Есть ли преимущества фотокамеры с электронным видоискателем. Что такое видоискатель. ЭВИ, потребление энергии и включение

Одним из элементов фотоаппарата является видоискатель. Этот элемент в фотокамере позволяет фотографирующему увидеть изображение, которое затем будет на фотографии. Самое главное, что можно увидеть – это границы будущей фотографии. Так же можно настроить наклон фотокамеры, фокусировку, приближение и можно увидеть другую служебную информацию.

Видоискатель не влияет на качество фотографий. Но может помочь вам выбрать правильный вид для фотографирования. Видоискатели цифровых фотоаппаратов бывают таких видов:

  1. жк дисплей,
  2. электронный EVF,
  3. зеркальный,
  4. оптический параллаксный.

В фотокамере может применяться как один из этих видов, так и их комбинации.


ОПТИЧЕСКИЙ

Оптический работает при помощи набора линз встроенных в камеру и через них можно увидеть снимаемый объект. Так как присутствует разность в направлении оптической оси объектива и видоискателя (параллакс), то мы видим в видоискателе не то, что видит объектив и это вносит определенную погрешность. Еще с ним невозможно настроить фокусировку. При наличии оптического видоискателя на фотокамере спереди будет окно для него.


Оптический видоискатель на камере

ЭЛЕКТРОННЫЙ

Электронный работает при помощи жидкокристаллического экрана. На этом экране можно увидеть изображение, которое видит и матрица фотоаппарата. Все цифровые устройства используют жк дисплеи. При слабой подсветке или при сильном внешнем освещении трудно будет оценить качество картинки на жк дисплее. В некоторых камерах есть возможность регулировки яркости жк экрана. Но при большой яркости сильно возрастает энергопотребление, что сказывается на работе аккумуляторов. Поэтому лучше иметь на фотоаппарате дополнительно и оптический видоискатель. Дисплеи могут быть подвижными и неподвижными. EVF имеет такое же окно как и оптический, только изображение туда подается электроникой.




LCD дисплей в качестве видоискателя

ЗЕРКАЛЬНЫЙ

Зеркальный стоит в зеркальных фотоаппаратах. Через такую систему видно изображение, которое попадает на матрицу и значит, в нем отсутствует такое явление как параллакс. Зеркальный видоискатель имеет свою оптическую систему, которая передает изображение с объектива на специальный окуляр, где вы и видите изображение. Это сложная система и оснащаются ею только дорогие аппараты. Из недостатков можно отметить высокую цену и усложнение конструкции. Зато нет инерционности как в жк дисплеев и искажений как в параллаксном видоискателе. Зеркальные фотоаппараты полностью оправдывают свое применение только с использованием качественной оптики.




Видоискатель в зеркальном фотоаппарате

Характеристики видоискателя

Зона охвата . Показывает какая часть изображения в процентах от того, что записано на пленку или матрицу, выводится на видоискатель. Чем больше зона охвата, тем проще увидеть границы фотографии.

Увеличение . Когда мы смотрим на объект невооруженным глазом, и при этом размеры объекта не изменяются, то увеличение равно 1. Увеличение видоискателя позволяет лучше настроить фокусировку.

Видоискатель фотоаппарата - это вспомогательное устройство, необходимое для наблюдения за объектом съёмки и обозначения границ кадра. Видоискатель также используется для фокусировки на объекте съемки.

Изначально в фотокамерах видоискатели, или, как их еще можно назвать, визири, не использовались. Кадрирование и фокусировка реализовывались по специальному стеклу, которое заменялось во время съемки кассетой с фотоматериалом. Такой способ фокусировки неудобен и занимает много времени, а значит, существенно ограничивает свободу творчества фотографа. На сегодняшний день большинство фотоаппаратов оснащены встроенным видоискателем или поддерживают возможность подключения внешнего видоискателя. Фокусировка в некоторых моделях производится через дисплей. На сегодняшний день используется два основных типа видоискателей – оптический, электронный и зеркальный. К более старым видам относятся рамочные видоискатели.

Оптический видоискатель

Оптический видоискатель представляет собой оптическую конструкцию, состоящую из нескольких линз. Одним из достоинств оптического визиря является то, что он не потребляет энергии. К недостаткам оптического видоискателя можно отнести так называемый эффект параллакса, при котором наблюдается некоторая погрешность отображения. Кроме того, видоискатель показывает только 90% кадра, видимого матрицей. Это приводит к возникновению неточностей при фотографировании.

Электронный видоискатель

Изначально телевизир применялся в телевизионных видеокамерах, но с развитием и удешевлением техники стал доступен для широкого спектра продукций. Сегодня, электронные видоискатели используются в видео и фотокамерах. Большую популярность телевизири получили с появлением беззеркальных фотоаппаратов.

Электронный видоискатель представляет собой высококачественный жидкокристаллический дисплей, помещенный в корпус камеры. К преимуществам телевизиров относится портативность и простота. Благодаря легкому видоискателю уменьшается размер и вес самого фотоаппарата. Говоря о недостатках можно отметить потребление дополнительной энергии. В некоторых недорогих камерах используются не очень качественные видоискатели, в которых изображение кажется немного искаженным, или из-за небольшого разрешения, некачественным. Работать с такими моделями неудобно, а фокусироваться сложно, и есть шанс легко ошибиться.

Зеркальный видоискатель


1 – Объектив, 2 – Зеркало, 3 – Затвор, 4 – Кадровое окно, 5 – Фокусировочный экран, 6 – Линза, 7 – Пентапризма, 8 – Окуляр

В конструкции зеркального видоискателя используется зеркало, с помощью которого действительное изображение транслируется на окуляр. Преимуществом зеркального визира является то, что изображение отраженное зеркалом совпадает с тем, что зафиксируется матрицей. Это предотвращает появление эффекта параллакс. Такой тип видоискателя обеспечивает видимость от 92 до 100 %. Любительские зеркалки обеспечивают 92-97% обзора, а профессиональные все 100 %. Конструкция зеркального видоискателя сложная и тяжелая, поэтому многие современные фотографы отдают предпочтение камерам с электронным видоискателем в силу легкости данной конструкции.

Рамочный видоискатель

Рамочный видоискатель построен по принципу диоптра и состоит из двух неподвижных рамок – глазного и предметного диоптра. Глядя через глазную рамку на объект сквозь предметную рамку, фотограф видел границы кадра. Визир использовался на фотоаппаратах, предназначенных для спортивной и репортажной съемки, так как предлагал относительно большую мобильность и простоту в использовании.

Съемный или сменный видоискатель

Съемные видоискатели могут быть подсоединены к фотоаппаратам через горячий башмак. На сегодняшний день, поддержка сменного видоискателя предусмотрена в фотоаппаратах фокусировка в которых происходит через дисплей. Чаще всего это компактные камеры высокого уровня. Раньше съемные зеркальные видоискатели крепились к видоискателям фотоаппаратов. Так называемые угловые видоискатели использовались профессионалами и помогали в съемки низкорасположенных объектов. Сегодня угловые видоискатели тоже используются, но к их помощи обращаются только студийные фотографы.

Характеристики видоискателя

Современные фотоаппараты оценивают по следующим характеристикам: охват и увеличение. Охват видоискателя – это область, указанная в процентах, которая совпадает с той, что попадает на матрицу (пленку) и отображается видоискателям. В зависимости от типа видоискателя зона охвата может быть разной. В идеале она должна составлять 100%. Увеличение видоискателя позволяет лучше фокусироваться на объекте.

Электронные видоискатели могут быть двух типов: студийные и компактные. В отличие от первого типа, представляющего собой поворотный монитор, закрепляемый на студийной стационарной телекамере, компактные видоискатели имеют окулярную конструкцию. Большинство компактных видоискателей оснащаются зеркалом, установленным под углом 45° к корпусу, которое отражает изображение кинескопа или LCD-дисплея в окуляр . Зеркальный переворот изображения компенсируется изменением полярности строчной или кадровой развёртки , в зависимости от расположения зеркала. Такая конструкция позволяет наблюдать увеличенное изображение малогабаритного экрана одним глазом и сохранилась до сегодняшнего дня, как наиболее компактный вариант размещения элементов. Окулярный тип компактного видоискателя менее информативен, поскольку позволяет рассматривать изображение только одним глазом, в отличие от студийного типа. Современные профессиональные видеокамеры для тележурналистики оснащаются обоими типами видоискателя: окулярным и откидным плоским. При этом окулярный видоискатель, как правило, чёрно-белый, и используется при съёмке с плеча. Второй служит вспомогательным цветным монитором, который более удобен при работе со штатива. Видеокамеры модульной конструкции могут оснащаться различными типами электронного визира, в зависимости от выполняемой задачи. В студийном варианте присоединяется студийный видоискатель с диагональю экрана не менее 6 дюймов , в плечевом - окулярный с экраном 1,5 дюйма . Независимо от типа во всех видоискателях профессиональных камер присутствует электронная разметка зон отображения . Кроме того, обязательной функцией является индикация пересветки, отображающая «пробитые» участки изображения в виде площадок из чёрно-белых полос, наклонённых под углом 45°.

Цифровая фотография и кинематограф

Удешевление жидкокристаллических дисплеев и их распространение в цифровых фотоаппаратах позволяют использовать аналогичный тип видоискателя, как альтернативу традиционным типам оптических визиров. Большинство современных цифровых зеркальных фотоаппаратов обладают возможностью использования ЖК-дисплея не только для контроля отснятого материала, но и для визирования. Последнее стало возможным с появлением так называемого режима Live View , когда светочувствительная матрица формирует изображение при поднятом зеркале и открытом затворе . Возможность отказа от громоздкого оптического видоискателя привела к появлению целого класса компактных беззеркальных цифровых фотокамер со сменными объективами и псевдозеркальных цифровых фотоаппаратов .

В кинематографе разновидностью электронного видоискателя можно считать телевизи́р . Конечным устройством телевизира может быть не только режиссёрский монитор, но и закреплённый на киносъёмочном аппарате экран студийного типа, облегчающий визирование всей операторской группе . Подавляющее большинство цифровых кинокамер не оснащаются зеркальным обтюратором и оптическим визиром, усложняющими конструкцию. Вместо них используется электронный видоискатель, аналогичный такому же на телекамерах, но обладающий более высокой разрешающей способностью.

Достоинства и недостатки

Одним из главных достоинств электронного видоискателя считается неизменная яркость изображения, не зависящая от установленного значения диафрагмы и освещённости снимаемой сцены. В отличие от оптического сквозного визира, яркость которого падает пропорционально уменьшению относительного отверстия, электронный видоискатель всегда обеспечивает комфортное визирование, затемняясь лишь при отклонениях экспозиции . В псевдозеркальных фотоаппаратах это позволяет отказаться от сложного механизма прыгающей диафрагмы и её репетира , поскольку наблюдаемое изображение имеет достаточную яркость при рабочем значении апертуры.

Ещё одно важнейшее достоинство - возможность дистанционного визирования. Современные профессиональные фотоаппараты позволяют в режиме Live View выводить изображение не только на встроенный дисплей, но и на монитор внешнего компьютера , подключенного к камере . Видеокамеры и кинокамеры с телевизиром за счёт возможности кадрирования по монитору, позволяют вести съёмку из труднодоступных мест без непосредственного присутствия человека. Панорамные головки некоторых современных операторских кранов и тележек управляются дистанционно оператором, наблюдающим изображение на внешнем мониторе электронного видоискателя.

Наличие электронного видоискателя в большинстве цифровых фотоаппаратов делает возможным точное определение экспозиции без экспонометра на основе пробной съёмки и просмотра готового изображения. Возможность просмотра гистограммы повышает точность передачи полутонов, недостижимую ни одним из способов измерения. В видеокамерах и беззеркальных фотоаппаратах точная корректировка экспозиционных параметров возможна непосредственно в момент съёмки.

К недостаткам электронного визира можно отнести необходимость постоянного электропитания, ненужного оптическим видоискателям. Кроме того, полноценное визирование требует высокой разрешающей способности экрана и качественной цветопередачи, удорожая конструкцию. Изменение свойств ЖК-экрана при низких температурах затрудняет съёмку на морозе.

В фотоаппаратуре использование электронного видоискателя увеличивает лаг затвора , поскольку вначале последний должен закрыться из положения визирования, и только затем произвести экспозицию. В зеркальных фотоаппаратах при работе в режиме Live View временна́я задержка иногда превышает такую же, получаемую за счёт подвижного зеркала.

См. также

Напишите отзыв о статье "Электронный видоискатель"

Примечания

Литература

  • Юрий Михайловский (рус.) // «MediaVision»: журнал. - 2010. - № 4 . - С. 56-71 .
  • Михаил Львов (рус.) // «MediaVision»: журнал. - 2014. - № 10/50 . - С. 71-80 .
  • . - Canon Inc., 2009. - С. 125-140. - 274 с.

Отрывок, характеризующий Электронный видоискатель

– Живут. Но уже не здесь, – ответила я. – Вы чувствуете всё так же, как раньше, но это уже другой, не ваш привычный мир. Ваша жена ещё находится там, так же, как и я. Но вы уже перешли «границу» и теперь вы на другой стороне, – не зная, как точнее объяснить, пыталась «достучаться» до него я.
– А она тоже когда-нибудь к нам придёт? – вдруг спросила девчушка.
– Когда-нибудь, да, – ответила я.
– Ну, тогда я её подожду – уверенно заявила довольная малышка. – И мы опять будем все вместе, правда, папа? Ты же хочешь чтобы мама опять была с нами, правда ведь?..
Её огромные серые глаза сияли, как звёздочки, в надежде, что её любимая мама в один прекрасный день тоже будет здесь, в её новом мире, даже не понимая, что этот ЕЁ теперешний мир для мамы будет не более и не менее, как просто смерть...
И, как оказалось, долго малышке ждать не пришлось... Её любимая мама появилась опять... Она была очень печальной и чуточку растерянной, но держалась намного лучше, чем до дикости перепуганный отец, который сейчас уже, к моей искренней радости, понемножку приходил в себя.
Интересно то, что за время моего общение с таким огромным количеством сущностей умерших, я почти с уверенностью могла бы сказать, что женщины принимали «шок смерти» намного увереннее и спокойнее, чем это делали мужчины. Я тогда ещё не могла понять причины этого любопытного наблюдения, но точно знала, что это именно так. Возможно, они глубже и тяжелее переносили боль вины за оставленных ими в «живом» мире детей, или за ту боль, которую их смерть приносила родным и близким. Но именно страх смерти у большинства из них (в отличии от мужчин) почти что начисто отсутствовал. Могло ли это в какой-то мере объясняться тем, что они сами дарили самое ценное, что имелось на нашей земле – человеческую жизнь? Ответа на этот вопрос тогда ещё у меня, к сожалению, не было...
– Мамочка, мама! А они говорили, что ты ещё долго не придёшь! А ты уже здесь!!! Я же знала, что ты нас не оставишь! – верещала маленькая Катя, задыхаясь от восторга. – Теперь мы опять все вместе и теперь будет всё хорошо!
И как же грустно было наблюдать, как вся эта милая дружная семья старалась уберечь свою маленькую дочь и сестру от сознания того, что это совсем не так уж и хорошо, что они опять все вместе, и что ни у одного из них, к сожалению, уже не осталось ни малейшего шанса на свою оставшуюся непрожитую жизнь... И что каждый из них искренне предпочёл бы, чтобы хоть кто-то из их семьи остался бы в живых... А маленькая Катя всё ещё что-то невинно и счастливо лопотала, радуясь, что опять они все одна семья и опять совершенно «всё хорошо»...
Мама печально улыбалась, стараясь показать, что она тоже рада и счастлива... а душа её, как раненная птица, криком кричала о её несчастных, так мало проживших малышах...
Вдруг она как бы «отделила» своего мужа и себя от детей какой-то прозрачной «стеной» и, смотря прямо на него, нежно коснулась его щеки.
– Валерий, пожалуйста, посмотри на меня – тихо проговорила женщина. – Что же мы будем делать?.. Это ведь смерть, правда, же?
Он поднял на неё свои большие серые глаза, в которых плескалась такая смертельная тоска, что теперь уже мне вместо него захотелось по-волчьи завыть, потому что принимать всё это в душу было почти невозможно...
– Как же могло произойти такое?.. За что же им-то?!.. – опять спросила Валерия жена. – Что же нам теперь делать, скажи?
Но он ничего не мог ей ответить, ни, тем более, что-то предложить. Он просто был мёртв, и о том, что бывает «после», к сожалению, ничего не знал, так же, как и все остальные люди, жившие в то «тёмное» время, когда всем и каждому тяжелейшим «молотом лжи» буквально вбивалось в голову, что «после» уже ничего больше нет и, что человеческая жизнь кончается в этот скорбный и страшный момент физической смерти...
– Папа, мама, и куда мы теперь пойдём? – жизнерадостно спросила девчушка. Казалось, теперь, когда все были в сборе, она была опять полностью счастлива и готова была продолжать свою жизнь даже в таком незнакомом для неё существовании.
– Ой, мамочка, а моя ручка прошла через скамейку!!! А как же теперь мне сесть?.. – удивилась малышка.
Но не успела мама ответить, как вдруг прямо над ними воздух засверкал всеми цветами радуги и начал сгущаться, превращаясь в изумительной красоты голубой канал, очень похожий на тот, который я видела во время моего неудачного «купания» в нашей реке. Канал сверкал и переливался тысячами звёздочек и всё плотнее и плотнее окутывал остолбеневшую семью.
– Я не знаю кто ты, девочка, но ты что-то знаешь об этом – неожиданно обратилась ко мне мать. – Скажи, мы должны туда идти?
– Боюсь, что да, – как можно спокойнее ответила я. – Это ваш новый мир, в котором вы будете жить. И он очень красивый. Он понравится вам.
Мне было чуточку грустно, что они уходят так скоро, но я понимала, что так будет лучше, и, что они не успеют даже по настоящему пожалеть о потерянном, так как им сразу же придётся принимать свой новый мир и свою новую жизнь...
– Ой, мамочка, мама, как красиво!!! Почти, как Новый Год!.. Видас, Видас, правда красиво?! – счастливо лепетала малышка. – Ну, пойдём-те же, пойдёмте, чего же вы ждёте!
Мама грустно мне улыбнулась и ласково сказала:
– Прощай, девочка. Кто бы ты ни была – счастья тебе в этом мире...
И, обняв своих малышей, повернулась к светящемуся каналу. Все они, кроме маленькой Кати, были очень грустными и явно сильно волновались. Им приходилось оставлять всё, что было так привычно и так хорошо знакомо, и «идти» неизвестно куда. И, к сожалению, никакого выбора у них в данной ситуации не было...
Вдруг в середине светящегося канала уплотнилась светящаяся женская фигура и начала плавно приближаться к сбившемуся «в кучку» ошарашенному семейству.
– Алиса?.. – неуверенно произнесла мать, пристально всматриваясь в новую гостью.
Сущность улыбаясь протянула руки к женщине, как бы приглашая в свои объятия.
– Алиса, это правда ты?!..
– Вот мы и встретились, родная, – произнесло светящее существо. – Неужели вы все?.. Ох, как жаль!.. Рано им пока... Как жаль...
– Мамочка, мама, кто это? – шёпотом спросила ошарашенная ма-лышка. – Какая она красивая!.. Кто это, мама?
– Это твоя тётя, милая, – ласково ответила мать.
– Тётя?! Ой как хорошо – новая тётя!!! А она кто? – не унималась любопытная девчушка.
– Она моя сестра, Алиса. Ты её никогда не видела. Она ушла в этот «другой» мир когда тебя ещё не было.
– Ну, тогда это было очень давно, – уверенно констатировала «неоспоримый факт» маленькая Катя...
Светящаяся «тётя» грустно улыбалась, наблюдая свою жизнерадостную и ничего плохого в этой новой жизненной ситуации не подозревавшую маленькую племянницу. А та себе весело подпрыгивала на одной ножке, пробуя своё необычное «новое тело» и, оставшись им совершенно довольной, вопросительно уставилась на взрослых, ожидая, когда же они наконец-то пойдут в тот необыкновенный светящийся их «новый мир»... Она казалась опять совершенно счастливой, так как вся её семья была здесь, что означало – у них «всё прекрасно» и не надо ни о чём больше волноваться... Её крошечный детский мирок был опять привычно защищён любимыми ею людьми и она больше не должна была думать о том, что же с ними такое сегодня случилось и просто ждала, что там будет дальше.
Алиса очень внимательно на меня посмотрела и ласково произнесла:
– А тебе ещё рано, девочка, у тебя ещё долгий путь впереди...
Светящийся голубой канал всё ещё сверкал и переливался, но мне вдруг показалось, что свечение стало слабее, и как бы отвечая на мою мысль, «тётя» произнесла:
– Нам уже пора, родные мои. Этот мир вам уже больше не нужен...
Она приняла их всех в свои объятия (чему я на мгновение удивилась, так как она как бы вдруг стала больше) и светящийся канал исчез вместе с милой девочкой Катей и всей её чудесной семьёй... Стало пусто и грустно, как будто я опять потеряла кого-то близкого, как это случалось почти всегда после новой встречи с «уходящими»...

И т.д. Я долгое время снимал на зеркальные камеры с ОВИ (оптический видоискатель) , и после них мне было очень неудобно пользоваться ЭВИ, но со временем я ощутил все его прелести и в корне поменял свое мнение.

В сети я часто вижу фразы по типу «Раз попробовал ЭВИ — понял, что это не мое». Такие слова можно сказать и про меня, но, к счастью, жизнь заставила меня пообщаться с ЭВИ более плотно и прийти к другим выводам.

Обратите внимание, что ОВИ бывают двух типов — для зеркальных камер и для дальномерных (беззеркальных) камер. Устройство ОВИ для этих двух разных типов камер кардинально отличается. В данной статье под ОВИ я подразумеваю видоискатель именно для зеркальных камер.

ЭВИ, потребление энергии и включение

Одним из самых сильных недостатков ЭВИ считается энергозависимость. Чтобы видеть то, что хочется снять, в случае с ЭВИ, фотоаппарат обязательно должен быть включен. При этом матрица фотоаппарата будет включена, будет работать процессор и сенсор ЭВИ. Все это потребляет энергию, а еще хуже всего то, что на включение сенсора, процессора и прочего ‘железа’ тратится время. В итоге присутствует огромный лаг между включением камеры и выводом изображения.

Потребление электроенергии можно вылечить более емкими, или запасными аккумуляторами – для меня это не большая проблема. Но вот лаги ЭВИ при включении, выключении, выходе фотоаппарата из спящего режима, активации сенсора после того, как он был отключен во время просмотра снятого материала и прочее действуют на нервы. Лаг при включении ЭВИ – самый большой недостаток , который я выделяю в ЭВИ.

Данный недостаток можно легко решить — например, всегда держать сенсоры включенными, либо просто сделать лаги очень короткими. Считаю, что в будущем не будет никаких проблем с энергопотреблением и лагами при включении\переключении фотоаппарата, оснащенного ЭВИ.

На самом ли деле в ЭВИ виден готовый результат?

Сильным достоинством ЭВИ является возможность видеть готовый результат перед спуском затвора. Но здесь есть свои оговорки. Наблюдаемое изображение формируется достаточно маленьким сенсором на 1-2 Мегапикселя, что не передает весь объем данных, получаемый с матрицы фотоаппарата. В данном случае ОВИ более информативный, матовый экран которого, фактически, имеет очень большое разрешение. Также, процессор фотоаппарата не в состоянии сразу применять все улучшающие надстройки для изображения, такие как контроль динамического диапазона, цветности, шумоподавления, дисторсии и . В итоге изображение после спуска затвора все же может немного отличаться от того, которое я наблюдаю в ЭВИ.

В камере Sony a7 очень сильно заметно, что изображение еще дорабатывается после спуска затвора. Часто бывает, что после спуска затвора камера показывает снятый снимок, проходит 1-2 секунды и снимок меняет свой вид – проходит дополнительная обработка, которая не могла быть получена сразу.

Мне очень нравится, что при работе с ЭВИ готовый снимок (полученный после спуска затвора) можно просматривать сразу, не отрывая глаз от глазка камеры. В случае с ОВИ нужно забирать камеру от глаза и смотреть на основной дисплей, чтобы увидеть полученное изображение. Получается, что с ЭВИ тратится куда меньше времени на контроль за снятым материалом.

Что касается небольших отличий от наблюдаемого в ЭВИ изображения и финального кадра (после спуска затвора), то это всего лишь ограничение процессора, которое в будущем может быть легко вылечено. Да и многие камеры уже полностью отображают в ЭВИ непосредственно тот кадр, который будет после спуска затвора – с включенными всеми дополнительными донастройками качества изображения.

ЭВИ в студии

Обычно визирование через ЭВИ дает возможность наблюдать ту картинку, которая будет в момент съемки, но это может быть не всегда удобно, а порой и противопоказано. В первую очередь это касается съемки в студии с использованием импульсного света. Суть в том, что в студии все кадры обычно снимаются с ручными настройками . Например, в студии чаще всего используется ». Допустим я установил ISO 100, F/4.0 и 1/125 сек. При таких настройках ЭВИ камеры будет отображать черный прямоугольник, так как пилотного света может быть очень мало (в момент съемки будут использованы импульсные вспышки). Наводиться на резкость и компоновать кадр в таких условиях практически невозможно. Чтобы побороть такое неудобство, на камерах с ЭВИ есть функция, которая отключает «отображение картинки с фактическими параметрами» и включает «симуляцию отображения». В режиме симуляции камера не использует заданные пользователем параметры , а подбирает свои оптимальные, при которых в ЭВИ получается внятное изображение, по которому можно навестись на резкость и скомпоновать кадр. Если включить симуляцию, то в таком случае будет возможно очень удобно визировать в студии.

В меню камеры Sony a7 функция, которая отвечает за режим отображения, называется ‘Отображ. Live View’ (Установка необходимости отображения настроек, таких как коррекция , на экране дисплея). Данная функция может принимать только два значения «Отобр. Парам. ВКЛ» и «Отобр. Парам. Выкл».

Когда я первый раз попал в студию с беззеркальной камерой, использующую ЭВИ, я не знал про возможность симуляции и мне было очень тяжко снимать.

Само-собой, симуляция отображения может быть полезна и для других типов съемки, например, для съемки с очень длинными выдержками.

Инертность ЭВИ

ЭВИ страдает инертностью – при перекомпоновке кадра отображение изменений может происходит с задержкой, а также ЭВИ может медленно перестраиваться при сильном изменении снимаемой сцены. Например, если я снимал в тени деревьев, и резко направив камеру в сторону яркой улицы, то в ЭВИ вместо ожидаемого вида улицы я на мгновение получу белое засвеченное пятно, которое со временем нормализуется и примет ожидаемый вид.

При резком изменении освещения Sony a7 теряет сознание и в течении нескольких секунд настраивается на правильную экспозицию.

Скорее всего этот недостаток можно устранить и в будущем камеры с ЭВИ будут лишены этого недостатка.

Пикселизация

Говорят, что одна из основных проблем ЭВИ – это пикселизация изображения. Возможно это проблема была много лет назад, когда датчики для отображения изображения в ЭВИ имели низкое разрешение. С камерами, которые я указал в начале статьи, я не наблюдал, либо не замечал пикселей дисплея ЭВИ.

Если некоторые ЭВИ и имеют такой недостаток, то со временем количество пикселей на сенсорах ЭВИ будет увеличено и все забудут про эту проблему.

Чувство света

Сенсор ЭВИ имеет постоянную, либо варьируемую в определенных пределах яркость. С одной стороны – это большое достижение по сравнению с ОВИ. В ОВИ яркость непосредственно зависит от максимальной светосилы объектива и освещенности снимаемой сцены. Но постоянная яркость может сыграть злую шутку с глазами фотографа. Я не раз сталкивался при съемке на ярком свете, что визируя через ЭВИ мой глаз настраивается на определенную интенсивность света, и как только я отводил камеру от лица и смотрел на происходящее без ЭВИ, моим глаза требовалось время для того чтобы перестроиться на другую освещенность. То же самое происходит когда на ярком солнце подносишь камеру к лицу, при этом в ЭВИ некоторое время ничего не видно, пока глаза не проведут аккомодацию.

Думаю, что и этот недостаток ЭВИ можно решить более яркими сенсорами, а также датчиками освещенности (на подобие тех, которые стоят в современных смартфонах и автоматически подстраивают яркость дисплея в зависимости от освещенности).

Видоискатель связан с системой фокусировки

Говоря про ЭВИ и ОВИ нужно сразу же понимать, что технология отображения будущего кадра непосредственно связана с системой фокусировки. Для ОВИ разработаны очень быстрые и достаточно точные системы фазовой фокусировки, которые базируются на отдельных датчиках. Для ЭВИ фазовые или другие датчики фокусировки следует размещать непосредственно на матрице фотоаппарата (SLT-камеры не в счет, так как там есть зеркало). Пока что бытует мнение, что фокусировка на беззеркальных камерах с ЭВИ заметно хуже, чем на зеркальных камерах с ОВИ. Но на самом деле беззеркальным камерам с ЭВИ нужно только чуть-чуть подтянуть и доработать свою систему фокусировки, а некоторые камеры с ЭВИ фокусируются и так очень хорошо. Отдельно стоят камеры SLT, которые также используют ЭВИ, но при этом и имеют неподвижное зеркало и фазовые модули фокусировки, свойственные камерам с ОВИ.

Выводы по ЭВИ и ОВИ

Достоинства ОВИ

  • ОВИ энергонезависим , работает даже при выключенном фотоаппарате. Правда, современные ОВИ в некоторых камерах имеют свои ограничения, которые в первую очередь связаны с прозрачным LCD дисплеем для вывода вспомогательной информации. Детально этот вопрос у меня рассмотрен .
  • Отсутствие инертности, мгновенное визирование снимаемой сцены . Очень важно для репортажной фотосъемки.
  • Высокая разрешающая способность матового экрана с возможностью его замены.
  • Яркость ОВИ автоматически меняется в зависимости от снимаемой сцены.
  • Многим пользователям субьективно больше нравится не оцифрованное изображение с ОВИ, чем цифровое изображение при визировании через ЭВИ.

Недостатки ОВИ

  • Дороговизна в производстве и сложность конструкции . Для ОВИ нужно очень большое количество механизмов, которые могут выходить из строя (проверено не раз на личном опыте). В первую очередь для ОВИ нужны дорогие стеклянные , механика управления зеркалами (), отдельный и отдельный . При удешевлении производства, например, при замене пентапризмы на пентазеркало падает качество отображения. К тому же все эти механизмы нужно очень точно калибровать.
  • Простые ОВИ имеют 90-98% покрытия кадра, оставшиеся проценты по краям изображения не видны. В дорогих моделях процент покрытия кадра достигает 100%, но и стоимость создания таких ОВИ повышается. Детали поэтому поводу найдете .
  • Шум при работе . Во время спуска затвора часть создается непосредственно движением зеркал и механизмами их контроля.
  • Движение зеркала создает лишнюю шевеленку , что может сказаться на смазе изображения.
  • Ограничение зоны покрытия точками фокусировки из-за уменьшенного , отвечающего за фокусировку.
  • Искажение в отображении изображения . В первую очередь ОВИ неправильно отображает вид зоны нерезкости, при просмотре через ОВИ отображается и вовсе не так, как будет выглядеть после спуска затвора. Также, при работе в контровом свете итоговый снимок может иметь световые артефакты (переотражения, блики и т.д.) которых не видно в ОВИ.
  • Матовый экран ОВИ, зеркало и матрица может загрязняться, что снижает уровень комфорта во время съемки. В ЭВИ загрязняется только матрица.
  • Через ОВИ нельзя снимать видео. На камерах, оснащенных ОВИ, для видеосъемки следует использовать основной дисплей с функцией Live View.
  • ОВИ имеет определенное время затемнения , когда зеркало находится в поднятом состоянии. В таком положении также останавливается фокусировка и замер . В некоторых камерах с ЭВИ можно визировать постоянно, даже когда снимаешь серией, а также фокусировка может работать постоянно, но для этого нужно дополнительно использовать электронный затвор (не все камеры с ЭВИ имеют электронный затвор).
  • ОВИ может страдать засветками , которые влияют на замер и\или засвечивать снимок на длительных выдержках (данный недостаток лечится специальной шторкой окуляра, более детально этот вопрос у меня рассмотрен ). А вот ЭВИ полностью лишен засветок.
  • ОВИ требует использование ретрофокусных широкоугольных объективов (из-за наличия зеркала удлиняется рабочий отрезок).
  • ОВИ порой делает , который может нервировать.

Достоинства ЭВИ

  • При визировании ЭВИ сразу отображает то изображение , которое будет получено после спуска затвора (с некоторыми оговорками, описанными в этой статье). Также, в ЭВИ удобно видеть вносимые в реальном времени настройки изображения и подбирать оптимальный вариант.
  • Вывод очень большого количества вспомогательной информации . В первую очередь это помогает использовать ряд очень полезных функций, например: фокус-пикинг, живая , функция-«зебры», электронный уровень и много других. Также ЭВИ позволяет выполнять мгновенное увеличение выбранной части в реальном времени.
  • ЭВИ позволяет просматривать только что полученную фотографию не отрывая глаз от окуляра . Позволяет более оперативно контролировать качество снятого материала.
  • Позволяет копаться во всех настройках фотоаппарата не отрывая глаз от окуляра ЭВИ. В случае с ОВИ, для доступа ко всем настройкам, следует убрать камеру от глаза и включить основной дисплей.
  • Постоянная, или автоматически подстраиваемая яркость при любых значениях , и снимаемой сцены. Яркость ЭВИ не падает при закрытии , например, для просмотра ГРИП.
  • Простота конструкции (в отличии от ОВИ не требует механических зеркал, матового дисплея, пентапризмы, дополнительного датчика фокусировки и кучи обслуживающих устройств). Также, такая конструкция позволяет делать фотоаппараты более компактными и легкими.
  • ЭВИ работает беззвучно (в отличии от хлопанья зеркалами), а также не создает лишней шевеленки от движения зеркалом.
  • ЭВИ имеет больший потенциал к расширению области кадра, отвечающей за фокусировку. Теоретически вся область кадра может отвечать (или уже отвечает в случае с фокусировкой по контрасту) за фокусировку.
  • Большой (по факту 100%) процент покрытия кадра. В ОВИ не так легко добиться 100% охвата кадра.
  • Возможность одновременно визировать через ЭВИ и подключать параллельно другие устройства для вывода изображения. Например, к камере с ЭВИ можно подключить монитор, через который другие участники съемки будут видеть то, что снимает фотограф, при этом никак ему не мешая.
  • Из предыдущего выплывает, что ЭВИ позволяет снимать видео.
  • Время затемнения при спуске затвора может отсутствовать при использовании электронного затвора.

Недостатки ЭВИ

  • Недостаточная яркость. В солнечный день постоянно кажется, что изображение в ЭВИ слишком темное (в будущем недостаток может быть исправлен)
  • Невысокая разрешающая способность сенсора, формирующего изображения для отображения в ЭВИ. Сюда же можно добавить некачественные сенсоры, которые при визировании создают разные неприятные визуальные артефакты (в будущем эти недостатки могут быть исправлены).
  • Энергозависимость (теоретически не может быть исправлена, но в будущем может быть улучшена использованием сенсоров с меньшим энергопотреблением и более емкими аккумуляторами)
  • Инертность , запаздывание вывода изображения (в будущем может быть исправлена)
  • Лаги при включении или при низких температурах (в будущем могут быть исправлены)
  • Нагревание матрицы , что в первую очередь может негативно отобразиться на уровне шума (в будущем может быть исправлено)
  • Сложность работы при плохом освещении , связанная с тормозами отображения картинки и\или отображении слишком темного изображения (в будущем может быть исправлена)
  • В ЭВИ намного сильней заметны артефакты от грязной матрицы, это понижает комфорт во время съемки (в будущем может быть исправлена улучшенной системой чистки матрицы)
  • Длительный процесс привыкания к ЭВИ после ОВИ и субъективное недолюбливание этой технологии из-за оцифровывания изображения, полученного с объектива.

Могу подытожить, что технологии ЭВИ есть куда развиваться, ее недостатки со временем могут быть доработаны лучшими аппаратными и программными решениями. Технология ОВИ дошла же до своего логического конца и не имеет серьезных возможностей своего улучшения. В лучшем случае ОВИ будет двигаться в сторону гибридного ОВИ. Тем не менее, нужно понимать, что ОВИ очень древняя, обкатанная технология, которая будет радовать еще не одно поколение фотографов.

Обратите внимание, что на Радоживе комментарии не требуют никакой, вообще никакой регистрации, комментарий может добавить любой читатель. Я буду очень рад , если в комментариях Вы выскажете свое мнение, опишите свой опыт или дополните материал полезной информацией. Для подбора фототехники я рекомендую воспользоваться полезными ссылками на большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog или Magazilla . Много мелочей для фото можно найти на

Служащее для определения границ изображения (кадра) снимаемого объекта. Другими словами видоискатель позволяет определить объект съемки в рамке границ кадра. Именно в рамке видоискателя фотограф создает композицию кадра.

Самые простые видоискатели - это просто прямоугольное отверстие в корпусе фотоаппарата, прикрытое стеклом (смотри рисунок ниже). Однако, современный видоискатель, кроме оптики, включает информационный дисплей с информацией о данных съемки, точками фокусировки и другими настройками.

Простой видоискатель

Современный видоискатель с точками фокусировки

Современный видоискатель выполняет две функции - выбор кадра и наводку на резкость, то есть определение дистанции до объекта. Но все же первичной задачей является выбор кадра, именно глядя в видоискатель, фотограф определяет, что именно будет на фотографии.

Различают несколько основных видов видоискателей, а именно телескопический, оптический и зеркальный видоискатели. Рассмотрим каждый подробнее.

Телескопический видоискатель - это так называемый тубус, с двумя линзами. Передняя линза отвечает за фокусировку изображения на поверхности задней линзы, а задняя линза, собственно, переворачивает это изображение. Если бы в видоискателе не было задней-переворачивающей линзы, то мы наблюдали бы перевернутое вверх ногами и справа налево изображение.

Оптический видоискатель - состоит из окуляра и второго объектива. Этот тип видоискателя применяется для двухобъективных камер. Второй объектив сопряжен с основным объективом камеры. При съемке с близкого расстояния изображение, видимое в видоискатель, не совпадает с изображением, которое видит объектив. Это несовпадение называется параллаксом. Ниже на рисунке наглядно показано явление параллакса.

Тоже самое и в компактных цифровых фотокамерах есть обычно два видоискателя. Один – это ЖК-дисплей, на котором просматриваются отснятые снимки, а второй – это как правило сквозное отверстие в корпусе фотоаппарата, в котором используется сложная система усиления, изменяющая масштаб изображения синхронно с линзой (при зумировании). Такой видоискатель удобен при ярком освещении, недостатком является лишь то, что вы смотрите в этот объектив под иным углом зрения, чем ЖК-дисплей.

В итоге создается как бы ощущение скачка. Это как если бы вы смотрели на предмет сначала одним глазом, а потом другим. Как видно явление параллакса это слабость всех фотокамер, как пленочных, так и цифровых.

В зеркальной фотокамере объектив всего один, а потому зеркальный видоискатель устроен сложней. Но он решает многие проблемы, в том числе и проблему параллакса. В зеркально видоискателе между объективом и фокальной плоскостью камеры (напомним, что фокальная плоскость - это поверхность светочувствительной матрицы) располагается отклоняющее зеркало. Отраженные зеркалом световые лучи попадают на пентапризму зеркальной фотокамеры, на расположенное под ней матовое стекло и после многократного преломления фокусируются на линзе окуляра видоискателя уже в обращенном виде.

1 - Пентапризма, 2 – Окуляр, 3 - Объектив, 4 – Поворотное зеркало.

В момент нажатия на кнопку спуска затвора и его срабатывания, который расположен за отклоняющим зеркалом, прямо перед поверхностью фотопленки, зеркало поднимается. В окуляре видоискателя в этот момент ничего не видно, но это длится всего лишь доли секунды, потом зеркало возвращается на место.

Вот и все, что необходимо знать о назначении видоискателей в фотокамерах.