Почему фотограф работает на коммерческой основе. Коммерческая видеосъемка. Есть ли примеры с прошлого опыта

В западном мире, реклама окружает нас повсюду. На экранах наших домашних ПК, планшетах, или телефонах, в газетах и журналах, мы постоянно сталкиваемся с рекламой. Но мало кто принимает во внимание тот, факт, что для создания большинства реклам, необходим фотограф.
Есть огромное количество продуктов, которые размещены в каталогах, как в печатном виде, так и в электронном, например, на сайтах Amazon или eBay. Для создания этих каталогов потребовалось множество фотографий, которые, естественно, делали фотографы. У каждого есть возможность стать одним из таких фотографов. В Интернете можно найти огромное количество статей, которые помогут научиться правильно и качественно фотографировать продукты, то есть, освоить, так называемую предметную съемку

Изучите основы рекламного бизнеса

Убедитесь в том, что вы знаете, что необходимо делать и чего от вас ожидают, а еще, старайтесь поддерживать хорошие отношения с агентством, которое взяло вас на работу.
Жизненно важно, четко знать, как лучше преподнести товар для потребителя, иметь хорошие познания в маркетинге и рекламе. Изучите рынок, выясните, как снимали подобные товары до вас, и к какому результату это привело. Узнайте, хочет ли ваш клиент придерживаться старой рекламной стратегии, или вы должны придумать что-то новое. Во многом, в ваших руках дальнейшая судьба этого продукта. Если вы снимите его плохо, люди просто не захотят его покупать.

Отдавать ли предпочтение только студийной съемке?

Решением о том, где должна проходить съемка, принимается, исключительно ориентируясь на товар. Иногда, очень важно сфотографировать продукт, в контексте окружающей среды, а иногда, для съемки необходим чистый белый, или черный фон. Выбор места съемки, играет важную роль в получении хороших результатов.

Как лучше преподнести товар?

Важным аспектом является еще и то, как вы видите продукт, который снимаете. Подумайте, где его чаще всего используют. Хочет ли компания получить простой снимок товара, или в фотографии должен быть сюжет. Если в фотографии должен быть сюжет, то кто нужен в качестве актера, и что использовать в качестве антуража. Если это серьезная рекламная компания, то, обычно, актер, он же лицо бренда – не меняется в течение нескольких лет.

Фотографии, которые просто изображают товар, намного дешевле. Но перед вами стоит серьезная задача – без привлечения каких-либо сторонних объектов продемонстрировать продукт с лучшей стороны, показать его качественность, уникальность и т.д.


Автор фото DullHunk

Стоит ли всё внимание акцентировать на товаре?

В большинстве случаев предмет рекламной съемки занимает главнейшую позицию, на предмете акцентируют внимание, подчеркивая это светом, ракурсом, или его расположением по отношению к другим объектам.
Тем не менее, есть случаи, когда на товаре, не акцентируют внимание покупателя. Обычно это касается очень дорогих и качественных продуктов, которые принято фотографировать не навязчиво и деликатно.
Например, речь идет о рекламе дорогих часов. Намного ярче и более влиятельной на покупателя будет фотография, на которой изображен успешный и знаменитый человек, где-нибудь на яхте, или в номере дорогого отеля, на руке у которого видно часы. Такая реклама подчеркивает ценность товара, его роскошь.


Автор фото Hilmiloco

Подчеркните особенности

Бывает так, что заказчик не хочет, делать рекламу, направленную на продукт целиком. Он ставит перед вами задачу, выделить только специфические особенности продукта, которых до этого не было. То есть показать только то, чем был усовершенствован товар.
Возьмите, к примеру, новую рекламу Apple MacBook Pro. На протяжении всего рекламного ролика, наше внимание акцентировали не на всем ноутбуке, а только на самой главной его особенности – высоком разрешении экрана. С точки зрения фотографии, такую особенность предать было бы очень сложно, но смысл вы уловили. Например, фотографируя туфли с красивым, необычным каблуком, сфотографируйте их со стороны каблука, делая акцент именно на нем.


Автор фото Shane Rounce

Рекламируйте бренд

Мы уже обращали ваше внимание на то, что делая рекламные снимки, вы должны быть в курсе основных правил рекламного бизнеса. Фотографируя товар, вы должны быть в курсе его характеристик, особенностей и компании, которая его выпускает. Делая снимки, позаботьтесь и том, что бы логотип фирмы, представляющей продукцию, тоже попал в кадр. Вы рекламируете не просто новую товарную единицу, вы рекламируете бренд, который выпустил новый продукт.


Автор фото David Maitland

Точка съемки

Подумайте о том, с какой стороны лучше подойти к товару. Чего вы хотите добиться, если ваша задача состоит в том, что б показать товар реалистично, вы можете смело фотографировать его стоя просто напротив. Но все же, всегда лучше изучить объект со всех сторон. Может быть, фотографируя предмет сверху, или снизу, вы обнаружите что-то новое.
Можно сфотографировать товар так, что бы он казался намного больше, чем окружающие его объекты, так вы привлечете к нему внимание, и как будто, подчеркнете его значимость.


Автор фото WillVision

Сделай сам

Оборудование, важнейшая составляющая съемки. Есть несколько основных, обязательных предметов, которые могут сильно облегчить вашу фотографическую жизнь. Первое, о чем необходимо позаботится, это наличие штатива, который позволит вам размещать камеру в заданном положении и не беспокоится о смазанных изображениях и не четкости снимков.
Вам понадобится хорошее, качественное освещение. Снимая на студии, позаботьтесь о том, что бы свет равномерно попадал на продукт. Даже, если вы снимаете не на студии, проследите, что бы освещения было достаточно для съемки качественных фотографий.
Вы можете организовать небольшую студию, даже не выходя из дома. Для этого вам понадобится чистая белая поверхность, которая может гнуться в разные стороны, к тому же, можно использовать однотонную ткань темных, или светлых оттенков и хорошее освещение. В организации домашней студии вам могут очень пригодиться светоотражатели, которые тоже можно сделать самому.


Автор фото Yunguyen666

Будьте креативным

В каких бы условиях не проходила съемка продукта, какое бы решение, относительно принципа съемки вы не выбрали, главное, будьте креативным, мыслите творчески. Хорошие рекламные фотографии, получаются только тогда, когда их автор подошел к делу с долей энтузиазма. Придумайте для одного продукта несколько идей, совершенно разных, испробуйте их, решите, что подходит лучше, что хуже, мыслите, творите, экспериментируйте на протяжении всей съемки!


