Социология труда как система научного знания. Важное место в теории производительности труда занимает место вопрос о взаимосвязи и соотношении производительности и интенсивности труда. С одной стороны, это две органические связанные между собой категории,

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА - отрасль социологического знания, предметом изучения которой является труд как общественное явление, а также те общественные отношения, в которые вступают участники трудового процесса.

Основные понятия социологии труда - содержание и характер труда, условия труда, форма труда (коллективная или индивидуальная), организация труда. Наряду с объективными характеристиками социологии труда изучает отношение работника к предмету, процессу и результату труда. Это отношение находит свое отражение в таких показателях, как удовлетворенность трудом, установки и ценностные ориентации в сфере труда, отношения между работниками или групп работников, занятых в производственной деятельности. Труд, трудовая деятельность всегда включены в определенные социально-экономические условия, связаны с той или иной социально-профессиональной группы, наконец, локализованы во времени и пространстве (рабочее место).

Как самостоятельная отрасль социология труда возникла в конце 19 - начале 20 веков. Теоретические и практические основы социологии труда были заложены Ф. Тейлором в процессе изучения причин, которые влияют на эффективность труда. Согласно Тейлору ключевая роль в этой зависимости принадлежит организатору производственного процесса - менеджеру, который должен наилучшим способом разделить работу и подобрать способы подготовки компетентного работника, а также использовать материальные стимулы для повышения продуктивности труда. Э. Мэйо в ходе анализа результатов эксперимента в Хотторне пришел к выводу, что эффективность труда работника в значительной степени зависит от его статуса в группе, статуса группы на предприятии, подчиненности групповым ценностям и нормам.

Приблизительно в то же время, в конце 20-х - начале 30-х годов 20 века, А.К. Гастев обратил внимание на факты сопротивления работников инновациям и наметил пути его уменьшения. В эти же годы был проведен ряд конкретных социологических исследований, связанных с изучением отношения к труду, выбора профессии, положения отдельных социальных групп в сфере труда. После значительного перерыва в середине 1960-х годов в СССР были опубликованы монографии по результатам конкретных социологических исследований. «Рабочий класс и технический процесс», «Человек и его работа». В них обосновывалась взаимосвязь между содержанием работы, уровнем ее оснащения, с одной стороны, и отношением к труду, удовлетворенностью работой, значимостью ценностных ориентации работников - с др. Проведенные впоследствии исследования зафиксировали в связи с переходом к индустриальному обществу, переменами в образе жизни отчуждение работников от процесса производства и его результатов, инструментализацию отношения к труду прежде всего как к средству для удовлетворения других потребностей, а не как реализацию себя в труде, проявление способностей, навыков, знаний и умений личности.

В связи с изменениями, происходящими в современном обществе, перед социологами труда ставятся задачи изучения изменения трудовых функций работников различных профессий, социальных факторов и резервов повышения производительности индивидуального и коллективного труда; структуры мотивов и ценностных ориентации работника в зависимости от конкретных условий и особенностей содержания труда; влияния отношения к овладению и распоряжению средствами производства, характеристик личности на структуру мотивации и производительность труда.

Н.В. Андреенкова

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 484-485.

Литература:

Штольберг Р. Соц-я труда. М., 1982; Соц-я труда / Под ред. Н.И. Дрях- лова и др. М., 1993; Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника: проблемы функционирования и развития. Екатеринбург, 1998; Ромашов О. В. Соц-я труда. М., 2001; Труд и соц. развитие: Словарь. М., 2001; Чангли И.И. Труд. Социол. аспекты теории и методологии иссл-я. М., 2002; Четырева Л.Б. Соц. конструирование труда. Самара, 2002; Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Чел. и его работа в СССР и после. М., 2003; Ракитская Г.Я. Социально-трудовые отношения: Общая теория и проблемы становления их демократического регулирования в совр. России. М., 2003.

Прежде всего посмотрим, чем различаются понятия «труд», «работа», «поведение», «деятельность».

В обычной социально-экономической лексике эти понятия часто обозначают одно и то же, но употребляются в зависимости от предпочтений и профессиональной квалификации исследователя или практика. Нередко эти термины означают различные грани одной и той же сущности, отражая те или иные аспекты преобразовательной деятельности человека.

Согласно Оксфордского словаря английского языка, впервые слово «труд» (labour) было употреблено в 1776 г. для обозначения «физического усилия, направленного на удовлетворение материальных потребностей сообщества». До этого и в науке, и в жизни употреблялось понятие «работа»: точнее, означался процесс выполнения тех или иных функций - военных, земледельческих, ремесленных, торговых.

