Производством каких товаров известен калужский регион. Статистические данные такие. Характерные для города демографические черты

1. Возникновение промышленности на территории калужского края (XVII – XVIII вв.)

2. Промышленность Калужской губернии в XIX в.

3. Развитие промышленности на калужской земле в начале ХХ в.

4. Основные тенденции и условия развития промышленности в калужском крае и роль местного предпринимательства в отечественном модернизационном процессе.

1. О возникновении промышленности на территории Калужского края можно говорить, начиная с XVII в. в связи с появлением здесь первых канатных и парусных мануфактур, железоделательных и медеплавильных заводов, владельцами которых изначально были иностранцы, и которые широко использовали труд «приписных» крестьян. В 1656 – 1659 гг. купец Марселис из Гамбурга и Иван Акема из Голландии построили на реке Угодке (ныне территория г.Жуков) молотовый вододействующий завод по производству железа. Приблизительно в это же время вблизи Боровска был построен Истьевский железоделательный завод, принадлежавший Ивану Ахеме.

Формирование промышленности губерний Центральной России во многом происходило под влиянием интересов молодой империи и связывалось прежде всего с потребностью в создании собственных оружейных заводов. Так 70 % промышленных заведений, открытых под Тулой и Калугой в конце XVII – начале XVIII вв. представляли железоделательное производство. Определение главных промышленных отраслей региона – производство парусины и добыча и выделка чугуна – также произошло под воздействием протекционистской политики Петра I и в том числе благодаря многочисленным государственным заказам. В начале XVIII в. на территории Калужского края в связи с потребностями Северной войны возникают еще 13 железоделательных мануфактур с большим объемом производимых изделий. Толчком к этому явилось то, что на территории нашего края были обнаружены запасы железной руды. Наиболее значительные предприятия, начавшие работу в первой половине XVIII в.:

* В 1705 г. – Меньшовский доменный завод в Оболенском уезде;

* в 1719 г. – Дугнинский завод на р. Дугне, принадлежавший, как и Меньшовский, Никите Демидову;

* в 1726 г. – завод на р. Брынь, хозяин А.Н. Демидов;

* в 1728 г. – железоделательный Мышегский завод в районе Алексина;

* в 1729 г. – чугуноплавильный завод на р. Протве;

* в 1739 г. – железоделательный завод в с. Хотьково.

Кроме названных, в первой половине XVIII в. были построены металлургические заводы в южной части нашего края: Людиновский, Сукремльский, Верхний и Нижний Песоченские (ныне Кировский чугунолитейный).

По мере иссякания залежей руды закрылись Истьинский, Поротовский и Угодский заводы, но одновременно строились новые – так в 1770-е гг. купцы Мосоловы возвели на р. Шане Шанский, а затем Верхнее-Шанский заводы.

Строительство русского флота было приоритетной задачей государства в

первой половине XVIII в., поэтому активно организуются мануфактуры по производству парусного полотна, канатов и других материалов для оснащения кораблей и снаряжения их команд. К концу 1730-х гг. из двухсот парусно-полотняных мануфактур по стране, десять были открыты на калужской земле. Первой из них стала полотняно-парусная мануфактура, построенная калужским купцом Филатовым-Карамышевым в селе Сгомонь на р. Суходрев.

Но больше других преуспел Афанасий Гончаров, бывший посадский человек г. Калуги. Он занялся предпринимательством и нажил большой капитал, что позволило ему стать единоличным собственником полотняно-парусных мануфактур и владельцев железоделательных заводов на юге края (ныне Людиновский район). В 1744 г. «за распространение фабрик» А.А. Гончарову был дан чин коллежского асессора, а затем и дворянство с правом покупки вотчин с крестьянами.

В 1770-х гг. крупным центром парусно-полотняного производства становится г. Боровск с уездом: в 1775 г. здесь было две таких мануфактуры, в 1795 г. – уже пять. Кроме того, появилось две суконные мануфактуры, четыре кожевенных, пять солодовен и ряд других заведений.

Купцы Мосаловы в 1776 г. в селе Шанский завод основывают две парусно-полотняные мануфактуры, предприятие по изготовлению бумаги и кирпичный завод. Возникают мануфактуры в Медынском, Перемышльском и других уездах. Особо следует отметить Серпейскую прядильную фабрику Р.А.Глинкова, действовавшую в 1756 – 1785 гг. В 1769 г. Глинков, механик – самоучка, впервые в мире сконструировал гребнечесальную и многоверетенную льнопрядильную машину, приводимую в действие водяными колесами, которая заменяла 30 человек и повышала производительность труда в пять раз. «Вольное экономическое общество» в 1771 г. присудило ему Серебряную медаль. (Спустя 11 лет подобную машину изобрел англичанин Аркрайт). Однако же в условиях отсутствия машиностроения в феодально-крепостнической России это изобретение не получило поддержки, Глинков разорился и умер в безвестности.

2. Основой экономики Калужской губернии в XIX в. оставалось сельское хозяйство. Но расширение территории государства и ее освоение, необходимость защиты России от внешних врагов (войны с Турцией, Францией, Крымская война 1853-1855 гг.), рост численности населения и его потребностей и, самое главное, отмена крепостного права были важнейшими факторами дальнейшего развития промышленности и появления ее новых отраслей, расширения сферы товарно-денежных отношений. В них все более втягивались не только жители городов, но и помещики и крестьяне (последним надо было платить барину денежный оброк, а после 1861 г. также выкупные платежи). Бытовые и другие потребности помещиков не могли уже удовлетворяться натуральным хозяйством (предметы искусства, одежда и обувь, образование детей и прочее). Помещики создавали в своих имениях предприятия по переработке продуктов сельского хозяйства, производству различных видов полотна, сукна, винокуренные и сахарные заводы и т.п. Все это было характерно для хозяйственной жизни уездов губернии, но наиболее развитым в промышленном отношении был самый крупный - Жиздринский уезд (он охватывал территорию нынешних Думиничского, Жиздринского, Кировского, Людиновского, Ульяновского и Хвастовичского районов). Его площадь составляла 24% территории губернии, количество жителей - 240 347 человек.

В 1824 г. в уезде действовали заводы (9 чугуноплавильных и железодстальных, 6 стекольных, 1 поташный, 2 пивоваренных, 3 кирпичных) и фабрики (2 суконных, 2 полотняных, 2 бумажных). Хорошо развивалось и кузнечное дело: в уезде было 362 кузницы. В селах Плохино (ныне Ульяново), Вертное, Брынь, Нагорное и Зикеево существовали сахарные заводы. Однако ведущую роль играли заводы Людиновского и Песоченского районов, расположенных на юге губернии.

Развитие крупной металлообрабатывающей промышленности в нашем крае на протяжении всего XIX в. во многом связано с орловским купцом И.С. Мальцевым и его сыном С.И. Мальцевым. Эта династия купцов-заводчиков начала свою деятельность в Калужской губернии с покупки в марте 1820 г. заводов Петра Демидова в Людинове и Песочне (ныне г. Киров). Скупив также заводы Гончаровых и Каверина в этом районе, И.С. Мальцов по существу собрал разрозненные предприятия в один комплекс. И.С. Мальцов был человеком инициативным и быстро реагировал на новые явления в промышленности передовых стран Европы. Он стремился в крепостнической России делать все возможное для вывода страны из состояния технической отсталости, и, несмотря на сопротивление и непонимание чиновников, ему многое удалось осуществить. В 1841 г. по его инициативе Людиновский завод изготовил первые отечественные рельсы для железной дороги Москва-Петербург, а затем стал первым производить паровые машины, вагоны и платформы для узкоколейных железных дорог. В 1843 г. был начат выпуск паровых машин для отечественных пароходов, а потом и строительство самих пароходов, плававших по Болве, Десне, Днепру и Волге. В 40-х гг. И.С. Мальцов передал управление заводами своему сыну СИ. Мальцову (в Калужской губернии по наследству от отца он получил 20 тыс. дес. земли с Людиновским заводом, на котором работало более 1000 рабочих и более 800 вотчинных крестьян). С этого времени начался новый период в развитии мальцовских заводов и фабрик. Молодой и всесторонне образованный хозяин решил взять курс на техническое обновление производства. Для этого он закупает за рубежом машины, приглашает иностранных специалистов. Фактически здесь раньше, чем в других промышленных районах России, начался промышленный переворот: переход от ручного производства к машинному. Мальцов выдвинул лозунг: «Россия должна освободиться от иностранной зависимости. Все свое!»

