Ту 95 максимальная высота. Применение в последнее время. История разработки самолёта

История создания

Опытный образец «95-2» совершил свой первый полёт 16 февраля 1955 года (экипаж лётчика-испытателя М. А. Нюхтикова). Лётные испытания продолжались вплоть до 20 января 1956 года . За этот неполный год «95-2» совершил 68 испытательных полётов (общий налёт - 168 часов).

Передача вращающего момента на соосные винты самолёта обеспечивается уникальным дифференциальным однорядным редуктором , к созданию которого непосредственно приложил руку сам Н. Д. Кузнецов . При проектировании и производстве этого редуктора был использован ряд уникальных технических решений, позднее нашедших широкое применение в других типах авиационных двигателей.

Соосные винты с переменным шагом (АВ-60К), установленные на Ту-95, имеют диаметр 5,6 метров и были разработаны в ОКБ-150 (позднее, Ступинское КБ машиностроения, сейчас - НПП «Аэросила»). Руководитель ОКБ-150, К. И. Жданов, получил в 1957 году за их разработку Ленинскую премию . Противообледенительная система винтов - электротепловая переменного тока 115 В, крыла - электротепловая постоянного тока 27 В.

Самолёт имеет систему автоматического запуска двигателей. Горючее располагается в 11 крыльевых кессонных и фюзеляжных мягких топливных баках.

Применение на Ту-95 экономичных ТВД и винтовой установки с КПД 82 % позволило добиться достаточно высоких показателей дальности полёта, несмотря на относительно низкое аэродинамическое качество самолёта.

Вооружение

Бомбовая нагрузка самолётов Ту-95 может достигать 12 000 кг. В фюзеляжном бомбовом отсеке допускается размещение свободнопадающих (в том числе ядерных) авиационных бомб калибром до 9 000 кг.

Ту-95КД и Ту-95-20 вооружались крылатыми ракетами Х-20 с ядерной боевой частью, предназначенными для поражения радиоконтрастных целей на дистанциях 300-600 км.

Ту-95В (существовал в единственном экземпляре) был переоборудован для использования в качестве средства доставки мощнейшей в мире термоядерной бомбы . Вес этой бомбы составлял 26,5 тонны, а мощность в тротиловом эквиваленте - 50 мегатонн. После испытания царь-бомбы 30 октября 1961 года этот самолёт больше по назначению не использовался.

Ту-95МС , составляющий костяк стратегической авиации России, является носителем крылатых ракет Х-55 . В модификации Ту-95МС6 в бомбовом отсеке на многопозиционной пусковой установке барабанного типа размещается шесть таких ракет. В модификации Ту-95МС16 в дополнение к внутрифюзеляжной пусковой установке, предусмотрена подвеска ещё десяти ракет Х-55 на четырёх подкрыльевых держателях.

Оборонительное вооружение самолётов Ту-95 состоит из 23-мм авиационных пушек. На разных модификациях самолёта их число варьирует от шести спаренных пушек АМ-23 в трёх оборонительных установках (верхний, нижний и кормовой фонари) до двух пушек ГШ-23 в кормовой части.

Модификации

  • «95-1 » - опытный образец с ТВД 2ТВ-2Ф (1952 год);
  • «95-2 » - опытный образец с ТВД ТВ-12 (1955 год);
  • Ту-95 (изд. «В», Bear-A по классификации НАТО) - серийная модификация стратегического бомбардировщика с бомбовым вооружением, построенная на базе второго опытного самолёта «95/1» (1955 год);
  • Ту-95 заказ 244 - серийный Ту-95М с увеличенным запасом топлива;
  • Ту-95A (Bear-A ) - стратегический бомбардировщик - носитель ядерного оружия со специальной окраской, системой обогрева и термоизоляцией бомбового отсека, светозащитными шторками для экипажа (1956 год);
  • Ту-95К (изделие «ВК», Bear-B ) - бомбардировщик-носитель сверхзвуковых крылатых ракет Х-20, входящих в комплекс К-20 (1956 год);
  • Ту-95У - (изделие «ВУ») учебная модификация самолёта Ту-95 и Ту-95М;
  • Ту-95КУ - (изделие «ВКУ») учебная модификация самолёта Ту-95К, использовавшаяся для обучения экипажей применению комплекса К-20 с крылатыми ракетами Х-20 (1956 год);
  • Ту-96 - опытный образец высотного стратегического бомбардировщика; модификация Ту-95 с дополнительными высотными турбовинтовыми двигателями ТВ-16 и увеличенной площадью крыла. Заводские испытания самолёта проводились с невысотными двигателями ТВ-12 в 1955-1956.
  • Ту-95Н - (заказ 236) самолёт-носитель стратегического подвесного бомбардировщика РС разработки КБ П. В. Цибина (1956 год);
  • Ту-116 - серийный бомбардировщик Ту-95, переоборудованный в дальний пассажирский самолёт, использовавшийся для литерных рейсов (1956 год);
  • Ту-95М - (изделие «ВМ»)серийная модификация стратегического бомбардировщика с двигателями НК-12М, построено 19 машин (1957 год);
  • Ту-95М-5 - опытная машина - носитель КР КСР-5
  • Ту-95В - (заказ 242) переоборудованный серийный Ту-95, предназначенный для испытаний сверхмощной (50-100 Мт) термоядерной бомбы (1959 год);
  • Ту-95КД - (изд. «ВКД») модификация модели Ту-95К - бомбардировщика-носителя крылатых ракет Х-20 - дополнительно оборудованная системой дозаправки в воздухе (1961 год);
  • Ту-95РЦ (изделие «ВЦ», Bear-D ) - разведчик-целеуказатель для нужд ВМФ, построено 53 машины (1962 год);
  • Ту-95МР (излелие «ВР», Bear-E ) - стратегический разведчик, построено 4 машины (1964 год);
  • Ту-95КМ (изделие «ВКМ», Bear-C )- модернизированный и перевооружённый на КР Х-20М вариант бомбардировщика Ту-95КД с обновлённым БРЭО (1968 год);
  • Ту-95К-22 (изделие «ВК-22») - модификация серийных Ту-95КМ в носители КР Х-22 , ракетный комплекс К-95-22;
  • Ту-95МС (изделие «ВП-021», Ту-95МС6 , Ту-95МС16 ), по классификации НАТО Bear-H - самолёты-носители крылатых ракет Х-55 (1979 год и позже). Создан на базе Ту-142 МК;
  • Ту-95МА - опытный образец для испытания перспективных ракет на базе Ту-95МС;
  • Ту-95М-55 - переделанный из Ту-95М-5 в летающую лабораторию по доводке комплекса Ту-95МС с ракетами Х-55.
  • Ту-95ЛАЛ (заказ 247) - переделанный из Ту-95М в летающую лабораторию по программе создания самолёта с ядерной силовой установкой. На самолёте отрабатывалась биологическая защита экипажа от радиации;
  • Ту-119 (проект) - летающая лаборатория, самолёт с двумя экспериментальными ядерными силовыми установками НК-14А и двумя штатными НК-12М, в рамках создания противолодочного самолёта с ЯСУ (1974 год). См. также: Атомолёт ;

Один самолёт Ту-95КМ был переделан в носитель экспериментального прототипа 105.11 проекта авиационно-космической системы «Спираль » (Всего проектировалось три опытных изделия - дозвуковое, сверхзвуковое и орбитальное. Проект закрыт в конце 80-х годов)

В результате глубокой модернизации бомбардировщика Ту-95 были также созданы следующие самолёты:

  • Ту-114 (Cleat ) - пассажирский самолёт (1960 год);
    • Ту-126 (изделие «Л», Moss ) - самолёт ДРЛО (1962 год);
  • Ту-142 (изделие «ВП», Bear-F ) - дальний противолодочный самолёт (ДПЛС), созданный на базе Ту-95РЦ (1963 год)

Именные самолёты

Именные Ту-95МС
Б/н Название Город, в честь которого назван
01 «Иркутск» Иркутск
02 «Моздок» Моздок
04 «Курган» Курган
08 «Смоленск» Смоленск
10 «Саратов» Саратов
11 «Воркута» Воркута
12 «Москва» Москва
15 «Калуга» Калуга
16 «Великий Новгород» Великий Новгород
19 «Красноярск» Красноярск
20 «Дубна» Дубна
21 «Самара» Самара
22 «Козельск» Козельск
59 «Благовещенск» Благовещенск
? «Клин» Клин
? «Оренбург» Оренбург
? «Псков» Псков
? «Рязань» Рязань
23 «Тамбов» Тамбов
? «Тверь» Тверь

Места дислокации

Авиадивизии:

  • 43 ЦБП и ПЛС, 49 ТБАП, Дягилево
  • 73 ТБАД, затем 326 ТБАД, Украинка
  • 79 ТБАД, Семипалатинск
  • 22 гв. ТБАД, Энгельс

Полки Ту-95, по состоянию на 1991 год:

  • 43 ЦБП и ПЛС, Дягилево
  • 49 ТБАП, Дягилево, Ту-95МС, Ту-95У
  • 1006 ТБАП, Узин, Ту-95МС, Ту-95
  • 182 гв. ТБАП, Моздок, Ту-95МС
  • 1223 ТБАП, Семипалатинск, Ту-95МС, Ту-95М
  • 1226 ТБАП, Семипалатинск, Ту-95МС
  • 40 гв. ТБАП, Украинка, Ту-95К, Ту-95КМ
  • 79 гв. ТБАП, Украинка, Ту-95К, Ту-95К
  • 304 ОДРАП, Хороль , Ту-95РЦ
  • 392 ОДРАП, Кипелово , Ту-95РЦ

Эксплуатация

Освоение и эксплуатация самолёта сопровождалась значительными трудностями. Кабина была плохо приспособлена к длительным полётам. Неудобные сидения и туалет - переносной бачок со стульчаком , сухость и загрязнённость воздуха масляной пылью - все это приводило к преждевременной усталости экипажей. В модификации Ту-95МС часть недостатков была исправлена.

Особенные проблемы возникали при эксплуатация самолета в зимнее время. В маслосистему двигателей НК-12 заливается смесь из минеральных масел (МС-20 и МК-8), которая при температуре ниже 0 градусов загустевает так, что винты невозможно провернуть. Поэтому перед каждым вылетом все двигатели прогревались наземными моторными подогревателями (тепловыми пушками). При их отсутствии (например, на оперативном аэродроме) моторы укрывались теплоизолирующими чехлами и запускались каждые несколько часов - для прогрева. Значительная часть авиатоплива, таким образом, тратилась «впустую». В конце 1980-х годов промышленность стала выпускать специальное моторное масло - МН-7,5У, допускающее запуск двигателей НК-12 при морозах до −25 градусов. Сегодня производство этого масла практически свёрнуто. На части доработанных Ту-95МС в форкиле установлена вспомогательная силовая установка , позволяющая отбирать воздух на предполётный обогрев двигателей.

Замена двигателя НК-12 чрезвычайно трудоёмка по сравнению с другими типами авиационной техники, имеет массу особенностей, требует определённой квалификации персонала и специальных навыков.

На самолёте до сих пор отсутствует система катапультирования экипажа, что серьёзно затрудняет покидание падающего самолёта в случае аварии.

Служба

Несколько самолётов (отряд) постоянно находилось в состоянии боевого дежурства. Для оперативной подвески крупногабаритных ядерных боеприпасов оборудовались стоянки с траншеями - в полках боевое дежурство называли - «на яме». Первоначально на вооружении 95-х были трёхмегатонные бомбы - «изделие 37», которые впоследствии заменили более крупногабаритными двадцатимегатонными изделиями - отсюда и дежурства «на яме».

Из-за большой разницы во времени подхода американских бомбардировщиков с авиабаз НАТО в Европе и Азии к целям в СССР и советских Ту-95 со своих аэродромов до целей на территории США , в ВВС СССР начали отрабатываться методы «вывода из под удара» . Имелось в виду, рассредоточение самолётов в случае нападения на оперативные аэродромы, в том числе, и специально оборудованные снежные аэродромы в Арктике (первые исследования производились на станции «Северный полюс-2 »), и затем нанесение ответного «удара возмездия». По этой теме было выполнено достаточно много исследований и практических работ.

Также в 60-х годах выполнялись маловысотные полёты групп бомбардировщиков на «прорыв ПВО». Специально подготовленные экипажи строевых частей выполняли полёты на высоте нескольких сот метров, ниже зоны видимости РЛС того периода.

Ту-95МР (всего построено 4 самолёта) вели регулярную разведку в Атлантике, а затем и в Тихом океане, для чего самолёты перегонялись на северные и дальневосточные аэродромы СССР и на бывшие американские авиабазы во Вьетнаме (Дананг , Камрань). В дальнейшем для выполнения этих задач были сформированы два полка ВМФ на самолётах Ту-95РЦ - 392 ОДРАП в Кипелово (Вологда) и 304 ОДРАП в Хороле (Приморский край). Интенсивность разведполётов Ту-95РЦ была настолько высока, что моряки НАТО стали называть самолёт «Восточный экспресс».

После перевооружения на Ту-95МС были выполнены демонстрационные полёты - беспосадочный облёт по периметру границ территории СССР и полёт к границам США и Канады через Северный полюс. «МС-ы» поступали в 106 ТБАД и 79 ТБАД, меняя старые модификации Ту-95. Относительно свежие ракетоносцы Ту-95К и особенно Ту-95К-22 перебросили на Дальний восток, где в Амурской области (Украинка) была сформирована 73 гв. ТБАД, с составе двух полков - 40 гв. ТБАП и 79 гв. ТБАП. Целями самолётов дивизии были авианосные ударные группы (АУГ) в Тихом океане.

Самолёт Ту-95КМ № 63М52607 эксплуатировался в качестве летающей лаборатории в ГК НИИ ВВС во Владимировке, по программе испытаний орбитального ракетоплана «105.11».

По неполным данным, за время эксплуатации разбилось 25 машин типа Ту-95 разных модификаций.

На 2011 год боеспособно только 32 Ту-95МС . Несколько десятков пройдут модернизацию до версии Ту95МСМ с 2013 года, они будут способны нести ракеты Х-101, и прослужат до 2020-2025 года

Инциденты 2000-х годов

В период с 22 апреля по 3 мая 2007 года два российских самолёта Ту-95МС стали участниками инцидента, произошедшего в ходе учений британской армии «Воин Нептуна», проводившихся в заливе Клайд Северного моря близ Гебридских островов . Российские самолёты появились в районе учений (проводившихся в нейтральных водах), после чего с авиабазы Люашар в шотландском районе Файф были подняты два британских истребителя . Истребители сопровождали российские самолёты, пока те не покинули район учений. По словам представителя британских ВВС, это был первый такой случай со времён завершения холодной войны .

