Что такое ремесленник по истории. Традиционное ремесло и народные промыслы

Человек разумный и ремесло - ровесники. Именно по признакам сознательного практического освоения окружающей действительности и можем мы определить уровень развития сознания в тот или иной исторический период. Ремесло начиналось с камня, просуществовав в виде различных способов нахождения и раскалывания кусков породы около миллиона лет, пока к ним не присоединилась простейшая деревообработка в виде ломания и обработки палок и привязывания их к камням с помощью лозы. Так появились умельцы, делающие каменные топоры и копья. Из поколения в поколение передавались эти скудные технологические знания, иногда теряясь на века, иногда снова набирая силу. Пройдет еще 300 тысяч лет, пока человечество в лице некоторых продвинутых сообществ не изобретет, например, пошив одежды. До открытия земледелия в это время остается еще более 80 тысяч лет.

Конечно, объем знаний не ограничивается познаниями в той или иной технологии. Древнему человеку для выживания нужно было превосходно знать и понимать дикую среду его обитания. В наше время известны примеры достаточно подробно изученных отдельных затерянных племен, к моменту изучения не знакомых не только с обработкой металла или стеклом, но и с земледелием или даже не изобретших колеса. И каждый раз очевидно, что постепенно накапливающаяся культура группы, однажды придя к некоторому равновесию с относительно стабильной окружающей средой, способна передаваться и сохраняться веками и даже тысячелетиями.

Поначалу все знания передавались по наследству путём демонстрации и копирования. Набора нечленораздельных звуков и мимики хватало чтобы передать все передовые знания своего времени за считанные дни, даже учитывая невысокое интеллектуальное развитие тогдашних людей. Многое, наверняка, передавать не удавалось и многие открытия и идеи тех людей так и остались невыраженными за полным неимением средств для этого. Веками и тысячелетиями по крупицам различные сообщества накапливали примеры и знания, по разному встраивая их в свою картину мира. Постепенно накапливая опыт, обзаводясь средствами для его передачи и сохранения в виде звуков, рисунков и знаков, сообщества обзавелись своими неповторимыми культурными системами.

Культура как правило приобретает форму определенной традиции, задающей форму общественной и частной жизни людей. Именно с помощью традиций передается в веках накопленный опыт. Основным способом передавать практические технологические знания тысячелетиями остаётся непосредственная демонстрация с устными комментариями и работой над ошибками. Пока объем знаний остается сравнительно небольшим, почти каждый член общества может быть носителем всей совокупности традиций, культуры целиком.

Безусловно, специализация деятельности в примитивной форме существовала с самых ранних пор: очевидные различия между полами или возрастными группами привели к первичному разделению производственных ролей. Дальнейшее развитие разделения труда смогло произойти только через многие тысячи лет в результате развития технологии и следовавшего за этим усложнения культуры. Возникновение и разделение скотоводства и земледелия, выделение из земледелия и самостоятельное развитие различных ремёсел, появление новых форм умственного и физического труда наметило основные границы между различными сферами деятельности. Многие века просуществовав в виде домашней промышленности, ремёсла удовлетворяли внутренние потребности сообщества и носили преимущественно семейный характер. Только с появлением и развитием рыночных отношений стала возможной более узкая специализация и обособление отдельных профессий.

Ремесленники как социальный слой

Несмотря на широкое использование рабского труда, уже в городах Древней Греции, Древнего Рима, стран Древнего Востока слой профессиональных ремесленников был довольно многочисленным. Последовавший за распадом Римской Империи культурный упадок лишь ненадолго отложил дальнейшее развитие и уже в Раннем Средневековье начинают выделяться кузнечное дело, плотничество, ткачество, появляются профессиональные строители и стекольщики. Тогдашние мастера были как правило универсалами и представляли каждый целую отрасль. В это время начинается разделение универсального вотчинного производства, целью которого было обеспечение внутренних нужд хозяйства, и товарного производства, ориентированного на рынок. Все большее распространение получает работа на заказ, а с развитием рыночной торговли активно развивается производство товаров на продажу. Появляются первые бродячие ремесленники, для которых их мастерство и личные инструменты становятся единственным способом прокормиться.

Расцветающие и набирающие силу города впитали огромные массы умельцев, состоявших не только из обезземеленных крестьян, становившихся преимущественно наемными работниками, но и из увлеченных производством состоятельных людей, сформировавших слой успешных мастеров и предпринимателей. Городские ремесленники надолго стали основным населением большинства городов.

Постепенно сложилась новая производственная ячейка - ремесленная мастерская, в которую входил сам мастер, несколько подмастерьев, а также несколько учеников. Мастера одной или схожих профессий объединялись в цеха, бравшие на себя множество различных функций от регламентирования количества и качества оборудования мастерских и их продукции, количества подмастерьев и учеников и определения продолжительности рабочего дня до отстаивания коллективных интересов отрасли и даже формирования городского военного ополчения. В случае роста конкуренции между мастерами, руководство цехов могло попросить часть мастеров переехать в другой город, но чаще всего они сами смело переселялись в новые места, где их мастерство оказывалось более востребованным. Цехи поддерживали и развивали престиж мастеров и их искусства. Всё больше людей уходили в ученики к мастерам, чтобы в течение нескольких лет достичь определенного уровня и получить возможность стать подмастерьем. В первое время чтобы стать полноценным мастером, членом цеха и получить право иметь свою мастерскую, подмастерью нужно было несколько, как правило семь, лет набираться опыта, а затем своими силами и на личные средства сделать «шедевр» - образец мастерства, представляемый перед мастерами цеха. Поначалу охотно принимавшие в свои ряды новых мастеров, цехи постепенно становились все более закрытыми организациями. Усложнялись правила приёма в цех, а разрыв между мастерами и подмастерьями всё увеличивался. Обремененные цеховыми тяготами подмастерья часто были вынуждены покидать города в поисках лучших условий. И также как в среде бродячих мастеров зародились цехи, среди недовольных своим положением подмастерьев рождались и их аналогичные союзы - компаньонажи. Добровольные объединения ремесленников - цехи, гильдии, артели - на протяжение многих веков составляли основу производства, однако стремительное развитие капитализма, сумевшего оседлать волну прогресса, привело к резким изменениям в этой сфере.

Превращение ремесла в промышленность

Продолжающийся рост городов и накопление гражданами значительных капиталов привело к выделению класса городских буржуа - владельцев крупной собственности, живущих приносимыми её использованием доходами. Концентрируя в своих руках товары, помещения, территории и средства производства, этот класс приобретает все большее экономическое влияние. Не редкостью становится превращение ремесленных цехов и мастерских в капиталистические предприятия, а обладающих капиталами мастеров в предпринимателей, использующих в производстве исключительно наёмный труд.

Все большее распространение получает практика скупки, когда крупные купцы приобретали сразу большие объемы продукции и перепродавали её на местных и внешних рынках. Постепенно отдаляясь от рынка, ремесленник уже начал терять элементы своей независимости, а накопление купеческого капитала способствовало дальнейшему низведению мастеров до статуса простых наёмных работников. Сначала в виде раздачи сырья отдельным мастерам с последующей скупкой результатов, затем в форме рассеянных мануфактур, пользующихся низкой стоимостью работы деревенских ремесленников-кустарей на дому, капитализм привёл ко все нарастающей концентрации средств в руках влиятельного меньшинства, увеличивающейся специализации работников и большему имущественному расслоению населения. На первое место в производстве товаров выходят крупные производственные мануфактуры, эксплуатирующие труд наёмных работников, выполняющих всё более специализированные функции. Проникновение мануфактурного способа производства в различные ремёсла быстро разделяет их на отдельные составляющие действия и специализации, значительно повышая эффективность производства. Каждый работник мануфактуры представляет лишь небольшую часть производственной цепочки и хотя он всё лучше осваивает вверенный ему участок, повышая общую эффективность, он всё больше впадает в зависимость от хозяина предприятия и своей узкой специализации.

Оставаясь на протяжение нескольких столетий основной формой крупного производства, мануфактуры создали основу для последующей индустриализации. Изобретение прядильных машин и других станков способствовали стремительной механизации, а развитие капитализма создало предпосылки для укрупнения производства. Первоначально приводимые в движение водяными мельницами, машины существенно упрощали массовое производство, превращая работающие преимущественно на заказ мануфактуры в промышленные предприятия нового типа - фабрики. Фабричное производство способствовало еще большему имущественному и интеллектуальному расслоению, низводя труд рабочего до выполнения все более простых и строго регламентированных функций.

Начавшись во второй половине XVIII века промышленная революция всего за один век радикально изменила практически все сферы жизни человека. Изобретение паровой машины позволило переместить разбросанные по берегам рек фабрики в города и еще больше сконцентрировать и механизировать производство. Освоение новых способов получения и обработки металла не только расширило сферу его применения, но и способствовало значительному укрупнению металлургической и горнодобывающей промышленности. Этот период характеризуется взрывным ростом промышленного производства, происходящего на фоне все большего усугубления положения рабочего. Разорение деревни и мелких производств заставило переселиться в города огромное количество людей, поступавших на работу на фабрики для выполнения, как правило, низкоквалифицированного монотонного труда. И если до изобретения газового освещения рабочий день нормировался по продолжительности светлого времени суток, то с введением повсеместного газового, а затем и электрического освещения, продолжительность рабочего дня стала доходить до 12-15 часов в сутки . Благодаря машинам для производства больше не требовалась значительная физическая сила, в промышленности начал активно использоваться женский и детский труд.

Конечно, рабочие не всегда мирились с такой эксплуатацией и на протяжение всей промышленной революции наблюдается множество случаев сначала спорадических уничтожений разгневанными людьми машин и фабрик, затем коллективных обращений и ультиматумов правительству, а в последствии и ряда полномасштабных восстаний и революций. В результате этой борьбы была резко сокращена продолжительность рабочего времени, практически прекращена практика использования детского труда, развилась система всеобщего образования.

Новые витки промышленной революции, основанные уже не на отдельных удачных изобретениях, а на целенаправленном процессе научного изучения, способствовали еще большему росту эффективности производства. К началу XX века наступил расцвет индустриальной эпохи. Механизация сменяется автоматизацией, производство приобретает потоковый характер. Несмотря на все еще преобладающий низкооплачиваемый труд низкоквалифицированных работников, все более востребованным становится профессия инженера и технолога. Наряду с профилированием образования происходит и развитие различных схем карьерного роста. Постепенно расширяется средний класс, составленный из наиболее высококвалифицированных рабочих и владельцев малого бизнеса. Индустриализация начинает сталкиваться с различными ограничениями дальнейшего роста, будь то ограниченность рынков сбыта и кризисы перепроизводства или растущая стоимость рабочей силы в наиболее промышленно развитых областях, делающее производство неконкурентоспособным в стремительно глобализующемся мире. Всплески промышленного производства нередко сменяются периодами глубоких социально-экономических кризисов. Все большее значение начинает играть доступ к начинающим истощаться природным ресурсам. XX век продемонстрировал всю мощь массового производства не только миллионами автомобилей и элементов быта, но также танками и артиллерийскими снарядами, оптовыми партиями поставлявшимися на поля ужасающих мировых войн.

Условия современности

В тени огромной промышленной машины непросто разглядеть продолжающуюся историю ремесла. Можно заметить что практически любые новые виды производственной деятельности человека даже во времена тотальной индустриализации по прежнему первоначально проходят этап персонального ремесла, где единичные мастера осваивают и развивают новые технологические процессы. Только потом эти наработки разбиваются на отдельные элементы и шаги в форме напоминающей мануфактурное производство и лишь затем получают возможность превратиться в очередную отрасль промышленности. Так происходило не только с древними ремёслами ткачей и кузнецов, точно такой же процесс наблюдается повсеместно. Единичные мастера производили первые фотоаппараты и радиоприборы, поднимали в воздух первые самолеты и снимали первые кинофильмы. Даже первоначальное развитие компьютеров, сыгравших важнейшую роль в информационной революции конца XX века, происходило в рамках небольших групп взаимодействующих умельцев, кооперация которых во многом походила сначала на кооперацию мастеров в средневековых цехах, а затем на первые мануфактуры с относительно небольшой специализацией и разделением труда. Лишь в XXI веке такие сферы деятельности как программирование и компьютерная графика, прежде являвшиеся уделом немногих мастеров, приобретают характер массового производства.

Нетрудно заметить, что с древнейших времен развитие ремесла и технологии, даже несмотря на катаклизмы и кризисы, продолжается нарастающими темпами и если уже в XX веке скорость революционных изменений в образе жизни горожанина сравнялась со скоростью смены человеческих поколений, то в настоящее время процесс изменений и преобразований напоминает стремительный поток. Такая скорость трансформации всех условий жизни человека буквально сносит традиционные основы многих культур. Большинство культур, претендуя на универсальность, на поверку зачастую оказываются привязанными к определенному климату, к конкретной местности и её флоре и фауне, к имеющемуся уровню развития технологии и образованности населения, к исторически сложившимся стереотипам и догматическим утверждениям, принятым на веру без постоянной перепроверки. В таком бурном потоке уже трудно разглядеть очертания старых культур, но начинает активно складываться общее всемирное культурное поле, составленное из наиболее крепких осколков прошлых и вновь появляющихся традиций и общепринятых норм. Все более яркое и насыщенное событиями настоящее заставляет людей все чаще забывать о прошлом и выстраивать взаимоотношения с миром заново, сознательно или несознательно адаптируясь к новым условиям существования.

Безусловно, развитие технологии - процесс далеко не равномерный. Можно представить его как волны новых знаний и последствий их применения от точек возникновения изобретения до границ, максимально доступных для используемой формы производства. Автоматизированное поточное производство позволяет в кратчайшие сроки доставлять плоды технического прогресса огромному количеству людей, но и у этого способа есть очевидные границы, очерченные конечностью доступных природных ресурсов, емкостью рынка и платежеспособностью населения. Несмотря на уже более чем двухсотлетнюю историю освоения электричества, более 1 млрд. человек по прежнему не имеет к нему доступа , а в век, казалось бы повсеместных, информационных технологий доступ к сети Интернет имеет менее половины населения планеты. Во многом основная технологическая и, связанная с ней, культурная инерции сохраняются в деревнях и небольших городах, в то время как мегаполисы мира все больше становятся похожими друг на друга, сливаясь в единое поле мировой массовой культуры, сложившейся к концу XX века в форме постиндустриальной экономики.

Экстенсивный рост производства всегда обнаруживает его возможные границы и такое обнаружение часто оказывается крайне болезненным. Например, исчерпание доступной для использования в качестве топлива для бронзового литья древесины в конце Бронзового века стало одной из причин катастрофы цивилизационного масштаба. Превратив в полупустыню некогда густые леса, покрывавшие всё Средиземноморье, первая попытка построения глобальной цивилизации не выдержала испытания потеплением и последовавшей сильнейшей засухой и голодом и была в кратчайшие сроки уничтожена практически до основания воинственными «народами моря». Более чем на 400 лет регион практически полностью лишился культуры: разрушились экономические связи, прекратили существование многие города и даже страны, полностью исчезла даже довольно развитая письменность. История знает немало подобных кризисов, пусть и не столь разрушительных. И каждый раз разрешение накопившихся противоречий требует от общества и культуры относительно быстрой реакции и концентрации больших усилий для интенсивной адаптации.

Внедрение принципов массового производства во все большем количестве отраслей и связанный этим стремительный рост объемов выпускаемой продукции первое время компенсировался экстенсивным ростом зоны рыночной торговли и транспортной доступности её удаленных уголков. Такое расширение уже во второй половине XX века достигло своих предельных ограничений - доступных ресурсов нашей планеты и численности её платежеспособного населения. Только усилия огромного количества специалистов смогли ослабить эти ограничения с помощью различных уловок вроде перехода от удовлетворения имеющихся к формированию новых потребностей или создания дополнительного платежеспособного спроса кредитованием. Формирование общества потребления стало в какой-то мере спасением, хотя в действительности лишь отсрочило необходимость более кардинальных изменений. Ограниченность ресурсов и связанная с этим ограниченность в количестве выпускаемого товара к концу XX века оказалась частично скомпенсирована превращением большой части экономики в информационную, связанную с производством интеллектуального продукта. В этом процессе в ускоренном виде также наблюдаются все стадии развития ремесла от мастерства отдельных инженеров и программистов до формирования потокового производства программ, кинофильмов, книг и других элементов культуры. Принеся колоссальные перемены в уровне жизни людей по всей планете, XX век оставил в наследство раскрученный маховик крупной государственно-капиталистической экономики, поглотившей практически все сферы жизни человека. Даже само изобретение новых продуктов и видов деятельности становится в некоторой степени массовым производством в форме всевозможных стартапов и краудфандинговых компаний, короткий период развития энтузиастами-основателями которых в случае успеха как правило заканчивается поглощением одной из крупных корпораций, либо превращением в новую корпорацию. Большинство же начинаний так и не достигает «успеха», не вписываясь в современную капиталистическую модель, что принято трактовать как полную несостоятельность.

На рубеже XX и XXI веков скорость изменений в образе жизни человека значительно превысила скорость смены поколений и если XX век не переставал удивлять радикально новыми научно-техническими открытиями, случавшимися почти каждое десятилетие и постепенно становившимися частью обыденной жизни, то сегодня этот разрыв между изобретением и его широким внедрением оказывается все короче и исчисляется годами и даже месяцами. Такое ускорение перемен оказалось беспрецедентным и человек еще только начал формировать адаптационные механизмы для существования в такой изменчивой среде. Стабильность условий жизни, привычность устоявшихся форм общественных взаимоотношений и сохраняющаяся во времени ценность однажды полученного знания грозят исчезнуть под натиском постоянно возникающих новых промышленных и социальных технологий. Каждый отдельный человек и общество в целом стоят перед необходимостью ускорения и интенсификации обучения, быстрого практического овладения новшествами. Такая изменчивость бросает вызов человеческой природе и получает естественный ответ, прорывающийся через века специализации и разделения труда. Идеал высокоспециализированного профессионала с высшим профильным образованием начинает терять привлекательность, на фоне все большего отставания образовательных стандартов от производственных реалий, а также стремительного изменения экономических условий профессиональной деятельности.

В настоящем мире человеку, если он хочет оставаться уверенным в своих силах и соответствии их постоянно меняющимся требованиям окружающего мира, необходимо сохранять остроту и открытость ума, готовность принимать и изучать всё новое и неизвестное. Теперь чтобы не потеряться в потоке нужно постоянно поддерживать и развивать свои познания и кругозор, совершенствовать и видоизменять свои навыки и умения. Глобальные информационные сети и культура обмена информацией в ней активно поддерживают этот процесс и в некоторой степени компенсируют отставание традиционных образовательных систем. В интернете накоплены огромные базы знаний как теоретических, так и практических и эти знания жаждут найти применение. Достаточно лишь желания и некоторого количества времени для того, чтобы самостоятельно освоить практически любой навык или умение, изучить какую-либо сферу знаний, только при помощи Сети. Постепенно развиваются не только способы подачи информации, но и способы взаимного обучения. Проведение онлайн-обучения удаленных групп учеников превращается в новый вид профессиональной деятельности.

Ремёсла в современности

В условиях массового производства практически всего, что только можно произвести, ремесло, казалось бы, должно было окончательно исчезнуть, однако оно не только смогло сохраниться в отдельных областях, но и обретает все более широкие перспективы развития. Уже в XIX веке одухотворенность и индивидуальность ремесленных изделий активно противопоставлялась бездушным фабричным товарам массового производства и потребления. На протяжении всей Промышленной революции ремёсла сохранялись в отдаленных от промышленных центров уголках, в форме хобби, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, народных художественных промыслов и штучного производства на заказ предметов роскоши. Новые изобретения и открытия даже проходя процесс индустриализации и превращаясь в массовый продукт всегда оставляют и некоторую долю мелких производителей, работающих независимо и самостоятельно. На фоне промышленного производства одежды продолжает существовать и развиваться дизайн и индивидуальный пошив одежды, на фоне киноиндустрии продолжает существовать независимое авторское кино, а несмотря на засилье интернет-корпораций открытые сообщества независимых программистов продолжают создавать шедевры компьютерного кода.

Ремёсла - не застывшие во времени остатки прошлых культур, а постоянно развивающиеся живые организмы, даже несмотря на порой неблагоприятные окружающие условия. Яростное противостояние ремесленника и машины на заре фабричного производства сменилось вдумчивым изучением и творческим применением самых передовых технологий и машин. Все новые технологические открытия и наработки промышленности активно усваиваются мастерами и ремесленный труд со временем становится все более современным и технически оснащенным. Современный плотник содержит в своей мастерской десятки станков и машин, облегчающих работу и ускоряющих производственный процесс, не лишая результаты такой работы индивидуальности и творческого посыла мастера. Прогресс наполнил и обогатил ремёсла, расширив возможности мастера, освободив его от монотонных и малоэффективных операций, расширяя простор для подлинного творчества. Массовое производство затронуло не только потребительские товары, но и всевозможные инструменты и станки, снизив их цену и сделав доступными многим. Уже начиная с середины XX века набирает силу DIY-движение (Do It Yourself, «Сделай сам»), которое несет идеи независимого самостоятельного производства, ремонта и модификации всевозможных вещей. Причем мотивация этого движения далеко не ограничивается восполнением недоступности тех или иных товаров на рынке, а связана с потребностью в самореализации и в расширении кругозора людей, а также в персонализации и одушевлении различных сторон жизни в мире обезличенной массовой культуры.

Культура потребления создала образ успешного человека, имеющего в собственности множество дорогих вещей, пользующегося дорогостоящими услугами и получающего от этого удовлетворение и наслаждение. Для многих этот идеал и по сей день остается главным ориентиром для направления приложения своих жизненных сил. Однако уже довольно многочисленны те, кто осознал всю ограниченность такого идеала и недостижимость через простое потребление высших состояний, доступных человеку. Никакие покупки не могут заменить человеку радости решения трудной задачи, уверенности в собственной самостоятельности и счастья творческой самореализации. Промышленность же может дать для этого инструменты, материалы, обеспечить энергией и необходимой информацией. Сегодня человеку нужно лишь отстраниться от заполнения жизни товарами массового производства и обнаружить всю широту своих возможностей окружить себя чем-то более теплым и настоящим. Те, кто уже осознал и ощутил счастье быть творцом в наш потребительский век, очень часто готовы делиться не только своей радостью и внутренней свободой, но и знаниями, умениями и навыками с другими, еще не познавшими этих возвышенных состояний. Также как на заре промышленной революции передовые знания эпохи передавались в виде стажировок у различных мастеров и собраний философских обществ и кружков, многие современные мастера проводят мастер-классы и публикуют инструкции по техникам своей работы в интернете. В обществе узких специалистов и стандартизованного труда потребность в расширении знаний и умений становится насущной для многих людей, в особенности горожан, занятых в сфере интеллектуального труда и фактически отрезанных от многих возможностей производительной деятельности. Отделенные от творческой самореализации стеной предубеждений индустриальной эпохи и неуверенности, порожденной отсутствием практики, современные горожане зачастую даже не осознают до конца всю важность творчества и самостоятельности, но раз вкусив это сладкое ощущение самореализации уже не готовы от него отказаться .

Являвшиеся уделом отдельных художников и дизайнеров творческие пространства и мастерские открываются для все большего количества людей. Крупные компании предоставляют доступ к мастерской в качестве социального пакета работникам. Творческие и производственные пространства создаются как центры изобретательства и проектирования продуктов массовой промышленности. Набирает популярность абонементная модель использования оборудованных мастерских, предоставляющих доступ к профессиональным инструментам и различными материалам практически каждому желающему. Да и сами инструменты любительского класса широко доступны и позволяют освоить почти любую сферу производства самостоятельно или небольшой группой. Даже сегодня не редки случаи совместной организации ремесленных мастерских и устройство их по принципам артели.

Заключение

Ремёсла с самого момента своего возникновения стали вершиной технологической мысли и оставались основой производства многие тысячелетия. Несмотря на прохождение различных исторических этапов и происходившие в их ходе трансформации, ремесленный способ труда, опирающийся на личное мастерство работника или их небольших согласованных групп, всегда находит себе место в постоянно меняющемся мире. Вытесненное из производства товаров повседневности массовой промышленностью, ремесленный подход сместился выше в производственной цепочке и стал основой для проектирования и проведения исследований новых технологий и видов продукции. И если производство товаров народного потребления стало прерогативой крупных фабрик и заводов, то создание самих фабрик и заводов долгое время оставалось особым ремеслом - уделом немногих мастеров архитектурного и инженерного проектирования. Потоковое производство умеет быстро и качественно копировать уже готовые изделия, но их разработка и тестирование и сегодня часто представляет собой скорее мастерство ремесленников, чем налаженный потоковый изобретательский процесс. В сфере информационных технологий возникли и продолжают существовать множество всевозможных сфер деятельности, таких как программирование или веб-дизайн, блоггинг или поддержка сообществ в социальных сетях, зачастую сохраняющие ремесленные черты, не охотно превращаясь в формы массового производства.

Высокая частота смены технологических и культурных условий жизни в современном мире становится серьезным испытанием для многих культур и отдельных их представителей. Когда-то периоды серьезных перемен в общественной жизни представлялись отдельными кризисами и не без труда преодолевались с надеждой на установление в будущем более устойчивых к кризисам форм. И каждый раз эти формы точно также переживали новые кризисы в связи с новыми витками исторических изменений. Сегодня можно констатировать наступление перманентного кризиса, вход в состояние постоянных трансформаций как следствие адаптации к постоянным технологическим и социальным изменениям. Инерционная крупная промышленность не способна мгновенно реагировать на такие изменения, массовое производство с большим трудом справляется с ограничениями ресурсов и разрывами глобального рынка. Ремесленный подход может стать основой для сохранения и преумножения знаний и технологий, их практической реализации и поддержания устойчивости общества в непрекращающемся потоке перемен. Немало уже представителей класса новых ремесленников, заново открывших личное мастерство и радости творческой самореализации. Благодаря широкому распространению информационных сетей и облегчению доступа к необходимому оборудованию теперь почти каждый может стать мастером, причем не обязательно только в одной сфере, что становится особенно важно на фоне очевидной неспособности традиционных форм образования успеть за нарастающими темпами социально-экономических трансформаций. Кажущиеся утерянными в глуши потребительского общества и потоке глобализированного массового производства знания, умения и навыки сохраняются среди отдельных мастеров и умельцев, накапливаются в сети Интернет и могут стать основой для назревающей локализации и очеловечивания производственного процесса. Кто знает, может быть развитые формы мастер-классов станут основой для новой системы образования, а самостоятельное создание предметов окажется достойной альтернативой массовому производству и потреблению товаров. Дадим ремеслу шанс!

Вконтакте

Путеводитель посвящён русским ремёслам, о каждом ремесле в нём рассказывается отдельно.

Статьи по нужным темам вы найдёте в подрубриках:

Что такое ремесло

Если кратко - это ручной труд, работа и уменье, которым зарабатывают на жизнь. Без ремесленной деятельности трудно представить себе человечество.

Понятие ремесла многогранно. Одни считают, что создание художественных произведений, это уже не ремесло. Другие - считают профессию, скажем, художника или иконописца, поэта или актёра ремеслом.

, CC BY-SA 3.0

Так, или иначе, в любом деле можно достичь художественных и профессиональных высот, но любое профессиональное дело начинается с простой необходимости, затем достигается мастерство ремесленника, а уж потом оно может превратиться в широкое производство ли прославить отдельного мастера, достигшего совершенства.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Примеров этому у народов России много. Нашу лаковую миниатюру, и подносы, абрамцево-кудринскую резьбу и многое другое, можно смело отнести к произведениям искусства.

Конечно в ремесле многое зависит от личного мастерства.

В одном из словарей читаем:

«Для России характерны: применение простых орудий труда, решающее значение личного мастерства ремесленника, индивидуальный характер производства (ремесленник работает один или с ограниченным числом помощников)».

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Для чего и почему

История ремесла восходит к началу производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы:

  • домашнее ремесло - в условиях натурального хозяйства
  • ремесло на заказ - в условиях разложения натурального хозяйства
  • ремесло на рынок

На развитие и формирование ремёсел большое влияние оказал климат, географическое положение, политические и исторические факторы.

Кустарные промыслы и ремёсла Нижегородской губернии. Производство крупных весовых коромысел. Деревня «Красная Рамень» Семёновского уезда. 1896 год Неизвестный фотограф конца XIX века , CC BY-SA 3.0

Например Византия обогатила мир православной культурой, которая в свою очередь, оказала немалое влияние на развитие русских ремёсел.

Становление профессионального ремесла, особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя - городских ремесленников.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Большое влияние на распространение и развитие ремёсел оказало строобрядчество.

В XIX веке в России всё больше стали задумываться о создании «русского стиля», что поддерживалось и царским правительством.

В 1904 году Поленов создал Дом Народного Творчества, в 1913 прошла Первая ярмарка народных промыслов. Кстати, тогда царское правительство нашло деньги, чтобы оплатить дорогу кустарям на эту выставку.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В начале 1920-х годов развитие кустарных народных промыслов продолжалось, но в 1930-е с ними было покончено. Возрождение их началось лишь в 1968 году, когда было издано соответствующее постановление партии и созданы соответствующие организации. Но многое уже было потеряно.

Возрождение

В наше время идёт активное возрождение ремёсел и промыслов народов России. Примеров тому много: по старинным гравюрам, благодаря Александру Анатольевичу Баукину, возрождена ; Александр Николаевич , вместе с искусствоведом Виктором Яковлевичем , возродили ; в Одоеве возрождён промысел.

Фотогалерея










Синонимы

  • занятие
  • профессия
  • специальность
  • мастерство
  • рукомесло
  • рукоделие
  • минерва
  • промысел
  • искусность
  • призвание
  • банаузия

Минерва

В римской мифологии - богиня мудрости, искусства, покровительница художников и ремесленников. Поэтому это слово может быть синонимом слова «ремесло».

Банаузия

Греч. banausia - ремесло, занятие наукой или искусством как ремеслом.

Пословицы

В народе много пословиц и поговорок, связанных с ремеслом:

С ремеслом не пропадешь.

Всякое ремесло честно, кроме воровства, и воровство ремесло -да не хлебное.

Ремесло - золотой кормилец.

Ремесло не коромысло - плеч не оттянет.

« Когда в делах - я от веселий прячусь,

Когда дурачиться - дурачусь.А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников,

я не из их числа».

А.Грибоедов, «Горе от ума»

Ремёсла в наше время

Нередко звучат слова, что «ремёсла умирают и забываются». Это не так. Конечно, некоторые виды просто исчезают за ненадобностью, например производство гусиных перьев, которыми уже давно никто не пишет. Но в целом, интерес к народным художественным промыслам растёт год от года.

В России есть немало учебных заведений, где можно получить профессиональное ремесленное образование.

Национальное богатство

Васнецов, Билибин, Врубель, Суриков изучали русский национальный стиль, сохранившийся в орнаментах вышивок, народных костюмов, узорах и формах изделий деревенских ремесленников.

Художники видели в этом национальное богатство России, то, что делало русских отличными от других народов. Это способствовало невиданному всплеску развития нашего искусства, стали проводиться экспедиции, открываться музеи, проводиться ярмарки.

Разделение труда, появление прибавочного продукта, развитие земледелия и скотоводства привели к возникновению ремесла . Первые ремесленники занимались выделкой шкур и кожи диких и одомашненных животных, плетение предметов быта из коры деревьев, лепкой из глины. С течением времени примитивные приемы обработки природных материалов становились более осмысленными, позволяя удовлетворять не только бытовые, но и эстетические потребности. Совершенствовались также орудия труда, они становились более прочными и удобными в работе. Первые материалы для работы люди находили вблизи своих жилищ - глина, камень, небольшие куски мягкого металла, дерево.

Глобальное значение для развития человечества имело кузнечное ремесло . Изначально изделия изготавливались из чистого металла. Как правило, это были благородные металлы, лежащие на поверхности - золото, серебро. Для их обработки не требовалось много времени, усилий и сноровки. Однако, изготовленные из них предметы обихода и оружие были недолговечные в эксплуатации. Кроме того, количество сырья было весьма скоромным. Спустя определенное время первобытные мастера стали использовать сплавы металлов. Примитивная металлургия ограничивалась использованием сплавов серебра, золота, меди и метеоритного железа. Эти металлы не сложно было найти, и также не сложно обработать. Более совершенные технологии появились уже ближе к середине 3 тысячелетия до нашей эры. Находки, датируемые этим периодом, были изготовленные из медных сплавов при помощи литья. В то время люди научились уже добывать металлическую руду из неглубоких шахт. Выплавка металла осуществлялась в земляных ямах либо каменных емкостях, напоминающих горшки. Несмотря на прогрессивное развитие ремесла, медные орудия труда и оружие было несовершенным. Ножи, топоры и наконечники стрел были весьма хрупкими и быстро затуплялись. Потребность в более долговечном и прочном материале привело к использованию бронзы. Однако, и она не удовлетворяла всем насущные потребности той эпохи. В корне ситуацию изменил железный век. Открытие столь распространённого металла позволило выйти на совершенно новый этап развития человечества.

Рис. 1 - Возникновение ремесла

Параллельно с освоением металлов развивались и другие виды ремесла. Для хранения припасов, приготовления пищи и ее потребления требовались разнообразные сосуды. Идеальным материалом для их изготовления была глина. Совершенствование техники гончарного мастерства привело к изобретению гончарного круга и печей для обжига. Керамическую посуду украшали росписью и лепниной. Также ее использовали в качестве менового товара. С развитие гончарного дела керамическая посуда стала признаком достатка и статуса ее обладателя.

Потребность в одежде стала мощным стимулом развития ткацкого ремесла . Первые ткацкие станки датируются 5 тысячелетием до нашей эры. Они представляли собой примитивную конструкцию из двух брусков, на которые натягивали нить основы будущего полотна. Подобную технику используют и по сей день. Первыми материалами для полотна становились дикорастущие травы - крапива, лен, конопля. Со временем для этой цели стали использовать шерсть одомашненных животных. Ткацкое мастерство развивалось наравне с другими видами ремесла. Ткани на ряду с оружием, украшениями и продуктами становились предметами торговли и признаком богатства. В зависимости от района проживания мастера усовершенствовали и развивали такие вид деятельности как обработка дерева. Этому весьма способствовало появление металлический орудий труда.

Стоит отметить, что возникновение, развитие и совершенствование мастерства привело к выделению ремесленников как особого класса первобытного общества. Как правило, мастера занимались только определенным видом деятельности и передавали знания и опыт исключительно близким родственникам. Со временем мастера даже селились обособленно от общины. Контактируя с соплеменниками, продавая или выменивая результаты своей работы на необходимые товары. Таким образом, возникновение ремесла удовлетворило не только потребности человека в комфорте, но и спровоцировало разделение общества по профессиональному признаку и появлению рыночных отношений.

Появление ремесла приходится на начало производственных занятий человека. Еще с древних времен известны зачатки

Понятие о ремеслах

Ремесло - это производственная деятельность, основанная на изготовлении промышленных предметов с помощью мелкого ручного труда, преобладающая до развития машинного производства и сохранившаяся при нем.

Человека, который занимается профессиональным изготовлением предметов, называют ремесленником.

Что такое народное ремесло

Народным ремеслом называют предметы, которые изготовлены при помощи обычных подручных материалов и простых конструкций. Народные ремесла разнообразны своей творческой деятельностью, изделия изготавливаются своими руками и чаще всего из природных материалов или близких к ним (дерево, ткани, металл и пр.). Этот вид деятельности сформировался из домашнего ремесла, когда изготовлялись необходимые бытовые вещи. Как и искусство, народные ремесла развивались в зависимости от культуры, религии и иногда - политических взглядов.

История ремесла

Ремесло имеет долгую историю возникновения. Первобытные общины чаще всего занимались домашним ремеслом, изготовляя предметы из камня, кости, глины, дерева и т.д. Домашнее ремесло - это производство изделий, необходимых для ведения хозяйства. В некоторых местах и в наши дни это занятие имеет большое значение.

Позже люди начали вести появились ремесленники. Многие ремесленники работали на хозяйственных угодьях царей, храмов, монастырей и рабовладельцев (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция и странах Междуречья). Изначально ремесленник работал один, но так как это давало маленький доход, мастера начали объединяться в группы. Эти группы назывались артелями и принимали заказы от населения. Некоторые из мастеров ходили по городам и селам, а другие жили и работали в одном месте. Промыслы и ремесла на заказ дали начало появлению и развитию городов как центров ремесленных работ и торговли. До наших дней во многих населенных пунктах сохранились названия улиц, указывающих на место работы того или иного мастера. Например, Гончарная - на ней было организовано производство Кожевенная - обработка кожи, производство кожаных изделий, ремонт обуви, Кирпичная - производство кирпичей.

В Средние века появилась форма профессионального ремесла. В городах появился новый социальный слой - это городские ремесленники. Главными отраслями городского ремесла были: изготовление предметов из металла, сукноделие, производство изделий из стекла и пр. Городские мастера располагали такими привилегиями, как городское право, ремесленные цеха, собственная свобода.

С приходом многие виды ремесел утратили свое первенство в производстве, на фабриках и заводах стали использовать машины. Сегодня ремесленники сохранились в отраслях, которые обслуживают личные нужды клиентов, и в изготовлении дорогостоящих художественных изделий (сапожники, портные, ювелиры, художники и др.).

История развития ремесел в России

Население русских городов в основном состояло из ремесленников. Большая часть из них занималась кузнечным производством. Позже из кузнечного дела образовалось слесарное. Его продукция пользовалась большим спросом в Европе. Производство оружия выделило мастеров по изготовлению луков, ружей, колчанов и т.д. Доспехи русских ремесленников считались на порядок выше турецких, сирийских и итальянских.

По сведениям из летописи, в 1382 г. на Руси уже имелись пушки. В 14 веке сформировалось литейное дело (литье колоколов). С нашествием монголов производство пришло в упадок.

Ювелирное мастерство обслуживало потребности аристократии. Сохранившиеся изделия (иконы, золотые пояса, посуда, переплеты книг) свидетельствуют о высоком профессионализме ювелирных мастеров в области гравировки, художественного литья, ковки, черни и чеканки. В 14 веке началась в нескольких русских княжествах, что образовало денежное ремесло. На рынок и широкий круг заказчиков было рассчитано кожевенное, сапожное и гончарное ремесла. Из глины делали разнообразную посуду, игрушки и строительные материалы. Кроме того, в Москве и других городах строились каменные церкви (преимущественно из белого камня) и устанавливались башенные часы с боем.

Труды мастеров внесли большой вклад в восстановление разрушений после татаро-монгольских завоеваний. Русские ремесла повлияли на подготовку экономических предпосылок в создании русского централизованного государства.

С 1917 года число ремесленников в России резко снизилось, они объединились в промысловую кооперацию. Однако и сейчас русские ремесла включают несколько всемирно известных народно-художественных промыслов.

Различные типы и виды ремесел

Виды ремесел образуются от материала, из которого изготовлен предмет. С давних пор люди знают такие ремесла, как:


Кузнечное дело

Это одно из первых занятий, появившихся на Руси. Люди всегда удивлялись, наблюдая за работой кузнеца. Они не могли понять, как из серого металла мастер делал такие изумительные предметы. У многих народов кузнецы считались чуть ли не волшебниками.

Ранее кузнечное ремесло требовало особых знаний и специально оборудованной мастерской с множеством инструментов. Металл выплавляли из которые добывались весной и осенью. Древнерусские кузнецы изготавливали для земледельцев серпы, сошники, косы, а для воинов - копья, мечи, топора, стрелы. Кроме того, в хозяйстве всегда нужны были ножи, ключи и замки, иглы и т.д.

В наши дни технический прогресс несколько изменил и усовершенствовал кузнечное ремесло, но оно все еще востребовано. Художественной ковкой украшают офисы, квартиры, загородные дома, парки, скверы, особенно она востребована в ландшафтном дизайне.

Ювелирное ремесло

Ювелирное ремесло - одно из самых древних в истории человечества. Изделия из золота, серебра и драгоценных камней с давних времен считались признаком власти и богатства аристократического класса. Еще в 10 - 11 веках ювелирные мастера славились своим талантом по всей Европе. Люди с давних времен являлись страстными поклонниками украшений. Изготовлялись бусы из драгоценных металлов или цветного стекла, подвески с различными рисунками (обычно зверей), серебряные височные кольца, которые подвешивали к головному убору или вплетали в прическу, кольца, колты и т.д.

В 18 веке в России был расцвет ювелирного мастерства. Как раз в это время профессия «золотых и серебряных дел мастер» стала называться "ювелир". В 19 веке у русских мастеров появился собственный стиль, благодаря чему сейчас русские ювелирные изделия остаются уникальными. Начали свою работу прославившиеся фирмы братьев Грачевых, Овчинникова и Фаберже.

В наши дни население в связи с ростом благосостояния все больше и больше нуждается в высокохудожественных ювелирных изделиях.

Гончарное ремесло

Известно, что с 10 века на Руси производили глиняную посуду. Делалось это вручную, и в большинстве женскими руками. Для увеличения прочности и долговечности изделия к глине подмешивали мелкие раковины, песок, кварц, гранит, а иногда растения и осколки керамики.

Немного позже появились что облегчило работу гончарам. Круг приводили в движение рукой, а потом ногами. В это же время гончарным делом стали заниматься мужчины.

Промышленных масштабов гончарное дело достигло в 18 веке. В Петербурге, а немного позже и в Москве появились керамические фабрики.

Предметы, изготовленные современными гончарами, все так же восхищают. Сегодня гончарное ремесло - это популярное занятие во многих областях России, а спрос на керамические изделия ручной работы постоянно возрастает.

  • Ремесло́ - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда.

    Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок - кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX-XX вв. назывались кустарями.

    Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.

    Становление профессионального ремесла, особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя - городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. - первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранялось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий - гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.

    В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.

    Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

    кузнечное дело

    гончарное производство

    плотницкое дело

    столярное ремесло

    портняжное дело

    прядильное

    скорняжное

    пекарное

    сапожное

    кожевенное

    ювелирное

    и многие другие.

    В России после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.