А н островский весенняя сказка. Весенняя сказка «Снегурочка». Последний подарок Весны

Краткое содержание сказки

Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме -леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди -свита Весны. Холодом встречает Весну страна берендеев, а все из-за заигрываний Весны с Морозом, старым дедом, признается сама Весна.

Родилась у них дочка -Снегурочка. Весна боится ссориться с Морозом ради дочери и вынуждена терпеть все. Рассержено и само «ревнивое» Солнце. Поэтому и зовет Весна всех птиц согреться пляской, как поступают и сами люди в холода. Но только начинается веселье -хоры птиц и их пляски, -как поднимается вьюга. Весна прячет птиц в кусты до нового утра и обещает их согреть. Тем временем из лесу выходит Мороз и напоминает Весне, что у них есть общее дитя.

Мороз, Весна, Снегурочка. Снегурочка (Весенняя сказка) А. Н. Островский, иллюстрация Адриана Михайловича Ермолаева

Каждый из родителей по-своему заботится о Снегурочке. Мороз хочет спрятать её в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном терему. Весна хочет другого будущего для дочки: чтобы жила она среди людей, среди веселых подруг и ребят, играющих и пляшущих до полуночи. Мирная встреча переходит в cпop. Мороз знает, что бог Солнца берендеев, горячий Ярило, поклялся погубить Снегурочку.

Как только в её сердце зажжется огонь любви, он растопит её. Весна не верит. После ссоры Мороз предлагает отдать их дочь на воспитание к бездетному Бобылю в слободку, там и парни вряд ли будут обращать внимание на их Снегурочку. Весна соглашается.
Мороз вызывает из лесу Снегурочку и спрашивает, не хочет ли она жить с людьми. Снегурочка признается, что давно тоскует по девичьим песням и хороводам, что нравятся ей песни молоденького пастуха Леля.

Снегурочка,художник А. М. Ермолаев

Это особенно пугает отца, и он наказывает Снегурочке больше всего на свете остерегаться Леля, в котором живут «палящие лучи» Солнца. Расставаясь с дочкой, Мороз поручает заботу о ней своим «лешуткам» лесным. И, наконец, уступает место Весне. Начинаются народные гулянья -проводы Масленицы. Берендеи песнями встречают приход Весны.
Пошел Бобыль в лес за дровами и видит Снегурочку, одетую, как боярышня. Захотела она остаться жить у Бобыля с Бобылихой приемной дочкой.

Бобыль и Бобылиха. В.М. Васнецов

Непросто живется Снегурочке у Бобыля с Бобылихой: названные родители сердятся, что она своей излишней стыдливостью и скромностью отвадила всех женихов и им не удается разбогатеть с помощью выгодного брака приемной дочки. К Бобылям приходит на постой Лель, потому что они одни за деньги, собранные другими семьями, готовы его пустить в дом. Остальные боятся, что их жены и дочери не устоят перед обаянием Леля.

Снегурочка и Лель. Васнецов, эскиз

Снегурочка не понимает просьб Леля о поцелуе за песню, о подарке-цветке. Она с удивлением срывает цветок и дарит его Лелю, но тот, спев песню и увидев других девушек, зовущих его, бросает уже увядший цветок Снегурочки и убегает к новым забавам.

Многие девушки ссорятся с парнями, которые невнимательны к ним из-за увлечения красотой Снегурочки. К Снегурочке ласкова только Купава, дочь богатого слобожанина Мураша. Она сообщает ей о своем счастье: к ней посватался богатый торговый гость из царского посада Мизгирь. Тут появляется и сам Мизгирь с двумя мешками подарков -выкупом за невесту для девушек и парней.

Купава вместе с Мизгирем подходит к Снегурочке, которая прядет перед домом, и зовет её в последний раз поводить девичьи хороводы. Но увидев Снегурочку, Мизгирь страстно влюбился в нее и отверг Купаву. Он приказывает нести свою казну в дом Бобыля. Снегурочка сопротивляется этим переменам, не желая зла Купаве, но подкупленные Бобыль с Бобылихой заставляют Снегурочку даже прогнать Леля, чего требует Мизгирь.

Мизгирь и Купава. Васнецов, эскиз 1885-1886

Потрясенная Купава спрашивает Мизгиря о причинах его измены и слышит в ответ, что Снегурочка завоевала его сердце своей скромностью и стыдливостью, а смелость Купавы кажется ему теперь предвестием будущей измены. Оскорбленная Купава просит защиты у берендеев и шлет проклятия Мизгирю. Она хочет утопиться, но Лель останавливает её, и она без чувств падает ему на руки. В покоях царя Берендея происходит разговор между ним и его приближенным Бермятой о неблагополучии в царстве: уже пятнадцать лет Ярило немилостив к берендеям, зимы все морознее, весны все холоднее, а кое-где и летом лежит снег.

Берендейки в «Снегурочке». В.Васнецов.

Берендей уверен, что Ярило гневается на берендеев за охлаждение их сердец, за «стужу чувств». Чтобы угасить гнев Солнца, Берендей решает умилостивить его жертвой: в Ярилин день, назавтра, связать, брачными узами как можно больше женихов и невест. Однако Бермята сообщает, что из-за какой-то Снегурочки, объявившейся в слободе, все девушки перессорились с парнями и найти женихов и невест для бракосочетания невозможно.

