Психологические игры тренинги для детей. Тренинг для начальной школы. Упражнение «Успех - это…»

Большая часть учащихся перед экзаменом испытывает стресс, находясь в ситуации постоянного страха или тревоги. Что с ними при этом происходит?
Постоянный стресс ослабляет иммунитет, кровяное давление повышается, большая сердечная мышца сокращается. Наряду с долговременной памятью страдает и кратковременная, ухудшается зрение.
Чтобы «распознать», снизить уровень напряжения, преодолеть стресс, а может уменьшить и свести на нет уже существующий, можно использовать релаксационные упражнения.
Данный тренинг рассчитан на 40-45 минут
Цель: Снятие эмоционального напряжения и беспокойства у учащихся, перед экзаменами.

Тренинг знакомит учащихся с понятиями "толерантность", "толерантная личность". Способствует приобретению опыта толерантного общения. Используются разнообразные формы и методы работы, которые очень нравятся ученикам любого возраста.

Целевая аудитория: для психолога

Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности, повышение уверенности в себе, развитие познавательных процессов и т.д. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. К концу разработанной мною программы, состоящей из 10 занятий, дети должны овладеть основными навыками общения, связанными с переживанием основных эмоций и личностных качеств человека. Им становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.). Повышается уровень развития познавательных процессов.

Целевая аудитория: для психолога

Профилактическая программа направлена на преодоление проблем в личностном развитии, самоопределение, адаптацию в социальной и образовательной среде учащихся 1-4 классов.
Работа с самосознанием младшего школьника должна быть построена через увлекательную практическую деятельность, основанную на активизацию самостоятельности и рефлексии, считает автор программы. Именно последовательная рефлексия действий, деятельности является ведущим способом самоопределения. Важно помочь ребёнку в формировании собственной точки зрения основанной на нравственности, уважении к себе и окружающему миру.

Целевая аудитория: для психолога

По результатам неоднократно проводимых психических исследований эмоционального состояния детей в школе (тест Филлипса) выявлен один из ведущих факторов негативно влияющий на развитие психического здоровья и личность учащихся. Это страх самовыражения. В процессе обследования дети признаются в нежелании демонстрировать свои способности, возможности, т.к. испытывают боязнь негативной оценки со стороны окружающих, боязнь быть не понятым, осмеянным. Таким детям приходится зачастую принимать стандартные решения ситуаций, проблем, избегая свои собственные, не менее правильные и интересные, отходить от оригинальности и необычности, думать «шаблонно», ориентируясь на мнение большинства или значимых людей, жить с «оглядкой». В результате этого у детей развивается тревожность, которая может в дальнейшем закрепиться и перейти в невротическую форму. Дети с тревожностью по данному фактору испытывают трудности общения, результаты их деятельности обычно неадекватны возможностям, низки. Со временем возникает внутренний конфликт, препятствующий развитию личности в целом.
Цель программы: снижение порога негативных эмоций при самовыражении посредством творчества.

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие умения общаться.

Задачи тренинга:

1. Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;

2. Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;

3. Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;

4. Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг общения для младших школьников.

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие умения общаться.

Задачи тренинга:

  1. Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;
  2. Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;
  3. Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
  4. Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;

Ход тренинга

1. Орг.момент. Правила тренинга

Здравствуйте дети. Рада приветствовать вас на нашем тренинге. Ребята, а сейчас я хочу напомнить основные правила наших встреч.

1) Вся информация, которая прозвучит на тренинге, остается между нами.

2) Мы все должны быть искренними и открытыми.

3) Мы помним, что нельзя оценивать и давать советов другим.

4) Вежливое обращение друг к другу.

2. Упражнение «Приветствие».

Инструкция: Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. Передавая в руки мяч по кругу, говорят комплемент.

Молодцы, у вас хорошо получилось.

3. Упражнение «Менялки»

Инструкция: Стоящий в кругу предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким – либо умением. Это умение он называет. Пример: Пересядьте все те, кто умеет петь, танцевать. При этом, тот кто стоит в центре круга старается занять одно из освободившихся мест, а тот кто останется в кругу, продолжит работу.

4. Объявление темы и задач занятия.

Сегодня мы с вами будем говорить об общении. Что же такое общение? Как вы думаете? (ответы детей).

