Лебединский горно-обогатительный комбинат: производство и история. Как это сделано, как это работает, как это устроено

Курская магнитная аномалия - самый мощный в мире железорудный бассейн. В настоящее время границы простирания залежей железных руд КМА охватывают площадь размером свыше 160 тыс. км², захватывая территории девяти областей Центра и Юга страны. Крупнейшее предприятие Курской магнитной аномалии - «Лебединский горно-обогатительный комбинат» (Лебединский ГОК), который находится в Белгородской области.

1. Лебединский ГОК входит в состав холдинга «Металлоинвеста» и является крупнейшим в России предприятием по добыче и обогащению железной руды и производству высококачественного сырья для черной металлургии.

2. Сырьевая база комбината - уникальные по масштабам и качеству запасы железистых кварцитов.

Увеличить изображение

3. Начальным звеном технологической цепи производства железорудного сырья является карьер. Добыча руды осуществляется открытым способом при помощи взрывания, экскавации и транспортировки горной массы автомобильным и железнодорожным транспортом.

4. Попутно добывается нерудное минеральное сырье – песок, мел, кристаллические сланцы, кварцитопесчаник, которое с помощью внутреннего железнодорожного транспорта отгружается потребителям.

5. Также с помощью железнодорожного транспорта производится перевоз ненужной скальной и рыхлой породы на специальные отвалы. В последствии, Воронежская лесотехническая академия засаживает эти холмы облепихой (10-15 гектаров в год).

Увеличить изображение

6. Отработке горной массы (вывозу ее из карьера) предшествует взрывная подготовка, проводимая с целью разрыхления массива горных пород. Бурение взрывных скважин осуществляется специальными буровыми станками. Скважины заполняют зарядом и по цепочке взрывают. За 1-2 секунды поочередно взрывается несколько десятков скважин. Если взорвать все одновременно, то сила детонации будет сравнима с землетрясением.

7. Отработка железистых кварцитов и скальной породы производится огромными экскаваторами типа «механическая лопата». Вместимость ковша такого экскаватора составляет 10 кубометров или кузов одного КАМАЗа.

8. Рабочий вес такой машины около 400 тонн, а высота (с головным блоком стрелы) почти с пятиэтажный дом. Гусеничное ходовое устройство позволяет передвигаться на уклонах до 12 градусов.

9. Если рядом с отработкой проходит железнодорожное полотно, экскаваторы загружают руду и породу сразу в вагоны.

10. В случае, когда до железной дороги далеко, руду грузят сначала в карьерные самосвалы, а потом перегружают в железнодорожный транспорт на специальных перегрузочных пунктах в карьере.

11. Кроме того, на рыхлой вскрыше (на разрыхленном взрывом массиве горных пород) применяются экскаваторы типа «драглайн», ковш которых подвешен на тросах. Наибольший радиус копания такого экскаватора достигает почти 100 метров, что в пять раз больше, чем у экскаваторов «механическая лопата».

12. Перевоз руды на обогатительную фабрику и скальной рыхлой вскрыши на отвалы производится с помощью специальных железнодорожных составов. Во главе состава стоит тяговый агрегат ОПЭ1А, который специально предназначен для работы на железных дорогах открытых горных разработок и способен вытянуть из карьера груженый состав вагонов-думпкаров (грузовых вагонов для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород). На комбинате такие поезда называют «вертушками» из-за опрокидывающегося при разгрузке кузова вагона.

13. Из-за постепенной разработки карьера железнодорожные пути часто приходится демонтировать и заново перекладывать. Так как «вертушки» работают на электричестве, все пути приходится электрифицировать.

14. Разумеется, сам рельсоукладчик работает на солярке.

15. Прямо в карьере расположена установка для измельчения щебня для автомобильных дорог и железнодорожных путей карьера.

16. В год из карьера Лебединского ГОКа вывозится до 50-ти миллионов кубических метров горной массы, что позволяет коллективу комбината производить около трети от общероссийского объема железорудной продукции.

17. По прогнозам специалистов запасы железной руды Лебединского месторождения составляют 11 миллиардов тонн, что гарантирует стабильную обеспеченность предприятия сырьем более чем на сто лет.

Увеличить изображение

18.

19.

20.

21. Лебединский ГОК дважды занесен в книгу рекордов Гиннесса:
Как предприятие, разрабатывающее уникальное по запасам месторождение железной руды (20,2 миллиардов тонн).

22. И, как предприятие, имеющее крупнейший в мире карьер по добыче негорючих полезных ископаемых.

23. Размер гигантской «миски» - шириной порядка четырех километров и длинной около пяти.

Увеличить изображение

24. Площадь карьера составляет тысячу триста пятьдесят гектаров, глубина – порядка четырехсот пятидесяти метров.

Увеличить изображение

25. Длина железнодорожных путей на комбинате составляет около 350-ти километров (примерно, как половина расстояния от Москвы до Белгорода).

Увеличить изображение

26. Cистемы осушения карьера включает в себя водопонижающие скважины, погружные электронасосы, водосборный коллектор и внутрикарьерные дренажные устройства. Всего этого не видно со стороны, но эта система является одной из самых важных на комбинате. Если отключить дренажную систему, то весь карьер заполнится водой за 3 дня!

Увеличить изображение

27. В центре карьера есть остров породы, похожий по форме на язык. Это пустая порода, и чтобы не тратить время на ее вывоз в советское время это место обходили стороной. Сейчас гора сильно мешает дальнейшему развитию карьера и ее планомерно начали вырабатывать.

Увеличить изображение

28. Заботясь не только о сегодняшнем дне, но и о будущем своих работников и региона в целом, Лебединский ГОК вкладывает значительные средства в природоохранные мероприятия. В этой связи положительным примером мирового значения является более чем тридцатилетний опыт сосуществования комбината и заповедника "ямская степь", включенного юнеско в международную систему биосферных резервов. Основой этих взаимоотношений является долгосрочная программа сохранения окружающей природной среды центрально-черноземного района.
Особо следует отметить, что возврат восстановленных и улучшенных земель для нужд сельского хозяйства более чем на 300 га превысил площади, занятые под горные работы.

Увеличить изображение

29. В 2003 году в карьере Лебединского ГОКа добыли миллиардный куб горной массы.

Больше спасибо всем, кто участвовал в организации данной съемки, отдельное спасибо Алексею Евдокимову за увлекательную экскурсию и интересный рассказ!

В пятницу мы покажем БЕЛАЗы, установку по производству горячебрикетированного железа, роторный заборщик, а также ночной карьер.
Также, рекомендую Ильи varlamov.ru .

Все фотографии, представленные в этом репортаже, принадлежат фотоагентству «VOSTOK» , по вопросам использования снимков, а также проведения фотосессий пишите на электронную почту

Курская магнитная аномалия - самый мощный в мире железорудный бассейн. В настоящее время границы простирания залежей железных руд КМА охватывают площадь размером свыше 160 тыс. км² , захватывая территории девяти областей Центра и Юга страны. Крупнейшее предприятие Курской магнитной анамалии - «Лебединский горно-обогатительный комбинат» (Лебединский ГОК), который находится в Белгородской области. Под катом, также обсуждается дальнейшая судьба карьера.

1. Лебединский ГОК входит в состав холдинга «Металлоинвеста» и является крупнейшим в России предприятием по добыче и обогащению железной руды и производству высококачественного сырья для черной металлургии.

2. Сырьевая база комбината - уникальные по масштабам и качеству запасы железистых кварцитов.

3. Начальным звеном технологической цепи производства железорудного сырья является карьер. Добыча руды осуществляется открытым способом при помощи взрывания, экскавации и транспортировки горной массы автомобильным и железнодорожным транспортом.

4. Попутно добывается нерудное минеральное сырье – песок, мел, кристаллические сланцы, кварцитопесчаник, которое с помощью внутреннего железнодорожного транспорта отгружается потребителям.

5. Также с помощью железнодорожного транспорта производится перевоз ненужной скальной и рыхлой породы на специальные отвалы, которые в последствии засыпаются землей и засаживаются облепихой.


Нажмите на фотографию, чтобы посмотреть в большом размере.

6. Отработке горной массы (вывозу ее из карьера) предшествует взрывная подготовка, проводимая с целью разрыхления массива горных пород. Бурение взрывных скважин осуществляется специальными буровыми станками. Скважины заполняют зарядом и по цепочке взрывают. За 1-2 секунды поочередно взрывается несколько десятков скважин. Если взорвать все одновременно, то сила детонации будет сравнима с землетрясением.

7. Отработка железистых кварцитов и скальной породы производится огромными экскаваторами типа «механическая лопата». Вместимость ковша такого экскаватора составляет 10 кубометров или кузов одного КАМАЗа.

8. Рабочий вес такой машины около 400 тонн, а высота (с головным блоком стрелы) почти с пятиэтажный дом. Гусеничное ходовое устройство позволяет передвигаться на уклонах до 12 градусов.

9. Если рядом с отработкой проходит железнодорожное полотно, экскаваторы загружают руду и пароду сразу в вагоны.

10. В случае, когда до железной дороги далеко, руду грузят сначала в карьерные самосвалы, а потом перегружают в железнодорожный транспорт на специальных перегрузочных пунктах в карьере.

11. Кроме того, на рыхлой вскрыше (на разрыхленном взрывом массиве горных пород) применяются экскаваторы типа «драглайн», или в простонародии - «шагающие экскаваторы». В отличии от гусеничного, применение гидравлического шагающего движителя позволяет снизить нагрузку на грунт, благодаря чему масса машин может достигать сотен и даже тысяч тонн. Наибольший радиус копания такого экскаватора достигает почти 100 метров, что в пять раз больше, чем у экскаваторов «механическая лопата».

12. Перевоз руды на обогатительную фабрику и скальной рыхлой вскрыши на отвалы производится с помощью специальных железнодорожных составов. Во главе состава стоит тяговый агрегат ОПЭ1, который специально предназначен для работы на железных дорогах открытых горных разработок и способен вытянуть из карьера груженый состав вагонов-думпкаров (грузовых вагонов для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород). На комбинате такие поезда называют «вертушками» из-за опрокидывающегося при разгрузке кузова вагона.

13. Из-за постепенной разработки карьера железнодорожные пути часто приходится демонтировать и заново перекладывать. Так как «вертушки» работают на электричестве все пути приходится электрифицировать.

14. Разумеется, сам рельсоукладчик работает на солярке.

15. Прямо в карьере расположена установка для измельчения щебня для автомобильных дорог и железнодорожных путей карьера (наверху, справа).

16. В год из карьера Лебединского ГОКа вывозится до 50-ти миллионов кубических метров горной массы, что позволяет коллективу комбината производить около трети от общероссийского объема железорудной продукции.

17. По прогнозам специалистов запасы железной руды Лебединского месторождения составляют 11 миллиардов тонн, что гарантирует стабильную обеспеченность предприятия сырьем более чем на сто лет.

18.

19.

Нажмите на фотографию, чтобы посмотреть в большом размере.

20.


Нажмите на фотографию, чтобы посмотреть в большом размере.

21. Лебединский ГОК дважды занесен в книгу рекордов Гиннесса:
Как предприятие, разрабатывающее уникальное по запасам месторождение железной руды (20,2 миллиардов тонн).

22. И, как предприятие, имеющее крупнейший в мире карьер по добыче негорючих полезных ископаемых.

23. Размер гигантской «миски» - шириной порядка четырех километров и длинной около пяти.


Нажмите на фотографию, чтобы посмотреть в большом размере.

25. В центре карьера есть остров породы, похожий по форме на язык. Это пустая порода, и чтобы не тратить время на ее вывоз в советское время это место обходили стороной. Сейчас гора сильно мешает дальнейшему развитию крарьера и ее планомерно начали вырабатывать.

26. Длина железнодорожных путей на комбинате составляет около 350-ти километров (примерно, как половина расстояния от Москвы до Белгорода).

27. Буровые станки, экскаваторы, огромные автосамосвалы, бульдозеры, железнодорожные составы, на глубине 450 метров кажутся игрушечными.

28.

29. Cистемы осушения карьера включает в себя водопонижающие скважины, погружные электронасосы, водосборный коллектор и внутрикарьерные дренажные устройства. Всего этого не видно со стороны, но эта система является одной из самых важных на комбинате. Если отключить дренажную систему, то весь карьер заполнится водой за 3 дня!

30.

31. "Миллиардный куб горной массы. Сентябрь 1993г"

Через 100 лет, когда карьер прийдется оставить, с ним надо будет что-то делать, сегодня в опросе и в комментариях я предлагаю обсудить его дальнейшую судьбу. В пятницу мы покажем БЕЛАЗы, установку по производству горячебрикетированного железа, роторный заборщик, а также ночной карьер! Больше спасибо всем, кто участвовал в организации данной съемки, отдельное спасибо Алексею Евдокимову за увлекательную экскурсию и интересный рассказ!

  • . Аренда и лизинг строительных машин и оборудования
  • . Деятельность по предоставлению услуг телефонной связи
  • . Аренда и лизинг приборов, аппаратов и прочего оборудования, применяемого в медицинских целях
  • . Производство прочих изделий из недрагоценных металлов, не включенных в другие группировки
  • . Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах
  • . Распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям
  • . Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами
  • . Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом
  • . Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания
  • . Распределение воды для питьевых и промышленных нужд
  • . Деятельность в области телевизионного вещания
  • . Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)
  • . Ремонт обуви и прочих изделий из кожи
  • . Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания
  • . Вложения в ценные бумаги
  • . Аренда и лизинг торгового оборудования
  • . Аренда и лизинг прочих сухопутных транспортных средств и оборудования
  • . Деятельность, связанная с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора
  • . Подготовка кадров высшей квалификации
  • . Хранение ядерных материалов и радиоактивных веществ
  • . Разработка проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике, электронной технике, горному делу, химической технологии, машиностроению, а также в области промышленного строительства, системотехники и техники безопасности
  • . Деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки
  • . Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания
  • . Подготовка к продаже собственного нежилого недвижимого имущества
  • . Передача пара и горячей воды (тепловой энергии)
  • . Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания
  • . Хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки
  • . Транспортирование по трубопроводам прочих видов грузов
  • . Образование профессиональное дополнительное
  • . Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания
  • . Подготовка к продаже собственного жилого недвижимого имущества
  • . Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей
  • . Добыча и первичная обработка известняка и гипсового камня
  • . Обеспечение работоспособности тепловых сетей
  • . Деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях прочая
  • . Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха
  • . Деятельность санаторно-курортных организаций
  • . Производство продуктов прямого восстановления железной руды и губчатого железа
  • . Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными
  • . Деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки
  • . Производство электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, включая выработанную солнечными, ветровыми, геотермальными электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению их работоспособности
  • . Добыча глины и каолина
  • . Добыча и первичная обработка сланцев
  • . Производство промышленных газов
  • . Деятельность в области радиовещания
  • . Распределение электроэнергии
  • . Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям
  • . Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты
  • . Аренда и лизинг сельскохозяйственных машин и оборудования
  • . Торговля оптовая неспециализированная
  • . Деятельность спортивных объектов
  • . Обеспечение работоспособности котельных
  • . Деятельность ресторанов и баров по обеспечению питанием в железнодорожных вагонахресторанах и на судах
  • . Деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам
  • . Производство электроэнергии
  • . Разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина
  • . Аренда и лизинг вычислительных машин и оборудования
  • . Деятельность рекламных агентств
  • . Аренда и лизинг офисных машин и оборудования
  • . Производство взрывчатых веществ
  • . Обучение профессиональное
  • . Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд
  • . Покупка и продажа собственного жилого недвижимого имущества