Презентация «Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в психокоррекционной работе педагога-психолога». Мандалатерапия в работе с дошкольниками. Мандалотерапия в работе с взрослыми

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мастер – класс на тему: «Сохранение психологического здоровья детей посредством применения технологии арт – терапия». Педагог – психолог Фролова Татьяна Владимировна

Арт – терапия – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Термин « арт – терапия» ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году.

Цель атр – терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт – терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания.

Задачи арт – терапии. 1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативны чувствам. 2. Развивать самоконтроль, творческие способности и повысить самооценку. 3. Проработать подавленные мысли и чувства. 4. Получить материал для психодиагностики. 5. Сконцентрировать внимание на мыслях и чувствах.

Виды арт – терапии: 1. Изотерапия. 2. Сказкотерапия. 3.Игровая терапия. 4. Песочная терапия. 5. Музыкальная терапия. 6. Фототерапия.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции с невротическими, психосамотическими нарушениями, с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Благодаря рисованию человек легче восприминает болезненные для него состояние.

Техника медитативного рисунка – мандала. Понятие мандалы было внесено в западную психологию К. Юнгом. Он открыл её, занимаясь психоанализом. Мандалы – буддийские символы, совершенные круги, не требующие доработок. Рисуют по разным случаям.

Как правильно раскрашивать мандалы? На раскрасках мандал используется всего 4 цвета: красный, желтый, зеленый и синий. Раскрашивать только цветными карандашами. Рисунок мандалы признается совершенным, поэтому не терпит дорисовок. Раскрашиваются те части которые хочется, в любом порядке или беспорядке, закрашивая полностью или частично. Раскрашивающий мандалы станет уравновешенней и спокойней.

Игротерапия – вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Музыкотерапия – одно из направлений арт – терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

Сказкотерапия – метод практической психологии. Сказки для сказкотереапии подбираются разные: народные, авторские, специально – разработанные, коррекционные. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Благодаря занятиям арт – терапии, учатся «выпускать пар»- давать выход агрессивности и другим негативным чувствам без угрозы для других людей.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Ребёнок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжёлу...

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребёнк...

Коррекционно-развивающая программа Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии

Коррекционно-развивающая программа «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» для детей старших возрастных группДанная программа составлена для детей 5- 6 лет, старшей в...

Мастер-класс Тема: Развитие познавательной активности, творческих способностей детей посредством использования метода арт-терапии (рисование песком).

Цель: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический – э...

Татьяна Онуфриенко
Презентация «Мандала. Мандалотерапия»

В настоящее время педагоги ДОУ всё чаще встречают в группах детей с повышенной тревожностью, страхами, не всегда адекватным поведением, детей с трудностями в адаптации, гиперактивных детей, детей из неблагополучных семей. Дети стали чаще проявлять злость, агрессию к другим детям. Всё это неблагоприятно влияет на атмосферу в детском коллективе. Чтобы помочь детям преодолеть свои страхи, научить детей контролировать свои эмоции, своё поведение к окружающим, помочь детям быть уверенными в себе, поверить в себя, в свои умения, я использую метод раскрашивания и изготовления мандал ! (одна из разновидностей арт-терапии)

(Слайд2) Слово «мандала » в переводе означает «круг» , это не просто рисунок, это модель Вселенной нашей души. Карл Густав Юнг был одним из первых европейских учёных, кто серьёзно изучал мандалы . Он пришёл к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию индивидуальности, что созерцание мандалы , ее рисование или другое воплощение служит совершенствованию душевной жизни человека, ее гармонизации, здоровью.

Где можно встретить?

(Слайд 3) Существуют разные формы : круглые, квадратные, лабиринты, многоугольники. Они могут быть как произведениями искусства так и созданными в природе (снежинка, цветок, вид планет с космоса,человеческий глаз)

(Слайд 4) Их можно нарисовать на бумаге и ткани, вышить или напечатать, построить из песка, глины, бетона, бронзы, железа, высечь в мраморе, а в наши дни создать с помощью компьютерных программ. Мандалу можно сделать как татуировку на теле человека, разрисовать на бампере автомобиля или оставить как элемент фамильного герба

(Слайд 5) Мандалы несут некий сакральный смысл и люди наделяют их способностью гармонизировать, оберегать и даже исполнять желания.

Мандалы есть во многих культурах и религиозных культах. Особенно много их в восточных культурах.

Но, и в христианстве, и в славянской культуре можно встретить мандалы (павлопоссадский платок, икона всевидящее око) .

Витражные окна готических католических соборов – rose windows – типичные мандалы .

(Слайд 6) Готовая мандала у буддистов существует некоторое время для молитвы, медитаций и созерцания, а потом разрушается теми, кто её создавал.

Буддисты говорят об этом так : "Сумей сотворить и отпустить".

Чем полезны мандалы для детей ?

