Конспект урока "пошив наволочки с пооперационным разделением труда". Общее понятие о пооперационной работе Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

607328 Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, улица Московская, дом 42

ЗАНЯТИЕ ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ(2 урока)

ТЕМА: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ С ПООПЕРАЦИОННЫМ РАЗДЕЛЕНИЕМ ТРУДА. ПОШИВ ДЕТСКОГО ПЛАТЬЯ»

9 КЛАСС

Учитель швейного дела

Кузнецова Светлана Юрьевна

2011-2012 учебный год

Тип занятия: комбинированное.

Тема занятия:

Изготовление изделий с пооперационным разделением труда.Пошив детского платья.

Цель занятия:

Задачи занятия:

образовательные:

1.Закрепить полученные знания по теме:«Пооперационное разделение труда».

2. Познакомить обучающихся с особенностями изготовления изделий промышленным способом.

коррекционно – развивающие:

1.Способствовать развитию у обучающихся абстрактного мышления и памяти через разгадывание загадок.

2.Способствовать развитию мелкой моторики рук обучающихся через практическую работу.

воспитательные:

1.Воспитывать у обучающихся любовь к труду.

2.Воспитывать у обучающихся навыки самоконтроля.

3.Воспитывать устойчивый интерес к урокам швейного дела.

Наглядность:

образцы изделий выполненных на швейной фабрике;

слайд-презентация.

Оборудование:

индивидуальные карточки-задания;

детали кроя детского платья;

ножницы;

карандаш;

учебник;

мультимедийный проектор;

ПК;

экран.

План занятия:

I.Организация начала занятия(1)

II.Сообщение темы и цели занятия (1)

III.Разминка (2)

IV.Повторение темы:« Пооперационное разделение труда»(7)

V. Объяснение нового материала(10)

VI.Практическая работа(44)

VII.Закрепление нового материала(12)

VIII.Объяснение домашнего задания(1)

IX.Подведение итогов занятия (2)

Ход занятия:

I.Организация начала занятия.

Цель: настроить обучающихся на работу на уроке.

А) Сверить обучающихся по списку.

Б) Проверить готовность к уроку.

В) Настроить обучающихся на работу на уроке.

Психологический настрой обучающихся на фоне лирической музыки.

(СЛАЙД № 2)

Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Подарите друг другу улыбку!

Улыбайтесь, и всё у вас будет хорошо!

(Обучающиеся дарят друг другу и гостям улыбающееся солнышко)

II.Сообщение темы и цели занятия.

Цель: активизировать деятельность обучающихся на уроке.

Ребята, на этом уроке мы будем изучать тему: « Изготовление изделий с пооперационным разделением труда.Пошив детского платья ». Сегодня вам предстоит учиться приёмам пооперационного разделения труда.

III.Разминка

Как называется наш урок?

Какой он по счету?

IV.Повторение темы:« Пооперационное разделение труда ».

Цель: закрепить имеющиеся у обучающихся знания по теме.

Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

Фронтальный опрос.

1.На каких предприятиях изготавливают одежду?

2. Чем различаются массовый пошив одежды и индивидуальный?

3. Из каких цехов состоит швейное производство?

4. Что такое лекало?

5. В каком цехе швейного предприятия используют настилочные машины и настилочные столы?

6.Что такое пооперационное разделение труда?

7.Зарисуйте на доске схему расположения рабочих мест в швейном цехе?

8. Какое количество операций выполняет одна швея на швейном предприятии в течении всего рабочего дня?

9. Какое оборудование используют на швейных предприятиях для влажно – тепловой обработки?

Обобщение материала учителем.

Учитель: - Молодцы ребята, я поняла,что вы усвоили материал по теме: «Пооперационное разделение труда ».

V. Объяснение нового материала

Цель: учить приёмам изготовления детского платья промышленным способом .

А) Повторное сообщение темы и цели урока.

Б) Объяснение - беседа

Учитель:

На фабриках, при массовом пошиве время на изготовление детского платья затрачивается намного меньше за счет исключения ручных видов работ (сметывания, заметывания, приметывания), втачивания рукавов в открытую пройму и пооперационного разделения труда.

Как вы думаете, почему швея на предприятии при пооперационном разделении труда выполняет операцию (например, стачивание деталей спинки) гораздо быстрее портнихи в ателье?

Вторым главным отличием в ходе работы по изготовлению детского платья является то, что рукав втачивают не в закрытую пройму, а в открытую пройму. Для этого не стачивают боковой шов, а после обработки плечевых швов, втачивают рукав в открытую пройму (объяснение учитель сопровождает показом образца изделия со стачанными плечевыми швами).

Учитель:

Ребята, скажите, какое сегодня число?

Какой сейчас идет месяц?

Какой сейчас год?

В) Работа в тетрадях.

Запись числа и темы урока.

(Обратить внимание на осанку детей во время письма; на аккуратность письма; на соблюдение единого орфографического режима.)

Зарисуйте модели детских платьев в тетрадь. Слайд 6 .

VI.Практическая работа «Изготовление детского платья »

Цель: учить приёмам пооперационного разделения труда

Повторение правил безопасной работы на швейной машине, с утюгом и инструментами. Слайд 8

Чтобы во время выполнения практической работы не нанести вреда своему здоровью вы должны отчетливо знать и соблюдать правила безопасной работы в швейной мастерской.

Давайте представим, что мы с вами небольшая бригада и перенесёмся мысленно на швейную фабрику в швейный цех по пошиву детской одежды, а, именно, детского платья (озвучивается состав бригады с указанием конкретной операции для каждой работницы).

Выполнение практической работы с соблюдением правил безопасной работы.

VII.Закрепление изученного материала.

Цель: способствовать развитию мышления и памяти обучающихся.