В 60-е гг. в России развитие капитализма распространилось на новые территории. Это вызвало потребность в строительстве железных дорог и на окраинах империи. Министерство путей сообщения в начале 1867 г. обращается к заводчикам с предложением организовать производство паровозов и вагонов. В 1868 г. комиссия министерства определила, что только два завода - Людиновский и Невский - могут поставить казне по 50 паровозов из расчета по 10 машин в год. Соответственно, был выдан заказ не только на паровозы, но и на вагоны. Первый русский товарный паровоз был изготовлен в Людинове в 1870 г. На Московской политехнической выставке в 1872 г. за высокое качество паровоза заводу была присуждена Большая золотая медаль и Аттестат первой степени. По свидетельству управлений Киев-Брестской и Фастовской железных дорог, людиновские паровозы превзошли своим качеством иностранные паровозы: французский «Кайль», австрийские «Зигель» и «Гасвиль», саксонский «Гартман».

С 1888 г. Людиновский завод приступил к массовому производству локомобилей, мощность которых увеличивалась от одной серии к другой. Для заводчан это не было новым делом, так как локомобили и паровые машины малой мощности уже до этого строились для нужд предприятия. Являясь энергетическими установками, они приводили в движение пилы, молотилки, пилорамы. Большой вклад в совершенствование локомобилей и повышение их экономичности вносили конструкторы-самоучки, братья Котомины, разработавшие машину типа ЛК четырех марок.

На заводах и фабриках «мальцовского» округа выпускалось много продукции санитарно-технического назначения, фарфорофаянсовая посуда, изделия из стекла и хрусталя. Все это было также высокого качества и пользовалось большим спросом не только на российских рынках, но и за рубежом. Такой результат достигался двумя путями. Первый - Мальцов постоянно повышал технический уровень своих предприятий. Другой путь заключался в жестком отборе умельцев и талантливых «работных людей» из числа крепостных (Мальцовы были одновременно и помещиками), а позже и рабочих, но сами умельцы подвергались нещадной эксплуатации. Условия работы были жестокими. Рабочий день длился 12-14 часов, а иногда и более. На заводах действовала система многочисленных штрафов, которые Мальцевы использовали для погашения своих растущих долгов. Они ввели свои деньги - боны, которыми выдавали жалованье (так тогда называлась зарплата). Эти деньги имели хождение только в мальцовских лавках, открытых при всех заводах и фабриках. Нередко рабочих заставляли брать товары и продукты в этих лавках в долг, что для многих превращалось в тяжелую кабалу.

В целом по губернии преобладали мелкие и мельчайшие предприятия. Например, в Боровске и Боровском уезде в конце XIX в. имелось 14 ткацких фабрик, но только три из них были крупными. Это фабрики: купца Полежаева в Боровске (в наше время «Красный Октябрь»), Русиновская и Исаевская. В то же время по селам уезда было широко распространено надомничество и кустарные промыслы. В Рощинской, Добринской, Кривской, Чубаровской волостях занимались выделкой бумажных и шерстяных платков, пуховых и бумажных шалей, бумажных полотенец и одеял. В д. Митяево ткали ковры. В Тарутинской и Чубаровской волости работало свыше тысячи кружевниц, не только женщины и девушки, но и девочки с 6-7-летнего возраста. Многие занимались тележно-санным и колесным ремеслом, изготовлением веревок и многих других изделий, необходимых в сельском хозяйстве, в быту и повседневной жизни.

Отмена крепостного права и появление в связи с этим свободных рабочих рук создавали более благоприятные условия для развития хозяйства, усиления капиталистических отношений. Если в 1886 г. в губернии действовало 410 предприятий разного масштаба с более чем 12 тысячами рабочих, то в 1886 г. было уже 815 предприятий с числом рабочих в 17 тыс. человек.

Начало 80-х гг. в социально-экономическом развитии губернии и, в частности, г. Калуги явилось важным периодом: именно тогда началось строительство Ряжско-Вяземского участка железное дороги Вязьма-Сызрань. Пока в соседних губерниях не строилось железных и шоссейных дорог, Калуга была крупным торговым центром в бассейне р. Оки и ее притоков. Успешно функционировало и Окское пароходство. Тысячи людей - рабочие пристаней, грузчики и другие - имели работу и средства к жизни. Но появление шоссейных дорог Москва-Варшава, Москва-Тула, а затем и железных дорог Москва-Курск, Москва-Нижний Новгород, Царицын-Рига и др., обошедших Калугу, привело к резкому изменению направлений потоков торговли хлебом и другой продукцией центральных производительных районов России.

Перевозки по железным дорогам оказались дешевле, грузы продвигались быстрее и, главное, в течение всего года. Калуга утратила свое былое значение. И тогда был найден путь к ее спасению. 22 мая 1870 г. состоялся приговор Калужского городского общества о возбуждении ходатайства перед правительством о проведении железной дороги через г. Калугу. В приговоре было отмечено, что до сих пор Калуга вела деятельную торговлю, и это давало работу простым людям. Делался вывод: необходима железная дорога, которая возродит город и отодвинет «бедность и развалины». Этот приговор подписало 80 человек. Правительство пошло навстречу этой разумной просьбе. Дорога строилась быстро, и 15 декабря 1874 г. на Ряжско-Вяземской железной дороге было открыто регулярное грузовое, а затем и пассажирское движение. Оно снова связало Калугу со многими губерниями Центра России. Это событие повлекло за собой и другое, не менее важное - в Калуге в 1874 г., 6 ноября, были открыты Главные железнодорожные мастерские (на базе которых постепенно вырастал Калужский машиностроительный завод). До этого в городе было учтено 103 предприятия с 1 478 рабочими. На 15 кожевенных заводах работало около 100 человек, на 7 рогожных фабриках около 600 рабочих, на трех щетинных заводах около 100 человек, 93 рабочих было занято на двух чугуно-литейных заводах. На остальных 76 предприятиях (22 веревочных, 6 маслобоек и др.) было занято всего около 600 рабочих. Так на трех металлических заводах в Калуге работало всего около 50 человек, и их состав постоянно обновлялся. По сведениям на 1874 г., когда стали действовать Главные железнодорожные мастерские, в Калуге жило около 50 тыс. человек. В мастерских к концу 80-х гг. работало около 800 рабочих, а к началу XX века около 1 100 человек. Появление в городе наемных рабочих существенно изменяло социальный состав населения губернского центра. Первыми рабочими были городские бедняки, разорившиеся кустари-ремесленники, а затем в их ряды вступали безземельные крестьяне губернии.

Главные железнодорожные мастерские стали очагом формирования нового социального слоя в населении города - промышленного пролетариата. Но условия труда и быта людей, работающих в мастерских, ничем не отличались от условий на предприятиях Мальцовского округа. Свободное время горожан и особенно - рабочего люда было плотно охвачено 11 пивными, 43 распивочными винными погребами, 31 трактиром, десятком винных ларьков, более чем 40 различными церквами и 3 монастырями.

В целом капиталистическое развитие России в 80-х гг. ознаменовалось завершением промышленного переворота, начавшегося в 30-х - 40-х гг. Крупное машинное производство в решающих отраслях промышленности вытеснило мелкое производство и мануфактуру. Свидетельством этому является судьба кожевенных заводов в Калуге. В 1883 г. их было 15, в 1892 г. их стало 7, а к 1910 г. осталось только 4 с 56 рабочими.

3. В начале ХХ в. заводская и фабричная промышленность была распространена по всей губернии. Но наиболее крупные предприятия и производства были по-прежнему сосредоточены в Боровском, Жиздринском, Лихвинском, Медынском и Тарусском уездах и в Калуге.

В Медынском уезде действовало три писчебумажных фабрики, на которых было занято 2417 рабочих. В Жиздринском уезде был один горномеханический завод с 2 203 рабочими и шесть чугунолитейных заводов с 2 344 рабочими. Один горномеханический завод в Тарусском уезде имел 1 000 рабочих, три небольших чугунолитейных и плавильных завода в Лихвинском уезде давали работу 868 рабочим, а на 21 бумаготкацкой фабрике в Боровском уезде трудилось 1 345 мужчин и женщин. Всего в губернии на начало века действовало 3 51 фабрично-заводское заведение с общей численностью рабочих 18 218 человек. Кроме того, существовало до 804 мелких и мельчайших промышленных заведений с 3 897 работниками (вместе с хозяевами).

