Социальная стратификация основания и критерии. Социальная стратификация: понятие, критерии, виды. Основные критерии социальной стратификации

Понятие «стратификация » (stratification ) в переводе с латинского языка означает «слой» или «пласт». Таким образом, стратификация должна выяснить вертикальную последовательность положения социальных слоёв, а также пластов в обществе. Социологи сходятся во мнении, что основой стратификации является социальное неравенство людей. Однако сам способ организации неравенства может быть разным. В настоящее время социологи предпринимают неоднократное число попыток расширить количество критериев. Например, путём включения уровня образования. Итак, общество воспроизводит, а также организует неравенство, учитывая несколько оснований:

  1. Уровень дохода и богатства.
  2. Уровень обладания политической властью.
  3. Уровнь социального престижа и так далее.

Эти виды иерархии важны для общества, так как они способны регулировать социальные связи, а также направлять личные устремления. Рассмотрим вертикальный срез оснований стратификации. Перед исследователями возникает проблема – деление на шкале социальной иерархии. Другими словами, сколько нужно выделить социальных слоёв. Конечно же, можно выделить огромное количество слоёв населения с разным уровнем благосостояния. Стратификационная структура стала похожа на социально-профессиональную структуру. Она разделилась на:

  1. Администраторов – высший класс профессионалов.
  2. Специалистов среднего уровня.
  3. Коммерческий класс.
  4. Мелкую буржуазию.
  5. Квалифицированных и неквалифицированных рабочих.

И это далеко не весь перечень социальных слоёв общества. При выработке общего представления о социальной иерархичности общества, достаточно выделить три уровня – высший, средний, а также низший. Всё население можно распределить по этим стратификациям, учитывая ценности и нормы. Например, в западном обществе степень свободы определяется не только юридическими и политическими актами, но и размером бюджета, который должен обеспечивать широкий доступ к образованию. Поэтому, чтобы оказаться в престижной статусной группе, нужно учитывать критерии, которые обеспечивают высокий доход и материальную независимость. Чтобы достичь вершины социальной иерархии в тоталитарном обществе советского периода, нужно было только участвовать в политических решениях, а также приблизиться к властным структурам.

Каким образом можно определить удельный вес каждой страты? В первую очередь, методика замеров зависит от статистических методов, которые позволяют определить иерархию доходов населения. Она не может быть замерена математически. Ведь здесь нужно изучить все нормы, которые сложились в данном обществе. Можно использовать и другие методики определения социального среза общества. Нужно подчеркнуть главное – нельзя с точностью сказать, что такое социальная стратификация, если учитывать только статистические данные или основываться только на данных социологического опроса. Нужно использовать комплексный подход. В первую очередь, социальное неравенство – это первая причина иерархического строения. Каждое общество должно стремиться к неравенству. Первоначально в общество были свои законы для того, чтобы поддерживать социальную иерархию. Так, ребёнок в семье раба должен быть рабом, в семье крепостного – крепостным, а в семье дворянина – представителем высшего класса.

Система социальных институтов состояла из армии, суда, церкви. Они всё время следили за соблюдением правил иерархической структуры общества. Например, в Индии, иерархическая система была создана в виде каст. Такая иерархическая система поддерживалась только силой: либо с помощью оружия, либо с помощью религии. В современном обществе иерархическая система лишена такой жестокости. Ведь все граждане имеют одинаковые права. Более того, они способны занимать разные положения в социальном пространстве.

Таким образом, профиль вертикального среза общества никогда не был постоянным. Карл Маркс предполагал, что конфигурации вертикального среза общества будет меняться за счёт концентрации богатства в руках немногих. Но Сорокин отвергал тезис Маркса и считал, что верхняя часть социальной пирамиды возвышается над остальной частью. Стабильность общества связаны с профилем социальной стратификации. Главное, что бы процесс стратификации осуществлялся не за счёт стихийных бедствий, а путём государственной политики. В социальной иерархии за счёт мощного среднего класса сохраняется устойчивость. Хотя в последнее время нарастает количество беднейших слоёв. Но даже это не мешает развиваться среднему классу. Так, например, Э. Гидденс описывал средний класс Великобритании. Он отмечал не только его многочисленность, но и неоднородность. Гидденс выделял «старый средний класс», который включает собственников небольшого бизнеса, а также владельцев небольших предприятий. Кроме этого класса, он выделял «низший средний класс», к которому относятся учителя, служащие и врачи. Средний класс демонстрирует низшему слою жизненный уклад при приложении некоторых усилий. Таким образом, недовольство низших слоёв нейтрализуется, когда они понимают, что можно достичь лучшего положения в обществе. Во время экономических кризисов размывание среднего класса приводит к серьёзным потрясениям. Например, в России основная часть людей в условиях либерализации цен обнищали. А это привело к разрушению социального равновесия в обществе.

