Какой из социальных факторов. Социальные факторы. Среда. Факторы социальных процессов

Социальные факторы

Характерными для России являются следующие социальные факторы, они же заслуживают большого внимания:

Эти факторы находятся на поверхности социальных явлений и характерны для всей страны.

Можно назвать целый ряд и других факторов, которые проявляются в разных регионах.

Динамика половозрастной структуры населения показывает его старение и является демографическим показателем. Тенденция увеличения пожилых людей в общей структуре населения наметилась уже давно и характерна для всей России. Изменение половозрастной структуры порождает в обществе конкретные процессы. Эти процессы могут быть связаны, например, с заботой о пожилых гражданах страны.

Изменение половозрастной структуры оказывает влияние на потребительское поведение населения, старение которого ведет к росту спроса на услуги здравоохранения. Российские пенсионеры, численность которых увеличивается, свое время предпочитают проводить на дачных участках, выращивая овощи и фрукты.

Безусловно, что эта тенденция не должна быть оставлена без внимания со стороны бизнесменов. Это значит, что для работы на садовых участках необходимо производить небольшие по мощности и габаритам мотоблоки, увеличивать производство садово-огороднического инвентаря, паковать удобрения в специальную и приемлемую для дачников тару и др.

Дифференциация общества по уровню доходов тоже оказывает немалое влияние на структуру потребления. На Западе этот показатель является основой деления общества на классы.

Классовая принадлежность определяет и материальное положение людей, и их психическое состояние. Чем больше бедных, тем больше в обществе накапливается негативный потенциал по отношению к богатым, и, конечно, к бизнесу, а это может привести к социальным потрясениям.

Большая стабильность общества наблюдается при превалировании среднего класса. Как правило, представители среднего класса не только уже живут хорошо, но и хотят жить ещё лучше. С одной стороны – им есть, что терять при смене общественного уклада, и с другой стороны – есть, что приобрести при сохранении в обществе стабильности. Рост материального благосостояния является их ценностной ориентацией.

Образ жизни населения изменился с появлением частного предпринимательства и наемного труда, что тоже сказалось на потребительском поведении. Экономическая реформа на своем начальном этапе имела три основные цели: приватизация и создание частного сектора в экономике; замена административно-командного механизма хозяйствования на рыночный; возрождение чувства хозяина в людях.

Если более или менее первые две цели были достигнуты, хотя по этому поводу дискуссии не утихают и сегодня, то третья цель в полном объеме пока не достигнута.

Это вполне понятно, потому что сформировать чувство хозяина совсем не просто. Для становления качественного предпринимательства требуется время, и только оно способно обеспечить рынок уникальными товарами и услугами, и только оно сможет решить важную социальную задачу – снизить уровень безработицы.

Влияние социальных факторов

Под социальным фактором понимается любая составляющая в окружении человека, оказывающая значительное влияние на его поведение, здоровье и самочувствие.

Социально-экономическое развитие государства и уровень здоровья общества между собой связаны, естественно, чем выше уровень экономического развития, тем лучше показатели здоровья граждан.

Пример 1

Примером влияния социальных условий на здоровье могут быть кризисы и падение экономики, так, например, в связи с ним в России уровень здоровья населения резко упал, а демографическая ситуация стала кризисной.

Таким образом, получается, что социальные факторы формируют индивидуальное, общественное, групповое здоровье через образ жизни, состояние окружающей среды, состояние здравоохранения.

Поскольку человек является существом социальным, то совсем неудивительно, что определяющее значение для него имеют социальные факторы, оказывающие влияние и на развитие и на здоровье. Большинство социальных факторов объединяются в общее понятие «образ жизни» и зависят от социально-экономической структуры общества, уровня культуры, образования, обычаев, производственных отношений, внутрисемейных установок.

Жизнедеятельность людей и их взаимоотношения в обществе напрямую связаны с социальными факторами.

Социальные факторы на здоровье и развитие человека оказывают следующее влияние:

  • Факторы социально-медицинские – законодательство страны и развитие медицины обеспечивают трудоспособным гражданам регулярные медицинские осмотры состояния здоровья, способствующие его укреплению. Разрабатываются рекомендации по здоровому образу жизни и профилактике заболеваний;
  • Правовые факторы – законодательная база, направленная на обеспечение граждан правами на здоровье не только разрабатывается, но и регулярно пересматривается;
  • Факторы социально-экономические среди которых контроль государства за соблюдением охраны труда на производстве, что позволяет формировать виды участия и ответственности всех социально-экономических структур для укрепления и сохранения здоровья;
  • Социально-биологические факторы предполагающие возраст, пол, наследственность. Исходя из этого государство предусматривает выход граждан на пенсию раньше положенного времени в связи с инвалидностью, работы в сложных условиях, в зависимости от пола;
  • Факторы экологические, контролирующие состояние окружающей среды для здорового образа жизни и грамотное использование природных ресурсов;
  • Социокультурные факторы, связанные с организацией досуга граждан и формированием здорового образа жизни;
  • Личностные факторы, ориентирующие каждого человека на формирование, укрепление и сохранение собственного здоровья.

Замечание 1

Таким образом, социальные факторы оказывают большое влияние на развитие человека и его здоровье.

Факторы социальных процессов

В современном обществе протекают те или иные процессы, для которых характерны свои факторы.

Среди этих факторов Г.Спенсер выделяет первичные, которые делятся на внешние и внутренние факторы, и вторичные.

Внешними факторами являются природные условия – климат, рельеф поверхности, растительный и животный мир. Интеллектуальные и эмоциональные качества индивидов относятся к внутренним факторам. Процессы социальной эволюции вызывают к жизни вторичные или производные факторы.

Замечание 2

Надо сказать, что эти факторы в дальнейшем оказывают влияние на социальную эволюцию, например, вырубленные леса, осушенные или, наоборот, обильно орошенные земли, изменения, происходящие в растительном и животном мире, являются следствием целенаправленной, но не всегда рациональной хозяйственной деятельности человека.

Рост общества, по мнению Спенсера, наиболее важный фактор социального развития. Он одновременно выступает причиной и следствием социальной эволюции.

Три основных процесса способствуют росту общества, они могут совершаться как вместе, так и по отдельности:

  1. за счет естественного прироста;
  2. за счет внутреннего фактора роста;
  3. объединение самостоятельных групп в одну большую группу.

Более распространенным, как считает Г.Спенсер, является второй процесс, т.е. внутренний фактор роста.

Объединение людей в социальные структуры объясняется тем, что у них есть какие-то общие цели, которые позже становятся целями самого общества.

Отличительной особенностью одного общества от другого является факт сотрудничества – будет ли это сотрудничество добровольным или принудительным.

В результате этого различия Г. Спенсер выделяет два типа общества – «военное» и «промышленное».

Военное общество при определенных обстоятельствах может возникать вновь и вновь.

Замечание 3

Если намерения правящих кругов общества являются агрессивными, то совсем не обязательно, что общество должно относиться к военному типу. Для военного типа общества, считает Г. Спенсер, армия есть мобилизованный народ, а народ – отдыхающая армия, поэтому армия и народ в этом случае имеют одинаковое строение.

В значительной степени социальные факторы определяют развитие человека. По версии К. Маркса сущность человека представляет ансамбль общественных отношений. Но следует помнить, что человек не формируется пассивно под влиянием среды. Социальная среда кардинальным образом не влияет на развитие качеств личности. Общеизвестно, что одни и те же социальные условия жизни приводят к различным уровням морального, интеллектуального и духовного развития. Эту особенность можно рассматривать как закономерность в развитии личности.

Развитие социальных факторов приводит к разнообразию их воздействия на развитие личности. Факторами преднамеренного воздействия на личность могут выступать государственный строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции государства, многое другое.

Имеется группа социальных факторов, которые не оказывают тотального действия, но дают человеку возможность развития. К ним можно отнести культуру, литературу, искусство, средства массовой информации, технические и спортивные общества, различные клубы, выставки, секции и т.д. Степень воздействия этих факторов будет определяться возможностями и стремлениями самой личности в их реализации. Но дело-то в том, что природное начало человека всегда индивидуально: особенности протекания психических процессов, задатки способностей, степень активности и т.д. Сами люди неодинаково относятся к познанию искусства, литературы, освоению знаний как технических, так и гуманитарных. Кто-то увлечен спортом, кому-то он противопоказан по состоянию здоровья. Естественно, что формирующиеся качества у них будут различны. Таким образом, даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности.

Среди социальных факторов особым можно назвать воспитание. Его можно рассматривать как целенаправленный процесс формирования конкретных качеств и свойств личности, ее способностей, процесс, опирающийся на закономерности общественного развития.

Все, чем человек обладает, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в социальной среде. Характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой. Вне общества ребенок не становится человеком.

В то же время было бы явным упрощением думать, что человек исключительно результат социализации. В известном смысле человек уже рождается человеком, кристаллизует в себе все, что накоплено всем человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через наследственность. Ребенок не просто впитывает сообщаемую ему информацию. Он наследует генетический запас информации через специфически человеческое строение тела, мозга, задатки. Если шимпанзе с первых дней рождения поместить в специальные условия общественной жизни и окружить тщательным вниманием и уходом самых талантливых педагогов, то все равно это животное останется лишь хорошо выдрессированной обезьяной. У нее иная наследственность, иной мозг, отделяющий обезьяну от человека непроходимой гранью. Иными словами, возникновение труда, общества и свойственной только людям психики -- сознания -- сопровождалось важными изменениями в строении и деятельности головного мозга и всей нервной системы, и наоборот. Однако особенности головного мозга и нервной системы человека есть лишь необходимое условие или, точнее, биологическая предпосылка становления сознания, но не сознание как таковое. Собственно человеческое сознание формируется лишь во взаимодействии и общении с другими людьми, т.е. в социальном контексте.

Биологическая природа человека, строение его мозга, считают исследователи, почти не изменились со времени кроманьонца. Но люди прошлых эпох и мыслили, и чувствовали, и действовали совершенно различно.

Социальная природа сознания, следовательно, заключается в сущности тех общественных отношений, которые человек усваивает в процессе своей деятельности, общения с внешним миром, в процессе воспитательных воздействий. Различные условия жизни людей и воспитания, принадлежность к разным социальным группам, взаимодействие и борьба их интересов развивают и формируют и различное сознание. В этом смысле сознание как высшая форма психической деятельности человека не тождественна мышлению. Человеческое сознание меняется не только от эпохи к эпохе, от одной культурно-исторической цивилизации к другой, оно может изменяться на протяжении жизни одного и того же человека в зависимости от особенностей общественных отношений, в которые он включен (он может быть в одно время религиозным, в другое -- атеистом, в одно время приверженцем одних взглядов, в другое -- других и т. д.). Приведем исторический пример: ребенок из африканского племени попадает в Париж и там воспитывается, вырастает образованным человеком, истым парижанином. Таким образом, развитие новых субъектно-объектных отношений проявляется и реализуется в новых социальных ролях личности, которые постепенно персонифицируются и превращаются в ее личные свойства: черты характера, способности и т.д.

Можно отметить, что воспитание оказывает влияние на природные качества личности, внося в них новое содержание, адаптируя к конкретным социальным условиям, в которые она включена. Уже в трудах И.П. Павлова проходила идея о пластичности нервной системы, податливости ее к воспитанию в разных средовых условиях, а также о больших компенсаторных возможностях организма, т.е. способности к компенсации ряда функций другими органами вследствие травм, болезней и т.д.

Все сказанное дает возможность говорить о влиянии социальных факторов на развитие личности как приоритетных. Тем не менее среди них имеются и факторы, отрицательно воздействующие на гармоничное развитие личности, на содержание и направленность воспитания. В конце XX в. в России в силу разных исторических причин сложились новые отношения. Назовем некоторые из них.

  • 1. Социально-политические (развал государства и его идеологической основы, разрушение духовно-нравственных ценностей, потеря национальных интересов и культуры, разрушение государственности и законности, бюрократизм, отсутствие четкой концепции образования и воспитания и т.д.).
  • 2. Социально-экономический (развал государственной экономики, снижение уровня материального производства, пренебрежение духовными ценностями, отсутствие материально-технического обеспечения учебных заведений, невозможность приобщения к ценностям духовной культуры у значительной части населения по причине низкого уровня жизни, безработицы и т.д.).
  • 3. Социально-педагогические (резкое снижение, а во многих случаях и отсутствие качественного семейного воспитания, новых воспитательных ориентиров, неподготовленность многих педагогов к работе в новых социально-политических и экономических условиях, тактические просчеты и ошибки в управлении образованием, недостаток педагогического инструментария, методических и технологических разработок в области дидактики, теории и методики воспитания, разрушение традиционной связи “школа-- общественность -- семья-- производство”, невысокий социальный статус труда преподавателя.
  • 4. Социально-психологические (назовем их как производные от вышеназванных): гипертрофированные взгляды на смысл жизни и бытие; искаженные потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, установки на отношения полов и половое поведение и т.д.).

В качестве резюме скажем следующее:

  • 1. Как закон остается объективное существование и влияние на развитие личности вышерассмотренных факторов.
  • 2. Смена эпох социально-экономического и культурно-исторического развития обуславливает изменения содержания социальных факторов.
  • 3. В педагогическом процессе важно понимание и учет влияния этих факторов на личностное развитие, смягчение или нейтрализация их действия через построенную соответствующим образом систему воспитания и развития.

Социальные факторы, их динамика оказывают весьма существенное влияние - никак не меньшее, чем иные - на потребительское поведение населения. Анализ социальных параметров общества может подсказать исследователям-маркетологам возможные направления развития потребительских предпочтений в среде покупателей, что позволит руководству фирмы сформулировать обоснованную маркетинговую стратегию своей деятельности. К числу социальных факторов, характерных для России и заслуживающих внимания маркетологов, можно отнести:

Старение населения (половозрастная структура населения);

Усиление дифференциации общества по уровню доходов;

Появление частного предпринимательства, наемного труда и безработицы;

Структурные изменения в семье.

Безусловно, можно назвать и другие социальные факторы, имеющие частный характер и проявляющиеся только на территории отдельных регионов. Здесь же упомянуты лишь те, которые лежат на поверхности социальных явлений и характерны для всей страны, для каждого его региона.

Очевидно, что половозрастная структура населения, которая в динамике показывает старение населения, является демографическим показателем. Но поскольку ее изменение порождает в обществе конкретные процессы, связанные, допустим, с заботой о пожилых гражданах, о повышении рождаемости и т.п., то показатели структуры населения вполне уместно рассматривать и в блоке социальных факторов. Если вести речь о старении населения, то в России, как и в странах Европы, уже давно наметилась тенденция увеличения доли пожилых людей в общей структуре населения. Это характерно для всех регионов России. Разница только в том, что в каких-то из них доля пожилых людей больше, в каких-то меньше. Что же касается Алтая, то по данным краевой статистики численность людей в возрасте 20-29 лет сократилась с 479,5 тыс. человек в 1959 г. до 358,7 тыс. человек в 1996 г., в то время как численность людей в возрасте 60 лет и старше за этот же период увеличилась с 198,1 тыс. человек до 449,2 тыс. человек. Эти цифры убедительно говорят о старении населения Алтайского края. Экономическая реформа еще более усугубила эту тенденцию, так как резко сократилась рождаемость. Если на Алтае в 1959 г. в возрасте 0-2 лет насчитывалось 209,5 тыс. человек, то в 1996 г. всего лишь 71,7 тыс. человек. Очевидно, что эти тенденции не могут не оказать определенного влияния на потребительское поведение населения края в целом, что маркетологи предприятий не должны игнорировать при построении маркетинговых стратегий развития.

Возникает вопрос: каким образом может измениться поведение населения в связи с изменением его возрастной структуры? В случае старения населения неизбежно появляется, в частности, повышение спроса на услуги здравоохранения. Возможны и другие формы изменения потребительского поведения людей. В странах Европы и США, например, увеличение доли пожилых людей, выходящих на пенсию, способствует повышению спроса на туристические услуги. В России такой тенденции нет. Возрастающая армия российских пенсионеров предпочитает проводить время на своих дачных участках, занимаясь выращиванием овощей и фруктов. Таким образом, можно констатировать, что одна и та же демографическая тенденция в разных странах породила совершенно непохожие социальные тенденции. Это легко объясняется различием национальных культур, уровнем доходов населения, др.

Но каким образом российский бизнес должен реагировать на эти взаимосвязанные и взаимообусловленные тенденции? Очевидно, что в некоторых отраслях агропромышленного комплекса следует увеличить производство садово-огороднического инвентаря, удобрений и т.п., приспособив эти товары к потреблению на небольших земельных участках. Производить, например, небольшие по мощности и габаритам мотоблоки, простые и надежные в эксплуатации, упаковывать удобрения в приемлемую для дачников тару и т.п. Безусловно, российский бизнес не должен упускать из виду и неуемную страсть западных пенсионеров к путешествиям, создавая для них соответствующую инфраструктуру туризма (в любом регионе России им есть что посмотреть).

Такой приблизительно комплексный анализ, но, разумеется, более подробный, взаимосвязанных факторов внешней средыданном случае демографических, социальных, культурных) и должен лежать в основе любого маркетингового решения. Если вести речь о привлечении в Россию пожилых западных туристов, то спектр этих факторов, безусловно, следует расширить, включив в список для анализа и политику (двусторонние и многосторонние межгосударственные соглашения), и экономику (динамику курсов валют), и, возможно, другие.

Усиление дифференциации общества по уровню доходов также весьма существенно влияет на структуру потребления. Этот показатель зарубежными социологами положен в основу подразделения общества на классы:

Высший высший класс (менее 1% населения). Сюда относится элита, происходящая из именитых семей и живущая на наследуемое богатство. Они могут жертвовать деньги на благотворительные цели, владеют, как правило, более чем одним домом, отправляют детей в частные школы, не любят выставлять свое богатство напоказ. Основными потребительскими рынками для них являются рынок драгоценностей, антиквариата, домов, услуг по организации отдыха и путешествий.

Низший высший класс (около 2%). В этот класс входят люди свободных профессий и бизнесмены, получающие высокие доходы в силу своих исключительных способностей. Они, как правило, активны в общественных делах, стремятся к признанию своего социального положения и демонстративно тратят накопления. Стремятся перейти в высший высший класс. Их рынок - это дорогие дома, яхты, плавательные бассейны, автомобили.

Высший средний класс (12%). Лица свободных профессий, управляющие, бизнесмены, делающие карьеру. Они стремятся к получению хорошего образования, проявляют заботу о духовной жизни, культуре, гражданских делах. На рынке приобретают хорошие дома, мебель, одежду, бытовые приборы.

Низший средний класс (30%). Сюда относятся служащие, мелкие предприниматели и так называемая рабочая аристократия. Они стремятся к соблюдению культурных традиций, норм и правил, приданию себе ореола респектабельности. Их рынок - это товары типа сделай сам, хозяйственные принадлежности, одежда строгого стиля.

Высший низший класс (35%). Это мелкие служащие, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие. Они озабочены проблемами четкого разделения ролей полов, укрепления своего положения в обществе. Их рынок - это недорогие спортивные товары, пиво, товары для домашнего хозяйства.

Низший низший класс (20%). В этот кла сс вкл ючаются неквалифицированные рабочие, лица, живущие на пособия. Их рынок - это пищевые продукты, некоторые бытовые товары, телевизоры, подержанные вещи.

В российском обществе для решения маркетинговых задач также можно выделить класс богатых, средний класс и класс бедняков, осуществляя в случае необходимости их более подробную дифференциацию. Разумеется, количественные и качественные характеристики этих классов будут не такими, как в США. Но сам методологический подход может быть применен и в России.

Таким образом, общественные классы представляют собой довольно стабильные группы людей, которые характеризуются наличием схожих ценностных представлений, интересов, устремлений, потребительского (и иного) поведения. Другими словами, общественные классы характеризуются не только уровнем доходов, но и другими показателями, в основном качественными, такими, например, как образование, отношение к культурным традициям, ценностные предпочтения и т.п. Знание классовой структуры общества помогает маркетологам лучше ориентироваться в общественных процессах, поскольку принадлежность к классу говорит о возможных стереотипах поведения его членов, в частности:

1) принадлежность к одному классу определяет и склонность его представителей к очень похожему (иногда почти одинаковому) поведению;

2) принадлежность к классу определяет и положение людей в обществе;

3) представители одних классов могут переходить в другие классы (подниматься из низших классов в высшие, опускаться из высших в низшие)

Ориентируясь в классовой динамике, маркетологи могут строить более обоснованные прогнозные сценарии развития своих предприятий, их товарной и ценовой политики, определять наиболее предпочтительные направления развития ассортиментной политики и т.п. Каким же образом можно охарактеризовать классовую структуру России, возникшую в результате реформ в 90-е годы? Прежде всего следует отметить, что экономическая реформа в России обусловила довольно глубокую дифференциацию российского общества, выразившуюся в появлении класса богатых и даже сверхбогатых, а также класса бедных, численность которого весьма значительна. Средний же класс, который должен составлять основу общества, пожалуй, только наметился. Его И в начале нового века пока еще нельзя назвать сформировавшимся и окрепшим, что не может не вызывать беспокойства, в том числе и у бизнесменов.

Принадлежность к тому или иному общественному классу определяет не только материальное положение людей, но и их психическое состояние. Растущая социальная дистанция между бедными и богатыми в России обостряет ощущение собственной бедности у бедных, что, к сожалению, не всегда приводит их к мысли добиваться улучшения своего положения законными методами и средствами. Увеличение числа бедных приводит к накоплению в обществе негативного потенциала по отношению к богатым вообще и к бизнесу в частности, что чревато социальными потрясениями. Наоборот, превалирование в обществе среднего класса делает общество более стабильным. Средний класс - это труженики, которые уже живут хорошо и хотят жить еще лучше. Им уже есть, что терять при смене общественного уклада и им есть, что приобрести в случае сохранения стабильности в обществе. Их ценностная ориентация выражается в увеличении своего материального благосостояния, они готовы тратить заработанные деньги на хорошие автомобили, более комфортное жилье, дорогую бытовую технику и т.п. Таким образом, чем больше доля среднего класса в обществе, тем больше возможностей в этом обществе для развития бизнеса. Маркетологи же должны тщательно изучать нужды и потребности представителей этого класса, ибо эти потребности в значительной степени носят массовый характер, что может обеспечить внушительные объемы продаж.

Появление частного предпринимательства и наемного труда в России также повлияло на изменение образа жизни населения, что, естественно, не могло не сказаться на их потребительском поведении.

На начальном этапе экономической реформы (1990-1991) были сформулированы три ее цели. Суть первой из них заключалась в приватизации, создании частного сектора в экономике, уничтоженного за годы советской власти. Вторая цель преследовала замену административно-командного механизма хозяйствования на рыночный. И третья цель касалась возрождения в людях чувства хозяина, чтобы каждый собственник стремился к преумножению своей собственности и к эффективному ее использованию. Если первые две цели более или менее достигнуты (хотя в обществе до сих пор не утихают дискуссии по этому поводу; в частности, коммунисты, аграрии, представители военно-промышленного комплекса склонны полагать, что реформы не состоялись), то третью цель и в начале нового века еще никак нельзя считать достигнутой в полном объеме.

Предприниматели, с которыми и следует отождествлять понятие чувство хозяина, появились, но вряд ли их численный и самое главное качественный состав можно рассматривать как приемлемый. Кого же следует считать предпринимателем? Если к таковым относить всех граждан, которые получили в своих районных администрациях свидетельства предпринимателей и занимаются челночным бизнесом, то таковых в России много. Но являются ли они по сути предпринимателями, т.е. субъектами, создающими новые товары, услуги, порождающие в обществе новые потребности, а следовательно, и способствующие появлению новых рабочих мест для наемного труда? По большому счету, конечно, нет. Таких предпринимателей пока мало. Поэтому третья цель и не достигнута в полной мере. Да она, пожалуй, и не может быть достигнута так быстро. Сформировать в народе чувство хозяина, тогда как все прошлое воспитание целых поколений было направлено на его подавление, безусловно, не просто и на это требуется определенное время. Положительным уже следует считать само зарождение предпринимательства как явления. Коль скоро оно есть, даже и в таком виде, то есть и надежда на то, что рано или поздно в стране появятся предприниматели типа Генри Форда-первого, Билла Гейтса, а если вспомнить дореволюционную Россию, то купцы типа Демидовых, Саввы Морозова и др. Такое предпринимательство (Предпринимательство с большой буквы) не только способно обеспечить насыщение рынка уникальными товарами и услугами, но и решить важную социальную задачу, связанную со снижением уровня безработицы.

Экономическая реформа обусловила возникновение в российском обществе таких явлений, как безработица, наемный труд, чего раньше в нашей стране на протяжении десятилетий не было и что определенным образом повлияло на массовое сознание граждан. За годы советской власти, когда право на труд было гарантировано Конституцией СССР, народ привык считать себя защищенным от этой беды. Поэтому в 1991 г., как показали результаты специального социологического обследования , только 7% опрошенных отмечали угрозу безработицы как проблему, которая их беспокоит (10-е место среди других проблем). В 1992 г. уже 30% (5-е место) из опрошенных высказали обеспокоенность угрозой безработицы - восприятие проблемы обострилось. Пришло осознание того, что советский труженик вдруг превратился в наемного работника, которому в любой момент могут указать на дверь без гарантии трудоустройства. В результате появился рынок труда, возникла сложная система отношений по поводу найма на работу: отношений наемных работников как с реальными покупателями их рабочей силы, так и с потенциальными ее покупателями. На основе этих отношений стал складываться механизм конкуренции за рабочие места, чего в советской России просто не могло быть.

Все это позволяет надеяться, что качество труда возрастет, ибо обусловленная конституционной гарантией иждивенческая психология трудоспособного населения, его беззаботность по поводу трудоустройства и отсутствие инициативы в повышении квалификации и переподготовке канет в небытие. Уже сейчас многие, особенно молодые, осознали, что сохранение за собой рабочих мест во многом зависит и от них самих, от их стремления к постоянному профессиональному совершенствованию. Таким образом, негативные социальные последствия безработицы создали предпосылки и для развития мотивации к квалификационному росту населения в трудоспособном возрасте. Такая трансформация массового сознания не может не повлиять на конечные результаты деятельности предприятий по производству ими товаров и услуг. При разработке (развитии) потребительных свойств товара, при создании новых товаров это экономически выгодное для наемного труда стремление к профессиональному самосовершенствованию маркетологи предприятий безусловно должны учитывать. В соединении с инициативой на рабочих местах, желательно экономически поощряемой, рост профессионального мастерства наемных работников может привести фирму к коммерческому успеху посредством предложения рынку товаров и услуг с уникальными потребительными свойствами, пользующихся спросом. Исследуя социальные факторы, маркетологи должны обращать внимание и на структурные изменения в семьях, поскольку субъектом потребительского поведения является не просто индивидуум, а индивидуум, так или иначе связанный семейными отношениями, которые находятся в постоянной динамике, обусловливаемой изменениями в экономике, культуре, демографии и других сферах. Для целей идентификации потребительского поведения, характерного для того или иного рынка, можно воспользоваться классификацией семей, предложенной зарубежными социологами.

Демографические обстоятельства, о которых шла речь выше, а также экономические, культурные и, возможно, другие, обусловили появление новых тенденций в развитии структуры семьи. Все чаще разведенные или овдовевшие люди еще в детородном возрасте не спешат завести вторую семью, предпочитают одиночный образ жизни. Многие из них уже имеют довольно высокий уровень доходов и их никак нельзя отнести к типу, соответствующему первому этапу жизненного цикла. Характер потребительского поведения у них уже иной и не похож ни на один из перечисленных в отступлении 3.12 типов. Многие молодые люди вступают в так называемый гражданский брак и не спешат заводить детей. Их уровень доходов быстро возрастает и стиль потребительского поведения становится непохожим на стиль юных молодоженов без детей. Все эти обстоятельства также должны стать объектом пристального внимания маркетинговых исследований с тем, чтобы обеспечить руководство своей организации более точной и достоверной информацией об особенностях рынка, о его потенциальных покупательских способностях.

Социальные факторы во многом формируют стереотипы потребительского поведения, поэтому в маркетинговых исследованиях им должно уделяться соответствующее внимание.

англ. factor, social; нем. Faktor, sozialer. Движущая сила развития общества, явление или процесс, обусловливающий те или иные соц. изменения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Фактор социальный

движущая сила развития общества; явление или процесс, обусловливающий те или иные социальные изменения. В основе выделения Ф. с. лежит такая связь социальных объектов, при которой одни из них (причины) при определенных условиях с необходимостью порождают другие социальные объекты или их свойства (следствия). В качестве Ф. с. выступает прежде всего деятельность людей, обусловливающая в конечном итоге все многообразие социальной жизни общества. Кроме того, роль Ф. с. выполняют различные материальные и духовные образования: производство, социальные институты, организации, вещная среда, потребности, интересы, ценности, мнения, ориентации, установки людей и т. д. В качестве Ф. с. выступает также взаимодействие сфер жизни общества, когда одна из них оказывает определяющее влияние на другие. Например, экономическая сфера в значительной степени определяет развитие социальной, политической и духовной сфер, она фактор для них, а эти последние, в свою очередь воздействуя на нее, тоже выступают ее факторами, хотя и не определяющими. Поэтому в совокупности Ф. с. следует различать те, которые движут глубинными изменениями в обществе, определяя его существенные характеристики, направление и уровень развития, и те, которые обусловливают лишь отдельные изменения в обществе или в явлениях и процессах. Следует также распознавать Ф. с., постоянно действующие и случайные, непосредственно и опосредствованно влияющие на объект. Так, к общим Ф. с. относят социально-экономические и другие условия функционирования социальной жизни общества: например, отношения собственности, уровень общественного разделения труда, социальные институты и организации и т. д. Они являются также и постоянно действующими причинами. К специфическим Ф. с. можно отнести определенные особенности тех или иных объектов, от которых зависят такие же характеристики других объектов. Действие прямых Ф. с. может непосредственно фиксироваться и подвергаться контролю в процессе исследования, влияние же косвенных Ф. с. на изучаемый объект прямому контролю не поддается. Его надо специально устанавливать. Познание Ф. с. в социологии связано с разработкой содержательных теорий для объяснения изменений, происходящих в обществе и отдельных его подсистемах, с позиции действия определенных причин. Социологические исследования всегда опираются на определенные методологические и методические подходы к изучению обусловленности одних процессов социальной действительности другими. Цель этих исследований определять и прогнозировать следствия из действия тех или иных факторов на основе предварительного эмпирического анализа взаимоотношения между ними (т. е. действия фактора и следствия). Как известно, проявление причинно-следственных связей в социальных процессах многофакторно и многомерно. Однако в зависимости от целей исследования задача может сводиться к выявлению влияния одного или совокупности факторов, вызывающих соответствующие изменения в социальных объектах. За совокупным действием различных факторов, в том числе и случайного характера, исследование вскрывает нечто устойчивое, необходимое и повторяющееся. И все же, поскольку социальное изменение многофакторное, то прогнозы и выводы из полученных данных носят вероятностный характер. Установление меры проявления причинных связей в социологии осуществляется посредством методов многомерного статистического анализа корреляционного, регрессионного, факторного и др.

Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Различают макро- (от греч. makros «большой»), мезо- (mesos «средний») и микро- (mikros «малый») факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы - экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.

К мезофакторам относятся формирование этнических установок, влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок, тип поселения, средства массовой коммуникации и др.

К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое-многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и вступает в непосредственный контакт. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом.

2.3. Микросоциум

Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет микросоциум.

Микросоциум - это ближайшее пространство и социальное окружение, в которых протекает жизнь человека и которые непосредственно влияют на его развитие.

Влияние микросоциума на процесс социализации человека на различных этапах его жизни зависит от объективных характеристик микросоциума и субъективных характеристик самого человека.

К объективным характеристики микросоциума можно отнести:

    пространственные характеристики;

    архитектурно-планировочные особенности (открытость -замкнутость, исторически сложившаяся или индустриальная застройка, соотношение малоэтажной и высотной застройки, наличие, количество и качество малых архитектурных форм и т. д.);

    благоустроенность и развитость коммунального хозяйства на его территории, а также насыщенность сферы обслуживания и ее качеств;

    культурно-рекреационные возможности (наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек);

    демографическую ситуацию (состав жителей: их этническую принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференцированности; особенности половозрастного состава; состав семей);

    социально-психологический климат, который определяется соотношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминогенных семей и групп, криминальных структур, а также мерой активности участия населения в жизни микросоциума.

Микросоциум включает такие факторы социализации как семья, институты воспитания, группы сверстников.

Семья - важнейший институт социализации, т. к. являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономи-ческий определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни. Наконец, демографический определяется структурой семьи.

Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни и является ведущим фактором социализации в дошкольном возрасте.

Институты воспитания - это специально создаваемые обществом и государством организации, основной функцией которых является целенаправленное планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и (или) определенного социально-профес-сионального слоя.

С течением времени увеличивается многообразие институтов воспитания в связи с усложнением социально-экономических и культурных потребностей общества, меняются их роль и соотношение в процессе социального воспитания.

Через систему институтов воспитания общество и государство, с одной стороны, стремятся обеспечить равные возможности для воспитания всех своих членов, а с другой, создать условия для реализации каждым своих возможностей, удовлетворения потребностей и развития способностей и интересов.

В процессе социализации человека институты воспитания играют двоякую роль. С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как социально-контролируемая часть социализации. С другой - они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно. Это связано с тем, что в любом институте воспитания в процессе общения их членов происходит взаимовлияние, которое по своему характеру может не совпадать с целями и нормами, культивируемыми в институтах их организаторами.

Группа сверстников является важным фактором социализации. Потребность в общении со сверстниками существует в любом возрасте. Уже в раннем возрасте ребенок особым образом относится к сверстникам. О том, что у ребенка сложилась потребность к общению со сверстниками можно судить посредством следующих критериев, выделяемых М. И. Лисиной:

    внимание и интерес к другому человеку;

    эмоциональное отношение к партнеру;

    стремление ребенка вступить во взаимодействие с другим ребенком;

    желание и умение ребенка отвечать на адресованные ему действия.

Отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности, отсутствии жестких норм и правил общения, преобладании инициативных высказываний над ответными, функциональном разнообразии.

Ребенок, лишенный общения со сверстниками, теряет в своем коммуникативном развитии. Хотя языку дети учатся в основном у взрослых, какие-то интуитивно-коммуникативные способности формируются лишь в общении со сверстниками.