Схема для составления описательного рассказа. Тема «Времена года. Весна. Сочинение на тему: "Времена года" Суровые правила зимы

Константин Ушинский «Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!

— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Татьяна Казакова

Цель : учить составлять описательный рассказ о времени года - весна .

Задачи :

1. Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.

2. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

3. Закрепить навыки образования прилагательных.

4. Закрепить навык составления рассказа по описанию

План составления рассказа :

1. Какое время года наступило ? Какие весенние месяцы вы знаете (Март, апрель, май)

2. Какое весной солнце ? Греет ли оно?

3. Что происходит весной со снегом ?

4. Что происходит с деревьями с наступлением весны ? (Деревья оживают, набухают почки, распускаются листья)

5. Что происходит с цветами, травой с наступлением весны ? (Появляются первые цветы, зеленеет трава и т. д.)

6. Что происходит с птицами с наступлением весны ? (Прилетают перелетные птицы, весной птицы выводят птенцов)

7. Какие изменения происходят в жизни животных весной ? (Медведь, еж, пробуждаются ото сна, весной у животных появляются детеныши)

8. Каков труд людей весной ? (люди перекапывают землю, высаживают овощи и т. д.)

9. За что ты любишь весну ?

Примерный рассказ :

Наступила весна . Весенние месяцы это март, апрель, май. Весной солнце пригревает . Снег начинает таять, появляются проталины. Деревья весной оживают , на ветках набухают почки, затем из почек появляются листики. Из под снега появляются первые цветы – подснежники, трава зеленеет. Весной прилетают птицы – грачи, ласточки, птицы вьют гнезда и высиживают птенцов. Медведь просыпается от зимней спячки. Люди весной высаживают овощи , убирают мусор после зимы. Я люблю весну за то , что она теплая.

Публикации по теме:

Много я смотрела на лэпбуки разной тематики, и решила создать для своей подготовительной группы Дидактическое пособие "Времена года" (Комплект.

Конспект НОД «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 1. Программное содержание: 1. Учить детей составлять описательный рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». 2. Дать энциклопедическое.

Конспект занятия по развитию речи подготовительной группе Тема: «Составление описательного рассказа» Программное содержание: 1. Обеспечение целостного восприятия картины. Закреплять умение детей составлять связный рассказ – описания по картине.

Конспект занятия с детьми старшей группы. Тема: «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицы» Программное содержание: Образовательные задачи: 1. Учить детей устанавливать логические связи в развитии сюжетной линии 2. Обобщать накопленные.

Мнемотаблица для составления описательного рассказа. Приложение к конспекту НОД по развитию речи «Мебель» 3. Работа по плану. Вывешивается картинно-графический план Логопед обращает внимание детей на схему, расположенную на магнитной доске и.

Цель: учить составлять описательный рассказ о доме. Задачи: 1. Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.

Конспект занятия «Составление описательного рассказа по игрушкам» Тема: «Составление описательного рассказа по игрушкам» в средней группе Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально.

Конспект НОД в старшей группе по теме:

Составление описательных рассказов по мнемотаблицам

«Четыре времени года»


Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».


Цель: продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.


Задачи:
Образовательные: сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.
Развивающие: развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.
Речевые: развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).
Воспитательные: воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.


Демонстрационный материал: письмо из Африки, мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; детская видеокамера, снежный (ватный) комочек снега, запись шума вьюги, макет солнышка.


Раздаточный материал: шестигранные карандаши со снежинками;

картинки к игре «Найди лишний» (овощи, птицы, фрукты, ягоды, насекомые, животные).


Ход НОД:

Дети стоят рядом с воспитателем.

Собрались все дети в круг
Я - твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.


- Давайте и гостям улыбнемся, поздороваемся.

Здравствуйте, гости дорогие!

Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот этот конверт. Как вы думаете, что это?

Действительно, это письмо прислал нам из Африки мальчик Джон (показываю фотографию негретенка).

Мальчик Джон живет в Африке и никогда не видел зиму, весну и осень, так как там постоянно лето.

Джон хочет с вами дружить и просит познакомить его с временами года.

Ну что, ребята, расскажем Джону о временах года, чем они отличаются друг от друга.

Но как мы познакомим Джона, ведь он в Африке, а мы в России (рассуждения детей).

Я предлагаю нам снять все на видеокамеру и отослать видеодиск по почте. Согласны? (устанавливается детская видеокамера).


-Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их.

Четыре времени года проходят, значит проходит …(один год)
- А какое время года, вам нравится больше всего? Чем? (ответы детей)


- Ребята, Соня загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца.
Сколько снега навалило!
Стало чисто и светло
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать уже пришла сама
Настоящая …(зима)

- Вам нравится зима? А зима какая?

Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая).

Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.


Что на ней изображено?
- Буква «З» - обозначает что? (настала зима)
- Тучка – небо скрыто темными тучами.
- Снежинки – часто идет холодный снег.
- Девочки, мальчики и буква «У» – они гуляют на улице.
- Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.
- Коньки, санки – катаются на коньках и санках.


Затем, предлагая одному желающему ребенку составить рассказ при помощи указки по таблице.


Звучит в записи шум ветра, вьюги.

Что это ребята? Это зимняя вьюга.

На какой звук похожа ее песенка? (у-у-у)

Давайте подпоем ей. Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки.

Наберите больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, произнесите звук «У» громко

(выполняют упражнения для мелкой моторики рук: крутят в руках шестигранные карандаши со снежинками, произнося звук «У» с разной силой голоса).
- Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихает и снежинки опускаются на землю тихо.

С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.

Молодцы! Рассказали Джону о каком времени года?

Никита, загадай свою загадку ребятам.
Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи.
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна.
Наступает непогода-
Это к нам идет …(весна)


-Давайте Джона познакомим с весной, когда вся природа просыпается.


Буква «В»- обозначает, что настала весна.
Солнце – пригревает сильней и становится тепло.
Буква «У», снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.
Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.
Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.
Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну.


Физкультурная минутка:
Солнце встало из-за тучки
Мы протянем к солнцу ручки
И погреем их немножко
И похлопаем в ладошки.


А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать Джону про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.
- Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)
- Солнце круглое как (мячик, шарик …)
- Солнце ласковое как (мама, бабушка …)
- Солнце теплое как (печка, рукавичка …)
- Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)
- Солнце жаркое как (костер, огонь …)


Лера М., загадай свою загадку ребятам.
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться…(лето)

(дети садятся на стульчики)


Давайте Джону расскажем про лето по нашей схеме.


Буква «Л» - настало лето.
Солнце – ярко светит, греет, припекает.
Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни.
Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.

Желающий ребенок рассказывает по схеме про лето.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний»

(дети по парам подходят к столам и находят лишнюю картинку: овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды)


- Ульяна, загадай свою загадку ребятам.
Листья быстро пожелтели
И на землю полетели
Так бывает раз в году
А когда? Я не пойму …(осень)

(дети садятся на стульчики)


- Давайте познакомим Джона с осенью – самым красочным временем года, по нашей таблице.

Буква «О» - наступила осень.
Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.
Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные ветры.
Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.
Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.
- Кто расскажет про осень по схеме?

Что делают звери осенью? (готовятся к зиме)
- Как готовится к зиме белка?
- Как готовиться к зиме заяц?
- Как готовится к зиме медведь?
- Как готовятся к зиме птицы?


- Давайте поиграем в игру «Назови домик».

Как называется дом у белки (дупло) , лисы (нора), медведя (берлога),

волка (логово), птиц (гнездо).


- Ребята вот мы и познакомили мальчика Джона с четырьмя временами года. Я думаю, что теперь ему будет понятно, чем отличаются времена года друг от друга.

Игра «Назови наоборот»
Летом жарко, а осенью …(холодно)
Летом дни длинные, а осенью …(короткие)
Летом птицы вьют гнезда, а осенью …(улетают на юг)
Летом мы собираем ягоды, а осенью …(овощи)
Летом мы купаемся в речке, а зимой…(катаемся на коньках, лыжах, санках)
Летом идут дожди, а зимой … (снег)


Итог:
Ребята, с чем мы познакомили мальчика Джона?

Сколько всего времен года?

С какого времени года начинается новый год?

Назовите соседей зимы.
Что было трудного сегодня? Что запомнилось и понравилось.


Мальчик Джон прислал вам картинки животных жарких стран. В свободное время вы их раскрасите.


Список используемой литературы:
- О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет; Творческий центр Москва «Сфера» 2010
- «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) Под редакцией О.С. Ушаковой; Творческий центр Москва «Сфера» 2005
- О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет»; Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2011

Времена года это четыре удивительных сезона, каждый неповторим и очарователен по-своему. Пробуждающая живой мир весна, благоухающее лето, грациозная осень и суровая зима. Природа во все времена года невероятно красива, словно сказочная принцесса, примеряющая разные одежки.

Какая бы не была погода во дворе, будь-то дождливая, ненастная или жаркая, она передает настроение и краски своего сезона. Поэтому если посмотреть за окно по другому, то не взирая на дождь или мокрый снег, хочется радоваться и ценить ту возможность, которую нам дарит природа, сменяясь по временам года.

Весеннее пробуждение

Весной природа пробуждается после долгого зимнего сна: с каждым днем становится теплее, все вокруг зеленеет буквально на глазах, а в лесу все чаще можно встреть животных и услышать радостное щебетание птиц. В начале весны снега уже мало, но пасмурных дней все же хватает.

Появление подснежников означает, что весна полностью вступила в свои права. Вот уже постепенно теплеет, солнечных дней становится больше, вскоре мелкий дождик начинает поливать расцветающие деревья. Все с большим нетерпением ждут первой майской грозы, которая извещает о том, что наступило теплое и солнечное лето.

Зеленое летнее царство

Летом луга покрыты пахучей растительной скатертью, а сады радуют буйством красок - все вокруг превращается в зеленое летнее царство. Именно в это время года природа показывает все свое богатство. А летняя ночь - особая пора, когда можно наслаждаться далекими звездами, засыпая под открытым небом.

Высокая температура воздуха и палящее солнце вынуждают людей искать тенечек под величественными кронами деревьев. Несущий кратковременное облегчение летний дождь позволяет увидеть настоящее чудо природы - радугу. Но начинающие понемногу желтеть листья уже сообщают, что впереди осень.

Хмурая осень

Осень - хмурая пора, когда совсем не хочется выходить из дома из-за постоянных дождей. Погода в это время года постоянно меняется: вот над головой светит яркое солнце, а через мгновение небо затянули густые облака - начался ливень.

Но все же осенью природа невероятно прекрасна, ведь золотые листья, падающие с деревьев, создают удивительную атмосферу. С интересом можно наблюдать за птицами, которые улетают зимовать в теплые края, и за животными, готовящимися к спячке. Все хорошо, пока осенний лес расписан золотыми красками, но вскоре оголенные деревья с грустью отмечают, что скоро наступит зима.

Суровые правила зимы

Зима - настоящая снежная королева: она покрывает все вокруг пушистым снегом, доставляющим немало радости. Но у этого времени года свои суровые правила, с которыми приходится считаться: длительные вьюжные ночи сменяются короткими несолнечными днями. Зимой природа становится безмолвной - животные пребывают в спячке, даже щебетание птиц не услышать.

Но все же в это время года природа по-своему прекрасна: белая пушистая скатерть простилается на многие километры, снег хрустит под ногами и лежит на ветках деревьев словно белая подушка. Но уже скоро зажурчат ручьи и пробьются подснежники, как весточка о скорой весне.

Хотите, чтобы ребенок запомнил времена года? Почитайте и обсудите с ним сказку Натальи Рысаевой. Вместе с маленьким котенком и его мамой, ваш малыш легко запомнит и научится замечать в природе признаки смены разных пор года.

blog-italia.ru

— Ух, как воет вьюга за окном, но ты не бойся, сынок! – говорила мама-кошка своему сыну, полосатому котенку. Это старая троллиха там, в горах, трясет и выбивает половики. Оттого и снег метет, оттого и вьюжит нынче. А у нас на печке тепло, будто летом на солнышке.

— Мама, — спросил котенок, а что такое лето? Что такое снег?

— Сынок, на улице не всегда холодно и темно, бывает и тепло. Ложись ко мне поближе, я расскажу тебе о временах года.

Зима

— Зимой, сынок, всегда холодно. Дни короткие, а ночи длинные и морозные. Часто воет ветер и метет снег, вот так, как сегодня. Нам тяжело охотиться, потому что мышей в нашем чулане почти нет, птицы улетели в жаркие страны, а рыба, которую можно ловить в старом пруду, спит под толстым ледяным одеялом. Но наша Хозяйка — добрая женщина, и каждый день наливает для меня в блюдце свежее молоко и сметану. Скоро ты станешь старше, и я научу тебя есть из блюдца и охотиться.

Зимой человеческие детеныши катаются на таких странных штуках, называются они санками и коньками, лепят из белого снега больших и чудных фигур, мастерят снежные крепости и замки.

А еще есть такой день зимой, который очень любят все люди, и большие, и маленькие. Он называется Новый год. В этот день Хозяин привозит на повозке из лесу колючее дерево, называется оно елка. Детвора наряжает елку разными диковинными игрушками, водит вокруг хороводы и поет веселые песни. Вечером все садятся за праздничный стол, и начинается пир и веселье.

Когда детвора уляжется спать, а потом и Хозяин с Хозяйкой, в печную трубу влетает Снежный дед и кладет под елку подарки для всей семьи. Вот утром радости!

Зимой часто идет снег…

— Мама, ну а что такое снег? – снова спросил котенок.

— Снег, сынок, это такая белая крупа, похожая на сахар, но не сладкая. Из нее старая троллиха печет пироги и булки для своих внуков – горных троллей. Еще есть снежинки — это кружевные салфетки, которые плетут у себя в ледяном тереме дочери Снежного деда, а потом пускают их по всему свету. Но лишь только они падают тебе на носик или шерстку, сразу же тают…

— Мам, а зима долго длится? – задал новый вопрос котенок.

— Нет. Не очень долго, сынок. Каждая пора года длится ровно три месяца, отвечала мама-кошка.

Весна

Следом за зимой приходит весна. Она начинается так: сперва Снежный дед вместе с дочерьми уезжает на Север. Старый воробей из ближнего леса начинает громко чирикать и звать весну, к его кличу присоединяются все лесные птахи, и отовсюду слышится:

— Весна, Весна, приходи скорее!

И вот в легкой повозке приезжает Весна. Всегда юная, всегда молодая, она поет звонкие песни. И там, где проезжает ее повозка, начинает таять снег и звенит капель. Махнет она волшебной палочкой — на деревьях появляются почки, а потом и клейкие зеленые листочки россыпью украшают их ветки.

Весной весь мир наряжается, будто на праздник, птицы и звери меняют старые шубы на новые наряды, все прихорашиваются, и точно сходят с ума: почему-то хочется петь и кувыркаться, и даже я, большая кошка, точно котенок, кувыркаюсь и мурлыкаю: Мурр, мурр!

И еще, сынок, весной весь лесной народ ищет пару, чтобы построить жилье и вывести деток. Шум и гам кругом, ведь все хотят выбрать самое лучшее место. Птицы дерутся так, что летят пух и перья кругом, олени устраивают боевые поединки, и лучше не попадаться им на глаза, а не то — берегись, как наподдаст кто-нибудь из них рогом.

Все вокруг такое чистое, нарядное, ярко светит солнце…

— Мам, спросил котенок, — а солнце — это что?

— Солнце, сынок, это такой желтый круг, он дает тепло нам всем. Но ни потрогать, ни долго смотреть на него нельзя — заболят глазки, он очень горячий!

wnature.net

Появляются первые цветы.

— А цветы, это что, их трогать можно? – поинтересовался котенок.

— Цветы, сынок, это небесные ангелы, они приходят на землю, чтобы радовать всех нас. Есть такие, которые летают, называются бабочки, их особенно много летом.

Лето

— Лето приходит всегда с супругой. Оба статные, красивые, они идут в разноцветных нарядах по земле и поют песни, и там, где пройдут — все становится еще краше и наряднее, чем весной. Они живут где-то далеко в лесу. Никто, даже старый Воробей не знает, где именно. Но я слыхала, что есть у них уютный домик, и сидят они рядышком на полянке возле него. И играет муж на волшебной свирели, а жена расчесывает ему волосы волшебным гребнем. И если кто-нибудь из людей услышит и увидит это, то исполнится его самое сокровенное желание.

Весь звериный люд занят летом выращиванием потомства и его воспитанием: рыбы в пруду учат мальков плавать, птицы учат птенцов летать высоко, зайчихи учат зайчат носить нужную шубку…

— Как это, нужную? — удивился котенок. Разве у зайцев их несколько?

— Да, их две. Летом серая, а зимой – белая. Это помогает ушастым быть в безопасности. И путать, какую шубу надевать, нельзя ни в коем случае, а не то попадутся они в лапы волку или лисе. Это называется охота, сынок. Но об этом я расскажу в другой раз.

Летом всем живется привольно и весело: и людям, и нам. И кажется, что так будет всегда. Но, когда грачи, а с ними и остальные птицы начнут собираться в стаи и улетать в жаркие страны — вот тогда приходит осень.

Осень

С каждым днем становится все холоднее и холоднее. Солнце светит уже не так ярко, ночи становятся длиннее, а дни — короче. Люди и звери готовятся к холодам и запасают на зиму съестное — люди собирают с полей урожай, белки и дятлы таскают в дупла орехи и ягоды, мыши носят в норку зерна.

Лето с супругой идут, тихие и молчаливые по земле, и жена его поет грустную песню. Где-то на лесной опушке повстречается им статная женщина в золотых одеждах. Это Осень. Молча кивают они друг другу, здороваясь и прощаясь, а потом Осень занимает домик Лета, и сидит в нем у окошка, плетя бусы из красной рябины.

mtdata.ru

Дарит Осень людям урожай, грибы и поздние ягоды. А нам, зверям — новые теплые шубы.

— А у меня будет теплая шубка, мама? — спросил котенок.

— Конечно, милый. Ты уже подрастешь к тому времени, и сам увидишь, какая красивая она будет.

— Кода опадут последние листья с деревьев, превратится Осень из статной женщины в дряхлую старуху, и уже не золотые на ней одежды, а рваное черное платье. И как увидит она себя в зеркало, да как закричит громким голосом, да заплачет слезами-дождями проливными, сразу знай, сынок, что совсем скоро ей на смену приедет Снежный дед с дочерьми, и снова придет Зима. Вот и весь рассказ про времена года.

— Как интересно ты рассказала о них, мамочка, — сказал котенок. Расскажи мне про волшебную свирель Лета, или про Снежного деда и его дочерей, — попросил он.

— Я обязательно расскажу, но в другой раз, малыш. А сейчас я тебя обниму крепко, и мы будем спать.

Спят котенок, спит его мама. И нам с тобой, дружок, тоже пора спать. Доброй ночи.

Уважаемые читатели! Поделитесь в комментариях отзывами на сказку Натальи Рысаевой о порах года. Что из услышанного понравилось вашим детям, какие вопросы они задавали. Знают ли они признаки пор года и умеют ли замечать, какие в природе в жизни людей и животных происходят изменения?