Общее руководство таможенным делом в рф. Таможенная территория и таможенные границы

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации.

Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране является Государственный таможенный комитет (ГТК) Российской Федерации. Помимо Государственного таможенного комитета в единую таможенную систему стороны входят:

региональные таможенные управления РФ;

таможни РФ;

таможенные посты РФ.

Положение о Государственном таможенном комитете РФ утверждается Президентом или по его поручению Правительством РФ. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляется ГТК. Создание, реорганизация и ликвидация таможенных постов осуществляется региональными таможенными управлениями.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утвержденных ГТК.

Таможенные органы страны участвуют в разработке таможенной политики государства, обеспечивают соблюдение таможенного законодательства, принимают меры по защите прав и интересов граждан при осуществлении таможенного дела, обеспечивают в пределах Конституции экономическую безопасность страны, применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений.

В части таможенного регулирования таможенные органы взимают пошлины, налоги и иные таможенные платежи, обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, ведут борьбу с контрабандой, нарушителями таможенных правил и налогового законодательства по отношению к товарам, перемещаемым через таможенную границу и прочее.

Организационная структура ГТК определяется правительством РФ и Председателем ГТК. Руководит деятельностью ГТК его Председатель. Он назначается на должности и освобождается от занимаемой должности Президентом РФ.

Председатель ГТК имеет заместителей, назначение на должность и освобождение от занимаемой должности которых относится к компетенции Правительства РФ. Председатель ГТК распределяет обязанности между своими заместителями. Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседании коллегии ГТК. Работу коллегии возглавляет Председатель ГТК, а в ее состав входят заместители Председателя и некоторые другие руководящие работники таможенной службы. Принимаемые решения коллегии оформляются приказами Председателя ГТК, которые обязательны для всех таможенных органов и служащих таможни. Организационная структура ГТК включает ряд функциональных управлений и отделов (таможенно-тарифное управление, управление федеральных таможенных доходов, управление организации таможенного контроля, отдел валютного контроля и другие).

Территориальными органами таможенной системы являются региональные таможенные управления, таможни и подчиняющиеся им таможенные посты.

Региональные таможенные управления создаются, реорганизуются и ликвидируются на основании приказов Председателя ГТК. В РФ созданы следующие региональные управления: Северо-Западное (Санкт-Петербург), Дальневосточное (Владивосток), Северо-Кавказское (Ростов-на-Дону), Восточно-Сибирское (Иркутск), Поволжское (Нижний Новгород), Западно-Сибирское (Новосибирск). Границы таможенных регионов могут не совпадать с границами субъектов РФ и административно-териториальных единиц.

Для реализации поставленных задач региональные управления наделяются правом требовать от организаций и граждан предоставления документов и предметов, необходимых для осуществления таможенного контроля; проводить контрольно-ревизионное инспектирование местных таможен и постов, таможенные обследования; рассматривать в порядке надзора дела о нарушениях таможенных правил; отменять или заменять Постановления по этим делам, выносимые таможнями региона. Управление имеет право издавать в пределах своей компетенции Приказы и Распоряжения, вносить в ГТК предложения по совершенствованию таможенного контроля.

Непосредственный таможенный контроль, предотвращение контрабанды, сбор необходимых статистических данных некоторые другие функции возложены на таможни и таможенные посты. Территориальные границы таможни могут как совпадать, так и не совпадать с границами административно-территориального и национального деления регионов. Например, юрисдикция Архангельской таможни распространяется на территорию Архангельской области, в то время как юрисдикция Воронежской таможни распространяется на территорию трех областей - Воронежской, Липецкой, Тамбовской. Некоторые таможни территориально покрывают лишь часть районов одной области (Выборгская, Санкт-Петербургская таможни).

Систему таможенных органов составляют:

  • - Государственный таможенный комитет РФ;
  • - региональные таможенные управления РФ;
  • - таможни РФ;
  • - таможенные посты РФ;
  • - таможенные лаборатории;
  • - научно-исследовательские учреждения;
  • - учебные заведения, вычислительные центры и другие объекты, подведомственные Государственному таможенному комитету РФ.

Во главе системы таможенных органов стоит Государственный таможенный комитет (ГТК РФ), который является федеральным органом исполнительной власти, исполняющим непосредственное руководство таможенным делом Российской Федерации.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Система таможенных органов включает:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба);

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Положение о Федеральной таможенной службе утверждено Правительством Российской Федерации 21 августа 2004 г. № 429, которое возложило на Федеральную таможенную службу непосредственное руководство таможенным делом в стране. Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Федеральная таможенная служба обеспечивает ведение и опубликование Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, подготовку, утверждение и опубликование решений по вопросам, связанным с толкованием Товарной номенклатуры. Федеральная таможенная служба имеет таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ, а также Положением о Федеральной таможенной службе. Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.



Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

Осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;

Обеспечивает соблюдение установленных в соответствии и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

Осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации;

Осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

Принимает решения о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и обеспечивает опубликование таких решений и др. функции.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица. В Российской Федерации, например, созданы следующие региональные таможенные управления: Северо-Западное (Санкт-Петербург), Дальневосточное (Владивосток), Северо-Кавказское (Ростов-на-Дону), Восточно-Сибирское (Иркутск), Поволжское (Нижний Новгород), Западно-Сибирское (Новосибирск). Границ таможенных регионов могут не совпадать с границами субъектов РФ и административно-территориальных единиц. Непосредственный таможенный контроль, предотвращение контрабанды, сбор необходимых статических данных и некоторые другие функции возложены на таможни и таможенные посты. Территориальные границы таможни могут как совпадать, так и не совпадать с границами административно-территориального и национального деления регионов.

Например, юрисдикция Архангельской таможни распространяется на территорию Архангельской области, в то время как юрисдикция Воронежской таможни распространяется на территорию трех областей - Воронежской, Липецкой и Тамбовской. Некоторые таможни территориально покрывают лишь часть районов одной области (Кингисепская, Выборгская, Санкт-Петербургская таможни).

В зависимости от географического расположения могут быть выделены следующие таможни:

● пограничные (Белгородская, Дагестанская, Сочинская и др.);

● внутренние (Московская региональная, Шереметьевская региональная и др.).

Внутренние таможни осуществляют основной объем работы по проведению таможенного контроля - досмотр, проверка таможенных деклараций, товаросопроводительных и платежных документов.

Пограничные таможни, как правило, проверяют сохранность таможенных обеспечений, контролируют правильность заполнения деклараций, наличие необходимых документов, подтверждающих законность перемещения товаров через таможенную границу.

Таможенный пост представляет собой структурный элемент таможни, территориально удаленный от администрации таможни и имеющий статус юридического лица. Таможенный пост находится на территории, подпадающей под юрисдикцию таможни, которой подчиняется данный пост. Деятельность поста в основном распространяется на один-два района области (края), объекты транспортной инфраструктуры (небольшие речные порты, аэропорты, железнодорожные станции).

Как правило, таможенные посты создаются вдоль государственной границы почти в каждом пункте пересечения границы. Таможенный пост может быть создан и на крупном промышленном предприятии.

После распада СССР и перехода к рыночным отношениям важной тенденцией развития таможенной инфраструктуры стало перенесение пунктов таможенного контроля в глубь страны. Вплоть до начала 1990 г. большинство пунктов таможенного контроля располагались в приграничной зоне и тяготели к транспортным узлам (портам, приграничным железнодорожным станциям, аэропортам и т. д.). Либерализация внешнеэкономических связей привела к созданию внутренних таможен.

В зависимости от специфики таможенных операций различают сухопутные, морские, воздушные и речные таможни.

К воздушным таможням относятся Внуковская (аэропорт “Внуково”, г. Москва), Шереметьевская региональная (аэропорт “Шереметьево”, “Домодедово”, г. Москва), Пулковская (аэропорт “Пулково”, г. Санкт-Петербург) и др.

Морскими таможнями считаются, например, Балтийская (порт Санкт-Петербург), Корсаковская (порт Корсаков Сахалинской области) и др.

Российской Федерации

    Общее руководство таможенным делом.

Организационная структура таможенных органов

    Функции управления в таможенных органах

    Процессный подход к управлению

в таможенных органах

    Особенности принятия управленческого решения

в таможенных органах

9.6. Процесс принятия управленческих решений

17. Особенности управления в таможенных органах Российской Федерации.

Проблемы управления в таможенных органах РФ приобре­ли в настоящее время особую актуальность. Это обусловливается рядом весьма существенных особенностей управления таможенными органами России.

Во-первых, управление в таможенной службе характеризуется высо­кой степенью централизации, которая является необходимой основой де­ятельности таможенных органов.

Во-вторых, таможенная управляемая система отличается большой ди­намичностью. Чтобы всегда отвечать постоянно изменяющимся услови­ям, в которых решается задача обеспечения экономической безопаснос­ти и защиты экономических интересов страны, таможенная организация должна быть гибкой, оперативно совершенствовать свою организацион­ную структуру. Естественно, что и система управления в таможенном организме призвана не только поспевать за этими изменениями, но и опе­режать их, предоставляя простор новому, сохраняя лучшее из старого.

