фотожурналист, то съемка на плёнку не может быть лучшим выбором. Но для всех, кто хочет снимать отличные портреты, пейзажи или архитектуру нет лучше выбора, чем аналоговая фотография.

Производители камер лишь около 15 лет назад подвели нас к заре цифровой фотографии. Поползли слухи, что пленка умерла. Хотя большинство профессионалов перешли от пленки к «цифре», пленка все еще остается очень популярным форматом, который стоит изучения.

С чего начать работу с пленкой

Для тех, кто втянулся в фотографию лишь недавно, пленка может показаться устаревшим форматом, который более не имеет смысла. Но я не собираюсь посвятить остаток статьи попыткам сравнить цифровую и пленочную фотографию, дабы переубедить вас! Для них требуются различные техники, но многое из того, что вы узнаете через пленочную фотографию, может помочь вам в работе с «цифрой».

Хотя мой фотографический опыт начался с цифровой камеры, только когда я однажды взял в руки пленочный аппарат, я действительно начал понимать, что такое ISO, экспозиция, диафрагма и затраты времени на то, чтобы получить правильный снимок!

Пленка и «цифра»

Хотя выбор между пленочной и цифровой камерой всегда остается за фотографом, в пленочной фотографии есть несколько фундаментальных элементов, которые я считаю серьезными преимуществами ее перед цифровой. С пленочной камерой всю работу делаете вы сами, так что вы обязаны понимать физический процесс создания кадра и должны корректно настраивать экспозицию.

Там нет возможности щелкнуть на кнопочку, посмотреть на дисплей и попытаться снова. Для меня это значит, что я гораздо сильнее вовлечен в процесс создания снимков. Я также знаю, что электронные мозги цифровой камеры не сделают за меня всю работу.


Затраты

Цена также заслуживает рассмотрения. Многие люди считают, что пленочная фотография гораздо более затратна из-за необходимости покупать пленку и платить за проявку и печать, но хорошая пленочная камера останется с вами на всю жизнь. Мой старенький Pentax старше, чем я сам, а работает прекрасно и не собирается устаревать.

В случае с цифровыми камерами обновление происходит практически ежегодно. Производители стремятся сделать так, чтобы вы шли в ногу с технологией, имели больше пикселей, новейшие характеристики и наирезчайшие кадры. Конечно, эти обновления очень полезны, но в итоге выливаются в дополнительные траты.


Форматы пленки

Существует несколько разных видов пленки, подходящих для разных целей. Основные типы - негативная (черно-белая и цветная) и обращаемая (слайдовая). Наиболее популярная размерность пленки - 35 мм. Многие однообъективные зеркальные фотоаппараты (SLR) и дальномерные камеры используют этот тип пленки. Она обычно продается в виде катушек на 24 или 36 кадров.

Два других основных формата - среднеформатная пленка и широкоформатная пленка. Среднеформатная пленка намного больше 35-мм пленки и предназначена для среднеформатных камер. Считается, что средний формат обеспечивает лучшее качество, чем 35мм, и потому все еще используется многими профессиональными фотографами. Она бывает 120 или 220 формата.

Почти все среднеформатные камеры могут работать с 120 форматом, т.к. эта пленка покрыта слоем непрозрачной бумаги по всей длине (ракорд). Пленка 220 нет, она покрыта бумагой только в начале и в конце, так что только некоторые камеры могут с ней работать, но отсутствие ракорда по всей длине позволяет включить в катушку больше пленки, если быть точным, в 2 раза больше.

Широкоформатная пленка отличается от 35мм и среднеформатной тем, что она выпускается в отдельных листах 4 x 5 дюймов (или даже больше), и заправляется в специальные держатели для пленки. Заправляться она должна в темноте. В каждый держатель помещается только два кадра. Традиционный фотожилет со всеми этими карманами изначально был создан для пользователей большого формата. Вам действительно нужно много карманов, чтобы распихать все эти держатели для пленки.

