Что такое рабочая сила в экономике. Рабочая сила и экономика

26. Рабочая сила

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность ни рынке труда.

Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является» как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

Преобладающая общность интересов «товара» рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства-является важнейшей социально-экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально-экономической системы любой страны.

Конечной целью рынка труда являются, во-первых, удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Появление теории человеческого капитала отразило возросшую в последние годы роль невещественного накопления в развитии человечества. Под человеческим капиталом понимается совокупность всех производительных качеств работника, т.е. это понятие включает приобретенные знания, навыки, а также мотивацию и энергию, используемые для производства экономических благ К основным формам «инвестиций в человека» обычно относят: образование, воспитание, здравоохранение, а также весь комплекс затрат, связанных с подготовкой человека к производству (включая поиск необходимой информации, миграцию в поисках занятости и т.д.). Подобно физическому капиталу, его формирование требует как от самого человека, так и от общества в целом значительных издержек. Они были бы невозможны, если бы не обеспечивали его обладателю получение более высокого дохода. Таким образом, человеческий капитал рассматривается как запас, который может накапливаться и быть источником более высокого дохода в будущем. Поэтому стремительный рост вложений в человека не в последнюю очередь связан с ожидаемым высоким доходом.

Расходы на развитие трудовых ресурсов, поступающие из государственного бюджета, непосредственно от фирм, корпораций и отдельных предпринимателей, не облагаются налогами, не имеют особых экономических, производственных оценок и не ставят трудящихся в связи с этим в юридическую или фактическую зависимость от предпринимателей, государства, общества в цело*м. Ни государство, ни частный капитал не предъявляют в какой бы то ни было форме трудящимся счета за вложенные ими в трудовые ресурсы средства, не требуют их компенсации.

Осуществляется, т.о., своего рода безвозмездное субсидирование, и, что еще важнее, фактическое развитие и подготовка к использованию рабочей силы как элемента национальных производительных сил будущими покупателями ее рабочего времени. Ни капитал, ни государство при этом не являются ни изначальными владельцами трудовых ресурсов, ни полными или частичными собственниками созданного ими, по существу, товарного потенциала рынка труда. Не ставится никаких политических условий, закрепляющих подготовленную рабочую силу за национальным рынком труда. Она имеет практически неограниченные возможности международного трудоустройства в интересах наилучшей для себя реализации профессиональных знаний, ибо национальный рынок труда является неотделимой частью мирового рынка и подчиняется общим законам международного разделения труда.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли-продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Татарников, Н.А. Богатырева, О.Ю. Бутова. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. ISBN 5-472-00856-5)

Рабочая сила - способность к труду, т.е. совокупность свойств, характеристик человека (в том числе наличие определенных физических и духовных способностей, навыков, умений и т.п.), необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности, и используемых им в ходе трудовой деятельности.

Иногда под рабочей силой подразумеваются работники, и реальные и потенциальные, т.е. практически те же трудовые ресурсы. Нередко это понятие используется в узком смысле – как общее число работников, чаще в какой-либо отрасли народного хозяйства.

Рабочая сила - способность к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает человек и которые используются им для производства жизненных благ. Рабочая сила может функционировать лишь в системе определённых производственных отношений и является главной производительной силой общества, определяющим элементом производительных сил.

Воздействуя в процессе трудовой деятельности на вещество природы, видоизменяя и подчиняя его себе, человек, в свою очередь, совершенствует трудовые навыки, приобретает производственный опыт, накапливает теоретические и технические знания. Решающее воздействие на характер и объём трудовых функций оказывает уровень развития средств труда.

Социально-экономические условия использования рабочей силы находятся в непосредственной зависимости от способа соединения рабочей силы со средствами производства. В рыночных условиях рабочая сила выступает как товар. Как и любой другой товар, рабочая сила в условиях рынка обладает стоимостью и потребительной стоимостью. Стоимость специфического товара рабочая сила определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для осуществления работником нормальной трудовой деятельности и содержания его семьи. Наряду с удовлетворением потребностей в пище, одежде, жилище стоимость рабочей силы включает в себя духовный элемент (культурные потребности работников, расходы на образование, профессиональную подготовку). Большое влияние на величину и структуру стоимости рабочей силы в различных странах оказывают исторические особенности её формирования. Стоимость рабочей силы изменяется в зависимости от уровня политического и экономического развития страны, природно-климатических условий, национальных традиций и организованности работников наемного труда.

Противоречивое воздействие на динамику стоимости рабочей силы оказывает научно-технический прогресс. С одной стороны, гигантское развитие производительных сил, рост общественной производительности труда ведут к удешевлению стоимости жизненных средств, потребляемых рабочими, и, следовательно, способствуют снижению стоимости специфического товара рабочая сила. С дрогой стороны, действуют факторы, способствующие повышению стоимости рабочей силы. Так, интенсификация производственных процессов требует дополнительных затрат, связанных с возмещением более усиленного расходования физической и нервной энергии. Превращение науки в непосредственную производительную силу, качественные изменения в материально-технической базе (автоматизация производства, внедрение кибернетических и счётно-решающих устройств, химизация производства и т.п.) обусловили сдвиги в профессиональном и квалификационном составе рабочей силы в направлении расширения числа профессий, в которых преобладает умственный труд, а также предопределили повышение удельного веса работников высокой и средней квалификации. Это также требует дополнительных затрат на повышение образовательного уровня работников, профессиональную подготовку и переподготовку кадров, что повышает стоимость рабочей силы как для предпринимателя, так и для самого работника.

Потребительная стоимость рабочей силы состоит в способности рабочего создавать в процессе производства прибавочную стоимость для общества. Экономический интерес общества как покупателя рабочей силы реализуется в том, что в процессе трудовой деятельности стоимость, создаваемая рабочей силы, оказывается большей, чем стоимость самой рабочей силы.

Формирование рабочей силы , то есть формирования способности к труду у человека – это есть подготовка работника к труду, которая начинается в дошкольных учреждениях и общеобразовательной школе, где начинается процесс формирования личностных характеристик человека труда, его индивидуального осознания себя как будущего субъекта социально-трудовых отношений, и продолжается в системе профессионального образования, на рабочем месте, в институтах повышения квалификации, на стажировках и в других образовательных формациях, где постоянно закладываются необходимые профессиональные знания и навыки. Система образования как институт духовного производства и интеллектуального развития личности, развития ее творческого потенциала формирует такую совокупность знаний и навыков членов общества, которые обеспечивают возможность их целесообразной деятельности в системе общественного разделения труда. Такова роль системы образования как института производства личности, которая используется в постоянном повышении ее качеств как субъекта социально-трудовых отношений. Поэтому образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно осуществлять формирование рабочей силы.

Как видно из сказанного процесса формирования рабочей силы в большей степени зависит от состояния сферы образования и возможности индивида включаться в образовательную деятельность практически на протяжении всей своей жизни, тем самым осуществлять капитализацию своих знаний, навыков, умений – рабочей силы.

Совокупность физических и духовных способностей, что человек использует в своей деятельности.

Рабочая сила (англ. Labor force ) в статистике - количество людей, готовых работать по найму. В разных странах этот показатель рассчитывается по разному. Обычно он включает число работающих с добавлением зарегистрированных безработных. Существуют возрастные и другие ограничения. Например, американская статистика учитывает людей, не моложе 16 лет. Есть определенные методологические вопросы - например, включать в этот показатель или только работающих по найму. В большинстве случаев «самозанятое» население учитывается в составе другого показателя - «экономически активное население».

Иногда под рабочей силой понимают работников любого предприятия за исключением административного персонала.

Рабочая сила в популярной литературе и публицистике - рабочие. Чаще подразумеваются работники физического труда, выполняющих работы низкой квалификации. Обычно в таких случаях не делается разницы между добровольным наймом на работу и принудительным трудом. Пример: «Целью оккупации было уничтожение СССР как государства и превращения территории в аграрно-сырьевой придаток и источник дешевой рабочей силы для Германии и ее союзников."

Рабочая сила в теории Карла Маркса

Карл Маркс в своем произведении «Капитал» утверждал следующее:

  • В условиях капиталистического способа производства рабочая сила становится специфическим товаром. Носитель рабочей силы является ее собственником и юридически свободен распоряжаться ею. В то же время у него нет средств производства для самостоятельного хозяйствования. Для получения средств к существованию он вынужден продавать свою рабочую силу.
  • Стоимость рабочей силы определяется затратами на поддержание жизни рабочего и должного уровня работоспособности, его достаточное обучение, образование и воспроизведения. Эти расходы очень зависят от уровня экономического развития страны, природно-климатических условий, интенсивности и сложности труда, занятости женщин и детей. Стоимость рабочей силы проявляется в виде заработной платы, на которую дополнительно влияют ситуация в экономике и на рынке труда. В период экономического роста и повышенной занятости зарплата может существенно превышать стоимость рабочей силы, что позволяет рабочим существенно улучшить свое материальное положение. В период спада зарплата может становиться ниже стоимости рабочей силы, что приводит к расходованию ранее накопленных запасов и к резкому ухудшению положения рабочих.
  • Ценностью (полезностью) рабочей силы как товара является возможность в процессе работы (использования капиталистом купленной рабочей силы) создание новойстоимости, которая обычно больше уплаченной рабочему стоимости (больше стоимости использованной рабочей силы). Такое превышение Маркс назвал прибавочной стоимостью . Именно она является основой формирования прибыли.
  • Рабочая сила не всегда является товаром. Она может не принадлежать человеку и забираться без эквивалентного обмена (например, в раба или крепостного). Человек может не быть свободной юридически (заключенный, ребенок). Человек может самостоятельно работать и продавать потом результаты труда, а не собственный труд (ремесленник, художник, фермер, частный предприниматель, если они не нанимают работников).

Критика марксистского подхода

Часть экономических теорий не признают рабочую силу самостоятельным товаром. Они обычно утверждают, что продается непосредственно труд . Формирование прибыли они объясняют особыми свойствами капитала или платой за редкиснисть предпринимательского таланта. Действительно, на начальном этапе преобладает почасовая оплата наемных работников. Затем господство переходит к сдельной оплате. Внешне это проявляется, как оплата каждого отработанного часа или изготовленной вещи, то есть за труд . Контрактная оплат (например, футболистов) более ярко демонстрирует, что продается именно способность к труду, а не сам труд.

Важнейшей составной частью социально-экономической статистики является статистика труда. Ее показатели характеризуют численность, состав, региональное размещение и использование трудовых ресурсов; использование рабочего времени; уровень и динамику производительности труда; затраты на рабочую силу, оплату труда, условия, охрану и обеспечение безопасности труда и другие явления и процессы. В полном объеме вопросы статистики труда рассматриваются в отраслевом курсе статистики. В данной теме рассмотрены показатели численности трудовых ресурсов и рабочего времени.

Основными задачами статистики рынка труда являются:

  • сбор информации о численности занятых и безработных как двух составных частях рабочей силы;
  • изучение состояния и тенденций на российском рынке труда с помощью показателей уровня занятости и безработицы;
  • изучение состава занятых и безработных по разным признакам (полу, возрасту, отраслям и секторам экономики, по регионам страны и другим признакам) с целью регулирования рынка труда, разработки программ по повышению уровня занятости, трудоустройству безработных, их профессиональной переподготовке и т. д.

Занятые и безработные

Все население страны можно разделить на две группы: экономически активное и экономически неактивное население.

— это часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и услуг.

Экономически активное население (называемое также рабочей силой) включает две категории — занятых и безработных.

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

  • выполняли работу по найму за вознаграждение, деньги или с ними расплачивались в натуральной форме, а также иную работу, приносящую доход;
  • временно отсутствовали на работе по причине: болезни или травмы; выходных дней; ежегодного отпуска; различного рода отпусков как с сохранением содержания, так и без сохранения содержания, отгулов; отпусков по инициативе администрации; забастовки и других причин;
  • выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

При отнесении или неотнесении того или иного лица к числу занятых используется критерий одного часа. В России при обследовании занятости к числу занятых относятся лица, работавшие один час и более в обследуемую неделю. Использование данного критерия связано с тем, что необходимо охватить все виды занятости, которые могут существовать в стране, — от постоянной до краткосрочной, случайной и других видов нерегулярной занятости.

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в течение рассматриваемого периода:

  • не имели работы (либо занятия, приносящего доход);
  • искали работу;
  • готовы были приступить к работе.

Данное определение соответствует методологии Международной организации труда (МОТ). При отнесении того или иного лица к категории безработных должны учитываться все три критерия, указанные выше.

— это население, которое не входит в состав рабочей силы. Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

— обеспечивают предложение рабочей силы на рынке труда для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. То есть хотят работать, но при этом могут как работать, так и искать работу. В соответствии с этим экономически активное население делится на две категории: численность занятых в отраслях экономики и численность безработных.

Экономически активное население является частью трудовых ресурсов. Численность экономически активного населения изменяется в физических лицах по отношению к определенному периоду времени.

Численность занятых в отраслях экономики — это показатель, характеризующий спрос на рабочую силу на рынке труда. Чем выше спрос на рабочую силу, тем выше показатель занятости в экономике. Каждая экономика стремится к показателям населения.

Численность безработных — это превышение предложения над спросом на рабочую силу на рынке труда. Обычно предложение превышает спрос на рабочую силу, что объективно обусловливает наличие . Это не исключает противоположной ситуации на отдельных участках рынка труда (региональных, по видам деятельности).

Экономически неактивное население

Экономически неактивное население — это лица, способные к труду (в состав трудовых ресурсов они включаются), но в они не могут быть отнесены ни к , ни к .

Экономически неактивное население — это население, которое не входит в состав рабочей силы . Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Рассмотренные выше категории экономической активности населения не предполагают, что однажды попав в какую-либо группу, человек остается там навсегда. Рынок труда обладает высокодинамичной природой, поэтому следует рассматривать не только численность каждой группы на определенный период времени, но и перемещение (потоки) людей между различными группами. Представленная ниже схема иллюстрирует динамическую модель рынка труда.

В рыночной экономике допускается возможность незанятости трудоспособного населения . Причинами экономической пассивности данной части населения является социальный статус, материальная обеспеченность, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей или бесперспективность трудоустройства. В россии данная категория населения насчитывается несколько миллионов человек. Первоочередной задачей статистики является изучение занятости, то есть степени удовлетворения предложения рабочей силы. Также исследованию подвергается численность, состав, территориальное размещение и причины экономической пассивности.

Показатели занятости населения и уровня относятся к основным характеристикам социально-экономического положения страны и состояния рынка труда.

В 90-е гг. на российском рынке труда происходило уменьшение предложения рабочей силы, наибольший спад был в 1998 г. Численность экономически активного населения, несмотря на некоторое увеличение в 1999 и 2000 гг., не достигла уровня 1992 г., была меньше на 3,3 млн. чел. В больших размерах происходило уменьшение спроса на рабочую силу. Численность занятых в экономике за этот период уменьшилась на 6,4 млн. чел., или на 9%. Происходило высвобождение рабочей силы из государственных предприятий и организаций в связи со спадом производства, перераспределением рабочей силы между отраслями экономики, переходом из государственного в частный сектор, но в целом при уменьшении числа занятых систематически увеличивалось число безработных. Уровень безработицы (удельный вес безработных в численности экономически активного населения) в 1998 г. достиг 13,2% и до 2000 г. оставался на высоком уровне.

Коэффициент экономической активности

Представляет собой соотношение численности экономически активного населения к общей численности населения.

Задача

Численность экономически активного населения в России в ноябре 2009 года составила 72,8 млн. чел

  • численность занятых 65,0 млн. чел
  • общая численность населения — 144,9 млн. чел.

Найти численность безработных, коэффициенты экономической активности, занятости и безработицы.

Решение

Экономически активное население включает в себя как занятых, так и безработных поэтому,

  • Численность безработных = 72,8 — 65 = 7,8 млн.чел.
  • Коэффициент экономической активности = (72,8 / 144,9) * 100% = 50%
  • Коэффициент занятости = 65 / 72,8 = 0,9
  • = 7,8 / 72,8 = 0,1
Задача
  • Среднегодовая численность населения: 148300 тыс.чел
  • Всего занято в экономике: 67100 тыс.чел.
  • Численность безработных: 6410 тыс.чел.

Найти: численность экономически активного населения (ЭАН), коэффициент экономической активности населения, коэффицент занятости и коээффициент безработницы населения.

Решение
  • ЭАН = 67100 + 6410 = 73510 тыс.чел.
  • Коэфф ЭАН = 73510 / 148300 = 0,5
  • Коэффициент занятости = 67100 / 73510 = 0,91
  • Коэффициент безработицы = 6410 / 73510 = 0,09
Задача

Численность занятых и безработных на даты составила:

Найти: среднюю численность занятых, безработных, экономически активного населения за год, коээфициенты занятости и безработицы за этот период.

Решение

1. Среднюю численность занятых и безработных вычислим по формуле простой средней хронологической.

2. Экономически активное население это сумма занятых и безработных.

  • ЭАН = 718+73,25 = 791,25

3. К занятости = 718 / 791,25 = 0,91
4. К безработицы = 73,25 / 791,25 = 0,09

Численность экономически активного населения

По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости:1992, 1995 гг. — на конец октября; 2000-2007 г. — на конец ноября. С 2006 г. — включая данные по Чеченской Республике.

Тысяч человек

всего 75060 70740 72332 72421 72835 72909 73811 74156 75046
в том числе:
занятые в экономике 71171 64055 65273 66266 67152 67134 68603 69157 70813
безработные 3889 6684 7059 6155 5683 5775 5208 4999 4232
Мужчины 39197 37338 37499 36997 37206 37079 37511 37627 37967
в том числе:
занятые в экономике 37161 33726 33754 33709 34199 34177 34710 34996 35702
безработные 2036 3613 3745 3288 3007 2902 2801 2631 2264
Женщины 35863 33401 34833 35423 35629 35831 36300 36529 37079
в том числе:
занятые в экономике 34010 30330 31519 32557 32953 32958 33893 34161 35111
безработные 1853 3072 3314 2866 2676 2873 2407 2368 1968

В процентах к итогу

Экономически
активное население —
всего
100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
занятые в экономике 94,8 90,5 90,2 91,5 92,2 92,1 92,9 93,3 94,4
безработные 5,2 9,5 9,8 8,5 7,8 7,9 7,1 6,7 5,6
Мужчины 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
занятые в экономике 94,8 90,3 89,8 91,1 91,9 92,2 92,5 93,0 94,0
безработные 5,2 9,7 10,2 8,9 8,1 7,8 7,5 7,0 6,0
Женщины 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
занятые в экономике 94,8 90,8 90,5 91,9 92,5 92,0 93,4 93,5 94,7
безработные 5,2 9,2 9,5 8,1 7,5 8,0 6,6 6,5 5,3