(Слайд 7) Мандалотерапия – способствует снятию напряжения, изменению эмоционального состояния, позволяет выражать свои чувства, развивать саморегуляцию. Мандалы - это нечто большее , чем просто рисунки. Для детей мандала - это способ упорядочивания себя, своего внутреннего мира.

(Слайд 8) Создание мандал сближает , убирает напряжение в отношениях, учит относиться друг к другу бережно, терпеливо, уважать личные границы и пространство друг друга. Кроме того, рассматривая, раскрашивая, придумывая или рисуя мандалу , мы наполняемся позитивом.

Развивается мелкая моторика, стимулируется мышление.

Тренируется усидчивость и аккуратность, навык доводить начатое до конца.

Раскрывается творческий потенциал.

Улучшается эмоциональное состояние, снимается напряжение. Ребенок узнает как справляться с эмоциями и сложными чувствами (страхами, тревогой, грустью, гневом, ревностью, одиночеством) .

(Слайд 9) Мандалотерапия включает в себя : раскрашивание мандал – раскрасок и создание собственных мандал

(Слайд10) Цель работы : Профилактика и коррекция эмоциональной сферы дошкольника; привлечь детей к активной продуктивно-познавательной деятельности способствующей формированию психических процессов; создание условий для эмоционального благополучия ребёнка

(Слайд 12) С дошкольниками мандалотерапию можно проводить и индивидуально и со всей группой. Организационный момент (настрой на работу)

(Слайд 13) Как можно использовать мандалы –раскраски и готовые мандалы

I.Раскрашивание готовых мандал - раскрасок

1. Детям предлагают самостоятельно выбрать раскраску мандалу из предложенных педагогом, то, что ближе ему по настроению

2. Дети самостоятельно выбирают материалы для раскрашивания :

Цветные карандаши;

Фломастеры;

3. Дети самостоятельно выбирают цветовую гамму, а педагог осуществляет принцип невмешательства в работу детей.

4. Педагог не оценивает работы детей.

Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.

На одном занятии можно работать только с одной мандалой .

5. Дети дают название своей выполненной работе.

6. Дети дают описание своей работе, могут рассказать о своих чувствах, эмоциях, которые возникли при выполнении работы.

Необходимо использовать музыкальное сопровождение.

Если мы не заканчиваем работу над мандалой за один день , лучше ее оставить и на следующий день начать заново. Наше настроение и благосостояние ежедневно меняются и то, что раскрывает мандала в понедельник , не обязательно будет верно для вторника.

Слайд 14 благодаря раскрашиванию происходит

Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей)

Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения

Воспитание терпеливости и аккуратности

Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала

(Слайд 15) 2 Рисование и создание собственных мандал

Для рисования раздаются белые круги, выбираются необходимые материалы (краски,карандаши,мелки,фломастеры) .Можно использовать наборы цветного песка, крашеные крупы, макаронные изделия,соль,камушки,кристаллы.

При желании дети украшают изображение стразами, бусинками. После окончания работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам» , рассказать о проделанной работе. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста.

(Слайд 16) дети создают рисунок в круге, причем делают это непосредственно руками, пальчиками. Сенсорно-перцептивное развитие; снятие эмоционального напряжения; развитие креативности.

(Слайд 17) При работе с песком, солью идет развитие тактильной чувствительности, воображения

При создании мандалы «Хорошее и плохое» происходит знакомство ребёнка с языком эмоций, учится пользоваться ими для понимания собственных чувств и эмоционального состояния другого

Исследование и осознание собственных внутренних конфликтов, переживаний, ценностей. Можно предложить изобразить гнев, злость, радость

(Слайд 18) Мандала - волшебная поляна , на которой растет семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась (наклей) его. Посмотри : рядом с этим цветочком растут его близкие, «мама» , «папа» , «сестра» , «брат» и др. Разукрась (наклей) их. Снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.

(Слайд 19) На занятиях практикуется работа по созданию мандалы в парах и группах . Для этого нужно выбрать (или нарисовать) шаблон круга определенного размера, договориться о содержании, изобразительных средствах, способах совместной работы над созданием единой композиции. Можно создавать одну мандалу из индивидуальных кусочков-секторов. Развитие невербальных навыков общения, групповой сплоченности; развитие фантазии, воображения.

(Слайд 20) Насыпные мандалы творятся из всевозможных круп. Чем их больше, тем лучше, т. к. это дает большую свободу высвобождения внутренних импульсов наружу и больше рассказать самому себе о себе. Так же можно использовать цветной песок, бросовый материал, геометрические фигуры (из бумаги, дерева, пуговицы

(Слайд 21) .Cоздание обственных мандал из природного материала, цветного песка, пуговиц, круп, мозайки

(Слайд 22,23) Создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки. При работе с цветным песком используется набор из нескольких цветов, или же песочница. При работе с пуговицами детям предлагается ассортимент различных пуговиц по цвету и размеру. Так же дети выкладывают мандалы : из шишек, камешков, ракушек, листьев, различных круп (пшено, фасоль, горох, манка, рис, мозайки. После окончания работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам» , рассказать о проделанной работе.

