Современные методы генерирования идей. Практические методы генерирования новых идей. действенных приема генерации творческих идей

ВВЕДЕНИЕ

Методы установления факторов, которые определяют развитие ситуации основываются на принципах деловой игры и методах творческого труда. Деловая игра предполагает определение логически обоснованной последовательности действий менеджера при выявлении, анализе и решении управленческих проблем, освоение технологии групповой работы, выделение ситуационного лидера. Она показывает, как хорошая самоорганизация группы повышает эффективность ее деятельности.

Обычно в практике управления разрешение той или иной проблемной ситуации осуществляется традиционным способом: принимается и анализируется первое, нередко интуитивно найденное решение, которое далеко не всегда приводит к желаемому результату. Поэтому в особенно сложных ситуациях руководитель все чаще прибегает к методу построения системы альтернативных вариантов. Анализ и оценка каждого из них способствуют выбору такого решения, которое с наибольшей вероятностью гарантирует в итоге максимальную эффективность. Однако в сфере производства могут возникнуть такие ситуации, когда метод выбора лучшего варианта оказывается ненадежным, потому что в данных обстоятельствах "хороших" вариантов просто нет: альтернатива --"одна хуже другой". В подобных ситуациях на помощь руководителю приходит "метод отрицания", когда "из двух зол выбирается меньшее".

Творческие методы (эвристические) применяются на всех этапах принятия решений и решения многих задач управленческой деятельности, однако наиболее эффективны на начальных стадиях и в проблемных ситуациях.

Часто эвристические методы применяются в различных сочетаниях с приемами. Весьма эффективны приемы преобразования (упрощения) решаемых задач: сведение ("редукция") новой задачи к уже известной и решенной в прошлом. Разукрупнение ("декомпозиция") задачи и решение ее по частям; укрупнение, обобщение задач; использование различных аналогий или антианалогий (рассуждение "от противного"); абстрагирование.

Предметом изучения является структура менеджмента, характерными признаками которого являются ситуационный подход, ситуационные факторы и модели поведения менеджера в условиях изменчивого рыночного окружения.

Объектом исследования является любая фирма, использующая ситуационный подход при принятии важных управленческих решений.

Цель контрольной работы: определить какую роль оказывает творческие методы определения факторов развития ситуации в принятии важных управленческих решений.

Определить какие существуют методы установления факторов развития ситуации.

В чём особенность методов генерации идей.

Как можно ликвидировать тупиковые ситуации.

Какова характеристика экспертных методов.

Методы генерации идей

Метод мозгового штурма (мозговая атака).

Мозговой штурм, или мозговая атака, имеет следующие этапы: подготовительный; генерации идей; анализа и оценки идей.

Считается, что тормозом на пути оригинальных решений, возникающих в мозгу человека, является критичность. Человек, особенно в деловой среде, боится показаться смешным из-за нестандартности своего решения. Что-то вроде синдрома "боязни выглядеть глупым". Наделенный таким синдромом специалист (а их большинство в реальной профессиональной среде) постепенно утрачивает способность думать «не как все», предлагать дерзкие, оригинальные идеи. Поэтому одно из главных условий "мозговой атаки" -- избежание критических замечаний.

Метод "мозговой атаки", "мозгового штурма" -- это системно организованная интеллектуальная деятельность подготовленных специалистов, использующих приемы и способы работы мозга для коллективной генерации идей.

Организация достигается использованием специалистами групповой работы, соответствующими правилами формирования группы и хода обсуждения проблем, определенными процедурными требованиями к поведению участников.

При создании группы учитывается: неоднородность знаний, опыта и социально-функционального состава ее членов. Последнее требование имеет в виду не только разнообразие должностного состава участников, но и характер их зависимости от организации, которым придется реализовать принятые решения. Большинство членов группы должно быть не зависимо друг от друга, не связано с будущими исполнителями личными интересами.

При создании коллектива используется принцип состязательности; в группу вводят представителей различных научных школ или организуется параллельная группа. Состав группы периодически обновляют, вводят в нее новых членов, что оживляет функционирование коллектива, повышает инициативу, творческий настрой остальных членов группы.

Организуя ход обсуждения проблемы, членов группы информируют о теме работы, а не о самой проблеме. Этим добиваются спонтанного подхода к ее решению. При выступлении члена коллектива подается одна идея, критика любых идей запрещается, споры не проводятся, сравнительные оценки не делаются. Разрешается использовать чужие идеи, самые утопические.

На этапе оценки критика и оценка производятся по специальным критериям: удовлетворение конкретным требованиям, возможность и время реализации идей в других областях деятельности.

Штурм начинается с назначения ведущего. Он отвечает за организацию и процедурную часть работы. Его функции:

* формулировка и переформулировка задачи;

* подбор участников для последующих этапов работы;

*решение организационных вопросов (помещение и организация пространственной среды, магнитофон или видеокамера, распределение ролей среди участников и пр.).

Участники мозгового штурма делятся на две группы:

* "генераторов" -- людей с позитивной установкой на творчество, обладающих яркой фантазией, способных быстро подхватывать чужие идеи и развивать их;

* "аналитиков" -- специалистов, обладающих большим количеством знаний по исследуемому вопросу, способных критически оценить выдвинутые идеи.

Условия проведения мозгового штурма:

* предпочтение отдается количеству высказанных идей, а не их качеству;

* идеи высказываются короткими предложениями;

* во время выдвижения идей, как уже было отмечено, запрещена их критика, неодобрительные замечания, иронические или саркастические реплики;

* одобряются внешне и принимаются все высказанные идеи, причем предпочтение оказывается не систематическому логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях;

* создается и поддерживается такая обстановка, в которой допустимы шутка, каламбур и смех;

* высказанные ранее идеи любой участник мозгового штурма может развивать, комбинировать, получать от них новые ассоциативные комбинации;

* между участниками мозгового штурма поддерживаются демократические и дружественные отношения;

* идеи могут выдвигаться без обоснования;

* допускается выдвижение заведомо нереальных, фантастических, шутливых идей.

Процесс генерирования новых идей, поощряемый ведущим, проходит, как правило, в течение 15--25 минут. Численный состав группы 6--10 человек. Все идеи записываются на магнитофон или стенографируются. Группа за сеанс может выдать более 100 идей.

Обязанности ведущего:

Во время генерирования идей обеспечить психологическую поддержку участников и управлять творческим процессом для расширения или сужения поля поисков;

На протяжении всего штурма вводить "генераторов" в состояние максимальной творческой раскованности, душевного подъема, концентрации мысли на рассматриваемом объекте.

Задача "аналитиков"; развивать выдвинутые на этапе генерации идеи для их конкретизации, обобщать идеи, осуществлять их экспертизу.

Полная продолжительность мозгового штурма составляет полтора-два часа со следующим регламентом:

* представление участников и ознакомление их с правилами, распределение на группы "генераторов" и "аналитиков" -- 5-10 мин.;

* постановка задачи ведущим и инструктаж с ответами на вопросы--10-15 мин.;

* генерация идей -- 10-15 мин.;

* перерыв-- 10 мин.;

* анализ идей--10-15 мин,;

* составление отредактированного списка идей -- 10--15 мин. Весьма повышают продуктивность мышления различные мероприятия по психологической настройке и психоэвристическому стимулированию: чай, кофе и другие налитки, негромкая фоновая музыка, натуральный образец, макет или эскиз объекта, которые требуется улучшить, и т. д.

С помощью мозгового штурма целесообразно развивать лиц, занятых сбытом, научными исследованиями, финансовыми и инженерными обязанностями, маркетологов и специалистов по рекламе, коммерческих директоров и релайтеров.

Метод синектики

Синектика -- наиболее сильная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества -- является дальнейшим развитием мозгового штурма.

Слово "синектика" в переводе с греческого означает "совмещение разнородных элементов". Цель синектики -- направить спонтанную деятельность головного мозга и нервной системы на исследование и преобразование проектной проблемы. Организация проведения сессии синектиков (синектического заседания) заимствована из мозгового штурма, однако отличается от него использованием некоторых приемов психологической настройки, в том числе очень активным применением аналогий.

Группа синектики -- 2-3 специалиста со стороны, представляющие разные профессии, несколько работников основной организации, обладающих гибким мышлением, имеющих широкий диапазон знаний и большой практический опыт. Желательны контрастные психологические типы участников.

Группа синектики использует аналогии в качестве средства для ориентирования своего спонтанного мышления на поставленную проблему. При этом используются аналогии следующих четырех типов:

* прямые аналогии. Их часто находят в биологических системах, решающих сходные проблемы ("А как решаются задачи, похожие на данную?");

* субъективные (личные) аналогии. Например, конструктор старается представить себе, как можно было бы использовать собственное тело для достижения искомого результата;

* символические аналогии -- это поэтические метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, В частности ставится задача; "Сформулируем образное определение сути проблемы в двух словах, в одной фразе", например "дерево целей";

* фантастические аналогии. Используя их, необходимо представить себе вещи такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть. Например, "хочется, чтобы дорога существовала лишь там, где ее касаются колеса машины". Процедура проведения синектики

Синектика начинается с формулировки проблемы. После определения основной формулировки проблемы начинается дискуссия, цель которой -- очищение от очевидных решений. Члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочетание существующих решений.

Следующий шаг -- превращение необычного в привычное. Поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы.

Затем идет шаг -- разбор проблемы. Обсуждается ее понимание (кто как понял), при этом определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблемы.

Очередной шаг-- наводящие вопросы. Синектор (ведущий) предлагает пользоваться одним из типов аналогий для принятия нового решения.

Когда появляется перспективная идея, ее развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и опробовать грубые прототипы устройства или модели. Аналогии можно рассматривать как средства для смещения процесса исследования структуры проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности головного мозга. Метод синектики полезен для обучения бизнесменов и релайтеров, предпринимателей и менеджеров, финансистов и маркетологов, специалистов по рекламе и пр.

Метод ассоциаций

Ассоциативный метод активизации творческого мышления основывается на применении в творческом процессе семантических аналогий и вторичных смысловых оттенков. Основными источниками для генерирования идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия.

Между двумя совершенно различными, не связанными понятиями можно осуществить логическую связь, то есть установить ассоциативный переход в четыре-пять этапов. Например, два различных понятия -- "древесина" и "мяч". При осуществлении ассоциативного перехода получается цепочка: "древесина" -- "лес", "лес" -- "поле", "поле" - "футбольное", "футбольный" -- "мяч".

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно использовать различные метафоры. Удобнее применять простые виды: бинарные метафоры-аналоги ("колокольчик заливается", "дуги бровей"); метафоры-катахрезы, содержащие противоречия ("сухопутный моряк", "круглый квадрат"); метафоры-загадки ("туман над лесом" -- косынка).

Преимуществом метафорического мышления является его высокий уровень оригинальности. Генерирование метафор развивает творческое мышление обучаемых.

Метод записной книжки

В записную книжку заносится формулировка проблемы, которую нужно решать, и в се известные факты, имеющие прямое или косвенное отношение к ее решению.

Затем начинается основательное размышление по поводу всевозможных путей решения проблемы, всякий раз при этом делаются записи в записной книжке по поводу новых мыслей или идей. Ежедневно этому посвящается определенное время. День ото дня растет количество записанных вариантов. В конце месяца анализируются все записи и составляется список самых лучших идей и предложений.

Этот метод можно использовать и для коллективной работы по генерированию идей, но тогда записная книжка должна быть у каждого участника творческого процесса. Главный координатор в конце месяца собирает все записи и сводит все лучшие идеи в общий список, избегая одинаковых предложений, а затем проводит коллективное обсуждение и экспертизу предлагаемых идей.

Выбираются лучшие. Для того чтобы привнести в работу объективность, целесообразно предварительно определить критерии отбора идей, например по степени новизны и конструктивности, по степени обоснованности или ресурсного обеспечения реализации, по появлению потенциальных проблем после внедрения. Использование метода позволяет:

* выявлять и определять значимость проблемы, влияющих факторов и концепций ее решения;

* преодолевать недостатки традиционных способов решения проблемных ситуаций (например, совещаний);

* в ограниченное время найти подход к решению внезапно возникшей задачи.

Метод дискуссии

Это метод подготовки решений с участием широкого круга участников, ознакомления их со взглядами друг друга, выявления различных точек зрения, интересов, их согласования и интеграции. Это совместный поиск оптимальных путей решения проблем, опирающийся на результаты практики и на ее научное осмысление.

Дискуссия предполагает свободное изложение участниками своих позиций, сопоставление различных подходов, публичное обсуждение преимуществ и недостатков спорной проблемы. Достигается это соответствующей организацией совместной работы участников, применением необходимых методических приемов и способов.

Использование метода позволяет:

* решить важные научные, государственные и хозяйственные проблемы;

* выявить и согласовать интересы многообразных социальных групп, довести до каждого члена организации и общества в целом необходимость определенного порядка действий;

* формировать необходимую организационную культуру фирмы.

Пожалуй, трудно найти в современном мире более важный навык, чем креативность. За последнее десятилетие искусственный интеллект добился невероятных успехов в области обработки данных, однако в одном он практически не сдвинулся с места – в способности генерировать новые идеи.

Пока что это остается прерогативой человечества – и мы однозначно должны пользоваться этим. В этой статье мы собрали подборку лучших техник, которые помогают искать оригинальные и полезные идеи.

Мозговой штурм

Первый в мире и уже ставший классикой метод. Он позволяет за короткое время сгенерировать большое количество идей, которые в дальнейшем подвергаются оценке. Брейнсторм предполагает групповую работу, однако ничто не мешает проводить его в одиночку.

Как это делается?

Существует три этапа мозгового штурма:
Подготовительный – участники формулируют проблему, собирают информацию, выбирают ведущего.
Генерация идей – каждый из участников придумывает как можно больше идей, руководствуясь следующими правилами:
принимаются все, даже безумные и фантастические идеи, без какой-либо критики;
идеи можно комбинировать, улучшать, дополнять.
Оценка идей – на этом этапе они сортируются и критикуются, самые живучие прорабатываются дальше, остальные – отбрасываются.

Шесть шляп мышления

Продвинутая версия классического мозгового штурма. Она имеет игровую форму, позволяет посмотреть на задачу с разных сторон и улучшает внутрикомандное взаимодействие.

Как это делается?

Каждый участник попеременно «одевает» одну из шляп, т.е. обдумывает проблему под одним из 6 углов:

Синяя шляпа – ее примеряет только один участник – модератор. Он формулирует цель, следит за правильным использованием всех шляп и подводит итоги.
Белая шляпа – отвечает за аналитическое осмысление проблемы. Участники обсуждают существующие факты, ищут недостающую информацию.
Красная шляпа – дает возможность высказать эмоциональное отношение к проблеме и возможным вариантам ее решения, а также позволяет включить интуицию.
Черная шляпа – предполагает пессимистический взгляд на обсуждаемую задачу. Участники обсуждают ее негативные стороны и последствия, критикуют существующие варианты выхода из положения.
Желтая шляпа – отвечает за оптимистическую сторону проблемы. Необходимо найти выгоду (даже если она неочевидная), выявить скрытые полезные ресурсы и возможности.
Зеленая шляпа – в этом режиме предполагается собственно генерирование идей и поиск новых, нестандартных методов решения задачи.

Ментальные карты

Ментальные карты – метод, направленный на визуализацию связей и активизацию ассоциативного мышления. Он позволяет лучше охватывать всю картину изучаемого вопроса и активизирует творческое мышление благодаря использованию графики.

Как это делается?

Нарисуйте (или напишите) образ проблемы в центре. На ветках, которые от него будут отходить – записывайте свои идеи. Включайте ассоциативное мышление, постепенно разворачивайте каждую ветку на более мелкие – это позволит вам детально проработать каждую новую мысль. Используйте рисунки, делайте карту разноцветной – для большей наглядности и задействования образного мышления.

Метод синектики

Синектика основана на генерировании идей с помощью активного использования аналогий. Это достаточно сложный метод с некоторыми ограничениями. Он предполагает работу над конкретной задачей, а группа синектиков должна быть постоянной и пройти соответствующее обучение. В отличие от брейнсторма здесь допускается критика.

Как это делается?

В процессе обсуждения проблемы участники ищут аналогии, которые можно отнести к 4 классам:

Прямые аналогии – самые очевидные сходства с исследуемым объектом. Обычно ищутся в других технических или природных объектах. Например, крыло у птицы и самолета.
Субъективные аналогии – в этом случае креативщик перевоплощается в исследуемый объект, он должен «прочувствовать», каково это – быть им, оценить все те аспекты, которые недоступны обычному логическому подходу.
Символические аналогии – предусматривает использование метафор и необычных определений обычных вещей, поиск парадоксов и конфликтов в устоявшихся стереотипах. Так, автомобиль можно определить как «легкопередвигающаяся тяжесть».
Фантастические аналогии – предмет обсуждения и возможности синектиков мысленно лишаются любых преград со стороны физических законов. Допускается все, даже использование волшебной палочки. Это позволяет снять ментальные блоки и полностью раскрепостить творческий потенциал.

Методика SCAMPER

Если предыдущие техники позволяли максимально раскрепостить мышление, то SCAMPER задает ему определенное направление. Это позволяет выдать результат именно в тех случаях, когда свободное мышление не работает. В расширенном виде она представляет собой 60 вопросов и 200 ассоциативных слов.

Как это делается?

SCAMPER представляет собой аббревиатуру, которая обозначает 7 ключевых слов, стимулирующих креативное мышление:

Substitue (Замещать) – разбейте проблему на компоненты и отдельные процессы и подумайте, чем можно заменить каждый из них.
Combine (Комбинировать) – объединяйте части проблемы между собой и внешними предметами (или идеями), чтобы создать нечто новое.
Adapt (Адаптировать) – поразмыслите, как можно по другому использовать уже имеющиеся ресурсы и возможности для решения проблемы.
Modify/Magnify (Модифицировать/Увеличивать) – ищите, как можно видоизменить и улучшить существующие идеи или процессы, как можно поменять их интенсивность или значимость.
Put to other uses (Найти другое применение) – подумайте, для каких еще целей можно применить вашу идею.
Eliminate (Устранить) – упрощайте проблему, разделяйте ее на части и отбрасывайте то, чем можно пожертвовать.
Rearrange (Переставлять, изменять порядок) – что будет, если нарушить последовательность в вашей задаче? Перевернуть ее с ног на голову или перетасовать ключевые блоки?

Обратный мозговой штурм

Ломать – не строить. Именно эта банальная мысль легла в основу данного метода. Суть его состоит в том, что вы ищете идеи не как решить данную проблему, а как вызвать ее, и что можно сделать, чтобы достичь не нужного эффекта. Это позволяет раскрепостить мозг, сделать процесс мозгового штурма более легким и приятным.

Как это делается?

Сформулируйте проблему, а затем переверните ее. Скажем, вам нужно повысить продажи какого-то конкретного продукта. Следовательно, вы должны думать над тем, как свести их до минимума. После того, как вы проведете мозговой штурм, вам потребуется вновь перевернуть эти идеи, чтобы извлечь из них пользу.

Метод фокальных объектов

Случайность и ассоциативное мышление – две вещи, которые удивительно часто сопровождают великие открытия и великие идеи. Метод фокальных (или случайных) объектов основан на этих двух явлениях. Он заключается в мысленном переносе характеристик произвольно выбранных объектов на предмет рассмотрения.

Как это делается?

Выберите конкретный объект (он и будет назваться фокальным), который необходимо улучшить (например, внешний аккумулятор – Powerbank).
Произвольно выберите несколько предметов (яблоко, корабль, Яндекс, коробка).
Опишите свойства каждого предмета (например, яблоко – натуральное, сочное; корабль – военный, подводный; Яндекс – всезнающий; коробка – картонная, деревянная);
Переносите свойства на фокальный объект, включайте ассоциативное мышление и выбирайте самые сильные варианты (натуральный – можно сделать стильный корпус из дерева, военный, подводный – можно сделать его водонепроницаемым и противоударным, всезнающий – можно добавить удобный индикатор заряда).

Метод морфорлогического ящика

Еще одно название – метод морфологического анализа. Он построен на разбиении объекта на составные элементы, для которых указываются различные варианты исполнения. Все это заносится в таблицу, а затем проводится поиск новых комбинаций, которые подчас рождают совершенно неожиданные идеи.

Как это делается?

Выберите предмет (процесс), с которым вы будете работать.
Разбейте его на ключевые элементы.
Придумайте как можно больше различных вариантов для каждого элемента.
Запишите все это в матричную таблицу.
Ищите в таблице новые комбинации элементов и их вариантов, чтобы создать нечто новое.
Вот как это выглядит на примере уже рассмотренного Powerbank`а:

Параметры Варианты параметров
Корпус пластик дюрралюминий дерево металлопластик
Элемент питания литий-ионный аккумулятор солнечная батарея элемент Пельтье динамо-машина
Дополнительные функции часы карта памяти дополнительные разъемы водозащитная крышка

Мы можем создать powerbank с элементом Пельтье (вырабатывает электричество от тепла) с ударопрочным корпусом и встроенной картой памяти для видеосъемок в экстремальных условиях.

Метод Уолта Диснея

Уж если кто разбирается в творческом мышлении, так это Уолт Дисней, который создал одну из крупнейших кинокомпаний мира. Чем-то его метод напоминает шесть шляп мышления: вам тоже потребуется примерить на себя разные роли, чтобы выйти за рамки.

Как это делается?

Посмотрите на проблему с трех разных точек зрения. Последовательно перевоплощайтесь в каждую из ролей:

Мечтатель – придумывайте самые безумные идеи и не ограничивайте себя ни в чем. Подумайте, каким могло бы быть идеальное решение идеальными методами.

Реалист – в этой роли вы рассматриваете замыслы Мечтателя с точки зрения текущих возможностей. Как можно воплотить идею в неидеальном мире. Ищите конкретные пути, в возможности реализации которых уверены.
Критик – пришло время искать все изъяны в вашем плане. Анализируйте свои идеи, выявляйте слабые места и ошибки.

Автобус, кровать, ванна

Это достаточно нестандартный метод генерирования идей, по сравнению с вышеописанными. Возможно, вы и сами замечали, что многие хорошие идеи приходят в самые неожиданные моменты – в душе или во время поездки на работу. Это связано с тем, что загрузив в свой мозг некую проблему, вы со временем невольно отвлекаетесь от обдумывания. Но ваше подсознание продолжает работать – и в какой-то момент выдает то, что называется озарением.

Как это делается?

Определите проблему и проработайте над ней любым из вышеприведенных методов. Постарайтесь как можно глубже погрузиться в нее, изучите косвенно связанные с нею вопросы.
Оставьте проблему на некоторое время. Просто смените род деятельности – погуляйте, послушайте музыку и т.д. В конце концов, поспите.
Ждите озарения.

Если предыдущий пункт оказался неудачным – попробуйте снова поработать классическими методами. Вы будете смотреть на проблему уже более свежим взглядом.

Вариацией этого метода является шоковая терапия. На 2-м этапе вы должны кардинально сменить привычный распорядок – например, отправиться в небольшое путешествие или пробежать полумарафон.

Техника квоты идей

Метод основан на утверждении, что человек всегда недооценивает свои возможности. Скажем, если вы считаете, что можете отжаться 30 раз, то на самом деле вы способны как минимум на 35. Устанавливая рамки, мы стимулируем мозг искать выход из положения, тем самым улучшая свои показатели. Эту технику лучше всего использовать в комбинации с другими методами.

Как это делается?

Установите для себя минимальное количество идей, которые вы бы хотели придумывать ежедневно (например, 5 за день).
Каждый день выполняйте свой план.
Если чувствуете, что способны на большее – не останавливайтесь, продолжайте генерировать идеи.
Со временем повышайте планку.

Резюме

Это далеко не полный перечень креативных методик. Мы собрали лишь наиболее проверенные и популярные. Во многом именно благодаря им достигли столь невероятных успехов крупнейшие современные компании – начиная с «Apple» и заканчивая «Netflix». Применяйте эти техники дома и на работе, комбинируйте их или же найдите свою любимую – главное придумывайте много идей, чтобы тренировать свою креативность.
Стиль изложения автора сохранён. Мнение

Существует хорошая американская поговорка «Кто придумал, получает 1 доллар, кто произвел – 10, тот, кто продал, -100»

Но генерить идею тоже кому-то нужно. Ведь мы часто связываем своё будущее с успехом, основанным на какой-то новой идее. Мы планируем новые продукты и новые сервисы. И хотим, чтобы они прижились в будущем.
Чтобы это произошло, идея должна быть сверх- эффективной. Потому что в будущем всё дешевле и лучше, чем сейчас.
Как обычно мы ищем новые идеи? Берём то, что имеем. Либо снижаем затраты, либо добавляем возможности. Но этого мало. Будущее требует делать и то, и другое одновременно.

Еще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бекон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении немало теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения.

Подборку про методы генерирования идей я делала несколько лет назад. И недавно обновила.
Друзья и коллеги, может на рынке появилось еще что-то новое и полезное?
Поможем друг другу в широте кругозора))

Есть научные методы генерации идей, что оперируют закономерностями, четкими правилами и хорошо работающими инструментами. В настоящее время единственной научной теорией генерации идей можно считать Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Это не для всех, поэтому оставим в стороне))

Давайте рассмотрим методы, которые, обычно имеют определенные правила работы, направляющие работу мыслей в нужное русло.

Итак, методы генерирования новых идей.

1. Мозговой штурм (Алекс Осборн)
Группа людей активно предлагает различные идеи, участники группы пытаются их развить, тут же анализируют их, выявляя недостатки и преимущества. Имеет много различных подходов, но суть одна.
Основной метод, которым пользуются большинство руководителей и который имеет массу разновидностей и технологий использования. Все не перечислить.

3. «Ментальные карты» или «Интеллект-карты» разработал Тони Бьюзен в 70-е годы прошлого века и описал в своей книге «Думай головой». После этого они стали привычным инструментом работы многих интеллектуальных работников стран Западной Европы и США. У нас этот метод также сейчас на пике популярности.
Информация запоминается тем лучше, чем больший объем коры головного мозга подключается к ее восприятию.
Линейное представление информации в виде текста не до конца использует возможности нашего мозга, так как задействует только левое полушарие головного мозга.
При работе с картами дополнительно задействуется кора правого полушария, отвечающая за восприятие наглядных и цветных образов и творческую деятельность. Благодаря этому визуализированная информация воспринимается гораздо быстрее и помнится дольше.

Тони Бьюзен предложил написать в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, которые надо запомнить, писать на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциации, образ карты гораздо лучше запоминается.

В России одним из ведущих консультантов по интеллект- картам является Сергей Бехтерев - первый сертифицированный тренер по управлению ментальностью в России. Автор книги «Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт».

Все по разному используют интеллект-карты. Я видела у Игоря Манна много таких рабочих карт, которые он использует в работе.
У него на каждый вопрос, на каждую проблему, на каждую идею заводится интеллект-карта. Например, при чтении книги он заполняет новой информацией сразу несколько карт.

4. Синектика (Уильям Гордон). В 1961 году опубликована его книга «Синектика: развитие творческого воображения». С тех пор метод синектики начал активно развиваться и завоевал популярность во всём мире. Кстати, клиентами созданной Гордоном организации «Synectics Inc.» являются такие мировые компании как «Zinger», «General Electrics», «IBM» и множество других.
Термин «синектика» обозначает совмещение в процессе поиска решения проблемы разнородных, порой даже несовместимых элементов. В синектике приветствуется критика, и активно используются различного рода сравнения и аналогии. В процессе решения поставленной задачи участие принимает группа людей (синектиков).

План действий:
1.Прямые аналогии. Они нередко находятся в различных системах, которые решают сходные с поставленной задачи. К примеру, есть мнение, что во время своего наблюдения за тем, как червь-древоточец пробуравливает трубчатый канал в древесине французский инженер Брюнель пришёл к открытию кессонного метода в строительстве подводных сооружений.
2. Субъективные (личные) аналогии. В качестве примера можно использовать изобретателя, который представляет себе, как его собственное тело функционировало бы, если бы он мог, используя его, достичь поставленного результата. Что бы он чувствовал, если бы его руки, например, были крыльями или лопастями вертолёта? Или как повело бы себя его тело, если бы он был подъёмным краном?
3. Символические аналогии. Здесь могут использоваться сравнения, аллегории, метафоры, где свойства чего-то одного отождествляются со свойствами другого. К примеру, пространство вариантов, острая проблема, стальное решение и т.п.
4. Фантастические аналогии. На этом этапе нужно представлять вещи такими, какими они быть не могут по определению. Например, любой момент вашей жизни сопровождается только вам слышной музыкой, которую вы сами можете выбирать. Или всегда, когда вы едете на машине, на вашем пути автоматически исчезают все препятствия и т.п.

Пример: объект - карандаш, задача - расширение ассортимента. Прямая аналогия - объемный карандаш, ее отрицание - плоский карандаш. Результат – карандаш-закладка.

5. Метод фокальных объектов (Чарльз Вайтинг). Иногда называется «Случайный стимул».
Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов.
Т.е. в этом методе объединяются признаки разных объектов в одном предмете.

План действий:
1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
3. Записываем свойства случайных объектов.
4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

Пример: свеча и понятие «Новый год». Новый год значит праздник, искры бенгальских огней, к свече это тоже относится. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, то выйдет «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.
Ведь мы помним, что мир мышления - это антилабиринт, где от любой точки можно прийти к любой другой)).

6. Морфологический анализ (Фриц Цвикки).
Это метод систематизированного поиска новых идей предлагает большую, серьёзную сверхзадачу разбить на ряд локальных задач, касающихся каких-то отдельных элементов. Каждый из элементов, в свою очередь, имеет ряд вариантов решения. Каждый из вариантов обязательно обсуждается.
Суть метода заключается в построении таблицы, где перечислены все составляющие элементы объекта исследования и указаны все возможные варианты реализации этих элементов.

План действий:
1. Точно формулируется проблема.
2. Определяются важнейшие элементы объекта.
3. Определяются варианты возможного исполнения элементов.
4. Занесение их в таблицу.
5. Оценка всех имеющихся в таблице вариантов.
6. Выбор оптимального варианта.

Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее выпадали из поля зрения. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств, путем построения алгоритмов.

7. "Непрямые стратегии" (Брайан Ино и Питер Шмидт).

Метод выхода из творческих тупиков с помощью заранее заготовленных карточек.
Первое издание карточек (115 штук) относится к 1975 году, а в наше время можно найти электронную версию «обходных стратегий» в интернете. Брайан признавался, что идея частично была навеяна китайским способом гадания по Книге Перемен «И-Цзин».
Возьмите колоду карт, на которых предварительно запишите набор определенных команд. Теперь вытаскивайте карты и следуйте их указаниям.

8. Метод «Автобус, кровать, ванна».
Известный физик как-то пошутил, что все великие научные открытия были сделаны в одном из трех «В» - bus, bed, bath. (Автобус, кровать, ванна)
В его основе лежит мнение, что новые идеи часто посещают нас в самые неожиданные моменты и в самой неожиданной обстановке или вообще во время сна))
Действительно, многие ученые признавали, что самые блестящие идеи приходили им в голову, когда они совершенно не думали о своих научных проблемах. Подобное - результат действия принципа инкубации.
Непрерывность процесса инкубации идей осуществляется благодаря тому, что наше подсознание постоянно обрабатывает накопленную информацию. Чем больше мы заинтересованы в нахождении решения, тем выше вероятность того, что подсознание подскажет нам новые идеи.

План действий:
1. Постановка задачи. Сформулируйте вашу проблему. Попытайтесь в общих чертах определить области знания и последовательность шагов, важных для ее решения, - это поможет разбудить творческие силы вашего подсознания.
2. Подготовительная работа. Соберите всю имеющуюся информацию по данному вопросу и подготовьте необходимую литературу. Активно включайтесь в процесс исследования - читайте, размышляйте, обсуждайте, задавайте вопросы специалистам. Действуйте с максимальной отдачей до тех пор, пока не почувствуете удовлетворение от проделанной подготовительной работы.
3. Установка на поиск. Обращаясь к своему подсознанию, дайте ему установку на поиск решения проблемы. Используйте, к примеру, такие выражения: «Итак, начинай искать решение. Я буду ждать ответ через два дня!» или: «Действуй. Дашь мне знать, когда работа будет закончена».
4. Инкубация. Оставьте вашу проблему в «творческом инкубаторе». Забудьте о ней на какое-то время. Займитесь другими делами; процесс инкубации будет идти без вашего участия.
5. Эврика! Никто не знает, сколько пройдет времени, пять минут или пять месяцев, но озарение обязательно наступит!
Этот принцип классически продемонстрировал древнегреческий математик Архимед, открывший свой закон в ванной)).

9. Ловушка для идей.
В этом методе необходимо фиксировать абсолютно все идеи, можно их записывать на диктофон или в тетрадь. А потом при случае возвращаться к ним. Простой и эффективный способ, но пользуются им, к сожалению, не все. Все пытаются запомнить, а память сопротивляется. А ведь память можно тренировать.

Военные психологи накопили огромный опыт подготовки сотрудников, способных быстро и надежно запоминать информацию. Было бы глупо не воспользоваться их разработками. Приглашаем на встречу в Дискуссионный клуб E-xecutive 17 сентября, где можно узнать о методиках спецслужб, эффективность которых проверена временем и поколениями разведчиков и контрразведчиков. На встрече поговорим о том, как развивать внимание, мышление и память. Попробуем самые эффективные упражнения, которые не займут больше 20 минут в день.
Программа и регистрация

WELCOME всем!

10. Метод Дельфи (дельфийский метод).
Метод заключается в выявлении экспертного мнения специалистов в условиях анонимности с последующей обработкой полученных результатов статистическими методами.
Известно, что использование коллективных знаний ведет к возможности нахождения сильных решений, однако в процессе обмена мнениями между участниками может сказаться влияние авторитета коллег и все сведется к появлению популярных ответов.
В России Метод Дельфи часто используется, как один из инструментов выбора и оценки решения.

11.SCAMPER (Боб Эберле).
Методика креативности, предлагающая список изменений, которые можно осуществить в работе над определенным объектом. Техника заключается в том, чтобы последовательно ответить на вопросы о модификации поставленной задачи.

План действий:
Substitute - Заменить что-то, например, компоненты, материалы, людей
Combine - Комбинировать, например, с другими функциями, приборами
Adapt - Добавить что-то, например, новые элементы, функции
Modify - Модифицировать, например, изменить размер, форму, цвет или другой атрибут
Put - Применить для чего другого, в другой отрасли
Eliminate - Удалить части, упростить до главного
Reverse - Поменять местами, перевернуть, найти применение в чем противоположном
Часто этот метод используют на производстве.

Ну и чисто познавательное видео для креативных менеджеров))
В Дискуссионном клубе E-xecutive было несколько разных встреч с темами про креативность. Предлагаю посмотреть видеозапись встречи

В выступлении – обзор мест и методов поиска новых идей, принципы сверх-эффективности на примерах компаний Силиконовой долины и возможность найти идею для своего будущего.

В первой части видео - примеры компаний Силиконовой Долины. Зарина Гафитулина- математик. В недавнем прошлом – успешный консультант по стратегии Deloitte. Живёт в Сан-Хосе (Калифорния, США). Занимается изучением компаний Силиконовой Долины.

Во второй части - классической мозговой штурм.Тимур Гафитулин - психолог, консультант и тренер по креативности и инновациям.

ПОЛЕЗНОГО ПРОСМОТРА!

…………………………………………..

Согласитесь, чтобы сформировать интересную, оригинальную и полезную идею, нужно изрядно потрудиться. Мозговая работа построена таким образом, что идеи и мысли витают постоянно в голове, побуждая человека к действию. Бывают мысли, над которыми не приходится сильно «думать» - в основном это мимолетные побуждения: об одежде или работе, проекте или отношении в семье. Если уж речь идет о том, как происходит генерация идей для бизнеса или научного эксперимента, существует немало методик, следуя которым можно формулировать прибыльные, оригинальные и полезные идеи. Итак, как генерировать идеи для бизнеса и стартапа, читайте в этой статье.

  1. Мозговой штурм, автор — Алекс Осборн.

Самый распространенный метод, который известен большому количеству людей, его используют даже в школах для обучения детей креативному мышлению. Это коллективный метод генерации идеи и этому есть два объяснения.

Во-первых, в коллективе расширяются возможности мышления при условии отсутствия психологических барьеров.

Во-вторых, проблемы касательно модификации идей решаются быстрее, если над ними работает группа людей.

Технология выполнения. Людям предлагается озвучить свою идею. Другие участники развивают ее без права на критику. Так, каждый по очереди имеет возможность высказаться и поучаствовать в анализе креативных идей , улучшая и совершенствуя стержень.

Особенность методики - сам процесс генерации идеи, развития и последующая критика разводится во времени. Анализ умозаключений в процессе коллективного обсуждения происходит в конце.

Второй вариант метода генерации идей «Мозговой штурм» - брейнрайтинг или "немой". Идеи не озвучиваются и не обговариваются, а записываются на листке бумаги. Этот листок передается из рук в руки, и каждый участник может внести свои соображения и дополнения к идее.

  1. Шесть шляп - автор — Эдвард де Боно.

Это метод может показаться с первого взгляда простым и не приносящим пользы. На самом деле все намного глубже, чем может показаться.

Техника выполнения. Предполагается участие более 7 человек. Каждому предлагается надеть на голову шляпы разных цветов и выполнить соответственные задания. Важным условием является правильно организовать общение в группе, исключить эмоциональное противостояние среди участников.

Для каждой шляпы прилагаются особые задания. Озвучивается одна конкретная идея и при помощи шляп участники высказывают свое мнение.

Как распределяются роли по цветам:

  1. Былая шляпа - необходимо анализировать факты и цифры. В основе - рационализм и беспристрастное объяснение и подтверждение.
  2. Черная шляпа - выявление негативных свойств, прогнозирование возможной неудачи.
  3. Красная шляпа - необходимость подключения эмоциональной оценки, основываясь на подсознательных ассоциациях.
  4. Желтая шляпа - формирование положительных сторон идеи.
  5. Зеленая шляпа - поиск нестандартных решений проблемы, в основе креативность и оригинальность для выявления альтернативы.
  6. Синяя шляпа - подведение итогов и обобщение всего высказанного участниками.
  1. Ментальные карты - автор — Тони Бьюзен.

Автор метода уверен, что в основе развития креативного мышления и мозговой активности в целом находится память и именно с ее развития следует начинать работу над генерированием идей.

Как правильно строить процесс запоминания? На лист бумаги в центр помесить ключевое понятие или слово, заключив его в круг, и от него провести ассоциативные ряды, записывая их на ветвях - создавая дерево. Также для лучшего запоминая подкреплять ассоциации и мысли графическими элементами. Таким образом выстроиться карта ассоциаций, которая полноценно формирует образ, находящийся в центре. Такое дерево или карта лучше запоминаются и дольше остаются в памяти.

  1. Синектика - автор — Уильям Гордон.

Чтобы найти креативное зерно в той или иной идее необходимо обзавестись терпением и прибегнуть к работе над аналогиями. Это поможет расширить взгляд на проблему и рассмотреть те стороны, которые скрыты с глаз. Метод синектики является одним из наилучших методов генерации идей для стартапа и бизнеса.

Техника выполнения. Идея распределяется на ключевые слова или категории и к ним подбираются аналогии, которые записываются в таблицу для удобства дальнейшей работы. Таблица делится на столбцы: первый - прямые аналогии с предметом, второй - непрямые, это может быть противоположное мнение или описание.

Для примера: объект и ключевое слово: карандаш. С какой целью этот объект рассматривается: чтобы расширить ассортимент. Прямая аналогия к слову карандаш - объемный (его вид), а непрямая - плоский (отрицание). Результат - карандаш-закладка в книгу.

  1. Метод фокальных объектов - автор — Чарльз Вайтинг.

Это нестандартная технология генерирования идей для бизнеса. На ключевой предмет (фокальный) налаживаются признаки других, случайно выбранных, объектов и в дальнейшем рассматриваются получившиеся соединения.

Для примера, что получиться, если объединить свечу как фокальный предмет и понятие «Новый год»? Включаются ассоциации: Новый год - это время бенгальских огней. Именно этот признак можно перенести на свечу. Что получится: растереть бенгальскую свечу, добавить в воск и что получиться - свеча будет гореть и искриться одновременно!

  1. Морфологический анализ - автор — Фриц Цвикки.

Ключевой предмет или слово необходимо разложить на мелкие компоненты (признаки). Из них выбрать самые главные, которые формируют именно этот объект, изменить качество этих признаков и попробовать соединить их вместе.

Для примера, цель: сформировать визитку для парфюмерной компании. Обычная форма визитной карточки - прямоугольник. Изменяя прямоугольник на треугольник и добавить запах парфюма - получиться новая форма визитной карточки компании.

Творческий процесс требует постоянной генерации новых идей, но где их взять, если вы уже свернули голову, размышляя о своем плане.

Об этом с нами поделился онлайн журнал Business In Web и предложил 10 способов создавать новые оригинальные идеи.

1. Мозговой штурм

2. Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп»

По ходу творческого процесса человек по очереди надевает шесть шляп разного цвета. В белой он беспристрастно проверяет цифры и факты, в черной – пытается найти отрицательные черты, в желтой – анализирует положительные моменты, в зеленой – генерирует новые идеи, в красной – может позволить активную эмоциональную реакцию. Ну и, наконец, в синей шляпе - подводятся итоги работы.

3. Метод «Ментальные карты»

Разработал Тони Бьюзен. В его теории делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека, поэтому развивать надо именно память.

Он предложил написать в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, которые надо запомнить, писать на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также рисовать.

Создание такой «карты» помогает придумывать новые ассоциации, а сам образ «карты» гораздо лучше запоминается.

4. Синектика

В первом столбце пишут прямые аналогии, во втором – косвенные, например, признаки первого столбца. Затем сопоставляют цель, объект и косвенные аналогии. Пример: объект - карандаш, задача - расширение ассортимента. Прямая аналогия - объемный карандаш, ее отрицание - плоский карандаш. Результат – карандаш-закладка.

5. Метод фокальных объектов

В методе Чарльза Вайтинга объединяются признаки разных объектов в одном предмете. Пример: свеча и понятие «Новый год». Новый год значит праздник, искры бенгальских огней, к свече это тоже относится. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, то выйдет «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.

6. Морфологический анализ

Предложенный Фрицем Цвики, заключается в том, что исследуемый объект раскидывают на компоненты, из которых выбирают самые существенные характеристики. Затем их изменяют и пытаются снова собрать вместе. В итоге получается новый объект.

7. Непрямые стратегии

Этот метод придумали Брайан Эно и Питер Шмидт. Для этого метода нужна колода карт с командами, например, «дай волю злости», «укради решение» и др. Человек вытаскивает карты и следует указаниям.

8. «Автобус, кровать, ванна»

В его основе лежит убеждение, что новые идею не только таятся в глубине нашего подсознания, но и рвутся наружу, надо их просто выпустить, то есть не мешать их появлению. Новая идея может прийти в голову в самом необычном месте.

9. Расшифровка

Для этого необходимо взять непонятную надпись на иностранном языке, например иероглифы. У человека, разгадывающего надпись, в этот момент могут рождаться в голове самые разные ассоциации.

10. Ловушка для идей

В этом методе необходимо фиксировать абсолютно все идеи, можно их записывать на диктофон или в тетрадь. А потом при случае возвращаться к ним.