Самоопределение личности. Значение термина: референтная группа. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное

Нижегородские промпредприятия должны обеспечить «практически 100%-е участие работников, членов их семей, а также ветеранов» на предстоящих президентских выборах. Об этом говорится в методических рекомендациях, которые они получили. Источники „Ъ“ говорят, что письмо якобы пришло из регионального минпрома. Там свое участие в составлении и распространении документа отрицают. Руководители пром­предприятий разошлись в оценке методики привлечения сотрудников на выборы: одни считают, что ходить ли на выборы - личное дело каждого работника, другие, что таким образом дадут подчиненным возможность реализовать свое конституционное право.


Как говорится в «методических рекомендациях» (документ есть в распоряжении „Ъ“), основным принципом работы с избирателями должна стать «мягкость», принуждать к участию в выборах и использовать административный ресурс нельзя. Топ-менеджеры должны напрямую общаться с сотрудниками и привлекать лидеров общественного мнения («ЛОМ») к разговорам с ними. Также запрещается агитировать за конкретного кандидата. Привести сотрудников на выборы руководители предприятий должны в «пять касаний».

«Первое касание» подразумевает создание «группы внутренних референтных лиц» из сотрудников и ветеранов. Каждый из них должен обеспечить участие в выборах 25–30 работников, членов их семей и ветеранов. Информацию об этой «мобилизационной структуре» необходимо передать ответственному лицу в министерство (какое именно в документе не уточняется.- „Ъ“). Кроме того, руководитель должен сформировать систему получения и контроля информации - какой именно и для чего, не говорится. Ему также следует «построить управленческую вертикаль», чтобы руководить «мобилизацией» сотрудников на выборы.

«Вторым касанием» необходимо провести «мотивирующие» собрания с коллективом и ветеранами, на которые следует пригласить «ЛОМов». Ответственному за мероприятие министерство предоставит «речевой модуль», говорится в письме. Тем временем «референтные лица», используя личный авторитет, до 15 февраля должны проводить встречи и беседы с коллегами, мотивируя их прийти на выборы. Кроме того, предприятиям необходимо составить списки сотрудников с привязкой к участковым избиркомам. Отдельное внимание рекомендуется обратить на тех, кто проживает не по прописке. Вносить в список членов семей, работающих на других предприятиях, запрещается, чтобы избежать повторов.

«Третьим касанием» должны стать прямые обращения топ-менеджеров к трудовым коллективам и ветеранам. Образцы таких обращений необходимо направить в мини­стерство.

«Четвертое касание» - приглашение на выборы. В срок до 15 марта персональные приглашения должны быть вручены всем работникам и ветеранам с указанием места нахождения и времени работы их избирательных участков.

В «пятом касании» за один–три дня до выборов директорам предприятий советуют лично обзвонить всех сотрудников с помощью руководителей структурных подразделений, профкомов, «ЛОМов» и ­ветеранов.

Отдельным пунктом описывается работа руководителя предприятия и референтных лиц в день голосования. К середине дня им необходимо проконтролировать явку на избирательные участки, обзвонив сотрудников. На основании полученных данных следует уточнить списки непришедших и напомнить им о необходимости посетить избирательные участки. К тем, кто отказывается, с визитом могут явиться референтные лица или специальные «мобильные бригады», функционал которых в методичке не раскрывается. На каждом этапе работы промежуточные и окончательные результаты должны отправляться в министерство.

Представители нескольких крупных предприятий Нижегородской области сообщили „Ъ“, что получили методичку, но официально комментировать содержимое документа и свое отношение к нему отказались. Руководитель одного завода сообщил „Ъ“, что не хочет каким-либо образом советовать сотрудникам прийти на выборы, потому что это «личное дело каждого». На другом предприятии считают, что письмо носит общий рекомендательный характер и ни за кого не агитирует, поэтому руководство завода считает своим долгом дать возможность каждому сотруднику реализовать свое конституционное право.

В правительстве Нижегородской области отрицают причастность к распространению методических рекомендаций. Там заявили, что не разрабатывали и не рассылали такой документ. «Вместе с тем правительство выступает за предоставление гражданам максимальных возможностей по реализации своих избирательных прав и за их полное информирование об актуальных положениях законодательства о выборах. В этих целях оно будет осуществлять взаимодействие с предприятиями и организациями Нижегородской области в официальном порядке и в рамках действующего законодательства», - говорится в ответе в пресс-службы областного кабмина.

Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко назвал описанные в документе методы «мягкой административной мобилизацией», при которой «нет никакого принуждения, угроз и указаний за кого голосовать»: «Методы административной мобилизации дают разную эффективность в разных ситуациях и в разных аудиториях. Чем ближе человек к бюджету, тем больше вероятности, что он на эти мобилизационные методы среагирует. По моему мнению, явка работников промпредприятий будет ниже, чем сотрудников бюджетных организаций». ­Политолог считает, что перед чиновниками не стоит задачи за счет увеличения явки обеспечить максимальный процент голосов одного из кандидатов: «За кого голосовать, в данном случае это менее важно, потому что приоритет для власти - это повышение явки. Результат победителя в любом случае будет высоким. Несколько процентных пунктов значения не имеют».

Андрей Репин, ­Александра Викулова

Социальные связи современного человека многочисленны и многообразны, но не каждый, с кем человек знаком, оказывает на него влияние своим мнением. Такая возможность есть лишь у тех, кого психологи называют референтными лицами – у тех, кто значим для данной личности.

Референтное лицо и группа

Для дошкольника референтными лицами являются родители, для младшего школьника – учителя, для подростка – сверстники. Круг референтных лиц взрослого человека более разнообразен, в него включаются коллеги, начальство и многие другие люди. В любой социальной группе, особенно неформальной, наибольшей референтностью для ее членов обладает лидер.

Не всякий знакомый является референтным лицом. С другой стороны, таковым становится не только тот, с кем человек знаком и общается непосредственно. Это может быть политический деятель, религиозный лидер, известный артист и даже давно умерший писатель или философ.

Наряду с референтными лицами существуют и референтные группы, являющиеся для личности эталоном поведения, оценок и других норм. При этом реальная принадлежность к референтной группе необязательна. Достаточно вспомнить героя комедии Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве»: этот человек дворянином не является, что не мешает ему во всем ориентироваться на стиль жизни дворян.

Групповое влияние

Каким бы сильным ни было влияние референтной группы, воздействие группы, к которой человек реально принадлежит – пусть даже не по своей воле – тоже неизбежно.

Взаимоотношения личности с группой предстают в трех вариантах – конформизм, негативизм и нонконформизм.

Конформизм, или подчинение группе, может быть внутренним и внешним. В первом случае человек искренне разделяет и одобряет мнение, господствующее в группе, во втором – подчиняется большинству в силу необходимости, не соглашаясь с ним.

Негативизм – это противопоставление себя группе. При этом можно искренне считать себя независимой личностью, и внешне такое поведение выглядит независимым. Но в действительности негативизм – это тоже зависимость от группы, только «со знаком минус». Такой человек «принципиально» не станет читать книгу популярного писателя, которую «читают все», а если и прочитает – никогда не похвалит вслух, даже если ему понравится. Иными словами, он тоже оказывается несвободным от мнения группы.

Истинная независимость – это не негативизм, а нонконформизм: человек критически относится к мнению группы, принимая или не принимая его в зависимости от собственных установок.

Степень конформности поведения определяется многими факторами. В традиционном обществе, где велика роль авторитетов, была высока. В любом обществе подростки отличаются высокой конформностью по отношению к группе сверстников. Имеют значение и индивидуальные личностные черты, а также то, в какой степени человек отождествляет себя с той или иной группой. Чем выше сплоченность группы, тем сильнее выражена конформность поведения у ее членов.

Референтность

Референтность – один из видов отношений межличностной значимости, которые обусловливают специфический характер взаимодействия личности со "значимым другим" или кругом "значимых других".

Само понятие "референтность" ввел в социальную психологию Г. Хайман, утверждавший, что представления людей о самих себе, их оценка самих себя существенно, а нередко в решающей степени зависят от того, с какой общностью они себя соотносят, к какой группе они себя причисляют и в связи с этим, с мнением какого сообщества они считаются, используя его позицию как значимый ориентир в своей жизнедеятельности.

В отечественной социальной психологии в рамках теории деятельностного опосредствования межличностных отношений А. В. Петровского был теоретически обоснован, методически подкреплен и эмпирически проверен своеобычный подход к пониманию феномена референтности, в основу которого "положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентаций" (Е. В. Щедрина). Если говорить о референтных субъектах, то ими могут быть как группы, так и отдельные личности, как реальные, так и несуществующие реально люди, как находящиеся в актуальном взаимодействии с тем, для кого они референтны, так и не входящие в состав социального окружения. Объединяющей их характеристикой является лишь то, что именно с их позицией соотносит свои планы, намерения личность, для которой они являются референтными, то, что их референтность существует лишь в сознании того, для кого они референтны, а реализуется лишь путем обращения этой личности именно к их мнению, реальному или воображаемому в связи со значимой для нее проблемной ситуацией.

В любой реально функционирующей группе постоянно возникают проблемные ситуации, когда членам группы для принятия того или иного решения необходимо соотнести свои взгляды, мнения, позиции. Отдельный член группы обычно не стремится "перебрать" мнения всех своих товарищей, чтобы сориентироваться в обстановке, проверить справедливость своих взглядов и еще раз утвердиться в правильности выбранной им тактики. Для решения этой задачи он обычно обращается к мнению лишь одного или нескольких людей, наиболее значимых для него. Референтное лицо, или объект референтных отношений, – человек, на мнение которого ориентирован субъект этих отношений, чьи взгляды и позиции последний принимает во внимание, с чьими нормами и ценностями он соотносит свое поведение. Как правило, наиболее референтными в группе лицами являются лидер и руководитель. Порой это совершенно не означает, что тот человек, для которого они референтны, относится к ним позитивно. Имеется в виду сам факт их значимости для индивида, возможно, не основанной на их личных достоинствах, но отражающей важность той роли, которую играет в группе каждый из них.

Отношения межличностной значимости референтного характера в конкретном контактном сообществе и особенности референтной интрагрупповой структуры сообщества традиционно выявляются с помощью специально созданной для этой цели в конце 70-х гг. XX в. методики – референтометрии.

Самоопределение личности

Самоопределение личности – абсолютно сознательная активность личности по выявлению и отстаиванию отчетливо субъектной позиции в ситуациях, не имеющих жестко нормативных решений. При этом самоопределение личности является не набором локальных решений, а представляет собой базовостилевой способ реагирования на разнообразные жизненные обстоятельства, своего рода образ жизни.

В социальной психологии помимо понятия "самоопределение личности", которое характеризует глобально интегральный способ личностной активности, традиционно используется "дочерний" термин, раскрывающий специфику отношений личности в конкретном сообществе, – "самоопределение личности в группе". Этим термином, как правило, обозначают вполне осознанное и столь же откровенно дифференцированное отношение личности к предъявляемым ей группой образцам активности, основанием чему выступают сформированные в качестве, прежде всего, нравственных ориентиров нормы, ценности, идеалы, своды правил, кодексы чести, оценки, представления о просоциальности. Именно с опорой на эту базу одни воздействия группы личностью отвергаются, а другие – принимаются.

Таким образом, традиционно воспринимаемые как единственно возможная альтернатива способы конформного и нон- конформного поведения оказываются ложной дихотомической схемой (А. В. Петровский) и возникает третий реальный путь личностного становления и развития в рамках конкретной группы и широкого социума в целом – коллективистское самоопределение личности. При этом в экспериментальноэмпирических исследованиях, проведенных на основе теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах, было показано, что в сообществах разного уровня социально-психологического развития и психологическое содержание, и степень выраженности данного социально-психологического феномена принципиально различны.

В общностях высокого уровня социально-психологического развития типа коллектива личность даже в ситуации, когда сама группа демонстрирует (например, в специально созданных экспериментальных условиях) отступление или нарушение выработанных или закрепленных в ее жизнедеятельности норм, продолжает придерживаться именно их и отстаивать необходимость их не нарушать, несмотря на давление группы. Помимо этого, такая личность, которая отличается высокой степенью коллективистского самоопределения, выступает как бы транслятором тех норм, которые выработаны и закреплены в высокоразвитой общности, даже не контактируя с ней и, более того, покинув ее навсегда.

Подобную картину личностной активности крайне редко можно зафиксировать, если речь идет о представителях групп низкоразвитых. Если все же феномен самоопределения личности в них выявлен, то чаще всего базовым основанием такой личностной активности оказываются либо своеобразные индивидуально-психологические характеристики конкретной личности, либо предшествующий опыт ее жизнедеятельности в высокоразвитых сообществах.


Друзья, ещё раз хотелось бы подчеркнуть то, о чём мы уже говорили: человек, который оказывается рядом с вами, когда у вас включена харизма, включен авторитет, включено желание достаточно быстро достигнуть своей цели, относится к одной из двух категорий. Категорий объектов может быть только две: первая – ресурс, вторая – препятствие, никакой третьей категории нет. Это не значит, что вы всегда в жизни так должны относиться ко всем. Тогда жизнь станет чёрно-белой, вы будете жёстко, быстро достигать целей, но потеряете радость.

Но в момент достижения цели это или ресурс, или препятствие; или чёрное, или белое. Это позволяет очень быстро принимать решения и не тратить время на разъяснения, выяснения и т.п. Ресурс – работаем. Препятствие – идём дальше.

Алексей Геннадиевич, правильно ли я понимаю, что навыки харизмы применяются больше в бизнесе, чем в построении отношений?

В построении отношений, когда надо кого-то построить в отношениях, тоже можно применять. В отношениях тоже иногда надо построить человека, когда он сам не подстраивается в нужном направлении.

Я понял, спасибо!

А в воспитании детей?

Однозначно. Детей надо периодически строить, их надо дрессировать. Это нормально. Кнут и пряник, поощрение и наказание – совершенно адекватная вещь. Итак, по разным сферам жизни разный расклад. Определяются сферы, где нужна харизма, где харизма включена, и те, где она выключена. Если будете строить всех и всегда, ваши домашние не выдержат вашего присутствия, им это достаточно быстро надоест и будет напрягать. Должно быть место, где вы выключаете харизму, где вы белый, пушистый, плюшевый, шоколадный заяц, и всё там нормально и хорошо. Но это должно быть определённое место, всегда плюшевым зайцем быть нельзя, потому что вас кто-нибудь съест. Это первое.

Второе. Существует понятие референции, референтных людей. На странице 5 вашей раздатки есть табличка с разными сферами жизни. Один из сильных ключей к адекватности, к вашей гибкости в этом мире – то, что вы должны разделить свою жизнь на отдельные области, в каждой из которых есть специалист. Очень хорошо, если у вас есть ментор, личный коуч, тренер в этой области, тот человек, у которого вы можете учиться. Там вы выключаете харизму и начинаете активно у него учиться. Когда включена харизма, вам не до обучения: вы доказываете свою правоту, свою точку зрения. Но вы должны понять, какой человек в какой области является авторитетом. Например, есть дядя Вася, который хорошо может чинить батареи, в этой области он авторитет, и как только идёт разговор про батареи, вы выключаете харизму, если вам надо послушать, как чинить батареи, и очень внимательно слушаете и впитывате, как дядя Вася говорит и всячески поощряете, чтобы он рассказывал про батареи. Но как только дядя Вася начинает учить вас семейной жизни, а вы знаете, что у дяди Васи не всё хорошо в семейной жизни, вы сразу включаете харизму, дядю Васю притормаживаете и ставите на место. Так же и во всём остальном. Нет человека, который разбирался бы в этой жизни абсолютно во всём. Такого не существует.

Поэтому вы должны определить референтных лиц, которые в вашем личном жизненном пространстве авторитетны каждый в своей узкой, специфической области: один в одном, другой в другом, третий в третьем и т.д. И когда он про это говорит или я его про это спрашиваю, я начинаю с ним сотрудничать и беру всё это. А когда он заезжает в другие сферы (у людей такое бывает – поучить жизни вообще, особенно если точно не имеют опыта; например, женщины, у которых нет мужчин, начинают учить тех, у кого есть мужчины, как правильно общаться с мужчинами; или на форумах по боевым искусствам заходят те, кто не тренируются, и начинают учить, как правильно драться), это надо жёстко отсекать. Смотрите, кто в чём разбирается. Он в этом специалист или нет? Нет – всё. Только имейте в виду: когда включена харизма – не пропустите дельных подсказок. Иначе сами споткнётесь, потом всё равно придёте за советом. Но может быть поздно.

Поэтому на странице 5 раздатки набросаны разные сферы жизни: предпринимательство, управление, инвестиции, личные отношения, воспитание детей, компьютеры, автомобили, здоровье и т.д. Сейчас повспоминайте людей из своей жизни, ваших знакомых и впишите тех, кто в чём-то из этого разбирается. Например, Вася разбирается в компьютерах, и у вас уже в голове соединены Вася и компьютеры, и когда Вася начнёт рассказывать о личных отношениях, или о том, как правильно продавать, или ещё что-то, вы Васю уже не очень слушаете, потому что Вася в этом не разбирается. Это маленький пунктик, который нужно понять, закрепить, записав имена. Впишите какие-то ещё интересные для вас сферы жизни, которые там не отмечены: например, если интересно изготовление суши, или юридические вопросы, или правильное подвешивание за ногу… Кто там авторитет, с кем надо быть на равных, выключать харизму, а не что-то доказывать или отвоёвывать.

Правильно ли я вас понимаю? Есть два варианта: либо мы слушаем человека и мы с ним на равных, либо включаем харизму и жёстко идём к своей цели?

Это в контексте достижения. Есть контекст достижения, а есть контекст удовольствия. Например, если я выехал на природу с друзьями, я включился в контекст удовольствия, можно убрать харизму, наслаждаться жизнью, разговорами ни о чём… Или вы пришли в сауну – не надо там харизму включать, расслабьтесь. Отдыхаете, наслаждаетесь. Кто-то что-то болтает, можно это просто стряхнуть. Не надо ничего доказывать, не надо никуда стремиться. В общем, делим контексты: достижение или удовольствие. Если достижение – препятствие или ресурс (у кого можно поучиться – это ресурс). Если удовольствие – отдыхаем.

Особо меня здесь забавляет следующее. Есть передачи – ток-шоу называются: «Пусть люди говорят». Допустим, обсуждается внешняя политика США, которая завязана на всю глобальную экономику, дальнейшее развитие, кризисы и т.д. И приглашают какую-нибудь Дарью Донцову. И начинают спрашивать её про глобальную экономику. Она знает про неё… Она всю жизнь с экономикой разбиралась, прорисовывала все финансовые потоки, все проценты высчитала, прикидывала, изучала историю финансовых кризисов, как они протекали, во что выливались, как это завязано на геополитику, контролируется из единого центра, а она всю жизнь этим занималась, чтобы ей вопросы задавали. И сидят, переливают из пустого в порожнее. Явно, что люди, которых туда приглашают, некомпетентны в этом вопросе, вообще не разбираются. Была ещё одна передача о вреде алкоголя, туда пригласили Гордона – как участника. И он давай отстаивать точку зрения: люди должны иметь свободу и право выбирать – пить алкоголь или не пить, надо или не надо, оставьте нам это право, мы будем выбирать сами, не надо ограничивать употребление алкоголя и т.д.

Очень просто. Банальнейший пример на эту же тему. Сейчас вышел фильм «Форсаж-4»: показывают, как круто гонять на автомобилях. Есть, конечно, и позитивные герои, и негативные. Так вот: как позитивные, так и негативные герои весь фильм пьют пиво строго определённой марки. Название звучит только один раз, но во всех остальных кадрах видно, что это именно эта марка пива, бутылочки всегда развёрнуты в камеру. Герой задумывается – берёт бутылочку, радуется с другом – посасывает пиво. В общем, за весь фильм повторяющаяся вещь (то, что надо копировать) только одна – бери это вот и туда заливай. Больше повторяющихся моментов нет. Это я воспитательный момент показываю: что большее количество раз упало в подсознание, то и отложилось внутри, понимаете? Хотя человек, не знающий об этом, даже не думает и не замечает, да и не смотрит. В этом смысле есть фильм «Мирный воин», который надо смотреть.

Записали людей по сферам жизни? Запишите тех, которые важны для вас. И те сферы жизни, которые важны для вас, где вам нужен наставник, у кого вы можете поучиться. Почему это важно? Хороший пример – хоккей: поставили Гуса Хидинга – сразу результаты пошли. Это человек, который знает, что и как делать. Результаты сразу улучшились. Понятно, что нельзя сразу на первое место выйти с никакого, но тем не менее уже есть успехи, не просто мяч у ворот пинают, голы начали забивать.

Глава книги Харизма.

Продолжается регистрация в тренинг: Развитие Харизмы.

Для определения социального объединения, которое конкретный индивид осознанно воспринимает как эталонный стандарт для формирования своих личностных качеств, моделей поведения и ценностных ориентаций, принято применять термин «референтная группа». Это может быть реально существующая либо вымышленная группа лиц, используемая человеком для проведения оценки и анализа самого себя, а также окружающих его людей.

Такие сгруппированные объединения могут выполнять самые различные функции, влияя на предпринимаемые индивидом решения, поступки, поведение и отношение к происходящему вокруг. Что такое «референтная группа», что именно подразумевают под этим понятием и насколько значимой в жизни конкретного человека она может быть, мы более подробно расскажем далее.

Основные термины и интересные факты

Говоря о том, что означает понятие «референтная группа», следует привести все существующие определения этого термина. Например, в изучающей становление и развитие общества социологии под данным словосочетанием понимают объединение людей, которое индивид воспринимает как «точку отсчета» для принятия решений и оценки окружающей обстановки. Также это может быть группа обычных людей, воспринимаемых человеком или группой лиц как образец для подражания.

В маркетинге под тем же термином скрывается обозначение определенного социального круга, который может влиять (непосредственно или косвенно) на личность таким образом, что она будет менять свою модель поведения или отношения к чему-либо. Детально изучаемое в социологии понятие референтных групп медленно, но уверенно перешло в маркетинг и другие сферы деятельности современного человека.

Интересно узнать, что в психологии имеется схожее определение для таких формирований. Если верить этому научному направлению, референтной считают группу, к которой хотел бы принадлежать человек, так как он одобряет те ценности и ориентиры, которым следует указанное сообщество.

Если опустить научную терминологию и говорить простым языком, то референтная группа – это группа людей, от мнения которых зависит самооценка человека, его поведение, форма мышления и убеждения. Так, примерами подобных социальных кругов могут быть объединения богатых людей для бедняков, умных – для менее осведомленных и образованных и т.д.

Каждому человеку свойственно проводить самооценку, сравнивая себя с группой лиц, являющейся для него «эталонным стандартом». Оценивая такое соотношение, он будет выбирать модель поведения, характерную для данной социальной группы.

Однако если учесть тот факт, что один человек может состоять сразу в нескольких уникальных сообществах, ориентиры для дальнейшей его деятельности и отношения к окружающим могут существенно отличаться. Индивид может быть участником референтной группы либо не иметь к ней никакого отношения. При этом связь референта с ней нельзя назвать устойчивой, даже если речь идет о членской группе, группе взаимодействия, к которой лицо имеет непосредственное отношение (это семья и ближайшее окружение).

Как ранее уже оговаривалось, референтная группа вполне может быть реальной. К подобным объединениям можно отнести семейный круг, спортивную команду, а также социальные сообщества, которым сам человек позволил оценивать себя. К воображаемым сообществам может относиться богема, элита общества. В настоящий момент влияние воображаемой референтной группы на поведение, отношение и самооценку индивида значительно превышает значимость реально существующей.

Человек на протяжении своей жизни, в зависимости от сложившейся ситуации, может выбирать каждый раз разный референтный образец для принятия решения и формирования жизненного ориентира.

Существующие классификации групп, характеристики сообществ

Существует несколько типов общественных объединений, в основе которых лежат классификации по внешним признакам, структурным отличиям и взаимодействию референта с конкретным кругом лиц.

Так, референтная группа может быть первичной или вторичной в зависимости от того, насколько масштабной она является и как в ней взаимодействуют участники.

  • Первичная – это небольшое сообщество, в котором все участвующие лица взаимодействуют повсеместно и постоянно.
  • Вторичная – группа, которая может быть разной по численности участников, но характеризующаяся периодическими контактами участников.

Если брать за основу структуру эталонных формирований, то можно выделить референтные группы:

1. Неформальные – это те, в которых нет определенной структуры, но есть общие интересы, составляющие основу объединений. Подобные социальные формирования способны в значительной мере влиять на индивида в ранний период его развития и в старости.

2. Формальные – это объединения, структура которых четко регламентирована и прописана в соответствующих документах. Примером таких сообществ являются политические партии и рабочий коллектив.

Также референтная группа может быть:

  • Позитивной, когда человек добровольно стремится перенять манеры, стиль и правила сообщества, отождествляя себя с состоящими в данном сообществе лицами.
  • Негативной, когда субъектом не одобряются ценностные ориентиры сообщества, на фоне чего он отвергает связь с группой.

Каждая референтная группа построена таким образом, что в ней всегда присутствует власть, обладающая привилегиями перед остальными участниками. Таким образом, она способна склонять состоящих в сообществе лиц к определенной модели поведения. Есть несколько разновидностей подобного воздействия на референтов:

  • Власть принуждения. Субъект подвергается влиянию посредством наказания и отмены вознаграждения (например, выговор на работе, который может изрядно подпортить трудовую книжку сотрудника).
  • Власть вознаграждения (поощрения). Власть добивается нужного поведения от участников, мотивируя их вознаграждением (обещания руководства повысить зарплату).
  • Власть самоидентификации. Прием, предусматривающий влияние на субъекта и его образ жизни через его пожелание принадлежать к сообществу.
  • Власть легитимная. Влияние на мнение и поведение субъектов производится через получение их согласия на то, что на выдвинутое требование или просьбу власть имеет законные основания.

У каждого человека может быть далеко не одна референтная группа, к которой он может иметь непосредственное или косвенное отношение. Это может быть круг семьи или друзей, музыкальная группа, спортивная команда и т.д. В большинстве случаев социальное объединение может даже не подозревать о том, насколько значимым оно является для того или иного субъекта, в то время как он выстраивает возможное мнение сообщества в отношении самого себя.

Бывают также ситуации, когда для одного и того же субъекта эталонные объединения представляют противоположные ценностные ориентиры. В подобных случаях такое референтное влияние может стать причиной развития внутриличностных конфликтов. От них удается избавиться при помощи привлечения профессионалов, способных тактично разрешить проблему. Автор: Елена Суворова