Пришвин хромка главная мысль. Конспект урока литературного чтения на тему "М. Пришвин «Хромка» ". Донецкой Народной Республики

Все же приятно читать сказку "Хромка" Пришвин М. М. даже взрослым, сразу вспоминается детство, и вновь как маленький сопереживаешь героям и радуешься с ними. Очень полезно, когда сюжет простой и, так сказать, жизненный, когда похожие ситуации складываются в нашем быту, это способствует лучшему запоминанию. Прочитывая такие творения вечером, картины происходящего становятся более живыми и насыщенными, наполняясь новой гаммой красок и звуков. Присутствует балансирование между плохим и хорошим, заманчивым и необходимым и как замечательно, что каждый раз выбор правильный и ответственный. Все герои "оттачивались" опытом народа, который веками создавал, усиливал и преображал их, уделяя большое и глубокое значения детскому воспитанию. Мило и отрадно погрузиться в мир, в котором всегда одерживает верх любовь, благородство, нравственность и бескорыстность, которыми назидается читатель. Как очаровательно и проникновенно передавалась описание природы, мифических существ и быта народом из поколения в поколение. Сказка "Хромка" Пришвин М. М. читать бесплатно онлайн однозначно стоит, в ней много добра, любви и целомудрия, что полезно для воспитания юной особи.

П лыву на лодочке, а за мной по воде плывет Хромка — моя подсадная охотничья уточка. Эта уточка вышла из диких уток, а теперь она служит мне, человеку, и своим утиным криком подманивает в мой охотничий шалаш диких селезней.
Куда я ни поплыву, всюду за мной плывет Хромка. Займется чем-нибудь в заводи, скроюсь я за поворотом от нее, крикну: “Хромка!” — и она бросит все и подлетает опять к моей. лодочке. И опять: куда я, туда и она.
Горе нам было с этой Хромкой! Когда вывелись утята, мы первое время держали их в кухне. Это пронюхала крыса, прогрызла дырку в углу и ворвалась. На утиный крик мы прибежали как раз в то время, когда крыса тащила утенка за лапку в свою дырку. Утенок застрял, крыса убежала, дырку забили, но только лапка у нашего утенка осталась сломанная.
Много трудов положили мы, чтобы вылечить лапку: связывали, бинтовали, примачивали, присыпали — ничего не помогло: утенок остался хромым навсегда.
Горе хромому в мире всяких зверушек и птиц: у них что-то вроде закона — больных не лечить, слабого не жалеть, а убивать. Свои же утки, свои же куры, индюшки, гуси — все норовят тюкнуть Хромку. Особенно страшны были гуси. И что ему, кажется, великану, такая безделушка — утенок, — нет, и гусь с высоты своей норовит обрушиться на каплюшку и сплюснуть, как паровой молот.
Какой умишко может быть у маленького хромого утенка? Но все-таки и он своей головенкой величиной с лесной орех сообразил, что единственное спасение его — в человеке. И нам по-человечески было жалко его: эти беспощадные птицы всех пород хотят лишить его жизни, а чем он виноват, если крыса вывернула ему лапку?
И мы по-человечески полюбили маленькую Хромку.
Мы взяли ее под защиту, и она стала ходить за нами и только за нами. И когда выросла она большая, нам не нужно было ей, как другим уткам, подстригать крылья. Другие утки — дикари — считали дикую природу своей родиной и всегда стремились туда улететь. Хромке некуда было улетать от нас. Дом человека стал ее домом.
Так Хромка в люди вышла.
Вот почему теперь, когда я плыву на лодочке своей на утиную охоту, моя уточка сама плывет за мной. Отстанет, снимется с воды и подлетает. Займется рыбкой в заводи, заверну я за кусты, скроюсь и только крикну:
“Хромка!”, вижу — летит моя птица ко мне.


«

Annotation

В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873–1954) вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, о красоте русской природы и животном мире нашей страны.

