Что означает интегрированность методологии msf. Модель процессов msf. Модель проектной группы

Корпорация Майкрософт выпустила в свет пакет руководств по эффективному проектированию, разработке, внедрению и сопровождению решений, построенных на основе своих технологий. Эти знания базируются на опыте, полученном Майкрософт при разработке и сопровождению программного обеспечения, опыте консультантов Майкрософт, разрабатывавших проекты на предприятиях заказчиков, и лучшем из того, что накопила на данный момент IT-индустрия. Всё это представлено в виде двух связанных и хорошо дополняющих друг друга областей знаний: Microsoft Solutions Framework (MSF) и Microsoft Operations Framework (MOF)
(рис. 7.8).

Microsoft Solutions Framework − это комплект взаимосвязанных моделей, концепций и руководств по созданию и внедрению программных и информационных систем уровня предприятия . Он содержит набор интегрированных ресурсов (практические руководства, аудиторные занятия, описания методик и методологий) и принципов, приводящих проектные группы к успеху. MSF не является методологией, а скорее предоставляет гибкие и практические пути применения информационных технологий для решения проблем, обеспечивает структуру, помогающую локализовать проблемы и облегчить принятие эффективных решений.

Рис. 7.8. Взаимосвязь и области применения методологий MSF и MOF

В основе Microsoft Solutions Framework лежат следующие идеи:

o идентификация целей проекта и планирование их достижения;

o формирование факторов успеха;

o управление рисками;

o выпуск промежуточных версий;

o планирование активности каждого члена проектной;

o четко обозначенные контрольные точки (вехи);

o проектные команды небольшой численности.

MOF призван обеспечить организации, создающие критически важные (Mission-Critical) IT-решения на базе продуктов и технологий Microsoft, техническим руководством по достижению их надежности (Reliability), доступности (Availability), удобства сопровождения (Supportability) и управляемости (Manageability). MOF затрагивает вопросы, связанные с организацией обучения и работы персонала, процессов, технологиями и менеджментом в условиях сложных (Complex), распределенных (Distributed) и разнородных (Heterogeneous) IT-сред.



Рис. 7.9. Области ключевых компетенций MOF

MOF основан на лучших производственных методиках, собранных в библиотеке IT Infrastructure Library (ITIL), составленной Агентством правительства Великобритании (Central Computer and Telecommunications Agency) и представляет собой свод ключевых компетенций в 4-х основных разделах реализации и использования программного продукта: «Изменения», «Эксплуатация», «Поддержка» и «Оптимизация» (рис. 7.9). Информация по MOF доступна в Internet по адресу http://www.microsoft.com/mof/.

Модель процесса в MSF формируется на базе итеративной и эволюционной моделей ЖЦ, основывается на сценариях использования, работы выполняет небольшая команда (хотя есть способы масштабирования команд для больших проектов), используется подход к тестированию, основанный на контексте. Модель полностью ориентирована на заказчика − принцип «качества обслуживания заказчика.

В модели поддерживаются следующие потоки работ (Workflow):

o Формулировка целей и задач проекта

o Идентификация факторов успеха проекта

o Создание сценариев и тестирование сценариев

o Создание требований по качеству обслуживания

o Планирование итераций

o Создание архитектуры решения

o Реализация задачи по разработке

o Сборка продукта

o Быстрое тестирование, исправление и закрытие ошибок

o Тестирования требований по качеству обслуживания

o Выпуск продукта

o Управление проектом

В модели проектной команды MSF у каждого члена команды имеются четко очерченные роли и зоны ответственности (рис. 7.10). В основу модели положены следующие принципы:

o взаимозависимые и взаимосвязанные роли в малой команде

o определение роли, особой миссии и зоны ответственности для каждого члена проектной команды

o распределенное управление проектом и ответственность

o каждый сфокусирован на успехе проекта и настроен на работу в течение всего цикла проекта

o эффективные коммуникации между членами команды являются ключевым фактором успеха;

o параллельная работа всех участников команды над проектом

o пользователи и обучающий персонал включены в команду.

В такой группе: общие для всех членов группы цели и конкретные для каждого планы реализации; каждый понимает как проблемы конечного пользователя, так и проблемы разработчика; каждый общается с каждым, и каждый делает реальную работу; каждый несет ответственность за свою работу, в том числе и перед группой.

Менеджер продукта. Обеспечивает коммуникационный канал между заказчиком и проектной командой. Менеджер продукта управляет ожиданиями заказчика, разрабатывает и поддерживает бизнес-контекст проекта. Его работа не связана напрямую с продажей продукта, он сфокусирован на продукте, его задача – определить и обеспечить удовлетворение заказчика. Лучшая кандидатура на эту роль – существующий постоянный пользователь продукта, сотрудник коммерческого отдела или другой представитель заказчика, если он понимает задачи и механику бизнеса.

Рис. 7.10. Роли членов проектной команды MSF

Менеджер проекта. Управляет коммуникациями и взаимоотношениями в проектной команде, является координатором действий, разрабатывает функциональные спецификации и управляет ими, ведет график проекта и отчитывается по состоянию проекта, инициирует принятие критичных для хода проекта решений.

Архитектор, разработчик. Принимает технические решения, которые могут быть реализованы и использованы, создает продукт, удовлетворяющий спецификациям и ожиданиям заказчика, консультирует другие роли в ходе проекта. Разработчик участвует в обзорах, реализует возможности продукта, участвует в создании функциональных спецификаций, отслеживает и исправляет ошибки за приемлемое время. В контексте конкретного проекта разработчик дополнительно может, например, производить инсталляцию программного обеспечения, настройку продукта или услуги.

Разработка сложных программных систем требует детального знания высокоуровневых языков программирования, визуального моделирования, сетевых технологий и проектирования баз данных. В связи с тем, что один человек не может быть экспертом во всех областях этих технологий, важно, чтобы экспертиза во всех областях реализации проекта была представлена соответствующими техническими специалистами, входящими в группу разработчиков, а руководитель этой группы знал и понимал ключевые моменты каждой из этих технических областей.

Тестер. Тестирование включает в себя не только проверку кода. Тестировать надо функциональные спецификации, систему обеспечения производительности, пользовательские интерфейсы, планы внедрения и используемую терминологию. Тестер обеспечивает возможность того, чтобы все особенности и задачи тестирования были известны до выпуска версии продукта, разрабатывает стратегию тестирования и планы тестирования для каждой из фаз проекта. Планы и процедуры тестирования для сложных программных систем должны быть комплексными.

Инструктор. Отвечает за снижение затрат на дальнейшее сопровождение продукта, обеспечение максимальной эффективности работы пользователя. Важно, что речь идет о производительности пользователя, а не системы. Для обеспечения оптимальной продуктивности инструктор собирает статистику по производительности пользователей и создает решения для повышения производительности, с использованием таких технологий, как мультимедиа, видео, HTML, встроенные системы подсказки, мастера, тренажеры и т.п. Инструктор принимает участие во всех обсуждениях пользовательского интерфейса и архитектуры продукта.

Логистик. Задача логистика – обеспечить «гладкое» внедрение и развитие продукта. Обычной является ситуация, когда внедрение продукта стоит дороже его разработки. Логистик должен обеспечить такое состояние дел, чтобы заказчик был готов к внедрению, чтобы вовремя были выполнены все подготовительные работы и существовала необходимая инфраструктура.

