Экологический проект «Поможем зимующим птицам. Проект по окружающему миру (старшая группа) на тему: экологический проект «зимующие птицы». Формы работы с детьми

елена лобкарева
Нравственно-экологический проект для дошкольников «Берегите птиц»

Актуальность проекта

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей в дошкольном возрасте .

Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания , формирования его действенно - гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому нравственно -экологическое воспитание стимулирует формирование направленности дошкольников на природоохранительную активность их экологической культуры.

Цели проекта

Развитие нравственных качеств детей через совместную познавательную, продуктивную и трудовую деятельность.

Формирование ответственности и бережного отношения к птицам .

Задачи проекта

Образовательные :

1. Познакомить детей с внешним видом птиц и их повадками , роли человека в жизни птиц .

2. Формировать экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведение.

Развивающие :

1. Развивать нравственные качества , желание заботиться о птицах , трудиться, творить.

2. Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.

3. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Воспитывающие :

1. Воспитывать любовь к птицам .

2. Воспитывать бережное отношение к природе .

3. Привлечь воспитанников, воспитателей и родителей к природоохранной акции.

4. Укреплять детско-родительские отношения.

Публикации по теме:

Проект для старшей группы «Берегите птиц» Цель: формирование экологического мышления и воспитание экологической культуры детей на. Задачи: 1. Расширять ба и ба обобщать ба знания.

Проект нравственно - патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы. Тема: «Берегите, люди ветеранов!» Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева.

Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Берегите природу. Красная книга». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Пояснительная записка Несмотря на то, что зима уже перевалила на вторую половину и день начал прибавляться, в лесу в это время особенно.

Актуальность проекта: Проблема экологического воспитания дошкольника очень актуальна в наше время. Именно с дошкольного возраста, когда.

Цель: 1. Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Экологический проект «Покормите птиц зимой» Экологический проект «Покормите птиц зимой» Проект составила: Воспитатель старшей группы Свирина Наталья Евгеньевна Тип проекта: познавательный.

Чумаченко Ольга Михайловна,

старший воспитатель,

Тип проекта : познавательно-практический

Цели: 1.Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

2.Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.

Задачи: 1.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

2.Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.

3.Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

4.Научить детей правильно их подкармливать.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Срок реализации проекта : ноябрь - апрель

Участники проекта: дети дошкольного возраста (3-7лет), родители воспитанников, воспитатели группы, учитель-логопед.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями (консультации, семинары-практикумы, КВН, памятки, акции, информационные листы)

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах

Заготовка корма для птиц

Изготовление кормушек

Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой»

Подкормка и наблюдение за птицами.

Тематическое посещение краеведческого музея с практической направленностью «Покормите птиц зимой»

Посещение городской выставки в краеведческом музее «Птицы мира»

Выставка детских рисунков «Птицы зимой»

Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме

Тематические выставки

III этап - заключительный

Обработка результатов по реализации проекта

Участие в городском конкурсе «Славим птиц»

Акция «Покормите птиц зимой»

Праздник «День птиц»

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

I этап – подготовительный

Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими у нас птицами встает два жизненно важных вопроса: как прокормиться и куда спрятаться на ночь от холодов. Светлая часть суток сокращается, доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает: увеличиваются затраты энергии на противостояние организма низким температурам. Вот почему наши синицы, поползни, снегири становятся зимой такими прожорливыми – практически весь день только тем и занимаются, что ищут пищу, так как хороший слой жира под кожей образует дополнительную защиту от морозов.

Для того чтобы научить детей особенностям кормления, правилами поведения возле кормушек с видовым разнообразием зимующих птиц, педагогам самим необходимо знать все о птицах. Поэтому, в детском саду проводятся консультации, семинары-практикумы, КВН по данной тематике (см. приложение №1). В детском саду имеется очень старая книга с полезной для педагогов информацией «Определитель птиц СССР» с яркими иллюстрациями птиц. Такая ценность необходима каждому воспитателю, особенно начинающему. Определитель берем на прогулку и узнаем новых гостей.

У воспитателей имеются памятки: «Меню птиц». Примерная тематика памяток для педагогов:

Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнечника, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим.

Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.

Большую помощь в воспитании бережного отношения к природе, изготовлении кормушек, оказывают родители. В родительских уголках на протяжении всего времени прохождения акции помещаются ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЛИСТЫ АКЦИИ «Покормите птиц зимой!», памятки.

II этап – основной (практический)

Зимой гибнет много птиц, особенно в морозы. Холодно, для жизни нужно много энергии, а корм недоступен под снегом и льдом. Птицам нужна помощь людей. К тому же покормить птиц - несложный и очень приятный способ проявить человечность и стать добрее.

Ежегодно, начиная, с 12 ноября …(пока не появится корм для птиц) в нашем детском саду проходит акция «Покормите птиц!» (по старинному поверью 12 ноября в День Зиновия Синичника («Синичкин день») свиристели, щеглы, сойки, синицы, и многие другие пернатые перебираются поближе к человеку, чтобы получить еду в предстоящие холодные зимние дни).

Мы с ребятами с большим удовольствием изготавливаем кормушки для птиц. В работу идет всё: пластиковые бутылки, и пакеты из - под сока, молока и красочные упаковки от новогодних подарков.

Наши малыши с большим трепетом каждый день бегут проверять кормушки - очищают их от снега и пополняют их кормом. А птицы не заставляют себя долго ждать.

Во время подкормки дети учатся соблюдать правила поведения возле кормушек : громко не кричать, не сорить, не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

Учим детей, что корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала, ягоды рябины.

Ребята должны знать, что птиц кормить необходимо регулярно. Нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка.

Места для размещения кормушек также заранее планируем: места подбираем не шумные. И желательно, чтобы кормушки были видны из окон, где можно было посмотреть и понаблюдать за птицами (разнообразием, повадками).

Планирование акции начинается задолго до её начала, ведь прежде чем накормить, необходимо знать какие птицы зимуют, особенности их поведения, чем питаются птицы, а также заготовить корм заранее.

В детском саду проводятся различные мероприятия познавательного характера.

С детьми дошкольного возраста рассматриваем картинки с птицами, разучиваем стихи о птицах, кричалки.

в образовательной деятельности используем физкультурные минутки, скороговорки. Развлечения не проходят без пословиц, загадок и подвижных игр.

Педагогами для детей изготовлены различные дидактические игры с помощью которых ребятам легче представить особенности строения и жизнедеятельности птиц:

1.Игры: «Мы - птицы», « Построим гнезда» (дляигры «Построим гнезда» на картоне воспитатель пластилином лепит форму гнезда, помещает яйца птиц; в коробке имеются лоскутки, перышки, кусочки ваты, ткани - все, что необходимо птицам для построения теплого гнезда. Дети, используя данный материал, строят гнезда, и в конце – из яиц вылупляются птенцы).


2.Игра: « Когда прилетают птицы» с использованием экологического светофора (игры с использованием экологического светофора можно придумывать разные, опираясь на цвет, например: красный цвет- лето, зеленый – весна… или красный цвет –опасность, желтый - осторожно… В зависимости от изменения значения цвета светофора можно придумывать различные правила игры и, конечно же, новые игры: « Любимая пища грача», «Когда появятся птенцы», «Когда это бывает»… К данной игре имеются цветные наборы картинок по разным темам, в зависимости от придуманной игры.)
3. Игра: «Узнай следы»

4. Игра «Чей клюв?»

5.Игра «Узнай хвостик»

6.“Где чье гнездо?

7.“Собери картинку”.

8. «Четвертый лишний»

Дети старшего дошкольного возраста любят решать ребусы, разгадывать кроссворды.

Педагоги в практической деятельности используют опыт работы Натальи Рыжовой, например, игра «Знакомство с экосистемой поля», где ребята знакомятся с жителями и их значением; учатся составлять экологические пирамиды.

Педагоги постоянно беседуют с детьми ( «Почему мы считаем птиц своими друзьями», «Что ты знаешь о птицах» , «Зачем поют птицы?»). С помощью игр словесной направленности у детей не только расширяются познавательные способности, но и развивается речь, логическое мышление, формируется лексико-грамматический строй речи.


Беседы и наблюдения за птицами продолжаются на прогулке.

Ребята рисуют понравившихся птиц, изготавливают различные поделки.

Ребята детского сада приняли участие в городском конкурсе поделок «Славим птиц».

Детский сад тесно сотрудничает с краеведческим музеем и экологическим центром г.Копейска. В рамках акции "Покормите птиц зимой!" сотрудники краеведческого музея провели занимательную беседу, знакомя детей с зимующими птицами. Дошкольники узнали об особенностях зимующих птиц, их любимых кормах. Дети узнали, что клесты выводят птенцов в морозные дни. Ребята приняли участие в изготовлении птиц счастья.


Дети детского сада были приглашены на выставку «Поющие птицы мира и родного края», где узнали много нового и увлекательного, полюбовались красотой экзотических птиц, услышали их пение.

Ребята старшего дошкольного возраста являются частыми гостями детского экологического центра. Практические беседы проходят увлекательно и познавательно.

III этап - заключительный

После таких бесед, игр познавательного характера, конечно же, ребята готовы и хотят помочь птицам. Для этого дети вместе с родителями, педагогами изготавливают кормушки. Рассматривают их, доделывают, чтобы птицам было удобно сесть и поклевать корм. Затем кормушки развешивают, прикрепляют и кормят уже своих маленьких друзей.

Корм с ребятами старшего дошкольного возраста педагоги заготавливают заранее: приносят из дома семечки подсолнечника, арбуза, и хранят в специальных, дышащих мешочках; заготавливают ягоды рябины - сушат их в прохладных местах.


А семена тыквы и кабачков извлекают из выращенных на огороде детского сада.

В детском саду существует добрая традиция «Праздник для птиц». После новогоднего праздника, елку выносим на участок, устанавливаем ее в тихом местечке и вывешиваем на нее кормушки, которые специально изготавливаем к празднику. Также ребята готовят различные вкусности: печенье. Дети придумывают, исходя из полученных знаний, различные рецепты печенья: морковное печенье, творожное печенье, печенье «Скорлупинка». Ребята с большим удовольствием готовят печенье, основой которого является мякиш белого хлеба. В полученное печенье вставляют ниточки, замораживают и вывешивают на елку.

Находясь возле кормушек ребята строго соблюдают

правила поведения возле кормушек:

громко не кричать,

не сорить,

не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты,

жестяные банки и коробочки.

Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.

Дети сами замечают, что если не постоянно кормить птиц, то некоторые птицы улетают. Поэтому, даже в праздничные дни у ребят нашего детского сада есть обязанность, приходить и приносить вместе с родителями корм для птиц. А пернатые друзья благодарят своим радостным щебетаньем, пением. Все что связано с друзьями - интересно, а птицы для нас – друзья. Поэтому детям интересно проверять народные приметы.

С каким удовольствием и радостью в детском саду проходит «Масленица», где ребята встречают весну блинами и закликивают жаворонков.

Ребята с чувством понимания и гордости относятся к кормлению птиц, зная, что если не покормят, то птица может погибнуть.

Результаты реализации проекта:

В детском саду созданы условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

Ребята с родителями и педагогами занимаются заготовкой корма и изготовлением для птиц кормушек.

Педагогами и сотрудниками социальных сфер города проводятся различные мероприятия познавательного цикла, творческого характера, в которых дошкольники и родители принимают активное участие.

В результате акции «Покормите птиц зимой!» учителем-логопедом Лониной Т.А. подобрано и оформлено в качестве методического пособия для развития речемыслительной деятельности по лексической теме «Птицы» .

Итогом проведения ежегодной акции считаем формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Можно сказать уверенно, что дети, родители нашего детского сада всегда будут оказывать помощь птицам!

Тип проекта: познавательный, краткосрочный

Цель : Формирование ответственности и бережного отношения к птицам. Задачи: 1. Привлечь воспитанников, воспитателей и родителей к природоохранной акции. 2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников. 3. Формировать экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведение. 4. Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.

Актуальность проекта : Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, птицы являются санитарами леса, сами служат пищей животным и человеку, занимают важное место в цепи питания живых организмов. Важное место занимают птицы в научных исследованиях – на птицах ведутся поиски механизмов ориентации животных. И, наконец, человек наслаждается пением и красотой птиц, воспитывая свои эстетические чувства. Но в последние годы описано множество случаев массовой гибели птиц из – за хозяйственной деятельности человека. Проблема сохранения и охраны всех видов птиц является проблемой всего человеческого сообщества. Сохраняя птиц, мы сохраняем всю природу. А человек часть природы и вне её существовать не может. Мы - педагоги, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга.

Участники проекта : дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект: «Берегите птиц»

Тип проекта: познавательный, краткосрочный

Цель : Формирование ответственности и бережного отношения к птицам. Задачи: 1. Привлечь воспитанников, воспитателей и родителей к природоохранной акции. 2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников. 3. Формировать экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведение. 4. Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.

Актуальность проекта : Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, птицы являются санитарами леса, сами служат пищей животным и человеку, занимают важное место в цепи питания живых организмов. Важное место занимают птицы в научных исследованиях – на птицах ведутся поиски механизмов ориентации животных. И, наконец, человек наслаждается пением и красотой птиц, воспитывая свои эстетические чувства. Но в последние годы описано множество случаев массовой гибели птиц из – за хозяйственной деятельности человека. Проблема сохранения и охраны всех видов птиц является проблемой всего человеческого сообщества. Сохраняя птиц, мы сохраняем всю природу. А человек часть природы и вне её существовать не может. Мы - педагоги, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга.

Участники проекта : дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы

Формы работы с детьми: НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, оформление стенгазет.

Предполагаемый результат по отношению к детям: заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой) ; сформирована определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней; по отношению ко взрослым: повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности, гармонизируются детско-педагогические отношения, повысится уровень экологической культуры личности.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Обсуждение цели и задач с детьми, родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Обоснование, предсказание путей реализации проекта.

Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме. Подготовить иллюстрации, наборы карандашей, фломастеров, красок, альбомные листы, маски для игр, кормушки, соответствующую литературу, подборку консультаций для родителей.

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах.

Работа с родителями:

Оформление мини – выставки: «Необыкновенные птички», «Такие разные птицы», «Птицы – наши друзья»

Оформление стенгазеты: «Птицы наши друзья»,

Консультация: «Как помочь птицам пережить зиму»

Оформление стенгазеты: «Птицы – какие они»

Консультация: «Исчезающие птицы»

Оформление папки – передвижки: «Птицы – наши друзья»

Оформление выставки: «Птицы такие разные».

Работа с воспитанниками

Беседы: «Какие они птицы», « Птицы, зимующие с нами», «Чем птицы отличаются от животных», « Как птицы «лечат» деревья», « Охрана птиц». Беседа по картине «Как помочь птицам зимой»

НОД «Птицы- наши друзья», «Покормите птиц зимой» « Перелётные и зимующие птицы».

Пальчиковые игры «Ласточка», «Это птичка соловей…»

Д/И: «Кто какую песенку поёт», « Птицы» ,«Найди цветок для птички», «Птичья столовая», «Собери птицу», «Чьи следы»

Рисование: «Вот какие у нас птички», « Птичка из ладошки»

Аппликация « Прилетели птички- снегири, синички», « Птенчики»,

« Синичка», «Дом для гостей»

Конструирование « Лебеди на озере»

Наблюдение за прилетающими птицами

Подвижные игры: «Птички летают», «Коршун и наседка», «Скворечники», «Охотники и куропатки», «Охотники и утки», «Журавли и лягушки»

Рассматривание альбома: «Птицы»

Чтение художественной литературы: И.Токмакова «Голуби», Н. Заболоцкая «Раненая птица», рассматривание книги Н. Стожковой «Птицы леса», «Голубая птица», Рассказывание придуманной сказки о потерянном птенце, В. Бианки «Лесной хор», К. Ушинский « Ласточка», чтение рассказов из энциклопедий о природе

Прогулка: Наблюдение за следами на снегу

Театрализация: «Где обедал воробей»

Труд: покормить птиц

Словесные игры: «Летает – не летает»» ,« Узнай птицу по описанию», « Кто как устроен», « Прилетели птицы»

Рассказ воспитателя: «Интересные факты из жизни птиц»

II этап – заключительный Оформление творческой выставки в уголке природы

Викторина «Что мы знаем о птицах»

Обработка результатов по реализации проекта:

В группе созданы необходимые условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни птиц.

Заинтересованность детей совместно с родителями жизнью птиц, появилось желание помогать им.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. У детей и взрослых сформировалась определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алексеевскаясредняя общеобразовательная школа

Экологический проект

« Поможем зимующим птицам»

Руководитель проекта

учитель начальных классов

Кавалерист Нина Алексеевна

с. Алексеевка

Паспорт коллективной проектной работы «Поможем зимующим птицам»

Руководитель проекта: Кавалерист Н.А.

Участники проекта: 4 класс

Название проекта: «Поможем зимующим птицам»

Тип проекта : творческий, информационный

Цели проекта:

    Формирование экологической культуры (совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности).

    Формирование у детей стремления относиться к птицам соответственно нравственно-этическим нормам поведения.

    Распространение знаний о природе и её защите.

    Совершенствование знаний школьников о птицах.

    Привлечения внимания к проблеме зимующих птиц, их выживанию и увеличению численности, что будет способствовать повышению биологической защиты зелёных насаждений от болезней.

    Повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка.

Задачи

    Собрать, изучить, обобщить, систематизировать материал экологической направленности, оформить его.

    Создать птичьи «столовые» и отдельные кормушки для птиц.

    Организовать регулярную работу птичьей «столовой» на школьной территории.

    Обеспечить постоянное дежурство и подкормку птиц.

    Подготовить материал для практического оказания помощи птицам.

    Провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы.

    Формировать наблюдательность и внимание.

    Воспитывать любознательность, доброе и бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Предполагаемый продукт проекта:

    Листовка «Охраняй птиц!»;

    кормушки;

    скворечники;

    фотоотчёт.

Срок действия проекта:

Осень 2011г. – весна 2012 г.

«Поможем зимующим птицам»

Пояснительная записка

Данная проблема посвящена экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

В проекте «Помоги зимующим птицам» предлагается творческое решение задачи подготовки детей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе.

Практическое использование данного проекта позволит сформировать у учащихся чувство ответственности за судьбу природы.

Процесс познания природы способствует формированию гуманного отношения ко всему живому, творчески воспитывает и развивает. Ученик становится активным, заинтересованным, равноправным участником проекта. Это позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.

Тема выбранного проекта соответствует методической теме, над которой работает МБОУ Алексеевская сош, главными целями которой являются: развитие личности обучающихся, их творческих способностей, интереса к учёбе, формирование желания и умения учиться, сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, воспитание нравственных и этических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Введение

Покормите птиц зимой!

Приручите их в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Зима – особенно трудный период в жизни птиц, которые остаются зимовать в наших краях.

В это время они особенно нуждаются в нашей заботе – подкормке. И помочь им должен каждый, ведь из 10 синиц до весны доживает только 1-2, а остальные гибнут от голода.

Проблема. Как помочь птицам зимой?

Цели проекта

1.Формирование экологической культуры (совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности).

2.Формирование у детей стремления относиться к птицам соответственно нравственно-этическим нормам поведения.

3. Распространение знаний о природе и её защите.

4. Совершенствование знаний школьников о птицах.

5. Привлечения внимания к проблеме зимующих птиц, их выживанию и увеличению численности, что будет способствовать повышению биологической защиты зелёных насаждений от болезней.

6.Повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка.

Задачи

1.Собрать, изучить, обобщить, систематизировать материал экологической направленности, оформить его.

2.Создать птичьи «столовые» и отдельные кормушки для птиц.

3.Организовать регулярную работу птичьей «столовой» на школьной территории.

4.Обеспечить постоянное дежурство и подкормку птиц.

5.Подготовить материал для практического оказания помощи птицам.

6.Провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы.

7.Формировать наблюдательность и внимание.

8.Воспитывать любознательность, доброе и бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Актуальность.

Пусть зима будет доброй для пернатых друзей!

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасения птицы ждут от вас!

Кормите их! Согрейте!

По мнению орнитологов, наибольшую опасность для зимующих птиц представляет не холод, а недостаток пищи. Поэтому особое значение имеют такие меры, как развешивание кормушек, подкормка птиц.

Так кто же, как не мы, позаботится о братьях наших меньших – о зимующих птицах?

Учитывая особенности возраста, при организации работы используются разнообразные формы: экскурсии, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, акции.

Основная часть. Описание проекта.

    Формы и методы работы:

    экологические беседы;

    экологические экскурсии;

    экологические конкурсы;

    экологические акции;

    викторины;

    трудовой десант;

    зелёный патруль.

    Мотивация детей.

Любовь

Терпенье

Добро

    Этапы реализации:

    наблюдение за жизнью зимующих птиц на прогулках, во время экскурсий (Кавалерист Н.А.);

    рассматривание альбома «Птицы – наши друзья» (Королецки Е.Н.);

    рассматривание иллюстраций в книгах о зимующих птицах;

    чтение научных и художественных текстов о зимующих птицах;

    решение детьми проблемных ситуаций: «Чем можно помочь птицам зимой?», «Как помочь птицам дождаться весны?»;

    аукцион загадок и пословиц (вожатая Сагайдачная Е.С.);

    выпуск детских листовок с целью защиты и помощи зимующим птицам (Ерохина О.П.);

    совместное изготовление кормушек с родителями и развешивание их в школьном дворе (Ерохина О.П.);

    акция «Поможем зимующим птицам»(Кавалерист Н.А.);

    конкурс кроссвордов (Ерохина О.П., Королецки Е.Н., Кавалерист Н.А., Сагайдачная Е.С.);

    акция «Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек» (Кавалерист Н.А., Сагайдачная Е.С.)

    фотоотчёт (учитель начальных классов Кавалерист Н.А.);

    итоговая презентация (учителя Ерохина О.П., Королецки Е.Н., Кавалерист Н.А.).

    Организация работы с детьми.

В середине осени учитель Кавалерист Н.А. приносит в класс письмо и сообщает, что она его нашла по пути в школу. Письмо упало прямо под ноги. Кто же мог его написать? Письмо зачитывается.

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам зимующие в вашей местности птицы. Мы знаем, что вы, юные экологи, всё знаете, всё умеете, у вас доброе сердце.

Очень просим вас разрешить наши сомнения: Куда нам лететь, когда наступят холода? – Поможете ли вы пережить нам эту холодную зиму?»

Так у ребят возникает интерес к зимующим птицам. Обсуждение письма подводит детей к цели: надо помочь птицам, зимующим в нашей местности.

Для осуществления поставленной цели создаётся команда спасателей «Друзья птиц».

Девиз спасателей: «Пусть зима будет доброй для пернатых друзей!» А затем продумывают план деятельности:

    узнать как можно больше сведений о зимующих птицах у взрослых, из энциклопедий, справочников, художественной литературы, Интернета, из копилки народной мудрости (пословицы, приметы, загадки, сказки);

    изготовить кормушки и развесить их в школьном дворе, возле своих домов. Для этого нужно выяснить, какие кормушки нужны для зимующих птиц, как изготовить, какие материалы для этого использовать;

    подобрать корм, любимый зимующими птицами. Собрать его как можно больше.

Организуется акция «Хлебные крошки». Полученные сведения обсуждаются и оформляются в альбом.

В назначенный день проводится акция «Поможем зимующим птицам».

Смастерили 20 разнообразных кормушек, что позволило создать птичьи столовые. Составили график подкормки птиц.

При помощи наблюдения смогли узнать, какие птицы чаще прилетают к кормушкам, как разнообразен мир птиц, которые нуждаются в помощи человека.

ВЫВОД: при соблюдении основных правил оказания помощи зимующим птицам, увеличивается численность птиц, прилетающих к кормушке.

Команда спасателей постоянно ведёт активную деятельность, наблюдая за питомцами в птичьих столовых, проводя эксперименты.

Эксперимент №1.

Проблема: Как часто нужно добавлять корм в кормушки?

Результат:

    птицы привыкают к постоянному месту подкормки, поэтому желательно ежегодно вывешивать кормушки на прежние места;

    ежедневно пополнять кормушки кормом, чтобы птицы, проделав долгий путь, не улетали без корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке птиц. Корм должен быть укрыт от дождя и снега.

Эксперимент №2.

Проблема: Чем любят лакомиться синички?

Результат:

    подтвердился тот факт, что синички любят лакомиться несолёным салом;

    чтобы синички постоянно прилетали к кормушке, необходимо сыпать корм для синичек, не смешивая его с другим кормом(нежареные семечки подсолнечника, тыквы, крошки хлеба.

Весной, 1 апреля, в праздник «День птиц» (Международный день птиц») – своеобразный отчёт детей перед взрослыми о том, что они сделали для того, чтобы птицы пережили зиму, что получилось, какие возникли проблемы, что они хотели бы осуществить в дальнейшем. В завершение праздника проводится конкурс «Лучший домик для птиц». Все скворечники развешивают в школьном дворе.

Заключение.

В процессе работы над проектом большое внимание уделяется проведению наблюдений, предусматривающих активное и посильное участие детей в охране зимующих птиц.

Тема бережного отношения к природе проходит красной нитью на всех этапах.

Работая над проектом, учащиеся приобрели знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это стало возможным, потому что дети сами делали свой выбор и проявляли инициативу.

На рефлексивно-оценочном этапе проекта ребятам предложена такая “мишень”, которая является личной оценкой успешности. Каждый ученик должен “выстрелить” в мишень 4 раза (в каждую четверть мишени), поставив оценку за тот или иной показатель. Учащиеся с удовольствием используют её для оценки своей работы.

Проект имеет практическую ценность, предполагает возможность решения актуальной проблемы. Самое главное – это большое количество зимующих птиц, которые переживут эту зиму благодаря нашей заботе и вниманию.

Практическое использование завершенного проекта «Поможем зимующим птицам» позволит вести работу по формированию у детей чувства ответственности за судьбу природы сёл Алексеевка, Александровка, Надежда, Авило-Фёдоровка – маленькой частицы великой России.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Листовка «Охраняй птиц!»

    Не подходи близко к гнёздам птиц! По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут навсегда покинуть гнездо.

    Не разоряй птичьи гнёзда! Не уноси из гнёзд яйца!

    Если у тебя дома есть собака, не пускай её гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она может легко поймать плохо летающих птенцов.

    Не лови здоровых птиц и не уноси их домой!

    Весной приготовь домики для птиц и привяжи их верёвкой к дереву!

    Зимой сделай и развесь кормушки для птиц! Не забывай регулярно добавлять корм!

Загадки о птицах.

    В серой шубке перовой
    И в морозы он герой,
    Скачет, на лету резвится,
    Не орел, а все же птица.

(Воробей)

    Без рук, без топоренка
    Построена избенка.

(Гнездо )

    Носит серенький жилет,
    Но у крыльев – черный цвет.
    Видишь, кружат двадцать пар
    И кричат:
    - Карр! Карр! Карр!

(Ворона )

    Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
    Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!
(Дятел)

    Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
    Птица говорливая, самая болтливая.
    Вещунья белобока, а зовут ее…
    (C орока)

    Чернокрылый,
    Красногрудый
    И зимой найдет приют:
    Не боится он простуды
    - С первым снегом
    Тут как тут!
    (Снегирь)

    Днем спит, ночью летает.
    (Сова)

    Чик-чирик! К зернышкам прыг!
    Клюй, не робей! Кто это?
    (Воробей)

    В лесу, под щебет, звон и свист,
    Стучит лесной телеграфист:
    «Здорово, дрозд, приятель!»
    И ставит подпись…
    (Дятел)

    Я весь день ловлю жуков,
    Ем букашек, червяков,
    Зимовать не улетаю,
    Под карнизом обитаю.
    Прыг-скок! Не робей!
    Я бывалый ….
    (Воробей )

Викторина «Знаете ли вы птиц?»

1. Какая птица рождается на свет сразу со специальностью. (Секретарь)

2. Птица, живущая на южном полюсе. (Пингвин)

3. Задние конечности у уток превращены в (ласты)

4. Птицы произошли от (пресмыкающихся)

5. Самый большой отряд по числу видов (воробьинообразные 5000в.)

6. Рябчик относится к отряду (куриных)

7. Передние конечности у птиц превращены в (крылья)

8. Единственная кожная железа у птиц (копчиковая)

9. Есть ли у птиц зубы (нет)

10. Птица- санитар леса (Дятел)

11. У какой лесной птицы глаза сдвигаются к затылку (Вальдшнеп)

13. У этой певчей птицы поют самки и самцы (снегирь)

14. Птица, которая может питаться жалящими насекомыми (щурка)

15. Страна – зимний рай для птиц (Египет)

16. Наука, занимающаяся изучением птиц (орнитология)

17. Другое название чёрного дятла (желна)

18. Птица, поющая ночью (соловей)

20. Эту птицу называют пернатой кошкой (сова)

21. У каких птиц крылья не покрыты перьями, а чешуёй (пингвин)

22. Когда температура тела у воробья высокое – летом или зимой (одинаковое)

24. У какой птицы все четыре пальца обращены вперёд (стриж)

25. У какой птицы самцы жёлтые, а самки зелёные (иволга)

26. Из всех перечисленных птиц назовите ЗИМУЮЩИХ.

Сценарий праздника «День птиц»

Зал празднично украшен цветами, шарами. Оформлена выставка рисунков «Наши пернатые друзья».

Звучит песня "Аист на крыше"

Ведущий:

На нашей планете живут

Чудесные созданья.

Они летают и поют

И землю свято берегут.

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы

На земле вдруг пропадут?

Букашки, жучки, червячки

На деревья нападут

И съедят кору, листочки,

Обглодают ветки, почки -

Вот что будет,

Если птицы, если птицы,

Все исчезнут - пропадут!

И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки стрекотанья,

Чик - чирика воробья...

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете!

Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить праздник - День птиц. Надеюсь, вы узнаете много нового. А ещё проводился конкурс рисунков, в конце мы объявим победителей и вручим им дипломы и памятные призы.

А сейчас мы с вами послушаем рассказ о птице, которая селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье. Что это за птица? (аист)

(Детям, желающим принять участие в проведении мероприятия, заранее даётся задание, подготовить рассказ о птице.)

Рассказ об аисте .

Ведущий:

А сейчас проверим, много ли вы знаете о птицах? За каждый правильный ответ я буду вам давать вот таких птичек, (Силуэты птичек из картона.) в конце праздника мы определим победителя - лучшего знатока птиц.

Конкурс "Блиц - турнир"

1. У какой птицы длинный язык? (у дятла - 15 см.)

2. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (стриж)

3. Какие птицы не высиживают яиц? (кукушки)

4. У какой птицы самый крепкий клюв? (дятел)

5. Какая птица стала символом мира на земле? (голубь)

6. Где птица поёт громче? (В полёте или на ветке?) (в полёте)

7. Почему нельзя трогать руками яйца и гнёзда птиц? (потому что птицы тогда бросают свои гнёзда)

8. Есть ли у скворца своя песня? (нет, он подражает пению других птиц и разным звукам)

9. Какая птица хорошо видит в темноте? (сова)

10. Какая птица не видит в темноте вообще? (курица)

11. Куда кукушка откладывает яйца? (в гнёзда других птиц)

А сейчас мы с вами послушаем рассказ о птице, которая умеет точно находить дорогу домой. Что это за птица? (голубь)

Рассказ про голубя.

Конкурс "Узнай птицу"

Ведущий:

А вы можете узнать птицу по её силуэту? Сейчас мы это и проверим.

А)Показываются силуэты птиц - нужно угадать, что это за птица.

Б)Узнай птицу по описанию.

1. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху, на крыльях, - белая полоска. Под шейкой большое чёрное пятно. Совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт! (воробей)

2. Головка у неё в чёрной шапочке, на шее и на груди длинный чёрный галстук, спинка, крылья и хвост - тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто она в жёлтый жилетик нарядилась. (синица)

3. Сверху они все чёрные, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка. (ласточка)

4. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке - красное пятно, а на чёрных крыльях - белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый. Летает за ним много пернатых нахлебников. (дятел)

А сейчас мы с вами послушаем рассказ о птице, которая с древних времён служит символом красоты и нежности. Что это за птица? (лебедь)

Рассказ о лебеде.

Конкурс "Барометр природы"

Ведущий:

Люди всегда наблюдали за птицами и по их поведению определяли, какая будет погода. А вы знаете какие - нибудь приметы?

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю).

2. Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бурю).

3. Стрижи летают низко и с криком (к дождю).

4. Воробьи прячутся под крышу (к буре)

5. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).

6. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).

7. Воробьи купаются в песке (будет дождь).

8.Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).

9. Вороны садятся на снег (к оттепели).

10. Чайки ходят по песку,

Моряку сулят тоску,

Села чайка на воду,

Жди...(хорошую погоду).

А сейчас мы с вами послушаем рассказ о птице, которая всё время ходит с мешком. Что это за птица? (пеликан)

Рассказ о пеликане.

Ведущий:

Ну вот и пришла пора подвести итоги нашей встречи.

Награждение победителей в конкурсе рисунков и победителя по итогам игры.

Развешивание скворечников.

Конкурсант:

Правдюкова Людмила Евгеньевна

воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 1"

г. Нефтеюганск

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира -

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Поэтому, в 2008 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями по проектной деятельности».

Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, оформить стенгазеты, агитационные плакаты, связали красивые скатерти, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок.

Совместная подготовка по проектной деятельности сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями через проектную деятельность. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Форма работы: проектная деятельность.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта: групповой, долгосрочный.

Цели проекта:

1. Закрепить представления воспитанников о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

2. Привлечь внимание воспитанников и родителей к природоохранной деятельности и научить их, ее организовывать.

Задачи проекта:

1. Расширить представление воспитанников о зимующих птицах нашего региона.

2. Обобщить знания воспитанников полученные при наблюдении за повадками птиц.

3. Расширить представление воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.

4. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование созидательного отношения к миру.

5. Научить воспитанников совместно с родителями организовать природоохранную деятельность.

6. Научить детей правильно их подкармливать.

7. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Ожидаемый результат:

Воспитанник, имеющий представление о зимующих птицах, умеющий совместно с родителями изготовить кормушку из разного материала. Знающий, каким кормом подкармливать птиц. Всю зиму регулярно подкармливающий птиц. Умеющий наблюдать и фиксировать наблюдения в дневнике, анализировать и делать выводы.

Родитель активный участник в проекте и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

Экологический проект "Птицы на кормушке".

Название

Участники

Продуктивная деятельность.

реализации.

"Птицы на кормушке"

Групповой, долгосрочный.

Воспитатель, воспитанники группы, родители.

Рассматривание картинок с птицами.

Составление описательного рассказа о птицах.

Отгадывание загадок.

Художественная литература.

Выставка рисунков.

Изготовление кормушек.

Выставка кормушек (изготовленные совместно с родителями).

Изготовление дидактических игр: "Зимующие птицы", "Покормим птиц", "Четвертый лишний", "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу", " Узнай птиц по описанию". Под. игры: "Зимующие и перелетные птицы", "Найди птицу", "Птицы и автомобиль", "Птички и кошка".

Просмотр презентаций:

"Зимующие птицы", "Кормушки".

Консультации для родителей.

Фотовыставка "Птичья столовая".

октябрь - май

Пути реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

  1. 1. Подготовительный этап:

Создание необходимых условий для реализации проекта:

Обсуждение цели и задач с воспитанниками и родителями.

Обоснование, предсказание путей реализации проекта.

Подбор познавательной, художественной литературы.

Отгадывание загадок, чтение стихотворений про птиц.

Проведение бесед по проекту.

Оформление консультаций "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц".

Просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Какие бывают кормушки".

Изготовление дидактических игр.

Оформление стенгазеты "Птицы зимой".

Выставка рисунков " Птичье кафе".

Совместно с родителями изготовление кормушек из разного материала.

2. Основной (практический) этап.

Оформление альбома про зимующих птиц.

Составление описательных рассказов о зимующих птицах.

Изучение корма для подкормки птиц.

Выставка кормушек.

Выбор места для кормушек.

Организация праздника "Синичкин день".

Наблюдение за зимующими птицами.

В течение всего проекта ежедневное кормление птиц.

Использование разных кормов.

Оформление агитационных плакатов "Покормите птиц зимой".

Оформление памяток - "Чем кормить птиц?".

Наблюдение за поведением птиц на кормушках.

Создание дневника наблюдений.

Ежедневное заполнение дневника наблюдений.

3. Заключительный этап.

Подведение итогов реализации проекта:

Сколько птичек мы спасли за зимний период времени?

Чем лучше кормить птиц?

Как часто необходимо кормить птиц?

Организация праздника "Вороний день" (награждение активных участников проекта).

Организация фотовыставки «Птичья столовая»

Презентация проекта (освещение опыта работы).

Участие в конкурсе "Эколог Югры - 2012"

Экологический проект «Птицы на кормушке».

На первом этапе, в ходе которого мы с детьми во время прогулок наблюдали за птицами, за их поведением при низкой температуре погоды, за изменениями в жизни птиц зимой. Затем вместе с родителями мы обсуждали ход проекта, выяснили возможности, средства, определили цели и задачи, которые будем решать, определили предполагаемый результат.

Для того, чтобы реализовать проект родители вместе с воспитанниками изучили познавательную и художественную литературу о птицах, населяющий наш регион, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о том какую пользу приносят птицы людям, о необходимости подкормки птиц в зимний период, которая расширила кругозор воспитанников. Так же воспитанники отгадывали загадки, читали стихи, рассказы про птиц.

В беседах воспитанники систематизировали знания о зимующих птицах. Из полученных знаний и наблюдений определили, чем и как необходимо подкармливать птиц. Предпочтение было отдано хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника, так как это по вкусу почти всем птицам. В ходе обсуждения корма для птиц воспитанники узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это наносит птицам вред.

Для закрепления знаний и поддержки интереса у воспитанников, мы совместно с родителями оформили дидактические игры «Зимующие птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу". Играя в игры, мы систематизировали знания воспитанников о зимующих птицах, уточнили "меню" для птиц.

Так же для родителей были оформлены консультации "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц". Приложение №1.

Изучив познавательную литературу и просмотрев презентации про зимующих птиц нашего края и про то, какие можно сделать кормушки, воспитанники вместе с родителями зарисовали и оформили выставку рисунков "Птичье кафе", стенгазету "Птицы зимой" в газете разместили фотографии птиц, информацию о том, как трудно пережить птицам холодное время года и какую пользу приносят птицы людям.

На втором этапе (основном) совместно с родителями воспитанники оформили альбом, который состоит из двух разделов: 1 раздел - «Все о птицах», 2 раздел - «Кормушки и корм для птиц». В первом разделе был собран большой накопительный материал о зимующих птицах, о значении птиц в жизни человека. Подобрано художественное слово (стихи, загадки, приметы про птиц). Воспитанники совместно с родителями по схеме составляли описательные рассказы о зимующих птицах. В следующем разделе мы собирали материал о видах кормушек и способах их изготовление из разного материала. И о том, какой корм предпочитают наши птицы.

Родители совместно с воспитанниками дома сделали кормушки из разного материала: деревянные кормушки, бумажные (коробки из под сока), пластиковые (из бутылок).

После этого была организована выставка кормушек, где воспитанники с родителями демонстрировали свои кормушки, рассказывали, как и из какого материала, они их сделали. Мы обсуждали, какие кормушки нам прослужат дольше, как мы их будем крепить, чтобы не повредить деревья. Кормушки готовы, но прежде чем их развесить необходимо, выбрать место, где лучше разместить кормушки. Мы с воспитанниками во время прогулок наблюдали за прилетающими птицами, выбирали место, куда лучше повесить кормушки и решили несколько кормушек закрепить на деревьях нашего участка, остальные кормушки расположить около центрального входа детского сада.

12 ноября «Синичкин день» - это день вывешивания кормушек. Этот день считается в народе Синичкиным праздником: по приметам к этому сроку прилетают зимующие птицы, которые подбираются ближе к жилью, где больше корма. На празднике воспитанники вместе с родителями отгадывали загадки о птицах, пели песни, читали стихотворения о синице и осени, играли в тематические игры и делали «птичью» зарядку. Финальным аккордом торжества стала установка кормушек на территории детского сада. Перед тем, как повесить кормушки, воспитанники заботливо насыпали в нее корм. Теперь каждое утро по дороге в детский сад ребят встречает веселый птичий гомон. Кажется, что на территорию детского сада слетелись птахи со всего микрорайона. Однако наблюдать за птицами сложно, они пугливы и разлетаются при приближении человека. Но мои воспитанники нашли выход: они наблюдают за пернатыми из окна группы и видят, как птицы радуются человеческой помощи. А дети рады тому, что их труд и труд родителей не прошел даром, теперь птицам будет легче пережить трудную для них пору.

Для того, чтобы развивать у воспитанников наблюдательность и в заключение проекта сделать выводы: сколько птичек мы спасли за зимней период времени и чем же лучше кормить птиц, мы вместе с родителями оформили дневники наблюдений. Все свои наблюдения воспитанники фиксируют в дневниках наблюдений. Приложение №2.

Мои воспитанники и родители заботятся о пернатых наших меньших, но возник вопрос: "А другие заботятся о птиц в зимний период времени?". Мы вместе с родителями и воспитанниками обсудили и решили выйти за пределы детского сада и привлечь жителей нашего города к подкормке птиц. Но прежде чем выйти, мы оформили агитационные плакаты "Покормите птиц зимой!" и памятки "Чем кормить птиц?" Агитационные плакаты развешивали в общественных местах, раздавали памятки, а так как в группу ходят дети не только с микрорайона, в котором находится детский сад, то родители и воспитанники с других микрорайонов решили развесить плакаты и раздать памятки у себя в микрорайонах. Что позволило охватить наибольшее количество жителей нашего города.

На третьем этапе - выявились активные участники, воспитанники с родителями не забывают про птиц, из дома приносят различный корм и кормят их с удовольствием. Так же дети развесили свои кормушки и возле дома, подкармливают птиц каждый день, наблюдают за их поведением и рассказывают остальным детям, какие птички прилетают на их домашние кормушки. Таких детей мы поощряем звездочками на экране успешности.

В ходе реализации проекта воспитанники уточнили и систематизировали представления о птицах, которые остаются зимовать в наших краях, их образе жизни в холодный период времени, о связи с окружающей средой, об их характерных особенностях. После изучения с воспитанниками теоретического материала, а также в ходе наблюдений, сделали вывод: птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее. В ветреные дни птицы не прилетают. Выяснили, что голуби и воробьи предпочитают крошки белого хлеба и батона, а синицы - сало. Пшено едят дольше всего, сухофрукты наши птицы не едят.

Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички - по 2-3, сороки - по одиночке. Кормушки посетили 4 вида птиц. Это воробьи, синицы, голуби, сороки.

Воспитанники вместе с родителями изготовили своими руками разнообразные кормушки, используя различный материал, воспитанники научились вести дневник наблюдений за птицами и анализировать увиденное.

За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем продолжать подкармливать птиц.

Наши перспективы:

Оформление фотовыставки "Птичья столовая" (результаты работы - апрель).

Организация совместного с родителями праздника "Вороний день" (подведение итогов проекта, награждение активных участников)

Участие в конкурсе "Эколог Югры - 2012"

Презентация проекта на педагогическом совете (освещение опыта работы) Учреждения.

Приложение №1.

Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки.

"Кормушки для птиц".

Чем кормить птиц зимой?

Приложение №2.

из дневника наблюдений за птицами на кормушке.