Михаил Михайлович Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин

Плыву на лодочке, а за мной по воде плывет Хромка – моя подсадная охотничья уточка. Эта уточка вышла из диких уток, а теперь она служит мне, человеку, и своим утиным криком подманивает в мой охотничий шалаш диких селезней.

Куда я ни поплыву, всюду за мной плывет Хромка. Займется чем-нибудь в заводи, скроюсь я за поворотом от нее, крикну: «Хромка!», и она бросит все и подлетает опять к моей лодочке. И опять – куда я, туда и она.

Горе нам было с этой Хромкой! Когда вывелись утята, мы первое время держали их в кухне. Это пронюхала крыса, прогрызла дырку в углу и ворвалась. На утиный крик мы прибежали как раз в то время, когда крыса тащила утенка за лапку в свою дырку. Утенок застрял, крыса убежала, дырку забили, но только лапка у нашего утенка осталась сломанная.

Много трудов положили мы, чтобы вылечить лапку; связывали, бинтовали, примачивали, присыпали – ничего не помогло: утенок остался хромым навсегда.

Горе хромому в мире всяких зверушек и птиц: у них что-то вроде закона – больных не лечить, слабого не жалеть, а убивать. Свои же утки, свои же куры, индюшки, гуси – все норовят тюкнуть Хромку. Особенно страшны были гуси. И что ему, кажется, великану, такая безделушка утенок, – нет, и гусь с высоты своей норовит обрушиться на каплюшку и сплюснуть, как паровой молот.

Какой умишко может быть у маленького хромого утенка, но все-таки и он в своей головенке величиной в лесной орех сообразил, что единственное спасение его в человеке.

И нам по-человечески было жалко его: эти беспощадные птицы всех пород хотят лишить его жизни, а чем он виноват, если крыса вывернула ему лапку?

И мы по-человечески полюбили маленькую Хромку.

Мы взяли ее под защиту, и она стала ходить за нами, и только за нами. И когда выросла она большая, нам не нужно было ей, как другим уткам, подстригать крылья. Другие утки, дикари, считали дикую природу своей родиной и всегда стремились туда улететь. Хромке некуда было улетать от нас.

Дом человека стал ее домом.

Так Хромка в люди вышла.

Вот почему теперь, когда я плыву на лодочке своей на утиную охоту, моя уточка сама плывет за мной. Отстанет, снимается с воды и подлетает. Займется рыбкой в заводи, заверну я за кусты, скроюсь, и только крикну: «Хромка!» – вижу, летит моя птица ко мне.

...


Лисичкин хлеб -

«М.Пришвин, сборник «Зеленый шум»»: Правда; Москва; 1983
Аннотация
В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873-1954) вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, о красоте русской природы и животном мире нашей страны.
Михаил Михайлович Пришвин
Хромка
Плыву на лодочке, а за мной по воде плывет Хромка - моя подсадная охотничья уточка. Эта уточка вышла из диких уток, а теперь она служит мне, человеку, и своим утиным криком подманивает в мой охотничий шалаш диких селезней.
Куда я ни поплыву, всюду за мной плывет Хромка. Займется чем-нибудь в заводи, скроюсь я за поворотом от нее, крикну: «Хромка!», и она бросит все и подлетает опять к моей лодочке. И опять - куда я, туда и она.
Горе нам было с этой Хромкой! Когда вывелись утята, мы первое время держали их в кухне. Это пронюхала крыса, прогрызла дырку в углу и ворвалась. На утиный крик мы прибежали как раз в то время, когда крыса тащила утенка за лапку в свою дырку. Утенок застрял, крыса убежала, дырку забили, но только лапка у нашего утенка осталась сломанная.
Много трудов положили мы, чтобы вылечить лапку; связывали, бинтовали, примачивали, присыпали - ничего не помогло: утенок остался хромым навсегда.
Горе хромому в мире всяких зверушек и птиц: у них что-то вроде закона - больных не лечить, слабого не жалеть, а убивать. Свои же утки, свои же куры, индюшки, гуси - все норовят тюкнуть Хромку. Особенно страшны были гуси. И что ему, кажется, великану, такая безделушка утенок, - нет, и гусь с высоты своей норовит обрушиться на каплюшку и сплюснуть, как паровой молот.
Какой умишко может быть у маленького хромого утенка, но все-таки и он в своей головенке величиной в лесной орех сообразил, что единственное спасение его в человеке.
И нам по-человечески было жалко его: эти беспощадные птицы всех пород хотят лишить его жизни, а чем он виноват, если крыса вывернула ему лапку?
И мы по-человечески полюбили маленькую Хромку.
Мы взяли ее под защиту, и она стала ходить за нами, и только за нами. И когда выросла она большая, нам не нужно было ей, как другим уткам, подстригать крылья. Другие утки, дикари, считали дикую природу своей родиной и всегда стремились туда улететь. Хромке некуда было улетать от нас.
Дом человека стал ее домом.
Так Хромка в люди вышла.
Вот почему теперь, когда я плыву на лодочке своей на утиную охоту, моя уточка сама плывет за мной. Отстанет, снимается с воды и подлетает. Займется рыбкой в заводи, заверну я за кусты, скроюсь, и только крикну: «Хромка!» - вижу, летит моя птица ко мне.

