Воля как произвольная мотивация. Произвольность и опосредствованность мотивации человека. Саморегуляция и самодетерминация. Воля. Структура волевого процесса. Воля как особая форма психической регуляции

УДК 159.947

ББК Ю980.9 ГСНТИ 15.81.21 Код ВАК 19.00.07

Прядеин Валерий Павлович,

профессор, доктор психологических наук, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

ФАКТОРЫ ВОЛИ В СТРУКТУРЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТИ, СТИЛЕ И МОТИВАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: воля; ответственность; исполнительность; стиль; мотивация.

АННОТАЦИЯ. К сотрудникам внутренних дел предъявляются достаточно высокие психологические требования, которые неразрывно связаны с выполнением профессиональных обязанностей. Полицейский должен обладать волей - преодолевать внутренние и внешние препятствия и трудности, самостоятельно принимать решения, брать ответственность на себя и гарантировать достижение результата, выполнять распоряжения и приказы начальников, т. е. быть исполнительным. Желательно, чтобы эти характеристики уже были у будущих полицейских и учитывались при поступлении в вуз. Вместе с тем, даже пристальный анализ литературы не позволяет однозначно определить рассматриваемые понятия, тем более их соотношение. В статье впервые последовательно анализируется факторное соотношение воли с ответственностью, исполнительностью, стилем и мотивацией исполнительности у представителей юношеского возраста с учетом гендерных различий.

Pryadein Valeriy Pavlovich,

Doctor of Psychology, Professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

WILLPOWER FACTORS IN THE STRUCTURE OF RESPONSIBILITY, SENSE OF DUTY, STYLE AND MOTIVATION OF THE SENSE OF DUTY

KEYWORDS: will; responsibility; sense of duty; style; motivation.

ABSTRACT. The internal affairs staff should meet rather high psychological demands which are inseparably connected with their execution of professional activity. A policeman/policewoman should possess a strong will to be able to overcome external and internal obstacles and difficulties, take personal decisions, take responsibility upon himself/herself and guarantee the solution of the problem, execute the commands and orders of the authorities, i.e. to be dutiful. It is desirable that the future policemen/policewomen possess these properties and they be taken into account at the stage of entering a higher educational institution. At the same time, even a close analysis of special literature does not make it possible to give an unambiguous definition of these notions, to say nothing of their interrelationship. The article presents the first attempt to successively analyze the factorial correlation between will and responsibility, duty, style and motivation of duty in teenage representatives taking into consideration their gender distinctions.

»задачу настоящей работы входило ^ определение места воли в структуре других психологических феноменов (ответственности, исполнительности, стиле и мотивации исполнительности). К сожалению, следует констатировать, что до сих пор нет единства взглядов на ответственность и волю человека, их психофизиологические основания, социальные проявления и критерии. Исполнительность как самостоятельная категория в психологии практически не рассматривалась. Об исполнительности вскользь говорится как о составной части деятельности или волевого действия. Исключением в этом плане является работа В. Ф. Сафина , который выделяет несколько уровней исполнительности: вынужденно-принудительный, конформный, волевой и ответственный.

В самом общем виде под исполнительностью мы понимали подчинение субъекта требованиям и командам других лиц, процесс реализации поставленных ими задач и

целей. Под стилем исполнительности мы понимали способы выполнения действий, связанных с подчинением другим лицам, в процессе реализации поставленных ими задач и целей. В самом общем виде под мотивацией исполнительности мы понимали побуждение субъекта к конкретным действиям и поведению определенным образом.

Воля рассматривалась как способность субъекта преодолевать внешние и внутренние препятствия и трудности в деятельности и жизнедеятельности на пути к достижению самостоятельно поставленных целей. Под ответственностью подразумевали гарантирование субъектом достижения результата (цели) собственными силами на основе самостоятельно принятого решения, осознанного долга и совести.

Несложно заметить, что связующим звеном, объединяющим эти три понятия, является цель. Вместе с тем, исполнителю цель задается извне, а сам процесс реализации исполнительного действия зачастую и

© Прядеин В. П., 2015

является целью. В этой связи возникает вопрос об отношении исполнителя к данной цели и тех мотивах, которые им движут в процессе достижения цели. Исполнитель, как правило, лишен права выбора и решения о начале исполнительного действия. В этом смысле исполнительное действие изначально экстернально по своей природе. Хотя исполнитель и может нести ответственность в виде наказания за качество выполняемого действия и за конечный результат перед лицом, давшим это задание, но не отвечает за деятельность в целом.

В рамках исполнительности для выполнения своих функциональных обязанностей, как правило, достаточно произвольных усилий на уровне обыденной нормы, таких усилий, которые мог бы прикладывать субъект в течение длительного времени, не испытывая при этом утомления и усталости. Объяснение видится в том, что любая биологическая система стремится к равновесию. Большинство исполнителей предпочтут «гору обойти», чем штурмовать ее, достигая того же самого результата -пункта за «горой».

В этом смысле ответственное действие, по-видимому, отличается от исполнительного большим контролем в ходе его выполнения, а от волевого тем, что для его запуска не нужно волевых усилий.

Не вызывает возражения отнесение В. А. Иванниковым воли к большому классу произвольных процессов. Вместе с тем, вызывает сомнение утверждение В. А. Иванникова о том, что «волевая регуляция осуществляется через намеренное осознанное изменение смысла действия или через создание нового, дополнительного смысла действия» . Естественным для субъекта является отказ от продолжения выполнения простого, не связанного с актуально переживаемой потребностью, ненамеренного произвольного действия. Это действие не становится волевым от того, что его надо продолжить, по просьбе экспериментатора, во благо других лиц. Да, действие меняет свою структуру, переходит из разряда ненамеренного в действие намеренное, обретающее цель и смысл, но это уже другое действие, отличное от исходного. Воли как таковой, усилий по преодолению внутренних и внешних препятствий и трудностей субъект при этом, естественно, не прилагает. Может ли новое действие, приобретя смысл, перейти в разряд волевых? Наверное, да, но только тогда, когда его выполнение в очередной раз надоест субъекту и когда для достижения конечного результата понадобятся дополнительные побуждения, придется затратить дополнительные усилия. Оговоримся, речь пойдет о

возможном волевом регулировании, волевом процессе, если цели действия были определены самим субъектом.

Ранее мы рассматривали и другой вариант продолжения выполнения субъектом простых ненамеренных произвольных действий - действий по приказу, отказаться от которых испытуемые не имели права (обязательные действия). Они не перешли в разряд волевых, несмотря на значительные прикладываемые усилия (отсутствие корреляций с жизненными характеристиками воли).

В процессе деятельности иногда происходит переход произвольных действий в разряд волевых. Это случается тогда, когда для достижения первоначально поставленной цели субъект затрачивает дополнительную, ненормативную энергию, использует дополнительную мотивацию, побуждения. Однако не менее часто субъект отказывается выполнять действия с «новым смыслом», действия, изначально по своей природе относимые к исполнительским, а не волевым. Воля здесь не причем. Просто эти действия изначально были не интересны субъекту или для их продолжения было недостаточно стимулов.

Вместе с тем, мы считаем, что воля как бы «просыпается» в моменты, связанные с необходимостью изменения обыденного поведения, когда «выплескивается» накопленный опыт по преодолению внешних и внутренних препятствий и трудностей, проявляется отношение субъекта к этим трудностям, актуализируются навыки и умения по преодолению трудностей. Безусловно, лица, имеющие соответствующие психофизиологические предпосылки, при прочих равных условиях, проще справятся с ними. Так, не вызывает сомнения, что лица с сильной нервной системой потенциально более готовы действовать в экстремальных ситуациях, чем лица со слабой нервной системой.

