Мотивация менеджеров с точки зрения здравого смысла. Методика анализа ежедневных задач менеджеров среднего звена Мотивации менеджеров среднего звена таблица
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Кафедра «Психология» КУРСОВАЯ РАБОТА тема «Мотивация менеджеров среднего звена» Выполнила студентка 1133 группы 6 курса Заочного отделения Величко Е.В Научный руководитель к.психол.н., доцент (ученая степень, звание) Кукулите Т.Г. (фамилия, имя, отчество) (подпись)Санкт-Петербург
2012г . СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что в настоящее время, как в России, так и за рубежом существует большое количество теоретических подходов к проблеме мотивации, но эта проблема до сих пор остается до конца не изученной. Меняется характер труда и, соответственно, мотивация труда работников претерпевает значительные изменения. В настоящий период времени социальные потребности не менее важны, чем материальные. У людей все больше начинают преобладать потребности высшего порядка – такие как потребность в самоуважении, самовыражении, потребности власти, достижения профессионального успеха. Во многом потребности работников зависят от специфики той организации, в которой они работают, но основные мотивы все-таки зависят от определенных общих случаев. Для того чтобы подключить человека к решению той или иной задачи, надо суметь найти ту мотивацию, которая побудила бы его к действию. И при нахождении таких мотивов и создании эффективного механизма мотивации персонала можно вдохновить людей на решение сложных и сверхсложных задач. Степень научной разработанности проблемы . В основе исследования мотивации лежит анализ трудов зарубежных и отечественных исследователей. Большой вклад в формирование содержательного подхода к исследованию проблем мотивации внесли зарубежные исследователи К. Альдерфер, Ф. Герцберг, Д. МакКлелланд, А. Маслоу, М.Вудкок и Д.Френсис и др. Развитие процессуального подхода к исследованию мотивации нашло отражение в трудах Дж. С. Адамса, В. Врума, Э. Лоулера, Л. Портера, В.Ф.Скиннер и др. Среди отечественных ученых, стоявших у истоков формирования концепций мотивации, следует назвать Л.С.Выгодского и его учеников А.Н.Леонтьева и Б.Ф.Ломова. Анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей показывает, что существующие теории мотивации содержат много ценной информации, системное осмысление которой в совокупности с полученными эмпирическими данными дает основание для разработки целостной и непротиворечивой системы мотивации персонала с учетом мотивационных аспектов трудового поведения, присущих работникам отечественных предприятий в современных условиях. Цель. Определить доминирующие мотивы, способствующие активизации деятельности менеджеров среднего звена и разработать проект эмпирического исследования. Объект исследования . Менеджеры среднего звена торгово-производственного холдинга Продовольственная Б.И.Р.Ж.А.». Предмет исследования . Мотивационная сфера профессиональной деятельности менеджеров среднего звена. Гипотеза. Исходя из мотивационного анализа профессиональной деятельности менеджеров среднего звена торгово-производственного холдинга «Продовольственная Б.И.Р.Ж.А.», а также опираясь на существующие данные литературных источников по проблеме мотивации, можно предположить, что для этой категории специалистов структура доминирующих мотивов включает в себя мотивации в достижении, в успехе и избеганию неудач, профессиональной деятельности, а также наличие склонности к принятию решений и готовность к разумному риску, при этом степень выраженности доминирующих мотивов связана с характером выполняемой линейными менеджерами профессиональной деятельности. Задачи. 1. Определить концептуальную основу исследования мотивации менеджеров среднего звена торгово-производственного холдинга, а также теоретически обосновать гипотезу исследования. 2. Выбрать и обосновать методы исследования мотивации менеджеров среднего звена. . Основные методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме, методика «Шкала оценки потребности в достижении», Методика диагностики личности на мотивацию к успеху и на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса, Методика изучения мотивации профессиональной деятельности Замфир и Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта. ГЛАВА I . ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 1.1. Концепции мотивации в психологии менеджмента Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. Но особенное значение в этом плане психология мотивации имеет для представителей профессии так называемого социономического типа, где главным объектом труда является человек (руководители, предприниматели и т.д.). По существу, никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями человека могут стоять совершенно различные причины, т. е. побудительные источники этих действий, их мотивация может быть абсолютно разной. В современной психологии при сходности общего подхода к пониманию мотива, существуют значительные расхождения в некоторых деталях и конкретике определения этого понятия. Можно даже сказать, что само определение понятия «мотив» представляет определенную научную проблему. Одни под мотивом понимают побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, другие - осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков личности. Считают также, что мотив - это то, что, отражаясь в голове человека, побуждает к деятельности, направляет ее на удовлетворение определенной потребности. При этом подчеркивают, что в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности (А. Н. Леонтьев). Отсюда вытекает центральная закономерность: развитие мотивации происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную деятельность . Исходя из современных психологических представлений по поводу категории мотивация (В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, Е. С. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов и др.), мы будем понимать под мотивационной сферой личности совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности . Таким образом, мотивация выступает тем сложным механизмом соотношения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности. Понятие мотивации у человека включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д. Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация (лат. motivatio ) - динамическая система, взаимодействующих между собой внутренних (мотиваторов) и внешних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека. Под внутренними факторами будем понимать потребности, желания, стремления, ожидания, восприятия и другие психологические компоненты личности. В узком смысле слова, мотивированную деятельность можно определить как свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов, а мотивацию труда как стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определённые блага) посредством трудовой деятельности. Мотивация труда является важнейшим фактором результативности работы . Мотивация составляет основу трудового потенциала работника, который в свою очередь состоит из психофизиологического потенциала, т.е. способности и склонности человека, состояния его здоровья, работоспособности, выносливости, типа нервной системы, и личностного потенциала, т.е. мотивационного. Внешне субъект управления может воздействовать на работника либо принуждая его силой, либо предоставляя какие-то блага. В связи с этим в психологии различают мотивацию двух видов: положительн ую и отрицате л ьную. Положительная мотивация - это стремление добиться успеха в своей деятельности. Она обычно предполагает проявление сознательной активности и связана определенным образом с проявлением положительных эмоций и чувств, напри м ер, одобрение тех, с кем трудится данный человек. К отрицате л ьной мотивац и и относится все то, что связано с примене н ием осуждения , не о добрения, что влечет за собой , как правило, нака з ание не только в материальном но и в психологическом смысле слова. При отрицател ь ной мотивации человек стремится уйти от неуспеха. Боязнь нака з ания приводит обычно к возникновению отрицательных эмоций и чувств . А следствием этого является нежелание трудиться в данной области деятельности. И з вестно, что многократное применение наказа ния существенно снижает его действие. Такова психологическая закономерность. В результате люди привыкают к отрицательному воздействию наказания и в конце концов перестают реагировать на него. Парадоксально, но факт, что подобное действие оказывает и во з награждение. Если человек все время получает, например, материальную награду, то со временем о н о теряет свою мотивационную нагрузку, т.е. перестает действовать. Человек не будет трудиться, если у него нет потребности (мотива) в получении предоставляемого блага. Выделяют основные задачи мотивации:- формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
- обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
- формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
- Потребность в безопасности. Маслоу выделяет как эмоциональную, так и физическую безопасность. Весь организм может стать механизмом поиска безопасности. И все-таки, как и в случае с физиологическими потребностями, если потребность в безопасности удовлетворена, она перестает быть мотивирующим фактором.
- Потребность в любви. Как и Фрейда, Маслоу обвиняют в неудачном выборе слов при определении уровней. Использование им слова “любовь” имеет много вводящих в заблуждение коннотаций, таких, например, как секс, который в действительности является физиологической потребностью. Возможно, более подходящими понятиями для обозначения этого уровня были бы “потребность в принадлежности” или “социальные потребности”.
- Потребность в уважении. Уровень потребности в уважении включает более высокие потребности человека. Как составные этого уровня могут рассматриваться потребности во власти, достижениях и статусе. Маслоу обращает особое внимание на то, что уровень признания включает как самоуважение, так и уважение со стороны других людей.
