Пинхол камера из спичечной коробки (30 фото). Что такое пинхол? Принцип работы камеры пинхол

Меня давно интересуют различные фотографические процессы и пинхол в частности,
поэтому решила сделать с друзьями мастер-класс по этой теме. В процессе которого мы сделали из банок камеры и пофотографировали ими.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Что такое фотография? фото - от др.-греч. фото/фотос - свет, граф - пишу.
Так и есть, все что мы видим - это свет, отраженный от предметов. В фотографии свет(изображение), проходя через объектив попадает на светоулавливающий элемент(раньше пленка, а сейчас матрица).

Но как свет попадает в объектив? Это кажется совершенного логичным, поскольку наш глаз видит по тому же принципу.

Все замечали, что зрачки становятся больше в темноте и уменьшаются при ярком свете, подобно диафрагме? =D

Леонардо да Винчи в 16-ом столетии дал описание эффекта: "Когда изображения освещенных объектов проходят через маленькое круглое отверстие в очень темную комнату..., Вы будете видеть на бумаге все те объекты в их естественных формах и цветах"

Благодаря этому свойству света была изобретена революционная вещь, послужившая основой для создания фотоаппарата - камера обскура.

Способность крошечного отверстия формировать изображение бала известна тысячи лет назад кочевым племенам Северной Африки, которые жили в палатках из кож животных. Крошечное отверстие в палатке проецировало изображение снаружи.

Камера обскура (лат. camera obscūra «тёмная комната») - простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов.

Наблюдать этот эффект, как делали древние философы и ученые, мы можем и в своей комнате . Для этого нужно затемнить комнату(заклеить окна светонепроницаемым полиэтиленом) и сделать небольшое кругое отверстие. И наслаждаться проекцией перевернутого вида из окна на своей стене. Очень красивую серию фотографий на эту тему сделал Абелардо Морелл:


Видео иллюстрирующие процсесс и сам эффект

Художники использовали камеру для правильной передачи перспективы, сначала как рисовальные "комнаты",
позднее появилась портативные (и не очень) рисовальные камеры обскуры из дерева, с простейшим объективом для улучшения резкости, зеркальцем переворачивающим изображение,и стеклом, на которое клалась бумага. Такой большой видоискатель =)



Рисовальные камеры пользовались огромной популярность и их разновидностей существовало бесчисленное множество.
Вот, панорама нарисованная по частям, с использованием камеры.

В прошлом обскура использовалась для изучения затмений. Иллюстрация камеры обскуры астронома Гемма Фрайзуса De Радио. Он использовал крошечное отверстие в затемненной комнате, чтобы изучить солнечное затмение 1544 года.

Этот же эффект можно наблюдать во время затмения в тенях от листвы деревьев и других предметов с отверстиями =D

Но вернемся к пинхолу. (англ. pin - иголка, hole - отверстие)
Это простейший фотоаппарат без объектива и каких либо линз - что дает 2 преимущества - отсутствие искажения и бесконечную резкость. То есть нет возможности сфокусироваться и чем-то одном.

Есть несколько способов фотографированя - на пленку, сразу на бумагу или же сделать пихол из цифрового фотоаппарата.

СЪЕМКА СРАЗУ НА БУМАГУ

Я с друзьями остановилась на втором способе, поскольку он проще и интереснее.
Что для этого нужно?

СБОРКА ФОТОАППАРАТА

1) банка - наш фотоаппарат.
Есть много банок и от этого зависит сам результат. Если использовать коробку и расположить бумагу параллельно отверстию, кадр получится правильным по пропорциям, как он есть.

Если же скручивать бумагу, использую круглые, конусообразные банки - изображение исказится.
Такие пинхол камеры называются анаморфы.

выбор банки сильно влияет на то, что в итоге получится. Влияет не только форма но и расстояние от отверстия до бумаги.

Итак, у нас было 2 таких банки-анаморфа (крайне удобные!)

и две без крышек, крышки пришлось делать.

Банка красится внутри черным, чтобы стенки не отражали свет. Проделывается отверстие около сантиметра либо в крышке, либо в стенке(в него затем вклеиться пластинка с более мелкой дыркой-объективом). Мы сделали отверстия сверху, посередине крышки. Так же отверстие может быть не одно, а несколько.