Опираясь на гипотезу Е. А. Климова об амбифлекторной природе психики, можно предположить, что воля - это отклонение от нормального, устойчивого состояния психики, мобилизация всех сил и резервов организма для поддержания высокого уровня работоспособности в нетипичных условиях или при неожиданно возникших препятствиях и трудностях.

Начиная с одних из первых исследований индивидуального стиля деятельности В. С. Мерлина и Е. А. Климова , к проблеме «стиля» сохраняется устойчивый интерес . Вместе с тем, необходимо отличать индивидуальный стиль деятельности как устойчивую характеристику личности от стиля исполнительности, который может как меняться в зависимости от ряда переменных (авторитета лица, отдавшего распоряжение,

согласия или не согласия с поставленной целью и путями ее достижения, времени, отпущенного для достижения намеченного результата и т. д.), так и быть относительно устойчивым, независимым, несмотря на разный характер выполняемых действий.

Очевидно, что произвольные действия, в том числе исполнительские и волевые, могут реализовываться как ответственными, так и менее ответственными субъектами. Однако роль воли в исполнительности и ответственности не столь очевидна. Ранее мы отмечали, что если субъект заставляет себя быть ответственным, значит, он безответственный, ответственность у него не сформирована во внутреннем плане. Ответственный субъект, как правило, не может поступить против своих убеждений, совести. Если он прогнозирует, что на пути к достижению самостоятельно поставленной цели могут возникнуть непреодолимые для него трудности, он не возьмется за ее достижение. Вполне возможен вариант, когда исполнительность субъекта может перерасти в ответственность. Происходит это тогда, когда исполнитель осознает поставленную цель как свою личную, когда ему не нужно дополнительной мотивации для начала деятельности, когда он считает выполнение поставленной задачи своим долгом. Достижение результата становится делом его чести, если будет необходимо он найдет резервы в своем организме, проявит волю.

Методика. Воля диагностировалась по интегральному показателю 5, включавшему ответы на 62 вопроса , суммарному показателю 4 (ответы на 36 вопросов), состоящему из сумм образованных на основе факторного анализа показателей: 3 - ответственность при достижении результата (О), 2 -эмоциональная саморегуляция (Э) и 1 -решительность преодоления трудностей (Р).

Идея системно-функционального анализа отдельных свойств и качеств личности принадлежит А. И. Крупнову , с ним же был разработан первоначальный вариант вопросника по диагностике ответственности, состоящий из 210 вопросов. Окончательный вариант, прошедший все этапы статистической обработки и проверку на надежность и валидность, состоит из 70 вопросов .

Качество ответственности, имеющее сложный интегративный характер, рассматривалось в вопроснике с позиции единства природно-заданной (операционной) и прижизненно-приобретенной (содержательной) сфер. В операционную сферу вошли следующие компоненты, которые раскрывались с помощью полярных - гармонических и агармонических параметров: динамический (эргичность - аэргичность),

эмоциональный (стеничность - астенич-ность), регуляторный (интернальность -экстернальность). Содержательная сфера состояла из следующих компонентов и гармонических и агармонических параметров: мотивационный (социоцентричность -эгоцентричность), когнитивный (осмысленность - осведомленность), результативный (предметность - субъектность). Качественные характеристики рассматриваемых параметров

Эргичность - субъект характеризуется самостоятельным, без дополнительного контроля, неоднократно подтвержденным на практике, тщательным выполнением трудных и ответственных заданий.

Аэргичность - нерешительность и необязательность субъекта, характеризующаяся перенесением выполнения ответственных заданий на последний момент, низкой помехоустойчивостью субъекта.

Стеничность - положительные эмоции или их появление от возможности или при выполнении ответственных дел.

Астеничность - отрицательные эмоции при необходимости выполнения, в ходе реализации и при неуспехе в ответственном деле.

Интернальность - независимость субъекта от внешних обстоятельств при выполнении ответственных дел. Отсутствие попыток поиска «объективных» причин, объясняющих неуспех в тех или иных начинаниях.

Экстернальность - реализация ответственных дел ставится в зависимость от других людей и внешних обстоятельств. Объяснение неудач в деятельности и жизнедеятельности посредством стечения обстоятельств, природными факторами, противодействием других людей и т. п.

Социоцентричность - социально значимая мотивация, выраженная в выполнении ответственных дел из-за желания быть среди людей, коллектива, общества. Мотивация, связанная с чувством долга, преобладанием общественных интересов над личными.

Эгоцентричность - преобладание личностно значимой мотивации, выраженной в желании обратить на себя внимание в процессе реализации ответственных дел, получить поощрение, вознаграждение, избежать личных осложнений, возможного наказания.

Осмысленность - схватывание стержневой основы ответственности, ее сути, глубокое и целостное представление о качестве. Философское осмысление ответственности, рассмотрение ее с позиции свободы, необходимости, долга, совести и других категорий.

Осведомленность - недостаточное понимание ответственности, обращение внимания на одну неспецифическую сторону качества. Возможна подмена понятия от-

ветственности исполнительностью. Рассмотрение ответственности со стороны наказания субъекта.

Предметность - продуктивность, самоотверженность и добросовестность субъекта при выполнении коллективных дел. Приоритет общественного над личным. Ответственность за добровольно взятые на себя обязательства.

Субъектность - завершение ответственных дел, связанных с личностным благополучием, самореализацией, с развитием различных сторон и качеств личности. Возможно, сочетание личностно значимого результата с эгоцентрической мотивацией в ущерб социуму.

Кроме основных параметров рассматривались и дополнительные показатели: трудности, возникающие в процессе выполнения ответственных дел, являются существенным препятствием для их осуществления, и искренность - субъект приукрашивает себя, желает казаться в глазах значимых других лучше, чем есть на самом деле.

На основе этих исходных параметров подсчитывались как суммарные гармонические и агармонические показатели в операционной и содержательной сферах, так и для характеристики ответственности субъекта в целом.

Исполнительность рассматривалась по аналогичным, но имеющим качественно иное содержание параметрам. Было введено лишь два дополнительных показателя. Первый характеризовал переход исполнительности в ответственность, второй -преобладание исполнительности.

Стиль и мотивация исполнительности диагностировались при помощи специально созданных вопросников, прошедших статистическую обработку на выборке в 360 человек. В результате факторизации матриц интеркорреляций были выделены стили и мотивы исполнительности и показатели, их характеризующие. Ниже приводятся качественные характеристики различных стилей и мотивации исполнительности (таблица 1).

Таблица 1

Качественные характеристики различных стилей и мотивации исполнительности

Стили исполнительности_

Ответственный_

Гарантия достижения результата. Ответственность в деятельности: субъект самостоятелен, не требует дополнительного контроля, гарантирует завершение начатого (ответственность, надежность, самостоятельность, гарантия достижения результата)._

Альтруизм, долг. Субъект руководствуется чувством долга и совести. Выраженная эмпатия и соучастие к страждущим. Трезвая оценка своих способностей (совесть, эмпатия, чувство долга, готовность оказать помощь и поддержку).

Осторожность принимаемого решения. Тщательность выполнения заданий (педантичность, переживание за конечный результат - выраженность эмоционального компонента ответственности)._

Суммарный. Гарантирование достижения на основе самостоятельно принятого решения, чувства долга и

совести, с осознанием возможного наказания за не выполнение обещанного._

Исполнительный_

Вне зависимости от обстоятельств. Исполнительность субъекта вне зависимости от характера выполняемой работы._

Ориентация на распоряжение. Ориентация исполнительности субъекта на распоряжения начальства, руководства._

Безропотное выполнение приказа. Точное следование указаниям. Ориентация на предписания, нормативные требования. Безинициативность._

Суммарный. Подчинение собственного «Я» требованиям начальства, педагогов, родителей. Безропотное

выполнение приказов, распоряжений._

Волевой_

Решительный. Целеустремленность, решительность, воля._

Работоспоспособность, помехоустойчивость. Высокая работоспособность, стремление к выполнению

сложных дел, умение преодолевать субъективные трудности._

Экстремальный. Склонность к работе в экстремальных условиях, связанных с риском. Социальная ориентация. Обязательность, самокритичность._

Суммарный. Способность преодолевать внешние и внутренние трудности на пути к достижению цели.

