Хрусталь и металл. Чем отличается хрусталь от стекла и его разновидностей? Для получения желаемого оттенка используют

Хорошая новость: гонения на хрусталь закончились. Когда-то Его сиятельство скоропалительно объявили безвкусным наследием советских сервантов, а теперь хрусталь - яркая звезда модного интерьера и сервировки. Ну а где мода, тренд и хайп, там и подделки, и имитация. Чтобы узнать, как делают правильный хрусталь, корреспонденты «ВВ» отправились на старейший отечественный хрустальный завод - в стекольную столицу России, в город Гусь-Хрустальный.

Город в городе

У проходной Гусевского хрустального завода нас встречает Галина Власова - наш проводник в мир сверкающих алмазных граней, замысловатых форм и хрупкой роскоши. Галина Михайловна местная, гусевская, вся ее профессиональная жизнь, как и многих горожан, связана с заводом. Начинала у станка, потом получила специальность технолога - училась в вузе без отрыва от производства, а последние несколько лет Власова и экскурсовод, и летописец, и хранитель музейных фондов. Кажется, про секреты мастерства стеклоделия и историю «хрустального города в городе» она знает все. С легкой грустью вспоминает, что когда-то градообразующее предприятие имело в штате 6000 рабочих. Работать на заводе было престижно и выгодно, традиции блюли, новаторство поддерживали.

А сейчас?

Да и сейчас есть чем похвастаться, - патриотично заявляет Галина Михайловна и ведет нас... в магазин.

Торговая точка при ГХЗ - небольшое помещение, а ассортимент достоин масштабных выставочных залов. На витринах - изобилие, разнообразие форм и цветов: вот сапфировая ваза, вот красный бокал, тут черно-белый графин и зеленые рюмки-лафитники. Однако цены «кусачие»: красиво, но дорого.

Эта работа не может стоить дешево, - уверяет Власова. - Вы сейчас сами увидите, какой это тяжелый труд - на каждом этапе производства. Хотя я не удивляюсь реакции. Мы всех гостей-туристов приводим в магазин. Сначала говорят: «Ой, как дорого!» - а после экскурсии уже считают, что и недорого вовсе. Ведь практически каждое изделие - эксклюзив, ручная работа. И специалисты у нас уникальные.

Один из таких уникальных специалистов - гравер Максим Морозов. Недавно он стал дипломантом Всероссийской выставки-ярмарки народных художественных промыслов «ЛАДЬЯ. Весенняя фантазия-2018».

На завод пришел подмастерьем - вырос в мастера. Азы гравировки осваивал под началом Владимира Анатольевича Митрофанова.

«Келья» Максима заставлена, развернуться негде: в ящиках в ожидании чуда томятся бутыли и вазы. На каждую гравер нанесет тончайший рисунок и все - ручками-ручками.

По миллиметру Максим протравливает хрустальную поверхность оставленных пустыми линз-окон: скоро здесь вырастут деревья, на ветках угнездятся диковинные птицы...

Закладка - по «рецепту»

Переходы, лестницы, коридоры... И вот мы у «мартеновских печей». Галина Михайловна была права: изготовление хрустальной красоты - работа архисложная, тяжелая.

На возвышении-полукружье бурлят печи, поигрывая апельсиновым пламенем. В печных горшках варится стекломасса - основа будущих шедевров.

Правильный хрусталь, а именно такой производит Гусевской хрустальный завод, содержит 24% оксида свинца. От плюмбума (свинец по латыни Plumbum; в таблице Менделеева обозначается символом Pb. - Прим. авт. ) зависит чистота хрусталя, его звучание и вес: тяжесть элитарной посуде придает именно свинец.

Жар ощущается даже у подножия печей. Наверху и вовсе с непривычки невыносимо. Хрустальную основу варят при очень высокой температуре - 1450 градусов, а придают форму - при 1200 градусах.

Жаростойкие выдувальщики

Возле печей сегодня работает бригада Евгения Гусева. Суеты нет, но все происходит очень быстро. Работает команда, как отлаженный механизм, четко зная, кто и что должен делать в конкретный момент. Иначе нельзя: чуть зазеваешься - весь труд насмарку, да и зевать возле огнедышащих печей и горелок опасно.