Слайд 24 Как я говорила мандалатерапия не имеет ограничений в возрасте. В группе был проведен мастер-класс совместно родители и дети по созданию игрушек на елку из макаронных изделий в технике мандал

Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста. Работа с мандалой приносит детям радость, развивает внимательность, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развитию воображения, фантазии ребёнка, способствует снятию внутреннего напряжения. Всё это помогает ребёнку поверить в себя, раскрепоститься, стать уверенней, радостней, снизить детскую тревожность.

Я использую мандалотерапию в работе с детьми моей группы, дети с удовольствием раскрашивают раскраски мандалы , создают свои мандалы из круп , мозайки, песка, пуговиц, природного материалы. Дети стали более спокойными и уверенными, внимательными и чуткими друг к другу.

Развитие эмоций у дошкольников остается актуальной проблемой на сегодняшний день. Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных детей, развить у них навыки саморегуляции в нашем учреждении в работе с детьми применяется метод мандал.

Мандала – це символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть(круг), так и невидимый мир (центр),который сокрыт внутри нас. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Однако нас интересует не магический или религиозный смысл мандалы, а ее психологическое содержание.

Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На наш взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

В психологии мандалу впервые начал использовать швейцарский психиатр Карл Густав Юнг.

Для психолога мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной, диагностической и развивающей работе. Поэтому хотим познакомить вас с некоторыми технологиями применения мандал в деятельности практического психолога дошкольного учреждения.

Данный вид деятельности в нашем дошкольном учреждении используется с детьми начиная с младших групп в таких направлениях:

— предлагается раскрашивание мандал-раскрасок;

— создание собственных мандал из цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала.

Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными.

Цель данной работы:

— коррекция эмоциональной сферы дошкольника, нормализация поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);

— изучение взаимоотношений детей в подгруппе (создание индивидуальных мандал с последующим созданием коллективной композиции);

— диагностика и коррекция конкретной проблемы;

— развитие творческих способностей;

— развитие мелкой моторики руки.

Правила работы практического психолога с детьми при использовании мандал-раскрасок:

1. Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).

2. Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.

3. На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.

4. Практикуется использование музыкального сопровождения.

5. Педагог не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.

6. Психолог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.

7. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.

8. После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).

Создание собственных мандал из разнообразного материала (цветной песок, соль, камушки, кристаллы) развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки. При работе с цветным песком используется набор из нескольких цветов, или же песочница. Можно использовать 1 кг цветного песка и разровнять его по поверхности песочницы. При желании дети украшают изображение стразами, бусинками. После окончания работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста.

Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей.

Мы практикуем использование мандал и в методической работе, что способствует улучшению эмоционального состояния педагогов, изменению психологической атмосферы в коллективе, снятию напряженности, групповому сплочению.

Конспект занятия для старших дошкольников

«Прояви свои чувства»
(с использованием мандал)

Цель: развивать у детей умение выражать свои чувства, используя при этом различные выразительные, закрепить знания об основных эмоциях. Развивать эмпатию.

Оборудование: пиктограммы эмоций, картинки с изображением разного эмоционального состояния людей; мандалы; каштаны, камешки.

Ход:

Ребята! Я приглашаю вас посетить поляну эмоций.

(Педагог демонстрирует картинки с изображением эмоций, дети называют их (радость, робость, обида, злость, страх, удивление, самодовольство, брезгливость).

Упражнение 1.«Улыбка»

Психолог:

Давайте подарим друг другу радость и улыбку, ведь улыбка поднимает всем настроение. (Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу).

Упражнение 2. «Угадай эмоцию»

Дети берут наборы пиктограмм с изображением различных эмоциональных состояний и с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов) показывают любое эмоциональное состояние. Дети поочередно демонстрируют свой выбор и по желанию рассказывают, когда им приходилось испытывать это чувство.

Упражнение 3. «Мандалы»

Детям предлагается знакомство с изображением мандал разного вида (песочные, цветочные, геометрические). Психолог обьясняет значение слова «мандала».

«Слушание мандал»

Дети удобно садятся, закрывают глаза.

Включаются музыкальные произведения разного характера (грустные, веселые). После этого детям предлагается изобразить в парах веселую или грустную мандалу (по выбору), используя при этом природный материал (каштаны, камешки разных цветов).

Обсуждение (рефлексия) занятия

Педагог предлагает детям сесть полукругом,показать свою мандалу другим детям, рассказывает о том, что он изобразил.

Вопросы к детям:

1.​ Что тебе понравилось больше всего делать на занятии?

2. Что ты чувствовал, когда изображал мандалу?

3.Какие ощущения ты испытываешь сейчас?

Вывод: Ребята, сегодня вы узнали много интересного о мандале, научились ее изображать используя различный материал. Надеюсь, вам понравилась эта работа. Я желаю вам творческих успехов и благодарю за внимание.

Список литературы:

1.​ Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А.И.Копытина.-СПб.: Речь, 2002.-144с.

2.​ Коновалова Н.Л., Матвеева Н.Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с.

3.​ Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М.:Теревинф,1997.-341.

4.​ Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4,2007,С.18-19.

5.​ Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С.29-31.

6.​ Юнг К. Г. О символизме мандалы./М.: Рефл- бук; К.: Ваклер,2002.-С.95-182.

Один из самых интересных, и что важно, эффективных методов арт-терапии – это работа с мандалой. В переводе с санскрита слово «мандала» означает «круг», а само изображение символизирует стремление к божественной гармонии. Практически все круговые изо

бражения, сложные или самые элементарные, не только приятны глазу, но и весьма полезны для психики. Дело в том, что когда мы рассматриваем симметричную мандалу (будь то тибетская мандала или нарисованная вами же ромашка), наше сознание расслабляется, а подсознание, наоборот, начинает активно работать и «приводить в порядок» все, что «засело» в нем и не давало покоя – какие-то опасения, не выраженные эмоции, новые впечатления. Все это как бы расставляется по своим местам, и в душе воцаряется мир и спокойствие. А освободившаяся от ненужного психика готова воспринимать новую информацию извне, и кроме того – лучше слышать свои внутренние ощущения. Но ведь можно не только созерцать, но и творить! И это еще полезнее для нашего самочувствия и настроения. Допустим, вас что-то беспокоит (будь то вполне конкретная «злюка» или смутное волнение). Нарисовать мандалу - это первый шаг к тому, чтобы избавиться от неприятного переживания – вы отстранились от него, ведь теперь оно «живет» и на бумаге. К тому же, нарисовав мандалу, вы как бы «заключаете» эту эмоцию в круг, из которого ей будет не так-то легко «выбраться». А затем, трансформируя рисунок, ваше личное и коллективное подсознание подскажут выход из ситуации, помогут расслабиться и прийти в себя. Создавать мандалу можно не обязательно только тогда, когда вы эмоционально «взъерошены». Если у вас прекрасное настроение, вы чувстувуете душевный подъем и желание творить – рисуйте! И эти мандалы в будущем станут для вас проводником в хорошее настроение, помогут настроиться на позитивный лад. И обязательно зарисовывайте мандалы, которые могут появляться в ваших снах, что часто происходит, когда вы начинаете практиковать рисование. Эти рисунки могут многое рассказать о вашем сиюминутном состоянии и особенностях характера.