МинистерствО образования и науки

Донецкой Народной Республики

Донецкая специализированная общеобразовательная физико-математическая школа I - III стуПЕНЕЙ №35

ДНР 83052, г.Донецк-52, ул. 50-й Гвардейской Дивизии, 16;
294-10-03,
e - mail : donschool -35@ yandex . ru

КОНСПЕКТ

урока литературного чтения

во 2 классе

Учитель

Боровинская

Елена Викторовна

Тема. М. Пришвин «Хромка»

Цели: образовательная: совершенствовать навык чтения вслух целым словом, учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении, способствовать развитию учебных и читательских умений, формировать у детей представление о творчестве М.Пришвина, воссоздающее воображение ребёнка;

развивающая: способствовать развитию связной устной речи детей, создавать условия для развития наблюдательности, формировать умение работать в паре;

воспитательная: воспитывать любовь к книгам, прививать интерес к устному народному творчеству, способствовать выработке умения слушать и слышать друг друга, уважать.

Тип урока: урок усвоение новых знаний.

Оборудование: учебники, портрет Пришвина, текст рассказа, иллюстрация Хромки, слова

Литература: 1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. Учреждений часть 1. (Л.Ф.Климонова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.: ил. – (Школа России)

2 . www . kinderdergenii . ru – физминутка.

Хронометраж урока:

1.Организация начала урока

2.Проверка домашнего задания

3.Сообщение ученикам темы и задач урока

7.Итоги урока

Содержание урока

1.Организация начала урока

2. Проверка домашнего задания

3.1 Сообщение ученикам темы и задач урока.

4.Восприятие и осознание учащимися фактического материала

4.1 Словарная работа.

4.2 Чтение текста учителем.

4.3 Первичный анализ произведения.

Физминутка

5.Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами

5.1 Работа над текстом. Чтение текста учениками.

5.2 Работа над рассказом.

5.3 Составление кластера.

5.4 Маски настроения.

6.Обобщение и систематизация знаний

6.1 Работа над произведением. Выборочное чтение.

6.2 Найдите начало строки (работа в парах).

7.Итоги урока

8.Сообщение домашнего задания

Ход урока:

1.Организация начала урока

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

2.Проверка домашнего задания

Откройте учебник на с 146.

Давайте рассмотрим иллюстрацию, которая дана нам в учебнике.

Кого мы видим на этой иллюстрации?(сова, мыши)

Какое время суток изображено на иллюстрации?

Когда читали текст, вы представляли именно такую иллюстрацию?

Считал ли старик Сову своим лучшим другом? (нет)Почему?