Типы пленки

Когда вы определились, с каким форматом вы будете работать, вам нужно выбрать из множества доступных видов пленки. Помимо типов, упомянутых выше, такие компании как Fuji, Ilford, Kodak и Agfa выпускают огромное разнообразие пленок. Каждая имеет разные возможности в зависимости от светочувствительности, назначения и контраста.

На эту тему можно написать отдельную статью, но прежде чем вы поспешите покупать кучу катушек, ознакомьтесь с описанием на веб-сайте производителя пленки, чтобы понять, какая из них больше соответствует вашим потребностям. Также постарайтесь не использовать самую дешевую пленку; если у вас есть хорошая камера, и вы хотите получить потрясающие снимки, тогда стоит использовать пленку профессионального качества.


Пленочные камеры

Если вы погружаетесь в царство пленочной фотографии, вы столкнетесь с выбором пленочной камеры. Так же, как и в мире цифровой фотографии, существуют разные виды камер для разных целей. Наиболее популярные камеры, как я и упоминал выше, это 35мм. Они выпускаются в диапазоне от автоматических «мыльниц» и простых (но профессиональных) дальномерных камер до SLR камер с полным ручным (или полностью автоматизированным) управлением.

Дальше идут среднеформатные камеры, которые немного более громоздки, зато с их помощью можно создавать бóльшие кадры с более высоким «разрешением». Если вы действительно хотите начать с чего попроще, вы можете даже попробовать Lomo или игрушечную камеру, очень модные на сегодняшний день и сконструированные так, чтобы ими было очень легко пользоваться.

Терпение, дисциплина и правильные настройки

Одно из основных отличий между съемкой на цифру и на пленку состоит в том, что в случае с пленкой у вас нет возможности оценить ваши кадры во время работы. Некоторым из вас может быть тяжело к этому привыкнуть. Вы больше не сможете использовать метод проб и ошибок. Мне кажется, это неплохо.

Когда вы снимаете на пленку, вам нужно потратить немного больше времени, чтобы убедиться, что вы настроили экспозицию корректно, в соответствии с доступным светом, для чего очень полезен будет экспонометр. Вам нужно будет проверить, что вы выстроили композицию именно так, как вы хотите, и что вы будете довольны снимком, который собираетесь сделать. Для всего этого вам необходимо хорошо разбираться в своей камере. Так что убедитесь, что ознакомились с инструкцией или потратили достаточно времени на ее освоение.

Дисциплина и терпение приведут к тому, что гораздо больший процент сделанных вами пленочных кадров будет хорошего качества, а практика помогла мне значительно улучшить мою фотографию в целом, поскольку я стал тратить на каждый кадр время, а не просто щелкать в надежде, что получу тот снимок, который мне хотелось.


Проявка

Когда вы отсняли пленку, вам нужно набраться терпения до того, как вы сможете увидеть результат. Для меня это часть удовольствия. Когда вы решите проявить пленку, убедитесь, что делаете это правильно. Если вы не знакомы с процессом проявки, или у вас нет для этого ресурсов, отнесите его в лабораторию, чтобы ее проявили за вас.

Помните, что если вы доверяете кому-то проявку своих пленок, лучше отнесите ее туда, где, вы уверены, с ней обойдутся аккуратно, вместо того чтобы заплатить пару долларов в местной лавочке. Если есть возможность, попробуйте научиться проявлять самостоятельно. Это очень важная часть пленочной фотографии, и это обеспечит вам как фотографу гораздо более высокий уровень контроля над результатом.


Сканирование и загрузка в интернет

Когда вы получите отпечатки, вам, скорее всего, захочется как-нибудь перенести их в компьютер. Некоторые фотолаборатории смогут записать для вас фотографии на диск, но, пожалуйста, не рассматривайте это как альтернативу отпечаткам. Это сильно ослабит весь процесс. Это волшебный момент, когда вы впервые просматриваете ваши новые отпечатки.