Ребята, вы правильно мыслите. Общение - это важная часть нашей жизни, без общения невозможна жизнь.

5.Работа по теме тренинга.

а) Исследовательские упражнения

«Продолжи историю»

Цели: В ходе этой игры дети могут отработать сотрудничество в рамках всего класса, выявить способность контактировать. Для успешного участия им необходимо внимательно выслушать учителя и представить себе всю последовательность излагаемых событий. Они могут придумывать и развивать собственные идеи, но при этом им необходимо терпение, чтобы не мешать другим.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один круг. Я хочу предложить вам игру, в которой может одновременно принять участие весь класс. Вам будет нужно сочинить собственную историю.

Я сама начну историю и через некоторое время прекращу свой рассказ. После этого любой ученик может подхватить нить и продолжить повествование. Когда этот ребенок остановит свой рассказ, историю будет продолжать следующий, и так далее до тех пор, пока все дети не добавят в эту общую историю свой кусочек. Всем понятно, как нужно играть?

Итак:

Жили были маленькая девочка и маленький мальчик. Дома, в которых они жили, стояли так близко друг к другу, что они могли каждый день играть друг с дружкой. Со временем они стали закадычными друзьями. И вот однажды они решили уйти далеко-далеко, потому что больше не хотели, чтобы взрослые командовали ими с утра до вечера. Они взяли с собой немного еды и сложили ее в два небольших рюкзачка. Когда взрослые были заняты своими делами, они потихоньку убежали из дому. Дорога, которой они пошли, привела их через какое-то время к большому и дикому лесу. "Странно" - сказали они, - "что такой прекрасный лес находится так близко к городу". В детях проснулось любопытство, и они направились вглубь леса. Сначала воздух был теплым, а солнце пробивалось сквозь листья деревьев. Иногда они слышал прелестные голоса певчих птиц. Но лес становился все темнее, воздух - все холоднее, а отовсюду стали раздаваться разные шорохи.

Тогда детям захотелось выбраться оттуда. Но когда они обернулись назад, то не обнаружили там никаких признаков дороги, по которой пришли. Вместо этого они видели только скалы и густую растительность. Как только они делали шаг вперед по дороге, она тут же исчезала за их спинами, потому что она была заколдована. Они шли все время вперед и вперед, пробираясь сквозь густые кусты и деревья, карабкаясь по большим камням и валунам. Внезапно они услышали впереди странный шум. Они не видели, что это было, но смогли расслышать приближающиеся шаги. Дети остановились, схватились друг за дружку, стиснули руки. Вдруг они увидели...

Ребята, продолжите историю. (Дети продолжают историю)

Анализ упражнения:

Понравилась ли тебе наша история?

Что тебе понравилось больше всего?

Что бы ты рассказал иначе, если бы рассказывал всю историю один?

б) Формирующие упражнения

«Комплименты»

Цель: Способствовать изменению чувств отношений и формированию умения общаться.

Ребята, а сейчас мы будем принимать, и говорить комплименты. Работаем в парах. Один из пары говорит в течение нескольких минут второму комплименты: «что мне нравится в тебе, какие черты характера, внешности, факты из жизни…»

Партнер должен выслушать все, что ему говорят. После этого он повторяет все, что услышал: «Тебе нравится во мне…». Если что-то упущено, то партнер обращает на это внимание. После этого они меняются ролями.

Анализ:

Что было легче говорить или слушать?

Удалось ли принимать комплименты, и с каким чувством?

в) Развивающие упражнения

Групповой портерт

Цели: "Групповой портрет" дает возможность отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в малых группах. Задача - нарисовать общий портрет, на котором присутствует каждый ребенок - усиливает у детей чувство принадлежности к группе. В этой игре наряду со способностью к кооперации развиваются навыки наблюдательности и творческого самовыражения.

Чтобы дети могли выполнить свою задачу в спокойной обстановке и отнеслись к ней с должным вниманием, в некоторых случаях имеет смысл проводить игру в несколько этапов, растянув ее на 2-3 дня.

^Материалы: Каждой подгруппе понадобится большой лист бумаги (как минимум размером A3, лучше - лист ватмана) и восковые мелки.

*^ Инструкция: Разбейтесь на четверки. Каждая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, попросите кого-нибудь из группы сделать это. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет вашей картины.