Из жерла стекломассу достают длинной трубкой. Отточенными движениями переносят к форме, постоянно переворачивают, подкручивают, чтобы стекломасса не утекла и раньше времени не остыла. В каждом движении - четкость.

На одном конце трубки - медовая капля, на другом - резиновая груша, которой подают внутрь капли воздуха. Но если нужно раздуть хрусталь до больших размеров, груши не хватит, и тогда (так было и сто лет назад, и двести) рабочий использует силу своих легких. Вот и сейчас, на наших глазах, молодой крепкий мужчина - помощник бригадира Владимир Катков набирает полную грудь горячего воздуха и через трубку-самодувку отправляет его в сердце будущего хрустального произведения.

В новейшей истории завод сделал ставку на яркость - однотонные цветные изделия или изделия с цветным накладом. В производстве они сложнее, но результат стоит усилий. Мастер опускает бесцветную каплю хрусталя в центробежку, где уже замешан цвет. Ярко и быстро два слоя соединяются: цветной наклад обволакивает бесцвет. Позже наклад украсят рисунком - прорежут грани, сквозь которые засияет прозрачный хрусталь.

Сочетание цветов - самое разное. При нас в горшках варили бирюзу, кобальт (он дает глубокий синий цвет), бесцвет и хрусталь популярного медового оттенка. Для каждого цвета используют особые элементы-красители: селен - для красного, марганец - для фиолетового, медь - для зеленого. Богатую цветовую гамму дают эрбий и неодим: от розового до сиреневого.

Колпак сними, стакан охлади

После того как нужная форма придана, изделие помещают в печь отжига для снятия внутреннего напряжения от высокой температуры и резкого охлаждения. Иначе бокал или ваза разлетятся на мелкие кусочки. Остывать «большой» хрусталь будет долго: крупные формы проведут в печи сутки. Мелкие изделия достаточно на пару часов отправить в лер (для обывателей это устройство выглядит как закрытая коробом лента-транспортер). Внутри лера установлены газовые горелки, которые регулируют температуру, постепенно снижая ее до 40-50 градусов.

Опытный выдувальщик Сергей Дубровин, работающий по соседству с основными силами бригады Гусева, при нас за несколько минут сотворил несколько цветных стаканов. Помощница перенесла их в лер, а оттуда они поступят для дальнейшей обработки.

Для начала стаканы избавят от колпаков - верхней части изделия, где была стеклодувная трубка. Для этого стакан помещают на вращающуюся подставку к пламени газовой горелки. После среза изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки, достаточна ли толщина у стекла. Все в порядке? Тогда милости просим - на алмазный участок, за бриллиантовыми гранями к мастерам-шлифовщикам.

Глаз - алмаз

На алмазном участке вазы, графины, бокалы обретают привычный для нас вид. Здесь рождается знаменитая мальцовская или, как еще ее называют, гусевская грань, заставляющая свет играть, цвет блистать, а поклонника хрусталя замирать от восторга.

Некоторые рожденные на гусевском заводе узоры стали эталоном стеклоделия. Кольца, ромбы, восьмигранники, пирамиды со срезанной верхушкой и рассеченные крестом... Они плотно покрывают гладкую хрустальную поверхность или, напротив, оставляют «воздух», давая нам возможность всмотреться в спокойную гладь элитного стекла.

На алмазном участке шумно - работают установленные в ряд станки шлифовщиков. На первый взгляд - конвейер, на самом деле - индивидуальный подход к каждому изделию. Работа шлифовщика тонкая, тут глаз-алмаз нужен: линии должны лечь ровно, не испортить рисунка. Кстати, все работники алмазного участка ГХЗ имеют высший шестой разряд - любую операцию могут сделать от начала до конца. Народ опытный!

Но прежде чем приступить к резьбе по хрусталю, надо на чугунной шайбе обработать острые после срезки колпака края изделия, а потом нанести разметку рисунка. Сегодня на разметке работает шлифовщица Елена Масальская. Белым маркером Елена наносит орнамент на вазу-корзинку и передает ее мастеру.

Жужжит алмазный круг, режет хрусталь, в умелых руках шлифовщика вертится ваза, постепенно покрываясь замысловатым узором. Михаил Еремеев на гусевском заводе работает сорок лет. Сколько хрустальной красоты прошло через его станок - подсчитать невозможно, но интерес к работе не потерян. Сейчас, говорит, еще интереснее стало: помимо изделий, выполненных в традиционном мальцовском стиле, ГХЗ выпускает современные - с учетом новых тенденций и спроса.

