Каков был экономический эффект от введения концессий. Концессионный механизм привлечения инвестиций: передача предприятия в концессию. Основные пункты договора

Применение способствует повышению инвестиционной привлекательности отечественной экономики, качества оказываемых услуг, выполняемых работ и производимой продукции. В рамках договоров осуществляется более эффективное использование ресурсов.

Суть концессионного соглашения

В рамках сделки один участник обязуется реконструировать либо создать недвижимость, право собственности на которую принадлежит либо будет принадлежать другому субъекту. в отношении объекта муниципального имущества предусматривает, что пользователь будет вести деятельность, связанную с эксплуатацией материальных ценностей. При этом собственник обязуется передать права пользования и владения ими на срок, определенный участниками. Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества содержит элементы разных договоров. Соответственно, применяются правила ГК о контрактах, компоненты которых присутствуют в документе, если другое не исходит из его содержания или не установлено законом.

Реконструкция

Концессионер по концессионному соглашению принимает на себя обязательства осуществлять определенные мероприятия. Они могут быть направлены на создание либо реконструкцию недвижимости. Например, соглашение может предусматривать такие мероприятия, как:

  1. Переустройство на основе внедрения новой технологии.
  2. Автоматизацию и механизацию производства.
  3. Модернизация и замена физически и морально износившегося оборудования.
  4. Изменение функциональных или технологических свойств объекта либо его отдельных компонентов.
  5. Прочие мероприятия, способствующие улучшению эксплуатационных характеристик основных средств.

Нюансы

Объект соглашения, который подлежит реконструкции, на момент заключения сделки должен быть в собственности и свободным от прав иных лиц. Не допускается передача в залог или отчуждение пользователем принятых им материальных ценностей. Запрещена смена целевого назначения объекта. Пользователь может извлекать доход и выпускать продукцию в процессе эксплуатации основных средств. Они являются его собственностью, если другое не устанавливается в договоре. Риск случайного повреждения или гибели основных средств несет концессионер, если иное не определено соглашением. Договором может возлагаться обязанность застраховать материальные ценности за свой счет.

Состав ОС

Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества может предполагать передачу в пользование материальных ценностей, которые формируют единое целое с основным средством либо будут эксплуатироваться по общему назначению для ведения оговоренной участниками сделки деятельности. В таком случае в договор включается их состав и описание, срок и цели использования. В договоре также прописывается порядок их возврата собственнику при прекращении соглашения. В рамках сделки могут устанавливаться дополнительные обязательства для пользователя. Они определяются по обоюдному согласию участников, оформляющих концессионное соглашение. Примеры таких обязанностей: модернизация износившегося оборудования, замена технологических линий, другое улучшение эксплуатационных свойств. приобретенные либо созданные в процессе осуществления деятельности и не являющиеся ОС, переходят в собственность пользователя, если другое не устанавливается в договоре. Исключительные права на продукцию интеллектуального труда, которые получены концессионером за собственные средства в ходе реализации концессионного соглашения, принадлежат другому участнику сделки. Субъекты могут установить и иное правило.

Расходы

Затраты на выполнение обязательств по договорам несут пользователи материальных ценностей. В концессионные соглашения в России часто включается пункт, предполагающий, что часть расходов на реконструкцию/создание ОС может принять на себя собственник. Величина затрат должна в таком случае указываться в объявлении о конкурсе либо в решении о подписании договора (если конкурс не проводится), а также непосредственно в самом контракте.

Регистрация

Переданные пользователю права на эксплуатацию и владение материальными ценностями, предоставленными собственником, являются обременением. Соответственно, они должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке. Процедура в отношении созданного объекта соглашения выполняется одновременно с госрегистрацией собственности концедента на это имущество.

Категории материальных ценностей

В законодательстве приводится перечень ОС, передача которых может оформляться как концессионное соглашение. Примеры материальных ценностей - сооружения, входящие в состав:

  1. Автомобильных дорог и сетей инженерной коммуникации транспортной инфраструктуры. К последней, в числе остального, относят путепроводы, пропускные пункты, автостоянки, мосты, тоннели и так далее.
  2. Объектов железнодорожного транспорта.
  3. Речных и морских портов, в том числе их гидротехнических сооружений, инженерной и производственной инфраструктур.
  4. Объектов трубопроводного транспорта.
  5. Аэродромов, зданий, предназначенных для посадки, взлета, стоянки, перемещения воздушных судов.
  6. Объектов инженерной и аэропортов.
  7. Гидротехнических сооружений.
  8. Объектов по производству, распределению, передаче тепло- и электроэнергии.
  9. Систем коммунальной инфраструктуры.
  10. Объектов образования, культуры, здравоохранения, спорта и пр.
  11. Метрополитена и иного общественного транспорта.
  12. Объектов, предназначенных для ведения медицинской, туристической, лечебно-профилактической деятельности, организации отдыха.

Дополнительные возможности

Объект соглашения и другое имущество, не находящееся в муниципальной/государственной собственности, могут предназначаться для эксплуатации по общему назначению, ведения оговоренной деятельности и обеспечения единого производственного процесса. В этом случае владелец ОС вправе подписать с пользователем гражданско-правовой договор, определяющий особенности их предоставления. Однако при этом собственник должен связать возникновение обязанностей и прав по нему с отношениями по концессионному соглашению.

Участники сделки

В законодательстве определены следующие стороны концессионного соглашения:

  1. Правительство или орган исполнительной федеральной власти, структура регионального либо местного управления. Указанные институты выступают в качестве собственников (концедентов).
  2. Индивидуальный предприниматель, зарубежная или отечественная коммерческая компания либо 2 и более юрлица, действующие в соответствии с Указанные субъекты являются концессионерами (пользователями).

Законодательство допускает перемену лиц в сделке. Она осуществляется путем уступки либо перевода задолженности с согласия собственника в момент ввода объекта соглашения в эксплуатацию. Пользователь не может передавать свои права по сделке в залог. Переход обязанностей и юридических возможностей концессионера-юрлица при его реорганизации к другому обществу производится при соответствии возникшей организации требованиям, определенным в решении о заключении соглашения.

Период действия

При определении срока, в течение которого концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества будет иметь силу, учитываются:

  1. Время, необходимое на создание/реконструкцию ОС.
  2. Объем инвестиций для осуществления оговоренной участниками сделки деятельности и период их окупаемости.
  3. Другие обязательства пользователя по договору.

Оплата

Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества определяет размер суммы, которую пользователь обязан перечислить в течение срока эксплуатации переданных ему материальных ценностей. Платежи могут устанавливаться как на протяжении всего оговоренного периода, так и отдельных временных промежутков. Величина оплаты, ее форма, правила и сроки внесения определяются участниками сделки. Законодательство предусматривает несколько вариантов погашения денежных обязательств:

  1. Твердая сумма. Она может вноситься единовременно либо периодически в бюджетный фонд соответствующего уровня.
  2. Доля доходов или продукции, полученных пользователем при осуществлении оговоренной в рамках сделки деятельности.
  3. Передача конценденту прав собственности на имущество, принадлежащее концессионеру.

Участники сделки могут устанавливать смешанные формы оплаты.

Права пользователя

Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества устанавливает следующие юридические возможности:

  1. Распоряжаться материальными ценностями по правилам, определенным в федеральном законодательстве и договоре.
  2. Выполнять условия концессионного соглашения самостоятельно либо с привлечением сторонних лиц. При этом пользователь будет отвечать за действия сторонних субъектов как за свои.
  3. Использовать безвозмездно по правилам, определенным в договоре, при соблюдении условий конфиденциальности исключительные права на продукты интеллектуального труда, полученные при выполнении условий соглашения за свой счет, в целях ведения оговоренной сторонами деятельности.

Обязанности пользователя

В процессе осуществления деятельности, оговоренной концессионным соглашением, концессионер должен:

  1. Провести в установленные договором сроки реконструкцию или создание ОС и начать его эксплуатацию.
  2. Использовать материальные ценности в целях и по правилам, определенным сделкой.
  3. Вести деятельность, предусмотренную в соглашении, не приостанавливать и не прекращать ее без согласия собственника.
  4. Обеспечить при исполнении договора возможность получения услуг, продукции и работ потребителями.
  5. Предоставлять покупателям/заказчикам льготы, установленные в федеральном законодательстве, иных нормативных актах, в случаях и по правилам, определенным в рамках сделки.
  6. Поддерживать исправное состояние ОС, выполнять текущий и капремонт за свой счет, нести прочие расходы на содержание материальных ценностей, если другое не определено в договоре.

Основные пункты договора

В качестве важнейшего этапа сделки выступает подготовка концессионного соглашения. Она предполагает согласование всех ключевых пунктов договора. Подготовка концессионного соглашения включает в себя, в том числе, определение величины и формы оплаты за эксплуатацию ОС, правила, в соответствии с которыми она будет вноситься. В договоре, кроме этого, должны присутствовать следующие пункты:


Дополнительно

В концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества могут также включаться пункты о:

  1. Объемах производства при ведении оговоренной в рамках сделки деятельности.
  2. Правилах установления и корректировки тарифов (цен) на исполняемые работы, выпускаемую продукцию, оказываемые услуги, а также надбавок к стоимости при ведении оговоренной деятельности.
  3. Объемах инвестиций в реконструкцию/создание объекта соглашения.
  4. Прочие пункты, не запрещенные законодательством.

Важный момент

Законодательство устанавливает определенный порядок заключения концессионного соглашения. Оно оформляется в рамках проведения конкурса. Документ составляется по типовой форме, включающей обязательные пункты, приведенные выше. Внесение изменений в концессионное соглашение осуществляется по согласию участников. При этом корректировка пунктов, определенных в соответствии с конкурсным предложением, допускается только в исключительных случаях, установленных законодательством. Изменение соглашения может также осуществляться по судебному решению по основаниям, оговоренным в ГК.

Прекращение договора

Оно имеет место в случаях:

  1. Окончания установленного срока.
  2. По согласию участников.
  3. По решению суда.

После прекращения действия соглашения пользователь обязан передать имущество собственнику, если другое не устанавливается договором или законом. Материальные ценности при этом должны пребывать в таком состоянии, которое оговорено в контракте. Возврат имущества осуществляется с оформлением передаточного акта.

Расторжение договора по судебному решению

Прекращение действия соглашения допускается по требованию одной из сторон при наличии нарушений его пунктов другим участником. В качестве оснований могут выступать и иные обстоятельства. К существенным нарушениям условий соглашения относят:


Гарантии

При ведении деятельности, оговоренной сторонами соглашения, пользователь имеет право на защиту своих интересов, согласно конституционным положениям, международным договорам, федеральному законодательству и прочим нормативным актам. В частности, он может рассчитывать на компенсацию убытков, которые возникли вследствие неправомерных действий органов государственной, местной и региональной власти, а также должностных лиц указанных структур. Ответственность виновных наступает в соответствии с действующим законодательством.

Концессионные соглашения – правовые основы

С момента принятия в 2005 году Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ в нашей стране появился мощный инструмент для привлечения частного капитала в российскую экономику.

Развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений является одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям позволит, с одной стороны, в максимальной степени защитить вложения инвесторов, с другой – сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.

О правовых основах концессионных соглашений мы и поговорим в этой статье.

Итак, Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее – Закон № 115-ФЗ) был принят 21 июля 2005 года, но поскольку российский институт концессии постоянно совершенствуется, в закон не единожды вносились изменения.

Так что же представляет собой концессия? Для ответа на этот вопрос обратимся к части 1 статьи 3 Закона № 115-ФЗ.

Концессионное соглашение представляет собой договор, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Обязанностью концедента по концессионному соглашению является предоставление концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Иными словами, концессионное соглашение – это договор, в соответствии с которым концессионер за свой счет создает и (или) реконструирует, а также использует в своей деятельности определенное соглашением недвижимое имущество, причем имущество это находится в государственной или муниципальной собственности.

По сути, концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров. К отношениям сторон по такому договору применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Закона № 115-ФЗ или из существа концессионного соглашения (часть 2 статьи 3 Закона № 115-ФЗ).

Перечень имущества, которое может стать объектом концессионного соглашения, содержит статья 4 Закона № 115-ФЗ, согласно пункту 11 части 1 которой объектом концессионного соглашения могут являться системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо– и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения.

Обратите внимание!

Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, на момент заключения соглашения должен находиться в собственности концедента и на момент передачи его концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. Причем концессионер, реконструирующий объект соглашения, не должен менять его целевого назначения, это недопустимо (части 4, 5 статьи 3 Закона № 115-ФЗ).

Если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ, названное нами выше, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения (часть 4 статьи 3 Закона № 115-ФЗ).

Типовое концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо– и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социально-бытового назначения утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 года № 748 (далее – Типовое соглашение № 748).

Сторонами концессионного соглашения являются концедент и концессионер. В качестве концедента в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 115-ФЗ могут выступать:

l Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти;

l субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

l муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.

В некоторых случаях от имени концедента могут выступать не только органы государственной власти разных уровней, но и уполномоченные концедентом организации.

В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ и принадлежащее государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по соглашению. Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи (часть 1.1 статьи 5 Закона № 115-ФЗ).

Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Иными словами, концессия представляет собой уступку государством на определенный срок и на определенных условиях своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям и коммерсантам.

Перемена лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга допускается с согласия концедента с момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения. Концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению. В случае перемены лиц по концессионному соглашению не допускается внесение изменений в условия концессионного соглашения, определяющие технические характеристики объекта концессионного соглашения (часть 2 статьи 5 Закона № 115-ФЗ).

Замена лица по концессионному соглашению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредитором осуществляется путем проведения концедентом конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению. Требования к такому конкурсу установлены частью 5 статьи 5 Закона № 115-ФЗ.

Существенным условием концессионного соглашения является срок его действия. В соответствии со статьей 6 Закона № 115-ФЗ срок действия устанавливается соглашением с учетом следующих факторов:

l срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;

l объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта соглашения и срока окупаемости таких инвестиций;

l других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению.

Плата по концессионному соглашению предусмотрена статьей 7 Закона № 115-ФЗ. Как установлено частью 1 названной статьи, концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта соглашения. Внесение платы может предусматриваться как в течение всего срока действия соглашения, так и в течение отдельных его периодов. Размер платы, форма, порядок и сроки ее внесения концессионером устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Концессионная плата может быть установлена в форме:

l определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;

l установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

l передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Соглашением может быть предусмотрено сочетание указанных выше форм концессионной платы.

Между тем, концессионное соглашение может и не предусматривать внесение платы концессионером, но лишь при выполнении определенных условий:

l если концессионер реализует производимые товары, выполняет работы или оказывает услуги по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);

l если условиями концессионного соглашения предусмотрены принятие концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию, использование (эксплуатацию) объекта соглашения или плата концедента по соглашению.

Как заключается концессионное соглашение? Из статьи 13 Закона № 115-ФЗ следует, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения соглашения, за исключением случаев, о которых мы скажем позже.

Соглашения в сфере ЖКХ заключаются в соответствии с уже названным Типовым соглашением № 748 и должны включать в себя все существенные условия, установленные Законом № 115-ФЗ. Помимо этого, соглашения могут включать в себя условия, не урегулированные Типовым соглашением № 748, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации.

Конкурс на право заключения концессионного соглашения согласно статье 21 Закона № 115-ФЗ может быть открытым и закрытым. Разница между открытым и закрытым конкурсом заключается в том, что заявки на участие в открытом конкурсе могут представлять любые лица, участие в закрытом конкурсе могут принимать только лица, которым направлены приглашения о принятии участия в таком конкурсе в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Закрытый конкурс мы рассматривать не будем, поскольку проводятся такие конкурсы, если соглашение заключается в отношении объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, а также в отношении объектов, имеющих стратегическое значения для безопасности государства.

Рассмотрим порядок проведения открытого конкурса на заключение концессионного соглашения.

Решение о заключении концессионного соглашения принимается концедентом, что следует из статьи 22 Закона № 115-ФЗ. О том, кто может выступать на стороне концедента, мы уже рассказали в статье, но отметим, что чаще всего концедентом становятся муниципальные образования, от имени которых выступают органы местного самоуправления.

Решением должны быть установлены:

l условия и критерии конкурса, а также параметры критериев конкурса;

l срок опубликования сообщения о проведении открытого конкурса. Сообщение публикуется в определяемом концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в сети "Интернет" в срок, установленный конкурсной документацией, не менее чем за 30 рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе. Сведения, которые должны быть указаны в сообщении о проведении конкурса, содержит статья 26 Закона № 115-ФЗ;

l орган, уполномоченный концедентом на утверждение конкурсной документации и внесение в нее изменений, а также на создание конкурсной комиссии и утверждение ее персонального состава. Отметим, что число членов конкурсной комиссии не может быть менее 5 человек (статья 25 Закона № 115-ФЗ), причем членами комиссии не могут быть граждане, представившие заявки на участие в конкурсе или состоящие в штате организаций, подавших заявки, либо граждане, являющиеся акционерами (участниками) этих организаций, членами их органов управления или аффилированными лицами участников конкурса.

Конкурсная документация согласно статье 23 Закона № 115-ФЗ должна содержать, в частности, следующие сведения:

l условия конкурса;

l состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества;

l требования, предъявляемые к участникам конкурса и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников (в случае, если объектом соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона № 115-ФЗ, а именно объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также отдельные объекты таких систем, требования, которые предъявляются к участникам конкурса, не устанавливаются);

l критерии конкурса и параметры критериев;

l исчерпывающий перечень документов, материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса;

l порядок представления заявок на участие в конкурсе и предъявляемые к ним требования, а также место и срок представления заявок;

l порядок, место и срок предоставления конкурсной документации, а также порядок предоставления разъяснений положений конкурсной документации (разъяснения в письменной форме представляются в том случае, если запрос поступил не позднее чем за 10 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в конкурсе; разъяснения направляются каждому заявителю не позднее чем за 5 рабочих дней до истечения срока представления заявок на участие в конкурсе);

l указание на способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, а в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона № 115-ФЗ, требование о предоставлении победителем конкурса в целях обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями, установленными частями 4 и 4.1 статьи 10 Закона № 115-ФЗ, но не менее чем в определенном конкурсной документацией размере;

l размер задатка, вносимого в обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению;

l размер концессионной платы, форму или формы, порядок ее внесения;

l порядок, место и срок представления конкурсных предложений, а также порядок и срок изменения или отзыва заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений (заявитель вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока представления в конкурсную комиссию заявок на участие в конкурсе);

l порядок, место и дату вскрытия конвертов с заявками;

l порядок и срок проведения предварительного отбора участников, дату подписания протокола о его проведении;

l порядок рассмотрения и оценки конкурсных предложений, порядок определения победителя конкурса, срок подписания протокола о результатах проведения конкурса;

l срок подписания концессионного соглашения, а также требования к победителю конкурса о представлении документов, подтверждающих обеспечение исполнения обязательств концессионера по соглашению.

l срок передачи концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

В случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и решением концедента установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, конкурсная документация должна содержать такие параметры (часть 1.1 статьи 23 Закона № 115-ФЗ).

В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона № 115-ФЗ, в конкурсную документацию также включаются:

l минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера и долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера;

l проект концессионного соглашения и формируемое задание;

l требование об указании участниками конкурса в составе конкурсного предложения основных мероприятий, обеспечивающих достижение предусмотренных заданием целей и минимально допустимых плановых значений показателей деятельности концессионера, с описанием основных характеристик таких мероприятий;

l объем полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя или объем отпуска воды и (или) водоотведения в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения, а также прогноз объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, прогноз объема отпуска воды и (или) водоотведения на срок действия концессионного соглашения;

l цены на энергетические ресурсы в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения, и прогноз цен на энергетические ресурсы на срок действия концессионного соглашения;

l потери и удельное потребление энергетических ресурсов на единицу объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, на единицу объема отпуска воды и (или) водоотведения в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения (по каждому виду используемого энергетического ресурса);

l величина неподконтрольных расходов (за исключением расходов на энергетические ресурсы, концессионной платы и налога на прибыль организаций);

l один из методов регулирования тарифов (метод обеспечения доходности инвестированного капитала, метод доходности инвестированного капитала или метод индексации установленных тарифов, метод индексации);

l предельные (минимальные и (или) максимальные) значения критериев конкурса, предусмотренных пунктами 2 – 5 части 2.3 статьи 24 Закона № 115-ФЗ;

l предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки концессионера от осуществления регулируемых видов деятельности, предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, по отношению к предыдущему году;

l иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения;

l копия подготовленного отчета о техническом обследовании передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества;

l копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, в случае, если данная организация осуществляла эксплуатацию этого имущества в какой-либо момент в течение указанных периодов и была обязана вести бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете;

l размещаемые на официальном сайте в сети "Интернет" копии предложений об установлении цен (тарифов) за три последних периода регулирования деятельности организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, в случае наличия таких предложений.

Обратите внимание, что конкурсная документация, размещенная на официальном сайте в сети "Интернет", должна быть доступна для ознакомления без взимания платы, что следует из части 4 статьи 23 Закона № 115-ФЗ. Со дня опубликования сообщения о проведении открытого конкурса концедент, комиссия обязаны на основании письменного заявления любого заинтересованного лица предоставлять конкурсную документацию в порядке и сроки, указанные в сообщении о проведении конкурса.

Критерии конкурса определены статьей 24 Закона № 115-ФЗ.

Для участия в конкурсе на заключение концессионного соглашения следует представить заявку, которая должна отвечать требованиям, предусмотренным конкурсной документацией и содержать документы и материалы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к участникам, что следует из статьи 27 Закона № 115-ФЗ.

Заявка на участие в конкурсе должна быть представлена не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении конкурса. Оформляется заявка в двух экземплярах (оригинал и копия) на русском языке в письменной форме. Составляется заявка в произвольной форме. Каждый из экземпляров заявки следует удостоверить подписью заявителя и представить в конкурсную комиссию в отдельном запечатанном конверте. К заявке должна быть приложена опись представленных документов и материалов, оригинал которой остается в конкурсной комиссии, а копия – у заявителя. Опись также должна быть удостоверена подписью заявителя.

Заявка, представленная в конкурсную комиссию, должна быть зарегистрирована в журнале заявок под порядковым номером с указанием даты и точного времени (часы и минуты) ее представления. Порядковый номер заявки и точное время проставляются на копии описи представленных документов и материалов.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе согласно статье 28 Закона № 115-ФЗ осуществляется на заседании конкурсной комиссии, причем на этом заседании вправе присутствовать заявители или их представители, которые вправе осуществлять аудиозапись, видеозапись, фотографирование. При вскрытии конвертов объявляются и заносятся в протокол наименование (ФИО) и место нахождения (место жительства) каждого заявителя, конверт которого вскрывается, а также сведения о наличии в заявке документов и материалов, представление которых предусмотрено конкурсной документацией.

После вскрытия всех конвертов, проводится предварительный отбор участников конкурса (статья 29 Закона № 115-ФЗ). По результатам отбора участников комиссия принимает решение о допуске заявителя к участию в конкурсе или об отказе в допуске. Принятое решение оформляется протоколом с указанием лиц, прошедших предварительный отбор и допущенных к конкурсу, и с указанием лиц, которые отбора не прошли и к участию в конкурсе не допущены с обоснованием причин.

Обратите внимание, что решение об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе принимается в случае, если:

l заявитель не соответствует установленным требованиям;

l заявка на участие в конкурсе не соответствует требованиям к заявкам, установленным конкурсной документацией;

l представленные документы и материалы неполны и (или) недостоверны;

l задаток заявителя не поступил на счет в срок и в размере, которые установлены конкурсной документацией (при условии, что предусмотрено внесение задатка).

В течение трех рабочих дней со дня подписания протокола проведения предварительного отбора, но не позднее, чем за 60 рабочих дней до дня истечения срока представления конкурсных предложений конкурсная комиссия направляет участникам конкурса уведомление с предложением представить конкурсные предложения.

Порядок представления конкурсных предложений изложен в статье 30 Закона № 115-ФЗ. Конкурсное предложение оформляется на русском языке в письменной форме в двух экземплярах, один из которых оригинал, другой – копия. Каждый экземпляр удостоверяется подписью участника конкурса и представляется в комиссию, как и заявка на участие в конкурсе, в отдельном запечатанном конверте. К конкурсному предложению прилагается заверенная опись представленных документов и материалов в двух экземплярах. Оригинал описи остается в комиссии, а копия – у участника конкурса.

Конкурсное предложение также регистрируется в журнале под порядковым номером с указанием даты и точного времени (часы и минуты). На копии описи должны быть сделана отметка о дате и времени представления конкурсного предложения с указанием его номера.

Обратите внимание!

Если конкурсной документацией предусмотрено внесение задатка, то после дня окончания представления заявок участник должен внести задаток в порядке, в размере и в срок, установленный конкурсной документацией. После дня истечения срока представления конкурсных предложений задаток не может быть внесен участником конкурса.

Моментом истечения срока представления конкурсных предложений является момент вскрытия комиссией конвертов с конкурсными предложениями. До этого момента участник конкурса еще вправе изменить или отозвать свое предложение.

Вскрытие конвертов осуществляется в порядке, аналогичном предусмотренному для вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на заключение концессионного соглашения. То есть, при вскрытии конвертов с предложениями так же составляется протокол, куда, в частности, заносятся сведения о содержании конкурсного предложения.

Рассмотрение и оценка предложений осуществляются комиссией в установленном конкурсной документацией порядке. По результатам рассмотрения предложений комиссия принимает решение о соответствии либо несоответствии представленного конкурсного предложения установленным требованиям. Решение о несоответствии согласно части 3 статьи 32 Закона № 115-ФЗ будет принято в том случае, если:

l участником конкурса не представлены документы и материалы, предусмотренные конкурсной документацией, подтверждающие соответствие конкурсного предложения установленным требованиям, и подтверждающие информацию, содержащуюся в конкурсном предложении;

l условие, содержащееся в конкурсном предложении, не соответствует установленным параметрам критериев конкурса и (или) предельным значениям критериев конкурса;

l представленные участником конкурса документы и материалы недостоверны.

Оценка конкурсных предложений осуществляется в соответствии с частями 5, 5.1 и 5.2 статьи 32 Закона № 115-ФЗ.

О том, как определяется победитель конкурса, мы узнаем, обратившись к статье 33 Закона № 115-ФЗ. Победителем признается участник, предложивший наилучшие условия, определяемые в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 32 Закона № 115-ФЗ. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона № 115-ФЗ, наилучшие условия определяются в порядке, установленном частью 5.2 статьи 32 Закона № 115-ФЗ. В ситуации, когда два и более конкурсных предложения содержат равные наилучшие условия, победителем будет признан тот участник, который раньше других участников представил в конкурсную комиссию конкурсное предложение.

Решение об определении победителя оформляется протоколом, который должен быть подписан конкурсной комиссией не позднее чем через 5 рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки конкурсных предложений. Такой срок установлен частью 1 статьи 34 Закона № 115-ФЗ. Хранится протокол у концедента в течение срока действия концессионного соглашения.

Суммы задатков, внесенные участниками конкурса, в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения конкурса возвращаются всем участникам, за исключением победителя.

Сообщение о результатах проведения конкурса с указанием его победителя либо о том, что конкурс не состоялся, согласно статье 35 Закона № 115-ФЗ должно быть опубликовано комиссией в течение 15 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения конкурса или принятия концедентом решения об объявлении конкурса несостоявшимся. В эти же сроки конкурсная комиссия направляет уведомление участникам конкурса о результатах его проведения, причем уведомление может быть направлено в электронной форме.

Итак, победитель конкурса определен. Концедент в течение пяти рабочих дней со дня подписания конкурсной комиссией протокола о результатах проведения конкурса должен направить победителю экземпляр этого протокола и проект концессионного соглашения. Концессионное соглашение на основании статьи 36 Закона № 115-ФЗ должно быть подписано в срок, установленный конкурсной документацией и указанный в сообщении о проведении конкурса.

Концедент может принять решение об отказе в заключении концессионного соглашения с победителем конкурса, если до установленного конкурсной документацией дня победитель не представил концеденту документы, предусмотренные конкурсной документацией и (или) указанным проектом концессионного соглашения и подтверждающие обеспечение исполнения обязательств.

После дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса орган, уполномоченный концедентом, на основании решения о заключении концессионного соглашения проводит переговоры в форме совместных совещаний с победителем конкурса или с иным лицом, в отношении которого принято решение о заключении концессионного соглашения, в целях обсуждения условий концессионного соглашения и их возможного изменения по результатам переговоров. По результатам переговоров не могут быть изменены условия соглашения, если указанные условия являлись критериями конкурса и (или) их содержание определялось на основании конкурсного предложения лица, в отношении которого принято решение о заключении концессионного соглашения. Срок и порядок проведения переговоров определяются конкурсной документацией. Конкурсной документацией должны быть предусмотрены условия концессионного соглашения, которые не подлежат изменению в ходе переговоров, и (или) условия, которые подлежат изменению с соблюдением предусмотренного конкурсной документацией порядка. Сообщение о заключении концессионного соглашения подлежит опубликованию в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в решении о заключении концессионного соглашения (часть 1.1 статьи 36 Закона № 115-ФЗ).

Обратите внимание, что вышеуказанные положения о проведении переговоров не применяются в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона № 115-ФЗ.

Если победитель конкурса отказывается или уклоняется от подписания в установленный срок концессионного соглашения, концедент имеет право предложить заключить концессионное соглашение тому участнику конкурса, предложение которого по результатам рассмотрения и оценки содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем.

Обратите внимание!

Победителю конкурса, не подписавшему в установленный срок концессионное соглашение, внесенный задаток не возвращается, что следует из части 2 статьи 36 Закона № 115-ФЗ.

Концессионное соглашение заключается в письменной форме и вступает в силу с момента его подписания.

Следует отметить, что концессионное соглашение может быть заключено и без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29 и частью 7 статьи 32 Закона № 115-ФЗ, а также в иных случаях, предусмотренных названным законом.

Законом № 115-ФЗ определен не только порядок заключения концессионного соглашения, но вопросы, касающиеся ответственности сторон соглашения, представляемых сторонам гарантий.

Ответственность концессионера за качество объекта концессионного соглашения предусмотрена статьей 12 Закона № 115-ФЗ. Концессионер несет ответственность перед концедентом за допущенное при создании и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения нарушение требований, установленных соглашением, и (или) требований технических регламентов, проектной документации, иных обязательных требований к качеству созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения.

В случае нарушения установленных требований, концедент вправе требовать от концессионера безвозмездного устранения такого нарушения в установленный концедентом разумный срок. Концедент вправе потребовать от концессионера возмещения причиненных убытков, если нарушение установленных требований не было устранено в установленный концедентом разумный срок или является существенным.

Ответственность за качество объекта соглашения концессионер несет перед концедентом в течение срока, установленного концессионным соглашением. Если такой срок не установлен, то в течение пяти лет со дня передачи этого объекта концеденту.

По соглашению сторон концессионное соглашение может быть изменено. Условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения на основании решения Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование), а также в случаях, предусмотренных частью 3.1 статьи 13, частью 7 статьи 5, частями 1, 3 и 4 статьи 20 и статьей 38 Закона № 115-ФЗ.

В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона № 115-ФЗ, для изменения условий концессионного соглашения, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, необходимо согласие антимонопольного органа. Указанное согласие требуется также в случае изменения условий концессионного соглашения по основаниям, предусмотренным частями 1, 3 и 4 статьи 20 Закона № 115-ФЗ. Обратите внимание, что для изменения условий концессионного соглашения в случаях, предусмотренных частью 3.1 статьи 13, частью 7 статьи 5 и статьей 38 Закона № 115-ФЗ, предварительное согласие антимонопольного органа не требуется.

Концессионное соглашение по требованию одной из сторон может быть изменено решением суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в частности, в случае существенного нарушения условий соглашения другой стороной концессионного соглашения. Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концессионером в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона № 115-ФЗ являются:

l нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;

l использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта соглашения;

l неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

l прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента;

l неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо– и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования.

Существенными нарушения условий концессионного соглашения концедентом согласно части 2.1 статьи 15 Закона № 115-ФЗ являются:

l невыполнение в установленный срок обязанности по передаче концессионеру объекта концессионного соглашения;

l передача концессионеру объекта концессионного соглашения, не соответствующего условиям концессионного соглашения (в том числе описанию, технико-экономическим показателям, назначению объекта концессионного соглашения), в случае, если такое несоответствие выявлено в течение одного года с момента подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи объекта концессионного соглашения, не могло быть выявлено при его передаче концессионеру и возникло по вине концедента;

l невыполнение принятых на себя концедентом обязательств по его расходам на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения или выплате платы концедента по концессионному соглашению.

При возникновении каких-либо споров между концедентом и концессионером, они разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в судебном порядке.

Концессионное соглашение на основании части 5 статьи 13 Закона № 115-ФЗ прекращается:

l по истечении срока действия концессионного соглашения;

l по соглашению сторон;

l в случае досрочного расторжения концессионного соглашения на основании решения суда;

l в предусмотренном концессионным соглашением случае его досрочное расторжение на основании решения Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование), если неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств по концессионному соглашению повлекло за собой причинение вреда жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда.

В завершении статьи хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что в Закон № 115-ФЗ будут внесены изменения Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данные изменения вступят в силу с 1 февраля 2015 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 мая 2015 года.

1. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

1.1. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4

1.2. В случае, если объектом концессионного соглашения наряду с иными объектами концессионного соглашения являются объекты, предусмотренные пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение и прекращение концессионного соглашения в части, относящейся к таким объектам, осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4.1 настоящего Федерального закона.

2. Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.

3. В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.

4. Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. В случае если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, оно на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи.

5. Изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения не допускается.

6. Передача концессионером в залог объекта концессионного соглашения или его отчуждение не допускается.

7. Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное.

8. Концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения с момента передачи ему этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением. Концессионным соглашением на концессионера может быть возложена обязанность осуществить за свой счет страхование риска случайной гибели и (или) случайного повреждения объекта концессионного соглашения.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее - иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество). В этом случае концессионным соглашением устанавливаются состав и описание такого имущества, цели и срок его использования (эксплуатации) концессионером, порядок возврата такого имущества концеденту при прекращении концессионного соглашения. Концессионным соглашением могут устанавливаться обязательства концессионера в отношении такого имущества по его модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, а также по осуществлению за свой счет страхования риска его случайной гибели и (или) случайного повреждения.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Движимое имущество, которое создано и (или) приобретено концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Недвижимое имущество, которое создано концессионером с согласия концедента при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не относится к объекту концессионного соглашения, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Недвижимое имущество, которое создано концессионером без согласия концедента при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не относится к объекту концессионного соглашения, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концедента, и стоимость такого имущества возмещению не подлежит.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат концеденту, если иное не установлено концессионным соглашением.

12. Концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное.

13. Концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.

Что такое концессия? Под ней принято понимать передачу месторождений для добычи природных ресурсов или предприятий в аренду. В России же коммерческая концессия - это покупка идеи и технологии бизнеса.

Концессия - суть отношений

В основе любого бизнеса лежит идея, в развитие которой вкладываются деньги. Необязательно что-то придумывать самому, достаточно взять раскрученный бренд и на его основе получать прибыль. Что такое концессия? Определение содержится в ГК, ст. 1027. Согласно ей, одна сторона предоставляет комплекс исключительных прав, вторая же обязуется произвести оплату и соблюдать условия их использования. Более привычным является термин «франчайзинг».

Договор концессии - что это такое с точки зрения сроков? Стороны имеют право не ограничивать время действия соглашения, но такого почти никогда не происходит. Соглашение заключается между коммерческими организациями или предпринимателями.

В качестве распространенного примера можно указать «Макдональдс». Компания передает технологии, оказывает помощь в развитии бизнеса иным предпринимателям или организациям. Взамен она получает стабильный доход. Так выглядит коммерческая концессия. Что это такое для отечественных предпринимателей? В России сейчас немало предприятий или бизнесменов, организовавших свое дело, используют франчайзинг, и эта система оказалась вполне жизнеспособной. А что такое концессия объектов? Это передача государственного или муниципального имущества предпринимателям во временное пользование по соглашению. Она совершенно несхожа с коммерческой концессией по сути.

Формы франчайзинга

На практике выработано несколько видов концессии: сбытовая, торговая, в области обслуживания и производственная. Сбытовой франчайзинг создается с целью расширения сети для распространения своих товаров. Торговый представляет собой открытие новых магазинов под тем же брендом. Аналогично и в области обслуживания. Производственная форма наиболее сложная, т.к. подразумевает открытие целого предприятия.

Концессия - выгодное мероприятие, т.к. владелец бренда может получить дополнительный доход, не открывая новых филиалов, предприятий и т.д. Все это делают за него другие лица, в то же время появляются дополнительные источники дохода. Приобретатели прав имеют свою выгоду - готовый рецепт бизнеса с оказанием помощи в разных аспектах. Конечно, приходится придерживаться жестких рамок ведения бизнеса, однако это вполне выполнимое требование.

Перед открытием предприятия проводится исследование и выясняется, будут ли товары или услуги пользоваться популярностью в конкретной местности, если речь идет о серьезной торговой марке. Однако так действуют гиганты бизнеса, небольшие компании не так серьезны в этом вопросе.

Исключительные права как предмет договора

Итак, что такое концессия, теперь понятно. Но что же представляют собой исключительные права? Под исключительными правами понимаются возможности по использованию торгового знака, иной фирменной атрибутики, технологии производства или услуги. Оказывается помощь в организации бизнеса, периодически проводятся консультации, осуществляется обучение персонала.

Система оплаты определяется сторонами. Она может быть фиксированной. В неё включается вознаграждение за дополнительные услуги, либо оплату производят за каждую из них отдельно. Границы использования прав четко очерчены договором. В частности, запрещается внесение малейших изменений в технологию, атрибутику, даже если это несет ущерб. Конечно, речь не идет о совершении правонарушений. Это краткий ответ на вопрос о том, что такое концессия.

Права и обязанности правообладателя

Закон содержит общий перечень обязанностей и прав. В каждом случае они находят свое конкретное выражение:

  • передача технической и иной документации для ведения бизнеса;
  • консультирование по вопросам, возникающим в процессе ведения деятельности;
  • выдача лицензии согласно условиям договора;
  • контроль качества продукции или услуг.

Какими правами обладает владелец франшизы? Основное право - получение платы за оказанные услуги. Не менее серьезное условие - сохранение коммерческой тайны.

Обязанности и права пользователя

Обязанности:

  • использовать фирменное наименование или коммерческое обозначение согласно договору, в частности, полностью выдерживать оформление помещений, форменной одежды сотрудников и т.д.;
  • уровень качества производимых товаров или оказываемых услуг должен быть не меньше, чем у правообладателя;
  • производство того же объема услуг и товаров, как и у правообладателя;
  • хранить коммерческую тайну, конфиденциальные сведения;
  • сообщать потребителям о том, что деятельность ведется на основе концессии.

Право на помощь выражается в организации поставок сырья, оборудования. Расплачивается за них непосредственно получатель. Каким образом и в каком объеме они предоставляются - обуславливается условиями соглашения.

Кроме этого, пользователь имеет право продлить контракт, если работа с ним не вызывает у правообладателя нареканий. Отказ в продлении влечет запрет для правообладателя заключать аналогичное соглашение в той же местности с иным лицом. Ограничение действует 3 года. Обойти ограничение можно. Надо лишь заплатить оговоренную сумму бывшему пользователю. Если же договор концессии продлевается, то положение пользователя не может быть ухудшено.

Как заключается соглашение

Как сделать так, чтобы был действительным? Если правообладатель является иностранной организацией или иностранным гражданином, для него обязательно получение разрешения на ведение деятельности. Этим занимается ФНС. Документ составляется в письменной форме и регистрируется в Роспатенте.

Договор концессии - что это такое, по мнению ведомства? Это текст на бумаге с подписями и реквизитами сторон. Листы соглашения номеруются и прошиваются. Проверяется содержание на соответствие законодательству, если выявляются недостатки, документы направляются заявителю на исправление. Нарушение письменной формы ведет к ничтожности соглашения, его незаконности. Отсутствие регистрации предусматривает иные последствия - договор считается незаключенным. Ни у кого не возникает ни прав, ни обязанностей в связи с этим.

Прохождение процедуры может оказаться сложным этапом, поэтому желательно привлечь опытного юриста в области интеллектуального права. Пренебрежение формальностями не позволит в будущем защитить свои права ни одной из сторон.