Ребята, я предлагаю вам рассказать о том, какие операции вы сегодня выполняли.

VIII.Объяснение домашнего задания.

Цель: воспитывать у обучающихся чувство ответственности за выполнение

Задания.

IX .Подведение итогов урока.

Цель: прививать обучающимся навыки самоконтроля.

Выставление оценок

Учитель:

Чему вы учились на этом уроке?

Может ли умение изготовления изделий с пооперационным разделением

Труда понадобиться вам самостоятельной жизни?

Урок окончен. Все свободны.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» 607328 Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, улица Московская, дом 42 Изготовление изделий с пооперационным разделением труда. Пошив детского платья. ЗАНЯТИЕ ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ(2 урока) Учитель швейного дела Кузнецова Светлана Юрьевна

Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку! Улыбайтесь, и всё у вас будет хорошо!

Детское платье

Правила безопасной работы с иглой, булавками и ножницами. 1. Иглы и булавки необходимо хранить в () 2. Сломанную иглу не бросать, а передать () Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавать их () вперёд. игольнице учителю кольцами

Правила безопасной работы с утюгом. Включать и выключать утюг можно только () руками. Утюг нельзя оставлять () без присмотра. 3. Во время работы надо следить, чтобы подошва утюга не касалась () сухими включенным шнура

Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Включать и выключать машину можно только держа за вилку сухими руками. Под ногами должен находиться () коврик Во время работы нельзя низко () к движущимся механизмам машины. 3. Нельзя класть инструменты на платформу швейной машины. наклонять голову резиновый

План пошива детского платья. 1. Обработка мелких деталей 2. Обработка среднего шва спинки 3. Притачивание карманов 4. Обработка плечевых швов 5 . Втачивание рукавов 6 . Обработка боковых швов 7. Обработка низа платья

Желаю всем удачи!


Урок швейного дела.

Класс 10.

Учитель трудового обучения Дейнекина И.А.

Тема: Изготовление изделий с пооперационным разделением труда.

Цели:

    Продолжить знакомство со структурой и организацией работы цехов швейной фабрики, с профессиями швейного производства. Закрепление знаний и умений при изготовлении наволочки.

Дидактический материал:

Наглядные пособия, раздаточный материал, инструкционно- технологические карты, пооперационно - технологические карты с образцами, карточки.

Швейные машины, ножницы, нитки, ткань, детали кроя, полуфабрикат – задел.

Ход работы:

I Оргмомент

    Контроль посещаемости.

II Повторение

    Какие существуют виды производства?

    Какие предприятия выполняют массовый пошив изделий?

    Какие предприятия занимаются индивидуальным производством одежды?

    Вспомним, какие цеха имеются на швейной фабрике? (карточка №1) Самооценка.

    С помощью эскизов составьте поочерёдность процесса изготовления одежды на швейном предприятии, и назвать название цеха.

    Давайте вспомним, какие специалисты работают в этих цехах.

    Ваша задача – выбрать те специальности, которые соответствуют данному цеху. (карточка №2) Самооценка.

III Беседа о предстоящей работе

Сегодня нам предстоит остановиться на работе экспериментального и швёйного цехов.

При выполнении конкретного заказа составляется техническая документация на конкретную модель.

Представим, что художник нарисовал эскиз модели (в данном случае – наволочка с клапаном)

Ваша задача, как технолога, состоит в следующем: с помощью эскиза модели составить техническую документацию: определить размер, ткань для пошива, технологическую обработку. (карточка №3)Самооценка.

Теперь у нас есть техническое описание на конкретную модель.

Так как мы будем изготавливать изделие с пооперационным разделением труда (а на фабрике именно так шьют изделия), необходимо разделить этапы изготовления изделия на операции.

Для этого составим план работы по пошиву наволочки.

Ваша задача: Восстановить последовательность обработки наволочки с клапаном. (карточка №4) Самооценка.

    Распределение операций (М.,Р.,У)

    Изучение инструкционно - технологических карт

IV Практическая работа

Вводный инструктаж .

Прежде чем приступить к работе мы должны:

    Организовать каждый своё рабочее место.

    Повторить ТБ на конкретном рабочем месте.

Задание:

С помощью инструкционно- технологической карты выполнить конкретную операцию.

Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Текущий инструктаж. Контроль качества.

    М . Шов вподгибку с закрытым срезом.

1. Ширина шва вподгибку равна 1 см.

2.Строчка выполнена на расстоянии 1-2 мм от края.

    Р . 1. Длина клапана- 25 см.

2.Детали сложены лицевой стороной.

    М. Двойной шов.

    Ширина шва 7 мм.

    Строчка ровная по всей длине шва.

    Закрепка выполнена в начале и в конце строчки, не более 1 см.

    У . Влажно –тепловая обработка выполнена качественно.

    Р. Наволочка сложена по стандарту.

Заключительный инструктаж.

    Для чего нужны карты учёта?

    Что в них фиксируется?

    Доклад бригадира о количестве сделанного и насколько качественно, был ли брак в работе?

Анализ образца.

Разбор допущенных ошибок.

VI Подведение итогов.

Оценка работы.

Г(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат YIII вида №3

Открытый урок

по предмету УТП «ШВЕЙНОЕ ДЕЛО» на тему: «Практическое повторение. Изготовление фартука с нагрудником с пооперационным разделением труда»,

проведённый в 11 «А» классе.

Учитель: Дейнекина И.А.

14.02.2009

Тема: Практическое повторение. Изготовление фартука с нагрудником с пооперационным разделением труда

Цели:

    Продолжить знакомство с организацией работы швёйного цеха фабрики.

Закрепление знаний и умений при изготовлении фартука с нагрудником.

    Развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составлении целого как способ развития логического мышления.