Ситуативный_

Из-за невозможности отказаться. Выраженное нежелание что-либо делать. Низкая самооценка собственных возможностей. Негативное отношение к выполнению поручений._

В зависимости от настроения. Отказ от деятельности, необязательность, лень. Зависимость от настроения. Жизнь сегодняшним днем._

Социальное равнодушие. Скептицизм, эгоцентризм, стремление к материальному благополучию._

Суммарный. Безразличное,«наплевательское» отношение к деятельности и жизнедеятельности. Халатное отношение к поручениям и обязанностям._

Мотивация исполнительности_

Ради поощрения, награды, денег (поощрение)_

Награда. Деятельность и выполнение поручений за реальное вознаграждение, награду._

Деньги. Прилежание при учебе в школе в зависимости от поощрения со стороны учителей и вознаграждения от родителей. Готовность ради денег терпеть неприятности и делать все, что потребуют на работе.

Деньги - стимул исполнительности._

Стимул-реакция. Исполнительность в надежде на возможное поощрение._

Сумма. Основной движущей силой исполнительности являются деньги, зарплата._

Избегание наказания (наказание)_

Избегание. Считает, что для избегания наказания за плохое выполнение своих обязанностей, бездеятельность возможны различные методы: хитрость, невзятие ответственности на себя и др. Уверенность, что наказание - один из основных методов воздействия на человека, на качество выполняемой им работы. Предупреждение. Мотив учебы в школе и выполнения работы - избежание наказания в той или иной

форме. Отсюда - соблюдение сроков выполняемой работы и осторожность в деятельности._

Боязнь. Соблюдение рабочей дисциплины, чтобы не получить взыскание. Стремление быть незаметным,

ничем не выделяться среди окружающих. Исполнительность и наказание - неразрывные понятия._

Сумма. Делает работу, выполняет поручения из-за страха наказания. Принятие наказания как должного

явления и стремление его избежать при личной бездеятельности._

Карьера, карьерный рост (карьера)_

Честолюбие. Честолюбие, карьеризм, стремление быть замеченным, быть на виду. Оперативное выполнение поручений._

Ориентация на руководство. Для занятия «места под солнцем» хороши все методы: хитрость, критика

окружающих и т. п._

Показная старательность. Ради карьеры готов терпеть все. Стремление выделиться среди окружающих

за счет более качественного выполнения работы. Ориентация на мнение руководства._

Сумма. Стремление к карьере любыми способами._

Безропотное выполнение распоряжений (приказ)_

Отсутствие «Я». Выраженная исполнительность как черта характера. Отсутствие стремления «хватать

звезды с неба»._

Реализация распоряжений. Безропотное и безукоснительное выполнение распоряжений начальства. Доведение дел до конца._

Приказ - закон. Покорность обстоятельствам. Подчинение власти и силе. Отсутствие сомнений при выполнении приказов._

Сумма. Исполнительность, доходящая до безропотной покорности._

Исполнительность как чувство долга, обязанности (долг)_

Черта характера. Человек слова. Сформированное со школьных времен чувство долга. Пунктуальность и

обязательность._

Добросовестность. Постоянная готовность к предстоящей работе. Добросовестность и тщательность выполняемой работы._

Обязательность. Правильный образ жизни. Качественное выполнение обязанностей. Стремление быть

Сумма. Субъект гарантирует выполнение обязанностей, обещанного._

Испытуемыми были 93 студента колледжа (35 девушек и 58 юношей) в возрасте 16-17 лет.

Результаты и их обсуждение

В табл. 2 приведены соотношения рассматриваемых связей. По их количеству можно говорить о приоритете операционной сферы над содержательной. Это преобладание в большей мере характерно для гармонических связей у юношей. Наибольшее количество корреляционных связей показателей воли идет с показателями динамики, эмоциональности и регуляции, т. е. с параметрами, в большей мере имеющими природные предпосылки. Показатели воли в большей мере связаны с показателями ответственности, чем с показателями исполнительности.

Остановимся на некоторых принципиальных особенностях в связях между рассматриваемыми параметрами у юношей и девушек (таблица 2).

Достижению результативного компонента ответственности (общественно и лич-ностно значимого результата) у юношей способствует воля - корреляции 3, 4 и 5 показателей воли с ответственностью на 1-0,1% уровне значимости. Аналогичные связи у девушек не значимы. Однако за счет значимых связей у юношей суммарные показатели, характеризующие возраст, оказались также значимыми. Вывод напрашивается сам собой - неправомерность делаемых заключений относительно всей выборки (возраста) без учета гендерных различий.

Таблица 2

Количество интеркорреляционных показателей воли с показателями ответственности и исполнительности

Сфера Показатели Воля

Юноши (П=58) Девушки (п=35) Возраст (п=93) Сумма (Ю+Д+В)

Ответственность операционная (О) гармонические 13 5 13 31

агармонические 9 5 11 25

сумма 22 10 24 56

агармонические 3 1 4 8

сумма 9 2 9 20

сумма (О + С) 31 12 33 76

Исполнительность операционная (О) гармонические 5 3 3 11

агармонические 9 3 9 21

сумма 14 6 12 32

агармонические 3 3 - 6

сумма 6 3 1 10

сумма (О + С) 20 9 13 42

Подобная картина наблюдается и у ряда показателей характеризующих исполнительность. Так, за счет связи динамической эр-гичности с показателями воли 3, 4 и 5 у юношей связь аналогичных суммарных характеристик оказывается значимой, хотя подобных связей эргичности исполнительности с волей у девушек нет. Третий показатель воли у юношей - ответственность за достижение результата, способствует и достижению общественно значимого результата исполнительности (1%). Аналогичная связь у девушек отсутствует (0,00), зато суммарный показатель связан также на 1% уровне значимости. Можно отметить и связь интернальности исполнительности у юношей с ответственностью за достижение результата и суммарной характеристикой воли. Подобных связей у девушек нет. Невольно возникает желание «ревизии» работ, выполненных без учета гендерных различий. Еще большим подтверждением сказанному являются положительные реци-прокные связи осведомленности исполнительности (5%) со 2, 4 и 5 показателями воли у девушек и отрицательные (1%) - у юношей. Аналогичные суммарные показатели, характеризующие возраст в целом, приближаются к нулю, т. е. на уровне суммарных показателей происходит взаимоуничтожение зависимостей. Психологический смысл происходящего, по-видимому, состоит в следующем. У девушек слабое представление о том, что они исполняют, заставляет привлечь волю. У юношей, наоборот, большая неопределенность, слабое представление о том, что они делают (осведомленность исполнительности) ведет к отказу от волевой активности. Другими словами, воля у юношей в исполнительности не будет «подключаться» до тех пор, пока они будут находиться в состоянии неведения

о том, что делают. У девушек, наоборот, неопределенность ведет к «подключению» волевых механизмов. Однако на уровне суммарных показателей из-за отсутствия связей мы просто лишены возможности оценить картину происходящего.

Есть и другие гендерные особенности, проявляющиеся на уровне единичных корреляционных связей показателей.