Автор фото Esther Gibbons

Не переборщите с пост обработкой

Работа в рекламном бизнесе, предполагает создание фотографий, на которых изображены идеальные, отшлифованные и отполированные вещи. Фрукты, идеальной свежести, кулинарные блюда выглядят так, что их хочется съесть прямо с картинки, а украшения или одежда с рекламного каталога становятся пределами наших мечтаний. Но, во всем этом есть одно маленькое но. Зачастую в жизни, всё это выглядит немного по-другому, а идеальность достигается с помощью графической обработки.
Что подумает человек, которые приобретая товар с обложки, в реальной жизни получит совсем не то, что он видел на картинке? Он будет, как минимум, расстроен. По этому, обрабатывая рекламные фотографии в редакторах, не перебарщивайте. Подчеркните естественную привлекательность товара. Фотографируйте изначально с лучшей стороны, и тогда обрабатывая снимок, вам не придется заново вырисовывать продукт.


Автор фото J_Makk

Иметь возможность заняться съемкой для коммерческой компании - это восхитительно. Наконец-то появился кто-то, понимающий важность высококачественной фотосъемки и желающий повысить свои доходы за счет грамотного маркетинга! И эти люди пришли за помощью именно к вам! Хоть идея делать потрясающие фотографии с выездом звучит увлекательно, есть много простых вещей, на которые можно не обратить внимание и в итоге всё обернется катастрофой. Чтобы избежать полного провала во время своей первой коммерческой съемки, помните об этих вещах.

Мой первый опыт

В течение перерыва на ужин (как ни странно, люди не любят, когда их фотографируют во время еды), я разговорился с несколькими людьми, которые сидели со мной за одним отдаленным столом. Я спросил: «Что вы сделали такого, что вас отсадили за стол для детей?» Оказалось, эти люди забронировали столик слишком поздно и этот был единственным оставшимся. По мере разговора я узнал, что они работают на компанию, которая занимается домашним экстерьером (что-то вроде тех фирм, которые производят наружное освещение).

Они спросили, часто ли я занимаюсь съемкой мероприятий, и я ответил, что редко это делаю, но вызвался помочь поработать на балу для Habitat for Humanity. Я сказал им, что намного лучше снимаю недвижимость, архитектуру и пейзажи. Это привлекло интерес моих собеседников, ведь они как раз искали фотографа для презентации нового проекта наружного освещения. Я дал свою визитку и сказал, что буду рад обсудить дальнейшие детали.

Через несколько недель мне позвонили, сказав, что просмотрели портфолио и оценили мои работы, поэтому они хотят сотрудничать. Словами не передать, насколько я был взволнован. Из-за восхищения я совсем забыл о своем усердии и в итоге получился провал.

Мы начали разговор с обсуждения расценок (обычно каждый хочет узнать это как можно скорее). Спустя время, я сотни раз читал, что тот, кто первым предлагает цену, проигрывает. У фотографов, графических дизайнеров и других людей с креативными профессиями есть куча трюков, чтобы заставить клиента первым назвать цену, чтобы потом иметь возможность обойти ее. Считается, что если вы (фотограф) первыми назовете свою цену, то потенциально потеряете тысячи долларов.

Я с этим несогласен. Мне не нравится играть в кошки-мышки, я предпочитаю сразу переходить к обсуждению. Последнее, что мне нужно - чтобы кто-то думал будто я пытаюсь их надурить. Такой клиент вряд ли снова захочет с вами работать. Вместо этого, я предоставляю свой прайс-лист, основанный на уровне навыков и ценности времени. Если расценки ниже ожидаемых, отлично, они сэкономили пару сотен. В случае, когда моя цена слишком высока и клиент отказывается, ничего страшного. Я не собираюсь снижать цену своего времени и вряд ли захочу работать с человеком, который не может позволить себе оплатить мои услуги или думает, что они стоят дешевле, чем на самом деле. Я просто даю цену и если это срабатывает, то все довольны.

Хотя здесь все зависит от вас. Я предложил цену, основанную на 1-годовой лицензии, чтобы не спугнуть потенциального заказчика ($30-30/снимок). Это также часто встречается, ведь многие люди не понимают, что для хорошей фотографии нужно больше времени и усилий, чем требуется на спуск затвора (вопреки убеждениям некоторых iPhone-тографов). Я решил не повторять свою прошлую ошибку и не завышать цены в 10 раз, так как меня никто не знает и ни один клиент не сможет заплатить такую высокую цену. Мне показалось, что $35 - довольно неплохая цифра.

Мы сошлись на $30/снимок, после чего я спросил, как много фотографий им нужно. Они сказали: «Около 40 или 50», после чего я уточнил: «То есть, вы хотите приобрести 40 или 50 готовых, обработанных фотографий?» Ответ был положительным. Давайте достанем калькулятор и посчитаем, 30 долларов умножить на 45 фотографий - это $1350. Отлично! Я сказал им, что меня все устраивает. Мы назначили дату и время для съемки и всё. Никакого контракта, никаких дальнейших вопросов. Ожидание кругленькой суммы - это всё, что мне было нужно для отличных фотографий. Что еще я должен был узнать? Просто щелкни несколько фотографий ламп наружного освещения и сделай их красивыми, правильно?

Нет. Я не исследовал местность (даже не посмотрел в Google картах), не спросил, кто будет главным во время съемки, будет ли там арт-директор, будут ли люди, какой стиль им нужен и не задал ни одного (теперь уже) очевидного вопроса. Тогда мне казалось, что при съемке не будет ничего такого. Это же наружное освещение , что сложного может быть?

На деле оказалось, что все довольно сложно. Стиль съемки предполагал барбекю на свежем воздухе и в качестве моделей выступали работники компании. Поскольку они были сотрудниками, я решил, что релиз модели не понадобится, хотя в любом случае было бы неплохо попросить их подписать какую-нибудь бумажку.

Самое важное, что я узнал - если при съемке нет арт-директора, который будет водить вас за ручку, вы становитесь арт-директором . Очень сложно расставлять и организовывать людей, в то же время занимаясь освещением и композицией. Выполнение обеих ролей заставило меня предельно постараться, ведь, по правде говоря, я намного лучший фотограф, чем арт-директор. Я мог бы просто сказать: «Давайте сменим дату, я не знал, что придется фотографировать людей». Но разница между профессионалом и любителем в том, что первый получает результат вне зависимости от обстоятельств.