Когда все группы нарисуют свои портреты, нужно провести подробное представление всех картин. Перед этим можно дать группам время подумать, как они будут представлять свою работу остальным ученикам и какие пояснения будут давать при этом.

Анализ упражнения:

Кого ты выбрал художником, рисующим твой портрет?

Что ты чувствовал, когда рисовали тебя?

Кто выбрал тебя художником?

Как вы пришли к решению, кого где нарисовать?

Ты доволен своим портретом?

Насколько тебе понравилось работать вместе с другими ребятами из твоей подгруппы?

Насколько ты доволен тем портретом, который ты рисовал сам?

6.Обратная связь

Понравилось ли вам занятие?

Какие чувства вы испытываете сейчас?

Что полезного вы вынесете из этого занятия для себя?


С плочение детей в группе, классе предусматривает создание чувства принадлежности к группе, положительный эмоциональный фон, умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков. Поэтому так важно педагогу иметь дружный коллектив, благодаря чему вся учебная и внеурочная деятельность будет радовать педагога и приносить ему и его подопечным позитивные эмоции, создавать благоприятный климат внутри группы. Данное занятие направлено именно для этого. Обязпательно проведите его в форме классного часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ АО «Прикаспийский детский дом»

Тренинг на сплочение для воспитанников

1 группы

«Мы вместе»

Подготовила педагог-психолог Курьянова Л.В.

п. Прикаспийский, Наримановский район

декабрь, 2013 год

Дата проведения: 4.12.13

Цель : сплочение детей в группе, что предусматривает создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков.

Участники: воспитанники 1 группы

Материалы и оборудование: барометр, плакат с правилами группы, газеты, скотч, цветной картон, ножницы 8 штук, стеклянные рамки, кисточки, гуашь, таз с водой, губки 8 штук, ватман

Ход тренинга:

1.Игра «Барометр настроения».
Психолог показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии. Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в сторону.

2. Правила работы в группе.

Затем ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность

Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.

3. Игра «Паровозик».
Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место – это их станция. Один из участников «паровозик». Его задание – обойти всех, собрать пассажиров под музыку. Когда «паровозик» собрал всех, ведущий может спросить ребенка, кого он взял первым и почему. Эта игра дает возможность определить выборы детей. Ассистент (в том случае, когда тренинг проводит психолог, это может быть воспитатель) записывает на бумаге выбор каждого ребенка. Ведущий предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей. Например, найдите и коснитесь чего- либо холодного, мягкого, зеленого цвета, круглого, квадратного.

Психологический смысл упражнения

Разогревающее упражнение. Развивает контакт между участниками команды, сплочение, доверие.

Обсуждение.

Какие трудности у вас возникали?

С чем это связано?

4.«Что я люблю делать».
Психолог. Я хотела бы, что мы лучше узнать друг друга. Для этого предлагаю вам следующую игру. Один из вас выберет, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам. Все остальные внимательно смотрят, и пытаются угадать, что он хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму, мы можем начать высказывать наши догадки. После того как, все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После выступления будет выступать следующий. Давайте я начну игру.

5. «Появление газетного человечка»

Психолог: Сейчас мы с вами попробуем с помощью газеты и волшебства смастерить человечка. Для этого каждый из вас будет выполнять определенную работу, т.е. изготовлять одну часть тела и затем мы вместе соединим все части и посмотрим, что же получилось. Я надеюсь, что каждый из вас постарается, чтобы не огорчить газетного человечка.

Саша – голова, Лера – рука, Богдан – туловище, Даниил – нога, Глеб – нога, Данила – шея, Ринат – рука, Наташа – лицо, наряд.

Обсуждение

Как вы считаете, справились ли вы с заданием?

Какие трудности у вас возникали, как вы решали проблемы?

Как зовут газетного человечка? Какой он?

Психолог : Пусть этот газетный человечек будет еще одним воспитанником в вашей группе, с которым вы все подружились, и всегда участвует на наших занятиях.

6. Игра «Волшебный стул»

Цель: создания доброжелательной атмосферы в группе.

Участники рассаживаются полукругом. Напротив ставиться «волшебный» стул. Он высвечивает только положительные качества человека, который на него садится. Дети по очереди садятся на этот стул, а остальные называют по одному положительному качеству этого ребенка. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я...»(повторяется сказанное ему).