Однако в результате концентрации производства многие предприятия не выдерживали конкуренции и разорялись. В 1913 г. в губернии действовало 301 фабрично-заводское заведение с 29 900 рабочими, в том числе 18 чугунолитейных и плавильных заводов с 13 167 рабочими.

Условия для рабочих на всех предприятиях были крайне тяжелыми, преобладал ручной труд, а оплата его и бытовое устройство на производстве и в «казармах» (так назывались жилища, строившиеся хозяевами для рабочих) были еще хуже. Рабочие не мирились с этим, и потому период 1901-1917 гг. в нашем крае характеризуется ростом числа забастовок и их участников. Другой характерной особенностью борьбы рабочих в этот период является выдвижение не только социально-экономических, но и политических требований. Это новое явление в классовой борьбе рабочих было связано с появлением в Калуге, Кондрове, Людинове, Песочне и других промышленных округах социал-демократических кружков и групп, членами которых были и наиболее сознательные рабочие. Всего в губернии в 1900-1917 гг. было более 25 забастовок. Волну забастовок подняли в декабре 1900 - октябре 1901 гг. женщины-работницы кондровской бумажной фабрики. Их возмущали тяжелые и вредные для здоровья условия труда и дискриминация в его оплате (труд женщин тогда ценился ниже мужского). Дважды они требовали от хозяев улучшения условий работы и увеличения зарплаты, но администрация молчала. Но когда выступления были более организованными, рабочим удавалось добиться некоторых уступок со стороны хозяев. Так было в 1900 г. на Ханинском и Черепетском чугуноплавильных заводах, в 1901 г. на фабриках Гончарова в Полотняном заводе. Борьба рабочих усилилась в 1904-1905 гг., когда бастовали железнодорожники Сухиничей, Малоярославца, Тихоновой Пустыни, рабочие Людинова, Сукремля, Боровска и Калуги.

После Октябрьской революции согласно Декрету Совнаркома о национализации промышленных предприятий основная масса заводов на территории Калужской губернии перешла в собственность государства, а в годы Гражданской войны большая часть их приостановила свою работу. И только в 1920-е гг. началось постепенное восстановление крупных предприятий: Дугнинского чугунолитейного завода, бумажной фабрики в Полотняном Заводе, ткацкой фабрики в Боровском уезде и др. С 1925 г. в губернии возросли темпы капитального строительства. Осваивалась новая продукция (Калужский электро-механический завод наладил серийное производство телефонных аппаратов, телефонных номираторов и фонических коммутаторов, Кондровская бумажная фабрика перешла на выпуск бумаги более высоких сортов и т.д.), в 1927 г. открыта швейная фабрика в Калуге, в 1929 г. Главные железнодорожные мастерские преобразованы в Калужский машиностроительный завод НКПС, в 1931 г. построена спичечная фабрика "Гигант", в 1936 г. началось сооружение комбината СДВ и развернулась подготовка к закладке турбинного завода. К 1940 г. только в Калуге действовало 35 фабрик и заводов, на которых работало свыше 15 тысяч человек.

4. Промышленная специализация калужского региона на общероссийском рынке определялась тремя факторами:

1) историческими условиями формирования промышленности;

2) географическим расположением губернии;

3) имеющимися природными ресурсами.

Эти условия повлияли на развитие двух ведущих в губернии отраслей – полотняно-парусной и чугуноделательной. Предприятия этих отраслей стояли на первом месте по числу крупных заводов и фабрик, по количеству производимых изделий, по товаро- и капиталооборотам. Полотно, парусина и чугун – основные экспортируемые промышленные товары губернии, имели высокий спрос как внутри страны, так и за ее пределами. В полотняно-парусной и чугунной промышленности существовала конкуренция между дворянами и купечеством, хотя большая часть предприятий, принадлежавших дворянам, работала исключительно на государственный заказ, а купцы либо добивались госзаказа на конкурсной основе, либо работали на рынок. После развития пароходостроения спрос на парусину стал заметно снижаться, поэтому со второй половины 40-х гг. XIX в. парусное производство уступает место бумажной промышленности. В это же время достигают высшей точки заведения кожевенной промышленности, но из-за низкого качества спрос на кожу калужского производства падает, что вскоре отразилось на объемах производства. Постепенно развивается химическая промышленность, что объясняется ее прикладным характером – потребностью в красках и химикатах в других отраслях. Стабильно благоприятно развивается чугунолитейная промышленность, так как в ней, прежде всего, было заинтересовано государство.

Внутри самой губернии можно отметить промышленную специализацию по уездам: Боровский уезд специализировался на огородничестве, Тарусский - на производстве бумажных тканей и шляп, Малоярославецкий и Козельский занимались производством вина, выделкой пеньки и извозом, Мосальский и Мещовский – выделкой пеньки и плотничеством, Перемышльский и Лихвинский – службою по откупам, штукатурной и каменной работами и извозом. Самым развитым уездом в промышленном отношении являлся Жиздринский, на территории которого размещался ряд заведений промышленного масштаба, в том числе предприятия Мальцевского промышленного района.

Большое значение в развитии промышленности калужского региона играли казенные заказы, но если их размещение на частных заводах и фабриках в XVII – XVIII вв. являлось одним из мощных стимулов в развитии промышленного производства, то для XIX в. тот же стимул становится одной из причин устаревания целого ряда производств. Лишенные атмосферы здоровой конкуренции предприятия, работающие преимущественно на государственный заказ, оказались в числе незаинтересованных в процессе модернизации и непоправимо отстали от технологического обновления.

Главную роль в промышленном развитии губернии играло местное купечество. Многие купцы I и II гильдий и в меньшей мере III гильдии могли содержать несколько предприятий, порой относившихся к разным отраслям. Так калужские купцы Билибины содержали парусно-полотняную фабрику и чугунный завод; купцы Фалеевы – полотняную фабрику, кожевенное производство и пивоваренный завод и т.д. На купеческих предприятиях часто использовалась вольнонаемная рабочая сила. На заводах и фабриках Билибиных, Золотаревых, Брюзгиных, Молчановых, Усачевых и ряда других предпринимателей использовался труд и посессионных крестьян, и наемных рабочих, но вторая категория преобладала. Со второй половине XIX в., когда активно шел процесс «вымывания» высшего слоя купечества из провинции в столицу, ряд известных калужских купеческих фамилий встречаются среди московского и петербургского купечества (Фалеевы, Прянишниковы, Усачевы, Черновы, Малютины).

В XVIII - начале XIX вв. промышленность Калужской губернии играла заметную роль в экономике страны, являясь одним из лидеров в производстве парусины. Но с началом промышленного переворота намечается спад калужской промышленности, связанный с нежеланием большинства купечества переходить к машинному производству. В результате в техническом переоснащении приняла участие лишь незначительная часть предприятий. Строительство новых видов отраслей и модернизация на территории Калужской губернии старых заведений были проведены предпринимателями соседних губернии, прежде всего, Московской и Тульской, или в редких случаях по инициативе и под руководством управляющих дворянских заведений. Это не смогло остановить отток наиболее активных предпринимателей из губернии в Москву и Петербург.

Современники видели корень всех бед в обмелении реки Оки и отсутствии между Калугой и другими центрами транспортных связей. В 1874 г. была построена Сызрано-Вяземская железная дорога, проходившая через Калужский, Тарусский и Медынский уезды. И только в 1899 г. Калуга оказалась связана железной дорогой с другими регионами, что уже не смогло оживить торговлю и промышленность губернии. Целые производства (суконное, свеклосахарное, стекольное и др.) очень сократились или исчезли. Во многом это объяснялось близостью Москвы, которая притягивала к себе и предпринимателей, и наемных рабочих (в 1880-е гг. число уходивших на отхожие промыслы в Москву колебалось от 200 до 500 тысяч человек). С другой стороны, калужские предприятия не могли устоять против более многочисленной, а оттого дешевой продукции, производимой в Москве. В результате Калужская губерния выпала из активного процесса формирования капиталистических отношений во второй половине XIX в., превратившись в «заштатный регион» российской экономики.

Литература:

1. Гущина Н.В., Горолевич И.Е., Кожевникова Н.И. Благотворители и меценаты земли калужской. – Калуга, 2007.

