В дошкольном возрасте основным видом общения является. Консультация для воспитателей «Особенности развития общения детей дошкольного возраста. Внеситуативно - личностная форма общения

В этой статье:

У детей дошкольного возраста большая потребность в общении. Это хорошо, если малыш легко может завязать дружбу на детской площадке или в садике.

В общения детей несколько важных моментов. Дружба, совместные игры и чувство принадлежности к обществу благотворно отражаются на психическом развитии. Кроме того, в процессе взаимодействия малышам проще развивать речь, выучивать новые слова.

Нельзя лишать ребенка возможности играть, разговаривать, дружить с другими детьми. Роль общения велика для всех детей. Для малышей с отклонениями в физическом или психическом развитии возможность дружить, играть вместе тоже значит очень много. Это помощь в социализации, возможность научиться быть членом общества даже вопреки своим проблемам. Не менее важным является здоровое общение малыша и его родителей.

Роль общения для психического развития

Конечно же, для всех малышей дошкольного возраста общение необходимо. Не только с точки зрения развития личности и обучения. Еще одна роль общения- снятие стресса, напряжения от занятий.

Самые обычные дружеские разговоры, шутки, тайны – все это составляющие эмоциональной жизни малыша.

Общение с другом дает массу положительных эмоций даже в таком раннем возрасте, как 3-4 годика. Первое, с чего следует начать, это речевая функция.

Можно разделить две главные роли процесса общения у детей дошкольного возраста:

  • развитие и обучение;
  • социальная необходимость.
Дети не только делятся опытом, новыми словами, понятиями, развитии мышления и интеллекта. Им необходимо чувствовать свою принадлежность к обществу
. Социальный характер общения сейчас выражается в совместных играх и другой деятельности.

Речь и мышление

Рассмотрим коммуникацию с точки зрения речи. Речь относится к высшим психическим функциям человеческого мозга. Кроме того, это возможность выразить себя, показать миру собственную личность.

Речь участвует в развитии мышления. И, что очень важно,
речь, речевая деятельность имеет социальную значимость. Человек, способный выражать свои мысли на доступном и понятном языке, является частью общества.

Общаясь между собой, дети познают самих себя. Они могут высказать, что им нравится, что не нравится. Они формируют друг у друга представление о себе. Без слов это сделать возможно, но очень сложно. Речь несет в себе эмоции человека .

Речь и язык

Язык является средством общения и выражения мыслей. Это связь человека с внешним миром. Человек может различать и понимать множество языков. Чем лучше он знаком с языком,
тем проще на нем выражать свои мысли. Самое простое – родной язык. Родной язык принимает основное участие в развитии личности.

Существует множество альтернативных языков для тех, кто лишен возможности общаться вербально. Это помогает детям с физиологическими отклонениями сохранять возможность нормальной коммуникации.

Психическое развитие детей от 3 до 6 лет

Нормальное психическое развитие детей дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет) предусматривает следующие навыки:

  • научиться правильно использовать родной язык;
  • решать ситуационные задачи;
  • находить общий язык и общаться с другими детьми;
  • уметь общаться со взрослыми людьми (родителями, родственниками, воспитателями, посторонними);
  • правильно вести себя в обществе (детей, взрослых);
  • понимать эмоции других людей (эмпатия).
Во всех этих пунктах главную роль играет живое общение. Без него ничего не получится.
Социальные механизмы сами собой не открываются для человека. Взаимодействие с разными людьми, совместная деятельность, игры - все это дает возможность правильного психического развития.

Речевое развитие

Малыш к 3 годам знает больше 1000 слов. Этот объем будет стремительно увеличиваться, если у малыша будет возможность общения. Родители обязательно должны уделять
внимание занятиям с малышом.

Это не обязательно классические задания – хватит и простых разговоров, чтения вслух. От родителей дети учатся правильной родной речи. В развитии словаря, лексики, грамотного использования всех частей мама и папа принимают участие еще задолго до того, как ребенок начнет говорить.

Второй важный момент общения с родителями - правильное произношение звуков . Еще с 2 лет дети начинают повторять слова. К трем годам они уже строят простые фразы, могут что-то рассказывать, пересказывать тексты. Часто родители замечают речевые дефекты. Но не спешите обращаться к логопеду.

Для детишек младшего дошкольного возраста неправильное произношение многих согласных звуков - результат
отсутствия практики. Обратите внимание на те звуки, которые крохе не даются.

Старайтесь подобрать как можно больше слов с ними. Не нужно говорить «ты неправильно произносишь, это ошибка». Лучше просто спокойно повторите правильный вариант. Так, в процессе простого разговора, игры, общения, вы можете исправить большинство дефектов речи у маленьких детей.

Особенности общения у детей от 3 до 6 лет

По мере развития ребенка происходит и развитие потребности в общении. Роль живого общения становится все более важной – уже к 5-6 годам могут сформироваться прочные дружеские связи. С 3 лет родителям необходимо стимулировать интерес крохи к совместным играм с детьми.

Дети 3 лет

Начинаются ролевые игры. Сейчас общение стимулирует память, речь, дает малышу новые слова и понятия. Ускоряется общее развитие ребенка. Если сравнить малыша, который не посещает садик, имеет мало социальных контактов, и того, который посещает садик, то мы увидим следующее.

Малыш из садика более коммуникабельный, самостоятельный. Он уже не бежит по любому поводу за помощью к маме, а пытается сам решить поставленную задачу. В его психическом развитии наступает переломный момент. Малыш уже готов многие вещи делать сам.

Дети 4 лет

Роль общения в развитии малышей 4 лет приобретает важный социальный характер. Дети научились получать обратную связь от общества. Теперь они учатся быть его частью. Многие из них даже дома следуют каким-то его правилам. У девочек появляются понятия о красоте, моде. Они формируются спонтанно.

Например, девочка просит маму завязывать ей обязательно два хвостика в садик, потому что «все так ходят» . Для нее важную роль играет принадлежность к сообществу. Нельзя сейчас обвинять детей в том, что они хотят быть «как все». Этот период очень важен. Просыпается социальная составляющая личности. Малыш стремится следовать правилам общества, в котором находится.

Дети 5 лет

У детей 5 лет уже начинается период, когда дружба становится необходимой . Нужен человек, контакты с которым будет приносить удовольствие. Обычно более крепкие дружеские отношения сейчас завязываются между

девочками. Мальчикам проще, ведь их игры и общение не носят настолько эмоциональный характер. Роль общения теперь меняется. Разговор становится потребностью. Детям теперь нужны дружеские связи, возможность общаться с тем, с кем есть общие интересы.

Дети 6-7 лет

В этом возрасте детишки идут в школу. Тут начинается общение совсем другого уровня, нежели в детском саду. Хотя в нем все еще остается компонент обучения, обмена опытом . Сейчас укрепляются старые дружеские связи, а завязать новые значительно легче.

Теперь общение – необходимый элемент в правильном волевом и эмоциональном развитии. Начинается период,
когда дети соперничают друг с другом. Каждому хочется лучше учиться, чтобы учитель похвалил его перед другими.

В учебе, спорте, творчестве нужны, с одной стороны, друзья, а с другой - соперники.

Роль общения все более важная. Теперь дружба завязывается не ради лишь совместных игр, а ради взаимодействия. С другом делятся проблемами, вместе решают их. А вот у детей с проблемной эмпатией этот процесс замедляется. Для построения крепких дружеских отношений необходимо чувствовать эмоциональное состояние партнера.