    Воспитание мотивации к учению через самооценку, самостоятельности и чувства ответственности за порученную работу перед коллективом, умение трудиться в коллективе.

Дидактический материал:

Наглядные пособия, образец изделия, инструкционно – технологическая карта, пооперационно- технологические карты с образцами, карточки.

Инструменты и принадлежности:

Швейные машины, ножницы, нитки, ткань, детали кроя, полуфабрикаты – задел.

Ход работы:

I Оргмомент

    Контроль посещаемости.

    Проверка спецодежды и готовности к уроку

II Повторение

1.Карточка №1.

Задание. Подпишите название деталей кроя фартука с нагрудником.

Самооценка.

2.Карточка№2

Задание. Восстановить последовательность изготовления фартука с нагрудником. Самооценка.

3.Какие существуют виды работ? Самооценка.

4. Вспомним, какие операции вы выполняли при изготовлении фартука?

5. Вспомним терминологию машинных, ручных и утюжильных и соответствие их конкретной операции.

6. Какие швы применяли при пошиве фартука?

Выбрать из представленных швов. Самооценка.

7.Дайте отчёт о предстоящей работе поузловой обработки фартука с нагрудником.

IV Практическая работа

Вводный инструктаж .

    ТБ при работе конкретной операции.

    Организация рабочего места.

    Какие неполадки могут возникнуть в результате работы на швейной машине?

Задание:

С помощью инструкционно - технологической карты выполнить конкретную операцию.

Текущий инструктаж.

Особое внимание уделить расположению контрольного знака.

Самоконтроль.

Заключительный инструктаж.

    Доклад бригадира о качестве и количестве сделанного.

    Был ли брак в работе?

V Анализ выполненной работы.

Анализ образца.

Сравнение, разбор допущенных ошибок.

VI Подведение итогов. Оценка.

Поточное производство — наиболее прогрессивный метод организации производства, характерный для промышленных швейных предприятий. Основные характеристики поточного производства:

  • разделение труда между исполнителями;
  • разделение процесса на несложные операции, равные или кратные по времени;
  • закрепление каждой технологической операции за определенным рабочим местом;
  • значительное повышение производительности труда за счет специализации рабочих мест, многократной повторяемости выполн
  • соблюдение специализации потоков, секций, групп и рабочих мест;
  • улучшение качества продукции благодаря специализации рабочих;
  • рабочие места и оборудование размещают в технологической последовательности обработки изделия;
  • непрерывное изготовление изделия — последовательная передача полуфабрикатов с операции на операцию немедленно после их выполнения;
  • сокращение длительности производственного цикла (время пребывания швейного изделия в цехе от момента подачи его в крое до сдачи на склад готовой продукции) за счет повышения производительности труда и ритмичности работы;
  • рациональное использование оборудования ввиду его полной загрузки;
  • благоприятные условия для комплексной механизации и автоматизации производства.

При организации поточного производства руководство швейного предприятия решает следующие важные вопросы:

  • бесперебойное снабжение потока кроем, полуфабрикатами, фурнитурой, вспомогательными материалами;
  • смена ассортимента и моделей требует значительной перестройки всего производственного процесса;
  • безаварийное снабжение рабочих мест электроэнергией, паром, налаженная работа оборудования;
  • усиление контроля за своевременностью отшива полуфабрикатов.

В зависимости от количества подаваемых на рабочие места деталей кроя и полуфабрикатов различают потоки с поштучным, пачковым и комбинированным (поштучно-пачковым) питанием.

При поштучном питании на рабочие места подают по одному полуфабрикату. Такой способ питания применяют в конвейерных потоках со строгим ритмом.

Пачковое питание используют в потоках со свободным ритмом. Размер пачки зависит от вида изделия и стадии его готовности. Величина пачки должна быть такой, чтобы не появлялась монотонность в работе. Время обработки одной пачки не должно превышать 30 мин. В таблице 1 приведены типовые размеры пачек. Для эффективной работы пачку не разбирают, а обрабатывают с зажатыми с одной стороны деталями, или цепочкой, не отрезая нитки.

Таблица 1. Типовые размеры пачек

Вид материала

Величина пачки по группам обработки, ед.

заготовка

монтаж

отделка

Плательные шерстяные ткани

Хлопчатобумажные ткани типа ситца

Ткани типа фланели

Шелковые ткани

Потоки бывают сквозные и секционные — с выделением секций заготовки, монтажа, отделки. Обычно в потоках организуют заготовительную, монтажную и отделочную секции. Не исключена и другая организация пошива: два монтажа, общая отделка на несколько потоков.

Преимущества секционных потоков перед несекционными:

  • повышение качества продукции и производительности труда за счет специализации рабочих мест;
  • обеспечение бесперебойной работы потока при переходе на новые модели за счет межсекционных запасов;
  • в потоках большой мощности возможен различный ритм работы по секциям;
  • чтобы избежать операций с повышенной кратностью, в монтажной секции выделяют два-три параллельных однотипных потока с суммарной мощностью, равной мощности заготовительной секции.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА, КОНТРОЛЯ И ОПЕРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ ШВЕЙНОГО ЦЕХА

За организацию производства, прием-передачу, выдачу работникам заданий отвечают руководитель цеха, технологи, технический директор (главный инженер). На финансово-экономическую службу возлагают:

  • обеспечение документального фиксирования и отражения в учете движения кроя, фурнитуры, готовой продукции;
  • контроль объемов выполненных работ и начисление работникам сдельной зарплаты;
  • планирование, оперативное диспетчирование пошива изделий, регулирование производственного процесса для выхода на нормы производственной программы;
  • контроль показателей сдачи готовой продукции.

Учитывая обозначенную специфику, рассмотрим учетно-контрольные аспекты организации швейного производства , а также ситуации, которые требуют оперативного регулирования (поточное производство с пачковым запуском кроя).

