Какой практический смысл профессии историка? "Моя будущая профессия" (на английском)

Дополняя высказанный здесь ответ, замечу, что история, пользуясь терминами геометрии, – это луч, т.е. у нее есть начало (точка), но пока нет конца (другой точки). Мы с вами живем сегодня и, во всяком случае, конец этой истории предугадать не можем. Таким образом, история есть процесс развивающийся, и мы смотрим на него не снаружи, как некий субъект, а как непосредственные его участники, т.е. как объект. Все это я к тому, что очень наивно полагать, что мы, руководствуясь знанием прошлого, можем предугадать будущее. Любое историческое событие уникально, так как было обусловлено целой массой причин и условиями существовавшей на тот момент исторической реальности. Повторить же некий исторический процесс, как лабораторный эксперимент, т.е. воссоздав все условия раз за разом, невозможно. Нельзя, к примеру, снова заставить Цезаря перейти Рубикон так, как он перешел его в 49 году до н.э. – иначе нам придется воссоздать Римскую республику со всеми ее социальными, экономическими и духовными противоречиями того времени. Таким образом, знание того, как поступил Цезарь (Юстиниан, Людовик Святой, Наполеон или кто-то иной), не дает нам никакого конкретного опыта, который помог бы нам в прогнозировании современных или предшествующих событий. Надежда же на то, что такой прогноз возможен – очень опасна тем, что мы слишком уверимся в своей предусмотрительности. В этом нас всегда утешит Цицерон, который некогда назвал историю учительницей жизни. Однако всегда полезно помнить, что сам же Цицерон и попался на эту удочку: опытный политик, он был слишком уверен в своей предусмотрительности и поддерживал Октавиана, полагая его лишь пешкой в своих руках, однако кем стал Октавиан и что стало с Цицероном – известно слишком хорошо.

Вторая проблема, с которой сталкивается историк, – это источники. Мы не знаем прошлого, – просто потому, что его нет. То, что было вчера, прошло, и мы имеем лишь источники: материальные, письменные, устные или какие-то еще. Попробуйте восстановить в памяти свой вчерашний день во всей полноте, – получится? Наверняка огромное количество деталей ускользнет. А как быть с днем позавчерашним или тем, который был тысячу лет назад? Картину приходится восстанавливать по источникам путем сопоставления данных, чтобы укрепиться в уверенности, что событие имело место. Таким образом, получается картина, близкая к объективности, не правда ли? Но мы еще упустили с Вами вот какой фактор: субъективность. Автор источника (если это письменный или устный рассказ о событии) тоже человек, он пишет под влиянием собственного мировоззрения. А представьте, если он пишет с чужих слов? А если не с одних? Геродот, к примеру, записывал рассказы множества людей, т.е. получал субъективную информацию, которую излагал также субъективно. Наконец, Вы, как исследователь-историк, также не лишены субъективности. Хотя Тацит и призывал историков работать без гнева и пристрастия, но не Тацит ли и нарушал это правило?

Таким образом, не стоит полагаться на прогнозы с опорой на историю, это шаткая база. Явное же преимущество историка – это умение работать с большими объемами информации и извлекать из этого потока сведения, который могут с большой долей вероятности быть достоверными . Кроме того, историк, как правило, владеет языками (современными, древними), а также особыми частными дисциплинами (нумизматика, эпиграфика, папирология), что помогает ему нестандартно подойти к анализу информации. По своему опыту скажу, что историк также имеет высокое качество памяти (так как нужно помнить и держать в голове одновременно множество деталей), а также владеет техникой быстрого чтения (так как читать иногда нужно быстро и в то же время внимательно). Лично я, как историк, усвоил также навык без труда излагать свою точку зрения, причем делать это в условиях хода мысли, так как иногда процесс изложения идет параллельно с мыслительным процессом: например, при анализе какого-то источника. Все это навыки, которые можно применить в самых разных сферах.

Вопрос о том, кто такой историк, чрезвычайно важен для понимания специфики исторической науки, поскольку такой индивид является ее главным представителем. Особенность его научной деятельности заключается в том, что он сам, будучи человеком, изучает человеческую деятельность и отношения в общем. При этом ему как ученому трудно оставаться объективным, особенно при исследовании духовной жизни общества.

Понятие

Изначально вопрос о том, кто такой историк, понимался описательном. Ведь во время зарождения историографической науки эти люди занимались не столько исследованием, сколько описанием событий прошлого. Впрочем, они часто сопровождали свои труды собственными наблюдениями и замечаниями, в чем можно усмотреть некоторые зачатки научного анализа. Уже в античное время стали зарождаться основы исследовательских методов работы, которые получили свое полное развитие в Средневековье и в Новое время. В эти эпохи определение того, кто такой историк, следует рассматривать под иным углом зрения. В первый упомянутый период авторы ориентировались на схоластическое учение, поэтому их еще нельзя называть учеными в прямом смысле этого слова. Но уже в 16-17 веках зародилась светская наука, и история стала специальной дисциплиной. Поэтому изменилось и само определение того, кто такой историк. Теперь данный термин означал научную профессию.

Особенности

Для понимания рассматриваемого выражения необходимо учитывать специфику исследовательской работы историков. Выше уже говорилось о том, что основным объектом их анализа являются результаты человеческой деятельности во всех ее проявлениях. При этом субъективный момент играет очень важную роль: ведь очень часто при оценке явлений прошлого ученый дает собственное ви́дение проблемы. В связи с этим во многом на основе личных наблюдений строит свои рассуждения историк. Определение слова поэтому должно учитывать указанную особенность профессиональной деятельности ученого.

Методы

Основой исследований историков являются сохранившиеся документы прошлого, которые содержат ценную информацию, а также артефакты, по которым можно реконструировать модели жилищ, предметов быта и т. д. Поэтому ученый применяет самые различные приемы и методы исследований, причем не только гуманитарных, но и естественно-математических наук. Так что необходимо учитывать данную специфику науки при упоминании того, кто такой историк. Определение данного понятия должно включать и оговорку на то, что ученый, исследующий прошлое, часто прибегает к методам не только смежных наук.

Тематика

При становлении историографической дисциплины первоначально в центре внимания авторов находились политические события. Как правило, составители первых исторических трудов описывали войны, реформы правителей своих и соседних стран, обходя стороной другие важные аспекты человеческой жизнедеятельности. Кроме того, некоторые из них описывали личности царей, императоров, полководцев (как, например, знаменитый составитель жизнеописаний Плутарх).

Но уже через некоторое время авторы пришли к пониманию необходимости исследования других тем: экономики, социального строя, духовной жизни общества. Ученые разработали специальные методы исследования, и таким образом история из описания событий прошлого превратилась в науку. Однако самым важным было то, что ученые пришли к пониманию значимости своей дисциплины. Стали появляться специальные монографии о том, что такое история.

Определения историков были самыми разнообразными, но общепризнанной считается точка зрения французского исследователя М. Блока.

Отечественная историография

В нашей стране, как и государствах Западной Европы, историческая наука зародилась из произведений, в которых события излагались по годам (в зарубежной историографии они называются хрониками, в нашей науке - летописями). В данных сочинениях уже можно заметить зачатки того, что впоследствии стали называть научным анализом. Многие авторы не только излагали события, но и пытались дать им объяснение, выявить причины, определить следствия и значение. Как наука история в России зародилась в 18 веке. Первым историком-ученым считается Он стал применять методы научного исследования, хотя выбрал летописную форму изложения материала. Поэтому его книги отличались несколько тяжелым языком и были непросты для восприятия обычным читателем.

Настоящим прорывом для отечественной историографии стали труды Н.М. Карамзина, который написал свою научную работу простым доступным литературным языком. Значение его «Истории государства Российского» заключается в том, что она пробудила интерес к прошлому нашей страны в обществе.

Развитие исторической дисциплины в России

Новый этап историографии в нашей стране связан с именем С.М. Соловьева, который стал изучать события прошлого не через личности и действия конкретных правителей, как делал его предшественник, а как естественный объективный процесс. Его теория о государстве и развитии общества имела огромное значение для науки, так как определила новые требования к становлению историка как профессионала.

На его трудах выросло новое поколение исследователей, которые понимали свою задачу как выявление естественных закономерностей в прошлом.

Наиболее известным продолжателем его идей стал который, впрочем, разработал собственный метод исследования. Таким образом, историк, определение которого было кратко раскрыто в настоящем обзоре, - это одна из наиболее важных профессий в обществе.

Сергей Викторович Алексеев, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории в МосГУ, председатель Правления Историко-Просветительского общества, действительный член Международной академии наук (IAS), главный редактор ежегодного альманаха «Историческое обозрение». Лауреат премии «Лучший молодой ученый», награжден золотой медалью им. Н. Н. Моисеева «За заслуги в образовании и науке».

Передо мной стоял человек высокого роста, элегантный, худой, с темными короткими волосами. Узнав, что журнал «Наша молодежь” просит у него интервью, Сергей Викторович с удивлением воскликнул: «Ну, какой же я молодой? Завтра мне будет 40 лет!”

Сергей Викторович, как и почему Вы решили стать преподавателем?

Это был не сознательный выбор. Преподавателем я стал из-за нехватки денег. Всю свою жизнь, начиная с пяти лет, я хотел стать историком. В 1993 году окончил университет. Время было непростое, работы по специальности не было. Целый год перебивался случайными заработками - преимущественно в книгоиздательском бизнесе. Писал диссертацию. Была, конечно, возможность махнуть рукой на профессию и уйти куда-нибудь «на сторону», скажем, в бизнес. Но эту возможность я для себя сразу отверг, начал преподавать. И не ошибся. Мне понравилось…

Почему Вы хотели стать именно историком?

История увлекла меня еще в дошкольном возрасте. Первые свои книги по истории - «Рассказы» для 4 класса и «Живые голоса истории» - я читал еще до того, как сел за парту. Благо, читать научился очень рано. В младших классах уже сам пытался писать «научные труды». Читать испещренную помарками «Всемирную историю» собственного сочинения сейчас, конечно, весьма забавно - но и трогательно.

По окончании школы вопрос - «куда пойти учиться?» - передо мной уже не стоял. Я знал, что буду поступать на истфак, и родители безоговорочно поддерживали меня в этом намерении. Мне в этом смысле повезло, - стезя историка не считалась в конце 80-х чересчур уж «престижной».

Я уже с восьмого класса посещал «Школу юного историка» при МГУ. Для меня это действительно была школа, - может быть, более важная, чем средняя общеобразовательная. Думаю, важнейшее, что вынес я оттуда, - это осознание того, что есть история, на чем она основывается, чем отличается от свободного вымысла. Там я пытался писать уже действительно научные работы, и выработанные навыки получили дальнейшее развитие благодаря обучению в Историко-архивном институте - законном центре отечественного источниковедения.

Не знаю, прочувствовал бы я столь же глубоко в каком-нибудь ином месте суть истории? Выработалось ли бы то необходимое «занудство» источниковеда, которое только и позволяет создавать действительно достоверный исторический труд? Другое дело, что я всегда воспринимал, и сейчас воспринимаю изучение источников именно как ступень, пусть неповторимую и необходимую, к написанию Истории, причем непременно «большой истории».

Кого Вы считаете своим наставником в изучении истории?

Для меня на первом месте среди наставников в науке - академик Сигурд Оттович Шмидт. Еще со школьных лет, благодаря телепрограммам для школьников, он стал для меня образцом преподавателя истории, проводником в мир ее «живых», источниковых голосов. Естественно, учась в Историко-архивном, я не мог пройти мимо ни его спецкурсов, ни возглавляемого им на протяжении десятилетий знаменитого кружка источниковедения. Кружок стал для меня школой - может быть, самой полезной за все годы, школой не только источниковедения, но и научной дискуссии, взыскательного и притом товарищеского обсуждения работ друг друга. Несколько лет я был старостой кружка. Диплом и кандидатскую диссертацию я защищал под научным руководством Сигурда Оттовича.

В чем для Вас заключается работа преподавателя? Какова Ваша цель?

Моя цель заключается в передаче знаний молодому поколению; сохранении и воспроизводстве интеллектуального класса, к которому я себя причисляю, а также в сохранении каких-то традиций образования. Лучшая награда — когда ты достигаешь этой цели, хотя бы с одним человеком.

Что Вы считаете самым важным в своей профессии?

Самое важное — это творчество как создание чего-то нового: методики, программы обучения, научной дисциплины; познание нового для корректировки и обогащения своих знаний, уважение коллег, сотрудничество с ними.

Что больше всего раздражает в профессии?

(После этого вопроса Сергей Викторович рассмеялся и задумался на минуту)

Элементарное отсутствие отклика. Ты пытаешься объяснить студенту простые вещи: определения, факты, термины и видишь, что студент или не понимает твоего объяснения или просто не хочет понимать. В такие моменты становится по-настоящему паршиво. Правда, сейчас стало легче, чем было в 90-ые, теперь такие студенты встречаются гораздо реже.

Многие выпускники отечественных вузов, получив диплом, уезжают работать заграницу. Что Вы об этом думаете?

Я думаю, что это неправильно. Страна дала этим людям образование, некоторым совершенно бесплатно. Они обязаны работать на благо своей страны, это их долг. Я сложно отношусь к отъезду за рубеж на постоянное место жительства еще и потому, что там ты платишь налоги и отдаешь свой труд чужой стране.

Что Вы можете сказать о новой системе: магистратуре и бакалавриате?

Я не знаю насколько нужно, чтобы наши выпускники уезжали работать в Европу. Если мы хотели перейти на новую систему образования, почему не создали свою? Но мы уже живем в условиях этой европейской системы, так что комментарии излишни.

Состоите ли Вы в дружеских отношениях со студентами?

Мне кажется, что при общении со студентами не стоит сокращать дистанцию. Студенты — это студенты. Преподаватели — это преподаватели. Неформальные отношения только мешают образовательному процессу.

Как к Вам относятся студенты и почему?

Каждый студент относится по-своему: кто-то уважает, кто-то боится, кто-то восхищается, кто-то недолюбливает. Я не знаю причин. Просто, преподаватель всегда должен оставаться собой, а не подлизываться к студенту. Поверьте, фальшь всегда чувствуется.

Как бы Вы охарактеризовали перспективы трудоустройства для молодых специалистов?

Сложно ответить на этот вопрос. Социально-экономическая ситуация в мире в целом и в России в частности постоянно меняется, поэтому никто не может сказать какая профессия будет востребована завтра. Сейчас, когда человек выбирает специальность и будущую профессию, он очень сильно рискует. Хотя, я считаю, что если у человека призвание, если он занимается любимой работой и занимается ею не ради денег, любой добьется успеха. Правда, таких людей очень мало.

Вы сказали, что стали преподавателем из-за нехватки денег. А теперь Вас устраивает ваша заработная плата?

Да, зарплата вполне устраивает. Она соответствует среднестатистическому уровню зарплаты гуманитария в нашем государстве. Вопрос в другом: почему в России так низко оценивают работу гуманитариев?

Помню, в кризисные годы в начале 90-ых, когда я учился в институте, моя стипендия превратилась в копейки. Ох, тяжко тогда было. Безденежье продолжалось до тех пор, пока я не начал работать в МосГУ. После этого мои дела пошли в гору. Сейчас я вполне доволен жизнью.

Опишите Вашу жизнь вне университета. Ваши увлечения, хобби.

Люблю искусство, литературу, занимаюсь критикой фантастических произведений, пишу. Я никогда не противопоставлял «серьезную науку», как я называю историю, литературе - с моей точки зрения, хороший историк всегда немного и писатель. Серьезный научный труд тоже должен быть читабельным. Другое дело, что надо осознавать границы… Стилизованные под славянский эпос «сказания» я начал писать еще в старших классах школы. Неудивительно, что меня увлекли и иные опыты «в этом роде», сперва переводные, а затем и отечественные. Отсюда мои работы, посвященные литературе «фэнтези», и занятия, в конечном счете, литературной критикой и переводом.

Вопросы задавал Никита Гуськов

Редакция журнала поздравляет Сергея Викторовича Алексеева с юбилеем!

Новых книг Вам, Сергей Викторович! Новых научных трудов, новых открытий и преданных родной истории учеников!

История изучает развитие мира с момента его появления, и сегодняшняя деятельность историков практически не отличается от таковой в древние времена. За исключением, пожалуй, того, что информация стала более доступной из-за глобальной интернетизации. Однако, интернет сыграл с историческим сообществом одновременно и злую шутку: ведь теперь каждый, кто прочел хоть немного исторических трудов, мнит себя как минимум доцентом исторического факультета.

XX век, и без того проблемный, оброс домыслами и гипотезами, иногда совершенно выходящими за грани здравого смысла. Виной всему те, кто пишут историю под личиной напускного патриотизма, удовлетворяя запросы верхушки государственного правления. Эти люди без зазрения совести перевирают события и подтасовывают факты так, чтобы создать для прошлого государства ауру непобедимости и гордости. При этом тщательно укрываются в архивах весьма мрачные события, виной которым были все те же самые непобедимые «верхи». Ибо «негоже прошлое ворошить».

Кто такой историк

В зависимости от выбранной специализации, человек с образованием в области истории может быть:

  • археологом или антропологом;
  • геральдистом;
  • этнографом;
  • работником музея или галереи;
  • преподавателем истории в ВУЗе или в школе.

Помимо этого, в трудовые обязанности историков может входить:

  • написание научных или публицистических статей, основанных на анализе того или иного источника;
  • участие в этнографических экспедициях или археологических раскопках;
  • разработка новых исследовательских методик и улучшение текущих, для повышения достоверности имеющейся информации;
  • прогнозирование событий будущего, на основе проведенного изучения и анализа исторических источников.

Как стать историком

Каким же должен быть настоящий историк — знаток своего дела и достаточно смелый человек, чтобы не идти на поводу у государства? И где этому можно научиться?

Основными качествами современного знатока истории являются:

  • хорошая память. Это самое важное, так как придется работать с большими массивами данных в виде дат, названий, географических локаций, имен, титулов, должностей;
  • аналитический склад ума. Важно не только запомнить даты, но и проанализировать события, понять, что послужило их причиной, и
  • как они связаны с вещами, которые происходят у нас в настоящем;
  • готовность к монотонной работе. Большая часть работы историка, за исключением командировок, заключается в изучении огромного количества исторических трудов. Здесь важны усидчивость и умение сосредотачиваться;
  • желательно знание одного или нескольких иностранных языков. Это поможет как при изучении мировой истории, так и поможет посмотреть под другим углом на прошлое своего государства, изучая зарубежные источники.

Учиться на историка можно в любом вузе, где есть исторический факультет. Список специальностей довольно велик — это и археология, и этнография, и культурология, и архивная практика, и история искусств. Каждый может найти себе профессию по предпочтению.

Доброго времени суток, Аня!

Ниже предлагаю вам текст на заданную тему с последующим переводом.

My future profession

My future profession is a historian. Historians learn past. This profession is very important. Historians have many specializations. For example, they are divided into specialists in ancient history, medieval history and New Time history. Historians are also divided on fields of historical science. For example, there are specialists for emblems. One of the first heraldists was Francis Santi. Specialists for emblems have the task to make emblem for areas and peoples. There are also people who study primitive societies, there are archaeologists and paleontologists. They dig up antiquities, for example mammoths or dinosaurs. There are also specialists for sources and methodologists, they have task to research codification, and interpretation source. They determine when this source was written, who wrote it, if there is a true. Historians also work as archivists and museum workers. Their task is to preserve valuables, to classify them and to catalog. Historians work as teachers in schools and universities. There are also more narrow specializations, for example fashion historians or art historians, music historians, cinema historians.

Historian must have a range of skills which helps him in his work. There are skills: The ability to choose the right material for the study, interpretation skills, the ability to properly tell the material and historian also should not afraid to speak in public. Historian must have the ability to write reports, articles and books. Besides, historian needs pedagogical skills. Some historians need knowledge and skills from other sciences because of their specialization, for example, biology, physics, mathematics, chemistry, anthropology. Historians can work in journalism and state structures; they may be officials and may be advisers. In addition historians can go after bachelor in other sciences, for example philosophy, political science, sociology. In general, skills, possessed by historians, are rather wide and can be applied in various fields.

Моя будущая профессия

Моя будущая профессия - это историк. Историки изучают прошлое. Эта профессия очень важна. Историки имеют много специализаций. Например, они делятся на специалистов по Античной истории, Средним векам и специалистов по Новому времени.

Также историки делятся по областям исторической науки. Например, есть специалисты по гербам. Одним из первых геральдистов был Франциск Санти. Задачей специалистов по гербам является составление гербов для местностей и людей. Есть также люди, занимающиеся изучением примитивных обществ, это археологи и палеонтологи. Они раскапывают древности, например мамонтов или динозавров. Есть также источниковеды и методологисты, их задача - изучение, кодификация и интерпретация источника. Они определяют, когда был написан этот источник, кем, есть ли там правда.

Также историки работают как архивисты и музейные работники. Их задача - сохранять ценные вещи, классифицировать их и каталогизировать. Также историки работают и как преподаватели в школах и университетах. Есть также еще более узкие специализации, например историки моды или историки искусства, музыки и кино.

Историк должен обладать рядом навыков, которые помогают ему в работе. Это навыки: умение правильно найти материалы для исследования, навык интерпретации, умение рассказывать материал, и историк не должен бояться выступать на публике. Также историк должен обладать умением писать как статьи, отчеты, так и книги. Еще историку нужны педагогические навыки. Некоторым историкам из-за их специализации нужны знания и навыки из других наук: биологии, физики, математики, химии, антропологии.

Историки могут работать в журналистике и государственных структурах, они могут быть чиновниками, а могут быть и советниками. Кроме этого, историки могут после бакалавриата уходить в другие науки, например в философию, политологию или социологию. В общем, навыки, которые есть у историка, довольно-таки широки и могут применяться в разных областях деятельности.

С наилучшими пожеланиями, Юлия.