«Персидский пастух пристально вглядывается в ночное небо и видит закручивающийся спиральный рисунок звезд. Американский ребенок выбирает карандаш и радостно раскрашивает лист бумаги, снова и снова двигая по кругу руку и кисть. Скандинавский жрец Бога Солнца становится на мокрый песок и рисует круг вокруг своих ног. Индийский паломник благоговейно обходит вокруг памятника, отмечающий просветление Будды. Тибетский монах берет кисть в руку для того, чтобы начать утреннюю медитацию: рисование традиционного кругового рисунка. Немецкая монахиня переживает видение Бога как светящегося колеса. Что общего у этих абсолютно разных людей? Все они подтверждают неотразимое для человека очарование круга» (Сьюзан Финчер). Один из самых интересных, и что важно, эффективных методов арттерапии – это работа с мандалой. В переводе с санскрита слово «мандала» означает «круг», а само изображение символизирует стремление к божественной гармонии. Изображения магических кругов (солнца, колеса, лотоса, а также кругов с вписанными в них треугольниками и квадратами) распространены не только в Тибете или Индии Например, многие американские индейцы рисуют мандалы, чтобы обрести утерянное душевное равновесие, поправить здоровье заболевшего члена племени. Мандала Навахо Ацтекский камень солнца Аркаим с высоты птичьего полета В христианской культуре также можно встретить множество мандал: это и элементы оформления готических храмов (розетки Окно-роза на центральном фасаде церкви Александра Невского в Петергофе, построенной в нео-готическом стиле Некоторые изобразительные приемы (например, на многих иконах Иисус изображается в окружении четырех евангелистов). «Спас в Силах» Андрея Рублева. Хильдегард из Бингена «Древо жизни» Божье око славяне плели тоже, как оберег для младенца и вешали над кроваткой или на любом месте, куда в первую очередь падает взгляд входящего в комнату человека. Считалось, что яркий красочный оберег притягивал внимание, и недоброе намерение или злые мысли, которые возможно нес в себе гость, оберег брал не себя, уберегая самого слабого в семье – младенца от негативного влияния. Очень многие орнаменты, которыми украшают пасхальные крашанки, представляют собой ни что иное, как мандалу – с теми же целями защиты от злых сил (оберег) и приближения к божественной гармонии. И то, что эти символы распространены в таких далеких друг от друга культурах, верный признак: коллективное бессознательное подсказывает людям, как обрести душевный покой. Славянское Ярило (птица Феникс) Занимаем «круговую оборону» Практически все круговые изображения, сложные или самые элементарные, не только приятны глазу, но и весьма полезны для психики. Дело в том, что когда мы рассматриваем симметричную мандалу (будь то тибетская мандала или нарисованная вами же ромашка), наше сознание расслабляется, а подсознание, наоборот, начинает активно работать и «приводить в порядок» все, что «засело» в нем и не давало покоя – какие-то опасения, невыраженные эмоции, новые впечатления. Все это как бы расставляется по своим местам, и в душе воцаряется мир и спокойствие. А освободившаяся от ненужного психика готова воспринимать новую информацию извне, и кроме того – лучше слышать свои внутренние ощущения. Христианская мандала Но ведь можно не только созерцать, но и творить! И это еще полезнее для нашего самочувствия и настроения. Допустим, вас что-то беспокоит (будь то вполне конкретная «злюка» или смутное волнение). Нарисовать мандалу - это первый шаг к тому, чтобы избавиться от неприятного переживания – вы отстранились от него, ведь теперь оно «живет» и на бумаге. К тому же, нарисовав мандалу, вы как бы «заключаете» эту эмоцию в круг, из которого ей будет не так-то легко «выбраться». А затем, трансформируя рисунок, ваше личное и коллективное подсознание подскажут выход из ситуации, помогут расслабиться и прийти в себя. Создавать мандалу можно не обязательно только тогда, когда вы эмоционально «взъерошены». Если у вас прекрасное настроение, вы чувстувуете душевный подъем и желание творить – рисуйте! И эти мандалы в будущем станут для вас проводником в хорошее настроение, помогут настроиться на позитивный лад. И обязательно зарисовывайте мандалы, которые могут появляться в ваших снах, что часто происходит, когда вы начинаете практиковать рисование. Эти рисунки могут многое рассказать о вашем сиюминутном состоянии и особенностях характера. Выберите время, когда вас никто не потревожит. Предупредите близких, чтобы не беспокоили вас в течение некоторого времени (полчаса-час). Приготовьте заранее несколько листов бумаги, лучше формата А3, краски, карандаши – все, что может понадобиться для рисования. Негромко включите музыку, которая позволит вам максимально расслабиться – это могут быть легкие инструментальные композиции, звуки природы, медитативная музыка. Лучше, чтобы она не вызывала у вас каких-то определенных ассоциаций. Сядьте с кресло или на пол так, чтобы ноги уверенно касались пола, спина и шея не напрягались, а руки свободно положите на колени, подлокотники или опустите вдоль тела. Обратите внимание на свое дыхание. Старайтесь дышать глубоко и медленно, в спокойном ритме. Представляйте, как воздух свободно проходит по вашему телу, вместе с выдохом унося напряжение. Если в голове появляются мысли, плавно возвращайте внимание к своему дыханию. Затем представьте, как перед вами появляется круг. Он может быть любым. Рассмотрите – какой у него контур, его цвет, толщина. Понаблюдайте, что происходит внутри него. Ваша картинка статична или она движется, куда-то перемещается? Изменяется ли что-то? Есть ли что-то за пределами этого круга? Когда вы достаточно рассмотрите ваш круг, можно снова сосредоточиться на дыхании и через несколько вдохов-выдохов плавно открывать глаза. Вспомните тот образ, который вы увидели во время медитации. Выберите цвет, которым вы хотите нарисовать границу вашего круга. Возьмите кисть или карандаш в руку и, держа ее над листом бумаги, начните в воздухе описывать круги. Когда ваша рука начнет двигаться свободно, плавно опускайте ее на бумагу и начертите круг. Теперь вы можете рисовать такую мандалу, какую хотите. Когда почувствуете, что рисунок готов, встаньте и посмотрите на него сверху вниз, прислушайтесь к своим ощущениям. Нравится ли вам нарисованная мандала? Главный критерий – не художественная ценность рисунка, а ваши собственные ощущения. Если вам некомфортно, представьте, что можно изменить в рисунке? Сделайте это. Лучше изменять уже нарисованную мандалу, но если почувствуете желание, можете нарисовать еще одну или несколько новых. Вы можете закончить рисование тогда, когда сами захотите. Подумайте, что бы вам хотелось сделать с вашими мандалами? Возможно, вам будет по душе идея развесить их на стенах или наоборот, спрятать подальше от любопытных глаз. А может, вы захотите чуть позже вернуться к рисункам и дополнить их чем-то новым? В любом случае, главный признак того, что вы все сделали правильно – это ваше состояние. Вы расслабились, чувствуете спокойствие и удовлетворение? Значит, волшебная мандала поделилась и с вами своей чудесной силой! 1. 2. 3. http://www.babychick.com.ua/index.php?c=page&m=stati&id=21 file://localhost/G:/арт-терапия/Для%20чего%20нужна%20мандал.html file://localhost/G:/арттерапия/Мандалатерапия%20_%20Центр%20поддержки%20и%20развити я%20«Перспективы».mht

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Мандала «Мандала - точно капля человеческой крови, живая клетка, анализируя которую, можно сказать, в каком состоянии находится здоровье ее создателя». J. Kellogg

3 слайд

Описание слайда:

Что такое мандала? Мандала – в переводе с санскрита обозначает «круг». То есть это рисунок, состоящий из кругов, или вписанный в круг. В различных других традициях это же слово обозначает – колесо, венец, вращение, круговорот, хоровод, танец, кольцо, ритм, ритуал, молитва... Буквальный перевод санскритского слова mandala – «то, что содержит сущность», рисунок, в котором есть некое важное содержание, послание, идея, душа, зерно, суть. Это понятие введено в психотерапию Карлом Густавом Юнгом Кстати, произносить слово надо с ударением на первую букву «А». Некоторые люди делают акцент на второй букве «А» и у них получается матерное слово.

4 слайд

Описание слайда:

Существуют разные формы мандал: круглые, квадратные, лабиринты, многоугольники. Мандалы могут быть как двухмерными – изображенными на плоскости - выполненными красками, разноцветным песком, вышиты нитками, а могут быть объемными, трехмерными. Примером объемной мандалы является самый большой буддистский памятник на Земле - Боробудур, на острове Ява в Индонезии, материалом для которого стал камень. Или же круги на полях, которые находят по всему миру, также можно назвать трехмерными мандалами.

5 слайд

Описание слайда:

Мандалы бывают природного происхождения и созданные человеком. В природе можно увидеть мандалу в спелом фрукте, цветке и снежинке и многом другом. Земля, какой она видится из космоса – тоже мандала. Компас, колесо велосипеда, часы, снежинка, человеческий глаз – все это тоже мандалы. Их можно нарисовать на бумаге и ткани, вышить или напечатать, построить из песка, глины, бетона, бронзы, железа, высечь в мраморе, а в наши дни создать с помощью компьютерных программ. Мандалу можно сделать как татуировку на теле человека, разрисовать на бампере автомобиля или оставить как элемент фамильного герба.

6 слайд

Описание слайда:

Буддистские мандалы. Тибетские монахи долгими часами кропотливо создают круг из цветных песчинок, восхитительные красочные узоры и орнаменты. Затем, то что создавалось так долго, уничтожается в одно мгновение.

7 слайд

Описание слайда:

Мандалы несут некий сакральный смысл и люди наделяют их способностью гармонизировать, оберегать и даже исполнять желания. Мандалы есть во многих культурах и религиозных культах. Особенно много их в восточных культурах. Но, и в христианстве, и в славянской культуре можно встретить мандалы. Витражные окна готических католических соборов – rose windows – типичные мандалы. Они обладают симметричностью, красочностью, символизмом. Вот, например, витраж собора Нотр-Дам, в Париже

8 слайд

Описание слайда:

Мандалы в древних культурах символизировали модель Вселенной, в центре которого Бог, или как микромир, в центре которого человек. Возможно, иногда это был символ человека, в центре, которого душа. Мандала похожа на диск, который в культуре славян символизировал Солнце, благодаря которому на Земле существует все живое. Солнце – как символ времени, как символ огня, символ центра всего сущего. Наш, павловопосадский платок тоже может быть мандалой, у него узор имеет симметрию и центр. Раньше, каждая “закорючка”, каждый цветочек имели смысл. Это мог быть оберег от всего плохого, или “магнит” для чего-то хорошего.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

В Индии существует РАНГОЛИ – это традиционное домашнее искусство создания цветных мандал для защиты от несчастий и привлечения процветания для живущих в этом доме. Это искусство сухой живописи, когда цветной порошок пропускают между пальцев и рисуют тончайшие узоры, чередуя цвета, сохраняя правильную геометрическую форму. Ранголи – это своего рода мандала-оберег, который наносит женщина рано утром, перед входом в дом, пока семья спит. Женщина на полу перед входом в дом, цветными мелками или красками рисует мандолу, для защиты дома от несчастий и привлечения процветания в дом.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Мандала встречается в каждой культуре, у каждого народа. Мандала говорит нам, что мы едины, что мы все дети Бога, что между нами по большому счету больше общего, чем различий.

13 слайд

Описание слайда:

Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). Это один из инструментов для оздоровления и исцеления психики, естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей и взрослых. Мандалотерапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки или краски и начать рисовать. Поэтому эта техника может быть использована без ограничений детьми и взрослыми.

14 слайд

Описание слайда:

Мандалотерапия: Созерцание мандал. Только при систематическом созерцании мандал можно говорить о переменах. Систематических – это как минимум каждый день по 15-20 минут 30 дней подряд. Раскрашивание готовых мандал (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными).Одну и ту же мандалу можно раскрасить по-всякому, много раз, и выглядеть они будут совершенно по-разному. Рисование и создание собственных мандал из ниток, цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала и т.д.

