Документы регламентирующие выездные налоговые проверки. Порядок проведения выездной налоговой проверки

1. Подготовка к проведению проверки - планирование.

2. Решение вопроса о необходимости участия в проверке сотрудников органов внутренних дел.

3. Проведение проверки (проверка документов, имеющих значение для формирования выводов о правильности исчисления, о полноте и своевременности уплаты налогов):

    устранение нарушений, выявленных при предыдущей проверке;

    проверка соответствия бухгалтерского учета и налоговой отчетности;

    проверка соответствия данных налогового учета данным синтетического и аналитического учета;

    проверка полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете операций, влияющих на формирование налоговой базы (анализ кредитовых оборотов по счетам бухгалтерского учета, а также соответствия данных бухгалтерского учета и первичных документов);

    проверка правильности применения цен (ст. 40 НК РФ);

    проверка обоснованности применения налоговых льгот и ставок (в том числе проверка ведения раздельного учета);

    проверка выполнения обязанностей налогового агента;

    проверка правового оформления хозяйственных операций;

    анализ операций, по которым часто бывают нарушения.

4. Использование дополнительных методов.

5. Проверка обособленных подразделений (срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе их проверять независимо от проведения проверок самой организации).

6. Оформление результатов проверки, выявление типичных нарушений.

В Кодексе прямо установлено, что срок проведения налоговой проверки составляет два месяца , начинает течь со дня вынесения решения о ее назначении и заканчивается днем составления справки о проведенной проверке. Ранее в срок проведения проверки включалось только время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика, то есть общий срок мог быть гораздо больше.

Срок, на который проверка может быть продлен, - до четырех месяцев , а в исключительных случаях - до шести (ранее - только до трех месяцев).

В то же время предусмотрено право налогового органа приостановить проведение выездной проверки по решению руководителя (или заместителя руководителя).

Общий срок, на который может быть приостановлена проверка, - не более шести месяцев. Если же проверка приостанавливалась для получения сведений от иностранных госорганов и в шестимесячный срок сведения получены не были - срок приостановления продлевается еще на три месяца.

В течение одного календарного года налоговые органы не могут проводить более двух выездных проверок вне зависимости от проверяемого налога и периода, но самостоятельные выездные проверки в отношении филиалов и представительств при этом не учитываются. Также выездная проверка сверх этого ограничения может быть проведена на основании решения руководителя ФНС России.

Повторной проверкой может быть охвачен только трехлетний срок, предшествовавший году вынесения решения о назначении повторной проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Предусмотрен следующий порядок проведения:

1-й этап . После принятия налоговой отчетности проводится визуальная проверка представленных документов (налоговых деклараций и расчетов), которая включает проверку полноты представленных документов, наличия всех предусмотренных реквизитов, четкости оформления и отсутствия исправлений.

2-й этап . В процессе проверки полученной отчетности проводятся:

    проверка своевременности подачи;

    арифметическая проверка;

    проверка правильности и обоснованности применения ставок и льгот;

    проверка правильности исчисления налоговой базы.

В процессе камеральной налоговой проверки формируются:

Требование о представлении документов или уведомление о вызове налогоплательщика для дачи объяснений (пояснений), получения данных, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

Требование о представлении документов контрагентами налогоплательщика или запрос в другой налоговый орган о проведении встречной проверки;

Мотивированный запрос в банк о предоставлении сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (справок по операциям и счетам налогоплательщика);

Мотивированный запрос в правоохранительные и контролирующие органы с целью получения адресной информации,

информации о зарегистрированных транспортных средствах и их владельцах, выданных лицензиях

3-й этап . Оформление результатов проверки

    Если нарушения не выявлены, акт не составляется

    Если нарушения выявлены, не позднее трех дней следует сообщить о них налогоплательщику с требованием внести исправления (в течение пяти рабочих дней).

    Если нарушения доказаны, может составляться акт, оформляется решение (в 10-дневный срок со дня проведения проверки) и требование (в 5-дневный срок с даты вынесения решения)

Камеральная проверка может охватывать любые периоды деятельности налогоплательщика, а не только три календарных года, предшествующих году проведения проверки (после внесения изменений ограничение в три года осталось только для выездных проверок). То есть камеральная проверка будет проводиться и при подаче уточненных деклараций за более ранние, чем истекшие три года, налоговые периоды. Однако при выявлении нарушений за более ранние сроки с налогоплательщика не могут быть взысканы штрафы, поскольку срок давности привлечения к налоговой ответственности, составляет три года.