В исторической практике понятие «работа» использовалось с тех пор, когда человек осознал себя как нечто отдельное от природы, как самостоятельное и самодостаточное явление. Причем употреблялось не столько слово «работа», сколько ее функции - сделал, совершил, добился (охотился, собирал, защищался, воевал и т.д.). Работа была связана с добычей непосредственных потребительских товаров и услуг и поэтому это слово никогда не употреблялось по отношению к людям, занятым управлением государством (или его звеньями), вовлеченным в творчество (художественное, научное). Работа носила некий механистический и даже принудительный оттенок, этим словом обозначалось также функционирование машин, механизмов. Несколько позже данный термин стал обозначать и функционирование организаций.

Что касается понятия «деятельность», то оно вошло в научный лексикон в XIX в. Этот термин означал характеристику не только объективных и субъективных факторов труда, но и специфическую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Понятие «поведение» было введено в социологическую практику в 1920-е гг., в период интенсивного развития конкретных исследований и институализации эмпирической социологии. Этим термином означалась совокупность внешних, наблюдаемых, наглядно регистрируемых актов, действий, поступков людей. Именно эта внешне регистрируемая реализация одной или нескольких функций позволяют говорить, например, в физике о поведении электрона, в биологии - о поведении животного. Развернутое представление о поведении в социальных науках было обосновано в концепции бихевиоризма в XX в., в которой поведение было провозглашено главным предметом анализа процесса «стимул - реакция», что считалось единицей поведения. Хотя основной постулат бихевиоризма был впоследствии подвергнут критике, суть трактовки поведения как наглядно функционирующего и наблюдаемого процесса осталась главной при его объяснении в социологических исследованиях.

Итак, во-первых, труд - это целесообразная деятельность, обеспечивающая взаимодействие человека с природой и обществом. Во-вторых, это единство объективных условий и субъективных факторов, что выражается в действиях, поступках человека по преобразованию материальных и вещественных элементов. В-третьих, труд - это создание потребительских ценностей (материальных и духовных), необходимых для удовлетворения потребностей как человека, так и общества и составляющих его структур.

И, наконец, понятие «труд» позволяет представить, как в исторической ретроспективе оно изменялось, дополнялось, расширяло сферу своего воздействия. В результате от первоначального смысла, связанного только с «физическими усилиями», оно стало включать в себя и умственный, и управленческий, и творческий труд, т.е. практически все сферы преобразовательной деятельности человека. Это тем более важно, что длительное время в истории человечества из-за неразвитости средств производства труд требовал большого физического напряжения. Долгое время люди считали труд наказанием божьим и стремились избегать его или переложить на других. И только в новейшей истории человеческого общества возникло представление о среде, в соответствии с которым человек благодаря труду становился существом sue generic, когда трудовая активность не только помогает создавать и творить благо, но и может делать его счастливым.

Основные (базовые) понятия социологии труда представляют собой достаточно сложную систему (это не только социальное, но и экономическое и культурное явление), которая, с одной стороны, учитывает достижения всех социальных наук, и в первую очередь философии и политической экономии, а с другой - имеет свой понятийный аппарат, который используется для эмпирического анализа конкретных процессов.

Из понятий, которые учитывает и заимствует социология труда у других наук, можно остановится на значимом для социологии понятии отчуждение труда. Важно понять этапы и социальные аспекты этого отчуждения, а также его современные лики по отношению к работнику производства.

Для социологии труда огромное значение имеет представление о разделении труда, об истории его появлении в жизни человеческого общества, его естественном, общественном и технологическом обличье. Для социологической науки важно осознать кардинальные изменения и этапы в общественном разделении труда, его проблемы в преломлении к каждому конкретному производству. Знание о разделении труда на умственный и физический, на управляемый и исполнительский, по тяжести и сложности труда, по профессиональной специфике значительно углубляет наши представления о трудовом процессе и его компонентах.

В научной литературе часто используется понятие «перемена труда» как объективная закономерность. Для социологии огромную роль играют формы проявления этой закономерности при организации труда на предприятиях, а также пределы и возможности перемены труда в границах одной профессии, проблемы перехода от одного вида труда к другому. Перемена труда важна и для характеристики способностей человека и возможностей их наиболее полноценного проявления в производственном процессе.

При всей важности этих понятий, которые образуют не только теоретико-методологический фундамент, но и методическую (инструментальную) основу исследований, необходимо остановится на тех, которые характерны для социологии труда. Напомним, что методологической основой этой специальной социологической теории является экономическое (трудовое) сознание и поведение людей и соответствующая производственная среда, которая олицетворяет объективные обстоятельства, обусловливающие функционирование работника производства как субъекта труда. Так как каждый из этих компонентов - экономическое (трудовое) сознание, экономическое (трудовое) поведение и производственная среда, в свою очередь, состоит из ряда компонентов, их нужно рассматривать через определенный понятий аппарат, не ограничиваясь общей характеристикой.

Анализ трудового сознания следует начать с того, что составляет первичное звено общественного сознания (с точки зрения теории) и какова исходная характеристика реального труда (с точки зрения практики). Таким первичным, исходным звеном является знание своей профессии, своих трудовых обязанностях. Это важнейшая составляющая часть умений и навыков - тех изначальных моментов трудового процесса, без которых он просто немыслим.

Умения и навыки, - несомненно важный, но не единственный компонент экономического сознания. Знания, информация об индивидуальном и коллективном труде, о путях и методах их использования на конкретном производстве, об их полезности и значимости для работника дополняются оценкой знаний, на основе чего вырабатывается отношение к труду, в том числе и с точки зрения его соответствия реальным потребностям. Кроме того, многочисленные исследования неоднократно подтверждали, что, кроме этого, необходимо изучать потребности и интересы работников.

По мере познания потребностей и интересов, оценки их значимости, полезности и необходимости необходимо выяснить природу и конкретные формы воплощения трудовых мотивов, побуждающих человека к активной деятельности. Социология труда накопила немалый опыт в их исследовании, поэтому задача состоит скорее в том, чтобы представить их как непременный элемент, используемый человеком в процессе производственной деятельности. Когда возникают проблемы в удовлетворении потребностей, огромную роль начинают играть ценностные ориентации и установки во всем их многообразии как смыслообразующие, базовые, универсальные ориентиры, которые характеризуют устремления людей не только в процессе труда, но и всей их жизни.

Социология труда исследует не только компоненты экономического сознания - она предполагает изучение трудового поведения, деятельности, которые выступают формой реализации процесса превращения сознания в реальную социальную силу. Дело в том, что экономическое сознание во всем его многокомпонентном богатстве - знания, потребности, мотивы, ценностные ориентации, установки, интересы и т.д. - не всегда прямо коррелирует с практической стороной своего воплощения в жизнь. В силу объективных и субъективных причин его компоненты не всегда приобретают объективированную форму своего выражения. Поэтому вполне правомерен вопрос: что должно восполнить (дополнить) экономическое сознание как изначальный элемент трудовой жизни людей? Логика развития труда показывает, что сознание людей реализуется в их действиях, механизме их осуществления и в достижении определенных результатов (социальных фактов), которые характеризует процесс их производственной деятельности.

С точки зрения социологии труда трудовое поведение людей, их деятельность представляет собой последовательную реализацию действий, нацеленных на достижение поставленных перед ними как работниками целей производственных организаций. В процессе трудовой деятельности человек выполняет предписанные им функции, успешность и плодотворность которых в той или иной степени соответствуют его установкам, потребностям и интересам.

В социологии труда анализируются не только трудовое сознание и трудовое поведение. Для получения научно-обоснованных выводов непременным компонентом исследования являются объективные условия, которые могут пониматься в широком смысле этого слова - как макросреда (ситуация в народном хозяйстве в целом, экономическое положение в стране и даже мире, состояние той отрасли экономики, в которой человек трудится), как мезосреда (социально-экономические факторы поселенческой структуры, т.е. того населенного пункта или регионе, где человек живет и трудится) и как микросреда (т.е. совокупность производственных условий, в которых работник выполняет свои трудовые функции). Такой учет объективных обстоятельств имеет свое логическое объяснение: если на уровне макросреды обеспечиваются условия развития и функционирования человека как гражданина, то на уровне мезосреды выявляются условия и факторы, влияющие на жизнь людей как жителей определенной пространственной организации (региона, города, села). Что касается микросреды, то речь идет о тех объективных внешних обстоятельствах, которые обуславливают поведение человека как члена конкретной производственной группы, в рамках которой осуществляется непосредственное взаимодействие между ее членами или участниками.

Объективные условия, представленные производственной средой и выступающие по отношению к человеку как независимые от него индикаторы, обязывают социологов труда учитывать и эту группу научных понятий.

Это прежде всего содержание труда, показателями которого выступают сложность и степень регламентации процесса действия, а индикаторами - соотношение затарт умственной и физической энергии, доля творческих элементов в работе, присутствие в труде контрольной функции.

Не менее важным является характер труда, раскрывающий отношение между людьми в процессе труда, что обусловлено отношениями собственности. В социологии труда рассматриваются также такие понятия, как наемный труд, труд творческий и исполнительский, труд менеджера и наемного работника, труд свободный и несвободный.

К внешним, объективным условиям, воздействующим на человека в процессе труда, нужно отнести и условия труда, которые можно трактовать в широком и узком значении слова. В широком смысле условия труда определяются господствующими социально-экономическими, социально- политическими факторами, которые опосредуются политикой государства, отношениями общества к труду. В узком смысле - это условия труда непосредственно на производстве, которые складываются из санитарно-гигиенических, психофизиологических и социально-бытовых условий. На этом и сосредотачивают свои усилия социологи при анализе конкретной производственной ситуации.