2. Из истории российского предпринимательства: династия Мальцовых. - М., 1997.

3. Калужская энциклопедия. / Под ред. В.Я. Филимонова. – Калуга, 2001.

4. Кожевникова Н.И. Купечество Полотняного завода: Ерохины и Кожевниковы. – Калуга, 2005.

5. Ломаков М.Ф. Социально-экономическое развитие Калужского края в XII – XX вв.Учебное пособие. – Калуга, 2008.

6. Поповская И.С. Развитие промышленности Калужской губернии начала XX в. По материалам газеты «КГВ» // Калуга в шести веках. Калуга, 2003

7. Малинин Д.И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. – Калуга. 2004

8. Фридгельм Е. Калуга и калужане. Быт и нравы жителей губернского города (конца XIX - начала ХХ в.) – Калуга, 1998.

9. Хомутова О.Ю. Калужское гильдейское купечество: очерки из истории предпринимательства XVIII – первой половины XIX в. – Калуга, 2008.

10. Шереметева М.Е. Все венки да поверх воды. – Тула, 1984.

    Какая особенность хозяйства Краснодарского края способствует дальнейшему успешному развитию предприятия ООО «Клаас»?

Немецкий производитель сельскохозяйственной техники Claas приступил к строительству второй очереди своего завода в Краснодаре. В ближайшие 3 года в развитие предприятия - создание полного цикла производства - Claas инвестирует около 120 млн евро. Планируется, что к 2015 г. мощности по выпуску комбайнов вырастут до 1,5-2 тыс. единиц техники. Сейчас производственные мощности завода рассчитаны на тысячу машин в год. Параллельно продолжится выпуск тракторов, а персонал на заводе в Краснодаре планируется увеличить до 500-600 человек. Завод компании Claas - ООО «Клаас» – открылся в Краснодаре в 2005 г. Сегодня он выпускает весь модельный ряд зерноуборочных комбайнов Tucano и собирает тракторы Axion850, Xerion3300/3800.

    Какая особенность экономико-географического положения завода «Гормаш», кроме близости металлургической базы, способствует его успешной работе? Укажите одну особенность.

Производственное объединение «Гормаш», расположенное в г. Киселёвск (Кемеровская область), является одним из самых известных в стране производителей горно-шахтного оборудования. Год за годом завод показывает уверенную динамику развития, предприятие обеспечено заказами на несколько лет вперёд.

    Какая особенность промышленности Калужской области объясняет размещение завода по производству смазочных материалов?

В 2013 г. в индустриальном парке «Росва» (г. Калуга) открылся завод смазочных материалов немецкой компании «FUCHS». Инвестиции в проект составили более 600 млн рублей. Предполагается выпускать до 40 тыс. т продукции в год. Процесс производства отвечает самым высоким требованиям безопасности труда и экологии. На базе нового предприятия также планируется открыть центр исследований и разработок новых видов смазочных материалов, используемых в различных отраслях промышленности.

    Залогом успешной работы предприятия является бесперебойное снабжение производства необходимыми материалами. Укажите особенность ЭГП завода «ССМ – Тяжмаш», благодаря которой обеспечивается бесперебойное снабжение завода металлом.

ООО «ССМ – Тяжмаш», расположенное в г. Череповце Вологодской области, – одно из ведущих машиностроительных предприятий России. Оно было создано в 2002 г. В настоящее время ООО «ССМ – Тяжмаш» является предприятием полного цикла – от мощного литейного цеха и цеха металлоконструкций до современного механообрабатывающего и сборочного производств. Предприятие производит запчасти и оборудование для чёрной металлургии – доменного, сталеплавильного и прокатного производств.

    Какая особенность промышленности Челябинской области способствует развитию производства в ней тяжёлой тракторной техники? Назовите одну особенность.

1 июня 2008 г. Челябинский тракторный завод отметил своё 75-летие. ЧТЗ стал первым в стране заводом по крупносерийному производству гусеничных тракторов. В годы Великой Отечественной войны завод выпускал танки и внёс огромный вклад в победу над фашизмом. В настоящее время с конвейера завода ежегодно сходят тысячи тяжёлых инженерных машин (промышленных тракторов, бульдозеров, трубоукладчиков), продукция ЧТЗ поставляется во все регионы России, страны СНГ и дальнего зарубежья.

Калуга - административный, научный, промышленный, культурный центр Калужской области в Центральном федеральном округе европейской части РФ, в 200 километрах от столицы - Москвы. Город находится на Среднерусской возвышенности, на берегах рек Яченки с притоком Терепцом, Оки и ее притока Киевки, занимает территорию в 168,50 кв. км, является транспортным хабом.

В честь 600-летия основания Калуга 2 сентября 1971 года за большие трудовые заслуги была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

История Калуги

Летоисчисление Калуги ведется с 1371 года. Именно тогда поселение впервые упоминается в письменных источниках - грамоте великого князя литовского Ольгерда, сына Гедимина. При раскопках было обнаружено, что первые поселения на месте современного города датируются V- VII веком до н.э.

Не все так однозначно и с официальной датой образования. Существуют версии различных историков, которые утверждают, что город был основан на 100 лет раньше, не позже 1260 года. Отсутствие письменных подтверждений объясняется тем, что Калуга была основана монголо-татарами на землях, принадлежавших восточнославянским племенам вятичей, как баскакское владение, ханское наместничество Золотой Орды для сбора дани с подконтрольных русских земель. Поселение занимало нейтральное положение и не имело отношения ни к Великому Литовскому, ни к Московскому княжествам, не входило в сферу их территориальных, военных или экономических интересов.

Ситуация изменилась после того как Гедимин и его сын Ольгерд путем хитрых комбинаций и локальных вооруженных конфликтов с ордынцами частично подчинили себе Киевское княжество (киевский князь был вассалом литовцев, но платил дань баскакам татаро-монголов). После этого Калуга перешла под контроль литовцев. В 1389 году город стал частью Московского княжества, форпостом русской цивилизации на юго-западе (Ольгерд по этому поводу жаловался в Константинополь патриарху Филофею, но бесполезно). Такое положение города-крепости сохранялось вплоть до Переяславской Рады и включения украинских земель в состав государства Российского.

Из значительных исторических событий отметим:

  • в период с 1505 по 1518 год Калуга являлась удельным княжеством, после чего перешла под протекторат Московского княжества;
  • 1606 год - город становится резиденцией Лжедмитрия I, а позже и Лжедмитрия II;
  • 1719 год - Калуга была преобразована в административный центр вновь сформированной Калужской провинции;
  • 1748 год - явление Калужской Иконы Божей Матери, одной из самых почитаемых православных святынь, покровительницы Калуги;
  • 24.08.1776 года - указом российской императрицы Екатерины II создана Калужская губерния, М.Н. Кречетников стал первым наместником;
  • 05.07.1944 года город приобрел статус областного центра, образована Калужская область.

За все время своего существования Калуга неоднократно становилась ареной ожесточенных боевых действий между крымскими татарами, литовцами, поляками и русскими. Большое значение имел город во времена Отечественной войны 1812 года, играя роль одной из самых больших баз тылового обеспечения русской армии.

В Великую Отечественную войну оккупация города длилась с октября (педантичные бойцы вермахта указали что Калуга была захвачена 12 октября ровно в 21:00) по 30 декабря 1941 года, за это короткое время была разрушена инфраструктура, репрессиям подвергалось мирное население.

В течение своей многовековой истории Калуга неоднократно подвергалась вооруженной интервенции. Город несколько раз выгорал дотла, приходила в упадок экономика, народ вымирал от страшных болезней, голода. Но всегда эта жемчужина центральной России возрождалась из пепла как птица феникс. И сейчас это прекрасный город, колыбель русской космонавтики, в котором промышленная мощь сочетается с русской душой, сокрытой в глубине старинных улочек, парков и скверов.

Климат Калуги

Климат Калуги умеренно-континентальный, с ярко выраженными сезонами, что характерно для средней полосы России. В городе умеренно жарко и влажно летом и холодно зимой.

Средняя температура летом + 17°С. Средняя температура зимой - 10° С, но с учетом преобладания западных ветров со средней скоростью 3-4 м/сек мороз воспринимается иначе и ощущается как все - 15° С.

Снежный покров устойчив, что предполагает широкие возможности для зимнего отдыха, например, лесных лыжных прогулок. В последнее время в связи с глобальным потеплением для региона характерна затянувшаяся до середины декабря осень, но бесснежных зим еще не было.

Среднегодовая температура в Калуге составляет от + 3,5° С до + 4,5 ° С, теплый период длится от 215 до 220 дней. Среднегодовое количество осадков 600-700 мм и в зависимости от года может колебаться от 356 до 1000 мм.

В целом климат Калуги благоприятный для проживания, учитывая физико-географическое положение.

Экология Калуги

Экология в Калуге умеренная. С одной стороны отметим существенное негативное влияние 530 предприятий, городского транспорта и нестационарных источников (стройплощадки, автостоянки и т.п.) на экологическую ситуацию. Отметим следующие моменты:

  • практически все промышленные объекты находятся на окраинах города;
  • нормы выбросов превышают только 9 крупных заводов и фабрик;
  • выбросы городского транспорта в 3 раза превышают выбросы предприятий.

Поэтому ситуация с выбросами в атмосферу умеренная. Хотя город занял лишь 72 место в рейтинге экологического развития городов России за 2013 год.

Статистические данные такие:

  • общий объем выбросов вредных веществ в атмосферу составляет в среднем 8,5 тыс. тонн;
  • количество наименований вредных веществ - порядка 250 (преобладают метан, диоксид азота и оксид углерода - порядка 70 % в общем объеме).

Дышится легко во многом благодаря большому количеству зеленых насаждений в городе и окрестностях, знаменитому и овеянному легендами Калужскому бору, где растет дуб - ровесник Калуги.

А вот ситуация с водными ресурсами и водопотреблением более сложная, во многом из-за неконтролируемых сбросов ливневосточных вод. В городской черте протекает четыре реки - Ока, Терепец, Киевка, Яченка, плюс Яченское водохранилище. Но купаться в городской черте не рекомендуется. Горожане летний отдых проводят на озерах.

Вода в родниках Калуги, тоже часто не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Население

Численность населения в Калуге по состоянию на 1 января 2014 года составляла 350,412 тыс. человек. Этот показатель в динамике за последние 10 лет находится в инертном состоянии и изменяется незначительно.

Характерные для города демографические черты:

  • отрицательное сальдо миграции (большинство жителей Калуги и области предпочитают работать и жить в Москве, всего 2,5 часа на электричке, в 2014 году ситуация стабилизировалась и наметилась тенденция положительной динамики, благодаря трудовым мигрантам и беженцам);
  • низкий уровень рождаемости, и высокий уровень смертности (уровень смертности превышает уровень рождаемости в 1,3 раза);
  • превышение женского населения над мужским, особенно в возрастной категории от 30 лет и старше;
  • средний возраст горожан - 40 лет, характеризуется быстрым старением населения города;
  • средняя продолжительность жизни - 68,5 лет.
  • национальный состав - преобладают русские, широко представлены украинцы, армяне, белорусы, татары, незначительные диаспоры цыган, азербайджанцев, евреев, мордвы, молдаван и представителей ряда других национальностей.

В целом демографическая ситуация в Калуге характерна для большинства городов Центрального федерального округа.

Будущее Калуги - выпускники городских школ

Известные люди

Один из самых известных калужан К.Э. Циолковский - родоначальник не только отечественной, но и мировой космонавтики. Именно в этом городе создавались теоретические основы современной космической отрасли. По праву Калуга - колыбель космонавтики.

Много известных людей жило за его многовековую историю:

  • Лжедмитрий II («калужский (тушинский) вор») - находился в Калуге с 1609 по 1610, когда был убит на охоте в пригородах;
  • Мария Мнишек - полячка, жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II;
  • Кречетников М.Н. - первый наместник Калужской губернии.

Экономика региона и города

Калужская область является одним из наиболее развитых в экономическом плане регионов Российской Федерации и лидирует по темпам промышленного производства во многих секторах народного хозяйства.

Промышленность характеризуется высокотехнологичными производствами. В области работает порядка 2700 предприятий. Основные отрасли промышленности:

  • машиностроение и металлообработка - ключевые отрасли для региона;
  • химическая;
  • легкая.

Основные направления развития - автомобилестроительный и фармацевтический кластеры. Уникальность их заключается в том, что производства создают практически с нуля.

В Калужской области и Калуге работают такие крупные транснациональные холдинги как:

  • Novo Nordisk A/S;
  • General Electric;
  • Samsung Group;
  • Menarini Group (Berlin-Chemie/Menarini);
  • STADA AG (STADA CIS);
  • Continental AG;

Инвестиции

Калуга и Калужская область, благодаря своему научному, промышленному потенциалу, выгодному географическому расположению и принятому законодательству, направленному на развитие высокотехнологичных отраслей народного хозяйства и формирование 10 технопарков и особой экономической зоны «Людвино», отличаются высокой степенью инвестиционной привлекательности и благоприятным инвестиционным климатом.

По инвестициям в основной капитал область уверенно занимает первое место в Центральном Федеральном округе, по прямым иностранным инвестициям второе место в Центральном Федеральном округе и третье место среди всех регионов Российской Федерации.

Предприятия

Калуга в советские времена - крупный машиностроительный центр, специализацией которого был выпуск машин и оборудования. В настоящее время промышленный потенциал сохранен и возрождается благодаря инвестициям, в том числе и иностранным.
В пределах города и пригородах созданы технопарки «Грабцево, «Росва» и «Калуга-Юг».

В этих промышленных зонах активно развивается автомобилестроительный кластер (производится сборка автомобилей Volkswagen, Skoda, Volvo, Mitsubishi, Renault, Peugeot и Citroën).

Структура промышленности Калуги:

  • машиностроение - 46 %;
  • пищевая отрасль - 35 %;
  • энергетика - 13 % (Калужская ТЭЦ);
  • легкая промышленность - 1,5 %.

В связи с этим Калугу в последнее время называют не иначе как «русский Детройт».

Строительство в Калуге

Строительная отрасль в Калуге начала развиваться с 2000-х годов. Темпы строительства незначительные и подвержены существенным колебаниям. В последние время, в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов в промышленной сфере, наблюдается тенденция к увеличению объемов ввода в эксплуатацию коммерческой и жилой недвижимости.

Характерными чертами строительной сферы Калуги являются:

  • снос ветхого одно- и двухэтажного жилья в центральной части города, которое порой представляет историческую ценность;
  • строительство жилой недвижимости в районах, максимально приближенных к технопаркам и коммерческой недвижимости в центре;
  • возведение арендованного жилья с целью компенсации высокой стоимости квадратных метров, например, комплекса общежитий в технопарке «Грабцево».

В 2014 году в Калуге введено 190000 кв. м. жилья, что на 14 % меньше чем за аналогичный период прошлого года. В среднем на одного жителя города приходится 0,88 кв.м. Строится 55 жилых домов и комплексов, это 6000 квартир и порядка 372000 кв.м., в частности жилые комплексы:

  • Радужный;

  • Правгород;
  • Хрустальный;
  • Солнечный.

Новостройки в основном представлены кирпичными и монолитными домами различной этажности, в том числе десяти этажными высотками и постройками средней этажности с индивидуальным отоплением.

Средняя площадь квартир в новостройках от 30 до 100 кв.м. Основные предложения - это одно-, двух-, трехкомнатные квартиры.

Стоимость новостроек По целому ряду субъективных и объективных причин по стоимости квадратного метра на первичном рынке жилья Калуга занимает одно из первых мест в Российской Федерации согласно оценки гильдии риэлтеров, уступая только Москве, Екатеринбургу, Хабаровску и Санкт-Петербургу. В структуре продаж первичный рынок значительно уступает вторичному рынку жилой недвижимости.

Город занимает второе место по росту цен на недвижимость в РФ. Так в январе 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стоимость жилья возросла на 3,4 %.

Средняя стоимость одного квадратного метра в новостройке составляет 48000 рублей. Квартиры представлены во всех ценовых диапазонах, начиная от «эконом» класса стоимостью 1,8 млн. рублей и заканчивая классом «элит» от 4 млн. рублей.

Районы города

Административно Калуга поделена на три округа:

  • Ленинский;
  • Московский;
  • Октябрьский.

Исторически в городе сформировалось несколько районов:

  • Кубяка (Куба) - северный район города, удаленность от центра - 25 минут на троллейбусе, застройка - в основном пятиэтажные «хрущевки»;
  • Байконур - располагается рядом с Кубякой, в этом районе живут преимущественно семьи ветеранов космической отрасли;
  • Северный - один из самых удаленных районов города, находится возле окружной дороги, соединенной с федеральной М3 Украина (между Северный и Байконуром строится новый жилой комплекс Радужный, на территории за микрорайоном располагаются коттеджные поселки);
  • Башмановка (Бушма) - восточный район города, где функционирует областная психиатрическая больница, состоит из частного сектора, панельных девятиэтажек и кирпичных пятиэтажек;
  • Тайфун - расположен на востоке, назван по имени размещенного там приборостроительного завода, строился с 1980 года, поэтому дома с удобной планировкой и рядом автосборочное предприятие Volkswagen;
  • Малинники - старейший северо-восточный район города, где размещены турбинный завод и большая промышленная зона, складские терминалы и базы, одна из депрессивных зон города;
  • Силикатный - северо-западный район, название происходит от завода силикатного кирпича, застройка в основном пятиэтажки и многоэтажные новостройки, отличается хорошей экологией и транспортной доступностью во многом благодаря строительству окружной дороги;
  • Подзавалье - еще один старейший район города, построен на холмах, спускающихся к Яченскому водохранилищу, преобладает частный сектор, местные жители говорят, что это «место, забытое Богом»;
  • Правый берег - территория на правом берегу Оки, один из самых динамически развивающихся районов города. Именно там строится жилищный комплекс Правгород;
  • Терепец - новый северный район, застройка начата с 1985 года, построен в лесном массиве, отличается хорошей экологией;
  • Анненки - район, построенный в Калужском Бору для медработников, именно там расположена областная клиническая больница и стадион;
  • ряд других, в частности Середа, Дубрава, Турынино.

Достопримечательности Калуги

Калуга - старинный город. Достопримечательности встречают приезжих уже с первых минут. Достаточно лишь обратить внимание на здание железнодорожного вокзала Калуга 1, построенного в 1874 году.

Центральная часть города - это сама история, двухэтажные дома солнечного цвета, тенистые аллеи создают иллюзию того, что попадаешь в Россию 18 -19 века с ее неповторимой и загадочной душой и кажется, что сейчас встретишь дам в изысканных нарядах, которых сопровождают элегантные кавалеры, а мимо промелькнет конный экипаж. Не случайно это самое излюбленное место кинематографистов, которые снимают исторические фильмы.

Из достопримечательностей Калуги отметим:

  • акведук через Березуйский овраг, построен в 1780 году, аналогов этого сооружения в России нет;
  • парки и скверы (Калужский Бор, Комсомольская роща, Парки культуры и отдыха, им. К.Э. Циолковского, сквер Мира);
  • присутственные места;
  • улица Театральная;

  • гостиный двор.

Калуга - это город, в который попадешь один раз, а в сердце и воспоминаниях он остается навсегда, потому что это и есть Россия с ее многовековой историей и будущим.

Тренировочные задания ОГЭ по теме: «Факторы размещения производства»

1 . В ближайшее десятилетие в Красноярском крае планируется увеличить количество металлургических центров. Сейчас на территории региона действуют Норильский и Красноярский центры, а также формируется Приангарский центр (Нижнее Приангарье и Эвенкия). Согласно проекту социально-экономического развития Красноярского края, в Приангарском районе будет развиваться алюминиевое производство: будет построен Богучанский алюминиевый завод (БогАЗ).

С каким субъектом РФ граничит Красноярский край?

1) Хабаровский край 3) Республика Бурятия

2) Республика Хакасия 4) Омская область

Какая особенность промышленности Нижнего Приангарья делает возможным создание здесь этого энергоёмкого производства?

2 . В рамках реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» осуществляется освоение железорудных месторождений. Крупнейшее из них – Таёжное месторождение, расположенное в верховьях реки Леглегер в Алданском районе. Оно находится в 120 км к югу от Алдана и в 150 км к северу от Нерюнгри и всего в 4 км от действующей железной дороги Беркакит – Томмот. На государственном балансе Таёжного месторождения числятся запасы 1255 млн т руды со средним содержанием железа 39,5%. Какая отрасль промышленности будет развиваться в этом регионе на базе железных руд? Укажите, какое полезное ископаемое, кроме железной руды, необходимое для развития этой отрасли промышленности, здесь имеется.

3 . Первый в Западной Сибири альтернативный источник тепла начали осваивать в селе Чистово Омской области. Рядом с селом есть подземный источник термальных вод, раньше он использовался только для снабжения жителей горячей водой. Затем жители села решили построить себе геотермальную станцию взамен котельной, работающей на мазуте. Теперь геотермальная энергия служит и для отопления социальных объектов и жилья.

В каком из перечисленных регионов России тепло подземных вод используется для отопления?

1) Воронежская область 3) Камчатский край

2) Вологодская область 4) Ненецкий АО

4 . В России сосредоточена четверть мировых лесных ресурсов. Наша страна является крупным поставщиком круглого леса на мировой рынок: сейчас экспорт из России составляет почти половину мирового экспорта. Известно, что значительно выгоднее вывозить продукцию лесоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, чем круглый лес. Минпромэнерго одобрило пять инвестпроектов лесоперерабатывающих предприятий. Один из проектов - строительство целлюлозно-бумажного комбината в Кировской области. Объясните, какие особенности природно-ресурсной базы Кировской области обусловили выбор этого региона для строительства целлюлозно-бумажного комбината. Укажите две причины.

5 . ОАО Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат – одно из старейших российских предприятий в своей отрасли. Комбинат находится на расстоянии 700 км от Санкт-Петербурга, он был основан в 1939 г. на берегу Выгозера, при железнодорожной станции Сегежа. Вокруг комбината вырос город

С красивым названием Сегежа. В те годы комбинат производил крафт-бумагу на самом мощном в Европе оборудовании. Сегежский комбинат стал крупнейшим производителем мешочной бумаги и бумажных мешков в России. Какими особенностями ЭГП Сегежи, кроме расположения на берегу Выгозера, можно объяснить размещение целлюлозно-бумажного комбината? Укажите две особенности.

В каком из регионов находится город Сегежа?

1) Республика Коми 3) Ленинградская область

2) Республика Карелия 4) Вологодская область

6 . Строительство Тольяттинского азотного завода, которому суждено было стать одним из лидеров мировой химической промышленности, началось в ноябре 1974 года. В настоящее время крупнейший в мире производитель аммиака «Тольяттинский азотный завод» производит также в большом количестве высококонцентрированное азотное удобрение карбамид. Производство азотных удобрений является сырьеёмким. Укажите особенность ЭГП г. Тольятти, благодаря которой обеспечивается снабжение завода сырьём для производства азотных удобрений.

7. В 2012 г. в России на острове Русский прошла встреча глав государств организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Для проведения этого мероприятия во Владивостоке построили несколько объектов, среди которых мост через бухту Золотой Рог и мост на остров Русский. На самом острове построены четыре мини-ТЭЦ и одна ветровая электростанция. Для работы ветровых электростанций требуются постоянные и достаточно сильные ветры, которые характерны для острова Русский.

Использование ветровых электростанций для производства электроэнергии имеет свои преимущества по сравнению с выработкой электроэнергии на ТЭС. Укажите два преимущества выработки электроэнергии на ветровых электростанциях по сравнению с ТЭС.

8 . Братский алюминиевый завод (БрАЗ) – один из крупнейших в мире производителей алюминия. Алюминий выплавляют из сырья (глинозёма), завозимого как из других промышленных центров России, так и из-за рубежа. Более 9/10 производимой продукции экспортируется в десятки стран мира. Город Братск расположен на реке Ангара, а значит, хорошо обеспечен водными ресурсами. Решение о размещении алюминиевого завода–гиганта именно в Братске было принято с учётом этой особенности природно-ресурсной базы, а также с учётом особенностей ЭГП и промышленности г. Братска.

Какие особенности ЭГП и промышленности г. Братска обусловили размещение здесь завода по выплавке алюминия? Укажите одну особенность ЭГП и одну особенность промышленности. Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

9 . Анжерский машиностроительный завод – ОАО «Анжеромаш», – находится в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области. Предприятие производит оборудование для нужд горнодобывающей промышленности. Основная продукция – шахтные конвейеры, станки, машины, широко используемые в современном горно-шахтном производстве, отличаются высоким качеством.

Чем можно объяснить размещение производства горного оборудования в городе Анжеро-Судженск (Кемеровская область)? Укажите две причины.

10 . Восточно-Сибирская металлургическая компания к 2014 г. планирует построить в г. Братске Иркутской области электрометаллургический завод, который будет перерабатывать лом чёрных металлов и производить строительную арматуру. На заводе будет установлено новейшее оборудование, позволяющее в одном производственном модуле совместить переработку металла и выпуск готовой продукции. Мощность завода – 500 тыс. т металла в год.

Какая особенность хозяйства г. Братска способствовала выбору места для создания энергоёмкого производства, о котором говорится в тексте?

11 . Предприятие железнодорожного машиностроения ООО «Уральские локомотивы», созданное в 2010 г., расположено в г. Верхняя Пышма в 7 км от Екатеринбурга. Принадлежит группе Синара и концерну Siemens AG. Завод выпускает грузовые магистральные электровозы постоянного тока с коллекторным тяговым приводом «СИНАРА» и грузовые магистральные электровозы с асинхронным тяговым приводом «ГРАНИТ». Ведётся подготовка к производству новых электропоездов «Ласточка» для зимней олимпиады в Сочи. Основной потребитель продукции – ОАО «РЖД». Производственный комплекс рассчитан на выпуск 120 грузовых локомотивов в год. Какая особенность промышленности Урала способствовала созданию в г. Верхняя Пышма предприятия «Уральские локомотивы»?

12 . Новый завод "Нуран-пласт" по производству композитных полимерных материалов для трубной и кабельной промышленности открыт в Высокогорском районе Татарстана. Завод стал первым предприятием в составе создаваемого кластера по переработке углеводородов и производства полимерных материалов с замещением импортных аналогов. Продукция завода – композиционный материал, гранулят – сырье для получения оболочки кабеля из сшитого полиэтилена.

Какая особенность хозяйства Республики Татарстан делает возможным бесперебойное снабжение завода по производству полимеров сырьём?

13 . В Омске в 2013 г. открыли комбинат по производству полимеров. Новый завод стал частью крупного нефтехимического кластера, который создается в регионе. Предприятие будет производить полипропилен не только для российских регионов, но и на экспорт. Омский завод – единственное в России предприятие, способное выпускать около ста марок полимерной продукции.

Какая особенность хозяйства Омска делает возможным бесперебойное снабжение комбината по производству полимеров в городе сырьем?

14 . В 2012 г. в Астрахани при участии Московского трубозаготовительного комбината и предприятия «Балластные трубопроводы СВАП» был открыт производственно-логистический комплекс «СВАП-Юг». К началу 2013 г. новый завод «СВАП-Юг» произвёл первые 55 км труб для подводных трубопроводов с утяжеляющим защитным балластным покрытием. Сейчас завод производит 1 км труб в сутки. Со временем мощность будет увеличена. Какая особенность природно-ресурсной базы региона, в котором находится г. Астрахань, способствовала созданию на его территории предприятия по производству труб для подводных трубопроводов?

15 . Альметьевский трубный завод (АТЗ) построен в 1966 г. в целях производства труб среднего диаметра. АТЗ расположен в Среднем Поволжье и считается одним из основных производителей труб для нефтяной и газовой промышленности в этом регионе. Хотя предприятие построено всего 36 лет назад, за прошедшее время оно трижды реконструировалось и сегодня представляет собой один из самых современных российских производственных комплексов. Какая особенность ЭГП г. Альметьевска, кроме близости к металлургическим предприятиям Урала, способствовала размещению в этом городе трубного завода?

16 . Первоуральский завод горного оборудования (ПЗГО) – одно из старейших предприятий тяжёлого машиностроения в России: история завода начинается в далеком XIX веке. Нефтегазовое оборудование, ленточные контейнеры, шахтные подъёмные сосуды и другие виды выпускаемой на заводе продукции зарекомендовали себя отличным качеством. Чем можно объяснить размещение в г. Первоуральске производства горного оборудования? Укажите две причины.

17 . Сокольский деревообрабатывающий комбинат (г. Сокол, Вологодская область) первым в стране освоил технологию производства клеёного бруса. Проектная мощность завода – 100 000 м3 клеёной древесины в год. Это одно из самых крупных предприятий в России по производству клеёного бруса и балок. Какая особенность природно-ресурсной базы Вологодской области способствует бесперебойному снабжению предприятия по производству клеёного бруса и балок необходимым сырьём?

18 . Созданный в 50-е гг. ХХ в., второй по мощности металлургический комбинат в России – «Северсталь» расположен в Вологодской области в городе Череповец на берегу Рыбинского водохранилища. В районе города Череповец нет месторождений ни железной руды, ни коксующихся углей, и при этом производство на заводе постоянно растёт. Выбор города Череповца в качестве площадки для сооружения металлургического завода не был случаен, он был определён особенностями ЭГП города.

Какие особенности ЭГП определили выбор Череповца для размещения здесь крупного металлургического комбината? Укажите две особенности.

19 . ОАО «Липецкий трактор» является одним из крупнейших производителей тракторов в России. Какие особенности хозяйства Липецкой области способствовали размещению тракторного завода в г. Липецке? Укажите две особенности. Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

20 . «Норильский Никель» стал совладельцем шинного завода «Супершина» (Красноярск), единственного в России производителя крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин для «БелАЗов» и другой большегрузной техники. История предприятия «Супершина» началась почти 10 лет назад со строительства на площадях Красноярского шинного завода (КШЗ) нового производства шин. Какая особенность хозяйства Красноярского края и соседних территорий определяет наличие здесь спроса на крупногабаритные и сверхкрупногабаритные шины для большегрузной техники?

21 . В городе Шахты (Ростовская область) с 2007 г. работает Ростовский электрометаллургический завод – новое современное предприятие. В 2008 г. рядом с этим заводом начато строительство «Южнорусского электрометаллургического завода». Сталеплавильные мощности нового завода составят 960 тыс. тонн в год. Наличие крупных потребителей металла как в Ростовской области, так и в соседних регионах позволит компании, управляющей заводами, быстро окупить затраты. Какие особенности хозяйства Ростовской области, кроме упомянутых в тексте, делают экономически целесообразным размещение в ней электрометаллургических производств? Укажите две особенности.

22 . Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ) – одно из крупнейших предприятий отрасли в России. Общий объём инвестиций, вложенных в строительство и оснащение завода, на текущий момент превышает 320 млн долларов. С момента запуска завода в 1998 г. на ТагАЗе накоплен богатый опыт производства легковых и коммерческих автомобилей. На ТагАЗе представлен полный цикл производств, включающий сварку, окраску кузовов и последующую сборку. Машинокомплекты поступают из Китая.

Какая особенность ЭГП г. Таганрога кроме близости потребителей продукции способствовала выбору этого города для создания автомобильного завода?

23 . 25 сентября 2009 г. в деревне Чудцы Бокситогорского района Ленинградской области состоялось официальное открытие первой очереди деревообрабатывающего комплекса ООО «ММ-Ефимовское». Новый завод по производству досок толщиной от 13 до 100 мм разместился на территории площадью 24 га. Какая особенность природно-ресурсной базы Ленинградской области способствовала строительству в Бокситогорском районе нового предприятия по производству пиломатериалов?

24 . В настоящее время ООО «Воронежский металлургический завод» осуществляет проект по строительству на базе уже существующего предприятия, которое занимается сбором и транспортировкой металлолома, ещё одного предприятия – сталеплавильного и прокатного завода производительностью 240 тыс. тонн в год сортового проката. Для осуществления проекта также планируется построить энергоцентр, мощностью более 50 МВт. Что, кроме наличия сырья, транспортных путей и возможной обеспеченности электроэнергией, делает эффективным размещение нового предприятия по производству стали и проката в г. Воронеже?

25 . Завод по производству кремния планируется построить в Абакане (Республика Хакасия). Кремний сегодня пользуется большим спросом. Он используется в электронной промышленности для выпуска полупроводников, а также в энергетике для производства солнечных батарей. На заводе будет создано около тысячи новых рабочих мест, необходимое количество рабочих рук в городе есть. Выбор места для строительства также объясняется тем, что новое производство является энергоёмким. Какая особенность промышленности Республики Хакасия, благоприятствует размещению на ее территории энергоемких производств? Укажите одну особенность.

26 . Город Гай расположен на Южном Урале, в 30–50 км к северу от городов Орска и Новотроицка. Главное предприятие города – Гайский горно-обогатительный комбинат. Сегодня Гайский ГОК даёт 86% валовой промышленной продукции города Гая и 60% его бюджета. Какой особенностью природно-ресурсной базы данного региона было обусловлено строительство в городе Гае горно-обогатительного комбината?

27 . АО «Котласский ЦБК» (юг Архангельской области, город Коряжма) – крупнейшее в России предприятие по комплексной безотходной химической переработке древесины. Котласский ЦБК вырабатывает более миллиона тонн целлюлозы разных видов, сотни тысяч тонн печатной и технической бумаги, картона, древесно-волокнистые плиты и другие виды продукции. Какая особенность природно-ресурсной базы Архангельской области, кроме наличия водных ресурсов, способствовала размещению в городе Коряжма ЦБК?

28 . В г. Сорочинске Оренбургской области построен маслоэкстракционный комбинат. Объём инвестиций в его строительство составил 2,8 млрд рублей. Мощности нового производства позволят перерабатывать 400 тыс. т сырья в год. Планируется, что предприятие будет ежегодно производить 177 тыс. т растительных масел. Укажите особенность сельского хозяйства Оренбургской области, которая способствовала созданию на территории области маслоэкстракционного завода.

29 . Бузулукский завод тяжёлого машиностроения (Оренбургская область) начинает свою историю с 1922 г. Во время Великой Отечественной Войны основным видом продукции было изготовление боеприпасов. Начиная с 1947 г., завод стал выпускать буровые станки. В настоящее время завод «Бузулуктяжмаш» производит не только буровые станки, но и технологические машины для алюминиевой промышленности, конвейеры и конвейерное оборудование для предприятий чёрной и цветной металлургии, для нефтяной промышленности. Какие особенности хозяйства Оренбургской области способствуют развитию данного производства на её территории? Укажите две особенности.

30 . Надвоицкий алюминиевый завод (г. Надвоицы, около 200 км к северу от Петрозаводска) был основан в 1954 г. Основная продукция – алюминий первичный в чушках, порошки алюминиевые, пудра алюминиевая, сплавы алюминиевые литейные, силумин (сплав алюминия с кремнием). В настоящее время Надвоицкий алюминиевый завод сокращает объёмы производства, что связано с подорожанием электроэнергии. Для спасения градообразующего предприятия есть два варианта – покупка Русалом, которому принадлежит завод, Ондской ГЭС, или перепрофилирование завода. Какая особенность производства первичного алюминия делает настолько важным стоимость электроэнергии для его производства?

31 . В сентябре 2012 г. в Белореченском районе Краснодарского края состоялся торжественный ввод в эксплуатацию предприятия по производству соков и сокосодержащих напитков. Проектная мощность нового предприятия –250 млн литров сока. Какая особенность сельского хозяйства Краснодарского края способствовала строительству в Белореченском районе нового предприятия по производству соков и сокосодержащих напитков?

32 . Лебедянский сахарный завод (Липецкая область) сейчас находится в стадии реконструкции. Модернизация сахарного завода позволит увеличить мощности предприятия и создать практически полностью безотходное производство. Планируется, что к 2014 г. общее количество перерабатываемого сырья за сезон сахароварения значительно возрастёт. Укажите особенность сельского хозяйства Липецкой области, благодаря которой будет обеспечено бесперебойное снабжение Лебедянского сахарного завода необходимым сырьем. Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

33 . Завод «Карелия ДСП» расположен в Медвежьегорском районе Республики Карелия. Свою первую продукцию – необлицованную древесно-стружечную плиту завод выпустил в 2001 г. Спустя год компания предложила потребителям новый продукт – ламинированную ДСП, которая получила высокие оценки отечественных и западных экспертов. Сейчас спрос на продукцию карельского завода намного превышает объёмы её выпуска.

Укажите особенность природно-ресурсной базы Республики Карелия, благодаря которой обеспечивается бесперебойное снабжение завода сырьём для производства ДСП.

34 . Город Усть-Илимск является крупным промышленным центром Иркутской области. Здесь построена мощная электростанция, обеспечивающая предприятия города дешёвой электроэнергией. Одно из ведущих предприятий города – целлюлозно-бумажный комбинат. Его основная продукция – товарная белёная целлюлоза, которая поставляется не только в регионы России, но и за рубеж. Какие особенности природно-ресурсной базы Иркутской области обусловили размещение в городе Усть-Илимске целлюлозно-бумажного производства? Укажите две особенности.

35 . Рязанский комбайновый завод – крупнейший в России производитель свёклоуборочной, сеноуборочной, почвообрабатывающей и картофелеуборочной техники. Первые картофелеуборочные комбайны Рязанский завод начал выпускать в конце 1964 г. Каждый последующий год завод увеличивал производство и прибыль, приобретал лучшее оборудование, расширял ассортимент выпускаемой продукции. Укажите особенность хозяйства Рязанской области, которая способствовала размещению в г. Рязани комбайнового завода.

36 . Новокузнецкий машиностроительный завод более 40 лет занимается производством горно-шахтного оборудования и горно-режущего инструмента. Номенклатура изделий предприятия насчитывает более 600 наименований. Предприятие выпускает более 30 видов бурового инструмента для бурения скважин на рудниках и угольных предприятиях. Помимо резцов на предприятии производятся и запасные части к ним. Чем можно объяснить размещение производства горно-шахтного оборудования и горно-режущего инструмента в городе Новокузнецке (Кемеровская область)? Укажите две причины.

37 . Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) – одна из крупнейших металлургических компаний в мире. НЛМК располагает современными производственными мощностями, которые по уровню технологичности не уступают ведущим западным производителям. Успешной работе компании способствует выгодное географическое положение в непосредственной близости от основных российских потребителей и ключевых транспортных путей. При производственной мощности более 15 миллионов тонн стали в год, НЛМК имеет самообеспеченность сырьём на 100%.

Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы изучить географические особенности Липецкой области?

1) Урала 3) Центральной России

2) Севера Европейской части России 4) Юга Европейской части России

Определите, какая особенность ЭГП комбината делает возможным надёжное обеспечение НЛМК сырьём.

38 . В 2013 г. в Калуге в индустриальном парке «Грабцево» открыт завод по производству автомобильных стекол «Фуяо Стекло Рус». Китайская компания "FUYAO Glass Industry" приняла решение о строительстве завода по производству флоат-стекла и запуске полного цикла производства, объем инвестиций составил более 10 млрд. рублей. На первом этапе работы предприятия создано 300 рабочих мест. Планируется создание 2000 рабочих мест. Какая особенность промышленности Калужской области объясняет размещение завода по производству автомобильных стёкол? Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

39 . Производственное объединение «Гормаш» в г. Киселёвске (Кемеровская область) специализируется на производстве горно-шахтного оборудования, которое пользуется спросом на всех угледобывающих предприятиях Кузбасса. Какая особенность хозяйства Кемеровской области, кроме развития отраслей горнодобывающей промышленности – потребителя производимой продукции, способствовала размещению в г. Киселёвске производства горно-шахтного оборудования?

40 . В Омске находится крупнейший в азиатской части России нефтеперерабатывающий завод, который начал действовать с середины ХХ в. Ежегодно здесь перерабатывается 27 млн т нефти. Его продукция – различные виды топлива, нефтепродукты, изделия нефтехимии и др., отвечает современным требованиям. Какие особенности экономико-географического положения г. Омска кроме соседства с нефтедобывающими районами способствуют успешному развитию этого предприятия? Укажите две особенности.

41 . Минпромэнерго одобрило пять инвестпроектов строительства лесоперерабатывающих предприятий, объем инвестиций в каждый - 0,8-2 млрд евро. Один из проектов - строительство целлюлозно-бумажного комбината в Костромской области. Объясните, какие особенности природно-ресурсной базы Костромской области обусловили выбор этого региона для строительства целлюлозно-бумажного комбината. Укажите две особенности.

42 . ОАО «Пиломатериалы «Красный Октябрь» (г. Пермь) запустило новый древообрабатывающий комплекс. Масштабная модернизация производственных мощностей была завершена в мае 2013 г., ее ключевым этапом стала установка лесопильного комплекса шведской компании, увеличившего производственную мощность «Красного Октября» в 2,5 раза.

Укажите особенность природно-ресурсной базы Пермского края, благодаря которой новое предприятие будет обеспечено необходимым сырьём. Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.