Основное изменение, касающееся камеральных проверок, - установлена обязанность налогового органа при выявлении налогового правонарушения составлять акт проверки (в том же порядке, что и при выездной проверке, только в иной срок - 10 дней после ее окончания) Налоговый орган не вправе требовать дополнительные сведения и документы, за исключением тех случаев, когда документы должны представляться вместе с налоговой декларацией.

В то же время налоговый орган вправе требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов по НДС. Относительно того, в каких именно случаях налоговый орган может истребовать данные документы, возможны две точки зрения.

1. Налоговые органы вправе требовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, лишь тогда, когда налогоплательщик представляет налоговую декларацию по НДС с суммой налога к возмещению.

2. При проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать документы, подтверждающие правомерность вычета НДС, в любых случаях, когда в декларации заявлены вычеты: как при представлении налогоплательщиком декларации с суммой налога к возмещению, так и при представлении декларации с суммой налога к уплате.

33. Порядок проведения выездной налоговой проверки

Выездные налоговые проверки проводятся по месту фактического нахождения налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов с изучением документов, хранящихся у этих лиц. Выездные налоговые проверки могут быть проведены только на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Предмет проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налога. При этом может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором назначена данная проверка.
Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентирует Налоговый кодекс.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено 89 статьей НК РФ. Однако, в исключительных случаях продолжительность выездной налоговой проверки может быть увеличена до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
Сроком проведения проверки является время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
При реорганизации или ликвидации организации-налогоплательщика выездная налоговая проверка может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
В ходе проверки должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.
Должностные лица налоговых органов, проводящие выездную налоговую проверку имеют право доступа на территорию или в помещение налогоплательщика при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Они имеют право производить осмотр территорий, помещений и объектов налогообложения. Осмотр проводится в присутствие понятых (не менее 2 человек), может производиться фото-видео съемка. О производстве осмотра составляется протокол. В случае воспрепятствования доступу должностных лиц на указанные территории составляется акт. На основании этого акта налоговый орган вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. Доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения против воли проживающих в них физических лиц иначе как на основании судебного решения не допускается.
Для получения необходимых для проверки документов, налогоплательщику предъявляется требование о предоставлении документов (заверенных копий) в течение 10 дней со дня получения требования. Отказ от предоставления требуемых документов приравнивается к налоговому правонарушению и влечет за собой ответственность. В этом случае в определенные сроки (в ночное время – нельзя) производится выемка необходимых документов на основании постановления должностного лица налогового органа. При выемке необходимо присутствие понятых и лиц, у которых эта выемка производится. По итогам выемки составляется протокол.
Также может быть назначена экспертиза, привлечены специалисты и переводчики при необходимости.
По итогам выездной налоговой проверки составляется акт, в котором указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или отсутствие нарушений, выводы и предложения проверяющих, а также делаются ссылки на статьи Налогового кодекса, которые предусматривающие ответственность за конкретные нарушения законодательства о налогах.
Налогоплательщик вправе в течение 15 дней представить свои возражения по акту или его отдельным положениям. По истечении 10 дней акт проверки и документы рассматриваются руководством налоговой инспекции, и по ним принимается решение.

Статья 93. Начало проведения налоговой проверки. Доступ должностных лиц органа государственной налоговой службы на территорию или в помещения для проведения налоговой проверки

1. Перед началом проведения налоговой проверки, а при проведении краткосрочной проверки по вопросам, касающимся наличной выручки, ? до завершения налоговой проверки, должностное лицо органа государственной налоговой службы обязано:

1) ознакомить налогоплательщика с целью налоговой проверки;

2) предъявить специальное удостоверение о допуске к проведению налоговых проверок;

3) заполнить книгу регистрации проверок в порядке, установленном законодательством;

4) вручить налогоплательщику под расписку о получении копии выписки из координационного плана осуществления проверок деятельности хозяйствующих субъектов или копии решения специального уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов о проведении внеплановой или встречной налоговой проверки (за исключением внеплановой проверки по основаниям, указанным в части четвертой статьи 89 настоящего Кодекса), а также копии приказа органа государственной налоговой службы о назначении соответствующей налоговой проверки и программы проведения налоговой проверки.

2. Началом проведения налоговой проверки считается момент вручения документов налогоплательщику, указанных в пункте 4 части первой настоящей статьи. Отказ налогоплательщика от получения данных документов не является основанием для отмены налоговой проверки. В случае отказа налогоплательщика от получения данных документов должностным лицом органа государственной налоговой службы составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком. При отказе налогоплательщика подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись. В данном случае началом проведения налоговой проверки считается момент подписания акта.

3. Налогоплательщик обязан допустить должностных лиц органа государственной налоговой службы, проводящих налоговую проверку, в помещения и на территорию для проведения налоговой проверки, за исключением случаев, предусмотренных частями четвертой и восьмой настоящей статьи.

4. Налогоплательщик имеет право не допускать в помещения и на территорию для проведения налоговой проверки должностных лиц органа государственной налоговой службы в случаях, если:

1) не вручены либо не оформлены в установленном порядке документы, указанные в пункте 2 части первой настоящей статьи, за исключением случаев отказа налогоплательщика от их получения;

2) проверяющее лицо не указано в приказе о назначении проверки и (или) не предъявило специальное удостоверение о допуске к проведению налоговых проверок;

3) сроки налоговой проверки, указанные в приказе, не наступили или истекли;

4) проверяющее лицо отказывается от заполнения книги регистрации проверок.

5. При воспрепятствовании доступу должностного лица органа налоговой службы, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещения для проведения налоговой проверки составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком. При отказе налогоплательщика подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.

6. Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц органов государственной налоговой службы, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещения (за исключением жилых) налогоплательщика, а также воспрепятствование выполнению должностными лицами органа государственной налоговой службы своих служебных обязанностей влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством.

7. Привлечение к ответственности за воспрепятствование выполнению должностными лицами органа государственной налоговой службы своих служебных обязанностей не является основанием для отмены налоговой проверки.

8. Доступ должностных лиц органов государственной налоговой службы, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных законодательными актами, или на основании судебного решения, не допускается.

Статья 94. Обследование территорий и помещений. Инвентаризация имущества

1. При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, производящие налоговую проверку, могут проводить обследование производственных, складских, торговых и иных помещений и мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов (прибыли) либо связанных с содержанием объектов налогообложения, а также инвентаризацию имущества налогоплательщика.

2. Обследование территорий и помещений проводится в присутствии понятых.

При проведении обследования вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель.

3. В необходимых случаях при обследовании производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов, о чем указывается в протоколе.

4. О результатах обследования составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных в статье 101 настоящего Кодекса.

5. Порядок инвентаризации при проведении налоговых проверок утверждается Государственным налоговым комитетом по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.

Статья 95. Истребование документов

1. Должностные лица органов государственной налоговой службы, проводящие проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и обязательных платежей.

2. В случае отказа налогоплательщика от представления запрашиваемых документов должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит изъятие необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 96 настоящего Кодекса.

Статья 96. Изъятие документов и предметов

1. Документы, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства, и предметы правонарушения, за исключением документов и предметов, предусмотренных в части второй настоящей статьи, могут быть изъяты на основании мотивированного постановления должностного лица органа государственной налоговой службы, проводящего налоговую проверку.

2. Изъятие документов или предметов, приводящее к приостановлению деятельности налогоплательщика, производится только на основании решения суда.

3. Изъятие документов и предметов в ночное время запрещается.

4. Изъятие документов и предметов, не имеющих отношения к налоговой проверке, запрещается.

5. До начала изъятия должностное лицо органа государственной налоговой службы предъявляет постановление об изъятии и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

6. Должностное лицо органа государственной налоговой службы предлагает лицу, у которого производится изъятие документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа принимает меры по принудительному изъятию.

Изъятие документов и предметов производится в присутствии налогоплательщика.

Принудительное изъятие документов и предметов производится в присутствии понятых и налогоплательщика. При этом все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в изъятии.

7. Документы изымаются в виде подлинника или копий, заверенных подписью и печатью налогоплательщика.

Должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы в тех случаях, когда для проведения налогового контроля недостаточно изъятия копий документов налогоплательщиков и у органов государственной налоговой службы есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. При изъятии подлинных документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

В остальных случаях изымаются копии документов, заверенные подписью и печатью налогоплательщика.

8. О производстве изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных в статье 101 настоящего Кодекса. В протоколе либо в прилагаемых к нему описях должны быть перечислены и описаны документы и предметы с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности? стоимости предметов.

Протокол об изъятии документов и предметов составляется в двух экземплярах, один из которых вручается под расписку лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты. При отказе от получения протокола должностное лицо органа государственной налоговой службы вносит об этом соответствующую запись в протокол. В данном случае один экземпляр протокола отправляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается врученным ему по истечении трех дней после его отправки.

Статья 97. Приостановление операций по банковским счетам налогоплательщика

1. Приостановление операций по счетам в банках и иных финансово-кредитных организациях осуществляется только на основании решения суда, за исключением выявленных случаев легализации доходов, полученных от преступной деятельности и финансирования терроризма.

2. В случаях незаконного воспрепятствования налогоплательщиком проведению налоговой проверки или отказа в допуске должностных лиц органов государственной налоговой службы для обследования территорий или помещений, используемых для извлечения доходов (прибыли), либо связанных с содержанием объекта налогообложения, а также непредоставления налоговой отчетности орган государственной налоговой службы вправе обратиться в суд с заявлением о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках и иных финансово-кредитных организациях.

Статья 98. Экспертиза

1. В необходимых случаях для участия в проведении проверок может быть привлечен эксперт и назначена экспертиза.

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике и в других сферах.

2. Постановление о назначении экспертизы принимается руководителем органа государственной налоговой службы на основании ходатайства должностного лица, проводящего проверку.

В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта или наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на основе договора между органом государственной налоговой службы и экспертом о проведении экспертизы.

3. Форма постановления о назначении экспертизы утверждается Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.

7. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

8. Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

9. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

10. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

11. Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

12. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту.

13. Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.

14. Дополнительная и повторная экспертизы назначаются с соблюдением требований, предусмотренных настоящей статьей.

Статья 99. Участие переводчика

1. В необходимых случаях для участия в налоговых проверках может быть привлечен переводчик.

2. Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода или понимающее знаки немого либо глухого физического лица.

3. Переводчик обязан явиться по вызову назначившего его должностного лица органа государственной налоговой службы и точно выполнить порученный ему перевод.

4. Переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика.

5. Привлечение переводчика осуществляется на основе договора между органом государственной налоговой службы и переводчиком.

Статья 100. Участие понятых

1. При проведении действий в рамках налоговой проверки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, привлекаются понятые.

2. В качестве понятых могут быть привлечены любые не заинтересованные в исходе дела совершеннолетние физические лица.

3. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц органов государственной налоговой службы.

4. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.

5. В случае необходимости понятые могут быть опрошены по указанным обстоятельствам.

Статья 101. Требования, предъявляемые к протоколу, составленному при совершении действий в рамках проведения налоговой проверки

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, при совершении действий в рамках налоговой проверки составляется протокол. Протокол составляется на государственном языке.

2. В протоколе указываются:

1) наименование проверяемого лица;

2) основания, вид и период проведения проверки;

3) место и дата производства конкретного действия;

4) время начала и окончания действия;

5) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

6) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях? его адрес, сведения о том, владеет ли он государственным языком;

8) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

3. Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действий в рамках налоговой проверки или присутствовавшими при их проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к материалам налоговой проверки.

4. Протокол подписывается составившим его должностным лицом органа государственной налоговой службы, а также лицами, участвовавшими в производстве действий или присутствовавшими при их проведении.

5. К протоколу могут прилагаться фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при совершении действия.

Статья 102. Оформление результатов налоговой проверки

1. По результатам налоговой проверки должностными лицами органа государственной налоговой службы должен быть составлен акт налоговой проверки с указанием:

1) места проведения налоговой проверки, даты составления акта;

2) основания для проведения проверки;

3) вида проверки и периода ее проведения;

4) должности, фамилии, имени, отчества должностных лиц органа налоговой службы, проводивших налоговую проверку;

5) фамилии, имени, отчества либо полного наименования налогоплательщика;

6) местонахождения, банковских реквизитов налогоплательщика, а также его идентификационного номера;

7) фамилии, имени, отчества лиц налогоплательщика, осуществлявших руководящие функции или функции бухгалтерского учета и финансового управления за проверяемый период;

8) сведений о предыдущей проверке;

9) проверяемого налогового периода и общих сведений о документах, представленных налогоплательщиком для проведения проверки;

10) подробного описания налогового правонарушения (при его наличии) со ссылкой на соответствующую норму налогового законодательства;

11) результатов налоговой проверки.

2. Если по завершении налоговой проверки не установлены нарушения налогового законодательства, в акте налоговой проверки делается соответствующая запись об этом.

3. Акт налоговой проверки составляется в количестве не менее трех экземпляров.

4. Все экземпляры акта подписываются должностными лицами органа государственной налоговой службы, проводящими налоговую проверку. Один экземпляр акта налоговой проверки вручается налогоплательщику. Налогоплательщик обязан расписаться о получении акта налоговой проверки на всех экземплярах акта с указанием даты получения. Оставшиеся у органа государственной налоговой службы экземпляры акта налоговой проверки приобщаются к материалам налоговой проверки.

Подпись налогоплательщика на акте налоговой проверки не означает его согласия с результатами налоговой проверки.

При уклонении налогоплательщика от получения акта налоговой проверки должностное лицо органа государственной налоговой службы вносит об этом соответствующую запись в акт налоговой проверки. В данном случае один экземпляр акта налоговой проверки отправляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается врученным ему по истечении трех дней после его отправки.

5. Завершением налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки.

6. К акту налоговой проверки должны быть приобщены копии документов, послуживших основанием для проведения налоговой проверки, указанные в статье 89 настоящего Кодекса, протоколы о совершении действий в рамках налоговой проверки, акты инвентаризации, заключения экспертов, материалы, полученные в ходе проведения налоговой проверки, а также иные документы, подтверждающие совершение действий в рамках налоговой проверки.

7. Материалы проверки не позднее следующего рабочего дня со дня завершения налоговой проверки должны быть, согласно порядку, установленному Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, зарегистрированы в органе государственной налоговой службы по месту государственной регистрации налогоплательщика.

Статья 103. Рассмотрение органом государственной налоговой службы материалов налоговой проверки

1. Материалы налоговой проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) органа государственной налоговой службы по истечении десяти, но не позднее пятнадцати рабочих дней со дня завершения налоговой проверки.

2. При рассмотрении материалов налоговой проверки определяется размер начисленного или излишне уплаченного налога и обязательного платежа, наличие признаков нарушения налогового законодательства, размер и характер применяемых финансовых санкций, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, наличие признаков административного правонарушения или преступления, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения материалов налоговой проверки.

3. При рассмотрении материалов налоговой проверки ведется протокол, в котором указываются:

1) дата и место заседания;

2) фамилия, имя и отчество, а также должность лица, рассматривающего материалы налоговой проверки;

3) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении материалов налоговой проверки;

4) рассматриваемые материалы налоговой проверки;

5) объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, их ходатайства и результаты их рассмотрения;

6) документы, изученные при рассмотрении материалов налоговой проверки;

7) другие сведения о ходе рассмотрения материалов налоговой проверки.

4. Протокол подписывается должностным лицом, рассмотревшим материалы налоговой проверки, а также другими лицами, участвовавшими в рассмотрении.

5. Налогоплательщик вправе представить свои письменные объяснения или возражения по акту налоговой проверки в течение десяти рабочих дней со дня завершения налоговой проверки. В данном случае материалы налоговой проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц налогоплательщика. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика не менее чем за два рабочих дня до рассмотрения.

6. Если налогоплательщик известил орган государственной налоговой службы о невозможности явки по уважительным причинам, руководитель (заместитель руководителя) принимает решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на срок не более трех рабочих дней, о чем извещается налогоплательщик. Если налогоплательщик, несмотря на повторное извещение, не явился, материалы налоговой проверки, включая представленные налогоплательщиком объяснения и возражения, рассматриваются в его отсутствие.

7. При рассмотрении материалов налоговой проверки в присутствии налогоплательщика протокол подписывается должностным лицом, рассмотревшим материалы налоговой проверки, налогоплательщиком, а также другими лицами, участвовавшими в рассмотрении. При отказе налогоплательщика от подписания протокола либо рассмотрения материалов налоговой проверки в его отсутствие, об этом в протокол вносится соответствующая запись.

8. При рассмотрении материалов налоговой проверки в присутствии налогоплательщика протокол составляется в трех экземплярах, один из которых вручается налогоплательщику. Налогоплательщик обязан расписаться о получении протокола на всех экземплярах протокола с указанием даты получения. При уклонении налогоплательщика от получения протокола должностное лицо органа государственной налоговой службы вносит об этом соответствующую запись в протокол.

9. Все экземпляры протокола, оставшиеся у органа государственной налоговой службы, приобщаются к материалам налоговой проверки.

Статья 104. Решение органа государственной налоговой службы по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

1. Руководитель (заместитель руководителя) органа государственной налоговой службы не позднее пяти рабочих дней после истечения срока, установленного для рассмотрения материалов налоговой проверки, выносит решение, предусматривающее:

1) начисление налогов, обязательных платежей и пени или отказ в этом;

2) привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или отказ в этом.

2. В решении, в зависимости от результатов проверки, указываются:

1) сумма начисленных налогов, обязательных платежей, пени, а также примененного штрафа;

2) обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, установленные проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства;

3) решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемых мерах ответственности;

4) срок устранения налоговых правонарушений и уплаты начисленных налогов, обязательных платежей и пени в соответствии с частью первой статьи 105 настоящего Кодекса;

5) право налогоплательщика на освобождение от уплаты штрафа в случае устранения налоговых правонарушений и уплаты начисленных налогов, обязательных платежей и пени в установленные сроки.

3. Решение органа государственной налоговой службы, предусматривающее привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должно быть принято с соблюдением норм раздела IV настоящего Кодекса.

4. В срок, не превышающий двух рабочих дней со дня вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, копия решения вручается (направляется) налогоплательщику под расписку, или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком. Если копию решения вручить налогоплательщику невозможно, она отправляется по почте заказным письмом и считается полученной по истечении трех дней после ее отправки.

Статья 105. Исполнение решения органа государственной налоговой службы налогоплательщиком

1. В течение месяца со дня получения копии решения органа государственной налоговой службы налогоплательщик обязан устранить налоговые правонарушения и уплатить начисленные суммы налогов, обязательных платежей и пени, указанные в решении.

2. В случае устранения налоговых правонарушений и уплаты начисленных сумм налогов, обязательных платежей и пени в сроки, установленные частью первой настоящей статьи, решение органа государственной налоговой службы в части применения к налогоплательщику штрафа считается отмененным. Данная норма не распространяется на случаи сокрытия (занижения) выручки от реализации товаров (работ, услуг) и хранения неоприходованных товаров, нарушения порядка применения контрольно-кассовых машин, а также занятия деятельностью без лицензии.

При неустранении налоговых правонарушений и неуплате начисленных сумм налогов, обязательных платежей и пени в сроки, установленные частью первой настоящей статьи, орган государственной налоговой службы принимает меры по принудительному взысканию налогов, обязательных платежей и пени в соответствии со статьями 63-66 настоящего Кодекса, а также обращается в суд с исковым заявлением о применении штрафа в отношении налогоплательщика.

3. Если решение органа государственной налоговой службы предусматривает применение в отношении налогоплательщика штрафа за совершение налоговых правонарушений, не приведших к недопоступлениям в государственный бюджет налогов и обязательных платежей, налогоплательщик обязан в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения копии решения, представить (направить) в орган государственной налоговой службы письменное уведомление о признании вины в данных правонарушениях и добровольной уплате штрафа, или об отказе в этом.

4. При признании вины в совершенном налоговом правонарушении, налогоплательщик вправе в срок, установленный частью третьей настоящей части, обратиться в орган государственной налоговой службы с заявлением о предоставлении срока, необходимого для добровольной уплаты штрафа (с указанием конкретного срока). Руководитель (заместитель руководителя) органа государственной налоговой службы, принявшего решение о применении штрафа, не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления, выносит решение о предоставлении срока, запрашиваемого налогоплательщиком. Он не должен превышать одного месяца со дня вынесения решения о предоставлении срока для добровольной уплаты штрафа.

Копия данного решения вручается налогоплательщику под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком. Если этими способами копию решения вручить налогоплательщику невозможно, она отправляется по почте заказным письмом и считается врученной по истечении трех дней после ее отправки.

5. В случае непредставления налогоплательщиком письменного уведомления о признании вины в совершенных правонарушениях и добровольной уплате штрафа, или об отказе в этом в соответствии с частью третьей настоящей статьи, а также в случае неуплаты штрафа в течение срока, предоставленного согласно части четвертой настоящей статьи, орган государственной налоговой службы обращается в суд с исковым заявлением о применении штрафа в отношении налогоплательщика.

6. Несоблюдение должностными лицами органов налоговой службы положений настоящей главы может являться основанием для отмены решения органа государственной налоговой службы вышестоящим органом государственной налоговой службы или судом.

7. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, выявленных в ходе налоговой проверки, и применение административных взысканий производятся в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.

Статья 106. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля

1. При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику либо имуществу, находящемуся в его владении, пользовании или распоряжении.

2. Убытки, причиненные неправомерными действиями органов государственной налоговой службы или их должностными лицами при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

3. За причинение убытков налогоплательщику в результате совершения неправомерных действий налоговые органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством.

4. Убытки, причиненные налогоплательщику правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных законами.