О чем мудрая сова предупреждала старика? (о том что она больше не будет у него ловить мышей)

Послушался ли он её советов? (нет)

Найдите в тексте момент, когда сова говорит из дупла.

Найдите и прочитайте мне диалог героев.

Объясните сказку или рассказ вы прочитали?

Почему вы так думаете?

Молодцы, ребята

3.Мотивация учения школьников

3.1 Сообщение темы и постановка учебных задач.

А теперь,мы можем перейти к теме нашего урока. Сейчас я вам прочту стихотворение, в котором будет говорится о теме нашего урока, ваша задача внимательно меня послушать и после того, как я прочту, вы мне скажите, о чем это стихотворение.

Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели.

Северяне – снегири
- Так о чем же мы это стихотворение?(о животных)

Ребята, а кто знает каких-нибудь авторов которые написали рассказ о животных? (Пришвиным, Чарушин, Жидков)

Какие именно рассказы о животных этих авторов вы знаете?
- Ребята, а у кого из вас есть дома какое-нибудь животное?

Расскажите коротко о нем (работа с мячом) Хорошо, ребята! Молодцы.

Ребята, а какому животному мы сегодня уделим внимания на уроке вы узнаете, если отгадаете загадки которые я вам сейчас прочту. Слушаем внимательно!

1. Удивительный ребёнок 2. Под дождём она гуляет,

Только вышел из пелёнок, Щипать травку обожает,

Может плавать и нырять, «Кря» кричит, всё это шутка,

Как его родная мать. (Утёнок) Ну, конечно, это – …(утка)

Дети отгадывают загадки и называют героя произведения.

Молодцы, ребята.

Слайд 1

А как звали утёнка, вы сможете отгадать, если в данном слове

вычеркнете одинаковые буквы.

С Х Я РО Т М ТЯ К С А

Дети угадывают название «Хромка».

Сегодня мы познакомимся с рассказом под названием «Хромка»,который написал известный вам писатель-анималист М.Пришвин. Обратите внимание на экран.

Слайд 2

4.Восприятия и осознания учащимися фактического материала

Родился Михаил 23 января 1873 года в селе Хрущево- Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он проиграл. Мать Пришвина осталась одна с пятью детьми. Несмотря ни на что она смогла дать им хорошее образование. М. М. Пришвин писал о природе и в защиту природы. Он прошел большой трудовой путь, работал агрономом(это тот человек, который занимается землей, руководил сельскохозяйственными делами) , народным учителем, ботаником. Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места огромной страны России, прекрасно знал север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. Писатель великолепно знал природу. В его рассказах даже растения, звери и птицы становятся живыми.

Слайд 3 Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

Слайд 4 Умер 16 января 1954 года, похоронен на Введенском кладбище в Москве

4.1 Словарная работа

Для того что бы нам с вами работать с текстом, нам необходимо ознакомится с неизвестными нам словами. Обратите внимание на доску.

На доске записаны слова:

Заводь Каплюшка

Заводь – небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

Каплюшка – совсем маленькая.

Проблемный вопрос.

Как вы думаете, почему утёнка называли Хромка? (Ответы детей)

А верны ваши прогнозы или нет, мы узнаем, когда прочтём произведение.

4.2 Чтение текста учителем

Хромка

М. Пришвин

1 .Плыву на лодочке, а за мной по воде плывёт Хромка - моя подсадная охотничья уточка. Эта уточка вышла из диких уток, а теперь она служит мне, человеку, и своим утиным криком подманивает в мой охотничий шалаш диких селезней.

Куда я ни поплыву, всюду за мной плывёт Хромка. Займется чем-нибудь в заводи, скроюсь я за поворотом от неё, крикну: «Хромка!» - и она бросит всё и подлетает опять к моей лодочке. И опять: куда я, туда и она.

Горе нам было с этой Хромкой! Когда вывелись утята, мы первое время держали их в кухне. Это пронюхала крыса, прогрызла дырку в углу и ворвалась. На утиный крик мы прибежали как раз в то время, когда крыса тащила утёнка за лапку в свою дырку. Утёнок застрял, крыса убежала, дырку забили, но только лапка у нашего утёнка осталась сломанная.