15 слайд

Описание слайда:

Давно известно, что цвет и форма оказывают сильное воздействие на эмоциональное, физическое и духовное состояние человека. Это традиционно использовалось в целительских практиках различных культур и народов. Терапевтический эффект мандалы может быть использован как средство самопомощи при стрессе, соматическом заболевании, эмоциональном расстройстве, как взрослого, так и ребенка. Мандалы прекрасно чистят и излечивают душу и ум человека, могут восстанавливать зрение, просветлять ум, давать ясность мыслей и чувств, возбуждать или успокаивать как одного человека, так и массовые потоки людей. Есть специальные мандалы, способные влиять на организм человека и такие органы, как сердце, почки, желудок, матка, яичники, селезенка, суставы, печень, кости, обмен веществ, регулировка смены настроения, выработка гормонов и красных кровяных телец.

16 слайд

Описание слайда:

Мандалы могут влиять на растения и животных. Цветы могут активнее цвести, деревья плодоносить, животные не болеть, а вредные насекомые могут покинуть место своей дислокации. При помощи мандалы можно объединиться с душой любого минерала, растения, животного или человека. Мандалы помогают осознать прошлое и смоделировать будущее. Привести в порядок и гармонию настоящее человека и помочь позитивнее воспринимать происходящие события,услышать мелодию собственной души, расшифровать голос сознания и подсознания. Практически все виды мандал можно использовать как для себя лично, для своих задач, целей и желаний, так и для работы с окружающим пространством. Также все виды мандал можно срисовывать с уже имеющегося образца, раскрашивать готовые шаблоны или придумывать и рисовать мандалы самостоятельно.

17 слайд

Описание слайда:

Мандалы не являются источниками энергии, они только ее проводят, притягивают из единого энергоинформационного пространства; их энергия мгновенно распространяется на любые расстояния, пронизывая все препятствия; взаимодействие человека с ними происходит непрерывно, и интенсивность этого обмена постоянно увеличивается; пользоваться ими можно в любое время суток; их можно класть, ставить так, как вы захотите - действие от этого не ослабнет; одновременно можно использовать до 3-4 изображений; не следует их передавать другому лицу, их нельзя уничтожать - лучше закопать в землю, когда они обветшают; нежелательно обертывать их полиэтиленовой пленкой, целлофаном или чем-нибудь еще: они должны взаимодействовать со средой; работать с ними можно ежедневно 15-30 минут, делая перерыв на каждый седьмой день. Через 5-6 месяцев занятия можно проводить уже через 1-2 дня, спустя год сделать их еще реже и заниматься сознательно только тогда, когда для этого появляется внутренняя потребность.

18 слайд

Описание слайда:

1.Созерцание мандал Для использования мандалу нужно скачать и распечатать в реальном цвете. Работа с мандалой имеет свой особый ритм, необходимо рассматривать ее медленно, двигаясь взглядом от краев к центру по часовой стрелке. Дойдя до центра, остановите взгляд, но не фокусируйте его. Прислушайтесь к своим ощущениям, не пытайтесь их оценивать или анализировать, просто сосредоточьте внимание на них, чтобы усилить эффект до максимума, и продолжайте наблюдать за своим внутренним миром, как бы погружаясь в него всё глубже. Время концентрации определяется индивидуально и зависит от тренировки (от 5 минут до часа и более). Можете прекращать, как только почувствуете, что устали, и никаких изменений в вашем состоянии больше не происходит. Продолжайте работать с мандалой ежедневно до получения результата.

19 слайд

Описание слайда:

2. Раскрашивание готовых мандал 1. Предлагается несколько мандал на выбор (то, что ближе по настроению). Ребёнку даётся четкую инструкцию о том, что нужно выбрать только один «волшебный круг». 2. Он самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму. 3. На одном занятии предлагается только одна мандала. 4. Практикуется использование музыкального сопровождения. 5. Педагог не вмешивается в работу ребенка, без его согласия. 6.Следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы. 7. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы. 8. После работы предлагается дать название мандале, проводится беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы). Важно дать возможность проговорить о своих чувствах и переживаниях. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

20 слайд

Описание слайда:

3.Рисование и создание собственных мандал Для рисования раздаются белые круги, выбираются необходимые материалы (краски,карандаши,мелки,фломастеры).Можно использовать наборы цветного песка, крашеные крупы, макаронные изделия,соль,камушки,кристаллы. При желании дети украшают изображение стразами, бусинками. После окончания работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста. Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей,развивает детскую фантазию,мелкую моторику.