7.«Распустившийся бутон».
Психолог. С какими чувствами вы начали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не так хорошо? Чего вам не хватает в такие дни? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызвать у себя приятные ощущения.
Сядем все в круг на пол. Возьмем друг друга за руки и закроем глаза… А теперь каждый пусть представит, что он какой – нибудь цветок, один из нераспустившихся бутонов. Постарайтесь почувствовать, как вам хочется, чтобы оболочка этого бутона раскрылась. И вы потянулись навстречу теплому солнечному свету…
А теперь вы можете представить себе, как бутон постепенно раскрывается. Давайте подышим более глубоко и постепенно «раскроемся».
Дети ложатся на пол, руки в стороны.
Цветок распустился. Постарайтесь почувствовать аромат этого цветка… Рассмотрите цвет его лепестков… Посмотрите, как ярко они сияют… Если хотите, можно понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышите, они говорят: «какой красивый цветок! Он так нравится мне!» Вы чувствуете, как приятно смотреть на этот цветок? Возьмите это приятное чувство и поместите его в свое сердце.
А теперь потянитесь, расслабьтесь, откройте глаза и вернитесь к нам в группу добрыми и отдохнувшими.

8. Упражнение “Рисунок вдвоем”

Психолог: сейчас вы будете работать в парах. Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок на стекле, который будет называться “Мой цветок”. У вас есть 1минута, чтобы выполнить задание, но вы должны постараться работать сообща, повторяя движения кисточки друг друга. Но вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После моей команды, каждая пара кладет кисточки и представляет свое произведение.

Обсуждение

Как был нарисован рисунок, кто был инициатором идей?

Что помогало или мешало работе?

9.Арт-техника “Ладошки”
Цель: закрепить позитивный опыт взаимодействия в группе, релаксация.
Участникам предлагается в завершение цикла занятий оставить свой след - разноцветные ладошки на листе ватмана. Цвет краски каждый выбирает самостоятельно. Одну из ладошек красят гуашью с помощью губки и делают отпечаток. Затем “след” необходимо подписать.
10.Рефлексия. «Доброе тепло»
Психолог. Это упражнение называется «Доброе тепло». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.
А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.


В наши дни о тренинге как о методе обучения и развития личности, проникшего во многие сферы жизни, пишут много. Поэтому мало кого сегодня приходится убеждать в перспективности этой формы деятельности для учебных целей, для совершенствования управления, для решения реальны социальных проблем.

В отличие от традиционных методов обучения тренинг направлен, прежде всего, на развитие личности, на формирование эффективных коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия.

Наиболее существенным результатом тренинга может стать понимание участниками собственных психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию. При таком методе обучение позиция ведущего(тренера) характеризуется ярко выраженной ориентацией на личность участника группы, направленностью не поддержку и помощь в их развитии. Между ним и членами группы, а также самими участниками возникают многообразные личностно-значимые связи.

Как мы видим – тренинг это серьезная технология, имеющая свои основы и специфические принципы, а именно:

  1. Активность участников группы.
  2. Исследовательская творческая позиция – участники тренинга осознают, обнаруживают идеи, закономерности, свои личные ресурсы.
  3. Объективация поведения – поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень. Универсальное средство объективации – обратная связь.
  4. Субъект – субъектные, партнерские отношения, при которых учитываются интересы, чувства, переживания других участников взаимодействия.

Качественное проведение тренинга не ограничивается одной только передачей материала. Чтобы создать действующий комплекс средств обучения, необходимо владеть множеством методов, таких как, ролевая игра, дискуссия, мозговой штурм. Однако даже обладающий всеми необходимыми навыками инструктор может не добиться результата без тщательной подготовки и планирования работы. Тренинговый цикл включает в себя несколько этапов (диаграмма 1) <Рисунок 1>

ТРЕНИНГОВЫЙ ЦИКЛ

В нашем Лицее мы попытались построить систему проведения тренингов. <Рисунок 2> Конечно, выбор основных методов зависит от возрастных особенностей ребят. Но важным условием является то, что у нас есть возможность погружения в проблему. Обычно тренинги проводятся в течение трех дней: с учащимися 5-9 классов 4-5часов, а с лицеистами 10-11 классов 7-8часов. В работе групп у нас есть прекрасная возможность использования видеоаппаратуры, что повышает эффективность аналитической работы каждого участника группы. В зависимости от количества участников и для достижения поставленных целей на тренинге могут работать ни один, а два психолога. Традиционным стало проведение тренингов с учащимися 5, 7,8,10, 11классов, а также с вновь принятыми на работу учителями (диаграмма 2). Вашему вниманию предлагается фрагмент тренинга “Развитие карьеры” в виде отдельно взятого занятия, которое вы можете использовать в работе по профессиональной ориентации школьников. Хочется отметить, что проведение одного тренинга не может решить всех проблем, важным является организация последующей работы с учащимися.