В-третьих, управление в таможенных органах характеризуется высо­кой степенью социально-политической ответственности, которая возлага­ется на органы управления и руководителей, за принятые решения, за так называемый управленческий акт.

Ошибки в управлении таможенным делом могут привести к серьез­ным экономическим и политическим последствиям.

Таким образом, управление в таможенных органах осуществляется в специфических условиях, во многом отличных от управления в других областях общественной жизни.

Как и всякий сложный социальный объект, таможенная система вклю­чает в себя множество различных элементов, подсистем, которые нахо­дятся между собой в определенных отношениях и взаимодействуют друг с другом. Задача управления - поддержание их в оптимальном соответствии друг другу и задачам таможенной службы как социально-экономи­ческой организации, выполняющей специфические задачи - функции.

18. Общее руководство таможенным делом. Организационная структура таможенных органов.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Прави­тельство РФ. Применительно к таможенному делу термин «общее ру­ководство» включает в себя выбор стратегии и тактики осуществления таможенного дела, определение его основных направлений, конкретных составных частей, координацию и контроль их развития, акцентирование внимания на тех или иных сторонах и участках таможенной деятельнос­ти, имеющих значение для экономического суверенитета и экономичес­кой безопасности России.

Круг субъектов общего руководства таможенным делом, согласно ТК РФ, включает, прежде всего, Правительство РФ. Но если толковать этот термин расширительно, то в него с определенной долей условности можно включить и деятельность в сфере таможенного дела Федерального Собрания РФ.

Президент РФ в силу своего конституционного положения также вы­полняет значительный объем функций и полномочий в сфере таможенно­го дела.

Правительство РФ активно действует в сфере нормативного правого регулирования многих вопросов экономической сферы таможенного дела, в частности таможенно-тарифных правил и др.

Под организационной структурой таможенного органа следует пони­мать совокупность составляющих его структурных подразделений, поря­док их подчиненности, а также формы распределения между ними функ­ций и полномочий.

Центральным органом, осуществляющим непосредственное руковод­ство таможенным делом в РФ, является федеральный орган исполни­тельной власти, уполномоченный в области таможенного дела, - ФТС России.

Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководству­ется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства эконо­мического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ и Цент­рального банка РФ, а также соответствующим Положением.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, через таможенные органы и представительства ФТС России за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органа­ми исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, обще­ственными объединениями и иными организациями.

Непосредственное руководство со стороны ФТС России заключается, в частности, в том, что все составные части таможенного дела постоян­но находятся в центре внимания руководства ФТС России, коллегии ФТС России, Центрального аппарата управлений и отделов, а также непосред­ственно подчиненных ему нижестоящих таможенных органов, функцио­нально и организационно взаимосвязанных и действующих под его руко­водством.

Одним из направлений руководства, помимо систематических органи­зационных мероприятий, является нормативная правовая деятельность, которая весьма обширна и охватывает, по существу, все элементы и участ­ки таможенного дела. Часть своих задач и функций Центральный аппарат ФТС России решает самостоятельно, а часть - через региональные та­моженные управления, таможни, таможенные посты и другие подведом­ственные организации и учреждения.

Региональные таможенные управления (РТУ) являются промежуточ­ным звеном между этим органом и таможнями.

РТУ входят в единую систему таможенных органов и осуществляют оперативное руководство таможенным делом па территории подведомст­венных регионов.

Таможни непосредственно реализуют основную часть задач таможен­ного дела в зоне своей ответственности и управляют деятельностью под­ведомственных таможенных постов.

Организационная структура существенно сказывается на реализации таможенным органом своих функций, что определяется, главным обра­зом, степенью жесткости или устойчивости структуры. Так, орган управ­ления с большой степенью жесткости организационной структуры спосо­бен функционировать лишь в строго заданных параметрах.

Таким образом, в процессе проектирования таможенного органа пу­тем сознательного предвидения функций, для осуществления которых он предназначается, формируется его организационная структура.

В ФТС России, РТУ и таможнях, являющихся организационными структурами таможенной системы, в соответствии с осуществляемыми ими функциями существуют три вида структурных подразделений:

а) оперативные (таможенного оформления и таможенного контроля, экономической работы и правоохранительной деятельности и др.);

б) функциональные (кадровые, финансово-плановые, правовые, информационного и документационного обеспечения, хозяйственные, материально-технического снабжения и обеспечения и др.);

в) штабные (организационно-инспекторские, организационно-анали­тические и др.)