После этого вы также сможете отсканировать кадры, чтобы сохранить их в компьютере, что в общем здорово, только помните, что плохой сканер сильно повредит качеству изображений. После сканирования вы сможете загрузить ваши новые красивые пленочные кадры в интернет и показать миру, как здорово они выглядят. И не нужно просто оставлять отпечатки пылиться где-нибудь в коробке!


Творческий подход

Теперь ваша очередь дать шанс пленочной фотографии. Надеюсь, вы стали лучше понимать, что такое пленочная фотография, но есть еще множество вещей, которые вам только предстоит узнать. Попробуйте заполучить пленочный фотоаппарат. Сэкономьте пару пенни и найдите один на Ebay, или пойдите и поищите на чердаке в доме родителей.

Вы можете отправиться на съемку с цифровой и пленочной камерой, и испытать оба варианта в одно время. Сравните результаты и продолжайте экспериментировать с пленкой. Скоро вы будете готовы попробовать самостоятельную обработку результатов своих экспериментов!



Данная статья посвящена основам аналоговой фотографии и интересна будет, в первую очередь, тем, кто хочет предаться ностальгии, а быть может, даже серьезно увлечься пленочной фотографией.

Для начала немного истории, совсем немного. На сайте вы можете более подробно почитать статьи и . Итак, история фотографии началась в XIX веке с дагерротипии. Изобретателем считается Жозеф Ньепс, а технология состояла в следующем: в качестве фотоматериала использовали посеребренную медную пластинку. Её тщательно полировали, затем, непосредственно перед съёмкой, обрабатывали парами йода, в результате чего образуется тончайший слой светочувствительного йодистого серебра. Под действием света в этом слое возникает скрытое изображение, проявляемое парами ртути. Полученное изображение закрепляется раствором тиосульфата натрия.

Если после всего вышеперечисленного вам показалось, что с пленочной фотографией будет столько же мороки, и уже потянулись за своим цифровиком, чтобы его обнять и дать обещание никогда не променять его на архаичные химические ухищрения, то не торопитесь – с пленкой все гораздо проще, чем может показаться J.

Собственно, зачем?

На логичный вопрос, который может у вас возникнуть: «А зачем оно мне нужно?», на самом деле универсального ответа нет. Для тех же, кто дочитал до этого момента и заинтересовался — почему до сих пор в фотомагазинах продается пленка, некоторые фотографы с мировым именем продолжают снимать на аналоговые камеры, а компания Nikon все еще выпускает пленочную зеркалку стоимостью с не самую дешевую DSLR-камеру, продолжаем.

За и против

Главное преимущество пленки в том, что полученные изображения нет необходимости обрабатывать. То есть, вам никто не запрещает открыть сканы слайдов в фотошопе и делать, что душе угодно. Но, в отличии от цифровых снимков, которые для приведения в приятный искушенному взгляду вид, в большинстве случаев необходимо дорабатывать на компьютере, пленочные снимки сразу после печати в фотолаборатории выглядят очень красиво. Главное — хорошо снять и не напутать ничего при проявке. Хотя, если вы планируете пользоваться услугами фотолабораторий, то остается только первое условие J.

Во вторых — необходимо упомянуть более широкий динамический диапазон: меньше вероятность получения уродливо пересвеченного (или наоборот) снимка.

Пример снимка:


Эта фотография сделана на Зенит-Е с объективом Индустар-50-2 3,5/50, пленка FUJI 400/36 New Superia. Никакой пост-обработке снимок не подвергался. Стояла солнечная погода, объект съёмки находился в тени, в то время как фон (дома) освещен ярким солнцем. Обратите внимание на отсутствие ярко выраженного контраста освещенной и теневой областей, а так же на насыщенность цветов. Засвету в правой части кадра я обязан случайно открывшейся крышке фотоаппарата.


К недостаткам можно отнести то, что вряд ли у вас получится сделать серию из 100 снимков за 20 секунд и выбрать лучший J. Но этот недостаток условный, ведь он заставит вас продумывать каждый кадр, его композицию и содержание.
Ну и главные недостатки – необходимость в проявке и стоимость расходников и услуг фотолабораторий. И если первый еще отдает романтикой, то второй может оказаться весьма значимым, если вы всерьез займетесь аналоговой фотографией или перейдете на форматную фотографию (среднеформатная пленка и большой формат).