Благоприятный климат

Нормальное общение между детьми нуждается в благоприятном климате, в котором дети будут готовы дружить, общаться. У них есть игрушки, кто-то из взрослых находится рядом. Все спокойно, безопасно, никто не проявляет признаков агрессии. Конечно, идеальной среды не бывает нигде, будь то садик, двор, дом друга…

Задача родителей и воспитателей – обеспечить как можно более комфортную атмосферу для общения и совместных игр детей.

У детского сада есть, конечно, свои негативные стороны. Но по сравнению с пользой для малыша они несущественны. Здесь дети в простой форме постигают важнейшие социальные механизмы. Что дает им общение в детском коллективе:

  • развитие речи;
  • совершенствование психической деятельности;
  • самостоятельность (до определенной степени);
  • умение отстаивать свою точку зрения или соглашаться с другим (развитие социального компонента общения);
  • возможность понимать эмоциональные состояния других людей (эмпатия, сопереживание).

Для детей дошкольного возраста детский садотличная возможность научиться всему этому без проблем.

Детский сад

Некоторые родители очень негативно отзываются о детских садах, так как :

  • в саду родители не могут быть рядом;
  • там невкусно кормят;
  • много детей, мало игрушек;
  • воспитатель не может уследить за всеми;
  • кроха в 3 годика еще не готов к саду и т.д.

Возможно, это и так. Многие малыши жалуются на садовскую еду, им не нравится рано вставать… Но у детского сада есть одно огромное преимущество: это настоящая школа общения. Для детей дошкольного возраста это идеальные условия, чтобы научиться социальному взаимодействию.

В садике дети знакомятся, находятся вместе весь день. Тут начинает активно формироваться социальное «я». Создается свое маленькое общество. У него свои нормы поведения, правила и социальные роли.

Дома с мамой или бабушкой всегда можно договориться. Игра, разговоры, еда - все по правилам, которые нравятся детям. Тут же придется отстаивать свои интересы, мириться с желаниями других детей. Кроха быстро учится общению, улаживанию конфликтов. Конечно, все это безопасно. Воспитатель поможет помириться тем, кто поссорился.

Роль взаимодействия и общения в детском саду первостепенная. Дети учатся самостоятельности, перенимают друг от друга новые навыки. Тут активно развивается устная речь. Дети выучивают до 20 новых слов в неделю.

Адаптация в садике

Первый и самый важный урок малыш получает во время периода адаптации. Не будем сейчас рассматривать физические аспекты этого процесса –остановимся лишь на психологических. Гораздо проще в саду тем детям, которые быстро идут на контакт. Тут-то впервые можно увидеть, как малыш чувствует себя в обществе других детей.

Кто-то занимает активную позицию - знакомится, пытается играть с другими, разговаривает. Другие дети
сидят в сторонке, ждут, пока что-то другой заговорит с ним первый. Конечно, воспитатели помогают всем подружиться посредством совместных игр.

Психологическая адаптация длится дольше, чем физическая. Для родителей очень важно сейчас не «дергать» ребенка и дать ему самому разобраться в ситуации.

Все дети во время адаптационного периода плачут, просятся домой, не хотят в садик. Придется проявить некую жесткость. Забирать его на несколько дней домой, потом снова отводить в садик, ругаться - это не лучший вариант. Так адаптация будет длиться дольше. Дайте ему возможность приспособиться. Как только он заведет себе приятелей, привыкнет к стилю жизни в саду, ему будет гораздо проще.

Здесь роль общения очень высока. Приходится искать себе место в социальной группе. Малыш почувствует себя на своем месте, когда привыкнет к взаимоотношениям в садике и возможностям для игр.

Совместные игры детей

Лучший способ обучения детей младшего дошкольного возраста – это игра. Играя вместе, дети узнают очень многое:

  • новые слова и понятия;
  • новые имена, профессии, города;
  • расширяют свой кругозор;
  • моральные ценности, правила поведения;
  • учатся решать конфликтные ситуации;
  • учатся эмпатии и сопереживанию.

Игра - простое представление реальной ситуации. В ней дети «примеряют» на себя профессии, отношения внутри семьи.

Эмпатия

Важный этап в развитии психики ребенка - появление эмпатии. Человечек учится чувствовать эмоциональное состояние другого и, как следствие, сопереживать. Нормальная коммуникация подразумевает, что один человек понимает другого, когда тому грустно, он переживает или радуется.

Это возможно благодаря тому, что мы улавливаем и запоминаем мимику, жесты людей и соотносим их со своими . Конечно, у каждого проявления эмоций немного отличаются, но в общем мы все в этом похожи.

Мы знаем, что улыбка означает радость, хорошее настроение, что-то приятное. Вместе с тем мы отличаем грустную улыбку от улыбки истинной радости. Эти нюансы невозможно усвоить, находясь в отрыве от общества. У ребенка есть первые 3 года, чтобы постичь азы этой науки. Он научился понимать настроение родителей по мельчайшим деталям . Дальше - посторонние люди.

Так мы учимся понимать эмоции, строить близкие отношения с
людьми. Человек не осознает, как происходит это запоминание. Тут уже работает его мозг, подсознание .

Эта информация накапливается первые 3-5 лет, и затем мы уже знаем все необходимое. Это еще одна причина, по которой общение и социальная жизнь детей очень важны. Ограничивая детей в таких контактах, мы лишь отдаляем для них возможность нормально влиться в общество .

Воображение

Еще одна важная роль общения для психического развития - активизация воображения. Все начинается с игр. Чем сложнее игра, тем активнее работает воображение. В развитии человека этот момент один из важнейших.

Без воображения невозможно качественно решать ситуационные задачи. Кроме того, хорошо развитое воображение в дальнейшем поможет добиться креативного мышления.

Детские кружки и секции

У них несколько назначений. Кроме общего развития и получения знаний, это еще и место для общения. На фоне совместной деятельности общение здесь становится мотиватором для волевого развития.

В спортивных секциях дети не только сопереживают друзьям, но и хотят сами добиться успеха. Они сравнивают себя, оценивают свои достижения. Общаясь с другими, малыш учится правильно реагировать на свои победы и поражения. Кроме того, у товарища можно чему-то научиться.

Необходимость общения для развития

Возможность общаться должна быть предоставлена всем детям. Особенно тем, кто от природы ограничен в возможностях. Для них иметь друзей, разговаривать (во всех смыслах), понимать, испытывать близость с кем-то крайне важно.

Дети с проблемной коммуникацией

Для детей с ограниченными возможностями и проблемами развития контакты необходимы для нормального психического состояния. Они испытывают сильное давление со стороны окружающих. Без нормального общения образуется масса комплексов, которые могут лишь усугубить состояние и ввести ребенка в затяжную депрессию.

Тут на первое место встает общение – не как обучающий инструмент, а как средство для контакта. Чем больше
проблем, тем более закрытым становится малыш. Во многом он живет жизнью внутренней, уходит в себя.

Это значит, что к жизни в обществе он не приспособится . Важная роль коррекционной педагогики - подготовить детей к общению, взаимодействию, самостоятельной жизни.

Не стоит прятать малыша дома – лучше проводите больше времени на улице, ходите в развивающие центры для «особенных» детей. Там точно появятся друзья, с которыми можно будет и учиться вместе, и поиграть, да даже просто поболтать. Это и есть нормальное взаимодействие людей, которое дает человеку интерес к жизни.

