Регистрация по месту пребывания иностранных. Регистрация иностранного гражданина по месту пребывания. Постоянная регистрация по виду на жительство

Глава 3. Регистрация иностранных граждан по месту жительства


Статья 14 . Обязательность регистрации иностранных граждан по месту жительства

1. Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

Это можно сделать в Управлении миграции. В Венгрии только пребывание более 90 дней требует легализации. В этом случае вы должны получить карту проживания, выданную Региональным центром Центра иммиграции и гражданства. В Великобритании отсутствует обязательство по регистрации для иностранцев или граждан этой страны.

Видео: адвокат о регистрации иностранцев в РФ

Страны, в которых иностранный гражданин должен зарегистрироваться. Иностранец должен сообщить в районный офис в течение трех дней после прибытия в Австрию. Туристы, проживающие в отелях, должны зарегистрироваться в гостевой книге в течение 24 часов. Когда вы уезжаете, вы должны проверить. Плата за регистрацию отсутствует.


2. При наличии у постоянно или временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина двух и более жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, он обязан заявить одно из них как свое место жительства и зарегистрироваться по адресу указанного помещения в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом. В этом случае регистрация указанного иностранного гражданина по месту жительства производится с фиксацией сведений о его других жилых помещениях, находящихся на территории Российской Федерации.

Сделка должна быть заполнена в течение восьми дней после прибытия. Регистрационным бюро является муниципальный офис. Обязательство не распространяется на людей, проживающих в гостиницах, гостевых домах и т.д. туристы получают так называемые декларация прибытия.

Заезд в течение пяти дней после пересечения границы. Это можно сделать в паспортном отделении Министерства внутренних дел. Это обязательство распространяется на лиц, проживающих в частных домах, гостиницах и студентах. Гости отеля заходят в персонал отеля.

Законодательство о миграционном учете иностранных граждан в Российской Федерации

Иностранцы подлежат регистрации. Они должны сделать это в течение 7 или 14 дней после входа в регистрационное отделение, соответствующее месту пребывания. Этими обязательствами не пользуются только люди, которые живут в гостиницах, общежитиях и т.д. В Румынии есть обязательство по регистрации. По его словам, лица, которые остаются более 10 дней, обязаны сообщить о себе в полицейский участок. Это обязательство не возникает, если мы живем в гостиницах, кемпингах и т.д.


ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона


Статья 15 . Основание для регистрации иностранных граждан по месту жительства

Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» , разделив единое до этого момента обозначение учета иностранцев словом «регистрация» на два типа: регистрация по месту жительства и миграционный учёт по месту пребывания.

В Италии есть обязательство по регистрации. Он беременен итальянским гражданином, который пригласил иностранца. Он должен в течение 48 часов с даты прибытия иностранца сообщить об этом в местный полицейский участок и указать точный адрес, по которому останется иностранец.

Что важно помнить при оформлении временной регистрации иностранного гражданина?

Мы любезно информируем вас о том, что в соответствии с применимыми правовыми нормами лицо, которое не проверило свое текущее место жительства и которое сообщает о новом месте жительства, автоматически будет освобождено от предыдущего временного проживания. Если у вас есть какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с нами по электронной почте или по телефону.

Однако десятилетняя практика использования этого словосочетания позволяет сделать вывод о том, что оно до сих пор не прижилось, и отрывную часть уведомления о прибытии, подтверждающую постановку иностранного гражданина на миграционный учёт, повсеместно по-прежнему ошибочно именуют «регистрацией».

Принятие закона о миграционном учёте сопровождалось громкой кампанией об облегчении миграционного законодательства. Государство позиционировало отказ от сложной коррупционно ёмкой разрешительной процедуры регистрации в пользу простой уведомительной системы постановки на миграционный учёт как сокращение бюрократических препон с одновременным ужесточением ответственности за его неисполнение. Именно 10 лет назад размер ответственности юридических лиц за неисполнение обязанностей по миграционному учёту приобрел современные очертания - штраф от 400 000 р. до 500 000 р. за одно нарушение (статья 18.9. КоАП РФ).