В завершении статьи можно подвести итог - вертикальный срез общества подвижен . Ведь его основные пласты могут не только уменьшаться, но и увеличиваться. В первую очередь, это связано со структурной перестройкой экономики, со спадами производствами и с характером политического режима. Отметим, что стратификационный профиль никогда не может вытягиваться беспредельно. Ведь срабатывается специальный механизм перераспределения национального богатства власти, который представлен в виде стихийных выступлений масс. Чтобы избежать этого, нужно регулировать данный процесс. Главное – это заботиться о среднем слое общества. В таком случае, устойчивость общества будет обеспечена!

Неравенство – характерная черта любого общества, когда одни личности, группы или слои обладают большими возможностями, или ресурсами (финансовыми, властными и т.д.), чем другие.

Для описания системы неравенства в социологии применяется понятие «социальная стратификация» . Само слово «стратификация» заимствованно из геологии, где «страта» означает геологический пласт. Данное понятие достаточно точно передает содержание социальной дифференциации, когда социальные группы выстраиваются в социальном пространстве в иерархически организованный, вертикально последовательный ряд по какому-либо измерительному критерию.

В западной социологии выделяют несколько концепций стратификации. Западногерманский социолог Р. Дарендорф предлагал в основу социальной стратификации положить политическое понятие «авторитет» , которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого подхода Р. Дарендорф представлял структуру общества, состоящей из управляющих и управляемых. Первых он, в свою очередь, делил на управляющих собственников и управляющих несобственников, или бюрократов-менеджеров. Вторых он также подразделял на две подгруппы: высшую, или рабочую аристократию, и низшую – низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя основными группами он помещал так называемый«новый средний класс» .

Американский социолог Л. Уорнер в качестве определяющих признаков стратификации выделил четыре параметра :

Престиж профессии;

Образование;

Этническую принадлежность.

Таким образом, он определил шесть основных классов :

высший-высший класс включал богатых людей. Но главным критерием их выделения было «знатное происхождение»;

В нижний высший класс также входили люди высокого достатка, но они не были выходцами из аристократических семей. Многие из них лишь недавно разбогатели, кичились этим и стремились выставить напоказ свою роскошную одежду, драгоценности и шикарные автомобили;



высший слой среднего класса состоял из высокообразованных лиц, занятых интеллектуальным трудом, и деловых людей, юристов, владельцев капитала;

низший средний класс представляли, главным образом, канцелярские служащие и другие «белые воротнички» (секретари, банковские кассиры, делопроизводители);

высший слой низшего класса составляли «синие воротнички» – заводские рабочие и прочие работники физического труда;

Наконец, низший слой низшего класса включал самых бедных и отверженных членов общества.

Другой американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести показателям :

Престиж, профессия, власть и могущество;

Уровень дохода;

Уровень образования;

Степень религиозности;

Положение родственников;

Этническая принадлежность.

Французский социолог А. Турен считал, что все эти критерии уже устарели, и предложил определять группы по доступу к информации. Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

П. Сорокин выделил три критерия стратификации:

Уровень дохода (богатые и бедные);

Политический статус (имеющие власть и не имеющие ее);

Профессиональные роли (учителя, инженеры, врачи и т.д.).

Т. Парсонс дополнил эти признаки новымикритериями :

качественные характеристики , присущие людям от рождения (национальная принадлежность, пол, родственные связи);

ролевые характеристики (должность, уровень знаний; профессиональной подготовки и т.п.);

«характеристики обладания» (наличие собственности, материальных и духовных ценностей, привилегий и т.д.).

В современном постиндустриальном обществе принято выделять четыре основные стратификационные переменные:

Уровень дохода;

Отношение к власти;

Престиж профессии;

Уровень образования.

Доход – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) . Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство – накопленные доходы, то есть количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наследству, которое могут получать как работающие, так и неработающие наследники, а доход – только работающие. Главное достояние высшего класса – не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным источником существования является доход, так как в первом случае, если и есть богатство, то оно незначительно, а во втором его нет вовсе. Богатство позволяет не трудиться, а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.

Богатства и доходы распределяются неравномерно и означают экономическое неравенство. Социологи интерпретируют его как показатель того, что разные группы населения имеют неравные жизненные шансы. Они покупают разное количество и разного качества продукты питания, одежду, жилье и т.д. Но кроме явных экономических преимуществ зажиточные слои имеют скрытые привилегии. У бедных короче жизнь (даже если они пользуются всеми благами медицины), менее образованные дети (даже если они ходят в те же самые общественные школы) и т.д.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое решение. Суть власти – в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институционализирована, то есть охраняется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти – политической, экономической или религиозной, – составляют институционализированную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.

Три шкалы стратификации – доход, образование и власть – имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он – субъективный показатель. Престиж – уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия.

Обобщение названных критериев позволяет представлять процесс социальной стратификации в качестве многопланового расслоения людей и групп в обществе по признакам владения (или не владения) собственностью, властью, определенными уровнями образования и профессиональной подготовки, этническими признаками, половозрастными характеристиками, социокультурными критериями, политическими позициями, социальными статусами и ролями.

Можно выделить девять типов исторических стратификационных систем ,которые могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно:

Физико-генетическая,

Рабовладельческая,

Кастовая,

Сословная,

Этакратическая,

Социально-профессиональная,

Классовая,

Культурно-символическая,

Культурно-нормативная.

Все девять типов стратификационных систем – не более чем «идеальные типы». Любое реальное общество является их сложным смешением, комбинацией. В реальности стратификационные типы переплетаются, дополняют друг друга.

основе первого типа – физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств – силы, красоты, ловкости. Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах. Эта «естественная» стратификационная система господствовала в первобытной общине, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно сильно она проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение своего жизненного пространства.

Вторая стратификационная система – рабовладельческая также основана па прямом насилии. Но неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами, превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях. Примеры рабовладельческих систем весьма разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан, и холопство па Руси времен «Русской правды», и плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных Штатов до гражданской войны 1861-1865 гг., это, наконец, работа военнопленных и депортированных лиц на немецких частных фермах в период второй мировой войны.

Третий тип стратификационной системы – кастовая . В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены той или иной касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены. И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество. Классическим примером общества с господством кастовой системы по праву считается Индия (юридически эта система была отменена здесь лишь в 1950 г.). В Индии существовали 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стояли неприкасаемые, которые не входили в касты и занимали самую низшую социальную позицию. Сегодня, хотя и в более сглаженном виде, кастовая система воспроизводится не только в Индии, но, например, в клановом строе среднеазиатскихгосударств.

Четвертый тип представлен сословной стратификационной системой . В этой системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие – «тягло» в виде податей или трудовых повинностей. Примеры развитых сословных систем являют феодальные западно-европейские общества или феодальная Россия. Итак, сословное деление – это, в первую очередь, юридическое, а не этническо-религиозное или экономическое деление. Важно также и то, что принадлежность к сословию передается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы.

Некоторое сходство с сословной системой наблюдается в представляющей пятый тип этакратической системе (от французского и греческого – «государственная власть»). В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, как и ощущаемый ими престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях. Все прочие различия – демографические и религиозно-этнические, экономические и культурные – играют производную роль. Масштабы и характер дифференциации (объемы властных полномочий) в этакратической системе находятся под контролем государственной бюрократии. При этом иерархии могут закрепляться формально-юридически – посредством чиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присвоения категорий государственным учреждениям, – а могут оставаться и вне сферы государственного законодательства (наглядным примером может служить система советской партноменклатуры, принципы которой не прописаны ни в каких законах). Формальная свобода членов общества (за исключением зависимости от государства), отсутствие автоматического наследования властных позиций также отличают этакратическую систему от системы сословий. Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характер принимает государственное правление.

В соответствие с социально-профессиональной стратификационной системой группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли – обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Причем сертификаты эти чаще всего по наследству не передаются, хотя исключения в истории встречаются. Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе со сколь либо развитым разделением труда. Это строй ремесленных цехов средневекового города и разрядная сетка в современной государственной промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система научных степеней и званий, открывающих дорогу к более престижным рабочим местам.

Седьмой тип представлен наиболее популярной классовой системой . Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному. Но классовое деление есть лишь частный случай социальной стратификации. В социально-экономической трактовке классы представляют социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан. Различия между этими группами заключены в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам – буржуа, пролетариев, самостоятельных фермеров и т.п. – не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передаются имущество и капитал, но не сам статус). В чистом виде классовая система вообще не содержит никаких внутренних формальных перегородок (экономическое преуспевание автоматически переводит вас в более высокую группу).

Еще одну стратификационную систему можно условно назвать культурно-символической . Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье – служителям церкви, толкователям священных текстов, составляющим основную массу грамотного населения, в Новое время – ученым, технократам и партийным идеологам. Претензии на общение с божественными силами, на обладание истиной, на выражение государственного интереса существовали всегда и везде. И более высокое положение в данном отношении занимают те, кто имеет лучшие возможности манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание, владеет лучшим символическим капиталом.

Наконец, последний, девятый тип стратификационной системы следует назвать культурно-нормативным . Здесь дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образа жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый язык (профессиональная терминология, местный диалект, уголовный жаргон) – все это ложится в основу социального деления. Причем происходит не только разграничение «своих» и «чужих», но и ранжирование групп («благородные – неблагородные», «порядочные – непорядочные», «элита – обычные люди – дно»).

Понятие стратификации (от лат. stratum - слой, пласт) обозначает расслоение общества, различия в социальном положении его членов. Социальная стратификация - это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Все люди, входящие в конкретную страту, занимают примерно одинаковое положение и обладают общими статусными признаками.

Критерии стратификации

Различные социологи по-разному объясняют причины социального неравенства, а следовательно, и социальной стратификации. Так, согласно марксистской школе социологии, в основе неравенства лежат отношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства. По мнению функционалистов (К. Дэвис, У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам зависит от важности их профессиональной деятельности и вклада, который они вносят своим трудом в достижение целей общества. Сторонники теории обмена (Дж. Хоманс) считают, что неравенство в обществе возникает по причине неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Ряд классиков социологии более широко рассматривали проблему стратификации. Например, М. Вебер, кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов), предложил в дополнение такие критерии, как социальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда - власть, авторитет и влияние.

Один из создателей теории стратификации П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:

§ экономическую (по критериям дохода и богатства);

§ политическую (по критериям влияния и власти);

§ профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

Основоположник структурного функционализма Т. Парсонс предложил три группы дифференцирующих признаков:

§ качественные характеристики людей, которыми они обладают от рождения (этническая принадлежность, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества и способности);

§ ролевые характеристики, определяемые набором ролей, выполняемых индивидом в обществе (образование, должность, различные виды профессионально-трудовой деятельности);

§ характеристики, обусловленные владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, привилегии, возможность влиять и управлять другими людьми и т.д.).

В современной социологии принято выделять следующие основные критерии социальной стратификации:

§ доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

§ богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

§ власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;

§ образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;

§ престиж - общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса: высший, средний и низший. При этом доля высшего класса в индустриально развитых обществах составляет примерно 5-7%; среднего - 60-80% и низшего - 13-35%.

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

§ высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);

§ низший-высший класс («новые богатые» - банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);

§ высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);

§ низший-средний класс (наемные работники - инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);

§ высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);

§ низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт и слоев, находящихся внутри одного из основных классов - богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, в основе социальной стратификации лежит естественное и социальное неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и имеет иерархический характер. Оно устойчиво поддерживается и регулируется различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является важным условием функционирования и развития любого общества.

В разное время существовали различные подходы в определении причин социального неравенства и социальной стратификации.

Марксистская школа социологии указывает, что в основе социального неравенства лежат отношения собственности, степень, форма, характер владения средствами производства.

Функционалисты (У. Мур, К. Дэвис) считают, что распределение людей по стратам зависит от вклада, привнесенного их трудом в достижение целей общества и значимости их профессиональной деятельности.

Представители теории обмена (Дж. Хоманс) показывали, что на возникновение социального неравенства в обществе оказывает влияние неэквивалентный обмен результатами человеческой деятельности.

М. Вебер предлагал выделить следующие критерии социальной стратификации : экономический (уровень доходов, отношение к собственности), социальный престиж (приобретенный или унаследованный статус), принадлежность к тем или иным политическим кругам.

П. Сорокин выделял политическую (по критериям власти и влияния), экономическую (по критериям дохода и богатства) и профессиональную (по критериям профессиональных навыков, мастерства, успешного исполнения социальных ролей) стратификационные структуры.

Т. Парсонс, основоположник структурного функционализма предложил группы дифференцирующих признаков: качественные характеристики, приписываемые людям с рождения (половозрастные особенности, родственные связи, этническая принадлежность, личные способности); ролевые характеристики (образование, профессионально-трудовая деятельность, должность); характеристики, показывающие владение материальными и духовными ценностями (собственность, богатство, привилегии и т.д.)

Основные критерии социальной стратификации

В современной социологии выделяют следующие критерии социальной стратификации, относительно которых происходит деление на страты населения:

  1. Власть – возможность диктовать свои решения и волю другим людям вне зависимости от их желания; измеряется количеством людей, на которых она распространяется.
  2. Образование – совокупность умений, знаний, навыков, приобретенных во время обучения; измеряется числом лет обучения в государственных или частных школах/вузах.
  3. Доход – зависит от количества денежных поступлений, получаемых отдельным индивидуумом или семьей на протяжении определенного срока времени, например, одного года или месяца.
  4. Богатство – накопленные доходы (наличные или овеществленные деньги).
  5. Престиж – уважение, общественная оценка значимости должности, профессии, статуса, которое сложилось в общественном представлении.

Замечание 1

Вышеперечисленные критерии социальной стратификации являют собой наиболее универсальные для всех нынешних обществ.

Дополнительные критерии социальной стратификации

Существуют определенные, специфические критерии, которые оказывают влияние на позицию индивида в обществе, определяют, прежде всего, его «стартовые возможности». К дополнительным критериям социальной стратификации относятся:

  1. Социальное происхождение. Именно семья осуществляет ввод индивида в систему социума, определяя при этом во многом его доход, профессию и образование. Несостоятельные родители воссоздают вероятно бедных детей, что обуславливается их образованием, здоровьем, приобретенной квалификацией. Дети из несостоятельных семей в три раза чаще гибнут из-за недосмотра, болезней, насилия и несчастных случаев, чем дети из обеспеченных семей.
  2. Гендер. На сегодняшний день в Российской Федерации прослеживается усиленный процесс феминизации бедности. Вне зависимости от того, что женщины и мужчины живут в семьях, которые относятся к различным социальным ступеням, состояние, доход женщин и престижность их профессий, зачастую меньше, чем у мужчин.
  3. Этничность и раса. К примеру, в Соединенных Штатах Америки люди с белым цветом кожи получают более качественное образование и обладают более высоким профессиональным статусом, чем афроамериканцы. Этническая принадлежность равным образом имеет свое влияние на социальное положение.
  4. Вероисповедание. Например, в американском обществе члены пресвитерианской и епископальной церквей и иудеи, занимают самые высокие социальные позиции. Баптисты и лютеране на более низкой ступени.

Социальное пространство

Весомый вклад в изучение статусного неравенства привнес П. Сорокин. Для определения суммы всех общественных статусов он ввел такое понятие, как социальное пространство.

Замечание 2

В своем труде «Социальная мобильность» (1927 г.) П. Сорокин указывал на невозможность смешивания или сравнения таких тезисов, как «социальное пространство» и «геометрическое пространство». Человек низшего сословия может соприкоснуться с состоятельным человеком на физическом уровне, но данное обстоятельство ничуть не понизит престижные, экономические или властные различия, существующие между ними, то есть никак не сократит имеющуюся социальную дистанцию. Следовательно, два человека, между которыми имеются ощутимые должностные, родственные, имущественные или другие социальные различия, не имеют возможности пребывать в одном социальном пространстве.

Социальное пространство Сорокина имеет трехмерную модель. Оно характеризуется тремя осями координат – политическим статусом, профессиональным статусом, экономическим статусом. Социальная позиция (общий или интегральный статус) всякого индивида, который является составной частью этого социального пространства, представляется при помощи трех координат (x, y, z).

Статусная несовместимость – такая ситуация, при которой индивид, имея высокий статус по одной из осей координат, в тот же момент обладает невысоким статусным уровнем по другой оси.

Индивиды, имеющие высокий уровень полученного образования, обеспечивающий высокий социальный статус относительно профессионального измерения стратификации, могут занимать плохо оплачиваемую должность, и, вследствие этого, будут иметь более низкий экономический статус.

Существование статусной несовместимости благоприятствует росту недовольства среди людей, вследствие чего они будут содействовать радикальным социальным изменениям, направленным на изменение стратификации.

Социальная стратификация предполагает деление людей на группы, для которых свойственны те или иные признаки. Существуют специальные критерии социальной стратификации, позволяющие определить, как в современном государстве формируются классы и как различия между людьми влияют на развитие общества.

Основные критерии социальной стратификации

Понятие критерия в данном случае несет в себе значение признака, на основании которого дается определение социальных страт в структуре современного общества.

Главными критериями деления общества являются:

Доход

Имеются в виду все денежные средства, которые получает человек за определенный промежуток времени. Доход выделяется в качестве критерия, так как он неодинаков для всех людей.

  • большой доход, позволяющий удовлетворять все потребности и накапливать средства, приобретать предметы роскоши;
  • средний доход, который тратится исключительно на удовлетворение потребностей человека и его семьи;
  • незначительный доход, которого не хватает даже на поддержание жизни.

Власть

Открывает возможности для управления обществом. В зависимости от уровня она может распространяться на разное количество человек.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Решения Министерства образования и науки Российской Федерации должны исполняться всеми образовательными учреждениями в стране, а приказы директора конкретной школы обязательны только для ее сотрудников и учащихся.

Часть населения обладает властными полномочиями (Министры, лидеры политических партий, директора и другие). Другие же не имеют таких функций. Это позволяет также считать и власть критерием для дифференциации общества.

Образование

Данный критерий измеряется количеством лет, которые человек потратил на обучение в образовательной организации.

Этот показатель также неодинаков для всех людей: если профессор философии может иметь более 20 лет, которые он потратил на образование, то электрик или шофер - всего 12.

Престиж

Под престижем понимают уважение общества к тому, какое положение занимает человек. Есть вещи, иметь которые люди стремятся, чтобы быть уважаемыми. Например, в современном обществе высоко ценится, если человек имеет собственных дорогой автомобиль. Также престижными могут быть и профессии. Сейчас к таковым относятся юрист, врач, менеджер, летчик. И напротив, не пользуются популярностью и уважением такие профессии, как водитель, дворник, сантехник и другие.

Согласно исследованиям, в России растет престиж тех профессий, которые позволяют получать высокую зарплату и дают большие возможности сделать карьеру (юрист, менеджер) и заметно падает престиж профессий, которые требуют высокую квалификацию и уровень образования (инженер, учитель).

Особенность общества состоит в том, что чаще всего представители высших классов сосредотачивают в своих руках все верхние позиции данных критериев: богатство, властные полномочия, престиж и качественное образования. Хотя некоторые показатели могут не совпадать.

Деление общества на группы

Таким образом, в обществе выделяются следующие типы групп :

  • по уровню дохода;
  • по возможности оказывать влияние на политику государства, контролировать действия других людей;
  • по уровню образования;
  • по престижности.

Что мы узнали?

Критерии социальной стратификации - это признаки, по которым можно выделить в обществе особые группы людей, имеющих общие черты. Выделяется четыре таких критерия: доход, власть, образование, престиж. Все люди не имеют одинаковый доступ к этим явлениям и предметам. К примеру, неодинаков доход, получаемый гражданами нашей страны.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 67.

Различные социологи по-разному объясняют причины социального неравенства, а следовательно, и социальной стратификации.

В марксистской школе социологии, в основе неравенства лежат: отношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства.

По мнению функционалистов (К. Дэвис, У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам зависит: от важности их профессиональной деятельности и вклада, который они вносят своим трудом в достижение целей общества. Сторонники теории обмена (Дж. Хоманс) считают, что неравенство в обществе возникает по причине неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Ряд классиков социологии более широко рассматривали проблему стратификации. Например, М. Вебер, кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов), предложил в дополнение такие критерии, как социальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда - власть, авторитет и влияние.

Один из создателей теории стратификации П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:

§ экономическую (по критериям дохода и богатства);

§ политическую (по критериям влияния и власти);

§ профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

Основоположникструктурного функционализма Т. Парсонс предложил три группы дифференцирующих признаков:

§ качественные характеристики людей, которыми они обладают от рождения (этническая принадлежность, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества и способности);

§ ролевые характеристики, определяемые набором ролей, выполняемых индивидом в обществе (образование, должность, различные виды профессионально-трудовой деятельности);

§ характеристики, обусловленные владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, привилегии, возможность влиять и управлять другими людьми и т.д.).

В современной социологии принято выделять следующие основныекритерии социальной стратификации:

§ доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

§ богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

§ власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;

§ образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;

§ престиж - общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса:высший, средний и низший.

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

§ высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);

§ низший-высший класс («новые богатые» - банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);

§ высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);

§ низший-средний класс (наемные работники - инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);

§ высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);

§ низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт и слоев, находящихся внутри одного из основных классов - богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, в основе социальной стратификации лежит естественное и социальное неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и имеет иерархический характер. Оно устойчиво поддерживается и регулируется различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является важным условием функционирования и развития любого общества.

34.​ Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.

Термин «социальная мобильность» ввел П. Сорокин.Он называл социальной мобильностью переход индивида между различными уровнями социальной иерархии, определяемой с точки зрения широких профессиональных или социально-классовых категорий. Т. е. мобильность – это переход из одного социального положения в другое в социальном пространстве.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная и горизонтальная.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.

Внутрипоколенная мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую, т.е. перемещение, приводящее к повышению или к понижению социального статуса.

В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность бывает восходящая и нисходящая.

Горизонтальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной социальной группы в другую без повышения или понижения социального статуса.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность.

Различают индивидуальную мобильность - перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность - перемещения происходят коллективно.

Виды социальной мобильности можно выделить и по другим критериям:

1. по дальности;

2. по количественному показателю;

3. по степени организованности:

Изучение социальной мобильности производится с помощью двух систем показателей. В первой в качестве единицы счета выступает индивид. Основными показателями выступают объем мобильности (абсолютный и относительный, совокупный и дифференцированный) и степень мобильности. Объем мобильности показывает число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Степень мобильности определяется двумя факторами: диапазоном мобильности (количество статусов в данном обществе) и условиями, которые позволяют людям перемещаться. Так максимум мобильности всегда наблюдается в обществе в период каких-либо социальных и экономических преобразований. Степень мобильности зависит также от исторического типа стратификации.

Во второй единицей отсчета служит статус. В данном случае объем мобильности (количество людей изменивших свой статус) описывает её направление. Мерой мобильности выступает шаг мобильности (дистанция), который показывает количество ступенек, на которые переместился индивид в вертикальном направлении. Может быть межпоколенным и внутрипоколенным, межклассовым и внутриклассовым.

П.А.Сорокин разработал теорию каналов вертикальной мобильности. В качестве подобных каналов выступают социальные институты: семья, школа, армия, церковь, собственность. Причем семья и школа являются одним из самых главных механизмов социального отбора, определения и наследования статуса.

35. Маргинальность как социальное явление

Маргинальность – характеристика явлений, возникающих в результате взаимодействия различных культур, социальных общностей, структур, в результате чего часть социальных субъектов оказывается за их пределами.

Введенное в науку Р. Парком это понятие служило для изучения положения мигрантов, мулатов и других «культурных гибридов», их неадаптированности в условиях различных конфликтующих между собой культур.

Р. Мертон определял маргинальность как специфический случай теории эталонной (референтной) группы: маргинальность характеризует момент, когда индивид стремится к членству в позитивной для него референтной группе, которая не склонна его принять. Подобное соотношение подразумевает двойную идентификацию, неполную социализацию и отсутствие социальной принадлежности.

Т. Шибутани рассматривает маргинальность в контексте социализации личности в изменяющемся обществе. Центральным моментом в понимании маргинальности здесь признается доминирование социальных изменений, трансформация социальной структуры, приводящие к временному разрушению согласия. В результате человек оказывается перед лицом нескольких эталонных (референтных) групп с различными, часто противоречащими друг другу требованиями, которые одновременно удовлетворить невозможно. В этом отличие от ситуации в стабильном обществе, когда эталонные группы в жизни личности подкрепляют друг друга.

Утверждается также направление исследования маргинальности как состояния социальной исключенности (или неполной включенности), позиции в социальной структуре, характеризуемой высокой дистанцией по отношению к доминантной культуре "основного общества" ("на краю" общества).

Называют следующие типы маргинальности:
- культурная маргинальность (кросскультурные контакты и ассимиляция);
- маргинальность социальной роли (противоречия отнесения к позитивной референтной группе и т.п.);
- структурная маргинальность (уязвимое, бесправное положение в политическом, социальном и экономическом отношении группы в обществе).

Выделяются два основных подхода в рассмотрении маргинальности. Маргинальность как противоречие, неопределенное состояние в процессе мобильности группы или индивида (изменение статуса); маргинальность как характеристика особого маргинального (окраинного, промежуточного, изолированного) положения групп и индивидов в социальной структуре.

Своеобразие подходов к определению маргинальности и пониманию ее сущности во многом определяется спецификой конкретной социальной действительности и тех форм, которые данное явление в ней приобретает.

Концептуальные разработки понятия "маргинальность" привели к появлению комплекса связанных с ним понятий.

Маргинальная зона – те срезы социальной действительности, где происходят наиболее интенсивные и значимые изменения структуры отношений, позиций, образа жизни.

Маргинальная ситуация – комплекс и структура факторов, порождающих и закрепляющих состояние маргинальности индивида или группы.

Маргинальный статус – позиция промежуточности, неопределенности в которую индивид или группа попадают под воздействием маргинальной ситуации.

Маргинал – человек, находящийся на границе различных социальных групп, общностей, культур, вступающих с ними в противоречия, будучи не принятым ни одной из них как полноправный член.

Маргинальная личность – комплекс психологических черт, характеризуют человека в ситуации неопределенности, связанной с переходом из одной группы в другую и отяг-ченной противоречиями социально – ролевого конфликта.

Маргинальная группа – группа в обществе, объединяемая общими критериями, ха-рактеризующими ее окраинное или переходное положение (этнические, территориальные, профессиональные, рассовые и др.)

Среди маргиналов могут быть этномаргиналы: национальные меньшинства; био-маргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргиналы, как, например, группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями;политические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономические маргиналы традиционного типа (безработные) и так называемою «новые бедные»; религиозные маргиналы - стоящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, наконец, криминальные маргиналы; а возможно, еще и просто те, чей статус в социальной структуре не определен.

Появление новых маргинальных групп связывают со структурными изменениями в постиндустриальных обществах и массовой нисходящей соц. мобильностью гетерогенных групп специалистов, теряющих свои рабочие места, профессиональные позиции, статус, условия жизни.

36. Социальная стратификация и мобильность

Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Все ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарождением человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Первой системой социальной стратификации является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Следующую форму стратификации составляют сословия. Сословие - это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально-зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально-образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь, внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью.

Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их промежуточное положение во многом определяется неспособностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал - это индивид, утративший своп прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. Их поведение отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки. Среди маргиналов могут быть этномаргиналы - люди, попавшие в чужую среду в результате миграции; политические маргиналы - люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политическом борьбы: религиозные маргиналы - люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.

Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным изменениям. К высшей страте (элите) сегодня могут быть отнесены представители государственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка - финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвалифицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государственных и муниципальных учреждениях).

В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).

В целом можно сказать, что основными критериями, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.

37. Понятие социального института. Причины их возникновения и функционирования в обществе. Классификация социальных институтов.

Жизнь индивидов в обществе организуется посредством социальных институтов. Термин «институт» означает «устройство, установление». В социологии институт определяется как устойчивый комплекс норм, правил и символов, регулирующий какую – либо из сторон человеческой жизнедеятельности и организующий их в систему ролей и статусов. А.Р. Радиклифф - Браун под институтом понимает стандартизированные способы поведения с помощью которых социальная структура – сеть социальных отношений – поддерживает свое существование во времени. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (материальной) структуры, так и внутренней деятельности. Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны – это заданный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Социальный институт, кроме того, - это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием решаемой этим институтом определенной задачи.

Итак, социальный институт – это

· ролевая система, в которую включены те или иные нормы, статусы и роли;

· совокупность обычаев, традиций и правил поведения людей;

· организованная система формальных и неформальных структур;

· совокупность норм и учреждений, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений;

· устойчивый комплекс социальных действий.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

В каждом обществе, как утверждают социологи, обязательно наличествует как минимум пять групп социальных институтов:

1. Экономические институты, регламентирующие производство и распространение товаров и услуг;

2. Политические институты, регламентирующие осуществление власти и отношения вокруг власти;

3. Институты стратификации, которые регулируют распределение в обществе статусных позиций и доходов;

4. Институты родства, организующие отношения между родственниками, супругами, родителями и детьми, обеспечивающие воспроизводство населения и трансляцию традиций;

5. Институты культуры, в состав которых входят религиозные, образовательные и собственно культурные институты. Они ответственны за социализацию новых поколений, сохранение и передачу социальных ценностей.

Для того, чтобы сложилась система социальной регламентации той или иной сферы общественной жизни, т.е. тот или иной социальный институт, должны существовать необходимые для этого условия. Во–первых, в обществе должна существовать и сознаваться большинством индивидов социальная потребность в данном институте. Во–вторых, общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения этой потребности – ресурсами (материальными, трудовыми, организационными), системой функций, действий, индивидуальных целеполаганий, символами и нормами, образующими культурную среду, на основе которой сформируется новый институт.

Все социальные институты возникли в глубокой древности. Производство в человеческом сообществе насчитывает 2 млн лет, если за отправную точку брать первые орудия труда, созданные человеком. Возраст семьи, по мнению антропологов, составляет 500 тыс. лет. Государству примерно столько же лет, сколько и образованию, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах появилась около 30-40 тыс. лет назад.

Система социальных институтов постоянно развивается. Эволюцию претерпевают сфера производства, политические институты, институты религии, образования. Значительные изменения происходят в институте семьи. Если сравнить с 19 в., то за последние полвека изменились средний возраст вступления в брак, размер семьи, время начала трудовой жизни, распределение супружеских обязанностей, стиль лидерства в семье, сексуальное поведение мужчин и женщин.

Эволюция социальных институтов приводит к тому, что современное общество характеризуется разнообразием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность порождает к жизни появление и существование нескольких специализированных институтов, с другой стороны, каждый институциональный феномен, скажем семья, государство, церковь реализует целую серию фундаментальных потребностей, в том числе в коммуникации, в производстве услуг, и в распределении благ, в обеспечении безопасности граждан, в их индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля, в развитии духовной сферы жизни общества.

38. Социальные институты в экономической сфере.

В группу фундаментальных экономических социальных институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Благодаря развитию социальных институтов происходит функционирование всей системы экономических отношений и общества в целом, осуществляется социализация личности в социально-трудовой сфере, происходит передача норм экономического поведения и моральных ценностей.

Выделим четыре признака, общие для всех социальных институтов в сфере экономики и финансов:

· взаимодействие между участниками социальных связей и отношений;

· наличие подготовленных профессиональных кадров, обеспечивающих деятельность институтов;

· определение прав, обязанностей и функций каждого участника социального взаимодействия в экономической жизни;

· регламент и контроль эффективности процесса взаимодействия в экономике.

Развитие экономики как социального института подчиняется не только экономическим законам, но и социологическим. Функционирование этого института, его целостность как системы обеспечивают различные социальные институты и социальные организации, которые следят за работой социальных институтов в сфере экономики и финансов, контролируют поведение их членов.

Базовыми институтами, с которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др.

Основными функциями экономики как социального института являются:

· согласование социальных интересов хозяйствующих субъектов, производителей и потребителей;

· удовлетворение потребностей личности, социальных групп, слоев и организаций;

· укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными организациями и институтами;

поддержание порядка и предотвращение неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими субъектами в процессе удовлетворения потребностей.