Понятие, виды и функции социального контроля. Социальная функция

    Понятие социальной функции___________5
    Функции социологии__________________10
      Теоретико-познавательная______ ______10
      Описательная функция_______________11
      Прогностическая функция____________12
      Преобразовательная функция_________13
      Информационная функция____________13
      Мировоззренческая функция__________14
      Познавательная функция______________15
      Управленческая функция______________15
    Функции социолога_____________________ 17
    Заключение____________________ _______19
    Список литературы_____________ _______20
Введение

Современная социология – одно из самых важных достижений человеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности, без которой невозможно существование общества. Социология – научный ориентир, приобретающий особое значение в условиях демократизации общества. Именно, в современных условиях судьба каждого зависит от уровня функционирования политических, властных структур, институтов, государственных механизмов, действенности и обоснованности политических решений. Политические и социологические знания определяют возможности конструктивных сил, сосредотачиваются на преодолении острого кризиса всей социальной системы.
Прорыв в общественном сознании в пользу социологии произошел в начале 90-х годов. Социология пришла в высшую школу – одной из самостоятельных отраслей знаний, быстро приобретает авторитет и вызывает интерес у молодежи.
Социология – относительно молодая наука, но за короткий период она добилась признания на Западе и начинает пробивать дорогу на Востоке. Действительно ни одна социальная наука не может сравниться с ней по оперативности исследования, различных сфер жизни людей, развития и формирования общества, общественных отношений, требующих всестороннего и глубокого изучения. Ответы на вопросы о насущном бытии, о глобальных проблемах, об обществе и его будущем люди ищут в той сфере знаний, которая может компетентно помочь разобраться, и такой сферой знаний и есть социология.
Действенность социологии обеспечивается широким резонансом её результатов, понятным объяснением актуальных проблем повседневной жизни. Труд социологов создал им ореол “людей с высокой социальной ответственностью”. И это отнюдь не случайно. Гражданин любой страны Запада и Востока часто сталкивается с выводами социологической науки, с обсуждением социологами вместе с политиками, экономистами острых проблем, ведь для объяснения мира общественное мнение Запада, а теперь и Востока, склонно выбирать социологию, а не философию как бывало.
Давно подмечено, что рабу не следует разбираться в справедливости решений верховной власти, достаточно уже того, что он о них оповещен. Люди, лишенные политических знаний, обречены на бессловесность. Политическое образование – одно из условий, чтобы превратить украинское общество из объекта манипуляции властей и конфликтующей с ними оппозиции в коллективный субъект политики. Перефразируя Анри Барбюса, можно сказать, что политическое образование поможет каждому гражданину “перевести” идеи и действия политиков с “государственного языка” на человеческий. Важную роль здесь призвана сыграть социология с присущими ей функциями.
В силу определенных обстоятельств гораздо реже говорят о функциях социолога как представителя определенной социально-профессиональной группы. Между тем, если мы ведем речь о функциях социологического знания, то должны представлять себе их не только в общем, абстрактном виде, но и в персонифицированном выражении на уровне деятельности конкретного социолога. Конечно, его функции, так или иначе, окажутся связанными с функциями социологии как науки, более того, будут вытекать из них. Однако важно иметь в виду и то, что функции социолога сопряжены с характером и содержанием его труда, той специфической деятельности, которая позволяет отличать социально-профессиональную группу социологов от любой другой.
Цель настоящей работы – раскрыть содержание основных функций социологического знания, дать им определение и показать их роль в дальнейшем развитии социологического знания.

    Понятие социальной функции
Понятие "функция" (от лат. functio - исполнение, осуществление, соответствие, отображение) введено в научный оборот Г. Лейбницем. В социологии "функция" выступает как понятие, отражающее зависимость между объектами различного статуса, различных классов, видов и групп, между частью и целым; выполнение тем или иным объектом определенной социальной роли; осуществление определенного назначения, долговременной цели или задачи с достижением определенных результатов, заданной совокупности последствий, которые обеспечивают полезность, необходимость, устойчивость существования объекта. Совокупность наблюдаемых социальных последствий существования того или иного объекта социальной структуры способствует поддержанию упорядоченности внутри этой структуры и баланса между той или иной структурой и внешней средой. Под объектами в данном случае понимаются не только материализованные комплексы, но и те или иные процессы и социальные отношения (например, функции воспитания, дисциплины). Функции социальных институтов и систем вырабатываются в ходе объективного исторического процесса как социально-необходимый инструмент жизнеподдержания и поступательного развития общества. Нормальное существование социальных систем называют их функционированием. Чем сложнее социальный объект, тем сложнее и богаче система его социальной функции.
Понятие "СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ" имеет несколько значений, используемых в социологии:
1) внешнее проявление свойств какого- либо объекта, процесса в той или
иной системе отношений (функция-свойство);
2) роль, которую выполняет
определенный социальный институт или процесс по отношению к целому
(функции-роли);
3) связь частей с целым, их взаимозависимость (напр., функция преемственности в системе воспитания, функция рационализации в
системе управления) (функции-связи).
Кроме того, функциональное расчленение сложных объектов, связанное с морфологическим и системным подходами к ним, позволяет, с одной стороны, осуществлять дифференцированное их рассмотрение (как и само существование) с ориентацией на углубленную специализацию, с другой – углублять межобъектную интеграцию. Понятие "социальная функция" используется в социологии с самого начала существования этой дисциплины. Одним из первых, кто попытался систематически применять его в исследовании общества, был французский социолог Э. Дюркгейм. Социологическое объяснение, по его мнению, покоится на объяснении данного явления в терминах социальных причин и социальных функций, исследуемых отдельно друг от друга. Само понятие социальной функции Дюркгейм трактовал в биологическом смысле. По Дюркгейму, функция социального института, или социального явления, состоит в налаживании соответствия между ними и определенной потребностью общества, в рамках которого существует данное явление, институт. Например, "спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребности оно соответствует" (Дюркгейм Э. “О разделении общественного труда”). Дюркгейм признавал необходимость тщательного анализа соц. функции, хотя отдавал приоритет причинному подходу. Он не настаивал на том, что все социальные явления имеют функции или что все, принимаемое людьми за функции, объективно таковым является. Понятие "социальной функции" "работает" у Дюркгейма, если в качестве методологической предпосылки принять утверждение, что существует социальная система, которая должна иметь необходимое условие для своего существования и отвечать тому, что ожидает от этой системы общество. На основе все более многостороннего вычленения функций и определения их взаимного пересечения, взаимодополняемости, взаимозависимости в социологии сформировался особый методологический принцип системно-функционального анализа, или функционализм. Он основывается на вычленении изучаемого объекта или процесса для рассмотрения его как целого и определения его места и роли в высшем по социальной иерархии целом, разложении его на составляющие (части, элементы, компоненты, постоянные и переменные), установлении характера и специфики связей между ними и целым, определении его социодинамики, т.е. ускорения его развития на базе упрочения и прогрессивного изменения функции целого и его частей, которые могут совпадать и не совпадать, но должны взаимно дополнять одна другую. Точка отсчета в функционализме – определение целого: способ его вычленения обусловливается явными или скрытыми предпосылками теоретического мышления. Ранний функционализм, опиравшийся на три позитивистских постулата - функционального единства общества, универсального функционализма, функциональной необходимости, - был предназначен скорее для описания существующего общества в позитивном ключе, чем для критического его анализа. Как показал наиболее яркий представитель функционализма 20 в. Р. Мертон, в зависимости от исходных предпосылок функциональный подход к анализу может быть и эвристичным. Он способствует раскрытию механизмов и законов воспроизводства социального целого. Кардинальное изменение функции целого или его основных частей приводит к перестройке социальных механизмов - управления, мышления, деятельности и т.п. В социологических исследованиях изучение функции социальных институтов и систем - одна из основных задач социологии, особенно специальных социологических теорий. Эффективность ее решения зависит от полноты методологического и процедурного подходов в определении и анализе С.Ф. и реализации их в социальной практике. В ходе социологического анализа реализации С.Ф. теми или иными социальными институтами необходимо определять не только ее полноту и эффективность, но и выявлять причины, по которым та или иная функция слабо реализуется или не реализуется вовсе. Так, ослабление функции социального контроля
приводит, как правило, к различного рода социальным деформациям, к разладке функционирования элементов целого. В системе образования и воспитания ослабление функции социального наследования негативно сказывается на формировании гражданской морали молодого поколения. В социологических исследованиях важным моментом является построение системы социальной функции. При этом социологам прежде всего следует определить основную (или основные) соц. функции всех социальных институтов общества. Они и будут интегрирующими функциями (например, в науке – это познавательно-преобразующая, в политике - мобилизующая, в морали и праве - регулятивная, в образовании - познавательная и т.д.). Это не принижает значения других, вспомогательных функций. Их также необходимо тщательно анализировать (в т.ч. ход их реализации). Грандиозная попытка соединения теоретического и эмпирического трактования понятия "функция" была осуществлена американским социологом Р. Мертоном в работе "Социальная теория и социальная структура". Он различает 5 значений этого термина:
1) общественное поручение,
возложенное на конкретного исполнителя;
2) специализированный род
занятий, составляющий для индивида постоянный источник деятельности (в
более узком смысле - конкретная деятельность, связанная с тем или иным
социальным статусом и определенными сферами ролевой деятельности);
3) функция в математическом смысле, когда некая переменная величина есть
функция другой или нескольких переменных, если ее значение однозначно
определено значением другой переменной;
4) функция как системообразующий принцип связи структурных единиц;
5) функция как объективное следствие, благоприятное для приспособления социальной системы и достижения состояния интегрированности. В этом смысле функция противопоставляется субъективным намерениям отдельных лиц, которыми они начинают практическую реализацию своих представлений о функциональности.
Мертону принадлежит разделение функций социальной системы на явные и скрытые (латентные). Анализ латентных функций более сложен, но необходим при исследовании социальных объектов. Кроме того, Мертон ввел в научный обиход социологии еще одно важное понятие - "дисфункция" (выполнение теми или иными частями целого разрушающей, тормозящей роли). Теоретическое и эмпирическое изучение социальных дисфункций не менее важно в исследовании, чем изучение С.Ф. объекта.
    Функции социологии
Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
      Теоретико-познавательная
    Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую . Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии. Основная из гносеологических функций социологии – теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить – ведь не все надо менять, перестраивать и т.п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.
      Описательная функция
Описательная функция социологии – это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи и т.п.
При исследовании социального объекта т
и т.д.................

Одним из признаков современного государства является утрата им жесткой классовой организации. Различные классы постепенно растворяются в общей социальной организации гражданского общества, возникает все больше возможностей для перехода людей из одного класса в другой. Государство перестает быть орудием обеспечения классового господства, а следовательно, утрачивает полностью свой эксплуататорский характер. На смену эксплуататорскому приходит социальное государство.

Сущностью этого типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие "гражданское общество". Принципиальное его отличие от предшествующих типов эксплуататорского государства состоит в том, что основной его целью является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не отдельной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритете прав человека перед интересами иных участников общественных отношений (хозяйствующих субъектов, государственных органов, должностных лиц и т.д.).

Неотъемлемым элементом социального государства является парламент, в котором равноправно представлены все социальные группы населения данного государства.

Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации.

В свою очередь, проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны. Дело в том, что современное государство - это рыночное государство. Суть рыночной экономики сводится к свободному товарообмену, признанию незыблемости частной собственности и законных интересов собственника, свободе труда и частного предпринимательства.

В условиях рыночной экономики основным регулятором общественных отношений выступают законы рынка, и главный из них - закон соотношения спроса и предложения. В соответствии с этим законом формируются цены на товары и услуги, в конечном счете - определяется уровень жизни населения страны. Падение спроса на отдельные товары заставляет предпринимателя повышать качество продукции, снижать затраты на ее изготовление, поддерживать развитие науки и техники путем создания новых, более современных, пользующихся большим спросом изделий и продукции. Примером такой погони за удовлетворением потребительского спроса в современном государстве служит, например, развитие автомобильной промышленности в ведущих странах мира (США, Японии, ФРГ, Италии, Франции и др.).

Социальное государство

Внутренние функции

Внешние функции,

1. Хозяйственно-организаторская функция (организация производства, поощрение предпринимательства, управление внутренней торговлей)

1. Защита государственных границ, организация таможни, решение иных вопросов национальной безопасности

2. Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет

2. Дипломатические и торгово-экономические отношения с другими странами, участие в деятельности международных и межгосударственных организаций

3. Управление образованием, наукой, культурой

3. Культурный, научный и информационный обмен с другими государствами

4. Забота о личности и в первую очередь поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения (социальная функция)

4. Борьба за мир, разоружение, неприменение силы в отношениях между государствами и народами, обуздание агрессоров

5. Защита прав, свобод и законных интересов граждан

5. Участие в международном контроле за обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан во всех странах мира

6. Охрана правопорядка, наказание преступников и иных лиц, совершивших противоправные поступки

6. Участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем

Но парадокс современного общества состоит в том, что рыночные отношения развиваются тем лучше, чем меньше государство ограничивает свободу участников этих отношений. Однако в рыночных отношениях (частном предпринимательстве) участвуют далеко не все члены общества. Значительная часть населения страны продолжает работать в так называемой бюджетной сфере экономики, то есть в учреждениях и организациях, содержащихся за счет государства. В разных странах количество людей, занятых в этой сфере, различно. Но есть такие сферы общественной жизни, которые не могут быть переданы в область частных интересов: охрана общественного порядка и борьба с преступностью (организация и содержание полиции, судов, тюрем), оборона страны (комплектование армии, производство отдельных видов вооружения) и некоторые другие сферы общественной жизни.

Есть также категории населения, которые не могут быть участниками рыночных отношений не по причине их занятости в бюджетной сфере, а в связи с их общей неспособностью к занятию производительным трудом наряду с другими гражданами. Речь идет о названных выше социально незащищенных категориях населения: детях, инвалидах, престарелых. В интересах этих людей, а также в целях содержания бюджетной сферы производства государство вмешивается в рыночные отношения, перераспределяя доходы от наиболее состоятельных категорий населения к менее состоятельным и изымая средства на пополнение государственного бюджета. Таким образом, в условиях современного социального государства сохраняется традиционная внутренняя функция государства - сбор налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Конечно, Российскую Федерацию сегодня вряд ли можно в полной мере отнести к такого типа государствам. Однако тенденция к этому прослеживается хотя бы в попытках конституционного закрепления многих из перечисленных признаков государства данного типа. Поэтому представляется правомерным назвать Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству.

Выполняет социальное государство и целый ряд традиционных регулятивных и охранных функций: поддержание общяственного порядка, наказание преступников, разрешение споров и конфликтов, защита от внешней опасности и др. Однако соотношение функций охранных (подавления) и регулятивных по сравнению с эксплуататорским государством меняется в сторону прогресса.

Таким образом, современное социальное государство - это институт, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами. Необходимо отметить, что государство не утрачивает полностью своих карательно-репрессивных функций, но применяет их лишь в крайнем случае, в отношении узкого круга лиц, нарушающих права и свободы граждан, а также против государств-агрессоров и деспотических режимов, нарушающих права и свободы собственных народов.

В связи с анализом сущности социального государства представляется необходимым обратиться к рассмотрению государства социалистического, до недавнего врмени существовавшего в нашей стране. Несмотря на этимологическую близость названий этих государств, их сущность представляет собой яркую противоположность, хотя исторические корни их происхождения имеют некоторую близость.

Одним из признаков вступления человечества в эпоху цивилизованного развития явились попытки сознательного преобразования общественного и государственного устройства в соответствии с определенными теоретическими концепциями, созданными учеными-философами, юристами, теологами и др. Начиная осознавать пороки и недостатки эксплуататорского государства, отдельные выдающиеся представители науки пытались создать концепции, направленные на совершенствование человеческой жизни, устранение недостатков в развитии основных ее институтов.

Одной из концепций такого развития стало социалистическое учение. Зародившись почти одновременно в различных странах (Франции, Италии, Германии, Великобритании), это учение имеет множество школ, оттенков, самостоятельных ветвей и направлений развития. Одной из наиболее своеобразных моделей общественного развития в рамках этого учения в современных условиях является так называемая шведская модель социализма. Значительным своеобразием отличалась так называемая советская модель, длительное время существовавшая в СССР и странах Восточной Европы.

Теоретическая модель социалистического государства восточноевропейского типа была заложена работами К. Маркса и Ф. Энгельса, отстаивавшими идею построения единого общепланетарного государства трудящихся, первыми шагами которого были установление диктатуры пролетариата, свержение власти буржуазии, отмена частной собственности на орудия и средства производства, замена ее общественной собственностью, исключение эксплуатации человека человеком, уравнительное распределение средств, коллективизм в организации производства и общественной жизни. Конечной целью общественного развития, по К. Марксу, было построение коммунизма, то есть такого общественного строя, основой которого явилась бы высочайшая производительность труда, обеспечивающая распределение жизненных благ между людьми в соответствии с их потребностями.

Одним из фундаментальных недостатков данной теории было то, что, дав блестящую критику современного им домонополистического капиталистического общества и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс лишь в общем плане наметили прообраз будущего общественного устройства, не показав путей его реального достижения. Их теория страдала и целым рядом существенных недостатков принципиального характера. Так, причиной эксплуатации человека человеком эти философы считали наличие частной собственности. Они отрицательно относились к федеративному устройству государства, проповедовали идею отмирания ("засыпания", по образному выражению Ф. Энгельса) государства и т.д. Причиной этих ошибок явилось чрезмерное их увлечение теорией классовой борьбы, интересам которой были подчинены все помыслы этих, безусловно, выдающихся мыслителей XIX в.

Существенный вклад в развитие учения К. Маркса и Ф. Энгельса внес В. И. Ленин, на практике воплотивший целый ряд идей социалистического учения, относящегося к крайне левым взглядам политического спектра. В частности, исходя из возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране, В. И. Ленин создал теорию государства диктатуры пролетариата, блестяще воплотив ее в результате Октябрьского (1917 г.) вооруженного восстания в России " стране, слабо подготовленной не только к социалистическим, но и даже к буржуазным преобразованиям. Построение социализма в СССР сопровождалось подменой диктатуры пролетариата диктатурой партийно-государственной номенклатуры, введением уравнительного распределения доходов, созданием командно-административной системы управления экономикой, огосударствлением собственности, введением моноидеологии, ограничением демократии и т.д. Дальнейшее развитие страны шло по пути усиления авторитарного режима, вульгаризации социалистических и коммунистических идей, усиления фискальных и карательных функций государства, вооруженного противостояния "идеологическим" противникам в лице "капиталистических" стран, превращения государства в авторитарно-эксплуататорское.

В то же время большинство стран мира идет по пути реализации социалистических идей, но не левацкого, а либерально-демократического толка (лат. libere - свободный). Сама по себе социалистическая идея привлекает к себе все больше сторонников, о чем можно судить по расширению политического представительства социалистических партий в парламентах и правительствах развитых стран мира. Однако существенное отличие описанного выше социального государства от социалистического, особенно "советского" типа, состоит именно в наличии либерально-демократической модели развития.

Либерально-демократическое общество основано на невмешательстве государства в жизнь человека и всего гражданского общества в целом. Одним из его принципов является идейный и политический плюрализм, в соответствии с которым граждане вправе самостоятельно осуществить демократический выбор того политического режима и типа общественного устройства, который им в наибольшей степени по душе. Возможность подобного выбора позволяет скорректировать недостатки, имеющиеся в любой (не только в социалистической) модели общественного и государственного развития, подчинить государство через институты непосредственной и представительной демократии интересам всего общества, всего народа.

Естественно, что чем более демократическим и свободным является общество, тем более сильным, устойчивым и стабильным должно быть государство, обеспечивающее нормальное его существование и защиту. Однако такое государство не может не быть социальным, демокрагическим, правовым (перечисленные признаки более подробно будут рассмотрены ниже).

Социальная функция государства заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жилье, медицинское обслуживание. Социальная защищенность личности предполагает обеспечение минимально необходимого жизненного уровня для каждого. Социальная функция включает справедливое распределение материальных благ, борьбу с безработицей, материальную поддержку отдельных слоев населения, а именно - пенсионеров, инвалидов, детей, лиц, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев. Кроме того, государство ответственно за создание надлежащих условий для труда, отдыха, оздоровления населения.

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.

Социальная функция многообразна по видам и объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устра­нить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, не допускать большого разрыва между богатством и бедностью, развивать здравоохранение, образование, культуру. Рассматриваемая функция свя­зана с понятием социального государства. Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу обо всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации“ Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, расходуемые на выплату пенсий, пособий, здравоохра­нение, образование. Оно разрабатывает и реализует програм­мы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу. Больших успехов в социальной сфере добились Скандинавские государства, в которых государственно-право­вое регулирование нацелено на достижение экономической ста­бильности и перераспределение доходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В этих государствах установлен высокий уровень прогрессивного налогообложения. Государ­ство, выступая равноправным хозяйствующим субъектом, реа­лизует функцию обеспечения высокого уровня жизни населе­ния и берет на себя ответственность за создание достойных условий жизни своих граждан.

Задача социального государства - обеспечить своим гражданам следующие условия:

a. Каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;

b. Каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;

c. Нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

В развитых странах социальная деятельность государства регулируется особой отраслью права - социальным правом. В некоторых странах Европы уже многие годы действует Социальный ко­декс, в котором сведены воедино нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о формах социальной помощи (жертвам войны, семьям воен­нослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т. д.).

Таким образом, социальные функции государства это:

    Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);

    Охрана труда и здоровья людей;

    Поддержка семьи, материнства, детства;

    Устранение социального неравенства путем перераспределения доходов;

    Поощрение благотворительной деятельности;

    Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;

    Борьба с безработицей.

Социальные функции государства закреплены в целом ряде международных документов: ст. 55 Устава ООН; ст. 1-а и 1-б Устава Совета Европы; Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1973 г.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

ПРЕССЫ

Вопрос о социальных функциях прессы является одним из наиболее сложных в теоретической журналистике.

Социальные функции - это наиболее обобщенные задачи, решаемые прессой для удовлетворения основных общественных потребностей. Постановка вопроса о функциях предполагает поиск ответа на вопрос, зачем обществу нужна журналистика, каковы основные, стратегические задачи прессы в ходе осуществления социального прогресса.

В печати коммунистической эпохи этот вопрос был предельно ясен и сводился к формулировке: “Печать есть не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор масс”. Применительно к условиям единовластия партии, нацеленной на захват и насильственное удержание политической власти и осуществляющей авторитарное (а в отдельные периоды и тоталитарное) руководство жизнью общества - такая формулировка представляется идеальной. На протяжении десятилетий партийно-советская печать действительно была превосходным проводником идей партии - от РСДРП до КПСС - в массы.

Но в демократическом обществе пресса не является простым передаточным механизмом от партийного штаба к населению. Механизмы социального управления таким обществом (точнее говоря - его самоуправления) в таковы, что в них СМИ призваны сами стать мощным субъектом социального управления - иначе нарушаются основополагающие законы функционирования этого общества, и в частности закон свободного обращения информации. С развитием демократических начал в жизни народа и государства происходит постепенное упрочение новой, социально ответственной модели прессы - и это не может не означать коренного изменения ее функций в общественно-политической жизни.

Очевидно, что журналистика, прежде чем распространять общественно значимую информацию, должна вначале обрести ее. Пресса не может существовать, не познавая ежедневно окружающий нас мир. Общество также крайне заинтересовано в этом. Человечество и его отдельные общности (страны, нации, классы) с помощью прессы лучше узнают себя, уясняют суть своих актуальных проблем. Не зря в США журналистов называют “watch dogs” - “сторожевыми псами”: они чуют перемены в обстановке лучше других, и в этом качестве приносят нации больше пользы, чем “комнатные собачки” из газет и ТРК, работающих в угоду своим учредителям и познающие не столько мир, сколько желания своих хозяев.

Познание, как известно, проходит две стадии: анализа и синтеза.

На первой пресса изучает обстановку, рассматривает причины, ход событий, их последствия.

Для этого журналистика располагает собственным аппаратом - высококвалифицированными творческими работниками, которые постоянно, в силу своего призвания, образования, опыта и служебных обязанностей изучают жизнь, познают окружающую действительность, анализируют собранные ими сведения.

В случае необходимости пресса обращается за помощью к науке или искусству, которые также самостоятельно осуществляют познание мира - соответственно в виде научных знаний или художественных образов, через “рацио” и “эмоцио”. Наконец, мифологическим (но для миллионов верующих единственно верным) есть и путь познания мира через познание Бога, и пресса также использует этот путь.

На основании обретенных знаний на второй стадии происходит создание, синтезирование из исходного материала чего-то нового. В масштабах общества, в контексте вопроса об основных социальных функциях журналистики это новое есть масса подготовленных к опубликованию материалов, заключающих в себе суммарное знание, предлагаемое всей прессой мира всему миру - то есть необходимая обществу социально значимая информация.

Таким образом, первой из основных социальных функций журналистики есть познавательная функция в ее двух стадиях - анализа и синтеза . В результате ее осуществления создается некая масса готовой интеллектуальной продукции: подготовленные к печати или к выходу в эфир журналистские произведения в виде статей, корреспонденций, репортажей, отснятых и смонтированных сюжетов, сверстанных полос и т.п.

Обществу необходимо, чтобы вся эта масса готовой к распространению социально значимой информации поскорее покинула стены редакций и чтобы возможно большему числу людей была предоставлена возможность с ней ознакомиться.

Поэтомувторая основная социальная функция журналистики - коммуникативная (или посредническая, медиативная) - заключается в широком распространении журналистской продукции в обществе. Именно здесь происходит таинство превращения социально значимой информации в информацию массовую. Здесь отчетливо проявляется роль журналистики как посредника, “медиатора” между фактом и аудиторией (отсюда и английское название СМИ - масс-медиа). Разумеется, этот процесс не может осуществляться без технических средств массовой информации - типографий, телецентров, радиодомов, без служб экспедирования. Именно они обеспечивают выполнение прессой ее главной задачи - быть всепроникающей инфраструктурой общества, дойти до всех и до каждого из всех.

Ежедневно миллиардные тиражи газет, ежесекундно тысячи телерадиокомпаний обращаются к людям с новостями, комментариями, призывами и т.п. Слышит ли их человечество и отдельный человек? Общество заинтересовано в том, чтобы журналисты были услышаны, ведь они в массе своей несут в мир слово правды, добра и справедливости. Их труд должен привести к положительным изменениям в социальном процессе, к развитию общества по пути прогресса.

Но они становятся активными участниками окружающей жизни только в том случае, если результат их труда не просто доставлен аудитории, но прочитан, увиден, услышан читателями, телезрителями, радиослушателями. Потребленная социально значимая информация становится социальной информацией.

Поэтому третья основная социальная функция прессы - конструктивная (или созидательная) - заключается во внедрении журналистской продукции в массовое сознание и получении в результате определенного социального эффекта.

Ведь, в конечном счете, именно ради этого и трудится журналисты во всем мире.

Вся их работа может оказаться бесполезной, если, в силу различных причин, информация не будет потреблена аудиторией. Если читатель не прочитал, телезритель на увидел, радиослушатель не услышал адресованный ему текст - при всей будничности подобного события на самом деле происходит трагедия: ум, талант, интеллект автора пропали втуне, оказались никому не нужны.



Такое положение нельзя признать нормальным. Общество не заинтересовано в том, чтобы журналистика работала вхолостую. Ход событий должен быть иным: в идеале каждый экземпляр газеты должен быть прочитан, каждая передача увидена или услышана теми, кому они адресованы. Добиться этого в реальной жизни невозможно, и в складывающейся конкурентной борьбе пробиться к аудитории сможет тот, кто умнее, талантливее, кто умеет и знает больше других.

Следовательно, не дошедшее до адресата и не воспринятое им сообщение не может называться информацией как не осуществившее конструктивную функцию журналистики.

Сущность конструктивной функции выражается в двух терминах, чрезвычайно актуальных для прессы: эффективность и действенность . Многие ученые, объединяя эти понятия, говорят также о результативности прессы - однако есть и другая точка зрения: наряду с воздействием на массовое сознание и сферу социального управления следует различать и реальные последствия публикаций, например, ремонт дороги, отстранение бюрократа от должности и т.п. - и эти-то изменения и надо считать результативностью. В связи с бурным развитием рекламы значение термина “результативность” начинает переходить в новое качество, им при подписании договоров на рекламные кампании все чаще обозначают динамику движения товара после рекламирования или, наоборот, время, за которое предназначенный к продаже товар “уйдет” после выхода в свет рекламного материала. Однако здесь, скорее, следует говорить о результативности рекламы, а не журналистики. В науке остается открытым вопрос о том, является ли результативность суммирующим показателем эффективности и действенности, или это отдельная категория со своими сущностными характеристиками.

Эффективность СМИ понимается как изменения в познаниях, образе мыслей или в социальном поведении людей после ознакомления с прессой. А действенность проявляется в тех конкретных изменениях, которые происходят в результате выступлений СМИ в системе социального управления. Поэтому существуют два пути реализации конструктивной функции прессы.

Первый, органично присущий ей, - через механизмы массового сознания. Журналисты напрямую обращаются к миллионам людей с известными им фактами, оценками и эмоциями, и в результате люди корректируют, изменяют свое отношение к миру, отдельным жизненным коллизиям, корректируют свое социальное поведение. Это первый и главный способ воздействия прессы на социальный процесс. Минимальный “квант” или “неделимый атом” эффективности - прочтение одним человеком одной публикации. Чем больше аудитория, объем издания или эфирное время ТРК - тем выше его влияние на общественное мнение и тем, стало быть, выше эффективность.

Второй, также имеющий немаловажное значение, но все же свойственный и другим видам человеческой деятельности, например, юриспруденции, - влияние на социальный процесс через механизмы социального управления обществом: органы власти, политические партии и т.п. Действия, предпринятые ими в результате влияния на них прессы, напрямую изменяют ход событий. Например, если газета обращается в правительство или органы местной администрации с официальной просьбой обратить внимание на публикацию или письмо в редакцию и принять по ним меры - она становится именно на второй путь. Если же такие меры будут приняты - можно говорить о действенности., а если они приведут и к реальным переменам - то и о результативности

Приведенная ниже схема наглядно (хотя и упрощенно) поясняет, каков механизм обретения, обработки и массового распространения социально значимой информации - а также его влияния на социальный процесс.

с.