Чтобы просмотреть исходный законный заголовок в том месте, где вы хотите зарегистрироваться. Лицо, представляющее сертификат аутентификации, подтверждает достоверность данных, напечатанных на печатной форме, и лицо, имеющее правовое место жительства по месту жительства.

  • Принятие заявки на форму «Временное проживание».
  • Выдать временный вид на жительство по просьбе заявителя.
  • Завершена форма заявки на временное проживание.
Регистрация заезда не подлежит гербовому сбору.

Штрафная пошлина за мандат 17 злотых оплачивается доверенным лицом, действующим от имени заявителя, за документ, в котором указывается предоставление доверенности или доверенного лица или его копии, выписки или копии. Гербовый сбор за выдачу свидетельства о временном пребывании 17 злотых.

В соответствии с положениями Федерального закона 109-ФЗ регистрации по месту жительства подлежат временно проживающие (РВП) и постоянно проживающие (ВНЖ) в РФ иностранные граждане. Иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации подлежат только постановке на миграционный учёт. При этом при смене места жительства в РФ временно и постоянно проживающие иностранные граждане могут становиться на миграционный учёт по месту временного пребывания.

Что должно включать договор о найме?

У иностранца, который на законных основаниях работает в Польше, есть право, в частности. чтобы. Получить копию разрешения на работу или оригинал заявления, зарегистрированного работодателем в офисе службы уезда, получить от работодателя о действиях, предпринятых в связи с разбирательством для предоставления или продления разрешения работа и решения по этому вопросу, отказ в выдаче или отзыве разрешения на работу, получение письменного контракта, который является основой работы. Защита от расторжения трудовых договоров для определенных категорий работников, определение рабочего времени и права на отдых, оплачиваемый отпуск, плата за больные, подробные правила прекращения контракта, выплата сверхурочных, минимальное вознаграждение. Тип работы, место работы, вознаграждение, соответствующее типу работы: дата начала работы - если не указано в договоре, предполагается, что это дата подписания контракта.

Обязательство уведомить воеводы о потере работы

Если он выполнит это обязательство, воевод не сможет возбудить производство по отзыву своего разрешения в течение 30 дней с даты его потери работы. Если иностранец не выполнит обязательство информировать воеводство о потере работы, процедура снятия будет начата немедленно после получения информации, и иностранец не сможет получить еще одно разрешение на временное проживание в течение одного года с даты истечения срока действия предыдущего разрешения. пребывания и работы. В решении о выводе разрешения воевод определит время, когда иностранец покинет Польшу. Если иностранец не обжаловал решение о выводе временного вида на жительство и не работал и не выйдет из Польши в указанное время, его пребывание в Польше будет быть незаконным.

Регистрация иностранца в качестве безработного

Приемлемость иностранцев, зарегистрированных как безработные. Регистрация иностранца в качестве лица, ищущего работу. Услуги на рынке труда доступны для людей, не зарегистрированных в штате графства занятости. Общедоступные услуги по трудоустройству, предоставляемые бюро по трудоустройству, информацию о профессиях, рынке труда, а также возможности обучения и образования, предоставляемые бюро по трудоустройству, информационные и электронные базы данных для поиска работы и самостоятельной занятости.
  • Договор поручения, договор работы.
  • На этот раз иностранец может использовать для поиска новой работы.
Каждый иностранец, который находится в Польше более 14 дней, должен зарегистрироваться.

Категория иностранных граждан Регистрация по месту жительства Миграционный учет по месту пребывания
Постоянно проживающие (ВНЖ) + +
Временно проживающие (РВП) + +
Временно пребывающие - +

В первоначальной редакции закона предусматривалась обязанность иностранного гражданина и принимающей стороны исполнить требование закона по постановке на миграционный учет в 3-х дневный срок со дня прибытия в место пребывания. Также законодательство предусматривало обязательное снятие с учёта принимающей стороной иностранного гражданина в случае его убытия.