- Потребность в самовыражении. Этот уровень представляет кульминацию всех низших, средних и высших потребностей человека. Люди, добившиеся возможности самовыражения, реализовали свой потенциал. В сущности, самовыражение является индивидуальной мотивацией человека к преобразованию восприятия самого себя в реальность.
Теория потребностей Д. Мак Клелланда: Обобщая результаты исследований процессов мышления и реакции людей в различных ситуациях, Дэвид Мак Клелланд и его коллеги разработали модель мотивации, которая ставит основной акцент на потребности высших уровней и объединяет их в три категории: присоединения, власти и достижения.
Потребность присоединения (причастности) - потребность в установлении и поддержании межличностных отношений. Люди с развитой потребностью присоединения будут привлечены такой работой, которая будет давать им возможности социального общения. И руководитель должен сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Потребность власти - потребность в навыках влияния и установления контроля за поступками других людей, в воздействии на ход событий. Потребность достижения (успеха) - потребность принимать на себя личную ответственность и добиваться успешного выполнения заданий. Теория М.Вудкока и Д.Френсис: В рамках иерархической структуры Маслоу потребности власти и достижения находятся где-то между потребностями в уважении и самоактуализации. На основе анализа и обобщения исследований Герцберга и других два английских ученых М. Вудкок и Д. Фрэнсис построили интересную таблицу (Таблица 2), помогающую полнее использовать идеи мотивации для стимулирования эффективного трудового поведения. Полезно сравнить данную таблицу со схемой А. Маслоу. Она как бы продолжает пояснять, почему не дадут желаемого эффекта Таблица 2 "> 1. Рабочая среда оказывает мощное влияние на работника, поэтому организациям не стоит жалеть средства и усилий на создание благоприятной обстановки для тружеников. 2. Вознаграждение сейчас обычно включает не только зарплату, но много других выплат, а также- выходные дни и особенно дополнительные выгоды: жилье, личное медицинское страхование, персональные автомобили, оплаченное питание и т.п. 3. Чувство безопасности. Это чувство связано с наличием работы, с отсутствием неуверенности в завтрашнем дне, с признанием и уважением окружающих, принадлежностью к группе и др. 4. Личностное развитие и рост. Ныне происходит (как уже сказано) эволюция взглядов менеджеров на отношение к личности. Если раньше главное внимание уделялось повышению квалификации работников, то теперь - развитию человеческих ресурсов, а в фирмах и на предприятиях создаются соответствующие службы. Признается, что вклад в личностное развитие работников имеет и экономическое и гуманитарное значение. С учетом этого необходимо сказать о возникновении новой науки -акмеологии(от греч. "акмэ" - высшая степень чего-либо), изучающей состояние высшего взлета индивида. Природная одаренность, опыт прожитой жизни, запас физической прочности позволяют личности достигнуть в какой-то момент вершин своих возможностей. 5. Чувство причастности к общему делу присуще каждому работнику, он хочет ощущать свою "нужность" организации, поэтому руководители должны по возможности давать работающим полную информацию, иметь отлаженную обратную связь, знать мнение о коренных вопросах производства. 6. "Интерес и вызов". Вудкок и Фрэнсис пишут, что большинство людей ищет такой работы, в которой бы содержался "вызов", которая бы требовала мастерства и не была слишком простой. Даже чисто исполнительские работы надо стремиться превратить в интересные, приносящие удовлетворение. Таким образом, можно сказать, что содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей. Второй подход к мотивации базируется напроцессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. Они не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Поведение человека зависит также от его восприятия ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера-Лоулера. Мотивационная теория ожидания Врума:Понятие “ожидание” из теории познания вносит существенный вклад в понимание сложных процессов, связанных с трудовой мотивацией. Теория ожидания уходит своими корнями в концепции психологов-новаторов Курта Левина и Эдуарда Толмена, касающиеся процесса познания, а также в концепции выбора поведения и полезности классической экономической теории. Однако первым сформулировал теорию ожидания применительно к трудовой мотивации Виктор Врум. В отличие от большинства критиков содержательных теорий, Врум предложил свою теорию ожидания как альтернативу. Он считал, что содержательные модели не дают адекватного объяснения сложным процессам мотивации трудовой деятельности. По крайней мере, в академических кругах теория Врума стала популярным объяснением трудовой мотивации и продолжает стимулировать проведение множества исследований. Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением: руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника; сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение; сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение; сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности . Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность. Исходя из теории ожиданий, можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается. Модель Врума выстроена вокруг таких понятий, как валентность, значимость (инструментальность) и ожидание, поэтому теорию обычно называютVIE-теория. Под понятием валентность Врум понимает устойчивость предпочтений человека относительно конкретного результата. Валентность будет положительной, если человек из двух вариантов - “добиваться результата” или “не добиваться” - отдает предпочтение первому. Валентность равна нулю, если человек равнодушно относится к результату; отрицательной валентность является в том случае, когда человек предпочитает не добиваться результата, вместо того, чтобы постараться его достичь. Другой важной составляющей валентности является значимость, или инструментальность результата первого уровня для достижения результата второго уровня. Например, человек может быть мотивирован выполнить свою работу на высшем уровне, поскольку хочет продвинуться по службе. Лучшее выполнение работы (результат первого уровня) рассматривается как средство для продвижения по службе (результат второго уровня). Другая важная переменная мотивационного процесса у Врума - это ожидание. Несмотря на то, что на первый взгляд понятие ожидания кажется аналогичным составляющей “инструментальность” в валентности, - в действительности это совершенно разные понятия. Ожидание определяет связь между усилиями и результатами первого уровня, тогда как инструментальность связывает результаты первого и второго уровней. Другими словами, ожидание в теории Врума представляет собой вероятность (колеблющуюся от 0 до 1), с которой некоторое действие или усилие приведет к определенному результату первого уровня. Инструментальность определяет, в какой мере результаты первого уровня будут приводить к желаемому результату второго уровня. Иначе говоря, сила мотивации к выполнению определенного действия будет зависеть от алгебраической суммы валентностей результатов (включая инструментальность), помноженных на ожидание . Теория Врума отличается от содержательных теорий тем, что описывает состояние когнитивных переменных, отражающих индивидуальные различия в мотивации трудовой деятельности. Она не пытается объяснить, что такое содержание мотивации и в чем состоят индивидуальные различия. Каждый человек характеризуется уникальным сочетанием валентностей, инструментальности и ожиданий. Поэтому теория Врума указывает только на концептуальные детерминанты мотивации и на то, как они соотносятся друг с другом. Она не дает конкретных предложений относительно того, чем мотивируются члены организации, как это делают модели Маслоу, Герцберга и Альдерфера. Хотя модель Врума и не вносит непосредственного вклада в методы мотивации персонала, она представляет определенную ценность для понимания организационного поведения. Эта теория помогает прояснить взаимосвязь личных целей и целей организации. Предположим, например, что для рабочих определена конкретная норма выработки. Измеряя результаты работы каждого из них, руководство может определить, насколько значимы разные индивидуальные цели (результаты второго уровня - например, деньги, безопасность, признание); каким образом цели организации (результаты первого уровня, такие, как норма выработки) могут быть использованы в качестве средства для достижения личных целей; каковы ожидания рабочих относительно того, насколько их усилия и способности будут содействовать достижению цели организации. Если их отдача ниже нормы, это может свидетельствовать о том, что рабочие не особенно ценят результаты второго уровня или они не видят, как результаты первого уровня позволят достичь результатов второго уровня; либо они думают, что их усилия не приведут к достижению результатов первого уровня. Врум считает, что любой из этих вариантов сам по себе или в сочетании с остальными приводит к низкому уровню мотивации для выполнения работы. Модель разработана для того, чтобы помочь