С чего начать

Рассмотрим этот вопрос на примере нескольких разнотипных недорогих камер, с которых начинают практически все любители пленки в нашей стране.
1. Измеряем дальность.
В этом разделе речь пойдет о дальномерных камерах. В них, в отличии от зеркалок, нет оптического приспособления, позволяющего наблюдать в реальном времени за картинкой, попадающей в объектив. Вместо этого имеется вынесенный видоискатель, который не закрывается во время срабатывания затвора.
Одними из наиболее популярных и доступных дальномерных камер являются советские фотоаппараты марки ФЭД. Разберем одну модель, которая в свое время стала моим первым фотоаппаратом – ФЭД-5с.


Он хорош тем, что довольно дешев, его легко можно найти на сайтах объявлений, обладает встроенным экспонометром и прост в использовании.

Прилагаем ссылку на скачивание подробной инструкции по его эксплуатации http://rafcamera.info/scans/sc/scans-fed-5s.pdf
Чаще всего ФЭД-5с продается в комплекте с объективом Индустар-61 Л/Д 2,8/55. Это довольно неплохой фотоаппарат для съемки пейзажей, однако светосила в 2,8 позволит так же делать портретные снимки с размытием фона. Фотоаппарат совместим с любыми объективами для дальномерных камер с резьбой М39.


Пример снимка вашего покорного слуги на ФЭД с индустаром (диафрагма открыта)


Поскольку «живого» зеркального видоискателя в дальномерных камерах не имеется, приходится использовать косвенные методы фокусировки. У данного ФЭДа в видоискателе изображение всегда резкое, но двоится. Фокусировка производится путем совмещения этих двух картинок — одна из них видна только в центре кадра и подвижна. Перемещение подвижного изображения связано с движением блока линз при фокусировке: при вкручивании в корпус камеры блок линз надавливает на рычаг, который в свою очередь, перемещает фокусировочную картинку.
Подбор экспопары осуществляется с помощью встроенного экспонометра и калькулятора выдержек. Как им пользоваться вы можете прочитать в инструкции.

2. Зеркальные камеры.

Зеркальный фотоаппарат (зеркальная камера, в просторечии зеркалка) - фотоаппарат, использующий для выбора объекта съёмки видоискатель, в оптическую схему которого входит зеркало, перенаправляющее световой поток от объектива в окуляр или на матовое стекло.
Пленочная зеркальная камера может быть полностью механическая, механическая с некоторыми электронными приспособлениями (обычно это экспонометр) и полностью электронная автоматизированная – такие являются теми же современными цифрозеркалками, только с механизмом протяжки пленки вместо светочувствительной матрицы.

Одной из наиболее дешевых и доступных механических камер является Зенит-Е.


Инструкцию вы можете скачать по адресу:
http://rafcamera.info/scans/sc/scans-zenit-e.pdf
Зенит-Е очень универсален, к нему подходит любая оптика с резьбой М42, есть встроенный экспонометр и очень простой калькулятор выдержек (см. Инструкцию). К недостаткам можно отнести малый диапазон выдержек: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500 и ручная выдержка с помощью тросика. Однако, данная камера и не претендует на профессиональность, а для любительской съемки и этого вполне достаточно. Фокусировка производится на глаз, по изменению резкости в видоискателе.

Несколько снимков на Зенит-Е с объективом Индустар-50-2 3,5/50:

Все снимки сделаны на пленку пленка FUJI 400/36 New Superia, на максимально открытой диафрагме. Обработке в графических редакторах не подвергались. Как видим, боке не является сильной стороной используемого объектива, но никто нам не мешает навинтить на Зенит что душе угодно.

Кроме этой модели Зенит может предложить более продвинутые камеры: как механические, так и с электронными элементами, помогающими при съемке. Сайты объявлений и фото-форумы вам в помощь.
Если же вас не тянет разбираться с премудростями полностью аналоговой фотографии, то вам стоит обратить внимание на более современные пленочные зеркальные камеры, под завязку оснащенные электроникой.
Например, относительно недавно мне в руки попался представитель данной категории Nikon N50 (F50).


Отлично лежащая в руках и солидно выглядящая камера досталась мне за практически символическую сумму, благодаря известному сайту бесплатных объявлений. Она оснащена обычным никоновским байонетом и приводом автофокусировки, однако, если у объектива есть встроенный мотор, то на пленочной камере автофокус с этим объективом работать не будет. Имеется информационный дисплей с кнопками управления над ним, электронный экспонометр (замер по всему кадру), переключатель режима фокусировки (ручной-автомат), сакральный переключатель режима работы фотоаппарата «Advanced-Simple» и несколько режимов авто-экспозиции.
Недолго думая я присоединил к нему объектив Nikkor 50mm F1.8, зарядил пленкой Ilford PAN 400 и пошел гулять по темному осеннему городу.

Обработке на компьютере фотографии не подвергались.

Помимо данного фотоаппарата, можно найти большое количество ему подобных, разного уровня, от разных производителей и за различные суммы.

Заключение

Все вышеперечисленное – лишь капля в море аналоговой фотографии. За все время, прошедшее с момента изобретения пленочного фотоаппарата, было выпущено огромное количество самых разнообразных фотоаппаратов, различных по принципу действия, формату получаемого изображения, качеству и универсальности. И существенное их число дожило до наших дней в работоспособном состоянии. Некоторые камеры, заслужившие особую популярность, производятся и по сей день, а аналоговая оптика до сих пор актуальна даже в цифровой фотографии. Нет проблем в пленке, её проявке и печати с аналоговых носителей. И не убывает количество фотоэнтузиастов – любителей и профессионалов, создающих прекрасные пленочные снимки. Быть может и в вашей жизни найдется место пленочным снимкам, и они украсят её. Удачи, и да прибудет с вами светосила.

С наступлением эры цифровой фотографии многие во весь голос заявили о том, что пленка фактически умерла. Ведь современная цифровая техника предоставляет фотографу множество возможностей. Весь процесс съемки автоматизирован и даже человек, далекий от фотографии, может получать качественные и интересные снимки посредством компактного или зеркального цифрового фотоаппарата. Однако сегодня все еще находится немало людей, кто предпочитает снимать именно на пленочные фотоаппараты. Можно сказать, что слухи о смерти пленочной фотографии оказались несколько преувеличенными. Почему же пленка до сих пор остается популярной? Что делает ее такой особенной? В чем преимущества, и каковы главные особенности пленочной фотографии? В этом мы и попытаемся разобраться.

С появлением цифровой фототехники все фотографы словно разделились на два лагеря. Одни говорят о том, что пленочная фотография является лишь пережитком прошлого и с помощью цифровой техники гораздо проще получать высококачественные изображения. Другие считают, что пленочная фотография обладает несколькими важными преимуществами перед цифровой, а потому остается очень актуальной для фотографов-энтузиастов. На самом деле отличий между цифровой и пленочной фотографией не так много, ведь они обе используют в качестве средства фиксирования изображения светочувствительный элемент. Только в пленочной фотографии этим элементом является смесь из кристалликов, нанесенных на прозрачную пленку, а в цифровой – матрица фотоаппарата.

Таким образом, разница между пленочной и цифровой фотографией сводится к способу регистрации и хранения фотоизображений. В пленочной фотографии свет, проходящий через объектив камеры, фокусируется на поверхности пленки, вследствие чего происходит изменение оптической плотности солей серебра светочувствительной эмульсии. Этот главный светочувствительный элемент фотопленки под воздействием света изменяет свои характеристики пропорционально экспозиции.

У сторонников мнения о том, что пленочная фотография доживает свои последние дни, имеется множество аргументов. Во-первых , с помощью цифровой фототехники Вы получаете готовый результат гораздо быстрее, ведь здесь нет необходимости работать с пленкой, каждый раз разыскивая для нужного кадра негативные материалы, а потом проявляя пленку в фотолаборатории или в домашних условиях.

Во-вторых , сам процесс съемки гораздо более удобен и происходит быстрее. Пользователь цифрового фотоаппарата может скомпоновать кадр и полностью контролировать картинку, ориентируясь на ЖК-дисплей. В случае необходимости можно быстро подкорректировать экспозицию, нужные настройки и тут же посмотреть полученный результат на экране. Также можно сразу увидеть только что отснятые фотографии и удалить не понравившиеся.

В-третьих , преимущество цифровой фототехники перед традиционной пленочной фотографией заключается в том, что все отснятые изображения сохраняются в виде цифрового кода. Это означает, что цифровые фотоснимки можно легко хранить в памяти фотокамеры, сохранять их на различных носителях, переносить их на компьютер, другие фотоаппараты или печатающие устройства. Фотографии можно легко распечатывать сколь угодно раз, если они сохранены в цифровом виде.

С пленочной фотографией все по-другому. Понравившиеся фотографии обычно хранят в фотоальбомах, но зачастую возникает необходимость восстановить утраченные или немного испорченные временем снимки. Для этого нужна повторная печать фотографий. А значит, фотографу приходится хранить еще и архив пленочных негативов, с которым нужно очень бережно обращаться.

Кроме того, современные цифровые камеры по своим функциональным возможностям, безусловно, превосходят свои пленочные аналоги. Уже придумано множество функций и специальных режимов съемки для самых разнообразных ситуаций. Фотографу бывает достаточно покрутить колесико на корпусе фотоаппарата и можно получать качественные снимки в любых условиях освещения.

Качество цифровой фототехники и оптики к ней также постоянно растет. С каждой новой моделью цифровой камеры увеличиваются размеры и разрешение светочувствительной матрицы, растет скорость съемки и количество доступных настроек. Многие также считают, что цифровая фотография обходится дешевле пленочной, ведь здесь нет затрат на покупку негативных материалов, проявку и хороший сканер.

Если подводить итог, можно сказать, что цифра подкупает, прежде всего, своей оперативностью и простотой, удобством хранения и размещения готовых фотоснимков, а также возможность исправить полученные результаты программными средствами.Кажется, что преимущества цифровой фотографии очевидны. Почему же до сих пор находятся люди, предпочитающие пленку, когда есть, казалось бы, более простой, оперативный и удобный способ получить качественные фотографии?

Достоинства пленочной фотографии

Оперативность и простота цифровой фототехники больше подходит для коммерческой съемки и для тех любителей, кто не желает тратить слишком много времени и сил на свое увлечение фотографией. Традиционная же пленочная фотография сегодня больше ориентирована на фотографов, любящих творчество и эксперименты. С пленочным фотоаппаратом всю работу делает сам фотограф, а значит, он обязан досконально разбираться в том, как происходит физический процесс создания кадра и как правильно он должен настраивать экспозицию. Соответственно, здесь фотограф гораздо сильнее вовлечен в процесс создания снимка, что помогает ему лучше понять основы фотографии.

Пленка заставляет фотографа не щелкать впустую затвором. Здесь не возможно как в цифре отщелкать сто снимков, а потом выбрать тот, который лучше всего получился. В пленочной фотографии приходится выверять каждый снимок, анализируя и продумывая каждую деталь. Таким образом, пленочная фотография заставляет человека думать, анализировать каждый будущий снимок, вследствие чего он растет в своем мастерстве.

Из-за того, что в пленочной фотографии ничего нельзя так просто удалить или стереть, фотограф начинает ценить гораздо больше каждый следующий кадр. Он учится более точно вымерять экспозицию, следить за построением правильной композиции. Работа с пленочным фотоаппаратом позволяет отработать основные навыки и научиться фотографировать в полном смысле этого слова, а не просто нажимая на кнопку спуска.

Кроме того, пленочная фотография очень дисциплинирует фотографа, поскольку он не может увидеть конечный результат еще до того, как его сняли. Благодаря этому Вы неизбежно стараетесь снимать более продуктивно, чтобы не ошибиться в мелочах. Радость ожидания от проявленной пленки также является тем сильным эмоциональным моментом, который заставляет фотографов вновь и вновь обращаться к пленке.

До последнего времени было распространено мнение о том, что пленочная фотография по качеству фотоснимков превосходит цифровую. В первую очередь, это обосновано тем, что стандартный кадр, которым располагает пленочная фотография, имеет формат 35 мм, а его размер – 36 х 24 мм. В цифровой же фотографии используется светочувствительная матрица, размер которой меньше, чем формат стандартного кадра на пленке. А, как известно, чем меньше физические размеры светочувствительной матрицы, тем ниже качество фотографий и меньше деталей на снимке. Размеры матриц многих цифровых фотоаппаратов меньше, чем формат стандартного кадра 35 мм пленки, либо камеры просто имеют усеченную матрицу. Впрочем, многие современные цифровые камеры уже смогли догнать пленочные по этому показателю.

Другое объяснение преимущества пленочной фотографии сводится к большой разрешающей способности пленки и более широкому динамическому диапазону. Однако и здесь цифровая фототехника за последние годы сделала существенный шаг вперед. Что касается динамического диапазона, характеризующего плавность тональных переходов на фотоизображении, то негативы пленок действительно превосходят возможности светочувствительных матриц. Однако при распечатке негативов на бумагу, динамический диапазон значительно сужается, в результате чего пропадают некоторые детали и изображение, в целом, становится более монотонным.

Все эти преимущества пленочной фотографии, связанное с использованием стандартного кадра, большей разрешающей способностью или более широким динамическим диапазоном, конечно, зависят от конкретной модели фототехники. Тем не менее, практически все любители фотографии при взгляде на пленочные фотоснимки отмечают их невероятную цветопередачу и потрясающую детализацию, дающую настоящий эффект присутствия. При правильном выборе негативных материалов и грамотной настройке сканера с помощью пленочного аппарата можно получать фотографии, превосходящие по качеству и насыщенности цветов кадры с цифровых матриц.

Однако в основном эта разница видна на фотографиях большего размера, где четко заметны мягкие, плавные переходы между цветами, обилие деталей в тенях и на сильно освещенных участках и великолепная контрастность изображения. Если же речь идет о стандартном фотоснимке размером 10х15 см, то тут уловить серьезную разницу между пленочной и цифровой фотографией фактически невозможно. Многие приверженцы пленочной фотографии полагают, что на пленке сочетание цветов получается более художественное и законченное, чем в цифре. Благодаря этому пленочная фотография как будто приобретает некую «жизненность» и душевную теплоту.

То, что в пленочной фотографии снимки необходимо еще и проявлять – для многих является существенным недостатком в сравнении с цифрой. Для других же проявка фотографий является не менее увлекательным процессом, чем сама съемка. К тому же, проявка и печать изображений предоставляет фотографу уйму возможностей для различных экспериментов. Находятся те люди, кто просто сходит с ума от проявки своих пленок в темной ванной. Поэтому проявку фотографий тоже при желании можно отнести к преимуществам пленки.

Конечно, мода на пленочную фотографию не проходит еще и благодаря тому, что для многих людей это предмет ностальгии по прежним временам и работам старых мастеров. Популярна пленочная фотография и у молодежи, поскольку в наше время, когда практически у каждого второго человека имеется цифровой фотоаппарат, пленочная камера в руках являет собой то, что позволяет чувствовать себя оригинальным и необычным.

Таким образом, пленка еще сохраняет свою актуальность по многим причинам. Безусловно, она уже практически ушла из профессионального сегмента, но остается интересной многим любителям. Тем, кто любит учиться, экспериментировать, постигать основы фотографического мастерства, а также тем, старается понять всю технологию фотографии как таковой.