Если вы являетесь гражданином другой страны, вы должны подать заявление на 4 дня. Если вы находитесь в Польше менее 14 дней, вам не нужно сообщать. Помните, что вы не можете оставаться дольше в Польше, чем вам разрешено, что подтверждает ваше право на проживание в Польше.

Если у вас есть документ, это будет подтверждено, например, выпиской из земельного и ипотечного реестра, нотариальным актом. Другим документом может быть, например, аренда, административное решение или распоряжение суда. Если вы не являетесь владельцем, и у вас нет другого права на квартиру, в которую вы хотите зарегистрироваться, - пусть лицо, у которого есть правильный знак в форме, подтвердит ваше пребывание. Документ, подтверждающий право на помещение этого лица, вы должны показать в офисе. Вы можете зарегистрироваться лично, или это может быть сделано от вашего имени.

За десять лет законодательство в этой сфере подверглось некоторому смягчению, и срок постановки на миграционный учет по умолчанию с трех дней увеличился до семи рабочих дней, а для большинства государств он изменился ещё значительнее. Да и снимать иностранных работников с учёта больше не требуется. Это происходит автоматически при пересечении иностранным гражданином границы или при постановке на учёт по новому месту пребывания.

Доверенность должна быть в письменной форме, а адвокат должен предъявить удостоверение личности или паспорт. Родитель, законный опекун или опекун - сообщает лицо, которое не имеет правоспособности или имеет ограниченную правоспособность. Департамент по делам граждан и связи.

Он может выпустить свидетельство о регистрации постоянного проживания. Доверенность на регистрацию бесплатна. Доверенность на выдачу свидетельства о регистрации временного проживания - 17 злотых. В случае, если адвокат будет вашим мужем, женой, родителем, ребенком, родным братом, бабушкой и дедушкой, внуками - доверенность является бесплатной.

Однако на что следует обратить внимание. В большинстве международных соглашений, оговаривающих особенное отношение к сроку временного пребывания для граждан отдельных государств, имеется ввиду срок, исчисляемый от дата въезда на территорию РФ, и данное послабление рассчитано в основном на туристов и лиц, приезжающих в Россию с частными целями. Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, следует руководствоваться сроком в 7 рабочих дней для постановки на учёт, так как при выполнении многих значимых действий в Российской Федерации требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ. Так, адрес постановки на учет по месту пребывания требуется указывать в заявлении о выдаче патента на работу , в уведомлении работодателем органов миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора , при заявлении в банк на получение банковской карты для перечисления заработной платы и т.д.

Платежную карту, в той позиции, на которой вы урегулируете дело. . После получения вашей заявки вы будете немедленно зарегистрированы. Если это постоянный вид на жительство - вы получите сертификат. Если вы проверяете временное пребывание и хотите получить сертификат, подайте заявку на это.

Миграционный учет ВКС и визовых иностранных граждан

Выполнен в виде разборчивой печати на польском языке. Приглашающее лицо представляет документ, удостоверяющий личность. Документы, подтверждающие возможность покрытия расходов, связанных с пребыванием иностранца, включая проживание и питание, покрытие путевых расходов в страну происхождения или проживание или транзитные расходы в третью страну, которая предоставит вход.

Этот же срок - 7 рабочих дней - следует брать в расчет при смене места пребывания уже на территории России, в том числе, при переходе от одного работодателя к другому.

Итак, перейдём к вопросу об ответственности работодателя за миграционный учёт своих работников. Если в отношении российских граждан, не зарегистрированных по месту жительства, у работодателя не возникает ответственности за заключение трудового договора с таким работником и даже, напротив, работодатель может быть привлечён к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию, то в отношении иностранных работников дело обстоит совсем по другому.

Текущая распечатка банковского счета с информацией об окончательном балансе на этом счете. Распечатка баланса должна содержать «Электронный документ, не требующий штампа и подписи». или должны быть отпечатаны и подписаны сотрудником банка. Подтверждение занятости, а также сведения о ежемесячной заработной плате и типе контракта. Решение о валоризации пенсии в размере 515 злотых друг против друга, каждого зависимого члена семьи и любого приглашенного иностранца в этот период. Если вы покрываете вышеуказанные расходы вместе с супругом, вы должны предоставить письменное согласие вашего супруга на оплату расходов вместе с документами, подтверждающими финансовые ресурсы вашего супруга.

Определяющий момент в этом вопросе следующий: является ли работодатель для иностранного работника принимающей стороной.

Что такое - принимающая сторона? Определение этого понятия приведено в Федеральном законе 109-ФЗ.

«Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона):

Расходы по возврату иностранца, приглашенного в страну происхождения или проживания, являются. Обязательство иметь средства для возвращения иностранца, приглашенного в страну происхождения или места жительства, считается выполненным, если приглашающее лицо демонстрирует, что иностранец имеет обратный билет в страну его происхождения или проживания.

В случае физического лица, управляющего бизнесом. Запросить приглашение в реестр приглашений, заполненных разборчиво на польском. Приглашающий представляет документ, удостоверяющий личность. Документы, подтверждающие возможность покрытия расходов, связанных с пребыванием иностранца, включая проживание и питание, покрытие путевых расходов в страну происхождения или проживание или транзитные расходы в третью страну, которая предоставит разрешения на въезд.

- гражданин Российской Федерации,

- постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,

- юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,

- федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,

Регистрация иностранных граждан по месту пребывания

Окончательное урегулирование в Управлении доходов по поводу полученного дохода или текущей распечатки банковского счета с окончательным балансом на этом счете. Сумма средств на вашем счете такая же, как у физических лиц. . Документ, подтверждающий правовое право на жилище, если место приглашенного иностранца назначено местом проживания приглашенного иностранца или документ, подтверждающий возможность предоставления иностранцу жилья в другом месте.

Прописка по месту пребывания или проживания

Вхождение в реестр экономической деятельности. Фотокопии вышеуказанных документов должны быть представлены. В случае юридического лица. Заполненный запрос на приглашение зарегистрировать приглашения, заполненные разборчиво на польском языке. Текущая выписка из Национального судебного регистра.

- дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,

- международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,

у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится)».

Если до принятия закона 109-ФЗ иностранный гражданин должен был быть обязательно зарегистрирован по месту жительства (временно или постоянно, на длительный срок или на короткий), то с принятием этого закона появилась возможность ставить на миграционный учёт (регистрировать) иностранных граждан по месту работы. Причём вне зависимости от того, имеется ли у работодателя по адресу постановки на миграционный учёт жилое помещение или нет и даже наличие помещения как такого не является определяющим.

Закон 109-ФЗ вводит понятие «Место пребывания»:

«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Смысл постановки на миграционный учёт - возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки, а что он там делает: живёт, работает или находится - не имеет значения.

Пример: Работодатель берёт в аренду участок земли. Право аренды подтверждается договором аренды и свидетельством о собственности на землю. Земельный участок представляет собой обычное поле с ромашками, на котором работодатель планирует выращивать капусту. Для обработки земельного участка он приглашает иностранных работников, которых ежедневно доставляет на полевые работы автобусом из соседнего населенного пункта. Никаких не то что жилых, но и каких-либо иных помещений в поле нет. В лучшем случае - это будет бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать. При этом у работодателя есть все законные основания для того, чтобы зарегистрировать иностранных работников в поле с ромашками.

