Конкурсы папа мама я оригинальные. Сценарий спортивного конкурса "папа, мама и я - спортивная семья". Веселые конкурсы для детей

Патриотическое воспитание детей в ДОУ

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Статья "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста".

Автор: Николаева Лидия Сергеевна, воспитатель МАДОУ "Детский сад "Семецветик" с. Лычково, Демянского района, Новгородской области.
Описание : материал для детей старшего дошкольного возраста и педагогов детских садов. Цель: воспитание любви, чувства патриотизма к своей Родине.

Патриотическое воспитание дошкольников - одна из приоритетных задач. Это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе - это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия, начиная с самого детства. Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к народной памяти, к традициям. Для ребенка Родина начинается с родного дома, любовь к Родине, привязанность к земле, традициям входит в понятие «патриотизм». Ведь с детского сада мы проявляем интерес к селу,в котором живем. Даем представление, некоторые сведения о его истории. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка. Знакомство с историей начинается с образовательной деятельности, которая помогает обратить внимание детей на самих себя, на основе познания себя формируется воспитание гордости, желание стать "продолжителем" традиций.
В стенах детского сада «Семицветик» проходит патриотическая акция, посвященная празднованию освобождения села Лычково от фашистких захватчиков. Провела цикл мероприятий, совместно с родителями: оформили стенд «Это все война Демянск-Лычково», выставка рисунков к Дню Защитников Отечества.


Работа ведется систематически и последовательно в образовательной деятельности. Знакомство с материалом включается в разные виды деятельности при использовании разных методов: наблюдения, беседы, экскурсии, самостоятельная деятельность. При таких разнообразных приемах интеграции видов деятельности детей побуждаю их к творческой деятельности. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, на конкретных фактах из жизни людей необходимо привить такие понятия, как «любовь к Отчизне»,"ненависть к врагу". Важно ребенка подвести к пониманию, что мы победили, потому что любим свою Родину, чтим своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Неизменно живет традиция чтить память погибших воинов. Много памятников стоит на Новгородской земле. Люди не могут забыть тех, кто похоронен в братских могилах. Дети должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Мы с воспитанниками в рамках тематических мероприятий постоянно посещаем памятники, мемориалы, установленные в нашем родном селе Лычково.



Мы с детьми ходили к памятнику и возложили цветы в знак благодарности погибшим. Патриотизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию, когда читаем книги о Родине,рассматриваем иллюстрации о войне. Важно, чтобы дети в детском саду познакомились с такими произведениями, на них они учатся сопереживать. При чтении книги Я. Длуголенского «Не потеряйте знамя», дети узнают, как солдаты учатся быть смелыми, как берегут знамя, дорожат честью.
Посетили с детьми МУК «Центр изучения истории и культуры». Руководитель музея Е.А.Дудник рассказал много интересных фактов, которые произошли в годы Великой Отечественной Войны. Дети узнали,что в годы войны фашистские летчики разбомбили 12 эшелонов с ленинградскими детьми, которых везли из Ленинграда в эвакуацию. В живых осталось лишь 18 детей.


Детей заинтересовал макет обороны железнодорожного моста.


И они решили сделать такой же в группе и обыграть его.


Поддерживая традиции, мы горды Великой Победой, за которую наши предки заплатили собственной кровью и ценою своих жизней!!!Поздравляем всех с наступающей годовщиной - 70-летием Победы в Великой Отечественной Войне!!!

Ирина Гончарова
Патриотическое воспитание в детском саду

Патриотическое воспитание в детском саду

Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду , с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение широкого круга задач : воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.

В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план. В 80 – 90-е годы была распространена точка зрения, что в дошкольных учреждениях не следует «политизировать» педагогический процесс, тем более что многие исторические события не столь однозначны. Результат такого отношения – дефицит духовности и доброты, отсутствие любви к Отчизне. В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений. Кроме того, значительное внимание уделяется правовому развитию и проблемам социализации подрастающего поколения.