Шаг 1. На запланированные к пошиву изделия от технологов затребуют нормативы. Это Конфекционная карта, Спецификация деталей кроя, Технологический процесс. Они нужны для планирования производственной программы.

Шаг 2. Составляют и выверяют Производственную программу . При необходимости программу корректируют с учетом ее выполнения в предыдущем месяце, поступления новых заказов, аварийной поломки оборудования и других факторов.

Ассортимент швейных изделий часто меняется. Применяют последовательно-ассортиментный или последовательно-цикличный запуск моделей. По мере запуска и выполнения работ отмечают факт в Производственной программе.

При расхождении сроков принимают оперативные меры. Выше показано положение дел в производстве на 12.07.2018. Видно, что блузы «Манго» сдали на склад готовой продукции с опозданием — фактически 08.07 (согласно плану их должны были сдать 05.07). Также на три дня позже начали пошив блуз «Вишня». Расхождений можно избежать, если контролировать поступление кроя в швейный цех.

Шаг 3. Контролируют поступление кроя из раскройного цеха в швейный согласно производственной программе.

Передачу кроя швейным цехам, учет кроя в процессе пошива и отделки, а также передачу готовых изделий на склад организуют по Маршрутным листам . Маршрутный лист выписывают в раскройном цехе на основании Карты раскроя . На крой по одной карте раскроя может выписываться несколько маршрутных листов. Количество изделий, на которое выписывают маршрутный лист, зависит от вида ассортимента и особенностей производства. Маршрутный лист сопровождает пачку кроя всех деталей из основной ткани, подкладки и приклада изделий одного размеророста.

В маршрутный лист вносят следующие данные:

  • номер цеха, смены и бригады, для которых предназначен крой;
  • номер карты раскроя и номер раскладки, по которым выполнен раскрой ткани;
  • код изделия, номер модели и заказа;
  • размерные признаки;
  • количество единиц изделий и их номера;
  • характеристику ткани, процент содержания волокон;
  • номер цвета и др.

Представим Маршрутный лист на блузу «Цитрус» в количестве 26 шт., пошив которой предусмотрен на втором потоке.

Первый раздел маршрутного листа заполняют в раскройном цехе и используют для оформления передачи кроя в швейный цех. Приемщик принимает крой согласно маршрутным листам, путевке возчика и конфекционной карте.

Второй раздел заполняют в швейном цехе при сдаче на склад законченной партии готовой продукции. Заведующий складом расписывается во втором разделе маршрутного листа о получении. При обнаружении изделий с текстильными или производственными пороками заполняют строку «Списывается с маршрутного листа по акту-накладной №___», указывают дату и количество изделий.

Маршрутный лист выписывают в трех экземплярах. Количество экземпляров маршрутных листов соответствует количеству технологических переходов. На каждом из них остается один экземпляр с подписями, подтверждающими сдачу полуфабрикатов или изделий.

Первый экземпляр маршрутного листа оставляют в раскройном цехе для учета выдачи кроя в швейный цех, второй — в швейном цехе для отчета за полученный крой швейных изделий. Третий экземпляр после оприходования готовой продукции на складе передают сначала в плановый отдел для учета выполнения производственной программы, а затем в бухгалтерию для учета сдачи готовых изделий. Сдачу маршрутных листов в плановый отдел и бухгалтерию организуют по Сопроводительным реестрам .

В швейном цехе все поступившие Маршрутные листы вносят в Накопительную ведомость учета кроя в швейных цехах . Ведомость ведут по наименованиям, шифрам и моделям изделий. При необходимости экономист по планированию или бухгалтер сверяют учетные данные с записями в накопительной ведомости.

Шаг 4. Оперативно направляют запросы в швейный цех.

В производстве важно обеспечить ритмичную работу всех подразделений, равномерную их загрузку и выполнение программы. Координацию работ по обеспечению ритмичности производства выполняет плановый отдел или диспетчерская служба. Информацию о поступлении кроя в швейный цех плановикам передают в форме Сводок , которые формируют из сведений накопительных ведомостей учета кроя.

Руководство швейного цеха предоставляет сводку в плановую службу. По cводкам определяют, как выдерживаются сроки производственной программы и объем загрузки рабочих. Из Сводки на 05.07.2018 видно, что в швейный цех поступили комплекты кроя на блузы «Коралл», начало работ по пошиву которых запланировано на 05.07.2018 в производственной программе.

Шаг 5. Контролируют движение пачек кроя по рабочим местам и ведут учет объемов выполненных работ.

Для сопровождения пачек кроя по рабочим местам и учета выработки рабочих в швейных цехах применяют ведомости учета выработки рабочих, привязанные к маршрутным листам. Ведомости выписывают в раскройном цехе по реквизитам маршрутных листов в одном экземпляре. Комплектовщица кроя заполняет все реквизиты ведомости:

  • номера маршрутных листов;
  • номер модели;
  • размеры и порядковые номера изделий;
  • количество единиц изделий.

Ведомости учета выработки вместе с кроем поступают в швейный цех. Приемщица кроя проверяет правильность заполнения ведомостей и количество изделий, складывает пачки на стеллажи по группам обработки, вкладывая в каждую пачку деталей ведомость соответствующей группы.

Подборщик кроя доставляет пачки кроя вместе с ведомостями на рабочие места. Рабочий, обработав пачку кроя, проставляет под номером своей операции табельный номер, указывает количество обработанных изделий и дату.

Мастер проверяет правильность заполнения ведомостей, подбирает ведомости по порядку маршрутных листов и передает их в бухгалтерию для расчета заработной платы.