Тут вбегает брошенная Мизгирем Купава и выплакивает царю все свое горе. Царь приказывает найти Мизгиря и созвать бе-рендеев на суд. Приводят Мизгиря, и Берендей спрашивает Бермяту, как покарать его за измену невесте. Бермята предлагает заставить Мизгиря жениться на Купаве. Но Мизгирь смело возражает, что его невеста - Снегурочка.

Купава тоже не хочет выходить замуж за изменника. У берендеев нет смертной казни, и Мизгиря приговаривают к изгнанию. Мизгирь лишь просит царя самого взглянуть на Снегурочку. Увидев пришедшую с Бобылем и Бобылихой Снегурочку, царь поражен её красотой и нежностью, хочет найти для нее достойного мужа: такая «жертва» наверняка задобрит Ярилу.

Снегурочка признается, что сердце её не знает любви. Царь обращается за советом к своей супруге. Елена Прекрасная говорит, что единственный, кто сможет растопить сердце Снегурочки, - Лель. Лель зовет Снегурочку до утреннего солнца свивать венки и обещает, что к утру в её сердце проснется любовь. Но и Мизгирь не хочет уступать Снегурочку сопернику и просит позволения вступить в борьбу за сердце Снегурочки. Берендей позволяет и уверен, что на заре берендеи с радостью встретят Солнце, которое примет их искупительную «жертву». Народ прославляет мудрость своего царя Берендея.

На вечерней заре девушки и парни начинают водить хороводы, в центре - Снегурочка с Лелем, Мизгирь же то появляется, то исчезает в лесу. Восхищенный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. Снегурочка хочет, чтоб Лель выбрал её, но Лель выбирает Купаву. Другие девушки мирятся со своими милыми, прощая им былые измены. Лель ищет Купаву, ушедшую домой с отцом, и встречает плачущую Снегурочку, но ему не жаль её за эти «ревнивые слезы», вызванные не любовью, а завистью к Купаве.

Эскиз афиши к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Художник К.А. Коровин

Он говорит ей о тайных любовных ласках, которые ценнее публичного поцелуя, и только за настоящую любовь готов повести её утром встречать Солнце. Лель напоминает, как он плакал, когда Снегурочка прежде не ответила на его любовь, и уходит к парням, оставив Снегурочку ждать. И все же в сердце Снегурочки пока живет не любовь, а только гордость за то, что именно её поведет Лель встречать Ярилу. Но тут Мизгирь находит Снегурочку, он изливает ей свою душу, полную жгучей, настоящей мужской страсти.

Он, никогда не моливший у девушек любви, падает перед ней на колени. Но Снегурочке страшна его страсть, страшны и угрозы отомстить за унижение. Она отвергает и бесценный жемчуг, которым Мизгирь пытается купить её любовь, и говорит, что обменяет свою любовь на любовь Леля. Тогда Мизгирь хочет силой получить Снегурочку. Она зовет Леля, но на помощь ей приходят «лешутки», которым отец Мороз поручил беречь дочку.

Елена Катульская в роли Снегурочки в опере Н. А. Римского-Корсакова « Снегурочка

Они уводят Мизгиря в лес, маня его призраком Снегурочки, в лесу он и плутает всю ночь, надеясь настичь Снегурочку- призрак.
Тем временем даже сердце жены царя растопили песни Леля. Но пастух ловко увертывается и от Елены Прекрасной, оставляя её на попечение Бермяты, и от Снегурочки, от которой он убегает, завидя Купаву. Именно такой безоглядной и горячей любви ждало его сердце, и он советует Снегурочке «подслушивать» горячие Купавины речи, чтоб научиться любить. Снегурочка в последней надежде бежит к матери Весне и просит её научить настоящему чувству.

Актриса Алябьева в роли Весны в пьесе «Снегурочка»;
Виктор Васнецов. Весна. Эскиз к спектаклю «Снегурочка»;
Надежда Забела (Врубель) в роли Снегурочки (1890).

В лесном краю Костромской области среди чудесной природы расположено «Щелыково», бывшая усадьба, а теперь музей-заповедник великого русского драматурга А. Н. Островского.

Островский впервые попал в эти места еще молодым человеком. Ему было двадцать пять лет.

С тех пор у писателя появилась заветная мечта – поселиться в Щелыкове. Эту мечту он смог осуществить только спустя 19 лет, когда вместе с братом выкупил имение у своей мачехи. Став совладельцем усадьбы, Островский каждый год приезжал туда в начале мая и уезжал только поздней осенью.

Природа представала перед ним в ярком разнообразии, меняя свои одежды. Он наблюдал ее возрождение, пышное цветение и увядание.

Были у него здесь и свои излюбленные места.

Островский с ранних лет отличался страстью к рыбной ловле. На плотине извилистой речушки Куекши он проводил долгие часы с удочками. Около крутых берегов реки Сендеги его можно было видеть с острогой . На широкую реку Меру, впадающую в Волгу, он выезжал с неводом.

Большое удовольствие составляли для писателя прогулки по окрестным деревушкам, лесным урочищам и полянам.

Он часто ходил в рощу со странным названием «Свинкин лес». В этой роще росли вековые березы.

