Филиалы и представительства юридических лиц - отличия. Филиалы и представительства – их создание и ликвидация

Н.В. Лукашин, аудитор

Деятельность коммерческой организации часто не ограничивается территорией одного муниципального образования. Тогда организация создает филиалы и представительства - обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения организации.

В настоящей статье рассматриваются правовые аспекты деятельности таких организаций, а также особенности их бухгалтерского учета и налогообложения.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гражданским законодательством России предусмотрены две основные формы обособленных подразделений, расположенных вне места нахождения юридического лица - филиалы и представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ). Представительство отличается от филиала своим функциональным назначением: оно представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал же осуществляет все функции организации или их часть, в том числе и функции представительства.

Отметим, что выделяя лишь два вида обособленных подразделений юридического лица, ГК РФ не ограничивает юридическое лицо в создании обособленных подразделений иных видов.

Филиал (представительство) не является юридическим лицом. Это структурное подразделение организации, его составная часть.

Из этого положения вытекают следующие особенности функционирования филиала (представительства):

  • филиал (представительство) осуществляет деятельность только от имени создавшего его юридического лица;
  • ответственность по обязательствам филиала (представительства) несет создавшее его юридическое лицо (даже в тех случаях, когда действия филиала (представительства) осуществляются якобы не от имени юридического лица);
  • филиал (представительство) может предЪявлять иск в судебные органы только от имени юридического лица;
  • государственная регистрация филиала (представительства) действующим законодательством не предусмотрена (не следует путать государственную регистрацию с постановкой на учет в налоговых органах);
  • филиал (представительство) наделяется имуществом создавшим его юридическим лицом, при этом сам филиал (представительство) не является собственником переданного ему имущества;
  • филиал (представительство) не имеет самостоятельного баланса. Данные баланса филиала (представительства) включаются в общий баланс юридического лица.

В акционерном обществе решение о создании филиала (представительства) принимается Советом Директоров (наблюдательным советом). В обществе с ограниченной ответственностью таким правом обладает Общее собрание участников.

Следует обратить особое внимание на то, что после принятия решения о создании филиала (открытия представительства) в устав юридического лица должны быть внесены соответствующие изменения, поскольку в силу ст. 55 ГК РФ, филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Государственная регистрация изменений, вносимых в устав в связи с образованием филиалов (представительств), с 1 июля 2002 года производится в порядке, установленном главой VI Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности . При этом нужно обратить внимание на то, что доверенность, определяющая круг полномочий, выдается именно руководителю филиала (представительства), на его имя, а не филиалу или представительству в целом.

Примерная форма доверенности выглядит так.

Открытое акционерное общество "Тополь" в лице генерального директора Иванова П. С., действующего на основании Устава, настоящим уполномочивает Петрова Николая Григорьевича (паспорт N 123456, серия I-ЛБ, выдан ОВД г. Калуги 20.04.65) действовать в качестве руководителя филиала ОАО "Тополь" (далее - Филиал) в городе Нижний Новгород и осуществлять следующие действия:

  • представлять ОАО "Тополь" в государственных органах РФ в связи с регистрацией или перерегистрацией Филиала, вести от имени и в интересах ОАО "Тополь" любые гражданские дела во всех судебных инстанциях;
  • осуществлять руководство Филиалом и действовать от его имени и в его интересах, в том числе, но не ограничиваясь этим, с правом заключать любые сделки и подписывать договоры и иные необходимые документы, связанные с деятельностью Филиала, открывать расчетные, валютные и иные счета Филиала в банках и иных кредитных организациях, распоряжаться находящимися на них денежными средствами, подписывать финансовые документы.

Подпись доверенного лица Петрова Н.Г. _____________ удостоверяю.

Генеральный директор ОАО "Тополь" ________________ П.С. Иванов

Основным внутренним документом, регламентирующим деятельность филиала (представительства), является Положение о филиале (представительстве). Состав информации, подлежащей раскрытию в данном документе, определяется головной организацией самостоятельно.

В Положении целесообразно предусмотреть, как минимум, следующие разделы:

Цели, задачи и функции филиала (представительства);

Виды осуществляемой деятельности;

Органы управления филиалом (представительством);

Источники образования имущества;

Порядок взаимодействия с органами головной организации;

Контроль за деятельностью филиала (представительства).

Следует отметить, что вне зависимости от осуществляемых обособленным подразделением функций, по месту нахождения филиала (представительства) организацией может быть открыт банковский счет , право распоряжаться которым предоставляется руководителю обособленного подразделения.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

Бухгалтерский учет в организациях, имеющих обособленные подразделения, может иметь различные формы. Основными факторами, влияющими на постановку учета в филиале или представительстве, являются функции обособленного подразделения и виды его деятельности, территориальная удаленность обособленного подразделения, организация финансовых и товарных потоков между головной организацией и обособленным подразделением, обЪем совершаемых хозяйственных операций, источники финансирования расходов обособленного подразделения, разграничение полномочий по принятию управленческих решений между головной организацией и обособленным подразделением.

По характеру организации учетного процесса все филиалы (представительства) можно условно разделить на два основных вида: выделенные и не выделенные на отдельный баланс.

УЧЕТ В ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ,
НЕ ВЫДЕЛЕННЫХ НА ОТДЕЛЬНЫЙ БАЛАНС

В филиалах и представительствах, обЪем операций и количество сотрудников которых незначительно, бухгалтерский учет, как правило, ведется без выделения обособленного подразделения на отдельный баланс. Такие подразделения обычно выполняют одну - две задачи, не сопряженные со сложным технологическим процессом. Обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, как правило, не имеют отдельного банковского счета. Все средства, как денежные, так и материальные, они получают от головной организации.

В рассматриваемом случае филиал не ведет бухгалтерского учета и, соответственно, не имеет в своем штате бухгалтера (бухгалтерской службы). Первичные учетные документы, оформляемые филиалом (представительством), в установленные внутренними нормативными документами сроки передаются в бухгалтерию головной организации. Бухгалтерия производит обработку указанных документов и отражает их в учете. При этом операции, имущество и обязательства, связанные с деятельностью обособленного подразделения, учитываются головной организацией на отдельных субсчетах.

Однако первичные документы могут и не передаваться в бухгалтерию головной организации, если в обособленном структурном подразделении есть бухгалтер, который осуществляет первичную обработку документов филиала (представительства) и их систематизацию. В таком случае в головную организацию передаются реестры документов или справки бухгалтера обособленного подразделения. Записи в бухгалтерском учете производятся бухгалтерией головной организации на основании вышеназванных документов.

Необходимо подчеркнуть, что учетная политика организации, имеющей обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, должна включать в себя информацию о постановке учетного процесса в таких обособленных подразделениях. В рабочем плане счетов необходимо предусмотреть отдельные субсчета для филиалов (представительств), не выделенных на отдельный баланс, а формы справок, реестров или иных документов, представляемых бухгалтером обособленного подразделения (если такой предусмотрен), должны быть утверждены в приложении к учетной политике.

Кроме того, внутренними нормативными документами организации необходимо установить строгий порядок оформления и учета операций обособленного подразделения, порядок документооборота между головной организацией и обособленным подразделением, в том числе перечень ответственных лиц, сроки и способ доставки документов в бухгалтерию головной организации.

УЧЕТ В ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ,
ВЫДЕЛЕННЫХ НА ОТДЕЛЬНЫЙ БАЛАНС

Подразделения, выделенные на отдельный баланс, имеют собственную бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером филиала (представительства). Бухгалтерская служба производит обработку, систематизацию и хранение первичной документации, ведет бухгалтерский учет всех операций, имущества и обязательств, связанных с деятельностью обособленного подразделения, осуществляет формирование бухгалтерской отчетности обособленного подразделения.

В соответствии с п. 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н, бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы. Следовательно, отчетность обособленного подразделения является внутренней отчетностью и подлежит передаче в бухгалтерию головной организации для составления бухгалтерской отчетности организации в целом. Другими словами, баланс юридического лица включает в себя балансы обособленных подразделений и баланс головной организации.

Следует особо отметить, что филиалы и представительства не вправе разрабатывать собственную учетную политику.

Вне зависимости от видов деятельности, места нахождения и иных факторов они должны руководствоваться единой учетной политикой организации и единым рабочим планом счетов. Данное требование предусмотрено п. 10 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина РФ от 09.12.98 N 60н.

На практике это требование, к сожалению, нередко нарушается, причем чаще всего - подразделениями, деятельность которых существенно отличается от основной деятельности организации (например, головная организация - производственное предприятие, а подразделение - база отдыха). Очевидно, что если такие подразделения используют различные рабочие планы счетов (различную степень детализации, различную кодировку и пр.), применяют различные способы амортизации или способы списания товарно-материальных ценностей, то общий баланс юридического лица будет либо недостоверным, либо его формирование будет связано со значительной трудоемкостью пересчетов и корректировок.

Необходимо обратить внимание на то, что учетной политикой организации должен быть предусмотрен порядок организации бухгалтерского учета и отчетности подразделений, выделенных на отдельный баланс, в том числе порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности, формы передаваемых документов (включая расшифровки, справки и пр.), перечень ответственных лиц, порядок документального подтверждения передачи затрат и пр.

Особенности расчетов с обособленным подразделением

Для обобщения информации о всех видах расчетов с филиалами и представительствами, выделенными на отдельные балансы, предназначен счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты". К счету счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" могут быть открыты субсчета: 79-1 "Расчеты по выделенному имуществу", 79-2 "Расчеты по текущим операциям". Аналитический учет по счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" ведется по каждому филиалу (представительству), выделенному на отдельный баланс.

1. Передача материалов обособленному подразделению:

а) Д79 - К 10 "Материалы" (у передающего подразделения)

б) Д10 "Материалы" - К 79 (у получающего подразделения)

_____________
Передача имущества филиалу не является реализацией, т.к. право собственности на это имущество не переходит другому юридическому или физическому лицу. В связи с этим отражение такой операции на счетах реализации было бы грубой ошибкой.
_____________

2. Передача основных средств обособленному подразделению (при передаче амортизируемого имущества передается и накопленная амортизация):

а) Д79 - К 01 "Основные средства", Д02 "Амортизация основных средств" - К 79 (у передающего подразделения)

б) Д 01 "Основные средства" - К 79, Д 79 - К 02 "Амортизация основных средств" (у получающего подразделения)

3. Передача расходов одного подразделения другому (по специально утвержденным внутренним документам - справкам, авизо):

а) Д 79 - К 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" (у передающего подразделения)

б) Д 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" - К 79 (у принимающего подразделения).

Необходимо иметь в виду, что на предприятиях, в которых на отдельный баланс выделены подразделения, являющиеся звеньями одной технологической цепочки, передача имущества и затрат может происходить не только между головной организацией и подразделениями, но и между самими обособленными подразделениями.

В большинстве случаев корреспонденция счетов в передающем и принимающем подразделениях будет зеркальной, то есть счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" будет корреспондировать с одним и тем же счетом, только в одном подразделении - по дебету, а в другом - по кредиту. Однако иногда такая закономерность может и нарушаться. Например, в том случае, когда торговое подразделение, выделенное на отдельный баланс, передает часть товаров в производственное подразделение: товары списываются со счета 41 "Товары" и принимаются на счет 10 "Материалы".

Построение учета расчетов с обособленным подразделением, выделенным на отдельный баланс, во многом определяется тем, имеет ли подразделение отдельный банковский счет. В случае, когда обособленное подразделение наделено правом распоряжаться банковским счетом, оно самостоятельно оплачивает расходы связанные с его деятельностью, а источником денежных средств является либо выручка от реализации, либо средства, перечисленные от головной организации. При этом метод учета реализации товаров (работ, услуг), а также приобретения и оплаты товарно-материальных ценностей мало чем отличается от метода учета в самостоятельной организации.

В случае же, когда банковского счета у подразделения нет, все расчетные операции осуществляются с банковского счета головной организации. Тогда вне зависимости от места обособленного подразделения в технологическом процессе организации, у такого подразделения всегда прослеживаются значительные обороты по счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты".

Хозяйственная операция

Корреспонденция счетов

Центральная бухгалтерия

Бухгалтерия филиала

08,10,15, 44,20,23

Из примера видно, что головная организация (центральная бухгалтерия) осуществляет в данном случае технические функции, связанные с оплатой счетов и зачислением выручки на расчетный счет. При этом учет расчетов (дебиторской и кредиторской задолженности) ведется филиалом. При заключении хозяйственного договора филиал уведомляет головное подразделение о необходимости осуществить платеж. В уведомлении содержится вся нужная информация: реквизиты получателя, сумма, срок платежа и пр. К уведомлению должны быть приложены счета на оплату. В свою очередь, о совершении платежа головное подразделение уведомляет филиал и направляет ему копию платежного документа. При зачислении выручки на расчетный счет головное подразделение аналогичным образом уведомляет филиал о данном факте.

Однако взаимодействие филиала и головной организации может быть построено и на иной основе. Функции учета расчетов, отслеживания дебиторской и кредиторской задолженности могут быть переданы в расчетное подразделение головной организации. Поскольку все операции производятся расчетным подразделением головной организации без привлечения обособленных подразделений, то при такой системе легко отслеживать и сверять дебиторскую и кредиторскую задолженность, проводить зачеты однородных требований в тех случаях, когда разные обособленные подразделения ведут расчеты с одними и теми же контрагентами.

Схема взаимодействия из предыдущего примера будет выглядеть следующим образом:

Хозяйственная операция

Корреспонденция счетов

Центральная бухгалтерия

Бухгалтерия филиала

Филиалом приобретены основные средства и материалы, приняты услуги подрядчиков и пр.

08,10,15, 44,20,23

Оплачены материалы, услуги подрядчиков

Филиалом реализована продукция

Поступила оплата за реализованную продукцию

Говоря о расчетах с обособленными подразделениями, необходимо остановиться также на вопросе сверки расчетов по окончании отчетного периода.

Во внутренних балансах обособленных подразделений счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" отражается отдельной строкой как задолженность перед головной организации (или задолженность головной организации). Однако в общем (сводном) балансе организации сальдо по данному счету всегда должно быть равно нулю. Счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" может иметь сальдо только во внутренних балансах подразделений.

Причины, в результате которых данное требование не выполняется, могут быть самые различные, например, неправильное заполнение расчетных документов или ошибки бухгалтера. Одной из причин может быть также временной разрыв в отправке и получении имущества: головное подразделение отразило передачу материалов филиалу, а филиал данные материалы еще не получил и не отразил их в учете "зеркальной" проводкой. В указанном случае организация должна обеспечить учет имущества, находящегося в пути, на балансе передающей или принимающей стороны. Кроме того, временной разрыв в отражении хозяйственных операций в учете может возникнуть и из-за проблем в документообороте: головное подразделение отправило филиалу, не имеющему банковского счета, уведомление о зачислении выручки на расчетный счет, а филиал это уведомление не получил и, соответственно, не отразил хозяйственную операцию в учете.

Сверка взаиморасчетов в конце отчетного периода должна осуществляться также в части дебиторской и кредиторской задолженности. Как уже отмечалось выше, в случае, если обособленные подразделения организации не имеют банковских счетов и при этом учет расчетов с контрагентами осуществляется специализированным расчетным центром головной организации, проблем с выверкой задолженности, как правило, не возникает. Во всех остальных случаях для составления сводного баланса организации необходимо выявление взаимной задолженности - один и тот же контрагент у одного подразделения может оказаться дебитором, а у другого - кредитором. В сводном балансе организации такая задолженность должна быть "свернута" (по таким видам расчетов необходимо провести зачет встречных однородных требований).

Особенности формирования внутренней отчетности

Как уже отмечалось в данной статье, по окончании отчетного периода обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, составляют внутреннюю бухгалтерскую отчетность, данные которой включаются в общую (сводную) отчетность организации.

В зависимости от степени законченности внутренней отчетности обособленные подразделения можно условно разделить на два вида: подразделения, определяющие собственный финансовый результат и подразделения, его не определяющие.

Подразделения, не определяющие финансовый результат, как правило, являются либо затратными подразделениями, финансируемыми на основе сметы расходов головной организацией, либо подразделениями, сформированными по функциональному принципу, то есть самостоятельно выполняющими не весь производственный цикл, а лишь отдельную его часть, этап, процесс.

Очевидно, что наделять правом определять финансовый результат отдельное снабженческое или производственное подразделение не имеет экономического смысла. Такое подразделение по отчетности будет всегда убыточным, что не имеет никакого отношения к реальному финансовому состоянию. Та же ситуация и со сбытовым подразделением - выручка, уменьшенная лишь на расходы по содержанию такого подразделения, даст значительный обЪем прибыли, никоим образом не отражающий реальную рентабельность продукции.

Подразделения, не определяющие собственный финансовый результат, ежемесячно по авизо передают свои накопленные доходы и расходы на баланс головной организации. Состав внутренней отчетности предполагает заполнение только бухгалтерского баланса, а отчет о прибылях и убытках при этом не составляется. При таком варианте организации учетного процесса финансовый результат определяется только в целом по организации.

Хозяйственная операция

Корреспонденция счетов

Центральная бухгалтерия

Бухгалтерия подразделения

Получены денежные средства от головной организации

Приобретены основные средства и материалы

Переданы расходы головному подразделению

Подразделения, определяющие собственный финансовый результат, как правило, характеризуются определенной степенью законченности производственного процесса. Наделение правом определять собственный финансовый результат имеет смысл только те подразделения, которые сами получают выручку от реализации, а также относительно независимы от деятельности других подразделений и головной организации. Определение такими подразделениями собственного финансового результата несет весьма существенную аналитическую нагрузку - выявление рентабельных и нерентабельных производств, оценку эффективности деятельности подразделений и пр.

Правом определения собственного финансового результата могут быть наделены, например, филиалы машиностроительного предприятия, самостоятельно производящие и реализующие запчасти к машинам, производимым головным предприятием.

Такой же порядок может использоваться организациями, представляющими собой совокупность обособленных подразделений - предприятий (заводов, фабрик, магазинов, сервисных центров). Общее руководство в таких организациях осуществляется головным подразделением, осуществляющим управленческие функции.

В описанных выше случаях расходы на управление (накладные расходы) распределяются между предприятиями - обособленными подразделениями: расходы, произведенные головным подразделением, в соответствующей части передаются каждому обособленному подразделению для учета в составе себестоимости товаров (работ, услуг). При этом порядок распределения таких расходов должен быть предусмотрен учетной политикой организации.

Сформированные по подразделениям финансовые результаты по окончании отчетного периода передаются на баланс головной организации. Внутренние ежемесячные отчеты таких обособленных подразделений включают в себя полный комплект форм бухгалтерской отчетности, в том числе бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, расшифровки задолженности и прочие документы, предусмотренные внутренними нормативно-регламентными документами организации.

Хозяйственная операция

Корреспонденция счетов

Центральная бухгалтерия

Бухгалтерия подразделения

Начислена заработная плата сотрудникам подразделения

Включены в состав затрат услуги сторонних организаций

Списаны в производство материалы

Начислен износ по основным средствам

Начислена выручка от реализации

Осуществлены расходы аппаратом управления

Распределены и переданы расходы по управлению

Расходы по управлению включены в себестоимость

Определен финансовый результат

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

С введением в действие части первой Налогового кодекса РФ, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками. Согласно ст. 19 НК РФ, они лишь исполняют обязанности головных организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих обособленных подразделений. Организация должна встать на учет в налоговых органах как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений (ст. 83 НК РФ).

Заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения подается в соответствующий налоговый орган в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Необходимо отметить, что НК РФ установлены особые условия признания подразделения обособленным в целях налогообложения.

Согласно ст. 11 НК РФ, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца).

При этом в целях налогообложения не имеет значения, ни признание обособленного подразделения филиалом или представительством с точки зрения гражданского законодательства, ни отражение создания обособленного подразделения в учредительных документах организации, ни характер полномочий, которыми наделяется создаваемое подразделение.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

До 1 июля 2002 года особенности налогообложения обособленных подразделений были установлены ст. 175 НК РФ. Однако в соответствии с п. 23 ст. 1 Федерального закона от 29.05.02 N 57-ФЗ (вступившего в силу 1 июля 2002 года) эта статья утратила силу, причем задним числом -- с 1 января 2002 года. В связи с этим организации, уплачивавшие налог в соответствии со статьей 175 НК РФ по месту нахождения обособленных подразделений, начиная с оборотов за июль 2002 года, уплачивают налог по месту постановки на учет организации без распределения его по обособленным подразделениям (см. п. 50 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (с изменениями от 22.05.01, 06.08.02, 17.09.02)).

Обособленные подразделения самостоятельно выставляют счета-фактуры на отгруженные ими товары (выполненные работы, оказанные услуги). Нумерация счетов-фактур производится в порядке возрастания номеров в целом по организации (возможно как резервирование номеров по мере их выборки, так и присвоение составных номеров с индексом обособленного подразделения). Журналы учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж ведутся структурными подразделениями в виде разделов единых журналов учета, единых книг покупок и книг продаж организации. Описанный выше порядок разЪяснен в письме МНС РФ от 21.05.01 N ВГ-6-03/404 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

_____________
Cм. "Налоги и платежи", 2001, N 7, стр. 94 (прим. ред.).
_____________

Говоря о порядке исчисления и уплаты НДС, нельзя не отметить, что передача товарно-материальных ценностей и затрат между головной организацией и обособленным подразделением не облагается НДС, поскольку смены собственника (и, соответственно, реализации) при этом не происходит. Исключением является случай, когда головная организация передает товарно-материальные ценности (выполняет работы, оказывает услуги) обособленному подразделению, деятельность которого является непроизводственной (санаторию, базе отдыха, детскому саду, столовой и пр.). Необходимость исчисления НДС в данном случае вытекает из ст. 146 НК РФ, согласно которой обЪектом обложения НДС является передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций.

налог на прибыль

Порядок уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения, предусмотренный ст. 288 Налогового кодекса РФ, по сути, повторяет ранее действовавший порядок уплаты данного налога.

В соответствии с указанной статьей уплата авансовых платежей, а также сумм налога в федеральный бюджет производится по месту нахождения организации без распределения по обособленным подразделениям, а уплата сумм авансовых платежей и сумм налога в бюджеты субЪектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований производится по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения по ставкам, действующим на территориях, где они расположены.

Доля прибыли, приходящаяся на обособленные подразделения, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по налогоплательщику.

Напомним, что амортизируемое имущество в целях исчисления налога на прибыль определяется ст. 256 НК РФ. Остаточная стоимость такого имущества рассчитывается исключительно по данным налогового учета и отнюдь не всегда совпадает со стоимостью основных средств и нематериальных активов, отраженных в бухгалтерском учете.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО

Налог на имущество уплачивается организациями как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. Сумма налога, подлежащего уплате по месту нахождения обособленных подразделений, определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории субЪекта РФ, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов и товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головной организации подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной в целом по организации, и суммами налога, уплаченными по месту нахождения обособленных подразделений.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что налог на имущество предприятий зачисляется в бюджет только по месту нахождения организации и месту нахождения всех ее обособленных подразделений. Уплата налога по месту нахождения имущества действующим законодательством не предусмотрена .

Описанный выше порядок определен Законом РФ от 13.12.91 N 2030-I "О налоге на имущество предприятий" с учетом положений главы первой НК РФ. Кроме того, указанный порядок разЪяснен Инструкцией ГНС РФ от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий".

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

В соответствии со ст. 243 НК РФ, обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Сумма налога (авансового платежа), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

В то же время МНС России в 2001 году считало целесообразным применение централизованного порядка исчисления и уплаты налога в целом организацией (включая обособленные подразделения) по месту постановки организации на налоговый учет по месту ее нахождения в следующих случаях (письмо МНС РФ от 17.05.01 N 07-2-05/413-Н324):

Если организация и ее обособленные подразделения расположены на территории одного субЪекта Российской Федерации;

За обособленные подразделения, которые не имеют расчетных счетов, не начисляют и не производят выплаты в пользу работников и физических лиц.

Данный централизованный порядок распространялся на исчисление и уплату налога, представление и осуществление всех расчетов, включая условия для применения регрессивной шкалы налогообложения, декларации по налогу, других документов.

СТРАХОВОЙ ВЗНОС НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

В силу п. 8 ст. 24 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Порядок исчисление и уплаты налога на доходы физических лиц аналогичен порядку, предусмотренному для единого социального налога. Согласно ст. 226 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

НАЛОГ С ПРОДАЖ

Согласно статье 355 НК РФ организация, осуществляющая операции по реализации товаров (работ, услуг) через обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения этой организации, уплачивает налог на территории того субЪекта Российской Федерации, в котором осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг), исходя из стоимости реализованных через это обособленное подразделение товаров (работ, услуг).

НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОДОРОГ

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, исполняют обязанности по уплате налога на пользователей автодорог по месту своего нахождения с выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной указанными обособленными подразделениями.

Организации, включающие обособленные подразделения, не имеющие баланса и (или) расчетного счета, производят уплату налога в целом по организации по месту нахождения головной организации.

Такой механизм определен п. 40 Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (в редакции приказа МНС РФ от 20.10.2000 N БГ-3-03/361).

АКЦИЗЫ

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции, кроме того, - по месту ее реализации с акцизных складов, за исключением реализации на акцизные склады других организаций (ст. 204 НК РФ).

08.02.2018
События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

08.02.2018
События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

07.02.2018
События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

07.02.2018
События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

07.02.2018
События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

06.02.2018
События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

06.02.2018
События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

06.02.2018
События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

05.02.2018
События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

05.02.2018
События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.

Филиалы и представительства - это обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения самого юридического лица. Они не являются самостоятельными юридическими лицами и предназначены для расширения сферы действия создавших их организаций.

Исходя из определения, приведенного в п. 4 ст. 83 Налогового Кодекса РФ, можно выделить следующие признаки обособленного подразделения:

  • территориальная обособленность имущества, принадлежащего организации на праве владения, от самой организации вне зависимости от факта документального оформления создания соответствующего подразделения;
  • наличие рабочих мест (причем законодатель указывает на множественное количество последних), созданных на срок не менее одного месяца; ведение организацией деятельности через соответствующее подразделение.
  • При решении вопроса о создании обособленного подразделения необходимо установить истинный смысл обособленности и ее сущностные признаки.

В соответствии с положениями НК РФ понятие места нахождения организации не раскрывается, поэтому с учетом норм ст. 11 НК РФ здесь в полной мере может быть задействован понятийный аппарат гражданского права. В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Под адресом понимается совокупность реквизитов, определяющих местонахождение объекта в пространстве:

  • наименование субъекта Российской Федерации;
  • наименование района, города, иного населенного пункта;
  • наименование улицы;
  • номер дома и квартиры.

Таким образом, факт создания обособленного подразделения можно констатировать при создании стационарных рабочих мест по адресу, не совпадающему с адресом государственной регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации. Отличие представительства от филиала заключается в выполняемых функциях. Представительства исключительно представляют интересы общества и осуществляют их защиту, филиал же выполняет все или часть функций головного общества, в том числе функции представительства. Как посредством представительства, так и посредством филиала юридическое лицо может заключать договоры.

Но вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность, реализуя те полномочия, которыми наделены по решению головной организации. Поэтому ответственность за действия филиала (представительства) во всех случаях несет учредившая их организация. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения последнего, однако стороной по делу является сама организация как юридическое лицо, равно как и взыскание производится судом с нее или в пользу нее. Также здесь не стоит забывать об обязанности филиала нести налоговую нагрузку по своему месту нахождения и обязательно встать на налоговый учет. Несоблюдение этих требований, безусловно, приведет к штрафным санкциям со стороны фискальных органов. По долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом. Наличие у организации представительств или филиалов влияет на содержание ее учредительных документов.

Информация о представительствах и филиалах должна содержаться в уставе общества. В связи с этим первым этапом в открытии представительства или создании филиала должно быть внесение изменений в учредительные документы самого юридического лица. Как правило, в уставе общества указывается наименование филиала или представительства и его место нахождения. Отсутствие в учредительных доку- ментах такой информации является основанием наступления административной ответственности для должностных лиц юридического лица (прежде всего тех, в чьи полномочия входит совершение уведомления) за неправомерные действия, связанные с непредставлением сведений для включения в Единый государственный реестр юридических лиц. Филиалы и представительства не подлежат государственной регистрации, так как не являются самостоятельными юридическими лицами. Но обязательна их постановка на налоговый учет. В соответствии с Налоговым кодексом РФ юридическое лицо обязано встать на налоговый учет по месту нахождения филиала или представительства в течение 30 дней с момента создания.

В настоящее время предусмотрен следующий перечень документов, необходимый для постановки на налоговый учет филиала (представительства) российского юридического лица:

  • свидетельства организации (головной) о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет и о государственной регистрации изменений (копии, нотариально заверенные);
  • учредительные документы головной организации (устав, учредительный договор) с действующими изменениями и дополнениями (копии, нотариально заверенные);
  • письмо об учете в ЕГРПО (коды статистики) головной организации (копия, нотариально заверенная);
  • протоколы (решения), утверждающие действующие редакции учредительных документов и всех изменений к ним (копии);
  • протокол (решение) о назначении действующего руководителя организации (копия);
  • решение компетентного органа организации о создании филиала (представительства) по конкретному адресу и о назначении руководителя филиала (представительства);
  • документы на место нахождения филиала (представительства) - договор аренды (субаренды) или о сотрудничестве, свидетельство на право собственности, аренды;
  • доверенность на руководителя филиала (представительства).

Руководители филиалов и представительств осуществляют свою деятельность от имени юридического лица на основании доверенности. Сами же обособленные подразделения действуют на основе учреждаемых юридическим лицом положений. Состав информации, подлежащей раскрытию в данном документе, определяется головной организацией самостоятельно. Как показывает практика, в таком положении целесообразно предусмотреть как минимум следующие разделы:

  • цели, задачи и функции филиала (представительства);
  • виды осуществляемой деятельности;
  • органы управления филиалом (представительством);
  • источники образования имущества;
  • порядок взаимодействия с органами головной организации;
  • контроль за деятельностью филиала (представительства).

Немаловажное значение для филиала и представительства имеет собственная кадровая и трудовая политика, которая заключается в формировании правил внутреннего трудового распорядка, положения о премировании и заработной плате, а также трудовых договоров, разработанных с учетом местных условий филиала или представительства. Что касается имущества филиала (представительства), то оно формируется из средств, закрепленных за ним организацией, а также (это касается филиалов) приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности. Филиал распоряжается имуществом, получаемым в результате производственно- хозяйственной деятельности, в соответствии с положением и доверенностью, предоставленными учредившим его юридическим лицом. Несмотря на то что имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, оно находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит ему на ином правовом основании.

В бухгалтерском учете указанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица. Фактически ни для одного юридического лица не имеет никакого практического значения, на балансе ли самого лица находится такое имущество, либо оно формально передается на баланс филиала или представительства. Все равно это имущество является собственностью юридического лица, создавшего филиал или представительство. Имущество представительств и филиалов может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц независимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое выделено этим подразделениям. Отдельно стоит отметить особенности филиала (представительства) иностранного юридического лица, который создается в целях ведения на территории России деятельности, осуществляемой за ее пределами головной организацией, и ликвидируется на основании решения иностранного лица - головной организации. Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиалов иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Необходимо помнить, что иностранному юридическому лицу может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Критерии такого отказа четко определены действующим российским законодательством. Как правило, все они очевидны и основаны на общечеловеческих ценностях и морали. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации и прекращает предпринимательскую деятельность на территории РФ со дня лишения его данной аккредитации. В соответствии с НК РФ филиалы и представительства российских организаций перестали быть самостоятельными налогоплательщиками, а филиалы иностранных фирм и некоммерческих организаций признаны Налоговым кодексом субъектами налогового права. Филиалы и представительства выполняют обязанности учредивших их юридических лиц по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти обособленные подразделения осуществляют функции создавших их организаций. Возникновение у налогоплательщика обособленного подразделения в силу положений ст. 19 НК РФ и специальных норм части второй НК РФ порождает дополнительные обязанности, связанные с определением надлежащего места уплаты соответствующих налогов.

Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Страхователи - организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество организаций (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения. Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным под- разделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 80 Налогового Кодекса РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период. При открытии филиалов и представительств за границей российскими юридическими лицами и создании филиалов иностранных юридических лиц в России встает вопрос о двойном налогообложении.

В соответствии с законодательством многих стран налогообложению подлежат доходы коммерческих организаций вне зависимости от того, где они были заработаны, по месту регистрации юридического лица. При этом государство взимает налоги и с филиалов иностранных юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на их территории. Единственным способом избежания двойного налогообложения является заключение двухстороннего договора между странами - участниками экономического пространства, в соответствии с которым прибыль, получаемая филиалом за рубежом, облагается налогом того государства, на территории которого он осуществляет свою хозяйственную деятельность. Другое государство, подписавшее договор, не вправе облагать налогом прибыль юридического лица, полученную от деятельности филиала в государстве - участнике соглашения об избежании двойного налогообложения. Зачастую заключение подобных договоров не зависит от реальных экономических условий, а обусловлено политическими аспектами, которые наносят вред хозяйствующим субъектам.

Расположенное вне места нахождения самого юридического лица, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту (например, реклама продукции юридического лица, поиск и установление контактов с потенциальными покупателями, реализация продукции и др.).

Филиал – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (например, филиал учебного заведения).

Они не являются юридическими лицами, действуют на основании имущества, предоставленного им создавшим их юридическим лицом, и утвержденных им положений; их руководители действуют от имени юридического лица на основании полученной от него доверенности . Они должны быть указаны в учредительных документах создавших их юридических лиц. Об изменениях, вносимых в учредительные документы в связи с созданием или ликвидацией филиала или представительства, сообщается органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, в уведомительном порядке, без каких-либо согласований, а направление сведений носит информационный характер.

Ответственность за действия филиалов и представительств несут юридические лица, их создавшие.