Фрагмент тренинга “Развитие карьеры”

Тема: “Интервью при приеме на работу”.

Цель:

1. Показ участникам занятия техник эффективного собеседования при приеме на работу;

2. Познание участниками своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими;

3. Развитие навыков самопрезентации.

Материалы: видеокамера, телевизор, мяч, листы бумаги А- 3, бланки – схемы наблюдения за поведением участников ролевой игры; таблица различных проявлений в поведении, маркеры, фломастеры, инфолист для ведущего “Как вести себя на интервью”, список примерных вопросов для интервью.

Время: 1ч. 30мин.- 2часа

1. Приветствие. Упражнение “Пожелания друг другу”.

Цель: положительный настрой, повышение групповой сплоченности, развитие чувства эмпатии.

Инструкция “Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем, друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Сейчас по-очереди каждый из вас будет кидать мяч одному из участников группы, кому хотите пожелать, и говорите это пожелание. Тот, к кому попал мяч, в свою очередь бросает мяч другому, высказывая ему пожелание. Очень важно, чтобы мяч побывал у каждого участника”. Ведущий принимает участие в упражнении, давая поддержку отдельным учащимся.

При обсуждении выполнения упражнения можно использовать следующие варианты:

  1. Как вы себя чувствуете?
  2. Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание кому-то из нас, и какие у вас чувства, состояния, когда к вам обращались с пожеланиями на день.

Если во время выполнения упражнения ведущий замечает, что многие участники группы испытывают трудности, то после завершения упражнения можно спросить именно о них, используя вопрос “Какие у вас были трудности в ходе выполнения задания?”.

2. Информирование: “Оставляя учебу, мир, в котором вы провели несколько лет, вы приступаете к работе. Это главная перемена в вашей жизни. Для многих людей изменения являются вызовом. Это означает, что вы оставляете хорошо знакомые вещи позади, двигаясь навстречу неизведанному. И сегодня мы с вами попытаемся попробовать себя в разных ролях при приеме на работу. Ведь, не секрет, что вхождение страны в рыночную экономику изменило очень многое в нашей жизни, в том числе и правила приема на работу. Сегодня он очень часто идет по принятой во всем мире системе подбора кадров – на конкурсной основе. И самым главным в этом является – собеседование или интервью, когда человек, готовый к поступлению на работу, должен суметь объяснить остальным, почему он так хорош”.

3. Упражнение “Ассоциации”.

Инструкция: “Сейчас я предлагаю каждому из вас дать ассоциацию на словосочетание “Прием на работу”. Каждый участник группы дает ассоциацию, ведущий выносит ассоциации на бумагу, обобщает.

4.Ролевая игра “Интервью”.

1 этап. Участники группы делятся на “работодателей” (“руководителей”), “нанимающихся”, “наблюдателей”. Количество участников определяется, исходя из размера группы. В своей практике мы берем 2-3 “работодателя” и 4-6 “нанимающихся”. Выбор роли возможен по желанию участников, можно использовать жребий, либо ведущий планирует заранее роли, исходя из личностных особенностей ребят. Для работы этих участников подключаются дополнительно несколько ребят (если есть необходимость). Остальные работают в группе “наблюдатели”.

2 этап. Работа в группах.

Задание для групп “работодатели”, “нанимающиеся”:

  1. Определить фирму, предприятие, форму собственности, место проведения (для “работодателя”).
  2. Продумать линию поведения в ходе интервью, характер вопросов, процедуру принятия решения. Ведущий может предложить примерные вопросы, но это зависит от уровня подготовленности группы, так как снижает творческий потенциал ребят, остроту получаемого опыта <Приложение 1>.

Группы работают отдельно друг от друга. Но на начальном этапе ребята распределяются, кто с кем будет проводить собеседование. К выработке стратегии поведения подключаются ребята, не участвующие в группе “Наблюдатели”. Время для подготовки 10 -15 минут.

Задание для группы “наблюдателей”. В ходе интервью одни группы наблюдают за поведением “работодателя”, другие - “нанимающегося” по предложенной схеме. На этапе предварительной работы они изучают схемы, знакомятся с критериями проявления уверенности, неуверенности, агрессии, жестами, особенностями некоторых поз <Приложение 2>.

3 этап. Видеосъемка работы каждой пары “работодатель – нанимающийся”

4 этап. Обсуждение работы с участниками интервью.

Вопросы для “работодателя”:

  1. Удовлетворенность процессом работы по 7 балльной системе.
  2. Удовлетворенность результатом работы по 7 балльной системе. Что способствовало этому?
  3. Чье поведение выглядело более уверенно? Что нравилось и что точно вызывало неприятие?

Вопросы для “нанимающегося”:

1.Удовлетворенность процессом работы по 7 балльной системе.

2. С какими ожиданиями вы шли?

3.Удовлетворенность результатом работы по 7 балльной системе. Что способствовало этому?

4. Как вы думаете, какое решение принял руководителя.

Вопросы для “работодателя”: Какое решение вы приняли? Кого бы вы пригласили на работу?

5 этап. Просмотр видеоролика

В ходе просмотра ведущий, совместно с наблюдателями, с помощью “стоп – кадра” обращает внимание на особенности поведения, характер вопросов. Ведущий и наблюдатели интерпретируют невербальное поведение участников интервью, уделяя внимание позе, расположению в пространстве, интонации и громкости голоса, направлению взгляда, использованию жестикуляции. Выделяются положительные и отрицательные моменты, которые способствуют или препятствуют эффективному взаимодействию при собеседовании.

5. Упражнение “Памятка для успешного прохождения собеседования”.

Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Работая в группе учащимся, необходимо разработать памятку для успешного похождения интервью. Это может быть словесная форма, плакаты. Время выполнения задания ограничивается. Результаты работы представляются. Информация для ведущего предоставляется в инфолисте <Приложение 3>

6. Рефлексия занятия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что вам следует отработать прежде, чем идти на интервью? Удалось ли вам на этом занятии узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?
  2. Что будете использовать в дальнейшей жизни?

Приложение 1.

Список вопросов, задаваемых на интервью.

  1. Расскажите мне о себе.
  2. Что вас заинтересовало в этой работе?
  3. Расскажите мне о своих предыдущих работах.
  4. Какими полезными навыками вы обладаете?
  5. Что ваши преподаватели или бывшие работодатели могли сказать о вас.
  6. Почему я должен нанять именно вас?

Приложение 2.

Схема наблюдения за поведением нанимаемого (работодателя)

Различные виды проявлений в поведении.

Проявления уверенности

Проявления неуверенности

Проявления агрессии

Доброжелательность

Настойчивость

Использование местоимения “Я”

Уместные жесты

Контакт глаз

Ориентация на собеседника

Решительность

Шутка, юмор

выслушивание

неуместные паузы

перебивание

извинения, оправдания

длинная, нечеткая речь

невыдержанность цели

ответ вопросом на вопрос

неестественная улыбка

бегающий взгляд

Неуважительная, фамильярная форма обращения

Пренебрежение

Грубые, резкие слова

Раздражительный тон

Захват пространства

Указывающие жесты

Взгляд свысока, излишне пристальный

Позитивные жесты:

Раскрытые руки ладонью вверх – дружелюбие, открытость, желание сотрудничать

Руки у щеки – раздумья, нерешительность

Наклоненная набок голова – интерес

Прищуривание глаз – поиск решения

Потрагивание, легкое потирание носа, при этом ерзанье на стуле, поворот боком – сомнение

Устойчивый визуальный контакт – открытость, но чрезмерно пристальный может быть истолкован как подозрительный.

Почесывание подбородка – процесс принятия решения

Прикусить зубами кончик какого – либо предмета (дужку очков, карандаш, ручку) – требуется дополнительная информация

Негативные жесты:

Руки, скрещенные на груди – оборонительная, защитная реакция

Рука закрывает нижнюю часть лица, большой палец подпирает подбородок – критическая оценка

Взгляд в сторону – подозрение и сомнение

Поворот головы в сторону на 45 градусов – вежливый отказ от общения.

