Правила построения комиксов. Дирижабль - это и персонаж, и средство передвижения, что тоже традиционный приём: вспомните гусей-лебедей, Джейка из «Поры приключений», волшебный школьный автобус, автомобиль из «Рыцаря дорог» или кота-автобус из мультфильма

Краткие истории с большим количеством иллюстраций принято называть комиксами. Обычно это печатный или электронный вариант книги, в которой рассказывается о приключениях супергероев или других персонажей. Раньше создание подобных работ занимало много времени и требовало специального навыка, а сейчас создать свою книгу сможет каждый, если воспользуется определенным софтом. Цель таких программ – упрощение процесса рисовки комикса и формирования страниц. Давайте рассмотрим несколько представителей подобных редакторов.

Это почти тот же стандартный Paint, что установлен по умолчанию на всех операционных системах Windows. Paint.NET является более продвинутой версией с обширным функционалом, которой позволяет использовать данную программу как полноценный графический редактор. Он подходит как для рисования картин для комиксов и оформления страниц, так для оформления книг.

Пользоваться этим софтом сможет даже новичок, и в нем есть все необходимые функции. Но стоит выделить и несколько минусов – имеющиеся реплики недоступны к детальному изменению собственноручно и нет возможности заниматься редактированием нескольких страниц одновременно.

Comic Life

Comic Life подойдет не только пользователям, которые занимаются созданием комиксов, но и тем, кто хочет создать стилизированную презентацию. Обширные возможности программы позволяют быстро формировать страницы, блоки, вписывать реплики. Кроме этого установлено некоторое количество шаблонов, которые подойдут под разные тематики проектов.

Отдельно хочется отметить создание скриптов. Зная принцип работы программы, можно писать электронный вариант сценария, а потом переносить его в Comic Life, где будет распознана каждая реплика, блок и страница. Благодаря этому формирование страниц не займет много времени.

CLIP STUDIO

Разработчики данной программы ранее позиционировали ее как софт для создания манги – японских комиксов, но постепенно ее функционал вырос, магазин наполнился материалами и различными шаблонами. Программа была переименована в CLIP STUDIO и теперь подходит для многих задач.

Функция анимации поможет создать динамическую книгу, где все будет ограничено только вашей фантазией и возможностями. Лаунчер позволяет переходить в магазин, где находится множество различных текстур, 3D моделей, материалов и заготовок, которые помогут упростить процесс создания проекта. Большинство продуктов распространяется бесплатно, а также есть установленные по умолчанию эффекты и материалы.

Adobe Photoshop

Это один из самых популярных графических редакторов, который подходит практически для любых взаимодействий с изображениями. Возможности данной программы позволяют использовать ее для создания рисунков для комиксов, страниц, но не для формирования книг. Сделать это можно, но будет долго и не очень удобно.

Научитесь постепенно, начав с написания сценария, рисовать полноценный комикс с помощью программы Clip Studio Paint . Должен признаться, для меня обдумывание всевозможных поворотов сюжета будущего комикса – самая любимая часть его разработки. О других частях этой работы и о том, как помогает мне в ней Clip Studio Paint, я расскажу в этой статье-уроке.

Для наглядности я использую свой старый проект, комикс «Торчвуд», рассказывающий о приключениях капитана Джека и Джона среди техно-джунглей. Именно эта может послужить примером неплохого дизайна персонажей и хорошей работы с текстурами.

Я хочу познакомить читателя с моей техникой работы и рассказать о том долгом пути, который начинается для меня с первых эскизов и знакомства со сценарием комикса (а также обо всех ошибках, которые я совершаю на этом пути).

Я работаю на Wacom Cintiq Companion 2, создаю заготовки, а для работы над окончательным вариантом использую 27-дюймовый Cintiq, подключенный к 21-дюймовому iMac с 4 ГБ оперативной памяти.
Каждая страница комикса всегда требует долгой и кропотливой работы, но впоследствии вложенные усилия оправдывают себя, поэтому всегда заставляйте себя трудиться. Однако при этом постарайтесь сделать так, чтобы над комиксом приносила вам радость.

Для того, чтобы последовать изложенным ниже советам, нужно загрузить набор пользовательских кистей.

01. Прочтите сценарий


Пробегитесь по сценарию и выделите ключевые моменты.

Как только почувствуете, что боязнь белого листа отступила, перечитайте сценарий. Лично я во время чтения выделяю в тексте значимые моменты для каждой панели в будущем комиксе, ищу самые важные сюжетные события: все это поможет мне лучше рассказать историю. Также я делаю наброски и записи, которые могут мне понадобится во время работы.

02. Сделайте наброски


Сделайте первые рисунки, а затем улучшайте их.

На этом этапе очень важно не зацикливаться на несовершенстве первых эскизов, так как их легко переделать. Я изначально делаю очень грубые наброски, игнорируя анатомию, а уж потом совершенствую их, при этом думая о том, где лучше разместить пузыри для реплик. Как правило, на этом этапе работы я использую Cintiq Companion 2.

03. Поработайте над особенностями сюжета


Изучите сценарий и получите справочные материалы.

Так, если сюжет будущего комикса подразумевает наличие в нем большого количества разных видов растительности, я буду изучать виноградные лозы, джунгли и разные виды грибов. Обычно на этой стадии работы я беру в руки карандаш, чтобы сделать рисунки и записи. Впоследствии они помогут мне создать на страницах комикса полноценный мир и подходящую окружающую среду для персонажей. На этом этапе работы я перехожу на 27-дюймовый Cintiq.

04. Разместите персонажей в пространстве


Используйте инструмент «Рамка» для создания границ.

Когда эскизы готовы и сюжет тщательно изучен, самое время перейти к работе над страницами. Я делаю границы панелей с помощью «Рамки», а затем внутри делаю наброски силуэтов персонажей с помощью Darker Pencil brush. Это дает мне возможность оценить масштаб работы с персонажами.

