Кому могут принадлежать акции государственного акционерного предприятия. Государственный и частный капитал. Воздействие государства на движение капитала. Общие активы, млрд долл

6. Акционерное общество

Статья 96. Основные положения об акционерном обществе
1. Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
2. Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.
3. Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.

Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.

Статья 97. Открытые и закрытые акционерные общества
1. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.
Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
2. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела.
В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, закрытое акционерное общество может быть обязано публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 98. Образование акционерного общества

1. Учредители акционерного общества заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные законом об акционерных обществах.
Договор о создании акционерного общества заключается в письменной форме.
2. Учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества.
Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.
3. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями.
Устав акционерного общества помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. В уставе акционерного общества должны также содержаться иные сведения, предусмотренные законом об акционерных обществах.

4. Порядок совершения иных действий по созданию акционерного общества, в том числе компетенция учредительного собрания, определяется законом об акционерных обществах.
5. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.
6. Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего сведения.
Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Статья 99. Уставный капитал акционерного общества
1. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть менее размера, предусмотренного законом об акционерных обществах.
2. Не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе освобождение его от этой обязанности путем зачета требований к обществу.
3. Открытая подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены среди учредителей.
4. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала (пункт 1 настоящей статьи), общество подлежит ликвидации.
5. Законом или уставом общества могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру.

Статья 100. Увеличение уставного капитала акционерного общества
1. Акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций.
2. Увеличение уставного капитала акционерного общества допускается после его полной оплаты. Увеличение уставного капитала общества для покрытия понесенных им убытков не допускается.
3. В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, уставом общества может быть установлено преимущественное право акционеров, владеющих простыми (обыкновенными) или иными голосующими акциями, на покупку дополнительно выпускаемых обществом акций.

Статья 101. Уменьшение уставного капитала акционерного общества
1. Акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров уменьшить уставный капитал путем уменьшения номинальной стоимости акций либо путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества.
Уменьшение уставного капитала общества допускается после уведомления всех его кредиторов в порядке, определяемом законом об акционерных обществах. При этом кредиторы общества вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Права и обязанности кредиторов кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
2. Уменьшение уставного капитала акционерного общества путем покупки и погашения части акций допускается, если такая возможность предусмотрена в уставе общества.

Статья 102. Ограничения на выпуск ценных бумаг и выплату дивидендов акционерного общества
1. Доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала акционерного общества не должна превышать двадцати пяти процентов.
2. Акционерное общество вправе выпускать облигации на сумму, не превышающую размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу в этих целях третьими лицами, после полной оплаты уставного капитала. При отсутствии обеспечения выпуск облигаций допускается не ранее третьего года существования акционерного общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества.
3. Акционерное общество не вправе объявлять и выплачивать дивиденды:
до полной оплаты всего уставного капитала;
если стоимость чистых активов акционерного общества меньше его уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов.

Статья 103. Управление в акционерном обществе

1. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров.

К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся:
1) изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного капитала;
2) избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;
3) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);
4) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков;
5) решение о реорганизации или ликвидации общества.
Законом об акционерных обществах к исключительной компетенции общего собрания акционеров может быть также отнесено решение иных вопросов.
Вопросы, отнесенные законом к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.

2. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет).

В случае создания совета директоров (наблюдательного совета) уставом общества в соответствии с законом об акционерных обществах должна быть определена его исключительная компетенция. Вопросы, отнесенные уставом к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.
3. Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.

К компетенции исполнительного органа общества относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления обществом, определенную законом или уставом общества.
По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
4. Компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом об акционерных обществах и уставом общества.
5. Акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 статьи 97 настоящего Кодекса, должно для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.
Аудиторская проверка деятельности акционерного общества, в том числе и не обязанного публиковать для всеобщего сведения указанные документы, должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет десять или более процентов.
Порядок проведения аудиторских проверок деятельности акционерного общества определяется законом и уставом общества.

Статья 104. Реорганизация и ликвидация акционерного общества
1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.
Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества определяются настоящим Кодексом и другими законами.

2. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом.

---
Гражданский кодекс Российской Федерации
(части первая, вторая и третья)
(с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.)

Государственные банки или банки с господдержкой, конечно, вызывают большее доверие у населения. Они относятся к самой безопасной категории кредитных организаций, так как госучастие обеспечивает им некоторые преимущества.

Способы государственного участия

Список государственных банков России практически не меняется и классифицируется по степени участия государства:

  • В силу закона
  • Полное участие
  • Частичное участие
  • Косвенное участие
  • Контроль государства

К первому варианту относятся банки, которые сами созданы на основании соответствующих федеральных законов. И государство в них не участвует, а они сами олицетворяют государство: Центральный банк.

Ко второму способу относятся банки, где государство владеет 100% акций банка. Например, Россельхозбанк или РНКБ.

Частичное – это наличие у государства контрольного пакета акций. Классический пример такого банка – это Сбербанк. Хотя все и считают его государственным, на самом деле государству принадлежит лишь 52,32% его акций в лице Банка России. Но при этом никто не считает Банк Российский капитал государственным, а ведь доля участия в нём государства в лице АСВ – 100%.

Косвенное – это когда государственное участие происходит через одну из подконтрольных организаций, а не на прямую. Самый понятный пример это банки группы ВТБ. Так, более 99% акций ВТБ24 принадлежало ВТБ. В свою очередь государству принадлежит 60,9% самого ВТБ. Следовательно, государству принадлежало и ВТБ24.

Есть и более сложные конструкции – Почтобанк. Более 96% его акций принадлежало 96,784% Связь-Банку. Акции самого Связь-Банка принадлежат Внешэкономбанку (более 99%). А Внешэкономбанк уже является государственным действуя на основании специального федерального закона.

Контроль. В эту категорию можно отнести те организации, в которых назначена временная администрация, например, на время санации АСВ или после отзыва лицензии .

Банки с господдержкой список 2019

Банк Доля участия

В силу закона

Банк России (Центральный банк Российской Федерации) 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Внешэкономбанк (Банк развития и внешнеэкономической деятельности) (деятельность регулируется специальным законом №82-ФЗ "О банке развития")

Полное участие

АО "Россельхозбанк" 100% акций, имеющих право голоса (Росимущество)
РНКБ Банк (Российский Национальный Коммерческий Банк) 100% (Росимущество)
АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» 100% Агентство ипотечного жилищного кредитования» (АО «АИЖК»)

Частичное участие

АО "МСП Банк" 100% Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства
АО РОСЭКСИМБАНК 100% Внешэкономбанк
АО "ГЛОБЭКСБАНК" 99,99% у Внешэкономбанка
ПАО АКБ "Связь-Банк" 99,7745% - акций у Внешэкономбанка
Акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов» (ВБРР) 84,67% принадлежит НК «Роснефть»
ОИКБ "Русь" 48,5972 % Оренбургская область
51,2747% банк «ОРЕНБУРГ» (99,73% Оренбургская область)
ВТБ (ПАО) 60,93% акций принадлежит государству (Росимущество)
АК БАРС 64,222% Республика Татарстан
Сбербанк 52,32% принадлежит Центробанку
АКБ "НОВИКОМБАНК" 53,83613% «Ростех»
46,16387% Рособоронэкспорт
КБЭР "Банк Казани" 42,1724% Город Казань
АО Газпромбанк 87,5955% - ПАО Газпром, вкл. дочерние компании
8,5341% - Внешэкономбанк
Хакасский Муниципальный Банк 33,362% г. Абакан

Косвенное участие

РНКО "Нарат" 100% АК БАРС
ПАО "Крайинвестбанк" 99,99% - РНКБ

Контроль государства

Банк ФК Открытие 99,99% Центральный банк
Генбанк 72,45% АСВ
6,89% Республика Крым
6,89% город Севастополь
ТРАСТ 99,99% Банк России
Промсвязьбанк 99,99% АСВ
Автовазбанк 100% Банк России
Рост банк 99,99% Банк России (начато присоединение к банку ТРАСТ)
Азиатско-Тихоокеанский Банк 99,99% Банк России (публикация от 28.09.2018)
БИНБАНК 99,99% Банк России (публикация от 25.10.2018)
ФОНДСЕРВИСБАНК 99,76% Роскосмос (публикация от 07.12.2018)
Также на санации:

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

одна из распространенных форм регулирующего воздействия государства на хозяйственную деятель-ность экономических агентов. Организационно-экономический механизм функционирования акционерной собственности позволяет регулировать и контролировать деятельность предприятий без их закрепления в полной собственности государства.
Институт смешанной, государственно - частной собственности, основной формой которой выступает акционерная собственность, широко используется в России. Пакеты акций, находящиеся в собственности государ-
ства, дают ему право участвовать в управлении хозяйственной деятельностью и получать дивиденды. Границы этого вида государственной собственности наиболее подвижны, что объясняется разнообразием механизмов ее формирования. Первоначально это происходило в процессе приватизации в виде пакетов акций, закрепляемых в собственности государства. Наряду с ними в собственности государства оказалось значительное количество неликвидных акций, которые не удалось реализовать в ходе приватизации.
Затем появились и другие методы увеличения данного сегмента государственной собственности. Он рос в результате активизации предпринимательской деятельности региональных властей. Например, правительство Москвы выкупило крупные пакеты акций таких предприятий, как ЗИЛ, \"Красный Октябрь\", АЗЛК. Активизируют предпринимательскую деятельность и администрации других регионов.
Из-за хронической задолженности предприятий перед бюджетами всех уровней стал использоваться и такой механизм, как конверсия долгов предприятий бюджету в имущество, чаще всего в акции, закрепляемые за государством. Этот процесс будет, по-видимому, продолжаться. Наметилась также тенденция к расторжению приватизационных сделок и возвращению акций государству при невыполнении инвестиционных условий коммерческих и инвестиционных приватизационных конкурсов их победителями, а также к расторжению трастовых договоров из-за неэффективной деятельности доверительных управляющих.
Сокращение доли государства в акционерной собственности происходит в результате продолжающейся приватизации государственного имущества, основной формой которой стала продажа государственных пакетов акций.
Под воздействием рассмотренных разнонаправленных процессов сформировался значительный по объему, но весьма неоднородный по структуре вид государственной собственности, представленной пакетами
акций предприятий стратегического значения, а также предприятий практически всех отраслей. Существенно различаются и размеры этих пакетов, которые колеблются от 5-6 % уставного капитала до 51 % и более. Соответственно неодинаковы и возможности регулирующего воздействия государства на их деятельность. Все это усложняет задачи государства по управлению собственностью, требует принятия мер по оптимизации ее структуры, различных подходов к управлению пакетами акций.
Механизм реализации государством полномочий собственника пакетов акций ограничивается возможностями, которые предоставляет ему акционерное право. Получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов и участие в управлении теоретически определяются размерами государственных пакетов акций, но практически, как правило, государство является лишь номинальным собственником акций. Основная причина этого та же, что и в случае с государственными предприятиями - формальный подход государства к выполнению функций собственника, его самоустранение от управления принадлежащим ему акционерным капиталом. Между тем, как уже отмечалось, государство располагает большим количеством контрольных и блокирующих пакетов акций, в том числе в экспортоориен- тированных отраслях, поэтому могло по праву контролировать использование их финансовых средств в общегосударственных интересах, в частности для предотвращения \"бегства\" капиталов за рубеж и их перевода в теневую экономику.
При эффективном управлении пакеты акций, принадлежащие государству, могут стать мощным средством предотвращения нелегитимного перераспределения валового внутреннего продукта, что способствовало бы существенному увеличению налоговой базы и доходов государственного бюджета. Но несмотря на усиление \"теневых\" процессов, возможности их нейтрализации за счет этого фактора практически не используются. Одна из причин заключается в отсутствии законодательно оформленной системы
управления государственными пакетами акций и контроля за их использованием, что затрудняет реализацию полномочий государства как собственника. В настоящее время организационной формой такой реализации является институт представителей государства в акционерных обществах со смешанной собственностью. На него возлагаются функции управления го-сударственными акциями, но в существующем виде он несостоятелен и не может в полном объеме и на должном уровне выполнять функции организационного механизма реализации государственного интереса. Происходит это из-за отсутствия нормативной базы, регламентирующей полномочия, обязанности и ответственность государственных представителей в акционерных обществах. В основном такие представители - работники региональных органов по управлению государственным имуществом, не являющиеся профессионалами в тех сферах деятельности, которыми они должны управлять, они не несут никакой ответственности за результаты управления государственной собственностью.
Государство не реализует даже то существенное преимущество, которое имеет, располагая крупными пакетами акций. А ведь это, в принципе, позволяет ему контролировать капитал превышающий его собственный и направлять интересы владельцев этого капитала в русло общегосударственных интересов. Частный капитал, обладая в подобных случаях значительно меньшим количеством акций, беспрепятственно распоряжается государственной собственностью стратегического характера исключительно в своих целях и нередко в ущерб государственным интересам.
Вариантов решения проблемы управления государственными пакетами акций значительно больше применяемых на практике. Кроме института государственных представителей, целесообразно шире использовать пока не получившие должного признания трастовые отношения, передачу функций управления коммерческим структурам на условиях, не ущемляющих интересы государства, передачу части пакетов акций в управление регионам, на
территории которых функционирует акционерное общество, создание спе-циальных холдингов и т.д.
С одной стороны, перспективы развития данной формы государственной собственности определяются характером ее деформаций, устранение которых требует качественного изменения сложившихся отношений собственности. Основное внимание должно быть уделено формированию и законодательному оформлению эффективной системы управления акционерным капиталом, принадлежащим государству, и не менее эффективной системы контроля за деятельностью акционерных обществ с существенным участием государства в уставном капитале. Работа в этом направлении будет способствовать созданию надежного механизма экономической реализации данной формы государственной собственности. Кроме того, нужно оптимизировать структуру пакетов акций, закрепленных за государством, поскольку в его собственности по разным причинам оказалось значительное количество акций, не представляющих интереса для государственного регулирования на уровне конкретных предприятий. Имеется также немало незначительных по своим размерам пакетов акций, что не позволяет государству оказывать воздействие на деятельность акционерных обществ. Необходимо решить и проблему разделения полномочий собственника по федеральным пакетам акций между центром и регионами, на территории которых находятся акционерные общества.
С другой стороны, эти перспективы обусловливаются объективными общемировыми тенденциями развития данного вида государственной собственности. Главная среди них - активная транснационализация государственно-частной акционерной собственности, проявляющаяся и создании соответствующих корпораций с участием государства. Наличие в собствен-ности государства крупных пакетов акций дает ему возможность регулиро-вать процесс формирования таких корпораций в России, используя его в интересах повышения конкурентоспособности российских производителей.
Основные направления изменения отношений государственной соб-

ственности будут связаны с преодолением отчуждения государства от полномочий реального собственника, увеличением доли расходов на социальные нужды, науку, инвестиции в развитие приоритетных отраслей промышленности. Будет уточняться и разделение прав собственности между всеми субъектами формирования доходов бюджета, его расходной части и последующего использования государственных средств. Особенно важно, чтобы были разделены полномочия собственника между законодательной и ис-полнительной властями, между их федеральным и региональным уровнями.
Оценивая состояние отношений по поводу государственной собственности в целом, можно с полным основанием констатировать, что, несмотря на специфику ее отдельных форм, они имеют одинаковый характер деформаций процесса их экономической реализации. В основном - это либо отсутствие, либо неиспользование механизмов реализации государственных интересов, т.е. надежных систем управления этой собственностью, контроля за результатами ее использования. Возникающий в результате вакуум интенсивно заполняется развитием теневых механизмов нелегитимной приватизации государственных доходов и активов или использованием в своекорыстных целях недоработок правового обеспечения сохранности этой собственности.
Определенные трудности в формировании стимулов для эффективного использования государственной собственности связаны с ее много- субъектностью и с многоуровневым характером функционирования. Систе-ма ее субъектов представлена администрацией и работниками государст-венных предприятий и акционерных обществ со смешанной собственно-стью, органами законодательной и исполнительной власти федерального уровня и субъектов федерации. Полномочия и функции собственника- государства разделены между ними в соответствии с их местом в структуре общественного воспроизводства.
Реализация системы управления предполагает:

Еще по теме Государственный акционерный капитал:

  1. Правовые аспекты государственного контроля за структу рой акционерного капитала
  2. Глава 2. Структура акционерного капитала в деятельности акционерного общества
  3. § 1. Преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества и внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ как основные способы приватизации в России. Управление акциями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, как один из главных механизмов управления государственным и муниципальным имуществом

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право -

Основой банковской системы России является Центральный банк. Основными его функциями является эмиссия национальной валюты, выдача лицензий коммерческим организациям, регулирование деятельности всей банковской системы страны, в которую входят коммерческие, государственные банки, не банковские кредитно-финансовые организации. Банк становится государственным по решению правительства либо при его учреждении, путем выкупа долей капитала либо путем назначения временного управляющего при санации по процедуре банкротства.

Что такое госбанк

Государственным является банк, больше половины капитала которого принадлежит государству или государственным структурам. К таким госструктурам относится Центробанк России, Росимущество или другие. Их доля в акционерном капитале показывает степень влияния государства напрямую на условия предлагаемых кредитов и депозитов, уровень комиссий за проводимые операции, перечень государственных социальных программ. Госбанки по решению правительства о приватизации могут стать негосударственными.

Через государственные банки Правительством РФ проводится финансирование крупных и важных проектов. Кредитование коммерческих структур осуществляется через государственные банковские структуры. Физические лица, предприниматели, крупный бизнес при выборе расчетной и кредитной организации отдают предпочтение госбанкам, поскольку понимают высокую защищенность своих вкладов, денежных средств на текущих счетах. Их акции более востребованы на фондовом рынке, поскольку государство для подтверждения своей эффективности заинтересовано поддерживать их стоимость.

Банки с государственным участием

В России более 50 банков с государственным участием. К банковским структурам, у которых доля государства более 50%, относятся:

  • Сбербанк России – 52,32% принадлежит Центробанку, это ответ на вопрос большинства граждан является ли Сбербанк государственным банком;
  • ВТБ – 60,93% принадлежит Правительству России в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество);
  • Россельхозбанк – 100% у Росимущества;
  • МСПбанк – 100% под контролем РФ (Росимущество);
  • Почта-банк – 50,00002% принадлежит ВТБ24.

Доля государства

Банковская структура, в которой государство владеет 100% капитала, является полностью государственной или госбанком. Все остальные банки являются коммерческими с разной долей участия государства. Если эта доля акционерного капитала начинает превышать контрольный пакет в 50% + 1 акция, он попадает под полное управление государством, которое имеет право полностью управлять финансовой деятельностью банка. Если 25% + 1 акция принадлежит государству, оно получает блокирующее право – возможность наложить вето на любое решение совета акционеров банка.

Способ участия государства в капитале банка

Все банковские структуры России по степени участия государства в их капитале и влияния правительства на их деятельность подразделяются на следующие типы:

  1. Полное влияние. Полностью государственным, некоммерческим, действующим на основании Закона России является Центральный банк России. К этому типу влияния относятся банковские структуры со 100% долей государства – Россельхозбанк, Росэксимбанк. Внешэкономбанк полностью принадлежит государству. Он вырос из госкорпорации, первоначальной функцией которой был возврат собственности России. Затем она начала выкупать пакеты акций коммерческих структур, столкнувшихся со сложными финансовыми условиями, стала одним из крупнейших госбанков страны.
  2. Частичное влияние. Банковские организации, у которых контрольные или блокирующие пакеты акций принадлежат государству – Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк (ВЭБ), Газпромбанк и другие.
  3. Косвенное влияние. Правительство имеет возможность оказывать влияние на банки опосредованно через другие структуры. К таким банковским структурам могут относиться коммерческие, значительные пакеты акций которых принадлежат иностранным государствам и частным иностранным компаниям, но у российских госбанков или госкомпаний находятся блокирующие или контрольные пакеты акций. Государство косвенно владеет банком ВТБ24, поскольку внушительный пакет 99% уставного капитала принадлежит банку ВТБ, контрольный пакет которого находится у государства.
  4. В форме контроля. Правительство имеет возможность оказывать влияние на деятельность коммерческих организаций, проходящих варианты финансового оздоровления, путем назначения временных управляющих.

Типы государственных банков

Государственные банки по степени участия и уровню контроля за их деятельностью правительства России подразделяются на:

  • Полностью государственные банки, у которых контрольный пакет акций принадлежит государственным органам, включая различные субъекты государства, либо администрации муниципальных образований. Доля государства в них всегда превышает 50% акций.
  • Банки с госучастием, при котором контрольный пакет акций банка принадлежит не государству, но при этом правительство через разные госструктуры имеет в капитале коммерческого долю от 15% до 50%.

Функции государственных банковских учреждений

Банковские организации с государственным участием, кроме выполнения стандартных расчетно-кассовых, кредитных и депозитных программ, проводят политику Центробанка по оказанию банковских услуг на территории России. Их функциями являются:

  • проведение социальной, демографической политики государства по отношению к разным слоям населения;
  • формирование позитивного отношения населения к банковской системе;
  • финансовое оздоровление экономики, оптимальное распределение капитала по отраслям;
  • активизация и капитализация денежных ресурсов физических, юридических лиц;
  • защита вкладов населения путем страхования (специальные программы);
  • формирование рынка ценных бумаг, фондового рынка.

Влияние на рынок банковских услуг

Государственные банки России формируют имидж банковской системы страны. Особенно это проявляется при наступлении кризисных периодов. Коммерческие структуры в состоянии кризиса сворачивают социальные программы, повышают требования к заемщикам, пересматривают кредитные и депозитные условия, вводят дополнительные сборы и комиссии. В некоторых случаях крупные частные банки попадают в ситуации неплатежеспособности. Для спасения всей банковской системы страны и защиты вкладчиков вынужденно производится национализация.

Госбанки России в период кризиса получают дополнительную поддержку от государства для продолжения социальных программ, стабилизации ставок по кредитам и ипотеке. Правительство проводит дополнительные вливания капитала в контролируемые банки, принимают меры по сохранению активности всей банковской системы. Если у государства 100% доля в банке, оно назначает высший орган управления финансовой и административной работой всей банковской структуры.

Особенности льготных программ с господдержкой

Для социально незащищенных слоев населения государство через госбанки проводит свою политику. Они создают кредитные программы с умеренными требованиями к заемщикам, уменьшением первоначальных взносов, процентных ставок по ипотеке. В качестве примера:

  • Для военных предлагаются схемы предварительного накопления средств для ипотеки за счет государственных фондов.
  • Пенсионеры получают поддержку в виде субсидий или частичной оплаты процентов по потребительским кредитам за счет федеральных или муниципальных бюджетов.

Какие банки в России являются государственными

Государственными банками с разной степенью влияния на их деятельность правительства РФ являются:

Наименование

Тип собственности (доля банка)

Активы нетто
на 01.07.2017,
тыс. руб.

Сбербанк

Газпромбанк

Россельхозбанк

Национальный Клиринговый Центр

госучастие

БМ-Банк (бывший Банк Москвы)

Российский Капитал

Всероссийский банк развития регионов


Эффективность деятельности госбанков России

Кризисные явления в экономике страны и рост доверия населения привели к тому, что доля госбанков по охвату населения страны приближается к 80%. Перспективы банков с государственным участием более прогнозируемые при возникновении кризиса. Банки с господдержкой обладают большим количеством представительств, отделений во всех регионах страны. Они придерживаются фирменного стиля по внешнему оформлению офисов, правилам обучения персонала, методологии обслуживания клиентов, могут обеспечить более высокое качество услуг.

Государство, в отличие от владельцев коммерческих организаций, имеет доступ к эмиссии денежных знаков, выпуску финансовых долговых обязательств, облигаций. Через подконтрольные банковские структуры правительство производит финансовые заимствования на международных финансовых рынках. Предлагая долговые обязательства, обеспеченные гарантиями Российской Федерации, привлекаются значительные денежные средства для решения многих социально-политических задач.

Государство перераспределяет деньги между разными банками для поиска и финансирования госкомпаний, перспективных проектов, инновационных изобретательских работ, стартапов в перспективных областях российской экономики, сельского хозяйства, строительства. Официальные органы власти в разных регионах федерации выбирают выгодные для отдельных областей перспективные проекты, а их финансирование осуществляется госбанками.

Плюсы и минусы коммерческих банков с государственной поддержкой

Влияние госбанков на функционирование экономики страны весьма значительное. В этом есть положительные и отрицательные моменты. К плюсам стоит отнести:

  • большее доверие населения по надежности вкладов, депозитов;
  • получают поддержку от государства в условиях кризисов;
  • стабильность условий кредитных, ипотечных программ;

К минусам относятся:

  • при обеспечении более высокой надежности госбанки предлагают сниженные ставки по вкладам;
  • более высокий уровень процентных ставок по кредитам, ипотеке;
  • меньшая гибкость при принятии решений по кредитованию малого бизнеса;
  • высокие требования к предоставляемым справкам, документам.

Некоммерческие банки

Финансовые и кредитные учреждения, которые оказывают услуги по размещению вкладов, выдаче ссуд населению, но не являются банками, называют сберегательными. К ним относятся сберегательные кассы, ссудо-сберегательные ассоциации, кооперативные общества. С применением долевого участия производится строительство жилья в России. Большой объем кредитования предлагается микрофинансовыми кредитными организациями. Требования к заемщикам в плане наличия постоянного дохода, личных документов у них менее жесткие, процентные ставки более высокие.

Видео

Государство является крупнейшим акционером российского рынка. Доля компаний с госучастием, раскрывающих свою структуру владельцев, в индексе МосБиржи достигает как минимум 45% и во многих наиболее крупных и ликвидных активах существенной частью акций владеет Российская Федерация.

Под компанией с государственным участием в этой статье подразумевается организация, в которой пакет акций принадлежит государству напрямую или косвенно через зависимые предприятия, институты или субъекты РФ, что предоставляет права на получение части прибыли от деятельности акционерным обществом в виде дивидендов, а также на участие в управлении АО. Для понимания степени влияния субъектов государственной власти на каждую отдельную организацию будем рассчитывать эффективную долю государства.

Эффективная доля государства — это часть голосующих акций эмитента, которая находится в прямом или косвенном владении государственных структур.

Как устроена система

Система управления публичными государственными активами довольно децентрализована. Номинальными владельцами имущества РФ являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подведомственное Правительству РФ, ГК Ростех и ГК Внешэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями, а также Центральный Банк РФ. Также в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов, хотя в чистом виде госкомпаниями их называть, конечно, нельзя.

Самая большая доля федеральной собственности приходится на Росимущество. Под контролем этого органа исполнительной власти находятся более 30 публичных компаний с учетом зависимых обществ.

Компании, акции которых торгуются на Московской бирже

АЛРОСА — Совокупная доля государственного влияния составляет 66%. Из них 33% акций ПАО принадлежит Росимуществу. 25% приходится на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и 8% на администрации районов этой же Республики.

АЛРОСА-Нюрба — на 87,47% принадлежит материнской компании АЛРОСА. 10% находится во владении регионального уровня, эффективная доля государства составляет 67,76%.

Аэрофлот — контрольным пакетом владеет Росимущество (54,7%), также в акционерах присутствует Ростех (3,5%).

Башнефть-ао — самый крупный пакет находится у Роснефти 57,7% от уставного капитала или 69,3% от голосующих акций, которая относится к Росимуществу. Блокирующий пакет принадлежит республике Башкортостан (25,8%). Эффективная доля государства 60,5%.

ВТБ — на сайте банка заявлено, что Росимущество владеет 60,93% акционерного капитала, сформированного обыкновенными акциями, но кроме этого 3,1% голосов приходится на ФК Открытие и 6% на Бинбанк, которые на текущий момент подконтрольны Центральному Банку.

Газпром — контрольный пакет «национального достояния» находится в руках Росимущества через пакеты принадлежащие Росимуществу (38,4%), и контролируемым им организациям: Роснефтегазу (11%) и Росгазификации (1%). Общий пакет составляет чуть более 50%.

Газпром нефть — на 96% принадлежит Газпрому, а следовательно на 47,8% государству.

Интер РАО — 27,6% компании сосредоточено у Роснефтегаза, т.е. Росимущества. 9,2% находится на балансе ФСК ЕЭС. Учитывая квазиказначейский пакет эффективная доля государства составляет 44,3%.

Иркут — авиастроительная корпорация имеет одну из самых высоких эффективных долей государства — 95,7%. 87% Акций компании находятся на балансе Объединенной авиастроительной компании (ОАК), еще 8,7% принадлежит ПАО «Компания Сухой», большая часть которой также контролируется ОАК.

Камаз — 49,9% контролирует госкорпорация Ростех. С учетом квазипакета эффективная госдоля составляет 51,8%.

Корпорация ВСМПО-АВИСМА — 25% акций принадлежит 100%-ой дочерней организации Ростеха ООО «РТ-РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА».

Московская биржа — Московская биржа была учреждена крупнейшими банками в 1992 г. С тех пор около 25% акций биржи принадлежат ЦБ, Внешэкономбанку и Сбербанку с долями 11,8%, 10% и 8,4% соответственно.

Мосэнерго — часть Газпром энергохолдинга, принадлежащая ему на 53,5%. 26,5% находятся на муниципальном уровне в собственности г. Москва. Эффективная доля государства — 53,2%.

НМТП — После недавнего приобретения Транснефти, совокупная эффективная доля государства в НМТП составила 80,6%, 20% из которых обеспечиваются акциями порта на балансе Росимущества.

Объединенная авиастроительная компания — 96,8% этой компании контролируется государством. Росимущество сконцентрировало у себя 92,3% ценных бумаг компании, еще 4,5% принадлежат Внешэкономбанку.

Объединенная вагонная компания — 24,3% принадлежат ФК Открытие, которое полностью перешло под крыло ЦБ РФ.

ОГК-2 — эффективная доля государственных структур находится на уровне 38,5%. Такое влияние обеспечивается за счет 77% бумаг компании во владении дочерних обществ Газпрома.

Роснефть — крупнейшая российская нефтяная компания на чуть более чем 50% принадлежит акционерному обществу «Роснефтегаз», которое, в свою очередь, находится в 100% владении Росимущества.

Россети-ао — крупнейший энергетический холдинг России, находится в руках государственных органов на 88,9%. Имеет множество дочерних организаций, которые за счет высокого государственного участия в материнской компании также имеют высокую зависимость от госструктур.

Ростелеком-ао — один из крупнейших телеком операторов РФ, держателями акций которого выступают Росимущество и Внешэкономбанк. Наличие квазипакета на балансе ООО «Мобител» обеспечивает эффективную государственную долю в 54,9%

Русгидро — гидрогенерирующий холдинг, эффективная госдоля в котором составляет 75,4%. 60,6% контролирует Росимущество, 13,3% удерживает ВТБ. Также в структуре акционеров находится дочерняя организация ВСМПО-АВИСМА, контролирующая пакет в 6%.

Сбербанк-ао — банк заявляет о том, что 50% + 1 акция принадлежит ЦБ РФ, но это с учетом привилегированных акций, которые не имеют права голоса. При этом доля ЦБ от голосующих бумаг составляет 52,3%, т.е. влияние мегарегулятора чуть сильнее. Остальные доли самого крупного российского банка находится в свободном обращении.

Татнефть-ао — эту компанию нельзя в полной мере назвать акционерным обществом с госучастием. 34% от уставного капитала общества принадлежит уровню субъекта РФ, республике Татарстан, структуру владельцев голосующих акций эмитент не раскрывает.

ТГК-1 — еще один актив Газпром энергохолдинга. Доля акций генерирующей компании принадлежащей Газпрому составляет 51,8%, соответственно эффективная госдоля — 25,9%.

Транснефть государственная компания в чистом виде, 100% голосующих акций этой естественной монополии принадлежит РФ через Росимущество. На Московской бирже можно приобрести только привилегированные бумаги эмитента.

Общая картина публичной государственной собственности выглядит примерно так:

Отдельный индекс

Московская биржа выделила отдельный индекс для компании с государственным участием — MOEX SCI. В основе индекса на 2018 г. лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП.

Примечательно то, что С 2012 по 2017 гг. индекс МосБиржи вырос на 43%, в то время как индекс компаний с государственным участием показал рост в 72%. При этом относительно отраслевых индексов MOEX SCI также выглядит неплохо.

На графике видна довольно сильная корреляция индексов MOEX SCI и MICEX O&G. С учетом того, что более 50% индекса SCI приходится на добывающие компании, нельзя однозначно сказать, что опережающая динамика госкомпаний обусловлена их эффективностью, а не общим ростом в нефтегазовом секторе.