Подъемный кран: виды и назначение. Самый мощный самоходный подъемный кран Снижение и уменьшение стрелы

Самой важной характеристикой подъемного крана считается грузоподъемность – максимальный вес, который он может поднять. Данные механизмы отличаются как по своей конструкции, так и по области применения.

Виды подъемного крана

Выделяют несколько классификаций подъемных кранов.

По возможности перемещения они бывают: передвижные, стационарные, поднимающиеся, круговые. Передвижной кран перемещается по местности с помощью специальных устройств, стационарный не имеет самоходного элемента и крепится к основанию площадки, поднимающийся кран с помощью своих механизмов может подниматься вверх – вниз. Круговой кран благодаря своей конструкции перемещается по круговому направлению.

По устройству выделяют стрелковые, мостовые, канатные краны и штаблеры. Стрелковые краны представляют собой стрелу или тележку, к которым подвешен грузозахватный орган, перемещающийся по стреле. Мостовой кран имеет мост, с передвигающейся по ней тележкой. Штаблеры – краны с вертикальной колонной и приспособлением для укладывания грузов. Краны с несущими канатами имеют вместо моста канаты, закрепленные в опорах

По типу привода выделяют краны с двигателем внутреннего сгорания, с гидравлическим, электрическим и . Модели с двигателем внутреннего сгорания работают от электрической сети двигателя, который включен в конструкцию. У крана с электрическим приводом в устройстве находится электродвигатель постоянного или переменного тока. Кран с гидравлическим приводом имеет низкий коэффициент полезного действия. Модели с ручным приводом используются при небольшом объеме работ.

По степени поворота бывают поворотные и неповоротные модели. Первые имеют специальную стрелку, которая опирается на подвижную или неподвижную колону, либо на поворотный круг. Такие устройства устанавливаются на рельсовом или безрельсовом ходу. Неповоротные краны имеют конструкцию пролетного типа и не снабжаются частью, описывающий полный круг

По способу установки выделяют переставной, радиальный, передвижной и прицепной кран. Первый устанавливается на основании и может быть перемещен с места на место. Радиальный кран имеет возможность перемещения относительно одной стационарной опоры. Передвижной кран свободно перемещается при работе. Прицепной кран имеет механизм для передвижения и перемещения в прицепе за буксиром.

По виду грузозахватного механизма существуют крюковый, магнитный, штыревой, грейферный, посадочный, колодцевый кран. Крюковой кран представляет собой грузозахватный орган в виде крюка. Магнитный кран оборудован электромагнитом. Грейферный кран имеет грейфер (приспособление для захвата грузов). Штыревой кран оборудован захватом для извлечения штырей из электролизеров. Посадочный кран имеет колонну с горизонтальными клещами в нижней части для захвата заготовок в печь. Колодцевый кран предназначен для обслуживания колодцевых печей.

Назначение подъемного крана

Подъемные краны в основном используют на различных предприятиях. Это совершенно незаменимая и полезная техника. С его помощью, на большую высоту поднимают тяжелые грузы и перемещают их в нужное место. Незаменимой техникой кран является при отделочных и кровельных работах. Активно применяется в строительстве для монтажа панельных стен и блочных фундаментов.

Кроме того, краны применяются в портах и на складах для перемещения товаров. Ни один литейный и механический цех не может обойтись без мостового неповоротного крана.

Очень часто владельцы частных домов пользуются самодельным подъемным краном. Это несложные механизмы, которые прекрасно справляется с поставленными задачами. Данные устройства имеют большую грузоподъемность и длину стрелы 8 – 9 м. Самый простой подобный кран состоит из опор, стрелы, грузоподъемного механизма, противовеса.

Подъемный кран – функциональный механизм, необходимый во многих местах, где производится работа с тяжелыми грузами и материалами. Это устройство существенно облегчает труд и экономит затраченное время.

Существуют различные виды кранов, соответственно и устроены они по-разному.

Портальные краны. Необходимо отметить, что такие краны также бывают различных видов и для них приняты специальные обозначения:
КПМ - кран портальный монтажный,
КПП - кран портальный перегрузочный,
КПД - кран портальный доковый.

Конструкция портальных кранов представляет собой поворотную стреловую систему, установленную на портал, который передвигается по подкрановым путям. Полупортал, на который устанавливается портальный кран, предназначен для пропуска различных видов транспорта. Применяются портальные краны преимущественно в морских и речных портах, на судостроительных и судоремонтных заводах и в плавучих доках, при строительстве гидротехнических сооружений. Таким образом, в отличие от предыдущих кранов, портальные краны предполагают узкую сферу использования.
Подъем груза на портальных кранах осуществляется с помощью крюков и грейферов, на монтажных с помощью крюков.
Подкрановых путей может быть от одного до трех, соответственно, ширина колен подкранового пути составляет 6, 10,5 и 15,3 м. Грузоподъемность портальных кранов различная для перегрузочных и монтажных кранов. Так, для перегрузочных кранов грузоподъемность составляет 5-40т, для монтажных - до 300т. Вылет стрелы достигает 40м.

Мостовые краны широко применяются при строительстве и в производственных цехах. Так, мостовые краны применяются в промышленности, строительной индустрии, складском хозяйстве. Также краны мостовые с грейфером широко применяют в металлургической промышленности.
По своей сути, мостовые краны, являются разновидностью подъемного крана. Мостовой кран представляет собой конструкцию с опорным или подвесным мостом. Крановый путь является опорным элементом для несущих деталей мостового крана. Рельсы для мостового крана укладываются либо на стенах здания, либо на эстакадах, находящихся вне здания. По рельсам передвигается несущая балка или мост. Таким образом, при использовании мостового крана, не занимается основная площадка. Грузовая тележка с лебедкой, обеспечивающей подъем груза, перемещается по мосту. Мостовой кран оборудован крюками магнитом или грейфером. Такая возможность значительно расширяет сферы использования двухбалочных мостовых кранов. Однобалочные мостовые краны значительно легче и маневреннее двухбалочных. Дополнительно, на однобалочные мостовые краны можно навесить консольную тележку.

Один из самых распространенных видов мостового крана - кран-балка. Состоит кран-балка из концевых балок, пролетной балки и подъёмного механизма. Концевые балки и пролетная балка крепятся между собой, обеспечивая тем самым перемещение механизма подъема. За счет подъемного механизма, груз может перемещаться в горизонтальном и вертикальном направлении. При этом сам подъемный механизм движется по пролетной балке. Кран-балка снабжен либо ручной, либо электрической талью (непосредственно подъемный механизм). Кран-балку ни в коем случае нельзя использовать для перемещения различных отравляющих и токсичных веществ и для перемещения людей. В основном, кран-балка используется для погрузочно-разгрузочных работ и для монтажа на производстве или складском помещении.
Использовать кран-балку лучше всего либо под навесом, либо в закрытом помещении. Допустимый перепад температур от -200С до +400С. Кран-балки могут быть ручные или электрические (питание идет от электродвигателя, подключенного в сеть через провод или кабель) и опорные или подвесные.
Опорные кран-балки передвигаются преимущественно по направляющим путям. Такие пути представляют собой либо квадрат, либо рельс, установленный на металлических или бетонных опорах.
Кран-балка опорная включает в себя следующие составляющие:

  • пролётная балка
  • концевые балки (имеют ходовые колеса)
  • подкрановые пути
  • подъёмный механизм

Подъемный механизм в ручном кран-балке устроен с помощью цепных талей. Соответственно, электротали применяют для кран-балки с электрическим приводом. Управлять кран-балкой с электрическим приводом можно либо с пульта управления, либо с пола.
Подвесные кран-балки перемещаются по подвесным путям, которые находятся в самом здании, либо вне здания, по эстакадам.
Подвесные кран-балки состоят из:

  • пролетная балка;
  • концевая балка жесткая
  • концевая балка подвижная
  • ходовые каретки, перемещающиеся по подкрановым двутавровым направляющим (к ним подвешивают балки)
  • подъёмный механизм
  • кнопочный пульт для управления электрической кран-балкой

Если существует такая необходимость, то пролетную балку усиливают при помощи вертикальной шпренгельной конструкции.
Кран-балки существуют двухпролетные и однопролетные. Их использование на производстве, зависит от площади обслуживания.
Имея одинаковую грузоподъемность, кран-балки подвесные значительно легче опорных. Еще один плюс подвесных кран-балок - большая площадь обслуживания, нежели у опорных. При помощи подвесных кран-балок появляется возможность обслуживать площадь у стен.