Внешним фактором по отношению к человеку выступает и организация труда, технологически воплощающая в себе процесс соединения живого и овеществленного труда. В ее компетенцию входят организация труда на индивидуальном рабочем месте, в первичном производственном коллективе, учет особенностей ее проявления в различных отраслях национального хозяйства.

Огромную роль в трудовом процессе играет профессиональная подготовка работника, его обучение, повышение уровня технической и технологической грамотности. В этой связи актуальным становится анализ понятий «профессия», «специальность», «квалификация», а также различных форм профессиональной компетентности работника.

К внешним факторам следует отнести процесс, который по сути дела является объективно-субъективным феноменом - стимулирование. С одной стороны, речь идет о способах и методах воздействия на человека, призванных усилить его заинтересованность в повышении производительности труда. С другой стороны, эти способы и методы носят субъективный характер, так как они исходят от организаторов производства, их понимания роли и значения вознаграждения за труд, их кругозора при разработке стратегии развития. С этим связан и встречный, субъективный процесс - мотивация, которая означает реакцию и масштабы предлагаемых условий труда.

Наконец, к феномену объективно-субъективного порядка следует отнести и проблемы социального контроля как функции управления за мерой, интенсивностью и содержательностью труда. С этих позиций анализируются такие его виды, как деятельность официальных органов, контроль со стороны окружающей среды и самоконтроль. Для работника приобретает важность механизм социального контроля, применение стандартов и критериев оценки его деятельности, его участия в коррекции трудового процесса. Поэтому необходимо иметь представление о функциях социального контроля, в том числе санкциях как форме оценки качества трудового поведения.

Такая характеристика понятий социологии труда коррелирует с трактовкой социологии как социологии жизни, не противопоставляет их друг другу, и наоборот, устанавливает их логическую соотнесенность, чего, к сожалению, иногда не бывает, когда характеризуется социология в целом и ее составные части.

Таким образом, социология труда как специальная социологическая теория представляет собой органическое единство трудового сознания и поведения (деятельности) людей как субъектов производственной жизни и производственной среды. Содержание социологии труда не конструируется произвольно, само по себе - оно отражает реально сложившуюся ситуацию: работник включается в трудовой процесс посредством реализации своего сознания, своей деятельности (поведения) в зависимости от условий, объективных обстоятельств и окружающей среды. Такое описание содержания социологии труда, соединяющей в себе объективные и субъективные процессы, к которые включен работник, дает возможность наиболее полно и обстоятельно представить все процессы, происходящие в производственных организациях, и ответить на вопрос о социальных резервах труда.

Социология труда

Труд представляет собой обязательно целесообразную человеческую деятельность, на нем основывается жизнедеятельность людей. Сегодня труд предполагает определенную общественную форму, определенные отношения индивидов в ходе трудовой деятельности. Вследствие этого история цивилизации, история человека - это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности. А главное, труд - это природное и ключевое условие жизнедеятельности человека. В широком понимании, под трудом подразумевают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей.

Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Ключевые формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали, так и по вертикали. Ценность труда в развитии человека и общества заключается не только в прямой пользе от создания материальных и духовных ценностей. Кроме этого, в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, обогащает свои знания. Творческий характер труда проявляется в новых идеях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда и других прогрессивных технологиях, которые уже ведут к созреванию новых потребностей.

Социология труда - одна из практически важных отраслей социологического знания, разработанных в прошлом. На сегодня, социология труда - наиболее развитая область российской социологии. Это повлияло на появление некоторых экономических специальностей. Например, в 1987 году во многих вузах специальность "социология и экономика труда" заменила "экономику труда". А это показатель того факта, что без социального знания уже невообразим продуктивный процесс руководства в трудовом коллективе.

Социология труда - это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Социология труда представляет собой одну из специальных социологических дисциплин, предметом которой служат отдельные общественные явления и специфические связи в процессе трудовой деятельности между конкретными явлениями и процессами, образующими в своей совокупности общество как целое.

Целью социологии труда является исследование социальных явлений, процессов, а также разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.



Основная задача социологии труда заключается в расширении знаний о реально имеющейся деятельности, а также содействии утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.

Кроме того, социология труда ставит перед собой следующие подзадачи:

· Исследование и оптимизация социальной структуры общества и трудового коллектива.

· Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов.

· Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.

· Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка.

· Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.

· Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.

Трудовая деятельность всегда вплетена в определенные социально-экономические обстоятельства, локализована во времени и пространстве, а также связана с конкретными социально-профессиональными группами. Оттого социальные форма и условия труда, его социальная организация так интересуют социологов.

Рынок труда действует в границах конкретного экономического пространства и представляет собой механизм связей между работодателем, нуждающимся в рабочей силе, и потенциальным работником, который предлагает свою рабочую силу в данный момент. На рынке труда существует специфический, несвойственный другим ситуациям предмет. Это обмен квалификации, знаний, умений, способностей и времени человека на заработную плату и прибыль. Таким образом, индивиды, которые продают и покупают труд и составляют рынок труда.