С нашими художниками не заскучаешь, - смеется Михаил. - Всегда что-нибудь новенькое придумают! Был заказ на хрустальные ракеты, парусник - сложно, но интересно. Сейчас вот делаю вазу, которую придумала наша молодая художница Березина. У молодежи свое видение, позволяющее заводу идти в ногу со временем.

На алмазном участке мы, кстати, встретились с молодым талантливым художником - Светланой Березиной, лауреатом множества престижных выставок и конкурсов. Светлана - выпускница Петербургской художественно-промышленной академии. Родом из Челябинска, но вот уже несколько лет живет в Гусе, работает на заводе и создает поистине уникальные хрустальные композиции. В своих произведениях Березина использует не только возможности огранки и цвета, но и... дары природы. Веточками, шишками или ракушками по замыслу художника обкладываются формы, в которые заливается огненный хрусталь. Под действием высокой температуры природный материал разрушается и прогорая остается контуром на внешней поверхности хрусталя. Шедевр!

Последний штрих

Чтобы грань стала прозрачной, нужна химобработка. В цехе химической полировки посуду в кассете опускают в ванну с кислотой - она разъедает и полирует стекло. Затем изделие возвращается на шлифовальный участок, где его моют водой и при необходимости наносят уже матовые грани.

Когда все этапы пройдены, продукция подвергается строгому контролю. На торговые прилавки попадет только лучшее, проверенное отделом качества. Начальник ОТК Ирина Глебова знает толк в хрустале: заметит даже незначительные дефекты, безжалостно отправляет хрусталь-неудачник на переплавку или на доведение до ума мастерам-алмазчикам.

Мы должны поддерживать репутацию, блюсти бренд, - говорит Ирина Николаевна. - Все знают, что гусевской хрусталь - это качество, это красота, традиции и безопасность. Недаром же мошенники, торгующие простым стеклом, пытаются выдать свой товар за наши изделия. Но простое стекло так блестеть не будет, не заиграет, не зазвучит. Да и вес, например, салатника или графина подскажет покупателю, хрусталь он держит в руках или стеклянную подделку.

Каждое изделие ГХЗ снабжают логотипом-наклейкой, упаковывают в фирменные коробки и отправляют в магазины. Особо интересные образцы хрустального искусства, копии авторских заказных работ останутся на заводе.

Интересно было бы заглянуть в этот музей хрусталя на производстве... Наш провожатый Галина Михайловна любезно соглашается показать журналистам «ВВ» образцовую.

Это просто праздник какой-то!

В образцовой - образцовый порядок, а собранная коллекция, пожалуй, составит конкуренцию Музею хрусталя. Впрочем, это и есть настоящий музей.

Образцовые кладовые были созданы в 1835 году специальным царским указом, чтобы стать школой для мастеров. За два с половиной века Гусевской завод скопил несметные хрустальные сокровища. Достаточно напомнить, что в 1981 году завод передал в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника около 6500 изделий, которые хранились в кладовой.

Но и сегодня коллекция ГХЗ поражает роскошью и разнообразием экспонатов. В образцовой собраны авторские композиции из цветного хрусталя на отвлеченные темы. Здесь же - выполненные по эскизам художников штофы, графины, фужеры, рюмки, запущенные в массовое производство и снискавшие популярность у покупателей. На почетном месте - заказные сувениры для корпораций, федераций и випов.

Вот, например, большая составная ваза фиолетового цвета с алмазной гранью и портретом патриарха Алексия II. Поодаль - хрустальный символ «Яндекса», призы для музыкантов и артистов, победителей фестивалей и конкурсов. Отдельный стенд - для спортивных наград: боксерские перчатки, баскетбольные мячи и массивный кубок футбольных чемпионов России из стекла высшей пробы. Знаменитую хрустальную сову для знатоков «Что? Где? Когда?» изготавливали тоже в Гусе.

