Как выглядит фигура высшего пилотажа бочка. Фигуры высшего пилотажа. Памятка

По типу выполнения может быть быстрой и медленной, по числу оборотов - одинарная, полуторная и многократная, по наклону траектории полёта - горизонтальная, восходящая и нисходящая.

Техника выполнения

Выполняется бочка при скорости минимум 300 км/час. Предварительно необходимо придать самолёту угол тангажа 15-20°. На одномоторных винтовых самолётах бочка против [уточнить ] направления вращения винта (обычно правая) выполняется более вяло и требует энергичных движений ручкой.

Для самолёта ЯК-52 горизонтальная управляемая бочка выполняется на скорости 230 км/ч при частоте вращения коленчатого вала двигателя 82 % и полном наддуве. В горизонтальном полёте наметить впереди самолёта ориентир, относительно которого будет выполняться бочка. На заданной скорости взятием ручки управления на себя создать угол Тангажа 10-15° и зафиксировать это положение. После чего энергичным движением ручки управления в сторону бочки начать вращение самолёта вокруг продольной оси, помогая вращению незначительным отклонением педали в ту же сторону. После прохода крена 45° начать отдавать ручку управления от себя, не замедляя вращения. В первый момент это необходимо для предупреждения разворота, а затем, когда самолёт будет в перевернутом положении - для предупреждения опускания капота самолёта ниже линии горизонта. В положении «на ноже» (90° и 270°) необходимо незначительно отклонить верхнюю педаль для удержания капота выше линии горизонта. В перевернутом положении педали должны стоять нейтрально, чтобы самолёт не уходил в сторону от ориентира. За 30-20° до завершения бочки ручка управления подтягивается на себя для удержания самолёта от разворота и от опускания капота ниже линии горизонта. Как только самолёт будет подходить к положению горизонтального полета, ручку управления дать на вывод в противоположную сторону вращения, а после прекращения вращения - поставить нейтрально.

Примечания

Литература

  • Каталог фигур высшего пилотажа Арести ФАИ = FAI Aresti Aerobatic Catalogue. - Federation Aeronautique Internationale, 2002.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бочка (высший пилотаж)" в других словарях:

    - (Aerial manoeuvre stunts) высшая степень летного искусства, т. е. уменье делать на самолете сложные эволюции (фигуры). К фигурам высшего пилотажа относятся: мертвая петля, штопор, бочка, скольжение на хвост и т. п. Самойлов К. И. Морской словарь … Морской словарь

    Пилотаж, характеризуемый обычно следующими фигурами: замедл. бочка, полуторная и многократная бочки, восходящая и нисходящая бочки с углом наклона траектория к горизонту более 45°, вертик. восьмёрка, век рые сочетания фигур и их элементов… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Полёт на самолёте с выполнением манёвров высшей сложности. К таким манёврам относятся: фигуры В. п. (одинарная горизонтальная замедленная бочка, иммельман с петлей, двойной иммельман, вертикальная восьмёрка и др.), выполняемые одиночным… …

    Высший пилотаж - высшая степень летного искусства, заключающаяся в умении производить сложные фигурные полеты «петля», «боевой разворот», «переворот» («иммельман»), «бочка» и др. главным образом в вертикальной плоскости. Искусство В. п. дает возможность… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    В Викисловаре есть статья «бочка» Бочка: Бочка сосуд цилиндрической формы, чаще всего деревянный или железный. Бочка (единица объёма) старинная русская единица объёма. Бочка (высший пилотаж) фигура высшего пилотажа. Бочка… … Википедия

    Маневрирование в полёте самолётов и вертолётов при ведении боевых действий, во время обучения и тренировок лётчиков и в спортивных целях; фигурные полёты, демонстрирующие мастерство лётчиков и лётные качества летательных аппаратов. Манёвры,… … Энциклопедия техники

    У этого термина существуют и другие значения, см. Высший пилотаж (фильм). Пилотаж (фр. pilotage) пространственное маневрирование летательного аппарата, имеющее своей целью поражение противника или выполнение фигур в воздухе.… … Википедия

    Бочка фигура пилотажа, поворот летательного аппарата вокруг продольной оси на 360° и более без изменения направления движения. По типу выполнения может быть быстрой и медленной, по числу оборотов одинарная, полуторная и многократная, по наклону… … Википедия

    - (франц. pilotage, от piloter вести самолёт) пространственное маневрирование самолётов или планёров с целью выполнения различных фигур в воздухе. П. подразделяется: по степени сложности выполнения на простой, сложный и высший; по… … Большая советская энциклопедия

Реющие над аэродромом ласточки самолюбиво проделывали фигуры высшего пилотажа…
Посетители авиационных праздников всегда с замиранием следят за виражами, петлями, разворотами, выполняемыми высшего . Российские спортсмены – пилотажники занимают призовые места на международных соревнованиях. Это не удивительно, поскольку родоначальником пилотажного искусства считается российский пилот Петр Нестеров. Многие фигуры высшего пилотажа названы в честь их исполнителей-авиаторов. Итак, представляем сложнейшие из них:

1

Название «мертвая петля» эта фигура высшего пилотажа получила потому что долгое время существовала в чертежах, то есть «на бумаге». Первым продемонстрировал ее мастер пилотажа Петр Нестеров 09 сентября 1913 года над Сырецким полем в Киеве. Кстати, к 100 –летию со дня рождения «петли Нестерова» Национальный банк Украины выпустил юбилейную монету номиналом в 5 гривен.

2


Впервые была продемонстрирована Евгением Фроловым. Выполнил он эту фигуру высшего пилотажа на самолете Су-37 в 1995 году. Напоминает разворот повисшего в воздухе самолета на 3600 вокруг своей оси.

3


В 1987 году пилот самолета Су-27 Игорь Волк впервые изобразил эту фигуру высшего пилотажа, напоминающую положение змеи в агрессивном состоянии.

4


Сложная и довольно опасная фигура высшего пилотажа. Впервые была выполнена Анатолием Квочуром в 1988 году.

5


«Бочка» — фигура пилотажа, при которой самолет совершает поворот относительно продольной оси на 3600, не меняя при этом общего направления полета.

6


Более сложная вариация предыдущей пилотажной фигуры. Представляет собой фиксацию самолета в любом положении в момент выполнения бочки.

7


Противоположная пикетированию фигура. Выполняется в разных вариантах: по прямой траектории, по винтовой линии – спиральная горка. Спирали, в свою очередь, могут быть восходящими и нисходящими.

8


Представляет энергичное вращение самолета по резкой спирали. Впервые такую фигуру случайно продемонстрировал Уилфред Парк на биплане Avro- G в 1912 году.

9


При выполнении этой фигуры пилот, увеличивая скорость, разворачивает самолет в горизонтальной плоскости на 3600.

10


Полет в горизонтальной плоскости (угол полета близок к 900). При этом направление полета остается неизменным.
Это интересно! 19 июня 2013 года летчик-испытатель А. Павлов поднял в небо самолет Су-27, который в воздухе продемонстрировал комплекс фигур высшего пилотажа в автоматическом режиме.

Друзья все мы сталкивались на авиашоу, в фильмах или кто-то по работе с терминами как: фигура высшего пилотажа, бочка, угол атаки и т.д., - авиация, в том или ином ее воплощении, всегда была насыщена терминами, понятиями и причем с завидной регулярностью пополняется ими и по сей день.
Давайте попробуем, нужным курсом выстроить наши знания и расписать по части пилотажа.
Пилота́ж (фр. pilotage) - пространственное маневрирование летательного аппарата, имеющее своей целью поражение противника или выполнение фигур в воздухе.

Фигурой пилотажа принято называть движение летательного аппарата (ла) по заранее определённой траектории, при этом ему придаются положения, не свойственные горизонтальному полёту. Из отдельных фигур формируются комплексы, которые демонстрируются на авиашоу и соревнованиях.
Пилотаж принято различать по степени сложности на простой, сложный и высший, по количеству участвующих летательных аппаратов - на одиночный и групповой.
Техника совершенствуется, то что еще 15-20 лет назад казалось невозможным, сегодня уже воспринимается как должное и повседневное. Деление фигур пилотажа по сложности также меняется по мере того, как совершенствуются летательные аппараты. Многие фигуры, которые сейчас относят к простому и сложному пилотажу, раньше считались высшим пилотажем.
Фигуры простого пилотажа
Вираж (с креном до 60°)
В авиации вираж - это фигура простого пилотажа, при выполнении которой летательный аппарат, двигаясь поступательно, разворачивается в горизонтальной плоскости на 360°. Часть виража, имеющая цель изменение направления движения на угол, меньший 360°, называется разворотом. Вираж с постоянной скоростью и углом крена называется установившимся; установившийся вираж без бокового скольжения - правильным. Предельным называется вираж, для выполнения которого на заданной высоте при максимальном крене и максимальной эксплуатационной перегрузке использована вся мощность двигательной установки летательного аппарата. Время выполнения виража и его радиус - основные характеристики маневренных возможностей самолёта в горизонтальной плоскости.

Горизонтальная восьмёрка - фигура простого пилотажа, представляет собой замкнутую траекторию в горизонтальной плоскости, комбинацию двух виражей, правого и левого, без потери и без набора высоты.

Спираль - фигура пилотажа, в процессе которой самолёт движется по спиральной траектории на эксплуатационных углах атаки с набором высоты или со снижением, понятие нисходящей или восходящей спирали думаю не нуждаются в объяснении.

Пикирование (с углами пикирования до 45°) – положительный тангаж с уменьшением угла наклона носовой части. Ну и термин Тангаж - (фр. tangage - килевая качка) - угловое движение летательного аппарата относительно главной (горизонтальной) поперечной оси инерции. Угол тангажа - угол между продольной осью летательного аппарата и горизонтальной плоскостью.

Горка (с углами кабрирования до 45°) - фигура пилотажа, при выполнении которой летательный аппарат набирает высоту с постоянным углом наклона траектории. Выполнение горки, как правило, приводит к потере скорости.

Боевой разворот - один из видов маневрирования самолёта. Представляет собой быстрый разворот на 180° с набором высоты. Применяется при необходимости быстро изменить направление полета на 180° и одновременно набрать высоту. Набор высоты при выполнении боевого разворота производится в основном за счёт запаса кинетической энергии движения (запаса скорости).

Фигуры сложного пилотажа
Переворот - фигура сложного пилотажа, при которой самолёт поворачивается вокруг продольной оси на 180° с прямолинейного полёта в перевёрнутый относительно горизонта с последующим движением по нисходящей траектории в вертикальной плоскости и выходом в горизонтальный полёт в направлении, обратном входу. Также известен как «обратный иммельман» (немецкий лётчик-ас Макс Иммельман (1890-1916))

Мёртвая петля в авиации - фигура сложного пилотажа в виде замкнутой петли, в России известная также как «петля Нестерова». Представляет собой замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Петля называется правильной, если все точки её траектории лежат в одной вертикальной плоскости.
Своё название - «мёртвая» - получила из-за того, что некоторое время была рассчитана только теоретически на бумаге и практически не выполнялась. До П. Н. Нестерова даже горизонтальные развороты на самолётах делали без крена «блинчиком». Его заслуга в том, что он начал использовать подъёмную силу крыла для манёвра и в горизонтальной и в вертикальной плоскостях. Он так доверял своим расчётам, что перед выполнением «мёртвой петли» даже не пристегнулся ремнями к самолёту. Расчёты оказались правильными и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые, - центробежная сила прижимала лётчика к сиденью. Первые попытки выполнить эту фигуру пилотажа осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, пилоты обычно не выживали. Впервые в мире выполнена 27 августа (9 сентября) 1913 года в Киеве над Сырецким полем П. Н. Нестеровым на самолёте «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» в 70 л. с. Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу.

Бо́чка - фигура пилотажа, при выполнении которой самолёт поворачивается относительно продольной оси на 360° с сохранением общего направления полета. По типу выполнения может быть быстрой и медленной, по числу оборотов - одинарная, полуторная и многократная, по наклону траектории полёта - горизонтальная, восходящая и нисходящая.

Поворот на горке - фигура пилотажа, состоящая из последовательно выполняемых горки, pазворота 180° без поворота вокруг продольной оси и пикирования в направлении, обратном направлению горки (Ранверсман)

Хаммерхед – горка (близкая к 90°), падение скорости до минимально допустимых значений (у каждого ла она своя), разворот на 180° без поворота вокруг продольной оси и пикирования в направлении, обратном направлению горки.

Што́пор в авиации - особый, критический режим полёта самолёта (планёра), заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей; неуправляемое движение самолёта на закритических углах атаки. При этом самолёт переходит на режим авторотации. Штопору предшествует потеря скорости и сваливание. Штопор самолёта является одной из наиболее трудных фигур сложного пилотажа.
Впервые случайный выход из штопора осуществил британский авиатор Уилфред Парк. В августе 1912 года. Впервые преднамеренный ввод самолёта в штопор на аэроплане осуществил 24 сентября 1916 российский военный лётчик Константин Константинович Арцеулов, внук художника-мариниста Ивана Айвазовского. На высоте 2000м он два раза подряд вводил машину в штопор и благополучно выводил.
Штопор подразделяется по виду: нормальный (прямой) и перевёрнутый (обратный)
По углу наклона продольной оси самолёта к горизонту: крутой, пологий и плоский.
По направлению движения самолёта:левый штопор и правый штопор.
По степени изменения средних параметров движения самолёта в штопоре от витка к витку:установившийся (устойчивый) и неустановившийся (неустойчивый).
По характеру изменения параметров движения самолёта в процессе выполнения одного витка:равномерный и колебательный штопор.

Жестче всего это виглядит из кабины:

Ну а вот позитивчик:

Многие фигуры сложно пилотажа, из «учебника» опустил в данном посте, так как по своей сути это простые фигуры пилотажа, но выполненны на предельных (сверх) режимах: больших величин крена, угла; а также фигуры симбиоза – то есть совмещенные.

Фигуры высшего пилотажа.
Кобра (первый исполнитель - Игорь Волк, впервые публично исполнил Виктор Пугачёв в 1989 году) - фигура высшего пилотажа, которая демонстрирует управление тангажом в динамике полёта, стабильность на больших углах атаки и возможности сверхманёвренности реактивного самолёта.
Способные выполнять данную фигуру самолеты:
Су-27
Су-30
Су-33
Су-27М
Су-35
Су-37 (с углами атаки до 150-180°)
МиГ-29ОВТ
МиГ-35
Lockheed/Boeing F-22 Raptor
F-15 STOL/MTD
F-16 VISTA
Eurofighter Typhoon
McDonnell Douglas F/A-18
Saab 35 Draken
Saab 39 Gripen
Dassault Rafale
ПАК ФА (впервые продемонстрирована на авиасалоне МАКС-2013)

Колокол (первый исполнитель - Анатолий Квочур, так же фигура имеет название - Колокол Квочура) - фигура высшего пилотажа, при которой самолёт находится носом вверх на нулевой скорости, после чего, проседая вниз, опрокидывается носом вниз, имитируя раскачку языка колокола. После того как самолёт проходит нулевую скорость (то есть скорость изменяется от заданной скорости ввода до нулевой), при падении на «хвост» скорость имеет незначительную отрицательную величину, а после опрокидывания носа вниз увеличивается до скорости вывода в горизонтальный полёт.
Долгое время «колокол» считался фигурой, доступной только винтовым самолётам, так как большинство реактивных двигателей не могут работать на больших углах атаки. Впервые фигура была представлена в 1988 году на авиасалоне в английском Фарнборо. За штурвалом истребителя четвертого поколения МиГ-29 сидел летчик-испытатель Анатолий Квочур. Первыми реактивными самолётами, сумевшими выполнить «колокол», стали советские истребители Су-27 и МиГ-29. В настоящее время эта фигура также выполняется и американскими истребителями F-16, F/A-18 и F-22.

При выполнении которой летательный аппарат (самолёт и так далее) поворачивается относительно продольной оси на 360° с сохранением общего направления полёта .

Виды и типы

По типу выполнения может быть:

  • быстрой;
  • медленной.

По числу оборотов может быть:

  • одинарная;
  • полуторная;
  • многократная.

По наклону траектории полёта может быть:

  • горизонтальная;
  • восходящая;
  • нисходящая.

Техника выполнения

Техника выполнения «Бочки» рассматривается на примере спортивного самолёта Як-52 . Горизонтальная управляемая «Бочка» выполняется на скорости 230 км/ч при частоте вращения коленчатого вала двигателя 82 % и полном наддуве .

В положении «на ноже» (90° и 270°) необходимо незначительно отклонить верхнюю педаль для удержания капота выше линии горизонта.

В перевернутом положении педали должны стоять нейтрально, чтобы самолёт не уходил в сторону от ориентира. За 30° - 20° до завершения «Бочки» ручка управления подтягивается на себя для удержания самолёта от разворота и от опускания капота ниже линии горизонта.

Как только самолёт будет подходить к положению горизонтального полёта, ручку управления дать на вывод в противоположную сторону вращения, а после прекращения вращения - поставить нейтрально.

Различные бочки и их составные части (четверть бочки, полубочки и три четверти бочки) являются, пожалуй, наиболее распространенными и часто встречающимися фигурами любого пилотажного комплекса. Опыт проведения различных соревнований, как в нашей стране, так и за рубежом, показывает, что спортсмены-летчики часто выполняют в комплексах фиксированные бочки и их части на различных углах и линиях. В большинстве случаев эти фигуры используются как эффективное начало комплекса или в качестве связок между фигурами для набора необходимой снорости. На III и IV чемпионатах мира по высшему пилотажу большинство участников советской команды начинали произвольные комплексы с управляемой вертикальной вверх бочки, фиксированной через 90°. Часто фиксированные бочки и их части включаются в обязательные и «темные» комплексы. Например, на первенстве России по самолетному спорту в 2011 году спортсмены в «темном» комплексе выполняли со спины вертикально вверх *U бочки с фиксацией через 90 градусов.

В обязательных комплексах программы зональных, всероссийских и всесоюзных соревнований 1967 года также имеются две фиксированные фигуры: бочка, управляемая, горизонтальная, фиксированная через 90° и полубочка вниз с углом 45°, фиксированная через 90°, начало из нормального полета, выход в перевернутый полет. Что же необходимо знать спортсмену-летчику -участнику Спартакиады при отработке фиксации? Прежде всего то, что выполнять фиксированные бочки и три четверти бочки вертикально вниз запрещается, так как при этом происходит значительная потеря высоты (700 - 900 м), увеличение скорости сверх максимальной, вызывающей большие нагрузки на элероны, что, в свою очередь, может привести к их деформации и разрушению. Выполнение этих фигур вертикально вниз рекомендуется лишь после приобретения необходимых навыков фиксации. Кроме того, надо помнить, что самым важным во время выполнения фиксированных фигур является точное соблюдение угла поворота самолета вокруг продольной оси и четкость фиксаций.

Начать отработку фиксации следует через 45° в горизонтальном полете. Набрав в зоне пилотажа необходимую высоту (1000-1200 м), надо установить самолет в режим горизонтального полета. Обороты двигателя при этом должны быть 2050 в минуту, скорость по прибору 210-220 им/час. Впереди по курсу намечается характерный ориентир. Ручкой управления создается угол кабрирования самолета 10 - 15°. Следует зафиксировать это положение; педали нейтрально. Затем энергичным (но не резким) движением ручки строго в сторону необходимо создать крен 45°, зафиксировать это положение на счет «раз» небольшим, но также энергичным движением ручки в противоположную сторону. Затем энергично и четко убирается крен. Первоначальный контроль ведется по АГИ-1. При крене надо запомнить положение самолета относительно горизонта.

Рис. 1. Условная схема действий рулями управления при выполнении первой фиксации через 45°: а - моменты движения ручки управления; б - положение педалей (вид сверху).

Самолет стремится развернуться в сторону крена, поэтому одновременно с движением ручки дается обратная педаль с таким расчетом, чтобы нос самолета не смещался от выбранного ориентира. Выполнив в одном направлении 3-4 покачивания в различные стороны, спортсмен развертывает самолет на 180° (чтобы не было большого уклонения от центра зоны) и выполняет такие же покачивания в новом направлении. Очень важно отработать и запомнить движение ручки. Оно разбивается на этапы (рис. 1): жение ручки из нейтрального положения строго в сторону (создание крена 45°); второй - небольшое, но энергичное движение ручки в обратную сторону (остановка вращения и фиксация нрена 45°); третий - два-три незначительных и очень энергичных движения ручки в одну и другую стороны. Самолет как бы чуть-чуть вздрагивает и это создает зрительный эффект четкой фиксации.

На отработку покачиваний (крен 45° влево - крен убран - крен 45° вправо - крен убран) необходимо совершить 2-3 полета в зону и лишь после того, как будут освоены энергичный поворот самолета на 45°, четкая остановка его в этом положении и точный вывод из крена, следует переходить к выполнению четверти бочки с фиксацией через 45°. Для этого необходимо на скорости 220 - 230 км/час создать угол кабрирования 15 - 20°, выполнить первую фиксацию на счет «раз», а затем таким же движением ручни - вторую фиксацию. В общей сложности самолет повернется на 90° и окажется в положении «на ноже». На рис. 2 видно, что движение ручки остается таким же с той лишь разницей, что она идет в сторону немного больше, чем при первой фиксации, обратная педаль - вперед на величину, обеспечивающую удержание носа самолета на горизонте. Не следует забывать, что при полете самолета «на ноже» функции рулей поворота и высоты меняются.

При выполнении второй фиксации влево, если ручка управления дана не строго в сторону из нейтрального положения, а по диагонали, нос самолета будет перемещаться по горизонту за ручкой. Это приведет к ошибке в выполнении фигуры.

Сделав несколько полетов в зону на фиксации в одну и другую стороны и получив необходимые навыки ведения ориентировки и действия рулями управления, необходимо произвести контрольный полет над точкой. Если, по мнению наблюдающего с земли, фиксации выполняются энергично и четко, можно приступать к отработке целой бочки. На скорости по прибору 260 - 270 км/час создается угол кабрирования 15 - 20° и выполняются восемь фиксаций.

Движение педалей при выполнении горизонтальной левой бочки, фиксированной через 45°, так же, как и ручки, прерывистое и энергичное. Цифры на схеме (рис. 3) соответствуют порядку (или очередности) фиксаций: первая фиксация - крен 45°, правая педаль вперед; вторая - крен 90°, правая педаль еще вперед; третья - правая педаль назад в положение первой фиксации; четвертая - самолет на спине, педали нейтрально; пятая - левая педаль вперед; шестая - левая педаль еще вперед; седьмая - левая педаль в положении пятой фиксации; восьмая - педали нейтрально.

При выполнении четвертой фиксации ручку управления давать не строго в сторону, а по диагонали «от себя». Это необходимо для того, чтобы самолет не опустил капот ниже горизонта. Подобное положение относится и к выполнению последней (восьмой) фиксации, только в данном случае ручку давать по диагонали «на себя».

Рис. 2. Условная схема действий рулями управления при выполнении левой четверти бочки, фиксированной через 45°. Цифрами 4, 5 и 6 показано движение ручки при выполнении второй фиксации.

Горизонтальная бочка, фиксированная через 90°, выполняется на такой же снорости, что и предыдущая фигура. Но теперь движение рулей управления будет более размашистым. Это вполне естественно. Ведь чтобы быстро повернуть самолет на угол 90% надо больше отклонить ручку управления в сторону. Педаль при выполнении первой фиксации, минуя положение 1-3, перемещается в положение 2 (рис. 3). Закончив отработку горизонтальных фигур, можно переходить к отработке фигур на угле набора 45°. Начальная скорость по прибору при этом равняется 310 - 350 км/час. В конце выполнения фигур следует непременно проследить за сохранением заданного угла набора. Винт облегчается полностью.

Бочка, фиксированная через 90°, вертикально вверх выполняется на снорости 350 - 360 км/час. Обязательно выбираются характерные площадные ориентиры. Фиксация только одной ручкой. Действие педалями не требуется, необходим лишь небольшой нажим в ту или другую сторону для балансировки самолета на вер-тинали. В конце выполнения бочки винт полностью облегчен. Так как скорость самолета на вертикали быстро падает, нельзя запаздывать с вводом в бочку. В начале тренировки трудности возникают в пространственной ориентировке с точным поворотом вокруг продольной оси на 90°, 180° и 270°. Поэтому очень важно соблюдать последовательность в отработке четвертей бочек, полубочек и т. д.

Выполняя четверть бочки, перед выходом на вертикаль спортсмен намечает ориентиры впереди по курсу и под углом 90° справа при левой бочне и под углом 90° слева при правой бочке. Контроль за ориентирами осуществляется вместе с контролем за вертикалью и ходом вращения. Точная остановка самолета на каждой фиксации придает фигуре четкость и изящество. После завершения фигуры можно выполнить поворот на горке или зафиксировать горизонтальную площадку. Для этого на скорости 110 км/час ручна энергично и почти полностью отдается от себя, а как только положение капота станет соответствовать горизонтальному полету, энергично берется на себя.

Выполнение бочек, фиксированных через 90°, на угле 45° вниз следует начинать на скорости 130-140 км/час. Газ убран полностью. Шаг винта в положении, соответствующем Н - 2050 об/мин. Спортсмен обязан следить за тем, чтобы скорость не превышала максимальную величину. Основной ошибкой при выполнении данной фигуры является увеличение угла снижения при положении самолета «на спине», а также рост скорости и перегрузок. Если спортсмен испытывает значительные перегрузки или неожиданно почувствовал неуверенность в положении «на спине», необходимо плавно дать ручку «от себя» (газ убран полностью), вывести самолет в режим горизонтального полета и, плавно выполнив полубочку, перевести его в нормальный полет.

Вертикально вниз рекомендуется выполнять лишь четверть бочки и полубочки с фиксацией через 45 и 90°. Начинать фигуры следует на скорости 120- 110 км час. Газ убран. Винт на малом шаге. Самолет надо переводить на вертикаль энергично, затем быстро начинать вращение. Фиксация осуществляется только ручкой. Педали нейтрально. Основная ошибка - уменьшение угла пикирования. Необходимо следить за скоростью. Выход в горизонтальный полет производить плавно. Методика выполнения фиксированных бочек и их частей из перевернутого полета та же, что и для фигур, выполняемых из нормального полета.