Только осмысленность ответственности у юношей способствует решительности в преодолении трудностей (1% уровень значимости), а осмысленность исполнительности, наоборот, ведет к снижению эмоциональной саморегуляции. Данному снижению способствует и социоцентрическая мотивация. Объяснение видится в том, что эмоциональная саморегуляция у юношей вступает в противоречие с исполнительностью после осознания ее сути и при попытках подвести под эту базу социоцентриче-скую мотивацию (исполнительность во благо людей, народа...). Впрочем, подобного рода отличия есть и у девушек. Так, чем больше девушкам приходится напрягать волю (3, 4 и 5 показатели), тем меньше у них положительных (стенических) эмоций при исполнительности, и, наоборот, чем больше стеничность, тем меньше требуется воля. Кстати, у юношей эти связи имеют тенденцию к положительной значимости, а у суммарных показателей связи приближаются к нулю, т. е. связи, по сути, реципрок-ные. Чем больше у юношей преобладание исполнительности, тем меньше задействована воля, и, наоборот, чем меньше воля, тем больше преобладание исполнительности (отрицательные связи на 5-1% уровне).

Переход исполнительности в ответственность у юношей происходит только при

поддержке одного из параметров воли - ответственности при достижении результата. У девушек (как и в параметре, характеризующем возраст в целом) такому переходу не способствует только одна характеристика воли - эмоциональная саморегуляция.

После вращения по Кайзеру в каждой из рассматриваемых групп выделилось по 5 факторов (табл. 3). Первый фактор у юношей соответствует третьему фактору у девушек и третьему, характеризующему возраст в целом (1-я группа факторов - I, III, III). Соответственно, 2-я группа факторов -II, V, V; 3-я группа факторов - III, IV, I; 4-я группа факторов - IV, II, II, и 5-я группа факторов - V, I, IV. В таком соотношении они и будут рассматриваться. Анализироваться будут факторные нагрузки не ниже 1-0,1% уровня значимости корреляций. У девушек они составили 0,33 и 0,43; у юношей - 0,26 и 0,42; у суммарных показателей (возраст) - 0,20 и 0,33. Исходя из особенностей образования суммарных показателей (на базе одного параметра или реципрокных отношений) большее внимание мы будем обращать на гендерное сходство и различие в факторных нагрузках.

Первую группу факторов объединяют наибольшие факторные нагрузки в гармонических характеристиках ответственности. У девушек по сравнению с юношами наблюдается большая полярность рассматриваемых показателей, т. е. гармоническим параметрам оппозицию составляют агар-монические. Относится это и к операционной сфере исполнительности.

Существенным отличием факторной структуры у девушек является отсутствие высоких нагрузок по параметрам воли, которые есть у юношей.

Психологический смысл видится в следующем. Ответственность девушек в большей мере сочетается с исполнительностью. Это видно и по факторной нагрузке 58, говорящей о переходе исполнительности в ответственность (у юношей 06). Заметим, что это в большей мере касается операционных компонентов (динамики, эмоций, регуляции).

У юношей проявлению динамических и содержательных характеристик ответственности соответствуют параметры воли и большая осмысленность ответственности. В общем виде можно говорить о единстве в реализации отдельных компонентов ответственности и исполнительности у девушек и ответственности и воли у юношей (таблица 3).

В заключение нельзя не отметить, что преобладание исполнительности у девушек идет на фоне пассивности (аэргичности) не только при исполнительности, но и при реализации ответственности. И последнее: приоритет в совместно достигаемом резуль-

тате юноши отдают социально значимому (предметность), а девушки - личностному (субъектному) результату.

Во вторую группу факторов вошли показатели исполнительности и воли у юношей и воли с частичным включением показателей исполнительности и ответственности у девушек. Отметим, что ни у девушек, ни у юношей воля не влияет на достижение результата ответственности и исполнительности.

Воля у юношей находится в оппозиции к агармоническим проявлениям исполнительности: преобладанию исполнительности в целом, аэргичности и экстернальности ответственности, - но содействует интернальности ответственности и эргичности исполнительности, т. е. динамическим компонентам.

Проявление воли у девушек соотносится с осведомленностью исполнительности и положительными эмоциями ответственности, т. е. можно говорить, как и в первой группе факторов, практически об отсутствии влияния воли на процессы исполнительности и ответственности. Не будет большой натяжки, если эти факторы мы назовем факторами воли.

Третью группу факторов можно смело назвать группой исполнительности, в большей мере отражающей гармонические характеристики у юношей с возможным переходом исполнительности в ответственность и агар-монические параметры у девушек с преобладанием исполнительности. Небольшие вкрапления показателей воли и ответственности, а также незначительные факторные нагрузки агармонических показателей исполнительности у юношей не меняет целостной картины -общность методических приемов при диагностике исполнительности.

Четвертая группа факторов состоит из агармонических характеристик ответственности у девушек и юношей. У девушек в этом факторе наблюдается преобладание динамических (агармонических) характеристик исполнительности и, естественно, в оппозиции к ним находятся параметры преобладания ответственности и интер-нальность. Отсутствие результативных компонентов свидетельствует о вторичном, прикладном значении этих факторов.

Оставшиеся факторы достаточно сложно назвать группой. У девушек в этот фактор, имеющий наибольший процент объяснимой дисперсии, с наибольшими нагрузками вошли содержательные характеристики исполнительности - социоцентрическая мотивация и достижение социально значимого результата (предметность). Не случайно здесь же находится показатель, характеризующий переход исполнительности в ответственность, и все (кроме эргичности) гармонические показатели ответственности.

Таблица 3

Факторный анализ воли, ответственности, исполнительности

Факторы после вращения

Показатели № Девушки (Д) Юноши (Ю) Возраст (В)

I II III IV V I II III IV V I II III IV V

Воля Решит. преод. трудн. (Р) 1 30 53 41 -29 40 43

Эмоц. саморегуляция (Э) 2 65 -49 -20 24 -17 44

Ответст. достиж. рез-та (О) 3 31 81 42 -53 36 -22 52 -29 42

Суммарный (Р+Э+О) 4 85 46 -61 -28 52 -25 58

Интегральный 5 84 47 -63 -30 53 -28 56

Ответственность Операционная сфера (О) Динамический Эргичн. 6 8о 74 72 17

Аэргичн. 7 64 -59 30 76 -17 72 -20 -29

Эмоциональный Стеничн. 14 51 38 34 79 22 19 73

Астеничн. 15 54 -35 65 67

Регуля-торный Интернал. 16 32 71 62 -40 23 21 68 -24 19

Экстернал. 17 76 -23 41 61 66 -20 32 -21

Е гармонических 20 39 74 33 89 -23 21 87

Е агармонических 21 81 -50 31 83 84 -17 17 -27

Эгоцентр. 9 8о 71 76 19

Когнитивный Осмыслен. 10 74 63 22 25 18 59 19

Осведомл. 11 83 30 75 76

Резуль-тативн. Предметн. 12 66 52 84 24 80

Субъектн. 13 35 61 29 64 34 36 24 50 33

Е гармонических 22 8.3 36 90 27 85 20

Е агармонических 23 84 33 32 23 77 17 82 20 27

О+С Е гармонич. (Г) 24 67 62 97 26 94

Е агармонических (А) 25 94 96 97 19

Общая сумма (Г+А) 26 52 74 36 75 61 23 64 70

Ответственность (Г-А) 27 46 -54 54 28 71 -66 -66 70

Трудности 18 78 28 72 71 32

Искренность 19 55 -32 25 -22 32 44

Исполнительность Операционная сфера (О) Динамический Эргичн. 28 46 56 31 23 -32 62 34 72 21 34

Аэргичн. 29 34 -47 56 79 -23 21 74 -30

Эмоциональный Стеничн. 30 52 28 -55 31 55 46 73

Астеничн. 31 -37 70 47 47 23 25 23 -17 54

Регуля-торный Интернал. 32 54 -33 43 -42 -22 74 80

Экстернал. 33 32 75 74 28 76

Е гармонических 42 59 -29 44 -40 26 -29 76 41 90 17 24

Е агармонических 43 30 -38 78 89 22 23 25 87 -23

Эгоцентр. 37 82 84 36 50 54

Когнитивный Осмыслен. 34 71 23 65 61 24

Осведомл. 35 38 33 48 55 71 22 04 19 74

Резуль-тативн. Предметн. 38 93 88 78 31 -19

Субъектн. 39 30 81 30 74 45 38 51

Е гармонических 44 96 27 90 77 30 24 -30

Е агармонических 45 86 37 34 76 36 74 42

О+С Е гармонич. (Г) 46 89 94 94 27

Е агармонич. (А) 47 92 80 34 35 20 19 95

Общая сумма (Г+А) 48 67 73 47 78 34 71 66

Исполнит-ть (Г-А) 49 57 -33 31 -58 -70 57 63 24 -70

Переход исполн. в ответ-ть 40 36 -37 58 61 32 67 31

Преобладание исполнит-ти 41 34 -50 6о 67 23 -26 27 63 -30

% объяснимой дисперсии 21 16 15 15 10 18 15 17 13 7 17 14 18 14 7

Примечание. Здесь и в последующих таблицах нули и запятые опущены, значимые факторные нагрузки выделены.

У юношей одна из наибольших нагрузок приходится на субъектность - достижение личностно значимого исполнительского результата. Этому способствуют эгоцентрическая мотивация, положительные эмоции и активность (эргичность). Происходит это без участия со стороны воли. Более того, суммарные характеристики воли находятся в оппозиции. Другими словами, чем выше исполнительность субъекта, тем меньше необходима воля. Субъектный результат исполнительности соотносится с аналогичным результатом в ответственности. Можно сказать, что в этой группе представлены факторы успешного достижения общественно значимого результата у девушек и субъектно значимого личностного результата у юношей.

Факторное (совместное) рассмотрение воли, ответственности и исполнительности показало, что в определенных условиях они

Факторный анализ

могут быть связаны между собой. Воля может ситуационно присутствовать при решении частных задач как в исполнительности, так и в ответственности, но по своей природе не соотносима с ними. Вместе с тем, остается достаточно актуальным вопрос последовательного сопоставления, нахождения факторных структур воли и исполнительности, воли и ответственности, воли и мотивации исполнительности, воли и стиля исполнительности у представителей юношеского возраста с учетом гендерной специфики. Для равнозначного сопоставления воли с другими характеристиками (исполнительностью, стилем и мотивацией исполнительности) в работе мы специально остановились только на рассмотрении двух факторов после вращения по Кайзеру (несмотря на недостижение в ряде случаев 50% уровня объяснимой дисперсии) (таблица 4).

Таблица 4

и ответственности

Девушки Юноши Возраст

т тт т тт т тт

Воля Решительность в преодолении трудностей (Р) 34 -02 47 -17 43 -12

Эмоциональная саморегуляция (Э) 15 -27 28 -33 25 -32

Ответственность для достижения результата (О) -38 62 -34 58 -33

Суммарный (Р+Э+О) 45 -28 62 -40 57 -35

Интегральный 44 -27 64 -38 58 -33

Ответственность Операционная сфера (О) Компоненты Динамический Эргичность 74 -35 76 -12 76 -21

Аэргичность -42 69 -18 79 -27 76

Эмоциональный Стеничность 73 -09 76 00 75 -01

Астеничность -16 58 09 68 02 65

Регуля-торный Интернальность 78 -29 74 -09 75 -16

Экстернальность -12 8.3 -31 69 -26 74

2 гармонических 88 -29 9.3 -08 92 -15

2 агармонических -30 87 -16 90 -21 89

Эгоцентричность -11 88 17 64 06 73

Когнитивный Осмысленность 65 13 59 31 60 26

Осведомленность 16 81 -03 70 03 74

Результативный Предметность 86 10 81 15 83 11

Субъектность 59 25 71 16 66 20

2 гармонических 87 19 83 22 84 21

2 агармонических 21 87 42 71 32 78

О+С 2 гармонических (Г) 97 -06 96 07 96 02

2 агармонических (А) -03 99 15 96 07 98

Общая сумма (Г+А) 74 67 76 64 75 66

Ответственность (Г-А) 70 -68 67 -63 69 -65

Трудности 37 68 27 70 30 69

Искренность 6.3 -26 39 -16 47 -22

% объяснимой дисперсии 33 29 34 25 33 26

При рассмотрении факторных структур мы обращали внимание только на факторы, в которых были представлены показатели воли с другими рассматриваемыми параметрами.

Факторные структуры воли и ответственности в мужской, женской и суммарной

выборках (характеризующей возраст в целом), представленные в табл. 5, достаточно близки по своему содержанию.

Их психологический смысл сводится к тому, что воля способствует реализации только уже имеющихся, сформированных состав-

ляющих ответственности субъекта и остается «равнодушной» к ее негативным проявлениям. Об этом свидетельствуют значимые факторные нагрузки суммарного и интегрального показателей воли и гармонических показателей ответственности. Следует отметить, что девушки, в отличие от юношей, склонны преувеличивать собственную волю и ответственность (факторная нагрузка «искренности» у девушек значима и равна 0,63), а юноши более решительны в преодоления трудностей при реализации ответственности (значимая факторная нагрузка равная 0,47). Соответствующие им нагрузки у юношей и девушек не значимы (0,39 и 0,34).

Исходя из факторного анализа воли и исполнительности, представленного в табл. 5, можно констатировать, что у девушек воля в структуре исполнительности не играет

сколько-нибудь существенной роли (отсутствие значимых факторных нагрузок показателей воли).

Второй фактор у юношей представляет оппозицию показателей воли агармониче-ским характеристикам исполнительности и преобладанию исполнительности в целом.

Однако об абсолютном характере этого заключения говорить не приходится из-за отсутствия значимых факторных нагрузок в мотивационном и результативном компонентах исполнительности.

Другими словами, у юношей воля может противостоять компонентам исполнительности в операционной сфере (пассивности, отрицательным эмоциям, экстерналь-ности) и не влиять на результат исполнительности в целом (таблица 5).

Таблица 5

Факторный анализ воли и исполнительности

Показатели Факторы после вращения

Девушки Юноши Возраст

Воля Решительность преодоления трудностей (Р) 09 -13 10 -42 14 -.3.3

Эмоциональная саморегуляция (Э) 02 -03 -11 -55 -01 -40

Ответственность достижения результата (О) 07 -36 36 -65 30 -56

Суммарный (Р+Э+О) 08 -24 16 -75 20 -59

Интегральный 07 -23 17 -76 20 -60

Исполнительность Операционная сфера (О) Компоненты Динамический Эргичность 81 -02 71 -35 78 -23

Аэргичность -11 8.3 -18 76 -17 80

Эмоциональный Стеничность 66 21 74 -16 71 01

Астеничность 03 76 39 54 24 61

Регуля-торный Интернальность 81 -12 76 -18 76 -15

Экстернальность 00 81 29 68 18 71

2 гармонических 89 02 90 -29 90 -15

2 агармонических -04 95 19 88 09 91

Эгоцентричность 23 66 49 17 41 38

Когнитивный Осмысленность 74 17 58 28 6.3 24

Осведомленность 19 57 24 67 22 61

Результативный Предметность 82 07 87 04 84 09

Субъектность 31 61 5.3 0 6 47 27

2 гармонических 86 11 84 27 82 23

2 агармонических 31 77 58 4.3 48 58

О+С 2 гармонических (Г) 98 08 98 -01 97 06

2 агармонических (А) 13 97 45 82 31 89

Общая сумма (Г+А) 72 69 87 48 80 59

Исполнительностьть (Г-А) 65 -71 51 -7.3 56 -69

Переход исполнительности в ответственность 71 -17 68 -13 71 -16

Преобладание исполнительности -07 81 -04 70 -06 74

% объяснимой дисперсии 29 28 33 27 31 26

Второй фактор у возрастных характеристик исполнительности соотносится со вторым фактором у юношей, но не отражает возраст в целом, т. к. базируется только на значимых факторных нагрузках воли у юношей при их отсутствии у девушек.

В факторном анализе воли и стиля исполнительности, представленном в табл. 6, обращает на себя внимание противостояние воли ситуативному стилю исполнительности, который характерен для субъектов:

а) выполняющих задания из-за невозможности отказаться, с низкой самооцен-

кой, сомневающихся в собственных возможностях, что порождает нежелание что-либо делать и негативное отношение к выполнению поручений;

в) у которых деятельность во многом зависит от настроения, живущих сегодняшним днем, с преобладающей необязательностью, отказом от деятельности и ленью при реализации порученного;

с) социально равнодушных, скептически относящихся к заданному, с выраженным эгоцентризмом, ищущих при выполнении задания прежде всего личную выгоду.

В целом, субъекты с ситуативным стилем исполнительности отличаются безалаберностью, попустительством, эгоцентризмом, скептицизмом, безразличным, «наплевательским» отношением к деятельности и жизнедеятельности, халатным отношением к поручениям и обязанностям.

Исходя из того что любая биологическая система стремится к состоянию равновесия, можно предположить, что волевой стиль реагирования при выполнении исполнительских действий относительно непродолжителен, фрагментарен и при отсут-

Факторный анализ воли и

ствии самостоятельно поставленных субъектом целей не имеет отношения к воле как таковой вообще (отсутствие значимых факторных нагрузок у девушек и юношей). Объяснение видится в том, что при реализации чужих распоряжений представители юношеского возраста не видят смысла в приложении дополнительных усилий.

Малое сопряжение воли со структурой исполнительности нашло отражение и в стиле исполнительности - у представителей юношеского возраста он не связан с волей субъекта.

Субъекты с исполнительским стилем исполнительности подчиняют собственное «Я» требованиям педагогов, родителей и т. п. Безропотно выполняя поручения и распоряжения «начальства», они не напрягают при этом волю, не усердствуют.

Вместе с тем в рассматриваемых факторах есть и различия. Так, у девушек, в отличие от юношей, воля соотносится с ответственным стилем исполнительности посредством осторожности принимаемых решений и гарантии достижении результата (таблица 6).

Таблица 6

стиля исполнительности

Показатели Факторы после вращения

Девушки Юноши Возраст

Воля Решительность преодоления трудностей (Р) 54 -05 17 -48 10 52

Эмоциональная саморегуляция (Э) 60 -04 -29 -60 -24 59

Ответственность достижения результата (О) 84 04 16 -79 12 79

Суммарный (Р+Э+О) 85 -02 00 -87 -01 86

Интегральный 82 01 06 -85 04 83

Стиль реагирования Ответственный Гарантия достижения результата 5.3 39 73 -29 64 39

Альтруизм, долг -04 69 80 -18 73 06

Осторожность принимаемого решения 53 33 40 -14 40 29

Сумма 49 65 82 -26 79 34

Исполнительский Вне зависимости от обстоятельств 07 77 78 00 78 02

Ориентация на распоряжение 24 47 22 -03 26 14

Безропотное выполнение приказа -01 45 27 34 29 -19

Сумма 13 73 66 15 64 -01

Волевой Решительный -33 51 65 03 61 -16

Работоспоспособность, помехоусустойчивость 22 49 73 07 70 03

Экстремальный -21 70 51 37 55 -34

Сумма -15 77 85 19 84 -21

Ситуативный Из-за невозможности отказаться - -01 -27 59 -20 -61

В зависимости от настроения - 02 10 52 03 -60

Социальное равнодушие - 05 32 26 24 -35

Сумма - 03 05 66 02 -73

% объяснимой дисперсии 27 20 26 21 24 22

Это следует и из значимой факторной венного стиля реагирования (0,49). У юно-

нагрузки суммарного показателя ответст- шей соответствующие факторные нагрузки

не значимы. Другими словами, девушки более склонны к подключению воли при ответственном стиле исполнительности.

Факторное соотношение воли и мотивации исполнительности представлено вторыми факторами в табл. 7. Воля у девушек, в отличие от юношей, соотносится с мотива-

цией долга как черты характера, карьеры как проявления честолюбия и препятствует, как и у юношей, мотивации исполнительности по приказу. У девушек в оппозиции к воле находится также низкая самооценка - невыраженность «Я» (таблица 7).

Таблица 7

Факторная структура воли и мотивации исполнительности

Показатели Факторы после вращения

Девушки Юноши Возраст

Воля Решительность преодоления трудностей (Р) 16 61 05 -62 04 53

Эмоциональная саморегуляция (Э) -22 56 -11 -55 -10 56

Ответственность достижения результата (О) -22 69 18 -73 09 74

Суммарный (Р+Э+О) -10 80 06 -87 01 82

Интегральный -12 79 13 -89 04 85

Мотивация исполнительности Поощрение Награда 80 -06 51 04 46 -13

Деньги 53 -32 26 66 36 -58

Стимул-реакция 57 30 61 01 58 06

Сумма 92 -04 66 34 67 -33

Наказание Избегание 75 -30 31 37 45 -41

Предупреждение 50 -12 61 -04 57 -02

Боязнь 45 -32 01 47 14 -47

Сумма 77 -35 46 45 54 -48

Карьера Честолюбие 39 73 69 -02 63 26

Ориентация на руководство 65 28 40 14 43 -07

Показная старательность 55 -14 29 23 37 -26

Сумма 73 48 73 17 73 00

Приказ Отсутствие «Я» 15 -49 33 39 37 -35

Реализация распоряжений -04 -03 68 03 60 08

Приказ - закон 24 -46 27 62 36 -52

Сумма 17 -48 57 51 60 -39

Долг Черта характера -27 58 65 -39 52 55

Добросовестность -44 19 50 -17 37 32

Обязательность -03 -01 47 -01 48 09

Сумма -33 33 78 -28 63 45

% объяснимой дисперсии 23 20 23 20 21 20

У юношей оппозицией к воле, в отличие от девушек, выступает мотивация исполнительности, связанная с наказанием и боязнью наказания. Антиподом воли выступает также мотивация поощрения в виде денег. Характеристики мотивации возраста соотносятся в большей мере с факторной структурой юношей.

1. Воля у представителей юношеского возраста способствует только проявлению уже имеющихся гармонических составляющих ответственности и не влияет на устранение ее агармонических, негативных характеристик.

2. В структуре исполнительности у девушек механизмы воли никак не задействованы. У юношей воля противостоит прояв-

лению только отдельных агармонических составляющих исполнительности (пассивности, отрицательным эмоциям и экстер-нальности), но не влияет на достижение личностного и общественного результата (субъектности и предметности).

3. Волевые характеристики у юношей и девушек препятствуют ситуативному, безалаберному стилю исполнительности. У девушек, в отличие от юношей, проявлению и поддержанию ответственного стиля исполнительности способствует их воля.

4. Навязанная мотивация исполнительности по приказу у юношей и девушек отключает механизмы воли. Воля у девушек соотносится с мотиваций карьеры, а у юношей противостоит мотивации наказания и поощрения в виде денег.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вяткин Б. А., Щукин М. Р. Психология стилей человека: учеб. пособие. Пермь: Рос. академия образования; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т; Книжный мир, 2013.

2. Иванников В. А. К сущности волевого поведения // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 3.

3. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: учеб. пособие. СПб. : Питер, 2006.

4. Иванников В. А. Воля // Национальный психологический журнал. 2010. № 1(3).

5. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань: Казанский гос. ун-т, 1969.

6. Климов Е. А. Об амбифлекторной природе психического // Вестн. Моск. ун-та. 1992. № 1.

7. Крупнов А. И. Системно-функциональный подход к изучению личности и ее свойств // Комплексное изучение свойств личности: коллект. моногр. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; Урал. ин-т ГПС МЧС России. 2010.

S. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М. : Просвещение, 1964.

9. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. : Педагогика, 1986.

10. Прядеин В. П. Индивидуальные различия волевой активности и их типологические предпосылки: дис. ... канд. психол. наук. М., 1989.

11. Прядеин В. П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности: дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 1999.

12. Прядеин В. П. Факторная структура воли, ответственности и исполнительности / / Вестник СурГПУ. 2013. № 1 (22).

13. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие. Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 1986.

1. Vyatkin B. A., Shchukin M. R. Psikhologiya stiley cheloveka: ucheb. posobie. Perm" : Ros. akademiya ob-razovaniya; Perm. gos. gumanit.-ped. un-t; Knizhnyy mir, 2013.

2. Ivannikov V. A. K sushchnosti volevogo povedeniya // Psikhologicheskiy zhurnal. 1985. T. 6. № 3.

3. Ivannikov V. A. Psikhologicheskie mekhanizmy volevoy regulyatsii: ucheb. posobie. SPb. : Piter, 2006.

4. Ivannikov V. A. Volya // Natsional"nyy psikhologicheskiy zhurnal. 2010. № 1(3).

5. Klimov E. A. Individual"nyy stil" deyatel"nosti. Kazan" : Kazanskiy gos. un-t, 1969.

6. Klimov E. A. Ob ambiflektornoy prirode psikhicheskogo // Vestn. Mosk. un-ta. 1992. № 1.

7. Krupnov A. I. Sistemno-funktsional"nyy podkhod k izucheniyu lichnosti i ee svoystv // Kompleksnoe izu-chenie svoystv lichnosti: kollekt. monogr. Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t; Ural. in-t GPS MChS Rossii. 2010.

S. Merlin V. S. Ocherk teorii temperamenta. M. : Prosveshchenie, 1964.

9. Merlin V. S. Ocherk integral"nogo issledovaniya individual"nosti. M. : Pedagogika, 19S6.

10. Pryadein V. P. Individual"nye razlichiya volevoy aktivnosti i ikh tipologicheskie predposylki: dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 19S9.

11. Pryadein V. P. Kompleksnoe issledovanie otvetstvennosti kak sistemnogo kachestva lichnosti: dis. ... d-ra psikhol. nauk. Novosibirsk, 1999.

12. Pryadein V. P. Faktornaya struktura voli, otvetstvennosti i ispolnitel"nosti / / Vestnik Sur-GPU. 2013. № 1 (22).

13. Safin V. F. Psikhologiya samoopredeleniya lichnosti: ucheb. posobie. Sverdlovsk: Sverdlovskiy gos. ped. in-t, 19S6.

Специфика человеческой мотивации

История развития понятия

Саморегуляция – М.Я. Басов

Произвольная и непроизвольная регуляция

Воля как ВПФ – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, механизмы регуляции, уровни развития, функции воли

Волевой акт по С.Л. Рубинштейну

Представления о воле Д.Н. Узнадзе

Теория В.А.Иванникова

«Теория Рубикона» Х. Хекхаузена, Ю. Куля и П. Головитцера

Самодетерминация – теория Десси и Райана

Специфика человеческой мотивации:

  • Предметы потребностей – продуктами общественного производства
  • Отвечает нуждам общества
  • Разнообразна, исторична, изменчива
  • В онтогенезе развивается в результате специально направленных формирующих воздействий – воспитания.
  • Опосредствована интеллектом, речью, сознанием
  • Осуществляется с помощью волевых процессов
  • Устойчива, надситуативна, автономна от состояний организма.
  • Полимотивированность деятельности человека.
  • Иерархическая соподчиненность мотивов.
  • Взаимозаменяемость мотивов

Мотивация человека формируется прижизненно в зависимости от социальных условий и воспитания.

Саморегуляция. М.Я. Басов понимал волю как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции. Волевое усилие определяется как субъективное выражение регулятивной волевой функции. Воля лишена способности порождать мыслительные или иные действия, но она их регулирует, обнаруживаясь во внимании.

Воля – это одна из сторон сознания личности.

Непроизвольна регуляция это форма регуляции активности, которая осуществляется без сознательного контроля.

Произвольная регуляция:

· характеризуется осознанностью ,

· следовательно – опосредована мышлением и речью ;

· характеризуется наличием цели и мотивации .

· Осознается также программа действий , хотя действия могут осознаваться или нет(автоматизация).

· Если встречается препятствие, то происходит осознание деятельности, и в таком случае вступает в действие собственно волевая регуляция, процесс деавтоматизируется .

Собственно волевая регуляция – это высший уровень регуляции деятельности и поведения личности.

Произвольность и надситуативность – основополагающие принципы волевого поведения.

Произвольность – источник деятельности в субъекте, активность.

Л.С. Выготский

Воля как ВПФ :

Системна: задействованы эмоции, мотивация, мышление, воображение, внимание, память.

Социальна по происхождению.

Осознана по способу функционирования.

Воля – средство/механизм личности отстаивать свои ценности, выступая при необходимости против потребностей организма и субъекта природной деятельности, а также потребностей социальной выгоды.

Основные механизмы волевой регуляции(А.Н. Леонтьев):

  1. Намеренное изменение смысла действия
  2. Развития сфера личностных потребностей (долг, честь, ответственность), см. ниже.

Функции воли:

§ Селективная – выбор мотивов и целей при их конфликте;

§ Инициирующая – восполнение дефицита побуждения к действию при отсутствии достаточной мотивации;

§ Стабилизирующая – поддержание выбранного уровня выполнения действия при помехах.

§ Произвольная регуляция действий и психических процессов.

Необходимость волевой регуляции появляется в тех случаях, когда:

1. Принятое по социальной необходимости или собственным ценностным установкам действие не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного побуждения;

2. Осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддержание необходимого побуждения;

3. Необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.

Три ступени развития волевой регуляции:

1. Произвольные процессы на основе потребностного побуждения (произвольные моменты в поведении животных);

2. Произвольные процессы, формируемые на основе сознательного отражения необходимости и возможности такой регуляции с помощью речевого опосредования (произвольные процессы человека);

3. Волевые процессы как личностный уровень произвольной регуляции.

Структура волевого акта по С.Л. Рубинштейну:

I. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

II. Стадия обсуждения и борьбы мотивов.

III. Принятие решения. Случаи:

1. Если борьбы мотивов нет, постановка цели условно совпадает с принятием решения.

2. Если мотивы различны по значимости, решение наступает как окончательное разрешение конфликта, вызвавшего борьбу мотивов.

3. Если мотивы почти равны по значимости и интенсивности – принятие решения сопровождается особыми переживаниями, все зависит только от человека.

IV. Выполнение.

Теория Воли Д.Н. Узнадзе – соотносит формирование воли с деятельностью, которая направлена на создание независимых от актуальных потребностей человека ценностей. Волевое поведение отличается от импульсивного тем, что имеет период, предшествующий акту принятия решения. Поведение становится волевым только благодаря мотиву, который так видоизменяет поведение, что последнее становится приемлемым для субъекта.



Иванников обосновал понимание воли как разновидности регуляции действия , основанной на придании цели действия дополнительного смысла , стимулирующего либо тормозящего выполнение этого действия.

Механизм волевой регуляции: намеренное изменение смысла действия

Изменение смысла:

1. Через переоценку значимости мотива или предмета потребности;

2. Через изменение роли, позиции человека;

3. Через предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления.

«Теория Рубикона». Ю.Куль , Этот подход получил развитие в «модели Рубикона» Х.Хекхаузена, Ю.Куля и П.Голвитцера . Два состояния сознания: мотивационное, предшествующее окончательному принятию решения о выборе направленности действия, и волевое, начинающеесяпосле принятия решения .

