Как модель может передать эмоции лица фотографу. Психология общения с моделями во время съёмок. Делайте смешные кадры

Смелые, но игривые изображения Эмили Сото востребованы многими издательствами и постоянно появляются на обложках журналов. Сото и её профессиональный творческий коллектив проводят семинары, посвящённые модной фотографии по всей Европе, Австралии и Азии. Они говорят, что ключ к успешной фотосессии – это общение. Но мы редко об этом вспоминаем.

Всё наше внимание сосредоточено на фотоаппаратах, объективах и освещении. Хотя создание лучших кадров зависит именно от способности донести свои идеи и чувства до объекта съёмки. Мы рассмотрим несколько простых советов, которые Эмили Сото считает особенно полезными.

Главное - общайтесь с моделью

Иногда необходимо какое-то время, чтобы модель привыкла к фотокамере. Ели она неопытная, может потребоваться небольшой инструктаж.
Каждая фотомодель уникальна, с собственными особенностями и наилучшими ракурсами, которые важно выявить.

Вы удивитесь, если обратите внимание, насколько по-разному фотографы снимают одних и тех же моделей. Эффективная связь с объектом съёмки создаст основу для хорошего кадра.

Различные способы общения

Используйте вербальное и невербальное общение. Язык тела особенно важен, потому что задаёт «настроение» на снимке. Фотограф часто имитирует позы, которые ожидает увидеть у модели, показывает, что делать с руками и так далее.

Перед фотосессией изучайте портфолио каждой модели, чтобы определить удачные для неё ракурсы и стиль.

Всегда держите портфолио под рукой, оно пригодится в качестве примера, когда нужно пояснить, какое выражение лица необходимо изобразить. Первые 30 минут съёмки, как правило, уходят на пробные кадры в поиске лучшей перспективы.

Акцент на глаза, рот и руки

Важно вызвать у модели правильное настроение и выражение. Эмили Сото предпочитает создавать изображения, выглядящие мягко и романтично, чему способствуют большие невинные глаза.

Обращайте внимание на рот. Открытый или закрытый рот по-разному влияет на то, как мы воспринимаем эмоции субъекта. Также важны руки. Если они напряжены или выглядят неуклюже, значит, модель нервничает.

Говорите на одном языке

В начале съёмок покажите модели изображения, отражающие стиль, позы и общее настроение, к которому вы стремитесь. Опишите эмоции и настроение, которое ищете, чтобы она понимала, что от неё требуется.

Если модель не знает вашего языка, важно уметь показать ей, какого настроения вы добиваетесь, не прибегая к словам.

Эмили Сото, как правило, отдаёт предпочтение простым позам, когда модель смотрится естественно, а глаза передают правильные эмоции. Вам не обязательно говорить на одном языке, чтобы быть на общей творческой волне.

Помогите модели расслабиться

Напряжение и неуклюжесть в руках обычно указывает на то, что модель не может расслабиться. Если вы чувствуете, что объект съёмки в неправильном настроении, попробуйте предложить ей несколько вариантов позирования. Если что-то не получается, вернитесь к основной позе, например, взгляд через плечо или прямо в фотокамеру.

Чрезвычайно полезно наличие стула или табурета, на котором модель может отдохнуть. Также можно опереться о стену, присесть на ступеньку. Как только она почувствует себя удобно, её вид станет естественнее, и вы получите огромную разницу в снимках.

Комфортную среду в фотостудии поможет создать музыка. Поинтересуйтесь у модели, что она предпочитает слушать. Вам не обязательно разделять её музыкальные вкусы, главное, чтобы это помогло ей почувствовать себя комфортно, расслабиться и начать самовыражаться.

Обращайтесь по имени

Наконец, встречая моделей, разговаривайте с ними и обращайтесь по имени. Это так просто и так эффективно. Тогда ваша фотомодель гарантированно почувствует себя комфортнее и автоматически расслабиться. В результате фотосессия пройдёт успешнее.

Кто бы что ни говорил, а эмоции – это первостепенное в снимке. Пускай ты никогда не заваливаешь горизонт, умеешь снимать “чисто” и правильно, ориентируешься в свете. Но если ты не умеешь хватать своей камерой эмоции на лету, считай, что твои фотографии – это просто красивая картинка, не несущая смысла. А все мы хотим нести смысл своим творчеством, правда?

Как же научиться этому нелегкому делу – ловить эмоции? Не все так сложно, как кажется на первый взгляд: просто следуй нижеперечисленным принципам.

1. Скажи “Cheese!”

Давай обойдемся без этого, хорошо?

Эмоции по своей природе не несут за собой статического характера, и основаны они на состоянии, которое в данный момент испытывает человек. Искренность никогда не случается по команде. Это всегда сложная составляющая человеческого настроения, и, я должна тебе сказать, особенно сложно что-то поймать бывает в моменты, когда человек осознает, что его снимают. Только представь себе на минутку: какой-то странный человек наматывает круги вокруг тебя, держа неуверенно в руках огромную камеру с таким же объективом. Комфортного здесь очень мало, учитывая, что, скорее всего, тебя видят в первый раз в своей жизни. Почти все любят фотографироваться, но в такие моменты это желание куда-то пропадает.

