Мероприятия ко дню снятия блокады в библиотеке. В помощь библиотекарю

Тема: «Блокада. 900 дней из жизни ленинградцев».

(Посвящается 70-летию снятия блокады Ленинграда).

Цель: формирование гражданско-нравственной позиции учащихся среднего и старшего звена в отношении великих событий истории Отечества.

Задачи:

    Познакомить с хронологией данного периода, важнейшими событиями. Раскрыть понятия: блокада, осада, Военный Совет, Совет Обороны, продовольственные карточки, «дорога жизни», операция «Искра» - частичный прорыв блокады. Особое внимание уделить страницам жизни в осаждённом городе: ежедневные налёты и артобстрелы, голод, положение детей и подростков, поведение населения.

    Развивать навыки устной повествовательной речи учащихся, умение ясно и чётко излагать суть главнейших событий, формировать картографические навыки. Учить, на основании изложенного материала высказывать суждения, делать выводы, излагать умозаключения.

    На примере поведения ленинградцев в период блокады показать мужество и стойкость, проявляющихся повседневно. Подвести учащихся к пониманию, что подвиг ленинградцев заключается в их умении остаться людьми в нечеловеческих условиях жизни. Помочь прийти к выводу, что урок, преподнесённый жителями осажденного Ленинграда, заключается в том, что в жизни главной ценностью является сила духа, помогающая выстоять в труднейшие периоды жизни («ни хлебом единым жив человек»).

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция с использованием презентации.

Методы: словесный, наглядный.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Содержание мероприятия:

Вступительное слово учителя: В этом году исполнилось 69 лет со дня начала одного из самых важных событий в истории нашей страны 20-го века – Великой Отечественной войны. Мы не станем перечислять все ее события. Сегодня мы остановимся лишь на одном. Он длился с 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года – 900 дней и вошел в историю под названием «Блокада». Мы посвятим наш урок памяти ленинградцев живших, работающих, воевавших в эти трудные дни в осажденном городе.

Презентация (слайд 1)

К 1941 году нацистская Германия захватила всю Европу, не понеся значительных потерь, и вышла к границам Советского Союза.

Презентация (слайд 2)

Но фюрер Германии Адольф Гитлер мечтал о несравнимо большей победе – жизненное пространство на Востоке, полученное в результате разгрома Советского Союза. План Барбаросса предполагал завершение войны до наступления холодов и выход на линию Астрахань-Волга-Архангельск. Городу на Неве предстояло быть захваченным к 21 июля 1941 года. Предполагалось, что Ленинград перестанет существовать, впрочем, как Москва, Сталинград, так и другие величественные города Советского Союза.

Презентация (слайд 3).

Презентация (слайд 4). Демонстрация карты нашествия.

Германские войска наступали тремя группами армий: север, центр, юг. На Ленинградском направлении действовала северная группа войск под командованием генерала-фельдмаршала фон Лееба общей численностью 500 тысяч человек. Леебу поручалось уничтожить части советской армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление через Двинск, Псков, Лугу, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. 22 июня враг обрушился на части прикрытия Советских армий.

Удар был мощный и неожиданный. Вскоре наши войсковые соединения потеряли связь со штабами своих армий. С первого дня войны Прибалтийский военный округ был преобразован в северо-западный фронт. По количеству войск его силы были меньше, немцы имели значительный перевес в танках, авиации, автоматах. Но главное преимущество врага состояло в том, что он имел возможность наносить удары по частям, разбросанным вдоль границы. Резервы подходили только на пятые-седьмые сутки с начала войны. Действия Советских войск осложнялись и тем, что дороги оказались, забиты огромными людскими толпами. Строители укрепленной полосы и беженцы из приграничных районов передвигались вглубь страны, преграждая путь к войсковым соединениям.

Через несколько дней, захватив Прибалтику, войска Лееба вторглись в РСФСР. С севера на Ленинград через Карельский перешеек наступали финские войска. 10 июля танковые соединения противника прорвали фронт у Пскова, и широким потоком двинулись к Луге. До Ленинграда оставалось 200 километров. Кольцо окружения сжималось.

Презентация (слайд 5) Бойцы прикрывают отход.

Анатолий Чивилихин

Мы прикрываем отход

Отход прикрывает четвёртая рота.

Над Волховом тусклое солнце встаёт.

Немецкая нас прижимает пехота.

Мы смертники. Мы прикрываем отход.

Браток! Вон камней развороченных груда –

Туда доползи, прихвати пулемёт.

Кто лишний – скорей выметайся отсюда.

Не видишь, что мы прикрываем отход!

Прощайте! Не вам эта выпала доля,

Не всё ж отходить, ведь наступит черёд…

Нам надобно час продержаться, не боле.

Продержимся, - мы прикрываем отход.

Не думай – умру, от своих не отстану.

Вон катер последний концы отдаёт –

Плыви, коль поспеешь, скажи капитану:

Мы все полегли. Мы прикрыли отход.

1941.

Презентация (слайд 6). Эвакуация.

Начинается массовая эвакуация. Покидая свой кров, население надеялось уехать вглубь страны, но дальше Ленинграда эвакуироваться не могло: железные дороги, грунтовые пути захватил неприятель. Беженцы длительное время жили в вагонах, загнанные в тупики железнодорожных узлов, испытывая неудобства и лишения. Они терпеливо ждали, что перерезанные пути вот-вот будут очищены от врага и вагоны последуют дальше. Ожидания не оправдались. В конце июля началась эвакуация и Ленинградцев, в первую очередь детей. Люди плакали, расставаясь с родными. Многим из них так и не удалось встретиться.

Между тем фашисты приближались к городу. 21 августа неприятельские части заняли станцию Чудово и перерезали Октябрьскую железную дорогу.

После упорных боев 30 августа был захвачен железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась перекрыта.

6 сентября немецкие бомбардировщики произвели налет на войска, защищавшие подступы к Шлиссельбургу. Утром 8 сентября фашисты вышли на южный берег Ладожского озера и захватили в истоках Невы город Шлиссельбург.

С севера на Ленинград продолжали наступать финны. Кольцо врага сжалось. Ленинград был блокирован с суши, движение судов по Неве прекратилось.

Со стороны Урицка вражеские войска находились на самом близком расстоянии от Ленинграда. Были захвачены предместья, куда обычно ходили трамваи. Всего 14 – 15 километров отделяли немцев от центра города. Невооруженным глазом фашисты видели окраины Ленинграда, заводские трубы, портальные краны верфей, купол Исаакиевского собора. Города Петродворец и Пушкин были оккупированы.

Презентация (слайд 7). Портреты Ворошилова и Жданова.

Еще в июле из Ставки Верховного Главнокомандования в Ленинград прибыл маршал Ворошилов, командующий северо-западным фронтом. Он и секретарь Ленинградского городского комитета компартии Жданов создают Совет обороны города во время блокады.

Презентация (слайд 8). Смольный.

Военный Совет северо-западного фронта и Совет обороны города располагался в здании Смольного. Отсюда происходило руководство боевыми действиями войск и хозяйственной деятельностью предприятий. Авиация противника многократно совершала сюда налеты, но безуспешно. Еще 21 августа военный совет фронта обратился к жителям Ленинграда с призывом стать на защиту города и ленинградцы тотчас откликнулись.

Презентация (слайд 9). Ополченцы.

Стихотворение А. Ахматовой «Мужество» (аудиозапись).

Презентация (слайд 10). Портрет Жукова.

Враг рвался в город. Положение сложилось критическое. И в сентябре ставка принимает решение о смене главнокомандующего северо-западным фронтом. Им был назначен Г. К. Жуков. К тому времени генерал Жуков имел в своем арсенале победы над японцами на озере Хасан и реке Халхин-Гол. Определив направление ударов врага, он усиливает оборону и готовит контрудар противнику. Для выполнения этой задачи Жуков переводит значительную часть моряков Балтийского флота в сухопутные войска, и ставит их на особо ответственных направлениях «Шварце тоодт» - «черная смерть» - так называли морских пехотинцев фашисты.

Показ слайда 11. Морская пехота.

Презентация (слайд 12). Демонстрация карты «Блокада».

К 29 сентября 41 года линия фронта вокруг Ленинграда представляла собою три огромные дуги, упиравшиеся концами в водное пространство.

Две дуги замыкали город с юга и с севера, образуя большое кольцо площадью 2850 км 2 . Передний край так близко подходил к городу, что фашисты могли подвергать его артиллерийскому обстрелу.

Третья дуга протяженностью 60 километров от юго-западного берега Финского залива до Петергофа охватывала Приморское побережье с южной стороны. Военные части, оборонявшие этот плацдарм, были прижаты к морю. Глубина плацдарма составляла в самом широком месте 26 километров, что крайне осложняло его оборону. Вражеское командование знало как велико значение этой полосы земли для Балтийского флота. Захватив Приморское побережье, артиллерия противника парализовало бы движение наших кораблей между Кронштадтом и Ленинградом. Добиваясь этой цели, фашисты бросили сотни самолетов. Бомбы и снаряды перепахивали землю квадрат за квадратом. То была огненная земля, пропитанная кровью.

Потеряв ударную силу для наступления, враг ослабил атаки.

Гитлер и его штаб признали: Ленинград взять штурмом нельзя. Разгневанный фюрер изложил свои взгляды на события под Ленинградом видным генералам немецкой армии: «Лееб не выполнил поставленную перед ним задачу. Топчется вокруг Ленинграда, а теперь просит дать ему несколько дивизий для штурма города. Но это значит ослабить другие фронты, сорвать наступление на Москву. И будет ли взят Ленинград штурмом, уверенности нет. Этот город нужно уморить голодом, активными действиями перерезать все пути подвоза, чтобы мышь не могла туда проскочить, нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод».

И осада началась. Фашисты вели ее с крайним остервенением и злорадством. «С нашей стороны в этой войне, которая ведется не на жизнь, а на смерть, нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города», - так говорилось в директиве начальника штаба руководства морской войной Германии, находившегося при армейской группе «Север».

4 сентября фашисты произвели первые выстрелы по городу из 240-миллиметровых орудий. Первые разрывы снарядов на улицах были неожиданностью для населения. Все знали, что враг подошел близко, но, чтобы фашисты могли стрелять по городу, как – то не верилось. За первые три дня артиллерийского обстрела было убито 53 и ранен 101 человек. Вскоре неприятель начал интенсивную бомбардировку города с воздуха, сбрасывая сотни зажигательных и фугасных бомб. Начались пожары, пронзительные гудки сирен часто разрезали воздух. Загорелись Бадаевские склады продовольствия.

Презентация (слайд 13).

Пожар на Бадаевских складах. Вой сирены.

Презентация (слайд 14).

Надпись на стене. Звук снарядов.

Бомбы были начинены студенообразным, весьма горючим веществом – напалмом. Этот состав мгновенно воспламенялся, и начиненные им бомбы было нелегко тушить. Фашистская авиация нещадно бомбила жилые дома, и промышленные объекты, госпитали и школы. Бомбежки продолжались подолгу, ленинградцы помногу часов высиживали в бомбоубежище, услышав о начале обстрела, привычно переходили на другую сторону улицы, гасили в домах керосиновые лампы. Но убитых и раненных меньше не становилось. Часто, вернувшись к родному дому после нескольких часов налета, человек находил лишь дымящиеся руины. С дороги, идущей со стороны Ладожского озера, после наступления темноты казалось, что город объят пламенем. Огненные языки разрезали темноту, высоко простираясь к небу. Среди ночи зарево было особенно ярким. Гул пушечной канонады усиливал впечатление от этого страшного зрелища.

Но в ленинградцы не производили ощущения подавленности. Люди находились в готовности ко всяким неожиданностям. У подъездов домов, на крышах несли вахту дежурные группы самозащиты. Очаги пожаров гасились усилиями команд добровольцев. Повсюду царила атмосфера настороженности, здравой оценки чрезвычайного положения, в котором оказался Ленинград.

Показ слайда №15.

Жертвы вражеского обстрела.

Показ слайда № 16.

Разгромлен Петергоф.

Показ слайда №17.

Дети, изувеченные снарядами.

Показ слайда №18. Плакат.

Не отдадим!

С утра не замолкает канонада,

Так день за днем, так много, много дней

Враги хотят на месте Ленинграда

Оставить груды пыли и камней.

Об этом говорили их листовки –

Свидетельства бессилия врага.

Горели Пушкин, Невская Дубровка,

Приневские дымилися луга.

И Ленинград пожары эти видел,

А враг, поживой жадною гоним,

Все наседал, смертельно ненавидя

Все русское, все связанное с ним!

Но мы стеною от земли до неба

Все поднялись и отстояли свет.

И Ладога и дальняя Онега

Услышали стоярусное: «Нет!»

Нет, не сдадим мы город русской славы

И от земли до неба оградим,

Своих садов и парков величавых,

Своих святынь врагам не отдадим!

Не отдадим мы дел, вознесших Смольный,

Лугов, какими город окружен,

Не отдадим волны Невы раздольной,

Не предадим своих детей и жён!

Не отдадим бездушной злобной силе

Обычаи народа свет его

И преградим пути ей вглубь России,

К бессмертию народа моего!..

Александр Прокофьев.

Показ слайда 19. Улица блокадного Ленинграда.

Особой страницей блокадного Ленинграда стала осень 41-ого, потому что в ноябре к почти непрерывным вражеским налетам и бомбежкам добавился ещё один страшный враг – голод.

Вторжение неприятельских войск на территорию Советского Союза и быстрое их продвижение вглубь страны поставили народное хозяйство в крайне тяжёлое положение. На территории СССР, захваченной немцами, к ноябрю 1941 года производилось до войны 38% зерна, 84% сахара, 60% мясомолочной продукции.

С приближением военных действий к стенам Ленинграда в городе создались большие трудности в снабжении войск и населения продовольствием. С этого времени войска, и моряки Балтийского флота питались за счет продуктов, имеющихся в городе. Кроме того Ленинград пополнился за счёт беженцев из Прибалтики, Пскова, Луги, Петрозаводска, Карелии.

В начале сентября был проведен переучет всех съестных припасов города. В связи обстановкой, Военный Совет принимает решение по сокращению расхода продуктов питания, вводятся карточки на хлеб, крупы, сахар, жиры. С началом налетов на город под ударом оказались и склады с продуктами. Во избежание их гибели от пожаров муку развезли по складам в более безопасные места. Жители пригородных районов по решению Военного Совета должны были сдавать весь картофель. Лица, скрывшие овощи, привлекались к уголовной ответственности. Большая часть картофеля оставалась еще в земле, так как картофельные поля оставались в зоне обстрела. Заметив движение людей на поле, немцы открывали огонь, и многие погибли. Убирали картофель больше по ночам, пробирались на поля ползком, прятались в воронках, лежа копали землю и складывали картофель в кучи. Таким образом, население получило дополнительно 9652 тонны овощей, или меньше четырех килограммов на человека.

Позднее начали заготавливать и хвою. Из нее изготовлялся витаминный настой, содержащий витамин С. В условиях блокады этот напиток спасал людей от цинготных заболеваний.

Показ слайда 20. Похороны.

Но голод с каждым днем усиливался. Изредка продукты доставлялись на баржах по Ладожскому озеру, но их катастрофически не хватало.

Уже в октябре неожиданно рано наступили заморозки, а затем вместе с пронизывающим ветром настоящие морозы. Откуда только возможно добывали топливо. В ход шли пустующие киоски, мебель, разрушенные деревянные дома. В ноябре дистрофия и холод угнали в могилу 11.000 человек. Первыми гибли мужчины преклонных лет. Они в отличие от женщин того же возраста оказались менее стойкими к голоду. Такое явление, по мнению врачей, объясняется большей сопротивляемостью организма женщин к лишениям.

Однако скоро голод уравнял всех. В декабре смерть косила людей, независимо от пола и возраста.

Органы здравоохранения создали широкую сеть лечебных пунктов, где ослабевшим людям делали внутривенное вливание глюкозы. Эти меры помогали встать на ноги. А дальше? Острый голод давал о себе знать все сильнее, умирали молодые и старые, мужчины и женщины. У людей слабели ноги и руки, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступала смерть.

Смерть настигала людей везде – на улице, передвигаясь, человек падал и больше не поднимался; в квартире – ложился спать и засыпал навеки; часто жизнь обрывалась у станка. Хоронить было трудно. По улицам, занесенным снегом, вереницей плелись люди и, напрягая последние силы, тянули саночки, на которых лежали покойники. Мертвых хоронили без гробов, обернутых простыней или одеялом, а позднее просто в одежде, в которой человек умер. Нередко, выбившись из сил, люди оставляли мертвых на полпути.

Работники коммунального хозяйства и здравоохранения, ежедневно объезжая улицы и переулки, подбирали трупы и увозили их на Серафимовское, Большеохтинское, Смоленское, Богословское кладбища. Но больше всего увозили мертвых на окраину города, на огромный пустырь рядом со старой Пискаревской дорогой. Так образовалось известное ныне всем Пискаревское кладбище.

Показ слайда 21. Пискарёвское кладбище.

Показ слайда 22. Документальный фильм «Голод».

Показ слайда 23.Блокадный быт.

Эта иллюстрация блокадной жизни ленинградцев: керосиновая лампа, печка-буржуйка и человек, держащий на ладони как великое сокровище блокадный хлеб: смесь жмыха, целлюлозной (древесной) муки и ржаной пыли. Съев кусок хлеба, ощущаешь во рту горечь.

А на этом объявлении – нормы дневной выдачи хлеба в граммах населению по карточкам за ноябрь.

Карточка была дороже денег, дороже картин, дороже всех сокровищ. Отсюда следовало, что к выдаче карточек отношение должно быть строжайшее. Военный Совет в начале октября обязал Ленгорисполком:

    Карточки выдавать гражданам только после тщательной проверки документов, а должностных лиц, нарушивших порядок выдачи привлекать к уголовной ответственности.

Потеря карточки не восстанавливалась:

    В виду невозможности установления мнимой потери от подлинной, выдачу карточек взамен утерянной прекратить – это широкие ворота для утечки продовольствия.

Показ слайда 24. Нормы выдачи хлеба.

Тяжело было детям, перешагнувшим порог одиннадцатилетия. На двенадцатом году жизни детская карточка заменялась иждивенческой. Ребенок становился взрослее, принимал участие в обезвреживании зажигательных бомб, брал на свои неокрепшие плечи часть тяжёлых работ и забот по дому, помогая родителям, а паёк его уменьшался.

Иждивенцы – так именовались в осажденном Ленинграде подростки и другое неработающее население.

Подростки… наши сверстники. Уже не дети и поэтому все понимающие и осознающие это страшное время. Но еще и не взрослые, не имеющие возможности пойти на фронт или стать у станка на заводе. Они рано повзрослели. Война заставила их это сделать. Они должны были быть стойкими и мужественными, потому что понимали, что без их помощи родителям не выстоять в суровом испытании. Это они оберегали своих младших сестрёнок и братишек во время ночных бомбёжек, встречали измученных матерей после ночных смен в госпиталях и на заводах, писали письма братьям и отцам на фронт.

И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, несмотря ни на что, а вместе и рядом с ними навеки сохранится в истории обороны города облик ленинградского учителя. Они стоят одни других – учителя и ученики. И те и другие из мёрзлых квартир сквозь стужу, и снежные заносы шли иногда километров за пять-шесть в такие же мёрзлые, оледеневшие классы, и одни учили, а другие учились. Они впервые познавали цену друг другу, когда и те и другие умирали друг у друга на глазах на заснеженных улицах города, за партой или у классной доски.

Главным учебником жизни для них стала война.

В Ленинграде есть школы, которые не прекращали работать в самые тяжёлые дни зимы. А большинство школ, не работавших в эти наиболее тяжёлые месяцы, возобновили свою работу с 1 мая и дали выпуск к осени.

Стихотворение Р.Рождественского.

Та зима была, будто война, - лютой.

Пробуравлена,

Прокалена ветром.

Снег лежал, навалясь на январь грудой.

И кряхтели дома под его весом.

По щербатому полу мороз крался.

Кашлял новый учитель Сергей Саныч.

Застывали чернила у нас в классе,

И контрольный диктант

Отменял завуч…

Не случайно

Болит по утрам

Горло,

Потому что остались на всем свете

Лишь зима и война –

Из времён года!..

И хлестала пурга по земле крупно,

И дрожала река в ледяном гуле.

И продышины в окнах цвели кругло,

Будто в каждое

Кто-то всадил

Пулю!..

И надела соседка платок вдовий.

И стонала она допоздна-поздно…

Та зима была, будто война, - долгой.

Вспоминаю

И даже сейчас

Мёрзну.

Показ слайда 25. Дети.

Ещё одной горестной страницей блокадного Ленинграда стали дети…

Несмышленыши до пяти лет и что – то уже начинающие понимать младшие школьники – детские лица со взрослыми глазами.

Стихотворение А.Ахматовой

Щели в саду вырыты,

Не горят огни.

Питерские сироты,

Детоньки мои!

Под землёй не дышится,

Боль сверлит висок,

Сквозь бомбёжку слышится

Показ слайда 26. Ребёнок.

Война и дети – несовместимые слова. Также как дети и сиротство, дети и голод, дети и смерть. Ни одно сердце, ум, душа человека не может совместить эти понятия. Но в блокадном Ленинграде это происходило. Для фашистов дети, которых, пытаясь спасти от голода и смерти, вывозили из города, на баржах по Ладожскому озеру были всего лишь объектом. Объектом, который нужно было уничтожить, как и всё живое в Ленинграде.

И фашистские самолёты нещадно бомбили баржи с детьми.

Санитарки и воспитательницы, сопровождающие детей на большую землю, во время налётов прикрывали их своими телами и бушлатами, говоря в отчаянии: «Господи! С кем они воюют?! Разве они не видят? Это же дети.… С кем же они воюют?!»

Показ документального фильма «Дети Ленинграда».

Показ слайда 27.Таня Савичева.

Детей, как Таня Савичева в Ленинграде было тысячи. Счастливых и радостных, окружённых семьёй до войны и потерявших почти всё с её наступлением. За скупыми строками, написанными детским почерком – не детская тоска: «Умерли все. Осталась одна Таня…» Таня Савичева умерла, так и не дожив до победы. После неё на земле остались несколько блокнотных листочков, огромное человеческое горе, а ещё нечеловеческие мужество и сила духа маленькой девочки, выводившей ослабленными пальчиками имена близких ей людей.

Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.

Всем детям, погибшим во время ленинградской блокады, поэтесса Анна Ахматова посвятила строки:

Постучи кулачком - я открою.

Я тебе открывала всегда.

Я теперь за высокой горою,

За пустыней, за ветром и зноем,

Но тебя не предам никогда…

Твоего я не слышала стона.

Хлебы ты у меня не просил.

Принеси же мне ветку клёна

Или просто травинок зелёных,

Как ты прошлой весной приносил.

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студёной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

Показ слайда 28.Дорога жизни.

Единственной дорогой, связывающей осаждённый Ленинград с Большой землёй, было Ладожское озёро.

До 15 ноября 1941 года грузы в осаждённый город доставлялись на пароходах и баржах, ценой невероятных усилий. Очень часто случались штормы, ещё Пётр I приказал строить каналы вдоль берега озера из-за частой гибели судов. Но в 41 выбирать не приходилось: фашисты заняли территорию до самых берегов. К тому же фашистские самолёты с остервенением топили медленно передвигающийся водный транспорт.

В ноябре навигация по Ладожскому озеру была прекращена, и город замер в голодном ожидании.

Для массовой транспортировки грузов нужен был лёд толщиной 200 миллиметров. И вот пришёл тот светлый день, когда началось движение машин по льду – 22 ноября. Двухтонные грузовики везли по всего три-четыре мешка продуктов, позади прикрепляли сани с двумя-тремя мешками – это уменьшало давление на лёд. Машины одна за другой, объезжая незамёрзшие полыньи, везли грузы от станции Кабона до станции Ваганово, а обратно вывозили истощённых людей. Так родилась Дорога Жизни – зимник по льду Ладожского озера в 30 километров.

Показ слайда 29. Машины по дороге жизни.

Но какими были эти 30 километров! Дорожные части, преодолевая невероятные трудности жестокой зимы, проложили шесть путей через озеро. Три - в одном направлении, и три - в обратном, это позволяло делать шоферам два-три оборота в сутки. Все, от кого зависела нормальная работа дороги: регулировщики, работающие на расчистке снега, ремонтники, шофёры – каждый на своём посту выполнял свою задачу, как боец. В это время наступили лютые морозы. Ледяной ветер при температуре ниже 30 градусов обжигал лицо, пронизывал тело до костей. У шофёров коченели руки, но люди шли на штурм Ладоги.

Фашисты не оставляли дорогу жизни в покое. Они бомбили, обстреливали трассу (за 6 месяцев совершено 5000 налётов). Но желаемого результата они не достигали: бомбы пробивали лёд и разрывались на дне, взрывная волна взломать лёд не могла. Образующиеся воронки тут же отмечали длинными шестами с еловыми ветками на концах. Водители машин их замечали издали и своевременно объезжали.

В декабре 1941 года, когда установился прочный лёд началась эвакуация населения.

Зимник действовал до апреля, за четыре месяца по нему вывезли из осаждённого города 514.069 человек. Дорога спасла жизнь многим и многим людям. Поэтесса Ольга Фёдоровна Берггольц, жившая во время блокады в Ленинграде посвятила дороге жизни таки строки:

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

Дорога жизни многих к многим.

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Показ слайда 30. Ленинградский и Волховский фронты.

В середине второй недели января 1943 года произошёл короткий телефонный разговор между командующим 18-й фашистской армии фон Линденманом и командиром 170-й немецкой пехотной дивизией генералом Зандером.

Что нового на вашем участке? – спросил Линденман.

Господин генерал-полковник, торопливо стал докладывать его собеседник, повторяя донесение, уже посланное начальству, - мои разведчики наблюдают оживление на правом берегу Невы. Противник, очевидно, накапливает там войска. Есть опасность, что русские скоро будут наступать.

Линдерман перебил его:

О какой опасности вы говорите? Забыли, сколько попыток русских мы уже отразили? «Бутылочное горло» теперь ещё крепче, чем прежде. Противник ни при каких обстоятельствах не сможет его сломать. Соблюдайте спокойствие.

«Фляшенхальс» - «бутылочное горло» - так гитлеровцы называли выступ своего фронта, упиравшийся в Ладожское озеро. Этот выступ перерезал сухопутные дороги из Ленинграда на Большую землю. Он был узким, 12-14 километров. С одной стороны его стояли войска Ленинградского фронта, с другой – Волховского. Наши части уже не раз пробовали сломать «бутылочное горло». Пока это не удавалось, но фашисты удерживали «фляшенхальс» дорогой ценой.

Показ слайда 31. На огневые рубежи.

Наше наступление готовилось тщательно и довольно давно.

Ещё во второй половине ноября несколько высших офицеров штаба Ленинградского фронта начали работу, о которой, кроме них да командующего и членов Военного Совета, не знал никто. Работа называлась «Военная игра №5». Подобная же работа велась и в штабе Волховского фронта.

8 декабря директива была утверждена. Она предлагала двум фронтам провести операцию по прорыву блокады: совместным ударом с двух сторон разгромить немецко-фашистские войска на шлиссельбургско-синявинском выступе. В результате Ленинград должен был получить прямую сухопутную связь с центральными областями страны.

Прежнее название «Военная игра №5» было заменено на новое тоже условное, операция «Искра».

Показ слайда32.Операция «Искра».

12 января 1943 года в 9 часов 30 минут голосов одновременно произнесли, выкрикнув одну команду: «Огонь!». Началась артиллерийская подготовка нашего наступления.

Ленинградский фронт встретился с Волховским на поле боя и соединился с ним 18 января 1943 года. Чтобы преодолеть 14 киллометров разделявшего их пространства, войскам двух фронтов понадобилось семь дней. Выходит, каждый из них продвигался в среднем на один километр в сутки. Так сильно было укреплено «бутылочное горло», так ожесточенно отбивался враг.

Показ слайда 33. Встреча двух фронтов.

18 января в 9 часов 30 минут батальон, который вел майор Мелконян, ворвался в Рабочий посёлок №1. Гитлеровцы бежали оттуда, не выдержали атаки с двух сторон. С одной стороны атаковали бойцы Мелконяна, наступавшие с Невы. А кто с другой? Он вышел навстречу солдатам в продымлённых, прожженных полушубках и ватниках.

Кто такие?

Триста семьдесят вторая дивизия!

Значит, волховчане? Пароль?

Победа, - ответили ему. – А отзыв?

Смерть фашизму!

Это были условные слова, по которым ленинградцы и волховчане могли узнать друг друга. И, узнав, обнялись по-братски.

Показ слайда 34. Встреча воинов.

Стихотворение Сергея Наровчатова. 1943. Трёхминутный праздник (прорыв блокады).

Ещё три залпа по сволочам!

И вот в одиннадцать сорок

Врываемся первыми из волховчан

В горящий Первый посёлок.

С другого конца мимо шатких стен,

Огнем на ветру распятых,

Люди ль, фашисты ль сквозь чадную темь

В дымных сквозят маскхалатах.

К бою! Но искрой негаданных встреч

Вспыхнуло слово далече.

Всё ярче и шире русская речь

Разгорается нам навстречу.

И там, где разгромленный замер дот,-

Хоть памятник ставь над ними, -

Питерец волховцу руки жмёт,

Целуются,… не разнимешь!

Стоило жизнью не дорожить,

Снова рискуя и снова,

Чтоб не мы, так другие смогли дожить

До этого дня большого.

И прямо на улице фляжки с ремней

Срываем и светлым утром

За нашу победу, за память о ней

На празднике пьём трёхминутном.

Ещё раз целуемся. Время не ждёт.

Боевые порядки выстроив,

Навек неразлучные вместе в поход

До последнего вздоха и выстрела.

Показ слайда 35. Победа.

В этом году исполнилось 65 лет с того счастливого дня. Можно представить радость ленинградцев выживших, отстоявших родной город, непередаваемо счастье вернувшихся домой. Нет бомбёжек, нестерпимого холода, бессонных ночей!

Но и неисчерпаемо горе от потери близких, от тех страшных картин

Войны: город предстояло отстраивать заново.

Показ слайда 36. Памятник Петру.

Звук метронома.

Вот такой стук метронома был слышен по ленинградскому радио в течение всех 900 дней блокады. Так люди слышали время – секунды. И казалось, что это стучит сердце города, что означало, что город жив и рядом есть живые люди, от этого ощущения становилось теплее.

Показ слайда 37. Ополченцы.

Поэтессу Анну Ахматову война застала в Ленинграде, она была эвакуирована из осаждённого города. Но мыслями она всегда обращалась к ленинградцам, посвятив им такие строки.

А вы, мои друзья последнего призыва!

Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена,

Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,

А крикнуть на весь мир все ваши имена!

Да что там имена! Ведь всё равно – вы с нами!..

Все на колени, все! Багряный хлынул свет!

И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами –

Живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет.

Показ слайда 38. Исаакиевский собор.

Показ слайда 39. Ребёнок и старик.

Звук метронома.

Минута молчания.

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Составитель: Шхаева Светлана Абубекировна, учитель английского языка.

Место проведения: МОУ «Гимназия № 17».

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: формирование у учащихся осознания исторического прошлого,

сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;

воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны; воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Участники: учащиеся 7 « з » класса.

Оборудование: компакт-диск с песней «Темная ночь», слова В. Агатова, музыка Н.Богословского, «Седьмая симфония Шостаковича», «Пятая симфония Шостаковича».

Слайды: «Пискаревское кладбище», «Дорога жизни», «В блокадном Ленинграде», «Дневник Тани Савичевой».

Ведущий 1: Внимание! Внимание! Внимание!

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление. (Слайд «Оборона Ленинграда». Звучит «Пятая симфония Шостаковича»).

Ведущий 2: 68 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Чтец:

Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине

Идут легенды о войне.

Ведущий 1: Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости, проявленной защитниками города. Ленинградское сражение охватило почти всю северо-западную часть страны и длилось более трёх лет. На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.

Блокада города и вражеские обстрелы продолжались 900 дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов. (Слайд «Оборона Ленинграда»). Звучит песня «Темная ночь», слова В. Агатова, музыка Н.Богословского.

Ведущий 2 : В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За годы блокады от голода, холода, бомбёжек и артобстрелов погибло 900 тыс. мирных жителей. Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался однозначно: город должен был подвергнуться полному уничтожению. (Слайд «Оборона Ленинграда»).

Ведущий 1: Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. (Слайд «Блокада Ленинграда»).

Чтец:

И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”

Будет мир. Вам не снится мир?”

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь. Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:

Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,

Но прочнее его не найдешь. (Елена Рывина, “Ночь”)

Ведущий 2: Но никакие вражеские обстрелы не могли деморализовать население. В суровых фронтовых условиях город продолжал набирать силы. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки. (Слайд «Блокада Ленинграда»).

Чтец: Вспоминает Галина Павловна Вишневская. (Отрывок из книги “Галина”).

Началась блокада… Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог…

Чтец:

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

но мы умеем жить, хотим и будем,

Мы отстояли это право – жить.

Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких

И этот город тем непобедим,

Что мы за чечевичную похлёбку

Достоинство своё не продадим.

Есть передышка – мы передохнём,

Нет передышки, снова будем драться

За город, пожираемый огнём,

За милый мир, за всё, что было в нём,

За милый мир, за всё, что будет в нём,

За город наш испытанный огнём,

За право называться ленинградцем!

Ведущий 1: Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные. У всех – закопченные лица; электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с какой-то горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. Света она дает ничтожно мало, но коптить немилосердно, отсюда и название. И у учительницы нашей скопилась в морщинах эта копоть. Обессилевшие от голода люди постепенно стали опускаться – не мылись, покрылись вшами. (Слайд «Блокада Ленинграда»).

Чтец:

Вы памятник «детям блокады» видали?

Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали,

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».

Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.

Уж стали седыми «блокадные дети»,

Прошло полстолетья, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте,

Живым об ушедших забыть не велит. (Савченко Лидия Михайловна, дитя блокадного Ленинграда).

Ведущий 2: Имя Тани Савичевой знает весь мир. Она жила в Ленинграде, в большой дружной семье. Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. В дни блокады вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было уже невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников. (Слайд «Дневник Тани Савичевой»).

Чтец:

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок,

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет,

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца – до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца.

Это - всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явленья вник, -

Время

Возвышает

Образ Тани

И ее доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

В каждом слове - емкость телеграммы,

Глубь подтекста,

Ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной,

И почти молчанье о себе...

Это смертный приговор убийцам

В тишине Нюрнбергского суда.

Это – боль, которая клубится.

Это – сердце, что летит сюда...

Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой.

Встань пред миром,

Савичева Таня,

Со своей

Немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье

Эстафетно

Шествует она,

Пусть живет, не ведая старенья,

И гласит

Про наши времена!

(Сергей Смирнов. Из поэмы «Дневник и сердце»)

Ведущий 2: Были столовые, где за талончик на 20 г крупы давали тарелку супа. Правда, суп – одно только название, но хоть что-нибудь, все лучше, чем ничего…” (Слайд “Ленинградский хлеб”).

Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие – высохли – вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее – к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Власти зарегистрировали более 250 случаев людоедства, а на рынках торговали сомнительным студнем.

Ведущий 1: Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки.

По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали “Дорогой смерти”. (На фоне музыки показ слайдов о “Дороге жизни”).

Чтец:

Сквозь бури-шторма, через все преграды

Ты, песнь о Ладоге, лети.

Дорога Жизни здесь пробита сквозь блокаду,

Другой дороги не найти.

Ох, Ладога, родная Ладога.

Метели, штормы, грозные снега

Недаром Ладога родная

Дорогой Жизни названа.

Зимой машины мчались вереницей,

А лёд на Ладоге трещал –

Возили хлеб для Северной столицы,

И Ленинград нас радостно встречал.

И знаем мы – кровавая блокада

Исчезнет скоро, словно тень.

Растут и крепнут силы Ленинграда,

растут и крепнут каждый день. (Песнь о Ладоге. П.Богданов).

Ведущий 1: В осажденном Ленинграде Дмитрием Шостаковичем была создана Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”.9 августа 1942 года шел 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве.

(Звучит «Седьмая симфония Шостаковича»).

Чтец:

Я помню блеск немеркнущих свечей

И тонкие, белей, чем изваянья,

Торжественные лица скрипачей,

Чуть согнутые плечи дирижера,

Взмах палочки - и вот уже поют

Все инструменты о тебе, мой город,

Все рупора Симфонию твою... (Из поэмы Л. Поповой "Седьмая симфония")

Ведущий 1: Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». (Слайд «Пискаревское кладбище»). За фигурой Родины-матери на гранитной стене строки Ольги Бергольц:

Чтец:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты - красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград.

Так пусть же пред жизнью

Бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина-мать и город-герой Ленинград.

Ведущий 2: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”. (Слайд «Пискаревское кладбище»).

Чтец:

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (Минута молчания).

К 70-летию снятия блокады Ленинграда

Дорогие друзья!

Приближается очень важная для всех россиян дата – юбилей снятия блокады с города-героя Ленинграда. Блокада Ленинграда , как известно, длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года). Практически 900 дней блокады Ленинграда стали самой трагической страницей в истории города, тяжелейшим испытанием для всех его жителей.
Предлагаю вам два интересных материала, посвященных этому событию, а также полезные ссылки, которые могут пригодиться в работе.

1) Непокоренный город. 10 фактов о блокаде Ленинграда

1. Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны длилась 872 дня – с 8 сентября 1941 года (захват гитлеровцами Шлиссельбурга) до 27 января 1944 года (освобождение советскими войсками в ходе Ленинградско-Новгородской операции Красного Села, Ропши, Красногвардейска, Пушкина и Слуцка). При этом полная блокада Ленинграда продолжалась до 18 января 1943 года, когда в ходе операции «Искра» советским войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось освободить Шлиссельбург, создав узкий сухопутный коридор между осажденным городом и всей остальной страной.

Источник фото

2. Даже после снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года продолжалась его осада немецкими и финскими войсками. Лишь проведенные в июне-августе 1944 года Выборгская и Свирско-Петрозаводская наступательные операции советских войск позволили освободить Выборг и Петрозаводск, окончательно отбросив противника от Ленинграда.

3. Эвакуация жителей Ленинграда длилась с июня 1941 года по октябрь 1942 года . В первый период эвакуации, когда блокада и захват города многим казались маловероятными, ленинградцы отказывались от переезда в другие регионы. Кроме того, изначально детей эвакуировали из города в районы Ленинградской области, которые затем стремительно стал захватывать противник. В результате 175 тысяч детей были возвращены в Ленинград. Всего до блокирования города из него было вывезено 488 703 человека. Второй этап эвакуации происходил по ледовой «Дороге жизни», через которую с 22 января по 15 апреля 1942 года было вывезено 554 186 человек. На последнем этапе эвакуации с мая по октябрь 1942 года в основном водным транспортом по Ладожскому озеру было отправлено на Большую Землю около 400 тысяч человек. Всего в годы войны из Ленинграда было эвакуировано около 1,5 миллионов человек.

4. В блокаде Ленинграда, помимо немецких и финских подразделений, участвовали также испанские и итальянские. Испания, не принимавшая официального участия в войне с СССР, послала на Восточный фронт так называемую «Голубую дивизию», состоящую из добровольцев . О боевых качествах «Голубой дивизии» есть различные мнения – одни исследователи отмечают стойкость ее бойцов, другие – отсутствие какой бы то ни было дисциплины и массовые случаи перехода солдат на советскую сторону. Что касается Италии, то она предоставила свои торпедные катера для проведения операций против советских войск на Ладожском озере . Однако действия итальянских моряков на Ладоге успеха не имели.

5. Главной проблемой осажденного Ленинграда стал голод. Начало продовольственного кризиса очень часто принято связывать с тем, что 10 сентября 1941 года гитлеровской авиацией были уничтожены Бадаевские продовольственные склады. Но современные исследователи отмечают, что на самом деле на Бадаевских складах не было многомесячного запаса продовольствия. Ленинград в мирное время обеспечивался путем регулярных поставок продуктов, которые были нарушены гитлеровской блокадой.

6. Пиком голода в блокадном Ленинграде стал период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года, когда нормы выдачи хлеба для бойцов на передовой линии обороны были снижены до 500 граммов в день, для рабочих горячих цехов – до 375 граммов , для рабочих остальных производств и инженеров – до 250 граммов, для служащих, иждивенцев и детей - до 125 граммов . На 50 процентов данный хлеб состоял из несъедобных примесей, заменявших муку. Выдача других продуктов в этот период фактически прекратилась.

7. Всего за время блокады от голода и лишений погибло свыше 630 тысяч ленинградцев. Эта цифра, озвученная советским обвинителем на Нюрнбергском процессе, сегодня оспаривается рядом историков, полагающих, что общее число жертв блокады могло достигнуть 1,5 млн человек. Пик смертности пришелся на первую блокадную зиму 1941/ 1942 годов, когда за период с декабря по февраль умерло более 250 тысяч человек. Во время блокады женщины оказались устойчивее: из каждых 100 смертей в Ленинграде в этот период 63 приходились на мужчин и только 37 – на женщин.

8. Магистралью, спасшей Ленинград от гибели, стала проложенная через Ладожское озеро «Дорога жизни». Этот маршрут снабжения действовал в период с 12 сентября 1941 года по март 1943 года . В летнее время «Дорога жизни» действовала как водный маршрут, в зимнее – как ледовая автодорога. Когда говорят о «Дороге жизни», чаще всего имеют ввиду ее ледовый вариант, благодаря которому зимой 1941/1942 годов удалось наладить снабжение Ленинграда продовольствием с Большой Земли, а также эвакуировать из города свыше 550 тысяч человек . После прорыва блокады в январе 1943 года на освобожденном участке территории была проложена временная железная дорога Поляны – Шлиссельбург, позволившая организовать снабжение Ленинграда с помощью железнодорожного транспорта. Эта транспортная артерия получила название «Дорога победы», одновременно имея еще одно – «Коридор смерти». Дело в том, что на отдельных участках она проходила настолько близко к немецким позициям, что поезда подвергались артиллерийскому обстрелу со стороны гитлеровцев.

9. Для оповещения жителей Ленинграда о вражеских авианалетах на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Кроме того, сообщения транслировались через городскую радиосеть . Сигналом тревоги стал звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный – отбой. Кроме того, на улицах города появились предупреждающие надписи: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Звук метронома и сохраненная на одном из домов предупреждающая об артобстреле надпись стали символами блокады и стойкости жителей так и непокоренного нацистами Ленинграда.

10. В современном Петербурге существует памятник еще одним героям блокадного Ленинграда – кошкам . В первую блокадную зиму горожане съели практически всех домашних животных, в том числе кошек. Это вызвало небывалый рост популяции крыс, которым оказался не страшен голод. Грызуны представляли серьезную угрозу и без того скудным запасам продовольствия в городе и переносили опасные инфекционные заболевания. После прорыва блокады в январе 1943 года власти провели спецоперацию: в Ярославской области было собрано четыре вагона дымчатых кошек, которых перебросили в осажденный город . Вновь прибывшие начали беспощадную войну с крысами, отогнав их от продовольственных складов. В 1945 году проблему крысиного разгула в Ленинграде окончательно решила «сибирская дивизия» - около 5000 котов и кошек, прибывших из Омска, Тюмени, Иркутска и других городов.

(Из Интернета)

Анну Франк, еврейскую девочку, которая создала самый известный в литературе дневник, рассказывающий об ужасах Холокоста , после публикации рукописи узнал весь мир. Сегодня мы хотим вспомнить ещё об одной девочке со столь же трагической судьбой — Тане Савичевой, родившейся 23 января 1930 года и ставшей одним из символов блокадного Ленинграда и страданий, которые в годы Великой Отечественной войны испытал на себе каждый житель этого города.

Дневник Тани Савичевой вряд ли когда-то издадут или экранизируют, ведь он состоит всего из девяти записей, написанных детским почерком:

«Савичевы умерли»

«Умерли все»

«Осталась одна Таня»

Цели и задачи: Обогатить знания обучающихся о героическом прошлом своей страны. Показать мужество, боль и героизм жителей блокадного Ленинграда. Воспитывать чувства патриотизма, гордости и уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях блокады и восстановившему страну в послевоенный период.

Предварительная подготовка: привлекаются учащиеся 9, 10-х классов, презентация, стихи и песни о блокадном Ленинграде; компьютер; проектор; экран.

План (страницы): 1) Враг у ворот. 2) В осаждённом Ленинграде. 3) Дети блокадного города. 4) И музы не молчали….

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя:

Добрый день старшеклассники и гости. Наша встреча посвящена одному из самых страшных событий Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда. Наш урок памяти называется «По страницам блокадного Ленинграда».

Представление гостей: главный библиотекарь Библиотеки Семейного чтения; руководитель клуба Ветеранов «Радуга».

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда.

Ведущий 1. Стоит над Невой город большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть своё лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя: Санкт – Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. История знает немало примеров героической обороны городов. Но легенды седой старины и трагические страницы прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была почти 900-дневная оборона осаждённого Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Ведущий 2. Ленинград. Невская твердыня. О разном рассказывают его монументы и памятники, названия улиц, площадей, набережных. Многие из них подобны шрамам, оставшимся от суровых испытаний и кровопролитных сражений. Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противником была смерть, а её союзники – голод, жажда, холод, тьма … блокада. Годы идут, но прошлого не уносят: герои тех лет и сегодня с нами. Обратимся же к ним и вместе с ними проживём, хотя бы мысленно, те бесконечно долгие 900 дней, каждый из которых отмечен подвигом и самопожертвованием во имя Победы.

Первая страница «Враг у ворот».

Ведущий 3. К началу сентября 1941 года ценой огромных потерь гитлеровские войска вышли на ближние подступы к городу и блокировали его с суши. Организаторы защиты Ленинграда быстро расставили тысячи людей на участки обороны города. Одни направились в ряды народного ополчения, на строительство оборонительных рубежей, в госпитали, другие на фабрики и заводы. Люди работали по 12-14 часов в сутки. До октября 1941 года из Ленинграда вывезли 96 предприятий, эвакуировали музеи, театры, но жители не допускали и мысли, что немцы могут подойти к самому городу.

Ведущий 1. Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград в течение первых трёх недель войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория». Но триумфальное шествие не состоялось. Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение – вместе с жителями. Гитлер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землёй и сделать необитаемым. Но, увы, не удалось. Тогда Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя»,– цинично твердил он. Враг рассчитывал, что голодающие, мёрзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но это не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.

Музыкальный номер.

Вторая страница «В осаждённом Ленинграде».

Ведущий 2. 30 августа железнодорожная связь с Ленинградом прервалась. К этому времени там находилось свыше 2,5 мил. жителей, среди которых были женщины, старики и дети. Сообщение Ленинграда со страной поддерживалось только по Ладожскому озеру, а запасы продовольствия в городе были ничтожны. Захватив пригороды, немецко-фашистские войска непрерывно обстреливали город и подвергали бомбёжкам с воздуха. 8 сентября 1941 года для ленинградцев наступил один из самых чёрных дней. Сомкнулось блокадное кольцо. Почти 900 дней (с 8 сентября 1941г. – по 27 января 1944г.) Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни блокады. Вся страна помогала мужественным защитникам города.

Ведущий 3. По льду Ладожского озера была проложена трасса. И 13 ноября 1941 года, когда лёд стал, по ней отправился коннотранспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянули даже пустые сани. Часть повозок в пути проваливалась под лёд, но первые десятки тонн муки были доставлены. Автоколонны шли по льду под постоянными бомбёжками, поэтому этот путь прозвали «Дорогой смерти», но позднее появилось и другое название – «Дорога жизни». Перевозки через Ладогу достигли необходимого размаха не сразу, и хлебную порцию снижали, она составляла 250 граммов (для рабочих) и 125 граммов (для всех) в сутки.

Ведущий 1. (На фоне слайда кусочек хлеба) Именно так выглядел этот тяжёлый, сырой кусочек.

Сто двадцать пять блокадных грамм,
С огнём и кровью пополам.

Этот ломтик, эту тёмно-коричневую липкую массу, отдававшую горечью, трудно назвать хлебом. Она на 40% состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесина. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Голод не только отнимал физические силы. Дистрофия – тяжёлая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей.

Ведущий 2. Невозможно переоценить трудовую доблесть ленинградцев. Люди недосыпали, недоедали, но выполняли поставленные перед ними задачи. Кировский завод оказался в опасной близости от немецких войск. Защищая родной город и завод, тысячи рабочих, днём и ночью возводили укрепления. На заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Завод бомбили, в цехах рвались снаряды, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки и прямо направлялись на фронт.

Ведущий 3. В ноябре 1942 года, в тяжёлые дни блокады, производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц. Воины и население прилагали все усилия к тому, чтобы не допустить врага в Ленинград. На тот случай, если всё же удалось бы ворваться в город, был разработан план уничтожения войск противника и Ленинграда. Заводы, мосты, общественные здания были заминированы и по сигналу взлетели бы на воздух – груды камней и железа обрушились бы на головы фашистов, завалы преградили бы путь их танкам. Гражданское население было готово к уличным боям. Пример ленинградцев подтверждает, что успешный отпор врагу зависит не только от армии, но и от участия в борьбе всего народа.

Чтец:

Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил.

Третья страница «Дети блокадного города».

Ведущая 1. О детях блокадного Ленинграда нам расскажет библиотекарь.

Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино. 28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике: “Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г.Несколько нарушая хронологию, приведем остальные записи этого потрясающего дневника, состоящего всего лишь из нескольких строк: “Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942. Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942. Савичевы умерли. Умерли все".

Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников. Было много и других детей, которые разделили судьбу Тани Савичевой. Из письма Тани Богдановой отцу на фронт: «Дорогой папочка! Я знаю, что вам тяжело будет слышать о моей смерти, да и мне помирать сильно не хотелось, но ничего не поделаешь. Сильно старалась поддержать меня мамочка, она даже отрывала от себя кусочек хлеба. 8 апреля она меня одела и вынесла на руках во двор на солнышко. Дорогой папочка! Вы сильно не расстраивайтесь. Я лежу и каждый день жду Вас, а когда забудусь, Вы мне начинаете казаться». Это письмо было опубликовано в конце 1981 года в «Ленинградской Правде». Вспоминает школьница Лариса Северская. «Мы школьники дежурили на крышах, оказывали первую помощь. В городе не стало света, не стало воды, начались сильные морозы, не прекращались бомбёжки. Кругом люди падали от истощения, дети просили, есть, а мы, школьники, впрягались в саночки и ездили на Неву за водой для семей бойцов, где были маленькие дети. Везёшь воду под обстрелом, а пока её довезёшь, она замёрзнет, а разогреть нечем. Мы ходили, искали щепки, обломки досок возле разрушенных домов. Почти все наши ребята работали в госпиталях, а ещё мы помогали разбирать почту, в глазах рябило, кажется – сейчас упадёшь, но какая была радость, когда жильцы шли в домоуправление и получали письма от родных с фронта».

Музыкальный номер.

Четвёртая страница «И музы не молчали…. »

Ведущая 1. Слово предоставляется руководитель клуба Ветеранов «Радуга».

Писатели, артисты, музыканты, художники своим оружием – оружием литературы и искусства, своим дарованием помогали громить врага. Они выступали перед рабочими в цехах заводов, в воинских частях, на передовой, они читали свои произведения, звавшие к Победе. Вера Инбер, писатель и поэтесса читала свой дневник «Почти три года», которые писала стынущими пальцами при свете коптилки под вой сирены и разрыв снарядов в осаждённом городе. В своих рассказах о ленинградских детях писала, о муке, из которой пекли те самые 125 граммов хлеба. Ни на один день не прекращала работу крупнейшая библиотека страны – Государственная публичная библиотека им. Салтыкова – Щедрина. Поэт Н. Тихонов среди очерков, рассказов, обращений, воззваний, листовок, стихов, плакатов каждый месяц на страницах газеты «Красная Звезда» печатал отчёт о положении в городе.

«Враг силой не мог нас осилить, нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России, в полон ленинградцев забрать.
Такого во веке не будет на Невском святом берегу,
Рабочие русские люди умрут, не сдадутся врагу».
Н. Тихонов.

Работало Ленинградское радио, которое предоставляло свой эфир известным писателям и поэтам. По радио звучали стихи Анны Ахматовой, Ольги Бергольц. Хорошо о ленинградцах сказал старый казахский поэт Джамбул Джабаев:

Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
К вам в стальную ломится дверь,
Словно вечность, проголодав,
Обезумевший от потерь,
Многоголовый, жадный удав…
Сдохнет он у ваших застав!
Без зубов и без чешуи
Будет в корчах шипеть змея,
Будут снова петь соловьи,
Будет вольной наша земля.

Композитор Дмитрий Шостакович, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии создал в осаждённом Ленинграде могучую симфонию грядущей Победы над врагом. 7-я симфония прозвучала в холодном, нетопленном помещении Ленинградской консерватории, дирижировал Е. Мравинский. Слушали и бойцы, приехавшие в город с передовой, слушали и рабочие, все, кто смог придти, приехать в консерваторию, не для наслаждения, а для того чтобы услышать призыв к Победе, почувствовать веру в Великую Победу. Подвиг защитников Ленинграда затмил древние мифы и исторические были о выдержке, стойкости и героизме осажденных врагом городов. Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но, ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода, болезней, бомбёжек около 1 млн. ленинградцев. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище. Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”.

Чтец: Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?

Ведущий 1. Предлагаю почтить память всех погибших во время Великой Отечественной войны минутой молчания.

Музыкальный номер.

Ведущий 1. Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождала она. Наш долг – быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей жизни, быть достойными их. Желаем всем добра и мира. Наше мероприятие окончено. Благодарим наших гостей за сотрудничество с нами.

72 года назад была снята Блокада, которая продолжалась 900 долгих дней и ночей. Специалисты библиотек-филиалов Симферопольского района не могли не уделить это дате внимания, для читателей были проведены следующие мероприятия:

Специалистами центральной библиотеки МБУК Симферопольского района «РЦБС» для посетителей Гвардейского отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов был проведен час истории «Непокоренный Ленинград». Участники мероприятия слушали, затаив дыхание, рассказ о стойкости и мужестве людей в блокадном Ленинграде. Информационный материал был наглядно представлен видеопрезентацией. Также в стенах библиотеки к знаменательной дате оформлена книжная выставка «Выстояли и победили».

Специалистом Константиновской сельской библиотеки-филиала № 28 для учащихся 1-4 классов Константиновской общеобразовательной школы был проведен час истории «Бессмертие и сила Ленинграда». Ребята узнали о мужестве, стойкости и патриотизме ленинградцев в 900-дневной обороне осаждённого Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Большое впечатление на детей произвел рассказ о норме хлебам блокадникам, узнали о «дороге жизни», которая помогла людям продержаться и не умереть голодной смертью, о дневнике девочки-ленинградки Тани Савичевой. Познакомились со сборником стихов Юрия Воронова «Блокада».

Библиотекарь Мирновской сельской библиотеки-филиала № 58 провела для учащихся 8-х и 10-х классов Мирновской школы №1 урок памяти «900 дней надежды», посвященный Дню снятия блокады Ленинграда. Присутствующим было рассказано о том, как жил и боролся Ленинград в те страшные для него дни блокады, показан видеоролик «Блокада Ленинграда», представлены книги по теме.

Ко дню снятия блокады Ленинграда в Новоселовской сельской библиотеке-филиал № 9 была оформлена книжная выставка «900 дней и ночей мужества, отваги и стойкости…», где были представлены книги, журналы, документы, фотографии о тех страшных днях. Целый день 27 января в библиотеке для посетителей проводились мини-беседы «Непокоренный Ленинград». Для всех людей на планете город Ленинград стал символом мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. А еще этот город стал символом неисчислимых бед и страданий, находясь в блокаде 28 месяцев. Читатели услышали историю одной ленинградской девочки Тани Савичевой, потерявшей в

блокаду всю семью, узнали о «дороге жизни», просмотрели электронную презентацию, прослушали стихотворения о ленинградцах.

В Ивановской сельской библиотеке-филиале № 24 была оформлена книжная выставка под названием «Бессмертие и сила Ленинграда» и проведен урок памяти «Запомни это навсегда». Библиотекарь рассказала о героизме, проявленном жителями блокадного города в годы Великой Отечественной войны. Затаив дыхание, участники мероприятия слушали о глубине трагедии и величии подвига людей осаждённого города. Была затронута тема о «Дороге жизни» — единственной ниточке, связывающая блокадный Ленинград с продовольственными базами.

В Лекарственской сельской библиотеке-филиале № 32 проведен урок мужества «Бессмертие и сила Ленинграда». Чем дальше от нас уходят события ВОВ, тем меньше дети знают о прошедшей войне. Данное мероприятие способствует формированию у детей чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда. Используя иллюстрации, библиотекарь и волонтеры раскрыли страшные события того времени, голод, нашли свое отражение в дневнике Тани Савичевой. Девочка вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых. Легендарная ледовая трасса проложена по Ладожскому озеру. Дорога жизни, от которой зависело спасение жителей от голодной смерти, вывоз детей, крайне истощенных людей. Волонтер библиотеки прочитала волнительные строки из поэмы Шишовой З. «Блокада» и стихотворение Берггольц. О. «Ленинградский салют». Это мероприятие никого не оставило равнодушным, помогло осознать глубину трагедии и величие подвига жителей осажденного Ленинграда. Они живы, пока мы о них помним.

Специалистом Новоандреевской сельской библиотеки-филиала № 8 совместно с Домом культуры в Новоандреевской общеобразовательной школе И.И. для учащихся 9-10 классов была проведена литературно-музыкальная композиция «У времени есть память», посвященная блокаде Ленинграда. Было рассказано о страшных событиях блокадного Ленинграда, показан видеоряд «Озеро Ладога», по которому перевозились продукты. Ребята с интересом слушали рассказ о Тане Савичевой и ее дневнике. О подвиге шофера Филиппа Сапожникова. В композиции прозвучали песни «Ах, война, что ты сделала подлая» Варум, «Дорога жизни» Розенбаума, «Священная война». Под музыку Шестаковича и Моцарта были зачитаны стихи.

Также в библиотеках-филиалах Симферопольского района были проведены следующие мероприятия: вечер-встреча «Пережившие блокаду» (Верхнекургановская сельская библиотека-филиал № 19); урок мужества «Летопись блокадного Ленинграда» (Краснозорькинская сельская библиотека-филиал № 30); урок патриотизма «Как воевали наши деды» (Кленовская сельская библиотека-филиал № 26); час памяти «Дети блокадного Ленинграда» (Школьненская поселковая библиотека-филиал № 18); урок мужества «900 дней

мужества и стойкости» (Кизиловская сельская библиотека-филиал № 54); беседа «Не смейте забывать об этом» (Солнечненская сельская библиотека-филиал № 59); урок мужества «И победили человек и город» (Широковская сельская библиотека-филиал № 17); патриотический час «Далекому мужеству верность, храня» (Урожайновская сельская библиотека-филиал № 15).