В августе 2007 года Ту-95МС в рамках учений пролетали вблизи базы ВМС США на острове Гуам в Тихом океане, в июле - в непосредственной близости от воздушной границы Великобритании над Северным морем , а 6 сентября британским истребителям пришлось встречать сразу восемь российских бомбардировщиков

Подобные случаи в международных водах стали довольно часто происходить после возобновления в августе регулярных вылетов стратегической авиации на воздушное патрулирование. В прессе обычно освещается каждый такой случай, а в странах НАТО подобные инциденты считают «провокациями в духе холодной войны ».

Официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак заявил, что если Ту-95 всё ещё летают, то они «находятся в хорошем рабочем состоянии», сказав, что «Я не думаю, что мы считаем это особенной угрозой, но мы за этим следим, внимательно наблюдаем и я уверен, что в Пентагоне за этим тоже следят.» .

По мнению адмирала Джеймса Виннефельда-младшего, главы Северного командования США и начальника Командования воздушно-космической обороны Северной Америки , полёты Ту-95 вблизи воздушных границ США и Канады - «это как бы иллюзия мощи там, где мощи никакой нет. Они стараются показать миру, что они мощная нация, а мы не даём им удовлетворения» .

Катастрофы

По неполным данным, в катастрофах потеряно 28 Ту-95 и Ту-142, погибло 205 человек личного состава.

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Gordon Y, Davison P, 2006; Мороз С., 1999.

, кг/м² , кг
(нормальная / максимальная)
ТТХ Ту-95 различных модификаций
95-1
(прототип)
95-2
(прототип)
Ту-95 Ту-95М Ту-95К Ту-95КМ Ту-95РЦ Ту-95МС
Технические характеристики
Экипаж 9 7
Длина , м 44,35 44,35 46,17 46,9 46,8 н/д 49,09
Размах крыла , м 49,8 50,04
Площадь крыла , м² н/д 284,9 283,7 289,9
Коэффициент удлинения крыла 8,7 н/д 8,83 8,84
Масса пустого , кг 86 300 75 100 83 100 84 300 88 000 до 90 000 н/д до 98 500
Максимальная взлётная масса , кг 156 000 167 200 172 000 182 000 182 000 182 000 182 000 185 000
Масса топлива , кг до 60 000 84 440 80 730 89 530 до 80 000 до 80 000 н/д 87 000
Силовая установка 4 × 2ТВ-2Ф 4 × НК-12 4 × НК-12 4 × НК-12М 4 × НК-12 4 × НК-12МВ 4 × НК-12МВ 4 × НК-12МП
Мощность двигателя , кВт (л.с.) 4 × 8948 (12000) 4 × 8948 (12000) 4 × 8948 (12000) 4 × 11185 (15000) 4 × 8948 (12000) 4 × 11185 (15000) 4 × 11185 (15000) 4 × 11185 (15000)
Лётные характеристики
Максимальная скорость , км/ч 945 880 890 905 860 860 910 830
Крейсерская скорость , км/ч н/д 750 750 720-750 750 750 680-770 до 700
Практическая дальность , км 15 200 13 900 12 100 13 200 12 500 до 11 000 13 460 10 500
Боевой радиус , км н/д н/д н/д н/д 6 340 6 340 н/д н/д
Практический потолок , м 13 700 12 500 11 800 11 900 11 600 11 600 10 300 548 н/д 606 642 642 642 642 638
Длина разбега , м 1580 2300 2350 2730 2380 2780 н/д 2540
Длина пробега , м 1370 н/д 1500 1500 1700 1700 н/д н/д
Вооружение
Стрелково-пушечное 3 × 2×АМ-23 2×ГШ-23
5000 / 15 000 5000 / 12 000 11 600-11 800 - 7800 / 20 800

Сравнение с аналогами

Ту-95МС B-36J-III Peacemaker B-52H Stratofortress
Внешний вид
Первый полёт 1952 год 1956 год 1946 год 1952 год
Максимальный взлётный вес, т 187,7 193 186 220
Размах крыла, м 50,05 53,14 70,1 56,39
Максимальная скорость, км/ч 925 925 672 957
Боевой радиус, км 6 500 5 600 6 415 7 210
Максимальная дальность, км 15 000 15 400 16 000 15 000
Практический потолок, м 12 000 12 500 13 300 16 765
Совокупная тяга двигателей, кгс 60 000 38 000 ? 61 600
11 340 18 000 39 000 20 650
Общий выпуск (всех модификаций) ~500 123 384 744

Достоинства

Недостатки

Общий вывод

На вооружении

Состоит на вооружении

Россия - 32 Ту-95МС (+ около 60 на хранении), по состоянию на 2012 год .

В 2013 году начнется модернизация Ту-95МС до версии Ту-95МСМ. Замене подвергнется радиоэлектронное оборудование, в то время как планер и двигатели доработкам подвергаться не будут. На бомбардировщики будет установлен новый прицельно-навигационный комплекс, который позволит использовать новые стратегические крылатые ракеты Х-101 . Также появится навигационный комплекс на базе ГЛОНАСС . Всего планируется модернизировать несколько десятков бомбардировщиков, а остальные - списать. Модернизация призвана продлить срок эксплуатации самолётов до 2025 года.

Самолет ТУ-95 - дальний бомбардировщик, находящийся на вооружении Российской Федерации. Представляет собой стратегический ракетоносец на турбовинтовой тяге. На сегодняшний день является одним их самых быстрых бомбардировщиков в мире. В американской кодификации обозначается как «Медведь». Это последний российский турбовинтовой самолет, принятый в серийное производство. В настоящий момент имеет множество модификаций.

История конструирования

Бомбардировщик-ракетоносец ТУ-95 в первоначальном виде был спроектирован Андреем Туполевым еще в 1949 году. Разработки велись на основе 85-й модели самолета. В 1950 году политическая обстановка вокруг СССР требовала немедленного стратегического усиления. Именно это стало причиной создания нового усовершенствованного ракетоносца с повышенными скоростными и маневренными характеристиками. Целью разработки было достижение максимальной дальности за минимальные сроки.

Летом 1951 года проект возглавил Н. Базенков, но очень скоро его сменил С. Егер. Именно последнего принято считать отцом «Медведя». Уже на первоначальном этапе на чертежах бомбардировщик ТУ-95 удивлял своими размерами и мощью. Для более подробного представления проекта был даже собран деревянный макет.

В октябре 1951 года ТУ-95 окончательно утвержден в производство. Разработки прототипа велись несколько месяцев. И только в сентябре 1952 года самолет был приведен на Заводские испытания не заставили себя долго ждать. Тестирование прошло успешно, поэтому уже через месяц было решено провести первый взлет на образце бомбардировщика. Испытания продолжались около года. В итоге полет на опытном симуляторе выявил несколько серьезных неполадок. Тестирование не прошел третий двигатель. Его редуктор разрушился в результате пожара уже спустя два месяца после старта испытаний. Таким образом, перед инженерами встала задача исправить допущенные ошибки, чтобы при реальном полете подобные эксцессы можно было исключить. В конце 1953 года из-за аналогичных неполадок скончалось 11 человек экипажа, включая командира.

Первый полет

Новый опытный образец бомбардировщика поступил на аэродром в феврале 1955 года. Тогда летчиком-испытателем был назначен М. Нюхтиков. Именно он совершил первый полет на новом прототипе. Испытания завершились только через год. За это время стратегический бомбардировщик-ракетоносец ТУ-95 совершил около 70 полетов.

В 1956 году самолеты начали поступать на аэродром Узин для дальнейшего пользования. Модернизации бомбардировщика стартовали с конца 1950-х. Производством и частичной сборкой ТУ-95 занимался Куйбышевский авиазавод. Именно там впервые появились вариации ракетоносца с ядерными боеголовками. Постепенно 95-ю модель перестроили под всевозможные военные нужды: разведка, бомбардировка дальних целей, пассажирские перевозки, воздушная лаборатория и т. д.

В настоящее время серийное производство ТУ-95 заморожено. Тем не менее, проект по-прежнему поддерживается ВВС и властями России.

Особенности конструкции

Ракетоносец имеет автономную систему подачи постоянного тока для обогрева крыльев, киля, стабилизатора и винтов. Сами двигатели состоят из двухосных групп лопастей АВ-60К. Грузовой отсек находится в середине фюзеляжа, рядом с пусковой установкой, к которой крепятся 6 крылатых ракет. Имеется возможность присоединения к подвеске дополнительных изделий.

Российский бомбардировщик ТУ-95 представляет собой воздушный аппарат с трехопорным шасси. На каждом заднем колесе имеется своя тормозная система. При взлете опоры убираются в фюзеляж и крыльевые гондолы. Передняя пара колес оборудована гидросистемой, а задние - электрическими механизмами с общей мощностью до 5200 Вт. Аварийное открытие шасси возможно только с помощью лебедки.

В гермокабинах располагается экипаж. В экстренном случае катапультные кресла отсоединяются от самолета через специальный люк, который находится над передней опорой шасси. В качестве зацепов для рук используется Катапультирование из задней части бомбардировщика обеспечивается через сбрасываемый люк.

Стоит отметить, что ракетоносец оборудован специальными спасательными плотам на случай экстренной высадки на воду.

Характеристики двигателя

Турбовинтовой бомбардировщик ТУ-95 входит в тройку самых мощных крупногабаритных самолетов мира. Достигается этот результат благодаря двигателю НК-12, который имеет высокоэкономичную турбину и 14-ступенчатый компрессор. Для регулировки показателей применяется система перепуска воздушных клапанов. При этом КПД турбины НК-12 достигает почти 35%. Данный показатель среди турбовинтовых бомбардировщиков является рекордным.

Для облегченной регулировки подачи топлива двигатель сконструирован в одном-единственном блоке. Мощность НК-12 составляет около 15 тысяч л. с. При этом тяга оценивается в 12 тыс. кгс. С полным топливным отсеком самолет может лететь до 2500 часов (порядка 105 суток). Вес двигателя составляет 3,5 тонны. В длину НК-12 представляет собой 5-метровый агрегат.

Недостатком двигателя является его высокая шумность. На сегодняшний день это самый громкий самолет в мире. Его способны засечь даже локаторные установки подводных лодок. С другой стороны, при нанесении ядерного удара это не является критической проблемой.

Из прочих характеристик ракетоносца стоит выделить 5,6-метровые винты. Также достойна внимания система противообледенения лопастей. Она представляет собой электротепловую установку. Горючее к двигателю поступает из фюзеляжных и кессонных баков. Благодаря применению экономичных ТВД и усовершенствованной системы винтов самым «выносливым» стратегическим воздушным объектом относительно дальности полета считается как раз бомбардировщик ТУ-95.

Характеристики ракетоносца

Самолет способен вместить до 9 человек экипажа. Из-за специфики применения бомбардировщик в длину имеет до 46,2 метра. При этом размах одного крыла составляет порядка 50 м. Габариты стратегического ракетоносца действительно поражают взгляд. Площадь только одного крыла занимает до 290 кв. м.

Масса ТУ-95 оценивается в 83,1 тонны. Тем не менее, при полном баке вес увеличивается до 120 тыс. кг. А при максимальной загруженности масса превышает 170 тонн. двигательной установки - около 40 тыс. кВт.

Благодаря НК-12 бомбардировщик способен развивать скорость до 890 км/ч. При этом движение на автопилоте ограничивается 750 км/ч. На практике дальность полета ракетоносца составляет порядка 12 тыс. км. Потолок подъема варьируется в пределах до 11,8 км. Для взлета самолету понадобится полоса в 2,3 тысячи метров.

Вооружение бомбардировщика

Самолет в состоянии поднять в воздух до 12 тонн боеприпасов. Располагаются авиационные бомбы в фюзеляжном отсеке. Допускается размещение и свободнопадающих ядерных ракет общей массой 9 тонн.

Бомбардировщик ТУ-95 номинально имеет сугубо оборонительное вооружение. Оно состоит из 23-миллиметровых пушек. На большинстве модификаций установлены парные АМ-23 в нижней, верхней и кормовой В редких случаях имеет место авиационная пушка ГШ-23.

В случае с установкой АМ-23 ракетоносец оборудуется специальной автоматической системой отвода газа. Пушка крепится к пружинному амортизатору и направляющим коробкам корпуса. Затвор в обоих случаях клиновой наклонный. Для аккумулирования энергии и смягчения удара от задней пушки используется специальный пневматический зарядный агрегат.

Интересно, что длина АМ-23 составляет почти 1,5 метра. Вес такой пушки равен 43 кг. Скорость стрельбы - до 20 выстрелов в секунду.

Проблемы эксплуатации

Освоение ракетоносца начиналось с заметными трудностями. Одним из главных минусов была кабина. Изначально бомбардировщик ТУ-95 был плохо приспособлен к дальним перелетам. Из-за неудобных кресел у экипажа часто болела спина, затекали ноги. Туалет и вовсе представлял собой обычный переносной бак со стульчаком. Кроме того, в салоне было очень сухо и жарко, воздух пропитывался масляной пылью. В результате экипаж отказывался проделывать длительные полеты в столь неподготовленном самолете.

Неоднократно возникали проблемы и с маслосистемой двигателей. В зимнее время минеральная смесь загустевала, что прямым образом сказывалось на оборотах винтов. На начальных этапах для запуска двигателей приходилось заблаговременно прогревать турбины. Ситуация изменилась с выпуском в масштабное производство специального моторного масла.

Первое применение

Бомбардировщик ТУ-95 впервые был замечен на аэродроме в Киевской области в конце 1955 года. Как оказалось, сразу несколько оригиналов и модификаций пополнили ряды 409 ТБАП. В следующем году был сформирован еще один полк дивизии, в котором также нашлось место для четырех ТУ-95. Долгое время ракетоносцы находились на вооружении только СССР. Однако с конца 1960-х гг. ТУ-95 и его модификации заполнили военные ангары на территории нынешней России.

Целью формирования полков вокруг бомбардировщиков были точечные удары по стратегическим силам НАТО на юге Азии, а также по КНР. Самолеты всегда находились в боевой готовности. Вскоре американские власти заметили столь опасное скопление боевой мощи у своих баз и стали подключать дипломатические связи. В результате СССР пришлось рассредоточить большую часть ракетоносцев по всей своей территории.

С 1960-х гг. ТУ-95 то и дело замечали над Арктикой, Индийским океаном, зоной Атлантики и Британией. Неоднократно на подобные действия страны реагировали агрессивно, сбивая ракетоносцы. Тем не менее, официально о подобных случаях никаких записей сделано не было.

Применение в последнее время

Весной 2007 года российские ракетоносцы неоднократно наблюдали с воздуха за боевыми учениями британской армии. Подобные инциденты происходили в заливе Клайд и у Однако каждый раз за считанные минуты в небо поднимались британские истребители и под угрозой удара сопровождали ТУ-95 за пределы своих границ.

С 2007 по 2008 год ракетоносцы были замечены над военными базами и авианосцами НАТО. За этот период произошло одно крушение бомбардировщика ТУ-95. Официальных разъяснений о причинах аварии не поступало.

Сегодня «Медведи» продолжают свою всемирную разведывательную деятельность.

Крушение самолетов

По статистике, каждые 2 года происходит одна крупная авария бомбардировщика ТУ-95. Всего за время эксплуатации потерпел крушение 31 ракетоносец. Количество погибших составляет 208 человек.

Самая недавняя авария бомбардировщика ТУ-95 произошла в июле 2015 года. Катастрофа случилась с модификацией самолета. Главной причиной крушения специалисты называют устаревшее физическое состояние агрегата.

Авария бомбардировщика унесла жизни двух членов экипажа. Крушение произошло под Хабаровском. Как оказалось, у ракетоносца в полете отказали сразу все двигатели.

На вооружении

ТУ-95 состояли на балансе ВВС СССР вплоть до распада Советского Союза в 1991 году. На тот момент большая часть находилась на вооружении Украины - порядка 25 ракетоносцев. Все они входили в специальный тяжелый авиаполк в Узине. В 1998 году база прекратила свое существование. Итогом стало списание самолетов и их последующее уничтожение. Часть бомбардировщиков была переделана под коммерческие грузоперевозки.

В 2000 году Украина передала РФ оставшиеся ТУ-95 в счет погашения части государственного долга. Общая сумма уплаты составила порядка 285 миллионов долларов. В 2002 году 5 ТУ-95 были модифицированы до многофункциональных тяжеловесных самолетов.

На текущий момент на вооружении России состоит около 30 ракетоносцев. Еще 60 единиц находятся на хранении.

Основные модификации

Самой распространенной вариацией оригинала является ТУ-95 МС. Это самолеты, переносящие крылатые ракеты типа Х-55. На сегодняшний день их осталось больше всего среди прочих из 95-й модели.

Следующей по популярности модификацией считается ТУ-95 А. Представляет собой стратегический ракетоносец ядерного действия. Оснащен специальными отсеками для хранения радиационных боеголовок. Также стоит отметить учебные модификации с литерами «У» и «КУ».

Сравнение с зарубежными аналогами

Самыми приближенными по техническим характеристикам к ТУ-95 являются американские бомбардировщики B-36J и B-25H. По номинальному весу и габаритам принципиальной разницы нет. Однако российский ракетоносец развивает куда большую среднюю скорость: 830 км/ч против 700 км/ч. Также у ТУ-95 намного больше боевой радиус и дальность полета. С другой стороны, у американских аналогов выше практический потолок почти на 20% и вместительнее грузовой отсек (на 7-8 тонн). Тяга двигателей приблизительно равная.

СТАТЬЯ НЕ ЗАВЕРШЕНА (данные за 1997 г., дополнения 2010 г.)

Ту-95 BEAR-A, B, C, D, E, F, G, H, J

Дальний бомбардировщик, носитель крылатых ракет. Главный конструктор темы Ту-95 - Н.Базенков (с 1976 г. - Н.Кирсанов). НИОКР начаты в 1949 г. Постановление СМ СССР о создании Ту-95 принято 11 июля 1951 г. Выпуск рабочих чертежей первого прототипа Ту-95/1 и начало создания - сенябрь 1951 г. Первый полет прототипа Ту-95/1 - 11 ноября 1952 г. (летчики А.Перелет и А.Чернов), в семнадцатом полете произошла катастрофа (11 мая 1953 г.). В июле 1954 г. построен второй прототип Ту-95/2 с двигателями ТВ-12 (НК-12). Первый полет Ту-95/2 - 16 февраля 1955 г. (летчики М.Нюхтиков и И.Сухомлин). Заводские испытания закончились в январе 1956 г. Первые два серийных самолета взлетели в октябре 1955 г. (авиационный завод N 18 в г.Куйбышеве). С 1957 г. в производстве Ту-95М (производство обоих модификаций закончилось в 1959 г.) с двигателями, соответственно, НК-12 и НК-12М (Ту-95 и Ту-95М). Принятие на вооружение - август 1957 года.

10 чел (Ту-95/1)
- 8-9 чел (Ту-95/95М - два пиолота, штурман, бортинженер, штурман-оператор, стрелок-радист, два стрелка в корме)
- 9 чел (Ту-95КМ)
- 11 чел (Ту-95РЦ)
- 7 чел (Ту-95МС)


Двигатели:

1) первый прототип - 4 х 2ТВ-2Ф (сдвоенный двигатель ТВ-2 мощностью 6250 л.с.) ОКБ Н.Кузнецова мощностью ок.12000 л.с. Редуктор и винты конструкции ОКБ К.Жданова. Двигатель создан с участием германских специалистов.

2) второй прототип - 4 х ТВ-12 (НК-12) мощностью по 12000-12500 л.с. (1953 г., ОКБ Н.Кузнецова);

3) со 2-й серийной машины (Ту-20/Ту-95М - вторая серийная мод.) - 4 х НК-12М мощностью по 14795-15000 л.с.;

4) Ту-95/95М/95КМ/142/142М (начиная с 1957 г.) - 4 х НК-12МВ мощностью по 14900-15000 л.с. с системой раздельного ручного и автоматического флюгирования винтов (модернизация проведена после катастрофы в марте 1957 г.);

4) другие мод. - 4 х НК-12МБ мощностью по 15000 л.с.;

6) Ту-95МС - 4 х НК-12МП мощностью по 15000 л.с., ресурс двигателя в 10 раз больше, чем у любого известного ТВД;

7) проект модернизации - 4 х НК-20 мощностью по 20000 л.с.

Длина:

46,17 м (Ту-95 первых мод.)
- 49,13 м (Ту-95МС)
Длина фюзеляжа без штанги дозаправки - 44,95 м (Ту-95МС)
Длина фюзеляжа со штангой дозаправки - 46,94 м (Ту-95МС)
Размах крыла:

50,1 м (Ту-95/1)
- 50,04 м (Ту-95М и все другие модификации)
Высота:

12,5 м (Ту-95 первых модификаций)
- 13,2 м (Ту-95МС)
Диаметр фюзеляжа - 2,9 м (Ту-142 / Ту-95МС)
Стреловидность крыла - 35 град.
Площадь крыла:

284,9 кв.м (Ту-95/1)
- 283,7 кв.м (Ту-95М/К/КМ)
- 289,9 кв.м (Ту-142 и его мод./ Ту-95МС)

Масса максимальная:

172000 кг (Ту-95 прототип)
- 190000 кг (Ту-95)
- 182000 кг (Ту-95М/К)
- 180850 кг (Ту-95РЦ)
- 185000 кг (Ту-142 / Ту-95МС)
- 187700-190000 кг (Ту-142 / Ту-95МС, при дозаправке в полете)
Масса нормальная:

156000 кг (Ту-95/1)
- 164000 кг (Ту-95К)
- 155000 кг (др.мод.)
Масса посадочная максимальная - 135000 кг (Ту-142 / Ту-95МС)
Масса пустого:

77480 кг (Ту-95 первый)
- 79600 кг (Ту-95М)
- 98000 кг (Ту-95)
- 90000-94400 кг (Ту-95МС)
Масса полезной нагрузки:

5000-15000 кг (Ту-95/Ту-95М/Ту-95К)
- 20000-30000 кг (перегруз, Ту-95)
- 11340 кг (при максимальной дальности, Ту-142М, Ту-95МС)

Скорость максимальная:

890 км/ч (Ту-95/1)
- 882 км/ч (Ту-95/2)
- 920 км/ч (высота 7000 м, прототип Ту-95)
- 870 км/ч (Ту-95)
- 860 км/ч (Ту-95М)
- 905 км/ч (Ту-95М с двигателями НК-12М, осень 1957 г.)
- 910 км/ч (высота 7000 м, Ту-95М/К)
- 885 км/ч (Ту-95РЦ)
- 830-850 км/ч (Ту-95МС)
Скорость крейсерская:

720-750 км/ч (Ту-95М)
- 700 км/ч (Ту-95КМ)
- 815 км/ч (Ту-95МС)
Скорость взлетная - 300 км/ч (Ту-142 / Ту-95МС и др.)
Скорость посадочная - 270 км/ч (Ту-142 / Ту-95МС и др.)

13500 м (Ту-95/1)
- 11300 м (Ту-95/2)
- 13400 м (Ту-95)
- 11900-12150 м (Ту-95М с двигателями НК-12М, осень 1957 г.)
- 12000 м (Ту-95К, Ту-95РЦ)
- 11600 м (Ту-95КМ)
- 17000 м (поздние мод.)
- 10500 м (Ту-95МС)
- 9100 м (Ту-95МС, с полным комплектом вооружения)
Дальность полета:

14200 км (Ту-95/1)
- 15040 км (Ту-95/2, масса ПН - 5000 кг)
- 13460 км (без дозаправки Ту-95-прототип)
- 13200-14960 км (без дозаправки Ту-95М)
- 16750 км (Ту-95М с НК-12М, осень 1957 г.)
- 16600-18000 км (Ту-95К)
- 12500 км (Ту-95КМ)
- 13000 км (Ту-95РЦ без дозаправки)
- 19430 км (Ту-95РЦ с двумя дозаправками)
- 6480-10500-11000 км (Ту-95МС без дозаправки, в зависимости от состава вооружения)
Боевой радиус с одной дозаправкой - 8300 км
Продолжительность полета:

Ок.10 часов (норма)
- от 19 часов 35 мин до 28 часов 25 мин (Ту-95РЦ)
- до 34 часов (Ту-95МС, с тремя дозаправками от Ил-78)

Трудозатраты наземного персонала на 1 час полета - 57 чел/час (Ту-95МС)

Вооружение:
Артиллерийское - 6 х 23 мм пушки НР-23 или АМ-23 (Ту-95/ Ту-95М) попарно в трех турельных дистанционно управляемых установках. Ту-95К-20/Ту-95МР/Ту-95РЦ - две турельные установки. Ту-95К-22 - одна турельная установка под фюзеляжем. Ту-95МС - только кормовая установка с пушкой ГШ-23.

Бомбы - в двух бомбоотсеках:
1) до 3-6-8 ядерных бомб (мощностью по 2, 5 и 50 Мт)
2) 12 х ФАБ-1000
3) 16 х ФАБ-750
4) 2 х ФАБ-6000
5) максимальный калибр 1 х ФАБ-9000

Оборудование : стандарт (Ту-95 и др. мод.) - РЛС бомбометания и навигации "Инициатива"/"Рубидий-ММ" (SHORT HORN) под кабиной экипажа сопряженная с оптическим бомбардировочным прицелом ОПБ-5 через приставку "Цезий" (Ту-95 / Ту-95М), РЛС управления огнем кормовой артиллерийской турели ПРС-1 "Аргон" (BEE HIND). Аварийное покидание самолета с помощью подвижной ленты транспортера через нишу передней стойки шасси (без катапульт). На Ту-95 устанавливались радиостанции Р-837, 1РСБ-70 и РСИУ-5; переговорное устройство СПУ-14; радиовысотомеры РВ-УМ и РВ-25А; радиокомпас АРК-11; аппаратура ближней навигации АДСНС-4; система ближней навигации РСБН-2 (перечислено оборудование первой серийной модификации).

Модификации :
Ту-95 (Ту-20)/ Ту-95М - BEAR-A - первый полет первого прототипа 11 ноября 1952 г. (летчики А.Перелет и А.Чернов), первый полет предсерийного прототипа состоялся 16 февраля 1955 г. (летчики М.Нюхтиков и И.Сухомлин), первый полет Ту-95М - 1956 г. Начало серийного производства и принятие на вооружение (август 1957 г.), бомбардировщик, серийное производство Ту-95/95М продолжалось до 1959 г. Вооружение: свободно падающие бомбы (см. выше). В 1975 г. еще есть на вооружении.

Ту-96 - проект высотной модификации бомбардировщика, начало НИОКР - 1952 г., в 1956 г. на этапе заводских испытаний тема закрыта. Двигатели - НК-16 (более высотные и более мощные, чем НК-12). Дальность расчетная (при массе ПН 5000 кг и скорости 800-850 км/ч) - 9000-10000 км; потолок - 17000 м.

Ту-95К (комплекс Ту-95К-20) - BEAR-B - носитель крылатой ракеты Х-20 (AS-3, полуутопленная в бомболюк); начало НИОКР - март 1955 г., первый полет Ту-95К - 1 января 1956 г. (испытывался с подвеской самолета СМ-20), серийное производство начато в 1958 г., принят на вооружение осенью 1959 г. Производился до 1965 г. Оборудование: в носу РЛС обнаружения целей и наведения ракет "Рубин" CROWN DRUM (РЛС "Инициатива" снята) с круговым обзором. Кормовая артиллерийская установка управляется РЛС "Криптон".

Ту-95МР / Ту-95РТ (?) - BEAR-E - разведывательная модификация Ту-95М, выпущено несколько самолетов в период 1957-59 г.г., самолет оснащался средствами фото- и радиотехнической разведки (РЛС для ведения разведки, РЛС бокового обзора, 6-7 АФА, ИК-система). На самолете установлена система дозаправки топливом.

Ту-115 - проект военно-транспортной модификации Ту-95, фюзеляж большего диаметра.

Ту-116 - транспортно-пассажирская модификация Ту-95М (всего построено 2 шт. в период 1957-59 г.г.). Вместо бомбоотсека установлена гермокабина на 20-24 пассажира. Применялись в ВВС СССР до конца 1980-х годов.

Ту-114 CLEAT - пассажирский самолет созданный на базе Ту-95. Начало НИОКР - 1955 г., первый полет - 10 ноября 1957 г. (командир экипажа - А.Якимов). Июль 1960 г. - конец государственных испытаний, март 1961 г. - конец эксплуатационных испытаний и 24 апреля 1961 г. - начало эксплуатации на линиях "Аэрофлота".

Ту-95ЛЛ / Ту-142ЛЛ - самолет-летающая лаборатория для испытания разных типов двигателей. Созданы: Ту-95ЛЛ - середина 1950-х годов, - 1970-е годы. На Ту-142ЛЛ под фюзеляжем уставливался двигатель НК-32 от Ту-160 в этом варианте самолет установил несколько рекордов в категории самолетов массой 100-150 тонн (1991 г.).

Ту-95Н - опытный самолет-носитель экспериментального самолета ОКБ Цыбина СРС (создан в конце 1950-х годов), не использовался по назначению, находится в музее ВВС в Монино.

"Ту-95-водородная бомба" - опытный самолет-носитель отечественной водородной супербомбы (масса - 24 тонны, создан в конце 1950-х годов), в 1961 г. использовался при испытаниях супербомбы на полигоне на Новой Земле.

Ту-95КД - BEAR-B - Ту-95К доработанный для установки системы дозаправки типа "шланг-конус" - "Конус" (май 1960 г. - начало НИОКР, 1961 г. - первые полеты, в 1962 г. сменил в производстве Ту-95К). Серийное производство модификаций Ту-95К/КД продолжалось до 1965 г. В середине 1960-х годов часть машин модернизирована в Ту-95КМ (обновление навигационного, радиотехнического и электронного оборудования). В 1975 г. еще есть на вооружении, в конце 1970-х - начале 1980-х годов модернизированы в Ту-95К-22 BEAR-G и стратегические разведчики.

Ту-95ЛАЛ / Ту-119 - опытный самолет-летающая лаборатория для отработки авиационной ядерной силовой установки. Ту-95ЛАЛ с ядерным реактором на борту проходил испытания в 1961 г.

Ту-95РЦ - BEAR-D - разведчик-целеуказатель ВМФ, НИОКР с 1959 г., испытания начались в 1962 г., принят на вооружение в 1964 г., в 1966 г. поступает в части авиации ВМФ. Две РЛС (в т.ч. BIG BULGE, дальность обнаружения 350 км) под фюзеляжем для поиска и обнаружения ПЛ и кораблей противника, для проведения загоризонтного целеуказания ракет типа SS-N-3 SHADDOCK. В 1975 г. есть на вооружении. На самолете установлена система дозаправки.

Ту-126 MOSS - самолет ДРЛО на базе Ту-95/Ту-114, начало НИОКР - 1958-1960 г.г., первый полет прототипа - 1962 г., в 1965-67 годах выпущено еще 8 шт. РЛС системы "Лиана" FLAT JACK. Состоял на вооружении до середины 1980-х годов.

Ту-95КМ - BEAR-C - первый полет - 1962 г., стандарт BEAR-В (Ту-95К/КД) модернизация и обновление навигационного, радиотехнического и электронного оборудования). Так же как и все Ту-95К/КД прошел модернизацию под ракеты AS-4 (стандарт BEAR-G).


- 2013 г. 26 февраля - на базе Дальней Авиации ВВС России в Дягилево произошло возгорание Ту-95МС. На исполнительном старте при подготовке к взлету и переводе энергопитания на бортовые генераторы переменного тока произошло самовыключение турбогенераторной установки. Командир экипажа доложил об этом руководителю полетов на командный пункт (КП) аэродрома и уведомил его о своем решении: не взлетать. Разрешение на это было получено, и бомбардировщик начал выруливать с взлетной полосы. «В тот момент помощник руководителя полетов с КП уже видел дымление самолета в районе четвертого отсека,— рассказал источник газеты.— Одновременно информация о критических неполадках на борту дошла до экипажа по речевому информатору, а в кабине у бортинженера сработали световые табло. Экипаж тут же доложил об этом на КП, обесточил машину и покинул ее». Когда на место прибыли пожарные расчеты аэродрома и рязанского подразделения МЧС, из-под обшивки фюзеляжа бомбардировщика в районе четвертого отсека и задней части гермокабины уже пробивались языки пламени. Происшествие затронет уже весь парк стратегических Ту-95МС т.к. на всем парке самолетов планируется проведение проверок оборудования. По состоянию на 17.04.2013 г. в СМи сообщается, что восстановление пострадавшего самолета нецелесообразно ().

Источники:

Авиация и время. N 5, 6 / 1995 г.
Авиация-космонавтика. Выпуск 6, 1995.
Антонов Д., Ригмант В., Из досье русского "медведя". // Крылья родины. N 8 / 1994 г.
Беликов В., Стратегические бомбардировщики сняты с производства. // Известия. 25.02.1992.
Бутовски П., Гринюк Д., Пойти в "Бурлаки". // Крылья Родины. N 8 / 1992.
Бутовски П., Предшественники Ту-160. // Аэрохобби. N 3 / 1994 г.
Воевода С.С., архив, 1992.
Гордон Е., Кудрявцев В., Первенец стратегической. // Авиация и космонавтика. N 5 / 1993.
Ильин В., Военная авиация России и США. Современное состояние и ближайшие перспективы. // Авиация-космонавтика. N 11 / 1995 г.
Ильин В., Стратегические бомбардировщики. // Авиация и космонавтика. N 5-6 / 1992.
Ильин В., Что ждет тебя, дальняя? // Крылья родины. NN 5, 6 / 1992.
Иноземцев П.В., архив, 1992 г.
Кирсанов Н., Ригмант В., Не имеющий аналогов. // Авиация и космонавтика. N 11 / 1992.
Красная звезда. Декабрь 1991 г.
Крылья родины. N 2 / 1991.
Литовкин В., Замороженная дивизия для вчерашней войны. // Известия. 25.02.1997 г.
Литовкин В., Секреты, за которые сажали и награждали шпионов. // Известия. 20.11.1993.
Лукин С., Быть? // Аэрохобби. N 2 / 1992.
Манушкин А., О технике скромном замолвите слово... // Красная звезда. 26.01.1994.
Музей Вооруженных сил СССР. Москва. 1989 г.
Независимое военное обозрение. N 21 / 1997 г.
Пономарев М., Впереди Европы всей, не считая России. // Красная звезда. 13.02.1993.
Советская военная техника 1988. Томск. 1988.
Соколовская Я., Стратегические бомбардировщики не нужны ни России, ни Украине. // Известия. 10.07.1997 г.
ТАНТК им.Г.М.Бериева. Сайт http://www.beriev.com , 2011 г.
Туполев А.Н. Грани дерзновенного творчества. М.: 1988 г.
Beech E., Military aircraft of the world. // Flight international. 21-27 августа 1991.
Congressional Record. NN 118, 129, 137, 143 / 1988; 38 / 1989. Washington (США).
Enciclopaedia of modern world aircraft armament. Christopher Chant. 1988.
Foreign Affairs. N 1 / 1989. (США).
Interavia. NN 1 / 1984; 3, 5, 7, 9, 10 / 1988; 1, 9-11 / 1989. (Швейцария).
Jane"s weapon systems 1987-88. (США).
Jonic publicstions. 1990-92. (Россия).
Letectvi + Kosmonautika. NN 8 - 12, 17, 19, 20, 24, 25, 26 / 1989. (Чехословакия).
Nemecek V., Pod znackami ANT a Tu. // Letectvi + kosmonautika. N 23 / 1971. (Чехословакия).

Newsweek. NN 27 / 1988; 1, 3 / 1989. (США).
Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988. США.
US National Security. 1985. Toronto (Канада).
US News & World Report. NN 33 / 1988; 12 / 1989. (США).
World armament & disarmament 1976, 1977, 1979, 1981. SIPRI yearbook. 1978. Stocholm (Швеция).

Предназначен для поражения крылатыми ракетами и бомбовым вооружением важных стационарных объектов днем и ночью, в любых метеоусловиях и в любой точке земного шара.

Работы по созданию скоростного стратегического бомбардировщика с межконтинентальной дальностью полета (т е. способного, взлетев с советских аэродромов, достигнуть территории США и вернуться обратно) самолета - носителя ядерного оружия, получившего заводской шифр "95" (самолет "В") начались в ОКБ А.Н.Туполева весной 1950 года. Самолет предполагалось оснастить системой крыльевой дозаправки топливом в воздухе (дальность полета с одной дозаправкой предполагалось довести до 18.400 км, а максимальную дальность с несколькими дозаправками - 32.000 км.) В 1956 г. Ту-95 был принят на вооружение частей дальней авиации.

Различные модификации базовой машины Ту-95 базировались, помимо СССР, на авиабазах Кубы, Гвинеи, Анголы, Сомали и Вьетнама. Это давало возможность стратегическому командованию СССР эффективно контролировать практически любую точку земного шара. К началу 1990-х гг. все самолеты с зарубежных баз были выведены.

Было создано более 10 модификаций этого самолета. В общей сложности было выпущено более 500 самолетов Ту-95 различных модификаций. В ответ на перевооружение американцами своих стратегических бомбардировщиков В-52 "Стратофортрес" крылатыми ракетами ALCM, в СССР в 1981 г. принимается на вооружение новая модификация бомбардировщика - Ту-95МС, проект которого базировался на серийном. самолет противолодочной обороны Ту-142М.

В отличии от своих предшественников модернизированная машина Ту-95МС имеет новое крыло с более скоростным профилем. Установлен новый стабилизатор, теперь он может автоматически, в зависимости от изменения центровки, связанной с выработкой горючего, менять угол установки. Полностью заменено бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). В состав последнего включены две бортовые ЭВМ, бортовой радиоэлектронный оборонительный комплекс Метеор-НМ и др.. Модернизируются бортовые средства РЭБ.. Главные изменения касаются ударного вооружения.

Самолет Ту-95 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом большого удлинения. Планер самолёта выполнен, в основном, из алюминиевых сплавов, применены также магниевые сплавы и стали.

Ту-95МС представляет собой высокоплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-12МП, расположенными в стреловидных крыльях. Они снабжены дифференциальными редукторами, вращающими два сдвоенных 4-х лопастных винта в противоположные стороны.

Бомбардировщик оборудован системой дозаправки топливом в полете. В носовой части Ту-95МС размещается неубираемая штанга топливоприемника.
Шасси самолета трехстоечное, со сдвоенными баллонами. Основные стойки двухосные, убираемые в полете в крыльевые гондолы, носовая - одноосная, убираемая в фюзеляж. Снизу посередине фюзеляжа располагаются створки большого бомбоотсека.

Экипаж (командир корабля, его помощник, штурман, второй штурман, бортинженер, оператор бортовых систем связи и кормовой стрелок) размещён в гермокабинах, расположенных в носовой и кормовой частях фюзеляжа. Экипаж располагает небольшим камбузом и туалетом.

Аварийное покидание самолёта осуществляется при помощи подвижного пола (транспортера с подвижной лентой) через люки в обеих кабинах.

Ту-95МС оснащен навигационно-прицельным комплексом с БРЛС "Обзор". Также имеется бортовой комплекс обороны (БКО), включающий средства разведки, а также системы постановки активных и пассивных помех. В состав оборудования входит панорамная РЛС "Рубидий-ММ", сопряженная через приставку "Цезий" с оптическим бомбардировочным прицелом ОПБ-5. Для управления огнем оборонительного вооружения на самолетах установлен радиоприцел "Аргон".

Самолет укомплектован радиостанциями, переговорным устройством, радиовысотомерами, радиокомпасом, аппаратурой дальней навигации, системой ближней навигации.

Ту-95МС несут КР РКВ-500А(Х-55): 6 на внутрифюзеляжной барабанной многоцелевой ПУ МКУ-6-5 и 10 на 4 подкрыльевых пилонах. Вместо них на пилоны подвешивается до 8 КР Х-55М. Ракетоносцы также могут брать на подфюзеляжную подвеску 2 контейнера для бомб малого калибра. Оборонительное вооружение Ту-95МС состоит из 2 спаренных 23-мм двухствольных пушек ГШ-23Л, размещённых в кормовой оборонительной установке (унифицирована с самолетами Ту-143МЗ и Ил-76).

Самолет Ту-95МС совершил первый полет в сентябре 1979 г., а в 1981 году новый ракетоносец запустили в серию. В 1989 году на серийных Ту-95МС было установлено 60 рекордов скорости и высоты полета с грузом.

Проектом "95-МС" предусмотрено две модификации ракетоносца: Ту-95МС-6 с ракетным вооружением, размещенным в грузоотсеке и на двух подкрыльевых узлах внешней подвески (выпущен 31 самолет) и Ту-95МС-16 с четырьмя подкрыльевыми узлами подвески (57 самолетов). Последний имел ряд отличий, в частности, вместо двух пушек АМ-23 было установлено две двухствольные пушки ГШ-23Л, подверглось изменению кабинное приборное оборудование, улучшилась эргономика кабины и т.п. В дальнейшем, в соответствии с условиями российско-американских договоренностей по стратегическим наступательным вооружениям, все самолеты были стандартизованы под вооружение варианта Ту-95МС-6.

Серийное производство Ту-95МС приостановлено в 1992 году. Ведутся работы по созданию новой модификации с новым БРЭО и высокоточными стратегическими крылатыми ракетами нового поколения, способными нести как ядерные, так и обычные БЧ и поражать малоразмерные и площадные цели на дальности до 5000 км, а также тактическими КР. Модернизированный самолет сможет нести на внутренних и внешних узлах подвески восемь стратегических или 14 тактических ракет нового типа.

Летно-технические характеристики

Видео

Вторую часть рассказа про Энгельс я опять посвящаю Ту-95. На этот раз, его технической стороне, а точнее, внешнему виду того, что получилось сфоткать!

Винт вы уже видели. Не смотря на то, что кажется, будто он замер, на самом деле он крутится, несколько медленнее, чем тот, что левее, но всё равно


Он же, неподвижный

Те винты, что расположены ближе к корпусу, имеют специальный отсек для шасси. На сколько я понял, куда-то сюда же крепятся пилоны для дополнительных ракет

Интересно, кто его так помял?

Из-под брюха

Юрий Юрьевич и выхлопное сопло

Парашюты загружают в самолёт до взлёта, специально обученные люди

Отдельный парашют загружается в заднюю кабину самолёта, о ней сейчас отдельное слово

Итак, самое интересное у самолёта – задняя часть. Она никак не связана с носом самолёта и всё общение пилотов с сидящим в хвосте членом экипажа происходит по рациям. Радует система катапультирования (которой нет). По сути, человек сидит прямо на люке, и, в случае ЧП, люк просто открывается, и человек выпадает. Очень действенно)) Кстати, система аварийного покидания самолёта в самой кабине – куда интереснее, но о ней позже.

Самое же интересное в самолёте – это вот… Парные авиационные пушки ГШ-23. С их помощью можно очень неплохо отгонять от самолёта всякую мошкару. Как рассказал пилот, во время полёта над нейтральными водами, орудие остаётся неподвижным, т.к. были случаи, когда во время эскорта сидящий в хвосте член экипажа начинал поворачивать орудие, вызывая тем самым дичайшую панику у пилотов самолётов сопровождения.
Кстати, обратите внимание, что часть покрытия отличается цветом от остального самолёта. Это – радиопрозрачные места – там стоят какие-то неведомые РЛС. Ах да, ещё забыл. Пилоты вообще не видят, что происходит за самолётом, поэтому сидящий сзади постоянно сообщает об обстановке за самолётом.

Внутреннее убранство хочу начать с фотографии Саши , т.к. моя такая же получилась засвечена. Надеюсь, Саша не будет против).
Это место первого и второго пилотов. Но самое интересное, это резиновая дорожка с деревянными перекладинами внизу. Это – система аварийного покидания самолёта. Дело в том, что из-за винтов, катапультировать из самолёта вверх нельзя – может порубить. Вниз – не позволяет конструкция. Поэтому конструкторы предложили такое решение. Во время аварийной ситуации, эта дорожка начинает двигаться, как конвейер. Всё что нужно сделать члену экипажа – это ухватиться за неё рукой и проехать до люка, через который они в самолёт вошли.

Место одного из пилотов – все приборы, как на ладони

Тот самый рог для подачи топлива, о котором я рассказывал в прошлом посте. Действительно прилично закрывает обзор.

Место бортинженера

Место штурмана-оператора