Александр Николаевич спускался с горы, на которой расположена усадьба, к старому руслу реки Куекши и расхаживал по широкой долине, служившей для окрестной молодежи местом праздничных игр и развлечений. В верхней части этой покатой долины бьет ключик. Во времена Островского здесь каждой весной устраивалась ярмарка, которая собирала толпы народа.

Писатель посещал и круглую поляну около деревни Лобаново. Окруженная лесом, она также являлась местом воскресного отдыха крестьянской молодежи. Тут драматург наблюдал хороводы и слушал песни.

Островский нередко бывал в селении Бережки у своего приятеля И. В. Соболева, искусного резчика по дереву. Необычайная тишина этого лесного уголка, малолюдность (там было всего несколько домов) и своеобразная северная архитектура высоких, с острым верхом амбаров, принадлежавших жителям этого селения, создавали впечатление какой-то отрешенности от мира, сказочности.

Были у Островского и другие нравившиеся ему места.

Его привязанность к Щелыкову с годами лишь крепла. Свое восхищение красотами щелыковской природы он не раз высказывал в письмах к друзьям. Так, 29 апреля 1876 года он писал художнику М. О. Микешину: «Жалко, что ты не пейзажист, а то побывал бы у меня в деревне; подобного русского пейзажа едва ли где найдешь».

Наблюдения Островского за людьми и природой щелыковских окрестностей отразились во многих его произведениях.

Наиболее ярко сказались они в весенней сказке «Снегурочка» (1873). Основу этого поэтического произведения составили народные сказки, предания и легенды, обряды и обычаи, присказки и песни, с которыми писатель знакомился с детских лет. Он расцветил народную фантазию яркими красками собственного вымысла, насытил произведение тонким юмором и вставил образы своей сказки в раму живописной щелыковской природы.

«Снегурочка» – сказка о красоте могучей, вечно обновляющейся природы и в то же время о человеческих чувствах, о народе, его стремлениях и мечтах.

В этом жизнеутверждающем произведении Островский рисует свой идеал общественной жизни, определяющий справедливые красивые человеческие взаимоотношения.

Драматург начинает свою сказку встречей Мороза и Весны на Красной горке.

Строитель ледяных дворцов, хозяин и повелитель вьюг и метелей Мороз – поэтическое воплощение зимы, холода, леденящего природу. Весна-Красна, появляющаяся в сопровождении птиц, – это теплое дуновение и свет, проникающие в царство зимы, олицетворение все оплодотворяющей силы, символ пробуждающейся жизни.

Девочка Снегурочка – прекрасное дитя Мороза и Весны. В ее душе есть холод – суровое наследие отца, но в ней заложены и живительные силы, сближающие ее с матерью Весной.

Мороз и Весна отдали Снегурочку, когда ей исполнилось 15 лет, в заречную слободу Берендеева посада, столицы царя Берендея. И вот Островский рисует перед нами царство счастливых берендеев.

Что натолкнуло поэта на мысль создать образ сказочного Берендеева царства?

Островский слышал, очевидно, о том, что во Владимирской губернии существует Берендеево болото. С ним связывали предание о древнем граде берендеев. Это предание и могло подсказать Островскому фантастический образ Берендеева царства.

Русский деревенский быт, старинные обряды и обычаи, народные типы, которыми Островский любовался в Щелыкове, помогли ему воссоздать облик веселых берендеев.

Замечательная особенность сказки Островского в том, что она фантастична и одновременно истинна, что в ее условных, причудливых образах явственно видится глубокая правда человеческих чувств.

Островский воплотил в Берендеевом царстве народную мечту о сказочной стране, где властвуют мирный труд, справедливость, искусство и красота, где люди свободны, счастливы и веселы.

Царь Берендей олицетворяет народную мудрость. Это «отец земли своей», «за всех сирот заступник», «блюститель мира», уверенный, что свет «правдой и совестью только и держится». Берендею чужды кровавые дела войны. Держава его славна своей трудовой, мирной и радостной жизнью. Он – философ, труженик и художник. Искусной кистью расписывает Берендей свои палаты, наслаждается роскошными красками природы.

Берендей и веселье любит. Его ближний боярин Бермята – шутник и остроумец, которому царь поручает устройство народных забав и игрищ.

Островский восхищается в своей сказке простым народом – благородным, гуманным, жизнерадостным, неутомимым в труде и веселье.

Царь Берендей, обращаясь к поющим и пляшущим берендеям, говорит:

Народ великодушный

Во всем велик: мешать с бездельем дело

Не станет он – трудиться так трудиться,

Плясать и петь – так вдоволь, до упаду.

Взглянув на вас разумным оком, скажешь,

Что вы народ честной и добрый, ибо

Лишь добрые и честные способны

Так громко петь и так плясать отважно.

Внутренний мир берендеев ярко раскрывается в их влечении к искусству. Они любят песни, пляски, музыку. Их дома расписаны разноцветными красками, украшены причудливой резьбой.

Берендеи отличаются крепкими нравственными устоями. Высоко чтут они любовь. Для них любовь – выражение самых лучших чувств человека, его служение красоте.

Ниже мы характеризуем пьесу-сказку А.Н.Островского, делая нужные, с нашей точки зрения, акценты.