Его главные компоненты: биржи труда, государственный фонд содействия предпринимательству, фонд занятости, центры подготовки кадров, коммерческие центры бизнеса, пенсионный фонд и другие организации.

Для того чтобы человек приступил к трудовой деятельности или вступил в трудовые отношения, его необходимо мотивировать.

Мотив - это побуждение индивида, социальной группы или общности людей к активной деятельности. Этот позыв напрямую связан с целью удовлетворить определенные потребности, которые, в свою очередь, можно определить как заботу личности о достатке необходимых условий для собственного существования и самосохранения.

Мотивы в сфере трудовой деятельности могут служить для реализации многообразия функций, которые оказывают влияние на поведение работника. К этим функциям принято относить следующие пять:

· Оправдательная, когда в мотиве закладывается отношение индивида к должному, к нормируемому снаружи стандарту, эталону поведения, социальной и нравственной норме.

· Направляющая, когда мотив ориентирует поведение работника в ситуации выбора вариантов поведения.

· Мобилизующая, когда при необходимости мотив концентрирует все силы работника для осуществления значимых для него видов деятельности.

· Смыслообразующая, когда мотив обусловливает субъективный смысл данного поведения работника, выявляя его личностный смысл.

· Опосредующая, когда мотив появляется на стыке внешних и внутренних побудителей, опосредуя их воздействие на поведение.

Наиболее популярная теория о мотивации и потребностях - пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Он говорил, что все потребности можно разделить на следующие группы:

1. Физиологические потребности;

2. Необходимость безопасности;

3. Любовь и сопричастность;

4. Уважение и самореализация.

Здесь они перечислены в иерархическом порядке, начиная от самых основных. Другими словами, после удовлетворения физиологические потребности, для личности возрастет актуальность безопасности и так далее.

Кроме основных потребностей, человеком может двигать интерес - определенное выражение осмысленных потребностей.

Трудовая деятельность помогает реализовать следующие потребности и интересы:

1. Потребность в самоуважении (для её удовлетворения индивид может осуществлять добросовестную трудовую деятельность вне зависимости от контроля трудовой деятельности и установленной заработной платы, руководствуясь стремлением получения позитивного мнения о себе как о личности и работнике);

2. Потребность в самоутверждении (чтобы её реализовать, работник может выдавать высокие количественные и качественные показатели в труде для того, чтобы его одобрили и повысить авторитет, получить похвалы, положительное отношение к себе со стороны окружающих);

3. Потребность в признании и социальной роли (хорошая работа для личности в данном случае становится способом «быть кем-то»);

4. Потребность в самовыражении, собственной активной позиции (в данном случае труд представляет собой самоцель, а также актуально стремление к поддержанию здоровья через активность);

5. Потребность в продолжение рода и самовоспроизводстве (цель реализуется через труд косвенно, зарабатывая деньги, индивид повышает благополучие семьи);

6. Потребность в досуге и свободном времени;

7. Потребность в стабильности;

8. Потребность в общении;

9. Потребность в социальном статусе;

10. Потребность в социальной солидарности (здесь через труд личность реализует свое желание «быть как все» и проявлять собственную добросовестность перед партнерами и коллегами);

11. Материальные интересы (интересы к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей).

Потребности по-другому можно назвать стремлениями к реализации ценностей. Среди ценностей различают ценности-цели (то есть терминальные, они воспроизводят стратегические цели существования человека: здоровье, любовь, занимательная работа и другие) и ценности-средства, которые представляют собой средства достижения целей.

Характер трудовой деятельности влияет на техническое и экономическое содержание, общественную форму, социально-экономическое качество труда, а также социальные различия в общественном положении, социальном статусе, материальном благополучии, использовании свободного времени и тому подобных характеристиках. Чиновник, ученый, бухгалтер, учитель, рабочий, фотограф, строитель, уборщица - социально-профессиональные различия между представителями этих профессий основываются в первую очередь на характере труда.

Таким образом, в ходе любого исследования социальных проблем труда в обществе в целом или в отдельном производственном коллективе характер труда, как совокупный, так и индивидуальный, должен быть учтен первым делом.

Содержание труда предопределяет конкретную трудовую деятельность, степень физического и интеллектуального напряжения, конструктивные обязанности, санитарно-гигиенические условия и остальные соответствующие характеристики. Труд рабочих в авиации, фотоателье, магазине, строительстве, на сборочном конвейере, железной дороге различается по содержанию, которое, в свою очередь, в значительной мере определяется профессиональной квалификацией, индивидуальными характеристиками каждого работника даже при прочих равных характеристиках, скажем, технической оснащенности рабочего места.

При проведении социологических исследований содержания трудовой деятельности можно использовать такие разделения, как, к примеру, ручной, механизированный и автоматизированный труд. Если пойти дальше, то можно выделить более подробные градации: простой ручной труд и сложный ручной труд (основанный на длительной подготовке и мастерстве работника), простой и сложный механизированный труд, простой и сложный автоматизированный труд.

Кроме того, содержание труда может значительно повлиять на индивидуальное отношение человека к работе, которую он выполняет. В частности, если среди трудящихся, занятых сложным автоматизированным трудом, высказывают свою удовлетворенность осуществляемой деятельностью до ста процентов опрошенных, то среди работающих на полуавтоматах и сборочных конвейерах - только пятая часть. На крупных машиностроительных заводах подбор работников для сборочных конвейеров представляет собой серьезные затруднения.

В каждом государстве состав трудящихся может значительно различаться - люди предпочитают различные профессии. Например, в России очень много ремонтников. В промышленной среде приходится держать миллионы ремонтников для того, чтобы своевременно обслуживать оборудование, которое эксплуатируется длительными периодами и устаревает не столько морально, сколько физически. Количество людей, которые занимаются изготовлением запасных частей и ремонтом оборудования значительно превышает численность работников, занимающихся выпуском новых устройств. Аналогичная ситуация происходит и с производственными мощностями. Поддержание в рабочем состоянии сотен тысяч километров магистральных нефтепроводов и газопроводов становится для России настоящей проблемой.

В этой лекции были рассмотрены только наиболее ключевые характеристики содержания труда, которые должны быть учтены в социологическом исследовании социальных проблем труда и трудовой деятельности.

Разуметься, несовпадение между содержанием труда и уровнем квалификации, образования работников тоже необходимо учесть. Основная тенденция - происходит отставание уровня профессиональности, качества трудовых ресурсов от определенного содержания труда, однако в реально существующих обстоятельствах уровень квалификации работников является завышенным. При условии нехватки работников многие руководители, стремясь удержать работников, преувеличивает их действительную квалификацию, для того чтобы иметь причину платить более высокую заработную плату. Эта проблема имеет отношение к работникам и физического, и умственного труда. Те люди, которые владеют несколькими специальностями, имеют большие возможности для профессиональной взаимозаменяемости и, обыкновенно, качественней выполняют порученную работу.

В современных условиях больше всего содержание труда могут охарактеризовать два фактора:

1. Баланс физических и умственных нагрузок в процессе труда. При возрастании процента умственного труда, повышается и богатство содержание труда, а значит и его привлекательность для работника, и удовлетворение от выполняемой работы при прочих равных условиях.

2. Соотношение исполнительных и распорядительных функций. Чем выше уровень профессиональной квалификации, тем больше потребность участия в формировании управленческих решений. Искусство управления заключается в том, чтобы сориентировать исполнителей для выбора нужного решения. Иногда может быть полезно, делегировать долю управленческих функций.


1.Введение

2.Социология труда как наука.

3.Социология труда как часть экономической социологии. Связь с менеджментом.

4.Понятие труда, его категории и функции. Социально-трудовые отношения.

5. Труд как способ удовлетворения человеческих потребностей.

6.Связь социология труда с другими науками, изучающими труд.

7.Заключение

Список литературы

1.Введение

Основой жизни людей является труд, производство материальных благ. «Труд – источник всякого богатства… Он – первое основное условие всей человеческой жизни…»

Труд – это деятельность человека, в результате которой создается общественно полезный продукт. «Труд, - указывал Маркс, - есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». В процессе труда К.Маркс выделял три простых момента: целесообразную деятельность, или сам труд, предмет труда и средства труда. Человек в процессе труда производит при помощи средств труда заранее намеченные изменения в предметах труда, что превращает их в продукты труда. Таким образом, производство материальных благ есть результат соединения предметов труда, средств труда и живого труда.

Однако один из указанных элементов производства – живой труд – особый. Он приводит в действие, вовлекает в производство остальные элементы. Кроме того, он способен в значительных пределах изменять свою активность, что существенно сказывается на интенсивности потребления в производстве двух других элементов и на конечных результатах производства. При работе со средней интенсивностью без особого энтузиазма можно получить лишь усредненные результаты. Если же трудиться интенсивнее, с полной отдачей и творчески, то при том же, а то и меньшем количестве сырья и оборудования за счет их лучшего использования можно выпустить значительно больше продукции высокого качества. Дополнительный рост отдачи в производстве и повышение его эффективности достигаются при помощи энтузиазма в работе, творческого отношения к труду, добросовестности, работников, т.е. за счет ряда социальных факторов. Их называют еще человеческим фактором повышения эффективности производства. Изучением социальных факторов, определяющих эффективность труда в общественном производстве, занимается специальная наука – социология труда.

Социология труда – это ставший самостоятельным научным направлением раздел социологической науки, изучающий социальные закономерности взаимодействия людей со средствами и предметами труда, механизмы действия и формы проявления этих закономерностей в деятельности трудовых коллективов и личности.

2.Социология труда как наука.

Социология труда это отрасль социологии, которая изучает социальные группы и индивидов, включенных в процесс труда, а также их профессиональные и социальные роли и статусы, условия и формы их трудовой деятельности. Как видно, само название дисциплины и отрасли знаний «социология труда» ориентирует на исследование человеческого труда. Действительно, это так. Однако человеческий труд изучают и другие науки, такие как гуманитарные (философские, экономические, правовые и психофизиологические), так и технические (эргономика – наука о приспособлении труда и его условий к потребностям человека, эргология – наука, которая рассматривает труд с позиции повышения его производительности, праксиология – теория о наиболее эффективных действиях и движениях руководителей в трудовой деятельности, научная организация труда – наука о том, как наиболее рационально организовать процесс труда). Как видим, каждая из этих наук изучает общий объект – труд, но со своих позиций, под свойственной именно этой науке точкой зрения. Иначе говоря, каждая из этих наук имеет свой предмет исследования.

Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.

Цель социологии труда – это исследование социальных явлений, процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи социологии труда заключаются в следующем:

Изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива);

Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов;

Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника;

Оптимальное сочетание моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка;

Усиление социального контроля и борьба с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда;

Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов;

Создание системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе и трудовой организации, и т.д.

Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения прежде всего важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускорения социальной переориентации экономики. Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются социологические методы. Специфика метода социологии труда проявляется в следующих направлениях:

В достигнутых знаниях о предмете исследования (понимании сущности труда и отношений в сфере труда);

В процессе методов сбора фактов;

В способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных связях между явлениями.

Методологической основой социологии труда являются диалектический материализм и его приложение к процессам развития общества, учение о личности человека. Базируясь на этих общих методах, социология труда рассматривает бытие, в частности производственную трудовую деятельность, как первичное явление, а сознание людей, в том числе общественное сознание, как вторичное. Социальные явления в процессе труда социология труда изучает во взаимосвязи и в зависимости, как единство и борьбу противоположностей, как переход количественных изменений в производстве и социальных явлениях в качественные и наоборот, как отрицание старых, отживших форм и методов организации трудовых коллективов и социальных взаимоотношений в них новыми, передовыми.

Частными методами данной науки являются: методы наблюдения, методы опроса и метода анализа различной производственной документации, обеспечивающий наиболее полное использование первых двух групп методов.

Методы наблюдения подразделяются на сплошные и выборочные, долгосрочные и кратковременные, коллективные и индивидуальные, явные и скрытые. Кроме того, они могут осуществляться путем наблюдения со стороны и так названным трудовым методом, т.е. при участии самого социолога в конкретном виде труда.

Методы опроса могут иметь различные формы: беседа, устный опрос, письменный опрос, диографические и автобиографические данные, социометрические исследования.

При изучении документации для выявления социологических закономерностей исследуются личные дела работников, материалы общественных организаций, справки, заявления, докладные записки, материалы печати, радио и телевидения.

На практике широко распространен социальный эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются социальные явления действительности. Он требует тщательной методической подготовки и может проводиться лишь в том случае, если он не носит ущерба испытуемым. Социальный эксперимент входит в арсенал средств научного управления социальными процессами.

Социология труда использует также методы расчетов и измерений, моделирования, создания различного рода технических устройств, на которых проигрываются социальные явления и процессы. Для обработки собранной различными способами социальной информации и выявления социальных закономерностей применяются статистические методы и методы математической статистики, методы графических изображений и экономико-математические методы.

Важнейшими источниками социологии труда являются:

Основы учений диалектического материализма и их приложения к процессам развития общества;

Диалектико-материалистическая теория развития личности и учение о целях, задачах, содержании процесса воспитания подрастающего поколения нашего общества;

Выступления руководящих деятелей государства и их работы, в которых затрагиваются и социальные вопросы;

Изучение и обобщение социальных явлений и процессов, протекающих на промышленных предприятиях, учреждениях, организациях, различных подразделениях народного хозяйства;

Современная специальная литература – труды советских ученых по проблемам социологии труда.

К источникам социологии труда относятся также работы зарубежных ученых-социологов, опыт управления социальными процессами и явлениями, протекающими в подразделениях общественного производства за рубежом, в том числе в капиталистических странах.

Однако труды зарубежных ученых и опыт управления социальными процессами в капиталистических странах следует изучать критически.

По ряду проблем социологии, особенно таким, как методы сбора социальной информации, способы ее обработки, использование технических средств и ЭВМ при проведении социальных исследований, у них имеются значительные разработки, которые можно использовать и в наших условиях.

Однако, воспринимая учения зарубежных ученых, нужно помнить, что не все их разработки применимы на наших предприятиях, поскольку отечественное производство развивалось иначе и в других условиях.

Общетеоретические и методологические основы социологии труда и методы проведения конкретных социологических исследований на производстве;

Критический анализ методологических основ зарубежной социологии;

Социально-психологические аспекты личности, в частности личности руководителя трудового коллектива;

Производственный трудовой коллектив как основная ячейка общества, вопросы его социального развития и проведения в нем воспитательной работы;

Стиль отношения руководителя к коллективу и личности;

Проблемой управления социальными процессами на производстве и дисциплиной труда, организацией производственного соревнования.

Социология труда, как и какая-либо другая наука, выполняет определенные функции в жизнедеятельности общества. Самая важная из них – информационная , которая заключается в обеспечении управленческих структур общества социологической информацией, которая дает объективную и полную картину социальной ситуации на предприятии, в отрасли и производственной сфере в целом.

Познавательная функция социологии труда связана с расширением закономерностей социально-трудовых отношений, созданием теоретического обоснования практического менеджмента. На уровне конкретного предприятия говорится о выявлении совокупности социальных резервов трудового коллектива, его неиспользованных в полной мере потенциальных возможностей развития.

Описательная функция связана с изложением и публикацией результатов социологических исследований в различных отчетах, статьях монографиях. Тем самым создается целостное описание социальной жизни трудовых коллективов, различных групп и отдельных работников.

Образовательная функция реализуется через расширение общественных научных знаний, теоретических и методологических основ, представлений о социальных механизмах процессов в сфере труда среди все большего количества специалистов менеджеров и других работников.

Прогностическая функция социологии труда связана с возможностями следить с помощью конкретно-социологических исследований тенденции в изменении совокупности социальных показателей, которые характеризуют отклонение от нормального состояния социально-трудовых отношений, своевременно предвидеть развитие негативных тенденций в социальной жизни коллектива.

Превращающая функция социологии труда состоит в разработке на основе данных социальной диагностики состояния социально-трудовых отношений самых эффективных социальных технологий, в изготовлении на основе этих технологий систем социального управления трудовыми коллективами в направлении задействования для их социального развития всей совокупности социальных резервов. [4, c.286] социология труда . Таким образом, предметом изучения социологии труда , как специальной социологической... экономических проблем общества и личности. Категории социологии труда . Социология труда , также как и другие отрасли...

Социология труда - это раздел социологии, который изучает характерные для общества процессы, выражающиеся в человека, в его отношении к работе, а также взаимоотношения между людьми в пределах одного коллектива.

Первые работы, раскрывающие понятие труда и исследующие его, появились на заре 19 века. Основой для них послужил практический опыт, длительное ведение наблюдений и изучение конкретных фактов. И только через полвека инженер из Америки, соединил результаты проведенных исследований в некую систему. Сначала все сводилось просто к поиску самых оптимальных методов выполнения операций на производстве. Только со временем возникло направление под названием «научная организация труда». А после, в его рамках, появились такие термины как «профессиональный отбор», «заработная плата» и многие другие.

Огромный вклад в то, чтобы социология труда получила дальнейшее развитие на отечественной ниве, внес А. К. Гастев. Он был убежден в том, что совершенствование рабочих процессов невозможно без их систематического исследования. При поддержке В. И. Ленина А. К. Гастев основал Центральный институт труда, который сам же и возглавил. В 30-е годы деятельность этого учреждения была признана антисоветской, а руководитель - расстрелян.

Итак, социология труда, как самостоятельная область, выделившаяся из общей, сформировалась только в двадцатые годы ушедшего века. А предшествовали этому явлению возникновение производства как такового и научных взглядов на рабочий процесс.

Социология труда включает следующие понятия:

1.Характер. Это метод, которым исполнитель соединяется со Обуславливается он теми отношениями собственности, которые царят в конкретной среде. По характеру труда можно судить о его экономической и социальной природе в обществе, об этапе его развития.

2.Содержание. Это понятие проявляется в том, что все трудовые функции имеют определенность. Они могут быть обусловлены различными технологиями, используемой техникой, а также тем, как организовано производство, и насколько развиты умения и навыки работника. Характер и содержание нельзя рассматривать по отдельности, они представляют собой единство формы и сути общественного труда.

3.Удовлетворенность. Это то, как сам работник оценивает свое место в системе разделения труда. В разных обществах она может существенно отличаться.

4.Собственно труд. деятельность участника рабочего процесса. Направлена она на то, чтобы опередить удовлетворение всех его потребностей.

Социология труда неразрывно связана со многими экономическими науками. Без них невозможно проводить полноценные исследования и получать достоверные, точные результаты. Это и статистика, и математика, и Это, конечно же, и другие отрасли общей социологии - социология экономики, управления, организации. Также на ее формирование продолжают оказывать немалое влияние и такие науки, как психология, физиология, правоведение и многие другие.