Физиологические патологии

У детей с психологическими патологиями часто наблюдается отсутствие коммуникативных навыков. Проблема в том, что родители ограждали их от общения. С их точки зрения это защита ребенка, ведь над ним могут смеяться, обижать, оскорблять. На самом деле так родители лишь тормозят развитие детей, мешают им социализироваться.

Существуют центры помощи и развития для таких малышей – там они могут найти компанию . Конечно,
гораздо больше пользы для них в дружбе с детьми без патологий. Это дает им возможность развиваться, учиться, становиться заметно самостоятельнее. Особенно это относится к детям дошкольного возраста.

Для детей с нарушением слуха и речи важно видеть других людей. Это помогает им нормализовать эмоциональный план. Одна из особенностей глухих людей - умение точно подмечать мельчайшие перемены настроения человека. У них склонность к эмпатии. Конечно, без «тренировки» этого не добиться. Для того чтобы они могли лучше понимать других людей, влились в общество, им необходимо общаться, играть с другими, взаимодействовать.

Патологии психического развития

Для детей со сниженным интеллектом полезно находиться в компании других детей. Для них существуют специальные школы коррекционного типа, дефектологические классы.

Большая опасность для них лежит в развитии так называемого психологического инфантилизма. Если отсутствуют эмоции, впечатления, нормальное общение, то любой достигнутый прогресс сводится к нулю. Общение активизирует у них мышление, воображение, желание развиваться.

Для детей, страдающих аутизмом, возможность находиться среди людей очень важна. Да, они редко идут на контакт, предпочитают играть самостоятельно, не разговаривают. И все же для того, чтобы состояние ребенка не ухудшалось, ему необходима связь с миром . Родители, знакомые, врачи и медсестры стараются разговаривать с ними как можно чаще, предлагать книги, читать вслух.

Вопросы к детскому психологу

Многие родители теряются, не зная, как помочь своим малышам . Рассмотрим несколько вопросов, которые сами психологи признают распространенными. Ответы на них могут помочь родителям сориентироваться в воспитании ребенка.

Малышу уже 2 года, но он абсолютно не хочет играть с другими детьми. Тянется только к членам семьи. Что делать?

У ребенка, видимо, очень сильная связь с родителями, а братьев и сестер нет. Он много времени проводит в компании мамы, бабушки? Тогда ситуация вполне нормальная.

Ему вполне хватает общения с вами, а другие дети кажутся не настолько интересными. Маленький опыт общения с другими детьми перекрывается большим опытом общения со взрослыми.

Давайте ему больше самостоятельности, насколько это возможно. Не нужно всегда принимать участие во всех играх малыша. Кроме того, приглашайте в гости друзей с маленькими детьми – пусть он учится общаться и играть с ними на «своей территории». Все приходит с опытом.

Мой мальчик (3 года) не умеет знакомиться, завязывать дружбу. А у других детей это без труда получается. Что же делать?

Самое простое, что вы можете сделать, это научить его. С помощью игрушек разыграйте сценки знакомства. Нужны самые простые слова. Поиграйте в знакомство, предложите вашему малышу выбрать, чем куклы займутся после этого (игра, разговор…). У детей младшего дошкольного возраста во время игры отлично получается перенимать социальные механизмы. Такая новая ролевая игра ему точно понравится, так что скоро можно будет поэкспериментировать на площадке или в парке.

Второе – присмотритесь: в чем именно проблема? Малыш стесняется, плохо разговаривает? Его не принимают в игры? Причин может быть масса.

Мы не ходим в садик. Что же теперь – мой малыш не научится общаться и ладить с другими детьми?

Здесь практически все зависит от родителей. Не ходите в садик - ну и что? Есть детские площадки, куда можно ходить по 1-2 раза в день. Вы там точно найдете товарищей для крохи. Посещайте кружки творчества, спортивные секции, развивающие группы. Приглашайте к себе друзей с детьми, сами ходите в гости. У малыша масса возможностей общаться, дружить, даже если он не ходит в садик.

В садике у моей дочери (4 годика) совсем нет друзей.

Советую вам поговорить об этом с воспитателем. Он наблюдает за малышами, их играми, участвует во многих из них. Попросите воспитателя понаблюдать за вашей дочкой – что с ней происходит? Отстраненность от группы ,
отсутствие интереса к совместным играм может говорить о некоторых психических или психологических особенностях у детей.

Если она ходит в садик совсем недавно, то пока еще рано переживать. Идет адаптация. Возможно, она только присматривается к детям, пытается ориентироваться в этом новом месте. Конечно, если такое поведение сохраняется долго (2-5 месяцев), то стоит волноваться. Неплохо бы сходить с малышкой к детскому психологу.

В 4 годика дети уже хорошо разговаривают. Возможно, психологу она расскажет, почему не хочет играть и дружить с другими малышами.

Мой сын очень агрессивный, а ведь ему всего 3 года. Может ударить другого малыша, укусить, отнять игрушку. Что с ним происходит?

Агрессия в этом возрасте, как бы странно ни звучало, – это нормально. Малыш еще не умеет выражать свои негативные чувства. Что он может сделать, когда сильно раздражен или недоволен? Разве что укусить, ударить, поцарапать. Нельзя за это наказывать детей дошкольного возраста, а тем более бить. Агрессия вызывает еще большую агрессию. Вы только закрепите его представление о том, как решаются такие ситуации.

Лучше говорите с ним, объясняйте, что он сделал больно своему другу или вам, другим родственникам. Нужно показать крохе, как решать проблему без агрессии. Он быстро перенимает вашу модель поведения.

У сына была проблема с шипящими согласными. После того как он пошел в садик, она вроде бы исчезла. Так бывает?

Все, что касается развития речи у детей, очень сложный механизм. Бывает часто, что кроха не может правильно выговорить слово. Иногда из-за того, что родители тоже произносят его нечетко. После
похода в садик все исправляется.

Воспитатель говорит громко, медленно, и малыш хорошо слышит, как произносить звук.

Даже из общения между детьми он может усвоить правильное произношение. Не переживайте: если исправление произошло, то неправильное произношение не вернется. При наличии неопасных дефектов речи даже логопед не станет назначать терапию . Считается, что до 6-7 лет слабые дефекты исправляются сами собой.

Моей дочке уже 2 года, а она почти не разговаривает. Что делать?

Тут главный вопрос к родителям: вы разговариваете с дочкой? Читаете ей? Обсуждаете что-то? Если да, то все должно было быть нормально в психическом плане. Тогда лучше всего с этой проблемой обратиться к дефектологу, пройти обследование у ЛОР-врача . Иногда дефекты носоглотки мешают детям начать разговаривать вовремя.

Есть еще одна проблема, которая мешает развитию речи: когда дома слишком много телевизора, мультиков, компьютера. У ребенка тогда нет мотивации к разговору, общению. Родители оставляют телевизор – малыш сам себя развлекает. Активное слушание - это хорошо, но этого мало для нормального речевого развития. Нужно обязательно общаться с живыми людьми – детьми и взрослыми. Тогда все наладится.

Людмила Кутепова
Общение детей дошкольного возраста

Определение общения необходимо , в первую очередь, потому, что сам термин широко употребляется в русской бытовой повседневной речи, где имеет интуитивно понимаемое, но научно не определенное значение. Такое определение требуется еще и потому, что в научной литературе смысл термина «общение » зависит от теоретических позиций исследователей, которые его употребляют.

Природа общения , его индивидуальные и возрастные особенности , механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, И. С. Кон, психолингвистов (А. А. Леонтьев, специалистов по социальной психологии (Б. Ф. Поршнев, Г. М. Андреева, детской и возрастной психологии (В. С. Мухина, Я. Л. Коломинский) . Однако разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл.

Так, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М. С. Каган считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой.

Одни исследователи (Г. А. Балл, В. Н. Брановицкий, А. М. Довгчлло) признают реальность взаимоотношений человека с машиной, в то время как другие полагают, что «разговор об общении с неодушевленными предметами (например, с ЭВМ) имеет только метафорический смысл». Известно, что и за рубежом предложено множество дефиниций общения . Так, ссылаясь на данные Д. Денса, А. А. Леонтьева сообщает, что только в англоязычной литературе уже к 1969 году было предложено 96 предложений понятия общения .

Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания.

Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Для общения характерно также то , что здесь каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, «тело» . Обследование врачом пациента, находящегося в бессознательном состоянии, не общение . Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. На эту особенность общения обращают внимание А . А. Бодалев, Е. О. Смирнова и другие психологи. На этом основании Б. Ф. Ломов утверждает, что «общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты», и чуть дальше : «Для общения необходимы , по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект». Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата .

Мы согласны со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие, но именно взаимодействие : оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения оценивается и анализируется по следующим компонентам : адресат - субъект общения , адресант - кому направлено сообщение ; сообщение - передаваемое содержание; код - средства передачи сообщения , канал связи и результат - что достигнуто в итоге общения .

Данный подход представлен в работах Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Г. М. Андреевой, Ю. А. Шерковина и других. Это системно-коммуникативно-информационный подход.

Другой распространенный подход к общению , рассматривая его как психологическую категорию, мы интерпретируем его как деятельность, и потому синонимом общения является для нас термин коммуникативная деятельность.

Следовательно, существует несколько подходов к пониманию общения . Наиболее целесообразно рассматривать общение как неразрывное единство общения и деятельности .

Разработано несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них получили концепции С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н Леонтьева.

Выделяют следующие стороны общения : коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Эти стороны общения проявляются одновременно. Коммуникативная сторона проявляется в обмене информацией, интерактивная - в реализации взаимодействия партнеров общения при условии однозначного кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения , перцептивная - в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия.

Наиболее универсальное средство человеческого общения – язык и речь . Язык – это основная система, при помощи которой мы кодируем информацию, и является основным инструментом коммуникации. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самопознание личности. Язык существует и реализуется через речь.

В речевом общении имеют значение такие особенности, как :

Значение, смысл слов, фраз. Играют важную роль точность употребления слов, его выразительность, доступность, правильность произношения звуков, гибкость и выразительность интонации.

Речевые звуковые явления : темп речи, модуляция голоса, тональность, ритм, тембр, интонация, дикция.

К неречевому воздействию относятся мимика, пантомимика, жесты, также расстояние, на котором общаются собеседники .

Монологическое общение предусматривает межличностное общение неравноправных , не обладающих равной активностью партнеров. Диалог, напротив, предполагает сопрягаемость и одновременность действий; сменяемость позиций воздействующего и отражающего, взаимную интеллектуально-волевую активность; обменный характер действий.

Выделяется две разновидности монологического общения : императив и манипуляция.

Ролевое общение предполагает ту или иную форму регламентации содержания, средств общения ; общение осуществляется с позиций соответствующих социальных ролей. Личностное общение возможно при знании личности партнера, умении предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение .

Ритуальное общение – чаще всего пролог к построению отношений, однако оно может выполнять и самостоятельные функции в жизни современного человека : укрепление психологической связи с группой, повышение самооценки, демонстрация своих установок и ценностей, то есть в ритуальном общении человек подтверждает свое существование в качестве члена общества той или иной важной группы. По своей сути оно ролевое. Отличительная особенность ритуальных отношений состоит в их безличности.

Диалогическое общение – это равноправное субъект субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению .

Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают не выраженное, косвенное влияние можно охарактеризовать как непосредственное, контактные, а тип общения их создающего – межличностным типом общения .

Таким образом, общение многолико ; включает много форм, видов. До сих пор не существует единства в толковании понятия «общение » , его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения , однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение - важнейший фактор формирования личности, так же общение – это наилучший путь для того, чтобы познать себя.

Общением дошкольников со сверстниками происходи в форме игры. Главное содержание игры - выполнение действий, которые связаны с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Ярко выражена эмоциональная вовлеченность в игру.

Общение в игре в младшем дошкольном возрасте носит характер наблюдений и подражаний. К четырем годам дети вступают в стадию игрового сотрудничества, когда партнёр становится важной и неотъемлемой частью игры. В страшим дошкольном возрасте дети уже могут договориться о теме игры, ролях, спланировать игровые действия вперед, поддерживать диалог, сохраняя возможность реагировать на неожиданные высказывания партнера.

М.И. Лисина выделяет в общении дошкольников со сверстниками несколько периодов:

1. Возникновения деятельности общения со сверстниками. После своего появления на свет, ребенок не контактирует с окружающими. Реакции новорожденного на сверстников (например, плач) носят характер заражения, имеют рефлекторную природу и не являются коммуникацией.

2. Первый год жизни. По мнению, Э.Л. Фрухт, взаимодействие детей старше 8-9 месяцев, является первой формой социального контакта. Свой вывод исследователь основывает на интересе, которые проявляют дети в данном возрасте.

С.В. Корницкая с данным мнением не согласна и считает, что «общение младенцев побуждается не особой потребностью в общении друг с другом.

М.И. Лисина отмечает, что вышеуказанные суждения требуют фактического обоснования. Она отмечает, что взаимодействие младенцев нуждается в экспериментальном изучении.

3. Ранний возраст. Среди исследователей можно встретить разные указания на то, как взаимодействуют дети в этом возрасте.

По мнению Б. Спок, дети двух лет любят наблюдать за играми друг друга, а считаться друг с другом начинают после трех лет.

В.С. Мухина также указывает на интерес детей раннего возраста к играм друг с другом.

4. Дошкольный возраст. После трех лет у ребенка появляется инициированное общение, дети начинают активно вместе играть. Потребность в общении друг с другом начинает ясно прослеживаться.

Общение дошкольников со сверстниками имеет свои особенности, которые отличаются от общения со взрослыми:

1. Разнообразие коммуникативных действий и их широкий диапазон. В общении со сверстниками существует множество действий и обращений, которые практически не встречаются при общении со взрослыми. Именно в общении с другими детьми появляются такие формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду и т.д. В общении со сверстниками дошкольник решает большое количество коммуникативных задач: управление действиями партнера, контроль над их выполнением, оценка конкретных поведенческих актов, сравнивание с собой.

2. Общение со сверстниками носит яркую эмоциональную насыщенность. Действия, которые адресованы сверстнику, отличаются более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается много экспрессивных проявлений, которые проявляются в различных эмоциональных состояниях - от яростного негодования до бурной радости, от нежности до чувства гнева.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения детей со сверстниками. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при общении со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Таким движениям свойственна особая рискованность, ненормированность и незаданность.

4. Преобладание в общении со сверстниками инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка важнее его собственное действие, а инициативу сверстников, в большинстве случаев, он не поддерживает.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется: меняются содержание, потребности и мотивы общения. От двух до семи лет отмечается два перелома: первый происходит к четырем годам, второй около шести лет. Первый перелом проявляется в резком возрастании; значимости других детей в жизни ребенка. Если к моменту своего появления и в течение одного-двух лет после этого потребность в общении со сверстником занимает незначительное место, то у четырехлетних детей эта потребность выдвигается на первое место.

Второй переломный момент связан с появлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.

Эти переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы можно назвать формами общения дошкольников со сверстниками.

Первая форма - эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй-четвертый годы жизни). Потребность в общении со сверстниками складывается в раннем возрасте. К двум годам дети начинаю проявлять интерес привлечь внимание сверстника к себе, показать свои достижения и вызвать его ответную реакцию. В полтора-два года у детей появляются особые игровые действия, когда они выражают отношение к ровеснику как к равному существу, с которым можно баловаться и соревноваться.

В таком взаимодействии важное место занимает подражание. Дети словно заражают друг друга общими движениями, общим настроением, благодаря чему чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок стремиться привлечь к себе его внимание и завоевать расположение. В таких подражательных действиях дошкольники не ограничиваются никакими нормами; они принимают причудливые позы, кувыркаются, кривляются, визжат, хохочут, прыгают от восторга.

Вторая форма общения сверстников ситуативно-деловая. Она формируется примерно к четырем годам и до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (особенно те, кто ходит в детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры, когда дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.

Общение в ролевой игре происходит как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (т.е. от лица взятых ролей - врач-больной, продавец-покупатель, мама-дочка) и на уровне реальных отношений, т.е. тех, которые существуют за пределами разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других). В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой. Это может указывать на то, что дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отношения направлены на общее для них дело - игру. Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество.

Сотрудничество необходимо отличать от соучастия.

Вместе с потребностью в сотрудничестве необходимо выделять потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. Дети внимательно наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивая и часто критикуя партнеров. В возрасте четырех-пяти лет они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, показывают свои преимущества, скрывают от других детей свои промахи и неудачи. В этот период некоторые дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах.

Все это позволяет говорить о качественном изменении отношения к сверстнику в середине дошкольного возраста, которое заключается в том, что дошкольник начинает относиться к себе через другого ребенка. Сверстник становится предметом постоянного сравнения, с собой. Ребенок начинает смотреть на себя «глазами сверстника». Таким образом, в ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало.

К концу дошкольного возраста у большинства детей складывается новая форма общения, которая называется внеситуативно-деловая. К шести-семи годам у ребенка значительно возрастает число внеситуативных контактов. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других.

Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается число внеситуативных, речевых контактов, а с другой изменяется сам образ сверстника, становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия.

Выводы по второй главе. В зависимости от коммуникативной направленности можно выделить следующие психологические типы, которые встречаются в дошкольном возрасте: артистический, доминантный, романтический и исполнительный.

В дошкольном возрасте общение ребенка со взрослым человеком изменяется от внеситуативно-познавательного общения до внеситуативно-личностного общения. Формами общения дошкольников со сверстниками являются: эмоционально-практическое общение со сверстниками; ситуативно-деловая форма; внеситуативно-деловая форма.

Общение дошкольников со сверстниками имеет свои особенности, которые отличаются от общения со взрослыми: разнообразием коммуникативных действий и их широким диапазоном; яркой эмоциональной насыщенностью; нестандартностью и нерегламентированностью общения; преобладание в общении со сверстниками инициативных действий над ответными.

Согласно определению понятия «общение» - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И. Лисина).

Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуя с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственные состояния, возникающие в результате общения. Общение можно рассматривать как способ объединения людей, а также как способ их развития. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.

Высоко ценил общение и слово воспитателя А.С. Макаренко. "Хорошо сказанное детям деловое крепкое слово, - говорил он,- имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много еще ошибок в организационных формах, потому что мы еще и говорить часто с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность".

Особенно велика роль общения в нравственном воспитании. Целенаправленное общение с детьми вызывает у них стремление к самовоспитанию, к совершенствованию своего поведения.

1. Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослыми:

Ситуативно-личностное;

Ситуативно-деловое;

Внеситуативно-познавательное;

Внеситуативно - личностное. (по М.И.Лисиной)

Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности ребенка к школе - коммуникативный. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начинает осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.

Первая форма – ситуативно-личностная форма общения – характерна для младенчества. Общение в это время зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, оно ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным содержанием общения, поскольку главное, что привлекает ребенка, - это личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане. В раннем возрасте ребенок осваивает мир предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже не достаточно. У него появляется потребность в сотрудничестве, которая, вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулирует предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. С появлением первых вопросов ребенка: “почему?”, “зачем?”, “откуда?”, “как?”- начинается новый этап в развитии общения ребенка и взрослого.

Ситуативно-деловое общение. В конце первого года жизни социальная ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса - ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным с ним и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого), и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Общение ребенка с взрослым теряет свою непосредственность уже во 2-й половине младенчества: оно начинает опосредоваться предметами. На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребенка с взрослым становится особенным. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д. Б. Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок «...живет не вместе с взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним». Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих, специфических предметных действий. И хотя на протяжении всего раннего возраста форма общения с взрослым по-прежнему остается ситуативно-деловой, характер делового общения существенно меняется. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, и главное - новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним.

Достижения ребенка в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для него мерой своего Я и способом утверждения собственного достоинства. У детей появляется отчетливое стремление к достижению результата, продукта своей деятельности. Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в котором выражает себя возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий.

Внеситуативно - познавательная форма общения.

При нормальном ходе развития познавательное общение складывается примерно к четырем-пяти годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения являются его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Детей этого возраста интересует все: почему белки от людей убегают, почему рыбки не тонут, а птички не падают с неба, из чего делают бумагу и т. д. Ответы на все эти вопросы может дать только взрослый. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг.

Интересно, что детей в этом возрасте удовлетворяют любые ответы взрослого. Им вовсе не обязательно давать научные обоснования интересующих их вопросов, да это и невозможно сделать, так как малыши далеко не все поймут. Достаточно просто связать интересующее их явление с тем, что они уже знают и понимают. Например: бабочки зимуют под снегом, им там теплее; белки боятся охотников; бумагу делают из дерева и т. д. Такие весьма поверхностные ответы вполне удовлетворяют детей и способствуют тому, что у них складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира.

В то же время детские представления о мире надолго остаются в памяти человека. Поэтому ответы взрослого не должны искажать действительности и допускать в сознание ребенка все объясняющие волшебные силы. Несмотря на простоту и доступность, эти ответы должны отражать реальное положение вещей. Главное, чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались незамеченными. Дело в том, что в дошкольном возрасте складывается новая потребность - потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно простого внимания и сотрудничества с взрослым. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям. Потребность в уважении, в признании взрослым становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению.

В поведении детей это выражается в том, что они начинают обижаться, когда взрослый отрицательно оценивает их действия, ругает, часто делает замечания. Если дети до трех-четырех лет, как правило, не реагируют на замечания взрослого, то в более старшем возрасте они уже ждут оценки. Им важно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил их действия, ответил на их вопросы. Если ребенку слишком часто делают замечания, постоянно подчеркивают его неумение или неспособность к какому-нибудь занятию, у него пропадает всякий интерес к этому делу, и он стремится избежать его.

Лучший способ научить чему-то дошкольника, привить ему интерес к какому-то занятию - это поощрять его успехи, хвалить его действия. Например, что делать, если ребенок пяти лет совсем не умеет рисовать?

Конечно, можно объективно оценивать возможности ребенка, постоянно делать ему замечания, сравнивая плохие его рисунки с хорошими рисунками других детей и призывая его учиться рисовать. Но от этого у него пропадает всякий интерес к рисованию, он будет отказываться от того занятия, которое вызывает сплошные замечания и нарекания со стороны воспитателя. И, конечно же, таким образом он не только не научится лучше рисовать, но будет избегать этого занятия и не любить его.