Помимо перечисленных ролей, можно выделить еще «роли поддержки и сопровождения». Это специалисты и эксперты в ключевых точках инфраструктуры. Они привлекаются к работам, когда это необходимо, но не принимают решений. Если численность проектной комнды меньше шести человек, то часть ролей может совмещаться, и их будет выполнять один человек. MSF дает рекомендации по совместимости нескольких различных ролей. На рис. 7.11 показаны рекомендации по совмещению ролей.

В настоящее время существуют наборы программных продуктов для поддержки командной работы. На наш взгляд одним из таких интересных и недорогих наборов является следующий: Visual Studio Team System 2010 (интегрированное средство управления программными проектами), SQL Server 2008 (одно из наиболее эффективных средств для хранения и управления данными) и BizTalk Server 2010 (средство для управления и автоматизации бизнес-процессов), с помощью которого можно полностью реализовать все задачи по разработке мобильного программного приложения небольшой по численности командой.

Методология Scrum

Методология Scrum – это набор принципов, на которых строится процесс разработки, позволяющий в жёстко фиксированные небольшие промежутки времени («спринты») от двух до четырех недель предоставлять конечному пользователю работающее ПО с новыми возможностями, для которых определён наибольший приоритет. Возможности ПО к реализации в очередном спринте определяются в начале спринта на этапе планирования и не могут изменяться на всём его протяжении. При этом строго-фиксированная небольшая длительность спринта придаёт процессу разработки предсказуемость и гибкость .

Методология устанавливает правила управления процессом разработки, применяет итеративную модель и позволяет использовать уже существующие практики кодирования, корректируя требования или внося тактические изменения. Использование этой методологии дает возможность выявлять и устранять отклонения от желаемого результата на более ранних этапах разработки программного продукта, реализуя тем самым заданное качество.

В методологии Scrum имеется всего три роли.

Scrum Master – самая важная роль в методологии. Как правило, эту роль в проекте играет менеджер проекта или team-leader. В обязанности Scrum Master"а входит обеспечение максимальной работоспособности и продуктивности команды, четкого взаимодействия между всеми участниками проекта, своевременное решение всех проблем, тормозящих или останавливающих работу, ограждение команды от всех воздействий извне во время итерации и обеспечение следования процессу всех участников проекта.

Product Owner – человек, поставляющий требования программистам. Обычно Product Owner является представителем заказчика или представляет рынок, на котором реализуется продукт. Product Owner должен составить бизнес-план и план развития с требованиями. Исходя из имеющейся информации, Product Owner подготавливает список требований, ранжированный по значимости. В обязанности участника проекта входит своевременное предоставление требований к продукту, определение дат и содержания релизов, эффективное управление приоритетами и корректировка требований.

Team – команда, состоящая из пяти–девяти человек. В нее входят люди с различными навыками – разработчики, аналитики, тестировщики. В отличие от методологии MSF здесь нет заранее определенных и поделенных ролей в команде, ограничивающих область действий членов команды. Первая задача такой команды – поставить реально достижимую, прогнозируемую, значимую цель для итерации. Вторая задача – реализовать эту цель в отведенные сроки и с заявленным качеством. Цель итерации считается достигнутой, если все поставленные задачи реализованы, весь код написан по стандартам кодирования, программа протестирована и все найденные дефекты устранены. В обязанности всех членов Scrum-Team входит участие в выборе цели итерации и определение результата работы. Они должны эффективно взаимодействовать со всеми участниками команды, самостоятельно организовывать свою работу, предоставлять владельцу рабочий продукт в конце каждого цикла.


Рис. 7.12. Процессы и артефакты в методологии Scrum

Артефакты в методологии Scrum (рис. 7.12):

Product Backlog – это имеющихся на данный момент список деловых и технических требований к системе с указанием приоритетов. Product Backlog включает в себя задачи, технологии, проблемы, запросы ошибки и т.д. Элементы этого списка называются «историями» (User Story) или элементами Backlog’a (Backlog Items). Product backlog открыт для редактирования для всех участников Scrum-процесса.

Sprint Backlog содержит функциональность, выбранную Product Owner из Product Backlog. Все функции разбиты по задачам, каждая из которых оценивается и выполняется командой в соответствии с гибким планом работ.

Burndown chart показывает, сколько уже исполнено и сколько ещё остаётся сделать.

Результатом Sprint является готовый продукт, который можно передавать заказчику. Каждый sprint представляет собой «водопад». В течение спринта делаются все работы по сбору требований, дизайну, кодированию и тестированию продукта.

Такая итеративная разработка, в конце которой создается готовый к использованию продукт, применяется во многих гибких методологиях. Но в Scrum хорошо реализован процесс сбора функций и их распределение по итерациям. Спорный момент здесь – отсутствие жестко заданного распределения ролей и обязанностей в команде. Принцип «все ответственны за всё» работает далеко не всегда, наоборот, четкое распределение ролей позволит сконцентрироваться сотрудникам только на тех работах, где они могут принести максимум пользы.

Как и многие другие гибкие методологии, Scrum требует постоянного участия представителя заказчика или наличия представителя рынка. В обоих случаях всё не так хорошо, как описывается в стартовой модели. Заказчик не всегда может полностью определить, что именно ему нужно, а частое изменение требований вносит неопределённость и может сильно замедлить работу. Представитель рынка выявляет интересы некоторого количества конкретных покупателей, а определение интересов абстрактной целевой группы возможных пользователей – процесс, требующий продолжительных исследований.

Тем не менее, методология Scrum является одной из самых применяемых гибких (Agile) методологий, когда необходимо в сжатые сроки небольшой командой изготовить и передать заказчику качественный продукт.

И, наконец, третий путь коммерциализации перспективной идеи программного приложения – это организовать компанию «с нуля» и запустить производство продукта на промышленной основе.

Компания Microsoft подготовила и применяет несколько методик для покрытия не только ЖЦИС, но и технологической инфраструктуры, их поддерживающей.

В контексте рассмотрения ЖЦПО нас интересует именно методология разработки: как являющийся одним из основных аспект управления и взаимодействия участников процесса, так и другие области знаний (управление рисками, планирование). В целом охватываемые MSF дисциплины описаны в пяти частях (так называемых белых книгах), однако интересно, что командами консультантов Microsoft применяется на практике не этот ресурс, а методика MSF for Agile Software Development, которая является прикладным вариантом MSF и отражает общий методологический подход к итеративной разработке.

Если обратиться непосредственно к процессу разработки и внедрения, то его характеризуют:

  • итеративность;
  • формирование в качестве результата ИТ-решения.

ИТ-решение - скоординированная поставка набора элементов (таких как программно-технические средства, документация, обучение, сопровождение и внешние коммуникации), необходимых для удовлетворения некоторой бизнес потребности конкретного заказчика.

Именно ИТ-решения (а не просто программные продукты, поставляемые в виде дистрибутивов) являются основным продуктом и результатом процесса разработки и внедрения по MSF (несмотря на то что аналогичная философия лежит в основе многих методологий, все равно термин «программный продукт» является очень распространенным).

Основной состав MSF - это две модели и три дисциплины, которые подробно рассматриваются в пяти белых книгах. В состав MSF входят:

  • модели:
    • - модель группы,
    • - модель процессов;
  • дисциплины:
  • - дисциплина «Управление проектами»,
  • - Дисциплина «Управление рисками»,
  • - Дисциплина «Управление готовностью».

Модель процессов. Модель процессов - это «основа основ» методологии MSF. Модель процессов MSF основана на сочетании водопадной и спиральной моделей жизненного цикла ИС. Таким образом, в методологии MSF проект реализуется поэтапно, все этапы могут повторяться «по спирали», а между этапами существуют заранее определенные контрольные точки (рис. 7.20).

Модель совмещает предсказуемость и широкие возможности планирования из водопадной модели с вариативным подходом к решению задач, который присущ спиральным моделям. В результате удается добиться высокой степени прогнозируемое™, учитывать текущие условия и окружение, а также проводить работу на уровне всего предприятия.

Создание общей картины ИТ-решения. Первый этап модели MSF - это Создание общей картины ИТ-решения. Задачи этапа таковы:

  • определить проектную команду;
  • определить структуру проекта;
  • определить бизнес-цели проекта;
  • оценить текущую ситуацию;
  • сформировать документ с описанием общей картины и областью действия проекта;
  • определить требования пользователей;
  • разработать концепции для ИТ-решсния;
  • оценить риски;
  • закрыть этап.

Рис. 7.20.

Этап содержит в себе две контрольные точки: «Костяк команды сформирован» и «Общая картина ИТ-решения создана».

Первая контрольная точка не сводится к получению полного пофамильного списка участников проекта. Для достижения этой контрольной точки требуется определить роли и обязанности членов команды, а также определить иерархии ответственности и отчетности. Также данная контрольная точка предполагает, что определена общая структура команды и налажены каналы взаимодействия с заказчиком.

Контрольная точка «Общая картина ИТ-решения создана» предполагает разработку концепции ИТ-решения, которым команда будет руководствоваться в дальнейшем для достижения бизнес-целей, декларированных в проекте. Контрольная точка характеризуется наличием описания того, что входит в проект, а что не входит. При этом документ не является итоговым: к данной точке создается предварительная рецензируемая версия.

Завершение этапа происходит, когда достигнута третья контрольная точка - «Документ общей картины и области действия проекта утвержден».

Планирование. На этапе Планирования от команды требуется понять, каким будет продукт и его реализация. На этом этапе происходит формирование функциональной спецификации, производится детализация плана работ, осуществляется оценка бюджета и сроков, требующихся для реализации проекта.

Анализ требований также выполняется на этапе Планирования. В методологии MSF принято разделять требования на четыре типа: бизнес-требования, пользовательские требования, функциональные требования и системные требования. Вслед за этим команда приступает к разработке проекта решения и планированию профилей пользователей. На основе выделенных профилей разрабатываются сценарии применения, которые будут выполняться пользователями одного типа. Кроме того, рассматриваются альтернативные варианты использования системы.

Задачи Планирования могут быть сформулированы следующим образом:

  • разработать архитектуру ИТ-решения;
  • сформировать функциональную спецификацию;
  • разработать проектные планы;
  • сформировать календарный график работ;
  • создать среду разработки, тестирования и тестовой эксплуатации;
  • закрыть этап.

Планирование - достаточно сложный и обширный этап, который насчитывает пять контрольных точек:

  • функциональная спецификация создана;
  • план управления рисками создан;
  • среда разработки и тестирования определена;
  • план и календарный график проекта созданы;
  • проектные планы утверждены.

Все результаты данного этапа в дальнейшем используются для принятия компромиссных решений.

Разработка. Этап Разработки подразумевает непосредственное создание ИТ-решения, т.е. написание и документацию программного кода. Убедившись, что задачи предыдущих этапов выполнены, проектная команда приступает к реализации задач, характерных для этапа разработки:

  • создать прототип ИТ-решения;
  • разработать программные компоненты ИТ-решения;
  • создать готовое ИТ-решение (рассматривается как последовательность промежуточных выпусков);
  • закрыть разработку (реализовать все функции в ИТ-решении, поставить код и документацию заказчику).

В методологии MSF выделяют следующие результаты разработки:

  • исходный программный код и исполняемые файлы;
  • сценарии установки и конфигурации для развертывания;
  • итоговая функциональная спецификация;
  • элементы поддержки ИТ-решения;
  • спецификации и сценарии тестирования.

Этап разработки также содержит и контрольные точки, основная из которых - «Итоговое утверждение области действия проекта». Эта контрольная точка считается достигнутой, когда все функции продукта реализованы и прошли предварительное тестирование. Считается, что после этого ИТ-решение пригодно к внешнему тестированию и началу стабилизации.

Стабилизация. Этап Стабилизации нужен, чтобы довести продукт до требуемого уровня качества. Стабилизация предполагает проведение всеобъемлющего тестирования с целью обнаружения и устранения дефектов. Кроме того, в рамках этапа Стабилизации проверяются сценарии развертывания и осуществляется пробная эксплуатация ИТ-ретения.

Тестирование включает следующие виды активности:

  • тестирование компонентов;
  • тестирование БД;
  • тестирование ИТ-инфраструктуры;
  • тестирование безопасности;
  • тестирование интеграции;
  • тестирование эргономичности;
  • нагрузочное тестирование;
  • регрессивное тестирование;
  • ведение отчетности по тестированию.

Следующая задача - пробная эксплуатация. Для этого ИТ-рсшсние развертывается на рабочих местах для эксплуатации группой тестировщиков со стороны заказчика, которые в дальнейшем будут непосредственно работать с ИТ-решением. Важно проверить способность ИТ-решения функционировать в реальных рабочих сценариях.

Важнейшая контрольная точка - это «Появление версии ИТ-решения, в которой не найдено критических ошибок». После этого выпускается несколько финальных версий, одна из которых, признанная наиболее удачной, развертывается для пробной эксплуатации. Финальная контрольная точка для этого этапа - «Подтверждение готовности продукта к развертыванию в промышленной среде».

Развертывание. Этап Развертывания включает установку ИТ-решения, промышленную стабилизацию и окончательную передачу заказчику и группе сопровождения. Основные контрольные точки этапа:

  • основные компоненты развернуты;
  • решение развернуто;
  • решение стабилизировано;
  • решение передано в эксплуатацию заказчику.

Важно понимать, что очень трудно определить формальное завершение этапа Развертывания. Причина кроется в том, что неполадки могут выявляться и в ходе промышленной эксплуатации. Таким образом, требуется четкое определение условий достижения финальной контрольной точки в каждом конкретном проекте.

Модель группы. Управление проектной командой - важная часть MSF. Методология включает детально проработанную Модель группы. Модель группы возникла как ответ на потребность в четком понимании ролей, обязанностей и задач каждого члена проектной команды (табл. 7.12). Считается, что такая модель способствует мотивации сотрудников, упрощает работу и повышает эффективность их деятельности.

Таблица 7.12

Роли, цели и функциональные области MSF

Функциональные области

Управление продуктами

Обеспечить бизнес-ценность решения. Определить решение в рамках ограничений проекта.

Обеспечить выполнение требований

Коммуникации.

Аналитика.

Планирование

Управление программой

Реализовать проект в рамках ограничений. Реализовать средства, с помощью которых выполняются требования

Управление проектом. Управление программой. Управление ресурсами. Обеспечение выполнения. Управление качеством. Операции проекта

Разработка

Построить ИТ-решение в соответствии со спецификациями

Разработка ИТ-решения. Технологическое консультирование

Тестирование

Проверить соответствие ИТ-решения заданным условиям качества. Утвердить выпуск ИТ-решения

Все виды тестирования

Выпуск и эксплуатация

Развернуть ИТ-решение и обеспечить переход к эксплуатации.

Обеспечить выполнение потребностей и ожиданий бизнес-подразделений заказчика

Управление выпусками. Инфраструктура.

Операции.

Управление сборками.

У правление инструментами

Оптимизировать удобство использования ИТ-решеиия.

Обеспечить готовность пользователей к работе с ИТ-решеиием.

Обеспечить выполнение требований и ожиданий пользователей

Специальные возможности. Взаимодействие со службой поддержки.

Обучение.

Удобство использования. Проектирование пользовательского интерфейса

Для крупных проектов с большими командами внедрения могут дополнительно создаваться группы направлений и функциональные группы, причем MSF даже предлагает таблицу совместимости ролей, показывающую, какие из них допустимо, нежелательно или совсем нельзя совмещать (табл. 7.13).

Важно понимать, что некоторые роли не должны выполняться одним человеком. К примеру, возложение ответственности по Управлению продуктом и Управлению программой на одного человека может привести к конфликту интересов, так как менеджер проекта должен контролировать основные процессы в области стоимости, сроков, взаимодействия команды, рисков и т.д., а не определять приоритеты бизнеса. Есть и роль, которую вообще не рекомендуется совмещать с другими, - роль Разработчика, что сделано исходя из предположения, что его активности являются наиболее критичными в проекте и любое наделение разработчиков дополнительными обязанностями приведет к срыву план-графика проекта.

Таблица 7.13

Варианты совмещения ролей в MSF

Управление

продуктами

Управление

программой

Разработка

Тестирование

и эксплуатация

Взаимодействие с пользователем

Управление продуктами

Управление программой

Разработка

Тестирование

Выпуск и эксплуатация

Взаимодействие с пользователем

Таким образом, в отличие от многих других корпоративных методологий, определенные в MSF этапы/всхи, состав проектной группы, ролевая модель и другие элементы подходят нс только для решений Microsoft. А значит, MSF представляет собой более гибкий и универсальный подход для внедрения других систем или программных продуктов.

On Target. Методология внедрения решений On Target была разработана компанией Navision для внедрения своих программных продуктов. После приобретения Navision корпорацией Microsoft было принято решение доработать On Target, к тому моменту содержавшую шаблоны описаний бизнес-процессов, документации, организационных структур ИТ и квалификационных требований к специалистам (табл. 7.14).

Таблица 7.14

Этапы в методологии On Target

Действия

Проектирование

Сформировать нефункциональные требования к ИС. Сформировать принципы реализации требований

Проектирование реализации функциональных требований в ИС.

Описание интерфейсов и модификаций. Уточнение плана и бюджета

Разработка и тестирование

Разработать И С. Протестировать И С

Разработка и тестирование функциональности.

Разработка и тестирование интерфейсов. Разработка модификаций и дополнений

Развертывание

Развернуть систему на предприятии заказчика

Развертывание на рабочие места. Настройка прав и уровней доступа. Верификация начальных данных и операций.

Перенос данных.

Обучение и подготовка инструкций на рабочие места

Эксплуатация

Запустить ИС в эксплуатацию.

Осуществить сдачу- приемку ИС

Запуск ИС в эксплуатацию. Опытная эксплуатация ИС. Сдача-приемка ИС

В силу того что к моменту приобретения Navision у Microsoft уже применялись свои проверенные корпоративные методологии MSF и MOF, в дальнейшем On Target была дополнена и к моменту выведения на рынок Microsoft Dynamics превратилась в результате доработок в MS Dynamics Sure Step/Microsoft Business Solutions Partner Methodology.

Microsoft Business Solutions Partner Methodology. MBS Partner Methodology - это дальнейшее развитие On Target. Эта методология ставит своей целью не просто создание ИС, но также максимальное удовлетворение потребностей заказчика.


Рис. 7.21.

Как можно видеть на рис. 7.21, этапы не сильно отличаются от аналогичных в On Target. На этапе Диагностики производится анализ и описание бизнес-процессов компании заказчика, а также выявляются ключевые бизнес-потребности. Производится первоначальное определение бюджета, сроков, границ и результатов проекта. Создается рабочая группа, причем сотрудники заказчика, вошедшие в нее, содействуют в проведении диагностики предприятия. В конце стадии формируются отчеты о проведенной диагностике, фиксируются ограничения проекта, документируются предложения по разработке и внедрению ИС.

Роли в проекте приведены на рис. 7.22.


Рис. 7.22.

На этапе Анализа окончательно формируются Управляющий комитет и проектная группа. Формируются такие документы, как План проекта, Устав проекта, Порядок отчетности, а также определяются условия сдачи-приемки и принципы управления изменениями и рисками. Сотрудники клиента знакомятся с базовой функциональностью продукта за счет проведения тренингов. Требования к ИС уточняются и детализируются, в результате чего формируется Спецификация функциональных требований. Формируются первые варианты интерфейсов, а предприятие начинает готовиться к изменению бизнес-процессов.

На этапе Проектирования на основе Технического задания формируется Программный дизайн, который описывает функциональность ИС, интерфейсы с внешними ИС, порядок тестирования, разработки и приемки. На данном этапе производится также планирование контроля качества, уточняются сроки и ресурсы проекта.

Вслед за этим начинается этап Разработки и тестирования. В самом начале этапа производится настройка среды для разработки, среды для тестирования и среды для интеграции. Производится первоначальная реализация функций и интерфейсов, которые сразу же тестируются. Вслед за этим результаты разработки передаются заказчику, который также производит тестирование. Производится исправление ошибок, а заказчик корректирует требования. Далее разработка и тестирование повторяются. Наконец, наступает комплексное тестирование ИС у заказчика.

Производится финальное обнаружение ошибок и изменение требований. Все результаты разработки после этого объединяются в единую рабочую среду. Система настраивается, в нее переносятся данные. Конец этапа - эго финальные испытания и начало подготовки к сдаче-приемке.

Развертывание начинается с официальной сдачи проекта заказчику. Заказчик оценивает достижение целей проекта на основе определенных ранее критериев успеха. Далее начинается подготовка системы к запуску в промышленную эксплуатацию. Производится обучение конечных пользователей. Осуществляется первоначальная поддержка специалистами исполнителя. В конце этапа происходит официальное завершение проекта, который оценивается заказчиком.

И, наконец, наступает этап Начального сопровождения. Выполняется регулярная (и даже ежедневная) поддержка работы заказчика с ИС. Система периодически обновляется, причем в новых версиях устраняют ошибки. Производится мониторинг изменения требований заказчика. Может начаться планирование новых проектов.

MSF опирается на практический опыт Microsoft и описывает управление людьми и рабочими процессами в процессе разработки решения.

MSF представляет собой согласованный набор концепций, моделей и правил.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Следует отметить, что Microsoft разработала на базе общих методов MSF методики для прикладного и специализированного применения. Причём, Microsoft сертифицирует экспертов именно по прикладным знаниям в применении MSF (например, сертификация MCTS 74-131 по экспертизе в методике управления проектами). Перед тем, как изучать методы MSF, следует сначала определить, какой прикладной вариант MSF имеется в виду.

    Наиболее популярные прикладные варианты MSF, разработанные Microsoft:

    • методика внедрения решений в области Управления проектами;
    • методика управления IT-проектами на базе методологий MSF и Agile.

    Важность прикладных вариантов MSF подчёркивает тот факт, что в «чистом варианте» саму методику MSF в своих IT-проектах компания Microsoft не использует. В проектах Microsoft Consulting Services используется гибридная методология MSF и Agile. Несмотря на внешние существенные различия прикладных вариантов MSF, разработанных экспертами Microsoft, общая база методов MSF для них остается общая и отражает общие методологические подходы к итеративному ведению проектов.

    MOF призван обеспечить организации, создающие критически важные (англ. mission-critical ) IT решения на базе продуктов и технологий Microsoft, техническим руководством по достижению их надёжности (англ. reliability ), доступности (англ. availability ), удобства сопровождения (англ. supportability ) и управляемости (англ. manageability ). MOF затрагивает вопросы, связанные с организацией персонала и процессов, технологиями и менеджментом в условиях сложных (англ. complex ), распределённых (англ. distributed ) и разнородных (англ. heterogeneous ) IT-сред. MOF основан на лучших производственных методиках, собранных в IT Infrastructure Library (ITIL), составленных Central Computer and Telecommunications Agency - Агентством правительства Великобритании.

    Создание бизнес-решения в рамках отведенных времени и бюджета требует наличия испытанной методологической основы. MSF предлагает проверенные методики для планирования, проектирования, разработки и внедрения успешных IT-решений. Благодаря своей гибкости, масштабируемости и отсутствию жестких инструкций MSF способен удовлетворить нужды организации или проектной группы любого размера. Методология MSF состоит из принципов, моделей и дисциплин по управлению персоналом, процессами, технологическими элементами и связанными со всеми этими факторами вопросами, характерными для большинства проектов.

    MSF состоит из двух моделей и трех дисциплин. Они подробно описаны в 5 whitepapers. Начинать изучение MSF лучше с моделей, а затем перейти к дисциплинам.

    MSF содержит:

    • модели :
      • модель проектной группы
      • модель процессов
    • дисциплины :
      • дисциплина управление проектами
      • дисциплина управление рисками
      • дисциплина управление подготовкой

    Модель проектной группы MSF

    Модель проектной группы MSF (MSF Team Model) описывает подход Майкрософт к организации работающего над проектом персонала и его деятельности в целях максимизации успешности проекта. Данная модель определяет ролевые кластеры, их области компетенции и зоны ответственности, а также рекомендации членам проектной группы, позволяющие им успешно осуществить свою миссию по воплощению проекта в жизнь.

    Модель проектной группы MSF разрабатывалась в течение нескольких лет и возникла в результате осмысления недостатков пирамидальной, иерархической структуры традиционных проектных групп.

    В соответствии с моделью MSF проектные группы строятся как небольшие многопрофильные команды, члены которых распределяют между собой ответственность и дополняют области компетенций друг друга. Это дает возможность четко сфокусировать внимание на нуждах проекта. Проектную группу объединяет единое видение проекта, стремление к воплощению его в жизнь, высокие требования к качеству работы и желание самосовершенствоваться.

    Ниже описываются основные принципы, ключевые идеи и испытанные методики MSF в применении к модели проектной группы.

    MSF включает в себя ряд основных принципов . Вот те из них, которые имеют отношение к успешной работе команды:

    1. Распределение ответственности при фиксации отчетности
    2. Наделяйте членов команды полномочиями
    3. Концентрируйтесь на бизнес-приоритетах
    4. Единое видение проекта
    5. Проявляйте гибкость - будьте готовы к переменам
    6. Поощряйте свободное общение

    Успешное использование модели проектной группы MSF основывается на ряде ключевых концепций (key concepts):

    1. Команда соратников
    2. Сфокусированность на нуждах заказчика
    3. Нацеленность на конечный результат
    4. Установка на отсутствие дефектов
    5. Стремление к самосовершенствованию
    6. Заинтересованные команды работают эффективно

    MSF основан на постулате о шести качественных целях, достижение которых определяет успешность проекта. Эти цели обуславливают модель проектной группы. В то время как за успех проекта ответственна вся команда, каждый из её ролевых кластеров, определяемых моделью, ассоциирован с одной из упомянутых шести целей и работает над её достижением.

    В проектную группу входят такие ролевые кластеры :

    • управление программой
    • управление продуктом
    • разработка
    • тестирование
    • управление релизом
    • удовлетворение потребителя

    Они ответственны за различные области компетенции (functional areas) и связанные с ними цели и задачи. Иногда ролевые кластеры называются просто ролями. Но в любом случае суть концепции остается той же - построить основу производственных отношений и связанную с ней модель команды такими, чтобы они были приспосабливаемыми (масштабируемыми) для удовлетворения нужд любого проекта.

    Как уже было сказано выше, проектная группа по MSF состоит из шести ролевых кластеров, каждый из которых отвечает за :

    • управление программой (program manager) - разработку архитектуры решения, административные службы;
    • разработку (developer) - разработку приложений и инфраструктуры, технологические консультации;
    • тестирование (QAE) - планирование, разработку тестов и отчетность по тестам;
    • управление выпуском (release manager) - инфраструктуру, сопровождение, бизнес-процессы, выпуск готового продукта;
    • удовлетворение заказчика (user experience) - обучение, эргономику, графический дизайн, техническую поддержку;
    • управление продуктом (product manager) - бизнес-приоритеты, маркетинг, представительство интересов заказчика.

    Наличие шести ролевых кластеров не означает, что количество членов команды должно быть кратным шести - один человек может совмещать несколько ролей и наоборот, ролевой кластер может состоять из нескольких лиц в зависимости от размера проекта, его сложности и профессиональных навыков, требуемых для реализации всех областей компетенции кластера. Минимальный коллектив по MSF может состоять всего из трех человек . Модель не требует назначения отдельного сотрудника на каждый ролевой кластер. Смысл состоит в том, что в команде должны быть представлены все шесть качественных целей. Обычно, выделение как минимум одного человека на каждый ролевой кластер обеспечивает полноценное внимание к интересам каждой из ролей, но это экономически оправданно не для всех проектов. Зачастую члены проектной группы могут объединять роли.

    В малых проектных группах объединение ролей является необходимым. При этом должны соблюдаться два принципа:

    1. Роль команды разработчиков не может быть объединена ни с какой другой ролью.
    2. Избежание сочетания ролей, имеющих предопределенные конфликты интересов.

    Как и в любой другой командной деятельности, подходящая комбинация ролей зависит от самих членов команды, их опыта и профессиональных навыков. На практике совмещение ролей встречается нередко. И если проектная группа производит его обдуманно и управляет связанными с таким объединением рисками, возникающие проблемы будут минимальными.

    MSF не предоставляет конкретных рецептов управления проектами и не содержит объяснений разнообразных методов работы, которые применяют опытные менеджеры. Принципы MSF формируют такой подход к управлению проектами , при котором:

    • ответственность за управление проектом распределенная между лидерами ролевых кластеров внутри команды - каждый член проектной группы отвечает за общий успех проекта и качество создаваемого продукта.
    • профессиональные менеджеры выступают в качестве консультантов и наставников команды, а не выполняют функции контроля над ней - в эффективно работающей команде каждый её член имеет необходимые полномочия для выполнения своих обязанностей и уверен, что получит от коллег все необходимое.

    Как следует из вышесказанного, одна из характерных особенностей MSF - отсутствие должности менеджера проекта!

    Модель проектной группы MSF предлагает разбиение больших команд (более 10 человек) на малые многопрофильные группы направлений (feature teams). Эти малые коллективы работают параллельно, регулярно синхронизируя свои усилия. Кроме того, когда ролевому кластеру требуется много ресурсов, формируются т. н. функциональные группы (functional teams), которые затем объединяются в ролевые кластеры.

    Использование ролевых кластеров не подразумевает и не навязывает никакой специальной структуры организации или обязательных должностей. Административный состав ролей может широко варьироваться в разных организациях и проектных группах. Чаще всего роли распределяются среди различных подразделений одной организации, но иногда часть их отводится сообществу потребителей или внешним по отношению к организации консультантам и партнерам. Ключевым моментом является четкое определение работников, ответственных за каждый ролевой кластер, их функций, ответственности и ожидаемого вклада в конечный результат.

    Модель проектной группы MSF не обеспечивает успех сама по себе. Есть много других факторов, определяющих успех или неудачу проекта, но структура проектной группы, безусловно, вносит существенный вклад.

    Подходящая структура команды является фундаментом успеха, и реализация модели MSF с использованием лежащих в её основе принципов поможет сделать проектные группы более эффективными и, как следствие, более успешными.

    Модель процессов MSF

    Модель процессов MSF (MSF process model) представляет общую методологию разработки и внедрения IT решений. Особенность этой модели состоит в том, что благодаря своей гибкости и отсутствию жестко навязываемых процедур она может быть применена при разработке весьма широкого круга IT проектов. Эта модель сочетает в себе свойства двух стандартных производственных моделей: каскадной (waterfall) и спиральной (spiral). Модель процессов в MSF 3.0 была дополнена ещё одним инновационным аспектом: она покрывает весь жизненный цикл создания решения, начиная с его отправной точки и заканчивая непосредственно внедрением. Такой подход помогает проектным группам сфокусировать своё внимание на бизнес-отдаче (business value) решения, поскольку эта отдача становится реальной лишь после завершения внедрения и начала использования продукта.

    Процесс MSF ориентирован на «вехи » (milestones) - ключевые точки проекта, характеризующие достижение в его рамках какого-либо существенного (промежуточного либо конечного) результата. Этот результат может быть оценен и проанализирован, что подразумевает ответы на вопросы: «Пришла ли проектная группа к однозначному пониманию целей и рамок проекта?», «В достаточной ли степени готов план действий?», «Соответствует ли продукт утверждённой спецификации?», «Удовлетворяет ли решение нужды заказчика?» и т. д.

    Модель процессов MSF учитывает постоянные изменения проектных требований. Она исходит из того, что разработка решения должна состоять из коротких циклов, создающих поступательное движение от простейших версий решения к его окончательному виду.

    Модель процессов MSF тесно связана с базовыми принципами MSF, рассмотренными выше. Вообще говоря, тремя особенностями модели процессов MSF являются:

    • Подход, основанный на фазах и вехах.
    • Итеративный подход.
    • Интегрированный подход к созданию и внедрению решений.

    Модель процессов включает такие основные фазы процесса разработки:

    • Выработка концепции (Envisioning)
    • Планирование (Planning)
    • Разработка (Developing)
    • Стабилизация (Stabilizing)
    • Внедрение (Deploying)

    Кроме этого существует большое количество промежуточных вех , которые показывают достижение в ходе проекта определенного прогресса и расчленяют большие сегменты работы на меньшие, обозримые участки. Для каждой фазы модели процессов MSF определяет:

    • что (какие артефакты) является результатом этой фазы
    • над чем работает каждый из ролевых кластеров на этой фазе

    В рамках MSF программный код, документация, дизайн, планы и другие рабочие материалы создаются, как правило, итеративными методами. MSF рекомендует начинать разработку решения с построения, тестирования и внедрения его базовой функциональности. Затем к решению добавляются все новые и новые возможности. Такая стратегия именуется стратегией версионирования. Несмотря на то, что для малых проектов может быть достаточным выпуск одной версии, рекомендуется не упускать возможности создания для одного решения ряда версий. С созданием новых версий эволюционирует функциональность решения.

    Итеративный подход к процессу разработки требует использования гибкого способа ведения документации. «Живые» документы (living documents) должны изменяться по мере эволюции проекта вместе с изменениями требований к конечному продукту. В рамках MSF предлагается ряд шаблонов стандартных документов, которые являются артефактами каждой стадии разработки продукта и могут быть использованы для планирования и контроля процесса разработки.

    Решение не представляет бизнес-ценности, пока оно не внедрено. Именно по этой причине модель процессов MSF содержит весь жизненный цикл создания решения, включая его внедрение - вплоть до момента, когда решение начинает давать отдачу.

    Управление рисками

    Управление рисками (risk management) - это одна из ключевых дисциплин Microsoft Solutions Framework® (MSF). MSF видит в изменениях и возникающей из-за них неопределенности неотъемлемые части жизненного цикла информационных технологий. Дисциплина управления рисками в MSF (MSF risk management discipline) отстаивает превентивный подход к работе с рисками в условиях такой неопределенности, непрерывное оценивание рисков и использование информации о рисках в рамках процесса принятия решений на протяжении всего жизненного цикла проекта. Данная дисциплина предлагает принципы, идеи и рекомендации, подкрепленные описанием пошагового процесса для успешного активного управления рисками. Этот процесс включает в себя выявление и анализ рисков; планирование и реализацию стратегий по их профилактике и смягчению возможных последствий; отслеживание состояния рисков и извлечение уроков из обретенного опыта. Девиз MSF - мы не боремся с рисками - мы ими управляем .

    Как уже говорилось выше, в MSF нет роли «менеджер проекта». Деятельность по управлению проектом распределяется между лидерами групп и ролевым кластером «Управление программой».

    Для лидеров групп и ролевого кластера «Управление программой» инструментом управления проектом, облегчающим создание планов и календарных графиков, является WBS . Иерархическая структура работ (Work Breakdown Structure - WBS) - это структуризация работ проекта, отражающая его основные результаты и определяющая его рамки. Работа, не описанная в WBS, находится вне границ проекта. В MSF создание WBS является коллективной деятельностью, в которую вовлекаются все ролевые кластеры. Каждая роль ответственна за предоставление детального описания собственной работы.

    Управление подготовкой

    Управление подготовкой - это также одна из ключевых дисциплин Microsoft Solutions Framework (MSF). Она посвящена управлению знаниями, профессиональными умениями и способностями, необходимыми для планирования, создания и сопровождения успешных решений. Дисциплина управления подготовкой MSF описывает фундаментальные принципы MSF и дает рекомендации по применению превентивного подхода к управлению знаниями на протяжении всего жизненного цикла информационных технологий. Эта дисциплина также рассматривает планирование процесса управления подготовкой. Будучи подкрепленной испытанными практическими методиками, дисциплина управления подготовкой предоставляет проектным группам и отдельным специалистам базу для осуществления этого процесса.

    .

    В последние годы мы видим, что ведущие поставщики средств разработки ПО (в первую очередь IBM Rational и Borland) от выпуска отдельных инструментов переходят к созданию комплексных платформ управления жизненным циклом приложений (ALM). Microsoft пока не форсирует процесс формирования полного спектра ALM-решений для автоматизации различных этапов производства ПО, хотя движется именно в этом направлении и основной акцент делает на средствах проектирования и разработки - Visio, Visual Studio и т. д.

    Однако для реализации идеологии ALM на практике необходим не только набор инструментов сам по себе, но и общая методологическая база. Microsoft уже более десяти лет занимается развитием собственной ALM-методологии под названием Microsoft Solutions Framework (MSF). Может показаться неожиданным, но MSF в целом - по сути платформно-независимая методология, детально описывающая отдельные процессы на уровне абстракций. Инструменты самой Microsoft присутствуют в ней в минимальной степени, лишь как примеры реализации тех или иных рекомендаций. Вместе с тем, хотя и неявно, концепция эта четко выражает общую нацеленность средств разработки корпорации (круг задач, для решения которых они предназначены), что очень хорошо видно из анализа динамики ее развития. Так, если десять лет назад MSF была ориентирована на создание локальных клиентских приложений, то сегодня - на разработку и внедрение сложных систем масштаба предприятия.



    v “Модель процессов MSF”;

    v “Модель проектной группы MSF”;

    v “Дисциплина управления проектами MSF”;

    v “Дисциплина управления рисками MSF”;

    v “Дисциплина управления подготовкой MSF”.

    Предметной областью рассматриваемой методологии является IT -проект (разработка ПО, внедрение/адаптация уже разработанных систем, разворачивание сетевой инфраструктуры или всё вышеперечисленное в комплексе).

    Сегодня наиболее распространена спиральная модель процессов жизненного цикла проектов разработки ПО, которая обычно ориентируется на крайний случай, когда требования и параметры проекта непрерывно корректируются, а новые требования формулируются лишь по мере необходимости выполнения конкретных работ. Такая схема часто ассоциируется с понятием "экстремальной разработки"; при этом исполнитель и заказчик работают в постоянном тесном сотрудничестве, клиент привлекается на каждом этапе, формулируя свои соображения по поводу созданных компонентов. Однако при такой организации очень велик риск, что процесс разработки выйдет из-под контроля, поэтому реально данная модель используется лишь в относительно небольших проектах.


    Однако проблема заключается в том, что чаще всего все требования на задание действительно практически невозможно определить заранее, к тому же даже сформулированные требования подвергаются коррекции. Но тогда требуется повысить уровень управляемости проектом, без чего создание сложного ПО просто невозможно. Компромисс между этими противоречивыми требованиями и предоставляет модель процессов MSF , в которой сочетаются каскадная и спиральная модели разработки: проект реализуется поэтапно, с наличием соответствующих контрольных точек, а сама последовательность этапов может повторяться по спирали (рис. 1.5).

    Как легко заметить, модель MSF предлагает несколько иную разбивку на этапы ЖЦ ПО и их наименование, отличающуюся от общепринятого на сегодняшний день списка ALM-этапов, которого, в частности, придерживаются компании Borland и IBM Rational. Речь здесь не идет просто о разных названиях одних и тех же видов деятельности. Объективная проблема категоризации заключается в том, что выделение самостоятельных этапов в жизненном цикле приложений весьма условно, особенно если речь идет об итерационной циклической модели разработки. Например, широкое использование визуальных методов проектирования с автоматической генерацией кода фактически стирает грань между проектированием и кодированием. А тестирование вообще пронизывает всю жизнь программы. Имеются и субъективные факторы, которые определяются различиями стратегических бизнес-целей разных поставщиков методологий. Именно этим объясняется то, что Microsoft - основу бизнеса которой составляют не средства разработки, а платформенное ПО, - больше внимания (по сравнению с теми же IBM Rational и Borland) уделяет общим вопросам организации процесса создания приложений, а также их внедрению.

    В этом случае планирование на основе промежуточных контрольных точек и предсказуемость каскадной модели дополняются наличием обратной связи с заказчиком и творческим подходом к решению задач, характерными для спиральной модели. Таким образом, модель процессов MSF позволяет создавать и развертывать решения уровня предприятия, обеспечивая прогнозируемость хода проектов и учитывая реальные условия их выполнения. Развернутая, более детализированная модель процессов MSF представлена на рис. 1.6. На ней особенно хорошо видны упомянутые выше различия в методологии MSF и



    методологий других разработчиков ALM-продуктов.

    Например, этап Envisioning включает определение не только требований к ПО, но и состава команды. Здесь, в частности, содержатся очень интересные рекомендации касательно ролевой модели команды разработчиков, а также возможных вариантов совмещения ролей. А этап Stabilizing подразумевает не только собственно тестирование, но и фактически опытную эксплуатацию ПО, на которой могут уточняться исходные требования заказчика. Что уж говорить об особом акценте Microsoft на задачах развертывания решений...

    Модель проектной группы MSF . Здесь рассматриваются основные принципы и концепции модели проектной группы, которые во многом являются чуждыми большинству IT-компаний. В отличии от сложившихся стереотипов (например, диктаторские полномочия и соответствующая ответственность менеджера проекта), Microsoft предлагает несколько иную, более органичную структуру организации рабочих групп.

    Проектная группа разделяется на шесть ролевых кластеров, соответствующих шести качественно различным задачам проекта:

    · Управление продуктом

    · Управление программой

    · Разработка

    · Тестирование

    · Удовлетворение потребителя

    · Управление выпуском

    Между этими кластерами образовывается устойчивый баланс ответственности и полномочий, позволяющий команде эффективно функционировать. Существуют основные принципы модели проектной группы.

    · Распределение ответственности при фиксации отчетности;

    · Наделение соответствующими полномочиями ролевых кластеров.

    Таким образом, все ролевые кластеры в команде равноправны. Однако иерархия отчётности при этом не нарушается, а остается прежней. Это путь к качественному продукту. Составление календарных планов работ осуществляется руководителем соответствующего ролевого кластера. Это побуждает к большей ответственности за свои сроки и обязательства, чем за те, которые на тебя спустили сверху. Каждый ролевой кластер принимает участие в принятии решений о завершении фаз проекта. Противоречия разрешаются методом компромиссов. Кроме того хорошей практикой является вход в состав группы представителей заказчика, что увеличивает заинтересованность и активное содействие внедрению со стороны заказчика. Кроме того, заказчик становится более информированным о ходе проекта т.к. информация по проекту между кластерами доступна членам команды. Например, если разрабатывается система автоматизации предприятия, хорошей, на мой взгляд, практикой будет назначить руководителем кластера Управление выпуском (по сути, это внедрение и материальное обеспечение внедрения) представителя заказчика, а исполнителями же внедрения - сотрудников компании-исполнителя. В случае успеха слава за удачу (речь идет не о финансовом поощрении) разделится поровну между всеми участниками проекта. А вот ответственность распределена в соответствии с ролевым кластером. Менеджер проекта (ролевой кластер Управление программой) будет отвечать, если проект не уложится в срок и в смету, разработка – если не выполнит разработку в названный ей же срок, тестирование – если в выпущенной версии будут возникать проблемы и т.д. Этап планирования не завершиться пока все ролевые кластеры не будут согласны с планом проекта. Это, конечно, несколько увеличит срок принятия решений, зато многократно уменьшит вероятность ошибочных решений. Однако, по мнению Microsoft, такой подход намного сильнее стимулирует творчество, ответственность, коммуникации и взаимопонимание в проектной группе, чем привычный нам, вид управления самодержца.

    Олег Большаков

    Методология разработки программного обеспечения Microsoft Solution Framework появилась в 1994 году. В основу методологии MSF заложен накопленный опыт компании Майкрософт в области управления человеческими ресурсами и рабочими процессами в ходе разработки программных решений. Данные знания базируются на опыте работы компании Майкрософт над крупными проектами по разработке и сопровождению программного обеспечения, а также прочего опыта IT-индустрии.

    Основу методологии составляют модели и дисциплины.

    • модель проектной группы;
    • модель процессов.

    Дисциплины:

    • дисциплина управления проектами;
    • дисциплина управления рисками;
    • дисциплина управления подготовкой.

    В контексте тематики данной статьи мы не будем рассматривать дисциплины, а сосредоточим внимание на применении модели проектной группы малыми командами разработчиков.

    Модель проектной группы MSF (MSF Team Model) описывает подход Майкрософт к организации работающего над проектом персонала и его деятельности в целях максимизации успешности проекта. Данная модель определяет ролевые кластеры, их области компетенции и зоны ответственности, а также рекомендации членам проектной группы, позволяющие им успешно осуществить свою миссию по воплощению проекта в жизнь. В соответствии с моделью MSF проектные группы строятся как небольшие многопрофильные команды, члены которых распределяют между собой ответственность и дополняют области компетенций друг друга. Это дает возможность четко сфокусировать внимание на нуждах проекта. Проектную группу сплачивают единое видение проекта, стремление к воплощению его в жизнь, высокие требования к качеству работы и желание самосовершенствоваться.

    В проектную группу входят следующие ролевые кластеры (рис.1):

    • Управление продуктом (Product Management) . Ключевая цель данного ролевого кластера - довольные заказчики. Проект не может считаться успешным, если он не привел к удовлетворению потребностей заказчика. Возможна ситуация, когда проектная группа уложилась в бюджет и сроки, но успех не был достигнут, так как не были удовлетворены бизнес-нужды заказчика.
    • Управление программой (Program Management). Основная задача этого ролевого кластера - обеспечить реализацию решения в рамках ограничений проекта. Для этого контролируются календарный график проекта, объем работы и отведенный на проект бюджет. Рассматриваемый кластер обеспечивает своевременное достижение требуемых результатов и удовлетворение ожиданий спонсора на протяжении проекта.
      В версии MSF 4 из данного ролевого кластера был выведен кластер "Управление архитектурой", который подразумевает организацию и выполнение высокоуровневого проектирования решения, создание функциональной спецификации ПО и управление этой спецификацией в процессе разработки, определение рамок проекта и ключевых компромиссных решений.
    • Разработка (Development) . Первостепенной задачей ролевого кластера "Разработка" является построение решения в соответствии со спецификацией. Ее выполнение означает создание решения, соответствующего ожиданиям заказчика и условиям, сформулированным в функциональной спецификации. Также данный ролевой кластер строго следует выработанной архитектуре и дизайну решения, которые совместно с функциональной спецификацией составляют сводное описание конечного продукта.
    • Тестирование (Test) . Задача данного ролевого кластера - одобрение выпуска продукта только лишь после того, как все дефекты выявлены и улажены. Любое программное обеспечение содержит дефекты. Но нужно обнаружить и уладить все из них до того, как продукт выпущен. Улаживание дефекта может подразумевать различные решения, начиная от устранения и заканчивая документированием способов обхода дефекта. Поставка продукта с известным дефектом, но с описанием способов его обхода является более предпочтительной, чем поставка продукта с невыявленным дефектом.
    • Удовлетворение потребителя (User Experience) . Цель этого ролевого кластера - повышение эффективности использования продукта.
    • Управление выпуском (Release Management) . Цель этого ролевого кластера - беспрепятственное внедрение и сопровождение продукта. Эта роль служит связующим звеном между проектной группой и группами процессов сопровождения.

    Наличие перечисленных ролевых кластеров не означает, что команда должна состоять строго из такого же количества участников. Один сотрудник вполне может объединять несколько ролей, однако при этом некоторые роли не рекомендуется объединять, а некоторые роли объединять вообще недопустимо. В таблице 1 представлена матрица совместимости ролевых кластеров.

    Д - допустимо, Н - недопустимо, Н/Ж - не желательно

    Анализируя данную матрицу можно сделать следующие выводы:

    • Недопустимо совмещать ролевые кластеры управления продуктом и управления программой.
    • Ролевой кластер "Разработка" нельзя совмещать ни с одним другим ролевым кластером.
    • Совмещения других кластеров допустимы, но части из них - нежелательны.

    Например, управление продуктом и управление программой имеют противоречащие друг другу интересы и, следовательно, не должны объединяться. Менеджмент продукта имеет цель удовлетворить заказчика, в то время как менеджмент программы обеспечивает готовность продукта в отведенное время и в рамках имеющегося бюджета. В случае сочетания этих ролей возникает риск, что затребованное заказчиком изменение либо не будет рассмотрено с должным вниманием, либо будет принято без надлежащего анализа его влияния на проект. Представление этих ролей различными людьми в проектной команде обеспечивает равновесие двух противоречащих точек зрения. То же самое относится к попытке объединения ролей разработки и тестирования.

    Таким образом, минимальный коллектив, применяющий методологию MSF, может состоять всего лишь из трех человек, которые будут совмещать ролевые кластеры следующим образом (рис.2):

    • Удовлетворение потребителя, Управление продуктом, Тестирование.
    • Управление программой, Управление выпуском.
    • Разработка.

    Отметим, что такое распределение ролей по матрице допустимо без ограничений, причем соблюдены два основных ограничения: роль разработчика не совмещена ни с одной другой ролью; и нет совмещения ролей, имеющих предопределенные конфликты интересов. Также следует отметить рекомендацию Майкрософт касаемо совмещения ролей: когда проектная команда состоит из шести или меньшего количества участников, выполняющих все проектные роли - деятельность по управлению проектом осуществляется ролевым кластером "Управление программой".

    В случае если необходимо увеличение количества участников проекта (от 10 и более), Майкрософт предлагает разбиение больших команд на малые группы направлений (feature teams) . Такие группы работают параллельно, с постоянной синхронизацией результатов работы. Таким образом, происходит гибкое масштабирование модели проектной группы. Пример варианта масштабирования приведен на рис.3.

    В качестве заключительного вывода к статье можно привести слова Стива Макконнелла (Steve C McConnell): "Даже при наличии квалифицированных, мотивированных и трудолюбивых людей неверная структура команды способна свести на нет их усилия, вместо того чтобы привести их к успеху. Слабая структура команды может послужить причиной увеличения времени разработки, снижения качества, понижения морального духа, повышения текучести кадров и, в конечном итоге, привести к провалу проекта".

    Таким образом, грамотная организация структуры команды, реализующая основные принципы методологии MSF, будет являться основой успеха проекта и позволит сделать проектные группы более эффективными и успешными.