Теперь само отверстие для съемки. Примерный размер отверстия должен быть около 0,3 мм. Для него нужна очень тонкий кусочек металла. Чем тоньше,тем лучше будет качество снимка. Самое подходящее - снять металлическую фольгу с греющей свечки. Так же можно использовать более тонкую фольгу, главное суметь проделать в ней аккуратную дырку =Р

Точный оптимальный размер отверстия для каждой камеры вполне можно рассчитать по формуле, предложенной английским физиком и нобелевским лауреатом лордом Рейли (Rayleigh) в 1891 году. Она учитывает волновые свойства света и размеры камеры. По этой формуле до сих пор рассчитывают практически все пинхолисты мира.

D = K * √F * λ

D — диаметр отверстия,
K — коэффициент = 1.9
F — фокусное расстояние, в данном случае это расстояние от отверстия до пленки
λ - длина волны света = 0,00055

Вырезаем пластинку и аккуратно проделываем в ней отверстие тонкой иглой, прокручивающими движениями ровняем края отверстия(нужно добиться идеального круга), шлифуя выпирающие неровности мелкой шкуркой.

Как только все нас устраивает (пластинка гладкая, тонкая и отверстие аккуратное и ровное),
можно приклеить наш "объектив" изнутри к банке.

Последнее это затвор. Можно придумать сложный затвор из системы картонок, а можно просто приклеить кучек бумаги на скотч. Главное чтобы закрывал дырку и удобно открывался,особо не сотрясая банку.

Готово! Снимать уже можно, но нужно иметь фотобумагу и химикаты для проявки + красное освещение.

ПРОЯВКА

Бумага - мы взяли сильноконтрастную глянцевую бумагу, высушиваемую в домашних условиях.
Химия - Проявитель и фиксаж Кодак (разбавляются по инструкции, многоразовые)
Ванночки - 2 шт. + ванночка для промывки с проточной водой и окончательной промывки.
Красная лампа - можно самостоятельно изготовить красный "абажур", можно купить красную лампочку, можно купить и покрасить простую лампочку. Главное чтобы цвет был теплый темно-красный.

Процесс проявки я рассматривать не буду, если интересно, то можно так же сделать отдельный пост.

СЪЕМКА

В темной комнате при красном свете(или в абсолютной темноте) вырезаем фотобумагу по форме банки и помещаем внутрь. Лучше предварительно вырезать из простой бумаги нужный размер под банку. В нашем случае бумага скручивалась и закрывала все стенки - это дало удивительный эффект панорамной бесконечности.

Закончив подготавливать банки, мы с ребятами пошли во двор и поставили экспонироваться их в разные места, какие показались нам достаточно интересными. Поскольку было пасмурно, нам пришлось оставить банки на 7-10 минут. (в основном повтыкали в сугробы Х)) При солнечной погоде экспонирование может составлять меньше минуты. Но все это уже проверяется в процессе, поскольку зависит и от отверстия и от банки и от пейзажа.

Пинхол – это простейший вид фотографического устройства, принцип действия которого основан на законе прямолинейного распространения света. К пинхолам относят камеры, которые не имеют объектива, вместо него используется маленькое отверстие диаметра менее миллиметра. Свет, распространяясь прямолинейно во всех направлениях от этого отверстия, создает изображение, одинаково сфокусированное в любой точке пространства. Получаемые с помощью пинхола оптические изображения отличаются огромной глубиной резкости.

Сегодня съемка таким простейшим безлинзовым фотоаппаратом становится все более популярной благодаря технической простоте и необычайно широким творческим возможностям, привлекающим внимание как начинающих, так и профессиональных фотографов.