2. Много трудов положили мы, чтобы вылечить лапку: связывали, бинтовали, примачивали, присыпали - ничего не помогло: утёнок остался хромым навсегда.

Горе хромому в мире всяких зверушек и птиц: у них что-то вроде закона - больных не лечить, слабого не жалеть, а убивать. Свои же утки, свои же куры, индюшки, гуси - все норовят тюкнуть Хромку; Особенно страшны были гуси. И что ему, кажется, великану, такая безделушка - утёнок,- нет, и гусь с высоты своей норовит обрушиться на каплюшку и сплюснуть, как паровой молот.

Какой умишко может быть у маленького хромого утёнка? Но всё-таки и он своей головёнкой величиной с лесной орех сообразил, что единственное спасение его - в человеке. И нам по-человечески было жалко его: эти беспощадные птицы всех пород хотят лишить его жизни, а чем он виноват, если крыса вывернула ему лапку?

И мы по-человечески полюбили маленькую Хромку.

3 .Мы взяли её под защиту, и она стала ходить за нами и только за нами. И когда выросла она большая, нам не нужно было ей, как другим уткам, подстригать крылья. Другие утки - дикари - считали дикую природу своей родиной и всегда стреми-; лись туда улететь. Хромке некуда было улетать от нас. Дом человека стал её домом.

Так Хромка в люди вышла.

Вот почему теперь, когда я плыву на лодочке своей на утиную охоту, моя уточка сама плывёт за мной. Отстанет, снимется с воды и подлетает. Займусь рыбкой в заводи , заверну я за кусты, скроюсь и только крикну: «Хромка!», вижу - летит моя птица ко мне.

. 4.3 Первичный анализ произведения:

Почему текст имеет название «Хромка»?

Как уточке жилось среди птиц?

Как Хромка помогала людям?

Какой вы представляете уточку?

Физминутка Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмем,

А потом их разведем,

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

5.Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами

5.1 Работа над текстом. Чтение:

    цепочкой;(первый абзац)

    про себя;(второй абзац)

    эстафетой;(третий абзац)

Физминутка (для глаз)

Кто мне скажет какой жанр этого рассказа?(рассказ)

Почему? (небольшой сюжет, продолжительность его небольшая, немного

действующих лиц).

Охарактеризуйте произведение: это проза или поэзия.

Почему?

5.2 Работа над рассказом

1. Как называется рассказ? Кто его автор?

2. Какие события происходят в нём и когда?

3. Назовите действующие лица.

Что вы о них узнали?

Что случилось с героями?

Какие поступки они совершили и как себя вели?

Объясните поступки и поведение героев.

Кто из действующих героев вам понравился и чем именно?

4. О чём вы думали, читая рассказ?

5.3 Составление кластера Слайд 5

Ребята, обратите внимание на экран, на нём изображена утка Хромка, которая нам известна по рассказу М. Пришвина. Давайте мы с вами составим кластер, охарактеризуем Хромку какой она была в тексте ( Малаленько,умной,загадочной и т.д.)

Какое настроение у вас вызвало прочитанное? (Ответы детей)

5.4 Маски настроения Слайд 6

Ребята, перед вами маски настроений. Давайте рассмотрим какие же маски у нас изображены на экране.

Давайте при помощи масок изобразим настроение всего текста.

Молодцы,ребята!

6. Обобщение и систематизация знаний Слайд 7

6.1 Работа над произведением. Выборочное чтение

Продолжите начало строки

1.Эта уточка вышла из диких уток … а теперь она служит

мне, человеку, и своим утиным криком подманивает в мой охотничий

шалаш диких селезней.

2.Много трудов положили мы, чтобы вылечить лапку:

связывали, бинтовали, примачивали, присыпали – ничего не помогало:

утёнок остался хромым навсегда.

3.Но всё- таки и он своей головёнкой величиной с лесной

орех сообразил, что единственное спасение его – в человеке.

4.И нам по-человечески было жалко его: эти беспощадные

птицы всех пород хотят лишить его жизни, а чем он виноват, если крыса вывернула ему лапку?

6.2 Найдите начало строки (работа в парах) (карточки)

1. Куда я ни поплыву …всюду за мной плывёт Хромка.

2. Утёнок застрял, крыса убежала, дырку забили, но только

лапка …у нашего утёнка осталась сломанная.

3. Какой умишко может быть… у маленького хромого утёнка?

Дом человека стал …её домом.

- Ребята, найдите и зачитайте ответ на вопрос:

почему для Хромки дом человека стал её домом? (Но всё-таки и он своей головёнкой величиной с лесной орех сообразил, что единственное спасение его – в человеке.

Молодцы, ребята!

7. Итоги урока. Оценивание.

1. Сегодня я узнал, что… 2. На будущее я запомнил, что…

3. Я получил удовольствие от… 4. Я испытал чувства…

8. Сообщение домашнего задания

Главная героиня рассказа – уточка, которой крысы сломали лапку. Поэтому бедняга Хромка не улетела, а осталась жить с людьми. Эта история наполнена добротой, сочувствием. Автор пишет о дружбе человека и животных, о настоящей привязанности.

Рассказ Хромка скачать:

Рассказ Хромка читать

Плыву на лодочке, а за мной по воде плывет Хромка - моя подсадная охотничья уточка. Эта уточка вышла из диких уток, а теперь она служит мне, человеку, и своим утиным криком подманивает в мой охотничий шалаш диких селезней.

Куда я ни поплыву, всюду за мной плывет Хромка. Займется чем-нибудь в заводи, скроюсь я за поворотом от нее, крикну:

«Хромка!» - и она бросит все и подлетает опять к моей лодочке. И опять: куда я, туда и она.

Горе нам было с этой Хромкой! Когда вывелись утята, мы первое время держали их в кухне. Это пронюхала крыса, прогрызла дырку в углу и ворвалась. На утиный крик мы прибежали как раз в то время, когда крыса тащила утенка за лапку в свою дырку. Утенок застрял, крыса убежала, дырку забили, но только лапка у нашего утенка осталась сломанная.

Много трудов положили мы, чтобы вылечить лапку: связывали, бинтовали, примачивали, присыпали - ничего не помогло: утенок остался хромым навсегда.

Горе хромому в мире всяких зверушек и птиц: у них что-то вроде закона - больных не лечить, слабого не жалеть, а убивать. Свои же утки, свои же куры, индюшки, гуси - все норовят тюкнуть Хромку. Особенно страшны были гуси. И что ему, кажется, великану, такая безделушка - утенок, - нет, и гусь с высоты своей норовит обрушиться на каплюшку и сплюснуть, как паровой молот.

Какой умишко может быть у маленького хромого утенка? Но все-таки и он своей головенкой величиной с лесной орех сообразил, что единственное спасение его - в человеке. И нам по-человечески было жалко его: эти беспощадные птицы всех пород хотят лишить его жизни, а чем он виноват, если крыса вывернула ему лапку?

И мы по-человечески полюбили маленькую Хромку.

Мы взяли ее под защиту, и она стала ходить за нами и только за нами. И когда выросла она большая, нам не нужно было ей, как другим уткам, подстригать крылья. Другие утки - дикари - считали дикую природу своей родиной и всегда стремились туда улететь. Хромке некуда было улетать от нас. Дом человека стал ее домом.

Так Хромка в люди вышла.

Вот почему теперь, когда я плыву на лодочке своей на утиную охоту, моя уточка сама плывет за мной. Отстанет, снимется с воды и подлетает. Займется рыбкой в заводи, заверну я за кусты, скроюсь и только крикну:

«Хромка!», вижу - летит моя птица ко мне.