Теория четырех стадий действия.

1- пред-решения. Выбор варианта будущего действия: принять решение о том, что делать. Индивид должен взвесить все «за» и «против» и сделать выбор.

2- стадия до-действия. Имея определенное намерение ожидает, ищет или формирует условия и возможности для реализации.

3- стадия действия , на котором происходит реализация намерения.

4- стадия после-действия, оценочная. Угасание намерения, оценка результатов, анализ.

Самодетерминация. .

Теория Десси и Райана. Теория внутренней мотивации.

У человека существует три базовых , врожденных потребности:

  • В самодетерминации (автономии )
  • Компетентности
  • Отношениях с другими людьми .

На внутреннюю мотивацию отрицательно влияют внешние факторы, которые не способствуют удовлетворению субъекта в автономии.

Самодетерминация в данном подходеощущение свободы по отношению к силам внешнего окружения и к силам внутри личности. Автономный человек, действует как субъект, исходя из глубинного ощущения себя, самоинициируем и саморегулируем. Количественной мерой автономии - степени люди живут в согласии со своим истинным Я.

1) автономную , убеждение о связи осознанного поведения с его результатами; источником поведения – осознание своих потребностей и чувств;

2) подконтрольную , ощущение связи поведения с его результатом, однако источником поведения выступают внешние требования;

3) безличную , убеждение, что результат не может быть достигнут целенаправленно и предсказуемо.

Модель постепенного формирования личностной автономии: от чисто внешней мотивации через этапы интроекции, идентификации и интеграции к внутренней мотивации и автономии.

50. Эмоциональные процессы: основания классификаций, функции эмоций. Теории эмоций.

Страница 1

Воля - способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей. Понятие "Воля" было первоначально введено для объяснения побуждений к действиям, осуществляемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний человека, связанного с постановкой проблем "свободы воли". Возможность произвольно регулировать действия и психические процессы, подчиняя их своим сознательным решениям, также объясняется наличием Воли, как и проявление в действиях человека таких качеств, как настойчивость, решительность, выдержка, смелость и т. д. Многообразие всех ситуаций, требующих срочной волевой регуляции (преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между требованием подчинения социальным нормам и имеющимся у человека желанием и т. д.), можно свести к трем реальностям, в основе которых лежит необходимость: восполнения дефицита побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации; выбора мотивов, целей, видов действия при их конфликте; произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических процессов.

Как социальное новообразование психики, обусловленное развитием трудовой деятельности, воля может быть представлена как система различных психических процессов или как особое внутреннее действие, включающее различные внешние и внутренние средства. Участие мышления, воображения, эмоций, мотивов и т. д. в волевой регуляции приводило в истории науки к преувеличенной оценке либо интеллектуальных процессов (интеллектуалистические теории воли), либо аффективных процессов (эмоциональные теории воли). Были созданы теории, в которых В. рассматривалась как первичная способность души. Волевая регуляция поведения и действий является произвольной регуляцией активности человека. Она формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем самоконтроля личности. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о волевой регуляции исходит от личности и при регуляции используются личностные средства. Одним из таких средств личностной регуляции является намеренное изменение смысла действия, приводящее к изменению побуждения, может достигаться через переоценку значимости мотива, через привлечение дополнительных мотивов, через предвидение и переживание последствий действия, через актуализацию мотивов посредством воображаемой ситуации и т. д. Развитие волевой регуляции связано прежде всего с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы, стойкого мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия. Развитие этой способности связано с переходом от внешних способов изменения смысла действия к внутренним.

VII. Самосознание и мотивация в онтогенезе

Период, этап развития

Ведущая деятельность

Ведущая сторона социализации

Референтное окружение

Интеграция /отторжение личности

Особенности мотивации и самосознания

1. Младенчество (0-1). Этап доверия к миру

Непосред-ственно-эмоциональное общение

стадия адаптации

взрослые

рефлексия

2. Ранний возраст (1-3г.). Этап состоятельности.

предметная манипуляция

усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами

взрослые, сверстники

мотив достижения,

мотивы поведения не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости.

3. Дошкольный возраст (3-6). Этап выбора инициативы.

сюжетно-ролевая игра

освоение социальных ролей взаимоотношений между людьми

сверстники взрослые, социум

притязания на признание, развитие самоуважения, чувства гордости и стыда, познание себя как субъекта действия

4. Младший школьный возраст (6-12). Этап мастерства.

учебная деятельность

освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной сферы личности

учителя, сверстники социум родители

потребность ребенка как общественного существа в общении и совместной жизни со взрослыми

5-а. Подростковый возраст.

нтимно-личностное общение

стадия индивидуализации, самоопределения

сверстники учителя социум

рефлексии на другого человека, потребность в любви и одобрении, эмоционально положительное отношение к самому себе

5-б. Юношеский возраст. Этап самоопределения.

учебно-профессион. деятельность

устойчиво концептуальная

социализация

сверстники социум

мотивация учебной деятельности

Молодость (20-25). Этап человеческой близости

профессиональная учеба

стадия интеграции устойчиво концептуальная

социализация

социум коллеги семья

осознанные мотивы, представляют систему,

мотивация профессиональной деятельности

Этап человеческой зрелости (до 64).

трудовая деятельность

трудовая стадия социализации

социум, семья

мотивация трудовой деятельности

Поздняя зрелость (65 и более)

послетрудовая стадия социализации

мотивация общения


О темпераменте с точки зрения высшей. Нервной деятельности
И. П. Павлов и его сотрудники, изучая условно-рефлекторные реакции собак, часто обращали внима­ние на индивидуальные различия в их поведении. Эти различия проявлялись, прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных реакций - положительных и тормозных, - их интенсивность, способность к адекватному ре...

Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах
В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Отношение - это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, вним...

Результаты методики №3
Таблица анализа результатов методики № 3 Испытуемый Количество баллов Уровень Абдулин 40 Высокий Антропов 22 Средний Барбашева 8 Низкий Ведякина 31 Средний Габдулина 12 Низкий Галин 17 Средний Давлетбаева 3 Низкий Еникеев 7 Не выражено Елизарьев 21 Низкий Кирьянов 4 Не выражено Важно отметить что, наблюдая за учащимися данной группы, мож...

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, обладающее рядом признаков: наличие усилий и продуманного плана для выполнения того или иного волевого акта; усиленное внимание к такому поведенческому действию; отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения; состояние оптимальной мобилизованности личности, концентрации в нужном направлении.

Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека: его начало, направленность и активность.

Деятельность - основной путь, единственный эффективный способ быть личностью; человек своей деятельностью продолжает себя в других людях. Произведенный предмет-это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой - средство, с помощью которого человек утверждает себя в мире, потому что этот предмет произведен для других людей.

54. Теории воли.

Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественно-научный.

Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека с позиции его соответствия общепринятым нормам. В античном мире прежде всего признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формировании логического заключения.

Во времена Средневековья проблема воли фактически не существовала в качестве самостоятельной проблемы. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы. Понятие воли во времена Средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами.

Можно полагать, что проблема воли как самостоятельная научная проблема возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком стало признаваться право на творчество и даже на ошибку. Например, стало господствовать мнение о том, что, только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта.

В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма – «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции – абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды. Человек свободен и ни за что не может отвечать. Любая норма выступает для него как подавление его свободной воли.

Одна из первых естественно-научных трактовок воли принадлежит И.П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И.П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. Воля в трактовке И.П. Павлова рефлекторна по своей природе, т. е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. Данная трактовка нашла самое широкое распространение среди представителей бихевиоризма и получила поддержку в реактологии (К.Н. Корнилов) и рефлексологии (В.М. Бехтерев).

Однако в последние десятилетия набирает силу и находит все большее число сторонников другая концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения.