Что не так в гупах и мупах. Государственные и муниципальные унитарные предприятия — создание

Среди множества организационно-правовых форм, предусмотренных российским законодательством, есть и муниципальное унитарное предприятие.

Они могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона – однако чаще всего такого рода предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.

Попробуем разобраться, что собой представляет муниципальное унитарное предприятие, кратко называемое МУП.

Организационная форма

Определить правовое положение МУП проще всего исходя из названия этой организационно-правовой формы. Каждое слово в нём является значимым:

  1. «Муниципальное» – это означает, что оно создаётся на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных нужд в какой-то продукции, либо, что чаще – в выполнении какого-либо вида работ или оказании услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.
  2. «Унитарное» – имущество предприятия является целостным и не делится на паи, акции либо иные доли. Владеть частью имущества МУП не могут даже его работники.
  3. «Предприятие» – это обособленный субъект экономической деятельности, являющийся юридическим лицом, выступающий в отношениях с контрагентами либо органами власти от своего имени и имеющий имущество, которым оно управляет.

Имущество


Однако в отношении имущества нужно сделать особую оговорку: МУП не является его собственником. Это означает, что хотя унитарные предприятия и коммерческие организации, но всё, чем они пользуются, находится в собственности соответствующего муниципального образования.

Местная власть лишь закрепляет за ним какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету. Именно поэтому МУП делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:

  • на праве хозяйственного ведения – собственно, таков гражданско-правовой статус большинства обычных МУП;
  • на оперативном управлении – так называемое казённое предприятие. Этот тип МУП встречается намного реже, потому что оперативное управление не слишком удобно для ведения коммерческой деятельности.

Оперативное управление подразумевает, что на любые действия, связанные с имуществом, требуется получать разрешение от собственника – в данном случае органа местной власти. В отличие от муниципального предприятия обычного типа, казенные меньше ориентированы на получение прибыли и куда больше зависят от бюджетного финансирования. Примером казённого предприятия могут служить предприятия электротранспорта (троллейбусов или трамваев) во многих городах.

Распоряжение имуществом

МУП не имеет права продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местного органа власти. Оно также не может создавать дочерние общества.

Однако они могут вкладывать часть финансов в капитал коммерческих обществ или товариществ, если это разрешено Уставом и местным законодательством. Доходы от такого рода вкладов фиксирует бухгалтерская отчетность предприятия.

Кроме того, МУП в определённых пределах может распоряжаться доходами, полученными от своей деятельности. В частности, из них производится оплата труда руководителей и работников общества.

На основании чего действует

Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:

  1. Гражданский кодекс РФ. В своих ст. ст. 113-114 (ст. 115, касавшаяся казённых предприятий, не действует с сентября 2014 года) этот акт даёт общую характеристику МУП и описывает общие «правила игры» для них.
  2. Закон №161-ФЗ. Он уже конкретизирует деятельность МУП и даёт более чёткое описание правил их работы.
  3. Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд. Однако необходимо помнить: с января 2018 года этот закон станет обязательным к применению в гораздо большем числе случаев. По сути, этот закон будет применяться практически для всех видов закупок, осуществляемых МУП.
  4. Закон № 223-ФЗ. До вступления в силу отдельных норм закона № 44-ФЗ этот акт применяется к большинству закупок, осуществляемых муниципальными унитарными предприятиями. В частности, до января 2018 года именно им должны руководствоваться МУП, заключая договора на субподряд в сфере своей деятельности.

Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона. Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.

Как создается


Для того, чтобы муниципальное предприятие начало работу, требуется следующее:

  1. Соответствующий орган местной власти выносит постановление о создании МУП. Оно выносится в тех случаях, когда требуется либо обслуживать имущество, которое по закону не может быть приватизировано, либо чтобы обеспечить население какими-то товарами либо услугами по минимальным ценам. В частности, достаточно часто МУП создаются для обслуживания работы водопроводных сетей, для озеленения и уборки улиц, вывоза мусора, и т. д.
  2. Тот же орган утверждает Устав предприятия. Это единственный учредительный документ МУП. В нем отражается цель, ради которой создаётся предприятие, переданное ему имущество, порядок управления и другие вопросы, связанные с деятельностью МУП. Важно знать: Устав готовится департаментом или другим подразделением муниципального органа власти по управлению имуществом.
  3. Назначается директор. Его полномочия определяются Уставом, однако конкретное назначение производит собственник – местная власть. Муниципальный орган же и заключает с директором трудовой договор.
  4. Производится оценка передаваемого имущества и его полная опись.
  5. Местная администрация обращается в Росреестр с заявлением на регистрацию МУП.
  6. С того момента, как местное отделение Росреестра вносит запись в ЕГРЮЛ (реестр по учёту юридических лиц), МУП может начинать работу.

Какой план финансово-хозяйственной деятельности имеет МУП, смотрите в следующем видео:

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

Добрый день! Согласно ст. 40 131-Фз от 06.10.2003

7. Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат , член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления

3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

при этом, согласно той же ст. 40

5. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
На постоянной основе могут работатьне более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.

т.е. указанные ограничения касаются депутатов, получающих за данную деятельность вознаграждение (работающих на постоянной основе). В описанном случае этого условия нет насколько понимаю

568 директоров госпредприятий нарушали запрет совмещать руководство ГУПом/МУПом с частным бизнесом

568 руководителей не соблюдали запрет быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в коммерческих и некоммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации. Также в нарушение запретов 59 из директоров ГУП/МУП являлись индивидуальными предпринимателями. По результатам наших обращений:

  • В 310 случаях нарушения были подтверждены Генеральной прокуратурой или региональными прокуратурами, принимались меры прокурорского реагирования.
  • В 59 случаях в органы власти направлена информация о необходимости актуализировать сведения в ЕГРЮЛ (в том числе при ликвидации предприятий)
  • 12 руководителей уволены со своих должностей до принятия мер прокурорского реагирования
  • 3 руководителя вышли из состава учредителей коммерческих предприятий до принятия мер прокурорского реагирования
  • Подан 1 иск в суд
  • По 183 случаям ответы не поступали (по состоянию на 01.12.2017)

1 Эффект ВРИО

Некоторые руководители предприятий пытаются уходить от ответственности за несоблюдение запретов, обозначая себя в ЕГРЮЛ как временно исполняющих обязанности руководителей.

Дело в том, что, согласно ч. 2 ст. 21 161-ФЗ, запреты распространены только на руководителя унитарного предприятия, и может возникнуть впечатление, что «временность» освобождает руководителей от всех возможных проблем с законом.

Согласно ч. 1 ст. 40 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», «единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества». При этом «единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (ч. 3 ст. 40 14-ФЗ).

Таким образом, в соответствующем разделе ЕГРЮЛ указывается только руководитель (единоличный исполнительный орган) юридического лица на данный момент. Срочность и название в данном случае - не более чем условность. Называться он может как угодно - тут законодатель дал учредителям полную свободу: традиционные «генеральный директор», «директор», «президент», более редкие «начальник», «заведующий», «главный редактор», «художественный руководитель». Все зависит от специфики и фантазии - хоть «прокуратор». Иногда юридическим руководителем организации может оказаться и главный бухгалтер.

Всех лиц, внесенных в ЕГРЮЛ в этот раздел, независимо от названия должности, объединяет одно: это непосредственные руководители юрлица на период действия трудовых отношений. Именно поэтому приставки о временности замещения должности не могут исключать их из правового поля.

В 77 случаях из 568 выявленных (13%) в выписке ЕГРЮЛ в разделе «сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица» в графе «должность» значится ВРИО руководителя, ИО директора и т.п. (в одном случае - замдиректора).

Больше всего эта практика распространена на уровне федеральных государственных предприятий - 36 из 95 руководителей, выявленных нами как возможные нарушители запрета на руководство и владение бизнесом, имели приставку «врио/и.о».

Возможно, это связано с тем, что разные прокуратуры по-разному трактуют закон. В частности, прокуратура Москвы при рассмотрении заявления в отношении 13 подведомственных и.о. (врио) руководителей ФГУП сообщает, «что запрет, установленный ч.2 ст.21 № 161-ФЗ, на лиц, временно исполняющих обязанности руководителей унитарных предприятий, не распространяется».

Многие из этих директоров «временно» руководят предприятиями на протяжении долгих лет:

и.о. директора ФГУП ВНИИ «Агросистема» Е.Ю. Дремлюга - с 2012 года, и.о. гендиректора ФГУП «Связьстрой» В.А. Шишкин и и.о. гендиректора ФГУП «Геолэкспертиза» В.М. Бачурин - с 2013-го, и.о. директора ФГУП «Государственный республиканский центр экспертизы и сертификации в области охраны и реставрации памятников истории и культуры» И.Г. Джерапов - с 2015-го.

В Омской, Воронежской, Нижегородской, Челябинской, Ростовской областях, в Пермском крае и в Татарстане, в отличие от Москвы, прокуратуры принимали меры в отношении нарушителей с приставками «врио».

По состоянию на декабрь 2017 года после наших заявлений, касающихся 77 нарушений:

  • 33 врио/и.о. руководителей унитарных предприятий больше не занимают свои должности (в том числе и те, в отношении которых не применялись меры прокурорского реагирования);
  • 18 врио/и.о. руководителей унитарных предприятий вышли из управления и владения бизнесом, ликвидировали ИП и юрлица (в том числе и те, в отношении которых не применялись меры прокурорского реагирования);
  • 26 врио/и.о. продолжают занимать должности, не устранив нарушения.

2 Смежный бизнес

348 руководителей занимаются бизнесом в той же сфере, что и их ГУПы/МУПы

348 из 568 руководителей ГУПов и МУПов, которые привлекли наше внимание как вероятные нарушители запретов и ограничений, руководят и (или) владеют долями в юридических лицах, осуществляющих коммерческую деятельность в той же самой предпринимательской сфере (а также в смежных отраслях) в том же самом регионе, что и возглавляемые ими унитарные предприятия. Например:

  • Директор МУП «Школьник» Челябинская обл., р-н Ашинский, г. Аша Шакирова Лариса Николаевна (уже бывший - предприятие с августа 2017 находится в стадии ликвидации, руководителем ликвидационной комиссии назначено другое лицо) являлась учредителем и директором ООО «Комбинат общественного питания Переменка» Челябинская обл., р-н Ашинский, г. Аша.
  • Директор ФГУП «Центральная Аптека» г. Москва Иванова Елена Владимировна являлась участником ООО «ТЕД» г. Москва, чей основной вид деятельности - оптовая торговля фармацевтической продукцией. В июле 2017 года Иванова вышла из состава участников ООО «ТЕД».

56 коммерческих организаций имеют фактически такое же наименование, что и унитарные предприятия (иногда даже тот же самый юридический адрес). Например:

  • Директор Муниципальное унитарное предприятие «Управление архитектурного планирования и градостроительства» Нурлатского муниципального района респ. Татарстан, Гареев Марсель Мансурович являлся генеральным директором ООО «Управление архитектурного планирования и градостроительства» Нурлатского муниципального района. В июне 2017 года уволился с должности директора ООО «УАП И Г» НМР, а в ноябре 2017 года вышел из состава участников.
  • Директор ФГУП «Проектно-Конструкторское Бюро» г. Киров Сычугов Юрий Вячеславович являлся участником ООО «Проектно-конструкторское бюро» г. Киров. В июне 2017 года вышел из ООО «ПКБ», отказавшись от доли 50% в пользу общества.
  • Директор МУП «Парижское ЖКХ» Челябинская обл., р-н Нагайбакский, с. Париж Кадыкеев Юрий Васильевич является участником и директором ООО «ПАРИЖСКОЕ ЖКХ» Челябинская обл., р-н Нагайбакский, с. Париж.

3 Отсутствие контроля

Из 584 руководителей предприятий, которые совмещали работу в ГУПах или МУПах с частным бизнесом, подавляющее большинство уже были предпринимателями до назначения, т.е. работодатель после должной проверки вообще не должен был их назначать.

Большинство руководителей-нарушителей вообще не должны были получить назначений в ГУПы/МУПы

Кроме того, у руководителей, согласно ч.2 ст. 22 161-ФЗ, существует обязанность доводить до сведения собственника имущества унитарного предприятия информацию:

  • о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности;
  • о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, занимают должности в органах управления.

Очевидно, что руководители унитарных предприятий не выполняют эту обязанность в достаточном объеме.

Особенности приема на работу руководителя муниципального унитарного предприятия. Можно ли принять не директором, а исполняющим обязанности директора МУПа.

Ответ

Ответ на вопрос:

Особенности приема на работу руководителей МУП, в том числе, необходимость прохождения конкурса, могут быть установлены нормативным правовым актом муниципального образования. К сожалению, по вашему муниципальному образованию мы таких нормативных правовых актов не обнаружили.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия.

Соответственно, прежде всего необходим решение собственника, которое может быть оформлено в виде распоряжения, постановления и т.п. На основании данного решения с директором МУП собственник заключает трудовой договор.

  • может содержать дополнительные основания для его расторжения.

На основании заключенного трудового договора издается приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), который может подписать сам руководитель. Никаких запретов или особого порядка для таких случаев трудовое законодательство не устанавливает. Правомерность такого подхода подтверждает письмо Роструда от 11 марта 2009 г. № 1143-ТЗ.

Факт приема на работу руководителя отразите в его . Запись вносите в общем порядке, только в графе № 3 рекомендуется использовать формулировку «назначен», а не «принят», так как руководитель именно назначается решением собственника. В то же время если в записи использована формулировка «принят», то это не является нарушением и исправлять запись не обязательно. В графе № 4 . Такой вывод следует из статей 16, 68 Трудового кодекса РФ.

При внесении записи в трудовую книжку более корректно в качестве основания указывать решение собственника.

В графу 4 заносятся дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому работник принят на работу (п. 3.1 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).

Так как представителем работодателя для директора является собственник, то именно на его решение следует сослаться.

Также в общем порядке нужно оформить личную карточку, директора нужно ознакомить с локальными нормативными актами и т.п.

Что касается возможности приема директора как ИО директора, то отметим следующее.

Во-первых, исполнение обязанностей по вакантной должности не допускается. Такое положение предусмотрено п. 2 Разъяснения Госкомтруда СССР № 30, ВЦСПС № 39 от 29.12.1965 «О порядке оплаты временного заместительства».

Во-вторых, должности с приставкой «и. о.» или «в.р.и. о.» не существуют. И использование данной приставки возможно только в одном исключительном случае, если данная должность (т.е. исполняющий обязанности) предусмотрена штатным расписанием.

Если же должность "исполняющий обязанности директора" не предусмотрена в Вашем штатном расписании, то и назначение на данную должность сотрудника является весьма сомнительным. Такое вольное наименование должностей может привести к оспариванию заключенных от имени организации исполняющим обязанности директора сделок.

С точки зрения трудового законодательства при приеме директора на должность ИО директора такую должность нужно включить в штатное расписание, а также в Устав, чтобы исключить риск оспаривания сделок.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Статья 21. Руководитель унитарного предприятия

1. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

2. Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.
Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.

3. Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия.

4. В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие). Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция.

  1. Правовая база: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ
    О государственных и муниципальных унитарных предприятиях
  2. Ответ: Как заключить трудовой договор с генеральным директором

Трудовой договор с руководителем организации имеет ряд особенностей, а именно:

  • может заключаться на срок, установленный учредительными документами организации, соглашением сторон или нормами федерального законодательства, но не более пяти лет (ст. 58, 59, 275 ТК РФ);
  • может предусматривать условие об испытании на срок до шести месяцев (ч. 5 ст. 70 ТК РФ). Условие об испытании может быть установлено только в том случае, если генеральный директор назначен, а не избран на должность по конкурсу (ч. 4 ст. 70 ТК РФ);
  • может содержать дополнительные основания для его расторжения. Подробнее об этом см. .

Помимо , не забудьте включить в него дополнительное условие об ответственности за обеспечение охраны (ч. 6 ст. 11 Закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ).

Иван Шкловец ,

3. Ответ: Какой документ указать в качестве основания для приема на работу в трудовой книжке генерального директора, избранного на должность общим собранием участников (акционеров) организации

В качестве основания для приема на работу генерального директора в его трудовой книжке укажите:

  • либо реквизиты приказа о вступлении генерального директора в должность;
  • либо реквизиты протокола общего собрания участников (акционеров) (решения единственного участника, протокола совета директоров (наблюдательного совета)) об избрании (назначении на должность) генерального директора.

Это объясняется так.

В графе 4 трудовой книжки указывается дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения о приеме сотрудника на работу (п. 3.1 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).

Генеральный директор является единоличным исполнительным органом общества и избирается (назначается) на должность общим собранием участников (акционеров) организации (единственным участником, советом директоров (наблюдательным советом)) на определенный срок (п. 1 ст. 40, ст. 39 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, п. 1, 3 ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Договор между организацией и генеральным директором подписывается от имени общества председателем общего собрания участников (акционеров) (единственным участником, председателем совета директоров (наблюдательного совета) или другим уполномоченным лицом организации (абз. 2 п. 1 ст. 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, абз. 2 п. 3 ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

При этом если с генеральным директором заключен трудовой договор, его прием на работу нужно оформить приказом (распоряжением) (ч. 1 ст. 68 ТК РФ). Поэтому генеральный директор издает приказ о вступлении в должность.

Таким образом, для такого сотрудника организации, как генеральный директор, в качестве основания для приема на работу в трудовой книжке можно указать как реквизиты приказа о вступлении в должность, так и реквизиты протокола общего собрания участников (акционеров) организации (решения единственного участника, протокола совета директоров(наблюдательного совета)) об избрании (назначении на должность) генерального директора.

Иван Шкловец ,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

- Юрий Николаевич, почему принято решение об организации концессии?

Частный инвестор «Газпром теплоэнерго» обратился в Серпухов и район с инициативой по заключению концессионного соглашения по теплосетевому хозяйству нашего региона.

Сегодня это муниципальное имущество эксплуатирует МУП «Серпуховская теплосеть», осуществляющая качественное и бесперебойное обеспечение теплом и горячей водой жителей Серпухова, а с июля 2018 года ещё и Серпуховского района. Для того чтобы весь комплекс работал слаженно, должны хорошо функционировать и источники теплоснабжения, и сети, передающие тепловую энергию абонентам.

Энергосетевое хозяйство, как и любые основные фонды, со временем изнашивается. В нашем случае большинство объектов введены в эксплуатацию в 60-70 годы и морально устарели. Для модернизации, а её нужно провести в кратчайшие сроки, необходимы очень значительные инвестиции.

Формы инвестиций в государственное имущество определены. Одна из них -концессия - передача имущества инвестору. В этом качестве и выступает концессионер -«Газпром теплоэнерго». А концеденты - администрации муниципальных образований Серпухова и Серпуховского района.

- В чём преимущества концессии для обеих сторон?

Сейчас подписаны Протоколы о намерениях и в соответствии с регламентами идёт подготовка концессионных соглашений, в которых будут определены права сторон. Мы не являемся пионерами в использовании концессии как формы частно-государственного партнёрства. Она достаточно апробирована и показала свою эффективность для выхода из кризисных ситуаций.


Передача прав инвестору планируется на срок более 20 лет. Но в самое ближайшее время, в течение трёх лет, он намерен вложить в модернизацию объектов в Серпухове -850 млн. рублей, а в Серпуховском районе - около 560 млн. рублей. В частности, планируется ликвидировать 11 крайне неэффективных котельных в районе, работающих на угле и жидком топливе, и заменить их на современные блочно-модульные. Прописан большой перечень объектов, которые будут приводиться в порядок.

За администрациями муниципалитетов остаются права контроля осуществления инвестором всех законных функций, правильность распоряжения имуществом и выполнение мероприятий, заложенных в концессионном соглашении. Если, например, инвестор ликвидирует неэффективную котельную и строит современную, то он должен выполнить эти обязательства чётко в соответствии с соглашением. В противном случае администрация может разорвать договор.

Муниципалитеты контролируют качество предоставляемых инвестором услуг. В свою очередь концессионер, выполняя свои обязательства, получает гарантии экономической стабильности. То есть он должен знать, как будут формироваться тарифы на весь период концессионного соглашения. Инвестор получает долгосрочное тарифное регулирование.

- Это значит, что надо ждать роста платежей?

Тарифную политику определяет государство, которое не допустит превышения допустимых пределов. При этом рост платежей неизбежен, потому что он зависит, в том числе, от инфляции. Но концессия точно не приведёт к тому, что тарифы будут расти

опережающими темпами. Тарифные последствия чётко просчитаны в концессионном соглашении.


Более того, модернизация энергохозяйства даёт возможность повышения эффективности работы, и после возврата вложенных средств сдерживания темпов роста тарифов. А вот если не заняться реконструкцией в ближайшее время, то работа тех же угольных котельных будет приносить убытки. И пришлось бы закладывать эти потери в платёжки.

- Что будет с МУП «Серпуховская теплосеть»?

Заключение концессионного соглашения автоматически означает, что МУП «Серпуховская теплосеть» ликвидируют как юридическое лицо, потому что имущество переходит к другой организации, имеющей все признаки теплоснабжающей. Инвестор создаст другую структуру в рамках своей компании.

Но все сотрудники Серпуховской теплосети по штату будут приняты в новую структуру концессионера, то есть «Газпром теплоэнерго». Далее уже у них существует своя система проверки знаний, оценки квалификации. Само собой разумеется, что концессия осуществляется, чтобы повысить эффективность работы, значит, и персонал должен соответствовать.

Сейчас численность работающих в Серпуховской теплосети в общей сложности вместе с теми, кого приняли из района, составляет более тысячи человек. Я считаю, что у нас сотрудники квалифицированные, постоянно проходят обучение, они чётко выполняют свою работу в соответствии с функциональными обязанностями. Для специалистов переход из одной структуры в другую вряд ли будет так уж заметен.

Надежда Сергеева

К сведению

Концессия включает в себя понятие передачи исключительного права собственника (концедента), в нашем случае это администрации муниципалитетов, концессионеру - дочерней компании «Газпрома» на пользование имуществом.

Цифры

850 млн. рублей планируется инвестировать на реконструкцию котельных и тепловых сетей Серпухова.

Важно

В Московской области реализуется губернаторская программа по модернизации теплоснабжения. В частности, в её рамках наиболее крупные котельные по всему Подмосковью переводят на газ. Модернизация осуществляется как за счёт регионального бюджета, так и на деньги инвесторов. Так, только в прошлом году в области модернизировали и построили новых 30 котельных.