Цель : Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи :

Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада , родного города. Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города. Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению. Воспитывать уважение к труду разных профессий. Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять. Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать. Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом. Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника. Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах. Воспитывать гордость за россиян , достигших успехов в разных областях деятельности : сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании. Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Реализация целей и задач патриотического воспитания

Для того чтобы стало возможным реализовать цели и задачи, педагоги и воспитатели создают взаимообусловленные и взаимосвязанные условия эффективной педагогики :

Знакомство с окружающей природой родного края, а так же ознакомление с ее характерными особенностями.

Проведение наблюдений за состоянием определенных объектов в различные времена года.

Организация земледельческого труда в определенный сезон года в природе. Это может быть посадка деревьев, кустов, посев овощей или цветов.

Организация продуктивной, игровой и творческой деятельности ребенка, где он сможет проявить заботу о человеке, сочувствие, заботу о животных и растениях в различные времена года, приспосабливаясь к новым условиям жизни.

Сотрудничество воспитателей и педагогов детского сада со всеми членами семьи ребенка.

Методы патриотического воспитания дошкольников

Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей :

Экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т. д. ;

Рассказ воспитателя ;

Наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе ;

Беседы о родном городе, стране, ее истории;

Показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

Прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр. ;

Использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр) ;

Ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.) ;

Знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр. ;

Организация тематических выставок;

Участие в общественных и календарных праздниках;

Участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Патриотическое воспитание хорошо сочетается со всеми остальными направлениями государственного стандарта :

Речевое развитие (беседы, поговорки, пословицы, загадки, составление рассказов, пополнение словарного запаса);

Развитие ребенка в музыкальной деятельности, песни, народные игры, праздники, танцы народов нашего края);

Трудовое обучение (знакомство с трудом людей нашего края, экскурсии в школьный краеведческий музей, занятия в экологическом кабинете, знакомство с народными промыслами Астраханского края);

Развитие конструктивной деятельности (знакомство со знаками Солнца, Земли, Воды, постройка из строительного материала села нынешнего и будущего времени);

Развитие изо-деятельности (знакомство с народно- прикладным творчеством своего края –рисуют, лепят, создают аппликации);

Развитие элементарных естественно- научных представлений (наш край : пески, раскаты, озера, бугры, животный и растительный мир);

Развитие экологической культуры (бережно относиться к флоре и фауне, не губить, а приумножать природные богатства);

Развитие представлений о человеке в истории и культуре (развитие социального и правового сознания у детей, развитие представлений об истории нашего народа);

Физическое развитие и здоровье (на прогулках, экскурсиях, проведение спортивных развлечений и праздников, разучивание подвижных игр);

Художественное развитие (знакомство картинами художников нашего края, стихами и песнями) .

Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость» ; так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле. Вот поэтому патриотическое воспитание дошколят через приобщение к природе и истории родного края – является одной из основных задач дошкольного учреждения.

Патриотическое воспитание в детском саду.

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Задачи патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста включают:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

Знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

Проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

Организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.

Патриотическое воспитание детей реализуется в дошкольных образовательных учреждениях по различным программам.

Реализация программы направлена на решение следующих задач:

1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по патриотическому воспитанию

2. Сформировать комплекс нормативно- правового и организационно- методического обеспечения системы патриотического воспитания.

3. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи

4. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России

5. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - герба, Гимна, Флага.

6. Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.

Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Наиболее идеологически незащищенными оказались дошкольники. В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начли формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси X- XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских.

Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.

Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

А теперь давайте рассмотрим, что же включают в себя «Пути и средства патриотического воспитания русского человека»:

1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.

2. Взгляды на патриотизм в летописях.

3. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).

4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.

5. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль

6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность.

Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:

1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Мы широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Другим важным направлением нашей работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

5. Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе.

6. Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. А зачем детям - дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому мы проявляем корректность в отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.

Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по трем направлениям:

1. Работа с детьми

2. Работа с родителями

3. Методическое сопровождение.

Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

1. Знакомство с родным городом, его историей

2. Знакомство с родным краем и Россией

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.

4. Знакомство с былинными героями и их подвигами

5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.

В процессе реализации проекта по работе с детьми используются: игры – занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, экскурсии на предприятия города, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, занятия в музее детского сада и города.

Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, картинной галереи и т.д.

Данный проект предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни отдельного человека – героя и страны, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс маленького гражданина.