Рассмотрим Ведомость учета выработки рабочих № 14/3 от 05.07.2018 , которая относится к Маршрутному листу № 14. В зависимости от срочности работ, количества изделий в пачке и квалификации рабочих одну пачку могут брать в работу два и более рабочих. Тогда каждый рабочий напротив своей закрепленной операции указывает выполненное количество (операции 33 и 35).

О закреплении операции рабочих уведомляют заранее при запуске и выстраивании потока на новую модель (номер операции, содержание работ, норма времени, сдельная расценка, закрепленное оборудование, требуемая оснастка). Операции, как правило, типовые, а ряд изделий отличается цветом и фурнитурой. В таких случаях в ведомостях не пишут полное содержание операций, указывают только номер. Это упрощает заполнение ведомостей рабочими.

Ведомости важны не только для начисления сдельной зарплаты. Ведомость учета выработки поступит в экономическую службу только после завершения по пачке последней операции (часто это упаковка продукции). Оценить уровень незавершенного производства, движение кроя, процент готовности заказа в производстве поможет оперативная Сводка о незавершенном производстве от мастера швейного цеха. При необходимости в Сводке указывают номера пачек, маршрутных листов. Сводку мастер формирует на основании ведомостей и фактического просчета пачек по рабочим местам.

Рассмотрим несколько производственных ситуаций на основе Сводки от 11.07.2018 .

Производственная ситуация № 1

Необходимо выяснить, сможет ли цех в срок сдать на склад блузы «Цитрус».

  • сколько продукции находится на каждой операции техпроцесса (информацию берут из Сводки от 11.07.2018);
  • нормы времени на выполнение каждой операции (по техпроцессу, см. Шаг 1);
  • численность бригады/смены. Оптимально уточнить «живую» численность у мастера, а не опираться на штатную, так как рабочие могут уйти в отпуск, на больничный.

Расчет начинают с табл. 2.

Таблица 2. Оценка уровня незавершенного производства по блузе «Цитрус»

№ операции по техпроцессу

Количество изделий в НЗП

Объем работ до готовности на единицу продукции, н/ч

Необходимый фонд рабочего времени на объем, н/ч

4 = [ 2 ] × [ 3 ]

Итого

Аналогичные расчеты выполняют по всем моделям, которые находятся в запуске. Необходимый фонд рабочего времени для завершения работ составляет: блузы «Коралл» — 250 ч, блузы «Вишня» — 963 ч.

Согласно производственной программе на 15.07 запланирована завершающая сдача блуз «Цитрус», а на 13.07 — блуз «Коралл». Это две первоочередные задачи, которые нужно выполнить. Одновременно в работе остается блуза «Вишня» (ее сдача запланирована на более поздний срок, в данном расчете эту модель не учитываем). Необходимый фонд рабочего времени составляет 738,2 ч (488,2 + 250).

Поток № 2 швейного цеха работает в две смены, в каждой смене по 12 работников. Режим — пятидневка. Значит, осталось три рабочих дня (11, 12 и 13 июля). Фонд времени составит 576 ч (12 × 2 × 3 × 8). Времени недостаточно . Если организовать выход в выходной день (суббота, 14 июля), то располагаемый фонд времени увеличится до 768 ч (12 × 2 × 4 × 8). Разница между необходимым и располагаемым фондом незначительная — 29,8 ч (768 - 738,2). Рабочие в простое не окажутся, после выполнения операции по двум срочным моделям вернутся к пошиву блуз «Вишня».

Вывод по расчетам: для сдачи в срок блуз «Цитрус» и «Коралл» необходимо:

  • организовать выход рабочих в выходной день (действовать согласно трудовому законодательству);
  • отложить пошив блуз «Вишня», которые также идут в запуске, и прогнать в первую очередь блузы «Цитрус» и «Коралл».

Важная деталь: ситуация рассматривалась упрощенно, без учета других факторов.

Производственная ситуация № 2

На одной из операций находится большое количество пачек, поэтому есть угроза срыва сроков сдачи продукции. Узкое место — операция № 34 (15 пачек, 370 шт.). Пропускная способность рабочего места — 50 шт. в смену, или 100 шт. в сутки. В уже оговоренные три рабочих дня (до 15.07) выход с операции составит 300 шт., а еще нужно учитывать блузу «Коралл», срок сдачи которой 13.07.

Принимают следующие меры для решения ситуации:

  • организуют дополнительного рабочего на операцию № 34;
  • передают часть пачек для выполнения операции № 34 на поток № 1 (при условии, что такое организационное решение не нарушит работу еще одного потока).

Шаг 6. Организуют выписку и контроль расходования фурнитуры.

Выдачу фурнитуры швейным цехам организуют по Заборной карте на количество полученного цехом кроя по установленным нормам расхода. Заборную карту на каждую модель в двух экземплярах выписывает плановый отдел на основании норм расхода. Один экземпляр — складу, второй — швейному цеху.

При выдаче фурнитуры производят запись в обоих экземплярах заборных карт. Прием-передачу материальных ценностей подтверждают подписями представителей цеха-получателя и склада. Дополнительная выдача или замена фурнитуры производится с письменного разрешения технического директора компании по требованиям-накладным .

Заборные карты закрывают в конце отчетного периода (декады, месяца) и передают в бухгалтерию для проверки и учета фурнитуры. В заборной карте должны быть указаны:

  • цех-получатель;
  • дата выписки и номер заборной карты;
  • цифровое значение лимита, на какое количество продукции рассчитан лимит;
  • подробная информация о продукции.

Максимальное количество фурнитуры, которое может быть отпущено со склада, указывают в графе «Лимит». Документ подписывают руководитель подразделения, которое устанавливает лимит, и материально ответственные лица подразделений цеха-получателя и склада. По окончании месяца подводят итог отпуска фурнитуры. Подсчитывают общее количество выданных материальных ценностей и вычитают из них возвраты.

Рассмотрим Заборную карту на получение фурнитуры № 83 от 01.07.2018 .

Заборная карта № 83 выписана из расчета на 800 единиц готовой продукции. Лимиты указаны с учетом процента технологических потерь. Например, этикетка брендовая — 820 шт. Отклонение от лимита допускается только в меньшую сторону. Ленту отделочную передали в количестве 365 м вместо 370, так как это был остаток рулона.

Для учета и контроля фурнитуры ведут . На основании Заборной карты № 83 получение цехом материальных ценностей отражено в графах 7 и 8, возврат на склад — в графах 21 и 22.

В графе «Списание затрат на себестоимость готовой продукции» отражены фурнитура и материалы, включенные в себестоимость выпущенной продукции. В графах 15 и 17 проверяют выдерживание норм.

В материальном балансе отражают все виды движения, которые могут иметь место в условиях швейного цеха. Это может быть передача между потоками для ускорения сдачи модели (графы 9, 10, 21, 22), излишки и недостачи по инвентаризации (графы 11, 12, 19, 20).

ООО «Аршин»

Материальный производственный баланс по фурнитуре

За период: 01.07-31.07.2018

Изделие: Блуза «Манго» 12-183

Подразделение: Швейный цех/Поток № 2

Объект учета

Остаток на начало периода

Приход

Расход

Остаток на конец периода

наименование

ед. изм.

артикул

цена, руб.

получено со склада

получено от другого цеха/потока

взяты в учет излишки по инвентаризации

итого

списание затрат на себестоимость готовой продукции

акт списания/брак/дефекты

Списана недостача по инвентаризации

Возврат на склад/передача в другой цех/поток

Итого

количество

сумма, руб.

количество

сумма, руб.

количество

сумма, руб.

количество

сумма, руб.

количество

сумма, руб.

количество

сумма, руб.

количество

сумма, руб.

количество

сумма, руб.

количество

сумма, руб.

количество

сумма, руб.

количество

сумма, руб.

Этикетка брендовая

Лента отделочная

Застежка-молния

Застежка-молния

Тремпель

Нитки «Манго»

Пакет упаковочный

Итого

Начальник ПЭО Суворова Е. С. Суворова

Контроль материального баланса позволит предпринять следующие оперативные меры реагирования:

  • организовать пересмотр норм. Например, на указанные 800 шт. блуз «Манго» ленту отделочную списали на себестоимость меньше нормы (336 м). По результатам инвентаризации выявили и взяли в учет излишки. Такие факты говорят о завышенных нормах и необходимости срочно их проверить;
  • организуют работу с материальными остатками после завершения пошива всей запланированной партии. Например, нитки и ленту отделочную сдают на склад, так как их цвет не подходит для другой выпускаемой продукции. Пакеты и этикетки перенаправляют на продукцию, пошив которой ведут (блуза «Вишня»);
  • организуют работу по повышению сохранности материальных ценностей. За отчетный период провели списание застежки-молнии и тремпеля из-за наличия дефектов. Проверяют организацию работы на рабочих местах, предусматривают дополнительные тележки и стеллажи для фурнитуры, готовой продукции. Следует обратить внимание и на существенную недостачу: застежка-молния — 60 шт. Важно исключить хищения, пошив неучтенной продукции.

Шаг 7. Контролируют сдачу готовой продукции, соответствие объемов запуска и выпуска.

Как уже обозначено в Шаге 3, сдачу готовой продукции на склад ведут по второму разделу маршрутного листа. По маршрутным листам для контроля объемов выпуска целесообразно организовать . По маршрутным листам указывают количество продукции, которую запланировано получить из комплектов кроя (графа 5), и количество фактически сданных на склад изделий (графа 9).

В отдельных случаях брак продукции может быть выявлен уже на складе. Тогда готовую продукцию возвращают в цех на доработку. Сдачу на склад исправленной продукции отражают в учете дважды (графы 7 и 9). Чистая сдача на склад, то есть сдача за минусом возвратов на исправления брака, отражается в графе 10.

По отдельным моделям окончательного брака не избежать (например, в изделиях из шелка). Брак отражают в графе 11. В отчетном месяце по модели «Цитрус» списали 24 шт. Как правило, при составлении производственной программы учитывают вероятный неисправимый брак и организуют запуск в большем количество, чем нужно передать заказчику.

При организации производства и запуске изделий даже опытным технологам и экономистам не всегда удается предусмотреть все производственные факторы. Для оперативной корректировки объемов работ, соблюдения сроков сдачи при отставании от плана часть работы передают от одного потока (цеха, бригады, филиала) на другой. Такое движение кроя в производственном балансе вносят в графу 6. По блузе «Цитрус» в июле получен крой от потока № 1 в количестве 270 ед.

Сравнивают сдачу на склад (графа 10) с программой выпуска (Шаг 1). По блузам «Манго» и «Коралл» отклонений нет, программа выполнена. Блуза «Цитрус »: план — 1700 ед., на склад сдали 1650 ед. Выясняют и устраняют причину. Могла быть ошибка в документах на 50 единиц.

Блуза «Вишня »: существенное нарушение программы в 600 ед. При плане 2000 ед. на склад сдали 1400 ед. Оценивают процент готовности и определяют, сколько нужно рабочих дней для вхождения в план (см. Шаг 5). Принимают меры, корректируют производственную программу августа с учетом недовыполнения в июле.

ООО «Аршин»

Производственный баланс по объекту учета — крой/готовая продукция

За период: 01.07-31.07.2018

Подразделение: швейный цех

Изделие

Ед. изм.

Расчетный остаток готовой продукции в запуске на начало периода

Приход

Расход

Расчетный остаток готовой продукции в запуске на конец периода

Получены комплекты кроя на расчетное количество изделий

Возврат готовой продукции со склада в цех

Итого приход

Готовая продукция сдана на склад

В том числе готовая продукция с учетом исправлений

Готовая продукция списана/брак

Итого расход

наименование

шифр

от раскройного цеха

от цеха/потока

Блуза «Манго» 12-183

Блуза «Цитрус» 12-184

Блуза «Вишня» 12-185

Блуза «Коралл» 12-186

Итого

Начальник ПЭО Суворова Е. С. Суворова

Типовые причины невыполнения производственной программы в швейных цехах:

  • не отлажен технологический процесс;
  • некорректное нормирование, невыполнимый план;
  • устаревшее оборудование, когда есть узкое место в виде одной машины на весь поток, и малейшее замедление в этом месте приводит к срыву сроков;
  • недопоставки фурнитуры;
  • отсутствие уполномоченного по принятию от заказчика (при пошиве на условиях контрактного производства);
  • отсутствие рабочих по причине больничных листов;
  • нехватка квалифицированных рабочих, неукомплектованность кадрового состава (часто из-за низкой зарплаты и высоких требований к качеству пошива и объемам выработки).

В производственном балансе контроль ведут укрупненно — по моделям. На практике всегда нужно учитывать много факторов. Для недопущения просрочек организуют контроль пошива по пачкам.

В Карточку учета пачек вносят данные о количестве пачек, поступивших в швейный цех. С учетом длительности производственного цикла рассчитывают дату сдачи на склад. По фактической сдаче продукции на склад также делают отметку в карточке.

ООО «Аршин»

Из Карточки № 7 видно, что в срок сдали только пачку № 21, остальные сдают с отставанием. Оценивают, насколько критично нарушение сроков.

Пачка № 27 на склад не сдана, при этом пачки, которые поступили в цех позже, уже отшиты. Выясняют, на какой операции находится проблемная пачка, принимают меры по ускорению работ.

Часто сдачу задерживают из-за допущенного брака, неправильной расстановки приоритетов, бесконтрольности со стороны мастера. Если причина в браке, то оперативно организуют подкрой нужного количества деталей, используя для этого Акт на подкрой забракованных деталей.

Чтобы исключить нарушения сроков пошива, оптимизировать производственный цикл и повысить согласованность производительности рабочих потока, принимают следующие меры:

  • изменяют продолжительность операции за счет передачи ее части предыдущей или последующей операциям;
  • используют параллельное включение рабочих мест, вводят дополнительные рабочие места для операции;
  • производят замену оборудования, улучшают организацию труда на операции для сокращения ее времени;
  • распределяют рабочих по рабочим местам в соответствии с требованиями к производительности и индивидуальной приспособленности рабочего;
  • за каждой операцией закрепляют конкретное рабочее место, но не рабочего (рабочие могут выполнять в потоке любую работу);
  • выработку учитывают по отрывным купонам, прилагаемым к пачке деталей;
  • на каждом рабочем месте создают оптимальные условия для эффективной работы, предусматривают рациональную оргтехоснастку (бобинодержатели), плоскости для наращивания крышки промышленного стола и т. д.;
  • при комплектовании операций важную организационную роль отводят мастерам цеха, которые должны оперативно регулировать ситуацию с учетом многочисленных факторов; вводят показатели эффективности для мастера;
  • для оперативного отражения производственных данных в учете организуют автоматизированное рабочее место мастера и диспетчера, применяют штрих-кодирование в маршрутных листах.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

  1. Достоверный, полный и оперативный производственный учет — необходимая часть всей организационной работы от запуска до выпуска продукции. В швейном цехе нужно контролировать сроки и объемы сдачи продукции, не допускать узких мест, правильно реагировать на отклонения.
  2. Постановка производственного учета требует профессионализма. Важно выполнять три главных правила:
  • обеспечивают порядок на производстве — наличие техпроцесса, нумерация мест хранения, упорядоченное размещение пачек, исполнительность мастеров, исключение хищений и т. д.;
  • вырабатывают требования и отлаживают первичный документооборот (маршрутные листы, ведомости выработки, заборные карты);
  • на основе «первички» формируют группировочные документы, материальные балансы, тематические сводки, проводят анализ показателей.

Эти правила справедливы для любой формы организации учета — ручной, в Excel или программе отраслевого учета с широким функционалом.

О. С. Полякова, эксперт

Тема: «Пошив наволочки с пооперационным разделением труда».

Цели: - ознакомить учащихся с пооперационным разделением труда, приемами выполнения пошива;

Учить составлять план работы и работать по нему, сравнивать скорость и качество пошива с индивидуальным и пооперационным выполнением пошива изделия;

Развивать умение слушать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать,

Корригировать и развивать зрительную и слуховую память, связную речь;

Формировать и развивать сознательное отношение и интерес к учебе, труду;

Воспитывать усидчивость, аккуратность, организованность, трудолюбие, дисциплинированность, уверенность в своих действиях.

Оборудование: план пошива наволочки, детали кроя, коллекция тканей, словарная работа, иглы, ножницы, утюг, швейные машины, спецодежда, магнитофон и карточки для выполнения физминутки.

Ход урока .

I Организационный момент .

1. Психологический настрой на работу в классе. Взаимоприветствие.

Прозвенел долгожданный звонок!

Начинать пора урок!

Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поэтому мы должны с вами продемонстрировать свои знания и умения, мастерство и организованность. Давайте сделаем наш урок ярким и запоминающимся.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Дежурный, класс готов к уроку?

II Повторение пройденного материала.

1. Вопросы для повторения.

- Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы работали на прошлом уроке.

(тема прошлого урока «Наволочка с клапаном»).

- Какие виды изделий относятся к постельному белью?

(к постельному белью относятся простыни, пододеяльники, наволочки)

- Какие ткани идут на пошив наволочки? Покажите на образцах .

(для пошива применяют хлопчатобумажные: ситец, бязь, сатин)

- Какие свойства имеют хлопчатобумажные ткани?

(хлопчатобумажные ткани легкие, прочные, впитывают влагу, быстро сохнут, переносят мыльные растворы и высокую температуру при утюжке и кипячении)

- Какие размеры бывают у наволочек и от чего они зависят ?

(размер наволочки зависит от размера подушки, размеры могут быть: 60 X60, 65 X65, 70 X70, 75 X75)

- Какие швы применяют при пошиве наволочки?

(при пошиве применяют шов в подгибку с закрытым срезом, им обрабатывают поперечные срезы, и двойной шов при обработке боковых сторон)

- Из скольки деталей состоит наволочка?

(наволочка состоит из 1 детали: наволочки с клапаном, длина клапана не менее 25 см.)

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с повторением пройденного материала.

2. Анализ проверки домашнего задания.

III Сообщение темы и целей урока .

Тема нашего урока «Пошив наволочки с пооперационным разделением труда».

Мы с вами уже выполняли пошив наволочки индивидуально, а сегодня мы выполним пошив с пооперационным разделением труда, научимся планировать свою работу, разделять пошив на операции, сравнивать способы пошива.

IV Изучение нового материала.

1. Объяснение материала учителем .

Многие из вас, закончив школу, могут пойти учиться на швею, а работая на фабрике швейной промышленности, пошив выполняют пооперационно. Что же такое пооперационное разделение труда?

На швейной фабрике одежду изготавливают по непрерывно- поточному способу. Весь пошив разбит на большое количество мелких операций, следующих одна за другой. Каждую операцию выполняет один человек, вшивая свой рабочий номер. Перемещение полуфабрикатов производит конвейер- это движущаяся лента. К концу потока пошив изделия заканчивается. В конце конвейера- рабочее место контролёра ОТК (отдела технического контроля). Контролёр проверяет качество изделия и если находит брак, то по рабочему номеру швеи приносит изделие на исправление брака.

2. Работа с планом пошива. Коллективная беседа.

Как же нам разбить пошив на мелкие операции?

Давайте вспомним, с чего мы начинаем пошив наволочки?

(ответы учащихся: работу начинаем с обработки поперечных срезов швом в подгибку с закрытым срезом).

Верно, это и есть первая операция.

(отметить длину клапана, заложить его и заколоть булавками).

Это второй этап операции.

Назовите следующий этап работы.

(вывернуть изделие и проверить качество)

Правильно, это четвертый этап. Что далее?

(провести влажно-тепловую обработку и сложить по стандарту)

Молодцы, это пятая операция.

3. Вывод.

Работая с пооперационным разделением труда, у швеи вырабатывается скорость до автоматизма, поэтому увеличивается производительность труда, качество, и соответственно, зарплата швеи.

4. Словарная работа.

Ребята, работая, мы встретили новые слова:

Пооперационное разделение труда- пошив изделия разбит на мелкие операции.

Полуфабрикат- несшитое до конца изделие.

Конвейер- лента, которая передвигает изделие.

Брак- некачественно выполненная работа.

Контролер ОТК- человек, который отвечает за качество изделия.

Проговаривание, объяснение смысла слов и запись их в тетрадь.

V Закрепление материала .

1. Работа по вопросам.

Ребята, давайте вспомним, что такое пооперационное разделение труда?

(пооперационное разделение труда- это когда пошив разбит на множество мелких операций).

Почему швея должна шить быстро и качественно?

(швея должна шить быстро и качественно, потому что от её работы зависит работа остальных)

Кто следит за качеством пошива?

(за качеством следит контролер ОТК. Он по рабочему номеру швеи определяет брак, если он есть, делает возврат изделия для устранения брака)

Подумайте, когда можно исправить брак?

(брак можно исправить в свободное время или когда следующий работник снабжен работой)

2. Игровое задание «Самый быстрый и умелый».

Ребята, сейчас я предлагаю немножко поиграть. Задание называется «Самый быстрый и умелый». Я вызову 2 человека. Их задачей будет- быстро и правильно расположить последовательность этапов операции.

Приступаем. А остальные внимательно следят и в конце исправляют ошибки, если таковые будут.

3. Физминутка.

VI Практическая работа.

1. Повторение правил безопасной работы.

Ребята, я сейчас буду загадывать загадки, а вы, отгадав, расскажите о правилах безопасной работы с этим инструментом.

Наша матушка – игла

Строчку по полю вела.

Строчка в строчку, строчка в строчку-

Будет платье вашей дочке.

(швейная машина)

Весь мир обшивает,

Что сошьёт- не надевает.

(игла)

То взад, то вперед

Ходит- бродит пароход.

Остановишь-горе!

Продырявит море!

(утюг)

Два кольца, два конца,

Посередине- гвоздик.

( ножницы)

2. Распределение операций среди учащихся.

3. Одеть рабочую форму.

Выполнение практической работы под контролем учителя.

4 . Анализ практической деятельности.

VII Домашнее задание.

Повторить план пошива наволочки.

VIII Итог урока.

Какую тему мы изучили?

(мы изучили пооперационный пошив наволочки с клапаном)

В чем преимущество этого пошива перед индивидуальным?

(при пооперационном пошиве развивается скорость, улучшается качество изделия, повышается норма выработки)

Как понять выражение «сложить отутюженное изделие по стандарту»?

(это значит сложить правильно: соединив долевые срезы и сложить втрое, чтобы изделие имело товарный вид)

Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал, плодотворно потрудились.

Оценивание работ учащихся.

Спасибо за внимание. Всего доброго.