Феерия «Снегурочка» появилась сто сорок лет назад, в 1873 году, в журнале «Вестник Европы». Всё было необычно в этой пьесе: жанр (пьеса-сказка, феерия); сочетание драматического стихотворного текста с музыкой и элементами балета; сюжет; герои — боги, полубоги, рядовые жители страны — берендеи; фантастика, органически слитая с реалистическими, нередко бытовыми картинами; народный язык, включающий в себя элементы просторечия и, с другой стороны, переходящий в некоторых местах в высокую поэтическую, торжественную речь.

В критической литературе высказано мнение, что появление такой пьесы было связано со случайными обстоятельствами: в 1873 году Малый театр был закрыт на ремонт, труппа перешла в здание Большого театра, чтобы занять артистов драматического и оперно-балетного театра, руководство решило попросить А.Н.Островского написать соответствующую пьесу. Он согласился.

На самом деле всё обстояло серьёзнее. Переезд Малого театра явился лишь поводом, толчком к осуществлению задуманного Островским театрального жанра. Интересы драматурга давно были связаны с пьесами такого рода, фольклор был его любимой и родной стихией, и народная феерия занимала его мысль задолго до 1873 года и значительно позже.

«В праздничный день, — писал он в 1881 году, — тянет всякого трудового человека провести вечер вне дома … Хочется забыть скучную действительность, хочется видеть другую жизнь, другую обстановку, другие формы общежития. Хочется видеть боярские, княжеские хоромы, царские палаты, хочется слышать горячие и торжественные речи, хочется видеть торжество правды».

Действие развёртывается в сказочной стране берендеев, как пишет драматург, в «доисторическое время». Название племени берендеев встречается в «Повести временных лет». Слышал писатель и устные рассказы о древнем граде берендеев и царе Берендее».

Перед зрителем проходят мифологические персонажи — боги (Ярило), полубоги (Мороз, Весна-Красна), дочь Мороза и Весны-Красны Снегурочка (дитя брака, противного Яриле), лешие, говорящие птицы, оживающие кусты, призраки. Но вся эта фантастика тесно сочетается с реалистическими, бытовыми сценками. Великий реалист, бытописатель не мог заковать своё воображение в рамки художественной фантастики.

Живая реальная жизнь врывается в пьесу и придаёт особую яркость времени и месту её действия.

Чертами неповторимых характеров наделены Снегурочка, Купава, Лель, Мороз, Весна-Красна, Мизгирь. Есть в них что-то от людей времён Островского и более поздних лет.

Диалог Мороза и Весны-Красны о будущем дочери по тону неотличим даже от разговоров родителей нашего времени. Бобыль – сколок с типичного крестьянина-бездельника, любителя выпить, даже Ярило предстаёт в облике молодого пария в белой одежде с человечьей головой в одной руке и ржаным снопом в другой (как его рисовали в народных сказаниях в некоторых местах Руси).

Следов первобытно-общинного строя в пьесе-сказке не так-то много (по преимуществу мифологические образы). Зато доказательств условности «доисторического времени» предостаточно.

Прежде всего отметим социальное неравенство в берендеевом царстве. Общество разделено на богатых и бедных, причём последние открыто завидуют первым. Не говоря уже о Бобылихе, которая мечтает «мошну набить потолще» и командовать в семье, как Кабаниха, обратим внимание на чистую и благородную Купаву, которая, собираясь замуж за Мизгиря, так рисует своё будущее: «8 его дому, в большом посаде царском, / На всём виду, богатою хозяйкой / Зацарствую…

Богатей Мураш отказывается принять на ночь пастуха Леля, презирая его как бедняка и не веря в его честность: «Поклонами обманывай других, / А мы тебя, дружка, довольно знаем, / Что бережно, то цело, говорят».

Неслучайно в ремарке к первому действию читаем: «С правой стороны бедная изба Бобыля, с пошатнувшимся крыльцом; перед избой скамья; с левой стороны большая разукрашенная резьбой изба Мураша; в глубине улица; через улицу хмельник и пчельник Мураша». Небольшая зарисовка приобретает символический характер.

В Берендеевом царстве сильны элементы общественной иерархии. Говорящие птицы, распевая о своём жизнеустройстве, по существу, воссоздают картину социального строя берендеев; у них воеводы, подьячие, бояре, дворяне (это в «доисторическое время»), крестьяне, холопы, сотники, люди разных профессий и положения: земледельцы, целовальники, рыболовы, купцы, хозяева, слуги, бирючи, отроки, скоморохи.

Венчает всю эту пирам иду царь со своим верным помощником боярином Бермятой. Можно ли жизнь берендеев считать своеобразной идиллией, безмятежной и счастливой, как говорят некоторые исследователи?

Да, в сравнении с окружающим миром, где идут непрерывные войны (о них, изображённых красками «Слова о полку Игореве», поют скоморохи), земля берендеев может показаться райским уголком.

За мирную жизнь, за относительную свободу, за возможность в любом затруднительном случае обратиться к царю берендеи восхваляют без всякой меры -премудрого отца земли своей. И эту хвалу царь принимает как должную.

Тем не менее жизнь в Берендеевом царстве далека от идеала. Недаром действие пьесы открывают слова Весны-Красны:

Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.

Это замечание относится не только к погоде, далее выясняется, что верховное божество Ярило (Солнце) гневается на берендеев за то, что Мороз и Весна-Красна, нарушив каноны и традиции, вступили в брак и произвели на свет небывалое существо — красавицу-девушку. Ярило поклялся страшной клятвой погубить и эту девушку — Снегурочку, и её отца, и навлёк всякие неприятности на жителей страны (впрочем, эти неприятности они испытывали и без воли Ярилы).

Сам царь вынужден признать, что давно не видит благополучия в народе. И дело не только в том, что, по словам Бермяты, соотечественники «воруют понемногу» (этот грех непростителен, но исправим с точки зрения царя), дело в том, что изменилось моральное состояние жителей страны:

Исчезло в них служенье красоте …
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть…

Люди завидуют богатству, любовники нередко изменяют друг другу, готовы вступить в драку с соперником. Бирючи, сзывающие берендеев на сходку к царю, в шутливой форме дают злые, но правдивые характеристики современникам: «Государевы люди: / Бояре, дворяне, / Боярские дети, / Весёлые головы / Широкие бороды! /У вас ли, дворяне, / Собаки борзые, / Холопы босые! / Гости торговые, / шапки бобровые, / Затылки толстые, / Бороды густые, / Кошели тугие. / Дьяки, подьячие, / Парни горячие, / Ваше дело волочить да жать, / да руку крючком держать (т. е. брать мзду, взятки) / Старые старушки / Ваше дело; намутить, наплесть, / Сына со снохой развесть. / Молодые молодцы, / Удалые удальцы, /люди за дело, / Вы за безделье. / Ваше дело по теремам поглядывать, / Девок выманивать».

Такое «доисторическое время» мало чем отличается от более поздних времён — великий драматург остаётся верен себе в разоблачении людских пороков и недостатков. Едва ли неправа исследовательница, когда пишет, что «берендеевское общество жестоко, оно живёт уже не по природным, а человеческим законам, прикрывая своё несовершенство желаниями Ярипы-Солнца».

Здесь следует добавить несколько слов о царе. В критической литературе его фигура оценивается положительно. Он действительно обеспечил мир своему народу, во всяком случае, не пустился в безрассудные войны, он много думает о счастье молодых людей, не чурается общаться с рядовыми берендеями, в какой-то мере не чужд искусству- разрисовывает свой дворец. Но беспредельная власть, как обычно, наложила отпечаток на его мысли, чувства и поведение.

Он убеждён, что воле царя нет границ. Когда он решает собрать всех влюблённых и в торжественный Ярилин день устроить коллективную свадьбу, а Бермята сомневается в возможности такого праздника, царь в гневе восклицает: Что? Чего нельзя, бермята? Невозможно исполнить то, чего желает царь? В уме ли ты?

Узнав от Купавы, что Мизгирь изменил ей ради Снегурочки, он считает Мизгиря преступником, достойным смертной казни. Но так как «в нашем уложенье кровавых нет законов», царь от имени народа приговаривает Мизгиря к остракизму — вечному изгнанию- и призывает тех, кто хочет до исхода ночи (не позднее!) влюбить в себя Снегурочку.

Правда, влюблённости и разочарования в Берендеевом царстве вспыхивают и гаснут со скоростью спички, но такова традиция литературы, идущая еще от эпохи Возрождения, — вспомним Ромео и Джульетту, которые полюбили в считанные секунды, по сути, не узнав друг друга. Но даже с учётом этой традиции приказание царя выглядит актом произвола.

Услышав, что появление Снегурочки на Берендеевой земле вызвало полный переполох среди молодых людей из-за ревности, царь приказывает Бермяте «уладить всех и примирить до завтра» (!), а Снегурочке — искать себе «по сердцу друга».

Наступает обещанный праздник, друг — Мизгирь — найден, молодые люди влюблены без памяти, но мстительный Ярило помнит свою клятву. Горячая страсть губит Снегурочку, она тает под воздействием солнечных лучей. Мизгирь кончает жизнь самоубийством, и царь, который незадолго до этого восхищался красотой Снегурочки и обещал устроить пир горой тому, кому «удастся до рассвета Снегурочку увлечь любовью», теперь торжественно произносит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут. Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье,
Холодная Снегурочка погибла.

Теперь, верит царь, Ярило прекратит свои акты мести и «взглянет на преданность покорных берендеев». царь больше всего обожает покорность подданных себе и высшему божеству — Яриле-Солнцу. Вместо траурной он предлагает запеть веселую песню, и подданные с удовольствием исполняют волю царя. Гибель двух людей в сравнении с жизнью массы значения не имеет.

Вообще вся пьеса Островского, при всей её кажущейся весёлости, построена на антитезе, создающей противоречивую, порой безрадостную картину. Тепло и холод, богатство и бедность, любовь и неверность, довольство жизнью и зависть, война и мир, в более широком плане — добро и зло, жизнь и смерть противопоставлены друг другу и определяют и общую атмосферу Берендеева царства, и противоречия и дисгармоничность в характерах действующих лиц.

Враждебное начало проникло даже в космос. Ярило-Солнце, благодатное солнце, дающее богатство и радость землянам, насылает на берендеев непогоду, неурожаи, всякие горести и губит ни в чём не повинную незаконную дочь незаконных родителей, мстя не только Морозу, но и близкой себе по духу Весне-Красне, лишая её любимой дочери.

Если говорить о философском аспекте пьесы, то перед нами не воплощение мечты об идеальном «доисторическом» царстве, а сказочное произведение, проникнутое жаждой гармонии жизни в настоящем и будущем. Этой гармоний лишено Берендеево царство, этой гармонии нет и в характере главной героини.

В ней слилась физическая красота с душевным благородством, какая-то почти детская наивность и беззащитность с сердечной холодностью, неспособностью любить. Отчаянная попытка выйти за пределы обозначенного природой круга вызывает нечеловеческое напряжение сил и эмоций и заканчивается трагедией.

Можно сказать, что задумка драматурга показать «другую жизнь, другую обстановку», чтобы зрители хотя бы на время забыли «скучную действительность», удалась не совсем. Зато в полной мере удалось изображение правды жизни, о чём А.Н.Островский писал в цитированном выше письме.

Привлекает настойчивое и неуёмное стремление главной героини переломить свою судьбу, её высокое понимание любви, ради которой можно принять гибель:

Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слёз …
Всё, что есть на свете дорогого,
Живёт в одном лишь слове. Это слово
Любовь.

Своими песнями, мягкостью натуры её очаровывает сначала Лель. Мать напоминает ей, что Лель — любимый сын Солнца, враждебного отцу Снегурочки.
Ни Леля я, ни Солнца не боюсь, —
отвечает она …
… Счастья
Найду иль нет, а поищу.

Любовь превыше всего, дороже земного существования — таков лейтмотив пьесы. Как отмечается в критической литературе, «в поздней фазе творчества (со второй половины 1870-х годов) главной заботой драматурга стала судьба любящей женщин.

В хронологическом промежутке между «Грозой» и «Бесприданницей» Островский создаёт феерию «Снегурочка». И те несчастная судьба женщины, хотя и в сказочной трактовке, на первом плане. Физический холод, которым окружает дочь Мороз-отец перенести можно — душевный холод нестерпим. Любовь согревает, делает человека человеком. Это великое чувство, но оно требует от влюблённого готовности бороться за свое счастье.

Иногда, к сожалению, высокое романтическое чувство завершается трагически — по ряду причин, среди которых — конфликт с обществом или надземными силам, как это показывали классики далёких и более близких к нам времён и как прямо указал А.Н. Островский в своей пьесе-сказке.

Но сила духа гибнущего героя рождает глубокое уважение к нему со стороны воспринимающего искусство и не проходит бесследно для сознания и эмоционального мир читателя и зрителя. С этих позиций может оценить трагедию Снегурочки.

5 (100%) 2 votes

Основа сюжета сказки – история жизни Снегурочки, дочери Весны и Мороза. Девушке очень хотелось на волю к людям, поэтому родители разрешили ей жить у бездетных Бобылей. Снегурочка не знает любви. Она просит свою мать наградить ее этим чувством, несмотря на то, что может растаять от любви. Снегурочка влюбляется в Мизгиря, который тоже влюблен в нее, и тает с первыми лучами летнего солнца. Мизгирь от своего горя тоже погибает – кидается с горы в озеро.

Главная мысль произведения – это великое чувство любовь, за которое не жалко отдать жизнь. Оно абсолютно естественно и неизбежно для всех людей.

Читать краткое содержание сказки Островского Снегурочка

События данной сказки происходят в доисторические времена стране берендеев.

Начало весны, преддверие масленицы. Красная горка, вся покрыта снегом. В полночь, появляется Весна-Красна со своей свитой птиц. Сильный мороз, начинается вьюга.

Весна признает, сама виновата в том, что мерзнет она и птицы. Не надо было заигрывать со старым Дедом-Морозом шестнадцать лет назад. У них есть общая дочь – Снегурочка. Поэтому нельзя Весне ссориться с Морозом. А он этим пользуется – окутал холодом саму Весну и берендеев.

Солнце сердится на них за длительные холода.

Появляется Дед-Мороз.

Мирная беседа Мороза с Весной о дочери перерастает в спор. Весна считает, что ей скучно в лесу жить среди зверей. Снегурочке нужна свобода, общение с людьми, подружками и ребятами, любовь. Мороз категорически против. Он настаивает на том, что место девушки в лесу – с зайчатами, куницами и белками. В итоге они договариваются отдать Снегурочку бездетной семье Бобылей. Там работы у девушки будет много, да и парням нет корысти к ней приставать.

Ходит слух, что если Снегурочка полюбит кого-нибудь, то нет спасения ей – Солнце растопит ее.

Дед-Мороз зовет Снегурочку. Он интересуется, не хочет ли девушка пойти жить к людям. Снегурочка признается, что уже давно мечтала об этом. Ей нравятся песни пастуха Леля и хороводы. Мороза расстроил ответ дочери. Но он, скрепя сердцем, отпустил Снегурочку к людям, дав при этом наказанье – опасаться пастуха Леля и Солнца.

Мороз берет с леших обещанье защищать и оберегать Снегурочку от злых людей и уходит. Начинается весна.

Берендеи веселыми гуляньями встречают весну и празднуют Масленицу. Бобыль пошел в лес нарубить дров и встретил там Снегурочку. Он очень удивился и позвал свою жену Бобылиху. Познакомившись с ними, Снегурочка просит Бобылей взять ее к себе приемной дочерью. Забрали Бобыли девушку к себе, рассчитывая найти ей богатого жениха и нажиться на этом.

Нелегко приходится Снегурочке у Бобылей. Девушка излишне стыдлива и скромна, чем и вызвала недовольство названых родителей. Всем женихам отказала, не может она ни в кого влюбиться.

Многие парни в слободке сражены красотой Снегурочки, и перессорились они со своими девушками. Подружек поэтому у нее почти не было. Одна Купава, дочь Мураша, со Снегурочкой дружит.

Купава поделилась с подружкой своим счастьем, что у нее взаимная любовь с гостем из царского посада – Мизгирем. Девушка хочет познакомить Снегурочку со своим женихом.

Тут появляется Мизгирь с дорогими подарками и сватается к Купаве. Но как увидел он Снегурочку, так сразу про свою невесту и забыл. Обижена Купава на подругу и оскорблена, разбито ее сердце. Мизгирь несет свои подарки Бобылям и сватается к Снегурочке. Бобыли заставляют свою названую дочь принять Мизгиря. Снегурочка послушно выполняет их приказ.

А царь Берендей тем временем разговаривает со своим подданным о делах государства. Рассержен Ярило, Бог солнца, на берендеев. Уже пятнадцать лет холод и неурожай в царстве. Пропало тепло в сердцах у людей. И Берендей решает в Ярилин день принести жертву богу солнца – женить всех молодых. Только вот все парни да девушки переругались из-за какой-то Снегурочки.

Тут заходит Купава к Берендею и рассказывает о своем горе, просит наказать Мизгиря. Царь велит позвать преступника. Появляется Мизгирь и рассказывает о своей любви к Снегурочке. А также уверяет Берендея, что ему надо непременно увидеть эту девушку, чтобы все понять.

Появляется Снегурочка с Берендеями. Завидев ее, царь поражен такой красотой. Он решает, что тот, кто растопит сердце Снегурочки до рассвета, будет ее мужем.

Начинаются гулянья. В центре хоровода Лель и Снегурочка. На просьбу царя выбрать себе пару, Лель выбирает Купаву. Снегурочка очень обижена и в слезах убегает. В лесу ей встречается Мизгирь, начинает приставать. Девушка отталкивает его, и лешие водят парня всю ночь по лесу.

Снегурочка просит у Весны любви хоть на одно мгновенье. Мать наделяет свою дочь этим чувством и обещает, что Снегурочка влюбится в первого встречного, которым оказывается Мизгирь. Девушка влюбляется в него. Мизгирь безмерно счастлив и ведет Снегурочку к царю. Появляются первые лучи летнего солнца, и она тает на руках у любимого. Мизгирь от горя кидается с обрыва в озеро и погибает. Царь решает, что жертва Яриле принесена, и приказывает продолжать гулянья.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Островский. Все произведения

  • Бедность не порок
  • Снегурочка
  • Таланты и поклонники

Снегурочка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Корзина с еловыми шишками Паустовского

    Однажды Дагни Педерсен собирала шишки в лесу и встретила известного композитора Эдварда Грига. Они начали разговаривать, и Григ пообещал ей через 10 лет сделать презент.

  • Краткое содержание Байрон Корсар

    Главным героем поэмы, является корсар Конрад. Он очень мужественный и храбрый, всем свои внешним видом, даёт понять противнику, что с ним лучше не связываться. Он живет в Средиземноморье.

  • Краткое содержание Бедные люди Толстого

    Безрадостен быт бедной рыбацкой семьи, где муж основной кормилец, а жена-хозяйка, которая создает уют, чистоту и тепло в семейном очаге. Поздний вечер, хозяйка-ее зовут Жанна перед огнем сидит и ждет мужа штопая старый парус.

  • Краткое содержание Сетон-Томпсон Домино

    Родные места нашего героя находились на холме. Здесь обитало лисье семейство. Солнце опустилось, кругом распространилась прохлада. Кругом было тихо и спокойно.

А.Н. Островский, ведущий драматург Малого театра, практически все пьесы писал прозой (иногда с небольшим вкраплением стихов). «Снегурочка» – необычная пьеса, потому что полностью написана стихами. Публика поначалу не оценила пьесу-сказку, потому что зрители привыкли к серьёзной прозе Островского. Но пьесе суждена была долгая счастливая история. Мы приводим краткое содержание сказки “Снегурочка”.

В пьесе четыре действия и пролог. Место действия меняется:

  • Красная горка
  • слобода Берендеевка
  • царский замок
  • заповедный лес
  • долина Ярилы

Персонажи

Главные герои:

  • Лель, молодой пастух
  • Мизгирь, молодой купец
  • Царь Берендей

Главные женские персонажи – Купава, Снегурочка. Также в сказке-пьесе есть “закулисный” персонаж – Ярило, о нём постоянно упоминают. В финале пьесы появится в облике молодого парня.

Характеристика влияния Мороза на царство Берендея однозначна: где холод и стужа, там рождаются недобрые чувства вроде зависти, равнодушия, жестокости, коварства.

Пролог

Полночь, Красная горка. Весна начинается, но всюду лежит снег. Вместе с птичьей свитой появляется Весна-Красна. Казалось бы, почему страна берендеев должна так холодно встречать весну? Оказывается, причина есть, и очень веская: Весна-Красна попробовала поиграть в любовь с Дедом Морозом, а всё обернулось непростым замужеством. Вроде бы надо уйти от сурового деда, да только трудно решиться на это: Весна и Мороз – родители девушки Снегурочки.

Вскоре появляется и сам Мороз. Между ним и Весной завязывается разговор. Мы узнаём о вражде повелителя зимы с богом солнца Ярилом . Бог жаждет погубить заклятого врага, и знает о его слабости – Снегурочке. Неудивительно, что Мороз не на шутку тревожится и строго-настрого наказывает жене следить, чтобы дочь не узнала о любви.

В конце пролога появляются берендеи, провожающие зиму и сжигающие чучело Масленицы.

Первое действие

Бобыль Бакула и его жена стали приёмными родителями Снегурочки. Между ними завязался разговор. Оказалось, что бобыль с бобылихой надеялись на счастливую жизнь: девушка могла приглянуться парню, глядишь, и была бы хорошая свадьба.

Но, как на беду, всё получилось иначе. Красавица с ледяным сердцем вскружила головы многим парням, они и о невестах забыли, и между собой собачились, как классические ревнивцы. Постепенно начинает завязываться интрига пьесы: из-за Снегурочки парни не могут помириться с девушками. Молодой пастух Лель пел песню девушке с ледяным сердцем, а затем просто-напросто отбросил увядший цветок – скромный подарок . Снегурочка чувствовала лишь негодование, обиду, но не муки любви.

Лишь Купава оставалась дружна с дочерью Мороза. Казалось бы, Снегурочка увидит свадьбу Купавы и молодого купца Мизгиря. Но начинается новая драма: купец теряет голову от девушки с ледяным сердцем. Купава хочет утопиться в реке, но на помощь спешит Лель.

Второе действие

Мы переносимся в замок царя Берендея. Правитель занимается делом – расписывает замысловатым узором один из столбов. Два скомороха (попросту говоря, шуты) спорят о том, что это за рисунок – изображение коровьей или собачьей ноги. Спор становится всё серьёзнее, и едва не оборачивается кулачным боем. Царь прогоняет обоих скоморохов.

Позже к правителю приходит советник. В ходе разговора царь отмечает, что дела в государстве плохи: уже пятнадцать лет вёсны и осени холодны, снег лежит до середины лета. По словам Берендея, Ярило очень сердит на людей – ибо в их душах холодность, равнодушие , и другие недобрые чувства. Задобрить бога можно разве что мольбами и жертвами. Царь надеется поженить невест и женихов как раз в Ярилин день, и не где-нибудь, а в заповедном лесу. Дружная брачная песня должна умилостивить бога.

Советник говорит о том, что план вряд ли сработает – женихи и невесты перессорились, причина – появление девушки Снегурочки. Царь поначалу не верит своим ушам, а затем хочет увидеть дочь Мороза.

В царский замок входит Купава и рассказывает о своём горе. Узнав о том, что её сердце разбил жених, молодой купец Мизгирь, Берендей обещает покарать виновного.

Позже появляется и виновница горя Купавы – Снегурочка. Царь удивлён: как можно такой красавице ровно ничего не знать о любви! Пусть кто-нибудь сумеет растопить лёд в сердце этой девушки.

Третье действие

Начинается ночь накануне Ярилиного дня. Начинается веселье, и запевалой стал пастух Лель. Постепенно девушки начинают мириться с парнями, всё идёт на лад. Лель целует Купаву на глазах у Снегурочки. Что чувствует дочь Мороза? Ревность? Нет, в сердце холодной девушки заговорила гордость .

Мизгирь ослеплён любовью, и хочет во что бы то ни стало взять в жёны Снегурочку. Но дочь Мороза отказывается. Чуть позже вмешивается леший. И молодого купца начинает манить мираж холодной девушки. И Мизгирь будет бегать за этим миражом всю ночь.

После разговора с Лелем и Купавой Снегурочка наконец-то поняла, что жизнь без любви пуста.

Четвёртое действие

Снегурочка вызывает свою мать – Весну Красну . Волшебница весны выслушивает жалобы дочери и спрашивает, чего она хочет. Дочь Мороза устала от холодной жизни, и хочет любви. Мать напоминает дочери об отцовских тревогах: любовь смертельно опасна для холодного сердца.

Снегурочка готова заплатить жизнью ради «одного мига любви». И получает от матери дар любви.

Девушка по-новому смотрит на мир. Встретив Мизгиря, Снегурочка признаётся, что любит его. И вскоре случается то, что должно случиться: попав под луч Солнца, дочь Мороза тает. Мизгирь, в отчаяньи от потери любимой, топится в озере.

Царь Берендей и пастух Лель зовут бога Ярило. И бог откликнулся на зов: Ярило перестал сердиться, потому что его заклятый враг, Мороз, побеждён.

Заключение

Образ Снегурочки пришел из русского фольклора . В народных сказках есть описания девочки, созданной из снега и растаявшей весной. Это поэтичный образ смены времен года. Островский вдохновлялся народным творчеством, и по мотивам его пьесы была создана вереница произведений:

  • Опера Римского-Корсакова;
  • Картина В.М.Васнецова;
  • Детские фильмы и мультфильмы;

Снегурочка, вместе с Дедом Морозом, стала украшением новогодних праздников в России.