Педагог организует предметно-развивающую среду с учетом данного проекта, ведет подборка художественной литературы, готовит презентации, посвященные памятным датам, разрабатывает конспекты игр-занятий и сценарии развлечений.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Чем мы можем гордиться так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти Иванами не помнящими родства.

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.


Г.о. Тольятти

МБУ д/с № 147 «Сосенка»

Воспитатели высшей квалификационной категории:

Куклева Г. Г.

Синельникова И. Н.

Измайлова М. Х.

Патриотизм - это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание - это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Актуальность патриотического воспитания

Дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.

Цели и задачи

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:

  • формирование нравственно-духовных особенностей личности;
  • формирование чувства гордости за свою нацию;
  • формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
  • формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Формы и методы организации работы

Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.

Вторая часть методологической работы - это семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками:

  • обустройство патриотических уголков в ДОУ;
  • организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;
  • организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
  • проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам

Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.

При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию «Голубь мира», изготовив вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мирной жизни. Для самого мероприятия выучить военные песни («Катюша», «День победы» и т. п.), стихотворения соответствующей тематики. Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны в рамках проекта «Такое разное детство: война и мир».

При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например, праздник-поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну.

Посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.

Народные праздники

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям.

Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение.

Празднование Масленицы можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы - блины, к их изготовлению можно привлечь родителей, устроить своеобразную ярмарку.

Свои символы есть и у праздника Пасхи. Проводится занятие по росписи пасхальных яиц. Здесь существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои художественные способности.

Спортивные игры

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции.

Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике, например, посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как:

  • «Меткий стрелок» - метание мячиков в цель.
  • «Быстрый наездник» - соревнование-эстафета по скачкам на резиновых лошадках или больших мячах.
  • «Самый сильный» - выталкивание плечом соперников за границы мата.
  • «Богатырская помощь» - разобрать по кубикам вход в пещеру и спасти прекрасную девицу.

Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества для учащихся старшей и подготовительной группы можно организовать военную игру «Зарничка», в которой папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.

Занятия по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России».

Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.

Занятия можно проводить с помощью информационно-комуникационных технологий. Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, запастись аудиозаписью гимна.

Последовательность проведения занятия может быть следующая:

  1. Вступительная часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны.
  2. Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Можно провести игру «Сложи флаг».
  3. Знакомство с гербом. Воспитатель объясняет детям само понятие герб, проводит игру «Придумай и нарисуй герб своей семьи».
  4. Прослушивание государственного гимна.
  5. Заключительная часть, в которой проверяется, как дошкольники усвоили материал.

Раскрытие темы малой родины

Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте к его традициям и быту.

Одним из способов является организация в ДОУ краеведческого мини-музея. В нем можно собрать коллекцию старинных вещей, характеризующих быт, образцы изделий народного творчества (вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки).

Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей.

Также проводятся познавательные уроки. Для занятий выбираются соответствующие темы по патриотическому воспитанию. Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях края, изучают народный фольклор.

Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТОЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Отдел методики преподавания
учебных дисциплин

Патриотическое воспитание в детском саду

Реферат
Бадуненко Елены Анатольевны
слушателя курсов
повышения квалификации
воспитателей дошкольных
образовательных учреждений,
воспитателя ГБ ДОУ №7
г. Алчевска

Алчевск 2017

Глава 1. Воспитание любви к родному городу как составляющая часть патриотического воспитания. 6

1.1 Сущность патриотического воспитания......................................................7

1.2 Задачи и содержание патриотического воспитания дошкольников. 9

Глава 2. Педагогические условия воспитания любви к родному городу у старших дошкольников. 10

2.1 Способы реализации привития любви к родному краю………………...10

2.2 Деятельность дошкольного учреждения по ознакомлению детей с родным городом. 14

Заключение 19

Список литературы 21

Введение

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм якобы должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Все люди разные, кто-то довольствуется минимумом, а кому-то, сколько ни дай, все равно будет мало. Поэтому ответ на вопрос, надо ли воспитывать чувство патриотизма, на мой взгляд, может быть только утвердительным. Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере неразумно. Родина такова, какой мы сами ее делаем. Проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения выпали из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.

Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему даже уехав с родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в другом городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края. Мы точно знаем: это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Природа очень рано входит в жизнь малыша. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Погружаясь в мир природы, впитывая его звуки, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. Поэтому во все времена и у всех народов общение с природой, стремление понять, познать ее законы всегда рождало желание сделать свой край еще прекраснее.

В чем же актуальность данной темы? В настоящее время среди наиболее острых проблем выступает и проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, к своей малой родине.

Дошкольный возраст имеет свои возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе отношения к малой и большой Родине, воспитание основ гражданственности. Основой в воспитании дошкольников гражданских чувств является накопленные детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развития интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут:

    духовно обогатить ребёнка,

    поддержать его интерес к прошлому и настоящему,

    воспитать любовь к своей малой Родине.

Цель нашей работы: создание условий для привития любви к родному краю;

содействие развитию патриотического воспитания в дошкольном учреждении;

обеспечение условий для воспитания любви к родному краю.

    познакомить ребёнка с прекрасным миром родной природы;

    пробудить любовь ребёнка к Родине, которая начинается с порога, отчего дома;

    научить бережно, относиться к окружающему его миру: растениям, животным, воде, земле, воздуху, людям;

    приобщить к сельскохозяйственному труду, воспитывать уважение к человеку труда;

    знакомить с историческим прошлым и культурой родного края;

    воспитать интерес и уважение к обычаям народов Донбасса.

Глава 1. Воспитание любви к родному городу как составляющая часть патриотического воспитания.

Знание родного края – наша
сила и величие Родины.

Ф.А. Щербина

Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для духовно-нравственного воспитания, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего возраста. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине.

Чувство патриотизма зарождается на основе любви к Родине (малой и большой, своей семье, обществу (культуре, истории, государству. С самого раннего детства ребёнок учится не только ходить, говорить, но и любить. Любить родителей, семью, малую и большую Родину, гордиться сначала своей семьёй, а затем и своей страной. Именно в семье, родителями, изначально прививается любовь к родному краю, преданность памяти своих предков и гордость за них. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируелюбовь к малой и большой Родине.

1.1 Сущность патриотического воспитания.

Современное понимание патриотизма характеризуется вариативностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.
Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Диапазон толкования термина очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно унизительного.
Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Князьков: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости».
И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
В дошкольном учреждении всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу.
Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.
Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого.
Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.
Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.
В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.
Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию.
Поведенческий – выполняет диагностическую функцию. Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте.
Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.
У дошкольников представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу старшего дошкольного возраста. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.
Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний.
Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).
В дошкольном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.

1.2 Задачи и содержание патриотического воспитания дошкольников.

Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.
Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у детей определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Глава 2. Педагогические условия воспитания любви к родному городу у старших дошкольников.

2.1 Способы реализации привития любви к родному краю.

Работа по воспитанию любви к родному краю нравиться не только ребятам, но и воспитателям, родителям. Данная работа очень нужна, ведь если ребёнок знает, сколько усилий нужно приложить, чтобы вырос хлеб, такой ребёнок никогда не бросит кусок. Научив детей чувствовать себя едиными с природой, можно быть спокойными, они не сломают дерево, не будут засорять водоём.

И, конечно, если ребята будут знать, сколь необычна история нашего края, какими славными делами прославили себя земляки, им будет, чем гордиться, за что любить свою маленькую Родину.

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений - колыбельных, а затем и других форм устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию.

В повседневной жизни общение с ребёнком часто сопровождаю прибаутками. Это небольшие весёлые произведения или высказывания, нередко в стихотворной форме. Как правило, они описывают короткую забавную ситуацию, насыщенную действиями. В целом прибаутки развивают у ребёнка творческое воображение и, вовлекая его в словесную игру с быстрой сменой событий, учат его мыслить быстро и образно.

Использование в работе небылиц которые очень близки к прибауткам, предлагают ребёнку уже не просто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию (отсюда и название – «небылицы»). В основе небылицы - парадокс, её мир вывернут наизнанку. Сопоставив его с реальным положением вещей и убедившись, что «так не бывает», ребёнок учится ориентироваться в действительности, различать реальность и вымысел, возможное и невозможное.

Уже с младшей группы нужно знакомить детей со считалкой, одной из самых живых и подвижных фольклорных форм, считалка легко допускает импровизацию и отвечает стремлению ребёнка к словотворчеству. Кроме того, считалки развивают чувство ритма - ведь именно ритм организует художественное пространство считалки: отсюда параллелизм в структуре предложений, динамичные фразы и яркая концовка.

Также в работе необходимо использовать и народные загадки - краткие иносказательные описания предметов или явлений. Загадка представляет собой вопрос, на который ребёнку предстоит ответить, и вряд ли что-то так стимулирует мыслительную активность маленького человека, как это небольшое произведение словесного искусства. В основе загадки лежит один из самых выразительных художественных приёмов - метафора. Загаданный предмет не называется впрямую, указываются лишь его признаки, причём в опоэтизированной форме: «Сидит девица в темнице, коса - на улице». Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними.

Использование пословиц и поговорок необходимо для привития любви к родному краю. В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую формулу поведения. Это афористические, образные и логически законченные изречения с поучительным смыслом: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» В пословицах находят отражение едва ли не все сферы человеческой жизни и нормы морали, актуальные во все времена. С помощью пословиц пытались передать новому поколению прописные истины, следование которым обеспечивало бы успех и благополучие, поэтому зачастую их адресовали именно детям.

В целом пословицы и поговорки развивают образное мышление и учат развивающегося ребёнка за внешней стороной явлений видеть самую суть.

Работу по воспитанию любви к родному краю нужно начать с изучения литературы и систематизации материала в картотеке.

Перед тем, как приступить к планированию работы, необходимо провести анкетирование родителей, беседы с детьми для выявления уровня знаний, диагностику.

Оценка осуществляется по таким критериям: 1. Знание государственной, городской символики. 2. Знание и применение пословиц, поговорок, их нравственная оценка. З. Народные праздники (Масленица, Рождество, Пасха). 4. 3нание русских, народных сказок. 5. Национальные костюмы. 6. Знание известных людей города и России.

В работе нужно использовать разнообразные формы, такие как посещение краеведческого музея города; памятников; изучение краеведческой литературы о городе и крае; организация выставки фотографий и открыток; сбор и систематизация пословиц и поговорок, отражающих разные стороны жизни русского народа; посещение Областной детской юношеской библиотеки.

Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания. Широко использую все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черта русского, присущие им нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, приобщаю детей к нравственным общечеловеческим ценностям.

Любовь к Родине, к своему народу начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

При организации работы в данном направлении используются специально организованные занятия, экскурсии по родному городу, оформление семейных альбомов, сюжетно - ролевые игры, богатейший материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки.

Развивала умение у дошкольников проявлять интерес к истории, народной культуре, фольклору, к городу, в котором они живут, к стране. На занятиях и экскурсиях «Наш детский сад», «Природа своего края», «Улицы города» и «Праздничный город» дети знакомились с памятными местами и достопримечательностями, особенностями родной природы, с символикой и с известными людьми страны.

В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, воспитывала интерес к прошлым и сегодняшним событиям города. Нужно как можно больше читать с детьми, инсценировать сказки, участвовать в народных играх и праздниках: Рождество, Масленица, Пасха и День смеха.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно, проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей.

Для реализации воспитания любви к родному краю должны организовываться занятия в группе, проводиться наблюдения, проектная деятельность: «Как сарафан в поле вырос», «Что такое волокно», «Богатыри земли русской», «Путешествие хлебного зернышка». Должны сформироваться конкретные представления о предметах быта, их назначении, проходить знакомство с различными материалами - бумагой, деревом, тканью.

Необходимо создать книгу «Откуда хлеб пришёл»; проводить конкурсы для родителей: поделки из фруктов и овощей, кормушка для птиц, Символ года.

Большое место в организации работы по теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Нужно использовать игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами, игры- драматизации по сказкам с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной. Очень важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям народной культуры, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, восхищение.

Через игру, систему занятий, организацию выставок поделок и рисунков нужно дать представления о разнообразных произведениях декоративно-прикладного искусства, об их назначении и особенностях, традициях образов, узоров, орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями.

Так же немаловажную роль в воспитании любви к родному краю играют и родительские собрания. Необходимо провести родительское собрание «О важности патриотического воспитания дошкольников», консультации: «Мой Донбасс», «Традиции народов России», «Надо ли знакомить ребёнка с устным народным творчеством». Совместно с родителями и детьми важно посещать краеведческий музей, занятия в Областной Детской Юношеской библиотеке. Мамы и папы должны участвовать в создании книг «Природа Донбасса» и «Путешествие Звёздочки», в фотовыставке «Я и моя мама», «Зимние забавы», в конкурсах рисунков и поделок «Дары леса», «Символ года», «Друзья природы», «Здравствуй, солнце», «Памятные места Донбасса», «Кем я хочу стать».

2.2 Деятельность дошкольного учреждения по ознакомлению детей с родным городом.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.
Родной город… Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно – близких людей.
Такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг” и т. д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Задача воспитывать у детей чувство привязанности, о какой – то части родного города по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе “За что я люблю свой город” дети вспомнят то, что о нем узнали.
Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице, в парке и т.п.
Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи…)
Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов.
Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу. Люди берегут и охраняют природу. Есть общие профессиональные и общественные праздники.
Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Взрослые должны рассказать о городе, показывать его. Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Дети вместе со взрослыми ездят по городу. Иногда экскурсии организуются детским садом. Взрослые рассказывают детям о своих любимых местах, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группками людей на троллейбусных и автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно темным, витрины магазинов - особенно нарядными...
Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребенок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города.
Воспитатель может провести беседы о памятниках, театрах и т.д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Необходимо чтобы дети принимали участие в праздновании дня города. Свои впечатления дети должны отразить в рисовании, конструировании. Можно изготовить подарки к праздникам.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.
Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Следует подчеркнуть еще раз, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью.
В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Продолжением данной работы является знакомство детей с гимном, флагом и гербом государства.
В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины. Это заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.
Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника.
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной жизни. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся, обращаем внимание на те стороны нашей жизни, которых еще лет десять назад просто не замечали, мы стали ответственнее. Возможно именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чем образованнее, требовательнее к себе педагог, чем больше он знает о стране и происходящих событиях, тем сложнее ему воспитывать в детях чувство любви к Родине.
Семья - первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.
Постепенно ребёнок пронимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей республики. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

Заключение

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Одним, из приоритетных направлений в дошкольном учреждении, является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт К. Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
К данной проблеме в свое время обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
Таким образом, комплексный подход к патриотическому воспитанию представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту

Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности.


Список литературы

    Александрова, Е.Ю., Гордеева, Е.П., Постникова, М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст]: учеб. пособие / Е. Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М. П. Постникова - М.: Учитель, 2007.

    Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие [Текст]: учеб. пособие / О.Н. Банникова - М.: АРКТИ, 2007.

    Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Кондрыкинская - М.: Сфера, 2011.

    Логинова, Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Логинова - М.: Скрипторий, 2008.

    Новицкая, М.Ю. Наследие: Патриотическое воспитание в детском саду [Текст]: учеб. пособие / М. Ю. Новицкая. - М.: Линка - Пресс, 2010.

    Елисеева Т.П. "Детский сад и семья: современные формы взаимодействия". Минск ООО Лексия 2004г.

    Колпачук О.С., Добрицкая И.Г. «О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» // Гармонизация психофизического и социального развития детей. – Мн., 2006.

    «Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении» Базисная программа и методические рекомендации.2-е изд-е, перераб. и доп-ое. /Е.А. Панько, А.И. Васильева, А.Н.Белоус и др. - Мн., 2000.

    Панько Е.А. Психология личности и деятельности педагога дошкольного образования: Монография / Е. А. Панько. – Минск: БГПУ, 2005.

    Лордкипанидзе Л. Н. Книга о детях для думающих взрослых или путешествие до пути развития личности /Л. Н. Лоркипанидзе. –СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2000.

    Петрикевич А.А. Воспитание любви к природе у детей старшего дошкольного возраста: программа и методические рекомендации / А.А. Петрикевич. – Минск: НИО, 1997г.