05 Добавьте деталей


Добавьте новый слой, а затем начните работу с деталями.

Когда мне начинает казаться, что фигуры персонажей расположены правильно, я создаю новый слой и оставляю в покое силуэты, начиная работу над анатомией и исправлением рисунка. Здесь я снова использую Darker Pencil brush. После того, как набросаны основные линии, можно начинать совершенствовать рисунки.

06. Работа с линиями


Когда все фигуры наконец-то расставлены по своим местам, самое время заняться настоящим рисованием.
После этого моя с пропорциями закончена, и проблема размещения фигур в пространстве листа решена, наступает время создания нового слоя и работы над рисунком. Обычно я использую Ink Pencil line brush для дальнейшего усовершенствования набросков. По моему мнению, на этом этапе лучше вносить лишь небольшие изменения, обращая особое внимание на светотень и текстуру.

07. Работа над ошибками


Осмотрите получившуюся страницу и поищите ошибки.

Отложив инструмент, я тщательно осматриваю страницу, чтобы понять, что в рисунках нужно исправить. Внимательно посмотрев на работу, можно заметить ошибки; перед тем как их исправить, я делаю для себя некоторые заметки. На этом этапе помните, что все исправимо, так как рисунок не высечен в камне.

08. Сделайте линии более широкими


Используйте кисть Neil"s Ink Pencil чтобы сделать линии шире.

На этом этапе работы нужно сделать линии более толстыми и более плавными с помощью Ink Pencil brush (надо бы придумать этому инструменту название получше). Линия очень важна, она помогает верно передать свет и тень в рисунке, а также массу персонажа, поэтому работать над линиями следует особенно тщательно.

09. Добавьте новые детали


Маленькая деталь может иметь большое значение. Но здесь важно не переусердствовать.

Все еще используя Ink Pencil brush (знаю, знаю), я начинаю добавлять тени и массу небольшим деталям. При этом лучше избегать излишней декоративности и не добавлять слишком много деталей. Помните, что иногда отсутствие какого-либо элемента может произвести не меньшее впечатление, чем его наличие.

10. Внесите исправления


Если вы не совсем довольны чем-то в вашей работе, самое время исправить все, пока еще не слишком поздно.

Внимательно осмотрев страницу, я понимаю, что мне не нравится то, как выглядит голова капитана Джона. На новом слое я делаю новый набросок головы, а затем исправляю его. На этом этапе работы очень помогают справочные материалы, можно использовать зеркало или сделанные телефоном фотографии, чтобы передать нужный ракурс.

11. Уделите внимание второстепенным персонажам


Выделите незначительных персонажей с помощью силуэтов и теней.

Как и в случае с маленькими деталями, я стараюсь не переусердствовать, не уделять персонажам второго плана слишком много внимания. В частности, я слежу за шириной линии, когда работаю над фоном. Силуэты и яркие тени могут помочь выделить второстепенных персонажей. Они могут затеряться на фоне если нарисовать их слишком бледно.

12. Приведите анатомию в порядок


Постарайтесь придать фигурам ваших персонажей динамичность и сделать все для того, чтобы они выглядели естественно.

Я недоволен ногами капитана Джека: они выглядят немного странно на моем первом рисунке, поэтому я перерисовываю их. Следует сделать все, чтобы персонажи выглядели живыми и естественными, а их фигуры были динамичными. Так же я работаю над персонажами второго плана, стремясь вписать их в перспективу.

13. Добавьте текстуру


Кисти Clip Studio Paint"s texture помогут привнести в рисунок насыщенность.

Прекрасные инструменты Clip Studio Paint делают мою работу лучше помогая передать дым и воздух в рисунке. Еще я добавляю немного штриховки чтобы придать рисунку большую выразительность. В конце концов я дополняю работу растительными элементами на заднем плане и добавляю источники света в первую панель.

14. Последние штрихи


Перед окончанием работы внесите последние изменения.

Когда над комиксом почти закончена, я слегка переделываю лицо капитана Джона на нижней панели и добавляю немного штрихов на фон. Затем я перехожу к верхней правой панели и рисую энергетические волны. Как только я понимаю, что доволен результатом работы, я сохраняю комикс как монохромное изображение TIF с 500dpi, а затем откидываюсь на спинку кресла. Уф!

Эта статья первоначально появилась в 149 выпуске журнала ImagineFX, ведущего мирового журнала для цифровых художников.

Любителям комиксов и тем, кто хочет попробовать создать что-то свое, будет особенно интересно посмотреть ролик о том, как сделать комикс!

При желании вы даже можете сотворить собственных оригинальных персонажей. Рекомендуем воспользоваться одним из 10 полезных и удобных онлайн инструментов из этой коллекции.

Create Your Own Comic от Marvel

Marvel Comics или Marvel Worldwide Inc. – американский издатель комиксов и связанных с ними медиа. Если существует компания, которая точно знает, что необходимо для создания грандиозного комикса, то это Marvel.

Этот крутой сайт весьма прост в использовании. Вы можете применить различные сцены, задействовать персонажей и объекты из вселенной комиксов Marvel, чтобы создать свои собственные истории онлайн.

Bitstrips

Bitstrips поможет создать мультипликационную версию самого себя. Вы можете обзавестись новой прической, добавить немного макияжа, изменить размер лица и наряд. Помимо браузерной версии, существует приложение Bitstrips, которое пользователи Apple признали одним из лучших скачиваемых приложений.

MakeBeliefsComix.Com

MakeBeliefsComix.Com – бесплатный инструмент для создания комиксов с большим количеством символов, шаблонов и подсказок. Он настолько прост в использовании, что в нём легко разберётся даже ребёнок. Тем не менее, здесь есть одно ограничение – цвет. Вы можете менять окраску фона, но персонажи в любом случае останутся чёрно-белыми.

ToonDoo

ToonDoo даёт вашей фантазии больше свободы. Хотя здесь предусмотрен стандартный набор символов и вариантов фона, сервис позволяет вам создавать свои собственные обои и даже свободно рисовать некоторые объекты. Кроме того, вы можете использовать в комиксах свои фотографии и манипулировать ими как вам угодно.

Comic Master

Comic Master – флэш-сайт, в котором легко ориентироваться. С помощью этого сервиса, вы можете создавать собственных героев и оригинальные сюжеты для них. Здесь вас ждёт простой пошаговый процесс, который начинается с создания макета и заканчивается удивительным завершённым комиксом.

Chogger

Chogger – это бесплатный сервис для создания комиксов с хорошей коллекцией инструментов для редактирования. Вы можете использовать существующие изображения либо нарисовать свои собственные. С Chogger даже есть возможность сделать снимок через веб-камеру и вставьте его в своё произведение. Также доступна опция, позволяющая настроить каждый добавленный кадр.

Pixton

Pixton – инструмент для создания комиксов методом drag-and-drop / тащи-и-бросай, который позволяет любому пользователю создавать свои шедевры вне зависимости от наличия художественных талантов. Все, что вам нужно сделать, это присоединиться к сообществу Pixton, тогда вы сможете начать обмениваться своими творениями с другими.

Strip Generator

Strip Generator на самом деле даёт вам не так много пространства для проявления собственного стиля – вы можете использовать лишь существующие значки и шаблоны. Тем не менее, выбор представлен многими вариантами. Чтобы сделать комикс, подберите себе кадр и перетащите к нему символы и объекты.

Write Comics

Write Comics – ещё один простой сайт для создания комиксов и историй. Вам не нужно регистрироваться или заполнять различные формы. Выберите фон в меню, персонажа и пузыри для речи. Так просто у вас появляется собственный комикс.

Witty Comics

Witty Comics. Этот онлайн-инструмент станет чрезвычайно полезен для преподавателей и студентов, которые изучают языки. Сервис позволяет изобразить диалог между двумя персонажами. Всё, что вам нужно сделать, это выбрать заранее нарисованные сцены и героев, а затем добавить к ним текст.

Привет! У меня отличная новость: я открываю цикл статей в которых расскажу, как тебе создать свой первый комикс. Сегодня мы поговорим о содержании цикла и попутно рассмотрим процесс создания комикса от идеи до публикации. А если ты думаешь что тебе не нужен свой комикс то вот тебе 8 причин зачем тебе рисовать свой комикс

Но для начала пара оговорок, ну или условностей:

  • Во-первых, я рассматриваю ситуацию с точки зрения, что ты – индивидуальный творец, а не команда энтузиастов, это к примеру, относиться к статье подготовка рабочего места, или к созданию и прорисовке персонажей, ну и, так, по мелочи;
  • Во-вторых, мы в основном будем говорить о веб пространстве и это означает, что стадия обращения в издательство, пред печатная подготовка, печать, распространение и т.д. здесь рассмотрены не будут.

Блок А: подготовка

Блок Б: рисуем, рисуем, рисуем

Блок В: всему свету

Идея от начала и до победного финала

Итак, для того что бы создать свой комикс, начать стоит с идеи . Зуб даю, у тебя в голове давно вертится сюжет, который ты уже полюбил и стал первым фанатом, но вот проблема: «Как рассказать всем эту классную историю и что бы это было красиво/круто/эпично/романтично/и т.д.?». Вот на этот вопрос мы и будем давать ответ в одной из следующих статей.

Уже перед началом работы над комиксом необходимо знать, как он закончится, тогда, к примеру, можно будет вводить персонажей, которые якобы влияли на поведение наших героев еще с первых страниц, хотя ты только сейчас придумал «вот этого парня».

Мы поговорим о клише в мире комиксов и как начинать истории или их заканчивать точно не стоит.

Создаем мир, наполняем его жизнью и действующими лицами

Словно законченная пьеса готов и наш сюжет и теперь пора искать театр для воплощения его в жизнь и создания декораций. Я конечно же говорю о создании мира , в котором будут разворачиваться события и где живут герои твоей истории.

В понятие «проработанный мир» я вкладываю историю его возникновения, недавнее прошлое и недалекое будущее, после, либо во время путешествия наших героев, описание условностей мира и нерушимых основ мироздания.

Может показаться что я говорю только об эпичных сказаниях, а у тебя «небольшая история про тебя и твоего друга» ну или как-то так. Сеттинг, т.е. окружающая среда должны присутствовать всегда и быть хорошо проработан. Опиши место, в котором живет твой персонаж, его соседей, его отношение к ним и их к нему, придумай что-то необычное что может каждый день наблюдать наш герой во дворе или наоборот что-то всем знакомое, так что читатель подумает: «Да, меня тоже это уже достало!». Это придаст твоему миру атмосферы и сделает его «настоящим».

Так же не стоит забывать и всех, всех, всех возможных героев, которые могут возникнуть на протяжении всей истории, упомяни их! На данном этапе не надо прописывать их вдоль и поперек, нет, просто вплетай их в сюжетную канву как-то так: «А затем они встретили N, который их впоследствии предаст, но познакомит с Т, а он поможет героям выполнить задание. <…> Затем N осознает свою неправоту, но будет уже поздно» и т.д.

Даже если ты пока еще не знаешь, как вписать того или иного героя в свою историю, все равно сделай себе пометку на полях или где-нибудь еще, что хочешь его ввести, а где и когда уже потом додумаешь.

Придумываем уникальных и неповторимых персонажей

Тут-то мы и займемся вплотную твоими новоиспеченными героями и злодеями. Поговорим о психотипах персонажей, клише и тех «уников» которые разбавляют окружающую атмосферу. Так же затронем тему уникальных аксессуаров, создающих уникальный образ героя, об одежде, прическе, эмоциях и т.д. И под конец начнем рисовать каждого героя «от» и «до», повторяя образ раз за разом что бы отточить навык и создать себе «дорожную карту» для последующей репликации героя в любой позе и с любым выражением лица.

