Социальное партнерство сторон трудовых отношений. Социальное партнерство в сфере труда

Минимальный размер оплаты труда

С 1 января 2018 года МРОТ составит 9489 рублей или 85 % от фактического прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года.

С 2019 года закон вводит постоянный механизм установления МРОТ на уровне 100 % фактического прожиточного минимума за II квартал предыдущего года.

Индексация заработных плат бюджетников

В соответствии с распоряжением Правительства России от 6 декабря 2017 года № 2716-р с 1 января 2018 года на 4 % повышается оплата труда работников бюджетного сектора экономики, занятых в учреждениях федерального подчинения. К таким учреждениям относятся учреждения социальной сферы и науки, а также учреждения гидрометеорологической службы, медико-социальной экспертизы, ветеринарные лаборатории, центры гигиены Роспотребнадзора, спасательные центры МЧС России, центры стандартизации, метрологии и испытаний Росстандарта и другие.

Повышение коснется свыше 2 млн работников федерального уровня. В 2018 году на эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 22,2 млрд рублей.

С 1 января 2018 года региональные и муниципальные власти планируют произвести повышение фонда оплаты труда работников региональных и муниципальных бюджетных учреждений на 4 %.

Регулирование дифференциации в оплате труда руководителей и работников ряда ФГУ и ФГУП

Принято постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 10 ноября 2017 года № 1349.

Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 года № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» устанавливаются предельные соотношения заработной платы руководителей и работников государственных и муниципальных учреждений и преприятий.

Для федеральных государственных учреждений и предприятий (ФГУ и ФГУП) это соотношение предусмотрено в кратности от 1 до 8. Без учета предельного соотношения могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров только организаций, включенных в перечни, утвержденные распоряжениями Правительства России от 30 декабря 2012 года № 2627-р и от 12 декабря 2015 года № 2555-р. В них включаются организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение.

В указанные перечни включены 51 из 16,5 тыс. ФГУ и 83 из 1,2 тыс. ФГУП.

В соответствии с постановлением предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников учреждений, предприятий, включенных в перечни № 2627-р и № 2555-р, должен быть в обязательном порядке установлен нормативным актом соответствующего учредителя этих организаций.

При этом при включении в данные акты предельных уровней соотношений среднемесячной заработной платы в кратности 1 к 15 и выше, они подлежат согласованию с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, координирующим работу соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, постановление обеспечит исключение необоснованной дифференциации и повышение прозрачности в оплате труда руководителей и работников учреждений и предприятий, включенных в перечни № 2627-р и № 2555-р.

Регулирование трудовых отношений

В соответствии с планом Минюста России по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации Минтрудом России подготовлен Федеральный закон от 18 июня 2017 года №125-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Инкорпорация в Трудовой кодекс отдельных положений актов СССР и РСФСР производится с целью упорядочивания правовой базы и сохраняет права работников в части учета рабочего времени. В ходе инкорпорации в российское законодательство включаются действующие в настоящее время нормы актов СССР, после чего они признаются утратившими силу.

В соответствии с законом в Трудовой кодекс включены следующие положения правовых актов СССР и РСФСР по учету рабочего времени:

  • возможность установления по соглашению между работником и работодателем неполного рабочего дня и (или) неполной рабочей недели (добавлен союз «и»), в том числе с разделением рабочего дня на части на любой согласованный сторонами срок. Для отдельных категорий работников (беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи) – на удобный для них срок с учетом пожеланий работников и условий производства работы. Таким образом, можно будет сочетать в гибких режимах работы и неполный рабочий день, и неполную рабочую неделю. Также введена норма, что работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой).
  • возможность определения в Правилах внутреннего трудового распорядка или трудовом договоре не предоставлять работнику перерыв для отдыха и питания, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.
  • работа в выходные и нерабочие праздничные дни не учитывается при подсчете сверхурочных часов. Таким образом, исключается двойная оплата этих часов и как сверхурочных, и как праздничных.
  • оплата за работу в выходной или нерабочий праздничный день, если на такой день приходится часть смены, производится только за часы, приходящиеся на этот день (от 0 часов до 24 часов).

Также принят Федеральный закон 30 октября 2017 года № 308-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 277-ФЗ зафиксирована невозможность осуществления с 1 июля 2017 года государственными инспекциями труда проверки требований, установленных в нормативных правовых актах органов исполнительной власти СССР и РСФСР, в том числе, в части:

  • применения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • применения списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение;
  • установления районных коэффициентов к заработной плате и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, а также в других местностях с особыми климатическими или экологическими условиями, в том числе в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, иных гарантий и компенсаций за работу в указанных районах и местностях.

Поскольку данные вопросы затрагивают значительное количество работников, был подготовлен соответствующий закон, который позволит продолжать проведение проверок по указанным трем группам вопросов, содержащихся в актах СССР и РСФСР до 1 июля 2022 года.

Согласно Федеральному закону от 30 октября 2017 года № 308-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» государственные инспекции труда смогут продолжать проведение проверок по указанным вопросам, содержащимся в актах СССР и РСФСР, до 1 июля 2022 года.

Развитие системы квалификаций

В 2017 году продолжена работа по развитию национальной системы квалификаций.

Во исполнение Федерального закона от 28 декабря 2016 года № 495-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» создан , в котором размещены данные о профессиях и современных требованиях к квалификации.

Правила формирования, ведения и актуализации государственного информационного ресурса «Справочник профессий» и перечень информации, содержащейся в нем, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2017 года № 590.

В справочнике приведена следующая основная информация: краткое описание профессии и перспективы ее развития, требования к образованию, специальные требования к допуску к работе, возможность оценки квалификации, связь с действующими классификаторами социально-трудовой информации.

В рамках исполнения федерального закона от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» при Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям образовано 28 советов по профессиональным квалификациям в отдельных областях, в том числе в области машиностроения, судостроения, жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики, автомобилестроения, целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности, строительства, нефтегазовой отрасли, информационных технологий, фармации, железнодорожного транспорта, наноиндустрии, сварки, лифтового хозяйства, атомной энергии, ракетной техники и космической промышленности, индустрии гостеприимства, здравоохранения, финансового рынка, управления персоналом, агропромышленного комплекса, авиастроения, торговой и внешнеторговой деятельности, индустрии красоты, издательского дела, горно-металлургического комплекса, химического и биотехнического комплекса и деятельности офисных специалистов и вспомогательных работников. Эти советы созданы для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.

В настоящее время образовано 157 центров оценки квалификаций, которые функционируют в более чем половине регионов страны. Более 3,3 тыс. соискателей прошли профессиональные экзамены на соответствие их квалификации профессиональным стандартам.

По состоянию на 28 декабря 2017 года утверждено 1089 профессиональных стандартов, которые затрагивают такие основные сферы экономики как машиностроение, энергетика, наноиндустрия, сельское хозяйство, космическая отрасль, атомная промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и ряд других.

Социальное партнерство

В 2017 году отмечалось 25-летие Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой подтвердили эффективность выбранного механизма взаимодействия сторон социального партнерства. Накопленный опыт является основой дальнейшего продуктивного сотрудничества.

На площадке РТК рассмотрены проекты федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных актов в социально-трудовой сфере и связанных с ними экономических отношений. В результате разработанные документы приобрели завершенный, сбалансированный характер, поскольку стали результатом всестороннего и глубокого рассмотрения. Сторонам удалось принять важные решения в сфере оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, занятости населения, социальной защиты и социального обслуживания, развития национальной системы квалификаций, по другим социально значимым вопросам.

Основным документом, который устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в сфере социального партнерства на федеральном уровне, является Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

В настоящее время подготовлено к подписанию Генеральное соглашение на 2018-2020 годы.

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии»

Конкурс проводится Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей. Его основные цели – повышение престижа рабочих профессий, востребованных на рынке труда; пропаганда достижений и передового опыта участников конкурса; содействие в привлечении молодежи для обучения и трудоустройства по рабочим профессиям.

В 2017 году конкурс состоялся в следующих номинациях:

  • «Лучший сварщик» (г. Домодедово, Московская область),
  • «Лучший электромонтер по эксплуатации распределительных сетей» (г. Пенза),
  • «Лучший пчеловод» (г. Уфа, Республика Башкортостан),
  • «Лучший тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» (г. Кирсанов, Тамбовская область),
  • «Лучший монтер пути» (г. Щербинка).

Призерам конкурса в каждой номинации выплачивается денежное поощрение: 300 тыс. рублей – занявшим первые места, 200 тыс. рублей – занявшим вторые места и 100 тыс. рублей – занявшим третьи места.

Социальное партнерство, определенное действующим законодательством, явилось новым методом современного правового регулирования труда и действенным инструментом грамотного координирования зачастую полярно противоположных интересов персонала и работодателя. Узнаем подробнее, как трактует ТК РФ этот метод, как он проявляется в реальной жизни компании и на каких положениях основывается.

Понятие социального партнерства

Ст. 23 ТК РФ так определяет этот далеко не всегда понятный термин:

Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между сотрудниками, работодателями, органами федеральной власти и структурами местного самоуправления. Подобная система разработана в целях достижения согласовывания и соблюдения баланса интересов двух сторон (персонала и работодателя) в сфере регулировки трудовых и всех взаимодействующих с ними отношений. Партнерами могут быть и представители обеих сторон. В частности, интересы персонала зачастую делегируются профсоюзным организациям.

Структуры федеральной и региональной властей могут стать стороной в партнерстве лишь в исключительных случаях. К примеру, только тогда, когда выступают в качестве работодателя.

Формы социального партнерства

Проявляется социальное партнерство в разных формах. К примеру, все изменения или предложения, выдвигаемые администрацией компании и касающиеся производственно-трудовых вопросов фирмы, обязательно обсуждаются коллективно, с непосредственным участием персонала, принимаются (или дорабатываются) и находят отражение в колдоговорах, отраслевых соглашениях и других внутренних локальных актах, регламентирующих работу предприятия и одновременно гарантирующих работникам выполнение их трудовых прав.

Итак, социальное партнерство осуществляется в форме:

  • Двухстороннего консультирования (персонал – администрация) по координированию сферы труда, обеспечению гарантий прав персонала в рамках ТК РФ;
  • Совместных (коллективных) переговоров по работе над проектами колдоговоров и соглашений, а также заключению подобных актов;
  • Участия персонала или его представителей (профсоюзов) в управлении фирмой;
  • Разрешения возникающих споров с участием обеих сторон – работодателей и персонала.

Основные принципы социального партнерства

Система социального партнерства основывается на принципах, перечисленных в ст. 24 ТК РФ. К ним относят:

  • Неукоснительное соблюдение законодательных норм и НПА, регламентирующих трудовую сферу;
  • Документированная полномочность сторон;
  • Взаимоуважение интересов сторон;
  • Равноправность сторон в инициации проведения переговоров и подписании соглашений;
  • Заинтересованность всех сторон;
  • Свободный выбор в рассмотрении условий, означенных в колдоговорах и соглашениях, т. е. запрет на любое вторжение, лимитирующее права сторон, в частности, персонала;
  • Добровольность в возложении обязательств, т. е. каждая сторона соглашается на предложенные условия на добровольной основе, без давления извне. Кстати, сторона вправе не принимать неприемлемое для себя обязательство, которое предлагает вторая сторона;
  • Реальность (т. е. возможность выполнения) принимаемых обязательств;
  • Контролирование выполнения условий колдоговоров;
  • Обязательность исполнения принятых условий соглашений;
  • Ответственность за их неисполнение.

Уровни социального партнерства

Различают 6 уровней социально-партнерских отношений – от установления баланса интересов в отдельном предприятии до координации трудовой сферы в стране. В них входят уровни:

  • Локальный, устанавливающий обязательства персонала и администрации определенной компании;
  • Территориальный, регулирующий сферу труда в муниципалитетах;
  • Отраслевой, координирующий вопросы труда в отраслях;
  • Региональный, определяемый согласовывание интересов трудовой сферы в регионах РФ;
  • Федеральный, т. е. регулирующий трудовые вопросы по РФ в целом.

Органы социального партнерства

Социально-трудовая сфера – понятие намного более обширное, чем только вопросы труда. В этот комплекс входят еще темы соцобеспечения и быта, ведь любой внутрифирменный коллективный договор включает целый раздел, посвященный социально-бытовым вопросам.

Эффективность социально-партнерских отношений регулируется специальными органами – комиссиями, создающимися по решению сторон на каждом из перечисленных уровней и состоящими из полномочных представителей. На федеральном уровне в рамках действующих законов постоянно работает Российская 3-сторонняя комиссия по регулированию социальных и трудовых отношений. В ее составе - представители общероссийских профсоюзных объединений, союзов работодателей, Правительства страны.

Придерживаясь тех же принципов и опираясь на законодательную базу, подобные комиссии создаются и действуют на всех уровнях социального партнерства в сфере труда.

Введение

1. Понятие, принципы и стороны социального партнерства в сфере труда

1.1 Понятие социального партнерства

1.2 Основные принципы социального партнерства

1.3 Стороны и уровни социального партнерства

2. Формы социального партнерства в сфере труда

2.1 Формы социального партнерства

Заключение

Список литературы

Введение

Серьезный экономический кризис, наступивший в нашей стране осенью 2008 года, привел, как и во всех других странах мира, к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Его негативные последствия особенно глубоко и широко затронули лиц, занятых в сфере социально-трудовых отношений, поскольку сопровождались сложностями в обеспечении занятости и трудоустройства граждан, увеличением числа безработных, банкротством и ликвидацией предприятий, многочисленными фактами длительной задержки выплаты заработной платы, снижением ее размера. Получила распространение незаконная практика введения в организациях неполной рабочей недели (двух- и трехдневной) с неоплачиваемыми дополнительными выходными днями. Широко допускались и такие грубые факты со стороны работодателей, как запрещение работникам создавать в своих трудовых коллективах первичные профсоюзные организации, вступать в коллективные переговоры и заключать коллективные договоры. Оценивая названные факты, нельзя не отметить, что они являются грубым нарушением конституционных трудовых прав и интересов граждан в сфере труда, основу которых составляют международно-правовые нормы МОТ.

Негативные последствия в сфере труда, вызывающие социальную напряженность в обществе, значительно усилили внимание высших руководителей Российского государства - Президента РФ Д. Медведева, Председателя Правительства РФ В. Путина и лидера Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) М. Шмакова к ситуации в сфере труда и активному совместному участию в обсуждении возникших вопросов, принятию неотложных мер организационно-правового характера по защите трудовых прав и интересов работников в связи с грубым нарушением норм трудового законодательства.

В целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников. Взаимодействие социальных партнеров по подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями. Более тесное взаимодействие социальных партнеров необходимо на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений: на федеральном, региональном и территориальном.

Учитывая изложенное, следует сказать, что это и определяет актуальность темы исследования.

Целью исследования является раскрыть общие положения социального партнерства в сфере труда в Российской Федерации.

Исходя из этой цели в работе были поставлены следующие задачи: дать понятие социального партнерства, охарактеризовать его основные признаки, стороны и уровни, а также проанализировать формы социального партнерства.

Предметом работы является социальное партнерство в сфере труда.

Объектом работы являются правоотношения, возникающие в процессе реализации социального партнерства.

Теоретическую основу работы составляют научные труды В.Н. Толкуновой, А.Ф. Нуртдиновой, Ю.П. Орловского и других.

1. Понятие, принципы и стороны социального партнерства в сфере труда

1.1 Понятие социального партнерства

В самом общем виде социальное партнерство в сфере труда понимается как система взаимодействия основных агентов рынка труда, позволяющая наиболее эффективно учитывать основные интересы работников (и их представителей), работодателей (и их представителей) и государства при регулировании социально-трудовых отношений.

Сегодня социальное партнерство выступает как способ согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере.

Становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный процесс. Это отчасти объясняется тем, что в Российской Федерации законодательство о социальном партнерстве создавалось практически «с чистого листа».

Реализация экономических и социальных реформ привела к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере, снижению социальной защищенности граждан. Соответственно, и развитие законодательства о социальном партнерстве получило достаточно мощный стимул.

Сейчас уже никто не оспаривает, что система социального партнерства - это наиболее эффективный способ достижения и поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников.

В статье 23 ТК РФ законодательно закреплено понятие «социальное партнерство». Оно может быть двусторонним, когда в этих процессах участвуют работники и их представители, работодатели и их представители. То есть в диалог вступают две стороны, непосредственно взаимодействующие в производственном процессе и имеющие достаточно противоречивые интересы. Работники заинтересованы в стабильных трудовых отношениях, высокой заработной плате, выплачиваемой регулярно, в получении социально-бытовых и иных льгот за счет работодателя. Работодатель, в свою очередь, заинтересован в получении максимальной прибыли, выплате дивидендов, снижении затрат на организацию производства. Таким образом, каждый участник производственного процесса стремится удовлетворить собственные интересы, игнорирование которых противоположной стороной влечет нестабильность трудовых отношений для работников и снижение уровня прибыли и уменьшение инвестиций в производство для работодателей.

Для предотвращения таких негативных явлений существуют различные формы социального партнерства - ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, реализация систем участия работников в управлении организацией, участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров и др. (статья 27 ТК РФ).

Двусторонняя модель социального партнерства возникает на уровне организации.

Социальное партнерство становится трехсторонним, когда нужно согласовать интересы работников и работодателей на территориальном, региональном, отраслевом и общенациональном уровнях. Третьим участником рассматриваемых отношений выступает государство в лице соответствующих органов.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки соответствующих проектов соглашений на федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Члены комиссии - представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ .

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на уровне субъекта Федерации.

Государство занимает особое место в системе социального партнерства:

1) именно государство принимает законы и иные нормативные правовые акты, определяющие правила и процедуры форм социального партнерства. Государство определяет правовое положение социальных партнеров - объединений работодателей и объединений работников, формы и методы представительства и т.п.;

2) государство может выступать в качестве посредника при разрешении конфликтов между социальными партнерами;

3) государство выступает в качестве социального партнера, являясь, например, стороной коллективных соглашений определенного уровня.

При определении положения сторон социального партнерства государство устанавливает правовые рамки их деятельности и обеспечивает необходимую законодательную регламентацию. Кроме того, государство создает условия для реализации работниками и работодателями права на объединение, то есть на создание ассоциаций и союзов для достижения целей, определяемых уставами таких союзов и объединений. Иными словами, государство создает предпосылки для легитимного формирования институтов гражданского общества.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, как правило, не берут на себя никаких обязательств при заключении соглашений. Их задача - стимулировать и координировать переговорный процесс, обеспечивать единообразие при установлении условий труда в данной местности, отрасли и пр. Такое положение дает основание говорить о них как об особых участниках процессов социального партнерства, помогающих сторонам достичь компромиссов, прийти к соглашению, и в конечном итоге - к достижению необходимого для успешного экономического развития социального мира.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления рассматриваются в качестве сторон социального партнерства, принимающих на себя в ряде случаев определенные обязательства.

Во-первых, эти органы могут выступать в качестве работодателей (если речь идет о государственных (муниципальных) унитарных или казенных предприятиях). Здесь участие государственного органа (или органа местного самоуправления) необходимо, так как государственные (муниципальные) унитарные предприятия не являются собственниками имущества. Оно закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления.

Отраслевое трехстороннее соглашение по социальному партнерству на 2016-2018 годы подписано правительством Москвы, работодателями строительного комплекса столицы и Территориальной организацией профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов. Причем впервые - сразу на три года.

От имени столичного правительства договор подписал заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, от других договаривающихся сторон - председатель Комитета Московской конфедерации промышленников и предпринимателей по градостроительной политике, строительству и промышленности строительных материалов Александр Грибов и глава горкома профсоюза строителей Валерий Лаптев.

Прежде трехстороннее соглашение подписывалось ежегодно. Новый закон о соглашениях и коллективных договорах дает право заключать договор раз в три года, что, по мнению экспертов, более эффективно. Впервые отраслевой документ подписан на более продолжительный срок и зарегистрирован как правовой юридический документ.

«Трехстороннее соглашение является важным этапом совместной работы органов исполнительной власти, работодателей и профсоюзов. Оно направлено на повышение правовых гарантий, совершенствование трудовых отношений, создание оптимальных условий для улучшения качества выполняемой работы и стимулирование эффективности труда в организациях стройкомплекса столицы», - подчеркнул заммэра.

В новом отраслевом соглашении, по сравнению с предыдущим, увеличились взаимные обязательства сторон. Уточнены аспекты подготовки и переподготовки специалистов, отражены вопросы гарантированной оплаты труда и еще многое другое. Условия, определенные документом, являются обязательными для исполнения всеми организациями, предприятиями и учреждениями отрасли, независимо от их форм собственности.

«Это система трипартизма, когда правительство, работодатели и работники в лице профсоюза подписывают так называемый социальный мир. Об этом существует четкая и принципиальная договоренность мэра Москвы Сергея Собянина и правительства города со столичными профсоюзами, - отметил Валерий Лаптев. - В связи с этим соглашение становится базовым документом для заключения на каждом строительном предприятии коллективных договоров, которые установят дополнительные социальные блага для его работников. Документ подразумевает не только гарантированный соцпакет. Он уделяет большое внимание подготовке кадров, создает оптимальные условия для улучшения безопасности труда и принятия дополнительных мер, предупреждающих травматизм и профессиональные заболевания». Глава профсоюза проинформировал также, что в новом договоре отдельно прописан пункт о том, что прибыль организации должна направляться на материальное поощрение не только первых лиц компании, а всего коллектива. «Работникам необходимо выдавать премии, 13-ю зарплату, оплачивать дополнительную медицинскую страховку, отдых в санаториях и детских лагерях. Отраслевой профсоюз уже неоднократно обращал внимание и будет делать все возможное для устранения социальной несправедливости», - подчеркнул Валерий Лаптев.

Стороны также признали необходимость заключения коллективных договоров во всех строительных организациях и на предприятиях стройиндустрии города. Они обязались оказывать содействие компаниям, развивающим принципы социального партнерства, в выполнении взятых на себя обязательств. При этом отмечается, что «ни одна из сторон, подписавших соглашение, не может в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых обязательств».

«Подготовка к подписанию соглашения проходила в непростой обстановке. Возникали постоянные споры на рабочих группах. Важным итогом работы стало общее согласие, что строительная отрасль должна стать локомотивом столичной экономики. А каждая сторона соглашения должна представлять свое место в реализации программы, помогая обеспечивать стабильную работу не только предприятий стройкомплекса, а всех промышленных подразделений столицы, так или иначе связанных со строительством. Подобного рода зависимость позволит нам уже в ближайший период решить многие вопросы, связанные с импортозамещением», - подчеркнул Александр Грибов.

Важно отметить, что в трехстороннее соглашение как в действующий юридический документ можно вносить поправки и дополнения в случае изменения экономической ситуации в стране.

ОБРАЩЕНИЕ

Руководителям организаций строительной отрасли города Москвы

Уважаемые работодатели строительной отрасли города Москвы!

28 декабря 2015 года заключено Соглашение на 2016-2018 годы между правительством Москвы, работодателями строительной отрасли города Москвы и Территориальной организацией профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов, направленное на совершенствование социально-трудовых отношений, обеспечение социально-правовой защиты работников отрасли.
Соглашение прошло уведомительную регистрацию в департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы (№ 6 от 29.12.2015 г.).
В соответствии с действующим законодательством предлагаю работодателям строительной отрасли города Москвы, не участвовавшим в заключении указанного Соглашения, присоединиться к нему.
Прошу обратить внимание, что согласно ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 14 (п. 8) Закона города Москвы от 11.11.2009 г. № 4 «О социальном партнерстве в городе Москве» в случае, если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к отраслевому соглашению не представят в уполномоченный орган исполнительной власти (департамент градостроительной политики города Москвы) письменное мотивированное заявление о своем несогласии с данным соглашением в целом или его конкретными обязательствами, то соглашение автоматически распространяется и на этих работодателей.

Заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства города Москвы М.Ш. Хуснуллин

Российское социальное партнерство в сфере труда отражено в «Кодексе законов о труде». Особое внимание в нем уделено социально-экономической жизни страны. Понятие «социальное партнерство» означает государственной, местной властью, работодателями и работниками. Цель статьи закона— обеспечить согласование интересов работодателей и работников в вопросах урегулирования трудовых и других отношений. Работодатели и работники являются сторонами партнерства в лице установленного порядка.

Согласно законодательству о труде, партнерства имеет несколько уровней:

    Федеральный уровень. На нем обсуждаются основы регулирования отношений в трудовой сфере.

    Региональный уровень. Служит для определения порядка регулирования субъектами Федерации в соответствии с имеющимися полномочиями.

    Территориальный уровень оказывает действие на территории города, района.

    Локальный уровень. На данном уровне осуществляется регулирование взаимных отношений между работодателями и работниками в организации.

    Отраслевой уровень осуществляет отраслевое регулирование.

Принципы социального партнерства являются внутриотраслевыми и включают следующие вопросы:

  • равноправные действия между сторонами;
  • учет общих интересов и уважение между сторонами;
  • заинтересованность участия в договорных отношениях обеих сторон;
  • государственная помощь в развитии и укреплении демократического социального партнерства;
  • руководство «Законодательством РФ» и другими правовыми нормативными актами сторонами и их представителями;
  • наличие полномочий у представителей сторон;
  • возможность свободного выбора при обсуждении вопросов, касающихся трудовой сферы;
  • принятие обязательств сторонами на добровольной основе;
  • реальность реализации принятых обязательств;
  • обязательное соблюдение «Коллективного договора»;
  • организация контроля за соблюдением принятых соглашений и договоров в коллективе;
  • несение ответственности сторонами и их представителями в случае невыполнения коллективных соглашений и договоров по их вине.

По «Трудовому кодексу» представителями работников являются профсоюзы. Социальное партнерство в сфере труда подразумевает наличие комиссий в роли органов социального партнерства. Комиссии должны проводить работу по регулированию на уровнях Достижение согласия противоположных интересов методом переговоров, устранение сложных проблем между работодателями и работниками — это то, что делает социальное партнерство в сфере труда. Путем голосования сторон комиссии принимается решение. При возникновении споров между сторонами органов составляется Он разрешается в соответствии с порядком разрешения спорных вопросов.

Социальное партнерство в сфере труда достигает свои цели благодаря применению коллективных переговоров, взаимных консультаций, участия работников, а также представителей в управленческой области. Производственная демократия — одна из форм партнерства.

В последнее время в нашей стране произошли изменения политического характера. Переход в экономике к рыночным отношениям дал старт изменениям в вопросах социального партнерства. Это привело к появлению нового вида правовых договоров и актов. Документы позволяют расширить договорное регулирование в трудовых вопросах. В наше время соглашения заключаются не только на уровне организации, но и с помощью Правовым актом партнерства, направленным на установку общих принципов регулирования труда, стало социально-партнерское соглашение. Оно заключается между представителями работодателей и работников на различных уровнях: территориальном, федеральном, региональном, отраслевом.