Самая большая ошибка, которую делают фотографы – это произнесение вслух фраз “скажи чиз” или “улыбайся”. Имеем в итоге натянутое выражение лица и неестественную позу. Исключения из правил бывают, но они настолько редки, что обсуждать это не имеет смысла.

Такие “натянутые” снимки, несомненно, имеют ценность для фотографируемого, но не такую, как бы тебе хотелось, правда?

2. Улавливай настроение

Если девушка, которую ты фотографируешь, постоянно смеется, не нужно ее заставлять грустить. Я не скажу, что это бесполезно, но если твоя цель – поймать эмоцию, то это не то самое решение.

Очень важно понимать настроение и темперамент модели. Без этого ну просто никак! Если ребенок, к примеру, чем-то увлечен – снимай. Он играет и не хочет концентрироваться на камере – снимай, снимай и еще раз снимай.

Иногда полное режиссирование съемки – это лишнее. Та самая эмоция произойдет, немного терпения!

3. Предугадай момент

Правильно тебе мама всегда говорит: внезапные снимки – всегда самые лучшие.

Если кто-то в прицеле твоей камеры падает, бегает, смущается или прыгает от радости, то просто убедись, что ты готов сделать этот снимок. Как убедиться? Всегда следи за настройками камеры и своим положением относительно фотографируемого. Да-да, даже в таких случаях композицию никто не отменял.

4. Все самое лучшее – после

Уж слишком часто бывает так, что лучи искренности у человека начинают пробиваться только тогда, когда он понимает, что его больше не снимают. Поэтому не спеши опускать камеру после щелчка затвора! Первые пять секунд после сделанного тобою последнего снимка бывают решающими: модель расслабляется, и все, что тебе нужно – просто быть готовым сделать снимок.

5. Никогда не опускай камеру

Ты можешь говорить модели как становиться хоть целый день, но нет ничего прелестнее незамысловатой, естественной, комфортной и чистой позы. И иногда эту естественность можно поймать только в паузах между сложными позировками по твоей команде.

6. Ах, эти глаза!

Как говорится, глаза – зеркало души.

Будь-то глаза человека или животного, они всегда скажут нам правду. Так и в фотографии: хочешь получить эмоциональную фотографию – задействуй глаза.

Порой поднятая бровь или взгляд из-подо лба скажут тебе больше, чем тысячи слов или поз.

7. Не забывай о деталях

Ты, конечно, спросишь – какие еще детали, эмоции ведь передаются с помощью глаз и лица? Да, но чтобы усилить эффект, можно сконцентрироваться на поиске интересных мелочей. Это может быть момент, когда влюбленные берутся за руки, позы рук и ног, капли пота, которые стекают по лицу. Просто не ограничивай себя и приучай себя смотреть шире.

Эмоции прекрасны. Они отражают человеческую душу и могут очень многое рассказать. Не без твоей помощи и помощи твоей камеры, конечно 🙂

Чуть больше внимательности, концентрированности и реакции – и все будет good!

Сегодня мы представляем нашу новую рубрику – фотосоветы для родителей, которые обожают снимать своих детей для блога или просто на память. Наш эксперт, Марина Черкасова, поделится с вами советами, как разнообразить съемки и улучшить качество снимков. Ваши отзывы и вопросы Вы можете оставить в комментариях к статье или написать лично Марине на ее страничке в инстаграме .

Как поймать эмоции ребенка?

Что отличает простой снимок от запоминающегося? Способность фотографа поймать настоящие искренние эмоции. Всем нам хочется, чтобы фотографии были живыми, без натянутых улыбок и постных выражений лиц.

Чем более эмоционален снимок, тем больше он взывает к нашим чувствам, тем лучше мы ощущаем связь с героями в кадре. Удачной можно считать не только фотографию, которая показывает радость героя, но и снимки с искренним выражением удивления, грусти и даже злости.

Но как же поймать детские эмоции в кадр? На самом деле, это намного проще, чем кажется. Дети непосредственны, искренни, открыты в проявлении чувств — надо только тихонько за ними наблюдать и ловить моменты.

Родителям это зачастую дается легче, чем фотографу в рамках фотосессии в отведенное время. С незнакомым фотографом ребенок может стесняться, зажиматься. Если фотосессия проходит в студии, на ребенка также влияет незнакомое место, к которому сначала надо привыкнуть. И в рамках ограниченного времени родители пытаются выжать из малыша максимум, уговаривают улыбаться в камеру и посмотреть на «тетю» или «дядю».

Когда же мама или папа самостоятельно фотографируют ребенка за его повседневными делами или на прогулке, ребенок намного более расслаблен – и это облегчает задачу. Главное не давить на него и придерживаться некоторых рекомендаций:

  1. Не просите ребенка улыбнуться!

Эмоции живут сами по себе, они не подчиняются правилам и приказам. У детей эмоции — это просто отражение того, что они сейчас чувствуют. Если их просить улыбаться, то мы можем получить либо фотографии с фальшивыми улыбками, либо вовсе — нежелание фотографироваться, отказ позировать.

  1. Играйте с детьми

С малышами проще всего, особенно если вы сами снимаете своего ребенка, это может быть и игра в «куку»! В момент, когда ребенок выпрыгивает из своего укрытия, нажимайте на кнопку съемки.

Если снимает фотограф, помогите ему — покажите ребенку, какие большие уши или рожки выросли у дяди или тети с камерой. Это обычно очень веселит деток, даже если они видят фотографа первый раз и немного стесняются.

  1. Снимайте больше кадров – нажимайте на кнопку затвора как можно чаще.

В век цифровой фотографии за дополнительные снимки деньги платить не надо. Невозможно предугадать, в какой момент ребенок выдаст ту или иную эмоцию, и какой кадр получится более удачным.

Если вы снимаете на фотоаппарат, можно воспользоваться режимом мультисъемки. Тогда камера сама быстро отщелкает целую фотосессию, а вы сможете выбрать самый удачный кадр. Эта функция особенно актуальна, если ребенок подвижный и с богатой мимикой.

  1. Снимайте настроение

Если ваш ребенок в задумчивом настроении, снимайте спокойные кадры. Фотография не обязательно должна быть с улыбающимся лицом.

  1. Ждите момент

Незапланированные кадры самые удачные. Отличный момент, когда ребенок расслаблен и не замечает, что его снимают. В такие моменты дети максимально искренние.

Также необязательно добиваться, чтобы ребенок смотрел в камеру. Иногда «подсмотренные» мгновения, когда малыш целует маму или увлеченно учит играть сестренку ценятся в семейном архиве больше, чем постановочные портреты.

  1. Глаза зеркало души

И глаза покажут зрителю, что творится в душе ребенка во время съемки. Особенно интересные кадры получаются в то время, когда дети еще не умеют говорить. Если есть возможность регулировать фокус, ставьте его на глаза!

  1. Снимайте после того, как сказали «стоп, снято»

Порой самые удачные фотографии получаются после того, как вы сказали ребенку: «все, я уже не фотографирую». Герой съемки расслабляется, принимает более естественную позу или начинает танцевать от радости или поедать торт из реквизита — в общем, это сигнал, что можно попробовать поймать удачный кадр.

Каждый фотограф – профессионал с зеркалкой или мама, которая снимает ребенка на смартфон – должен ставить перед собой цель запечатлеть чувства ребенка в тот или иной период жизни. Тогда спустя годы Вам будет особенно интересно разглядывать семейные архивы вместе с подросшим героем съемок, вспоминать, как были сделаны фотографии. Спустя годы дети редко могут вспомнить свои чувства во время съемки, но они обожают угадывать, «о чем я думал, когда был таким малышом».

Как поймать искренние эмоции ребенка? Советы детского фотографа Марины Черкасовой was last modified: Июнь 9th, 2017 by Полина Ртищева

- Добрый день! Давайте начнем. Какими качествами обязательно должен обладать свадебный фотограф?

Внимание к людям, обязательно человеколюбие, обязательно максимальная коммуникабельность, всегда хорошее настроение – это очень важные моменты. Свадебный фотограф должен свободно владеть фототехникой, оптикой, понимать природу света и фонтанировать идеями.

У вас, как у успешного фотографа, достаточно много заказов на съёмки. Как вы понимаете, с какими парами хотели бы работать, а с какими нет?

Я считаю, что чем сложнее клиент, тем полезнее он для фотографа. Работать в привычном русле с клиентами, которые благожелательны, симпатичны, фотогеничны, креативны - одно удовольствие. Но характеры бывают разные у людей, встречаются претензии и сложные пожелания. Я снимаю их потому, что знаю: так я найду что-то новое, а новое рождается в преодолении. Для меня это аксиома, и именно поэтому я снимаю всех.

- Какая свадьба для вас была самая запоминающаяся?

Самую запоминающуюся свадьбу я снимал в Питере. Петербург - это мой любимый город, на мой взгляд, лучший город на земле. До сих пор не понимаю, почему я там не живу. Я приезжаю в Питер несколько раз в год, и каждый раз испытываю трепетное чувство, как перед свиданием.

Вот однажды девушка из Питера попросила снять её свадьбу, но хотелось не стандартного подхода, а чего-то необычного. Я совершено не знал, что я буду делать и как снимать, но когда стал выяснять вкусы и интересы пары, понял, что девушка и молодой человек любят балканскую музыку - я и сам её очень люблю. И я понял, что Питер нужно сделать средиземноморским ярким городом. По моему ощущению он всегда такой, поскольку приезжая в Питер, к моему удивлению, я крайне редко вижу плохую погоду, даже зимой.

Итак, эту свадьбу я решил сделать в балканском стиле. Мы взяли старую трубу, я попросил пару придумать яркие костюмы, и молодой человек выбрал красную рубашку, а девушка - светлое свадебное платье, но с налётом цыганщины. Мы пригласили знакомую музыкальную группу, и путешествовали по улицам с ней: группа шла с большими барабанами, с трубами, со скрипкой и играла музыку, и рядом шла пара. Я старался снимать это ракурсно - широкоугольным объективом, как я люблю.

Это была свадьба, где мне была предоставлена абсолютная свобода, и именно поэтому она оказалась самой запоминающейся.

- То есть, фотограф в той или иной мере является ещё и помощником в организации свадьбы?

Не всегда: если свадьба от агентства, то агентство уже всё приготовило, и фотографу остаётся только в заданной ситуации как-то себя проявить. Но мне по душе, когда мне дают свободу, и я принимаю решения по организации, по месту съёмки и так далее.

- Какая фотография, ракурс или позиция, на ваш взгляд, являются обязательными для свадебной фотосъёмки?

Обязательной должна быть та фотография, которая понравится родителям и бабушке с дедушкой. Я, например, люблю экспериментальные фотографии: мои работы абсолютно далеки от стандартов свадебной фотографии. Но я делаю и стандартные фото именно потому, чтобы родители и дедушка с бабушкой могли поставить их на полку в рамочке или повесить на стену. А поскольку вкусы бабушек и дедушек обычно консервативны, то, естественно, я снимаю красивые парные портреты. Всё остальное, безусловно, не меньшее значение имеет, но это обязательная программа.

- Чем обусловлен твой выбор фототехники?

Так сложилось, что первая по-настоящему серьёзная камера была у меня Nikon. И потом, большинство журналистов в советское время работали именно Nikon-ами. Наверное, это передовая фирма производства профессиональной фототехники. Камеры работали в самых разнообразных условиях: от жары в пустыне до жутких морозов и влажности Крайнего Севера. На мой взгляд, только фотокамеры Nikon могли похвастаться сверхнадёжностью и качеством выдаваемого материала, а оптика Nikon славилась безупречной резкостью. В то время говорили, что объективы Nikkor «режут до крови».

- Какие объективы на свадьбе необходимы?

Безусловно, портретный объектив, поскольку при съёмке людей это обязательное условие. Хотя можно всю съёмку свадьбы произвести и широкоугольным объективом или одним стандартным 50мм, который называется «полтинник». Но, конечно, надо иметь несколько объективов. В моём арсенале, наверное, вся оптика, которую сделал Nikon, кроме длиннофокусных объективов, которые используют репортёры для съёмки спортивных соревнований – они для свадебной съёмки малоприменимы из-за своей тяжести и ненужности такого многократного приближения. Самые распространенные объективы, которыми я пользуюсь, это 85мм 1.4 и 35мм 1.4 или 24мм 1.4, то есть умеренный широкоугольник и умеренные портретные объективы. А что касается зумов, то я использую стандартный зумер 24-70, 70-200 и 16-35.

- А какой объектив чаще всего стоит у вас на фотоаппарате в процессе съемки?

Всё зависит от свадьбы: если, скажем, свадьба с большим количеством гостей, мне надо успеть быть одновременно в разных частях этого мероприятия. Поскольку я работаю один, двигаться приходится больше, и я выбираю зумы 70-200 и 24-70, чтобы иметь возможность быстро менять фокусное расстояние. Я стараюсь максимально охватить то пространство и людей, с которыми я работаю, мне это самому интересно. Я кручусь как юла в процессе фотосъёмки, используя максимально всю свою технику, чтобы видеть реакцию на съёмку всех гостей.

Если свадьба камерная, то есть, это только пара, может быть ещё несколько друзей, и мы гуляем по городу в каких-то интересных местах или находимся вообще в поездке, то я беру с собой объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Они, безусловно, дают более художественную картинку, более красивый боке – нерезкую зону. И поскольку работаю я только с парой, то и нет такой спешки, нет необходимости в быстрой смене фокусных расстояний. Конечно, снимать такими объективами гораздо приятнее.

- Погодные условия не всегда могут способствовать съемке. Носите ли вы с собой световое оборудование?

Принципом моей съёмки является использование исключительно естественного света и минимума оборудования. Я ношу с собой вспышку в рюкзаке, но практически никогда её не использую – только в самом крайнем случае, когда нет света вообще. К тому же, последние модели камеры Nikon дают возможность снимать практически в любых световых условиях, самых сложных, и почти при полном отсутствии света.

- Бывают ли случаи, когда человек остается недоволен результатом? И как фотографы поступают в таком случае?

Если я скажу, что абсолютно все клиенты счастливы теми фотографиями, которые я делаю, я, наверное, слукавлю. Было два или три раза так, что результат не совсем соответствовал тому, чего хотели молодожёны. Я точно знаю, что чаще всего это происходит от того, что клиенты не совсем «мои», в том смысле, что они пришли по рекомендации своих друзей. Но те друзья изучили то, что я делаю: им понравился мой стиль, моя съёмка, они хотели получить такой результат, и они его получили. У них же были вкусы другие, соответственно и ожидания другие, и, может быть, поэтому они и получили несколько другой результат, нежели ожидали.

Это, повторяюсь, крайне редкий случай, можно сказать, исключение из правил. Но даже если так и происходит, то я договариваюсь с парой о дополнительной съёмке и стараюсь уже доснять в том стиле, в котором они хотят. Для меня очень важно, чтобы пара осталась, в конечном счёте, довольна, и чтобы её впечатления абсолютно ничем не были омрачены, и я стараюсь сделать всё, даже если мне приходится поступаться своим временем или деньгами.

- Нужно ли общаться с молодоженами заранее?

Безусловно. Когда съёмка делается без всякой подготовки и без знакомства с клиентом, трудно рассчитывать на прекрасный результат. Но в большинстве случаев в таких ситуациях я обычно провожу очень хорошую, качественную съёмку, хотя и в первый раз вижу клиентов во время съёмки. Это меня нисколько не смущает, но всегда есть доля вероятности, что что-то может людям не понравиться.

- Как раскрепостить и расслабить пару, когда идет съемка только молодоженов?

Я не работаю с актёрами, которые могли бы сыграть любые чувства и любые эмоции. А заставить их играть – значит обречь фотографии на фальшь. Поскольку люди не актёры, они зажаты, стеснительны, естественно, всё это проявляется на фотографии. И чтобы вывести их из этого состояния, я стараюсь отвлечь их разговором, снимать в те моменты, когда они не ожидают и не думают о съёмке. Или же я прошу пару максимально двигаться, и в процессе этих передвижений они забывают о фотосессии, и я ловлю моменты их естественного органичного состояния.

Молодожены не всегда знают, чего хотят: нежного или просто красивого. Как вы подбираете стилистику будущих фотографий?

Я стараюсь никогда под вкусы своих клиентов не работать. У меня нет ни одной фотографии, которую можно было бы отнести к разделу фэшн, и клиентов, которые выбирают такие фотографии, я бы не хотел видеть в числе своих. Все мои фотографии жанровые - они скорее близки к репортажно-постановочному стилю. Я бы сказал, что это такое «Свадебное кино». Поскольку я очень люблю кинематограф, и в смысле фотографии он на меня оказал очень сильное влияние, я стараюсь на снимках создать атмосферу кино.

- Сколько процентов фотографий вы посвящаете молодоженам, сколько гостям?

Как ни удивительно, гостям гораздо больше посвящаю, чем молодожёнам. В течение дня получается примерно 1000 фотографий, из этого количества самим молодожёнам посвящены фотографий 300, не больше. Остальные 70% – это репортажные и портретные фотографии гостей и родственников в самых разнообразных ситуациях. В них вся атмосфера свадьбы.

- В чем секрет хорошей свадебной фотографии?

Секрет в видении фотографа, в его владении своим ремеслом, понимании того, как работает оптика и как найти способ найти выразительную картинку и сделать не просто шаблонную фотографию, а такую, чтобы она выделялась. Поэтому фотограф должен работать как локационная станция: постоянно мониторить окружающее пространство, и должен, конечно, фонтанировать идеями, чтобы ни на минуту не дать своим клиентам повода для сомнения. Как только фотограф тормозит, начинает думать, запинаться, это моментально передаётся клиентам, и рушится вся атмосфера доверия к фотографу, и результат может быть плачевным.

Очень часто начинающие фотографы учатся, копируя работы тех, кого они выбрали для себя в качестве примера. Что вы об этом думаете?

Безусловно, надо копировать, поскольку стиль и собственное видение не рождаются моментально у фотографа. Новое поколение художников в процессе осмысления и повторения опыта художников, которые были до них, приобретают свой стиль. То есть компиляция стилей всех фотографов, плюс ещё привнесение личного отношения к окружающему миру и называется стилем, поэтому, безусловно, надо отсылать себя к работам фотографов уже известных, и я думаю, что это лучший ход.

- В какой момент вы поняли, что родился ваш личный стиль?

Я не думаю, что у меня есть какой-то свой чётко прослеживающийся стиль, поскольку я стараюсь быть разнообразным, не замыкаться, быть свободным. А человек, который строго следует своему стилю и хочет быть узнаваем, должен работать в жёстко заданном ключе, следовать определённой форме. Для меня самое главное, чтобы фотография цепляла, была выразительной, запоминалась, нравилась людям своей необычностью. Соответствует это какому-то стилю или нет, меня волнует в меньшей степени.

- Как вы пришли к идее мастер-классов?

И тут началась волна мастер-классов. Эта идея витала в воздухе, и я не то чтобы к ней стремился, но всегда был готов. Мне позволили из Краснодара и попросили провели мастер-класс. Я тут же дал согласие, приехал в этот город, провёл мастер-класс, который прошёл с очень большим успехом: было много людей, и по его итогам был снят фильм.

Я был очень вдохновлён тем, как люди восприняли мою подачу материала. И когда я увидел результаты - эти горящие глаза, письма, которые мне потом прислали, и отзывы, я понял, что нельзя на этом останавливаться. И я сам заряжаюсь от этого процесса, и мне это тоже многое даёт: я очень люблю общаться с людьми, и мастер-классы позволяют это делать.

Одного-двух дней мастер-классов крайне мало для того, чтобы у человека изменилось мировоззрение, но если это происходит, то это дорогого стоит. Это очень сильное чувство, когда ты видишь, что человек резко повернул свой вектор развития в правильном направлении. Я стараюсь сделать так, чтобы у людей выросли крылья, чтобы после мастер-классов они почувствовали, что готовы лететь. Я все силы прилагаю на то, чтобы вызвать у людей мотивацию взять фотоаппарат и быстрее бежать, снимать волшебные кадры, к которым я их готовлю.

Важно, чтобы у человека произошёл слом, как говорят сейчас, разрыв шаблона, и чтобы человек понял, что он может творить, как это делается, и что в этом сложного ничего нет. Наверное, самое главное – раскрыть глаза человеку.

- Каждый ли человек может попасть на ваш мастер-класс?

Абсолютно. Бывают мастер-классы, на которых есть и начинающие, и профессионалы. Я стараюсь так подать материал, чтобы это было интересно всем. Часто ко мне приходят люди вообще без фотоаппарата - просто проникнуться атмосферой и увидеть процесс.

- Наблюдаете ли вы за изменениями творчества людей, которые были на мастер-классах?

Конечно: они мне часто присылают фотографии, с некоторыми я общаюсь уже не один год. Более того, некоторые приходят ко мне не один раз на мастер-классы. Есть даже категория людей, которые стараются на каждый мастер-класс попасть. Это бесценно, и это своеобразный отзыв о моей работе.

- Есть ли у вас проекты, которыми вы занимаетесь просто для души?

Безусловно. Во-первых, я свадьбы снимаю для души. Если бы свадьбы не приносили мне удовольствие, я бы не занимался этим вообще. Только любовь к свадебной съёмке не позволят мне уйти, и никакое количество денег не сможет мне компенсировать занятие нелюбимой работой, потому что удовольствие я получаю, снимая свадьбы.

Но, кроме этого, я делаю и собственные проекты. Если я еду в какое-нибудь интересное место, я обязательно там провожу съёмку: приглашаю местную пару и снимаю её в каких-то ситуациях, которые для меня интересны. Например, я поехал в Азию на озеро Иссык-Куль. Место волшебное, живописнейшее: голубое озеро, обрамлённое снежными горами. Я взял в прокат машину и через знакомых нашёл девушку и молодого человека, которые хотели бы составить мне компанию и получить в результате интересную съёмку. И вот я с ними путешествовал по берегу озера и снимал пейзажи. Для меня интересен не сам по себе пейзаж, а именно люди, органично вживлённые в этот пейзаж, пара - он и она. И для меня пытаться найти в этом сочетании красивые образы является удовольствием и любимым времяпрепровождением.

- Вы изучаете место до того, как отправиться туда?

Нет, я всегда полагаюсь на спонтанность, на какой-то неожиданный поворот. Самое интересное и приятное в жизни - это то, что не запланировано.

- Что для вас значит фотография?

Фотография – это образ жизни, способ, которым я познаю этот мир. Это путь, по которому мне хочется идти. Всё рождено светом, и фотография рождена светом: мне кажется, это уникальное сочетание – начала жизни и начала фотографии. И наблюдать за светом, за всем разнообразием его проявлений и за человеком, освещённым этим светом, для меня и есть смысл жизни.

Вы – фотограф, даже взяли в руки камеру, закрепили объектив и отсняли пару сотен пейзажных и портретных фотографий. Настройки фотоаппарата выучены и отработаны на 5 баллов, а в арсенале появились штатив, фильтры и несколько профессиональных приемов. Пора переходить на принципиально новый уровень – портретная или студийная фотография с настоящими моделями. И именно вам предстоит организовывать весь кадр, включая позу, постановку рук, направление взгляда. Стоит сказать сразу, в работе с населением соотношения профессиональных моделей и обычных людей будет составлять около 1: 10, поэтому работать придется с абсолютно неопытными персонажами.

От фотографа на съемочной площадке зависит процесс фотосъемок, и в техническом плане, и в психологическом. Вы можете настроить модель под образ, дать хороший совет, включить музыку или позволить импровизировать с мимикой и позами. Опытный фотограф – хороший психолог, в его задачи входит не только запечатлеть нужное движение и момент на снимке, но и понять, какой человек перед объективом. Некоторым достаточно показать правильную позу или подбодрить, а попадаются модели, абсолютно не понимающие, что им делать перед камерой. Тогда потребуется недюжее терпение и талант организатора.

Когда модель – профессионал

Гораздо проще мастеру фотографу справляться со своей работой, если перед объективом опытная модель. Не часто устраивающая фотосессии, а специально обученная искусству позировать. Моделей нанимают заказчики для разных целей, чаще всего для создания рекламных фотографий одежды, еды, косметики украшений. Как работать с моделями? У вас задача только предоставить подробное ТЗ от заказчика или рассказать идею с примерными обрисовками структуры кадра. Дальше понадобится только направлять модель в процессе съемок. Скорее всего этого будет достаточно, чтобы выполнить поставленную заказчиком задачу.

Каждая модель отлично знает, как передать эмоции в кадр, какие позы нужно принять для максимального эффекта, как показать одежду или макияж в лучшем виде и другие тонкости фотографии. Кроме рекламных фотосъемок профессионала можно позвать и для оттачивания мастерства фотографии на первых порах, когда собственного опыта маловато, а нужно еще и направлять человека перед объективом. Модель может помочь в постановке кадра, рассказать какие позы лучше снимать с какого ракурса и показать примеры из своего портфолио. Единственный минус такой ситуации – цена. Модель необходимо нанять, чтобы работать. Но приступать к работе на заказ и на коммерческой основе без опыта съемок живых людей будет неправильно. Результат вряд ли порадует, а репутацию можно подпортить основательно.

Если начинающий фотограф снимает профессиональную модель, сложно будет воплотить в жизнь свои задумки и идеи, отличающиеся от классических позировок и сцен. Именно поэтому некоторые опытные специалисты приглашают людей без образования для съемок. Так получаются незаезженные свежие ракурсы и необычные фотографии.

Куда сложнее фотографу, если модель первый раз на съемках и не понимает как себя вести и что делать. Тогда приходится не только делать свою работу, но и всячески направлять модель и подсказывать все движения. Тут нужно будет преодолеть смущение и страх перед камерой, раскрепостится, а задача фотографа всячески этому поспособствовать. Девушкам лучше сначала начинать с простых фотосессий без театральной подоплеки и сложных образов, одежду нужно подобрать максимально комфортную и не стесняющую движения. Важно! Большинство девушек сильно стесняются камеры и предлагать им устроить фотосессию ню или с откровенными позами – бессмысленно, перед объективом ей будет сложно раскрепоститься.

Начинающему фотографу придется бороться не только со своими эмоциями и страхами, но и создать на площадке уютную доверительную атмосферу, в которой модели будет проще выполнять необходимые движения. А в создании комфортной обстановки помогут советы от опытных мастеров.

В процессе подготовки к работе, обсуждения нюансов постарайтесь запомнить имя модели. При звуке своего имени человеку легче расслабиться, он чувствует себя комфортнее. Такая мелочь позволит сразу наладить контакт и значительно облегчит процесс съемок как для модели, так и для фотографа.

Правила этикета предполагают общение на «вы», уточните сразу, как модели больше нравится, чтобы к ней относились. Уважение и искреннее участие располагают к себе. Вряд ли кому понравится панибратское отношение и излишняя назойливость. Правильный подход к каждой модели находится достаточно быстро при условии внимательности и желания. А тактичность и естественная ненавязчивая тактичность появится как профессиональные навыки через пару месяцев активных съемок. Фотографы – хорошие психологи, каждому приходится вырабатывать ряд навыков и приемов для общения с моделями.

Забегая вперед, можно отметить, что дискомфорт с обеих сторон будет независимо от ситуации, опытности фотографа и других обстоятельств. Первые полчаса съемок уходит на знакомство, снижение страха, стеснения и нервозности перед объективом. А самые лучшие кадры получаются в последние 20 минут, именно поэтому полчаса съемок недостаточно для качественного результата.

Совет второй «Оставьте свои проблемы за дверью студии»

Нервный, злой или загруженный своими мыслями фотограф вряд ли сможет создавать красивые фотоснимки и налаживать доверительнее отношения с моделью. Именно поэтому второй совет звучит именно так, и по важности он чуть ли не на первом месте. Раздражение и злость легко снимается глубокими вдохами-выдохами, а сосредоточиться на работе поможет осознанное общение и целенаправленное погружение в процесс съемок.

Фотограф должен быть не только хорошим мастером работы с камерой, но и неплохим специалистом в сфере актерского мастерства. Очень часто модель не может понять, что от нее требуется, того нужно поменяться с ней местами и на собственном примере показать правильную позу, выражение лица или транслируемую эмоцию. А если добавить в процесс долю иронии и юмора, то обстановка на съемочной площадке будет легкой и непринужденной.

Поставьте камеру на штатив, включите отсроченный пуск или с пульта ДУ снимите себя в искомой позе и с нужной мимикой. Так будет проще показать модели, что конкретно от нее требуется в данной сцене.

Совет четвертый «Создайте максимально непринужденную обстановку»

Когда люди приходят на фотосессию, они хотят, чтобы им предоставили услугу и сделали для них фотографии. Часто это предполагает полный контроль над ситуацией со стороны фотографа. Но излишняя серьезность может создать на площадке и на снимках зажатость и неестественность. Постарайтесь помочь модели расслабиться, добавьте юмор, рассказывайте истории, вовлекайте ее в общение на нейтральные темы или говорите про фотографию. Дайте возможность отвлечься от присутствия камеры.

Очень хорошо помогает музыка, включите веселые зажигательные песни с телефона или на акустической системе, не возбраняется даже потанцевать. Если позволяют костюмы и декорации.

Начинающая модель быстро устает от необходимости удерживать себя в заданном образе. Тогда и качество снимков значительно снижается, и настроение на съемочной площадке ухудшается. Вы можете делать небольшие 5-ти минутные перерывы в процессе съемок, давать модели отдохнуть. На общем количестве отснятого материала это не сильно отразится, но качество повысит в разы.

Детская фотосъемка вообще невозможна без таких перерывов, детям еще сложнее концентрироваться на процессе съемок и выдерживать позу и образ долгое время. Тут поможет игра, можно распределять роли, предлагать малышам представлять себя сказочными персонажами, героями, животными. Подойдут и стихи, и песенки, и считалочки, к примеру про любимого всеми мишку косолапого, за которым нужно повторять. Тогда дети не устанут гораздо дольше, а процесс работы станет менее напряженным и для фотографа, и для модели.

Совет шестой «Делайте максимальное количество снимков»

В процессе постановки модели в позу, вхождения в образ и смены позиций нужно делать максимально возможное количество снимков. Неожиданные кадры часто получаются даже лучше чем постановочные, потому что модель более расслаблена в перерывах. Кроме того можно корректировать кадр, композицию, настройки камеры, все время подстраиваясь под изменяющиеся условия. Это позволит сэкономить время на «пристрелочные» кадры и подбор оптимальных комбинаций настроек.

На выходе получится гораздо больше сырого материала, который можно обработать. Это значительно повышает шанс отобрать снимки для работы, а также увеличит выбор фотографий одного ракурса, если нужно скорректировать отдельные детали и скомпоновать элементы в одно изображение.

Данная рекомендация подходит и для опытных моделей. Со включенной музыкой и с подсказкой фотографа модели будет проще переходить из позы в позу, если можно добавить что-то от себя. Поощряйте импровизацию в разумных пределах, результат может вас сильно удивить. Не прекращайте делать снимки, перемещайтесь по площадке, чтобы поймать наиболее интересный ракурс.

Профессиональной модели сложно отойти от заученных движений и стандартных поз, потому импровизация помогает получить более свежие и интересные фотографии.

Совет восьмой «Говорите комплименты и хвалите модель»

Для получения красивых ярких снимков модель нужно хвалить и подбадривать на всех этапах съемки. Для этого вам придется проследить за приготовлениями, проконтролировать, чтобы макияж, прическа и одежда были идеальными. Делайте комплименты в процессе съемок, показывайте готовые фотографии на экране камеры и отмечайте удачные моменты. С повышение уверенности в себе, упростится вся работа, модель раскрепостится и перестанет стесняться перед объективом. Здесь главное – не переборщить, чтобы не вызвать обратную реакции, а для этого нужно быть внимательным и тонко чувствовать настроение.

Совет девятый «Прислушивайтесь к пожеланиям модели»

В некоторых случаях можно обсудить с моделью детали съемок и периодически советоваться в процессе работы. Можно уточнить сразу с какой стороны лучше снимать, как удобнее работать и другие вопросы. Это создаст дополнительное доверие к фотографу и не принуждает следовать всем пожеланиям на 100%.

Можно объяснить сразу, что делаем сначала, как хочет модель, а затем – как это видит фотограф, чтобы все были в выигрыше. В 90% случаев второй вариант будет лучше в силу знания о процессе построения кадра и правил композиции. Но иногда и модель предлагает интересные варианты, незамыленным взглядом.

Отличным вариантом для создания дружественной атмосферы будет зеркало напротив съемочной площадки. Это позволит модели смотреть на себя и выбирать наиболее красивую для себя позу, полюбоваться картинкой и поднять себе настроение.

Зеркало убирает многие психологические и мышечные зажимы, помогает поправить волосы или увидеть со стороны некрасивое выражение лица, неестественную позу. Модель сразу будет видеть как стать или сеть, как повернуться, что поможет значительно облегчить процесс съемок.

Фотограф и модель, выгодное сотрудничество

Съемки – сложный трудоемкий процесс для всех ее участников, несмотря на кажущуюся легкость и простоту. Фотограф выкладывается по полной, напрягая все свои возможности общения, включая принудительно все творческие процессы. Модель, особенно непрофессиональная, находится в стрессовой непривычной для себя ситуации. Визажисты и стилисты должны в короткое время создать красивую картинку, практически не имея возможности переделать случайные ошибки или сделать все заново, в случае неудачи.

Помочь минимизировать нервозность и напряженность процесса может профессионализм и тактичность фотографа, его способности создать приятную непринужденную обстановку. Обычно все приходит с опытом, и уже через полгода – год каждый фотограф имеет в своем арсенале кучу приемов работы с любой категорией людей. Главное, что стоит знать – не получиться провести все съемки на 100% хорошо, есть категория людей, с которыми принципиально не работают никакие приемы из-за их психологических особенностей. Пишите свою историю, набирайтесь опыта и правильно анализируйте неудачные ситуации, тогда вы быстро привыкнете к работе.