Ситуация кажется нестандартной, однако она не противоречит смыслу осуществления миграционного учета иностранных граждан. По адресу постановки на учёт можно с одинаковым успехом найти иностранного работника, как если бы это была квартира, где иностранец живёт, или поле, где он работает. Во втором случае это оказывается сделать зачастую даже значительно легче и проще, так как работодатель выступает в роли определённой организующей единицы между государственными органами и иностранными гражданами.

Федеральной миграционной службой разработан регламент постановки иностранных граждан на миграционный учёт, который действует и в настоящий момент, несмотря на расформирование ФМС. Однако ни во времена ФМС, ни сейчас, когда эти функции передали в МВД, практика постановки иностранных граждан на миграционный учёт часто не совпадает с теорией.

Регламент частично исполняется лишь в случае первичной постановки на миграционный учёт на 90 дней с момента въезда в Российскую Федерацию. В случаях, когда иностранные работники меняют место пребывания, или срок пребывания продлевается по иным законным основаниям, принимающая сторона в полной мере испытывает на себе полёт чиновничьей фантазии. Так как чёткий алгоритм действий и необходимый пакет документов не регламентирован на законодательном уровне, каждый территориальный миграционный отдел устанавливает свои порядки. В лучшем случае список документов, которые должен предоставить работодатель для постановки иностранного работника на миграционный учёт на юридическое лицо, будет вывешен на доске объявления в коридоре ведомства. Естественно, вы не найдёте там ссылок на какой-либо нормативный акт, потому что нормативных актов, устанавливающих требования к пакету документов для продления миграционного учёта или постановке на учёт свыше сроков первоначального 90-дневного пребывания - не существует.

Попытки ФМС придать этой процедуре нормативную завершённость нашли отражение в Приказе ФМС от 29 июня 2015 г. №321 , однако не увенчались успехом.

Приказ повсеместно не исполняется, и ясности благодаря своим неуклюжим формулировкам в механизм миграционного учета иностранных граждан он не добавил.

В соответствии с приказом, для продления срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт) принимающая сторона подаёт в территориальный орган ФМС или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление в произвольной форме, в котором указывается ФИО, дата рождения, гражданство, адрес места пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

А также документы, послужившие основанием для изменения срока временного пребывания в РФ. Какие - документы, в приказе не устанавливается. Поэтому перечень таких документов и требования, которые к ним предъявляются, устанавливают сами работники территориальных подразделений миграции и единого списка не существует.

В настоящей статье мы постараемся обобщить опыт постановки на миграционный учёт и продления срока временного пребывания, полученный в различных подразделениях ФМС Москвы и Московской области.

Итак, первое с чем вы столкнётесь - будет желание сотрудников миграционных органов получить исчерпывающую информацию о вашей компании. Впоследствии эта информация потребуется для составления административного дела в случае, если вы совершите какую-нибудь оплошность или упустите из виду какую-либо обязанность по соблюдению миграционного законодательства. Также полный имеющийся в наличии пакет документов по вашей компании облегчает сотрудникам надзорных органов включить вас в ежегодный план проведения миграционных проверок.

Повторюсь ещё раз, законодательно такие требования не предусмотрены, однако без предоставления нижеприведённого пакета документов в ста случаях из ста поставить иностранного работника на миграционный учёт на юрлицо у вас не получится. Все документы предоставляются в копиях, где необходимо заверенных печатью организации:

Учётная карточка компании с вашими контактными данными (редко);

Устав (редко);

Одно- или двухмесячная выписка ЕГРЮЛ (редко);

ИНН (всегда);

ОГРН (всегда);

Приказ/протокол о назначении ген. директора (всегда);

Копия паспорта ген. директора (почти всегда);

Доверенность на представителя;

Приказ о назначении представителя должностным лицом (редко);

Копия паспорта представителя (редко);

Правоустанавливающие документы по адресу постановки иностранца на миграционный учёт (свидетельство о собственности, договор аренды и т.д.).