Рассмотреть все экспонаты образцовой кладовой за раз невозможно. Щедрость алмазных граней, доведенных до совершенства, роспись, золочение, сочетание причудливых форм и ярких цветов. В каждой детали, в каждом изгибе застывшего хрустального кружева - мастерство. Побывать в образцовой Гусевского завода - это как окунуться в сказочное зазеркалье, перешагнуть черту между реальностью и фантазией. Реальность, впрочем, такова: гусевской хрусталь - это наше национальное достояние.

Заголовок в газете: Плюмбум в стакане

Само слово "хрусталь" имеет греческие корни. Словом \"кристалл\" греки называли кварц без посторонних примесей, за идеальную прозрачность, считая его застывшим льдом. Из этих кристаллов делали линзы, с помощью которых разжигали огонь. Известен даже случай, когда для Петра I изготовили самовар из огромного куска горного хрусталя - так в России стали называть прозрачный без инородных включений кварц. А первая мануфактура, производящая изделия из хрусталя появилась в нашей стране в XIII веке в городе Гусь Хрустальный.

Виды хрусталя

Выделяют следующие разновидности хрусталя:

  • Горный хрусталь - это природный кварц;
  • Свинцовый хрусталь – стекло с содержанием окиси свинца;
  • Бариевый хрусталь – хрусталь, в котором вместо свинца использует барий;
  • Богемский хрусталь - хрусталь, в котором вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.

История появления и свойства хрусталя

Идея создания хрусталя из стекла принадлежит англичанам: они впервые для улучшения качества стекла добавили в него окислы свинца, после чего оно приобрело необычный "голос", прозрачность и сверкание граней. От процентного содержания оксида свинца зависят "вокальные" способности хрусталя, его прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Гусевской хрусталь варится с содержанием оксида свинца строго равным 24%, что соответствует восхитительным оптическим свойствам и высокой плотности. Благодаря этому мы можем наблюдать многоцветную игру света в гранях, блеск поверхностей и слышать чудесный мелодичный звон.

Совершенствуясь, технология производства хрусталя из кремниевого песка стала включать добавление, кроме окиси свинца, еще и борной кислоты, соединений мышьяка и сурьмы.

Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, для красного цвета - добавляют кадмий или соединения золота, для розового - кремний. Зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца.
В царские времена на Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали также с помощью коллоидного золота и окислов урана.
Это были достаточно дорогие, но и самые красивые художественные изделия.

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой - неглубокий матовый рисунок, огранкой - широкая полированная грань, резьбой - глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка (т. н. \"алмазная грань\"), шлифовкой.
После шлифовки грани приобретают особый блеск. Граненый хрусталь, преломляя свет, создает яркие радужные отблески.

Производство хрусталя

Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта - это смесь песка, поташа и оксида свинца, как раз его наличие и есть главное отличие хрусталя от простого стекла.

Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.

После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов.

Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка.
После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала на изделие наносят разметку, после разметки изделие ставится на конвейер и идёт от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с самого большого абразивного круга, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.

Мало кто задумывается о роли свинца в жизни человечества. Долгое время этот тяжёлый металл использовался людьми весьма активно – он был составляющей самых разных красок (в том числе для домов и мебели), глазури для керамических изделий, косметических средств. Существовала даже посуда из свинца; делали из этого металла и трубы, а также добавляли его соединения в бензин и хрусталь. Сегодня свинец используется гораздо реже, чем раньше, однако это не означает, что вы не можете получить свинцовое отравление.

Свинец в хрустале

Настоящий хрусталь (lead crystal) всегда содержит немало свинца – точнее, оксида свинца (II), PbO. Его доля должна составлять не менее 24% – и, разумеется, порой она бывает выше (до 35-40%). Изделия из хрусталя продолжают выпускать и сегодня. В исправном состоянии, так сказать, они представляют опасность для здоровья лишь в том случае, если вы используете их для хранения алкогольных и кислых напитков / кислой еды. Скажем, не стоит неделями и тем более месяцами хранить в хрустальном графине коньяк или портвейн. Конечно, очень маловероятно, что вы умрёте, выпив его, но получите большую и совершенно не нужную вашему организму дозу свинца. Однако для подачи напитков на стол можно использовать хрустальную посуду, в том числе и графины. Согласно проводившимся в Канаде тестам, в течение обеда в напитке, находящемся в хрустальном изделии, содержание свинца обычно составляет существенно меньше 0,2 ppm – верхней границы, допустимой в Канаде; при этом за несколько недель нахождения вина в хрустальном графине содержание свинца в этом вине возрастает до 20 ppm, превышая предельно допустимую концентрацию в 100 раз (см. ).

Добавлю, что детям обычно не рекомендуют пить и есть из хрустальных вещей, особенно регулярно. Департамент общественного здравоохранения Калифорнии, например, утверждает, что хрустальная посуда может быть опасна для детей, а также беременных женщин (см. ). Дело здесь в том, что в детском организме свинец усваивается куда активнее, чем во взрослом, а последствия могут быть весьма печальными. Далее мы ещё об этом поговорим.

Как я вычитал, в норме свинец химически и физически изолирован в структуре хрустального изделия (см. эту , например); «утечка» может происходить при существенных повреждениях посуды и при сравнительно долгом нахождении в ней кислых и/или алкогольных напитков / еды. Если на изделиях из настоящего хрусталя имеются трещины или иные заметные повреждения, лучше вывести их из обращения. Кроме того, с большой осторожностью стоит относиться к хрустальным изделиям, в которых долгое время хранились кислые и/или алкогольные напитки или еда с высокой кислотностью. Наконец, нужно отказаться от использования хрустальных изделий с заметно деградировавшей поверхностью.

Зачем нужен свинец в хрустале? Он придаёт изделию очень высокую степень прозрачности, блеск и прочность; кроме того, благодаря свинцу хрустальная посуда красиво «играет» и переливается на свету. Побочным эффектом является большой вес изделий. По красивой игре, кристалльно-чистой прозрачности и большому весу можно определить настоящий свинцовый хрусталь.

Так называемое хрустальное стекло (crystal glass) не является настоящим хрусталём, но может содержать свинец (менее 24%).

Свинец в фарфоре и керамике

В изделиях из фарфора, фаянса и другой керамики тоже может содержаться свинец / оксид свинца. Раньше он часто использовался для глазури и красок; сегодня его применяют значительно реже. Индикатором безопасности может стать факт продажи изделий в крупных американских и канадских магазинах; в этих странах весьма суровые нормы по содержанию свинца в посуде. Кроме того, можно отправить производителю или продавцу запрос относительно содержания свинца. С подозрительностью стоит относиться к кустарной посуде, ко всяческим мелкосерийным handmade изделиям маленьких фирм, а также традиционным терракотовым вещам, потому что содержание свинца там может быть значительным и представлять опасность для здоровья. Подобные изделия не стоит использовать регулярно, если вы не уверены, что свинца там нет.

Если говорить о винтажной и антикварной керамической посуде возрастом примерно от 40 лет, то свинец там запросто может быть… но не исключены и другие варианты. Отмечают, что чаще он присутствует в посуде, расписанной яркими красками; в однотонных белых изделиях его присутствие менее вероятно, но не исключено. Вот я встречал мнение относительно того, что в изделиях из настоящего классического фарфора (porcelain) без надглазурной росписи свинца быть не должно, потому что они проходят обжиг при очень высокой температуре (около 1300С), которая делает бессмысленным его применение. В указанном ранее материале от департамента здравоохранения Калифорнии тоже написано, что свинец редко встречается в однотонной белой посуде.

С другой стороны, я отправлял в компанию Noritake запрос относительно изделий одной из их серий, давно снятых с производства (выпускалась с 1963 по 1985 годы). Это белая посуда с платиновой отделкой, сделанная, насколько я могу судить, из классического просвечивающего фарфора (porcelain). Мне ответили, что она может содержать свинец, и что ориентироваться надо на время покупки/производства. Переломной точкой стал 1973 год. Если изделие было выпущено/куплено ранее 1973 года, оно может содержать свинец, если после 1973 – то если и содержит, то в незначительных количествах, потому что именно в том году вошли в действие строгие нормы FDA. Если дата производства (она не указана на изделиях) и дата покупки неизвестны, то следует руководствоваться следующим правилом: для подачи и употребления пищи изделия использовать можно, для хранения – нет. В первом случае – если на них нет повреждений и признаков деградации, во втором случае – вне зависимости от наличия каких-либо дефектов.

Подобные запросы я направлял ещё в Bernardaud и Mikasa, но ответы были неудовлетворительными. Точнее, от Bernardaud вообще никакого ответа не было, а от Mikasa пришёл ответ следующего содержания: сейчас в нашей посуде свинца нет (или его концентрация не представляет опасности), а что было раньше – мы не знаем, и даже не знаем, в какие годы какая серия производилась. Дело в том, что не так давно (в 2008 году) эту фирму купила компания Lifetime Brands – и вот результат, полная потеря истории.

Что же у нас получается в итоге? Винтажную и антикварную посуду лучше не использовать ежедневно и для хранения пищи / напитков, если она была произведена ранее середины 1970-х годов. Более современные изделия крупных американских и европейских фирм, скорее всего, безопасны (современные – практически наверняка безопасны). При этом опасность могут представлять современные изделия мелких производителей, если они не гарантируют, что свинца в них нет, или что его содержание минимально. Для повседневного использования – в том числе и особенно детьми! – лучше выбрать посуду, относительно содержания свинца в которой у вас нет сомнений. Если говорить о времени производства, то я лично ради перестраховки провожу границу по началу 1990-х годов.

Ещё один нюанс: не стоит использовать изделия, произведённые в 1970-х годах или ранее, на которых есть признаки сильного износа, деградации глазури, сколы в местах, соприкасающихся с едой / напитком, трещины, паутинки трещин на глазури. Относительно паутинки трещин (crazing), впрочем, нужно сделать ремарку: под глазурью, собственно в керамическом «теле» изделия, свинца нет или почти нет, но в трещинки могут просачиваться кислые жидкости и пища, которые оттуда полностью не вымываются и способствуют деградации глазури и выделению из неё свинца. Это моя гипотеза (не знаю, верна она или нет). В любом случае, как отмечает департамент здравоохранения Калифорнии, даже если на посуде нет повреждений, утечка свинца всё равно может происходить.

Добавлю, что при прочих равных большую опасность могут представлять изделия с надглазурной росписью яркими красками (там может быть не только свинец, но и кадмий). Если эта роспись находится на стороне, соприкасающейся с едой или напитком, а изделие было сделано очень давно (50 и более лет назад), то регулярно использовать его я бы не стал, особенно если на росписи присутствуют следы износа, и если она занимает большую часть поверхности. При этом позолота и платиновое покрытие угрозы не представляют.

Можно ли проверить, есть ли «утечка» свинца из посуды? Да, но я не нашёл соответствующие тесты в России. В США они бывают в продаже и стоят сравнительно недорого, а вот в России простых бытовых тестов на свинец, похоже, нет, а прочие обойдутся в довольно крупную сумму.

Наконец, стоит отметить, что содержащую свинец (в заметных количествах) посуду не рекомендуется сильно нагревать, помещать в микроволновую печь и мыть в посудомоечной машине.

Опасность свинца и признаки свинцового отравления

Коварство свинца заключается в том, что при отравлении этим металлом люди, как правило, меньше всего подозревают свинец. Симптомы на начальном этапе довольно обычные: головные боли, потеря аппетита, общая слабость, боли в животе, повышенная утомляемость, усталость, раздражительность, нервозность, тошнота, периодическая рвота. Затем могут появиться забывчивость, анемия, потеря памяти, нарушения физической и умственной работоспособности, депрессия. Далее может возникнуть кайма свинцового цвета на деснах. Со временем свинец накапливается в костях и зубах, где может оставаться до конца жизни, потому что выводится он из костей чрезвычайно медленно. Высокое содержание свинца в организме может способствовать развитию подагры, что, как предполагают, было распространено среди богатых европейцев, постоянно использовавших хрустальную посуду и для употребления, и для хранения спиртных напитков (Emsley J., 2005).

Имейте в виду, что стандартный анализ крови обычно не включает исследование содержания свинца. На свинец нужно делать отдельный, специальный анализ. Если после прочтения статьи вы подозреваете, что свинца в вашем организме значительно больше, чем нужно, обратитесь в медицинское учреждение и сделайте анализ. Вообще, слова «больше, чем нужно» здесь не очень-то уместны, потому что свинец человеку не нужен вообще. Чем его меньше, тем лучше. Однако какое-то количество свинца, я думаю, всё равно содержится в организме каждого человека.

Для полноты картины стоит добавить, что свинец из человеческого организма выводится, но очень медленно. Период его полувыведения из мягких тканей – несколько недель, из костей – 10-20 лет (данные разнятся). (Период полувыведения – это время, за которое доля свинца сокращается вдвое). Кроме того, отмечу, что во время беременности отложившийся в организме свинец / поступающий в организм свинец может начать направляться в тело ребёнка, в отдельных случаях провоцируя выкидыши, мертворождения, преждевременные роды, а также негативные особенности развития ребёнка.

На детей свинец влияет особенно негативно, потому что детским организмом он усваивается гораздо активнее, чем взрослым, а выводится хуже. Возможные проблемы при отравлении детей свинцом: плохое и странное поведение, гиперактивность, пониженная масса тела, задержки в развитии, снижение уровня интеллекта. При больших концентрациях могут возникнуть судороги, необратимые изменения в мозгу, проблемы с почками, даже кома; не исключён и летальный исход (в особо тяжёлых случаях; например, в XIX веке бывали смерти детей на фабриках, производивших посуду – от отравления свинцом в результате постоянной работы со свинцовосодержащей глазурью).

Хрусталь – это разновидность стекла, в которой содержится не менее 24% окиси свинца или бария. Такие добавки обеспечивают, выражаясь языком ювелиров, «игру света», а также повышают пластичность материала - все это дает возможность подвергать хрусталь огранке и резьбе. Такие процедуры позволяют хрусталю, как и драгоценным камням, более полно проявить свою красоту.

Название свое хрусталь получил по аналогии с горным хрусталем, название которого, в свою очередь, образовано от греческого слова «кристаллос», что переводится как «лед». Вероятно, именно чистота и прозрачность этого минерала навеяла грекам ассоциации со льдом. Горный хрусталь является разновидностью бесцветного кварца.

Создание хрусталя практиковали еще в древнем Египте и Месопотамии на заре стеклоделия. Однако в современном его виде хрусталь был получен лишь в 1676 году английским мастером Джорджем Рейвенскрофтом.

В чем отличие хрусталя от стекла

Хрусталь и стекло - два материала, которые изготавливаются по совершенно разным технологиям и из отличающихся материалов. Именно эти два фактора обуславливают наличие между ними различий, в том числе и в ценовых категориях.

Во-первых, у стекла и хрусталя разная . Стекло на ощупь более теплое и быстро нагревается в руках, хрусталь же охлаждает кожу.

Во-вторых, хрусталь намного прочнее. Его можно разбить, но это сделать сложнее. При разбивании стекло разлетается крупными кусками, хрусталь же разбивается на мелкие осколки. На стекле со временем появляются царапины, трещины, потускнения. С хрусталем этого не происходит.

Кроме того, если смотреть на какой-либо предмет через стекло, изображение будет слегка увеличиваться. Хрусталь же даст раздваивание предмета без увеличения.

Наконец, хрусталь в отличие от стекла имеет характерный звук. Проведя по нему мокрыми пальцами, можно услышать приятный звон. А когда соприкасаются два хрустальных изделия, раздается , долго звучащий гул. Стекло же издает лишь глухой стук.

Именно все вышеперечисленные факторы делают хрусталь дорогостоящим предметом коллекционирования. При изготовлении хрустальных изделий их всегда украшают гравировкой, тщательно полируют и используют в их украшении золотую фольгу, травление или матирование.

Хрусталь также может быть цветным: красным, зеленым, фиолетовым и т.д. Но учитывайте, что на рынке хрусталь нередко заменяют обычным стеклом, делая искусные подделки, отличить которые может лишь специалист.

Ни одно торжество не обходится без красивой сервировки стола элегантными бокалами . Если в советские времена посуда из хрусталя и стекла считалась дефицитом, то сейчас ее могут позволить все. Однако сегодня хрусталь не так популярен как раньше и на его место пришла более прочная и легкая утварь. С чем это связано? И все ли мы знает о благородном хрустале?

Хрусталь — это

Хрусталь является одной из разновидности стекла. Хрусталем можно назвать также и чистое качественное стекло. Современному стеклоделию более чем 5 тысяч лет, а технология производства осталась все такая же и не претерпела особых изменений. Любой алкогольный напиток — вино или шампанское — приобретает совсем иное «звучание», когда им наполняется хрустальный бокал.

История возникновения хрусталя начинается с XVII века в Англии. Здесь в состав стекла стали добавлять свинец, который придавал хрусталю прочность и блеск. Стенки сосуда обладали большим коэффициентом преломления света, а потому можно было наблюдать все цвета радуги. Благодаря своей прочности хрусталь легко поддается огранке. Обычно все сырьевые компоненты варятся при температуре 1500 градусов по Цельсию. После жидкую форму стекла обрабатывают вручную или при помощи специальных машин.

Обычное же стекло получают путем соединения окиси разных металлов с кварцем. Главный составной элемент — это двуокись кремния, которую получают из кварцевого песка. Раньше также добавляли либо мел, либо известь, чтобы стекло было тонким и имело лучший блеск. Сейчас данная технология не применяется или в редких случаях.

Традиционно хрустать обрабатывают алмазной гранью, так как материал более мягкий и лучше поддается изменениям. Применяют и метод украшения — гравировку, а полученный при этом рисунок нельзя полировать. Любой нанесенный узор никак не отражается на вкусе алкоголя .


Виды хрусталя

  1. Свинцовый. В составе присутствует окись свинца до 36%. Этот тип хрусталя появился около 350 лет назад в Лондоне. Имеет неоспоримые преимущества: невозможно разрушить кислыми жидкостями или содержащими в составе щелочь или спирт, абсолютно безопасен для здоровья и не выделяет вредных веществ. Варится он при температуре 1500 градусов.
  2. Горный. Самый природный кварц, который нашли высоко в горах и принимали по началу за окаменевший лед. Горный хрусталь отличается своим блеском, прочностью, прозрачностью и привлекательным внешним видом. Не зря сейчас этот вид благородного камня применяется для изготовления линз, ювелирных изделий и дорогой утвари. Существует и так называемый Дымчатый хрусталь или Раухтопаз, имеющий серо-коричневые оттенки. Морион интереснейший вид черного хрусталя.
  3. Бариевый. По своему составу и качествам напоминает свинцовый, только здесь вместо свинца — барий.
  4. Богемский. Хрусталь, не содержащий свинец, и являющийся калиево-кальциевым стеклом.


Что придает цвет?

Хрусталь может быть как прозрачным, так и цветным. Свою оттеночную окраску он получает с помощью специальных добавок в свой состав. Например, синий получается благодаря добавлению кобальта, красный — кадмия или золота, если добавить кремний, то получится розовый хрусталь, если железо — желтый или голубовато-зеленый, окись меди и оксилы марганца дают фиолетовый и зеленый оттенки. При добавлении чистого марганца получим ярко-желтый цвет, травянисто-зеленый — при хроме, желто-зеленый — при уране.

Для украшения хрусталя применяют некоторые виды декорирования. Это в первую очередь украшение с помощью золота (самый распространенный). Берется фольга и вплавляется внутрь стекла или покрывается снаружи. Более простой способ и бюджетный — роспись окисью золота. Вторым способом декорирования является травление (сатинирование). Травлению подвергают или всю поверхность, или только рисунок. В основе техники — обработка плавиковой кислотой, которая делает стекло более блестящим. Для любителей матовой поверхности применяют технику матирования с помощью острозернистого песка.


Уход и меры предосторожности

Как и любая хрупкая посуда, бокалы из хрусталя требуют уход. Чтобы не потерять блеск и цвет всегда оставался таким ярким необходимо следовать некоторым советам:

  • При небольших загрязнениях подойдет обычное средство для посуды и мягкая безворсовая ткань.
  • Если в воду добавить пару капель уксуса или спирта и протереть этим раствором хрусталь, то он снова засверкает как новый. Протирать рекомендуется тканью из вельвета или бархата. Они не оставят разводов.
  • Хрусталь, который долго не вынимался из серванта и покрылся толстым слоем пыли нужно положить в воду, где ранее варился картофель. После насухо вытереть.
  • Мутные разводы поможет убрать раствор из соли и уксуса. Это касается в первую очередь хрустальных ваз, где стояли цветы.
  • Запомните! Чтобы хрусталь не помутнел — не мойте его в горячей воде.
  • Налет от вина можно убрать, если в графин налить немного теплой мыльной воды. Добавить чуть соды и дать настояться. После хорошенько встряхнуть и ополоснуть.
  • Во избежание подтеков на посуде, ее не оставляют сушиться, а тщательно протирают салфеткой или полотенцем.