руководителям понять и проанализировать мотивацию рабочих и определить соответствующие переменные; она не дает конкретных решений мотивационных проблем. Кроме существующих проблем практического применения, эта модель, подобно ранней экономической теории, предполагает, что люди рациональны, и их поведение можно логически просчитать. Подобное предположение, вероятно, чересчур идеалистично . Основной причиной того, что модель Врума стала значимой современной моделью трудовой мотивации и породила множество исследовательских работ, является, по мнению автора, то, что она не прибегает к упрощениям. Содержательные теории слишком упрощают мотивацию человека. Тем не менее, они остаются исключительно популярными, поскольку идеи их просты для понимания и применения к тем ситуациям, с которыми сталкиваются менеджеры-практики. С другой стороны, теорияVIE признает сложность мотивации трудовой деятельности, но при этом она трудна для понимания и применения. Таким образом, с теоретической точки зренияVIE помогает менеджерам осознать сложность процесса мотивации, но при этом не способствует решению практических проблем. Теория справедливости Адамса:Теория справедливости существует почти столько же, что и мотивационная теория ожидания. Однако в области организационного поведения на понятие справедливости обратили должное внимание сравнительно недавно. Разработку теории справедливости как теории трудовой мотивации обычно приписывают социальному психологу Дж. Стейси Адамсу. Главным постулатом этой теории является то, что основную роль в выполнении работы и получении удовлетворения играет степень справедливости (или несправедливости), которую ощущают работники в конкретной ситуации на своей работе. Адамс описывает, как возникает такого рода мотивация. Несправедливость возникает в ситуации, когда человек чувствует, что отношение отдачи, которую он получает, к его вкладу в выполнение работы оказывается не равным соответствующему соотношению у других работников. Справедливость возникает в ситуации, когда оценка трудового вклада и полученной отдачи в отношении себя и других людей основана на субъективных представлениях человека. Возраст, пол, образование, социальный статус, положение в организации, квалификация и то, насколько усердно он трудится, - вот некоторые переменные, которые человек воспринимает как вклад в выполнение работы. Полученная отдача заключается, главным образом, в различных видах поощрений, таких, как денежные выплаты, статус, повышение по службе, степень внутренней заинтересованности самой работой. В сущности, это отношение основано на восприятии работником того, что он дает (вклад) и получает (отдача), по сравнению с тем, что соответственно отдает и получает другой человек. Его умозаключение может соответствовать, а может и не соответствовать представлению других об этом отношении или тому, что имеет место в действительности . Если представление о собственном отношении “вклад - отдача” не соответствует представлению о том же отношении у других, человек будет прилагать все усилия, чтобы восстановить справедливость. Эта “жажда” восстановить справедливость используется как объяснение трудовой мотивации. Сила такого рода мотивации находится в прямой зависимости от ощущения существующей несправедливости. Адамс считает, что такая мотивация выражается в нескольких формах. Для восстановления справедливости человек может изменить свой вклад или получаемую отдачу, умышленно искажать их, бросить работу, пытаться влиять на других людей или изменить их. Развитие и анализ теории справедливости выходят за рамки теории ожидания как когнитивного объяснения трудовой мотивации и служат отправной точкой для теории атрибуции и объяснений, основанных на концепции локуса контроля. Модель Портера-Лоулера: Следующим шагом в исследованиях мотивации явилась модель мотивации Портера-Лоулера, построенная на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости (Рисунок 3). Эта теория вводит понятие соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами. Рисунок 3 В содержательных теориях безоговорочно принимается, что удовлетворенность ведет к улучшению работы, а неудовлетворенность снижает исполнительность. Модель Герцберга в действительности представляет собой теорию удовлетворенности трудом, и все же она не рассматривает взаимоотношение удовлетворенности и исполнительности. Теория Врума также в значительной степени избегает анализа этой связи. Хотя понятие удовлетворенности внесло свой вклад в концепцию валентности Врума, а результаты связываются с исполнительностью, взаимозависимость между удовлетворенностью и трудовой деятельностью конкретно была рассмотрена лишь в модели мотивации Портера и Лоулера, усовершенствовавших и расширивших модель Врума. Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться. Портер и Лоулер исходят из предпосылки, что мотивация (усилие или энергия) не равна удовлетворенности или исполнительности. Мотивация, удовлетворенность и исполнительность представляют собой отдельные переменные и взаимодействуют, по мнению этих исследователей, иначе, чем принято считать . Усилие (энергия или мотивация), указывают Портер и Лоулер, непосредственно не приводит к повышению производительности. Эта связь опосредована способностями, чертами характера и представлением работника о собственной роли. В модели Портера-Лоулера более важным считается то, что следует за выполнением работы. Степень удовлетворенности будут определять само поощрение и его восприятие Другими словами, модель Портера-Лоулера предполагает, и это ее самое существенное отличие от традиционного понимания, что выполнение работы ведет к удовлетворенности Уже многие годы эта модель в значительной степени подтверждается экспериментами. Обширные исследования подтверждают большое значение поощрения во взаимосвязи между выполнением работы и удовлетворенностью. На основании этого исследователями было сделано конкретное заключение, что взаимозависимость между удовлетворенностью и производительностью сильнее, если вознаграждение связано с исполнительностью, чем в отсутствие такой связи . Хотя модель Портера-Лоулера более, нежели модель Врума, ориентирована на практическое использование, она все же не способна ликвидировать существующий отрыв теории от управленческой практики. Портер и Лоулер рекомендуют практикующим менеджерам идти дальше традиционной оценки отношения к работе и стараться оценивать такие переменные, как ценность возможного поощрения, восприятие связей между усилиями и вознаграждением, а также восприятие ролей. Эти переменные, безусловно, помогут менеджерам лучше понять, что определяет усилия и продуктивность. Уделяя особое внимание тому, что следует за выполнением работы, авторы данной теории рекомендуют организациям проводить критическую переоценку своей политики вознаграждения. Они подчеркивают, что менеджмент должен сконцентрировать усилия, чтобы оценить, насколько уровень удовлетворенности соответствует уровню выполнения работы. Модель Портера и Лоулера, без сомнения, внесла большой вклад в повышение уровня понимания процесса мотивации трудовой деятельности и взаимоотношений между выполнением работы и удовлетворенностью, но пока еще не оказала решающего влияния на реальную практику управления человеческими ресурсами . В середине 90-х годов появились новые разработки в сфере мотивационного процесса. В менеджмент вошли новые категории теории справедливости и атрибуции, привлекшие к себе внимание многих исследователей. Хотя некоторые авторы выделяют данные теории в отдельную категорию “современных теорий мотивации”, по своей сути данные теории с полным правом можно отнести к процессуальным теориям мотивации трудовой деятельности . Теория усиления Скиннера:Согласно теории В.Ф.Скиннера, поведение людей обусловлено результатом их действий в подобной ситуации в прошлом. То есть служащие извлекают уроки из опыта предыдущей работы, и стараются выполнять те задания, которые ведут к желаемому результату. Данная теория базируется на простой модели, состоящей из четырёх шагов (Рисунок 4): Рисунок 4 Для того, чтобы успешно применять теорию усиления, нужно понять необходимость управления последствиями поведения служащих. При положительном подкреплении менеджер поощряет определённое поведение, обеспечивая ожидаемые служащими последствия. При негативном подкреплении тоже поощряет определённое поведение, но на этот раз это делается иным способом. При нежелательном поведении наступают и нежелательные последствия. Это делается для того, чтобы в следующий раз человек избегал вести себя подобным образом. Используя эффект тушения, менеджер пытается ослабить нежелательное поведение тем, что не обеспечивает желаемого вознаграждения. Наказание - это попытка устранить нежелательное поведение, обеспечивая нежелательные последствия. Теории атрибуции:В отличие от других теорий, теория атрибуции скорее является теорией взаимосвязи личного восприятия и межличностного поведения, чем теорией мотивации отдельного человека. Количество теорий атрибуции постоянно увеличивается. Однако проведенный анализ позволяет заключить, что все они объединяются следующими общими предположениями:- Люди стараются найти смысл в окружающем мире.
- Люди часто объясняют действия других людей либо внутренними, либо внешними причинами.
- Люди делают это в значительной степени на основе логики.
- Исходя из теоретического анализа литературных источников, определить концептуальную основу проблемы мотивации менеджеров среднего звена и обосновать гипотезу.
- Провести мотивационный анализ профессиональной деятельности менеджеров исходя из их деятельности.
- Исходя из цели и гипотезы, а также опираясь на данные мотивационного анализа профессиональной деятельности линейных менеджеров торгово-производственного холдинга выбрать и обосновать методы исследования.
- Разработать этапы эмпирического исследования с целью выявления совокупности доминирующих мотивов, влияющих на повышение эффективности деятельности менеджеров среднего звена
- Бордовская Н. В., Реан А. А., Розум. С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000.- 369с.
- Гибсон Дж. Л., Донелли Д. Х., Иванцевич Дж.. Организации. Поведение. Структура. Процессы. - М., 2000.- 398с.
- Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда / Человек и труд. - 2000.- № 1. - 174с.
- Ефремов О.Ю., Машаров И.М., Скопылатов И.А. Управление и диагностика персонала: Учебник.- СПб.: СПбИВЭСЭП, Общ-во Знание, 2002.- 356с.
- Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. - М., ИНФРА-М, 2001.- 307с.
- Ломов Б.Ф., Рубахин В.Ф. Психология и управление / Психология управления. Выпуск 1. - М., 1976.- 216с.
- Маклаков А.Г.Общая психология.- СПб.: Питер, 2000.- 592с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»)
- Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
- Психология менеджмента/ Под ред.проф. Никифорова Г.С.– СПб.:СПбГУ, 2000.- 556с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие/ под.ред. Райгородского Д.Я. – Самара, Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2007.- 672с.
- Самоукина Н.В. Мотивация персонала как проблема / Управление персоналом. - 2004. - №7. - 166с.
- Самоукина Н.В. Управление персоналом: российский опыт. – СПб.: Питер, 2003.- 267с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: ООО «Речь», 2001.- 350с.,ил.
- Шахова В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности: Учебно-методическое пособие.2-е изд.доп.и перераб. - М.: Изд-во «Альфа-Пресс».-2006.- 332с.
Управление (Peter F. Drucker) - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.
УПРАВЛЕНИЕ (Мескон, Альберт, Хедоури) - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ
Все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции. Но это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и неруководителей, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена.
В крупной организации вся управленческая строго разделена по горизонтали и по вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Высшие руководители координируют работу руководителей, стоящих ниже их и так, пока не опустятся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала, т.е. рабочих, которые физически производят продукцию или оказывают услуги. Такое вертикальное разделение труда образует уровни управления.
Количество уровней управления может быть различным. Множество уровней еще не определяет эффективность управления. Количество уровней иногда определяется величиной организации и объемами управленческой работы. Иногда же это исторически сложившаяся структура.
Независимо от количества уровней управления, всех руководителей делят на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации:
- руководители низового звена,
- руководители среднего звена,
- руководители высшего звена.
Обычно в организации можно определить, на каком уровне находится один руководитель по сравнению с другими. Это осуществляется через название должности. Однако, название должности не является надежным указателем истинного уровня данного руководителя в системе. Это замечание особенно справедливо, когда мы сравниваем положение руководителей в разных организациях. Например: в некоторых компаниях продавцов называют региональными или территориальными руководителями сбыта, хотя они никем, кроме себя, не руководят.
Существует параллельное деление руководителей на три уровня, введенное американским социологом Талкоттом Парсонсом:
- технический уровень – соответствует уровню низового звена,
- управленческий уровень – соответствует уровню среднего звена,
- институционный уровень – соответствует уровню высшего звена.
Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.
РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА
Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями – это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). МЛАДШИЕ НАЧАЛЬНИКИ в основном осуществляют за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще – это руководители низового звена. Большинство руководителей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве. Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие: в одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на одного задания, равнялось 48 секундам. Временной период для реализации решений, принимаемых мастером, также короткий.
РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй – низшим. Таким образом, образуются четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала.
Характер работы руководителя среднего звена значительно варьируется от организации к организации и даже внутри одной и той же организации. Некоторые организации предоставляют своим руководителям среднего звена большую ответственность, делая их работу в определенной степени похожей на работу руководителей высшего звена. Во многих организациях руководители среднего звена являются органичной частью процесса принятия решений. Они определяют проблемы, начинают обсуждения, рекомендуют действия, разрабатывают новаторские творческие предложения.
Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они ловят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев.
РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА
Высший организационный уровень – руководство высшего звена – гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена – всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе – это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей – с министрами, а в университете – с ректорами.
Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.
Основной причиной напряженного темпа и огромного объема работы является тот факт, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. В отличие от агента по сбыту, который должен сделать определенное количество телефонных звонков, или рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной остановки этого предприятия, когда работу можно считать законченной. Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он (или она) успешно завершили свою деятельность. Поскольку продолжает действовать, и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Хирург может закончить операцию и считать свою задачу выполненной, но руководитель высшего звена всегда чувствует, что нужно делать что-то еще, больше, дальше. Рабочая неделя продолжительностью 60 - 80 часов для него не редкость.
Погребная Е.В. Система мотивации руководителей среднего звена и топ-менеджеров (на примере строительной компании) // Лидерство и менеджмент. - 2016. - Т. 3. - № 2. - С. 113-120. - doi: 10.18334/^.3.2.35377
Язык публикации: русский
Leadership and Management, 2016, Volume 3, Issue 2
The Incentive System for Middle and Top Managers (Case Study of a Construction Company)
Ekaterina Pogrebnaya1®
1 Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation
The article provides an overview of ways to stimulate middle and top managers. Using the example of a construction company, the analysis of the incentive system for managers was carried out, and the measures to improve the company"s incentive system were proposed based on the analysis results.
questionnaire, motivation, top managers, managers, stimulation, incentive system, survey
Pogrebnaya, E.V. (2016). The Incentive System for Middle and Top Managers (Case Study of a Construction Company). Leadership and Management, 3(2), 113-120. doi: 10.18334/lim.3.2.35377
JEL: L74, M12, M52 Original Research Language: Russian
© Pogrebnaya E.V. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0
H For correspondence: [email protected]
One of the most pressing HR management problems faced by modern organizations is the problem of employee engagement
Over 60 % managers are not satisfied with the existing ways and means of stimulation
The main drawbacks of the existing incentive system are unfair assessment of employees" performance and a non-transparent incentive system
67 % respondents would like to assess their performance according to the KPI system
Лидерство и менеджмент, 2016, Том 3, Выпуск 2
Система мотивации руководителей среднего звена и топ-менеджеров (на примере строительной компании)
Екатерина Погребная1
1 Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия
АННОТАЦИЯ_
Статья посвящена обзору способов стимулирования руководителей среднего звена и топ-менеджеров. На примере строительной компании проведено исследование с целью анализа системы мотивации руководителей, по результатам которого предложены мероприятия по совершенствованию системы стимулирования в компании.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_
анкетирование, мотивация, топ-менеджеры, руководители, стимулирование, система мотивации, опрос
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_
Погребная Е.В. Система мотивации руководителей среднего звена и топ-менеджеров (на примере строительной компании) // Лидерство и менеджмент. - 2016. - Т. 3. - № 2. - С. 113-120. - Сок 10.18334/!1т.3.2.35377
JEL: L74, M12, M52 Язык публикации: русский
© Погребная Е.В. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0
Для связи: [email protected]
Одна из наиболее актуальных проблем управления персоналом в современных организациях - это проблема мотивации персонала
Более 6о % руководителей недовольны существующими способами и средствами стимулирования
Основными проблемами действующей системы мотивации является несправедливая оценка результатов труда и непрозрачная система стимулирования
67 % опрошенных ответили, что хотели бы оценивать результат своей трудовой деятельности по показателям системы КР1
Погребная Екатерина Викторовна, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск ([email protected])
Одна из наиболее актуальных проблем управления персоналом в современных организациях - это проблема мотивации персонала.
Как все мы знаем, мотивация труда может включать в себя материальные и нематериальные способы и средства стимулирования. На наш взгляд, наиболее «верным» является разделение видов стимулирования А.Я. Кибановым, он выделяет материальное денежное, материальное неденежное и нематериальное стимулирование .
В понятие материального стимулирования труда включаются все виды денежных выплат, которые применяются в организации и все формы материального неденежного стимулирования.
сегодняшний день в российской и зарубежной практике используются разнообразные виды прямых и косвенных материальных выплат: заработная плата, различного рода премии, бонусы, участие в прибылях, дополнительные выплаты, отсроченные платежи и другие.
Наряду с материальными денежными стимулами применяются стимулы, которые представляют собой материальную ценность, но в реальном выражении представлены в виде специальных льгот и компенсаций - так называемый социальный пакет .
Систему материального стимулирования дополняет нематериальное стимулирование (поздравления с днем рождения, «доска почета», карьерограмма, система адаптации персонала, включение сотрудников в процесс принятия решений, похвала, и прочее).
Одна из крупнейших отраслей экономики России - это строительство. Важность эффективного функционирования этой отрасли невозможно переоценить.
На примере строительной компании г. Красноярска было проведено исследование с целью проведения анализа существующей системы мотивации руководителей для дальнейшей разработки мероприятий по ее совершенствованию.
Основной продукт рассматриваемой компании - многоэтажные жилые дома, а также коммерческие здания.
На сегодняшний день в компании система мотивации руководителей среднего и высшего звена включает в себя следующие элементы: материальное стимулирование: премиальная программа для руководителей (по результатам труда), ежегодная премирование лучших сотрудников в профессиональный праздник, социальный пакет (служебная связь, транспорт), обучение за счет компании, дополнительные бонусы (право на получение квартиры).
Нематериальное стимулирование: поздравление «лучших» сотрудников в праздники (Новый год, День строителя, День компании), поздравление с днем рождения, участие в различных конкурсах.
Для изучения отношения руководителей к действующей в настоящий момент системе мотивации в компании было проведено анкетирование среди руководителей высшего и среднего звена по разработанной авторами анкете. В целях повышения достоверности ответов анкетирование проходило анонимно.
Респондентам было предложено оценить существующую систему мотивации в компании, отметить наиболее мотивирующие для себя факторы, а также ответить на открытые вопросы, связанные с мотивацией.
В опросе участвовали 36 респондентов: 16 из них занимают топовые позиции, 20 - руководители среднего звена. Стоит отметить, что 53 % опрошенных работают в компании более 3-х лет.
Как показали результаты исследования, всего 47,2 % респондентов полностью удовлетворены своей работой. По результатам 33 % прошенных считают, что компания не предоставляет все необходимые условия для эффективной работы, при этом почти 64 % руководителей, считают систему стимулирования в компании несправедливой.
Далее респондентам было предложено выбрать для себя наиболее мотивирующие факторы. По результатам анкетирования мы составили таблицу, отражающую иерархию мотивирующих факторов руководителей среднего и высшего звена.
Таблица 1
Иерархия мотивирующих факторов
1 Интересные профессиональные задачи 83,3
2 Надежность компании 80,6
3 Справедливая оценка результатов труда 77,8
4 Возможность обучения (тренинги, курсы, ...) 75,0
5 Прозрачная система премирования 72,2
6 Высокий статус в компании 69,4
7 Социальный пакет (транспорт, связь, дмс, ...) 63,9
8 Положительный имидж компании 61,1
9 Высокая доля премиальной части в заработной плате 55,6
10 Возможность самореализации 52,8
11 Дополнительные бонусы и льготы (право на квартиру.) 52,8
12 Уверенность в завтрашнем дне 50,0
13 Оборудованное рабочее место 47,7
14 Высокий оклад 44,4
15 Хороший коллектив, дружеские отношения с коллегами 44,4
16 Удобный график режима работы 41,7
17 Лояльность со стороны учредителей компании 41,7
18 Возможность использовать свой творческий потенциал, свобода и независимость 36,1
19 Совместные мероприятия, выходящие за рамки работы 30,6
20 Сувениры, публичное признание лучшим сотрудником, победа в конкурсах 15,9
Таким образом, по результатам анкетирования не удовлетворяют руководителей компании наличие и действие следующих факторов, представленных в таблице 2.
Таблица 2
Факторы, максимально не удовлетворяющие руководителей
№ Мотивирующий фактор % респондентов
1 Справедливая оценка результатов труда 69,4
2 Прозрачная система премирования 63,9
3 Социальный пакет (транспорт, связь, дмс, ...) 58,3
4 Дополнительные бонусы и льготы 52,8
5 Возможность обучения (тренинги, курсы, ...) 44,4
Стоит отметить, что большинство этих факторов являются сильными мотиваторами для руководителей компании.
Результаты анкетирования также показали, что более 60 % руководителей недовольны существующими способами и средствами стимулирования, а это означает, что система мотивации высшего и среднего звена требует совершенствования. Кроме того, наибольшее неудовлетворение связано именно с методами материального стимулирования.
Достаточно большое число руководителей считают, что основными проблемами действующей системы мотивации является несправедливая оценка результатов труда и непрозрачная система стимулирования. Поэтому первоначально необходимо проверить данную область (проанализировать необходимые документы, процесс оценки результатов труда, критерии по которым происходит оценка, и пр.). И только потом предпринимать действия по совершенствованию системы материального стимулирования.
Результаты анкетирования также показали, что более половины руководителей не довольны имеющимся социальным пакетом. Сегодня
он включает в себя корпоративную связь и возможность пользоваться служебным транспортом. Но данный фактор, отметили почти 64 % руководителей, как один из наиболее мотивирующих. Поэтому однозначно стоит пересмотреть данный блок, и по возможности включить дополнительные услуги, например, ДМС, что является очень популярным во многих компаниях.
Подводя итоги, по результатам опроса руководителей среднего и высшего звена, в компании система мотивации требует совершенствования, т.к. более половины руководителей в настоящее время не удовлетворены существующими методами материального стимулирования. Кроме того, отвечая на открытые вопросы анкеты, 67 % опрошенных ответили, что хотели бы оценивать результат своей трудовой деятельности по показателям системы KPI.
Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) - показатели деятельности, которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей .
В разработке системы - KPI для руководителей, лучше всего оптимально сочетать общие и личные показатели. Общие показатели -это результат работы структурного подразделения, которым руководит человек. Общие показатели наглядно показывают командную работу в целом, а также степень заинтересованности руководителя в достижении итогового результата. Личные показатели - это выполненные индивидуальные задачи, достижения .
Таким образом, разработка и внедрение системы KPI в данной компании позволит показывать и объективно оценивать работу каждого руководителя, тем самым усовершенствовать системы материального стимулирования. Разумеется, система будет работать только в том случае, если система показателей KPI будет выстроена грамотно и профессионально.
ИСТОЧНИКИ:
1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник / А.Я. Кибанов, И.А.
Баткаева, Е.А. Митрофанова [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 525 с.
2. Панов М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. -
М.: ИНФРА-М, 2013. - 255 с.
3. Костенкова Т. KPI для руководителя [Электронный ресурс] // Delovoymir.biz. - 2012. -
Эффективность и качество работы персонала компании во многом определяются качеством управления на уровне линейного менеджмента. Как можно его повысить в наших условиях - повседневной текучести и недостатка квалифицированных менеджеров?
Для решения этой задачи мы предложили такой алгоритм исследования:
Анкетирование менеджеров среднего звена предприятия.
Анализ их ежедневных задач.
Структурный анализ видов ответственности менеджеров и показателей эффективности их работы.
Сначала мы разработали опросник для менеджеров среднего звена, в котором они должны были описать различные аспекты своей управленческой деятельности:
ежедневные, периодические и разовые задачи, выполняемые в рамках конкретной должности;
приоритетные цели предприятия, подразделения и должности;
границы и основные типы ответственности;
показатели эффективности работы в должности.
Особенность этих опросников состояла в том, что в них отсутствовали наборы готовых вариантов ответов, характерные для социологических анкет: основные задачи, зоны ответственности, показатели эффективности и прочие аспекты деятельности описывались в свободной форме. Единственное требование - выбор наиболее значимых характеристик.
Анализ управленческой производственной деятельности позволил выявить наиболее значимые, с точки зрения руководителей предприятия, задачи, типы ответственности, типы эффективности, цели должностей и их взаимосвязь с приоритетными целями подразделения и предприятия в целом. Важно, что методика проявила субъективное восприятие плановых функций управления менеджерами среднего звена и степень их реализации в повседневной деятельности. Это помогло оценить, насколько успешно реализуется разработанная топ-менеджерами и собственниками стратегия развития компании.
Приведем пример анализа ежедневных задач менеджеров среднего звена конкретного предприятия. В опросе приняли участие 54 руководителя; они выступили экспертами своих должностей. В общей сложности было получено 150 ответов.
Ответы экспертов на вопросы: «Какие задачи вы решаете в своей должности ежедневно (периодически, от случая к случаю)?» были условно разделены на 10 групп (не вошедшие ни в одну из них ответы собраны отдельно - в 11-й). Отнесение каждого ответа к той или иной группе проводилось с учетом должности эксперта. Например, для начальника отдела по работе с персоналом задача «расстановка и комплектование кадров» - это «ежедневная организационная работа», а для начальника лаборатории - «работа, относящаяся к кадровым вопросам». В таблице 1 представлены варианты полученных ответов.
Табл. 1. Возможные варианты ответов на вопросы анкеты
№ |
Эксперт |
Ежедневная задача |
1. Ежедневная организационная работа в соответствии с целями подразделения, текущая производственная деятельность | ||
Эксперт 1 |
Принятие решений по форме и срокам оплаты рассматриваемых договоров | |
Эксперт 2 |
Формирование достоверной и полной информации о деятельности Общества, его имуществе и обязательствах для предоставления руководителю и собственникам, а также инвесторам, кредиторам и другим пользователям | |
Эксперт 3 |
Принятие решений по вопросам взаимоотношений с поставщиками предприятия | |
2. Аналитическая работа | ||
3. Контроль подчиненных | ||
4. Другое |
Данные по каждой группе ответов были сведены в итоговую таблицу 2 , что позволило проанализировать, как часто менеджеры выполняют конкретные задачи по каждому из направлений работы.
Табл. 2. Общие итоги по группам ответов
№ п/п |
Виды ежедневных задач |
Количество упоминаний |
% от общего числа |
Ежедневная организационная работа в соответствии с целями подразделения, текущая производственная деятельность | |||
Аналитическая работа | |||
Контроль за подчиненными | |||
Координация работ | |||
Работа с почтой | |||
Безопасность работ | |||
Выдача заданий | |||
Контроль за расходом лимитов ресурсов | |||
Кадровые вопросы | |||
Работа в нештатных ситуациях | |||
Прочие задачи |
Для большей наглядности полученная информация представлена в графической форме (рисунок ), где показан вклад каждого отдельного фактора в общий итог (диаграмма и кумулятивная кривая). Таким образом, по мнению опрошенных нами экспертов, их ежедневная деятельность на 80% состоит из следующих задач:
организационная работа в соответствии с целями подразделения, текущая производственная деятельность;
аналитическая работа;
контроль подчиненных;
координация работ.
Диаграмма Парето для видов ежедневных задач
То есть закономерность распределения времени, которое отводится на различные виды управленческой деятельности, подчиняется правилу Парето (в соответствии с ним 20% составляющих обеспечивают 80% результата). Этот вывод был проверен с помощью контент-анализа.
Контент-анализ - метод диагностики и оценки специфических характеристик текста, который позволяет выявлять отдельные характеристики сообщения (текста) и их взаимосвязи. Проанализировав ответы руководителей на вопросы анкеты, мы выявили, какие задачи воспринимаются руководителями как наиболее значимые (то есть какие из управленческих функций наиболее полно реализуются в ежедневных задачах). Особенно важно, что анализу подвергались реально выполняемые руководителями задачи, а не те, которые заявлены в нормативных документах и регламентах (планах, должностных инструкциях, положениях, приказах и т. п.).
Анализ проводился по следующим функциям управления (в скобках указаны контент-признаки):
планирование (планирование, разработка планов, определение необходимых ресурсов, информация и т. д.);
организация (обеспечение, снабжение, доставка, предоставление и т. д.);
мотивация (мотивация, стимул, поощрение, квалификация и т. д.);
контроль (контроль, оценка, коррекция и т. д.);
координация (координация, бесперебойность, совещания, собрания, технические средства связи, консультации, планерки, рекомендации, согласования и т. д.).
Результаты анализа - в каком объеме в ежедневных задачах менеджеров среднего звена реализуются различные функции управления - представлены в таблице 3 . (Необходимо учитывать, что итоговые выводы контент-анализа показывают укрупненные тенденции в реализации функций управления, поскольку отсутствовал этап операционного определения каждого понятия.)
Табл. 3. Объем реализации различных функций управления в ежедневных задачах менеджеров среднего звена
Очевидно, что наиболее полно и в ежедневных задачах, и в работах в соответствии с целями подразделения реализуются функции контроля и организации . Функция координация четче представлена в ежедневных задачах, а вот планированию реально отведена совсем незначительная роль. Очень слабо представлены функции координация и планирование на уровне реализации целей подразделения (на уровне реализации целей компании они вообще практически отсутствуют), что говорит о преобладании оперативного руководства и слабости стратегического планирования, либо отсутствии эффективных механизмов трансляции общекорпоративных целей на уровень исполнителей.
Практически не удалось выявить связь реально выполняемых задач с функцией мотивации, что является тревожным сигналом. Управление людьми руководители среднего звена этой компании не воспринимают как свои непосредственные задачи, а значит, в основном они ориентированы на применение административных методов воздействия. Тот факт, что в ежедневных задачах наиболее явно представлены функции контроля и организации, позволяет предположить: на предприятии реализуется стратегия устойчивости (сохранения завоеванных позиций).
Расхождение между «заявленными» и «реализуемыми» задачами должно стать предметом серьезного рассмотрения для руководителей предприятия. Поскольку процесс управления осуществляется реальными людьми, зазор между тем, что человек «знает» и «реализует» на практике помогает понять, в каком направлении фактически движется организация . С точки зрения управления персоналом эти данные также являются прекрасной возможностью организовать канал обратной связи.
Следует учесть, что, отвечая на вопрос о своей ответственности, эксперты описывали ее границы и перед руководством, и перед сотрудниками. В то же время, отвечая на вопрос о том, по каким параметрам оценивается эффективность их работы, руководители среднего звена имели в виду только те требования, которые выдвигаются к ним руководителями. Таким образом, разница между оценкой ответственности и оценкой эффективности демонстрирует зазор между тем, «за что реально отвечаю» и «по каким показателям отчитываюсь».
В обоих случаях на первые места эксперты поставили следующие показатели:
качество;
своевременность выполнения работы;
выполнение производственного плана и производственных заданий в полном объеме.
Причем удельный вес этих показателей в общей сумме всех значимых показателей составил 50% (общее количество показателей - 10). Это значит, что все руководители признают и поддерживают принцип: «Качество работы и план - это главное», то есть действуют в соответствии с миссией этого предприятия.
Если бы все эти показатели при реализации ежедневных задач признавались экспертами как приоритетные сферы собственной ответственности и критерии оценки эффективности, можно было бы говорить о том, что ответственность и эффективность в этой организации являются плановыми показателями. В реальности эти показатели признавались таковыми только для группы задач, связанных с организацией производственного процесса, - текущей производственной деятельностью.
Особое беспокойство должен вызывать показатель «качество». Он полностью отсутствует в описаниях ежедневных задач, но при этом оценивается как значимый признак на уровне целей и как чрезвычайно значимый признак при оценке ответственности и эффективности. В результате ответственность за качество проявляется только на этапе реализации работы, но отсутствует на этапе планирования , когда распределяются ресурсы. Это значит, что руководители принимают на себя ответственность за то, чтобы не отклоняться от заданного уровня качества, но не за его улучшение.
Для того чтобы качество продукции/ услуг стало идеологией предприятия, работники должны быть «одержимы» им, этот показатель необходимо учитывать на всех этапах, в том числе и планирования работ. Обеспечить высокое качество результатов можно только в том случае, если качество - приоритетный критерий, и на него ориентирован («настроен») весь производственный цикл, в том числе и этап подготовки производства.
Мы не выясняли специально, почему возник этот вопрос. Возможно, с самого начала что-то мешало организовать процесс планирования с ориентацией на качество: нерегулярные поставки, некачественные исходные материалы и т. д. Или сотрудники не были мотивированы сделать качество приоритетом своей деятельности - на предприятии не сформирована соответствующая идеология. Возможно, углубленное исследование помогло бы выявить, на каком этапе блокируется реализация идеологических принципов.
Анализ полученных данных позволяет утверждать, что предприятие пока еще далеко от реализации своего базового принципа - «обеспечение высокого уровня качества продукции и услуг». Декларации на уровне официальной корпоративной идеологии не стали руководящим принципом организации деятельности для менеджмента среднего звена - тех работников, которые и должны обеспечить претворение в жизнь стратегических планов предприятия.
Предложенный нами алгоритм дает возможность не только оценивать качество управления на уровне линейного менеджмента, но и выявлять недоработки в реализации корпоративной идеологии. Однако, приступая к разработке корректирующих мероприятий, следует помнить, что реальное изменение корпоративной идеологии (и, как следствие, производственного поведения работников) - это сложная задача, которой руководители предприятия должны заниматься ежедневно.
Разработка правил поведения и корпоративного кодекса - только первый шаг в формализации идеологических принципов. Он необходим, но гораздо важнее, чтобы члены коллектива их приняли и на деле перестроили свое поведение. Причем начинать эти изменения следует именно с управленческого звена. То, как организована ежедневная деятельность и в соответствии с какими критериями оценивается ее успешность, задает для подчиненных явные ценностные ориентиры: как надо работать в нашей организации . И образцами нового поведения являются именно менеджеры. Если их реальное повседневное поведение будет соответствовать тому, что сформулировано в руководящих принципах корпоративной идеологии - она будет работать, реально преобразуя деятельность организации.
При разработке новой корпоративной идеологии необходимо также обратить внимание на то, что новые идеологические принципы не должны противоречить существующим ценностным ориентациям работников. Кроме того, очень важно наладить постоянную коммуникацию с руководителями среднего звена: проводить опросы, обсуждения, дискуссии, выяснять их мнение по актуальным проблемам. Конечно, на это никогда не хватает времени, но именно уважение к экспертному мнению управленцев поможет им поверить в серьезность и реальность проводимых перемен, а значит - и стать ролевыми моделями новой идеологии.
Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала
Основным фактором, определяющим обязанности любого менеджера, является его положение в организационной иерархической пирамиде. Как правило, существует более или менее четкое представление о функциях, задачах, должностных обязанностях менеджеров высшего и низшего звеньев, но существует путаница с их определением, когда речь идет о среднем менеджменте.
Так, топ-менеджеры несут ответственность за деятельность всей компании. Это президенты и вице-президенты, председатель совета директоров, исполнительные директора и т. д. Они отвечают за принятие самых важных, в т. ч. стратегических, решений и работают на долгосрочную перспективу. А менеджеры низшего звена обеспечивают контроль над выполнением повседневных задач и отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов.
Казалось бы, это и есть основные звенья управленческой цепи. Но если копнуть глубже, несовершенство такой системы становится очевидным. Высшему руководителю приходится одновременно и управлять компанией в целом, обеспечивая высокое качество решений, и контролировать их своевременное и не менее качественное исполнение. Попытка принимать решения за очень многих специалистов - изначально опасный путь как для организации, так и для управленца. Как показывает практика, хватает ненадолго либо внутренних ресурсов топ-менеджера, либо общих ресурсов предприятия.
Именно поэтому наличие в организационной структуре компании среднего менеджмента - прослойки между высшими и исполнительными руководителями - является залогом ее стройности и многофункциональности .
Менеджеры среднего звена отвечают за деятельность важных бизнес-единиц, подразделений, отделов и являются своего рода золотой серединой между топами и еще одним или более уровнями исполнительных менеджеров.
Основная сложность работы менеджера такого уровня состоит в том, что зона его ответственности распространяется на большую часть основных бизнес-процессов компании. Необходимо быть поистине талантливым руководителем и обладать максимальным количеством профессиональных компетенций, чтобы эффективно решать все те разноплановые задачи, с которыми ежедневно сталкиваются управленцы среднего звена. Обеспечение эффективности бизнес-процессов, координация своей работы с другими структурными подразделениями, контроль бесперебойного и качественного выполнения подчиненными поставленных перед ними задач, а также максимально полная и четкая реализация решений топ-менеджмента - далеко не полный перечень их обязанностей.
Так, менеджер обязан не только доносить до своих подчиненных стратегические цели компании, видение их топ-менеджементом, но и контролировать процесс их выполнения. При всем этом он должен четко распределять обязанности и мотивировать подчиненных на качественное их выполнение. Большая нагрузка, высокая степень ответственности и необходимость оперативного реагирования на внешние и внутренние изменения бизнес-среды требуют от менеджера полной отдачи и адекватного реагирования на стрессовые ситуации. Справиться с ними ему помогает не только наличие необходимых профессиональных и личностных компетенций, но и мотивация к работе - тот самый «ключик», подобрать который необходимо каждой компании, заинтересованной в наличии управленцев действительно высокого класса.
Обращаясь к проблеме привлечения специалистов среднего менеджмента, следует учесть, что вариантов ее решения не много и каждый из них имеет свои недостатки. Переманивание специалистов из других компаний влечет за собой немалые финансовые затраты. В этом случае, а также при обычном поиске на рынке труда возникает опасность длительного процесса адаптации специалиста. В свою очередь, при выдвижении работников из кадрового резерва компания сталкивается с необходимостью их обучения, прежде всего управленческим качествам, приобрести которые, находясь на более низких ступенях, достаточно сложно.
Не зависимо от метода замещения подобных вакансий, компании рано или поздно придется столкнуться с вопросом удержания менеджеров в компании. И здесь ошибкой многих руководителей является недостаточное внимание к вопросу мотивации.
Рассматривая составляющие мотивации менеджера среднего звена прежде всего остановимся на его компенсационном пакете . Специфика деятельности среднего управленческого звена, как правило, требует индивидуального подхода, а, значит, компенсационный пакет должен быть адресным - т. е. составленным с учетом потребностей, а возможно, и пожеланий каждого менеджера. В этом случае актуален принцип «кафетерия» - когда менеджер может самостоятельно выбрать те составляющие, которые действительно имеют для него значение. Кроме того, в компенсационный пакет специалиста следует включить ряд дополнительных льгот и компенсаций, которые сотрудники получают опосредованно, а не в виде прямых денежных выплат (приложение ). Важны также нематериальные мотиваторы , которые являются неотъемлемой частью системы мотивации. К ним можно отнести:
информирование работников об успехах компании (проектах, выигранных тендерах, присвоении компании почетного места в рейтинге и т. д.);
поздравления со знаменательными датами (юбилеем, днем рождения, свадьбой, рождением ребенка и т. п.);
присвоение внутренних отличительных званий: «Лучший менеджер компании», «Лучший продавец», «Лучший босс», «Лучший по профессии», «Самый активный сотрудник» и т. д.;
публичное поощрение за успешную работу или личное достижение (похвала, объявление благодарности, награждение почетной грамотой и пр.).
Приложение |
Примеры компенсационных пакетов Пакет А: программы кредитования, скидок, гибких социальных выплат и льгот; предоставление персональных: кабинета, мобильного телефона, автомобиля, секретаря, охраны и т. п.; учеба за счет компании (второе высшее, МВА, обучение смежным профессиям, стажировка за границей); продажа ценного оборудования по льготным ценам; индивидуальные программы страхования работника и членов его семьи; оплата путевок; опционы на акции компании; система N-годичных (3, 5, 7 лет) контрактов с выплатой значительных бонусов в конце срока; частичная или полная оплата аренды жилья. Пакет Б: организация питания сотрудников за счет компании; медицинская страховка и медицинское обслуживание; программы развития карьеры, профессионального и квалификационного роста персонала (обучение, наставничество, консультирование); обучение на корпоративных тренингах; гибкий график работы; оплата проездных билетов или компенсация топливных расходов при наличии автомобиля; пенсионные корпоративные программы; программы материальной помощи работникам (в связи с тяжелым заболеванием, смертью близких); программы спортивных, культурных, туристических мероприятий, банкеты в день рождения компании, корпоративный Новый год и т. п. Пакет С: долгосрочные кредиты; оплата лечения престарелых родителей; материальная помощь при рождении ребенка; помощь семьям, где более 3-х детей или есть инвалиды или сироты; оплата домашнего персонала (няня, домработница) или детского сада для ребенка; помощь детям в обучении; помощь выпускникам вузов в трудоустройстве на предприятии родителей; оплата летнего языкового обучения ребенка за рубежом; организация детских праздников и подарки к различным датам; организация спортивных семейных соревнований; оплата отдыха с детьми. |
При составлении компенсационного пакета с учетом индивидуальных потребностей менеджера важно учитывать принцип однородности . Если у менеджеров одной линейки будут существенно отличаться компенсационные пакеты, оплата труда, возможности роста и т. д., это будет скорее демотивировать тех специалистов, которые будут чувствовать себя обделенными по сравнению с более поощряемыми.
Безусловно, компенсационный пакет является важным мотивационным звеном, но в процессе его формирования следует помнить, что большинство составляющих - это, прежде всего, стимулы, обеспечивающие личный комфорт специалиста и гарантирующие определенный уровень социальной защиты (его и близких людей). И было бы серьезной ошибкой возлагать на них роль основных мотиваторов успешной деятельности менеджера в компании.
Если рассматривать вопрос мотивации с точки зрения удовлетворенности финансовым фактором , то менеджеров среднего звена можно выделить как самый чувствительный в этом отношении слой. Работа топ-менеджеров, как правило, очень хорошо оплачивается, плюс многие из них владеют пакетом акций компании и получают процент от дохода. Управленцы начального уровня еще не достигли карьерных высот и им во многом есть к чему стремиться - для них это основной мотиватор. А менеджер среднего звена не имеет такого устойчивого финансового положения, как топ, и не видит таких широких перспектив карьерного роста, как управленцы ступенькой ниже, и потому чувствует себя уязвимым . И если компания вовремя не позаботится о его мотивации - исход очевиден.
По степени насыщенности и важности задач деятельность менеджеров среднего звена часто не уступает тем же показателям работы топ-менеджеров, а уровень их компенсации имеет существенные отличия. Поэтому необходимо снять внутреннее напряжение и чувство неудовлетворенности, которые могут возникнуть, если финансовая составляющая мотивации несовершенна. Это можно сделать путем введения дополнительных льгот и гарантий либо пересмотрев систему премирования и сделав ее более гибкой.
Важность финансового фактора для менеджера среднего звена часто зависит от того, сколько компания готова ему платить, а также от того, на какой из ступеней карьеры он находится. Не секрет, что на начальных уровнях неудовлетворенность оплатой труда может сыграть решающую роль при принятии решения о смене места работы.
К сожалению, случаи, когда средством для повышения заработной платы является заявление об уходе, в наше время не редкость. Не случайно, согласно проведенным исследованиям, человек, меняющий рабочее место раз в 2–3 года, находится в более выигрышном финансовом положении по сравнению с теми, кто поднимается по карьерной лестнице в одной компании.
В подобной ситуации высшее руководство принимает решение в зависимости от ценности работы данного сотрудника для компании и может либо отпустить его, руководствуясь принципом «незаменимых людей нет», либо пойти навстречу требованиям менеджера. Но какое бы из этих решений не было принято, проблема исчезнет лишь на короткое время. Поиск нового специалиста может потребовать немалых временных и финансовых ресурсов, и нельзя гарантировать, что новый работник рано или поздно не придет к руководству с аналогичными требованиями. В свою очередь, вариант повышения уровня заработной платы согласно пожеланиям ценного специалиста может, во-первых, поставить компанию в ситуацию зависимости, а во-вторых, продемонстрирует остальным сотрудникам рычаги воздействия на руководство.
Поэтому очень важно наличие в компании тщательно продуманной, сбалансированной схемы оплаты труда, завязанной на перспективах развития сотрудника и планировании его карьеры в компании .
И все же, как показывает практика, финансовый фактор не является краеугольным камнем мотивации менеджеров. Сомнительно, что специалиста действительно высокого класса можно удержать в компании исключительно путем регулярного повышения оплаты труда.
Найти оптимальное решение проблемы мотивации менеджеров среднего звена достаточно сложно, но обязательно следует учитывать, что ее принципы не должны быть одинаковыми для всех специалистов этого уровня. Индивидуальный подход всегда имеет неоспоримое преимущество при формировании системы мотивации. Да и прослойка среднего менеджмента в украинских компаниях пока не настолько велика, чтобы индивидуальный подход стал обременительным для компании в каком-то отношении.
Оценив реальные знания и способности сотрудника, а также его потенциал, руководство может составить карту личных мотиваторов каждого работника этого звена и в дальнейшем оперировать полученными сведениями в интересах компании.
Демонстрация прозрачности развития карьеры еще на начальном этапе работы в компании является залогом лояльности специалиста по отношению к работодателю. Менеджер должен четко понимать, что именно ожидает от него компания, какие результаты он должен продемонстрировать, и знать, что его труд будет оценен по достоинству. Удерживать в компании эффективных, целеустремленных, лояльных специалистов посредством создания программ их профессионального и карьерного роста, прозрачности стратегических планов и постановки интересных задач не только возможно, но и необходимо.
При создании мотивационных программ необходимо учитывать индивидуальные особенности личности специалистов.
Так, есть менеджеры, для которых в работе важны постоянная динамика и перемены. Они обладают высоким уровнем стрессоустойчивости, быстро загораются новой идеей и на пути к достижению цели демонстрируют настойчивость и упорство. Их мотивирует получение новой задачи, позволяющей реализовать себя, дать выход амбициям, а также карьерный рост и присвоение определенного статуса в компании. Наличие таких специалистов особенно важно в период бурного развития, захвата новых сегментов рынка.
В период поступательного развития незаменимы люди иного психотипа. Уравновешенные, анализирующие ситуацию и принимающие только взвешенные, тщательно продуманные решения, они эффективно поддерживают бизнес. Эти работники готовы вносить личный вклад в развитие компании, но предпочитают делать это в своем ритме, согласно внутренним ценностям и установкам. Таких менеджеров редко мотивирует карьерный рост и блестящие перспективы, им важнее ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне, а также эмоциональный комфорт. Возможность поступательно строить карьеру, развиваться в различных направлениях (построение карьерной решетки), гибкий график работы, социальная защищенность посредством необходимых составляющих соцпакета - вот их основные мотиваторы.
Возможности роста - горизонтального или вертикального, которые компания может предложить сотруднику, зависят от должности специалиста, его личностных качеств и стремлений, а также периода развития компании. Очень важно соблюсти баланс всех этих факторов и предложить менеджеру именно ту мотивационную программу, которая обеспечит максимальную эффективность его работы.
Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала