Как происходит обмен эмоциями в семье? Пирамида потребностей А.Маслоу

Труд - вид деятельности, направленный на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.

Учение – процесс систематического овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Поведение – это внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.

Привычка является негибкой частью деятельности и выполняется человеком механически.

Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Поступок – сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.

Основные виды деятельности

Игра - вид деятельности в условных ситуациях, направленный на усвоение общественного опыта. Виды игр: индивидуальные - представляют собой род деятельности, в которой занят один человек; групповые - включают несколько индивидов; предметные - связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов; ролевые - допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью.

Непосредственное общение предполагает прямой контакт друг с другом.
При опосредованном общении обмен информацией происходит через других людей, через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон и т.д.).

Вербальное общение – это общение с помощью речи, а невербальное общение – общение с помощью жестов, мимики, поз и т.д.

Развитие деятельности

Филогенетическое развитие системы деятельности человека совпадает с историей социально-экономического развития человечества.

Онтогенетическое развитие системы деятельности человека связано с включением человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития.

Изменение внутри отдельных видов деятельности включает их трансформации по мере совершенствования навыков и умений людей в процессе развития самого труда.

Дифференциация видов деятельности соответствует появлению из одних видов деятельности других за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.

Полноценное формирование действия требует последовательного прохождения шести этапов:

I этап - мотивационный. Лучше всего, если мотивация овладения действием базируется на познавательном интересе, поскольку познавательная потребность обладает свойством ненасыщаемости.

II этап - ориентировочный. Он включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление схемы ориентировочной основы будущего действия. Главным результатом на этом этапе является понимание. Глубина и объем понимания зависят от типа ориентировки или типа учения, о которых будет сказано несколько позже.



III этап - материальный, или материализованный (начиная с третьего этапа их названия совпадают с названием форм действия). На этом этапе учащийся усваивает содержание действия, а преподаватель осуществляет объективный контроль за правильностью выполнения каждой операции, входящей в состав действия. Материальный этап действий проявляется в счете с помощью палочек.

IV этап - внешнеречевой. На этом этапе все элементы действия представлены в форме устной или письменной речи, что обеспечивает резкое возрастание меры обобщения действия благодаря замене конкретных объектов их словесным описанием. На внешнеречевом этапе счет выполняется устно, с помощью слова.

V этап - беззвучной устной речи (речь про себя), отличается от предыдущего этапа только большей скоростью выполнения и сокращенностью. Этап «речи про себя» предполагает счет с проговариванием «про себя».

VI этап - умственного, или внутриречевого, действия. На этом этапе действие максимально сокращается и автоматизируется, становится абсолютно самостоятельным и полностью освоенным. Умственный этап связан с выполнением действия «в уме».

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты:

Внутренние: анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности.

Внешние компоненты: разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

М. б. переход внешних компонентов во внутренние и наоборот. Ведущая роль принадлежит внутреннему компоненту (умственному плану действий). Генетически внутренняя (психическая, умственная) деятельность производна от внешней (предметной): ребенок первоначально совершает предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, приобретает способность совершать те же действия в уме. А. Н. Леонтьев: детерминанта – внешняя деятельность (в процессе развития она формирует внутреннюю деятельность).

Деятельность есть условие развития личности и проявления её качеств. Сама же деятельность, в свою очередь, зависит от уровня развития личности. Сознание, изначально формируемое в деятельности, обеспечивает затем её регулирование.


Тема 1.5. Развитие психики человека

По данной теме студент должен знать: стадии развития психики в филогенезе и онтогенезе, основные закономерности развития психики

Литература:

Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. / В. Г. Крысько. – СПб. : Питер. - 2008. – 253 с.

Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология / Е. А. Сорокоумова. – СПб. : Питер, 2008. – 208 с.

Косякова, О. О. Возрастные кризисы. / О. О. Косякова. - Ростов на Дону: Феникс. - 2007. - 221 с.