21 слайд

Описание слайда:

Применение мандал в психокоррекционной, развивающей работе с детьми, подростками и взрослыми в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок) в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга) в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции) с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)

22 слайд

Описание слайда:

А также: При проблемах самооценки При ощущении внутреннего дисбаланса Активизация ресурсных состояний личности При страхе потерять контроль над собой При пессимизме и депрессии При психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии Психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций). При ощущение жизненного тупика Психокоррекция страхов и тревог Преодоление кризиса в развитии (возрастные, личностные) Сопровождение адаптации Семейные ситуации Психосоматические проблемы Сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей) Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения Воспитание терпеливости и аккуратности Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Создание своей мандалы по дате рождения Наверное, многим будет интересно просчитать и раскрасить Мандалу даты своего дня рождения. При ручном расчете мандалы, Вы вкладываете в нее свою энергетику. Как в подписи - в ней остается ваш энергетический след. Вы взаимодействуете с цветами и цифрами достаточное количество времени и при этом включаются определенные процессы. Эффект действия мандалы в огромной степени зависит от силы концентрации на ней. Каждому числу соответствует свой цвет. Ни число, ни цвет не содержат в себе эмоции, они есть то, что есть и абсолютно чисты по своей природе и представляют собой чистую энергию. Мандала Вашего дня рождения - это восстановление Божественного порядка.

25 слайд

Описание слайда:

Сеть Световых Мандал - Восстановление Божественного Порядка «Сети Света» вокруг Земли - это планы эфирных структур вокруг нашей планеты. Они существуют на уровнях различных измерений и проявляются в разных геометрических формах. Нам были даны через Урсулу Ирганг- ученого и удивительного целителя из Австрии- паттерны излучения или резонанса для активации Духовного кода в нашей ДНК и восстановления Божественного плана на Земле. Сети Света - это язык Света, поэтому они одновременно несут в себе и передают информацию. Они есть мост между эфирным планом Высших измерений и эфирным телом третьего измерения. Они создают поток спиралей, несущих в себе световой код, которые закрепляются (заякориваются) в человеческом теле, что обеспечивает поступление информации в сознание человека. Основой Сети Световых Мандал являются первые девять цифр Творения, которые являются базой для всех других чисел. Каждому числу соответствует буква и цвет. Используя различные методы обсчета, которые всегда основаны на ряде Фибоначчи, вводят эти мандалы в существование. 9 цифр и 9 цветов различной частоты раскрывают матрицу и являются холистической космограммой. Они содержат биофизические длины волны всех 10 планет. Это можно выразить следующим образом: Сети Световых Мандал визуально проявляются через различные мыслеформы, которые представляют себя как чистую энергию. Ни число ни цвет не содержит в себе эмоции, они есть то, что есть и абсолютно чисты по своей природе. Высокие вибрации реагируют на эфирное поле ауры и активируют кодированные спирали ДНК. В этих спиралях содержится информация Исходной матрицы. В тех случаях, когда имеются блоки, возникающие из негативных мыслеформ и эмоций, которые не поддаются удалению, Сеть Световых Мандал может возвратить их на уровень сознания и убрать их.

26 слайд

Описание слайда:

Точно также могут быть компенсированы болезни, которые еще не проявились на физическом уровне, но информация о них уже существует в эфирном теле. И это окажет позитивный эффект на все системы человеческого организма. Поэтому Сеть Световых Мандал поддерживает процесс исцеления тела, души и ума. Все мандалы Света интегрируют полярности Инь и Ян и создают равновесие. Они удаляют блоки и негативную информацию, хранящуюся в тонких телах. Что же происходит с энергиями? Когда Вы начинаете смотреть на мандалы или просто находитесь рядом, мозг начинает интегрировать Свет. Это приводит левое полушарие и правое полушарие в равновесие. Это позволяет адекватно воспринимать информацию. Чистый свет мандал активирует тонкие поля в высших измерениях, и они начинают вибрировать. Кодированные Светом хромосомы становятся подвижными и передают информацию в сознание при условии, что вы открыты этим энергиям и находитесь в состоянии любви. Эти энергии восстанавливают «порядок», удаляя блоки из организма. Световая Сеть мандал заполняет всю систему нашего организма и тем самым оказывает очищающий и гармонизирующий эффект на тело, душу и разум. Метод Урсулы уже на протяжении нескольких лет успешно применяется в больницах и госпиталях Австрии и Германии. Спонсирует ее исследования знаменитая фирма «Сваровски». Урсулой Ирганг были экспериментально получены мандалы для исцеления многих болезней, таких как псориаз, диабет II стадии, мочекаменная болезнь, мигрень, улучшение работы сердечнососудистых систем организма, восстановление зрения и многое другое. Для исцеления применяется определенный алгоритм и компьютерная программа, которая рассчитывает мандалы Света. Любая мандала (не только персональная), поскольку она является порталом, транслирующим Свет и Любовь, благотворно отражается и на помещении, в котором она расположена, и на людях, которые находятся в её целительном вибрационном поле. Мандала - это напоминание человеку о его Божественности. Исцеление Мандалами Света