Консольные краны.

Козловые краны. Еще один вид кранов - козловые краны. Несущие конструкции козловых кранов опираются на крановый путь за счет опорных балок. Козловые краны широко применяют на различных производствах. В частности, без них не обойтись при обслуживании складов, штучных грузов, контейнеров и лесных грузов, для монтажа сборных промышленных и гражданских сооружений, для обслуживания гидроэлектростанций и секционного монтажа в судостроении. Устанавливают козловые краны на открытых площадках.

Кран-штабелёр внешним видом напоминает кран-балку, однако конструкция кран-штабелера имеет несколько отличий. Главное - в конструкции кран-балки используют таль, а на кран-штабелере - вилочный штабелер. Собственно, примерно такую конструкцию имеет погрузчик, но своими маневренными качествами и проходимостью, погрузчику далеко до кран-штабелера. Кран-штабелер может проехать даже в узком проходе и, соответственно выполнить работу, которая недоступна погрузчику.

Самоходные гусенечные краны. Существует отдельный вид кранов, который перемещается на гусеничном шасси - самоходный гусеничный кран. Конечно, доставлять такой кран - достаточно трудоемкая задача, но гусеничный кран оправдывает затраты. С его помощью можно достичь большей высоты подъема и гусеничный кран обладает большой грузоподъемностью. Чтобы снизить затраты на транспортировку гусеничного крана с места на место, широко применяется принцип агрегатного построения. Такая возможность позволяет не только облегчить демонтаж, но и перевозку грузов. Работают гусеничные краны, как от дизель-электрического агрегата, так и от электрической сети. В конструкцию гусеничных кранов включено большое количество различного оборудования, что повышает производительность и мощность этих кранов. Гусеничный кран состоит из: ходовой и поворотной части, лебедки , механизма вращения, генераторной и дизель-электрической станции, монтажной стойки, кабины, грузовой подвески и крюковой обоймы и др. Транспортировка гусеничного крана происходит при помощи специального транспорта.

Консольные краны. Следующая разновидность кранов - консольный кран. Консольные краны бывают двух разновидностей: настенно-консольный кран и колонный кран.
1. Настенно-консольный кран состоит из настенной фермы, по которой передвигается настенная тележка с лебедкой, обеспечивающей подъем груза. Применяют настенно-консольные краны преимущественно в цехах, с целью уменьшения работы мостовым кранам. Настенно-консольные краны устанавливаются стационарно: ставится колонна, а на ее основе монтируют консоль. Возможность использования консольных кранов во многом зависит от специфики производства и помещения, но все-таки преимущественно консольные краны используют в небольших помещениях.
2. При использовании колонного крана, вместо настенной фермы, используется стационарная колонна. Колонные краны используют для обслуживания различных агрегатов, поэтому и применяют их на машиностроительных заводах.

Краны на рельсовом ходу. На строительной (грузовому порту и т.д.) площадке устанавливаются специальные рельсы, по которым происходит перемещение крана. Самые распространенные краны на рельсовом ходу - со стрелой 15 м (комплектацию дополняет грузовой крюк для одинарных грузов), иногда может быть вставка стрелы еще на 5м, также дополняют конструкцию грейферами, лебедками и другими деталями. Выпускаются различные виды кранов на рельсовом ходу: с поворотом башни и без, стационарные, закрепленные и свободно стоящие на опорной раме.

Copyright Liftcenter полное или частичное копирование без письменного разрешения запрещено.

Подъемная техника способна на настоящие трудовые подвиги - поднять груз на невообразимую высоту, бережно переместить хрупкие конструкции… А иногда краны и вовсе используются для не совсем привычных для них целей

Именно подъемное оборудование оказывается рядом, когда нужно переместить тяжести, установить различные конструкции и выполнить другие работы на строительных площадках. Но иногда краны используются не в совсем привычных для них ситуациях - ведь порой подминать на высоту и перемещать приходится не только стройматериалы...

Смотрите нашу подборку фотографий, где подъемная техника выступает в роли спасателей.

Не только же верблюду катать туристов! Пусть покатается сам!


А этот автокран спасает легковушку из воды


А мачо-то находчивыми оказались! Правильно, чего подъемнику зря стоять без дела? Для рыбалки самое то!


Погода - как раз для рыбалки! А поработать всегда успеем...


Автокраны не всегда выступают в роли спасителей. Иногда и их приходится спасать...


Шасси автокрана влетело в стену дома. Зрелище не для слабонервных...


А этот автокран везде пройдет. Маленький, да удаленький!


Поднимет разом в высотищу предметов сотню или тыщу ...


...А может даже миллион и весом целых десять тонн


И кому это понадобилось столько игрушек, что целый автокран для их перевозки заказывать пришлось?


Такой автокран поднимет целый город!


Видимо, водолазу очень не хотелось спускаться на морское дно...

Еще один кран.

Немецкая компания Liebherr, с 1949 года занимается разработкой и производством тяжелой подъемной техники. Несколько лет назад, в 2012 году компания произвела внушительную демонстрацию возможностей своей техники, на которой можно было увидеть, как маленький подъемный кран (который сам по себе уже является достаточно большим механизмом) был поднят большим подъемным краном, который был поднят огромным краном и который, в свою очередь, был поднят самым большим и мощным самоходным подъемным краном на сегодняшний день.

Последним в цепочке подъемных кранов стоит кран LR 13000, о котором мы сейчас и узнаем побольше

Данный подъемный кран является самым грузоподъемным и самым высоким среди всех имеющихся на сегодняшний день самоходных кранов. Согласно официальным данным его грузоподъемность составляет до 3 тысяч тонн при высоте подъема до 12 метров. Однако, в ходе различных испытаний и демонстраций этот кран неоднократно поднимал больший груз, что указывает на достаточно большой резерв прочности его конструкции.
Напомним нашим читателям, что высота основной стрелы крана LR 13000 составляет 144 метра, а за счет наличия выдвижной части высота стрелы может увеличиваться почти до 250 метров.

Следует отметить, что самоходные краны компании Liebherr, в том числе и кран LR 13000, являются единственными кранами каждый в своем классе, которые в большинстве случаев не требуют использования балансировочного груза весом, соответствующим его грузоподъемности. Такая особенность является следствием использования чрезвычайно мощной кольцевой поворотной структуры, конструкция которой и некоторые другие технологии были разработаны и запатентованы компанией Liebherr.

Фото 3.

Основной областью применения таких «монстров» как кран LR 13000, является область строительства объектов атомной энергетики. При строительстве атомных станций всегда возникает необходимость монтажа огромных конструкций, весом до 1500 тонн и высотой до 100 метров, которые прибывают к месту строительства уже в собранном виде. Кроме этого, такие краны необходимы при изготовлении больших металлоконструкций морских буровых платформ, ветряных электрогенераторов, мостов, морских судов и прочих огромных механизмов и устройств.

Фото 4.

Официально, его грузоподъемность равна 3 тысячам тонн на высоту до 12 метров. Но по неофициальным данным в ноябре 2010 года кран успешно справился с подъемом груза в 3371 тонну. И, согласно имеющимся слухам, в недалеком будущем после того как кран LR13000 получит новую, более прочную стрелу, он сможет поднять вес в 3750 тонны.

Фото 5.

Только один крюковой блок крана LR13000 весит 111 тонн и имеет длину 9.7 метра. Его стрела может находиться на расстоянии от крана между отметками 60 и 144 метра (длина полутора футбольных полей), а крюки крана могут подниматься на высоту 270 метров (высота 73-этажного здания). К тому же, кран LR13000 является единственным подъемным краном таких габаритов, который может работать без использования дополнительного балласта, выступающего в качестве противовеса. Но при подъеме большого груза на большую высоту противовес все-таки используется, его роль играют блоки весом по 25 тонн, набранные из железобетонных блоков по 1.5 тонны весом каждый.

В движение этот кран приводят два дизельных двигателя Liebherr V8, суммарной мощностью 1360 лошадиных сил. А тросы, на которых поднимаются грузы имеют в диаметре 52 мм, каждый такой трос в состоянии в одиночку поднять вес в 62 тонны.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.