Материалы для подготовки к теме

Развитие психики в филогенезе имеет следующие стадии:

Развитие сенсорных процессов животных.

На начальном этапе развития психики животных осуществляется:

Совершенствование их двигательного аппарата;

Постепенно развивается их способность дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;

Одновременно развиваются органы рецепции – обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющие более точно дифференцировать внешние раздражения.

Развитие перцептивных процессов животных.

- у животных появляется сложная нервная система;

Наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов у животных, а также усложняется их роль в поведении;

Совершенствуются центральные отделы нервной системы животных, позволяющие образовывать связи между анализаторами;

- появляется предметно-образное отражение действительности;

Появляются эмоции животных.

Развитие интеллектуальных действий животных.

Появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели;

Интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;

Интеллектуальные действия не занимают у животных главенствующее положение в их поведении;

Изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, продуктом видового развития.

Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда.

Руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познать важные для процесса труда особенности предметов;

Появляется способность к мышлению;

Возникает потребность к общению с другими людьми;

Появление речи содействует развитию абстрактного мышления;

Отражательная деятельность начинает носить сознательный характер.

В основе развития человеческой психики лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными потребностями и способностями, необходимыми ему для включения в трудовую и общественную жизнь.

Онтогенетическое развитие психики соответствует следующим стадиям:

Этап психического развития Возрастные границы Особенности
Младенческий От 0-1 года Ребенок с помощью взрослых активно усваивает потребность и определенный навык общения с ними.
Ранний От 1-3 лет Связан с овладение основами предметно-манипулятивной деятельности. Это позволяет ребенку освоить общественно выработанные способы использования простейших предметов. При этом формируется способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и со сверстниками.
Дошкольный От 3 – 6, 7 лет В процессе игровой деятельности у ребенка формируются способность к воображению и способность к употреблению разных символов.
Младший школьный возраст От 6,5, 7 лет – 11 лет На основе учебной деятельности ребенок приобщается к таким формам культуры, как наука, искусство, этика, право. Формируются основы логического мышления.
Подростковый От 12 лет – 16 лет Развиваются основы логического мышления, формируются потребности в труде и навыки трудовой деятельности. Основным видом деятельности становится общение.
Юношеский От 17 – 21 года Основный вид деятельности – трудовая.

На всех этапах развития психика человека подчиняется закону, сформулированному Л.С. Выгодским: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная….второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка…».

Л.С. Выготский выделял две зоны психического развития: зону ближайшего и зону актуального развития. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Зона актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день.

Д. Б. Эльконин в основу возрастной периодизации положил следующие критерии:

– социальная ситуация развития – это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется;

– основной, или ведущий, тип деятельности ребенка в этот период, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте;

– основные психологические новообразования личности, то есть те способности, которые складываются у ребенка в ходе осуществления ведущего типа деятельности.

Одним из положений возрастной психологии является идея о наличии кризисов при прохождении от одного возрастного этапа к другому. По мнению Л. С. Выготского, последовательность возрастных периодов определяется чередованием стабильных и критических периодов. Согласно автору, изменения в критические периоды могут происходить как резко, так и постепенно.

К отличиям стабильных и кризисных периодов относятся темп возрастного развития, длительность периода, наличие кульминационной точки, особенности поведения, направленность развития, особенности возрастных новообразований.

Особенности протекания возрастных кризисов зависят от темперамента, характера , особенностей эмоционально-волевой сферы и т.д. Начало кризисного периода знаменуется конфликтом между желаемым и доступным. Сам возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущего типа деятельности.

По мнению Л. С. Выготского, последовательность возрастных периодов определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Л. С. Выготский выделяет следующие признаки кризиса первого года жизни: становление ходьбы, наличие латентного периода в становлении речи ребенка и особенности проявления аффектов и воли. В связи с формированием навыка ходьбы ребенок получает самостоятельный доступ ко многим предметам. В становлении речи Л. С. Выготский выделял автономную речь как необходимый период развития всякого нормального ребенка. Аффективные реакции обычно возникают у детей тогда, когда взрослые не понимают его желаний, слов.

К симптомам кризиса трех лет относят негативизм, упрямство , строптивость и своеволие. Негативизм проявляется в том, что ребенок не хочет что-либо делать только потому, что это предложил кто-то из взрослых. Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему сильно этого хочется, а потому что он это потребовал. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка. Своеволие ребенка заключается в стремлении к самостоятельности.

На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет.

Основная симптоматика кризиса: потеря непосредственности : между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; манерничанье : ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает; симптом "горькой конфеты" : ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

  • Жизнь человека с самого начала складывалась так, что все, чем бы он не занимался, заставляло , 6764.88kb.
  • Абрахама Маслоу «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам…» , 72.28kb.
  • Законы-программы, которыми следует руководствоваться Человеку, желающему жить в гармонии , 27.78kb.
  • Ступень сегодня 200 г Любовь царица , 1394.47kb.
  • Человек не плетет паутину жизни, он лишь ниточка в ней. Все, что он делает, он делает , 1796.39kb.
  • «Нововведения в учебную и внеучебную деятельность в рамках реализации фгос ноо» , 303.53kb.
  • 1. Пояснительная записка , 385.92kb.
  • Творчество младших школьников в условиях «нашей новой школы» , 66.08kb.
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    Деятельность - это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. В процессе деятельности человек познает мир, создает необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жилье и др.), удовлетворяет свои духовные потребности (например, занимаясь наукой,литературой,музыкой,живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности).

    В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе.

    Деятельности человека присущи такие черты, как сознательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер. Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животных. Кратко охарактеризуем эти отличия.

    Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат. Во-вторых, деятельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата, продукта. Таковыми, в частности, являются орудия труда, изготовленные и постоянно совершенствуемые человеком. В этой связи говорят и об орудийном характере деятельности, так как для ее осуществления человек создает и использует орудия. В-третьих, деятельность носит преобразующий характер: и ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя - свои способности, привычки, личностные качества. В-четвертых, и деятельности человека проявляется се общественный характер, так как в процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

    Структура деятельности

    2.Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

    3.Средства достижения.

    4.Результат.

    Основные виды деятельности.

    1.Игра – превращает в цель сам процесс, но не его результат.

    2.Общение – такой вид деятельности, при котором происходит обмен идеями, эмоциями и материальными предметами (коммуникация).

    3.Труд – разновидность социальной деятельности человека, направленной на преобразование среды его существования.

    Деятельность

    1. Материальная – создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей.
    2. 2.Духовная – создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей.
    3. Управленческая – обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни, регулирование связей между людьми, их деятельностью и общественными отношениями.
    4. Социальная – воспроизводство, сохранение полноценной, здоровой жизни, стимулирование активности человека.
    МНОГООБРАЗИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей.

    Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

    Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную.

    В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

    В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

    В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую. Словом «творчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая деятельность отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Важно подчеркнуть, что элементы творчества могут найти место в любой деятельности. И чем менее она регламентирована правилами, инструкциями, тем больше в ней возможностей для творчества.

    В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определенные виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность.

    Мотивы – это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей.

    Мотив – это побудительная причина деятельности. При этом одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами.

    Обычно деятельность человека определяется не одним каким – либо мотивом и целью, а целой системой мотивов и целей. Имеет место сочетание или композиция, как целей, так и мотивов. И эту композицию нельзя свести ни к одному из них, ни к простой их сумме.

    В мотивах деятельности человека проявляются его потребности, интересы, убеждения, Идеалы. Именно мотивы придабт человеческой деятельности смысл.

    Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

    Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

    В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы.

    Естественные потребности. По-другому их могут называть врожденными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. К естественным относится, например, потребности человека о пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

    Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.

    Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нем. смысла своего существования.

    Естественные, социальные и идеальные потребности человека взаимосвязаны.

    Американский психолог А. Маслоу разработал свою квалификацию потребностей.

    1. Физиологические потребности.
    2. Экзистенциальные потребности.
    3. Социальные потребности.
    4. Престижные потребности.
    5. Духовные потребности.
    Первые два типа потребностей А. Маслоу назвал первичными (врождёнными), а три других – вторичными (приобретёнными). Кроме того, он выделил ещё два вида потребностей – в знаниях (когнитивные), и эстетические. Их место на схеме – между престижными и духовными потребностями.

    Описывая человеческие потребности, Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершённого удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.

    Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

    Когнитивное (обмен знаниями)

    Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями: поднять или испортить настроение)

    Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

    Деятельностное (обмен умениями и навыками, действиями, операциями)

    2. По целям:

    · Биологическое – необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.

    · Социальное – расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

    3. По средствам:

    · Непосредственное – с помощью естественных органов (руки, голова, туловище, голосовые связки).

    · Опосредствованное – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (печать, радио, телевидение).

    · Прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом партнеров по общению в самом акте общения.

    · Косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

    Помимо этих выделяют и другие виды общения:

    Межличностное общение . Отличается эмоциональным характером, т.е. отношения между людьми строятся на основе эмоциональной привлекательности, сходства ценностных ориентаций и мало зависят от социальных рангов и ролей. Отношения формируются «здесь и сейчас», причём содержание общения может гибко меняется, приспосабливаться к образу партнёра. Если общение будет вызывать взаимные симпатии, то оно будет продолжаться и наоборот.

    Ролевое (деловые) общение – отношения, построенные на деловых, формально-эмоциональных контактах. Роли участников определяют как будет воспринят партнёр. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии поведения (начальник – подчинённый, милиционер – нарушитель).

    Соотношения ролевого и межличностного общения зависят от культурных особенностей общества. У нас преобладает межличностное общение.

    Ритуальное общение – пролог к общению, но может выполнять и самостоятельную функцию. Особенность заключается в его безличности, т.е. партнер воспринимается как элемент ритуала (приветствие, извинение, разговор о погоде, банальные комплименты, поздравления).

    Монологическое общение – форма общения, которая предполагает позиционное неравноправие. Одна личность выступает в качестве автора воздействия, она обладает активностью, осознанными целями и правом их реализации. Второе лицо – пассивное, если и имеющее цели, то менее значимые. Здесь проявляются субъективно-объективные отношения. Разновидностями монологического общения являются императив и манипуляция.



    Манипуляция – вид общения, который предполагает воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. При манипулировании также ставиться цель добиться контроля над поведением других, но они скрываются или подменяются другими.

    Диалогическое общение – равноправное общение, цель которого и самопознание и познание партнёра по общению.

    Основные классификации деятельности

    По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.


    Основа классификации Виды деятельности
    Субъект деятельности - индивидуальная - коллективная
    Характер самой деятельности - репродуктивная (деятельность по образцу) - творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов)
    Наличие или отсутствия новизны - шаблонная, однообразная - инновационная, изобретательская
    Соответствие общекультурным ценностям, социальным нормам - моральные или аморальные - законная или незаконная
    Соотношение с общественным прогрессом - прогрессивная или реакционная - созидательная или разрушительная
    В соответствии с формами объединения людей - коллективная - массовая - индивидуальная
    Зависимость от сфер общественной жизни - экономическая -социальная -политическая - духовная
    Особенности проявления человеческой активности - внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) - внутренняя (умственные действия)

    Общение.

    1) Общение – вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями

    Функции общения:

    1) контактная

    2)информационная (функция общения, связанная с обменом информацией, идеями. обогащением друг друга новыми знаниями)

    3) побудительная, стимуляция активности

    4) координационная (взаимное согласование действий)

    5) понимающая

    6) эмоциональная (обмен эмоциями)

    7) влияние (изменение состояния или поведения партнера)

    Общение и коммуникация.

    Коммуникация Общение
    ограничено передачей информации предполагает взаимодействие и взаимопонимание партнеров
    Однонаправленный поток сведений при отсутствии обратной связи Диалог и обмен мнениями переговоры
    однонаправленностью передачи информации от одного (отправителя) к другому (получателю)
    выступление политика по радио
    выступление политического деятеля по телевидению Общение может происходить в форме дружеской переписки
    отправление телеграфного сообщения дрессировки животного
    выступление политического лидера на митинге обменом информацией между партнерами
    восприятия произведения искусства наличием обратной связи в процессе обмена информацией между всеми участниками
    школьного анкетирования равноправием участником в обмене информацией
    социологического опроса
    психологическое тестирование
    дипломатическая переписка

    Общение в:

    Общение между реальным субъектом и воображаемым партнером Ритуальное действие человека с самим собой («внутренним голосом») Общение с художником – создателем произведения
    Общение вымышленных партнеров действующими лицами литературного произведения, диалог персонажей радиопьесы, Е. Базаров и П. П. Кирсанов
    общения реального субъекта с иллюзорным партнером Иллюзорному партнеру присваиваются не свойственные ему качества разговор ребенка с игрушкой, разговор с собакой
    диалог программиста с компьютером
    дрессировки животного
    Общение между реальными субъектами В процессе труд соц. Практики, духовное общение, игра, представительное общение (Дипломатическое) выступление лектора перед слушателями, разговор соседей
    беседа соседей на скамейке у подъезда
    между журналистом и политиком в телепередаче новостей
    Л. H. Толстой и Пьер
    Ф.М. Достоевский и Раскольников
    Д.И. Писарев и Е. Базаров
    интервью журналиста с политиком в Интернете
    переписки друзей по Интернету
    спортивный поединок

    Общение подразделяется на:

    Творчество

    1) Творчество- деятельность человека по созданию чего-либо качественно нового.

    2)Основные этапы творческой деятельности:

    1.возникновение творческой идеи;

    2.концентрация знаний, относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений;

    3.сознательная и бессознательная работа над материалом, озарение;

    4.проверка, доработка в процессе реализации замысла.

    3) Виды творчества

    Научное изобретательство литературное

    Смысл жизни.

    1) Смысл жизни – вопрос о предназначении человека, о том, стоит ли жизнь, чтобы ее прожить. Вопрос рождается из сомнений в существовании этого смысла. Действительность зачастую непоследовательна и абсурдна.

    2) Экзистенциализм (Бердяев, Сартер): в центре внимания проблемы сущности и существования человека. Человек внутренне свободен и он сам обретает свою сущность. Вера в прогресс потерпела крах, царят отчуждение, произвол, насилие, безответственность.

    Смысл жизни – регулятивное понятие, присущее всякой развивающейся мировоззренческой системе, именно оно истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходимо предписанная ими деятельность. Смысл жизни содержит: объективное содержание (существование человека определяют социальные условия, смысл жизни должен объединять усилия личности и общества для решения назревших задач; субъективное содержание (смысл жизни познают люди в определенных субъективных формах)

    Столетиями лучшие умы человечества пытаются решить проблему ухода из этого мира, где кипит жизнь. Так хочется быть вечным зрителем этой великолепной и грандиозной картины вселенной.

    В мировых религиях проблема смерти решается так:

    Современная наука о смерти (танатология). Смерть имеет два измерения:

    Наука занята поисками бессмертия:

    1. гены, потомство

    2. медицина будущего

    3. результаты творчества

    4. прорыв в иные измерения, миры, трансформация сознания

    Интерес к проблеме жизни и смерти обострили глобальные проблемы и успехи биоинженерии (эвтаназия, аборты, суицид, хосписы)