Нередко требуется подавать эти документы, уже подшитые в папочку-скоросшиватель. Это - приблизительный список документов, которые требуются от принимающей стороны - юридического лица. Так как нормативными документами он не оговаривается, то вы не можете быть застрахованы не только от того, что требования будут разными в разных территориальных подразделениях ФМС, но и от того, что они будут различаться в пределах одного подразделения, но в разные дни. Вчера нужно было предоставлять одно, а завтра уже другое. Даже в пределах одного дня, утром инспектор сказал вам одно, а когда вы вернулись, исполнив его пожелания, вас встретил другой инспектор уже со своим видением.

Но во всём плохом можно всегда найти что-то хорошее. Опять же благодаря тому, что в законе не установлен исчерпывающий список требуемых документов, в большинстве случаев с инспектором можно договориться, что недостающий документ вы поднесёте в следующий раз, ибо постучавшись один раз в двери ФМС, бывать там станете очень часто.

Перейдём теперь к списку документов, которые требуется предоставить по иностранному гражданину, подтверждающих изменение условий на пребывание иностранца в РФ. Документы также предоставляются в копиях:

Заявление (ходатайство от принимающей стороны) о продлении срока временного пребывания;

Заявление (ходатайство от иностранного гражданина) о продлении срока временного пребывания (не везде);

Паспорт (Требования к паспорту везде разные. В большинстве случаев достаточно первого разворота. Если это заграничный паспорт, то иногда требуется копия страницы со штампом о последнем пересечении границы. Встречаются ФМС, где требуются копии всех страниц без исключения, включая незаполненные);

Миграционная карта (Несмотря на то, что в 321 приказе ФМС прямо указывается, что инспектор обязан поставить на миграционной карте отметку о продлении срока временного пребывания, труднее найти ФМС, где это требование выполняется, чем то, где игнорируется. Мы категорически не советуем изымать у иностранных граждан оригинал миграционной карты для проставления отметки о продлении, так как отсутствие у иностранца миграционной карты при себе в момент проверки расценивается московскими судами как нарушение режима пребывания с последующим штрафом и административным выдворением);

С примерами таких административных дел можно ознакомиться здесь: Судебное решение от 10 марта 2016 г. , Судебное решение от 04 марта 2016 г. , Судебное решение от 06 июля 2015 г.

Все квитанции об оплате патента (Текст на них должен читаться. Если он выцвел или неразличим, необходимо заранее отправить иностранного работника в банк за выпиской или получением дубликатов квитанций);

Отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания (в некоторых случаях требуется оригинал);

Трудовой договор;

Уведомление о заключении трудового договора.

До вступления в силу вначале Приказа ФМС от 15 декабря 2014 № 655 , а затем Приказа ФМС от 29.06.2015 г. № 321 , миграционный учет иностранных граждан регулировался Федеральным законом № 109-ФЗ , Постановлением Правительства №9 от 15.01.2007 г. , утверждающим Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан в РФ и административным регламентом предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации .

Все эти нормативные акты предусматривали возложение обязанностей по осуществлению постановки на миграционный учёт на принимающую сторону. Присутствие иностранца для такой процедуры не требовалось. Сам иностранец мог выполнить эту обязанность лишь в исключительных случаях, предъявив в ФМС уважительные причины, по которым этого не смогла сделать принимающая сторона.

Приказ ФМС от 29 июня 2015г. № 321 открывает другие возможности. В положениях, описывающих процедуру подачи документов, заявителем может выступать, как принимающая сторона так и сам иностранный гражданин.

О случаях, когда иностранные граждане по доверенности от работодателя, сами продлевали срок пребывания, становится известно всё чаще, однако, это всё ещё скорее исключение из правил.

Итак, мы рассмотрели вопрос о действиях работодателя по постановке своих работников на миграционный учёт по месту работы, но не ответили на главный вопрос: а является ли это обязанностью работодателя?