Наверняка Гордон Рамзи, всемирно известный повар, смог бы приготовить первоклассный ужин с тем, что есть у меня на кухне, используя МОИ кастрюли и сковородки. Он профессионал и никогда не жаловался бы, что не может работать без своей продвинутой кастрюли. Вместо этого, он сказал бы: «Отлично, эти макароны с сыром и хот-доги станут лучшим ужином в твоей жизни. Нужно просто добавить немного рубленного чеснока в масло…» или что-то вроде того.

Поэтому раз я (будущий) профессионал, то вместо поиска отговорок буду получать результат (иногда). Также я хочу впечатлить клиентов, чтобы они захотели работать со мной в будущем. Я сделаю отличные снимки в неидеальной ситуации, а клиенты получат фотографии, которые им понравятся.

Здесь снова все пошло не по плану. Я пришел, понимая, что им нужно примерно 45 фотографий. Мне казалось, что там будет огромный двор с прудом или бассейном, а также большой внутренний дворик со встроенным барбекю и захватывающим экстерьером. На деле мне пришлось столкнуться с весьма небольшим пространством, в котором поместился костер и несколько стульев. Сделать 45 фотографий в таких условиях - настоящее испытание.

Я еще раз переспросил, хочет ли клиент получить 45 готовых, отредактированных фотографий, на что он ответил: «Ага. Мы думаем было бы неплохо, чтобы вы предоставили нам где-то 60 штук, чтобы мы могли отобрать 40 или 45 из них». Я снял всего 100 фотографий, отобрал из них 60, а в итоге они купили 19. Девятнадцать. Один и девять.

Если бы мы заключили контракт, они были бы вынуждены купить как минимум 40 фотографий, тем самым я был бы застрахован (и получил бы ожидаемую сумму). Но тогда я об этом не подумал и остался менее, чем с половиной. Конечно, я не виню заказчиков; многие фотографии были лишними, так как с таким маленьким участком трудно отыскать разнообразные композиции.

В тот день я совершил очень много ошибок. Теперь я хочу помочь всем, кто работает с коммерческой съемкой, обойти мои грабли, чтобы каждая сторона не только получила ожидаемое, но также осталась довольна процессом работы.

Договор

Первый и самый важный пункт - составить договор. Он защитит интересы обеих сторон (вас и клиента) до, в течение и после съемки. В нем должно быть указано кто, что, где, когда, почему и как будет снимать.

Например, если вас нанимает горсовет для съемки нескольких мест вашего прекрасного городка, контракт должен включать:

  1. Объем работ (что должно быть, а чего избегать; определенные места, парки, постройки и т.д.)
  2. Время и/или дата, когда должна проводиться съемка
  3. Крайний срок, до которого вы должны предоставить сырые фотографии
  4. Как много коррекций будет входить в стоимость
  5. Крайний срок для готовых фотографий
  6. Как и когда будет произведена оплата
  7. Как и когда будут предоставлены готовые фотографии
  8. Как клиент может использовать фотографии и насколько долго распространяются эти права (для публикации в сети, местной печатной периодике, рекламных щитах, государственной рекламе и т.д.)

Потенциально контракт может охватывать намного больше. Он будет настолько простым или сложным, насколько требуется, чтобы каждый понял свои обязанности. Если вы фотографируете людей, понадобится релиз модели для каждого.

Я знаю, вы очень восхищены, ведь у вас есть клиент, готовый заплатить, и это восхищение зачастую начинает брать верх над логикой. Есть куча вещей, которые нужно узнать до начала съемки. Зачастую клиент даже не понимает, чего он хочет, или понимает, но не может это сформулировать. Поэтому задавая подобные вопросы, вы поможете ему (и себе заодно) быстрее пройти путь, узнав всё необходимое.

Вот несколько важных вопросов, которые стоит задать своим клиентам. Не обязательно использовать этот список в приведенном порядке. Рассматривайте его как руководство, чтобы понять, чего на самом деле хочет клиент.

  1. Что для вас наиболее важно?
  • Какой объект самый важный?
  • На чем бы вы хотели акцентировать внимание?
  1. Какова целевая аудитория?
  • Демография (возраст, пол, семейное положение, доход, место жительства и т.д.)
  • Как/когда вы хотите, чтобы они пользовались продуктом/услугой
  1. Относится ли продукт/услуга к премиум классу (находится в высоком ценовом диапазоне)?
  2. Какое «ощущение» вы хотите передать? (время суток, сезон, местность, занятие и т.д.)
  3. Хотите ли вы как-нибудь вовлекать людей?
  4. Есть ли у вас опыт предыдущей работы или примеры других компаний, которые вам понравились?

Давайте детальнее рассмотрим каждый вопрос, чтобы понять, почему они полезны и какую информацию можно из них получить.

Что для вас наиболее важно?

Человек обратился к вам, так как у него есть определенная мысль касательно представления своего продукта или услуги и он уверен, что вы сможете воплотить это в жизнь. К сожалению, телепатию пока не изобрели, поэтому нельзя подсмотреть картинку из головы клиента. Как я упоминал ранее, зачастую человек сам не знает, чего хочет, а разговор поможет направить его в правильное русло. Вам нужно знать, есть ли конкретная часть продукта или услуги, на которую заказчик желает обратить внимание. Если он шеф-повар милого ресторанчика, возможно, ему захочется подчеркнуть цветовой контраст коронного блюда. Теперь вы будете знать, на что бросить свои силы.

Будет ли присутствовать художественный директор?

Арт-директор - это человек, который берет на себя ответственность за позирование моделей, расстановку растений, перемещение мебели, выбор цветов, места для съемки, фона и т.д. Если художественного директора во время съемки нет, ВЫ выполняете его роль. Для некоторых людей это вполне нормально. Другие, включая меня, хуже справляются с подобной задачей. Я не знаю, как идеально поставить ту странную штуку на заднем плане или как убедиться, правильно ли уложены волосы у девушки в розовой майке. Я более обеспокоен стопами экспозиции и наличием нежелательных теней от вспышек.

Если вам некомфортно быть одновременно фотографом и арт-директором, наймите себе помощника. При работе с людьми лучше иметь рядом человека, который знает толк в позировании. В коммерческой съемке, возможно, еще лучше, когда есть второй фотограф, способный проследить за правильностью фотографий.