Пинхол-камера является прародительницей всех современных фотоаппаратов. Упоминание о сформированном пинхолом изображении можно найти еще в работах философов Мо Цу в V веке до н. э. и Аристотеля в IV в. до н. э. Впервые изображение, полученное с помощью пинхола, было опубликовано астрономом Геммой Фрисиусом в 1545 году. Наконец, первая пинхол-фотография была получена в 50-е годы XIX столетия шотландским ученым Дэвидом Брюстером. Именно ему и принадлежит авторство этого термина – пинхол («pinhole» или «pin-hole»). Во второй половине XIX века многие фотографы обратились к экспериментам с пинхолами для того, чтобы передать в изображении определенную атмосферу или настроение. Массовое производство линзовых камер в XX веке привело к постепенному забвению пинхолов. Однако, в конце 60-х годов вновь начались эксперименты с пинхолами и интерес к этому виду фотографической съемки возвращается.

Как же работает пинхол-камера и в чем ее особенности? Лучи света, отраженные от объекта съемки, проходят через маленькое отверстие в стенке камеры и создают перевернутое изображение на фотопленке или фотобумаге. Таким образом, каждая точка исходного объекта формирует точку изображения на плоскости за отверстием. При этом, чем меньше размер отверстия в камере, тем резче будет полученное изображение . В тоже время при слишком маленьком размере отверстия свет будет его огибать, в результате чего резкость получаемого изображения понизится. Поэтому оптимальным считается размер отверстия от миллиметра до нескольких десятков микрон. Обычно оно проделывается в камере тонкой иглой в металлической фольге. Современные производители пинхол-камер используют для этой цели лазер, который позволяет контролировать точные размеры отверстия и получать абсолютно ровные края. Фотографический носитель можно поместить на любом расстоянии за отверстием.

Техническая простота конструкции пинхола обеспечивает широкий простор для экспериментов по созданию таких камер. Пинхол-камеры изготавливались из банок от кока-колы, обувных коробок, холодильников и других самых неожиданных предметов. Подобные камеры способны занимать целую площадь комнаты, благодаря чему зрители могут находиться как снаружи камеры, так и заходить внутрь нее. Но, пожалуй, самый популярный вариант конструкции пинхол-камеры – это изготовление камеры из обыкновенного спичечного коробка.


Все что для этого нужно в домашних условиях – лишь спичечный коробок, кусочек картона и фольги, моток изоленты, фотопленка, тонкая иголка и нож. В середине наружной части спичечного коробка вырезается отверстие, которое заклеивается алюминиевой фольгой. В ней с помощью иголки проделывается маленькое отверстие. Во внутренней части спичечного коробка прорезается рамка для кадра. Затвор пинхол-камеры делают из картона. Пленка проводиться изнутри коробка, а вся конструкция плотно заклеивается изолентой, чтобы в нее не проникал солнечный свет. Снимки с помощью такой пинхол-камеры получаются путем отодвигания картонки от отверстия в фольге на 3–10 секунд. Весь процесс изготовления камеры занимает всего полчаса.


Изображение, получаемое посредством пинхол-камеры, обладает своими уникальными особенностями. В первую очередь, это оптическое изображение не имеет такого распространенного в современной фотографии понятия, как глубина резкости. То есть объекты, расположенные близко и далеко от камеры, будут переданы одинаково резко. Все объекты, таким образом, сливаются в одну цельную картину, в которой нет разделения по планам. Пинхол в отличие от современных объективов передает реальность, никак не искажая ее.

Снимки, полученные с помощью пинхол-камеры, позволяют получить истинную картину миру, передать определенное настроение того или иного объекта. Особенностью такого изображения является еще и то, что оно не имеет каких-либо искажений. Хроматические и сферические аберрации, с которыми так борются производители линзовых камер, здесь просто не существуют. Оказывается, что для получения совершенного изображения совсем не требуются какие-либо оптические элементы или дорогостоящие линзы. Достаточно просто в домашних условиях самостоятельно сконструировать собственную пинхол-камеру.

Съемка с помощью пинхола заметно отличается от традиционной съемки посредством современных пленочных или цифровых фотоаппаратов. Прежде всего, для такой съемки обязательно используется штатив. Съемка при помощи пинхол-камеры также требует внимательного отношения к выдержке и точного расчета экспозиции. В частности, при съемке в пасмурный день или вечернее время выдержка может доходить до получаса и больше. Бывают ситуации, когда между открытием и закрытием затвора пинхол-камеры для создания качественного изображения, должно пройти несколько часов. При съемках в домашних условиях можно даже открыть затвор такой камеры при искусственном освещении и спокойно пойти поспать. Пинхол же четко зафиксирует то, что происходило в кадре за время экспозиции. Благодаря этому время словно становится осязаемым и начинает «жить» в каждой фотографии.

Современные цифровые камеры даруют нам возможность в оперативном режиме получить детализированную копию изображения благодаря своим уникальным техническим преимуществам. Однако, вместе с этим исчезает и определенное таинство или волшебство фотографии, которое было присуще процессу съемки в XIX и начале XX столетия. Работа с пинхол-камерой позволяет вернуться к истокам фотографии, к неспешному созданию правдивых и интересных снимков. В настоящее время пинхол-фотография становится все более популярной благодаря возможности поддерживать прямые взаимоотношения между фотографом и окружающим его миром. Пинхол – это волшебный контакт с действительностью и широкое поле для творческих экспериментов.

06-12-2018

Пинхол представляет собой упрощенный тип фотографической конструкции, и действует согласно закону прямого распределения световой энергии. Это необычные камеры с отсутствием объектива – его заменяет небольшая скважина, имеющая диаметр около одного миллиметра. Свет, распределяясь в прямом направлении и в разные стороны от скважины, образовывает рисунок, равномерно сосредоточенный в любом конце пространства. Приобретённые при помощи пинхола оптические рисунки, выделяются большой глубиной четкости. В настоящее время, съёмка такого рода незамысловатым безлинзовым фотоаппаратом, приобрела актуальность, которой способствуют особо богатые креативные возможности и техническая незатейливость. Такие характеристики притягивают к себе как фотографов-специалистов, так и тех, кто желает пробовать себя в данной сфере.

Известно, что пинхол-камера появилась за долго до всех фотоаппаратов. Ещё в V столетии до н.э., философ Мо Цу и в IV столетии до н. э. Аристотель, отобразили в своих трудах рисунки, созданные пинхолом. Первый раз, рисунок, образовавшийся при содействии пинхола, был явлен миру в 1545 году, известным астрономом Геммой Фрисиусом. И самое первое фото было сделано в 50-е годы, ученым из Шотландии, Дэвидом Брюстером. Он и заложил основание слова «пинхол». Уже в XIX столетии, начали проводить опыты с пинхолами, с целью передачи с помощью рисунка нужной атмосферы или расположения. Групповое изготовление камер линзовых отодвинуло пинхолы на задний план в XX столетии. Но, ближе к концу 60-х годов, работы с пинхолами вновь обрели распространенность и практичность.

Каким образом функционирует пинхол-камера и каковы её характеристики? Потоки световой энергии, которые отсвечиваются от предмета съемки, проходят через небольшую скважину в стенке камеры и образуют рисунок, перевернутого вида на фотобумаге или пленке. Вследствие этого, каждая из точек исходного предмета, создает точку рисунка на поверхности за скважиной. Стоит учитывать, что рисунок будет гораздо качественнее, если параметры скважины в камере будут минимальными. Одновременно, если параметры скважины очень маленькие, то четкость может быть крайне плохая. Вывод следующий: параметры скважины должны быть в пределах от одного миллиметра, до некоторого числа десятков микрон. В стандартных случаях, она делается в камере тоненькой иголкой в металлической фольге. Сегодняшние изготовители пинхол-камер, применяют в данных ситуациях лазер, разрешающий следить за наличием чётких параметров скважины и достигать идеально точных краев. Фотографический распространитель, достаточно поместить на любом промежутке за скважиной.

Техническая незамысловатость устройства пинхола, дает большую возможность для осуществления опытов по производству данных камер. Камеры изобретались из банок, в которых была кока-кола, холодильников, из коробок для обуви и иных интересных вещей. Они могут расположиться по всей комнате – это дает преимущество наблюдателям быть за пределами камеры, а также – внутри неё. Из всех испробованных ресурсов для камер, более удачным и актуальным является спичечный коробок.

Пинхол, сделанный из спичечного коробка

Если делать его дома, то понадобятся следующие предметы: упомянутый спичечный коробок, фольга, картон, фотопленка, изолента, нож и тоненькая игла. В средине верхней части коробки из-под спичек, вырезается скважина и тут же на неё наклеивается фольга алюминиевая. Фольга, в свою очередь, прокалывается иглой. Внутри коробки делается обрамление, предназначенное для кадра. Затвор в пинхол-камере, производят из картона. С внутренней части коробки выводится пленка, и всё устройство наглухо заклеивается приготовленной изолентой, во избежание попадания солнечных лучей. Процесс получения снимков осуществляется следующим образом: от скважины в фольге отодвигается картон, приблизительно, на 3-10секунд. Сама камера производится в течение получаса.

Однозарядная пинхол-камера, сделанная из банки от леденцов

Рисунок, образовавшийся с помощью пинхол-камеры, имеет свои необычные качества. Во первых, этот оптический рисунок не содержит такого современного положения, как глубина резкости. Проще говоря, предметы, которые находятся максимально близко и отдаленно от камеры, будут отображаться с одинаковой резкостью. Получается так: имеющиеся предметы соединяются в одно целостное изображение, которое не содержит разделения на планы. Особенность пинхола состоит в том, что он способен точно отображать действительность, не меняя её.

Кадры, сделанные пинхол-камерой, дают возможность достигнуть подлинного изображения, и представить состояние предмета на данный момент. Изображение имеет существенное преимущество – оно передается без всяких неточностей. Сферические и хроматические отклонения, которым противостоят изготовители линзовых камер, просто отсутствуют. Чтобы достигнуть идеального рисунка, не нужны всякие оптические предметы или дорогие линзы. Надо лишь дома попробовать самому соорудить личную пинхол-камеру.

Процесс создания изображения при помощи пинхола, значительно отличается от обычного, в зависимости от вида фотоаппарата: цифрового или пленочного. Первое, что надо отметить, для такой съемки обязательно применяется штатив. Также необходимо обратить максимум внимания на выдержку и четкий расчет положения. Например, когда снимание производится вечером или в облачный день, то выдержка может варьироваться до 30минут, а то и больше. Случается, в промежутке открытия и закрытия затвора камеры, для получения хорошего изображения, надо выждать некоторое количество часов. При создании изображения дома, можно оставить открытым затвор камеры на всю ночь. Кстати, освещение допустимо искусственное. Пинхол обязательно запечатлеет происходящее, за весь период его положения. Вследствие такого эксперимента, получится впечатление, что время можно наблюдать всегда, и оно передается каждым сделанным фото.

Сегодняшние цифровые камеры, обеспечивают получение максимально точного образа, в оперативном режиме. Такому результату способствуют особенные технические свойства. Но, одновременно, теряется какая-то тайна или мистика фотографии, характерная для съемки XIX столетия и начала XX столетия. Взаимодействие с пинхол-камерой разрешает возвратиться к началам возникновения фотографий, к формированию подлинных и замысловатых снимков. Сегодня пинхол-фото являются всё более актуальными, из-за имеющейся возможности сохранять прямые отношения между фотографом и окружающей средой. Пинхол представляет собой магическое соприкосновение с реальным миром и огромный потенциал для креативных фантазий.

В последнее воскресенье апреля знающие празднуют Всемирный день пинхол-фотографии (Worldwide Pinhole Photography Day). Праздник не так чтобы массовый, но отражающий одну из веток развития искусства фотографии – старательный уход от документальности и попытки побороть тождественность изображения и объекта.

Относиться к этому можно по-разному, но оспаривать растущую востребованность «бегства от тождественности», принимающего самые разнообразные формы (вспомним современный аналог объектива Петцваля, который с 2013 года выпускается на КМЗ) невозможно.

EOS 5D с пинхолом

Я неспроста вспомнил про Йозефа Питцваля: пинхол (или, если угодно, «стеноп» - фотоаппарат, роль объектива в котором выполняет маленькое отверстие) восходит к камере-обскуре, появившейся задолго до разработки объектива Петцваля, но ученый приложил руку и к пинхол-фотографии: считается, что именно он вывел одну из первых формул расчета оптимального диаметра отверстия пинхола, обеспечивающего резкость и контрастность получаемого изображения.

Вид спереди

Пинхол-объективы чаще всего мастерят самостоятельно: сделать пинхол своими руками совсем несложно и много легче, чем, скажем, монокль – берется крышка фотоаппарата и просверливается по центру, полученное отверстие закрывается фольгой, в фольге прокалывается отверстие. Ленивым фотолюбителям расстраиваться не стоит: на рынке встречаются предложения как от no-name китайских производителей, так и от известных фирм – например Kenko Pinhole lens 02. Покупной пинхол – теоретически – предпочтительнее именно тем, что – опять же теоретически – диаметр в нем рассчитан именно под ваш фотоаппарат (этим объясняется, например, присутствие вариантов для полнокадровых и «кропнутых» фотоаппаратов), а само отверстие отвечает необходимым требованиям (толщина материала, точность обработки краев).

Я взял у Владимира (www.foto-canon.com) безымянный китайский пинхол под полный кадр.

Комплект, изготовление и конструкция

Вид сзади

Комплект отсутствует – прозрачный пакетик, в котором лежит сам объектив. Конструкция от самодельных вариантов отличается незначительно: на фотографиях все наглядно видно. Добавлю лишь то, что пришлось затягивать один из трех крепящих винтов: гайка была практически лишь наживлена.

Впечатления

Кроп из угла кадра

Не могу сказать, что процесс фотографирования пинхолом и полученные результаты оставили неизгладимое впечатление, но попробовать определенно стоило. Думал посоветовать для коротания долгих зимних вечеров, но осекся: эквивалентные диафрагмы пинхолов мало подходят для съемок при недостатке освещения. Процесс даже в яркий день потребует терпения и штатива: не стоит рассчитывать на выдержки короче 1 секунды.

Готовьтесь лицезреть малейший мусор на матрице фотоаппарата – представьте, что вы сделали снимок на f/128: даже чистая по меркам f16 или – страшно сказать – f/22 матрица при съемке на пинхол покажет много нового (включая немалое количество горячих пикселей, вылезающих на длинных выдержках). «Бревно» на приведенном примере неожиданно появилось на серии кадров и загадочно-самостоятельно исчезло впоследствии.

Дисторсия

С аберрациями все в порядке – безлинзовый объектив свободен от большинства досадных огрех, привносимых оптикой. Геометрия правильная – показатель дисторсии сравним с погрешностью измерений.

Во фразе о пинхоле «очень большая глубина резко изображаемого пространства» советую заменить слово «резко» на «одинаково нерезко».

В целом я бы определил свое впечатление, как It’s been fun.

Заключение

Фотолюбители приземленные и заземленные рассматривают пинхол-фотографию (не с технической, а с эстетической точки зрения) как явление одного порядка с моноклестроением, использованием специальных объективов типа Lensbaby, размазыванием вазелина по переднему элементу объектива, вырезанием фигурных диафрагм и другой ломографией.

Им противостоят адепты и приверженцы, находящие самые неожиданные аргументы в пользу использования пинхола. На сайте у Дмитрия Каткова присутствует немало материалов по теме, цитаты оттуда:

«…если вы хотите передать грусть, печаль, унылость и зыбкость существования в этом бренном мире, безнадёжность и разочарование, лучшего технического средства не найти.»

«на самом деле полученные снимки - не главное. Дело в том, что это глубоко философское устройство…»

«Начав работать пинхол-камерой, … Вы будете понимать свет и цвет, дойдете до их сути.»

«…незабываемые ощущения свободы творчества.»

Закончу еще двумя цитатами из отменной статьи Игоря Брякилева «Что такое пинхол?»:

Порадовала: «Побочным результатом занятий пинхол-фотографией является приятное чувство независимости от производителей фототехники.»

Соглашусь: «Радость, доставляемая пинхол-фотографией, почти исключительно принадлежит автору, а зрителю - лишь настолько, насколько ему известно об обстоятельствах появления этого снимка на свет».

Советую попробовать.

Специально для Радоживы и для всех читателей статья о том, как фотографировать на консервную банку . Да, именно на консервную банку можно фотографировать, и это еще раз доказывает, что , а не какими средствами.

И так начнем. Нам понадобится, конечно же, консервная банка, содержимое можно скушать самому, либо угостить кошку, собачку и еще несколько простых вещей. В чем суть? Суть в том, что можно попытаться сделать пинхол (pin – острие, hole – дырка).

Вид пинхола на камере. Объектив «консервная банка»

Как делать:

  1. Нужно взять твердый материал, желательно что-то железное и чем толще будет металл, тем лучше.
  2. Сделать там маленькое отверстие. В идеале, отверстие должно быть сделано в прочном черненном материале лазером с диаметром меньше 0,15мм. Чем меньше диаметр отверстия — тем, в большинстве случаев, будет резче изображение.
  3. Нацепить полученный кусочек материала с отверстием вместо объектива на камеру.

Как сделал я :

Отрезал донышко консервной банки, прочертил две линии. Пересечение линий дало точный центр. В центре маленьким шурупом пробил маленькое отверстие. Иголкой выровнял края отверстия. Зачернил отверстие маркером . Посадил крышку на хвостовик КП-А\Н с помощью клея, чтобы он сел на камеру. Чуть изогнул края банки. Нацепил на камеру. Во время съемок была везде 30 секуд. Вспышка работала в режиме стробоскопа 30 импульсов по 1\16 мощности .

Недостатки установки :

  1. В силу малого диафрагмового числа на матрице будет видны почти все пылинки и любая грязь.
  2. Установка требует как физических так и интеллектуальных усилий, чтобы ее собрать, а потом пользоваться.
  3. Низкий контраст и детализация картинки.
  4. Невозможность фокусироваться. Причем, это означает, что до спуска затвора не видно в видоискатель компоновки кадра.
  5. Длительность процесса. Без вспышки такая установка требует нескольких минут .
  6. Для съемки нужна сама камера (body). Можно сделать и пленочный вариант без камеры, но это чуть сложней.

Вот, что получилось в миниатюрах:

Достоинства установки :

  1. Дешевизна . Объектив класса pinhole я сделал дешевле, чем за 1.у.е, консервы нынче дешевые.
  2. Никакого искажения перспективы . Так как в установке нет линз, нет и искажений.
  3. Огромная ГРИП (глубина резкоизображаемого пространства). Чем больше значения диафрагменного числа, тем большая глубина резкости. В данном случае можно добиться огромной ГРИП, так как в пересчете на значения получим где-то F40-F90.
  4. Патриоты любой страны могут пользоваться объективом произведенным именно на их родине. Вряд ли сейчас можно найти объективы, которые делают в Украине, но вот консервные банки очень популярны. Потому, можно гордо дописать Made in Ukraine или в любой другой стране и иметь уникальный объектив. Но, а если шутки отбросить в сторону, то доступность такой установки .

Особенности, на которые стоит обратить внимание :

Пинхол можно посадить на кольца для макросъемки, тем самым сделав угол обзора уже и добиться более длинного фокусного расстояния, либо наоборот, утопить в байонет поближе к зеркалу, сделал угол шире. Самый простой способ сделать пинхол – это просверлить крышку байонета для камеры. Я посадил кусок металла от консервной банки на хвостовик КП-А\Н, который валялся у меня без дела. Чем меньше дырочка — тем будет резче изображение, правда, тоже, до определенного предела. На глаз у меня получилась дырка диаметром в 0.5мм, но и это слишком много. В конце работы, я чуть расширил отверстие и получил вообще смазанные кадры.

Так что после прочтения данной статьи, можете быть твердо уверенными, что снимать можно даже на консервную банку, правда добиться хорошего результата будет сложновато.

Вывод :

Пинхол (камера-обскура) – интересный и очень дешевый вариант самого простого объектива с которым можно проводить фото эксперименты. Его не обязательно делать из консервной банки . Такого рода эксперименты дают понимание о работе камеры в целом и служат хорошим уроком начинающим фотографом. Да и сказать кому-то, что можно снять на консервную банку… не поверят ведь.

Буду признателен за +1, твит или лайк. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.