А можно, наоборот, формировать и поддерживать веру ребенка в свои способности похвалой его самых незначительных успехов. Даже если рисунок далек от совершенства, лучше подчеркнуть его минимальные (пусть даже не существующие) достоинства, показать способности ребенка к рисованию, чем давать ему отрицательную оценку. Поощрение взрослого не только внушает ребенку уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили. Ребенок, стремясь поддержать и усилить положительное отношение и уважение взрослого, будет стараться рисовать лучше и больше. А это, конечно же, принесет больше пользы, чем страх перед замечаниями взрослого и сознание своей неспособности.

Итак, для познавательного общения ребенка с взрослым характерны:

хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать с взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации;

познавательные мотивы общения, любознательность детей, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах;

потребность в уважении взрослого, которая выражается в обидах на замечания и отрицательные оценки воспитателя.

Внеситуативно - личностная форма общения.

Со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный, что хорошо, а что плохо - эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. И ответы на них опять же может дать только взрослый. Конечно, и раньше родители постоянно говорили детям, как нужно вести себя, что можно, а что нельзя, но младшие дети лишь подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в шесть-семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать с взрослым не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте внеситуативно-личностная форма общения.

Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои и других детей) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения с взрослыми и ровесниками.

Это стремление, конечно же, должны поддерживать родители. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между собой, давать оценки их действиям. Старшие дошкольники по-прежнему нуждаются в поощрении и одобрении взрослого. Но их уже больше волнует не оценка их конкретных умений, а оценка их моральных качеств и личности в целом. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к его замечаниям, касающимся его отдельных действий или умений. Теперь уже отрицательная оценка его рисунка не так уж сильно обижает ребенка. Главное, чтобы он в целом был хорошим, чтобы взрослый понимал и разделял его оценки.

Потребность во взаимопонимании взрослого - отличительная особенность личностной формы общения. Но если взрослый часто говорит ребенку, что он жадный, ленивый, трусливый и т. д., это может сильно обидеть и ранить ребенка, и отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера. Здесь опять же для поддержания стремления быть хорошим значительно более полезным будет поощрение его правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков ребенка.

В старшем дошкольном возрасте внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой «чистое общение», не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе. Все это сближает эту форму общения с тем примитивным личностным (но ситуативным) общением, которое наблюдается у младенцев. Однако личность взрослого воспринимается дошкольником совсем по-другому, чем младенцем. Старший партнер является для ребенка уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными качествами (семейным положением, возрастом, профессией и пр.). Все эти качества очень важны для ребенка. Кроме того, взрослый - это компетентный судья, знающий, «что такое хорошо и что такое плохо», и образец для подражания.

Таким образом, для внеситуативно-личностного общения, которое складывается к концу дошкольного возраста, характерны:

потребность во взаимопонимании и сопереживании;

личностные мотивы;

речевые средства общения.

Внеситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка. Это значение заключается в следующем. Во-первых, ребенок сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых: воспитателя, врача, учителя и т. д. - и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними.

Развитие личности дошкольника в общении с взрослым

Говоря о личности человека, мы всегда подразумеваем его ведущие жизненные мотивы, подчиняющие себе другие. У каждого человека всегда есть что-то самое главное, ради чего можно пожертвовать всем остальным. И чем ярче человек осознает, что для него главное, чем настойчивее стремится к этому, тем более его поведение является волевым. Мы говорим о волевых качествах личности в тех случаях, когда человек не только знает, чего он хочет, но упорно и настойчиво сам добивается своей цели, когда его поведение не хаотично, а направлено на что-то.

Если такой направленности нет, если отдельные побуждения рядоположенны и вступают в простое взаимодействие, поведение человека будет определяться не им самим, а внешними обстоятельствами. В этом случае мы имеем картину распада личности, возвращение к чисто ситуативному поведению, которое нормально для ребенка двух-трех лет, но должно вызывать тревогу в более старших возрастах. Вот почему так важен тот период в развитии ребенка, когда происходит переход от ситуативного поведения, зависимого от внешних обстоятельств, к волевому, которое определяется самим человеком. Этот период и падает на дошкольное детство (от трех до семи лет).

Таким образом, если связь между действием и результатом действия понятна ребенку и опирается на его жизненный опыт, он еще до начала действия представляет значение его будущего продукта и эмоционально настраивается на процесс его изготовления. В тех случаях, когда эта связь не устанавливается, действие является для ребенка бессмысленным, и он либо делает его плохо, либо вовсе избегает, чтобы помочь ему понять (осознать) свои желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам. Но делать дело ребенок должен сам. Не под вашим нажимом или давлением, а по собственному желанию и решению. Только такая помощь может способствовать становлению его собственных качеств личности.

Особенности общения в семье .

«Одиночество – самое страшное наказание», – говорил известный писатель XIX в. Ф. М. Достоевский. С этим афоризмом согласится каждый, кто когда-либо нуждался в помощи, хотел быть понятым и услышанным, но речь в настоящее время идёт не столько о взрослых, сколько о детях, страдающих от недостатка любви и внимания.

Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Самым веским принципом является принцип принятия ребёнка. Это проявление родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что. В основе настоящего принятия ребёнка лежит значимость – признание его значительности в существовании семьи.

Хорошие отношения ребёнка с родителями является его признание родителями. Это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребёнок, оправдает их ожидания. Ребёнок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание формирует у ребёнка чувство собственной значимости и необходимости в своей семье.

Признание – это на стенах в доме рисунки и стихи ребёнка, самое видное место для его поделок, праздничных газет и поздравлений, похвальных грамот и благодарственных писем.

Отсутствие у родителей умения признавать интересы и способности своего ребёнка может привести к крайне нежелательным последствиям.

Не менее значимым чувством для ребёнка является родительская любовь. Есть дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. Ребёнок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребёнок-подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий. В такой ситуации нельзя искать причину только в ребёнке. Возможно, в младшем возрасте проявление любви и ласки на себе со стороны родителей ребёнок ощущал редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.

Посеешь любовь и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом – и пожнёшь сполна в старости: она вернётся к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.

Если ребёнок физически и духовно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требования родителей в штыки.

Очень значимым принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Быть доступным – это в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребёнком. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом». Если у взрослых нет времени на общение с ребёнком сегодня, то у выросшего ребёнка не будет времени на общение с родителями завтра.

Однако родители должны помнить, что проводить время с ребёнком – это не значит, без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребёнка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах, ответить на него, доверить ребёнку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя. Когда ребёнок начинает искать истину в подворотне, в плохой компании, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность, безразличие к ребёнку.

Воспитание ответственности и самодисциплины в ребёнке зависит от проявления этих качеств родителями в семье. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности пред ними. Мудрость ответственных родителей состоит в том, что они всегда выполняют то, что обещают детям, а если по каким-то причинам этого не происходит, они находят в себе смелость признать своё неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки.

Одним из главных условий воспитания в ребёнке ответственности и самодисциплины является наличие у него определённых обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. Если в обязанности сына или дочери входит уборка дома или вынос мусора, значит, никто другой не должен за них это делать. Безусловно, бывают разные ситуации, но если ребёнок в добром здравии и просто не хочет ничего делать, он должен быть наказан и при этом необходимо, чтобы наказание было им осознанно.

Неправильным будет брать ответственность за все поступки детей на себя, т.к. такое поведение родителей не учит ребёнка осмысливать свои действия.

Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твёрдость и умение сказать ребёнку «нет». Нет ничего страшней в воспитании, если один родитель позволяет, а другой запрещает. Ещё страшнее, когда один из родителей вместе с ребёнком что-то скрывает от другого родителя, боясь его гнева. Потворствуя ребёнку в его неблаговидных поступках, скрывая проступки, мы способствуем вседозволенности, теряем остатки своего родительского авторитета.

Родительский авторитет – важная составляющая успешности воспитания в семье. Приобретение авторитета в глазах собственных детей - кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах по работе, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу – всё это слагаемые родительского авторитета.

Авторитетность родителей не состоит в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребёнку требования так, чтобы он понял: об этом ему говорят раз и навсегда.

Меняется мир, дети XXI века имеют иные информационные возможности, многое умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них. Какая музыка интересна ребёнку, какие книги он читает, какие речевые обороты он использует, и что они обозначают, - это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица для собственного ребёнка.

Воспитание ребёнка – это долгосрочная миссия родителей, подвижнический труд.

Правила благополучного родителя:

1.Чем больше времени родители проведут со своим ребёнком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

2.Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребёнку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.

3. Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

4. Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей.

5. Родители, воспитывая ребёнка, должны задать себе вопрос не только о том, какого ребёнка они хотят вырастить, но и о том, какой они представляют себе свою старость.

Заключение.

В заключении можно отметить, что общение является основным условием развития ребенка, одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность.

Чтобы ребенок смог понимать других, общаться с взрослыми, они должны гуманно относиться к ребенку, учить ребенка активно вступать в контакты с окружающими людьми и с уважением и любовью относиться к ребенку. Однако не всегда взрослые уделяют нужное внимание общению, как одному из специфических средств целенаправленного и активного влияния на детей. А ведь это влияние должно осуществляться через внушение и разъяснение, подражание и убеждение, приучение и упражнение, требование и контроль, поощрение и наказание. И если использование перечисленных методов не дает должного эффекта, то это нередко связано с недостатками и ошибками, допускаемыми взрослыми в общении и отношениях с детьми, что зачастую вызывает у детей неудовлетворенность и отчуждение от старших в семье.

В раннем возрасте изменяются социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Ситуативно-деловое общение с взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка.

А. С. Макаренко говорил, обращаясь к родителям: “ Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами – все это имеет для ребенка большое значение.

Список используемой литературы:

1.Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология». - М.,1998.

2.Лисина М.И. «Проблемы онтогенеза общения». – М.,1996.

3.Немов Р.С. «Психология. Книга 2». - М.,1995.

4. «Психическое развитие воспитанников детского дома». //Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. - М.,1990.

5. « Психология детей дошкольного возраста» // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.,1964

6.ЧечетВ.В. «Умеем ли мы общаться с детьми». - М.,1983

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 02.06.2018

Общение играет важную роль в жизни каждого человека. Благодаря общению и отношениям с другими людьми человек может определить своё место в этом мире, понять кто он. Особенно большое значение играет общение в жизни маленького ребёнка. Оно создаёт условия для полноценного формирования его личности. Внимание, понимание и любовь близких людей являются необходимыми факторами превращения малыша в доброго, общительного, волевого взрослого человека.

Основы общения ребёнка закладываются в семье, с его родителями, братьями, сёстрами, дедушками, бабушками и другими близкими родственниками. Взрослые становятся для него ориентиром, направляющим его поведение, прямым образом влияющим на его всестороннее развитие.

Общение пронизывает все сферы человеческой жизни. Чтобы ребёнок мог адаптироваться в любом социуме, ему необходимо овладеть речевыми умениями:

  • вступлением в разговор (когда и как начать диалог).
  • поддержанием и завершением общения (умение слушать собеседника, логично и чётко высказывать свои мысли, возражать, аргументировать свои слова, оценивать).
  • Речевым этикетом (знакомство, приветствие, отказ, сочувствие, поздравление, благодарность и прочее).
  • Общением в паре и группе (от 3 человек).
  • Невербальным общением (посредством жестов, позы и мимики).

Особенности развития отношений дошкольников с взрослыми

Развитие отношения детей с взрослыми делится на 4 этапа:

  1. Этап – ситуативно-личностный (с рождения до полугода) . Новорожденный не понимает человеческую речь, и все взаимодействия с родителями ограничиваются реакцией на их мимику, улыбку, интонацию. Но младенцы чувствуют любовь и внимание к ним.
  2. Этап – ситуативно-деловой (с 6 месяцев до 3 лет) . Грудничок после достижения 6-месячного возраста начинает активно играть и в играх ему требуется помощь со стороны взрослых. Малыш учится говорить и к концу периода уже практически полностью осваивает родную речь. Ребёнку по-прежнему необходима ласка и внимание со стороны близких.
  3. Этап – внеситуативно-познавательный (от 3 до 5 лет) . Помимо потребности во внимании и помощи, возникает потребность в уважении. Малыш начинает познавать окружающий мир, и взрослый становится для него основным источником информации. Ребёнок задаёт много вопросов. Внеситуативное общение – это общение о предметах, которые не находятся непосредственно в поле зрения. То есть ребёнок на данном этапе развития уже умеет обсуждать, говорить о том, чего нет на данный момент перед глазами.
  4. Этап – внеситуативно-личностный (от 5 до 7 лет) . В этом возрасте ребёнок становится самостоятельной личностью. Он больше интересуется не окружающей средой, а человеческими отношениями. В этот период происходит формирование моральных и нравственных ценностей, ребёнок начинает чётко понимать, что такое добро и зло. Он учится анализировать своё поведение, управлять им, требует от взрослых взаимопонимания и оценки не только своих поступков, но и себя самого, как личности.

Эти этапы развития общения – лишь теоретические. На практике развитие зачастую отстаёт от нормативных сроков. Основным показателем хорошо развитого общения является способность общаться на различные темы с различными собеседниками.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Общение с взрослыми и сверстниками кардинальным образом отличается друг от друга. В разговоре с ровесниками дети всегда более раскованы, им не нужно придерживаться правил вежливости и норм поведения, можно говорить свободно, раскованно. При этом в разговорах преобладает эмоциональная составляющая. Общение часто сопровождается кривлянием, смехом, криками и высокими интонациями голоса.

Взрослый для ребёнка выступает авторитетом, эталоном для подражания. Малыш дошкольного возраста задаёт ему вопросы, учится у него чему-то, выполняет его требования и ждёт оценку своих действий. Взрослый часто выступает судьёй в детских спорах. Общение с другими детьми происходит на равных, оно богаче и насыщеннее, ребёнок стремится показать и рассказать, что он умеет. Зачастую детям главное рассказать, а не выслушать, поэтому общение может не клеиться, когда два ребёнка перебивают друг друга, не слушают и каждый рассказывает о чём-то своём.

Развитие общения старших дошкольников со сверстниками проходит несколько этапов:

  1. Этап 1 (примерно с 5 месяцев до 1,5 лет) . Происходит закладывание предпосылок для будущего общения. Малыш может интересоваться сверстником как новой игрушкой, трогать его, улыбаться и смеяться вместе с ним, но не стремится привлечь к себе его внимание, в отличие от внимания взрослых. Совместных действий у детей нет.
  2. Этап 2 (от 2 до 4 лет) . В этом возрасте ребёнок готов играть с другими детьми своего возраста. Он ждёт от своих ровесников поддержку и соучастие в шалостях и забавах. Дети вместе весело бегают, кричат. Они могут вместе что-то сооружать, собирать, но конечная цель – не важна, важно само действие. Всё же до 4 лет дети больше времени проводят, играясь в одиночестве.
  3. Этап 3 (от 4 до 6 лет) . В этот период общение со сверстниками выходит на первое место. Они собираются в коллективы и активно играют в сюжетно-ролевые игры, пытаются сотрудничать друг с другом для достижения одной цели. В этом возрасте ребёнок стремится к признанию и уважению среди других детей.
  4. Этап 4 (от 6 до 7 лет) . Этот этап характеризуется планированием деятельности в коллективе, сотрудничеством, оказанием взаимопомощи, возникновением привязанности и дружбы. Ребёнок начинает видеть в своём товарище равного себе, начинает учитывать его интересы, помогать ему, требовать того же взамен.

В старшем дошкольном возрасте дети стремятся к получению популярности в коллективе, они стараются проявить свои лидерские качества. Если ребёнок не получает признания и уважения у сверстников, у него накапливается обида, снижается успешность в совместной деятельности, что приводит к полному отказу от неё.

Конкуренция берёт своё начало в среднем дошкольном возрасте, но и после 6 лет она у многих детей не угасает. Для малышей крайне важны не только собственные успехи и неудачи, но и их ровесников. Отсюда возникает зависть, обида, ревность.

После 6 лет многие дети начинают относиться к своим сверстникам более доброжелательно, стараются оказать им поддержку, помощь, безо всякой корысти подарить что-либо.

Если в 4-5 лет дети в первую очередь стремятся к получению высокой оценки своих действий от взрослого, то после 6 лет они уже могут объединяться и противостоять взрослому. Сверстник становится для малыша личностью, успехам и неудачам которой можно сопереживать, интересами которой можно интересоваться.

В этом возрасте дети могут долго общаться без совершения каких-либо практических действий. Они делятся друг с другом информацией о том, где были, что видели и что планируют сделать, дают оценки характерам и поступкам других людей.

Проблемы в общении детей старшего дошкольного возраста

Существует несколько качеств личности, которые создают проблемы в социальной сфере:

  1. Эгоизм – поведение, при котором ребёнок руководствуется лишь своими личными интересами и не считается с интересами и мнением других людей. Дети, не получая поддержки от эгоистичного ребёнка, теряют к нему всякий интерес.
  2. Агрессивность – черта личности, проявляющаяся в частых вспышках злости, гнева, иногда, насилия. Других детей агрессивный малыш способен отпугнуть.
  3. Пассивность – эмоциональная и психологическая слабость. Пассивный малыш не знает чем себя занять, не может самостоятельно придумать игру, он не имеет уважения в глазах сверстников.
  4. Застенчивость . Нерешительному, боязливому и молчаливому ребёнку всегда сложно ужиться в коллективе.

Истоки этих проблем обычно зарождаются в семье. Чтобы создать ребёнку максимально комфортные условия для развития активного общения и взаимодействия, взрослым необходимо:

  • не демонстрировать отрицательные эмоции по отношению к другим малышам;
  • стараться не вступать в детские конфликты: ребёнок должен уметь слушать и понимать противника, а также защищать себя и своё мнение самостоятельно;
  • поощрять инициативу в общении;
  • не одёргивать малыша на глазах у его сверстников;
  • учить малыша определять эмоции других людей по их мимике;
  • часто общаться с ребёнком, вести с ним длительные беседы.

Игры для развития общения старших дошкольников

Основным способом обучения детей чему-либо являются игры. Только так малыши могут быть заинтересованы и даже полностью поглощены процессом, развивающим в них определённые навыки. Для адаптации детей в обществе и развития коммуникативных навыков предлагается использование следующих игровых упражнений:

  • «Сороконожка» . Дети встают друг за другом, держась за руками за талию впереди стоящего, представляя собой сороконожку. По команде воспитателя они начинают двигаться, затем по команде ускоряются, замедляются, прыгают на одной ноге, приседают, поднимаются, обходят препятствия и проползают под ним и т.п. Эта игра развивает навыки взаимодействия с ровесниками.
  • «Кино» . Один ребёнок называет имя главного героя будущего фильма, второй малыш повторяет его и называет имя второго персонажа, третий – повторяет сказанное до него и придумывает действие для этих персонажей (например, пошли в лес или на рыбалку), четвёртый – повторяет всё ранее сказанное и добавляет ещё что-то своё (например, обстоятельства – начавшийся дождь) и т.д. После того, как выскажутся все дети, они должны показать получившееся кино при помощи пластики и мимики. Данная игра развивает память и невербальные средства общения.
  • «Царевна Несмеяна» . Взрослый рассказывает детям сказку о печальной царевне, которая всё время плакала и которую никто не мог рассмешить. После этого выбирается самая застенчивая и молчаливая девочка в коллективе, садится на стул и играет роль царевны Несмеяны. Каждому ребёнку предлагается подойти и рассмешить её чем-нибудь (историей, мимикой, танцем и т.п.). Девочка, играющая роль царевны должна стараться не рассмеяться.
  • «Хор животных» . Детям предлагается спеть песенку «в лесу родилась ёлочка», но не словами, а звуками животных. Коллектив делится на группы по несколько человек, каждой группе педагог даёт карточку, на которой изображено животное. Первая группа начинает петь как собачки «Гав-гав-гав!», вторая – как кошечки «Мяу-Мяу-Мяу!», третья – как коровки «Му-Му-Му» и т.д. Этот вид игры помогает наладить взаимодействия между участниками групп.
  • «Интервью» . Среди детей выбирается ведущий, который будет проводить интервью. Каждый ребёнок подходит к нему (можно встать на стул) и начинается диалог. Дети представляют, что они взрослые люди и должны солидно задавать и отвечать на вопросы: «Как зовут по имени и отчеству?», «Где работаете?», «Какие увлечения?» и т.д. Вначале ведущему малышу будет трудно придумывать вопросы и педагогу необходимо будет ему помогать. Эта игра способствует развитию коммуникативных навыков, учит диалогическому общению и увеличивает словарный запас.
  • «Конкурс хвастунов» . Дошкольники садятся в круг. Они должны по очереди хвастаться, но не собой и своими умениями, а своим соседом. Кто лучше всех похвастается, тот получит небольшой подарок. Это упражнение помогает детям сблизиться друг с другом.
  • «Хоровод» . Развивает чувство общности. Малыши встают в круг, берутся за руки и ходят по кругу, показывая по команде взрослого хитрую лису, злого волка, большого страшного медведя, испуганного зайчика, весёлую птичку и т.п.
  • «Кто говорит» . Развивает внимание и слуховое восприятие. Педагог выбирает одного из детей в качестве ведущего и тот становится спиной к остальным детям. Другие малыши по одному задают ведущему вопросы, который должен дать ответ и назвать имя задавшего вопрос. Тот, имя которого ведущий угадает, сам становится ведущим.

Для полноценного личностного развития ребёнку необходимо уметь общаться как с взрослыми, так и со сверстниками. Только так он сможет найти себя в этом мире. Чтобы развивать способности общения дошкольника, необходимо поддерживать его, вести с ним длительные беседы и способствовать его вливанию в коллектив сверстников. Очень эффективны для развития общения различные игры, участвуя в которых дети учатся узнавать друг друга, доверять и работать в коллективе.