Если же художественный директор будет присутствовать, большинство вопросов ниже лучше адресовать ему. Вы будете работать рука об руку и должны знать всю специфику. С пониманием задачи намного проще следовать инструкциям арт-директора и интерпретировать его слова. Это такая же разница, как между заучиванием нескольких фраз на иностранном языке и знанием грамматики, сопряжения глаголов и структуры предложений. Появляется намного больше смысла, если знать все детали.

При работе с крупным брендом задавать подобные вопросы, скорее всего, не придется. Они уже точно знают, чего хотят. Если ваш первый клиент оказался именно такого уровня, мои поздравления!

Какова целевая аудитория?

Очень важно это знать. Будет ли реклама направлена на домохозяек или одиноких бизнесменов? Знание потенциальных покупателей продукта/услуги поможет понять, как, когда и где фотографировать. Если целевая аудитория - занятые женщины, вряд ли разумно будет делать сцену, где два друга сидят на лавочке в парке.

Как будет использоваться продукт? Например, мои клиенты хотели устроить съемку барбекю на свежем воздухе. Они не объяснили этого мне, а я не спросил, чего они хотят. В конце концов, вышло так, что несколько людей сидят возле костра. Честно говоря, это выглядело немного неловко. Имей я предусмотрительность спросить об этом (и знай я, что буду арт-директором), можно было бы устроить настоящее барбекю. Кто-то жарил бы стейки и сосиски, несколько людей играли бы в активные игры, а другие наслаждались бы пивом у костра. А я мог бы все это запечатлеть, учитывая, что главным субъектом должны быть уличные лампочки.

Можно было бы устроить нечто вроде свадебного приема или вечеринки в честь дня рождения; нечто, для чего требуется уличное освещение. Чем больше я об этом думаю, тем яснее понимаю, что никто не купит уличное освещение для барбекю с парочкой друзей. Если бы нужно было сделать фото для компании по производству уличных каминов, такие идеи подошли бы отлично. Планируя фотографии, не забывайте о целевой аудитории клиента и то, как продукт/услуга будет использоваться.

Относится ли продукт/услуга к премиум классу?

Это также важный пункт. Если это дорогой, премиальный продукт, люди ожидают получить соответствующие результаты. Вы не станете фотографировать Мерседес на фоне фастфуда. Для фона лучше выбрать вход в элитный ночной клуб. Знание класса, к которому относится рекламируемая вещь поможет в планировании съемки и, если ваш клиент еще не думал об этом, он сможет понять, как продукт должен повлиять на целевую аудиторию.

Какое «ощущение» вы хотите передать?

Это хорошо звучит в контексте первого вопроса, помогая клиенту подумать о желаемом стиле съемки. Для вас это упростит планирование, а также позволит выбрать время суток и окружение. Заказчик может начать бросаться словами наподобие уютный, теплый, привлекательный, дружелюбный, веселый, романтический, сексуальный, заманчивый или семейный. Теперь ваша работа (как арт-директора, если его нет) - придумать способ выразить эти чувства через фотографии.

Теплый? Шарфы, пар и камины.

Дружелюбный? Люди, которые смеются и хорошо проводят время.

Веселый? Небольшая тусовка с едой и напитками.

Семейный? Очевидно, что здесь должна быть семейная сцена: мама, папа, дети и домашний любимец.

Восхитительный? Банджи-джампинг, скалолазание, слэклайн, прыжки с парашютом (как круто было бы получать деньги за то, что фотографируешь подобные вещи и сам в этом участвуешь?).

Романтичный? Свечи, лепестки цветов и закаты.

Хотите ли вы как-нибудь вовлекать людей?

Первая реакция на этот вопрос во многих случаях будет: «Нет, нам не нужны модели». Но наличие людей может сделать фотографию характернее и выгодно выделить ее на фоне остальных. Найдите фотографию северного сияния, которую снял Max Rive и поймете, о чем я.

«Нет» не всегда означает «абсолютно нет». На деле, так как вы являетесь креативным человеком, предлагать подобные вещи - ваша задача. Просто поместив группу смеющихся и болтающих людей на размытом фоне, вы превратите скучный снимок с лампочками в то, что захочет испытать каждый. Если клиент не против работы с моделями, можете предложить самостоятельно решить этот вопрос, только убедитесь, что затраты будут компенсированы. Поиск и работа с моделями может быть трудной задачей. Поэтому выступая посредником, не стесняйтесь просить доплату.

Есть ли примеры с прошлого опыта?

Если заказчик уже имеет опыт съемки подобных вещей, было бы неплохо увидеть примеры. Если нет, попросите его показать фотографии конкурентов или выбрать примеры из социальных сетей, чтобы вы могли легче понять, какой результат ему нужен.

Приступая к работе, не имея никакого представления о месте или ожиданиях заказчика, вы сильно снижаете свои шансы получить успешные фотографии. Возможно, получится создать хороший результат, но с примерами сделать это проще.

При работе с привязкой к месту, заранее обследуйте его. Я мог хотя бы заглянуть в Google Карты, а не надеяться на свою фантазию, представляя себе «прекрасный задний двор». Знание местности поможет продумать углы, точки обзора, освещение и композицию. Также, если требуется определенное количество преждевременного планирования, убедитесь, что взимаете за это дополнительную плату или включите его в свой контракт.

Знаю, может показаться будто здесь слишком много вопросов, но вот один секрет: чем больше вы спрашиваете, тем выше уверенность клиента в том, что вы знаете свою работу. И, в качестве бонуса, он с большей вероятностью захочет снова воспользоваться вашими услугами, потому что вы задали все эти полезные вопросы (это выглядит будто вы точно знаете всё).

Еще один совет для успешной коммерческой съемки: никогда не отправляйте заказчику доказательства или черновые фотографии без водяного знака. Есть вероятность (в идеале очень небольшая), что он захочет украсть снимки (клик правой кнопкой мыши > Сохранить как. Или можно просто сделать скриншот, если ему все равно или он не знает о существовании высокого разрешения). Затем клиент скажет, что передумал, изменил направление, приостанавливает проект или просто недоволен результатом и спокойно использует ворованные фотографии. Это случается чаще, чем вам кажется, но не настолько.

Когда нужно было сделать мои школьные выпускные фотографии, мама записала меня в одну из тех халтурных студий, сотрудничающих со школами. Она заплатила $45 за саму съемку, я отправился в студию, где они щелкнули 4 или, может, 5 разных поз. Через время на почту пришли предварительные фотографии: сырые, без водяных знаков, распечатанные на матовой бумаге формата 4х6 с подписью внизу «Предварительный результат - не копировать». Она просто отрезала эту часть, а затем выбрала по одной фотографии с каждой позой и повесила в рамочку на стене. Знаю, это очень неприлично. Но в ее понимании это именно то, за что она заплатила. Она думала, что отдала деньги за фотографии и поскольку не нуждалась в других копиях, ее все утроило. Это просто пример того, что многие люди не понимают законов об авторских правах и вы сами должны обеспечить сохранность своих фотографий. Всегда помещайте водяной знак на изображения пока клиент не заплатит деньги за итоговый результат.

Второй совет: я не рекомендую выполнять другую работу для заказчика пока он не заплатит за предыдущую. Очень часто фотографы застревают в цепочке съемки и/или редактирования, пока их кормят обещаниями заплатить. Была даже статья, в которой мастер фоторетуши предупреждал других о фотографе, который заказывал услуги, но никогда не платил. Временами он тянул даже больше года, постоянно находя оправдания: то он сам ждет оплаты, то его мать заболела и ему нужно за ней ухаживать, то еще что-то. Главное - он всегда просил «дать пару дней». Позвольте каждому раздумывать и не рассчитывайте, что вас сразу оторвут с руками, но также не идите на поводу, делая работу, за которую не платят.

Выводы

Коммерческая работа восхитительна. Это отличный способ расширить свои навыки и портфолио, а также заняться работой, которая возможна только в таких условиях. Чтобы сделать этот процесс приятным и поразить клиента, убедитесь, что сохраняете профессионализм, задавая много вопросов, и защищайте интересы обеих сторон при помощи контракта.

Есть ли у вас опыт коммерческой работы? Расскажите о первой съемке в комментариях!

Коммерческая фотография — это хлеб фотографа, его ремесло. Такое фото не имеет пространства, которое даёт творческая и художественная съемка: фотограф зажат в узких рамках задачи, установленной заказчиком. Но именно благодаря этому так интересна коммерческая фотография. Она требует профессионализма фотографа на самом высоком уровне и осознания того, что и как он делает. Здесь хотелось бы поговорить об основах коммерческой фотографии — начиная с общения с заказчиком и постановки съемочного процесса и заканчивая советами в работе. То есть именно о тех деталях, которые вам нужно знать, как начинающему фотографу и на которые вы будете опираться в дальнейшем, пока не получите столь необходимый в этом деле опыт.

Итак, что такое коммерческая фотография?

Существуют три основных направления в коммерческой съемке.
— Свадебное фото
— Съемка корпоративных мероприятий, презентаций и других подобных мероприятий
— Съемка фильмов, видео и ТВ-шоу

Каждое имеет свои особенности и отличия в работе. Мы поговорим о них позже, а теперь давайте попробуем ответить на один, достаточно важный вопрос: в чем главная разница репортажной фотожурналистики и коммерческой съемки? Таких отличий три:

1) задача фотографа
В репортаже фотограф показывает свое видение ситуации. Его задачей является сделать кадр, который полностью показывает картину. Кадры должны захватить зрителя. И это часто достигается с акцентированием большого внимания к социальным проблемам и с эксплуатацией «вечных тем»: пожилые люди, дети, насилие … Основная цель коммерческого фотографа — снять то, что хочет видеть клиент. И снять так, как он того хочет. Ваши фотографии должны светиться позитивом. Снимаете ли вы корпоративную вечеринку, свадьбу, или делаете отчет о съемках клипа, ваша задача получить яркие фотографии, показывающие яркие цвета, радость и веселье. Весь негатив должен быть убран на этапе выбора материала. Клиент из этих вещей не должен увидеть ни в коем случае. Помните: основная идея вашей съёмки — «Фестиваль получился».


В фотожурналистике можно пожертвовать качеством кадра ради его смысловой нагрузки. Достаточно взглянуть на многие из фотографий-победителей World Press Photo, и вы увидите это. Коммерческая фотография практически лишена этого. Ваши фото должны обладать максимальным уровнем репортажного качества. Единственное, ради чего можно жертвовать качеством — эмоция в кадре. Если у вас получится поймать уникальный, позитивно — эмоциональный момент, то в таком случае качество отойдёт на второй план. Но это скорее исключение.

3) Количество
Если журнальный фотограф предлагает публиковать 30-40 кадров, редактор выбирает 5-10, то в коммерческой съёмке «стандарт» — 200-300 кадров, а в некоторых случаях и 400-500. И все кадры должны быть высокого качества. Именно такое повсеместное качество является одним из требований в коммерческой съёмке.

Думаю, вы поняли, что коммерческая фотография — это отдельный жанр, который имеет много особенностей и отличий в работе
. Именно о них мы и поговорим.

Итак, давайте разберемся с тремя главными направлениями в репортажной фотографии.

Свадебное фото

На самом деле, свадьба имеет три основные группы действующих лиц: молодые, гости, артисты.

Ваша задача не просто снимать этих людей, но и постараться отразить их общение, понимание друг друга. Если вы снимаете родных и родственников молодых во время тоста — помимо крупнопланового портрета следует сделать также и общий план, включив в него гостя и молодожёнов. В идеале, это должен быть кадр, где они обнимаются, дарят подарки и цветы, или чокаются бокалами.
Кстати, о последних. Иногда бывает, что гости за столом ведут себя не слишком активно, предпочитая уткнуться носом в тарелку и ни на что, не обращая внимания. В таком случае следует подойти к ним и попросить, чтобы они подняли бокалы, улыбнулись и чокнулись для истории. Не забывайте о главном правиле «Фестиваль удался».
Если вы снимаете выступления артистов, помните, что важно запечатлеть эмоции от его выступления на лицах молодых и гостей — улыбки, заинтересованные взгляды, аплодисменты.

Корпоративные фотографии
Во время съемок следует помнить самое главное правило: корпоративный праздник — это PR событие для сотрудников компании. Это значит, вы должны захватить все атрибуты имиджа на этом празднике — приглашённых артистов, декорации и развлечения. В общем, все, на что были потрачены средства компании. Попробуйте построить композицию так, чтобы отразить в рамках кадра логотип компании и название мероприятия.
Снимите несколько абстрактных кадров: красивые детали интерьера, гастрономические изыски праздничного стола, интересное световое шоу. Такие кадры хороши для дизайна брошюр и статей внутрикорпоративного журнала.
И, конечно же, не забывайте о положительных эмоциях — ваши фотографии должны показать, что сотрудники компании веселы, довольны праздником и жизнью в целом. В общем, покажите, что деньги компанией потрачены не зря.

Съемка фильмов, видео и ТВ-шоу
Самая большая трудность в работе фотографа на съемочной площадке, это сделать интересные кадры, не нарушая при этом съемочный процесс. Вы должны придерживаться следующих правил:
Перед съемками, обсудите с оператором «мертвые зоны» — места, где вы сможете спокойно работать, не опасаясь того, что попадёте в кадр.
Обязательно обговорите использование вспышки. В большинстве случаев, использование вспышки на съёмочной площадке запрещено, ведь её отсвет будет заметен в кадре. Так что оптимальный для вас вариант — съемка во время репетиции. Очень часто кинематографисты и тележурналисты проводят репетиции перед съемкой, а значит вспышка, не сможет повредить, и вы сможете отснять все нужные вам кадры.

Не забывайте о золотом правиле репортажного фотографа: хорошая съёмка должна отвечать на три вопроса — «Что? Где? Когда?».
Стройте кадр таким образом, чтобы в нём были видны элементы съёмочной площадки — краны, микрофоны, камеры и т. д.
Помимо фотографий съемочного процесса не забудьте и о съёмке «бэкстейджа» — работе визажиста, установке света, процессу общения режиссёра с группой.

Репортаж для газеты и репортаж для конкретного заказчика — совершенно разные вещи. Мы все об этом догадываемся, но многие из нас не знают, чем именно они отличаются, и какие решения подходят для качественного выполнения частного заказа.

Поделится мыслями профессиональный фотограф Александр Свет — человек, который выполнял заказы Сбербанка, телеканала ТНТ, Rolling Stone, РЖД, Kaspersky Lab, «Renault», «Lancome», «L’Occitane», «Deutsche Bank», Газпрома и многих других известных брендов и организаций. Именно он нам расскажет об особенностях коммерческого репортажа.

Что отличает коммерческую репортажную фотографию от репортажной фотографии в целом?

Есть одно ключевое принципиальное отличие - вы работаете по заказу конкретного клиента и ваши фотографии должны прежде всего выполнять поставленную им задачу.

Любой заказчик хочет получить «красивые фотографии», но «красивые» кадры для банка или для клуба экстремального спорта - две совершенно разные вещи.

И от этой задачи уже зависит, какие моменты нужно ловить, как строить кадр.

Для правильной организации съемки, конечно, необходим бриф с подробным описанием задачи фотографа, но в любом случае, опытный коммерческий репортажник всегда чувствует, какие именно кадры нужно снять для определенного клиента.

Обычно как раз на этом моменте и «срезаются» хорошие фотожурналисты или стрит-фотографы: они могут сделать действительно интересные фотографии, которые будут совершенно не нужны заказчику.

Как это проявляется на практике?

Например, стандартная задача - снять логотипы компании на мероприятии (брендирование). Многие фотографы делают скучные технические кадры, забывая о том, что именно для красивых и интересных фотографий бренда - во многом и нанимается профессиональный фотограф.

Унылые технические кадры сейчас может сделать практически любой человек с камерой.

Клиенты очень ценят, когда логотип компании «художественно» вписан в кадр, когда на фотографию действительно приятно смотреть.

О чем должен обязательно помнить фотограф, когда идет снимать мероприятие?

Поставьте себя на место клиента, подумайте, какие фотографии хотели бы получить вы, выступая в роли заказчика. И это касается любой съемки: от корпоративных репортажей, до съемки спортивных мепрориятий или семейных праздников.

У вас должен быть четкий внутренний ценз по качеству. Хотели бы вы сами получить такой кадр со своей свадьбы? Выступая на конференции, вам хотелось бы увидеть именно такой портрет себя?

Профессионализм это не просто техническое мастерство - вы сами по-человечески должны быть довольны материалом, который отдаете клиенту.

Какую репортажную съемку вы считаете самой сложной?

У каждого направления репортажа есть свои сложности, например, съемка свадьбы не только физически, но и психологически очень не простое занятие. По сути весь свадебный день - от ЗАГСа до полета букета невесты - это череда событий, каждое из которых нужно снять качественно и интересно - у профессионала нет права на ошибку.

Аналогичная ситуация во время съемки бизнесменов или артистов. Иногда у вас есть буквально 10-20 секунд, чтобы сделать нужный кадр с известным бизнесменом или политиком. И если вы ошибетесь - больше съемку у вас просто не закажут.

Но с годами учишься не думать об этом - ты уверен в себе и своей технике, и все само собой получается как надо.

Лично я больше всего не люблю работать в толпе фотожурналистов, когда все пытаются «урвать» кадр. Видимо, это просто не мое

Со съемки каких мероприятий лучшие начинать карьеру коммерческого репортажного фотографа?

Отличный вариант - начать снимать светские мероприятия для интернет-изданий (или своего блога). Денег на этом особо не заработаешь, но и спрос с фотографа меньше. Главное - вы получаете возможность снимать интересные события и узнаваемых людей.

Из таких кадров можно сделать неплохое начальное портфолио и начать искать уже серьезных клиентов.

Без какого оборудования, кроме фотоаппарата, на коммерческой репортажной съемке не обойтись?

Вспышка абсолютно необходима, так же нужен зум объектив и телевик. С этим уже можно работать.

Какие объективы вы чаще всего используете для съемки мероприятий и почему именно их?

С объективами вообще очень простая история: как я уже сказал, для старта вам нужен полупрофессиональный зум (например 18-70mm) или фикс эквивалентный 35mm, а также телевик. С этим комплектом вы сможете снять и общие планы - зумом, и красивые портреты - телевиком.

Затем, имеет смысл заменить бюджетный зум на хороший профессиональный 24-70mm f/2.8 - для репортажника это главная «рабочая лошадка» и он во много раз окупит себя.

После этого, если вы еще не взяли хороший светосильный телевик - не раздумывая, покупайте - красивые портреты с мероприятий отлично привлекают клиентов.

Так же к этому времени неплохо иметь и сверхширокоугольную оптику - 14-24mm или 14mm фикс.

Теперь у вас есть классический репортажный комплект объективов - вы покрываете фокусные расстояния от 14 до 200мм и можно задуматься о прекрасном.

На этом этапе покупают, например, «красивые» светосильные фиксы: 24mm f/1.4, 35mm f/1.4, 85mm f/1.4. Они дают действительно интересную картинку и выгодно отличают ваши фотографии от работ конкурентов. Единственный минус такой оптики - это цена. Но по своему опыту могу точно вам сказать - они того стоят.

Есть фотографы, которые на этом этапе начинают использовать ручнофокусную оптику на репортаже. У того же Карл Цейса потрясающе красивые объективы, их картинка сразу узнается. Хотя ручной фокус на репортаже - штука на любителя, перед покупкой обязательно возьмите такой объектив в прокат и опробуйте на съемке.

Кстати, прокат - отличная возможность использовать топовую оптику, пока нет возможности для ее покупки. Я и сам иногда беру технику в прокат, например, бывают съемки, где нужен дальнобойный 500mm объектив, но покупать его абсолютно не рентабельно.

В любом случае, ваша первичная задача - обзавестись комплектом оптики, которая покрывает фокусные расстояния 14-200mm, тогда вы сможете решать любые съемочные задачи.

Есть ли некий чеклист фотографий, которые нужно обязательно снять в ходе мероприятия?

Конечно, у вас в голове всегда должен быть список ключевых кадров, которые вы обязательно должны снять.

Например, снимая конференцию, важно четко представлять, какие кадры у вас уже есть, а какие еще нужно снять:

  • Брендинг заказчика
  • Регистрация гостей
  • Получение гостями подарков от организаторов (тут особенно важно засветить логотип заказчика в кадре)
  • Общение в кулуарах
  • Общие планы зала с гостями
  • При выступлении каждого спикера: крупный портрет (с разной мимикой), поясной портрет, ростовые снимки и обязательно кадр «спикер и зал».

Чем, в целом, может технически усложнить себе жизнь неопытный коммерческий фотограф-репортажник?

Большинство технических проблем связано с неумением правильно работать со вспышкой - картинка получается или слишком плоской, или пережженой. Если на фотографии синеватый передний план и желтый задник - сразу понятно, что фотограф просто не умеет работать с цветными гелями для вспышки.

Масса людей не понимают связи между светом от вспышки и освещением на площадке, для них они как-бы существуют в разных вселенных. Поэтому свет от вспышки на их кадрах выглядит неестественно, он не вписывается в общую картинку.

Именно тому, как научиться сочетать свет от вспышки и естественное освещение я уделяю много времени на своих мастер-классах.

Вообще для многих начинающих фотографов вспышка - это такая непонятная коробка, которая пыхает светом, убивая всю «художественность» фотографии, а то и совсем портит ее.

На самом деле все, конечно, не так. Вспышка прекрасный инструмент дополнительного освещения кадра, надо лишь уметь с ней работать.

У меня есть статья “Основы работы со вспышкой на репортаже” - там я постарался рассказать о всех основных моментах работы со вспышкой. Но кроме теоретических знаний тут еще и очень важен опыт - поэтому обязательно начинайте экспериментировать и учиться использовать вспышку.

В каких случаях на мероприятии вы используете вспышку?

Около 90% моих кадров в помещении сняты со вспышкой. Но это не значит, что я хожу и всюду луплю вспышками в лоб. Нужно уметь отражать свет, менять направление света, контролировать его цветовую температуру. Иногда нужно снять вспышку с камеры и светить сбоку или сверху. Как только вы поймете, что вспышка это полностью подконтрольный вам источник света - все технические проблемы исчезнут.

Какие вспышки вы используете?

С собой на съемке у меня всегда две вспышки: SB-910 основная и SB-900, как дополнительная. В редких случаях использую старенькую SB-600, когда нужно третьей вспышкой дополнить освещение.

Есть мнение, что портативный свет ограничивает свободу фотографа-репортажника. В чем это ограничение, если оно есть?

Конечно, если вы не умеете работать со вспышкой - она очень сильно ограничит вашу свободу.

Опытным фотографам вспышка только добавляет новых возможностей - вы сами формируете свето-теневой рисунок или просто аккуратно подсвечиваете тени. В ваших руках полностью изменить атмосферу кадра или же подкорректировать освещение таким образом, чтобы картинка выглядела интереснее.

Когда вам приходится использовать несколько вспышек?

Обычно это съемка “статичных” мероприятий: конференций или бизнес-форумов. Когда место действия практически не меняется, и вы работаете целый день в нескольких залах, можно собственными вспышками подкорректировать огрехи освещения.

Проблема в том, что хороший свет, как правило, бывает только на очень публичных мероприятиях, куда приглашены телеканалы и фотографы от разных СМИ.

На более закрытых конференциях про качественную освещенность площадки думают в последнюю очередь и фотографам приходится использовать собственные дополнительные вспышки.

В чем состоит основная сложность работы с несколькими источниками портативного света?

Ключевой момент - синхронизация работы вспышек, и для этого существуют разные технологии, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы.

Например, когда вторая вспышка находится недалеко от меня (скажет съемка у пресс-волла) отлично работает система Nikon Creative Lighting System (или ее аналог у Canon). Без каких либо дополнительных устройств вы можете не только синхронно запускать вспышки, но и управлять мощностью всех вспышек с вашего фотоаппарта - это очень удобно.

Но для больших залов, где мощности инфракрасного сигнала недостаточно, необходимо использовать радио-синхронизацию. И тут тоже есть огромный выбор устройств, в зависимости от вашего бюджета и задач.

Какими программами вы пользуетесь для обработки репортажных фотографий?

Абсолютно всю обработку я делаю в программе Capture One.

На мой взгляд, Capture One показывает максимально правильные цвета, а ее инструменты позволяют очень просто, качественно и главное - быстро обработать фотографии, что очень важно для репортажного фотографа.

Интерфейс Capture One можно полностью изменить под себя - для обработки репортажа это особенно удобно. Я убираю все лишние инструменты, которые не нужны для репортажных кадров, а основные функции - наоборот располагаю максимально удобно.

Если вы никогда не работали в Capture One, рекомендую прочитать мою статью “Обработка RAW в Capture One” и обзор новых возможностей седьмой версии программы.

Так же по Capture One я веду он-лайн курс “Профессиональная обработка RAW в Capture One” . Там есть бесплатная запись обзорного занятия - уверен, узнаете много нового и интересного про этот RAW конвертер.

Если говорить о других программах, то в редких случаях я использую Photoshop для сложной ретуши, а отбор больших объемов фотографий (3000-5000 кадров) делаю в Photo Mechanic - тут с ним по скорости ни один RAW конвертер не сравнится.

Какой процесс обработки репортажных фотографий вы считаете наиболее удобным?

Для быстрой и качественной обработки репортажа необходимо три вещи:

1) Правильно настроенный интерфейс.

Все лишнее - убираем, ключевые инструменты группируем.

Все главные инструменты обработки репортажа должны быть всегда под рукой: Обработка экспозиции, Shadow/Highlights, Баланс Белого, Clarity, Levels, Curves.

При этом в других вкладках у вас должны быть собраны остальные важные инструменты, которые используются реже - для работы со слоями, исправления оптических дефектов, сложной обработки цвета.

2) Постоянно использовать хоткеи (горячие клавиши).

Движение мышки желательно свести к минимуму, а все возможные операции делать быстрыми клавишами на клавиатуре.

Сэкономленные доли секунды на каждом действии в итоге складывают в десятки часов освободившегося времени. Это я вам говорю, как человек, который в неделю обрабатывает несколько тысяч фотографий

3) Копировать настройки от одного файла к группе фотографий.

Обработка каждого кадра с нуля - бессмысленный и долгий процесс. Если вы хотите снимать 4-5 мероприятий в неделю и не проводить все остальное время за обработкой - учитесь работать с группами файлов.

Принцип очень простой - берем серию кадров, снятых в похожих условиях, обрабатываем один кадр, а затем копируем все ключевые настройки (Баланс Белого, Экспозиция, Шэдоу-Хайлайтс, Клэрити) на остальные фотографии из этой группы.

После этого вам остается только быстро пробежаться по этим кадрам, внося индивидуальные правки (кроп, горизонт, слои).

Если вы начнете мыслить группами файлов - обработка репортажа сразу пойдет быстрее.

Главное при этом не допускать ухудшения качества работы. Для этого нужно после обработки отвлечься минут на 15 - выпить чаю или прогуляться с собакой. Затем вернуться к фотографиям и свежим взглядом еще раз быстро просмотреть материал.

Сколько времени отнимает у вас обработка фотографий с одного мероприятия?

Тут все зависит от мероприятия, бывают съемки в очень сложных условиях, где приходится доводить практически каждый кадр индивидуально. А иногда снимаешь 5 часов в одном зале, тогда обработка материала идет очень быстро.

Но, если говорить очень условно, на стандартную 4-5 часовую съемку (300-500 кадров на выходе) обычно уходит 2-3 часа обработки.

В заключение хотелось бы задать вопрос для решительных. В какой последовательности вы бы посоветовали начинающему фотографу изучать азы коммерческой репортажной съемки и готовиться к первой «вылазке»?

Прежде всего стоит просто начать - снимите несколько мероприятий, без каких-либо серьезных обязательств. Это могут быть небольшие, малозначимые эвенты, но этот опыт сразу покажет ваши слабые места. У кого-то проблемы в работе со вспышкой, кто-то не знает, как правильно обрабатывать, кому-то надо учиться совсем базовым вещам в фотографии.

Что представляет собой коммерческая фотография? Это та фотография, которую можно продать за деньги. Другой вопрос - за какие деньги? Чем качественнее фотографии, сделанные фотографом, тем он успешнее и тем больше денег он за них получит. При технических возможностях, которые открываются сегодня, овладеть коммерческой фотографией и стать успешным, хорошо зарабатывающим фотографом, может каждый. Обладая острым, внимательным взглядом и хорошей современной техникой можно создавать великолепные работы.

Секреты коммерческой фотографии, известные ранее только экспертам, стали всеобщим достоянием. Как сделать коммерческую фотографию - ответ на этот вопрос несложно найти в Интернете. Мастера с удовольствием делятся своим опытом и наработками с начинающими фотографами. Даже несколько базовых советов могут стать неоценимой помощью, которая позволит получать бесценные кадры и стать настоящим профессионалом, снимающим замечательные коммерческие свадебные фото.

Коммерческая свадебная фотография

Благодатной нивой для любого профессионального и начинающего фотографа является коммерческая свадебная фотография . Само событие и его антураж, в котором главные действующие лица - жених и невеста, выглядят не как всегда, способствуют творческой и профессиональной реализации фотографа. Белое облако свадебного платья невесты, контрастирующее со строгим костюмом жениха, нарядные гости, актеры, приглашенные веселить гостей - все это, запечатленное фотографом, не равнодушным к своей профессии, открывает перед ним невероятные возможности.

Чем руководствоваться, что должен знать начинающий и профессиональный фотограф, чтобы его фотографии стоили не 10 - 15 $, а в сотни и тысячи раз больше. Знаете ли вы, что на биржах есть мастера, продающие свои работы за 2 000 - 3 000 $ за одно изображение? Такие цифры являются прекрасным стимулом для фотографа, планирующего сделать фотографию своей основной профессией. На фотобанка например Depositphotos принемают самые разные изображения которые можно продать многораз.

Что нужно чтобы стать коммерческим фотографом?

Базовые принципы, которые, помогут фотографу, снимающему обычные любительские фотографии, стать настоящим коммерческим фотографом:

Аппаратура самого высокого качества, профессиональный фотоаппарат.

Очень большие размеры фото, чтобы была возможность без ущерба качеству растянуть их до размера уличного билборда.

Сюжет фотографий максимально приближен к реальной жизни.

Сюжет снимка - это захватывающая история, заставляющая подолгу смотреть на фото.

Оригинальность натуры и места, в которых проводится съемка.

Качество композиции , сравнимое с картиной, чтобы у покупателя было желание повесить фото на стену и любоваться им.

Максимальное насыщение контрастом и цветом, отсутствие статичности. Даже при съемках неподвижного предмета, необходимо использовать освещение, дуновение ветра, тени и прочее, что может нарушить статику.

Любая фотография, тем более, свадебная, не должна вызывать отторжения, не должна быть депрессивной. Предпочтение отдается философским сюжетам, абстракции, глубокой перспективе и натуральным природным цветам.

Минимум Photoshop, добиваться результата необходимо во время съемки.

Эти советы пригодятся тем, кто мечтает о карьере успешного профессионального фотографа. Ведь коммерческая свадебная фотография - это бизнес, требующий высокого профессионализма свадебного фотографа и осознания им своих действий для удовлетворения не только своих творческих амбиций, но и требований заказчика.