Нет! Безусловной обязанностью работодателя - это не является. Распространённая ситуация, когда организация-работодатель выполняет свои обязанности перед ФМС по оформлению трудовых отношений в соответствии с миграционными требованиями, а обязанности по миграционному учёту на себя не возлагает, если работник стоит на учёте по адресу физического лица. Работник может жить у физического лица: у родственников, снимать квартиру или комнату у собственника жилья, при этом лицо, предоставившее ему место для проживания, также имеет право поставить его и на миграционный учёт. В этом случае работодатель лишь контролирует, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали срок пребывания и то, делает это не потому что к такому обязывает законодательство, а чтобы не лишиться в одночасье работника, забывшего продлить свой срок пребывания.

Более того, возможна также ситуация, когда работающий в организации иностранец стоит на миграционном учёте по адресу другого юридического лица. Допускается это в двух случаях.

Первое. Когда работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле - тогда на учёт его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

Второе. Когда работник работает по совместительству, и на миграционный учёт его поставил другой работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истёк, печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии нового работодателя должна насторожить. В большинстве случаев это обычная «купленная регистрация», которая ничего хорошего ни иностранному работнику, ни его работодателю не сулит. Ещё это может быть печать прежнего работодателя, что легко проверить, попросив у будущего работника трудовую книжку или справку 2 НДФЛ с предыдущего места работы.

Чем грозит такой миграционный учёт? Работнику грозит штраф, а в городах федерального значения и сопредельных областях - штраф, административное выдворение и закрытие въезда на 5 лет. Но только в одном случае, если работник не передал новому работодателю свои документы для постановки на миграционный учёт. А в том случае, если у него нет валидной принимающей стороны (родственников или арендодателя), он просто обязан это сделать по прибытию в новое место пребывания. При таком раскладе новая работа - и есть новое место пребывания иностранца. В этом случае ответственность по осуществлению миграционного учёта ложится на работодателя, а с иностранца такая ответственность снимается (См. Письмо ФМС от 26 марта 2013 г. № КР-1/2/2-3688).

Иностранный гражданин по прибытию к новому месту пребывания (к новому работодателю) передаёт принимающей стороне документы для постановки на миграционный учёт, а принимающая сторона обязана в течении семи рабочих дней поставить иностранного работника на учёт по новому месту пребывания.

Подводя итог статье, хочу ещё раз обратить внимание на три важные вещи.

Первое. Иностранный гражданин выполняет обязанности по соблюдению и продлению своего срока временного пребывания в РФ: своевременно оплачивает патент, подаёт документы на РВП и т.д. А принимающая сторона, в роли которой может выступать работодатель, выполняет обязанности по осуществлению миграционного учёта иностранного гражданина (работника). Объединяют эти две задачи - сроки. Срок, на который продлевается временное пребывания иностранца в РФ соответствует сроку его постановки на миграционный учёт.

Второе. Постановка на миграционный учёт в отличии от регистрации по месту жительства является уведомительной, а не разрешительной процедурой. В то время как миграционные органы зачастую продолжают относиться к ней, как к разрешительной. Требования по пакету документов, предъявляемые органами миграции законом не определены. Более того, в пункте 31 административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень документов, которые должна представить принимающая сторона для предоставления услуги, состоящий из двух пунктов: паспорта и миграционной карты иностранного гражданина. А в пункте 46 регламента содержится прямой запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных нормативными актами.

И последнее. Иностранный работник может стоять на миграционном учёте, как по месту работы, так и по месту проживания. Основополагающим требованием является фактическое соответствие адреса постановки на миграционный учёт адресу нахождения иностранного работника, а в рабочее это будет время или нет - не имеет значения. Ну и нельзя допускать превышения срока постановки на миграционный учёт (срока временного пребывания) иностранного гражданина. В случае, если законных оснований для продления срока временного пребывания не имеется, иностранный гражданин обязан выехать с территории России до истечения срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт).