Фудтрак вне закона: корреспондент «Афиши» нелегально торгует уличной едой. Бизнес-план передвижной закусочной Фуд трак разрешение
Сходняк
Лева наглый, а Толян все время добавляет «йоу». Мы ни разу не виделись, общаемся только по СМС и телефону. Но как мои будущие сообщники они мне уже нравятся. Как мои потенциальные сокамерники - тоже ничего. Нас вряд ли посадят, но думать о завтрашней вылазке как о проделке уровня Бэнкси или арт-группы «Война» приятно. Хотя мы собираемся всего лишь продавать бургеры из фудтрака, по московским меркам наши планы находятся вне закона.
В Москве завести фудтрак и работать в нем, соблюдая закон, - это как завести кота и тут же его кастрировать. То есть лишить главного. А в случае с фудтраком главное - возможность свободно перемещаться, без привязки к конкретному месту и следуя за своей аудиторией по городу. Утром напоить горожанина кофе у метро, днем накормить обедом у торгового центра, вечером - подхватить на шумной улице. У нас это так не работает. И все же количество фургонов увеличивается: против 6 машин на прошлогоднем «Маркете городской еды» - 20 участников на «Фестивале фудтраков», который в этом году в Москве провели впервые (организаторы говорят, заявок было 50). Это значит, что владельцы фургонов смирились с тем, что их дорогие кухни со сверкающими боками и ревущими двигателями - не более чем палатки на колесах. Но не все.
Все началось, когда в редакцию просочился слух о нелегально торгующем в центре города фудтраке. Через пару часов впечатление было такое, как будто мы вышли на полицейскую частоту. Его видели там, там, а еще вот там. «Он белый». «Он красный». «В нем продают бургеры». «Там кормят веганов». Показания не сходятся, но поиски продолжаются. Через три дня мне по почте приходит номер: «Контактное лицо - Толян». Моя задача - позвонить и напроситься на нелегальный выезд с этим фудтраком. Что говорить? Как войти в доверие? Я волнуюсь - никогда раньше не вела переговоры с преступниками. Звоню. Объясняю. В ответ слышу:
Медкнижка-то есть?
Э-э-э. Есть.
Примечание: закон и уличная еда
Все началось в 1992 году, когда президент России Борис Ельцин подписал указ «О свободе торговли» и тем самым разрешил кому угодно продавать что угодно и где угодно. Под запрет попали только проезжие части, станции метро и территории, прилегающие к зданиям государственных органов власти и управления. В Москву полетели самолеты китайских игрушек. В те годы Лубянская площадь напоминала платформу Марк. Да и все остальные площади тоже. Пытаясь умерить пыл предпринимательства, который не на шутку разгорелся после семидесяти лет советской власти, правила торговли начали понемногу ужесточать. С тех пор у нас концептуально нагруженное законодательство в области уличной торговли и богатый опыт обхода всех возможных ограничений. Так, стоило властям запретить палатки, все киоски встали на кирпичи, к которым приложили колеса-болванки. Как только запретили нестационарные формы, всем прицепам колеса, наоборот, открутили.
Фудтраки тоже подстраиваются под современные реалии, но уже не физически, а юридически: сегодня им удается существовать максимально легальным образом, пользуясь неоднозначными формулировками закона: они участвуют в маркетах, выступают как кейтеринг, арендуют частные территории - а больше всего полюбили фудтраки торговые центры. Например, «Мега», которая обновляет свои фудкорты и приглашает участвовать в этом фургоны с едой. Самые знаменитые среди организаторов полулегальной торговли в Москве - двое французов , которые несколько лет назад держали недалеко от метро «Улица 1905 года» мобильную блинную: пекли и раздавали блины за пожертвования, чтобы никто не придрался к отсутствию медкнижки, разрешения на торговлю и всех остальных документов, которых у Джонатана и Венсана не было. В итоге они все-таки побывали в участке, но скоро после этого по личному приглашению Сергея Капкова стали раздавать свои блины в саду «Эрмитаж».
Шарабан
Лева - владелец фудтрака - родился в Магадане и прежде, чем заняться едой тут, в Москве, успел поработать в Штатах в ресторане, где бургеры подают за 15 секунд. Его основная обязанность заключалась в том, чтобы заворачивать приготовленный фастфуд и класть его в пакет. Недавно Лева оставил бизнес, связанный с фотографией, и купил фургон, чтобы сделать из него автомобиль для путешествий и сперва уехать в Карелию на пару месяцев. Сам фудтрак - минивэн 1996 года, которому фактически подарили вторую жизнь. «Он пережил лобовое столкновение, замену коробки передач и двигателя. Когда его я регистрировал в ГАИ, меня спросили: «Зачем тебе это, чувак?»
Планы изменились. Появился партнер, который дал денег на переоборудование машины: время было нестабильное - и он решил вложиться рублем. Peugeot Boxer в фудтрак переоборудовали в Белоруссии. «Сам автомобиль стоил около полумиллиона, работы - намного дороже. Самое сложное - укрепить кузов, после того как в фудтраке проделают окна, то есть, по сути, удалят важные элементы несущей конструкции. Механики называют процедуру добавления ребер жесткости «костоправ». В Белоруссии, как и на Украине, торговля с фудтраков разрешена, они там их штампуют десятками, поэтому знают, как это все круто сделать. Два месяца назад мы начали работать - выезжать на фестивали и частные мероприятия. Мы зарегистрировали ИП, у нас появились склад, кухня, наемные рабочие, закупки, отчетность, документация. Появился шеф-повар Дима, который работает в Lavkalavka на Остоженке и ставит всю кухню. Это на самом деле большой труд: чтобы поторговать четыре часа, нужно потратить десять-двенадцать часов на подготовку».
Если у вас есть бизнес, связанный с фудтраком, то зачем выезжать в город и торговать нелегально? С чего это вдруг? Кто-нибудь из вас говорит «Поехали в центр!» - и вы просто так, ради развлечения едете?
Да, так и происходит. Иногда еще после мероприятий у нас остаются продукты, и мы едем их допродавать. А иногда в пятницу вечером или в выходные мы выезжаем в город для собственного удовольствия. Дважды были на Покровке, потом стояли на Чистых прудах. Когда мы продавали на Покровке, с нами был один наш пессимистичный знакомый, который включил секундомер и каждые полчаса, которые нам удавалось продержаться, выкрикивал что-то типа: «Три-и-идцать мину-у-ут!» В итоге мы там простояли довольно долго, но в какой-то момент подошел дэпээсник и говорит: «Здравствуйте, кто здесь главный? Пойдемте». Я ему такой: «Может, сэндвич?» А он мне: «Не-не, пойдем-пойдем». И меня начали по-хорошему убеждать уехать, чтобы не искать приключений на свою жопу. Денег не взяли. Колу и сэндвич я им сам дал. И сказал: «Хорошо, давайте я проеду с вами». Мне было просто интересно, что они на это скажут. И мне кажется, они просто не знали, что сказать. Они свою задачу выполнили и довольны, а брать какого-то чувака с фудтраком и куда-то его везти…»
Примечание. Фудтраки: на чем выезжать
Что касается альтернативных вариантов, подойдет саньлуньчэ, трехколесный велосипед-повозка. Распространен в Шанхае, где его используют для заработка мигранты, которые не тянут дорогую аренду помещений. Они продают с саньлуньчэ уличную еду, а в случае, если ими заинтересуется полиция, имеют возможность быстро укатить за угол. Эту идею подхватил австрийский проект Dong Dong. Две девушки построили свой собственный саньлуньчэ, чтобы продавать в нем китайскую еду, - как оммаж всем эмигрантам. Мобильность они используют не для того, чтобы убежать от полиции, а чтобы занимать даже самые узкие тротуары и другие труднодоступные на автомобиле места в городе. Примеры нужно брать и со Стамбула, где уличная еда - лендмарк, а опыт в этой области огромен. Там среди прочего часто встречаются стеклянные лотки-домики на колесах: что-то среднее между фудтраком и киоском. Из них обычно продают национальное блюдо пилав - рис с распаренным фундуком, но можно продавать и традиционную русскую кашу. И не забывайте про УАЗ-452, который в народе называют «батон», - уже одно это выдает в нем настоящий фудтрак советского автопрома. Так что в кузов - духовку, на бок - вывеску «Монастырская выпечка», и никто не посмеет усомниться в праведности ваших намерений.
Мандруха
На МКАД - нереальное количество постов ДПС. Я думаю о том, что никто из них и не предполагает, что мы везем заготовок на 120 бургеров и разве что не на Тверской собираемся их продавать. Кругом реют праздничные триколоры. Я представляю, что и над нами реет флаг, очевидно, что пиратский. Но даже если бы флаг у нас и был, он бы едва заметно колыхался - мы едем ужасно медленно. «Ты не имеешь права двигаться на фудтраке со скоростью потока, ты всегда будешь медленнее него», - говорит Лева, - он неманевренный и в повороты должен входить на 40 км/ч. Быстрее никак. Иначе по салону летают двадцатипятикилограммовый гриль, мармиты, титаны и бойлеры. Даже ножи отскакивают от магнитов. И конечно, дверцы холодильника должны быть зафиксированы».
На месте нас встречает Толя - бывший журналист и пиарщик, который занимается развитием фудтрака, - он сегодня на гриле. Встречают и те, кто прочитал о наших перемещениях в фейсбуке. Минуты уходят на то, чтобы уговорить перепарковать «ягуар» с идеально подходящего нам места у окна, протянуть провод к фудтраку, включить электричество, прикрепить кабельную капу, организовать рабочее пространство внутри фудтрака, расставить заготовки, замешать соус. Торжественный момент - то, как в семь часов вечера мы открыли окно фудтрака, - последнее, что я отчетливо помню до половины первого ночи. Я стою на сборке: булка снизу, соус-свекла-огурцы, салат-помидор-капуста, лук-котлета, снова соус, булка сверху, упаковать, отдать. Тем вечером мы приготовили и продали около ста бургеров. Приходили друзья, иностранцы заглядывали с вопросом, как часто мы тут бываем. Кто-то спросил, есть ли у нас лицензия, а я, похолодев от ужаса, спросила: «Какая?» «Отличный ответ!» Так продолжалось весь вечер. Приходили из бара напротив - «Все твои друзья», сначала негодовали и говорили что-то про отнятую аудиторию, потом вроде внутренне с нами примирились и заказали бургер. Мы подпрыгивали под Дэвида Боуи так, что фудтрак скакал на месте. Малый Гнездниковский в тот вечер гудел и напоминал Никольскую улицу начала 2000‑х и Козицкий переулок в Будапеште. Но иногда кто-то кричал: «Полиция!» - и становилось тревожно. Что было бы, если бы нас тут поймали? Фудтрак - это дыра в законодательстве. Я знаю, что юристы готовят для «Вагона еды» шпаргалку: что отвечать в случае, если у полиции возникнут вопросы. Уверена, что с тех пор, как было принято 26‑е постановление о размещении нестационарных торговых объектов, многие владельцы фудтраков держат подобные листки наготове. Постановление не содержит прямого запрета на осуществление нестационарной торговли с колес. Зато и акта, который бы ее регулировал, не существует. Но мы-то существуем - странно.
Дербанка
Половина первого ночи. Закрываем фудтрак. Не по просьбе полиции, а потому что закончились все котлеты. Пять с половиной часов нелегальной торговли под боком у Кремля прошли незаметно для правоохранительных органов. На углу здания реет флаг «С Днем Победы!». Действительно, думаю я, это победа, и, собираясь прощаться со всеми, говорю:
Всегда бы так!
А ты знаешь, - отвечает Лева, - я, вообще-то, против легализации фудтраков. Представляешь, какие это будут толпы? Как много места в городе займут все эти машины? Ужас! И ведь все передерутся между собой. А какое будет качество еды? Нет, нам это совсем не нужно.
Дюжина фуд-фестивалей этого сезона, которые стоит посетить
Неужасное проявление фестивального мейнстрима: мастер-классы, лотки и стенды со всякой снедью, кулинарные битвы, музыка. Среди участников - масса звезд, включая Мухина, Зотова, Березуцкого (Сергея). За вход просят символические 300 р., билет лучше купить заранее, чтобы не стоять в очереди. Подробнее: msk.odaeda.me
«Ламбада» - это маркет одежды, но пищевая секция здесь настолько обширная, что может спорить числом (и качеством) с иными фуд-фестивалями. Помимо регулярных участников (No Crepe, «Даблби», Williamsburg/Ferma, Pho, «Едим стоя» - всего под 30) там будут люди из киоска Foody, который стационарно размещен в «ЭМА», и паровые баны из магазинчика «Точка/Калашный, 9». Подробнее -
Приблизительные данные:
- Первоначальные затраты – от 2 100 000 руб.
- Окупаемость – 4-6 месяцев.
- Рекомендуемая площадь - 8 м²
Примечание: Данный бизнес-план, как и все другие в разделе Бизнес-планы , содержит расчеты средних цен, которые в вашем случае могут отличаться. Поэтому рекомендуем вам делать расчеты для своего бизнеса индивидуально.
В данной статье мы составили подробный бизнес-план фуд-трака с расчетами.
- 1. Состояние и развитие рынка
- 2. Особенности фуд-трака как бизнеса
- 3. С чего начать? Выбор формата
- 4. Концепция
- 5. Автомобиль
- 6. Проектирование
- 7. Оборудование
- 8. Брендирование
- 9. Разработка меню
- 10. Регистрация
- 11. Рентабельность и окупаемость
Рынок уличной торговли, начиная с 2011 года, находится в постоянном стрессе. Операторов стрит-фуда к началу 2020 года стало меньше втрое. Причин тому несколько:
- Повышение спроса на стационарные кафе - главную роль в этом сыграли торговые центры, где люди проводят больше времени, чем на улице
- Политика местных властей - недавний снос ларьков подтвердил тот факт, что власти нацелены очистить города от уличных точек питания и совсем неохотно идут на согласование новых объектов
- Низкое качество блюд - уличная еда обросла стереотипами и в сознании большинства существует как крайняя (и небезопасная) мера утоления голода
При всем этом интерес к мобильным кафе возрастает. Кофейня, пиццерия или бургерная на колесах - новый формат, которому еще предстоит побороться с классическим фаст-фудом за первое место в рейтинге направлений HoReCa.
Фуд-трак, как воплощение стрит-фуда, стоит в стороне от уже приевшихся форматов. Это свежее веяние, пришедшее с Запада, перспективно как для начинающих предпринимателей, так и для тех, кто решил выйти за рамки стационарного бизнеса и «пойти в народ». Фуд-трак - это кафе на базе грузового автомобиля. Авто переоснащают, делают внутри кухню, монтируют ресторанное оборудование, снаружи брендируют и ставят в местах с большой проходимостью.
Желтый фуд-трак по продаже фастфуда
- Мобильность . Фуд-трак не ждет, когда придет клиент, а едет к нему сам. Зная о скоплении целевой аудитории в определенном месте, кафе на колесах приезжает туда и предлагает свой продукт.
- Экономия на строительстве и аренде. Нет инвестиций в поиск помещения, ремонт, перепланировку и дизайн-проект. С учетом возросших цен на аренду недвижимости - это серьезное подспорье.
- Быстрая окупаемость. При обслуживании 100 человек в день фуд-трак окупится в среднем через 4-6 месяцев.
- Быстрый выход на рынок. При покупке готового проекта фуд-трака, в который входит автомобиль, комплект оборудования и инвентаря, брендирование и проектирование, на рынок реально выйти всего за 45 дней. Этого достаточно, чтобы установить оборудование, разработать меню, оформить машину и выбрать место.
Вы можете посмотреть видео о том, как открыть фуд-трак:
Фуд-трак интересен не только своей необычный формой организации продаж, но и подходом к качеству блюд. Здесь нет ничего от уличной еды прошлого, что гарантировала потребителю гастрит. Фуд-трак предлагает вкусные, свежие и качественные блюда и напитки.
Популярные форматы фуд-трака
- Кофейня. В меню - не менее 20 позиций кофе, кофейных напитков, коктейлей, смузи. Из еды - десерты, сэндвичи, выпечка. Главное - дорогая и мощная кофемашина, которая варит настоящий кофе, превосходящий напиток из вендинговых аппаратов.
- Пиццерия. Пиццу готовят на кухне фуд-трака, в меню - не менее 10 позиций + салаты, напитки и мороженое.
- Бургерная. Бургеры сегодня в тренде, но чтобы отстроиться от гигантов этого сегмента, нужны авторские рецепты.
- Стейки. Главное для этого формата - хорошее мясо. Остальное сделают добротный гриль и жарочная поверхность.
Фуд-трак с профессиональным оборудованием подходит для приготовления суши, лапши, пасты, выпечки, пирожков, осетинских пирогов и т.д.
Для примерного расчета инвестиций возьмем проект фуд-трака «Бургерная» от компании «КЛЕН». Рекомендуемая площадь - 8 м², сделан на базе автомобиля BAW.
Это пошаговая инструкция открытия бизнеса. В случае с фуд-траком в концепции обязательно рассматриваются следующие вопросы:
Где располагаться?
Сегодня законодательство РФ никак не регламентирует деятельность фуд-траков. Хотя законопроект о статусе мобильных кафе подготовлен и находится на рассмотрении в Совете Федерации. Пока это белое пятно, но все же к фуд-тракам предъявляются требования, аналогичные стационарным предприятиям питания.
В первую очередь необходимо решить, где будет располагаться фуд-трак. Есть несколько вариантов:
- Принять участие в аукционе на предоставление участка муниципальной земли. Но, как показывает практика, лоты в виде участков достаются в основном крупным торговым сетям для сезонной или постоянной деятельности. А в Москве размещение фуд-трака на муниципальной земле и вовсе запрещено.
- Аренда частной территории. Этот вариант реальный и выгодный. Вы арендуете участок при ТЦ, развлекательном комплексе, бизнес-центре и получаете посещаемую точку, а также доступ к инженерным коммуникациям, санузлам и т.д.
- Участие в мероприятиях. С организаторами фестивалей, ярмарок, фуд-фестов, концертов, пикников заключается договор аренды. Сумма аренды зависит от масштаба и статуса мероприятия. Ценовой диапазон - от 3 000 до 30 000 руб. в день. Но и проходимость разная - первый провинциальный маркет еды посетят всего 200-300 человек, а большой рок-фестиваль - более 20 тысяч.
Важно рассчитать пропускную способность фуд-трака, то есть максимальное количество блюд за единицу времени. Чтобы не было очередей и долгого ожидания заказа, можно взять в аренду у организаторов корнер и дополнительное оборудование, а также нанять временный персонал для ускоренной работы объекта.
- Несанкционированная торговля. На свой страх и риск можно ставить фуд-трак в любом людном месте, но это чревато административной ответственностью и потерей разрешения на деятельность.
Какой автомобиль выбрать?
Красный фуд-трак по продаже бургеров
Марка и возможности автомобиля зависят от целей бизнеса.
- BAW оптимален для работы в черте мегаполисов - парки, улицы и площади городов, зоны отдыха, пляжи. Удобная, маневренная и компактная машина.
- Газель подходит для преодоления средних расстояний и работы в сельской местности, санаториях, пансионатах, домах отдыха, в малых городах. На Газели можно выезжать на мероприятия в другие области. Широкая дилерская сеть по всей России гарантирует быстрый ремонт автомобиля в форс-мажорных обстоятельствах.
- МАЗ имеет большую, многофункциональную и производительную кухню на базе мощного, но экономичного тягача. В этом автомобиле готовят большие объёмы блюд за единицу времени. Фуд-трак на МАЗе идеален для эксплуатации в горной местности, в любых климатических зонах, на значительном удалении от основной базы.
На какую целевую аудиторию рассчитано?
- Характеристика клиента
- Потребности аудитории
- Каналы коммуникации с аудиторией
- Цели посещения фуд-трака
Каково окружение проекта?
- Инфраструктура территории, где стоит фуд-трак
- Конкурентная среда
- Наличие рядом развлекательных или спортивных зон, учебных заведений, пешеходных улиц
Штат
- Количество штатных единиц и полномочия
- Работа с полуфабрикатами или собственное производство
- Подбор и обучение персонала
Оснащение
Оборудованный фуд-трак, готовый к приготовлению еды.
- Переоборудование автомобиля или покупка готового фуд-трака
- Проектирование
- Подбор оборудования
- Брендирование
Перспективы развития
- Сезонный или постоянный бизнес
- Расширение до сети
- Создание собственного бренда
Для фуд-трака выбирают легкие классы грузовиков, где достаточно места для установки оборудования и работы персонала.
Примерные расценки на распространенные авто для фуд-трака:
- BAW - 1 625 000 руб.
- Газель - 1 835 000 руб.
- Mercedes - 2 305 000 руб.
- Volkswagen - 3 248 000 руб.
А также можно собрать фуд-трак самостоятельно. Вот видео:
Проектирование фуд-трака - весомая статья расходов. Есть сложность в подключении машины и оборудования к инженерным сетям. Для примера возьмем электроснабжение.
Если фуд-трак работает автономно, то есть полулегально, не платя никому аренду, его оснащают или генератором, или преобразователем. И то, и другое дорого и со своими недочетами. Генератор обязательно должен соответствовать по мощности требованиям оборудования на кухне и при максимальной загрузке его хватит всего лишь на 5 часов.
Макет оборудованного автомобиля под фуд-трак
Преобразователь же работает от аккумуляторов, и чтобы его хватило на рабочий день, автомобиль часто заводят, а это неизбежно приводит к износу двигателя и расходу бензина. Самый разумный выход - подключение к сети.
Еще один проблемный момент - вентиляция и кондиционирование. Кухня фуд-трака - помещение маленькое. Концентрация оборудования и людей на один м² практически экстремальная. Жара в помещении и загрязнение воздуха продуктами горения недопустимы.
Проект фуд-трака с расстановкой оборудования и привязкой к инженерным сетям стоит в среднем 100 000 руб. При комплексном оснащении фуд-трака в компании «КЛЕН» эта услуга бесплатна.
Комплект оборудования рассчитан на производство и продажу бургеров, сэндвичей, роллов, панини, картофеля-фри, чая и свежесваренного зернового кофе. Пропускная способность - 40-60 человек в час.
Оборудование (цены в рублях)
- Стол морозильный HICOLD - 69 490
- Стол охлаждаемый для пиццы HICOLD - 68 590
- Стол рабочий островной - 12 327
- Кипятильник «Convito» - 5 280
- Жарочная поверхность AMITEK - 39 242
- Фритюрница AMITEK - 9 357
- Весы CAS - 10 692
- Фасовочная станция для картофеля фри - 155 760
- Кофемашина Saeco Odea Go Black - 35 100
- Емкость цельнотянутая мойка - 9 325
- Полка настенная сплошная - 2 263
- Стол производственный пристенный - 10 675
- Шкаф для одежды - 3 050
Инвентарь (цены в рублях)
- Гастроемкость Luxstahl из нержавеющей стали GN 1/3 (12 шт.) - 7 488
- Гастроемкость Luxstahl из нержавеющей стали GN 1/1 (10 шт.) - 7 760
- Нож поварской - 624
- Нож универсальный - 395
- Лопатка поварская - 427
- Доска разделочная - 617
- Гастроемкость из поликарбоната - 2800
- Крышка из поликарбоната - 1 544
- Мельница для перца - 1 656
Автомобиль, продающий еду на колесах
Внешний вид фуд-трака - основа успеха. Фуд-трак должен привлекать к себе внимание, выделяться на местности, отличаться от конкурентов, информировать потребителя о продукте.
В брендирование входит:
Базовая стоимость услуги - 25 000 руб.
Авторский подход к меню фуд-трака позволит отстроиться от конкурентов. Это особенно актуально, если фуд-трак стоит около ТЦ, где много аналогичных операторов на фуд-корте. Приглашенный шеф-повар разработает меню под требования бизнеса и возможности оборудования. Средняя стоимость разработки меню - от 40 000 руб.
Примерное базовое меню «Бургерной»
- Бургер двойной с яйцом и свиной котлетой
- Бургер куриный
- Ролл с омлетом и беконом
- Бургер свиной
- Ролл с омлетом и свиной котлетой
Для фуд-трака оптимальная форма собственности - ИП. Ее преимущества:
- Быстрая регистрация ИП, в том числе через Интернет
- Госпошлина - 800 руб.
- Не требуются устав, уставный капитал, печать и расчетный счет
- Регистрируется только на одного человека
- Максимальный штраф при административной ответственности - 50 000 руб.
- Фиксированный платеж в Пенсионный Фонд при доходе не более 300 000 рублей, в 2020 году – 19 356,48 руб. Свыше 300 000 руб. + 1% от суммы превышения, но не более 8 МРОТ + взнос в ФФОМС 3 796,85 рублей.
- Нет отчета за оборудование, используемое в рамках предпринимательской деятельности
- Можно свободно распоряжаться средствами на расчетном счету
- Хозяйственные решения не протоколируются
- Просто ликвидируется (закрывается)
- По желанию открывается расчетный счет
Для регистрации ИП необходимы
Документы для получения разрешения на деятельность в Роспотребнадзоре
- Договор на вывоз мусора
- Договор на поставку воды
- Санитарные книжки персонала
- Сертификаты на продукты питания
- Юридическая информация об ИП
- Информация для уголка защиты прав потребителя
Максимальный срок окупаемости фуд-трака при старте в сезон - 4-6 месяцев. Если через полгода окупаемости нет, значит:
- Неправильно выбрано место
- Нет индивидуального стиля и УТП
- Низкое качество блюд
- Неудачное меню
Наценка на бургеры, картофель-фри, сэндвичи составляет 200-250%. Это не самый высокий показатель для HoReCa, потому что прибыль в фаст-фуде делает посещаемость.
Средний чек - 350 руб.
Хотите освоить новый перспективный формат? Думаете, куда вложить деньги? Компания «КЛЕН» поможет вам открыть фуд-трак и стать лидером в еще свободном сегменте.
Durum-Durum - это шаурма. Решили делать, потому что в Москве не было такой шаурмы, какую мы любим. Для начала решили попробовать отработать мобильную версию - сделать ресторан на колесах. Хотели привезти английский двухэтажный автобус double-decker, но из-за многих ограничений (высота 4,4 м, в Россию можно ввозить не выше четырех, проблема с таможней - он оказался старше двадцати лет) и запрета на ввоз в страну праворульного транспорта от этой идеи пришлось отказаться.
Привезли Airstream: купили в Штатах за 10 000 долларов, доставили в порт, дальше переправляли кораблями в Германию и оттуда в Санкт-Петербург, в Петролеспорт, где и растаможили.
Планировали открыться к 1 мая 2013 года, но, понимая, что не успеваем забрать трейлер из ремонта, купили оборудование и поставили дома на кухне: печку, тестораскатку и газовый гриль. Начали придумывать рецепты и читать, как замариновать курицу, как печь лепешки, до этого никогда не готовили (яичница не в счет).
18 мая 2013 года мы первый раз вышли на Городской маркет еды в Парке Горького. В нашем меню были дюрюмы - лепешки с курицей, капустой, огурцами и два самодельных соуса. Потом начались фестивали: работали в саду им. Баумана, в парке на Красной Пресне. Начиная с 2013 года каждый день зимой и летом, в любую погоду.
Документы
Перечень документов для открытия фудтрака, НТО (нестационарного торгового объекта), такой же, как для стационарной точки общепита, кроме тех, что касаются непосредственно помещения. Это договор аренды с собственником земли. Для муниципальной земли (парки) может проводиться тендер, если собственность коммерческая, договор подписывается непосредственно с владельцем здания.
На основании договора аренды открывается обособленное подразделение и регистрируется касса. Если планируется передвижение точки по городу, то надо регистрировать мобильную кассу (есть ряд ограничений) плюс в каждой точке города, где будет стоять фудтрак, должен быть заключен договор на аренду земли.
Также понадобится письмо в Роспотребнадзор об уведомлении о начале деятельности, который проверяет в первый год, а потом раз в три года. Со стороны СЭС: наличие меню в печатном виде, уголок потребителя, медкнижки у всех сотрудников и документы на компанию должны быть внутри трейлера - свидетельство о госрегистрации и свидетельство о постановке в налоговую инспекцию (ОГРН, ЕГРН, ИНН). Разрешительные документы оформить несложно, не помню точную продолжительность, но в течение пяти рабочих дней.
Кухня
Все, кто обкатал свою модель и понял, что тот продукт, который он делает, востребован, дальше открываются в помещении. В помещении больше возможностей, чтобы сделать качественную кухню: в трейлере тесно и минимум возможностей, чтобы соответствовать нормам. По законодательству, в точках нестационарной торговли продукт может только доводиться до готовности, то есть поступать туда уже практически готовым, а значит, нужна заготовительная фабрика-кухня. Помещение под нее должно быть арендовано, спроектировано, отремонтировано, сертифицировано, и это серьезная работа.
У нас есть заготовительный цех, где мы делаем заготовки. Каждый день руководитель ресторана дает поручение заготовщику - какой объем заготовок ему нужен. Въезд на «Белую дачу», где стоит наш трейлер, ограничен: привезти надо до десяти утра. Бывают сложности, и нас не пускают, когда опаздываем.
Заготовительный цех оборудован продуманно, по последнему слову техники: холодильная камера, морозильные лари, печи, ванны для мытья гастроемкостей. На заготовке работает разное количество людей: в обычном режиме - один или двое, когда предстоит большое мероприятие - трое-четверо. Понятно, что какие-то вещи в любом случае можно сделать заранее, в зависимости от особенностей продукта, объема и сроков хранения. Например, вакуумировать соус, замариновать мясо. Иногда человек просто выходит на одну смену, если нужно 80 кг баранины зачистить, обрезать и порезать - это 2–3 часа или фарш прокрутить для котлет.
В итоге на точку приезжают завакуумированные пакеты, гастроемкости, это все распределяется по холодильникам, мясо насаживается на вертикальный гриль.
Особенности продукта
Мы можем моментально собрать команду на необходимое количество людей. Но именно в этом и состоит сложность мобильной торговли: в ней нет определенности. Хотя задача любого бизнеса - сделать так, чтобы какие-то переменные в нем стали постоянными, чтобы принять их за константу. Когда ты - ресторан на колесах, то это очень сложно сделать.
Бизнес на колесах не воспринимают всерьез. Арендодатель может в любой момент прийти и сказать: «Ребята, такая ситуация, вы должны были съехать позавчера». А у нас в трейлере человек работает, зарплату получает. Мы ему говорим: ты пока дома посиди. Поэтому это очень сложная работа: в ней есть пики торговли, а есть спад, и моя задача их как-то сглаживать.
Плюс у нас еще специфическое блюдо, и для поддержания качества здесь постоянно нужен клиентский поток. Это бургер можно приготовить, когда появился клиент, а в нашем случае замаринованное мясо насаживается на бобину (вертикальный гриль) и, если потока нет, невозможно остановить процесс: мясо поджаривается и выкидывается, если продать его некому. Поэтому бургерных сетей в мире много, а сетей с шаурмой нет.
Надо правильно выбрать продукт. Идеально - кутаб, если продолжать нашу тематику, то гёзлеме. Энтузиасты на маркетах идут путем: «О, классно, давай лепешку на месте готовить, будет вкуснее!». Но, допустим, на лепешку, приготовленную на месте, привлечешь сто человек, а если будешь покупать готовый лаваш, сможешь увеличить скорость выдачи на 200 человек. Надо постоянно смотреть, что важнее - привлечь дополнительную аудиторию или повысить скорость выдачи. Поэтому логика проста: лучше пусть будет готово сто порций сразу, ко мне придут люди и поедят.
У нас пять позиций в меню, за счет возможных комбинаций начинок и добавок их количество увеличивается. Можно и саму основу дюрюма (лепешки) сделать разной. Есть отдача в ланч-боксе, есть завтрак. При этом меню простое. Дюрюм - это моноконцепт.
Сегодня задача любого массового общепита, по моему мнению, сводится к продаже углеводов по цене белков. Что продает «Макдоналдс»? Не бигмак, а картошку фри и кока-колу, то, что фактически стоит ноль. Это у нас лепешка 80 граммов, а мяса 140. Вес стандартного дюрюма (шаурмы) 350 граммов - хорошая порция. Можно ли на этом заработать и разбогатеть - не знаю, но надеюсь.
Оборудование
У фудтрака одно преимущество - визуальное; он цепляет внимание. И есть масса недостатков: чем красивее внешне, тем неудобнее внутри. Скругленные углы - это нестандартное оборудование. Нельзя просто купить стол, нужен уникальный, на заказ, в два-три раза дороже.
Или надо пол постелить, сделали гофрированный из металла. Когда на него мука и вода попадают, отмыть невозможно. Если наливной пол делать, к примеру; он тяжелый, несколько десятков килограммов добавляет. Таких нюансов рассказать никто не может: опыта еще ни у кого нет. Хотя сейчас вроде появляются конторы, которые хотят профессионально заниматься переоборудованием автобусов; их единицы.
В нашем случае оборудование выходило дороже, мы не всегда знали, каким оно должно быть. Надо было купить гриль, он может и десять тысяч рублей стоить, и сто. В итоге покупали за шесть тысяч; он ломался, и мы уже знали, что нам от этого оборудования нужно - как он жарит, как держит тепло. Тоже было с печью - она развалилась за сезон, но мы начали понимать, что нам нужна печь двухсекционная, раздельная, чтобы тепло держала.
Во многом это объясняется и тем, что мы непрофессионалы. Ну а кто профи по вертикальному грилю? У нас это в принципе не развито. Приходишь в магазин, а продавец говорит: «Давайте откроем инструкцию». Поэтому многие вещи приходится постигать методом проб и ошибок, вникать во все.
В нашем фургоне два вертикальных гриля и один горизонтальный, печь для пиццы, тестораскаточная машина, холодильное оборудование, в том числе сокоохладитель и льдогенератор, мармит, фритюр, кассовый аппарат, VDU (Video Display Unit) монитор для сборщика, подогреваемая поверхность, рожковая кофемашина и вытяжка (внутри трейлера температура может нагреваться до 50°С).
26 Июл
Данный бизнес-план, как и все другие в разделе , содержит расчеты средних цен, которые в вашем случае могут отличаться. Поэтому рекомендуем вам делать расчеты для своего бизнеса индивидуально.
В данной статье мы составили подробный бизнес-план фуд-трака с расчетами.
Состояние и развитие рынка
Рынок уличной торговли, начиная с 2011 года, находится в постоянном стрессе. Операторов стрит-фуда к началу 2016 года стало меньше втрое. Причин тому несколько:
- Повышение спроса на стационарные кафе - главную роль в этом сыграли торговые центры, где люди проводят больше времени, чем на улице
- Политика местных властей - недавний снос ларьков подтвердил тот факт, что власти нацелены очистить города от уличных точек питания и совсем неохотно идут на согласование новых объектов
- Низкое качество блюд - уличная еда обросла стереотипами и в сознании большинства существует как крайняя (и небезопасная) мера утоления голода
При всем этом интерес к мобильным кафе возрастает. Кофейня, пиццерия или бургерная на колесах - новый формат, которому еще предстоит побороться с классическим фаст-фудом за первое место в рейтинге направлений HoReCa.
Фуд-трак, как воплощение стрит-фуда, стоит в стороне от уже приевшихся форматов. Это свежее веяние, пришедшее с Запада, перспективно как для начинающих предпринимателей, так и для тех, кто решил выйти за рамки стационарного бизнеса и «пойти в народ». Фуд-трак - это кафе на базе грузового автомобиля. Авто переоснащают, делают внутри кухню, монтируют ресторанное оборудование, снаружи брендируют и ставят в местах с большой проходимостью.
Особенности фуд-трака как бизнеса
Желтый фуд-трак по продаже фастфуда
— Мобильность . Фуд-трак не ждет, когда придет клиент, а едет к нему сам. Зная о скоплении целевой аудитории в определенном месте, кафе на колесах приезжает туда и предлагает свой продукт.
— Экономия на строительстве и аренде. Нет инвестиций в поиск помещения, ремонт, перепланировку и дизайн-проект. С учетом возросших цен на аренду недвижимости - это серьезное подспорье.
— Быстрая окупаемость. При обслуживании 100 человек в день фуд-трак окупится в среднем через 4-6 месяцев.
— Быстрый выход на рынок. При покупке готового проекта фуд-трака, в который входит автомобиль, комплект оборудования и инвентаря, брендирование и проектирование, на рынок реально выйти всего за 45 дней. Этого достаточно, чтобы установить оборудование, разработать меню, оформить машину и выбрать место.
С чего начать? Выбор формата
Вы можете посмотреть видео о том, как открыть фуд-трак:
Фуд-трак интересен не только своей необычный формой организации продаж, но и подходом к качеству блюд. Здесь нет ничего от уличной еды прошлого, что гарантировала потребителю гастрит. Фуд-трак предлагает вкусные, свежие и качественные блюда и напитки.
Популярные форматы фуд-трака
— Кофейня. В меню - не менее 20 позиций кофе, кофейных напитков, коктейлей, смузи. Из еды - десерты, сэндвичи, выпечка. Главное - дорогая и мощная кофемашина, которая варит настоящий кофе, превосходящий напиток из вендинговых аппаратов.
— Пиццерия. Пиццу готовят на кухне фуд-трака, в меню - не менее 10 позиций + салаты, напитки и мороженое.
— Бургерная. Бургеры сегодня в тренде, но чтобы отстроиться от гигантов этого сегмента, нужны авторские рецепты.
— Стейки. Главное для этого формата - хорошее мясо. Остальное сделают добротный гриль и жарочная поверхность.
Фуд-трак с профессиональным оборудованием подходит для приготовления суши, лапши, пасты, выпечки, пирожков, осетинских пирогов и т.д.
Для примерного расчета инвестиций возьмем проект фуд-трака «Бургерная» от компании «КЛЕН ». Рекомендуемая площадь - 8 м², сделан на базе автомобиля BAW.
Концепция
Это пошаговая инструкция открытия бизнеса. В случае с фуд-траком в концепции обязательно рассматриваются следующие вопросы:
Где располагаться?
Сегодня законодательство РФ никак не регламентирует деятельность фуд-траков. Хотя законопроект о статусе мобильных кафе подготовлен и находится на рассмотрении в Совете Федерации. Пока это белое пятно, но все же к фуд-тракам предъявляются требования, аналогичные стационарным предприятиям питания.
В первую очередь необходимо решить, где будет располагаться фуд-трак. Есть несколько вариантов:
— Принять участие в аукционе на предоставление участка муниципальной земли. Но, как показывает практика, лоты в виде участков достаются в основном крупным торговым сетям для сезонной или постоянной деятельности. А в Москве размещение фуд-трака на муниципальной земле и вовсе запрещено.
— Аренда частной территории. Этот вариант реальный и выгодный. Вы арендуете участок при ТЦ, развлекательном комплексе, бизнес-центре и получаете посещаемую точку, а также доступ к инженерным коммуникациям, санузлам и т.д.
— Участие в мероприятиях. С организаторами фестивалей, ярмарок, фуд-фестов, концертов, пикников заключается договор аренды. Сумма аренды зависит от масштаба и статуса мероприятия. Ценовой диапазон - от 3 000 до 30 000 руб. в день. Но и проходимость разная - первый провинциальный маркет еды посетят всего 200-300 человек, а большой рок-фестиваль - более 20 тысяч.
Важно рассчитать пропускную способность фуд-трака, то есть максимальное количество блюд за единицу времени. Чтобы не было очередей и долгого ожидания заказа, можно взять в аренду у организаторов корнер и дополнительное оборудование, а также нанять временный персонал для ускоренной работы объекта.
— Несанкционированная торговля. На свой страх и риск можно ставить фуд-трак в любом людном месте, но это чревато административной ответственностью и потерей разрешения на деятельность.
Какой автомобиль выбрать?
Красный фуд-трак по продаже бургеров
Марка и возможности автомобиля зависят от целей бизнеса.
— BAW оптимален для работы в черте мегаполисов - парки, улицы и площади городов, зоны отдыха, пляжи. Удобная, маневренная и компактная машина.
— Газель подходит для преодоления средних расстояний и работы в сельской местности, санаториях, пансионатах, домах отдыха, в малых городах. На Газели можно выезжать на мероприятия в другие области. Широкая дилерская сеть по всей России гарантирует быстрый ремонт автомобиля в форс-мажорных обстоятельствах.
— МАЗ имеет большую, многофункциональную и производительную кухню на базе мощного, но экономичного тягача. В этом автомобиле готовят большие объёмы блюд за единицу времени. Фуд-трак на МАЗе идеален для эксплуатации в горной местности, в любых климатических зонах, на значительном удалении от основной базы.
На какую целевую аудиторию рассчитано?
- Характеристика клиента
- Потребности аудитории
- Каналы коммуникации с аудиторией
- Цели посещения фуд-трака
Каково окружение проекта?
- Инфраструктура территории, где стоит фуд-трак
- Конкурентная среда
- Наличие рядом развлекательных или спортивных зон, учебных заведений, пешеходных улиц
Штат
- Количество штатных единиц и полномочия
- Работа с полуфабрикатами или собственное производство
- Подбор и обучение персонала
Оснащение
Оборудованный фуд-трак, готовый к приготовлению еды.
- Переоборудование автомобиля или покупка готового фуд-трака
- Проектирование
- Подбор оборудования
- Брендирование
Перспективы развития
- Сезонный или постоянный бизнес
- Расширение до сети
- Создание собственного бренда
Автомобиль
Для фуд-трака выбирают легкие классы грузовиков, где достаточно места для установки оборудования и работы персонала.
Примерные расценки на распространенные авто для фуд-трака:
- BAW - 1 625 000 руб.
- Газель - 1 835 000 руб.
- Mercedes - 2 305 000 руб.
- Volkswagen - 3 248 000 руб.
Проектирование
Проектирование фуд-трака - весомая статья расходов. Есть сложность в подключении машины и оборудования к инженерным сетям. Для примера возьмем электроснабжение.
Если фуд-трак работает автономно, то есть полулегально, не платя никому аренду, его оснащают или генератором, или преобразователем. И то, и другое дорого и со своими недочетами. Генератор обязательно должен соответствовать по мощности требованиям оборудования на кухне и при максимальной загрузке его хватит всего лишь на 5 часов.
Макет оборудованного автомобиля под фуд-трак
Преобразователь же работает от аккумуляторов, и чтобы его хватило на рабочий день, автомобиль часто заводят, а это неизбежно приводит к износу двигателя и расходу бензина. Самый разумный выход - подключение к сети.
Еще один проблемный момент - вентиляция и кондиционирование. Кухня фуд-трака - помещение маленькое. Концентрация оборудования и людей на один м² практически экстремальная. Жара в помещении и загрязнение воздуха продуктами горения недопустимы.
Проект фуд-трака с расстановкой оборудования и привязкой к инженерным сетям стоит в среднем 100 000 руб. При комплексном оснащении фуд-трака в компании «КЛЕН » эта услуга бесплатна.
Оборудование
Комплект оборудования рассчитан на производство и продажу бургеров, сэндвичей, роллов, панини, картофеля-фри, чая и свежесваренного зернового кофе. Пропускная способность - 40-60 человек в час.
Оборудование (цены в рублях)
- Стол морозильный HICOLD - 69 490
- Стол охлаждаемый для пиццы HICOLD - 68 590
- Стол рабочий островной - 12 327
- Кипятильник «Convito» - 5 280
- Жарочная поверхность AMITEK - 39 242
- Фритюрница AMITEK - 9 357
- Весы CAS - 10 692
- Фасовочная станция для картофеля фри - 155 760
- Кофемашина Saeco Odea Go Black - 35 100
- Емкость цельнотянутая мойка - 9 325
- Полка настенная сплошная - 2 263
- Стол производственный пристенный - 10 675
- Шкаф для одежды - 3 050
Инвентарь (цены в рублях)
- Гастроемкость Luxstahl из нержавеющей стали GN 1/3 (12 шт.) - 7 488
- Гастроемкость Luxstahl из нержавеющей стали GN 1/1 (10 шт.) - 7 760
- Нож поварской - 624
- Нож универсальный - 395
- Лопатка поварская - 427
- Доска разделочная - 617
- Гастроемкость из поликарбоната - 2800
- Крышка из поликарбоната - 1 544
- Мельница для перца - 1 656
Брендирование
Автомобиль, продающий еду на колесах
Внешний вид фуд-трака - основа успеха. Фуд-трак должен привлекать к себе внимание, выделяться на местности, отличаться от конкурентов, информировать потребителя о продукте.
В брендирование входит:
- Разработка фирменного стиля (логотип, цвет, шрифт, персонаж)
- Изготовление и установка вывесок, маркизов, крышных конструкций и т.д.
- Оклейка автомобиля
Базовая стоимость услуги - 25 000 руб.
Разработка меню
Авторский подход к меню фуд-трака позволит отстроиться от конкурентов. Это особенно актуально, если фуд-трак стоит около ТЦ, где много аналогичных операторов на фуд-корте. Приглашенный шеф-повар разработает меню под требования бизнеса и возможности оборудования. Средняя стоимость разработки меню - от 40 000 руб.
Примерное базовое меню «Бургерной»
- Бургер двойной с яйцом и свиной котлетой
- Бургер куриный
- Ролл с омлетом и беконом
- Бургер свиной
- Ролл с омлетом и свиной котлетой
Регистрация
Для фуд-трака оптимальная форма собственности - ИП. Ее преимущества:
- , в том числе через Интернет
- Госпошлина - 800 руб.
- Не требуются устав, уставный капитал, печать и расчетный счет
- Регистрируется только на одного человека
- Максимальный штраф при административной ответственности - 50 000 руб.
- Фиксированный платеж в Пенсионный Фонд при доходе не более 300 000 рублей, в 2016 году – 19 356,48 руб. Свыше 300 000 руб. + 1% от суммы превышения, но не более 8 МРОТ + взнос в ФФОМС 3 796,85 рублей.
- Нет отчета за оборудование, используемое в рамках предпринимательской деятельности
- Можно свободно распоряжаться средствами на расчетном счету
- Хозяйственные решения не протоколируются
- (закрывается)
- По желанию
Для регистрации ИП необходимы
- Копия паспорта гражданина РФ
Документы для получения разрешения на деятельность в Роспотребнадзоре
- Договор на вывоз мусора
- Договор на поставку воды
- Санитарные книжки персонала
- Сертификаты на продукты питания
- Юридическая информация об ИП
- Информация для уголка защиты прав потребителя
Рентабельность и окупаемость
Максимальный срок окупаемости фуд-трака при старте в сезон - 4-6 месяцев. Если через полгода окупаемости нет, значит:
- Неправильно выбрано место
- Нет индивидуального стиля и УТП
- Низкое качество блюд
- Неудачное меню
Наценка на бургеры, картофель-фри, сэндвичи составляет 200-250%. Это не самый высокий показатель для HoReCa, потому что прибыль в фаст-фуде делает посещаемость.
Средний чек - 350 руб.
Хотите освоить новый перспективный формат? Думаете, куда вложить деньги? Компания «КЛЕН » поможет вам открыть фуд-трак и стать лидером в еще свободном сегменте.