В каждого из своих действующих лиц ты должен вдохнуть жизнь и частичку себя. Хорошо проработанный персонаж, не картонный, интересный и продуманный – успех который вознесет тебя на Олимп славы комиксистов… ну или во всяком случае поможет сделать первые шаги. Когда ты создашь уникального персонажа, понравившегося твоей публике так сильно, что ты начнешь получать фанатские рисунки, можешь считать, что со своей задачей ты справился;)

Превращаем сюжет в сценарий

Да, для тех, кто может не подозревал, написание сюжета - это еще не все, после него идет сценарий. «И в чем отличие?» спросить кто-то, да собственно в назначениях этих трудов.

В сюжете мы описываем ситуации, отношения персонажей к ним, как развиваются события, а в сценарии строго прописываются все сцены (на то он так и называется ), которые будут присутствовать в комиксе, с диалогами и действиями.

Давай рассмотрим на примере: «Солнце садилось за горизонт. Стоя на скалистом обрыве Юнона смотрела вниз и размышляла о последствиях возможной осечки в столь крутом месте. Постояв так пять минут она развернулась и вернулась в лагерь к своим друзьям», мы отчетливо представляем себе картину, но «МЫ» это каждый из нас по-своему.

Поэтому при конвертировании одного в другое получиться примерно следующее: «Кадр 1. Солнце наполовину скрылось за горизонтом. Кадр 2. Юнона стоит на обрыве, вид снизу из пропасти, взгляд Юноны направлен на читателя, т.е. вниз обрыва. Кадр 3. Вид сверху Юноны и обрыва, мысле-пузырь Юноны «Да, сорваться отсюда, никому не пожелаешь!». Кадр 4. Вид в ¾ Юнона уходит с обрыва, мысле-пузырь «Хватит рассматривать, уже пять минут как меня ждут в лагере».

Я думаю сейчас понятна разница между сюжетом и сценарием. В статье мы подробно рассмотрим, как описываются разные ситуации в сценарии и самое главное, о том с какого момента уже можно начинать рисовать и перестать погибать над текстом:)

Делим сценарий на кадры — раскадровки

Раскадровки это схематический рисунок воплощающий сценарий. Набор картинок на котором изображены все эти «Кадр 1» «Кадр 2» и т.д. Прием принято относить к анимации и процессу создания фильмов, но и нам, комиксистам, он не мало помогает.

Особой хитрости в раскадровках конечно нет, однако всегда есть свои правила, полезности, трюки и советы. К примеру, не стоит кормить читателя одними и теми же видами раз за разом, нужно менять точки перспективы, камеру, угол зрения и т.д. Проще всего это делать на схематических рисунках, утвердив которые можно уже и полноценный фрейм создавать.

Так же в этой статье мы поговорим о том какой формат страниц выбрать для своего комикса.

Раздаем реплики и создаем текстовые пузыри

Вот теперь после того как мы расписали сюжет в сценарий, нарисовали раскадровки, можно и… еще немного подождать до того, как начать рисовать и заняться текстом. А ты думал, что комиксы - это только рисовать? Ох, нет умение рисовать это один из важнейших навыков, который лежит на поверхности, но вот сколько за ним кроется рутины, это ужас.

«Вот для чего, для чего сначала текст, а лишь потом рисовать?» — спросишь ты. А для того что бы рисовать меньше. По правилам построения комикса (которые тол и я вспомнил, то ли придумал только что ) не текст помещается в текстовом пузыре, а пузырь рисуется вокруг текста, таким образом необходимо выделить место под диалоги еще до того, как приступать к «серьезной» работе.

И, да, диалоги в комиксах не то же самое что в книге/рассказе, тут необходима краткость, но емкость, прямота и двусмысленность одновременно… ну и много чего еще. Подробно этого коснемся в самой статье.

А сейчас о том, почему сначала текст, а потом рисунок: под текстовые пузыри обычно выделяется много места, и они закрывают собой часть заднего плана, иногда и персонажей, которых можно (!) не прорисовывать, в связи с чем сократить себе количество работы! Круто я придумал да? Да ладно, шучу, шучу.

Прорисовка фрейма от кончиков пят до макушки головы

Теперь начинается магия! Та самая отвратительная, страшная, дико сложная магия! То самое время, когда от тебя потребуется весь твой не дюжий талант и навык, усидчивость и терпение, а также, если ты будешь сильно увлечен, многие бессонные часы.

Нет, я не пугаю тебя, а говорю, как есть, ровно до того момента пока ты не привыкнешь к рисованию настолько, что персонажи из-под твоего пера уже не будут выходить небрежно и со скрипом, а легко и аккуратно. Да, когда ты привыкнешь к этой работе тогда она с каждым выпуском, страницей или кадром будет получаться все лучше и лучше и приносить огромное количество удовольствия (на самом деле это не правда =/ ).

В одной из статье мы рассмотрим и лайн-арт рисунка, и цвет, и свет с тенью, поговорим о всех стадиях, которые проходит каждый рисунок, я дам несколько практических рекомендаций как прокачать навык рисования и увеличить скорость работы над каждым кадром.

Выбираем подачу и «упаковываем» комикс

Теперь нужно все наши кадры объединить в страницы, главы, разделы и другие причудливые формирования, а если ты думаешь, что компоновка фреймов в страницы это проще пареной репы, то не спеши с выводами.

Положение кадров задает динамику нашей истории, большое количество фреймов говорит о медленном течении истории, большие кадры говорят о важности и т.д. Здесь нам сильно поможет книга Скотта МакКлауда «Теория комикса» , в которой просто гигатонны полезных советов для комиксиста.

Я уже выпускал статью где вкратце рассмотрел какие элементы должны присутствовать в оформлении комикса , но в этот раз мы остановимся подробно и препарируем несколько экземпляров из сети западной и отечественной, ведь все зависит от цели.

Если ты хочешь быть «серьезным», то можешь даже завернуть свой комикс в pdf и распространять за деньги или просто увеличить охват аудитории, вопрос лишь в чем смысл? Ну, то есть, надо сначала ответить на этот вопрос, а затем пускаться во все тяжкие.

Выбираем площадку для публикации

И вот наконец этот момент настал! Да теперь можно предъявить миру свое творение и побороться за свою частичку славы на Олимпе комиксостроения — интернете… Ну мы ведь все еще говорим о веб-комиксах? =)

Выбор площадки достаточно ответственный шаг, так как с ресурсом, на котором ты разместишь свою историю у тебя будут долгие и серьезные отношения, потому как переносить комикс с площадки на площадку не красиво, да и, откровенно говоря, неудобно.

Мы рассмотрим несколько примеров отечественных агрегаторов комиксов, поговорим о западе, это если ты вдруг захотел делать комикс на иностранном языке и так же поднимем вопрос создания своей собственной площадки для веб-комиксов, ведь уникальное доменное имя, соответствующее названию комикса, поднимает его авторитет в глазах читателей.

И это будет заключительная статья, к моменту выпуска которой я уже надеюсь представить первые результаты своей работы)

Вот на этом в принципе и все, закончились мои анонсы будущих статей, а также подробненький план создания своего первого комикса. Давайте еще раз для закрепления:

  1. Подготавливаем рабочее пространство
  2. Придумываем идею, создаем конфликт
  3. Описываем сюжет от завязки до финала
  4. Описываем главных героев во всех красках
  5. Прорисовываем действующих лиц, включая уникальные вещи и эмоции
  6. Переводим сюжет в сценарий
  7. Рисуем раскадровки
  8. Помещаем в раскадровки текст и оформляем визуальными эффектами
  9. Прорисовка фрейма
  10. Компоновка всех фреймов в страницы
  11. Оформление страницы (подача)
  12. Сборка всех страниц вместе (файлы в папке или pdf)
  13. Публикация на ресурсе

Не забудь подписаться на обновления что бы не пропустить этот цикл статей!

P.S. Ребят, я вот достаточно пухлый человек, люблю сладкое, да и вообще всю «вредную» пищу, но тут шарился по сети и нашел сайт на котором, как говорят создатели меня смогут освободить от сладкой зависимости )) Я собираюсь попробовать, ай да кто со мной?))

На сегодня все, всем творческого настроения друзья!

Если ты задумал создать свой комикс, хочешь нарисовать свою собственную историю - вымышленную или случившуюся на самом деле - графические иллюстрации к книге, мы поможем тебе в этом.

С нами ты сможешь воплотить свои творческие идеи на хорошем техническом уровне, даже если ты никогда ранее не рисовал. Для этого тебе нужно внимательно прочитать этот обзор и ознакомиться с другими нашими уроками рисования , где мы подробно раскрываем отдельные технические нюансы и приемы, которые тебе понадобятся для создания комикса.

Для большей наглядности мы разберем технику рисования комиксов и, естественно - уникальную методику, разработанную с этой целью Аароном Шнорбицем, на конкретном примере онлайн комикса "Аарон Шнорбиц: Начало" .

С полной русской версией этой автобиографической комикс-ретроспективы ты можешь ознакомиться в нашем разделе "Комиксы. Оригинальная английская версия комикса находится .

Чтобы облегчить усвоение материала, разобьем процесс рисования комиксов на несколько этапов и разберем их по отдельности. Однако сначала мы хотим тебе напомнить:

Несмотря на то что мы рассматриваем создание комиксов в графическом редакторе Illustrator CS5, ты можешь рисовать их по аналогии в других версиях этого редактора, графических программах и даже на бумаге, воспользовавшись нашими советами в статье "Уроки рисования от А до Ш" . Мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с этим материалом, который позволит тебе лучше понять саму суть нашего метода.

Итак, если ты просмотрел статьи, к которым ведут вышеприведенные ссылки, ты уже понял, что для графического воплощения наших идей мы пользуемся двумя основными приемами – коллажом и трейсингом . Этими же приемами в аналогичной последовательности мы воспользуемся для создания комикса и разделим этот процесс на следующие этапы:

Для этого нам понадобится:

а) Графический редактор Illustrator CS5, b) Интернет-соединение, c) мозг, способный мыслить логически, d) терпение и желание творить

Если первые два условия (a,b) являются опциональными, так как ты можешь создать комикс по аналогии при помощи карандаша, бумаги и печатной прессы, последние два условия (c,d) являются обязательными.

Проработка идеи будущего комикса

Самый первый и важный этап. Тебе предстоит конкретизировать и уточнить (как с общей авторской, так и технической точки зрения) основные моменты твоего будущего комикса.

Прежде всего, тебе стоит хорошенько продумать действующих лиц твоего комикса, их особенности, привычки, поступки, место действия . Ты должен точно представлять себе характер твоего героя, чтобы выстроить правильную и естественную для него линию поведения, его облик, манеры. Ты также должен выбрать правильный контекст и антураж (включая других действующих лиц), где будет разворачиваться действие.

Затем тебе следует продумать само повествование - от начала до конца и выбрать, какие события ты хочешь выделить, то есть отобразить на странице в отдельных клетках. В конце этого этапа ты уже должен четко представлять, что ты хочешь, и как примерно хочешь это отобразить на страницах. Если ты новичок в этом деле, тебе следует избегать технически сложных в реализации идей, как например, комиксы с большим количеством действующих лиц, или, например, с детальными и комплексными пейзажами (фоновыми рисунками) или сюжеты, где требуется фотографическая точность персонажей и отображение сложных эмоций и жестикуляции.

К этому этапу следует подойти предельно внимательно, так как любые ошибки здесь могут обернуться в дальнейшем в процессе рисования (когда ты проделал уже довольно трудоемкую работу) в реальные проблемы.

Например, задумав слишком замысловатый сюжет и нарисовав несколько страниц, ты вдруг можешь понять, что для завершения твоей истории тебе нужно нарисовать еще 100 страниц. Кроме того, выбрав в качестве сюжета батальную тему, ты можешь очень быстро устать от непосильного прорисовывания тысячи мелких человечков. Еще одной роковой ошибкой может оказаться сам главный герой, от которого требуется сложная мимика.

Поэтому для начала выбери короткий сюжет с минимумом действующих лиц и простыми декорациями (фоновыми рисунками).

Теперь поясним этот этап реализации комикса на конкретном примере первых двух страниц онлайн комикса “Аарон Шнорбиц: Начало”



Нашей задачей было отобразить на первых двух страницах комикса события с момента ареста пятнадцатилетнего отца Шнорбица агентами ФБР во время убийства президента Д. Ф. Кеннеди в Далласе до его (отца, естественно) женитьбы в 23 года в ссылке в Биллингсе!

На первый взгляд – непосильная задача. Отобразить 8 лет жизни человека всего на двух страницах! Человека, знакомого нам лишь по обрывочным описаниям его вечно поддатого сына.

Однако, на практике, при здравом и последовательном подходе все оказалось довольно просто.

Действующие лица: 15 летний парень. Так как комикс отражает реальные события, то поведение нашего юного героя мы также сделали предельно реалистичным. Это не герой-мутант со сверхспособностями как у человека-паука, а простой парень, попавший под жернова беспощадной системы из-за своего любопытства. Столкнувшись с ФБР, он мог только испугаться, покориться, смириться и сокрушаться. Линия поведения здесь предельно предсказуемая и естественная для такой ситуации. Внешний облик героя - заурядный.

Окружающие его люди - агенты ФБР. Мы также решили их сделать максимально похожими на настоящих - хладнокровными, черствыми, туповатыми, в классических черных костюмах и очках.

Место действия: Даллас, где произошло убийство Кеннеди, и Биллнгс. Мы сразу же решили либо ограничиться изображением общей панорамы, отдельных мест и достопримечательностей, либо просто - текстовым описанием, чтоб облегчить себе работу.

Повествование: Мы четко представляли себе последовательность событий и четко знали, на каких из них следует поставить акцент, а о каких следует лишь упомянуть в тексте повествования. Мы также прекрасно понимали, что охватывая такой большой период жизни нашего героя основная часть повествования должна быть изложена при помощи сопроводительного текста.

Разработка предварительного сценария комикса, написание текста

На этом этапе тебе необходимо набросать эскизы страниц, примерно разделить на их клетки под иллюстрации, максимально глубоко продумать сценарий, написать текст.

То есть ты должен уже представлять, какие конкретно эпизоды повествования (или действия) ты будешь иллюстрировать, какие планы будешь использовать (крупные, общие), как ты будешь располагать эти эпизоды и соответствующий текст на странице.

Ты должен четко понимать , что комикс – это история, изложенная некой последовательностью картинок с текстом (как правило). Текст можно разделить на «закадровый» (повествовательный текст), прямую речь (высказывания и мысли персонажей, помещают в классические «пузыри») и текст, иллюстрирующий различные звуки.

При составлении сценария тебе нужно все это учесть. Ты должен продумать все так, чтобы на заданных страницах у тебя поместились все твои иллюстрации, чтобы они располагались в логичной последовательности и не были, например, слишком мелкими, а также, что немаловажно, оставить место для текста. Текст должен быть удобочитаемым (как по расположению, размеру, так и наполнению).

Здесь следует отметить, что текст в комиксе должен читаться как в книге слева направо и сверху вниз . Любые вольности с этим железным правилом могут привести к путанице. Всегда располагай «текстовые пузыри» с учетом этого правила.

Теперь рассмотрим наш пример:

В нашем повествовании мы сразу же выделили для себя ключевые эпизоды, которые хотели отобразить. Они должны были смотреться эффектно и емко, то есть четко и ясно иллюстрировать общую линию повествования даже без сопроводительного текста. По клеткам в соответствующей последовательности мы решили расположить:

1-я страница: Снайпер, кортеж президента в прицеле, испуганное лицо героя-свидетеля, арест, заключение, освобождение.

2-я страница: приезд в Биллингс, агенты-опекуны ФБР, три статичных плана скучающего на бензоколонке подростка, прекрасное лицо будущей жены, молодожены.

Чтобы лучше увязать все эти иллюстрации в одну сюжетную линию, мы дополнили их объемным текстом-повествованием, который должен пояснять читателю быстро сменяющие друг друга картинки и раскрывать перипетии сюжета. Именно по этой причине мы сразу же заложили под него на страницах комикса много свободного места.

Затем мы написали текст, который по объему соответствовал выделенному для него месту, примерно разместив его по клеткам. Чтобы не мельчить, на каждой странице мы решили помещать не более 6-7 клеток с рисунками. При такой плотности распололжения рисунков страница комикса формата А4 выглядит оптимально насыщенной и детальной.


Поиск необходимого материала

Теперь, когда мы имеем предварительный постраничный сценарий комикса, нам следует подготовить основу для его отрисовки.

Как ты уже понял, если прошел по ссылкам в начале этой статьи, мы используем метод Аарона Шнорбица , который подразумевает наличие у тебя самых минимальных художественных навыков. Это значит, что мы сведем к минимуму необходимость рисовать и, в основном будем заниматься обводкой (трейсингом) уже готовых изображений, которые мы "подгоним" при помощи коллажа под наш конкретный сценарий. Ну а для этого эти изображения нужно найти.

По существу, этот процесс аналогичен поиску и подготовке материала для рисования принта на футболку. В статье "Как самому нарисовать прикольный принт на футболку. Часть 1" мы подробно освещаем этот процесс, поэтому тебе будет очень полезно ее прочитать!!! Тем не менее, мы вкратце еще раз опишем тебе нашу задачу на этом этапе и ее решение.

Итак, положив перед собой сценарий-эскиз своего комикса, ты должен найти при помощи поисковиков в Интернете изображения, которые максимально точно соответствуют тем, которые ты хочешь видеть в клетках своего комикса, при этом сразу же прикидывая, как ты сможешь их подогнать под свой сценарий при последующей обводке.

Сейчас это кажется, сложным, но на нашем конкретном примере ты сейчас убедишься в обратном.

Рассмотрим первую страницу нашего комикса. Мы решили расположить на ней следующие изображения в соответствующей последовательности: снайпер, кортеж президента в прицеле, испуганное лицо героя-свидетеля, арест, заключение, освобождение.

Начнем с поиска иллюстрации для первой клетки-картинки комикса - снайпер.

Открываем браузер и в поисковике в строке поиска просто-напросто набираем слово "снайпер", нажимаем ввод и переключаемся на категорию "картинки". Чтобы при дальнейшей отрисовке не испытывать трудностей, выбираем картинки среднего и большого размера (в яндексе – колонка слева). На них хорошо видны детали, которые будут не лишними для нас при обводке. После этого нам остается лишь выбрать подходящую картинку.

Подбирая снайпера для нашей картинки мы, прежде всего, руководствовались тем, что он должен быть изображен в профиль (мы изначально хотели направить ствол в сторону правой клетки с картинкой кортежа в прицеле), его изображение должно быть широким и невысоким, чтобы он органично вписался узкую по высоте клетку. Мы также старались найти снайпера 1960-х годов, чтобы он соответствовал времени, когда разворачиваются события, однако, как ты заметил, немного отошли от правила и дали волю фантазии, сделав его более современным.

Когда первая картинка была найдена, мы приступили аналогичным образом к поиску второй, и так далее для всех последующих иллюстраций, которые мы хотели поместить на страницах комикса. В конце концов, мы собрали все необходимые для последующей работы изображения. Ниже мы приводим все картинки, собранные нами для первой страницы комикса:

Доработка сценария и композиции комикса (коллаж)

Таким образом, подобрав все необходимые для комикса иллюстрации в Интернете (или в печатной прессе) ты можешь приступать к доработке сценария и окончательному составлению композиции страниц и рисунков в отдельных клетках. Если выражаться проще - теперь из имеющихся у тебя фотографий и иллюстраций тебе нужно сделать коллаж в соответствии с твоей задумкой - сценарием , который ты уже разработал на предварительном этапе.

Если ты подошел к созданию комикса последовательно и основательно, как мы тебе рекомендовали, ты уже должен хорошо представлять, как расположить эти рисунки и "пузыри" с текстом. Тебе остается лишь подогнать их друг под друга, чтобы они смотрелись на странице так, как ты задумал. А для этого тебе нужно обрезать лишние края изображений, изменить по необходимости их масштаб, ориентацию (если это, опять же, нужно) и вписать в рабочую область, то есть страницу.

Работая в графическом редакторе Illustrator , ты можешь обрезать лишние края фотографий при помощи инструмента Clipping mask (object > clipping mask > make) , масштабировать при помощи Scale tool (S) , делать зеркальное отражение рисунка при помощи Reflect tool (O) .

При помощи Rectangle tool (R) и Ellipse tool (E) , сделав фон белым, а обводку - черной, ты можешь нарисовать пузыри для текста. В итоге, если, например, говорить о первой странице нашего комикса, из собранных рисунков выше, необходимо получить то, что ты видишь ниже справа - уже готовый для обводки коллаж , который выглядит практически как готовая страница комикса (ниже слева).


Здесь мы не будем сильно углубляться в чисто технические детали реализации коллажа для страницы комикса в графическом редакторе, так как они практически аналогичны тем, что подробно разобраны в нашей статье "Как самому сделать прикольный рисунок на футболку. Часть 2" . Ты просто делаешь все по аналогии с "поправкой на ветер". Мы лишь подскажем тебе, на какие моменты следует обратить внимание на примере нашей первой страницы комикса:

Все скачанные нами фотографии мы поместили при помощи команды Place (file > place) на рабочий стол - слой layer 1 (по умолчанию). В параметрах документа мы выбрали формат А4 и, тем самым, сразу же обозначили границы нашей страницы и получили ясную картину того, какие фотографии следовало обрезать, уменьшить или чуть увеличить относительно друг друга, чтобы они вписались в рабочую область с учетом отступа под поля и места под "пузыри" с текстом.

Текст мы разбили на части (по пузырям) и поместили в этот же слой. В этом слое текст нам нужен был прежде всего для того, чтобы более точно определиться с размерами "пузырей". В частности для этого же мы сразу подобрали шрифт и его размер, а также исходя из соображений, перечисленных в прошлых разделах статьи.

Предварительно скомпоновав фотографии в рабочей области А4, мы приступили к их подгонке, начав с первого изображения - снайпера. Его мы поместили в верхний левый угол под большое белое квадратное поле "пузыря", где должна была разместиться вступительная и довольно объемная часть текста. Нижнюю и ненужную часть фотографии мы обрезали. Ее место занял еще один "пузырь" с текстом. Таким образом, мы последовательно составили нашу страницу с левого верхнего до правого нижнего угла, активно пользуясь инструментом масштабирования.

Честно говоря, коллаж первой страницы нашего онлайн комикса был легок в реализации, так как удачно подобранные картинки не требовали внесения более сложных изменений, кроме как масштабирования и зеркального отображения. Однако, если бы это потребовалось, как например, на второй странице комикса (см. рисунок ниже - верхние две клетки, составленные из нескольких изображений) сам процесс лишь немного усложнился бы (нам пришлось бы предварительно сделать сначала коллаж отдельных клеток комикса), но никак не изменился бы.

Обводка и корректировка коллажа

Создав страницу комикса из подогнанных друг к другу фотографий и иллюстраций, а также "пузырей" с текстом (см. рисунок выше) тебе необходимо приступить к прорисовке твоего комикса, а точнее - обводке полученного фотоколлажа и внесению в него необходимых изменений (последовательность действий и техника полностью аналогичны описанным )

По большому счету все, что мы делали ранее – это была кропотливая подготовка к этому процессу обводки, который лежит в основе нашего метода рисования и позволяет получать классические страницы комиксов. Чем более ответственно и обстоятельно ты подошел к предыдущим этапам, тем легче тебе будет рисовать на этом этапе, поскольку залог создания красивого рисунка на этой стадии – это максимально точно и разумно подобранные тобой ранее фотографии для обводки, которые, при правильном подходе, требуют при прорисовке внесения минимальных изменений.

А какие изменения мы будем вносить? Условно их можно разделить на важные и косметические:

Важные изменения – это те изменения, которые определяют сюжет, облик персонажей и, особенно, главного героя. Иными словами, это изменения, которые позволяют увязать все твои картинки в единую историю, и без внесения которых твой комикс будет непонятным.

Например, если взять коллаж к нашей первой странице комикса (см. рисунок выше), ты увидишь, что человек-прообраз нашего главного героя во всех клеточках разный, а нам нужно сделать его одинаковым, так как согласно нашему сценарию это один и тот же человек - подросток. Поэтому нам нужно при обводке внести важные изменения. Чтобы упростить себе задачу, мы наделили нашего подростка примечательной прической, которая, в принципе, и определяет его внешний вид, особенно, при общей прорисовке. Кроме того, мы постарались чуть сузить его контуры, чтобы придать ему более субтильный и хрупкий вид.

К важным изменениям мы также можем отнести черные костюмы ФБРовцев, которых на оригинальных фотографиях не было. На рисунке ниже это прекрасно видно, а также изменения, которые мы внесли, чтобы превратить старика в подростка.

К косметическим изменениям можно отнести поправки, которые не влияют на сюжет и его восприятие, как например добавление фоновых деталей, мелких элементов одежды и т.д.

Совет: Как правило, во всех комиксах есть главный герой (или несколько), который изображается в самых разных планах и ракурсах практически на каждой странице комикса, так как вокруг него, по сути, строится история. Чем более узнаваемым он будет среди всех остальных персонажей, тем более монолитным и убедительным будет выглядеть твой комикс. Для этого тебе следует сделать облик героя более примечательным. Надели его особыми приметами. Это может быть необычная прическа, борода, очки, характерная одежда и т.д. в зависимости от твоей истории. Ты даже можешь просто выделить его одежду особым цветом, который на протяжении всей истории будет автоматически ассоциироваться у читателя с твоим персонажем.

Важно! Перед тем, как вносить изменения, рассчитывай свои силы. Не пытайся дорисовать что-то сложное, требующее от тебя художественных навыков. Вся дорисовка должна быть простой в исполнении и очевидной.


Заполнение текстовых полей комикса

Остался последний этап: заполнение текстовых полей – так называемых «пузырей» комикса. Напомним, что текст для твоей странички у тебя должен был быть готов и отредактирован еще на втором этапе создания твоего комикса, а также разбит на отдельные блоки, так как исходя из их объема мы рассчитывали величину пузырей, подставляя их для «примерки», и соответственно корректировали рисунки в отдельных клетках и общую композицию на страничке. Однако мы не поместили текст сразу в пузыри, а оставили их пока пустыми по ряду причин:

Первая: Как правило, даже после тщательной проработки, текст часто редактируется впоследствии. Как бы ты его не проверял, но в текст закрадываются порой даже очевидные ошибки. Кроме того, прочитав его на свежую голову через какое-то время, автор зачастую вносит в него стилистические изменения, чтобы он звучал лучше, естественнее.

Вторая причина: Даже если текст не подвергается дальнейшему редактированию, в будущем может возникнуть необходимость перевести его на другой язык , например, для участия в международном конкурсе или выставке.

Третья возможная причина: Изменение шрифта, в частности при печати комикса на бумаге меньшего формата, или уменьшении размеров цифровой версии иногда возникает необходимость подобрать менее красивый, но удобочитаемый печатный шрифт.

Этот фактор следует сразу учитывать при изначальном выборе шрифта для комикса (см. в начале статьи) и избегать прописных и чересчур замысловатых шрифтов, которые при уменьшении будут превращаться в нечитаемые завитки.

Итак, приняв во внимание все вышеперечисленные требования, мы создаем в Illustrator новый верхний слой специально для текста . Делается это для того, чтобы закрыв на замок основной слой с рисунками, тебе было удобней отдельно форматировать и редактировать текст странички, не боясь случайно внести нежелательные изменения в рисунки, или случайно что-то стереть.

В случае, если ты рисуешь комикс на бумаге, тебе просто следует оставить пузыри оригинальной странички пустыми, сделать несколько ксерокопий в высоком разрешении, и уже в них заполнить пузыри текстом. Таким образом, у тебя всегда будет под рукой чистый шаблон для работы с текстом.

И последнее: Старайся форматировать текст таким образом, чтобы в пузыре всегда оставалось больше свободного места , чем это необходимо. Таким образом, ты с большей вероятностью застрахуешь себя от нехватки места при возможных будущих редактированиях или переводах текста.

Удачи! Если у тебя возникли вопросы – оставляй комментарии, мы обязательно ответим на них. Ты также можешь вступить в наши группы ВКонтакте и Facebook, кликнув на соответствующие иконки на странице КОНТАКТЫ .