Как доставить нефть из ирана. Нефть иранская на рынке. Качество иранской нефти. Куда Иран поставляет нефть. Где иранская нефть находит своего покупателя

Июльское наступление биржевых «медведей» на нефтяные цены проходило под громкие заявления иранских министров, обещавших после снятия нефтяного эмбарго нарастить добычу нефти на 1 млн барр./сут. Эти сообщения сразу вызвали у меня определенное недоверие. Но сначала немного истории.

США и ЕС ввели запрет на импорт нефти из Ирана с 1 июля 2012 г. Некоторые страны, в частности, Великобритания, оговорили для себя исключения (сокращение закупок вместо полного их прекращения). Для Ирана это вовсе не было катастрофой. Доля поставок в ЕС составляла примерно 20 % его нефтяного экспорта, на нее было несложно найти других покупателей. Но уже через 9 месяцев США исключили 10 стран ЕС и Японию из списка присоединившихся к эмбарго. Иран, однако, не возобновил поставок, а наоборот, заявил, что сам вводит эмбарго на экспорт нефти в ЕС. Таким образом, все прошедшие три года практически никто не мешал Ирану торговать своей нефтью на экспорт.

Гораздо сильнее, нежели эмбарго, на добычу нефти Ирана повлияли экономические санкции. Были заморожены иранские активы в западных банках, запрещено инвестирование и кредитование, страхование танкерных перевозок, передача технологий, поставка комплектующих изделий и вообще любая работа там западных компаний. Иран еще до санкций пытался привлечь в качестве инвесторов китайских и российских подрядчиков, но контракты заключались трудно, а бурение шло еще труднее. В этих условиях добыча нефти в Иране реально сократилась на 0,7 млн барр./сут (см. рис.1).

Обзорная карта иранской нефти приведена на рис. 2, а в таблице показаны начальные запасы некоторых крупных месторождений.


Иранские месторождения образовались в результате мощных тектонических процессов. Нефть здесь содержится преимущественно в трещинах горных пород. Почти все они содержат газовые или газоконденсатные шапки. Это существенно осложняет добычу, поскольку форсирование отборов может привести к прорыву газа к забою скважины, в этом случае поступление нефти многократно сокращается. Именно поэтому коэффициенты нефтеотдачи иранских месторождений сравнительно невелики, в пределах 20-35 %.

Крупнейшее месторождение Агаджари открыто в 1936 году и сейчас выработано на 82 %. Его размеры 60х6 км, нефтяные пласты залегают на глубинах 1400-2600 м. В 1978 г. здесь работало всего лишь 60 скважин, которые в сумме добывали за год 31,4 млн т нефти, средний дебит скважины составлял огромную величину 1430 т/сут. Более поздняя информация в доступных источниках отсутствует.

Месторождение Марун введено в эксплуатацию в 1965 г. Его размеры 50х7 км, нефтяные пласты залегают на глубинах 2700-3350 м. В 1985 г. на месторождении работали 55 скважин, накопленная добыча составила 670 млн тонн. Из последних сообщений (2008 г.) следует, что вокруг Маруна тоже есть нефтяные ловушки, но продуктивность скважин там примерно в 10 раз ниже.

Сложнее обстоят дела с недавно открытыми месторождениями. Азадеган официально введен в эксплуатацию в 2007 г. и рассчитан на проектную мощность 260 тыс. барр./сут. Пока же достигнутый уровень в 5 раз ниже. При таких отборах объявленные запасы (1,2 млрд. т) придется добывать в течение 480 лет.

Месторождение Ядаваран по оценке иранских специалистов имеет потенциал 300-400 тыс. барр./сут. Однако текущая добыча составляет 25 тыс. барр./сут. Китайская Sinopec планирует увеличить ее вчетверо лишь в 2018 г.

Информация о шельфовом месторождении Фирдоус ограничивается несколькими сообщениями. Похоже, газовый пласт там имеется. Про нефтяной пласт серьезных данных нет, только декларация. Наиболее крупным из шельфовых месторождений является Абузар , а в целом на шельфе добывается около 700 тыс. барр./сут.

Как видите, Иран не балует нас информацией о последних открытиях. Поэтому приходится ориентироваться на скудные факты: данные о добыче, точнее, о ее падении.

Что же мешает Ирану при таких крупных запасах (21,7 млрд. т) стабилизировать и даже наращивать добычу? Тут возможны три группы причин.

Геологические проблемы . Декларируемые запасы нефти могут быть существенно завышены. Эта тенденция сильно распространилась в последние годы. Членам ОПЕК завышать запасы особо полезно, потому что пропорционально им они себе устанавливают квоты на добычу. Но вряд ли именно эта причина решающая. Даже если мысленно сократить общие запасы Ирана вдвое (до 11 млрд. т) из них вполне можно отбирать 5 млн барр./сут.

Технико-экономические проблемы. Они сложнее. Главную порождает газ, который содержится в газовых шапках. Во-первых, он не позволяет на полную катушку открыть задвижки, ибо тогда скважины и будут фонтанировать одним газом. Во-вторых, даже при аккуратном отборе, газа все равно много, и его попросту некуда девать. Лет 40 назад, когда добычу в Иране вели западные компании, более 70% газа просто сжигалось. Новая власть постепенно прекратила это безобразие, и сейчас Иран ежегодно потребляет 170 млрд м3, а еще 32 млрд м3 газа закачивает в нефтяные пласты как бы для повышения нефтеотдачи. У Ирана к тому же огромные запасы газа в Персидском заливе; если бы у него была возможность откачивать газ по трубопроводам, он бы сразу решил массу проблем. Но на западном направлении идут военные действия, а на восточном у Пакистана и Индии низкие цены по причине бедности их народов.

Для закачки газа в пласт необходимы аппараты его предварительной очистки и компрессорные мощности; все это ведет к усложнению и удорожанию промыслов. Иран утверждает, что 70 % нефтяного и 90 % газораспределительного оборудования он изготавливает на своих предприятиях, но для компрессоров и турбин там производятся только детали. Ситуация усугубляется хронической нехваткой денег: при годовой выручке от экспорта нефти $55-63 млрд потребность в инвестициях сами иранцы оценивают в $150 млрд.

Проблемы партнерства. На мой взгляд, они наиболее существенны. Конституция Ирана запрещает передачу недр частным лицам и иностранным компаниям; соглашения о разделе продукции также не разрешены. Главным и единственным нефтедобытчиком является Национальная иранская нефтяная компания NIOC, а уж она может привлекать инвесторов для освоения месторождений. Всю добываемую нефть инвестор обязан продать государству, которое возмещает ему прошлые затраты с оговоренным процентом прибыли (12-17 %). Это напоминает наш договор подряда, когда подрядчик выполняет работу на свой страх и риск, за свои средства, а расчет производится по конечному результату. Государство также ставит инвестору другие условия, в частности, более половины поставок должны выполняться иранскими предприятиями.

Система эта для инвестора чревата большим риском . Освоение крупных нефтяных блоков требует 7-10 лет, и все эти годы он обязан вкладывать свои средства. Часто бывает, что месторождение слабо разведано; в этом случае появляются «сухие» скважины и соответствующие убытки. Задержка выполнения графика работ грозит инвестору разрывом контракта, именно так и случилось с Газпромом на месторождениях Бушган, Каки, Кухмонд, с Татнефтью – на месторождении Загхех и китайской CNPC на Южном Парсе и Южном Азадегане. На последнем месторождении CNPC за три года смогла пробурить только 7 скважин из запланированных 185 стволов. Ранее из других проектов вышли также японская и малазийская компании.

Понимая, что нынешние жесткие условия для инвесторов непривлекательны, Иран в прошлом году подготовил иную схему взаимодействия, так называемый интегрированный нефтяной контракт. Он предусматривает участие инвестора в разведке и разработке месторождения на срок до 25 лет и долевое распределение доходов подобно разделу продукции. Дальнейшая его судьба пока неизвестна.

Резюме . Благодаря величине своих запасов Иран имеет потенциал роста добычи нефти до 5-6 млн барр./сут, а возможно, и выше. Однако для этого понадобятся крупные инвестиции и техническое перевооружение отрасли. Ни то, ни другое завтра в стране не появится. Поэтому я не ожидаю радикального роста добычи нефти в Иране в течение ближайших 2-3 лет.

Снятие международных санкций с Ирана добавило еще один источник поставок углеводородного сырья, цены на которое и без того достаточно низкие. Что на рынке может означать для него, а также для международных и национальных нефтяных компаний, работающих на Ближнем Востоке?

Потенциал Ирана

1976 год стал лучшим годом для нефтяной промышленности страны. Нефть иранская стабильно производилась в объеме 6 млн баррелей в сутки, а в ноябре того же года этот показатель достиг беспрецедентных 6,68 млн. В то время только Саудовская Аравия, Советский Союз и Соединенные Штаты были более крупными производителями.

Затем последовала революция, и за последние 35 лет нефть иранская никогда не добывалась в объеме, превышающем две трети пика середины 70-х (правда, основную роль в этом сыграл газ), несмотря на то, что запасы черного золота в стране за последние 15 лет выросли почти на 70 % - это намного превышает показатели соседей за тот же период.

Тем не менее опыт 1970 годов до сих пор является мощным напоминанием о том, на что способна нефтедобывающая отрасль Ирана после отмены санкций.

Действенные меры

Санкции Соединенных Штатов, и ООН, наложенные на страну с 2011 года, вызвали значительное сокращение добычи нефти в Иране. Они не смогли полностью закрыть мировые рынки, так как некоторые основные потребители - Индия, Китай, Япония, Южная Корея и Турция - продолжали покупать значительные объемы иранской нефти.

Тем не менее влияние санкций было значительным. В частности, серьезные ограничения в отношении импорта технологий привело к ухудшению технического состояния объектов добычи, что также снизило качество иранской нефти. Кроме того, расширение запрета ЕС на страхование танкеров наложило серьезные ограничения на экспортный потенциал страны, так как более 90 % страхования глобального танкерного флота регулируется европейским правом.

Конечным результатом было значительное сокращение добычи углеводородов, в основном за счет незапланированных остановок с полной потерей от 18 до 20 % потенциального объема производства со времени ввода санкций в 2011 году. Санкции на иранскую нефть сократили производство на 0,8 млн б/сутки - количество, которое теперь возвращается на рынок.

Где иранская нефть находит своего покупателя?

После снятия ограничений в январе, в соответствии с официальными данными, Иран продал четыре танкера (4 млн баррелей) в Европу, в том числе французской Total, испанской Cepsa и российской Litasco. Это эквивалентно всего около 5 дням продаж на уровне до 2012 г., когда европейским покупателям отгружалось 800 тыс. баррелей в сутки. Многие бывшие крупные клиенты, в том числе англо-голландская Shell, итальянская Eni, греческая Hellenic Petroleum и торговые дома Vitol, Glencore и Trafigura, лишь собираются возобновить операции. Отсутствие долларовых взаиморасчетов и установленного механизма продаж в других валютах, а также нежелание банков предоставлять аккредитивы стали основными препятствиями после отмены санкций.

В то же время некоторые бывшие крупные покупатели отмечают нежелание Тегерана ослабить свои условия продажи четырехлетней давности и проявить большую гибкость в ценах, несмотря на превышение предложения над спросом и захват доли европейского рынка Ирана Саудовской Аравией, Россией и Ираком.

Перспективы 2016 года

С приближением момента отмены санкций мировой рынок нефти совершил медвежий разворот, при этом цены упали на 25 % в период с июня по август 2015. В то же время NYMEX-фьючерсы по-прежнему указывали на их мягкое восстановление, а также некоторые международные агентства предсказывали в июле и августе 2015 года их стабилизацию на уровне около 45-65 $ за баррель, подобно ценовому диапазону в период с января по июль 2015 г.

Дальнейшее направление движения рынка углеводородного сырья в значительной степени зависит от того, на сколько и как быстро увеличится экспорт иранской нефти после снятия санкций. Есть два основных мнения относительно этого потенциального увеличения.

С одной стороны, по оценкам Международного энергетического агентства (EIA), Иран обладает потенциалом роста добычи объемом около 800 тыс. баррелей в сутки, уступая только Саудовской Аравии. С другой стороны, согласно прогнозам EIA, после снятия санкций в начале 2016 года поставки иранской нефти в среднем за год увеличатся на 300 тыс. баррелей в сутки.

Основная причина столь несхожих между собой оценок заключается в том, что последняя придает больший вес влиянию нескольких лет ограничений на ухудшение добывающей инфраструктуры Исламской Республики, которой теперь нужно некоторое время, чтобы нарастить добычу. В конце концов, с середины 2012 года из-за незапланированных остановок нефть иранская постепенно стала добываться меньше на 600-800 тыс. баррелей в сутки.

Насколько актуальны эти оценки добычи для современного мирового рынка черного золота? Рост на 800 тыс. баррелей в сутки составляет около 1% от сегодняшнего общего мирового объема поставок нефти, чего может быть достаточно для резких изменений стоимости в условиях жесткой конкуренции, но не для перенасыщения рынка. Более конкретно, в средне- и долгосрочной перспективе цены на углеводородное сырье, как правило, стремятся к выравниванию до стоимости добычи последнего барреля, удовлетворяющего спрос. Длительная низкая стоимость нефти подавляет капиталовложения в разработку более затратных месторождений; в конце концов скважины закрываются, и поставка сокращается. Если цена поднимается выше предельной, новые инвестиции привносят дополнительные, более дорогие источники углеводородов.

В этом контексте, по отношению к сдвигу котировок на нефть в 2014 году, сегодняшний рынок имеет менее чувствительную кривую стоимости (так как самые дорогие разработки уже являются прибыльными). Таким образом, небольшой источник более дешевых поставок будет намного меньше влиять на цену, чем в жестких условиях середины 2014 года.

В результате модель рынка нефти позволяет предположить, что Иран должен быть в состоянии нарастить добычу на дополнительные 800 тыс. баррелей в сутки в 2016 году. Котировки марки Brent в 2016 году, скорее всего, по-прежнему будут в диапазоне 45-65 $ за баррель, что согласуется с ценовым коридором, уже наблюдавшимся на протяжении 2015 года.

Что будет через 3-5 лет?

В долгосрочной перспективе, однако, влияние возвращения Ирана может быть более существенным. В течение нескольких прошедших лет мы стали свидетелями волны открытия новых месторождений значительно выше среднего уровня на Ближнем Востоке. Страна не в состоянии полностью использовать эти резервы из-за ограниченного доступа к внешнему потоку технологий и опыта. В результате не только упала добыча сырой нефти, но и доказанный уровень запасов является самым высоким в истории страны. В то же время текущие уровни производства еще далеко не достигли уровня покрытия государственных расходов.

Это, в сочетании с тем, что Иран (в отличие от Кувейта, Саудовской Аравии и ОАЭ) не имеет достаточного инвестиционного фонда, чтобы компенсировать дефицит бюджета. Это означает, что иранская нефть будет больше экспортироваться, что, в свою очередь, будет зависеть от способности государства использовать необходимые технологии и опыт.

Нормативно-правовая база Исламской Республики также представляет собой серьезную проблему для зарубежных компаний, желающих вкладывать деньги и ноу-хау в энергетический сектор страны. Конституция Ирана запрещает иностранное или частное владение природными ресурсами, а соглашения о разделе продукции запрещены законом. МНК и другим зарубежным инвесторам разрешено лишь участвовать в разведке и добыче через контракты обратного выкупа. Эти контракты, по сути, эквивалентны контрактам на оказание услуг, что позволяет внешним инвесторам разведывать и разрабатывать месторождения углеводородов при условии, что после того, как начнется добыча, управление вернется Национальной иранской нефтяной компании или одной из ее дочерних компаний, которые могут выкупить права по заранее оговоренной цене. В 2014 году Министерство нефти Ирана объявило о планах по внедрению так называемых единых нефтяных контрактов (IPC), которые действуют как или PSA с потенциальной продолжительностью от 20 до 25 лет (вдвое дольше, чем продолжительность контрактов обратного выкупа). Если этот новый тип договора будет допущен законодательством, привлекательность страны как объекта для инвестиций для МНК и других международных игроков значительно вырастет и приведет к ускорению разработки запасов углеводородов.

Перспективы для вложений капитала

По некоторым оценкам, новые инвестиции могут увеличить разведку и добычу нефти в Иране на 6 % в год в течение следующих пяти лет (что согласуется с темпами роста в Ираке за последние несколько лет), по сравнению с предполагаемым 1,4 % ростом производства нефти на Ближнем Востоке в целом. В этом сценарии, предполагая, что спрос останется прежним, цены на нефть могут изменяться в пределах 60-80 $ за баррель к 2020 году, в то время как при отсутствии этих событий, при прочих равных условиях, стоимость может быть на 10-15 % выше.

В этом ценовом диапазоне, инвестиции в месторождения с более высокими издержками, такие как сланцы, песчаники или шельф, вряд ли вернутся к уровням до 2014 г. Хотя производство должно продолжаться до тех пор, пока затраты на добычу нефти остаются достаточно низкими, чтобы оправдать затраты, быстрое исчерпание таких источников уменьшит их значимость (сланцевые скважины, в частности, как правило, выдают 80% или более в первые 3-5 лет). В этих условиях выход иранской нефти на рынок в дополнительных объемах ударит по сланцевой добыче в США, и немного меньше по морским месторождениям в Северной и Южной Америке, Азии, Африке и на Дальнем Востоке России. А быстрое исчерпание залежей Северного моря приведет к их замене увеличением производства в Иране и, потенциально, в других странах, таких как Ирак и Ливия.

Иранская нефть и Россия

Низкое качество российской Urals, поставляемой в страны Восточной Европы, вызывает все большее беспокойство потребителей, та как ведет к падению рентабельности ее переработки и финансовым потерям. Так, содержание серы в поставляемой по трубопроводу «Дружба» и через терминалы в Приморске и Усть-Луге нефти превышает 1,5 %, а ее плотность увеличилась до 31⁰ API. Это не соответствует спецификации Platt’s, согласно которой содержание серы не должно быть больше 1,3 %, а плотность марки - не менее 32⁰.

При дальнейшем ухудшении качества российского сырья потребители в Европе будут отдавать предпочтение другим сортам - Kirkuk и Basrah Light или Iran Light. Качество иранской нефти Iran Light сравнимо со стандартом Urals. Плотность данной марки - 33,1° API, а содержание серы не превышает 1,5 %.

Снятие санкций с Исламской Республики требует от международных и национальных нефтяных компаний в регионе пересмотра своих стратегических планов и учета вызовов и возможностей следующих сценариев.

Иностранные инвестиции

Иранская нефть на мировом рынке открывает широкий круг потенциальных возможностей для МНК и других зарубежных инвесторов, особенно с утверждением новых контрактов IPC. После нескольких лет ограниченного доступа к внешним технологии и опыту иранской добывающей промышленности потребуется посторонняя помощь, и состояние финансов страны предполагает, что в его интересах устранить все препятствия для быстрого получения этой помощи.

Кроме того, в то время как добыча будет стоять на первом месте, аналогичная ситуация может сложиться и с транспортировкой (трубопроводами для экспорта растущих объемов производства), химикатами (газохимический крекинг для получения олефинов на экспорт), и переработкой (для замены оборудования для переработки нефти, которое не модернизировалось за время действия санкций).

До наложения ограничений Иран был крупным импортером нефтепродуктов, так что теперь можно расширить перерабатывающие мощности для удовлетворения локального спроса, частично из-за низкого обменного курса риала, который способствует замещению импорта.

Добыча в Иране и Ираке растет, а со стабилизацией политической ситуации намечается ее увеличение в Ливии, что, скорее всего, укрепит и продлит сегодняшний сценарий дешевой нефти. Существует ряд стратегий, которые позволят ННК смягчить последствия этого.

Разведка и добыча

Возможности для снижения затрат и повышения эффективности, в частности, связанные с нефтепромысловыми услугами, подрядчиками, а также другими внешними издержками, у страны имеются. При низкой цене на углеводородное сырье глобальные инвестиции в разведку и добычу высокозатратных месторождений замедляются, у обслуживающих компаний появляется избыток производственных мощностей, и они становятся намного более открытыми для пересмотра своих ставок в сторону понижения. Кроме того, когда ключевые товары, такие как железная руда, сейчас котируются на исторических минимумах, значительного снижения стоимости можно добиться с помощью управления материальными потоками. Для ближневосточных ННК, запасы которых по-прежнему достаточно дешевые, чтобы оправдать продолжение инвестиций, сосредоточение на улучшении снабжения представляет собой реальную возможность существенно сократить расходы без привлечения реальных капиталовложений.

Переработка

Недорогое сырье также означает дешевизну продуктов его переработки. Так как газовое сырье, как правило, поставляется более локально, стоимость нефтепродуктов коррелирует с ценами на сырую нефть.

Это означает, что в условиях падающего спроса котировки на продукты нефтепереработки снижаются быстрее, чем на газ. В то же время, если Иран выйдет на рынок с дополнительными газовыми крекинговыми установками, которые относительно легко поставить на поток, чтобы использовать растущую это будет оказывать большее ценовое давление. Действительно, учитывая, что страна не имеет экспортных СПГ-объектов (и могут потребоваться годы на его строительство), возможности для получения прибыли от излишков газа сводятся либо к строительству новых трубопроводов (например, такого, который сегодня соединяет Турцию, Армению и Азербайджан), либо к переработке газа. Иран уже активно использует последний вариант, в то же время планируя дополнительные газопроводы для удовлетворения нужд в сырье новых нефтехимических заводов на Западе страны. Например, строительство 1500 км Западного этиленового трубопровода находится на завершающем этапе. Это, в сочетании с малыми эксплуатационными расходами иранских установок, скорее всего, сделает Исламскую Республику производителем с самыми низкими котировками легких олефинов.

Это также означает, что комбинированная цена на нефтепродукты расширит использование каталитического крекинга. Возвращение Ирана на рынок потребует пересмотра сравнительной доходности продуктов на основе углеводородного сырья, а газодобывающие страны Персидского залива могут выйти на сравнительную рентабельность экспорта газа в виде СПГ по сравнению с его переработкой в олефины.

Так же, как дешевые фракции хороши для крекинга, дешевая сырая иранская нефть на рынке хороша для переработчиков. Это приведет к дополнительных инвестиционным возможностям в Персидском заливе - уже осуществляется несколько проектов по увеличению пропускной способности (без учета расширения даунстрима, которое могло бы иметь место в Иране). В ситуации, когда находящиеся в финансовом затруднении МНК и независимые компании в других частях мира стремятся избавиться от собственных перерабатывающих активов, ближневосточные ННК получили шанс для осуществления привлекательных слияний и приобретений.

Снятие санкций с Исламской Республики и связанное с этим увеличение поставок углеводородов приводит к выводу, что мир, как в 1980 годах, находится в начале потенциально продолжительного периода низких цен на нефть. Иранская перспектива сулит новые вызовы и возможности, и она принадлежит тем, кто быстро и эффективно заложит эту изменяющуюся динамику в свои стратегические планы.

Доходы oт экспорта нефти и нефтепродуктов являются главным источником экономического роста, валютных поступлений, и формирования доходной части госбюджета Ирана. 85% валютных поступлений и 75% риаловых доходов в ИРИ прямо или косвенно связано с производством нефти.

Пo paзведанным запасам нефти Иран занимает 4 место в мире. Суммарные запасы составляют 370 млрд.бар. (50 млрд.т.). Подтвержденные извлекаемые запасы, по разным данным, колеблются от 96% до 100 млрд.бар. (13-13,4 млрд.т.). Из официально подтвержденных запасов нефти 80% залегают на месторождениях в провинции Хузестан и на шельфовых месторождениях Персидского залива.

Добыча нефти в Иране в 2001г. находилась в пределах от 3400 до 4100 тыс.бар. в сутки. Всего за год было добыто 182 млн.т. нефти, из которых 112 млн.т. было поставлено на экспорт. В связи с высоким уровнем мировых цен на нефть, валютные поступления в страну в обзорный период от экспорта нефти на 3 млрд.долл. превысили зафиксированную в госбюджете сумму и составили 16 млрд.долл.

Иран является членом Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и по объему производства сырой нефти в рамках этой организации занимает второе место после Саудовской Аравии, имея квоту в 14,6% и в общем объеме производства ОПЕК. Доля Ирана в мировом производстве сырой нефти составляет 5,7%.

Среди мировых производителей он занимает 4 место после Саудовской Аравии, США и России. 87% нефти добывается на материковых месторождениях, главнейшими из которых являются Гячсаран, Биби Хакиме, Ахвазское месторождение, Масджеде Солейман, Хафтгель, Нафте Сефид, Ага-Джари (состоит из месторождений Карандж и Марун) и Парен. На шельфовых месторождениях ИРИ добывается 0,6 млн.бар. в сутки. Затраты на разработку и производство сырой нефти составляют 3-4 долл/бар. На некоторых материковых месторождениях эти затраты значительно ниже.

В 2001г. Иран превышал квоты добычи нефти , устанавливаемые ОПЕК. Согласно решениям ОПЕК, квота Ирана в производстве нефти стран-членов этой Организации, составлявшая до фев. 2001г. 3,916 млн.бар/д, с 1 фев. составила 3,698 млн.бар., с 1 апр. – 3,552 млн.бар., с 1 сент. – 3,406 млн.бар/д.

Производственные возможности нефтяной промышленности Ирана составляют 4 млн.бар. в сутки. Основными покупателями иранской нефти оставались нефтяные компании Японии, Южной Кореи, Китая, Италии, Германии, Индии.

Правительство уделяет большое внимание дальнейшему развитию своей нефтяной отрасли. Ведутся геологоразведочные работы в разных районах, особенно на юге и юго-западе страны. С 1999г. Иран ведет разведку нефти и газа на севере страны и, в частности, на шельфе южного сектора Каспийского моря.
Министр нефти Ирана Б.Зангене заявил, что в последние годы в стране активизировались геологоразведочные работы на нефть и газ. Так, в 1999-2001гг. прирост в разведанных запасах нефти составил 50 млрд.бар., в то время как за 1979-998гг. этот показатель составил всего 10 млрд.бар. Прирост в разведанных запасах природного газа за последние два года составил 1,4 трлн.куб.м. Б.Зангане отметил, что практически вся нефть разведана в южных районах страны. По отдельным месторождениям разведанные запасы нефти распределяются (в млрд.бар.): Азадеган – 25; Кушк – 11; Мансурабад – 4,5; Южный Пapc – 6; Чашлле – 1.

В 2001г. иранские CMИ сообщали о том, что в южной части Каспийского моря обнаружены богатые месторождения нефти и природного газа. Запасы открытых месторождений оцениваются Иранской национальной нефтяной компанией (ИННК) в 10 млрд.бар. нефти и 560 млрд.куб.м. газа. Разведка месторождений производилась на площади 10 тыс.кв.км. в течении 18 мес. Себестоимость добычи одного барреля нефти в этом районе может составить 5-7 долл. Геологоразведочные работы проводились ИННК с участием британской компании «Ласмо» и британско-голландской «Ройал Датч Шелл». Суммарные запасы нефти и газа в акватории всего Каспийского моря оцениваются в 30 млрд.бар. и 12 трлн.куб.м. В прибрежных водах Ирана в акватории северной мелководной части Персидского залива (в зоне пустыни Абадан) обнаружено новое месторождение нефти. Об этом заявил в интервью национальному радио заместитель главы Иранской национальной нефтяной компании М. Мирмоези. Запасы нефти месторождения оцениваются в 26 млрд.бар. М.Мирмоези сообщил об открытии в провинции Хузестан (в р-не Рамхормуз) месторождения природного газа, объем которого оценивается в 40 млрд.куб.м.

Производство нефтепродуктов в Иране осуществляется на 9 НПЗ, расположенных в г.г.Абадан, Исфаган, Бандар Аббас, Арак, Тегеран, Тавриз, Шираз, Керманшах и на о-ве.Лаван. Суммарная производственная мощность иранских НПЗ составляет 1,4 млн.бар. в сутки.

Продуктами переработки сырой нефти, поступающей на иранские НПЗ являются: бензин, керосин, дизтопливо, мазут, моторные масла, битум. На иранских НПЗ производится 40 млн.л. бензина в день, что не позволяет в полном объеме удовлетворять постоянно растущий спрос на это топливо. Иран вынужден импортировать значительные количества бензина. В 2001г. Иран импортировал бензина и другого топлива на 1 млрд.долл.

Часть своих нефтепродуктов (керосин, дизтопливо, мазут, битум) Иран поставляет на экспорт.

Средний рост потребления нефтепродуктов в стране составляет 6% в год. Иранское руководство предпринимает меры, направленные на реализацию программы расширения производства нефтепродуктов на существующих мощностях и строительства новых HПЗ с привлечением частного сектора.

В 2001г. Высший экономический Совет ИРИ одобрил список проектов развития, в нефтегазовой и нефтехимической отраслях промышленности. К их числу oтносятся 19 незавершенных проемов в области нефтепереработки, распределения и транспортировки нефти и нефтепродуктов, включая модернизацию Абаданского, Тегеранского, Исфаганского, Аракского, Тавризского, Ширазского и Кермаишахского НПЗ, а также cтроительство нефтехранилищ и нефтепроводов.

Производительность нефтеперерабатывающих заводов Ирана , в тыс.бар. в сутки: Абаданский – 400; НПЗ в Бандар Аббасе – 232; Тегеранский – 225; Нсфаганский – 265; Аракский – 150; Тавризский – 112; Ширазекий – 40; Керманшахский – 30; Лаванский – 30; итого – 1484. По данным Е1А (Energy Information Administration).

Ведется модернизация крупнейшего в стране Абаданского НПЗ с номинальной производительностью 400 тыс.бар. в сутки. После строительства дополнительных цехов производственные мощности этого НПЗ увеличатся до 500 тыс.бар. в сутки.

Начата модернизация Тавризского НПЗ, которая должна завершиться через 18 мес. После модернизации HП3 будет принимать на переработка нефть, поступающую из стран Центральной Азии. В целях снижения уровня загрязнения окружающей среды, в качестве топлива для работы технологических установок будет использоваться не мазут, а природный газ. Планируется начать производство бензина без содержания свинца. Доля НПЗ в общем объеме производства нефтепродуктов в стране составляет 8%.

В СЭЗ на о-ве.Кешм продолжается строительство нового НПЗ мощностью 165 тыс.бар. в сутки. Финансирование проекта стоимостью 1,8 млрд.долл. на 70% обеспечивается иностранными, в т.ч. канадскими, и 30% – иранскими инвесторами из негосударственною сектора. Оборудование для предприятия будет закупаться в Германии и Норвегии.

Имеются планы построить силами частного сектора 3 НПЗ северных провинциях страны Мазандеране и Голестане для переработки нефти прикаспийских государств.

Производство нефтепродуктов, потребляемых на автотранспорте (бензин и дизтопливо), будет возрастать в связи с ростом объема автоперевозок. Производство керосина, потребляемого в бытовом секторе, и мазута, потребляемого на ряде энергетических объектов, будет сокращаться или сохраняться на одном уровне в связи с планами расширения газификации страны.

Потребление нефтепродуктов внутри страны носит расточительный характер. Основной причиной высокого уровня потребления являются крупные субсидии государства на использование нефтепродуктов и электроэнергии (10 млрд.долл. в год). Правительство, попавшее в зависимость от проводимой им соцполитики, не решается производить резкое снижение объема дотаций в этой сфере, предпочитая проводить постепенное и умеренное повышение цен на нефтепродукты и электроэнергию.

Быстрый рост потребления нефтепродуктов внутри страны и стремление Ирана сохранить свою долю в общем производстве нефти в рамках ОПНК, которая в физическом объеме будет постоянно расти (спрос нa сырую нефть на мировых рынках будет расти ежегодно в пределах 1,5 млн.бар. в сутки), требует проведения срочных мероприятий, направленных на повышение уровня производства сырой нефти в Иране.

По заявлениям руководителей нефтегазовой отрасли Ирана, увеличение производства нефти в стране является национальной необходимостью. Основными задачами в формировании политики, направленной на развитие нефтегазовой отрасли являются: первоочередная разработка совместных с другими странами нефтяных и газовых месторождений и сохранение квоты Ирана в ОПЕК; привлечение инвестиций для разработки нефтяных и газовых месторождений; привлечение передовых технологий для разработки нефтяных и газовых месторождений; сохранение суверенитета иранских нефтяных и газовых месторождений; привлечение транзита прикаспийских углеводородов на мировые рынки через территорию Ирана; расширение производства природного газа; расширение использования газа в качестве топлива вместо других нефтепродуктов.

Иранское руководство проводит мероприятия по структурному реформированию нефтяной отрасли страны. Эти мероприятия включают: децентрализацию управления отраслью; реформу системы управления и повышение эффективности работы подразделений; приватизацию ряда структур и компаний, входящих в систему министерства нефти.

В целях совершенствования управления производственными предприятиями созданы региональные нефтяные и газовые компании, на НПЗ введен статус компаний под управлением совета директоров. По словам министра нефти Б.Зангане, создание пяти региональных компании будет способствовать увеличению объемов добычи нефти и газа и росту выручки от продажи этого углеводородного сырья.

Впервые за послереволюционный период правительство и парламент Ирана приняли решение о ликвидации монополии государства в нефтепроме страны. Утвержденная парламентом ст. 34 законопроекта о III пятилетнем плане предусматривает участие частных компаний и капитала в переработке, распределении нефти и нефтепродуктов, а также в обеспечении нефтегазового сектора промоборудованием.

Министерство нефти планирует к концу пятилетки (2005г.) передать в частный и негосударственный сектор 23 своих структурных подразделения и компании, в первую очередь центры по распределению сжиженного газа, структуры, занимающиеся переработкой, распределением и транспортиpoвкой нефтепродуктов, включая такие крупные компании, как Национальная иранская буровая компания (NIDC), Национальная иранская танкерная компания (NITC). Приватизация NIDC из-за противодействия ряда депутатов Меджлиса, работников самой компании и общественности провинции Хузестан, на территории которого компания выполняет основной объем работ, пока приостановлена. Руководство министерства нефти рассчитывает, что с приватизацией ряда своих структур и компаний повысится эффективность работы и доходность этих подразделений, усилится интерес иноинвесторов к сотрудничеству с частным сектором, что окажет благотворное влияние на реализацию программы развития нефтегазовой отрасли, заложенной в III пятилетнем плане.

В министерстве нефти разрабатываются проекты по наращиванию производственных мощностей отрасли на длительную перспективу, поскольку для удержания Ираном своих позиций в группе ведущих нефтедобывающих стран необходимо в течение ближайших двух десятилетий довести добычу нефти до 8 млн.бар. в сутки, т.е. увеличить ее добычу в 2 раза. Реализация такой программы потребует дополнительных инвестиций в эту отрасль, по крайней мере, в 21 млрд.долл. На нынешнем этапе Ирану срочно необходимы 3 млрд.долл. на расширение существующих производственных мощностей и 2,5 млрд.долл. на компенсацию падения добычи нефти из действующих скважин. За последние годы Иран подписал с иностранными компаниями 12 крупных соглашений по развитию своего нефтегазового сектора на 15 млрд.долл. Проекты будут осуществляться с привлечением отечественных и иностранных источников финансирования, а также иностранных технологий. После выполнения этих контрактов в стране будет производиться дополнительно 340 тыс.бар/д сырой нефти и 214 млн.куб.м. газа в день.

Однако участие иностранных компаний в иранских нефтегазовых проектах сдерживается в связи с санкциями США против Ирана и Ливии по закону Д"Амато. Ряд крупных компании, в т.ч. такие, как франко-бельгийская «Тоальфина-Эльф», англо-голландская «Роял Латч Шедл». итальянская «ЭНИ» и ее дочерняя «Аджин», малазийская «Петронас», а также несколько российских компаний во главе с «Газпромом» уже участвуют в реализации некоторых иранских нефтегазовых проектов и конкурируют в объявляемых Ираном международных тендерах.

Представители американских компаний принимают участие в международных конференциях и семинарах, посвященных проблемам нефтегазового сектора Ирана и региона. Есть информация о заявках этих компаний на участие в тендерах по некоторым проектам, в качестве наблюдателей с целью получения информации.

Для поступательного развития нефтяной и газовой промышленности в Иране, ему необходимы ежегодные инвестиции в размере не менее 10 млрд.долл.

Экономика Ирана - пятнадцатая в мире по объёму национального производства (по данным ЦРУ США) и крупнейшая среди государств Западной Азии и ОПЕК. В 2007 году Иран обогнал Турцию по объёму ВВП, став таким образом крупнейшей экономикой в исламском мире. Объём ВВП в 2007 году составил $852,6 млрд, рост ВВП - 5,8 %. Иран обладает вторым по объёму после Саудовской Аравии запасом нефти (18 млрд тонн) и занимает 5,5 % на мировом рынке торговли нефтепродуктами. С 2008 года Иран торгует своей нефтью на собственной бирже в евро и риалах.

Последние годы особенное внимание уделяется диверсификации экономики благодаря развитию таких отраслей как точное машиностроение, автомобильное машиностроение, ракетно-космическая промышленность, а также информационных технологий.

Основные макроэкономические показатели (2008 год): сфера услуг и промышленность занимают примерно равные доли в структуре ВНП Ирана (по 45 %), сельское хозяйство - около 10 %. В 2008 году около 55 % всех бюджетных средств поступило от экспорта нефти и природного газа, 31 % - от налогов и сборов. В 1386 фискальном году (21 марта 2007 года - 20 марта 2008 года) объём ВВП составил $206,7 млрд ($852,6 млрд по ППС), $3160 на душу населения ($12300 по ППС).Сельскохозяйственный сектор составляет 11 % в структуре ВВП Ирана, в нём заняты около 1/4 работоспособного населения. 45 % ВВП занимает промышленность (31 % населения), в том числе нефтехимическая. 44 % - сектор услуг (45 % рабочей силы). 80 % экспорта составляют минеральные ресурсы, при этом на их добыче занят всего 1 % населения. 1/3 всего работоспособного населения - женщины. В 2006 году среднегодовая заработная плата составила $2700.

Денежный знак - иранский риал (риял). Состоит из 100 динаров. До денежной реформы 1932 года валютой Ирана был туман (денежная единица).

История экономики Ирана

До 1970-х годов Иран был преимущественно аграрной страной. В начале 1970-х правительство шахского премьер-министра Амир-Аббаса Ховейды с помощью западных, в первую очередь, американских, компаний активно проводило индустриализацию экономики и модернизацию существующего производства для удовлетворения внутренних потребностей страны. Однако из-за значительного социального расслоения (и низкого массового спроса) и политическая напряжённость к 1978 году «Белая революция» дала минимальные результаты. В Иране начались массовые забастовки, резкий спад производства. В феврале-апреле 1979 года в стране произошла смена власти (см. Исламская революция в Иране).

Новый экономический курс, провозглашённый руководством Исламской республики, был нацелен на экономическую независимость Ирана от западных стран а также на достижение максимальной занятости населения. На протяжении 1980-х годов экономический рост Ирана тормозила война с Ираком. К 1990-м население Ирана увеличилось вдвое по сравнению с дореволюционным показателем, при этом огромный процент иранцев не достиг совершеннолетия. Начался массовый отток населения из сёл в города, что пагубно сказалось на сельском хозяйстве. К концу XX века Иран стал одним из крупнейших импортеров пищевой продукции.

Статистические показатели Ирана
(по состоянию на 2012 год)

Одним из несомненных достижений Исламской революции стало резкое развитие здравоохранения и образования. Новое правительство вкладывало в науку огромные средства, чтобы по возможности максимально заменить западных специалистов собственными и ликвидировать ужасающую безграмотность. В то же время, одной из важнейших проблем иранской экономики остается высокий уровень безработицы.

В 1990-х годах стала активно развиваться инфраструктура, в первую очередь транспортная: Иран покрылся сетью качественных автомагистралей, но железнодорожный транспорт по-прежнему занимает весьма малую долю в общем объёме транспортных перевозок. Новое развитие получили автомобилестроение, точное машиностроение. С целью скорейшего роста производства в этих отраслях правительство проводит их активную приватизацию.

В 2000-х годах национальных нефтеперерабатывающих мощностей стало не хватать для обеспечения экономики, что привело к дефициту электроэнергии. Иран стал закупать огромное количество бензина за границей. К 2007 году этот показатель достиг 40 % от всего потребляемого в стране. Для борьбы с этим явлением правительство принимает как краткосрочные меры (квотирование бензина для населения), так и долгосрочные: развитие альтернативных источников энергии, в первую очередь атомной.

Четвёртый пятилетний план экономического развития (на 2005-2010 годы) подразумевал: ежегодное создание 700 тысяч новых рабочих мест; ежегодный рост железнодорожных перевозок (15 %); увеличение до 56 млн тонн ежегодного производства нефтепродуктов; генерирование к 2010 году 6 тысяч мегаватт энергии от атомной электростанции; создание от 50 до 60 промышленных парков; допуск иностранных банков в финансовую сферу. Благодаря этим показателям правительство планирует довести к 2025 году уровень инвестиций в экономику до $3,7 трлн, из которых $1,3 трлн будут иностранными.

Планы по масштабной приватизации экономики были объявлены правительством по окончании ирано-иракской войны в 1988 году, как средство стимуляции полуразрушенной экономики. Вместе с тем процесс приватизации пошёл крайне медленно, главным образом из-за оппозиции парламентского большинства. В 2007 году 70 % промышленного производства находилось в руках государства. В государственной собственности остаются главным образом предприятия тяжёлой промышленности (нефтехимия, чёрная и цветная металлургия, машиностроение), тогда как лёгкая промышленность почти целиком приватизирована.

Согласно статье 44 Конституции Ирана, по форме собственности предприятия в Иране делятся на: 1) Государственный сектор: тяжёлое машиностроение, внешняя торговля, нефтехимическая промышленность, банковские услуги, страхование, энергетика, информационные коммуникации, транспортные коммуникации, почта, телефон, телеграф. 2) Кооперативный сектор: специальные кооперативы («Боньяды»). 3) Частный сектор: строительство, сельское хозяйство, лёгкая промышленность, сектор услуг.

Вместе с тем, 44-я статья никогда не соблюдалась строго, и частный сектор фактически играет значительно большую роль в экономике. В 2004 году эта статья была пересмотрена таким образом, что теперь позволяет приватизировать до 80% экономики.

Промышленность Ирана

Иранская статистика выделяет три отрасли промышленности – нефтяную (включая добычу и первичную переработку нефти и газа), обрабатывающую (включающую нефтехимию) и горно-добывающую.

Нефтяная и газодобывающая промышленность. Несмотря на попытки снизить зависимость иранской экономики от нефти, нефтяная промышленность продолжает оказывать решающее влияние на экономическое развитие страны не столько внося значительный вклад в создание ВВП, сколько как основной источник валютных поступлений. Иран занимает 5-е место по добыче нефти, являясь одним из ведущих мировых экспортеров нефти. Нефтяная промышленность после исламской революции полностью перешла в руки государственной Иранской Национальной компании. До 1979 фактически вся добыча и экспорт иранской нефти осуществлялись Международным Нефтяным Консорциумом, созданным ведущими компаниями мира после падения правительства Мосаддека, добившегося в 1951 году принятия закона о национализации нефтяной промышленности. До этого разработка и экспорт нефти велись с 1908 года Англо-иранской нефтяной компанией на основании концессии, выданной английскому подданному д`Арси. Иран является членом ОПЕК, добыча и экспорт сырой нефти осуществляет в соответствии с квотами. В среднем в последние годы квота Ирана на добычу находится в пределах 3,2–3,6 млн. б/д, экспортная – 2,3–2,5 млн. б/д. Мощности по добыче находятся на уровне 5 млн. б/д. Иран предпринимает меры для модернизации нефтяной промышленности и освоения новых месторождений с целью увеличения мощностей. Но проблему трудно решить без использования иностранных инвестиций, освоения новых технологий и закупки современного оборудования взамен устаревшего перелома, что тормозится санкциями США в отношении иностранных компаний, действующих в нефтегазовом комплексе Ирана.

Вывоз иранской нефти осуществляется через терминалы, расположенные на островах Персидского залива, самым мощным является Харг. Нефть поставляется в Европу, Японию. Первичная переработка нефти ведется на нескольких нефтеперерабатывающих комплексах, крупнейшим из которых является Абаданский. На перерабатывающие заводы в Бендер-Аббасе, Тегеране, Тебризе, Ширазе, Араке, Керманшахе нефть поступает по трубопроводам. Строится крупный перерабатывающий завод на о. Кешм, являющийся свободной экономической зоной. Государство частично субсидирует цены на топливо, потребление которого быстро растет, особенно бензина. Несмотря на строительство новых и расширение действующих заводов, Иран продолжает импортировать бензин.

В меньшей степени, чем нефть, используются газовые ресурсы Ирана. Построенный в 70-х с помощью СССР первый экспортный газопровод, по которому газ поставлялся в кавказские республики, был закрыт после исламской революции. Иран потребовал от СССР увеличения цены, СССР не согласился на это требование. В начале 90-х по инициативе иранской стороны газопровод был восстановлен, но после распада СССР и расширения конфликта между Арменией и Азербайджаном вновь был закрыт. В конце 90-х Тегеран подписал соглашение с Турцией о строительстве газопровода, в 2002 году он вступил в строй, однако заинтересованность турецкого рынка в иранском газе, особенно после ввода в эксплуатацию российско-турецкого газопровода «Голубой поток» ниже экспортных возможностей Ирана. Активизация освоения новых газовых месторождений с помощью иностранных компаний, в т.ч. российского «Газпрома», делает проблему вывода иранского газа на мировые рынки особенно актуальной.

Горнодобывающая промышленность. Основной продукцией отрасли является добыча и первичная переработка (производство металлических концентратов) сырья. Развитие этой отрасли подчинено в настоящее время задачам обеспечения потребности отечественной обрабатывающей промышленности, поэтому экспортный потенциал горнодобывающей отрасли снижается. Строительство металлургических комбинатов в Исфагане, затем Мобараке, Ахвазе, Йезде потребовали создания современной угольной промышленности, развития добычи железной руды. Создание медеплавильного комплекса в Сарчешме – освоения месторождений меди. Построенные заводы по выпуску первичного алюминия также работают на базе производства глинозема. Производство свинцово-цинковых концентратов используется для заводов по выпуску свинца и цинка. Если после исламской революции практически вся отрасль законодательно была выведена из сферы деятельности частного сектора (кроме добычи строительных материалов, соли и т.п.), то постепенно его участие расширялось. В 1987 действовало 436 частных шахт и рудников, а в 2002 – 2543. Увеличение государственных было не столь сильным – с 282 до 343, только за 2000–2002 число государственных предприятий сократилось более чем на 100. Закон 1998 значительно расширил права частных инвесторов, увеличил срок действия лицензий на эксплуатацию с 6 до 35 лет. В результате число частных угольных шахт почти в 6 раз превысило число государственных, количество частных рудников по добыче железной руды в 3,5 раза больше государственных, поровну (по 3) предприятий по добыче бокситов.

Обрабатывающая промышленность после первого этапа индустриализации, осуществленного в 30-е Реза-шахом, до реформ 1960-х не претерпела значительных изменений. С 60-х был взят курс на ускоренную модернизацию промышленности, опираясь на иностранный капитал. С помощью иностранного и государственного капитала были построены современные предприятия, к промышленной деятельности стал активно привлекаться крупный частный капитал. Возник ряд новых отраслей промышленности, большинство предприятий носило «монтажный» характер, осуществляя лишь сборку из импортировавшихся в страну частей. Однако создавались, особенно в рамках государственного сектора, предприятия полного цикла. Металлургическая промышленность создавалась на базе местного сырья (Исфаганский комбинат), а также на использовании закупаемого металлического лома. Возникли такие отрасли как автомобилестроение, машиностроение, станкостроение, производство бытовой техники. Новые современные предприятия появились в традиционных отраслях – пищевой, текстильной, обувной.

Национализация большинства предприятий, принадлежавших иностранному и крупному частному капиталу, нарушение сложившихся связей с зарубежными поставщиками, выделение в качестве приоритетного направления развития сельского хозяйства, привели в первые послереволюционные годы к замедлению производства, снижению его эффективности. С начала 90-х обрабатывающая промышленность рассматривается как основа повышения экономического потенциала, происходит коренная смена стратегии промышленного развития – с импортзамещения на экспорториентирование.

Государство финансирует и оказывает содействие в строительстве предприятий, выпускающих экспортную продукцию. Важными центрами промышленного развития становятся свободные зоны, в которые привлекается иностранный капитал. После окончания революции не только были восстановлены разрушенные объекты, но и завершено строительство крупных нефтехимических комплексов (в Исфагане, Бендер-Хомейни). Закончено строительство заводов по прямому восстановлению железа, модернизируется комбинат в Исфагане, построен завод специальных сталей в Йезде. По уровню производства стали (в 2002 – 7 млн. т) Иран занимает 22 место в мире. Производство, реализация, импорт и экспорт металла находятся под контролем государственной металлургической компании (включая добычу железной руды), участвующей также в определении коридора цен. Несмотря на рост производства металла и экспорт, потребность внутреннего рынка в ряде видов металлопродукции не удовлетворяется. В настоящее время многие из крупных предприятий обрабатывающей промышленности, принадлежавшие государству и исламским фондам, приватизируются.

Несмотря на критику нового режима экономической политики шаха, результатом которой стало развитие промышленности, фактически целиком зависящей от импортных поставок полуфабрикатов и оборудования, большинство из предприятий, строящихся с помощью иностранного капитала, носит отчетливо выраженный сборочный характер. Тем не менее, государство пытается регулировать этот процесс, поощряя создание предприятий, ориентированных не столько на внутренний рынок, сколько на экспорт. Обрабатывающие предприятия распределены крайне неравномерно, основная доля производственных мощностей сконцентрирована в Тегеране. Крупными центрами обрабатывающей промышленности являются Исфаган, Тебриз. В последние годы все большую экономическую значимость начинают приобретать свободные зоны-порты, среди которых наиболее быстрыми темпами растет Бендер-Аббас. Обрабатывающая промышленность сыграла главную роль в резком увеличении в последние годы ненефтяного экспорта. Если в 1990 весь ненефтяной экспорт составлял 1,2 млрд. долл., а продукция обрабатывающей промышленности (без традиционных ремесел и ковров) – 18%, то уже в 1997 – 3,1 млрд. долл., и вклад обрабатывающей промышленности – 45%. Особое место в обрабатывающей отрасли занимает оборонная промышленность, находящаяся под контролем армии и КСИР. Налажено производство специальных сортов стали для производства танковой брони, гусеничных траков, орудийных стволов подшипниковые заводы. Производится сборка ракет типа Шахаб с радиусом действия до 1300 км. В среднем на военные НИОКР расходуется до 200 млн. долл. Но степень технологической зависимости от зарубежных стран остается высокой, особенно в авиационной и радиоэлектронной областях.

Автомобильная промышленность. В последние годы автомобильная промышленность растет быстрыми темпами. В стране есть собственные заводы, включая Iran Khodro Industrial, Pars Khodro, Saipa, Kerman Khodro, Bahman Autos и Kish Khodro производят в Иране автомобили. Крупнейшая промышленная группа Iran Khodro Industrial освоила выпуск иранского легкового автомобиля Samand X7. Однако этот автомобиль имеет много экологических нареканий и расходует много топлива. Налажено также сотрудничество с французскими автомобильными гигантами.

Важное место в экономике Ирана занимают традиционные кустарные промыслы и ремесла, особенно производство ковров. Ковры ручной работы составляют значительную часть промышленного экспорта. Ковроткачи охвачены сетью кооперативов, через которые сбывают свою продукцию.

Энергетика Ирана

Иран находится на 2-м месте в мире по запасам нефти и газа (16% мировых запасов природного газа). Основные месторождения расположены на шельфе Персидского залива и на северо-востоке страны. В 2005 году Иран поставлял ежегодно 7 млрд кубометров газа в Турцию. В настоящее время ведётся строительство газопровода от месторождения Южный Фарс до завода по сжижению природного газа на острове Киш в Персидском заливе. Обсуждает строительство газопровода Иран - Пакистан - Индия. В 2005 был открыт газопровод Иран - Армения.

Для расширения экспорта газа может быть предпринята попытка восстановить сеть газопроводов IGAT, в том числе IGAT-1 мощностью 9,6 млрд кубометров в год, построенный в 1970 для осуществления поставок газа в Армению и Азербайджан, и IGAT-2 мощностью 27 млрд кубометров в год, строительство которого не было завершено в связи с Исламской революцией в 1979. Оба газопровода требуют реконструкции. Их расконсервация может позволить Ирану поставлять газ через Украину в ЕС. В качестве альтернативы рассматривается расширение действующего газопровода из Ирана в Турцию до Греции.

В 2005 в Иране насчитывалось 132 млрд баррелей доказанных запасов нефти (около 10 % от мировых запасов). Иран добывает 4,2 млн баррелей в сутки, из них экспортируется около 2,7 млн баррелей. Иран являлся четвёртым экспортёром нефти в мире (вторым в ОПЕК), а также крупнейшим поставщиком нефти в Китай. Согласно иранской конституции, запрещается продажа иностранным компаниям акций национальных нефтедобывающих предприятий или предоставление им концессий на добычу нефти. Разработку нефтяных месторождений ведёт государственная Иранская национальная нефтяная компания (ИННК). С конца 1990-х, однако, в нефтяную отрасль пришли иностранные инвесторы (французские Total и Elf Aquitaine, малайзийская Petronas, итальянская Eni, Китайская национальная нефтяная компания, а также белорусский «Белнефтехим»), которые по компенсационным контрактам получают часть добытой нефти, а по истечении срока контракта передают месторождения под контроль ИННК.

Несмотря на свои колоссальные запасы углеводородов Иран испытывает дефицит электроэнергии. Импорт электричества на 500 млн киловатт-часов превышает экспорт. Разработанная в этой связи национальная программа подразумевает введение в строй до 2010 мощностей, позволяющих добывать дополнительно 53 тысячи мегаватт. Программа предусматривает развитие гидроэлектроэнергетики и ядерной энергетики. Первая иранская атомная электростанция строится в Бушере при посредничестве России.

Сельское хозяйство Ирана

Пашни составляют 20% всей территории Ирана. Большая часть этих земель находится на севере, ближе к Каспийскому морю, а также в относительно влажных долинах на северо-западе. Некоторые пахотные земли в равнинных но засушливых южных провинциях оснащены ирригационными системами. Всего орошается 7,5 млн га земель. Среди важнейших сельскохозяйственных культур пшеница, ячмень, рис, бобовые, хлопчатник, сахарную свёклу, сахарный тростник, табак, чай, орехи, фисташки. Животноводство основано на разведении овец, коз, верблюдов, крупного рогатого скота. Доля сельского, лесного хозяйства и рыболовства в ВВП с 1992 по 2002 год уменьшилась с 23,9 до 12,1%, в 2003 году – до 11%, а в 2008 году до 10%. При этом в сельском хозяйстве занято (2002) 25,9% всего занятого населения страны. Для земледелия используется 10% всей земельной площади страны (в 2001 – 18 млн. га). 6% земель занято под садами и питомниками. 44% земель – орошаемые, 46% – богарные. Поливные земли обеспечивают основную часть сборов, для орошения применяются как традиционные методы (путем подземных каналов-кяризов), так и современные методы ирригации.

Строительство дамб, начатое в шахский период, активизировалось после окончания войны с Ираком. В 2000 в Иране действовало 13 бетонных и 58 земляных дамб, разработан план строительства 200 плотин. На богарных землях выращивается основная продовольственная культура – пшеница. На орошаемых – рис, хлопок, сборы которых полностью удовлетворяют потребности населения и текстильной промышленности. Проводимая с середины 20-х политика поощрения производства сахарной свеклы позволяет обеспечивать за счет собственного производства развитие сахарной промышленности. Проведенные в 60-е аграрные реформы, значительные финансовые вливания в сельское хозяйство в послереволюционный период позволили увеличить производство зерновых и особенно пшеницы, являющейся основным продуктом питания, почти вдвое. Сборы пшеницы в конце 90-х –10–11 млн. тонн. Однако потребности потребительского рынка и пищевой промышленности росли более быстрыми темпами. Баланс зерновых в 90-е годы на четверть (в неурожайный 1989/1990 –на 43%) обеспечивался за счет импорта. В 1999 закупки зерновых превысили 5 млн. т. На импорт продовольствия страна ежегодно расходует 2–2,5 млрд. долл. Иран является экспортером высококачественных сухофруктов, фисташек, пряностей (особенно шафрана). Выращиваемый табак идет на внутренний рынок. Главной экспортной культурой рыбной промышленности является черная икра, добываемая в Каспийском море. В развитии животноводства все большую роль начинают играть современные животноводческие и птицеводческие фермы. Сохраняется и кочевое скотоводство. Однако импорт мяса и птицы продолжает превышать их экспорт.

Большую часть сельскохозяйственных производителей представляют мелкие крестьянские хозяйства, владельцы до 5 га. Составляя более 70% сельских хозяйств они располагают лишь 21,8% обрабатываемых земель. После проведенных в шахский период аграрных реформ и распределения земель эмигрировавших после исламской революции помещиков в руках крупных (от 50 га и более) землевладельцев (0,6% всех хозяйств) находится 13,2% земель. Основная доля земель принадлежит товарным хозяйствам – от 10 до 50 га (12,7% хозяйств) – 43,5%, а также среднему крестьянству (от 5до 10 га) – 21,5% земли.

Крестьянство объединено в многоцелевые кооперативы. Под контролем Министерства кооперативов в 2000 году было зарегистрировано свыше 7 тыс.кооперативов с числом членов свыше 100 тыс., под контролем Центральной Организации сельских кооперативов 1,4 тысячи, членами которых состояли свыше 880 тыс. человек. Через кооперативы и Сельскохозяйственный банк сельскохозяйственные производители получают от государства значительную поддержку – через льготное кредитование, пониженные цены на топливо, сельскохозяйственную технику и семена, через высокие закупочные цены. Большая часть субсидий приходится на пшеницу, которая причислена к стратегическим товарам, является основной культурой в пищевом рационе иранцев, и колебания в цене на хлеб влияют не только на экономику, но и политическую жизнь в стране. Поэтому полностью дотируются поставки для пополнения неприкосновенного запаса зерна страны, а также для нужд армии, больниц и школ. Субсидии выдаются мукомольным предприятиям, а также пекарням для выпечки обычного хлеба. Довольно значителен уровень субсидирования сахара – 50,7%, при этом половина потребляемого в стране сахара дотируется полностью (сахар, идущий на нужды армии, продаваемый через розничную сеть городской торговли и магазины сельских кооперативов). Уровень субсидирования растительного масла в настоящее время не превышает 20%, а уровень субсидирования мяса составляет всего 3,6%. Перечень продукции, закупаемой по фиксированным ценам, постепенно сокращается, однако в зависимости от сборов основных сельскохозяйственных культур он корректируется, в том числе и в сторону расширения. Поддержание высоких закупочных цен, хотя и не привело к ликвидации импортной зависимости от поставок продовольствия – главным образом, зерновых, – тем не менее, позволило государству снизить степень этой зависимости и сохранить крестьянство в качестве своей социальной опоры.

Рыболовство и лесное хозяйство. Рыболовство сосредоточено в акваториях Каспийского моря и Персидского залива. На коммерческий промысел в их водах установлена государственная монополия, но разрешено традиционное рыболовство для удовлетворения семейных потребностей и нужд внутреннего рынка. В Каспийском морке значительны уловы осетровых рыб. Иранская черная икра идет на экспорт.

Леса, национализированные в 1963 году, занимают ок. 18 млн. га, но лишь 10% из них имеют хозяйственное значение. Ежегодные заготовки твердой древесины лиственных пород в наиболее ценных лесах, растущих на северных склонах Эльбурса, составляют ок. 1,8 млн. м3. Беспорядочные рубки в прошлом привели к сильному истощению запасов деловой древисины, однако уничтожение лесов продолжается и после их национализации, и этот процесс уже привел к опустыниванию некоторых центральных районов.

Транспорт в Иране

Иран имеет развитую транспортную инфраструктуру. Общая протяженность автомобильных дорог составляет 178 тыс. км, из них 2/3 - с твердым покрытием. На 1000 человек приходится личных 30 автомобилей. Протяженность железных дорог - 6405 км. Железнодорожное сообщение имеется с Арменией, Азербайджаном, Пакистаном, Турцией и Туркменистаном. Ведется строительство ветки Хорремшехр - Басра (Ирак). Ширина колеи - 1435 мм. Крупнейший порт - Бендер-Аббас на берегу Персидского залива, на берегу Каспийского моря - Энзели. В Иране действует 321 аэропорт, 129 имеют взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием. В шести крупнейших городах ведется строительство метро. Протяженность трубопроводов - 34 тыс. км; из них 17 тыс. - газопроводы, 16 тыс. - нефтепроводы, 1 тысяча - для перегонки сжиженного газа и газоконденсата.

Иран обладает развитой сетью автомобильных магистралей, связывающих между собой практически все города страны. На 2002 в Иране было проложено 178 тысяч км автодорог, из них 117 тысяч - с твердым асфальтовым покрытием. Действует 7 256 км железных дорог. Иран расположен на берегах двух морей: Каспийского и Аравийского. Крупнейшие порты: Бендер-Аббас, Хорремшехр, Энзели. Работает 321 аэропорт. В крупных городах имеются развитые системы общественного транспорта. В шести городах ведется строительство метрополитена.

В Иране проложено 8 300 км железных дорог. Стандартная колея - 1435 мм. 94 км дорог на востоке страны, в провинции Систан и Белуджистан имеют колею 1676 мм, в соответствии со стандартами, принятыми в Пакистане. Электрифицировано 148 км: в Тегеране и пригородах, а также в Южном Азербайджане. Имеется железнодорожное сообщение со следующими государствами: Азербайджан, Пакистан, Туркмения и Турция.

Ранее имелось железнодорожное сообщение с Арменией через коридор Джульфа-Нахичевань, не действующее сегодня. Планируется прокладка дорог в Афганистан (Мешхед - Герат). Ведется строительство железной дороги в Ирак.

Туризм в Иране

Туристическая индустрия Ирана серьёзно пострадала в результате ирано-иракской войны, однако в настоящее время возрождается. В 2003 было выдано 300 тысяч туристических виз, большинство - паломникам из соседних исламских государств, направлявшимся в Мешхед и Кум. В 2004 же Иран посетили уже 1,7 млн иностранных туристов. Если для мусульман основной интерес представляют священные места, то европейцев интересуют главным образом археологические раскопки и древние памятники. В 2004 доходы туриндустрии превысили 2 миллиарда долларов. Развитию туризма сильно препятствует несовершенство инфраструктуры.

В то время как Иран входит в десятку самых привлекательных для международного туризма стран, по доходам бюджета от туризма страна располагается лишь на 68 месте. 1,8 % населения заняты в туристическом бизнесе. По прогнозам этот сектор экономики является одним из наиболее перспективных в стране; в ближайшие годы ожидается его прирост на 10 %.

Внешняя торговля Ирана

Основные статьи экспорта: сырая нефть и продукты переработки нефти, руды металлов, сельскохозяйственная продукция. Основные статьи импорта: продукция тяжёлого машиностроения и химической промышленности, автомобили, железо, сталь, минеральное сырьё, текстиль, бумага.

К основным торговым партнерам Ирана относятся Китай, Япония, Германия, Россия, Франция, Италия и Турция. Иран является ключевым членом Организации экономического сотрудничества, в которую входят страны юго-западной Азии а также центрально-азиатские республики бывшего СССР. Иран активно развивает экономические связи со странами региона и ставит целью формирование зоны свободной торговли по типу ЕС. Развиваются свободные торгово-промышленные зоны в Чабахаре и на острове Киш.

На 2010 год: Экспорт: 63,18 млрд долларов. Статьи экспорта: нефть, химикаты, фрукты и орехи, ковры. Партнеры по экспорту: Япония 16,9%, Китай 11,2%, Италия 6%, Южная Корея 5,8%, Турция 5,7%, Нидерланды 4,6%, Франция 4,4%, ЮАР 4,1%, Тайвань 4,1% Импорт: 45,58 млрд долларов. Статьи импорта: оружие, машины и оборудование. Партнеры по импорту: Германия 13,9%, ОАЭ 8,4%, Китай 8,3%, Италия 7,1%, Франция 6,3%, Южная Корея 5,4%, Россия 4,9%.

Источник - http://ru.wikipedia.org/
http://www.easttime.ru/

Источник: AP 2019

Министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане заявил, что объемы экспорта иранской нефти в Россию по программе «нефть в обмен на товары» составляют 3 млн баррелей в месяц, сообщило агентство Irna.

Он также отметил, что расчеты между государствами производятся в евро. Россия и Иран еще августе 2014 года подписали меморандум о поставках иранской нефти в обмен на товары. На тот момент Иран находился под международными санкциями.

Россия может поставить Ирану товаров на $45 млрд в рамках этой программы. Действующее соглашение было подписано в мае 2017 года и предусматривает, по сути, бартерный обмен иранской нефти на российское зерно, оборудование, стройматериалы, услуги (например, строительство электростанций и железных дорог), а также , рассказал Forbes Виталий Ермаков, заведующий Центром анализа энергетической политики Института энергетики НИУ ВШЭ :

После частичного снятия санкций значение бартера для Ирана несколько уменьшилось, но сделка между Ираном и Россией по-прежнему играет важную роль для обеих стран и позволяет им развивать экономическое и коммерческое сотрудничество вне режима долларовых денежных потоков, которые находятся под контролем США.

Для Ирана до сих пор сохраняются серьезные ограничения по международной торговле в долларах. По мнению Ермакова, коммерческий смысл также имеют своповые операции, когда нефть при поставках на индийский НПЗ «Роснефти» отгружается из южных иранских портов с серьезной экономией на транспортных затратах. При этом Иран может закупать нефть у прикаспийских государств (включая Россию) для поставок на север Ирана.

Как отметил Александр Лосев, генеральный директор «УК Спутник - Управление капиталом», заявленные 3 млн баррелей экспортируемой иранской нефти равны примерно трети от суточной нефтедобычи в России или 1% от месячного объема, и при текущих ценах на нефть их стоимость составляет около $200 млн.


Нажмите,
чтобы включить звук

Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy, критически оценил коммерческую оправданность для России договоренности с Ираном:

Логика такой сделки сомнительна. России не нужен импорт чужой нефти — она ее экспортирует.

«То есть, речь идет о покупке нефти в Иране для ее последующей перепродажи без завоза в Россию. При нынешних ценах на энергоносители прибыль от такой спекуляции не может быть значительной. Коммерчески мыслящая компания на такое не пойдет - не случайно в договоренности фигурирует “одна из российских госкомпаний”, где решения принимаются часто по внеэкономическим соображениям».

Как отметил Крутихин, конкретный перечень товаров не раскрывается, но речь может идти в первую очередь об оружии: «Но и здесь выгода не просматривается: чтобы погасить сумму в $45 млрд микроскопической надбавкой от перепродажи чужой нефти, потребуются не годы, а века». В любом случае, эта сделка не может принести России ничего, кроме коммерческого ущерба, уверен эксперт: «Она выглядит как плохо замаскированная материальная помощь иранскому режиму за счет не названной госкомпании, то есть фактически за счет российских налогоплательщиков».

Ранее СМИ сообщали, что Тегеран торгует нефтью в обмен на оружие, но власти Ирана опровергли эту информацию.

Как пояснял ранее министр энергетики Александр Новак, «нефть в обмен на товары» — это механизм развития торгового оборота между двумя странами, так как выручка от реализации нефти в основном идет на покупку российских товаров и услуг.

По словам Новака, нефть в основном будет направляться на переработку в те страны, которые эту нефть покупают. Оператором сделки выступает подведомственный Минэнерго «Промсырьеимпорт», который и ищет покупателей, готовых приобрети нефть.

В свою очередь торговый представитель России в Иране Андрей Луганский в интервью РИА Новости рассказал, что под «товарами» в первую очередь подразумеваются товары для железных дорог Ирана - «поставки рельсов, подвижного состава, локомотивов, электрификация железной дороги».