Сжатый кулак – властность, решимость, агрессия

Поза и особенности внешнего вида:

Расстегнутый пиджак – открытость, свободное поведение

Руки разведены в стороны, плечи приподняты – недоумение, бессилие.

Попытки приблизиться к партнеру по общению – стремление достичь более дружеских взаимоотношений

Ноги (все тело) обращены к выходу – желание закончить беседу

Преувеличенно внимательная манипуляция предметами (ручка, карандаш), отстукивание им каждого слова – раздражение

Приложение 3.

Как вести себя на интервью.

  1. Вам необходимо тщательно подготовиться к интервью. Желательно научиться давать точные и краткие ответы. Они могут быть двух типов: общие, которые пригодятся в любой организации, и конкретные, ориентированные на определенного работодателя. Приготовьтесь к интервью дома. Прежде всего обдумайте ваши ответы на вопросы, которые могут быть заданы в обязательном порядке. При этом будьте готовы к неожиданным и неординарным вопросам, типа “А чем вы лучше других претендентов?”. Чтобы ответить на них, подготовьте краткие примеры, свидетельствующие о вашем отношении к работе, демонстрирующие ваши деловые качества.
  2. До начала интервью попытайтесь, как можно больше узнать об организации, в которую вы идете на интервью: ее масштабы, направление деятельности, организационную структуру, последние достижения. Это поможет убедительно мотивировать свое желание работать именно в этой организации.
  3. Договариваясь о собеседовании, точно запишите время, адрес, телефон, фамилию человека, пригласившего вас на интервью.
  4. Ваш внешний вид очень важен. Оденьтесь по деловому.
  5. Одежда должна быть спокойных тонов. Прическа и макияж - скромными и деловыми.

  6. Отправляясь на интервью, имейте запас времени: лучше придти пораньше, чем опоздать.
  7. Язык тела может много рассказать о вас. Многие люди предпочитают крепкие рукопожатия и прямой визуальный контакт. Сидите прямо, но расслаблено. Вы должны произвести впечатление уверенного в себе и своей работе человека. Слушайте своего собеседника внимательно и обратите внимание на его движения.
  8. Интервью обычно начинается с приветствия и легкого разговора. Если вас рекомендовали на эту работу, то пришло время для подкрепления рекомендаций.
  9. Разговор с работодателем лучше обдумать заранее и представить в форме сжатого монолога, чтобы собеседник не вытягивал из вас односложные ответы, а лишь уточнял детали.
  10. После интервью не забудьте поблагодарить работодателя и спросите его, как вам следует ждать ответа.
  11. Если вы поняли, что эта работа вам не подходит, не сидите со скучающим видом. Используйте эту ситуацию для тренировки.
  12. Стремясь найти работу, постарайтесь везде оставить о себе хорошее впечатление. Даже, если вы получили вежливый отказ, это еще не означает, что дверь организации закрылась перед вами навсегда.

О чем может спросить работодатель

Чего не следует говорить в ответ

Как лучше ответить

Почему вы считаете, что справитесь с этой работой? Рассказывать свою биографию Сообщить о том, что вы конкретно умеете и способны сделать для организации
Какой у вас опыт? Перечислять все места, где вы работали Подробно рассказать о своих достижениях в направлении, интересующем фирму
Ваша самая большая слабость? Торопиться с самокритикой Упомянуть недостатки, никак не влияющие на ваши профессиональные качества
У вас в резюме написано то-то… “К сожалению, я составил(а) его давно и уже не помню деталей” Давайте четкие и короткие ответы по существу, подтверждайте фактами каждое утверждение
Как вы себя видите через несколько лет? “Я занимаю такую–то должность” “Я бы хотел(а) работать в вашей организации, надеюсь, что новые навыки помогут моему продвижению”

Литература:

  1. Клюева Н. В. Программы социально – психологического тренинга. Ярославль, 1992.
  2. Путеводитель по профессиям. Сост. Курмангазиева М., Кокимбаева А., Алматы, 1998.
  3. Пери Н., Ванзандт З. Фокус на будущем. Программа развития карьеры для учеников старших классов. Алматы, 1998.
  4. Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. Санкт – Петербург, 2001.